Объяснение вечерней службы. Всенощное бдение в церкви текст

Всенощным бдением , или всенощною , называется такое Богослужение, которое совершается вечером накануне особо чтимых праздничных дней. Оно состоит из соединения вечерни с утреней и первым часом, причем как вечерня, так и утреня совершается более торжественно и при большем освещении храма, чем в другие дни.

Это Богослужение называется всенощным потому, что в древности оно начиналось поздно вечером и продолжалось всю ночь до рассвета.

Потом, из снисхождения к немощам верующих, стали начинать это Богослужение несколько раньше и делать сокращения в чтении и пении, а потому оно и кончается теперь не так поздно. Прежнее же название его всенощным бдением сохранилось.

1. ВЕЧЕРНЯ.

Вечерня по своему составу напоминает и изображает времена ветхозаветные: сотворение мира, грехопадение первых людей, изгнание их из рая, раскаяние и молитву их о спасении, затем, надежду людей, согласно обетованию Божию, на Спасителя и, наконец, исполнение этого обетования.

Вечерня, при всенощном бдении, начинается открытием царских врат. Священник и диакон молча кадят престол и весь алтарь, и клубы дыма кадильного наполняют глубину алтаря. Это безмолвное каждение знаменует начало творения мира. "В начале сотворил Бог небо и землю". Земля же была безвидна и пуста . И Дух Божий носился над первозданным веществом земли, вдыхая в него живоносную силу. Но еще не раздавалось творческого слова Божия.

Но вот, священник, став перед престолом, первым возгласом прославляет Творца и Создателя мира - Пресвятую Троицу: "Слава Святей и Единосущней, и Животворящей, и нераздльней Троице, всегда, ныне и присно и во веки веков ". Потом он трижды призывает верующих: "Приидите, поклонимся, Цареви нашему Богу. Приидите, поклонимся и припадем Христу, Цареви нашему Богу. Приидите, поклонимся и припадем Самому Христу, Цареви и Богу нашему. Приидите поклонимся и припадем Ему ". Ибо "все чрез Него начало быть, (т. е. существовать, жить) и без Него ничто не начало быть, что начало быть" (Иоан. 1 , 3).

В ответ на это призывание хор торжественно поет 103-й псалом о сотворении мира , прославляя премудрость Божию: "Благослови душе моя, Господа! Благословен еси, Господи! Господи, Боже мой, возвеличился еси зло (т. е. весьма) ... вся премудростию сотворил еси. Дивна дела Твоя, Господи! Слава Ти, Господи, сотворившему вся!

Во время этого пения священник выходит из алтаря, проходит среди людей и совершает каждение всего храма и молящихся, а диакон предшествует ему с светильником в руке.

Это священнодействие напоминает молящимся не только сотворение мира, но и первоначальную, блаженную, райскую жизнь первых людей, когда Сам Бог ходил среди людей в раю. Открытые царские врата знаменуют, что тогда райские двери были открыты для всех людей.

Но вот люди соблазненные диаволом, нарушили волю Божию, согрешили. Своим грехопадением люди лишились блаженной райской жизни. Они были изгнаны из рая - и двери райские для них закрылись. В знамение этого, по совершении каждения в храме и по окончании пения псалма, царские врата закрываются.

Диакон выходит из алтаря и становится перед закрытыми царскими вратами, как некогда Адам перед замкнувшимися вратами рая, и возглашает великую ектению :

После великой ектении и возгласа священника поются избранные стихи из первых трех псалмов:

Затем диакон возглашает малую ектению : "Паки и паки (еще и еще) миром Господу помолимся...

После малой ектении хор стихами из псалмов взывает:

Во время пения этих стихов диакон совершает каждение храма.

Этот момент Богослужения, начиная от закрытия царских врат, в прошениях великой ектении и в пении псалмов, изображает бедственное положение, которому подвергся род человеческий после грехопадения прародителей, когда вместе с греховностью появились всякие нужды, болезни и страдания. Мы взываем к Богу: "Господи, помилуй!" Просим мира и спасения душ наших. Мы сокрушаемся о том, что послушались нечестивого совета диавольского. Мы просим у Бога прощения грехов и избавления от бед, и всю свою надежду возлагаем мы на милость Божию. Диаконское каждение в это время, означает те жертвы, которые приносились в Ветхом Завете, а равно и наши молитвы, возносимые к Богу.

К пению ветхозаветных стихов: "Господи воззвах:" присоединяются стихиры , т. е. песнопения новозаветные, в честь праздника.

Последняя стихира называется богородичен или догматик , так как эта стихира поется в честь Божией Матери и в ней излагается догмат (главное учение веры) о воплощении Сына Божия от Девы Марии. В двунадесятые праздники вместо богородична-догматика поется особая стихира в честь праздника.

При пении богородична (догматика), царские врата открываются и совершается вечерний вход : из алтаря северными дверями выходит свещеносец, за ним диакон с кадилом, а затем священник. Священник становится на амвоне лицом к царским вратам, благословляет крестообразно вход, и, по произнесении диаконом слов: "премудрость прости !" (значит: внимайте премудрости Господней, стойте прямо, бодрствуйте), входит, вместе с диаконом, через царские врата в алтарь и становится на горнем месте.

Хор в это время поет песнь Сыну Божию, Господу нашему Иисусу Христу: "Свете тихий святые славы Бессмертного Отца, Небесного, Святого, Блаженного, Иисусе Христе! Пришедше на запад солнца, видевше свет вечерний, поем Отца, Сына и Святого Духа, Бога. Достоин еси во вся времена пет быти гласы преподобными. Сыне Божий, живот даяй, темже мир Тя славит .

В этом песнопении-гимне, Сын Божий именуется тихим светом от Небесного Отца, ибо пришел Он на землю не в полной Божественной славе, а тихим светом этой славы. В песнопении этом говорится, что только голосами преподобных (а не нашими грешными устами) может возноситься Ему достойная Его песнь и совершаться должное прославление.

Вечерний вход напоминает верующим о том, как ветхозаветные праведники, согласно обетованию Божию, прообразам и пророчествам, ожидали пришествия Спасителя мира и как Он явился в мир для спасения человеческого рода.

Кадило с фимиамом, при вечернем входе, означает, что молитвы наши, по ходатайству Господа Спасителя, как фимиам, возносится к Богу, а также означает и присутствие в храме Духа Святого.

Крестообразное благословение входа означает, что через крест Господень вновь открываются нам двери рая.

После песни: "Свете тихий" ... поется прокимен , т. е. краткий стих из Священного Писания. На воскресной вечерне поется: "Господь воцарися, в лепоту (т. е. красоту) облечеся", а в другие дни поются иные стихи.

По окончании пения прокимна, в большие праздники читаются паремии . Паремиями называются избранный места Священного Писания, в которых содержатся пророчества или указываются прообразы, относящиеся к празднуемым событиям, или преподаются наставления, исходящие как бы от лица тех святых угодников, чью память мы совершаем.

После прокимна и паремии диакон произносит сугубую (т. е. усиленную ектению: "Рцем (скажем, будем говорить, начнем молиться) вси, от всея души и от всего помышления нашего, рцем" ...

Затем читается молитва: "Сподоби, Господи, в вечер сей без греха сохранитися нам"...

После этой молитвы, диакон произносит просительную ектению: "Исполним (доведем до полноты, принесем во всей полноте) вечернюю молитву нашу Господеви (Господу)...

В большие праздники после сугубой и просительной ектении совершается лития и благословение хлебов .

Лития, слово греческое, значит общее моление. Лития совершается в западной части храма, около входных западных дверей. Это моление в древней церкви совершалось в притворе, с той целью, чтобы дать возможность стоявшим здесь оглашенным и кающимся принять участие в общей молитве по случаю большого праздника.

Вслед за литией бывает благословение и освящение пяти хлебов, пшеницы, вина и елея , в память также древнего обычая раздавать пищу молящимся, приходившим иногда издалека, чтобы они могли подкрепиться во время продолжительного Богослужения. Пять хлебов благословляются в воспоминание насыщения Спасителем пяти тысяч пятью хлебами. Освященным елеем священник потом, во время утрени, после целования праздничной иконы, помазывает молящихся.

После литии, а если она не совершается, то после просительной ектении, поются "стихиры на стиховне ". Так называются особые, стихи, написанные в память воспоминаемого события.

Вечерня заканчивается чтением молитвы св. Симеона Богоприимца: "Ныне отпущаеши раба Твоего, Владыко, по глаголу Твоему с миром: яко видеста очи мои спасение Твое, еже еси уготовал пред лицем всех людей, свет во откровение языков, и славу людей Твоих Израиля ", затем чтением трисвятого и молитвою Господней: "Отче наш... ", пением Ангельского приветствия Богородице: "Богородице Дево, радуйся..." или тропаря праздника и, наконец, по троекратном пении молитвы праведного Иова: "Буди имя Господне благословенно отныне и до века ", завершительным благословением священника: "Благословение Господне на вас Того благодатию и человеколюбием - всегда, ныне и присно, и во веки веков".

Конец вечерни - молитва св. Симеона Богоприимца и Ангельское приветствие Богородице - указывают на исполнение обетования Божия о Спасителе.

Сразу же после окончания вечерни, при всенощном бдении, начинается утреня чтением шестопсалмия .

2. УТРЕНЯ

Вторая часть всенощного бдения - утреня напоминает нам времена новозаветные: явление Господа нашего Иисуса Христа в мир, для нашего спасения, и Его славное Воскресение.

Начало утрени прямо указывает нам на Рождество Христово. Она начинается славословием ангелов, явившихся вифлеемским пастырям: "Слава в вышних Богу, и на земли мир, в человецех благоволение ".

Затем читается шестопсалмие , т. е. шесть избранных псалмов царя Давида (3, 37, 62, 87, 102 и 142), в которых изображается греховное состояние людей, исполненное бед и напастей, и горячо выражается ожидающаяся людьми единственная надежда на милосердие Божие. Шестопсалмию молящиеся внимают с особым сосредоточенным благоговением.

После шестопсалмия, диакон произносит великую ектению.

Затем громко и радостно поется краткая, со стихами, песнь о явлении Иисуса Христа в мир людям: "Бог Господь и явися нам, благословен грядый во имя Господне! " т. е. Бог - Господь, и явился нам, и достоин прославления идущий во славу Господа.

После этого поется тропарь , т. е. песнь в честь праздника или празднуемого святого, и читаются кафизмы , т. е. отдельные части Псалтири, состоящая из нескольких последовательных псалмов. Чтение кафизм, так же как и чтение шестопсалмия, призывает нас помыслить о нашем бедственном греховном состоянии и возложить всю надежду на милость и помощь Божию. Кафизма значит сидение, так как во время чтения кафизм можно сидеть.

По окончании кафизм, диакон произносит малую ектению , и затем совершается полиелей . Полиелей слово греческое и означает: "многомилостие" или "многое освещение".

Полиелей есть самая торжественная часть всенощной и выражает собою прославление милости Божией, явленной нам в пришествии Сына Божия на землю и совершении Им дела нашего спасения от власти диавола и смерти.

Полиелей начинается торжественным пением хвалебных стихов:

Хвалите имя Господне, хвалите раби Господа. Аллилуия!

Благословен Господь от Сиона, живый во Иерусалиме. Аллилуия!

Исповедайтеся Господеви, яко благ, яко в век милость Его. Аллилуиа! т. е. прославляйте Господа, потому что Он благ, потому что милость Его (к людям) во век - всегда.

Исповедайтесь Богу небесному, яко в век милость Его. Аллилуия!

При пении этих стихов в храме возжигаются все светильники, царские врата открываются, и священник, предшествуемый диаконом со свечою, выходит из алтаря и совершает каждение по всему храму, в знак благоговения к Богу и святым Его.

После пения этих стихов поются в воскресные дни особые воскресные тропари; т. е. радостные песни в честь Воскресения Христова, в которых говорится, как ангелы явились мироносицам, пришедшим ко гробу Спасителя, и возвестили им о воскресении Иисуса Христа.

В другие же великие праздники, вместо воскресных тропарей, поется перед иконою праздника величание , т. е. краткий хвалебный стих в честь праздника или святого.

После воскресных тропарей, или после величания, диакон произносит малую ектению , затем прокимен , и священник читает Евангелие .

На воскресной службе читается Евангелие о Воскресении Христа и о явлениях воскресшего Христа Своим ученикам, а в другие праздники читается Евангелие, относящееся к празднуемому событию или к прославлению святого.

По прочтении Евангелия, в воскресной службе поется торжественная песнь в честь воскресшего Господа: "Воскресение Христово видевше, поклонимся святому Господу Иисусу"...

Евангелие выносится на средину храма, и верующие прикладываются к нему. В другие праздники верующие прикладываются к праздничной иконе. Священник их помазывает благословенным елеем и раздает освященный хлеб.

После пения: "Воскресение Христово: поется еще несколько кратких молитвословий. Затем диакон читает молитву: "Спаси, Боже, люди Твоя"... и после возгласа священника: "Милостью и щедротами" ... начинается пение канона .

Каноном на утрени называется собрание песней, составленное по определенному правилу. "Канон" слово греческое и значит "правило".

Канон разделяется на девять частей (песней). Первый стих каждой песни, который поется, называется ирмос , что значит связь. Этими ирмосами как бы связывается весь состав канона в одно целое. Остальные стихи каждой части (песни), большею частью читаются и называются тропарями. Вторая песнь канона, как покаянная исполняется только в Великом посту.

В составлении этих песней в особенности потрудились: св. Иоанн Дамаскин, Косма Маюмский, Андрей Критский (великий покаянный канон) и многие другие. При этом они неизменно руководствовались определенными песнопениями и молитвами священных лиц, а именно: пророка Моисея (для 1 и 2 ирмосов), пророчицы Анны, матери Самуила (для 3-го ирмоса), пророка Аввакума (для 4 ирмоса), пророка Исаии (для 5 ирмоса), пророка Ионы (для 6 ирмоса), трех отроков (для 7-го и 8-го ирмосов) и священника Захарии, отца Иоанна Предтечи (для 9-го ирмоса).

Перед девятым ирмосом диакон возглашает: "Богородицу и Матерь Света в песнех возвеличим! и совершает каждение храма.

Хор в это время поет песнь Богородицы: "Величит душа Моя Господа и возрадовася дух Мой о Бозе Спасе Моем... К каждому стиху присоединяется припев: "Честнейшую херувим и славнейшую без сравнения серафим, без истления Бога Слова рождшую, сущую Богородицу, Тя величаем".

По окончании песни Богородицы, хор продолжает пение канона (9-ой песни).

Об общем содержании канона можно сказать следующее. Ирмосы напоминают верующим ветхозаветные времена и события из истории нашего спасения и постепенно приближают мысль нашу к событию Рождества Христова. Тропари же канона посвящены новозаветным событиям и представляют собою ряд стихов или песнопений во славу Господа и Божией Матери, а также в честь празднуемого события, или же святого, прославляемого в этот день.

После канона поются хвалительные псалмы - стихиры на хвалитех - в которых все творения Божии призываются к прославлению Господа: "Всякое дыхание да хвалит Господа "...

После пения хвалительных псалмов следует великое славословие. Царские врата открываются при пении последней стихиры (в воскресение богородична) и священник возглашает: "слава Тебе, показавшему нам свет! " (В древности этот возглас предварял появление солнечной зари).

Хор поет великое славословие, которое начинается словами: "Слава в вышних Богу, и на земли мир, в человецех благоволение. Хвалим Тя, благословим Тя, кланяемтися, славословим Тя, благодарим Тя, великия ради славы Твоея"...

В "великом славословии" мы благодарим Бога за дневной свет и за дарование духовного Света, т. е. Христа Спасителя, просветившего людей Своим учением - светом истины.

"Великое славословие" заканчивается пением трисвятого: "Святый Боже" ... и тропарем праздника.

После этого диакон произносит подряд две ектении: сугубую и просительную .

Утреня на всенощном бдении заканчивается отпустом - священник, обращаясь к молящимся, говорит: "Христос истинный Бог наш (а в воскресную службу: Воскресый из мертвых, Христос истинный Бог наш ...), молитвами пречистыя Своея Матере, святых славных апостол... и всех святых, помилует и спасет нас, яко благ и человеколюбец ".

В заключение хор поет молитву, чтобы Господь сохранил на многие лета Православное Епископство, правящего архиерея и всех православных христиан.

Сразу же, после этого, начинается последняя часть всенощного бдения - первый час ".

Служба первого часа состоит из чтения псалмов и молитв, в которых мы просим Бога, чтобы Он заутра услышал глас наш и исправил дела рук наших в продолжении дня. Оканчивается служба 1-го часа победною песнью в честь Божией Матери: "Взбранной Воеводе победительная "... В этой песни Божию Матерь мы называем "победоносным вождем против зла". Затем священник произносит отпуст 1-го часа . На этом заканчивается всенощное бдение.

Господь наш Иисус Христос заповедал нам постоянно бодрствовать и молиться. Стараясь исполнить эту заповедь, христиане с древних времён в особо памятные дни совершали богослужение, которое длилось всю ночь, с вечера до утра, и потому получило название всенощного бдения . Главные его части — великая вечерня и утреня .

В самом начале великой вечерни воспоминается жизнь наших прародителей Адама и Евы в Раю. Находясь в этом прекраснейшем месте, наслаждаясь красотами Рая и величием сотворенного Богом мира, наши прародители в восторге приносили свои молитвы и благодарение Богу. В то блаженное время люди беседовали с Богом лицом к лицу, так как были безгрешны.


Символом этого являются открытые перед началом богослужения Царские врата . В воспоминание самого начала сотворения Богом мира (когда Дух Божий, подобно кадильному дыму, окутывал первозданную землю, оживотворяя еще не устроенный мир) священник кадит алтарь , а затем, воздав славу Живоначальной Троице, выходит из алтаря и кадит храм , что символизирует время, когда сам Бог был близок к людям. Хор поет избранные стихи 103-го псалма , изображающие величественную картину мира и прославляющие Творца: «Благослови, душе моя, Господа. Благословен еси, Господи!.. Яко возвеличишася дела Твоя, Господи, вся премудростию сотворил ecu...».


Бог дал человеку свободу, чтобы он свободно выбирал только добро. Но человек послушался завистливого и лживого совета диавола и отказался от общения с Богом. После этого человек уже не мог оставаться в Раю. Бог изгнал его из Рая и поселил на обедневшей и оскудевшей земле. Однако милосердный Творец, по Своей неизреченной любви, обнадежил человека обещанием Спасителя. Началась скорбная история человечества на земле — история покаяния, исправления, постепенного возвращения заблудших детей к своему Небесному Отцу.


Церковь напоминает нам эти события дальнейшим ходом богослужения. Царские врата закрыты . Пред ними, как пред затворенным Раем, диакон произносит великую ектению (ектения — по-гречески: усердие, прилежное моление), в которой испрашивается помощь Божия грешному человеку в различных нуждах его земной жизни. После каждого прошения ектении хор от лица молящихся воспевает: «Господи, помилуй». Затем хор поет избранные стихи из 1-й кафизмы (кафизмами называются части, на которые разделена Псалтирь), говорящие о жизни праведных и неправедных: «Блажен муж, иже не иде на совет нечестивых... и путь нечестивых погибнет... Работайте Господеви со страхом и радуйтеся Ему с трепетом... Блажени ecu надеющиися Нань...» (Пс. 1, 1, 6; 2, 11-12).


Ветхозаветные праведники жили надеждой на обещанного Спасителя. Ветхозаветное богослужение с его жертвами было напоминанием Божия обещания, прообразом будущей великой Жертвы, когда Сам Сын Божий, будучи Богом, станет Человеком, придет к людям, чтобы спасти их, и Своей праведной жизнью, Своей победой над смертью, Своим Вознесением к Богу Отцу примирит человека с Богом и станет как бы новым Прародителем для падшего человечества, желающего вернуть себе общение с Творцом.


Продолжение всенощной говорит об этих надеждах. Хор поет стихи псалма, полные скорбной мольбы: «Господи, воззвах к Тебе, услыши мя...» (Пс. 140). Каждение, совершаемое диаконом в это время, означает жертвы, которые приносились в Ветхом Завете, а также наши молитвы к Богу. Стихи Псалтири начинают чередоваться со стихирами — песнопениями, посвященными празднику. При пении последней стихиры — догматика, говорящего о тайне Воплощения Спасителя, — священнослужители выходят с кадильницей из боковых дверей алтаря и через Царские врата входят в него . Выход священника из алтаря символизирует сошествие на землю Сына Божия для спасения людей, Его проповедь, вольные страдания, крестную смерть и сошествие во ад, а вход в алтарь — воскресение и вознесение на Небо.


Далее следует пение прокимна и иногда чтение из Священного Писания , после чего — две ектении . В большие праздники бывает лития — усердное моление, совершающееся вне храма или в его притворе. Выход священнослужителей из алтаря символизирует изгнание Адама из Рая и выражает наше смирение пред Богом и желание того, чтобы для нас открылись врата Небесные и благоутробие Божие.

По окончании литии хор поет несколько стихир и молитву «Ныне отпущаеши раба Твоего, Владыко...» (молитва святого Симеона Богоприимца). После молитвы «Отче наш» архангельским приветствием «Богородице Дево, радуйся» прославляется Божия Матерь или же, особым песнопением, празднуемое событие. (В праздники бывает освящение хлебов, пшеницы, вина и елея). Завершается вечерня 33-м псалмом и благословением священника. Последние молитвословия вечерни подводят нас к новозаветным событиям, воспоминаемым на утрене,— второй части всенощного бдения.


Утреня начинается ангельским славословием, воспетым при Рождестве Спасителя: «Слава в вышних Богу, и на земли мир, в человецех благоволение» (Лк. 2:14). Затем читается шестопсалмие — шесть избранных псалмов, изображающих и радостное состояние души человека, с которым милость Господня, и скорбь души, отягощенной грехами и удалившейся от Бога.


По прочтении трех псалмов священник выходит из алтаря и, стоя перед закрытыми Царскими вратами, читает 12 утренних молитв , испрашивая благословения Божия на предстоящий день. После шестопсалмия и великой ектении диакон торжественно возглашает: «Бог Господь и явися нам, благословен грядый во имя Господне!» и еще несколько избранных стихов 117-го псалма — и хор повторяет вслед за каждым из них первый стих, возвещающий нам о явлении Спасителя. И Слово стало плотию, и обитало с нами, полное благодати и истины; и мы видели славу Его, славу как Единородного от Отца (Ин. 1:14). Стихи псалма «Исповедайтеся Господеви...», произносимые при пении «Бог Господь...», изображают полную страданий земную жизнь Спасителя.


Далее поется тропарь праздника и читаются кафизмы из Псалтири . Псалтирь разделена на 20 отделов, которые и называются кафизмами. Кафизма делится на три части («Славы»), после прочтения каждой из которых поется малое славословие (отсюда и название — «Слава»).

Кафизма в переводе с греческого означает «сидение»; во время чтения кафизм можно сидеть, но во время малого славословия надо встать .

На всенощном бдении читаются две кафизмы, и после каждой бывают малая ектения и седальны — краткие молитвословия, приуроченные к чтению кафизм.


По прочтении кафизм начинается самая торжественная часть всенощного бдения — полиелей , что значит «великая милость» или «обилие масла, елея». При возжжении всех светильников священник исходит из алтаря , как Ангел, исшедший из пещеры гроба Господня возвестить о Воскресении, и совершает каждение храма . Каждение, сопровождающее и многие другие важные части богослужения, знаменует собой и наши молитвы, устремленные к Богу с вниманием и усердием, и благодать Святого Духа, осеняющую нас. Когда же священнослужитель кадит верующих, они отвечают наклонением головы.


Хор поет стихи 134-го и 135-го псалмов: «Хвалите имя Господне, хвалите, раби Господа...», а под воскресенье также воскресные тропари о явлении женам-мироносицам (ученицам Господа) Ангелов, возвестивших о Воскресении Спасителя из мертвых: «Зело рано мироносицы течаху ко гробу Твоему, Спасе, рыдающыя...». И весьма рано, в первый день недели, приходят ко гробу, при восходе солнца, и говорят между собою: кто отвалит нам камень от двери гроба? И, взглянув, видят, что камень отвален; а он был весьма велик. И, войдя во гроб, увидели юношу, сидящего на правой стороне, облеченного в белую одежду; и ужаснулись. Он же говорит им: не ужасайтесь. Иисуса ищете Назарянина, распятого; Он воскрес, Его нет здесь. Вот место, где Он был положен (Мк. 16:2-6).

В праздники и дни памяти святых поется величание празднуемому событию или святому.


После пения установленных псалмов и тропарей или величания читается отрывок из Евангелия, относящийся к воспоминаемым событиям . После чтения Евангелия под воскресные дни бывает пение всеми верующими торжественной песни «Воскресение Христово видевше, поклонимся Святому Господу Иисусу, единому безгрешному...»

Евангелие полагается на аналой для поклонения и целования верующими в память явления ученикам Воскресшего Учителя и их радостного и благоговейного поклонения Спасителю. Когда же шли они возвестить ученикам Его, и се Иисус встретил их и сказал: радуйтесь! И они, приступив, ухватились за ноги Его и поклонились Ему (Мф. 28:9). В праздники выносится праздничная икона.


Во время целования Евангелия или праздничной иконы священник помазывает верующих освященным на вечерне елеем в знак Божией милости; также, если была лития, верующим раздаются освященные частички хлеба с вином в память о подателе всех благ Боге для благодатного укрепления сил телесных и душевных (особенно это было нужно в давние времена, когда более продолжительные службы требовали подкрепления сил для неослабного внимания).


Далее следует чтение канонов — молитвословий, посвященных прославлению Бога, Пресвятой Богородицы, святых угодников Божиих или отдельных событий священной и церковной истории. Каждый канон состоит из отдельных частей, называемых песнями. После 8-й песни канонов поется хвалебная песнь Пресвятой Богородицы «Величит душа Моя Господа...» с припевом: «Честнейшую Херувим и славнейшую без сравнения Серафим...», в котором говорится о том, что Матерь Божия честью и славою превосходит даже святых Ангелов. Диакон при пении «Честнейшую...» совершает каждение храма.

После канонов в хвалитных псалмах и последующих стихирах верные призываются славить любовь Божию к человеку. После возгласа священника: «Слава Тебе, показавшему нам свет» (свет видимый, так как в древности утреня кончалась к рассвету, и Свет духовный — Спасителя), хор поет великое славословие — древний гимн, восхваляющий Бога за все Его дарования и милости. Это песнопение, сложенное из глубоких и вдохновенных слов Ветхого и Нового Завета, было составлено еще во время первых христиан, прославлявших этим гимном Божество Спасителя и защищавших имя Господа Иисуса Христа от языческих злословий. О нем упоминается уже в донесении о христианах римскому императору Траяну (98-117 гг. по Р.Х.), а также в писаниях древних христианских авторов. Даже в древнем сочинении «Постановления апостольские» есть утренняя молитва, мало чем отличающаяся от великого славословия.

Кончается этот гимн, дышащий простотой и духовным величием первых христианских времен, пением «Трисвятого» — одной из наиболее частых и важных молитв христианского богослужения (по преданию, первая часть ее — ангельское славословие «Святый Боже, Святый Крепкий, Святый Безсмертный» — была услышана вознесенным на Небо мальчиком-христианином во время землетрясения в г. Константинополе в V в.).

В праздники Воздвижения Креста Господня (14/27 сентября) и Происхождения Честных Древ Животворящего Креста Господня (1/14 августа), а также в 3-е воскресенье Великого поста (Неделю Крестопоклонную) во время «Трисвятого» совершается торжественный вынос священнослужителями святого креста и поклонение ему.

По «Трисвятом» поется воскресный тропарь или тропарь праздника.

После двух ектений, сугубой и просительной, и отпуста хор просит Бога о даровании многих лет правящему архиерею и всем православным христианам. После утрени читается 1-й час — краткая служба, связанная по содержанию с началом нового дня.

Из книги «Всенощное бдение. Божественная литургия. Таинства Церкви» издательства Свято-Троицкой Сергиевой Лавры

Господь наш Иисус Христос заповедал нам постоянно бодрствовать и молиться. Стараясь исполнить эту заповедь, христиане с древних времён в особо памятные дни совершали богослужение, которое длилось всю ночь, с вечера до утра, и потому получило название всенощного бдения . Главные его части - великая вечерня и утреня .

В самом начале великой вечерни воспоминается жизнь наших прародителей Адама и Евы в Раю. Находясь в этом прекраснейшем месте, наслаждаясь красотами Рая и величием сотворенного Богом мира, наши прародители в восторге приносили свои молитвы и благодарение Богу. В то блаженное время люди беседовали с Богом лицом к лицу, так как были безгрешны.

Символом этого являются открытые перед началом богослужения Царские врата . В воспоминание самого начала сотворения Богом мира (когда Дух Божий, подобно кадильному дыму, окутывал первозданную землю, оживотворяя еще не устроенный мир) священник кадит алтарь , а затем, воздав славу Живоначальной Троице, выходит из алтаря и кадит храм , что символизирует время, когда сам Бог был близок к людям. Хор поет избранные стихи 103-го псалма , изображающие величественную картину мира и прославляющие Творца: «Благослови, душе моя, Господа. Благословен еси, Господи!.. Яко возвеличишася дела Твоя, Господи, вся премудростию сотворил ecu… ».

Бог дал человеку свободу, чтобы он свободно выбирал только добро. Но человек послушался завистливого и лживого совета диавола и отказался от общения с Богом. После этого человек уже не мог оставаться в Раю. Бог изгнал его из Рая и поселил на обедневшей и оскудевшей земле. Однако милосердный Творец, по Своей неизреченной любви, обнадежил человека обещанием Спасителя. Началась скорбная история человечества на земле - история покаяния, исправления, постепенного возвращения заблудших детей к своему Небесному Отцу.

Церковь напоминает нам эти события дальнейшим ходом богослужения. Царские врата закрыты . Пред ними, как пред затворенным Раем, диакон произносит великую ектению (ектения - по-гречески: усердие, прилежное моление), в которой испрашивается помощь Божия грешному человеку в различных нуждах его земной жизни. После каждого прошения ектении хор от лица молящихся воспевает: «Господи, помилуй» . Затем хор поет избранные стихи из 1-й кафизмы (кафизмами называются части, на которые разделена Псалтирь), говорящие о жизни праведных и неправедных: «Блажен муж, иже не иде на совет нечестивых… и путь нечестивых погибнет… Работайте Господеви со страхом и радуйтеся Ему с трепетом… Блажени ecu надеющиися Нань… » (Пс. 1, 1 , 6; 2, 11-12).

Ветхозаветные праведники жили надеждой на обещанного Спасителя. Ветхозаветное богослужение с его жертвами было напоминанием Божия обещания, прообразом будущей великой Жертвы, когда Сам Сын Божий, будучи Богом, станет Человеком, придет к людям, чтобы спасти их, и Своей праведной жизнью, Своей победой над смертью, Своим Вознесением к Богу Отцу примирит человека с Богом и станет как бы новым Прародителем для падшего человечества, желающего вернуть себе общение с Творцом.

Продолжение всенощной говорит об этих надеждах. Хор поет стихи псалма, полные скорбной мольбы: «Господи, воззвах к Тебе, услыши мя…» (Пс. 140). Каждение, совершаемое диаконом в это время, означает жертвы, которые приносились в Ветхом Завете, а также наши молитвы к Богу. Стихи Псалтири начинают чередоваться со стихирами - песнопениями, посвященными празднику. При пении последней стихиры - догматика, говорящего о тайне Воплощения Спасителя, - священнослужители выходят с кадильницей из боковых дверей алтаря и через Царские врата входят в него . Выход священника из алтаря символизирует сошествие на землю Сына Божия для спасения людей, Его проповедь, вольные страдания, крестную смерть и сошествие во ад, а вход в алтарь - воскресение и вознесение на Небо.

Далее следует пение прокимна и иногда чтение из Священного Писания , после чего - две ектении . В большие праздники бывает лития - усердное моление, совершающееся вне храма или в его притворе. Выход священнослужителей из алтаря символизирует изгнание Адама из Рая и выражает наше смирение пред Богом и желание того, чтобы для нас открылись врата Небесные и благоутробие Божие.

По окончании литии хор поет несколько стихир и молитву «Ныне отпущаеши раба Твоего, Владыко…» (молитва святого Симеона Богоприимца). После молитвы «Отче наш» архангельским приветствием «Богородице Дево, радуйся» прославляется Божия Матерь или же, особым песнопением, празднуемое событие. (В праздники бывает освящение хлебов, пшеницы, вина и елея). Завершается вечерня 33-м псалмом и благословением священника . Последние молитвословия вечерни подводят нас к новозаветным событиям, воспоминаемым на утрене,- второй части всенощного бдения.

Утреня начинается ангельским славословием , воспетым при Рождестве Спасителя: «Слава в вышних Богу, и на земли мир, в человецех благоволение» (Лк. 2:14). Затем читается шестопсалмие - шесть избранных псалмов, изображающих и радостное состояние души человека, с которым милость Господня, и скорбь души, отягощенной грехами и удалившейся от Бога.

По прочтении трех псалмов священник выходит из алтаря и, стоя перед закрытыми Царскими вратами, читает 12 утренних молитв , испрашивая благословения Божия на предстоящий день. После шестопсалмия и великой ектении диакон торжественно возглашает: «Бог Господь и явися нам, благословен грядый во имя Господне!» и еще несколько избранных стихов 117-го псалма - и хор повторяет вслед за каждым из них первый стих, возвещающий нам о явлении Спасителя. И Слово стало плотию, и обитало с нами, полное благодати и истины; и мы видели славу Его, славу как Единородного от Отца (Ин. 1:14). Стихи псалма «Исповедайтеся Господеви…» , произносимые при пении «Бог Господь…» , изображают полную страданий земную жизнь Спасителя.

Далее поется тропарь праздника и читаются кафизмы из Псалтири . Псалтирь разделена на 20 отделов, которые и называются кафизмами. Кафизма делится на три части («Славы»), после прочтения каждой из которых поется малое славословие (отсюда и название - «Слава»).

Кафизма в переводе с греческого означает «сидение»; во время чтения кафизм можно сидеть, но во время малого славословия надо встать .

На всенощном бдении читаются две кафизмы, и после каждой бывают малая ектения и седальны - краткие молитвословия, приуроченные к чтению кафизм.

По прочтении кафизм начинается самая торжественная часть всенощного бдения - полиелей , что значит «великая милость» или «обилие масла, елея». При возжжении всех светильников священник исходит из алтаря , как Ангел, исшедший из пещеры гроба Господня возвестить о Воскресении, и совершает каждение храма . Каждение, сопровождающее и многие другие важные части богослужения, знаменует собой и наши молитвы, устремленные к Богу с вниманием и усердием, и благодать Святого Духа, осеняющую нас. Когда же священнослужитель кадит верующих, они отвечают наклонением головы .

Хор поет стихи 134-го и 135-го псалмов: «Хвалите имя Господне, хвалите, раби Господа…» , а под воскресенье также воскресные тропари о явлении женам-мироносицам (ученицам Господа) Ангелов, возвестивших о Воскресении Спасителя из мертвых: «Зело рано мироносицы течаху ко гробу Твоему, Спасе, рыдающыя…». И весьма рано, в первый день недели, приходят ко гробу, при восходе солнца, и говорят между собою: кто отвалит нам камень от двери гроба? И, взглянув, видят, что камень отвален; а он был весьма велик. И, войдя во гроб, увидели юношу, сидящего на правой стороне, облеченного в белую одежду; и ужаснулись. Он же говорит им: не ужасайтесь. Иисуса ищете Назарянина, распятого; Он воскрес, Его нет здесь. Вот место, где Он был положен (Мк. 16:2-6).

В праздники и дни памяти святых поется величание празднуемому событию или святому .

После пения установленных псалмов и тропарей или величания читается отрывок из Евангелия, относящийся к воспоминаемым событиям . После чтения Евангелия под воскресные дни бывает пение всеми верующими торжественной песни «Воскресение Христово видевше, поклонимся Святому Господу Иисусу, единому безгрешному…»

Евангелие полагается на аналой для поклонения и целования верующими в память явления ученикам Воскресшего Учителя и их радостного и благоговейного поклонения Спасителю. Когда же шли они возвестить ученикам Его, и се Иисус встретил их и сказал: радуйтесь! И они, приступив, ухватились за ноги Его и поклонились Ему (Мф. 28:9). В праздники выносится праздничная икона .

Во время целования Евангелия или праздничной иконы священник помазывает верующих освященным на вечерне елеем в знак Божией милости; также, если была лития, верующим раздаются освященные частички хлеба с вином в память о подателе всех благ Боге для благодатного укрепления сил телесных и душевных (особенно это было нужно в давние времена, когда более продолжительные службы требовали подкрепления сил для неослабного внимания).

Далее следует чтение канонов - молитвословий, посвященных прославлению Бога, Пресвятой Богородицы, святых угодников Божиих или отдельных событий священной и церковной истории. Каждый канон состоит из отдельных частей, называемых песнями. После 8-й песни канонов поется хвалебная песнь Пресвятой Богородицы «Величит душа Моя Господа…» с припевом: «Честнейшую Херувим и славнейшую без сравнения Серафим…» , в котором говорится о том, что Матерь Божия честью и славою превосходит даже святых Ангелов. Диакон при пении «Честнейшую…» совершает каждение храма .

После канонов в хвалитных псалмах и последующих стихирах верные призываются славить любовь Божию к человеку. После возгласа священника: «Слава Тебе, показавшему нам свет» (свет видимый, так как в древности утреня кончалась к рассвету, и Свет духовный - Спасителя), хор поет великое славословие - древний гимн, восхваляющий Бога за все Его дарования и милости. Это песнопение, сложенное из глубоких и вдохновенных слов Ветхого и Нового Завета, было составлено еще во время первых христиан, прославлявших этим гимном Божество Спасителя и защищавших имя Господа Иисуса Христа от языческих злословий. О нем упоминается уже в донесении о христианах римскому императору Траяну (98-117 гг. по Р.Х.), а также в писаниях древних христианских авторов. Даже в древнем сочинении «Постановления апостольские» есть утренняя молитва, мало чем отличающаяся от великого славословия.

Кончается этот гимн, дышащий простотой и духовным величием первых христианских времен, пением «Трисвятого» - одной из наиболее частых и важных молитв христианского богослужения (по преданию, первая часть ее - ангельское славословие «Святый Боже, Святый Крепкий, Святый Безсмертный» - была услышана вознесенным на Небо мальчиком-христианином во время землетрясения в г. Константинополе в V в.).

В праздники Воздвижения Креста Господня (14/27 сентября) и Происхождения Честных Древ Животворящего Креста Господня (1/14 августа), а также в 3-е воскресенье Великого поста (Неделю Крестопоклонную) во время «Трисвятого» совершается торжественный вынос священнослужителями святого креста и поклонение ему.

По «Трисвятом» поется воскресный тропарь или тропарь праздника .

После двух ектений, сугубой и просительной, и отпуста хор просит Бога о даровании многих лет правящему архиерею и всем православным христианам. После утрени читается 1-й час - краткая служба, связанная по содержанию с началом нового дня.

Из книги «Всенощное бдение. Божественная литургия. Таинства Церкви» издательства Свято-Троицкой Сергиевой Лавры

«Аз есмь путь и истина и живот» - слова, произнесенные Тем, перед чьим Лицом умирают все вопросы, потому что Он - единственный ответ. И Он призвал нас всех к покаянию. Но можно ли придти к этому помимо Церкви? Нет! Об этом говорят все святые отцы в своих писаниях. Будем верить в истинность их слов, не взирая на доводы людей с «Богом в сердце». На вопрос о том, как жить, Господь дал однозначный ответ вопрошающему - соблюдать заповеди. Посещение Храма заповедано нам Богом. Только посещать недостаточно, присутствовать на службе необходимо осознано, участвуя в ее действе, осознавая важность каждого момента.

В древности Всенощное бдение начиналось поздно вечером и продолжалось до самого рассвета. Начало службе было положено первыми христианами для того, «чтобы отвратить народ православный от еретиков-ариан», у которых было принято молиться ночью. В то время и призвал Златоуст православных собираться на ночное бдение. В некоторых монастырях на Востоке по сей день сохранилась эта традиция.

Древние христиане молились непрестанно, совершая так называемый «дневной круг». В положенный час они собирались для молитвы в Храме. Они так и назывались: 1-й час, 3-й час, 6-й час, 9-й час. Это - служения каждого дня, которое совершается непрерывно. Сегодня часы присоединены к продолжительным службам. Всенощное бдение выходит за пределы часов, поскольку эта служба положена только накануне Великих Праздников (к ним относится и Воскресение), оставаясь однако также составляющей «дневного круга».

День церковный начинается не утром, а вечером. Так что, Всенощное бдение начинает новый день и является преддверием Божественной Литургии.

Практика ночных бдений была введена древними монахами, а впоследствии закреплена в Иерусалимском уставе. Именно по этому уставу в наше время совершаются все богослужения. Открывается же Типикон (церковный устав) Всенощным бдением, т. е именно эта служба «открывает ворота»….

Образ Всенощной

Каждая церковная служба - это и воспоминание, и настоящая реальность, утверждающая присутствие Бога в нашей жизни, живого Бога «отныне и до века». Строгие каноны и их соблюдение необходимы! Если бы прежде (на протяжении 2000 лет) кто-либо из священства позволил бы себе отступить от канона, то сегодня от православной службы в первозданном виде ничего бы не осталось. Волнение священника на службе - осознание присутствия Божия и опасение нарушения даже малости, поскольку ничто в этот момент не может быть мелочью.

У каждой службы - свой образ, есть он и у Всенощной- величественной службы, содержащей в себе вечерню и утреню. Во время Всенощной эти службы проводятся более торжественно (то, что читается на вечерне в будний день, на Всенощной поет хор и т. д.). Мало того, на Всенощной появляются дополнительные моменты - лития и полиелей. Почему каждая Всенощная повторяется и повторяется вновь? Потому что Бог присутствует в нашей жизни всегда. Служба - это не просто напоминание, это - утверждение. «Я - тот же, что был прежде». То есть, все это вновь происходит сегодня, как и распятие Христа, которого мы распинаем вновь и вновь своими сознательными грехами. Есть над чем задуматься?

Итак, две основные части Всенощной - вечерня и утреня:

  • Вечерня основана на ветхом завете, мы проходим через него в эти моменты,
  • Утреня - Завет Новый, Рождение Спасителя. Утреня - это радость, утренняя заря. Каждый момент важен и имеет свое сакральное значение.

Всенощная

Вечерня - это еще состояние ветхого Адама, начало нашего творения. Но это и предчувствие явления Мессии. Колокольный звон предваряет ее, благовест и трезвон. Накануне воскресного дня звонарь звонит в воскресный колокол, читая кафисму «непорочных» (17-я кафисма) или 50-й псалом. Завершается благовест трезвоном во все колокола, исключая колокол Праздничный. Вечерня Всенощной названа Великой, поскольку таковой и является. Священнослужители облачаются в священные одежды и совершают каждение алтаря. Громким возгласом «Востаните!» диакон обращается к народу, призывая молящихся. Потом - испрашивает благословение у священника и начинает служение.

Начало «ветхозаветной» вечерни

Вечерню всегда начинает 103 псалом , описывающий картину творения до грехопадения. Врата открыты, как прежде были открыты для Адама и Евы. Священнослужители кадят храм и молящихся, что олицетворяет благодать Божию при творении людей. Падением эти двери были закрыты, и человек просит Бога о милости, о прощении: закрываются царские врата и диакон читает великую ектению, т. е. прошение.

Псалом «Блажен муж…» словно продолжает ее, показывая путь, которым следует идти дальше. Этот же Псалом предвосхищает рождение Мессии - «яко лист Его не отпадет».

Последняя стихира «догматик» буквально предвосхищает рождение Христа. Посвящена она Деве Марии.

Далее - таинственный момент, дающий надежду: открытие Царских Врат и вход… Спасение человека - во Христе, который грядет. Диакон произносит: «Премудрость, прости!», что означает «стойте прямо!», священник благословляет вход, а хор в это время поет «Свете Тихий», ибо не в великой славе сошел на землю Господь, а в великой тихости.

Далее диакон читает прокимен и просительную ектению , следующее действо - лития , которая олицетворяет собой евангельскую историю, когда Христос накормил пять тысяч людей пятью хлебами. Лития совершается у западных дверей, куда выносят пять пшеничных хлебов, пшеницу, вино и елей. Священник благословляет их. В древности молящиеся в этом момент вкушали хлеб и вино, чтобы не изнемочь и продолжать службу дальше, уже до утра. В наших храмах хлеб с вином раздают на всенощной позже, сразу после елеопомазания.

Стихиры на стиховие - это особые стихи, которые завершает молитва праведного Симона, взявшего на руки младенца Христа «ныне отпущаеши, Владыко». Момент особенный! Он говорит о смерти старого и рождении нового, о попрании смерти. Вечерня близится к завершению. Последнее песнопение ее - «Богородице Дево радуйся», ибо свершилось, исполнилось обетование, которого ожидали более 8 тыс. лет. «Благословенье Господне на вас..»

«Новозаветная» утреня

Начинается утреня с Ангельского пения «Слава в Вышних Богу..». Теми словами, которыми встретили рождение Спасителя Ангелы. Далее читают шесть особых псалмов, называемых «шестопсалмие». Это - воспоминание Вифлеемской ночи, ожидание Рождества, образ ночи. Вот почему при чтении шестопсалмия в Храме гасят все свечи. В этот момент, пред закрытыми Царскими вратами, в темноте священник читает утренние молитвы, предвещающие Зарю.

После чтения мирной ектении диакон возглашает громко: «Бог Господь, и явися нам..», этот возглас говорит о том, что Спаситель пришел в мир, сбылось пророчество. Читаются кафисмы из Псалтири.

Полиелей, чтение Евангелия и елеопомазание - самая торжественная часть службы. Полиелей значит «много милости», в некоторых случаях слово переводят как «много масла», поскольку елей всегда считался олицетворением милости Божией. В этот момент читаются хвалебные стихи, открываются Врата, зажигаются свечи, священнослужители кадят полностью весь храм, поют праздничные тропари. Далее - читают праздничное Евангелие, «Воскресение Христово видевши» (если день воскресный) и совершают священный обряд елеопомазания, перед которым верующие подходят к Праздничной иконе, находящейся в центре храма, и к Святому Евангелию.

По окончании елеопомазания, после того, как священник произнесет «Милостью, щедротами…», начинается особое чтение канона.

Канон повествует о жизни и подвигах святых угодников Божиих. Его можно назвать молитвенным произведением, которое состоит из девяти песней. Перед 9-й песней, после каждения, диакон возглашает величание Божьей Матери, которому вторит хор «Честнейшую Херувим..»

Хвала

Она заключается в чтении псалмов, ее продолжает Великое славословие. Стихиры заканчиваются песнопением, посвященным Богородице и теми словами, которыми начиналась утреня: «Слава в вышних Богу». Утреня завершается чтением ектении и отпустом.

Всенощное бдение закончилось, но священство еще не разошлось, они читают 1-й час, который освящает наступающий день. Служба эта очень краткая. Раньше она представляла отдельный чин, теперь все часы присоединяют к длительным службам.

Длительность службы и авторство

Само название «Всенощная» говорит о времени служения: немного спустя, после захода солнца. У Всенощной нет одного автора, как у Литургии, ее порядок складывался постепенно. Первые молитвы Всенощной составлены Иоанном Златоустом. В православных храмах служба начинается в пять или в шесть часов вечера, а длится везде по-разному, но в среднем - до восьми часов вечера. Всенощная в монастырях может длиться 5 и 6 часов. В некоторых монастырях на Востоке, как и в древности, она продолжается до утра, когда первый час действительно освещает наступающий день с восходом солнца.

Отличие Воскресной Всенощной от Праздничной

Всенощная служится накануне воскресения каждую неделю. На этих службах читают тропари воскресные, как и воскресное Евангелие. Если Всенощную служат накануне большого Праздника, то воскресные тропари не читают, читают праздничные. Так же - и Евангелие. Воскресная служба торжественна особо, ведь читают воскресные тропари, Пасхальные, произнося «Христос Воскресе!» каждое воскресенье. Да, каждое воскресенье - Пасха!

Погадайте на сегодняшний день c помощью расклада Таро "Карта дня"!

Для правильного гадания: сосредоточьтесь на подсознании и ни о чем не думайте хотябы 1-2 минуты.

Как будете готовы - тяните карту:

Накануне воскресных дней и праздников в церкви проводится особая служба. Иногда она начинается вечером, иногда – утром. Её обычно называют всенощной или всенощным бдением .

Этот вид служения Богу получил название в православии очень давно. Тогда он непременно начинался в вечерние часы, а заканчивался – в утренние. Из этого следует, что всю ночь перед воскресным днём или праздником прихожане находились в пределах храма и неустанно молились .

В наше время есть отдельные монастыри, где всенощное бдение длится приблизительно шесть часов.

История возникновения

Обычай проведения ночных часов в молитвах христиан, пришедший к нам с древних времён, зачинался так:

  • Иисус Христос во время пребывания в земном мире нередко по ночам пребывал в молениях.
  • По примеру Спасителя, его ученики – – проводили ночные собрания, так как боялись многочисленных врагов.
  • Из опасений преследований со стороны иудеев и язычников в ночное время собирались в катакомбах (пещерах, находящихся на некотором расстоянии от города) христиане, являвшиеся первопроходцами веры. Это происходило в праздники и в дни поминовения святых мучеников.
  • Смысл всенощного бдения состоит в изображении событий, происшедших с Иисусом Христом на земле, которые привели к спасению человеческого рода . Христос взял на себя людские прегрешения, был распят и вознёсся, победив смерть .

Всенощное бдение перед воскресным днём или церковным праздником имеет своё последование и делится на три части:

  • Вечерню.
  • Утреню.
  • Первый час.

Вечерня

Последование всенощного бдения начинается с вечерни. Чтобы лучше понять этот отдел службы, условно можно разделить его на 5 частей.

Часть I. Начало

Всенощная в вечерние часы перед воскресным днём или праздником начинается следующим образом:

Значение этой части службы заключается в следующем:

  • Указанные действия священнослужителей и певчих до того, как они вошли в алтарь, представляют собой напоминание: о сотворении мира, о безмятежной жизни Адама и Евы в Эдеме.
  • Затворённые царские врата символизируют, что после изгнания первых мужчины и женщины из райских кущей за грех непослушания, ворота рая перед ними закрылись.
  • Ектенья, произносимая дьяконом, говорит о трудной жизни наших предков на земле после изгнания Адама и Евы и их непрестанной нужде в помощи Творца.

Часть II. Псалмы

После прочтения ектеньи начинается вторая часть вечерни.

Она выглядит так:

Часть III. Вечерний вход

Вечерний вход осуществляется по следующему образцу:

Каково толкование вечернего выхода?

Вечерний выход говорит о следующем:

  • Вынос свечи – это образ Иоанна Предтечи, явившегося до пришествия Иисуса. Сам Спаситель называл его светильником.
  • Выход священника напоминает о Сыне Божьем, спустившемся с небес на землю, чтобы взять на себя вину за все прегрешения человеческие.
  • Обращение священника лицом к прихожанам символизирует вознесение Христа на небеса и воцарение его над миром во всей славе.
  • Возглас дьякона: «Премудрость прости!» – наставляет верующих на то, чтобы они взирали на происходящее священнодействие стоя, и молили Господа Бога о прощении грехов.

Часть IV . Лития

Лития и благословение хлебов совершаются не во все воскресные дни, а только во время самых торжественных праздников. Лития следует за ектенией.

Порядок совершения литии таков:

  1. Священник и дьякон выходят из алтаря, направляясь в ту часть церкви, что обращена к западу.
  2. В это время с клироса раздаётся пение стихир.
  3. Затем дьякон молится о здоровье епископа и всех православных. А также возносится молитва об императоре, императрице и других персонах, относящихся к царскому дому. Он просит, чтобы Господь защитил паству от напастей и горестей.

Пояснение:

Совершение литии в западной части храма происходит для того, чтобы оглашенные и кающиеся, обычно стоящие в притворе, могли вместе со всеми помолиться о празднике, а другие верующие помолились о них. То есть, лития направлена на то, чтобы молитва возносилась, в первую очередь, о тех, кто больше всего нуждается в милости Бога и находится в горе и скорби. А также лития является напоминанием о крестных ходах, совершаемых первыми христианами во времена больших бедствий по ночам.

Часть V. Благословение хлебов

Благословение хлебов начинается после:

  1. стихир;
  2. предсмертной песни Симеона Богоприимца;
  3. трижды повторённого тропаря – краткого молитвенного песнопения, отражающего суть праздника.

Трактование:

  • Начало обычаю благословения хлебов было положено ранними христианами, у которых всенощное бдение проходило до самого рассвета. Чтобы молящиеся могли поддержать свои силы, им раздавались вино, хлебы и елей, предварительно благословлённые священником.
  • Чтобы напомнить о событиях давно минувших дней, священник произносит молитву над пятью хлебами; пшеницей и елеем. Он просит об их приумножении и о том, чтобы Бог дал освящение верным, которые принимают их. Освящённый елей используется для помазания молящихся на всенощном бдении, вино пригубляется, а пшеница съедается.
  • Пять освящённых хлебов напоминают о чуде, сотворённом Спасителем во время его земной жизни, – о насыщении пятью хлебами 5 тысяч человек.
  • Об окончании первой части всенощного бдения – вечерней – свидетельствуют слова священника о том, что Господь дарует всем своё благословение, так как он человеколюбив всегда – «ныне и присно и во веки веков». Затем батюшка произносит: , и раздаётся звон колоколов, возвещающий о конце вечерни и начале второй части всенощного бдения – утрени.

Утреня

Следующая часть всенощного бдения – утреня. Она предусматривает свой порядок богослужения и также условно будет разделена на части.

Часть I. Начало

Часть II. Полиелей

По завершении каждой из кафизм священнослужитель произносит малую ектенью. После этого начинается полиелей – самая торжественная часть всенощного бдения. В переводе с греческого слово полиелей означает «многое масло» или «большая милость».

  1. Открываются царские врата. Их отворение символизирует действия ангела, отвалившего камень от гроба Господня, воссиявшего как образ новой извечной жизни, наполненной духовной радостью.
  2. Погашенные во время чтения шести псалмов и кафизм большие свечи, находящиеся перед , зажигаются снова.
  3. На клиросе звучит песнь, восхваляющая Господа. Это части из псалмов 134-го и 135-го. А также в псалмах содержится призыв к тому, чтобы хвалу Богу возносили и рабы его, то есть верующие, так как Господь благословен от Сиона (с древних времён, когда в нём находился храм и скиния). Ещё Давид призывает христиан пойти на исповедь, признаваться Богу в своих грехах. Будучи милостивым к своим чадам, бог простит их.
  4. Священник вместе с дьяконом осуществляют каждение по всему периметру храма. Это хождение напоминает о жёнах мироносицах, отправившихся ко гробу Господню в ночь воскресения Спасителя, чтобы смазать его тело миром. Но ангел принёс им радостное известие о том, что Христос вознёсся на небеса.
  5. Под воскресенье, по окончании пения 134-го и 135-го хвалебных псалмов, поются тропари. Это делается, чтобы в умах верующих лучше запечатлелась мысль о воскресении Иисуса Христа. Для этого выбираются тропари, в которых содержится причина радости от воскресения Христа. В начале каждого из них находятся фразы, славящие Господа, с просьбой научить верующих его заповедям.
  6. В завершение полиелея читается текст из Святого Евангелия, повествующий об одном из явлений Спасителя после его воскресения.
  7. Святое Евангелие приносится в центр храма для его целования верующими, которое делается с мыслями о благодеяниях воскресшего Господа.
  8. В этот момент хор поёт песнь с призывом к поклонению воскресению Христову. В этой песне говорится о том, что Святой Господь Иисус – единый безгрешный Бог, кроме него, другого Бога христиане не знают. Они преклоняются перед святым крестом, на котором распяли Иисуса, но претерпев смерть, он смерть разрушил.

На заметку:

  • Накануне двунадесятых праздников и дней святых угодников полиелей несколько отличается от полиелея воскресного. В предпраздничном варианте после исполнения хвалебных псалмов священнослужители выходят в центральную часть церкви, где на аналое располагается икона, соответствующая празднику. Ей поётся величание. При этом стихи в честь святых жён мироносиц, как в воскресный день, не произносятся. Молящиеся подходят к иконе и целуют её, а затем помазуются елеем, который был освящён во время литии.
  • Двунадесятые праздники – это 12 самых важных после Пасхи праздников у православных христиан, входящих в число великих праздников. Они напоминают о событиях, происходивших с Иисусом Христом во время его жизни на земле, и с его матерью Богородицей.

Часть III. Канон

Девять песней

  • По прочтении евангелия и молитвы Господу о помиловании грешников, поётся канон – правило, по которому происходит прославление Бога и святых и испрашивается Божья милость по молитвам святых угодников.
  • Канон содержит в себе 9 священных песней, которые составлены по образцам песен из Ветхого Завета. Их пели такие праведники, как пророк Моисей и родитель Иоанна Предтечи – священник Захария.
  • В начале каждой песни исполняется ирмос (связь), а в конце – катавасия (схождение). Название катавасия объясняется тем, что для её пения должны сходиться вместе два хора.
  • Песнь 1- я: составлена по образцу песни, воспетой пророком Моисеем о чуде, происшедшем при переходе еврейского народа через Красное море.
  • Песнь 2-я: за образец взята песня пророка Моисея, спетая им перед кончиной. С помощью неё старец хотел направить евреев на покаяние. В соответствии с уставом православной Церкви, она исполняется только накануне Великого поста. В остальные дни после первой в каноне сразу поётся вторая.
  • Песнь 3-я: образцом является воспевание праведницей Анною рождения сына Самуила, который впоследствии стал пророком и мудрым судьёй еврейского народа.
  • Песня 4-я: образец – песнь пророка Аввакума о предстоящем пришествии Мессии, который спасёт Израиль.
  • Песнь 5-я: основана на мыслях, содержащихся в песне пророка Исаии, который воспевает избавление Церкви от её врагов.
  • Песнь 6-я: перекликается с песней пророка Ионы, спетой в честь того, что он чудом вышел из чрева кита.
  • Песни 7-я и 8-я: составлены по образцу песни трёх еврейских отроков о чудесном избавлении из горящей печи вавилонской. *
  • Песнь 9-я: наполнена мыслями, заимствованными из песнопения священника Захарии, посвящённого рождению сына – Иоанна Предтечи Господа.

*Вслед за восьмой песней канона исполняется песнь Матери Божией, которая поделена на стихи. После стихов идёт величание Богоматери.

Прочтение псалмов

После пения канона читаются псалмы: 148-й, 149-й и 150-й.В них царь Давид обращается к природе, приглашая её восславить Господа Бога за данный им свет. Священник повторяет слова Давида, повернувшись к престолу Божьему.

Песнь святых ангелов

Хор исполняет большое славословие Господу за его любовь к человеку, за дарованные им милости. Оно начинается и заканчивается песнью ангелов. Этот гимн сложился ещё во времена древних христиан. Он защищал имя Спасителя от злословия язычников. По преданию, первая часть молитвы «Святый Боже, Святый Крепкий, Святый Бессмертный» впервые была услышана отроком, поднявшимся на небо вследствие землетрясения, случившегося в V веке в Константинополе.

В древности утреня подходила к концу, когда начинался день.

Первый час

Первый час – третья, заключительная часть всенощного бдения. В это время читаются псалмы и молитвы. Здесь можно выделить четыре части.

Чтение псалмов и молитв

Произносятся псалмы 5-й, 89-й и 100-й. В них содержится просьба к Богу о том, чтобы он услышал молящихся в следующий день и исправил плохие дела рук человечьих в продолжение грядущего дня. В этот момент гаснет свет, и церковь погружается в полумрак.

Последняя молитва

Это молитва «Христе, Свете истинный», которая читается священником перед иконой Спасителя. В ней содержится просьба к Господу о просвещении и освещении каждого человека, приходящего в мир, об утверждении жизни в нём по Божьим законам.

Гимн, посвящённый Деве Марии

В гимне, исполняемом в честь Девы Марии, произносится благодарность ей, составленная жителями Константинополя за избавление их от нападения персов и аваров, произошедшего в VII веке в Греции.

Отступ и праздничный перезвон

Священник произносит отступ первого часа, звучит песнопение «Бог – Господь, и явился нам». В нём вспоминается выход Иисуса Христа на проповедь, освещается пройденный им путь спасения –дорога любви и смирения. Это символизирует въезд Спасителя в Иерусалим и приветствие его еврейским народом. На этом всенощное бдение заканчивается, звонят колокола.