От поговорки придумать басню. Басни которые сочинили дети

Мы привыкли изучать басни на примере произведений Ивана Андреевича Крылова, так как он был знаменитым на весь мир создателем рифмованных историй. Многие начинающие поэты думают, что написать интересное стихотворение с моралью несложно, но после начала сего действия понимают, что для этого нужны определенные навыки. В данном повествовании мы попытаемся ответить на вопрос тех, кто вынужден обращаться к знакомым с просьбой: «Помогите написать басню». Не знаете, с чего начать? Тогда читайте наше пособие.

Как написать басню самому? Основные правила создания рифмованных историй

Произведения Ивана Крылова приводят нас в восторг тем, что они не только поучительные, но и очень веселые. Вот мы потихоньку и подобрались к первому правилу написания басни: она должна быть сатирически окрашенной - так лучше усвоится обозначенный в ней смысл.

Перед тем самому, перечитайте рифмованные истории других авторов, и вы заметите там второе правило создания подобного произведения: хорошо обыгранный сюжет. Это означает, что в стихотворении может быть задействован один или несколько персонажей, которые должны разыграть некую ситуацию. Эта ситуация обязательно должна иметь эмоциональную окраску, либо сатирическую, либо драматическую, но она ни в коем случае не должна быть безликой или поверхностной.

Для всех, кто давно находится в поисках ответа на вопрос о том, как написать басню самому, есть еще одно хорошее правило: нужно обозначить для себя непременную цель создания данного типа произведения. Это делается для того, чтобы правильно расставить приоритеты и сформулировать основной смысл стихотворения.

Как написать басню с моралью?

Все очень отличаются друг от друга как по стилю, так и по способу создания. Перед тем как написать басню самому, определите ее основную мораль, ведь именно она является отличительной чертой произведений такого типа. Когда основной смысл стихотворения сформулирован, можно переходить к написанию басни по принципу обыгрывания этого смысла. Сделать это не так уж и сложно: Крылов писал свои произведения о животных, а вы можете написать о людях или даже о каком-то предмете в форме детской сказки. Но главное, чтобы в каждом действии героя прослеживалась связь с обозначенной вами моралью, а это на самом деле не так уж и сложно сделать.

Написание басни на примере известных произведений

Для всех, кто любит литературу, есть отличный способ написать хорошее произведение из жанра, который мы рассматриваем в данной статье. Смысл состоит в прочтении нескольких басен знаменитых авторов (Крылов, Толстой, Михалков), их анализе и выявлении сильных сторон каждого произведения. Это делается для того, чтобы попытаться повторить опыт сильных мира сего, только проделать это с абсолютно другим сюжетом.

Что касается морали, то за ее основу можно взять какую-то известную пословицу или поговорку, так как в каждой из них раскрывается определенный смысл. При правильной интерпретации он станет отличной платформой для написания интересной басни.

Мы привыкли изучать басни на примере произведений Ивана Андреевича Крылова, так как он был знаменитым на весь мир создателем рифмованных историй. Многие начинающие поэты думают, что написать интересное стихотворение с моралью несложно, но после начала сего действия понимают, что для этого нужны определенные навыки. В данном повествовании мы попытаемся ответить на вопрос тех, кто вынужден обращаться к знакомым с просьбой: «Помогите написать басню». Не знаете, с чего начать? Тогда читайте наше пособие.

Как написать басню самому? Основные правила создания рифмованных историй

Произведения Ивана Крылова приводят нас в восторг тем, что они не только поучительные, но и очень веселые. Вот мы потихоньку и подобрались к первому правилу написания басни: она должна быть сатирически окрашенной - так лучше усвоится обозначенный в ней смысл.

Перед тем как написать басню самому, перечитайте рифмованные истории других авторов, и вы заметите там второе правило создания подобного произведения: хорошо обыгранный сюжет. Это означает, что в стихотворении может быть задействован один или несколько персонажей, которые должны разыграть некую ситуацию. Эта ситуация обязательно должна иметь эмоциональную окраску, либо сатирическую, либо драматическую, но она ни в коем случае не должна быть безликой или поверхностной.

Для всех, кто давно находится в поисках ответа на вопрос о том, как написать басню самому, есть еще одно хорошее правило: нужно обозначить для себя непременную цель создания данного типа произведения. Это делается для того, чтобы правильно расставить приоритеты и сформулировать основной смысл стихотворения.

Как написать басню с моралью?

Все литературные произведения очень отличаются друг от друга как по стилю, так и по способу создания. Перед тем как написать басню самому, определите ее основную мораль, ведь именно она является отличительной чертой произведений такого типа. Когда основной смысл стихотворения сформулирован, можно переходить к написанию басни по принципу обыгрывания этого смысла. Сделать это не так уж и сложно: Крылов писал свои произведения о животных, а вы можете написать о людях или даже о каком-то предмете в форме детской сказки. Но главное, чтобы в каждом действии героя прослеживалась связь с обозначенной вами моралью, а это на самом деле не так уж и сложно сделать.

Написание басни на примере известных произведений

Для всех, кто любит литературу, есть отличный способ написать хорошее произведение из жанра, который мы рассматриваем в данной статье. Смысл состоит в прочтении нескольких басен знаменитых авторов (Крылов, Толстой, Михалков), их анализе и выявлении сильных сторон каждого произведения. Это делается для того, чтобы попытаться повторить опыт сильных мира сего, только проделать это с абсолютно другим сюжетом.

Что касается морали, то за ее основу можно взять какую-то известную пословицу или поговорку, так как в каждой из них раскрывается определенный смысл. При правильной интерпретации он станет отличной платформой для написания интересной басни.

Когда человек ищет малоизвестное литературное произведение с целью втихаря его себе присвоить или интересуется творческим процессом на уровне рецепта приготовления салата или блинчиков, это выглядит довольно жалко. Но что делать ребенку или его родителям, если учитель в школе дал им такое задание, но не удосужился даже объяснить, как с ним справиться. Вот они-то, бедные, чаще всего и ищут в интернете для себя легкого решения в виде уже кем-то выполненной работы или ранее неизвестной им современной басни в надежде, что учитель тоже о ней не слышал и по простоте душевной поверит, что перед ним вундеркинд, способный что-то сочинить сам, хотя кому, как не учителям, знать, что ребенок способен цитировать, компилировать, заимствовать, развивать тему, создавать вариации, но не творить. Тем, кто с этим утверждением не согласен, советую, прежде чем спорить и заявлять о талантах детей, вспомнить имена всех настоящих маленьких гениев, действительно внесших крупный вклад в литературу, музыку или живопись. Да, дети вроде Моцарта были, есть и будут, но их единицы на каждую сотню лет, и по желанию учителей или родителей ребенок не сможет вдруг стать одним из них.

Хороший учитель, понимая все это, должен сначала научить, а потом уже спрашивать. Поэтому, сочувствуя детям, учителя которых до объяснений не снисходят, я в этой статье расскажу вам, как самим сочинить басню, которая будет соответствовать всем законам жанра, но не потребует от пишущего таланта, который дается не каждому. Конечно, ее вряд ли сочтут шедевром в веках, но хорошую оценку поставят точно.

Итак, что такое басня? Это поучительная история, из которой автор обычно в конце делает четкий нравоучительный вывод. Неисчерпаемым источником морали и сюжетов для самодельных басен являются народные пословицы и поговорки. Вам нужно выбрать подходящую, а потом либо расписать ее в виде истории, а в конце написать ту же пословицу другими словами, либо сделать саму пословицу моралью и придумать под нее короткую историю-иллюстрацию про людей или животных.

Например, берем всем известное: «Семь раз отмерь, один раз отрежь!»

Способ первый: делаем из пословицы историю. Для этого рассказываем ее в лицах с небольшими подробностями. Зададимся вопросом, что можно, отрезав, испортить. Ткань, конечно! Значит, речь пойдет о портном. Теперь просто описываем ситуацию:

«Жил-был портной, и был у него подмастерье. Однажды портной уехал в другой город, а в мастерскую пришел заказчик и велел срочно изготовить ему костюм. Подмастерье с готовностью взялся за дело. Поскольку он был неопытный, но очень торопливый, он сразу же на глаз отрезал кусок ткани, но выкройка на нем не поместилась. Тогда он отрезал еще и тоже не рассчитал. В конце концов, он перепортил всю ткань, а костюм так и не сшил. Мораль: прежде, чем браться за дело, надо его обдумать, а тот, кто слишком торопится, делает много ошибок».

Способ второй: сразу делаем из этой же пословицы мораль и думаем, к какой еще ситуации ее можно применить. Очевидно, что кто-то поспешил и все испортил, не учтя всех фактов, а если бы все продумал и проверил заранее, то беды бы не случилось. Например, так:

«Собрался заяц в деревню за морковкой. Сидит в кустах и думает: «Как рассветет, заберусь в огород, выдерну морковку и убегу через дыру в заборе, а погонятся за мной собаки, побегу короткой дорогой мимо амбара, через старый мост и прямо в лес. Так они меня ни за что не догонят». Подумать он подумал, а путь не проверил. Когда же погнались за ним собаки, оказалось, что старого моста нет – был сильный дождь, река поднялась и смыла его. Прыгнул зайчик от собачьих зубов с перепугу в реку да там и утонул. Правильно говорит пословица: семь раз отмерь, один раз отрежь!»

Так можно превратить в басню любую народную мудрость. Это уже вполне посильный труд и для ребенка и для родителя, который из лучших побуждений делает за него домашнее задание. Да и любого педагога результат вполне устроит. Поверьте, учителя не ждут от вас басен на уровне Эзопа или Крылова. Самостоятельно же выполненное задание и честно заработанная отметка гораздо лучше стыда и страха начинающего плагиатора, боящегося, что его обман раскроют.

Проект 5 класса

«Сочини басню сам»


Участники проекта

Хасанова Владия

Ческидова Юлия Долгов Сергей

Андреев Максим Мелконян Арарат Игнатов Юрий Исмонова Роза Деева Екатерина Сосницкая Ксения Абрамовский Владислав

Геер Валерия


оформители

Хасанова Владия Исмонова Роза Деева Екатерина


руководитель

Костыря Ирина Михайловна


Урок литературы

На уроках литературы

мы изучали басни Эзопа,

Жана де Лафонтена, И. Крылова


Древняя Греция

Родоначальником

жанра басни считается древнегреческий мудрец Эзоп ,

живший в VI веке до н.э.


Басня Эзопа «Лиса и Виноград» в переводе Смирнова Д.Н.

Голодная Лиса пробралась в сад и на высокой ветке увидела сочную гроздь винограда. «Этого-то мне и надобно!» - воскликнула она, разбежалась и прыгнула один раз, другой, третий... но всё бесполезно - до винограда никак не добраться. «Ах, так я и знала, зелен он ещё!» - фыркнула Лиса себе в оправдание и заспешила прочь.


В XVII веке древний жанр был возвеличен французским писателем

Жаном

де Лафонтеном


Басня Жана де Лафонтена

«Лиса и Виноград»

Лис-гасконец, а быть может, лис-нормандец (Разное говорят), Умирая с голоду, вдруг увидел над беседкой Виноград, такой зримо зрелый, В румяной кожице! Наш любезник был бы рад им полакомиться, Да не мог до него дотянуться И сказал: "Он зелен - Пусть им кормится всякий сброд!" Что ж, не лучше ли так, чем праздно сетовать?


Самую широкую известность получили басни, созданные

И.А. Крыловым

«Вы нашли себя,- говорил И.И. Дмитриев И.А. Крылову . – Это истинный ваш род. Продолжайте. Остановитесь на этом литературном жанре…»


Басня Крылова «Лисица и виноград»

Голодная кума Лиса залезла в сад; В нем винограду кисти рделись. У кумушки глаза и зубы разгорелись; А кисти сочные, как яхонты, горят; Лишь то беда, висят они высоко: Отколь и как она к ним ни зайдет, Хоть видит око, Да зуб неймет. Пробившись попусту час целый, Пошла и говорит с досадою: "Ну что ж! На взгляд-то он хорош, Да зелен - ягодки нет зрелой: Тотчас оскомину набьешь".



верблюд и два оленя

Деева Екатерина

  • Был верблюд, и были два оленя.
  • Пошли они попить воды и встретились олени с верблюдом.
  • Олени начали дразнить верблюда,
  • А верблюд в ответ начал в них плеваться.
  • Олени говорят: «Не плюйся, мы же пошутили».
  • А верблюд не прекратил в них плеваться.
  • Олени убежали так и не попили воды.
  • Вот так ребята, никогда не дразните верблюда, а то и вас заплюёт.
  • Ну, конечно, и других животных тоже не дразните!

прекрасный цветок

Хасанова Владия

  • Прошёлся мальчик по поляне,
  • Нашёл цветок, сорвал его.
  • Пришёл домой, отдал цветочек маме.
  • Но через несколько минут завял цветок.
  • Вот так ребята, если вы найдёте цветок такой,
  • То полюбуйтесь красотой,
  • И идите вы домой!

кот и мыша

Сосницкая Ксения

  • Почуял Котик наш мыша.
  • И ходит тихо, не спеша,
  • Понюхает, посмотрит, поспит и посидит.
  • А Мышка притаилась и в уголок забилась.
  • Но Котик наш хитёр,
  • И слух его остёр.
  • Пошел он на кровать,
  • Как будто бы поспать.
  • А Мышь проворна, но глупа,
  • Всё думает про сыр.
  • Она забыла про Кота,
  • Но кот за ней следил.
  • Вот так ребята!
  • Не надо быть таким мышом,
  • Не стоит воровать.
  • Об этом чётко надо знать
  • И никогда не забывать.

Заяц и ёжик

Долгов Серёжа

  • Жили были заяц да ёжик.
  • Как-то раз они поспорили, кто быстрее сбежит с холма.
  • Когда заяц был возле финиша,

он споткнулся об корягу.

  • И ёжик решил помочь победить зайцу.

Ёжик обменял победу на друга,


Старуха и петух.

Игнатов Юрий

  • Была старуха, которая нажила себе красивого и умного петуха,
  • Почему умный, а это я сейчас не покажу, а расскажу.
  • Вот петух поесть летел, а бабушка не дала покушать,
  • А петух влетел домой!
  • И бабушку обстрелял своим клювом, и сам всё что было скушал.

мальчуган

Абрамовский Владислав

  • Шёл мальчишка, мальчуган одной дорогой скользкой
  • Всё была бы не беда.
  • Да поскользнулся и упал мальчик, лежит
  • И не чего поделать он не может.
  • И вот! Соседский мальчик идёт,
  • Поёт себе, поёт.
  • -Что ты разлёгся в луже?- спрашивает мальчик, - Что случилось?
  • - Да вот упал я в лужу. Так как-то повернулся я нелепо
  • -Ха-ха! Да посмотри ты на меня!
  • И сам тут в лужу плюхнулся, измок весь.
  • И учись сосед!

волк и заяц

Андреев Максим

  • Жил волк в своей норе, а заяц в своей избушке.
  • Вот как-то раз узнал волк что у зайца в избе мёд,
  • И захотел полакомиться.
  • Вот пришёл волк к зайцу и говорит: -Заяц пусти меня к себе жить.
  • -Ладно, заходи.
  • Наступила ночь, заяц уснул.
  • Волк поднялся на чердак и увидел две бочки.
  • Он залез в первую бочку,
  • А там была смола.
  • И он засох в той смоле.
  • Вот так и говорят, не разевай роток на чужой медок.

утка и утёнок

Ческидова Юля

  • Утка и утёнок гуляли по лугу.
  • Но вдруг бежит зайчонок
  • И говорит:"Спасите меня, спасите от лисицы!"
  • А утка отвечает: "Зачем тебя спасать?"
  • Но вот зайчонок спрятался, и лисица его не нашла.
  • Потом заяц гонял утёнка.
  • Лучше помогать тому, кто тебя просит,
  • Чем потом от них получать.

парад во дворце

Исмонова Роза

  • Сегодня в нашем во дворце
  • Идёт парад и все о нём твердят, твердят
  • Жюри на нём, король и королева.
  • Вдруг королева с удивлением спросила:
  • - Кто эта девушка? И платье, да и украшение - всё так блестит!
  • Король ей сразу же в ответ:
  • - Она жена двоюродного принца, Но тот мой принц немного беден.
  • Вчера просил на рубашонку денег, на ружья и на сапоги.
  • Сказал что денег нет! Он до предела разорён!
  • И принц из зала вышел вон.
  • Вот так без радости и славы, встречая на пути житейские преграды, частенечко кончаются парады.

мартышкины детишки

  • Геер Валерия
  • Пошла мартышка в магазин
  • И купила апельсин.
  • Пришли они домой, сели за стол
  • И стали делить апельсин по долькам.
  • Старший сыночек сказал:
  • - Так как я старший, я буду делить.
  • И младший сказал: - Нет уж, как я младший я должен всё забрать.
  • Ну а средний говорит: - Давайте всё поделим пополам.
  • Поделили пополам!
  • Средний взял себе половину апельсина.
  • Старший с младшим вдруг в недоумении…..!
  • Шум, крик, гам, на весь дом та-ра-рам!!!
  • Дружите ребята, вместе делите поровну, коль есть чем поделиться!

Как сочинить басню? Как подобрать ключи к этому нескучному литературному жанру и создать этакое своё? Все мы понимаем, что сделать это непросто. Но попробовать можно. Где наша не пропадала!?

Существует мнение, что начинать нужно так — открыть новый документ в Word или взять чистый лист бумаги, придумать персонажей и вперёд! Давайте и мы с вами попробуем пойти по такому пути. Назначим персонажей и начнём рифмовать:

«Однажды славная лягушка,
Медведь, осёл, и говорливая кукушка…»

Сложно сказать. Взявшись с лёту, я зашла в определённый тупик. И для себя решила, что нужно начинать не с начала, а с конца произведения, с так называемой финальной сцены. Первым делом хорошо бы определиться с моралью, то есть с тем, что вы хотите сказать этой басней, чему научить.

Басня, как «средство прокламирования просветительских идеалов » обязательно должна содержать некий нравоучительный элемент. Все мы знаем, что басня – это одна из самых действенных и легко воспринимаемых форм критики действительности, бичевания недостатков.

Что же можно использовать в качестве морали? Например, то, что нам хорошо знакомо, кладезь народной мудрости – пословицы. «Как аукнется, так и откликнется», «Один в поле не воин», «Семеро одного не ждут», «Ученье – свет, а неученье — тьма» и т.д.

После того, как мы определимся с моралью, тематика басни становится нам более понятной. На этом этапе уже можно придумать персонажей, которые, на наш взгляд, более всего подходят к задуманному произведению. Затем разыграть между ними некую сценку с конкретными диалогами. Но так, чтобы, в конечном итоге, эти диалоги плавно подошли к той морали, которая была задумана. Здесь уже есть где разгуляться нашей фантазии.

Сочиняя басню, можно пойти и по другому пути. Многие великие баснописцы, в том числе и французский поэт Лафонтен, и наш замечательный батюшка Иван Андреевич Крылов использовали в своих баснях сюжеты, придуманные другими людьми. Кем? Например, мудрым человеком, фригийским рабом Эзопом.

Многие известные литераторы заимствовали сюжет у Эзопа, привносили в произведение что-то своё оригинальное: поэтическое обрамление, лёгкость слога, национальный колорит, некую изюминку, и появлялась басня совершенно другого толка. Зачастую она становилась великой и любимой поколениями.

Примеры басен, которые я сочинила, используя вышеописанные принципы, вы сможете прочитать в рубрике . В основе некоторых басен лежат пословицы, другие созданы по мотивам известных басен или сказок. А есть такие, которые созданы полностью «с нуля». Я склоняюсь к мысли о том, что если человек захочет, включит свою фантазию на полную катушку, то хотя бы несколько строк он напишет. Чувства юмора у нас, порой, не занимать, острый язычок — у многих. Ну, а учит нас сама жизнь.