Картельные соглашения. Что такое картель: виды картельных соглашений Сговор юридических лиц

Действующее антимонопольное законодательство запрещает ограничение, недопущение или устранение конкуренции. Многие законодательные положения закрепляют, однако, ответственность не за конкретное действие, а за его последствия. В этой связи бывает достаточно сложно оценить степень опасности каких-то операций на рынке, так как заранее предугадать их результаты невозможно.

Несколько проще обстоят дела с картелями. В законодательстве прямо запрещено заключать картельные соглашения. Соответственно, контролирующим структурам достаточно доказать, а недобросовестным участникам - осознать сам факт такого сговора. Рассмотрим далее подробно, что такое картель и какая ответственность предусмотрена за его создание.

Общие сведения

Картельный сговор - это запрещенное законодательством соглашение между конкурентами о:

  • разделе рынка;
  • ценах;
  • создании дефицита продукции;
  • участии в торгах;
  • бойкоте отдельных категорий покупателей.

Антимонопольный орган должен доказать сам факт существования картеля. Опасные последствия для экономики при этом подразумеваются. Это означает, что контролирующий орган не обязан доказывать их наступление, в том числе и вероятное, для привлечения лица к административной ответственности. Несколько иначе обстоит дело с уголовным наказанием.

Действующая в настоящее время ст. 178 УК РФ предусматривает различные санкции для нарушителей антимонопольного законодательства. Однако для их вменения необходимо собрать доказательственную базу.

Особенности квалификации

Для определения признаков картельного сговора необходимо:


Особенности доказывания

Для привлечения лиц к ответственности по УК ФАС России использует два типа улик: косвенные и прямые. Последние включают в себя документы (протоколы, соглашения, заявления и пр.), а также показания свидетелей, которые прямо указывают на наличие нарушений. Чтобы получить такие доказательства, ФАС России проводит внезапные проверки. Как показывает практика, зачастую в ходе таких мероприятий обнаруживаются явно антиконкурентные документы, подписанные участниками рынка.

В течение последних лет находить прямые доказательства становится все сложнее. Во многих случаях контролирующие органы находят документы, свидетельствующие о наличии картельного сговора, в которых участники используют псевдонимы. В этой связи большое значение в расследованиях имеет сбор косвенных улик, указывающих на побочные, дополнительные факты, связанные с тем или иным нарушением. Для их получения контролирующие органы анализируют поведение хозяйствующих субъектов, структуру рынка, выполняют математические расчеты и экспертизы. Результаты всех этих мероприятий и выступают в качестве косвенных улик.

Нюансы

Как поясняют сами сотрудники контролирующих органов, у антимонопольной службы существует своего рода "красная черта" для случаев, когда прямые доказательства картельного сговора отсутствуют. Решение о наказании виновных лиц выносится, если результаты экономической экспертизы показывают недопустимость ситуации, сложившейся на рынке, и если имеется одно-два дополнительных доказательства факта нарушения закона. Стоит, однако, сказать, что контролирующие структуры прямо не называют те обстоятельства, на которые они могут среагировать. Это делается для того, чтобы недобросовестные конкуренты не смогли подготовиться к проверкам.

Предмет доказывания

При анализе рынка и поведения экономических субъектов антимонопольный орган, расследуя картельные сговоры, стремится найти подтверждения, что:

  • конкуренты действуют единообразно и синхронно без каких-либо объективных причин на это;
  • деятельность субъектов противоречит их интересам;
  • хозяйственные операции не могли быть совершены ни при каких условиях, кроме как при наличии сговора.

Проблемы судебной практики

Во многих странах выработаны и успешно используются практические руководства по доказыванию и расследованию случаев картельных сговоров. Они закрепляются, как правило, не в нормативных актах, а фиксируются в обзорах судебной практики.

Отечественное антимонопольное законодательство начало действовать сравнительно недавно. Соответственно, судебная практика по делам о формах ограничения конкуренции еще достаточно противоречива.

Кроме того, сложные случаи рассматриваются теми же судьями, которые принимают решения по оспариванию ненормативных актов структур власти. Ввиду отсутствия специализации, позволяющей уполномоченным лицам видеть в делах о картелях не только юридическую, но и экономическую сторону, лишает материалы, предоставленные субъектами, подозреваемыми в сговорах, доказательственного значения. В результате судьи доверяют выводам, сделанным на основе проверок жалоб на картельный сговор в ФАС.

В связи с этим все более актуальными становятся практические руководства, разрабатываемые контролирующими органами. Одним из них является приказ ФАС № 220 от 2010 г. В нем даны пояснения о порядке определения продуктовых и географических границ товарного рынка. Сегодня идет работа по выработке аналогичного практического руководства по установлению размера ущерба и вертикальным соглашениям.

Стадии доказывания

Для привлечения к ответственности за картельный сговор по УК РФ необходимо:

  1. Выявить непоследовательное, нелогичное поведение экономического субъекта на рынке.
  2. Обнаружить "срыв" в действиях предпринимателя. К примеру, он реализовывал продукт по 10 р./шт., но вдруг увеличил цену в 5 раз.
  3. Выявить отличия в поведении предпринимателей, подозреваемых в сговоре, от действий других участников рынка.
  4. Доказать вероятное существование договоренности об устранении конкурентов.

По мнению экспертов, первая и вторая стадии могут слиться в одну. Однако контролирующие органы обычно используют различные методы в процессе доказывания. ФАС реализует обе стадии, открывая дела по сговорам, реагируя на те или иные события на рынке. Одним из показательных примеров является внезапное повышение цен на гречку.

Особенности применения экономических моделей

Способы доказывания, которые выбирает контролирующий орган, обычно на практике не закрепляются. Экономические модели постоянно трансформируются под влиянием ситуации на рынке. Ежегодно возникают новые методики, опровергающие или заменяющие прежние.

Зачастую при разбирательстве дел между контролирующим органом и участниками картеля возникает спор об обоснованности той или иной модели.

Выявление отличий в поведении субъектов

Для доказательства наличия тех или иных отклонений в действиях участников рынка разработан комплекс экономических мер, базирующихся на сборе информации. Методы, используемые на третьей стадии, являются более детализированными.

Описание той или иной экономической модели начинается обычно с условий, в которых она может применяться. Антимонопольному органу необходимо сравнить ее с фактическим положением дел. Такая проверка осуществляется в отношении каждой экономической модели до тех пор, пока не будет выбрана наиболее подходящая.

ФАС активно применяет метод сравнения поведения субъектов, подозреваемых в сговоре, с действиями конкурентов. Стоит, однако, заметить, что в зарубежной практике такой анализ выступает в качестве обязательного этапа доказывания, а не инструмента, который может использоваться в одном деле и не применяться в другом.

Переход к непосредственному доказыванию наличия сговора

По результатам первых трех этапов у контролирующего органа и участников картеля аккумулируется большой массив информации. Сведения поступают от потребителей, статистических органов, прочих источников.

Контролирующий орган, используя эту информацию на заключительном этапе, должен сформулировать обоснованный вывод о существовании или отсутствии сговора. Для этого, как правило, выбирается одна математическая модель. Задача антимонопольного органа в итоге сводится к доказыванию, почему именно эту методику он выбрал. Участники предполагаемого картеля, в свою очередь, обосновывают причины невозможности применения этой модели.

Специфика судопроизводства

В качестве экономических доказательств в картельных делах выступают те документы и материалы, в которых присутствуют обоснованные выводы о:

  • продуктовых и географических границах рынка, в пределах которого было допущено нарушение;
  • временном промежутке, в рамках которого проводилось исследование;
  • составе субъектов.

В их число, в частности, входят:

  • аналитический отчет ФАС;
  • экспертное заключение;
  • письменные, устные разъяснения экономистов и других специалистов, а также свидетелей, привлеченных к судебному производству.

Уголовная ответственность

Достаточно строгое наказание за участие в картеле предусматривается в ст. 178 УК РФ.

Уголовные санкции применяются к экономическим субъектам, если их действия:

  • причинили крупный ущерб организациям, частным лицам или государству;
  • повлекли получение доходов в крупных размерах.

Наказание будет ужесточено, если ограничение конкуренции посредством участия в картеле совершено:

  • субъектом с использованием своего служебного статуса;
  • с повреждением/уничтожением имущества, принадлежащего иным лицам, или с угрозой совершения таких действий (если отсутствуют признаки вымогательства);
  • с причинением особо крупного вреда или извлечением доходов в особо крупных размерах;
  • с применением насильственных действий или под угрозой их применения.

Виновным может вменяться одно из следующих наказаний:


Проверка предположений

В экономическом анализе могут применяться разные математические модели, характеризующие действия участников рынка в нормальных условиях и при наличии картеля. Однако все эти схемы основываются на одном принципе. Картельный сговор позволяет участникам установить стоимость продукции, в несколько раз превышающую цену конкурентов, и за счет этого извлечь сверхприбыль.

Однако модели в любом случае являются условным описанием реальной ситуации. Поэтому все предположения, на которых они основываются, требуют проверки.

При наличии спора о существовании картеля необходимо найти ответы на 2 основных вопроса:

  1. Послужил ли картель причиной повышения прибыли из-за завышенной стоимости продукции?
  2. Достаточно ли прозрачен анализируемый рынок?

О первом вопросе, к сожалению, на практике часто забывают. Здесь нужно вспомнить причину запрещения картеля. Запрет в законодательстве установлен потому, что сговор конкурентов всегда приводит к повышению цен, а это, в свою очередь, причиняет ущерб потребителям. Это предположение и надлежит проверять экономистам. Дело в том, что может оказаться, что маржа прибыли в действительности снизилась в период, когда по предположению контролирующего органа был создан картель.

Чтобы создать картель, у экономических субъектов должна быть возможность понимать, чем занимаются конкуренты. Если один из участников повысит стоимость продукции, то он потеряет клиентов, поскольку они переключатся на товар других производителей. При наличии сомнений в прозрачности рынка, вероятность существования картеля минимальна.

Картель представляет собой союз предпринимателей на основе картельного соглашения, в котором устанавливаются обязательные для всех участников условия: по объему производства, ценам, доле на рынке сбыта и др. Участники картеля сохраняют свою юридическую и хозяйственную самостоятельность и осуществляют свою деятельность на основе картельного договора.

Картель — объединение, как правило, фирм одной отрасли, которые вступают между собой в соглашение, касающееся различных сторон коммерческой деятельности компании, — соглашение о ценах, рынках сбыта, объемах производства и сбыта, об ассортименте, обмене патентами, условиях найма рабочей силы и т.д.

Что касается организационного строения, то картели никогда не имеют ярко выраженного доминирующего звена. Соглашения достигаются в результате встреч и договоренностей руководства производственных структур, сохраняющих свою самостоятельность. Макроструктуры картельного типа имеются во всех странах мира. Однако из-за развития антимонопольного (антикартельного) законодательства уже не осталось таких картелей, которые были образованы в начале XX в. Сейчас соглашение об образовании картеля практически не оформляется договором в письменном виде. Картельное соглашение часто существует негласно , в виде секретных статей, дополняющих какой-либо официальный текст, либо в устной форме "джентльменских соглашений". Фирмы, вступающие в картельное соглашение, сохраняют свою юридическую, финансовую, производственную и коммерческую самостоятельность . Речь идет о распространении скрытой формы картелей.

Для картеля характерно наличие следующих признаков:
  • договорный характер объединения (сговор группы производителей с целью полного или частичного уничтожения конкуренции между ними и получения монопольной прибыли);
  • сохранение права собственности участников картеля на свои предприятия и обеспечиваемая этим хозяйственная, финансовая и юридическая самостоятельность;
  • объединение ряда компаний, как правило, одной отрасли;
  • совместная деятельность по реализации продукции, которая может распространяться в определенной степени и на ее производство;
  • наличие системы принуждения, включающей выявление нарушений и санкции к нарушителям.

В соответствии с антимонопольным законодательством в большинстве стран картельные соглашения, за исключением отдельных отраслей (прежде всего сельского хозяйства), запрещены и установлен разрешительный порядок их деятельности при наличии особых условий. Как правило, законодательно запрещаются картели, связанные с фиксированием цен, делением рынка и ограничением выпуска продукции и производственных мощностей , т.е. те согласованные меры, которые направлены на искажение или ограничение конкуренции.

Запрет на создание картелей может быть снят для:
  • картелей, на которые приходится небольшая доля рынка (например, в рамках Европейского Союза: если доля рынка, охваченного соглашением, не превышает 5 % производства определенного продукта и средний ежегодный оборот участвующих в соглашении компаний не превышает 200 млн. экю);
  • картелей, деятельность которых базируется на освоении нового рынка;
  • картелей, приносящих пользу экономике всей страны, например способствующих техническому прогрессу;
  • "кризисных" картелей, уменьшающих, например, излишние производственные мощности.

В странах Западной Европы, где действует специальное законодательство, делящее картели на "желательные" и "вредные", насчитываются сотни официально зарегистрированных картельных соглашений, не считая тех, которые существуют без регистрации. В США картели запрещены законом. Их функции выполняют торгово-промышленные ассоциации (союзы предпринимателей), осуществляющие межфирменное регулирование рынка в масштабах отрасли.

В мировой практике выделяются следующие виды картелей:

1. Денежный картель , утверждающий унифицированные цены наряду с равными условиями поставок и платежей (горизонтальные связи Цен).

2. Долевой картель :

  • квотный картель (картель продукции), выделяющий каждому его участнику квоту для продажи продукции в соответствии с производственными мощностями. Целенаправленное регулирование предложения через квоты позволяет картелям контролировать цены на рынке товаров;
  • территориальный картель, выделяющий каждому предприятию территории сбыта и исключающий взаимную конкуренцию.

3. Закупочный картель — монопольное соглашение нескольких предприятий, фирм, корпораций о закупке сырья и товаров определенного вида, сорта и так далее в интересах всех участников картеля с целью сбить закупочные цены.

4. Калькуляционный картель , участники которого договариваются об одинаковой структуре и об одинаковом содержании расчетов.

5. Кондиционный картель , определяющий условия реализации товара.

6. Контингентированный картель , устанавливающий для его участников соответствующие квоты (контингенты).

7. Кризисный картель , который создается при стойком спаде спроса (кризисный картель структуры) или временном сокращении сбыта (кризисный картель конъюнктуры) для ограничения конкуренции. В условиях спада производства картели этого вида способны планировать собственные действия.

8. Патентный картель , определяющий направления совместного использования (или неиспользования) какого-либо технического изобретения.

9. Производственный картель , устанавливающий объем (квоты) производства для каждого участника.

10. Региональный картель , определяющий области сбыта.

11. Ценовой картель , устанавливающий для участников цены товара.

Более совершенная форма картеля включает в себя не только установление единых цен и совместный сбыт, но и ограничение производства путем назначения квот на объем выпуска для отдельных производителей и скоординированного регулирования (т.е. устранение излишних производственных мощностей или их наращивание).

Существует ряд факторов, определяющих эффективность деятельности картеля . Прежде всего, это участие в рассматриваемой организационной форме интеграции компаний основных производителей данной продукции и их согласие с политикой картеля. Отказ в участии в картеле некоторых ведущих производителей и обман, практикуемый отдельными участниками картеля, вместе со способностью покупателя переключаться на продукты-заменители могут подорвать контроль картеля над ценой продукции.

Модель картеля — крайний случай кооперированной олигополии

Модель картеля — представляет собой крайний случай кооперированной .

Картель можно определить как формальную организацию продавцов (производителей) в целях ограничения конкурентных сил на рынке. Картель предполагает явный сговор между продавцами относительно:

  • принципа установления цен;
  • раздела рынков сбыта;
  • квот производства и сбыта участников;
  • обмена патентами и другой информацией, имеющей коммерческий интерес.

Картели могут иметь как национальный характер (т.е. объединять предприятия одной страны), так и международный характер (объединение предприятий разных стран, так называемые товарные ассоциации экспортеров и производителей сырья). Среди наиболее известных картелей второго типа можно назвать (Организацию стран-экспортеров нефти). На внутреннем рынке во многих странах в настоящее время картели являются незаконными, и если образуются, то действуют нелегально.

Основная цель образования картеля заключается в получении ее участниками монопольной прибыли путем сговора.

Рассмотрим сущность и последствия деятельности картеля на графической модели. Введем несколько упрощающих допущений.

На рынке конкурируют две фирмы (ситуация дуополии ), рыночный спрос постоянен и имеет вид линейной функции , фирмы производят однородную продукцию и имеют одинаковые издержки (МС1=МС2). С учетом этих допущений модель картеля может быть представлена, как на рис. 7.4.

Рис. 7.4. Модель картеля

Если фирмы находятся в состоянии жесткой , то наименьшая возможная цена равна конкурентной цене (Рс) и определяется точкой пересечения кривой спроса D и кривой предельных издержек МС. При цене Рс дуополисты (подобно совершенным конкурентам) будут иметь в долгосрочном периоде нулевую экономическую прибыль.

Если же рассматриваемые фирмы сформируют картель и ограничат свой выпуск для максимизации общей прибыли объемом Qm, то оптимальная цена картеля (монопольная цена) составит Pm. Это максимально возможная цена при данном рыночном спросе за предлагаемый объем, которая обеспечивает участникам картеля монопольную прибыль.

Поскольку совокупная прибыль объединенных в картель предприятий выше, чем первоначально, они заинтересованы в подобном соглашении. Вместе с тем после заключения картельного соглашения любой картель сталкивается с проблемами внутреннего и внешнего характера.

Первая группа проблем (внутренних) касается согласования противоречивых интересов между членами картеля (раздел рынка, установление единой цены и т.д.) и контроля за соблюдением соглашения. Вторая группа проблем (внешних) затрагивает проблему конкуренции с фирмами-производителями, не являющимися членами картеля.

Рассмотрим последовательно данные проблемы. При организации картеля все фирмы-участники несут издержки заключения сделки. Существует целый ряд факторов, который затрудняет заключение подобных соглашений (о них будет сказано ниже). Однако на многих рынках потенциальная прибыль картеля может быть столь значительна, что стимулирует к его заключению.

Вместе с тем как только картельное соглашение достигнуто и установлена монопольная цена, каждый участник соглашения заинтересован в скрытом нарушении установленных правил игры, ибо это повышает его индивидуальную прибыль. Другими словами, основная трудность картельного соглашения не в его заключении, а в его выполнении . Если все члены картеля будут нарушать установленные цены и квоты, это приведет к падению рыночной цены до конкурентного уровня и, как следствие, к распаду картеля. Успех картеля зависит от возможности выявления и пресечения обмана. Вот почему любое картельное соглашение обязательно предусматривает целый ряд мер по выявлению и предотвращению обмана между его участниками.

Основные меры контроля:
  • ограничение точек отгрузки продукции картеля;
  • работа с небольшим количеством крупных покупателей;
  • штрафы (уровень штрафов должен быть достаточно высок, чтобы предупреждать обман, и в то же время, достаточно низок, чтобы не отпугнуть фирмы от картеля);
  • ограничение квоты производства;
  • формирование доходов (которые распределяются между всеми членами картеля на основе специально выработанной формулы);
  • наказание натурой (когда в ответ на обман участники картеля немедленно увеличивают объемы своего производства и снижают цены). Данная мера считается эффективной, если только удается быстро выявить обман. В противном случае, фирма-нарушитель успевает получить значительную прибыль до того, как понесет издержки от наказания.
Но даже если все фирмы-участники будут вести себя честно (что маловероятно), остается угроза конкуренции со стороны:
  • внешних фирм, производящих аналогичную продукцию;
  • новых товаров-заменителей продукции картеля.

На реальных олигопольных рынках существует целый комплекс факторов, препятствующих и благоприятствующих образованию картеля.

Факторы, определяющие эффективность картеля:

  • Эффективность действующего в стране .

В условиях, когда картели являются незаконными, фирмы не могут заключать явных соглашений, а вынуждены вести секретные переговоры. Тем самым увеличивается риск присоединения к картелю и вероятность неприсоединения к картелю определенного количества фирм. Если же картели являются законными и фирмы могут открыто встречаться и обсуждать взаимные проблемы, риск снижается, а число неприсоединившихся фирм сокращается до минимума.

  • Количество продавцов и производителей продукции.

Чем меньшее количество фирм действует на рынке, тем им легче договориться. И, наоборот, по мере расширения числа олигополистов, возрастают издержки формирования картеля, увеличивается вероятность того, что одна или две фирмы не присоединятся к соглашению, а это снижает монопольную власть образуемого картеля.

  • Однородность выпускаемой продукции и сопоставимость издержек.

Если фирмы выпускают однородную продукцию и их издержки идентичны, им легче принять соглашение об образовании картеля. Напротив, сильная дифференциация продукции и разница в издержках затрудняет выработку согласованных решений.

  • Стабильность и предсказуемость спроса.

Стабильность и предсказуемость спроса облегчает фирмам принятие картельного решения. Значительное и непрогнозируемое изменение объемов спроса дестабилизирует рыночную ситуацию и затрудняет переговоры.

  • Взаимоотношения между участниками картеля.

Чем в более дружеских и доброжелательных отношениях находятся руководители фирм, тем им легче прийти к согласию. И наоборот, разногласия между участниками рынка затрудняют достижения соглашения (Так, в силу политических разногласий не было заключено в свое время соглашение между ЮАР и СССР по экспорту золота.)

Картель представляет собой одну из форм монополии или коммерческого соглашения. Отличается он от других структур монополии тем, что все предприятия, которые входят в состав картеля, самостоятельны в производственном и финансовом плане.

Картели создаются для того, чтобы влиять на такие факторы рынка, как:

Дорогой читатель! Наши статьи рассказывают о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай носит уникальный характер.

Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему - обращайтесь в форму онлайн-консультанта справа или звоните по телефону.

Это быстро и бесплатно !

  • формирование цен;
  • сферы влияния;
  • условия купли-продажи;
  • управление и регулирование объемов производимых продуктов;
  • использование патентов;
  • наем работников;

Картели, как правило, руководят предприятиями в одной из множества отраслей производства, затрудняя нормальное функционирование механизмов рынка. В странах, где картели запрещены, они попадают под действие антимонопольного законодательства.

Однако в некоторых странах создание картелей поддерживается законом и широко практикуется. Объясняется это тем, что подобные монополистические союзы помогают реструктуризировать промышленность, упраздняют или ограничивают конкуренцию между предприятиями, влияют на стандартизацию материалов и комплектующих готовых продуктов.

Признаки картеля

Картель является крупной группировкой, у которой есть свои особенности:

  1. Взаимосвязь базируется на договоре сторон с целью аннулирования между ними конкуренции и получения огромной прибыли от монополии.
  2. Право собственности на составные предприятия сохраняется за их хозяевами. Это обеспечивает финансовую, юридическую и хозяйственную самостоятельность.
  3. Компании-союзники в картеле – из одной производственной отрасли.
  4. Общее изготовление и реализация продукции.
  5. Есть система принуждения к работе, которая определяет обнаружение нарушений и применение к нарушителям санкций.

В мировой практике существуют следующие виды картельных соглашений:

Разновидности

Корпорации объединяются в следующие виды картелей:

  1. Долевой . Бывают: картель продукции или квотный. Выделяет участникам картеля определенную квоту для сбыта продукции в соответствии с мощностями производства. Целенаправленно регулируя предложения через квоты, владельцами картелей изменяются цены на рынке товаров.
  2. Денежный . Утверждает цены, унифицированные наряду с равными им условиями доставки и оплаты.
  3. Территориальный картель . Каждому предприятию выделяется своя территория для сбыта продукции, что исключает взаимную конкуренцию.
  4. Закупочный . Заключается монопольное соглашение между корпорациями, цель которого – оптовая закупка сырья и определенного вида товаров. В результате цены при закупке большого количества продукции падают в разы, что выгодно для всех участников картеля.
  5. Калькуляционный . Участники такой монополии заключают между собой договора об общей структуре предприятий и работы, а еще – об одинаковом содержании расчетов.
  6. Кондиционный . Определяет, по каким именно условиям осуществляется реализация продуктов потребления.
  7. Контингентированный картель , он устанавливает контингенты (квоты) для всех, кто работает в картеле.
  8. Кризисный . Формируется в тех случаях, когда резко падает спрос на продукцию (кризисный картель структуры) либо идет временное сокращение сбыта товаров (картель конъюнктуры). Цель – ограничение конкуренции. При фатальном спаде производства товаров подобные монопольные организации разрабатывают самостоятельный план действий.
  9. Патентный картель , в котором определяются ветви и направления общего использования любого технического изобретения.
  10. Производственный , который устанавливает объемы квоты производства для участников монополии.
  11. Региональный . Из названия понятно, что определяет территорию сбыта продукции в региональном масштабе.
  12. Ценовой . Определяет для всех участников картеля цены на товар.

Более «продвинутая форма» картелей не только позволяет себе устанавливать единую стоимость товаров и общий их сбыт, но еще и вправе ограничивать создание продуктов потребления. Делается это путем определения квот на каждое предприятие и каждый продукт в отдельности.

Простыми словами, это – принудительное уменьшение производительности мешающих монополии предприятий. Либо их ликвидация.

Запреты на создание. В каких случаях они не накладываются?


Запрет на создание картелей действует не только в странах, где они под запретом и практика их создания уголовно наказуема и преследуется законодательством. Там, где подобные формы монополии разрешены, действует некоторый список правил и условий, который следует выполнять всем участникам картеля.

Запрет снимается для:

  1. Картелей, которые занимают сравнительно малую долю на рынке сбыта (например, если в Евросоюзе доля монопольной группировки не превышает 5% всего рынка сбыта продукции и средний ежегодный финансовый оборот составляющих картель корпораций ниже отметки в двести миллионов экю).
  2. Картели, которые осваивают новые рынки и территории производства и сбыта товаров.
  3. Картели, существенно улучшающие государственную экономику и способствующие техническому прогрессу.
  4. Картели типа «кризисные», целью которых является уменьшение или уничтожение лишних мощностей предприятий.

Модель

Самой лучшей стратегией функционирования картелей является договор между конкурентами на предмет уравнения и регулировки стоимости продукции и объемов производимых товаров. Благодаря сговорам реально можно увеличить влиятельность и власть корпораций, а также получать экономическую прибыль каждым предприятиям, по размерам сравнимую с монопольной прибылью, когда даже сам рынок является монопольным. В экономике это и называется картелем.

Из-за того, что в большей части стран практика создания и функционирования картелей уголовно наказуема, они имеют статус либо международный (как, например, картель «ОПЕК»), либо тайный (самые популярные из таких – наркокартели).

Одной из основных особенностей таких форм монополии является их недолговечность, так как со временем у каждого участника картеля возникает соблазн «урвать больший кусок пирога» за как можно меньшее время работы.

В результате члены картеля нарушают уговоры, устраняют конкурентов внутри картелей, разгорается внутренняя война между корпорациями-союзниками и картель перестает существовать.

Что определяет эффективность работы?

На практике есть несколько факторов, которые определяют эффективность деятельности картеля. Самым важным и основным фактором является участие в рассматриваемой организационной форме интеграции компаний основных производителей данной продукции и их согласие с политикой картеля.

Отказ же в участии в картеле крупных лидирующих на рынке сбыта корпораций может повлечь за собой потерю контроля монополии над рыночной стоимостью товара.

Такого же результата можно добиться при обмане одних участников картеля другими с целью наживы и «облапошивания». Это выражается в предоставлении клиентам продуктов-заменителей дорогих и редких продуктов производства.

Еще некоторые немаловажные факторы, которые напрямую влияют на эффективность деятельности картелей:

  1. Наличие и степень действия в стране антимонопольного законодательства . При этом картели и другие типы монополистических структур не могут действовать открыто и вынуждены оперировать и работать тайно. Соответственно, сразу же возрастает риск участия в картелях, а еще – риск неприсоединения к подобному союзу фиксированного количества предприятий, силовых структур, физических или юридических лиц. Если картели функционируют на законных основаниях – риск сводится к минимуму, а количество желающих присоединиться многократно возрастает.
  2. Количество производительных мощностей монополии, а также количество продавцов и дилеров . Легче договариваться фирмам между собой, если их количество сравнительно небольшое.
  3. Однотипность производимой продукции и сопоставимость издержек . Если все фирмы, которые хотят образовать союз, выпускают одинаковый продукт с одинаковыми издержками – договариваться будет намного легче, чем при большей дифференциации производимых продуктов.
  4. Предсказуемость спроса и его стабильность.
  5. Отношения внутри картеля . Прийти к консенсусу легче, если ваши союзники относятся к вам благосклонно и дружелюбно, нежели наоборот. Примером может послужить факт несостоявшегося союза между СССР и ЮАР по экспорту золота, чему послужили причиной политические разногласия между сторонами.

«Горизонтальные» антиконкурентные соглашения, то есть картели, являются наиболее опасным нарушением антимонопольного законодательства. За их заключение предусмотрена как административная, так и уголовная ответственность. Картели ведут к ограничению конкуренции на товарных рынках, установлению монопольных цен, навязыванию потребителям услуг и товаров определенных производителей.

Одним из видов картелей, запрет на который закон о защите конкуренции устанавливает в статье 11, является сговор на торгах. Практика показывает, что на данный момент это один из наиболее распространенных видов картелей.

Картельный сговор при организации торгов – это соглашение между их участниками, цель которого – поддержание, снижение или повышение цен на торгах. Как правило, такое соглашение об условиях получения контракта заключается до начала торгов. Участники закупки могут договориться, кто из них выиграет торги и подпишет контракт по максимальной цене, какое вознаграждение получит проигравшая сторона.

Следует подчеркнуть два отличительных признака сговора на торгах. Первый признак – субъектный состав картеля. Его участниками всегда являются компании-конкуренты. Второй – отсутствие необходимости доказывать фактическое наступление последствий антиконкурентного соглашения для квалификации его как картеля. Так как важен сам факт заключения такого соглашения, а не его исполнение сторонами.

Практика показывает, картельный сговор при организации торгов имеет следующие признаки:

1. Участники закупки по очереди подают заявки с наиболее выгодными предложениями цены.

2. Большинство участников торгов заявляют неприемлемые цены и условия закупки, и победитель изначально становится очевидным.

3. Участники без объективных причин отзывают свои ранее поданные заявки.

4. В ходе торгов происходит минимальное снижение цены одним участником, другие участники сохраняют пассивную позицию.

Среди фактов, доказывающих картельный сговор на торгах можно выделить:

· Фактическое ведение деятельности компаниями-участниками картеля по одному адресу;

· Использование одинаковых или сходных IP-адресов при подаче заявок на участие в торгах;

· Сходство, в том числе стилистическое, заявок и технических предложений нескольких участников закупки, подтверждающее, что разрабатывало их одно лицо.

Как правило, в картельном сговоре при организации торгов участвуют несколько копаний. Они в целях имитации конкурентной борьбы направляют свои заявки на торги, получают допуск к ним, но при проведении торговой сессии отказываются от конкурентной борьбы. В итоге оставшийся участник выигрывает торги с минимальным снижением цены.

В наиболее сложных формах картельных сговоров на торгах количество участников может исчисляться десятками. Они разрабатывают различные схемы в целях заключения контрактов на выгодных для них условиях. К примеру, в картельном сговоре может участвовать сам заказчик. С ним достигается договоренность о включении определенных условий в техническое задание или об установлении отдельных требований к участникам закупки. В результате чего добросовестные участники закупки теряют к ней интерес.

Еще одним видом сговора на торгах является координация деятельности картеля его организатором. В самой закупке такое лицо не участвует. Оно создает условия для систематического, совместного участия компаний в торгах в течение длительного времени, а также направляет их деятельность.

В заключение стоит подчеркнуть, что поведение участников закупки в любом случае должно быть разумным, соответствовать нормам закона, а также сохранять конкурентную среду на товарном рынке.

Картель всегда являлся губительной для экономики операцией. Наряду с синдикатом и трестом, это запрещенная на законодательном уровне процедура. О картеле и его отрицательном влиянии на экономику и будет рассказано в данной статье.

Понятие картельного сговора

Итак, что же представляет собой картель? Каково его воздействие на экономические и даже на социальные отношения?

Это договоренность, которая заключается между двумя или более компаниями. Может носить как письменный, так и устный характер. Направлена эта договоренность на сильное ограничение конкуренции и, стало быть, на получение большей прибыли.

Картельное соглашение всегда носит монопольный характер. Это и делает данный сговор противозаконным во многих государствах. Сюда же добавляется стремление регулировать цены, производить продукцию и проводить маркетинговые операции самостоятельно. Из-за подобных действий значительно ухудшается выпуск продукции, ограничиваются имеющиеся мощности в производстве. Юридические лица несут административную, а порой и уголовную ответственность за картельный сговор.

Цели и задачи картельных соглашений

Основную цель всех тех лиц, что организуют картельный сговор, вычислить, конечно же, несложно. Это едва ли не полное удаление конкуренции на определенном участке рынка (как правило, производители считают некоторые участки и области сбыта за свои собственные, хотя на самом деле они таковыми не являются). Получив контролируемый рынок, производители диктуют на нем свою политику: свои условия и правила. Именно благодаря этому они могут устанавливать наиболее удобные и оптимальные для себя цены.

Глупо отрицать тот факт, что в условиях сегодняшнего рынка развития монополии никак нельзя избежать. Банальная людская жадность заставляет производителей объединяться и увеличивать собственный доход путем повышения цен и понижения объема выпуска товаров. крайне негативно сказывается и на обычных слоях населения: цены растут, а качество продукции ухудшается.

Виды картелей в зависимости от типа сговора

Существует множество классификаций видов картелей. Ниже будут перечислены лишь самые основные и известные типы картельных соглашений.

В зависимости от типа сговора, картели делятся на два основных вида: горизонтальные и вертикальные. Чем они отличаются друг от друга? Здесь все довольно просто. Вертикальный картельный сговор представляет собой заключение договора между предприятиями (двумя или более) из совершенно различных сфер деятельности. Совершенно непохожие друг на друга предприятия (например, мясопереробатывающее и лесное, металлургическое и авиастроительное и т. д.) преследуют цель ограничить гибкость рынка и установить монополию. Соответственно, горизонтальные картели представляют собой письменный или устный сговор компаний из какой-то одной отрасли.

Виды картелей в зависимости от типа деятельности

Мировая практика выделяет следующие типы картельных соглашений:

  • Долевые картельные соглашения. Подразделяются на квотные и территориальные. В первом случае участники незаконного соглашения регулируют ценообразование на рынке через квоты. Во втором же случае постепенно удаляется конкуренция - путем наделения участников сговора территориями сбыта.
  • Денежные картельные соглашения. Равные условия поставок и платежей утверждаются вместе со стандартизированными ценами.
  • Кондиционные картели. Соглашения подробного рода удтверждают определенные условия реализации продукции.
  • Закупочные картели. Довольно часто встречаемые соглашения. Суть их заключается в сбивании закупочных цен путем покупки несколькими предприятиями одинаковой (или определенного вида) продукции.
  • Калькуляционный картельный сговор. В этом случае предприятия договариваются между собой вести чуть ли не одинаковую политику: с похожими расчетами, похожей структурой и т. д.

Существует и множество других видов картельных соглашений. Однако определенная тенденция между всеми типами и видами подобных сговоров, конечно же, видна. Это одинаковые цены, совместный сбыт, ограничение или наращивание производственных мощностей и т. д.

Об организации картелей

Картельный сговор между производителями может быть заключен в устной или письменной форме.

Чаще всего на образование и развитие картельного сговора оказывают влияние отношения производителей, что этот сговор могут заключить. Проще говоря, чем ближе и дружественнее главы компаний относятся друг к другу, тем выше вероятность заключения между ними незаконной сделки. То же и наоборот.

Излюбленная тактика руководителей каких-либо компаний - заключение картельного сговора в условиях малого количества производителей на рынке. Дело в том, что отсутствие большого числа компаний отлично способствует скорому и легкому образованию незаконного сговора между производителями. Если же компаний слишком много, то и сам картель как таковой будет крайне неэффективен: возникнет множество издержек и затрат; да и вероятность его раскрытия будет в разы выше.

Факторы развития картелей

Существует определенный ряд факторов, что могут значительно повлиять на рост эффективности картелей.

Многие производители всегда обращают внимание на присутствие подобных факторов. Ведь картельные договоры никогда не заключаются спонтанно. Итак, каковы признаки картельного сговора, его плодотворной работы?

Значительно повлиять на развитие картельного соглашения может тип выпускаемого товара. Все дело в том, что горизонтальные картели образуются гораздо чаще, ведь это попросту удобнее и эффективнее. Однако подобная схема действует далеко не всегда. Например, гораздо сложнее будет создать горизонтальный картель в условиях сильной дифференциации продукции на рынке.

Следующий фактор - простота В условиях стабильного, легко прогнозируемого спроса заключить картельный сговор будет гораздо проще. Легко доказать подобную схему можно будет, если взглянуть на государства с неустойчивым рынком. Ведь там картелей практически нет - они попросту не оправданы.

И наконец, самый главный и важный фактор продуктивности картельных сговоров: антимонопольный закон в государстве (вернее, его особенности). Существует некоторое количество стран, где картели не запрещены законом. В этом случае заключение разного рода договоренностей между производителями оправдано и легально. И наоборот с государствами, в которых картели преследуются по закону. Заключение договора в таких странах весьма рискованно и вследствие этого сведено к минимуму. Однако здесь стоит учесть одну крайне интересную деталь: в государствах, где картели запрещены законом, заключение картельного сговора будет для производителей гораздо продуктивно, нежели в странах, где они легализованы.

О вреде картельных соглашений

Безусловно, картели оказывают весьма негативное влияние как на экономическую, так и на социальную сферы жизни. Но все же стоит разобраться чуть подробнее: что же влечет за собой картельный сговор? Судебная практика выделяет множество отрицательных последствий подобных соглашений.

Во-первых, различных участников рынка.

Особенно такая картина проявляется в тех случаях, когда производителей на рынке не так уж и много. Объединившиеся в картель компании давят на другие предприятия - все для того, чтобы они также вошли в сделку. Налицо прямое нарушение прав. Во-вторых, это навязывание каких-то определенных условий компаниям, что решили войти в сговор. Здесь можно наблюдать отсутствие самостоятельности производителей. И в-третьих, это создание чрезмерно завышенной цены и, как правило, некачественного продукта. В этом случае картель напрямую вредит простым людям. Закон РФ запрещает любые действия, так или иначе направленные на ограничение конкуренции. Именно поэтому любой картельный сговор УК РФ признает незаконным и возлагает за него ответственность.

Картели в США и странах Европы

На Западе картель - это особая Она не признается незаконной всегда и везде. В принципе, в европейских государствах организовать картель можно и даже законно. Однако здесь существует одна крайне интересная деталь.

Дело в том, что в Европе картельные сделки подразделяются на "вредные" и "желательные". Компании, заключившие между собой подобное соглашение, должны приносить экономике государства только пользу. Естественно, в условиях картеля осуществлять подобное довольно трудно. Однако когда требуется охватить больше потребителей или же повысить доход, то государство подобные организации будет лишь поощрять. Совсем обратная ситуация складывается с "вредными" картелями. У подобного рода организаций часто возникают конфликты с властями. С "нежелательными" картелями государство пытается всячески бороться.

Примеры картельного сговора на Западе исчисляются сотнями. ОПЕК (объединение государств в области добычи полезных ископаемых), например, самый яркий из них. Ведь отличителен он тем, что его можно назвать настоящим картельным сговором между государствами. Кстати, именно с ОПЕК и было связано множество скандалов. Несколько раз эта организация даже была на грани закрытия.

Как ведется борьба с картелями в разных странах?

Пытаются бороться с картельными организациями путем наложения на них штрафов. В США, например, сумма штрафа для юридических лиц достигает отметки в 100 млн долларов, для физических - 1 млн.

Однако штраф может быть вычислен как двойной размер прибыли или убытков. В этом случае участникам картельного сговора придется уплачивать государству даже миллиарды.

В Российской Федерации борьбу с картелями ведет прокуратура совместно с полицией. Существует специальный отдел, что расследует дела в области монопольной политики на рынке. Штраф за картельный сговор в России может достигнуть 20 тыс. рублей для должностных лиц и 0.15 от суммы, заработанной незаконным путем, для юридических лиц.

Проблема борьбы с картелями

Безусловно, борьба с картельными организациями довольно часто подвергается критике. А все из-за крайне неграмотной Например, производитель решил несколько понизить или же, наоборот, повысить цены на свою продукцию. В этом случае уже можно составлять заявление о картельном сговоре, которого на самом деле, конечно же, не было.

Существует и множество экономических теорий, которые гласят, что борьба с картелями приносит больше вреда, нежели пользы. В какой-то мере это действительно так. Ведь есть примеры, когда чрезмерно высокие цены организованных в картель производителей служили неким сигналом для других компаний, которые, в свою очередь, понижали цены и обогащались за счет этого. Так или иначе, на сегодняшний день картель признается вне закона. Любая компания, производитель или простое должностное лицо могут подать заявление в ФАС о картельном сговоре. Образец подобного заявления представлен ниже.

Проблема устойчивости картеля

Безусловно, производители от картельного сговора получают много выгоды. Однако и проблемы у компаний также могу возникнуть.

Речь в данном случае идет не о проблемах с законом: все дело в том, что картель - это явление весьма недолговечное, требующее к тому же особого внимания со стороны всех участников, его заключившего. Устоит или не устоит картель - зависит только от его членов. Очень важен стимул всех производителей, что заключили договор. Ведь стоит хотя бы одному участнику картельного сговора обмануть других участников, нарушить определенные, заранее установленые условия, как весь картель рухнет.

Картели всегда были и будут недолговечными, временными организациями. Подобные незаконные соглашения скорее разрушатся сами, нежели их арестует государство. Все дело в том, что различные компании, заключающие картельный сговор, имеют совершенно различные кривые спроса, издержки и т. д. В итоге лица, заключающие между собой картельный договор, идут на очень большие риски, ведь вероятность навредить себе очень высока.