Расчеты по химическим уравнениям. Расчёты, связанные с протеканием химических реакций Расчет массы вещества по уравнению химической реакции

Конспект урока «Расчёты по химическим уравнениям»

1. Проверка домашнего задания

В качестве домашнего задания вам было предложено расставить коэффициенты в уравнениях реакций. Можно посмотреть на перемене выполненную работу. Ошибки наверняка будут. Все ли получилось, есть ли у кого-то вопросы? Пусть расскажут о проведённом домашнем опыте.

2. Объявление темы и актуализация знаний

Тема сегодняшнего урока – расчеты по химическим уравнениям. Для начала, давайте вспомним все то, что сегодня нам может пригодиться. С химическими уравнениями мы уже сталкивались на прошлой лабораторной работе, в домашнем задании, еще раньше – в теме бинарные соединения. Давайте вспомним определение уравнения химической реакции.

(это условная запись химической реакции с помощью химических формул и коэффициентов.)

Замечательно.

При производстве каких-либо соединений нужно знать, сколько взять исходных веществ для получения требуемой массы продукта реакции. Для этого составляют уравнение протекающей химической реакции, а при расчётах масс учитывают молярные массы веществ, а при расчётах объёмов газов учитывают величину молярного объёма газов.

Кто помнит значение молярного объема газов при нормальных условиях? (22,4 л/моль)

И что это за нормальные условия? (давление 101,3 кПа и температура 0 о С)

То есть при данных условиях 1 моль ЛЮБОГО газа занимает объем 22,4 л.

Собственно, для того, чтобы решать задачи, нам необходимо вспомнить несколько величин:

Молярная масса – М (г/моль)

Количество вещества – n (моль)

Объём – V (л)

Лучше так: вы помните, что молярная масса численно равна относительной атомной массе или относительной молекулярной массе вещества. Для этого нужно использовать таблицу Менделеева, где в нижней части каждой «ячейки» указана относительная атомная масса. Не забывая правила округления, целое значение этой массы мы и используем в расчётах.

Химия – наука очень четкая, логичная и последовательная, потому удобно будет для решения задач использовать АЛГОРИТМ, который приведен в учебнике. Это универсальная последовательность действий, которая используется для решения любой задачи данного типа.

Откройте, пожалуйста, учебник и давайте все вместе ознакомимся с алгоритмом.

(тут мы все дружно открываем учебники, кто-то один, возможно, я, читает алгоритм, остальные – следят, чтобы понимать, что им сейчас предстоит делать)

Звучит объемно, но, надеюсь, не слишком непонятно. Попробуем разобраться на примере.

Задача 1. Для получения водорода алюминий растворяют в серной кислоте: 2Al + 3H 2 SO 4 → Al 2 (SO 4 ) 3 + 3H 2 (Первый пункт нашего алгоритма). Для реакции взяли 10,8 г алюминия. Вычислите массу затраченной серной кислоты.

Дано:

m (Al) = 10,8 г

Решение:

m=10,8 г m - ?

2Al + 3H 2 SO 4 → Al 2 (SO 4 ) 3 + 3H 2

М=27г/моль М=98г/моль

Здесь можно упомянуть, что фактически в реакцию вступает не 2 атома алюминия и 3 молекулы кислоты, а порция атомов алюминия и порция молекул кислоты. Эту порцию в химии называют коротким словом «моль».

n=2 моль n=3 моль

m = M ∙ n

m=54 г m=294 г

Расчёт по пропорции:

m (H 2 SO 4 ) - ?

10,8 г

54 г

294 г

10,8 г ∙ 294 г

54 г

Х = 58,8 г

Ответ: m (H 2 SO 4 ) = 58,8 г

Вот и все решение задачи. Есть вопросы? Давайте проговорим ход решения еще разок:

Составили уравнение

Над веществами подписали то, что ЗНАЕМ и то, что ХОТИМ НАЙТИ

Под формулами записали молярную массу, количество вещества и стехиометрическую массу вещества (лучше указать «массу по таблице Менделеева»)

Составили пропорцию

Решили пропорцию

Записали ответ

Решим похожую задачу, но уже с газообразными веществами (здесь мы будем использовать не молярную массу вещества, а что?...молярный объем)

Задача 2. 25 граммов цинка растворяют в соляной кислоте, в ходе химической реакции выделяется газ – водород. Рассчитайте объем выделяющегося водорода.

Дано:

m (Zn) = 10,8 г

Решение:

m=25 г V - ?

Zn + 2HCl → ZnCl 2 + H 2

М=65 г/моль V m =22.4 л/моль

n=1 моль n=1 моль

m=65 г V=22.4 л

Расчёт по пропорции:

m (HCl) - ?

25 г

65 г

22,4 л

25 г ∙ 22,4 л

65 г

Х = 8,61 л

Ответ: V(H 2 ) = 8,61 л

Проверим, как вы усвоили материал. Используя все тот же алгоритм, решите задачу:

НЕ ФАКТ, ЧТО ВЫ УСПЕЕТЕ:

При реакции с углем оксидов Fe2O3 (первый вариант) и SnO2 (второй вариант) получили по 20 г Fe и Sn. Сколько граммов каждого оксида было взято?

Обратите внимание, что сейчас мы рассчитываем массу исходных веществ, а не продуктов реакции)

(пусть каждый решит в тетради и выборочно попрошу показать решение, уравнение запишем все вместе на доске, а прорешать каждый попробует сам)

Fe2O3 + 3C = 2Fe + 3CO m(Fe2O3)= 160*20/2*56= 28,5 г

SnO2+C=Sn+CO2 m(SnO2)= 20*151/119= 25,38 г

Домашнее задание: изучить материал учебника с. 146-150, решить задачу

Какую массу оксида кальция и какой объём углекислого газа (н.у.)

можно получить при разложении карбоната кальция массой 250 г? НУЖНО ДАТЬ ШКОЛЬНИКАМ ГОТОВОЕ УРАВНЕНИЕ ДЛЯ ОФОРМЛЕНИЯ ЭТОЙ ЗАДАЧИ


Чему бы ты ни учился, ты
учишься для себя.
Петроний

Цели урока:

  • познакомить учащихся с основными способами решения задач по химическим уравнениям:
  • находить количество, массу и объём продуктов реакции по количеству, массе или объёму исходных веществ,
  • продолжить формирование навыков работы с текстом задачи, умение аргументировано выбирать способ решения учебной задачи, умения составлять уравнения химических реакций.
  • развивать умения анализировать, сравнивать, выделять главное, составлять план действия, делать выводы.
  • воспитывать терпимость к другим, самостоятельность в принятии решений, умение объективно оценить результаты своего труда.

Формы работы: фронтальная, индивидуальная, парная, групповая.

Тип урока: комбинированный с применением ИКТ

I Организационный момент.

Здравствуйте ребята. Сегодня, мы с вами научимся решать задачи по уравнениям химических реакций. Слайд 1 (cм. презентацию).

Цели урока Слайд 2.

II.Актуализация знаний, умений, навыков.

Химия очень интересная и в то же время сложная наука. Для того чтобы знать и понимать химию, надо не только усваивать материал, но и уметь применять полученные знания. Вы узнали какие признаки указывают на протекание химических реакций, научились составлять уравнения химических реакций. Я надеюсь, что вы хорошо усвоили эти темы и без труда ответите на мои вопросы

Какое явление не является признаком химических превращений:

а) появление осадка; в) изменение объема;

б) выделение газа; г) появление запаха. Слайд 3

  • 4Al + 3O 2 = 2Al 2 O 3
  • MgCO 3 = MgO + CO 2
  • 2HgO= 2Hg + O 2
  • 2Na + S=Na 2 S
  • Zn + Br 2 = ZnBr2
  • Zn + 2HCl = ZnCl 2 + H 2
  • Fe + CuSO 4 =FeSO 4 +Cu
  • Укажите цифрами:

    а) уравнения реакций соединения

    б) уравнения реакций замещения

    в) уравнения реакций разложения Слайд 4

    1. Новая тема.

    Для того, чтобы научиться решать задачи, необходимо составить алгоритм действий, т.е. определить последовательность действий.

    Алгоритм для расчета по химическим уравнениям (у каждого учащегося на столе)

    5. Записать ответ.

    Приступаем к решению задач, применяя алгоритм

    Вычисление массы вещества по известной массе другого вещества, участвующего в реакции

    Вычислите массу кислорода, выделившегося в результате разложения

    порции воды массой 9 г.

    Найдем молярную массу воды и кислорода:

    М(Н 2 О) = 18 г/моль

    М(О 2) = 32 г/моль Слайд 6

    Запишем уравнение химической реакции:

    2Н 2 О = 2Н 2 + О 2

    Над формулой в уравнении реакции запишем найденное

    значение количества вещества, а под формулами веществ -

    стехиометрические соотношения, отображаемые

    химическим уравнением

    0,5моль х моль

    2Н 2 О = 2Н 2 + О 2

    2моль 1моль

    Вычислим количество вещества, массу которого требуется найти.

    Для этого составляем пропорцию

    0,5моль = хмоль

    2моль 1моль

    откуда х = 0,25 моль Слайд 7

    Следовательно, n(O 2)=0,25 моль

    Найдем массу вещества, которую требуется вычислить

    m(O 2)= n(O 2)*M(O 2)

    m(O 2) = 0,25 моль 32 г/моль = 8 г

    Запишем ответ

    Ответ: m(О 2) = 8 г Слайд 8

    Вычисление объема вещества по известной массе другого вещества, участвующего в реакции

    Вычислите объем кислорода (н. у.), выделившегося в результате разложения порции воды массой 9 г.

    V(0 2)=?л(н.у.)

    М(Н 2 О)=18 г/моль

    Vm=22,4л/моль Слайд 9

    Запишем уравнение реакции. Расставим коэффициенты

    2Н 2 О = 2Н 2 + О 2

    Над формулой в уравнении реакции запишем найденное значение количества вещества, а под формулами веществ - стехиометрические соотношения, отображаемые химическим уравнением

    0,5моль - х моль

    2Н 2 О = 2Н 2 + О 2 Слайд10

    2моль - 1моль

    Вычислим количество вещества, массу которого требуется найти. Для этого составим пропорцию

    откуда х = 0,25 моль

    Найдем объем вещества, который требуется вычислить

    V(0 2)=n(0 2) Vm

    V(O 2)=0,25моль 22,4л/моль=5,6л (н. у.)

    Ответ: 5,6 л Слайд 11

    III.Закрепление изученного материала.

    Задачи для самостоятельного решения:

    1.При восстановлении углем оксидов Fe 2 O 3 и SnO 2 получили по 20 г Fe и Sn. Сколько граммов каждого оксида было взято?

    2.В каком случае образуется больше воды:

    а) при восстановлении водородом 10 г оксида меди (I) (Cu 2 O) или

    б) при восстановлении водородом 10 г оксида меди(II) (CuO)? Слайд 12

    Проверим решение задачи 1

    M(Fe 2 O 3)=160г/моль

    M(Fe)=56г/моль,

    m(Fe 2 O 3)=, m(Fe 2 O 3)= 0,18*160=28,6г

    Ответ: 28,6г

    Слайд 13

    Проверим решение задачи 2

    M(CuO) = 80 г/моль

    4.

    х моль = 0,07моль,

    n(H 2 O)=0,07 моль

    m(H 2 O) = 0,07моль*18г/моль=1,26г

    Слайд 14

    CuO + H 2 = Cu + H 2 O

    n(CuO) = m/ M(CuO)

    n(CuO) = 10г/ 80г/моль = 0,125 моль

    0,125моль хмоль

    CuO + H 2 = Cu + H 2 O

    1моль 1моль

    х моль = 0,125моль, n(H 2 O)=0,125 моль

    m (H 2 O) = n * M(H 2 O);

    m(H 2 O) = 0,125моль*18г/моль=2,25г

    Ответ: 2,25г Слайд 15

    Домашнее задание: изучить материал учебника с. 45-47, решить задачу

    Какую массу оксида кальция и какой объм углекислого газа (н.у.)

    можно получить при разложении карбоната кальция массой 250г?

    CaCO 3 = CaO + CO Cлайд 16.

    Литература

    1. Габриелян О.С. Программа курса химии для 8-11 классов общеобразовательных учреждений. М. Дрофа 2006г.

    2. Габриелян О.С. Химия. 8 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. Дрофа. М. 2005г.

    3. Горбунцова С.В. Тесты по основным разделам школьного курса хииии. 8 - 9 классы.ВАКО, Москва,2006г.

    4. Горковенко М.Ю.Поурочные разработки по химии. К учебникам О.С.Габриеляна, Л.С.Гузея, В.В.Сорокина, Р.П.Суровцевой и Г.Е.Рудзитиса, Ф.Г.Фельдмана. 8 класс.ВАКО, Москва, 2004г.

    5. Габриелян О.С. Химия. 8 класс: Контрольные и проверочные работы. – М.: Дрофа, 2003.

    6.Радецкий А.М., Горшкова В.П. Дидактический материал по химии для 8-9 классов: Пособие для учителя. – М.: Просвещение, 2000

    Приложение.

    Расчеты по химическим уравнениям

    Алгоритм действий.

    Для того, чтобы решить расчетную задачу по химии, можно воспользоваться следующим алгоритмом – сделать пять шагов:

    1. Составить уравнение химической реакции.

    2. Над формулами веществ записать известные и неизвестные величины с соответствующими единицами измерения (только для чистых веществ, без примесей). Если по условию задачи в реакцию вступают вещества, содержащие примеси, то сначала нужно определить содержание чистого вещества.

    3. Под формулами веществ с известными и неизвестными записать соответствующие значения этих величин, найденные по уравнению реакций.

    4. Составить и решить пропорцию.

    5. Записать ответ.

    Соотношение некоторых физико-химических величин и их единиц

    Масса (m) : г; кг; мг

    Кол-во в-ва (n) : моль; кмоль; ммоль

    Молярная масса (M): г/моль; кг/кмоль; мг/ммоль

    Объём (V) : л; м 3 /кмоль; мл

    Молярный объём(Vm) : л/моль; м 3 /кмоль; мл/ммоль

    Число частиц (N): 6 1023 (число Авагадро – N A); 6 1026 ; 6 1020

    Для расчётов очень важно выбрать соответствующие друг другу единицы измерения массы, объёма и количества веществ. С этой целью можно воспользоваться таблицей 7.

    Таблица 7
    Соотношение некоторых единиц физико-химических величин

    Для того чтобы решить расчётную задачу по химии, можно воспользоваться следующим алгоритмом.

    1. Составить уравнение химической реакции.
    2. Перевести данные задачи (массу или объём) в количество вещества (моль, кмоль, ммоль).

      Если по условию задачи в реакцию вступают вещества, содержащие примеси, то сначала надо определить массу чистого вещества, а затем рассчитать его количество; если в задаче речь идёт о растворе, то сначала надо вычислить массу растворённого вещества, которое затем перевести в количество вещества.

    3. Над соответствующей формулой в уравнении записать найденное количество вещества, а количества над формулами искомых веществ обозначить через х и у.
    4. Найти количества искомых веществ, зная, что количественные отношения между веществами соответствуют коэффициентам перед их формулами в уравнении реакции.
    5. Перевести найденные количества веществ в массу или объём.
    6. Оформить ответ.

    Задача 1. Рассчитайте объём водорода (н. у.), который потребуется для взаимодействия с 480 кг оксида железа (III). Вычислите количество вещества воды, которое при этом образуется.

    2. а) Для того чтобы найти количество вещества оксида железа (III), сначала рассчитаем его молярную массу (в данном случае киломолярную, так как масса оксида железа (III) дана в килограммах (см. табл. 7)):

    Mr(Fe 2 O 3) = 56 2 + 16 3 = 160;

    M(Fe 2 O 3) = 160 кг/кмоль.

    б) Найдём количество вещества оксида железа (III) в ки-ломолях, так как исходное данное в задаче предложено в килограммах:

    3. Над формулой исходного вещества - оксида железа (III) - в уравнении реакции запишем найденное количество вещества - 3 кмоль, а количества веществ водорода и воды обозначим над их формулами соответственно через х и у:

    4. а) Согласно уравнению реакции 1 кмоль оксида железа (III) взаимодействует с 3 кмоль водорода. Следовательно, 3 кмоль оксида железа (III) соответствует в три раза большее количество вещества водорода, т. е. х = 9 кмоль.

    б) Рассчитаем объём водорода по найденному количеству вещества:

    5. Согласно уравнению реакции из 1 кмоль оксида железа (III) образуется 3 кмоль воды, а из 3 кмоль оксида железа (III) - в три раза большее количество вещества воды, т. е. у = 9 моль.

    Ответ: V(Н 2) = 201,6 м 3 ; n(Н 2 O) = 9 кмоль.

    Задача 2. Какой объём воздуха (н. у.) потребуется для взаимодействия с 270 г алюминия, содержащего 20% примесей? Какое количество вещества оксида алюминия при этом получится?

    3. Над формулой алюминия в уравнении реакции запишем найденное количество - 8 моль, а количества кислорода и оксида алюминия обозначим соответственно через х и у:

    4. Согласно уравнению реакции 4 моль алюминия взаимодействует с 3 моль кислорода, в результате чего получается 2 моль оксида алюминия. Следовательно, 8 моль алюминия соответствуют 6 моль кислорода и 4 моль оксида алюминия.

    n(O 2) = 6 моль; n(А1 2 O 3) = 4 моль.

    5. Рассчитаем объём кислорода по найденному количеству вещества:

    V(O 2) = n(O 2) Vm;

    V(O 2) = б моль 22,4 л/моль = 134,4 л.

    6. Однако в задаче требуется найти объём не кислорода, а воздуха. В воздухе содержится 21% кислорода по объёму. Преобразуя формулу φ = V(O 2)/V(возд), найдём объём воздуха:

    V(возд) = V(O 2) : φ(O 2) = 134,4: 0,21 = 640 (л).

    Ответ: V(возд) = 640 л; n(Аl 2 O 3) = 4 моль.

    Задача 3. Какой объём водорода (н. у.) выделится при взаимодействии 730 г 30%-й соляной кислоты с необходимым по реакции количеством вещества цинка? Каково это количество вещества?

    3. Над формулой хлороводорода в уравнении реакции запишем найденное количество вещества - 6 моль, а количество веществ цинка и водорода обозначим соответственно через х и у:

    4. Согласно уравнению реакции 2 моль хлороводорода взаимодействует с 1 моль цинка, в результате чего получается 1 моль водорода. Следовательно, 6 моль хлороводорода соответствуют 3 моль цинка и 3 моль водорода.

    5. Рассчитаем объём водорода по найденному количеству:

    V(H 2) = n(H 2) V m ;

    V(H 2) = 3 моль 22,4 л/моль = 67,2 л.

    Ответ: V(H 2) = 67,2 л; n(Zn) = 3 моль.

    Ключевые слова и словосочетания

    1. Единицы важнейших величин.
    2. Алгоритм вычисления по уравнению реакции.

    Работа с компьютером

    1. Обратитесь к электронному приложению. Изучите материал урока и выполните предложенные задания.
    2. Найдите в Интернете электронные адреса, которые могут служить дополнительными источниками, раскрывающими содержание ключевых слов и словосочетаний параграфа. Предложите учителю свою помощь в подготовке нового урока - сделайте сообщение по ключевым словам и словосочетаниям следующего параграфа.

    Вопросы и задания

    1. Какой объём водорода (н. у.) и количество вещества соли образуется при взаимодействии соляной кислоты с 540 мг алюминия, содержащего 4% примесей?
    2. Какая масса оксида кальция получится при разложении 250 кг карбоната кальция, содержащего 20% примесей? Какой объём (н. у.) оксида углерода (IV) при этом выделится?
    3. Сколько молекул кислорода и какой объём водорода (н. у.) образуется при разложении 180 г воды?
    4. Придумайте условие задачи, в которой необходимо использовать приведённое ниже уравнение, и решите её:

      Н 3 РO 5 + 3NaOH = Na 3 PO 4 + 3H 2 O.

    5. Придумайте и решите задачу, в условиях которой была бы дана масса раствора вещества с определённой массовой долей растворённого вещества, а требовалось бы найти количество вещества одного из веществ и объём другого. При составлении задачи используйте уравнение реакции:

      Zn + H 2 SO 4 = ZnSO 4 + Н 2 .

    Внимательно изучите алгоритмы и запишите в тетрадь, решите самостоятельно предложенные задачи

    I. Используя алгоритм, решите самостоятельно следующие задачи:

    1. Вычислите количество вещества оксида алюминия, образовавшегося в результате взаимодействия алюминия количеством вещества 0,27 моль с достаточным количеством кислорода (4 Al +3 O 2 =2 Al 2 O 3).

    2. Вычислите количество вещества оксида натрия, образовавшегося в результате взаимодействия натрия количеством вещества 2,3 моль с достаточным количеством кислорода (4 Na + O 2 =2 Na 2 O ).

    Алгоритм №1

    Вычисление количества вещества по известному количеству вещества, участвующего в реакции.

    Пример. Вычислите количество вещества кислорода, выделившегося в результате разложения воды количеством вещества 6 моль.

    Оформление задачи

    1. Записать условие задачи

    Дано :

    ν(Н 2 О)=6моль

    _____________

    Найти :

    ν(О 2)=?

    Решение :

    М(О 2)=32г/моль

    и расставим коэффициенты

    2Н 2 О=2Н 2 +О 2

    ,

    а под формулами –

    5. Для вычисления искомого количества вещества,

    составим соотношение



    6. Записываем ответ

    Ответ: ν (О 2)=3моль

    II. Используя алгоритм, решитесамостоятельно следующие задачи:

    1. Вычислите массу серы, необходимую для получения оксида серы ( S + O 2 = SO 2).

    2. Вычислите массу лития, необходимого для получения хлорида лития количеством вещества 0,6 моль (2 Li + Cl 2 =2 LiCl ).

    Алгоритм №2

    Вычисление массы вещества по известному количеству другого вещества, участвующего в реакции.

    Пример: Вычислите массу алюминия, необходимого для получения оксида алюминия количеством вещества 8 моль.

    Последовательность выполнения действий

    Оформление решения задачи

    1. Записать условие задачи

    Дано:

    ν( Al 2 O 3 )=8моль

    ___________

    Найти:

    m ( Al )=?

    2. Вычислить молярные массы веществ,

    о которых, идёт речь в задаче

    M ( Al 2 O 3 )=102г/моль

    3. Запишем уравнение реакции

    и расставим коэффициенты

    4 Al + 3O 2 = 2Al 2 O 3

    4. Над формулами веществ запишем

    количества веществ из условия задачи ,

    а под формулами –

    стехиометрические коэффициенты ,

    отображаемые уравнением реакции


    5. Вычислим количества вещества, массу которого

    требуется найти. Для этого составим соотношение.


    6. Вычисляем массу вещества, которую требуется найти

    m = ν M ,

    m (Al )= ν (Al )∙ M (Al )=16моль∙27г/моль=432г

    7. Записываем ответ

    Ответ: m (Al)= 432 г

    III. Используя алгоритм, решитесамостоятельно следующие задачи:

    1. Вычислите количество вещества сульфида натрия, если в реакцию с натриемвступает серамассой 12,8 г (2 Na + S = Na 2 S ).

    2. Вычислите количество веществаобразующейся меди, если в реакцию с водородом вступает оксид меди ( II ) массой 64 г ( CuO + H 2 = Cu + H 2 O ).

    Внимательно изучите алгоритм и запишите в тетрадь

    Алгоритм №3

    Вычисление количества вещества по известной массе другого вещества, участвующего в реакции.

    Пример. Вычислите количество вещества оксида меди (I ), если в реакцию с кислородом вступает медь массой 19,2г.

    Последовательность выполнения действий

    Оформление задачи

    1. Записать условие задачи

    Дано:

    m ( Cu )=19,2г

    ___________

    Найти:

    ν( Cu 2 O )=?

    2. Вычислить молярные массы веществ,

    о которых, идёт речь в задаче

    М(Cu )=64г/моль

    3. Найдём количество вещества, масса которого

    дана в условии задачи


    и расставим коэффициенты

    4 Cu + O 2 =2 Cu 2 O

    количества веществ из условия задачи ,

    а под формулами –

    стехиометрические коэффициенты ,

    отображаемые уравнением реакции


    6. Для вычисления искомого количества вещества,

    составим соотношение


    7. Запишем ответ

    Ответ: ν( Cu 2 O )=0,15 моль

    Внимательно изучите алгоритм и запишите в тетрадь

    IV. Используя алгоритм, решитесамостоятельно следующие задачи:

    1. Вычислите массу кислорода, необходимую для реакции с железом массой 112 г

    (3 Fe + 4 O 2 = Fe 3 O 4).

    Алгоритм №4

    Вычисление массы вещества по известной массе другого вещества, участвующего в реакции

    Пример. Вычислите массу кислорода, необходимую для сгорания фосфора, массой 0,31г.

    Последовательность выполнения действий

    Оформлениезадачи

    1. Записать условие задачи

    Дано:

    m ( P )=0,31г

    _________

    Найти:

    m ( O 2 )=?

    2. Вычислить молярные массы веществ,

    о которых, идёт речь в задаче

    М( P )=31г/моль

    M ( O 2 )=32г/моль

    3. Найдём количество вещества, масса которого дана в условии задачи

    4. Запишем уравнение реакции

    и расставим коэффициенты

    4 P +5 O 2 = 2 P 2 O 5

    5. Над формулами веществ запишем

    количества веществ из условия задачи ,

    а под формулами –

    стехиометрические коэффициенты ,

    отображаемые уравнением реакции


    6. Вычислим количества вещества, массу которого необходимо найти

    m ( O 2 )= ν ( O 2 )∙ M ( O 2 )=

    0,0125моль∙32г/моль=0,4г

    8. Запишем ответ

    Ответ: m ( O 2 )=0,4г

    ЗАДАЧИ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОГО РЕШЕНИЯ

    1. Вычислите количество вещества оксида алюминия, образовавшегося в результате взаимодействия алюминия количеством вещества 0,27 моль с достаточным количеством кислорода (4 Al +3 O 2 =2 Al 2 O 3).

    2. Вычислите количество вещества оксида натрия, образовавшегося в результате взаимодействия натрия количеством вещества 2,3 моль с достаточным количеством кислорода (4 Na + O 2 =2 Na 2 O ).

    3. Вычислите массу серы, необходимую для получения оксида серы ( IV ) количеством вещества 4 моль ( S + O 2 = SO 2).

    4. Вычислите массу лития, необходимого для получения хлорида лития количеством вещества 0,6 моль (2 Li + Cl 2 =2 LiCl ).

    5. Вычислите количество вещества сульфида натрия, если в реакцию с натрием вступает сера массой 12,8 г (2 Na + S = Na 2 S ).

    6. Вычислите количество вещества образующейся меди, если в реакцию с водородом вступает оксид меди ( II ) массой 64 г ( CuO + H 2 =

    Урок посвящен продолжению изучения темы «Уравнение химической реакции». В уроке рассматриваются простейшие расчеты по уравнению химической реакции, связанные с соотношением количеств веществ, участвующих в реакции.

    Тема: Первоначальные химические представления

    Урок: Уравнение химической реакции

    1. Соотношение количеств веществ, участвующих в реакции

    Коэффициенты в уравнении реакции показывают не только число молекул каждого вещества, но и соотношение количеств веществ, участвующих в реакции. Так, по уравнению реакции: 2H2 + O2 = 2H2O – можно утверждать, что для образования определенного количества воды (например, 2 моль) необходимо столько же моль простого вещества водорода (2 моль) и в два раза меньше моль простого вещества кислорода (1 моль). Приведем примеры подобных расчетов.

    2. Задача 1

    ЗАДАЧА 1. Определим количество вещества кислорода, образующегося в результате разложения 4 моль воды.

    АЛГОРИТМ решения задачи:

    1. Составить уравнение реакции

    2. Составить пропорцию, определив количества веществ по уравнению реакции и по условию задачи (обозначить неизвестное количество вещества за х моль).

    3. Составить уравнение (из пропорции).

    4. Решить уравнение, найти х.

    Рис. 1. Оформление краткого условия и решения задачи 1

    3. Задача 2 ЗАДАЧА 2. Какое количество кислорода потребуется для полного сжигания 3 моль меди? Воспользуемся алгоритмом решения задач с использованием уравнения химической реакции.

    Рис. 2. Оформление краткого условия и решения задачи 2.

    Внимательно изучите алгоритмы и запишите в тетрадь, решите самостоятельно предложенные задачи

    I . Используя алгоритм, решите самостоятельно следующие задачи:

    1. Вычислите количество вещества оксида алюминия, образовавшегося в результате взаимодействия алюминия количеством вещества 0,27 моль с достаточным количеством кислорода (4Al +3O2 =2Al2 O3 ).

    2. Вычислите количество вещества оксида натрия, образовавшегося в результате взаимодействия натрия количеством вещества 2,3 моль с достаточным количеством кислорода (4Na+O2 =2Na2 O).

    Алгоритм №1

    Вычисление количества вещества по известному количеству вещества, участвующего в реакции.

    Пример. Вычислите количество вещества кислорода, выделившегося в результате разложения воды количеством вещества 6 моль.







    II. Используя алгоритм, решите самостоятельно следующие задачи:

    1. Вычислите массу серы, необходимую для получения оксида серы (IV) количеством вещества 4 моль (S+O2 =SO2 ).

    2. Вычислите массу лития, необходимого для получения хлорида лития количеством вещества 0,6 моль (2Li+Cl2 =2LiCl).



    Алгоритм №2

    Вычисление массы вещества по известному количеству другого вещества, участвующего в реакции.

    Пример: Вычислите массу алюминия, необходимого для получения оксида алюминия количеством вещества 8 моль.







    III. Используя алгоритм, решите самостоятельно следующие задачи:

    1. Вычислите количество вещества сульфида натрия, если в реакцию с натрием вступает сера массой 12,8 г (2Na+S=Na2S).

    2. Вычислите количество вещества образующейся меди, если в реакцию с водородом вступает оксид меди (II) массой 64 г (CuO + H2 = Cu + H2 O).

    Внимательно изучите алгоритм и запишите в тетрадь

    Алгоритм №3

    Вычисление количества вещества по известной массе другого вещества, участвующего в реакции.

    Пример. Вычислите количество вещества оксида меди (I), если в реакцию с кислородом вступает медь массой 19,2г.





    Внимательно изучите алгоритм и запишите в тетрадь

    IV. Используя алгоритм, решите самостоятельно следующие задачи:

    1. Вычислите массу кислорода, необходимую для реакции с железом массой 112 г

    (3Fe + 4O2 =Fe3 O4 ).

    Алгоритм №4

    Вычисление массы вещества по известной массе другого вещества, участвующего в реакции

    Пример. Вычислите массу кислорода, необходимую для сгорания фосфора, массой 0,31г.







    ЗАДАЧИ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОГО РЕШЕНИЯ

    1. Вычислите количество вещества оксида алюминия, образовавшегося в результате взаимодействия алюминия количеством вещества 0,27 моль с достаточным количеством кислорода (4Al +3O2 =2Al2 O3 ).

    2. Вычислите количество вещества оксида натрия, образовавшегося в результате взаимодействия натрия количеством вещества 2,3 моль с достаточным количеством кислорода (4Na+O2 =2Na2 O).

    3. Вычислите массу серы, необходимую для получения оксида серы (IV) количеством вещества 4 моль (S+O2 =SO2 ).

    4. Вычислите массу лития, необходимого для получения хлорида лития количеством вещества 0,6 моль (2Li+Cl2 =2LiCl).

    5. Вычислите количество вещества сульфида натрия, если в реакцию с натрием вступает сера массой 12,8 г (2Na+S=Na2 S).

    6. Вычислите количество вещества образующейся меди, если в реакцию с водородом вступает оксид меди (II) массой 64 г (CuO + H2 = Cu + H2 O).

    ТРЕНАЖЁРЫ

    Тренажёр №1 - Анализ уравнения химической реакции

    Тренажёр №6 - Стехиометрические расчёты