Что за день ашура в арабском мире. Ашура — судьбоносный день в истории человечества
День Ашура в исламе – мусульманский праздник, который отмечается уже несколько веков. Верующие соблюдают особые правила, многие придерживаются поста в День Ашура.
Когда начинается праздник День Ашура в 2019 году?
Он приходится на десятый день месяца Мухаррам. Само название праздника происходит от арабского слово «ашара» – десять. В 2019 году День Ашура наступает на 9 сентября.
История и традиции праздника День Ашура
Расскажем об истории и традициях праздника. День Ашура в исламе – это день траура, соблюдаемого многими приверженцами этой религии. В этот день погиб внук пророка Мухаммада – Хусейн (626-680 гг.), его брат Аббас и 70 их сторонников.
В память об их мученической смерти шииты совершают в День Ашура ежегодные траурные церемонии (тазия). Они проходят во многих странах: Азербайджане, Афганистане, Иране, Ливане, Пакистане, Иране и др.
Процессии проходят под аккомпанемент оркестров, играющих печальные мелодии. В Иране, Ираке и других государствах устраиваются уличные представления, во время которых некоторые участники шествий наносят удары цепями и кинжалами, бьют себя кулаками в грудь.
Мусульмане-шииты соблюдают траур в память о мученической смерти Хусейна первые десять дней месяца, а также в течение всего месяца проводят различные религиозные обряды.
В день Ашура верующие также вспоминают о том, что в десятый день месяца Мухаррам Адам каялся о совершенной им ошибке, и Всевышний принял его покаяние.
Пост в День Ашура
Многие мусульмане соблюдают пост в День Ашура. Эта традиция имеет давнюю историю. Как гласит предание, пророк Мухаммад, приехав в Медину, узнал, что иудеи в этот день постятся в память о спасении пророка Мусы (Моисея) и сынов Израиля от войска египетского Фараона (Фираун).
Мухаммед счел, что мусульмане не менее достойны следовать традиции пророка Мусы, стал поститься сам и повелел делать это своим сподвижникам.
Согласно сунне Пророка, пост в день Ашура лучше соблюдать два дня (9-го и 10-го либо 10-го и 11-го числа месяца Мухаррам).
Что нельзя делать в День Ашура?
В прежние времена, до обязательного соблюдения мусульманами поста в месяце Рамадан, в День Ашура всем верующим также предписывалось соблюдать строгий пост.
Однако затем мусульмане-сунниты стали расценивать его как желательный, но все же добровольный. У мусульман-шиитов пост в День Ашура по прежнему обязателен.
Его соблюдают до захода солнца, а затем накрывают праздничный стол. К нему подают ашуре – кушанье из нута, пшеницы, фасоли и сухофруктов, а также блюда из фасоли, чечевицы и мяса. Детей угощают сладким печеньем (чареки) и шербетом.
День Ашура приходится на 10-й день священного для мусульман месяца мухаррам. Само название «Ашура» происходит от арабского слова «ашара», что означает «десять». В 2009 году день Ашура отмечается 26 декабря (10 мухаррама 1431 года по хиджре).
По преданию в этот день Пророк Мухаммед произнес памятные слова: «О люди, спешите делать добро в этот день, ибо этот день великий, благословенный. Аллах благословил в этот день Адама».
В мусульманской традиции день Ашура посвящается воспоминанию многих важных событий священной истории: сотворению небес, земли и моря; рождению Адама; выходу пророка Нуха (Ноя) из Ковчега; решению пророка Ибрахима (Авраама) принести в жертву своего сына Исмаила (в библейской традиции - Исаака); окончанию страданий пророка Айуба (Иова); спасению Мусы (Моисея). Кроме того, 10 мухаррама считается днем совершения в грядущем Страшного Суда.
Сначала отношение к месяцу мухаррам у всех мусульман было одинаковым, но в 61 году хиджры (10 октября 680 года по григорианскому календарю) в битве при Кербеле (совр. Ирак) были убиты имам Хусейн - младший сын Али ибн Аби Талиба и внук Пророка Мухаммеда, его брат Аббас и их 70 сподвижников. По свидетельству источников, с ними «поступили так, как не поступали у всех народов с худшими из людей: их убивали жаждой и мечом, сжигали, прибивали их головы к кресту, пускали по их телам лошадей».
После этих событий содержательная сторона дня Ашура у мусульман-шиитов приобрела другое значение . В память о мученической смерти имама Хусейна и его сподвижников 10 мухаррама шииты соблюдают строгий пост и траур, а также устраивают особые театрализованные представления, воспроизводящие эпизоды битвы при Кербеле и гибели имама. На площадях и улицах сооружаются помосты, на которых разыгрываются эти представления - траур, поминки, оплакивание и т. д. Непременными атрибутами этих представлений являются пустые кувшины и меха для воды, символизирующие страдания от жажды, светящийся тенур (печь), куда по преданию, была спрятана голова Хусейна, саваны и куски черной траурной ткани, кинжалы, топоры, камни, цепи и стрелы.
По городам и селениям в дни траура проходят шествия скорбящих, которые несут черные знамена; некоторые участники шествия бьют себя кулаками в грудь и наносят удары цепями и кинжалами. Шествия сопровождаются громким плачем и восклицанием: «Шах Хусейн, вах, Хусейн!» (отсюда произошло европейское название этого обычая - «шахсей-вахсей»). В знак скорби женщины много рыдают: считается, что слезы, пролитые в эти дни, являются благословенными и излечивают от различных болезней, их даже собирают в особые сосуды - слезницы. Во дворах мечетей или в специально отведенных для этого местах устраиваются собрания с чтением повествований о страданиях имама Хусейна и его сподвижников.
Мусульмане в этот день посещают мечеть для участия в общей молитве, а особенно благочестивые люди дают благотворительные обеды, на которых много рассказывается об имаме Хусейне и его семье, о роде Алидов и Пророке Мухаммеде.
Впервые мусульмане-шииты открыто отметили Ашуру как траур по имаму Хусейну в 963 году в Багдаде. Центром траурных торжеств вскоре стал город Кербела, где имам Хусейн принял мученическую смерть и где по преданию погребено его тело. В день праздника туда съезжаются паломники-шииты со всего мира.
Мусульмане-сунниты тоже чтят память имама Хусейна, но траур и пост в день Ашуры для них не являются обязательными.
Согласно мусульманской традиции, если кто посетит больного в день Ашура , то это будет равносильно тому, как если бы он посетил всех детей Адама. Тот человек, который в этот день даст напиться страдающему от жажды, получит за это вознаграждение, как если никогда не ослушивался Аллаха. Кто совершит полное омовение в день Ашура, будет защищен от страданий и многих болезней. Кто проведет ночь, предшествующую дню Ашура, в поклонении (ибадате), а утро будет поститься, будет сохранен от ужаса предсмертной агонии. Кто будет щедр с людьми, находящимися в материальной зависимости от него, то Всевышний проявит Свою щедрость к такому человеку в течение целого года.
Материал подготовлен на основе информации открытых источников
Муха́ррам, мухаррем (مُحَرَّم - араб. "заповедный", "священный") - название первого месяца мусульманского лунного календаря (хиджры). Первые 10 дней мухаррама - дни траура у шиитов, посвящены памяти великомученика Хусейна .
Месяц Мухаррам
В доисламской Аравии этот месяц был особенно почитаем, наряду с месяцами Раджаб, Зулькада и Зульхиджа. Это были так называемые "запретные" месяцы, в которые не допускалось ведение войны и кровопролитие вокруг Каабы .
Самым почитаемым днем месяца мухаррам считается десятый день или День Ашура, который отмечается как мусульманами-шиитами , так и суннитами .
Другие дни месяца мухаррам также отмечены знаменательными событиями:
Ашура
Десятый день месяца мухаррам называется Ашура (عاشوراء араб.) - букв. "десятый день". На день Ашура приходится кульминация шиитской траурной церемоний и поминовения имама Хусейна, а сунниты празднуют победу Мусы над войском египетского фараона.
В этот же день произошел целый ряд других примечательных событий. Например, корабль пророка Нуха причалил к горе Джуди, спасся брошенный в огонь пророк Ибрахим, после долгой разлуки пророк Йакуб встретился со своим сыном Йусуфом, пророк Мухаммад прибыл в Медину .
День Ашура отмечает также трагические события 10 октября 61 г.х. (680), когда в битве у города Кербела в столкновении с халифскими войсками под командованием Умара ибн Саада погибли внук пророка Мухаммада имам Хусейн ибн Али, его брат Аббас, их родственники и 70 их сподвижников . Причиной битвы послужил отказ имама Хусейна признать халифом Язида I (645-683), которому власть передал его отец и основатель Омейядской династии халифа Муавийя (603-680) .
Битва при Кербеле оказалась поворотным пунктом разделения шиитской и суннитской ветвей ислама .
Шахсей-вахсей
В связи с этим шииты ежегодно справляют в первые десять дней Мухаррама траур по убитому и обезглавленному Хусейну, которого они считают своим третьим непогрешимым имамом. Кульминация траурных мероприятий приходится на день Ашура.
В память о мученической смерти Хусейна в шиитских общинах принято проводить ряд траурных церемоний. В их число входят мемориальные службы (маджалис аль-тазия); посещение гробницы Хусейна в Кербеле, в особенности в день Ашура и в 40-й день поминок после Ашуры (зиярат аль-арбаин), религиозные церемонии оплакивания (аль-мавакиб аль-Хусейния), театрализованные представления битвы при Кербеле (шабих), самобичевания (татбир) .
В память о невинной крови имама участники церемония татбир совершают самоистязания, бьют себя кулаками в грудь, наносят себе удары цепями по спине или мечом (тальвар) по голове, что приводит к истечению крови . Самобичевание сопровождается возгласами: "Шах Хусейн! Вах, Хусейн!" (Царь Хусейн ! О , Хусейн !), откуда происходит название церемонии - Шахсе́й-вахсе́й .
Кровавой практики самобичевания придерживаются шииты-традиционалисты. В результате в дни Ашуры больницы Кербелы ежедневно принимают несколько сотен человек, страдающих от сильного кровотечения . Более прогрессивной формой татбира является донорство крови .
В 2017 году Совет кадиев Управления мусульман Кавказа призвал к донорству крови вместо самобичевания. В Баку на этот призыв отозвались как минимум 2500 человек .
В дни Ашуры шииты не постятся - это запрещено хадисами. В исламе пост - это акт выражения благодарности Аллаху. Наоборот, в эти дни в мечетях организуются благотворительные обеды или ужины (назри), а прихожане жертвуют продукты и сладости.
День Ашура для суннитов
Если для мусульман-шиитов Ашура - это день скорби, то для суннитов Ашура - это праздничный день, который связан с памятью о дарованной Аллахом победе Мусе (Моисею) и сынам Израиля над войском египетского Фараона.
По этой причине в день Ашура мусульмане-сунниты постятся. История этого поста восходит к началу мединского периода в жизни пророка Мухаммада. Согласно хадисам из сборника Бухари, когда пророк Мухаммад переехал в Медину, он обнаружил, что для иудеев день Ашура был днем поста (день очищения от грехов - Левит 16:29). Когда пророк поинтересовался причиной этого, ему сказали, что в этот день Аллах спас пророка Мусу и сынов Израиля от войска египетского Фараона, и, в знак благодарности, Муса начал держать пост. На это Мухаммад ответил, что мусульмане ближе к традиции Мусы, чем иудеи и начал поститься, приказав делать это и своим подвижникам .
Поскольку известно, что древние арабы в день Ашура также соблюдали пост, эта традиция в своих истоках считается общесемитской. В одном из хадисов , переданных Аишой, упоминается о том, что сам пророк Мухаммад еще находясь в Мекке, наряду с другими курайшитами также держал пост в день Ашура, а после переезда в Медину он продолжил эту традицию.
Пост, который мусульмане могут соблюдать 10 мухаррама является желательным, но не обязательным . Такого мнения, в частности, придерживался суннитский богослов Абу Ханифа (699-767): "Пост в день Ашура. Это десятый день месяца мухаррам. Желательно вместе с этим днем поститься и одиннадцатого, если не постился девятого числа" . После того, как обязательным постом был объявлен пост в месяц Рамадан, обязательность поста в месяце мухаррам была отменена.
Согласно Сунне пророка, для того, чтобы отличаться от иудеев, лучше держать пост месяца мухаррам на протяжении 2 дней (в 9-й и 10-й, либо в 10-й и 11-й дни) .
Календарь
- 1 мухаррам 1439 г. х. - 21 сентября 2017 года
- 1 мухаррам 1440 г. х. - 11 сентября 2018 года
- 1 мухаррам 1441 г. х. - 31 августа 2019 года
Ашура:
- 30 сентября 2017 года
- 20 сентября 2018 года
- 9 сентября 2019 года
Примечания:
- Madelung W. Ḥosayn b. ʿAli // Encyclopaedia Iranica.
- Резван Е.А. ал-Кибла // Ислам: энциклопедический словарь. Отв. ред. С.М.Прозоров. - М.: Наука, 1991. С. 137.
- Али-заде А.А. Али Зайн аль-Абидин // Исламский энциклопедический словарь. - М.: Ансар, 2007.
- Abou-Samra, S. Islamic Beliefs, Practices, and Cultures. New York, 2011. P. 152.
- Кербела - город в современном Ираке, в 100 км к юго-западу от Багдада. В этом священном для шиитов городе находится святилище имама Хусейна - мечеть и место его погребения.
- В живых остался сын Хусейна - Зейн аль-Абидин (658-712), а также женщины и малолетние дети, которых отправили в Дамаск. В 682 году халиф Язид отпустил их всех на свободу, позволив вернуться в Мекку.
- Madelung W. Ḥosayn b. ʿAli // Encyclopaedia Iranica; А ли-заде А.А. Мухаррам // Исламский энциклопедический словарь. М.: Ансар, 2007.
- Riess J. The Martyrs of Karbala: Shi"i Symbols and Rituals in Modern Iran // Publishers Weekly, 11.15.2004.
- Nakash Y. The Shi"is of Iraq. Princeton & Oxford, 2003. P. 142; P. 77-78; Weiss M. In the Shadow of Sectarianism. Law, Shi"is and the making of modern Lebanon. Cambridge (Mass.), London, 2010. P. 33 .
- Nakash Y. An Attempt To Trace the Origin of the Rituals of Āshurā¸ // Die Welt des Islams, 33 (2), 1993. S. 161–181.
- Кушев В.В. Ашура // Ислам: энциклопедический словарь. Отв. ред. С.М.Прозоров. М.: Наука, 1991.
- Иракских шиитов призвали отказаться от самоистязания // Корреспондент.net, 10.01.2011.
- Mervin S. "Ashura": Some Remarks on Ritual Practices in Different Shiite Communities (Lebanon and Syria) // The Other Shiites: From the Mediterranean to Central Asia. A. Monsutti, S. Naef, F. Sabahi. Bern, Berlin, N.Y., Oxford, 2007. P. 146.; Шииты Азербайджана в День Ашура провели акции по сдаче крови // Кавказский узел, 13.10.2016.
- Сахих аль-Бухари. Кн. 31, хадис 222; Кн. 55, хадис 609; Кн. 58, хадис 279; Сахих Муслима. Кн. 6, хадис 2518, 2519, 2520; Katz M.H. The Birth of The Prophet Muhammad: Devotional Piety in Sunni Islam. London: Routledge, 2007. P. 113-115.
- Сахих Муслима. Кн. 6, хадис 2499.
- Виды постов по мазхабу имама Абу-Ханифы // Islam.ru.
- Али-заде А.А. Мухаррам // Исламский энциклопедический словарь. М.: Ансар, 2007.
Первым месяцем исламского календаря. Это один из четырех месяцев (Раджаб, Зуль-Каада, Зуль-Хиджжа, Мухаррам), в течение которых Аллах запретил вести военные действия, провоцировать на конфликты и т.д. Бесспорно, лучшим днём этого месяца является день Ашура.
Также о важности месяца Мухаррама говорится в хадисах и аятах. В Священном Коране сказано: «Воистину, Аллах в тот день, когда сотворил небеса и землю, определил число месяцев – двенадцать, согласно Писанию Аллаха. Четыре месяца из них запретные, это – стойкая религия. Так не причиняйте же в эти месяцы вреда сами себе».
«Наказание и вознаграждение за поступки в эти месяцы возрастают. Притеснение в любые месяцы является большим грехом, но в эти четыре месяца наказание за него увеличивается. Всевышний возвеличивает, что пожелает. Таким образом возвеличил пророков, избрав для этого их, а не ангелов. Из всей человеческой речи Всевышний выделил Его поминание. Самыми лучшими местами на земле являются мечети. Среди месяцев Всевышним избраны Рамадан и Мухаррам. Самым лучшим из дней перед Всевышним является пятница, из ночей – ночь Ляйлятуль Кадр. Возвеличивайте то, что возвеличивает Всевышний ». (Ибн Касир, толкование суры «ат-Тавба», 36 аят) Поэтому каждый мусульманин должен стараться провести этот месяц в служении Всевышнему Аллаху.
От Абу Хурайры (да будет доволен им Аллах) сообщается, что Пророк (мир ему и благословение Всевышнего) сказал о достоинстве поста в этом месяце: «После поста в месяце Рамадан самым достойным является пост в месяце Аллаха – Мухарраме» (Муслим)
Обычно наступление нового года люди рассматривают как вступление в какую-то новую фазу их жизни. Поэтому они строят планы, надеются на улучшения, мечтают о будущем счастье, готовятся к новым свершениям. Безусловно, халиф Умар (да будет доволен им Аллаха) решил, что мухаррам должен быть первым месяцем , так как он следует за месяцем зуль-хиджа, в котором мусульмане совершают паломничество (хадж). Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Кто совершил хадж к этому Дому, не сквернословя и не творя нечестия, тот вернётся таким, каким его родила мать» . (Аль-Бухари:1819)
Следовательно, совершив хадж, человек возвращается свободным от груза своих грехов, подобно новорожденному. К счастью, в таком очищенном состоянии человек начинает следующий год. И это даёт ему возможность с оптимизмом и воодушевлением смотреть в грядущее. Также это побуждает сохранять чистоту души на протяжении всего года и не возвращаться к ошибкам и грехам.
Хасан аль-Басри говорил: “Поистине, Аллах открывает год месяцем мухаррам и завершает год этим месяцем, и нет месяца в году после рамадана, величественнее перед Аллахом, чем мухаррам по причине его святости! ” См. “Лятаиф аль-ма’ариф” 79.
‘Усман аль-Хинди говорил: “Они (саляфы) возвеличивали десять дней трех месяцев: Десять последних дней месяца Рамадан. Десять первых дней месяца зуль-Хидджа. И десять первых дней месяца аль-Мухаррам!”
См. “Лятаиф аль-ма’ариф” 79.
Ибн ‘Умар говорил: “Люди времен джахилии соблюдали пост в день «Ашура», и в этот день постился посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) и мусульмане до того, как Аллах вменил пост в месяце Рамадан.
После того, как пост в Рамадан стал обязательным, посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Поистине, ‘«Ашура» – это день из дней Аллаха!
И тот, кто желает, пусть постится, а кто не желает, не постится»
”. Муслим 1126.
Как видим, все дни Мухаррама обладают достоинством. Стало быть мусульманину разрешается держать пост на протяжении всего этого месяца, или же поститься в нём больше, чем в другие месяца. Но день «Ашура», помимо того, что имеет особое положение и высокую награду от Аллаха, так же имеет и ряд полезных моментов, связанных с убеждениями и историей Ислама.
Священный день – «Ашура» это десятый день , и он является самым ценным днем этого месяца. Множество событий в истории человечества произошло именно в этот день. На него приходится сотворение Аллахом Всевышним Небес, Земли, Аль-Арша, Ангелов, первого человека и Пророка Адама (мир ему). Конец Света также наступит в день «Ашура». В этот день произошло много событий, связанных с Пророками Аллаха.
- Аллах Всевышний принял покаяние от Пророка Адама (мир ему);
- ковчег Нуха (Ноя) (мир ему) причалил к горе Джуди (Ирак) после Великого потопа;
- родился Пророк Ибрахим (Авраам) (мир ему);
- были вознесены на небо Пророки Иса (Иисус) и Идрис (мир Им);
- Пророк Ибрахим (мир ему) спасся от огня, разожженного язычниками;
- Пророк Муса (Моисей) (мир ему) и Его последователи ушли от преследования фараона, который в этот день погиб, поглощенный морем;
- Пророк Юнус (мир ему) вышел из чрева рыбы;
- Пророк Аюб (Иов) (мир ему) исцелился от тяжкой болезни;
- Пророк Якуб (Иаков) (мир ему) встретился с сыном;
- Пророк Сулейман (Соломон) (мир ему) стал царем;
- Пророк Юсуф (Иосиф) (мир ему) вышел из тюрьмы.
- Также в этот день смертью шахида (борца за Веру) пал внук Пророка Мухаммада (мир ему и благословение Всевышнгео) — Хусейн.
В день «Ашура», а также в предыдущий и последующий дни желательно соблюдать пост. Согласно одному из хадисов, пост в день «Ашура» очищает мусульманина от грехов за предыдущий год, а за крупицу подаяния (садака) в день «Ашура» Всевышний Аллах даст вознаграждение величиной с гору Ухуд. Сказано в хадисе: «Кто в день «Ашура» кормит и поит свою семью, тому Аллах даст баракят в течение года».
Ибн Аббас (да будет доволен им Аллах) сказал: «Я никогда не видел Посланник Аллаха (мир ему и благословение Всевышнего) столь стремящимся поститься, как в день Ашура, и в месяц » (Аль-Бухари).
Пророк Мухаммад (мир ему и благословение Всевышнего) сказал: «Я надеюсь, что аллах примет пост в Ашура как искупление за год, который был прежде » (Муслим).
Абд-Алла ибн Аббас (да будет доволен им Аллах) передал: «Когда Посланник Аллаха (мир ему и благословение Всевышнего) постился на Ашура и предписал пост всем мусульманам, они сказали: “O Посланник Аллаха, это – день, который чтят евреи и христиане”. Посланник Аллаха (мир ему и благословение Всевышнего) ответил: “Если я доживу, чтобы увидеть следующий год, Ин ша Аллах, мы будем поститься также на девятый день” . Но так случилось, что Посланник Аллаха (мир ему и благословение Всевышнего) скончался прежде, чем наступил следующий год» (имам Муслим).
И его ученики, такие как Имам Ахмад и Исхак передали: «Поститься в девятый и десятый дни – желательно, потому что Пророк (мир ему и благословение Всевышнего) постился в десятый день и намеревался поститься в девятый ».
Имам Ан-Навави говорил: «Учёные – сподвижники и другие – упоминали несколько причин, по которым желательно соблюдать пост в девятый день месяца Мухаррам:
1. Отличие от иудеев, которые почитают только десятый день. Это мнение передано от Ибн Аббаса (да будет доволен им Аллах).
2. Намерение состоит в добавлении другого дня к Ашура. Это схоже с запретом поститься отдельно в пятницу, как было упомянуто.
3. Убедиться, что пост приходится на десятый день.
Если в Ашуру совершить полное омовение (гусуль), то Аллах защитит человека от болезней в течение года. Если смазать глаза сурьмой, то Аллах защитит от болезней глаз. Кто посетит больного человека в день «Ашура», приравнивается к посетившему всех сынов Пророка Адама, мир Ему (т.е. всех людей). В день «Ашура» раздают садака, читают Коран, радуют детей и близких, а также совершают другие богоугодные дела.
День Ашура приходится на 10-й день священного для мусульман месяца мухаррам. Само название «Ашура» происходит от арабского слова «ашара», что означает «десять». В 2009 году день Ашура отмечается 26 декабря (10 мухаррама 1431 года по хиджре).
По преданию в этот день Пророк Мухаммед произнес памятные слова: «О люди, спешите делать добро в этот день, ибо этот день великий, благословенный. Аллах благословил в этот день Адама».
В мусульманской традиции день Ашура посвящается воспоминанию многих важных событий священной истории: сотворению небес, земли и моря; рождению Адама; выходу пророка Нуха (Ноя) из Ковчега; решению пророка Ибрахима (Авраама) принести в жертву своего сына Исмаила (в библейской традиции - Исаака); окончанию страданий пророка Айуба (Иова); спасению Мусы (Моисея). Кроме того, 10 мухаррама считается днем совершения в грядущем Страшного Суда.
Сначала отношение к месяцу мухаррам у всех мусульман было одинаковым, но в 61 году хиджры (10 октября 680 года по григорианскому календарю) в битве при Кербеле (совр. Ирак) были убиты имам Хусейн - младший сын Али ибн Аби Талиба и внук Пророка Мухаммеда, его брат Аббас и их 70 сподвижников. По свидетельству источников, с ними «поступили так, как не поступали у всех народов с худшими из людей: их убивали жаждой и мечом, сжигали, прибивали их головы к кресту, пускали по их телам лошадей».
После этих событий содержательная сторона дня Ашура у мусульман-шиитов приобрела другое значение . В память о мученической смерти имама Хусейна и его сподвижников 10 мухаррама шииты соблюдают строгий пост и траур, а также устраивают особые театрализованные представления, воспроизводящие эпизоды битвы при Кербеле и гибели имама. На площадях и улицах сооружаются помосты, на которых разыгрываются эти представления - траур, поминки, оплакивание и т. д. Непременными атрибутами этих представлений являются пустые кувшины и меха для воды, символизирующие страдания от жажды, светящийся тенур (печь), куда по преданию, была спрятана голова Хусейна, саваны и куски черной траурной ткани, кинжалы, топоры, камни, цепи и стрелы.
По городам и селениям в дни траура проходят шествия скорбящих, которые несут черные знамена; некоторые участники шествия бьют себя кулаками в грудь и наносят удары цепями и кинжалами. Шествия сопровождаются громким плачем и восклицанием: «Шах Хусейн, вах, Хусейн!» (отсюда произошло европейское название этого обычая - «шахсей-вахсей»). В знак скорби женщины много рыдают: считается, что слезы, пролитые в эти дни, являются благословенными и излечивают от различных болезней, их даже собирают в особые сосуды - слезницы. Во дворах мечетей или в специально отведенных для этого местах устраиваются собрания с чтением повествований о страданиях имама Хусейна и его сподвижников.
Мусульмане в этот день посещают мечеть для участия в общей молитве, а особенно благочестивые люди дают благотворительные обеды, на которых много рассказывается об имаме Хусейне и его семье, о роде Алидов и Пророке Мухаммеде.
Впервые мусульмане-шииты открыто отметили Ашуру как траур по имаму Хусейну в 963 году в Багдаде. Центром траурных торжеств вскоре стал город Кербела, где имам Хусейн принял мученическую смерть и где по преданию погребено его тело. В день праздника туда съезжаются паломники-шииты со всего мира.
Мусульмане-сунниты тоже чтят память имама Хусейна, но траур и пост в день Ашуры для них не являются обязательными.
Согласно мусульманской традиции, если кто посетит больного в день Ашура , то это будет равносильно тому, как если бы он посетил всех детей Адама. Тот человек, который в этот день даст напиться страдающему от жажды, получит за это вознаграждение, как если никогда не ослушивался Аллаха. Кто совершит полное омовение в день Ашура, будет защищен от страданий и многих болезней. Кто проведет ночь, предшествующую дню Ашура, в поклонении (ибадате), а утро будет поститься, будет сохранен от ужаса предсмертной агонии. Кто будет щедр с людьми, находящимися в материальной зависимости от него, то Всевышний проявит Свою щедрость к такому человеку в течение целого года.
Материал подготовлен на основе информации открытых источников