Занятие «Звуки,. Буква X

Цель: формировать правильное произношение звуков [х], [х′] в слогах, словах, фразах, отличать их на слух и в произношении от других звуков.

Задачи:

  • Развивать фонематический слух; учить детей правильно произносить звуки [х], [х′] в речи, отличая их от других звуков русского языка.
  • Выделять звуки [х], [х′]. начале, в середине и в конце слова.
  • Продолжать формировать умение производить самостоятельно полный звуко-слоговой анализ коротких слов, преобразовывать слова.
  • Упражнять в составлении простых двух, трёхсловных предложений и выкладывании схем к ним.
  • Познакомить с буквой Х , составлять слова из букв.
  • Закреплять навык произношения звуков [х], [х′] в стихотворениях и скороговорках.
  • Развивать внимание, память, мышление, моторику.
  • Предупреждать переутомление детей.

Интегрируемые образовательные области:

«Познание», «Коммуникация», «Социализация», «Здоровье».

Виды детской деятельности: коммуникативная, познавательно – исследовательская, игровая, двигательная.

Материал демонстрационный: игрушка Хрюша; картинки демонстрационные (халат, хобот, мухоморы, мухи, петух, подсолнух, холодильник, художник, хлеб, сухари); буквы; карточки для чтения слогов; цветные схематичные обозначения звуков.

Материал раздаточный: пеналы с обозначениями для звукового анализа слов и построения предложений; кассы букв; зеркала; бархатные листы бумаги для ниткописи; буквы для игры «Живые буквы».

Ход НОД

Организационный момент

Психогимнастика

— Изобразите, как старенькая бабушка поднимается по лестнице, ей тяжело, она стонет: «Ох, ох, ох!» Вы помогли ей и рассказали об этом маме. Мама обрадовалась: «Ах, ах, ах!» На празднике вы плясали: «Эх, эх, эх!» И совсем устали: «Ух, ух, ух!»

Сообщение темы занятия.

Выставляется игрушка Хрюша – хвастунишка.

— Сегодня у нас в гостях Хрюша. Этот Хрюша такой хвастунишка! Он утверждает, что всё обо всех знает.

– Хрюша, а знаешь ли ты, с какого звука начинается твоё имя? (со звука [к]). Вы согласны с ним?

— Какой первый звук вы услышали в словах «Хрюша, хвастун»? (Звук [х]).

Сегодня мы будем слушать и произносить звук [х] и [х′]. Звук [х′] — братец звука [х]. Они очень похожи и в то же время разные. Сегодня мы научимся их различать.

Характеристика звука.

Символ звука: дедушка храпит: ХХХ…

— Посмотрите в зеркало, как правильно произносится звук [х]:

— губки и зубки свободны;

— кончик языка опущен вниз, а спинка языка придвинута к твёрдому нёбу, образуя щель для тёплого воздуха;

— горлышко «молчит».

Характеристика: [х] — согласный (язычок создаёт преграду воздуху), глухой, бывает твёрдым и мягким и обозначается синим и зелёным кружочком без звоночка (на доску помещается буква «Х» и её звуковые обозначения).

Развитие фонематического восприятия.

— Давайте поучим Хрюшу отличать звук [х] от других звуков, поиграем в игру «Поймай звук».

Х, П, М, Х, К, Р, Т, Х, Л, Т, К, Х

Ха, хо, пу, кы, хы, та, па, ха, ах, ом, ох, ап, эт, эх

Хлеб, молоко, батон, мох, ухо, утка, рыба, хвосты, тучи, посуда, хобот.

Упражнение «Пропой песенки».

Чтение и пропевание прямых и обратных слогов со звуком [х].

Игра «Добавь звук», который потерялся из слов.

Пету…, пасту…, лопу…, горо.., отды…, запа…, шоро…, мо.., сме…, стра….

Игра «Замени первый звук» в слове на звук [ х].

Салат – халат, голод – холод, сор – хор, год – ход, свалить – хвалить, гудеть – худеть, Глеб – хлеб.

Произнесение «Х» в словах.

— Хрюша хочет загадать вам загадки. Он говорит, что в отгадках есть звук «Х». Проверим?

Мягкий, душистый, вкусный свежий, с хрустящей корочкой, (ХЛЕБ).

— В каком месте слова слышится звук [х]?

Пёстрая крякуша, ловит лягушек, ходит вразвалочку, спотыкалочкой. (УТКА)

Маленькая, чёрная, по комнате летит, звонко жужжит. (МУХА).

— Какая картинка здесь лишняя? (утка)

— Назовем эти картинки, какая из них лишняя? Почему?

Подсолнух, кисточка, халат, мухомор.

Художник, сухари, тарелка, холодильник.

— А теперь будем исправлять слова, которые Хрюша не научился правильно произносить.

На стекле сидит мута. (Нет, муха). Картину рисует тудожник. (Художник). Вот саффар. (сахар). У слона фобот. (хобот).

— У нашего Хрюши есть друг хомячок Хомка. Давайте сделаем зарядку вместе с ним.

Физминутка.

Хомка — хомка, хомячок, полосатенький бочок.
Хомка раненько встаёт щёчки моет, шейку трёт.
Подметает Хомка хатку и выходит на зарядку.
Раз, два, три, четыре, пять!
Хомка хочет сильным стать.

Знакомство с буквой «Х».

— На что похожа буква «Х»?

Буква «Х» из пальчиков: скрестить указательные пальцы левой и правой рук.

Печатание её пальцем на столе, на спине соседа.

Ниткопись буквы «Х».

Звуковой анализ слов.

Давайте покажем Хрюше и Хомке, как мы умеем выполнять звуковой анализ слов. Девочки выкладывают из кружочков, а потом из букв разрезной азбуки слово «мухи», а мальчики слово «пихта».

(Анализ слов: — Сколько звуков в слове? Сколько гласных? Сколько согласных? Звонких? Глухих? Твердых? Мягких?)

Преобразование слов с помощью букв разрезной азбуки:

Муха – мухи, пихта – пихты.

Составление предложений из 2 – 3 слов со словами «муха» и «пихта». (Вспомним, как обозначается схематично «предложение», «слово-предмет» , «слово-действие»)

Муха летит. Пихта растёт.

Игра в подгруппе «Слово рассыпалось».

Составим слова из букв.

(Звуковое сопровождение – вой ветра). — Слова рассыпались. Составим слова из букв. Посмотрите, с обратной стороны буквы есть значок. Соберитесь в подгруппы по значкам и составьте свои слова.

1 подгруппа: пух. 2 подгруппы: мох. 3 подгруппа: ухо. 4 подгруппа: Хома.

Игра «Живые буквы».

Составим слово: уха, хатка, эхо, ухват, мухи.

Проговаривание звуков [х], [х′] в скороговорках, стихотворениях.

Хорошо хвалить, хихикать,
Худо – хвастаться и хныкать.
Хохлатые хохотушки, хохотом хохотали:
Хи-хи-хи, ха-ха-ха, хо-хо-хо, хе-хе-хе.

Упражнение «Подарки для Хрюши».

(С опорой на картинки).

— Ребята давайте подарим Хрюше подарки с его любимым звуком в названиях. Например: — Я подарю Хрюше холодильник, для того чтобы он хранил в нем продукты. (Дети составляют предложения)

Итог занятия.

Скачать –

Рассмотрите с ребёнком картинки на 2 слайде. Послушайте первый звук в словах хризантемы, хлеб. Это звук [х] – твёрдый согласный.

Послушайте первый звук в слове хек. Это звук [х"] – мягкий согласный. Когда мы произносим эти звуки, голоса не слышно, только шум, значит, эти звуки глухие.

Звуки [х] и [х"] обозначаются одной буквой – буквой “ха”.

Придумайте слова с новыми звуками. Определите место звука в слове (в начале слова, в середине слова, в конце слова).

Посмотрите с ребёнком ролик о букве. Назовите слова с новыми звуками (хомяк, хорёк, хлопушка). Определите, твёрдый или мягкий звук в начале слова.

Посмотрите фрагмент мультфильма. Обсудите содержание увиденного. Следите за речью ребёнка, помогите правильно построить предложения. Назовите слова с новыми звуками.

Прочитайте стихотворение на слайде 5. Попросите ребёнка хлопать в ладоши, когда он услышит звук [х]. Сколько раз встретился новый звук?

Сделайте вывод: звуки [х] и [х"] обозначают буквой “ха”. Эти звуки согласные, глухие.

Слайды с написанием письменных букв для первоклассников. Удачи!

Бескаркасная мебель в Москве : кресла-мешки, пуфы, диваны. Такая мебель не только имеет оригинальный внешний вид, но и обеспечивает комфортный отдых, за сравнительно небольшую стоимость. Появилась такая мебель в качестве альтернативы классическим экземплярам мебели. Бескаркасная мебель, нередко выполняется в самых разнообразных формах, например, это может быть форма груши (классическая форма кресел-мешков) или форма мягкой игрушки, которую имеют образцы бескаркасной мебели для детской комнаты.

Класс: 1

Презентация к уроку











Назад Вперёд

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

В данной работе представлена презентация к интегрированному уроку по чтению и письму в 1 классе по теме: «Звуки [х], [х"]. Буква х». И подробный конспект самого урока. На уроке презентация используется рационально и не является основным дидактическим средством на уроке.

Данная презентация может стать основой для составления презентации по изучению любых других звуков и букв.

Тип урока: Изучение нового материала.

Этот урок непосредственно связан с предыдущими темами, так как его материал опирается на уже полученные знания учащимися о звуке и букве.

На уроке обеспечивается комплексность решения поставленных целей.

Урок состоит из 12 этапов. Все этапы урока логически связаны между собой. Рационально распределено время на все этапы урока.

При составлении урока учитывались особенности детей младшего школьного возраста:

  • использовался наглядный материал, ТСО;
  • разные формы работы: фронтальная, индивидуальная, работа в парах, в группах;
  • разные виды работ: чтение, письмо, конструирование, составление пар, составление слов из слогов.

Средствами обучения на уроке выступают дидактический материал на доске – образец написания буквы х, карточки с «рассыпанными» звуками (нарисованные шарики), элементы букв для конструирования, модели звуков, информация на слайдах презентации.

Объем учебных заданий оптимальный. Различные формы организации учебной деятельности направлены на сотрудничество между учащимися, включение каждого ученика в деятельность по достижению цели урока.

После каждого вида работы на уроке запланировано проведение рефлексия. В конце урока был подведен итог.

Урок носит здоровьесберегающий характер: 2 физминутки, пальчиковая гимнастика, гимнастика для глаз.

Цели урока:

  • Познакомить учащихся с названием буквы «х» и звуками [х][х]. Учить правильно произносить и характеризовать звуки.
  • Формировать умение производить звукобуквенный разбор слов, читать слоги, слова, содержащие изученные звуки, писать строчную букву х;
  • Развивать внимание, память, фонематический слух и культуру звукопроизношения.
  • Формировать универсальные учебные действия:
    Коммуникативные:
    – работать в паре;
    – работать в группе;
    Познавательные (информационные):
    – Работать с книгой (нахождение необходимых страниц);
    – работать со словарем (работа с алфавитом);
    читать кодированную информацию;
    пользоваться графическими моделями;
    искать и выделять необходимую информацию;
    Познавательные (общеучебные):
    самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель.

Ход урока

I . Организационный момент

Готовность к уроку.

II. Введение новой темы

Звучит музыка “Спят усталые игрушки” (Слайд 2)

– Что такое, ребята? Утро, а звучит песня из передачи … “Спокойной ночи, малыши”?

– Да просто мы идем в гости к герою этой передачи…

Хрюше! (Слайд 3)

– Вы рады?

Хрюша нас встречает с хлебом и солью. Почему?

Сейчас Настя нам объяснит. (Слайд 4)

– Хлебушек. Так ласково и с уважением называют хлеб на Руси. А иначе и быть не может. Никакая еда не будет вкусной без хлеба. Он всегда на столе и в будни, и в праздники. Хлебом – солью встречают самых дорогих и почетных гостей. Недаром говорят, что хлеб – всему голова. Долог путь хлеба от поля до твоего стола. Тысячи людей вложили свой труд, знания и сердце, чтобы из маленького зернышка получился пышный румяный каравай. Помни всегда об этом!

Так почему Хрюша встречает нас хлебом-солью?

Как дорогих и почетных гостей .

Хрюша очень смешной персонаж передачи. Давайте прочтем о нем стихотворение. (Слайд 5)

Хрю-ша сел на пе-ту-ха,
Мы сме-я-лись: “Ха-ха-ха!”
Со-чи-нять он стал сти-хи,
Мы смеялись: “Хи-хи-хи!”

Давайте выделим первый звук из слога ха. (Слайд 6. Элементы появляются по щелчку)

Произнесите его друг другу, сделайте выводы:

Твердый (“а” указывает на твердость согласного и нет улыбки)

Глухой (не слышим звук)

Давайте выделим первый звук из слога хи.

Cогласный (встречает во рту преграды)

Мягкий (“и” указывает на мягкость согласного, есть улыбка)

Глухой (не слышим звук)

Кто догадался, о чем мы будем говорить сегодня на уроке?

О Звуках [х], [х"] и букве, которая их обозначает.

Молодцы! Я с вами согласна (Слайд 7)

Тема нашего урока звуки [х], [х"] и буква «х» Сегодня на уроке мы поучимся:

  • отличать звуки [х], [х"] и букву, которая их обозначает, от других звуков и букв;
  • читать слоги и слова с новой буквой;
  • писать строчную букву х

III . Работа над темой урока

1. Составление парных согласных

– Ребята, объединитесь в пары и подумайте, какие пары можно образовать из этих шариков.

(Дети работают в парах.2 человека составляют пары у доски с обратной стороны)

Давайте проверим какие пары у вас получились.

По какому признаку вы создавали пары? (парные согласные по звонкости– глухости звуки)

Ребята, какому звуку пары не досталось?

Попробуем подобрать ему пару.

Какой вывод можем сделать? (звук х всегда глухой, у него нет звонкой пары)

самооценка с помощью кружочков: (зеленый - все выполнено верно; желтый - допустили мало ошибок; красный - допустили много ошибок)

(Учитель указывает уровень правильности работы класса на доске на линейках правильности и аккуратности)

2. Чтение одноуровневых моделей слов

  • Откройте учебник на стр. 92 <Рисунок 2>
  • Рассмотрите картинки в верхнем ряду.
  • Чем отличаются картинки друг от друга?
  • Посмотрите на звуковую модель первого слова. Какого звука не хватает?([х])
  • Посмотрите на звуковую модель второго слова. Какого звука не хватает? ([х"])
  • Чем отличаются эти 2 звука? (звук[х] - твердый, звук[х"] - мягкий)
  • Какой вывод можем сделать?

(Звук [х]– согласный, глухой, может быть твердым и мягким)

3. Физминутка

А сейчас немножко поиграем. Я буду называть слова, а вы если в слове спрятался звук [х] твердый – будете приседать, а если мягкий – вставать на носочки.

  • Холод
  • хитрый
  • халва
  • химия

– Молодцы! (Учитель указывает уровень правильности работы класса на доске)

4. Знакомство с буквой. Письмо строчной буквы «х»

ребята,звуки [х], [х"] обозначаются вот такой буквой (Слайд 8) . Найдите в учебнике алфавит. Прочитайте как правильно называется эта буква. (ха)

Какая буква стоит пред ней. Какая после нее.

Ребята а почему записано 2 буквы: одна большая, а другая маленькая (заглавная и строчная)? Для чего нужна заглавная буква?

Сегодня на уроке мы научимся писать строчную буква «х» (Слайд 9)

рассмотрите из каких элементов состоит строчная буква «х»

Объединитесь в пары, выберите нужные элементы и сконструируйте букву «х»

сколько элементов вам понадобилось? (два)

как они называются? (полуовал)

образец написания: Начинаем ниже верхней линейки. Слева направо прописываем полуовальную линию, коснувшись верхней линейки. Опускаем ее вниз, закругляем влево коснувшись нижней линейки. Делаем повтор по закруглению вправо. Линию повтора продолжаем вверх отклоняясь вправо. Закругляем ее вправо коснувшись верхней линейки. Делаем повтор по закруглению влево. Опускаем полуовальную линию вниз коснувшись первого полуовала, закругляем вправо коснувшись нижней линейки.

Сядем правильно.

пропишем 1 элемент под счет в центральной рамочке (и раз и) <Рисунок 3>

пропишем соединительную линию (и)

пропишем 2 элемент (и два и)

пропишем букву «х» под счет.

5. Выполнение пальчиковой гимнастики

6. Письмо строчной буквы «х»

Сядем правильно.

Пропишите 1 рабочую строку считая шепотом.

Возьмите в руки зеленый карандаш, проанализируйте свои буквы, подчеркните те элементы, которые у вас не получились.

Пропишите 2 строку стараясь не допускать этих ошибок.

Посмотрите на всю работу в прописях. Оцените правильность и аккуратность на «волшебных линеечках»

Покажите мне с помощью кружочков правильность, аккуратность. (Учитель указывает уровень правильности и аккуратности работы класса на доске).

7. Выполнение гимнастики для глаз + физминутка

Мы похлопаем в ладоши
Мы похлопаем в ладоши
Дружно, веселее.
Наши ножки постучали
Дружно, веселее.
По коленочкам ударим
Тише, тише, тише.
Наши ручки поднимайтесь
Выше, выше, выше.
Наши ручки закружились,
Ниже опустились,
Завертелись, завертелись
И остановились. (Движения выполняем в соответствии с текстом.)

Закройте глазки, зажмурьте их, а теперь откройте и посмотрите на доску. Поднесите карандаш к кончику носа, посмотрите на него и постепенно отодвигайте карандаш прямо перед собой не отрывая взгляда. Посмотрите в окно. Закройте глазки и посидите так спокойно пока я сосчитаю до пяти. Откройте глазки и снова посмотрите в окно.

8. Хоровое чтение слогов

Прочитаем слоги на стр. 92(читаем все слоги хором, цепочкой) <Рисунок 2>

Прочитайте столбик, где слышится мягкий звук [х"] ?

Почему он мягкий? (его делают мягким гласные второго ряда и буква и)

9. Составление слов из слогов

А сейчас, ребята, я вас попрошу разделиться на 4 группы.

Задание: Хрюша предлагает нам с ним поиграть. Составьте слова из рассыпных слогов.

Проверка, чтение полученых слов: (Слайд 10. Элементы появляются по щелчку)

  1. хо-мяк, хрю-ша, му-ха, слу-хи
  2. хо-бот, са-хар, ку-хня, хво-я,
  3. хво-стик, ха-лат, хо-рёк, у-ха,
  4. хал-ва, бар-хат, э-хо, хло-пок

Поднимите сигнал - как вы работали в группе.

IV. Подведение итогов

(Слайд 11 )

Что нового, главного вы узнали на уроке?

Чему научились?

Какое задание вам показалось наиболее трудным?

Понравилось вам в гостях у Хрюши?

Покажите какое у вас сейчас настроение.

(Учитель подводит итог по линеечкам работы класса, на которых он в течении всего урока отмечал правильность ответов и активность учеников. Обязательно хвалит ребят).

Здравствуйте, дорогие мои читатели!

В рубрике учим буквы согласная буква «Х ». Разнообразьте свои занятия, знакомя с буквой Х, предложите сначала придумать слова со звуком Х. Предложите ребенку выложить букву или вылепить, кстати, этот прием используйте почти на каждом занятии, меняйте, только, материал для выкладывания.

Ну, а я как всегда приготовила для вас практический материал: художественное слово, игры, кроссворды.

Буква «Х»

Веселые стихи

Х на ножницы похожа,Но в работе, а не лежа.Хочешь – порешь,

Хочешь – шьешь.

Хочешь – сам себя стрижешь.

В Степанов

Радо солнцу небушко,

Полюшко подсолнушку.

Рада скатерть хлебушку:

Он на ней как солнышко.

Х – забавная игрушка,

Деревянная вертушка.

Деревянная вертушка –

Ветру вольному подружка.

В. Степанов

Не рогаты мы, не злы.

Кузлы мы, а не козлы.

Держим мы в руках бревно,

Чтоб не выпало оно.

Е. Тарлапан

Хлеб! Не наскучит ли он?

Без него обойтись и не пробуй!

Без него человеку беда!

Нет важнее труда хлебороба!

Хвост есть у слоненка –

Маленький он только.

Хвост у взрослого слона

Большим не будет никогда.

Сердце так и гложет страх! Ах!

Ох, беда уже близка!

Так и ждет меня доска.

Притворюсь-ка, что я глух!

Хоть бы в классе свет потух!

Ух! Ах! Эх! Ох! Ух!.. не вызвали.

Ц. Ангелов

На ходулях скороход

Собирается в поход.

Скороговорки

Пословицы и поговорки

1. Хлеб – всему голова.

2. Хорошей хозяйкой дом стоит.

3. Снег на полях – хлеб в закромах.

4. Сделано наспех – сделано на смех.

5. Хорошо того учить, кто хочет все знать.

Игры

Игра «Буква потерялась».

Вставьте пропущенные буквы:

– алва, – леб, – итрец, – олод, – ризантемы, оре –, пету –, сме –, шоро –, наспе –.

Игра «Рифма».

Придумайте рифму к слову храбрец.

Ответ: молодец, беглец, огурец, холодец, сорванец, конец.

Игра «Звук заблудился».

1. Не делай из мук и (мух и ) слона.

2. Г олода (х олода ) не бойся, по пояс мойся.

Игра «Полсловечка за вами».

Придумайте слова, начинающиеся со слогов:

хор… (-овод, -ошо, -омы ), хол… (-одный, -лм, -ст ), хом… (-ут, -як ), хар… (-актер, -чевня ), хал… (-ва, -ат, -иф ).

Игра «Слово рассыпалось».

Соберите рассыпавшееся слово.

Б е л х (хлеб ).

Игра «Найдите слова».

1. Ле с е н к а. 2. С к в о з н а я б у к в а.

– – х – – х – –

– – – х – – х – –

– – – – х – – х – –

– – – – – х – – х – –

Возможный вариант ответа: Возможный вариант ответа:

пух, прах, порох, пастух. хохма, тахта, вахта, махер.

Игра «Превращение слов – волшебная цепочка».

От хода – к шагу .

Ответ: ход – код – кот – мот – мат – маг – шаг.

Игра «Анаграммы».

Халва (хвала ), хаос (соха ).

Игра «Из одного слова – несколько».

Подберите слова, которые начинаются с букв, составляющих слово халва. (Хор, аист, лев, вилка, ананас. )

Примечание. Задание можно усложнить, подбирая слова только по темам. Н а п р и м е р: животные, растения, одежда, продукты и т. д.

Игра «Наборщик».

Подберите слова из букв, составляющих слова:

храбрость (Хор, хорь, храбр, раб, рост, рот, брось, брат, барс, оса, сор, сто, бор, трос.)

хлебозавод (Хлеб, хлев, холод, лев, лоза, ода, беда, обоз, овод, завод, зов, зев, зоб, вода, доза.)

Игра «Составим новые слова».

Из букв данного слова составьте новые слова.

Игра «Доскажи словечко».

Игра «Слоговой аукцион».

Хи… (-хикать ), хит… (-рый, -рец, -рость ), хо… (-роший , -чет ), храб… (-рый, -рость, -рец ), уха…(-живать ).

Игра «Где звук?».

1. Определите место звука [х ] в словах: ахать, хлеб, колхозник, пахать, входить, запах.

2. Хлопните один раз в ладоши, если услышите звук [х ].

Делано наспех – сделано на смех. Хлеб – всему голова.

Кроссворд

В первый кроссворд впишите названия растений, а во второй – названия трех животных и одного пресмыкающегося.

О т в е т: хрен, хурма, хлопок, хризантема; хряк, хомяк, хорёк, хамелеон.

Перевертыши

Хорошо. Шорох.

Шарада

С буквой Х меня на себе носят,

С буквой С в столовой просят.

(Х алат – с алат.)

Загадки

Отгадать легко и быстро:Мягкий, пышный и душистый,Он и черный, он и белый,

А бывает подгорелый.

(Хлеб.)

Легкий, а не пух, мягкий, а не мох,

Белый, а не снег, но оденет всех.

(Хлопок.)

Летом папа наш привез

В белом ящике мороз.

А теперь мороз седой

Дома летом и зимой.

Бережет продукты:

Мясо, рыбу, фрукты.

(Холодильник.)

Я устраиваюсь ловко:

У меня с собой кладовка.

Где кладовка? За щекой!

Вот я хитренький какой!

(Хомяк.)

Рос сперва на воле в поле,

Летом цвел и колосился,

А когда обмолотили,

Он в зерно вдруг превратился.

Из зерна – в муку и тесто,

В магазине занял место.

(Хлеб.)

К дереву прижметсяИ кверху змейкой вьется.А под осень выйди в сад –

Гроздья желтые висят.

(Хмель.)

В нашей кухне целый год

Буква Х, х в русском языке называется «ха» (порой в аббревиатурах — хэ: хэбэ); имеется во всех кириллических славянских алфавитах (в болгарском - 22-ая, в русском - 23-я, 24-я в белорусском, в украинском и сербском - 26-я, в македонском - 27-я); существует также в письменностях у ряда неславянских народов.

В церковно- и старославянской азбуках зовется «хѣръ», значение которого не ясно: предполагать, как это зачастую делается, что оно связано со словом «херувим», трудно (в последнем не было ятя; правда, как фонетическая адаптация мягких заднеязычных, ять всё-таки мог появляться иногда в заимствованных словах, например, известен ряд написаний, вроде Гѣръманъ); вторая версия отправляет к греческим словам, наподобие χείρ (рука) или χαι̃ρε (радуйся). Обычно в кириллице считается по порядку 23-й и имеет вид ; в глаголице 24-я по счёту, выглядит как .

В обеих азбуках соответствует числу 600.

Происходят кириллическая и глаголическая паукообразная буквы от греческой Χ, χ (хи); глаголическая же основная форма имеет неясное происхождение (обычно её тоже возводят к греческой «хи», только при этом полная несимметрия результата непонятна; есть ещё версия с видоизменённым латинским h).

В древности имелся и 2-й тип глаголического начертания, так наз. «паукообразное» — рисовали кружок с 4-мя крючками по углам. Такая форма 4 раза попадается в памятниках: в Синайской псалтыри - 3 раза и в Ассеманиевом Евангелии - 1 раз. Во всех 4-х случаях символ передавал 1-ю букву слова «хлъмъ». По сведениям Мюнхенского абецедария и «Азбучной молитвы» К. Преславского, «паукообразное» х в глаголическом алфавите было отдельной буквой (по счёту 33-й).

Форма буквы Х кириллической заметно не варьировалась, разве что скорописью могла быть написана одним, безотрывным росчерком пера, что обычно смотрелось похожим на α рукописное. После введения гражданского шрифта написание буквы Х стали ассоциировать с «икс» — формой латинской буквы.

Буква Х современного русского языка означает глухой согласный велярный фрикативный звук: [x] - твердый или - мягкий (смягчаемый перед и и е; комбинации с ь и с прочими смягчающими гласными редки и попадаются лишь в заимствованиях: Хюбнер, Хёйзинга, Хьюстон, Пюхяярви). С ы почти не сочетается: бывает лишь в заимствованиях (Архыз). С э сочетания тоже редки: для заимствований обычны вариации в написании е/э: хепенинг/хэппенинг, хеш/хэш, тхеквондо/тхэквондо и т. д., а в словах сложных между э и х наблюдается слогораздел: сверхэнергичный, двухэтажный.

Реже, чем в русском, встречается мягкое звучание в иных славянских языках.

Сербское произношение звука Х ослабляется до [h] и даже вплоть до полного пропадания звука, поэтому изначально Вук Караджич вообще эту букву не включил в состав реформируемого сербского алфавита, что очень изменило многие слова: (Х)орације, ду(х)овник, (х)ришћанство, патријар(х), (Х)рватска.

Виды переносных значений названия «хер»

Специфика формы буквы Х способствовала тому, что её наименование хер зачастую применяли, чтобы обозначить что-либо крестообразное: Даль упоминает игру «в херики-оники» (т.е., крестики-нолики) и словосочетание «ноги хером» (противоп. — «ноги колесом»). Из этих же соображений проистекает слово похерить (изначально — крест-накрест перечеркнуть; у Лескова, напр.: Владыка решение консисторское о назначении следствия хером перечеркнул).

Как 1-я буква слова х...й, с XIX в. хер стало активно употребляться как его древний эвфемизм. Т. о, в СССР к началу 1990х годов, слово «хер» и его производные (напр., «похерить») многими начали восприниматься как табу, поскольку исконные имена букв кириллицы были, в массе своей, населением забыты. Такой факт наложил свой отпечаток и на применение слова «хер» в постсоветское время, хотя отношение к обсценной лексике изменилось.