Использование информационно-коммуникативных технологий на уроках технологии. Использование икт - технологий на уроках Итоговый тест применение икт на уроках технологии

ФГКОУ «СОШ №16»

ДОКЛАД

на тему:

«ИКТ на уроках технологии».

Выполнил: учитель технологии

ФГКОУ «СОШ№16»

с. Ботлих, Ботлихского района

Алисултанов А.Х.

ИКТ на уроках технологии

Стремительное развитие общества, совершенствование технологий, вызывает необходимость адекватного использования новых возможностей. С увеличением количества компьютеров в школах возрастает их роль как эффективного средства повышения результативности обучения, в том числе и по технологии. Применение компьютера позволяет повысить интеллектуальный уровень и облегчает решение практических задач. Он может быть использован как информационная система, помогающая решать технологические, конструкторские, экономические, экологические вопросы, представляя материал в более наглядном, доступном для восприятия виде. Служит источником информации для разработки творческих проектов, а также оперативного контроля за усвоением учащимися знаний и умений, обеспечивая дифференцированный подход к обучению учащихся, имеющих разный уровень готовности восприятия материала. Вышеназванные преимущества позволяют эффективно решить проблему мотивации учащихся, т.к. уроки с использованием красочных иллюстраций и различных мультимедийных объектов (звук, видео) и т.д. привлекут внимание даже самого равнодушного ученика.

Сфера применения современных технологий очень разнооб­разна.

Для себя я определил несколько видов применения ИКТ технологий на своих уроках.

1. Использование мультимедийных средств на уроке технологии.

Здесь компьютер используется в качестве средства визуализации материалов урока. Для работы на уроке учителю и ученикам достаточно уметь работать в пакете программ Microsoft Office. На уроке, как правило, практикуются выступления учителя или учеников с использованием компьютера, проектора, звуковых колонок, в последнее время к ним добавилась интерактивная доска. Чаще всего для выступления используют Microsoft PowerPoint в качестве программной оболочки, в которой создается мультимедийная презентация. В зависимости от выступления преподаватель или учащийся могут включать в свою презентацию (мультимедийный проект) текстовые или графические фрагменты, анимацию, видеофильмы, а также музыкальное или голосовое сопровождение. Презентация может быть построена таким образом, чтобы наиболее оптимально решать поставленные на уроке задачи.

2. Использование тестовых оболочек.

Информационно-коммуникативные технологии играют серьезную роль в изменении системы контроля знаний учащихся. Новые системы контроля знаний на базе ИКТ (тестовые программы «MyTest X» «Rich Test» «Конструктор тестов» тесты в программе PowerPoint и другие) характеризуются оперативностью, регулярностью, создают широкие возможности для дифференциации (создание индивидуальных заданий, отличающихся уровнем сложности, темпом выполнения), обобщения результатов и накопления материалов, позволяющих оценивать личностную динамику ученика. Кроме того, они позволяют совмещать процедуры контроля и тренинга. Еще один важный момент связан с возможностями смещения акцентов с внешней оценки на самооценку и самоконтроль ученика. Система контроля знаний на базе ИКТ психологически более комфортна и для учителя, и для ученика. Для ученика она в значительной мере является бесстрессовой, поскольку создается возможность работы в индивидуальном режиме, наедине с компьютером, что исключает в значительной мере фактор тревожности, связанный с непосредственным взаимодействием с учителем. А учителя она избавляет от рутинной работы, тем самым, экономя его силы и высвобождая время для творческой деятельности.

3. Использование современных компьютерных программ в обучении

Особенностью этого вида ИКТ является проведение уроков технологии с работой всех учащихся на компьютерах под руководством учителя.

    Например, уроки домашней экономики в 8-х классах эффективнее проводить с использованием табличного редактора Microsoft Excel, при помощи которого составляется бюджет семьи. Пакет Microsoft Office, обладающий широким спектром инструментов для передачи, сохранения и обработки информации, дает возможность развития коммуникативных умений учащихся. Если в 5, 6 классе используются текстовый редактор Word, графический редактор Paint и Калькулятор, то в 7-9-х классах используются и другие программы: Excel, PowerPoint, Publisher. При данных видах работы формируются такие умения и навыки, как излагать мысли в письменном виде представлять информацию в виде графика, схемы, написать конспект, доклад, располагать рационально текст на бумаге, отформатировать правильно текст электронного документа.

    Для создания чертежей учащиеся активно используют программу КОМПАС-3D LT, которая позволяет создавать чертежи и трехмерные модели деталей.

4. Самостоятельная работа обучающихся по поиску информации.

Использование ресурсов и услуг Интернета значительно расширяет возможности и учителя и ученика во всех видах деятельности. Изучение теоретической части многих тем образовательной области «Технология» предусматривает поиск дополнительных сведений. Начиная с 5 класса, учащиеся получают задания по поиску дополнительной, занимательной информации. Во время поиска формируются коммуникационные умения и навыки самостоятельной работы с использованием средств ИКТ: искать информацию в компьютерной базе данных, в электронном документе, в локальной сети школы, в Интернете с использованием поисковых систем. Необходимо научить ребенка отбирать нужную информацию, анализировать, систематизировать и применить на практике полученный материал. Обучаясь в школе, ребенок должен научиться затрачивать минимум времени и средств на поиск информации в сети, что в будущем благоприятно отразится на его профессиональной деятельности и пригодится в быту.

5. Использование ИКТ в проектной деятельности.

При организации проектной деятельности учащихся, основную информацию получают из компьютера. Оформляют работы в текстовом редакторе, осуществляют защиту результатов в буклетах и презентациях. Появляется возможность сформировать компьютерный банк проектов: сведения об объектах труда и образцы уже выполненных проектов (на сервере школьной локальной сети). Что позволит оптимизировать проектную деятельность учащихся.

Проблемы внедрения ИКТ в работу учителя технологии.

Основные проблемы, с которыми сталкивается учитель технологии следующие:

    Компьютеры не могут находиться в одном помещении со столярным и слесарным оборудованием. Поэтому приходится, если работать с компьютерами, то целый урок, значит, на практическую часть занятия остается достаточно мало времени.

    Работа с ИКТ происходит во внеурочное время.

    Неудобство использования переносной мультимедийной техники.

Планирование будущей работы.

Не хочется останавливаться на достигнутом. Существуют масса компьютерных программ, которые позволяют спроектировать объект труда, увидеть его в трехмерном пространстве, автоматически выполнить чертеж изделия и т.д.

Заключение.

Информационно-коммуникационные технологии создают широкие возможности для развития современного образования, прежде всего в направлении индивидуализации, создают условия для реализации творческого потенциала учителя и ученика. Использование ИКТ тем более актуально в наше время, так как в школах, как правило, отсутствуют, или морально устарели необходимые наборы: схем, таблиц, иллюстраций, фотографий, репродукций.

ИКТ–компетентность - это общешкольное умение и ее формирование должно проходить на всех уроках, в том числе, на уроках технологии. Внедрение ИКТ в образовательный процесс требует разработки совершенно новой методики преподавания технологии, которая во многом связана с исследовательскими, проектными технологиями. При этом учитель должен уметь формировать информационно-образовательную среду, в которой ребенок мог бы выражать и одновременно учить себя.

Выступление на тему:

«Использование Информационно-коммуникационных технологий на уроках технологии»

МКОУ «Кормиловская СОШ №1»

учитель технологии и ИЗО,

Фоменко Елена Анатольевна

«Скажи мне — и забуду,

Покажи мне — и я запомню,

Дай сделать — и я пойму»

Китайская пословица.

Сегодня много внимания уделяют использованию информационных технологий в школе. И это вполне оправдано тем, что век нынешний – это век информационный. Наша задача заключается не только в том, чтобы дать детям знания, но в том, чтобы научить своих воспитанников искать их и осваивать самостоятельно. Умение обрабатывать информацию на сегодняшний день является весьма ценным достоянием. В связи с этим мне и хочется построить свое выступление с точки зрения способности ИКТ помогать учителю в достижении этой цели.

Возникает вопрос, зачем это нужно. Мозг ребенка, настроенный на получения знаний в форме развлекательных программ по телевидению, гораздо легче воспримет предложенную на уроке информацию с помощью медиасредств.

Необходимо научить каждого ребенка за короткий промежуток времени осваивать, преобразовывать и использовать в практической деятельности огромную массу информации. Очень важно организовать процесс обучения так, чтобы ребенок активно, с интересом и увлечением работал на уроке, видел плоды своего труда и мог их оценить.

Помочь учителю в решении этой непростой задачи может сочетание традиционных методов обучения и современных информационных технологий, в том числе и компьютерных.

Итак, использование ИКТ на уроках технологии дает возможность:

  • визуализировать учебную информацию с помощью наглядного представления на экране теоретического материала, технологического процесса и т.п.
  • осуществлять подготовку выпускника школы к жизни в условия информационного общества;
  • индивидуализировать и дифференцировать процесс обучения за счет возможности изучения, повторения с индивидуальной скоростью усвоения материала
  • осуществлять управление учебной деятельностью и контроль результата усвоения учебного материала
  • развивать межпредметные связи с другими предметами.

Для нашего времени характерно снижение уровня мотивации обучения, и прежде всего учебно-познавательных мотивов учащихся. Не является исключением и технология. Поэтому необходимо использовать любознательность и высокую познавательную активность школьников к информационным технологиям для повышения и поддержания уровня мотивации к предмету «Технология».

Целью моей работы является повышение эффективности образовательного процесса через использование информационно-коммуникационных технологий.

Я считаю, что информационно-коммуникационные технологии на уроках технологии уместно применять при изучении отдельных тем и разделов.

Это обуславливается следующими факторами:
1. Данная образовательная область предусматривает, прежде всего, формирование и совершенствование практических умений, навыков учащихся в экономном ведении домашнего хозяйства, заготовке и хранении продуктов, уходе за жилищем, в способах художественной обработки материалов, моделирования и пошива одежды. Соответственно, большее количество времени должно уделяться практической деятельности учащихся на уроке.

2. Недостаточное количество мультимедиадисков в школьной медиатеке. Имеющиеся диски имеют узкую тематическую направленность, не лишены ряда достоинств. Таких, как профессионализм работы программистов, красивая графика, содержат хорошую мультипликацию, многофункциональны и т. д. Но в большинстве своем они не вписываются в план данного конкретного урока и конкретного учителя. С их помощью невозможно достичь всех целей, поставленных учителем на уроке.
Для решения обучающей задачи на уроке «Кулинария. 5 класс. Горячие напитки» использую презентацию, делающую мой рассказ более насыщенным, иллюстративным.

Презентация позволяет мне не просто читать лекцию, но вести беседу с учащимися, задавая вопросы по теме и тем самым, заставляя учащихся актуализировать знания, полученные ранее по другим предметам, высказывать предположения (Как вы думаете, какой из этих напитков самый распространенный, самый древний?), анализировать получаемую информацию (многообразие сортов чая, видов кофе), сравнивать (чем отличаются сорта и виды чая, кофе), обобщать (Лабораторная работа. Определение свойств разных видов и сортов чая), делать выводы (какие химические элементы входят в состав горячих напитков и каким образом они влияют на свойства этих напитков, какими свойствами обладает напиток), тем самым, развивая мышление учащихся, активизируя их познавательную деятельность. Беседа активизирует учащихся, развивает их память и речь, делает открытыми знания учащихся, имеет большую воспитательную силу, является хорошим диагностическим средством.

Эксперты уж давно заметили по результатам многочисленных экспериментов отчетливую сильную связь между методом, с помощью которого учащийся осваивал материал, и способностью вспомнить (восстановить) этот материал в памяти. Например, только четверть услышанного материала остается в памяти. Если учащийся имеет возможность воспринимать этот материал зрительно, то доля материала, оставшегося в памяти, повышается до одной трети. В комбинированном воздействии (через зрение и слух) доля усвоенного материала достигает половины, а если вовлечь учащегося в активные действия в процессе изучения, то доля усвоенного может составить 75%.

Медиапрезентации рассчитаны на любой тип восприятия информации. На одном слайде может находиться наиболее запоминающаяся информация для каждой категории людей (визуалов, аудиалов, кинестетиков и дискретов).

Сформировать глубокие познавательные интересы к предмету у всех учащихся невозможно и, наверное, не нужно. Важно, чтобы всем ученикам на каждом уроке технологии было интересно. Тогда у многих из них первоначальная заинтересованность предметом перерастет в глубокий и стойкий интерес к науке.

В этом плане особое место принадлежит такому эффективному педагогическому средству, как занимательность. Оно состоит в том, что учитель, используя свойства предметов и явлений, вызывает у учащихся чувство удивления, обостряет их внимание и, воздействуя на эмоции учеников, способствует созданию у них положительного настроя к учению и готовности к активной мыслительной деятельности независимо от их знаний, способностей и интересов. Занимательность — внешний фактор, который не в состоянии обеспечить полного успеха деятельности. Но она может снять равнодушие, а это в работе по активизации мыслительной деятельности факт немаловажный.

Занимательный материал должен соответствовать возрастным особенностям учащихся, уровню их интеллектуального развития. Для учеников элементом занимательности может являться не только разгадывание кроссворда, головоломки, ребуса — они хороши при объяснении нового материала, при повторении, в конце урока, чтобы снять усталость, но и чтение или прослушивание фрагментов из художественной литературы, легенд, сказаний, фантастических рассказов об известных вещах, людях, событиях. Элемент занимательности позволяет активизировать мыслительную деятельность ученика, подготовить его к изучению нового материала, повторить ранее изученную тему или блок тем на уроке. Например, на уроке в 5 классе по теме «Горячие напитки» элементом занимательности служат легенды об открытиях человеком данных напитков, реализованные на слайдах презентации в виде рисунков, фото, текста и музыкального оформления – это новый материал на уроке. На уроке «Бытовая швейная машина. История создания швейной машины» — видеоролики об истории создания швейной машины и возможностях современных швейных машин. В 6 классе по теме «Ткани из натуральных волокон» присутствует при повторении материала о волокнах растительного происхождения и при изучении нового материала о волокнах животного происхождения. В 7, 8 классах по теме «Прически, уход за волосами» — совершается путешествие в музей причесок различных эпох.
Разнообразие занимательных форм обучения на уроках (игры-упражнения, состязания, конкурсы, сигнальные карточки, живое, образное описание событий, эпизода, рассказ-задача, игры-путешествия, шарады, загадки, курьёзы, шутки, конкурс на быстрое отыскание ошибок и т.д.) создаёт положительный эмоциональный фон деятельности, располагает к выполнению тех заданий, которые считаются трудными и даже непреодолимыми. Все формы обучения, перечисленные выше можно реализовать с помощью ИКТ, отразить в презентации. Занимательность + иллюстративность особым образом окрашивают материал, делают процесс овладения знаниями более привлекательным, дают пищу переживаниям.

Исходя из вышесказанного, можно сделать следующий вывод:

— использование презентации на уроке есть применение наглядного метода иллюстраций во взаимосвязи с другими методами, позволяющими развивать мышление учащихся и активизировать их познавательную деятельность.

— Иллюстрации особенно необходимы тогда, когда объекты не доступны непосредственному наблюдению, а слово учителя оказывается недостаточным, чтобы дать представление об изучаемом объекте или явлении.

— Информация, размещенная на слайде и появляющаяся в нужные моменты объяснения, проведения опытов, экспериментов, доказательств и т.д. заставляет учащихся пройти через все этапы мышления, использовать различные мыслительные операции.

Таким образом, новые информационные технологии, применяющиеся методически грамотно, повышают познавательную активность учащихся, что, несомненно, приводит к повышению эффективности обучения.

Информационные технологии только для учителей ищущих, любящих осваивать новое. Они для тех, кому небезразличен уровень своей профессиональной компетентности, кого беспокоит, насколько он, педагог современной российской школы, соответствует требованиям времени.

1) Не загромождайте отдельный слайд большим количеством информации!

2) На каждом слайде должно быть не более двух картинок.

3) Размер шрифта на слайде должен быть не менее 24-28 пунктов.

4) Анимация возможна 1 раз в течении 5 минут (в нач. школе) и 1 раз в течении 1 минуты (в старшем звене).

5) Вся презентация должна быть выдержана в одном стиле (одинаковое оформление всех слайдов: фон, название, размер, шрифт, начертание шрифта, цвет и толщина различных линий и т.п.)

При разработке урока с использованием ИКТ уделяется особое внимание здоровью детей. Обязательно включаются в ход урока физические и динамические паузы, зарядка для глаз, смена поз.

Для упрочнения знаний, развития интереса к школьным предметам тем учащимся, которые уже хоть немного владеют компьютером можно предложить самостоятельные творческие задания, которые могут выражаться:

  • В составлении кроссворда, ребуса по теме;
  • В изготовлении учебного пособия;
  • В подготовке различных творческих сообщений;
  • В изготовлении презентаций и др.

“Дитя требует деятельности беспрестанно,
а утомляется не деятельностью, а её однообразием”.
К.Д.Ушинский

Повышение эффективности образования невозможно без создания новых форм обучения. Использование информационно-компьютерных технологий открывает для учителя новые возможности в преподавании своего предмета. Изучение любой дисциплины с использованием ИКТ даёт возможность для размышления, и участия в создании элементов урока, что способствует развитию интереса школьников к предмету. Классические и интегрированные уроки в сопровождении мультимедийных презентаций, тестов и программных продуктов позволяют учащимся углубить знания, повысить результативность обучения, интеллектуальный уровень учащихся, привить навыки самообучения, самоорганизации, облегчить решение практических задач.

Учитель все яснее должен осознавать, какие возможности дает компьютер для повышения эффективности учебного процесса, освобождая и учителя, и ученика от многих рутинных операций, и расширяет возможности для реализации творческих замыслов.

Компьютерные технологии открыли новые возможности для создания самими преподавателями иллюстративного материала: видеофильмов, слайдов, слайд - фильмов, т.к. их нехватка остро ощущается в учебном процессе. Известно, что такие средства обучения, во многом облегчают учащимся понимание и запоминание учебного материала, пробуждают у них интерес к изучаемым явлениям. Восприятие информации - важный этап усвоения материала, от него зависит правильное формирование понятий, осознание их сути.

В этой связи возрастает значение компьютера, а в процесс обучения приходят новые информационные компьютерные технологии, основанные на сочетании информационных и вычислительных возможностей компьютеров, средств звукового и визуального представления информации.

Современный этап развития образования характеризуется активизацией поиска новых моделей образования, ориентированных на повышение уровня квалификации и профессионализма педагогов, на удовлетворение потребностей общества в специалистах, готовых применять на своих уроках современные информационно- коммуникационные технологии (ИКТ).

Что же понимается под базовой ИКТ - компетентностью.

Это-инвариант знаний, умений и опыта, необходимых педагогу для решения образовательных задач, прежде всего, средствами ИК - технологий общего назначения.

Предметно-ориентированная ИКТ - компетентность учителя предполагает освоение специализированных технологий и ресурсов, разработанных в соответствии с требованиями к содержанию того или иного учебного предмета, и формировании готовности к их внедрению в образовательную деятельность.

Существует острый дефицит методической поддержки уже созданных программных продуктов.

Методику использования электронных учебных пособий ещё надо создавать. А в мастерских и сами компьютеры - большая редкость.

Необходимо формировать готовность и способность педагога использовать ИКТ в своей профессиональной деятельности, способность решения ряда задач.

К ним относятся:

  • совершенствование и развитие навыков использования ПК, периферийных устройств, локальных и глобальных сетей;
  • ознакомление с программами общего и учебного назначения, моделирующими средствами, а так же с возможностями их использованиями в учебном процессе;
  • овладением методикой преподавания технологии с использованием ИКТ;
  • развитие умений и навыков работы с электронной информацией (поиск, анализ, систематизация и т.д.).

При объяснении нового материала и проведении практических работ по разным разделам программы “Технология” можно использовать ряд компьютерных программ: Word, Excel, Power Point, Pain, Adobe Photoshop.

Основными программными средствами, используемыми в процессе обучения, при этом являются соответственно:

  • редакторы документов;
  • электронные таблицы;
  • программа подготовки презентаций;
  • графические редакторы;
  • системы автоматизированного проектирования;
  • Интернет.

В настоящее время очень популярны такие уроки, где весь или частично, учебный материал представлен в программе Power Point (слайд – презентации). Это наиболее удачная форма наглядных пособий, она дает возможность продемонстрировать поэтапно в движении некоторые процессы, в зависимости от темы, так как схемы, рисунки, таблицы и т. п. на бумажных носителях быстро выходят из строя и плохо видны с последних парт.

Презентация может оформляться всевозможными картинками, схемами, графиками, таблицами и т. п., может содержать в себе кроссворды, тесты и сопровождаться звуками, музыкой и речью, что позволяет эмоционально воздействовать на учащихся. Она позволяет лучше запечатлеть в сознании учащихся образы, дает возможность ближе и лучше рассмотреть какие - то события, факты, схемы, явления; применить игровой момент. Все слайд – презентации представляют собой структуру, работая с которой учитель может в любом месте приостановить показ, вернуться назад или вперед, делая при этом комментарии по теме. Необходимо отметить, что использовать презентацию возможно как фронтально на большом экране, так и индивидуально для каждого, в зависимости от уровня подготовленности учащихся и оснащения класса.
Применение компьютеров эффективно на всех стадиях педагогического процесса: на этапе предъявления учебной информации, на этапе усвоения учебного материала в процессе интерактивного взаимодействия с компьютером, на этапе повторения и закрепления усвоенных знаний и умений, на этапе промежуточного и итогового контроля и самоконтроля достигнутых результатов обучения.

Такой подход позволяет индивидуализировать процесс обучения.

Исследования последних лет показали: люди усваивают 20% услышанного, 30% увиденного и до 75% того, что одновременно видели и слышали.

Поэтому элементы ИКТ очень важно и нужно вводить в традиционный урок.

Разработка презентации для урока является длительным процессом, который требует значительных затрат времени. Но, в то же время, необходимо отметить, что компьютер в значительной мере снижает трудоемкость оформления создаваемых схем, образцов, текстов, таблиц, графиков и рисунков. Отснятые цифровыми фото - и видеокамерами материалы легче обрабатывать на компьютере. Возможности сканера позволили вводить в компьютер изображения: иллюстраций из печатных изданий, фотографий, а графические редакторы - устранять в них дефекты, выбирать нужный формат, изменять цвет, удалять лишние детали, вырезать отдельные фрагменты и составлять из них отдельные изображения.

Слайд - фильм, или презентация, как метод - современен и перспективен, он позволяет учителю вносить изменения, уточнения, позволяет корректировать его в любое время, обеспечить лучшее осмысление и осознание той информации, которую учитель хочет донести до школьников.

Все слайд - презентации являются, прежде всего, носителями информации по предмету, облегчают выполнение самостоятельных работ, создают условия для реализации активностии сознательности, учащихся в процессе учебной работы.

Разработка и демонстрация слайд - презентаций обучения, а так же применение технических средств обучения – не самоцель, а средство повышения эффективности познавательной деятельности обучающихся.

Исходя из вышесказанного, можно сделать следующий вывод: использование презентации на уроке есть применение наглядного метода иллюстраций во взаимосвязи с другими методами, позволяющими развивать мышление учащихся и активизировать их познавательную деятельность. Иллюстрации особенно необходимы тогда, когда объекты не доступны непосредственному наблюдению, а слово учителя оказывается недостаточным, чтобы дать представление об изучаемом объекте или явлении. Информация, размещенная на слайде и появляющаяся в нужные моменты объяснения, проведения опытов, экспериментов, доказательств и т.д. заставляет учащихся пройти через все этапы мышления, использовать различные мыслительные операции.

По сравнению с традиционной формой ведения урока, заставляющей учителя постоянно обращаться к мелу и доске, использование таких презентаций высвобождает большое количество времени, которое можно употребить для выполнения практической работы. Презентации позволяют учителю использовать различные формы обучения и виды деятельности на уроке для развития различных видов мышления ученика.

Помимо данного программного продукта на уроке с целью активизации познавательной деятельности учащихся можно использовать и другие средства ИКТ.

Например : с целью контроля знаний преподаватель может использовать различные открытые тестовые системы или оболочки для создания новых тестов по теме или изменения существующих. Подобные тестовые работы позволяют учащимся и учителю быстро оценить знания по теме. От преподавателей ПК выгодно отличают абсолютная объективность в оценке знаний, а также то, что машины не раздражаются, не подвержены влиянию настроения и самочувствия, не испытывает разочарования со слабыми учениками. Со стороны учащихся наблюдается повышение ответственности в подготовке к уроку, а также активизация познавательной деятельности учеников, так как при таком способе контроля знаний требуется не только знать основной материал, но и уметь рассуждать, делать умозаключения. При этом производятся все мыслительные операции.

Однако чрезмерное увлечение мультимедийными технологиями без соответствующей методической подготовки может приводить к педагогическим ошибкам, снижающим эффективность их применения. Несомненно, использование медиа презентаций оптимизируют деятельность учителя, упрощают подготовку преподавателя к уроку в будущем. Возможность распечатать необходимые слайды решает проблему тиражирования дидактического раздаточного материала к уроку.

Использование компьютера предъявляет большие требования к организации учебного процесса, которая должна отличаться четкостью, продуманностью, целесообразностью.

Существуют некоторые условия успешного (эффективного) представления наглядных пособий изготовленных с помощью ИКТ на уроке:

  • хорошее обозрение в кабинете, которое обеспечивается хорошей видимостью демонстрируемого наглядного пособия путем применения ответствующих красок экраном - указателем и т. д.;
  • наглядных пособий в презентации должно быть столько, сколько требуется для изучения материала;
  • наглядное пособие демонстрируется тогда, когда в этом наступила необходимость по времени и по содержанию изучаемого материала;
  • четкое выделение главного, основного при показе презентации ученикам;
  • необходимо рационально сочетать демонстрацию и слово. Слово предваряет, сопровождает и заключает демонстрацию наглядного пособия представленного в виде презентации;
  • в процессе восприятия демонстрируемого учащимися следует включать, возможно, большее количество анализаторов: зрение, слух и др.;
  • ограниченность презентации одной только наглядностью не даст положительного результата;
  • детальное продумывание пояснений (вводных, по ходу показа и заключительных), необходимых для выяснения сущности демонстрационных явлений, а так же для обобщения усвоенной учебной информации;
  • мелкие объекты использовать в качестве раздаточных материалов;
  • привлекать самих учеников к нахождению желаемой информации в наглядном пособии, постановка перед ними проблемных заданий наглядного характера.

Систематичность применения наглядных пособий в виде презентации способствует формированию у школьников умений работать с ними.

Новые информационные технологии помогают найти естественный путь превращения школьников в активных участников учебного процесса, а учителям помогают совершенствовать свой опыт и методику, совершенствуя, таким образом, и сам учебный процесс.

Стимуляция познавательных интересов у школьников вызывается новизной наглядных средств обучения. Систематичность применения ИКТ способствует формированию у них умений и навыков работы с компьютером.

Для учащегося наибольший эффект мультимедийные технологии дают при их использовании в следующих случаях:

  • для более глубокого восприятия учебного материала;
  • в проектной деятельности;
  • в презентационной деятельности;
  • при создании мультимедийных докладов, рефератов, сочинений;
  • при работе в локальной и глобальной сети.

Таким образом, новые информационные технологии, применяющиеся методически грамотно, повышают познавательную активность учащихся, что, несомненно, приводит к повышению эффективности обучения.

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИКТ НА УРОКАХ ТЕХНОЛОГИИ

Информационно-компьютерная грамотность является важной частью профессиональных знаний и умений учителя.

Сегодня много внимания уделяют использованию информационных технологий в школе. И это вполне оправдано тем, что век нынешний – это век информационный. Наша задача заключается не только в том, чтобы дать детям знания, но и в том, чтобы научить своих воспитанников искать их и усваивать самостоятельно. Умение обрабатывать информацию на сегодняшний день является весьма ценным навыком. Попытаемся рассмотреть, как ИКТ помогают учителю в достижении этой цели.

В любом учебном процессе можно выделить основные элементы, такие как передача информации и ее усвоение. Оба эти элемента тесно взаимосвязаны друг с другом и влияют друг на друга. Передача информации происходит от обучающего к обучающемуся. Здесь велика роль источника и носителя информации. Главные требования к передаче информации – доступность ее понимания, своевременность и оперативность, а усвоение информации тесно связано с самостоятельной работой учащихся или с самообразованием. Необходимо научить каждого ребенка за короткий промежуток времени осваивать, преобразовывать и использовать в практической деятельности огромную массу информации. Очень важно организовать процесс обучения так, чтобы ребенок активно, с интересом и увлечением работал на уроке, видел плоды своего труда и мог их оценить. Помочь учителю в решении этой непростой задачи может сочетание традиционных методов обучения и современных информационных технологий, в том числе и компьютерных.

Использование ИКТ на уроках технологии дает возможность:

    визуализировать учебную информацию с помощью наглядного представления на экране теоретического материала, технологического процесса и т.п.;

    осуществлять подготовку выпускника школы к жизни в условиях информационного общества;

    индивидуализировать и дифференцировать процесс обучения за счет возможности изучения, повторения материала с индивидуальной скоростью усвоения;

    осуществлять управление учебной деятельностью и контроль результата усвоения учебного материала;

    развивать межпредметные связи.

Для нашего времени характерно снижение уровня мотивации обучения и прежде всего учебно-познавательных мотивов учащихся. Не является исключением и технология. Поэтому необходимо использовать любознательность и высокую познавательную активность школьников к информационным технологиям для повышения и поддержания уровня мотивации к предмету «Технология». Целью работы является рассмотрение возможностей повышения эффективности образовательного процесса через использование информационно-коммуникационных технологий.

Информационно-коммуникационные технологии на уроках технологии уместно применять при изучении всех тем и разделов. Не зря же сказано: «Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать». Это позволяет нам не просто читать лекцию, но вести беседу с учащимися, задавая вопросы по теме и тем самым заставляя учащихся актуализировать знания, полученные ранее по другим предметам, высказывать предположения, анализировать получаемую информацию, сравнивать, обобщать, делать выводы; это способствует развитию мышления учащихся, активизирует их познавательную деятельность, развивает их память и речь, делает открытыми знания учащихся, имеет большую воспитательную силу, является хорошим диагностическим средством.

Важно, чтобы всем ученикам на каждом уроке технологии было интересно. Тогда у многих из них первоначальная заинтересованность предметом перерастет в глубокий и стойкий интерес к науке. В этом плане особое место принадлежит такому эффективному педагогическому средству, как занимательность. Оно состоит в том, что учитель, используя свойства предметов и явлений, вызывает у учащихся чувство удивления, обостряет их внимание и, воздействуя на эмоции учеников, способствует созданию у них положительного настроя к учению и готовности к активной мыслительной деятельности независимо от их знаний, способностей и интересов.

Занятия с применением ИКТ имеют отличие от классической системы обучения. Это новая роль учителя – он уже не основной источник знаний, а его функция сводится к консультативно-координирующей. Задача учителя – подобрать средства обучения в соответствии с содержанием учебного материала, возрастными и психологическими особенностями школьников, а также с их умениями использовать ПК в учебных целях.

Урок введения в тему. Необходимо показать значимость учебного материала, рассказать о практической работе, изделиях, которые будут выполнять обучающиеся. Всё это требуется для создания атмосферы заинтересованности, повышения мотивации.

Урок изучения нового материала. Опыт показывает, что компьютерный слайд-фильм по сравнению с другими средствами обучения обладает следующими преимуществами:

    содержит емкий материал в компактной форме, что позволяет учащимся быстро воспринять и усвоить полученную информацию;

    представляет открытую образовательную систему, что дает возможность расширять, дополнять и обновлять содержащуюся в нем информацию, как текстовую, так и графическую;

    удобен в использовании и хранении;

    позволяет при наличии экрана демонстрировать материал всем учащимся одновременно, что не оказывает такого вредного воздействия, как работа перед монитором;

    позволяет сделать занятие более динамичным, сэкономить время для другого вида работы;

    дает возможность ученикам, пропустившим занятие, самостоятельно в удобном для них темпе ознакомиться с учебным материалом при помощи компьютера.

Урок-практикум . На уроке ставится цель освоения учащимися рабочих приемов выполнения технологических операций, формирование трудовых умений и навыков. Можно использовать небольшие по объёму презентации для наглядного представления данного вида работ на каждом этапе урока. Например, слайд с инструкционной картой по изготовлению изделия, видеоролик с демонстрацией трудового процесса.
Урок контроля знаний . Компьютерное тестирование позволяет регулировать число вариантов и степень сложности, тем самым учитывать уровень обученности каждого ученика и подходить к контролю знаний дифференцированно. Сохраняя результаты, учитель может провести анализ и выявить пробелы в знаниях.
Урок – экскурсия. Сегодня с помощью Интернет-технологий можно виртуально посетить музей, выставку ДПТ. При проведении таких уроков можно использовать также готовые ЦОР.
Урок по решению технологических задач. Эти занятия посвящаются вопросам конструирования и моделирования изделий; составлению чертежей и эскизов; планированию технологических процессов и разработка инструкционных карт. Учащиеся наглядно представляют последовательность выполнения чертежа; повышается эстетическое качество рисунка; можно вернуться к началу построения чертежа для акцентирования внимания на трудных для усвоения моментах
Урок – игра. На занятиях по технологии используются игры двух видов. Это может быть игровая форма подачи учебного материала (викторина, кроссворд) или соревнование двух групп учащихся в практической или учебной работе.
Урок – проект. Учащихся необходимо научить оформлять проект. Презентация «Творческий проект» познакомит с видами проектов, последовательностью их выполнения, правилами оформления и т.д.
Учащиеся работают над исследовательскими проектами. С этими работами они выступают на школьной научно-практической конференции, развивая тем самым личностные и информационно-коммуникационные компетенции.
Практико-ориентированный (прикладной) проект направлен на социальные интересы самих участников проекта. Результат деятельности может быть использован в жизни класса, школы и т.д.

Исходя из вышесказанного, можно сделать следующие выводы:

    Использование презентации на уроке есть применение наглядного метода иллюстраций во взаимосвязи с другими методами, позволяющими развивать мышление учащихся и активизировать их познавательную деятельность.

    Иллюстрации особенно необходимы тогда, когда объекты недоступны непосредственному наблюдению, а слово учителя оказывается недостаточным, чтобы дать представление об изучаемом объекте или явлении.

    Информация, размещенная на слайде и появляющаяся в нужные моменты объяснения, проведения опытов, экспериментов, доказательств и т.д., заставляет учащихся пройти через все этапы мышления, использовать различные мыслительные операции.

Таким образом, новые информационные технологии, применяющиеся методически грамотно, повышают познавательную активность учащихся, что, несомненно, приводит к повышению эффективности обучения.

Информационные технологии только для учителей ищущих, любящих осваивать новое. Они для тех, кому небезразличен уровень своей профессиональной компетентности, кого беспокоит, насколько он, педагог современной российской школы, соответствует требованиям времени. Опыт организации учебного процесса по описанным моделям активного использования ИКТ в школе позволяет говорить о высокой степени эффективности сочетания использования современных информационных технологий и пособий, предполагающих познание через деятельность. Наибольшей эффективностью обладают модели, позволяющие использовать ИКТ для решения мотивационных учебных задач.

При активном использовании ИКТ достигаются общие цели образования, легче формируются компетенции в области коммуникации: умение собирать факты, их сопоставлять, организовывать, выражать свои мысли на бумаге и устно, логически рассуждать, слушать и понимать устную и письменную речь, открывать что-то новое, делать выбор и принимать решения. Также применение новых информационных технологий в образовании позволяет дифференцировать процесс обучения школьников с учетом их индивидуальных особенностей, дает возможность творчески работающему учителю расширить спектр способов предъявления учебной информации, позволяет осуществлять гибкое управление учебным процессом, является социально значимым и актуальным.

Литература

1. ИКТ в образовании – http://www.ict.edu.ru

2. Образование в российской информационной сети - http://education.rin.ru

3. Новые педагогические технологии – http://scholar.urs.ac.ru/courses/Technology/index.html