Рекомендации родителям по речевому развитию. Рекомендации для родителей по развитию речи детей дома

Речь не передаётся по наследству, ребёнок перенимает опыт речевого общения от окружающих, т.е. овладение речью находится в прямой зависимости от окружающей речевой среды. Поэтому так важно, чтобы взрослые в разговоре с ребёнком следили за своей речью, говорили с ним не торопясь, чётко произносили все звуки и слова.

ПАМЯТКА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ.

Приучите ребёнка (и себя) к тому, чтобы занятия с ним были

ежедневными, хотя бы по 10 - 15 минут.

ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВЗРОСЛЫХ В СЕМЬЕ

ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ:

Рассказать детям об увиденном, делиться воспоминаниями своего детства;

Рассказывать о своей работе;

Показывать детям различные предметы, используемые в хозяйстве, рассказывать о их свойствах;

Рассматривать и наблюдать с ребёнком различные объекты и явления природы в разные времена года;

Ходить с детьми на экскурсии;

Объяснять ребёнку требования, связанные с его безопасностью;

Собственными действиями и поступками демонстрировать бережное отношение к животным, к представителям животного мира, другим людям;

Заучивать с ребёнком стихотворения, придумывать и отгадывать загадки;

Проговаривание скороговорок. Главное, чтобы дети поняли, что важно говорить, не только быстро, но и чисто, ясно для окружающих.

МОЖНО ПОИГРАТЬ С РЕБЁНКОМ В СЛЕДУЮЩИЕ ИГРЫ:

«Один - много»: взрослые называют предметы в ед.ч., а ребёнок во мн. числе (ложка - ложки);

  • «Назови ласково»: взрослые предлагают ребёнку назвать предметы ласково (ложка - ложечка);
  • «Какой? Какая? Какое?»: взрослые предлагают ребёнку описать игрушку или какой - либо предмет (ложка - большая, металлическая, красивая);
  • «Четвёртый лишний»: взрослые предлагают ребёнку определить лишнюю картинку и объяснить свой выбор. Необходимо четыре картинки, три из которых относятся к одному обобщающему понятию (заяц, волк, лиса, кошка);
  • «Угадай первый звук в слове»: взрослые предлагают ребёнку определить первый звук в произнесённом слове (ложка - [л], кошка - [к]);
  • «Придумай слово на звук : взрослые предлагают ребёнку придумать как можно больше слов на заданный звук.
  • «Топ - хлоп»: взрослые произносят различные речевые звуки и предлагают ребёнку хлопнуть в ладоши, если он слышит звук и топнуть ногой, если он услышит звук ;
  • « Я к вам пишу…»: в отсутствии ребёнка взрослые пишут ему «письмо» и прикрепляют, например, на холодильнике, чтобы он смог самостоятельно его прочесть. Текст может быть любым.
  • ПОДОБНЫЕ ЗАДАНИЯ ПОМОГУТ РЕБЁНКУ РАЗВИТЬ РЕЧЬ, ВООБРАЖЕНИЕ, ИЗБАВИТЬСЯ ОТ СКОВАННОСТИ.

Для развития речи и формирования интереса к чтению необходимо регулярно читать ребёнку детские стихи, сказки, загадки, рассказы. У него под рукой должно быть достаточно материалов для чтения и рассматривания картинок. Сами родители должны подавать примеры регулярного чтения книг.

Почаще играйте с ребёнком в игры. Не навязывайте ему ту или иную игру, предложите - а он пускай выберет сам. Поощряйте игры с другими детьми. По возможности чаще водите ребёнка в интересные для него места: лес, музей, театр, цирк.

Разрешите ребёнку свободно пользоваться карандашами, фломастерами, бумагой, ножницами.

УВАЖАЕМЫЕ РОДИТЕЛИ, ПОМНИТЕ!

ДЕТИ МОГУТ И ХОТЯТ УЧИТЬСЯ - ЭТО НЕОСПОРИМЫЙ ФАКТ.

ДЕТЕЙ НЕОБХОДИМО ОБУЧАТЬ ДОМА ПОТОМУ, ЧТО ЗНАНИЯ, ПОЛУЧЕННЫЕ С ПЕРВЫХ ЛЕТ ЖИЗНИ, НИКОГДА НЕ ИСЧЕЗНУТ ИЗ ПАМЯТИ.

Довольно часто родители отдают ребенка в детский сад потому, что «детей там учат». В общем, это верно, но ведь малышам так хорошо дома! И для него, для мамы так важно играть вместе! Для малыша игра с мамой – самый радостный и комфортный способ познать мир.

Первый и главный вопрос – чему учить? Без потерь передать ребенку важнейшие знания о мире удастся, только разложив их по полочкам. Приучите ребенка (и себя) к тому, чтобы занятия с ним были ежедневными,хотя бы по 10-15 минут. Некоторые упражнения можно выполнять по дороге в магазин или в транспорте, можно задавать ребенку вопросы и задания при ежедневной работе по дому, т.е. в повседневной жизни.

Прежде всего, займитесь изучением предметов и их качеств. Для удобства общения допустимы тематические уроки – «одежда», «посуда», «мебель» и т.д., а также учебные игры – «Мишка одевается», «Я мою посуду» и т.д. эти простые примеры приведут к сути: малыш начинает свободно ориентироваться в формах, цветах, сходствах и различиях, научится характеризовать предмет и его действие, сравнивать несколько предметов. Быстро будет расширяться словарный запас.

Один из основных разделов домашнего обучения – развитие речи. Дети болтают без умолку, ещё когда им это по возрасту не положено, к всеобщему удивлению окружающих. Совсем другую реакцию, однако, вызывает старший ребенок, говорящий, к примеру, о жевательной резинке: «Пожеваю и покладу на стол». Чтобы подобного не случилось, объясните малышу, как правильно произносить звуки и слова, строить словосочетания и предложения. Не забудьте и о частях речи. Кстати, ученые подсчитали, что имен прилагательных в речи ребенка гораздо меньше, чем существительных и глаголов. Восполнить этот пробел помогут описания («Какая собачка?», «Какой автобус?»). Ваша цель – «приохотить» ученика говорить много и правильно.

Прогулки на даче и в огороде тоже можно использовать для игр и бесед с ребенком. В лесу или в парке старайтесь максимально точно называть цвета листьев, пней, веток. Найдите на поляне три цветка (травинки, шишки). Попробуйте описать один из них, а ребенок пусть догадается, о каком именно идет речь. Потом поменяйтесь ролями.

Попросите ребенка определить характер деревьев. Начните рассказывать сами – пусть малыш заметит, что они не похожи друг на друга. Одно – величавое, другое – веселое, третье – грустное.

Предложите ребенку найти два совершенно одинаковых листка (цветка, камешка). Если он справится, рассмотрите их внимательно. Пусть ребенок убедится в том, что, как бы ни были похожи предметы, в каждом есть неповторимое отличие.

Можно сыграть с ребенком в игру «Что, на что похоже и почему?». Гуляя по лесу, задавайте ему такие вопросы: «Лист на что похож? Чем? На что похож пень, ветка?». Отвечайте сами, но слушайте внимательно и ребенка.

Из таких игр рождается еще одно увлекательное занятие: придумывание и отгадывание загадок.

Следующий вид упражнений – скороговорки. Важно, чтобы дети поняли, что важно говорить, не только быстро, но и чисто, ясно для окружающих. Скороговорки можно найти в разных детских книгах.

Ткет ткач ткани на платье Тане.

Три сороки-тараторки тараторили на горке.

Орел на горе, перо на орле.

Наш Полкан попал в капкан.

Предложите ребенку произнести одну и ту же фразу с разными интонациями.

Подобные задания помогут малышу развить речь, воображение, избавиться от скованности.

Можно поиграть с ребенком в следующие игры:

  • «Один – много»: взрослые называют предмет в ед.ч., а ребенок во мн.ч. (ложка-ложки);
  • «Назови ласково»: взрослые предлагают ребенку назвать предметы ласково (ложка-ложечка);
  • «Какой? Какая? Какое?»: взрослые предлагают ребенку описать игрушку или какой-либо предмет (ложка – большая, металлическая, красивая);
  • «Четвертый лишний»: взрослые предлагают ребенку определить лишнюю картинку и объяснить свой выбор. Необходимо четыре картинки, три из которых относятся к одному обобщающему понятию (заяц, волк, лиса, кошка; платье, юбка, футболка, сапоги);
  • «Угадай первый звук в слове»: взрослые предлагают ребенку определить первый звук в произнесенном слове (ложка – [л], кошка – [к]);
  • «Придумай слово на звук »: взрослые предлагают ребенку придумать как можно больше слов на заданный звук;
  • «Топ-хлоп»: взрослые произносят различные речевые звуки и предлагают ребенку хлопнуть в ладоши, если он услышит звук и топнуть ногой, если он услышит звук ;
  • «Я к вам пишу…»: в отсутствие ребенка взрослые пишут ему «письмо» и прикрепляют, например, на холодильнике, чтобы он смог самостоятельно его прочесть. Текст может быть любым.

Огромное значение для развития речи ребенка играет артикуляционная гимнастика. Никакая самая тщательная работа детского сада не исключает необходимости для родителей вести с детьми, неправильно произносящими ту или иную группу звуков, специальные занятия. Проводить их следует ежедневно или через день в форме игры. Для детей с пяти лет они проводятся перед зеркалом, в котором ребенок может контролировать правильность своих движений. Давая определенные целенаправленные упражнения, родители, помогают подготовить артикуляционный аппарат ребенка к правильному произнесению тех звуков, которые он плохо говорит. Принуждать ребенка заниматься нельзя. Занятия дадут наилучший результат, если они проводятся в форме игры и интересны для ребенка. За одно занятие не следует давать больше двух – трех упражнений. К последующим упражнениям надо переходить лишь усвоив предыдущие. Все упражнения надо выполнять естественно, без напряжения. Можно проводить следующие упражнения:

Построить забор

Улыбнуться без напряжения, показать сомкнутые верхние и нижние зубы. Удерживать в таком положении под счет от 1 до 5-10.

Сделать трубочку

Вытянуть губы вперед трубочкой (как при звуке у). Следить, чтобы зубы были сомкнуты. Если ребенок не может вытянуть губы вперед, предложите ему дотянуться губами до конфетки (находящейся на расстоянии 1,5-2 см. от губ) и взять ее губами.

Лопаточка

Улыбнуться, приоткрыть рот и положить широкий язык на нижнюю губу (губу не натягивать на нижние зубы) и удержать в данном положении под счет от 1 до 5-10.

Киска сердится

Улыбнуться, приоткрыть рот, зацепить кончик языка за нижние зубы и, не отрывая его от зубов, выдвигать спинку языка вперед, как кошка выгибает спинку.

Вкусное варенье

Слизать широким кончиком языка варенье с верхней губы, делая движения языком сверху вниз, но не из стороны в сторону. Нижней губой не помогать.

Маляр

Улыбнуться. Приоткрыть рот и погладить широким кончиком языка нёбо, делая движения вперед-назад, как маляр красит кистью потолок. Следить, чтобы нижняя челюсть оставалась неподвижной.

Чашечка

Улыбнуться. Приоткрыть рот, поднять широкий, вогнутый внутрь, язык за верхние зубы. Удерживать в таком положении под счет от 1 до 5.

Качели

При открытом рте (губы в улыбке) положить кончик языка за нижние зубы и удерживать в данном положении под счет от 1 до 5, потом поднять широкий кончик языка за верхние зубы и удерживать в данном положении под счет от 1 до 5. Так поочередно менять положение языка 4-6 раз. Следить, чтобы рот оставался открытым.

Пощелкать кончиком языка

При открытом рте пощелкать кончиком языка сначала медленно, потом быстрее. Следить, чтобы нижняя челюсть не двигалась, работает только язык.

Барабанщики

Улыбнуться, открыть рот и постучать кончиком языка за верхними зубами со звуком д-д-д сначала медленно, потом все быстрее. Следить, чтобы рот был все время открыт, губы в улыбке, нижняя челюсть неподвижна.


Односложная, состоящая лишь из простых предложений речь (так называемая "ситуативная" речь), неспособность грамматически правильно построить распространенное предложение;

Бедность речи, недостаточный словарный запас, замусоривание речи сленговыми словами (результат просмотров телевизионных передач), употребление нелитературных слов и выражений;

Бедная диалогическая речь: неспособность грамотно и доступно сформулировать вопрос, построить краткий или развернутый ответ, если это необходимо и уместно;

Неспособность построить монолог: например, сюжетный или описательный рассказ на предложенную тему, пересказ текста своими словами;

Отсутствие логического обоснования своих утверждений и выводов;

Отсутствие навыков культуры речи: неумение использовать интонации, регулировать громкость голоса и темп речи и так далее;

Плохая дикция.

Главными задачами предшкольного обучения, направленного на развитие речи являются:

Обогащение активного, пассивного и потенциального словаря детей

Развитие грамматического строя речи

Развитие связной речи с опорой на речевой опыт ребенка

Развитие интереса и внимания к слову, к собственной речи и речи окружающих .

Чтение детям вслух сказок;

Пересказ ребенком услышанных сказок, рассказов, сюжета просмотренного мультфильма;

Ответы на вопросы по рассказу, составление своих вопросов;

Построение рассказа по картинке, заданному плану, заданной теме;

Упражнение детей в построении выводов, рассуждений, умозаключений;

Упражнение детей в умении выражать свое мнение, доказывать его;

Упражнение ребёнка в нахождении и придумывании рифм;

Разучивание стихов.

Для обучения детей 5-6-ти лет навыкам устной речи, как необходимого условия развития навыков чтения (письменной речи) рекомендуется родителям этих детей использовать некоторые развивающие игры: «Окончи слово», «Подбери слово», «Закончи предложение», «Найди, оберни, назови» .

Также разработано много специальных комплексов упражнений, которые способствуют подготовке артикуляционного аппарата к произношению тех или иных звуков. Например:

Для свистящих звуков «с-з-ц» - «Лопаточка», «Чистим зубки», «Дразнилочка», «Шарики»;

Для шипящих звуков «ш-ж-ч» - «Вкусное варенье», «Чашечка», «Столбик»;

Для сонорных звуков «л,р» - «Лошадка», «Качели», «Пароходик», «Индюшата».

Важным моментом звукопроизношения является хорошо поставленное речевое дыхание. Оно обеспечивает ясную дикцию и четкое произношение звуков.

Среди множества игровых упражнений выделяются:

Игры и упражнения на расширение ориентировки в окружающем и формирование словаря («Ателье», «Составь букет», «Найди части к целому» и т.д.)

Игры и упражнения по формированию звуковой культуры речи («Магазин», «Поезд», «Составь пары из картинок» и т.д.)

Игры и упражнения по формированию грамматического строя речи («Один и много», «Что за зверь?», «Чего не стало?» и т.д.) .

Таким образом, на формирование речи в дошкольном возрасте значительное влияние оказывает помощь и руководство взрослого. Без них связная речь развивается очень медленно или не развивается совсем, что особенно характерно для детей с различными нарушениями развития. Особенно необходимы для развития ребёнка такие занятия как разнообразные детские игры, рисование, лепка и другие виды детского творчества.

Главная > Документ

Начиная работу с разновозрастными детьми в группе семейного детского сада по развитию речи педагогу необходимо четко представить, насколько успешно владеет речью каждый ребенок. Воспитателю при общении с детьми младшего дошкольного возраста необходимо помнить, что одной из главных задач речевого развития в этом возрасте является воспитание у него правильного звукопроизношения. Задержки в развитии произносительной стороны речи выражаются в том, что ребенок может еще недостаточно четко произносить группы звуков (чаще свистящих, шипящих, сонорных), нечеткое или невнятное произношение слов (особенно при ускоренной речи), неправильное использование интонационных средств выразительности. Дети с дефектами произношения звуков нередко имеют и недоразвитое фонематическое восприятие, что затрудняет усвоение навыков звукового анализа слов в дальнейшем. Педагогу и родителям советуем в течение всего учебного года вести индивидуальную работу с детьми для преодоления вышеназванных недостатков речи ребенка. Эту работу лучше планировать в утренний отрезок времени, на прогулке. Можно использовать при этом разнообразный наглядный материал (игрушки, картинки и т.д.). Важным этапом в работе с детьми по формированию правильного звукопроизношения, как вы знаете, является выработка умения правильно произносить звуки не только изолированно, но и в отдельных словах и фразах. При этом необходимо помнить, что ведущим методом обучения является игровой (Мишка, Петрушка или любой другой персонаж выбирает картинки с определенным звуком – дети называют изображенные на картинке предметы и т.д.). Четкость и ясность речи (дикция) отрабатывается при помощи специального речевого материала: дети произносят шутки-чистоговорки с определенным звуком, при чтении потешек и т.д. Привлекая внимание детей к речи окружающих, педагог приучает слушать и правильно слышать не только речь взрослого, но и сверстников. Для этого используйте игровые ситуации, загадки, песенки, потешки, приучающие детей вслушиваться в слова и звукосочетания. В словарной работе у младших дошкольников нужно направить внимание на обогащение словаря. Она тесно связана с расширением знаний ребенка об окружающем мире предметов, вещей, явлений. Важно назвать предмет, вещь, игрушку, побуждать детей назвать их качество, свойства, возможные действия. Эта работа планируется в виде разнообразных игр и упражнений (поможем мишке подобрать чайную посуду; назови, что умеет делать кошка и т.д.). Организуйте специальные игры и игровые упражнения по формированию грамматического строя речи: по усвоению родовой принадлежности и падежных форм имен существительных, на активизацию предлогов, на образование форм единственного и множественного числа существительных, обозначающих детенышей животных. Игры и игровые упражнения такого содержания можно планировать 1 раз в неделю (с подгруппой, всеми детьми, индивидуально в любое время). При развитии монологической речи в младшем возрасте важен процесс обучения, когда воспитатель учит детей соблюдать определенную структуру рассказа (вычленяя начало, развитие сюжета, концовку), в рассказах из опыта ребенка, по картине и картинке, об игрушке. Задача воспитателя – сделать эти задачи эмоционально насыщенными; продумать игровые приемы подачи материала (игрушки прислали в посылке, принесли в волшебном сундучке и т.д. Рассказать можно мишке, по телефону, маме и т.д. При пересказе небольших знакомых сказок хорошо использовать персонажи настольного театра, бибабо и др.) Все это делает занятие эмоционально-насыщенным, вызывает у детей желание активно в него включиться, высказываться. Таким образом, задачи формирования монологической речи смогут решаться в комплексе с другими речевыми задачами 2-3 раза в неделю. Особое внимание необходимо уделить работе с родителями воспитанников. Важно, чтобы родители знали и правильно понимали задачи речевого развития ребенка на каждом возрастном этапе, знали особенности речи своего ребенка. Речь передается по наследству, ребенок перенимает опыт речевого общения от окружающих его взрослых (и, прежде всего, родителей), то есть овладение речью находится в прямой зависимости от окружающей ребенка речевой среды. Поэтому так важно, чтобы ребенок дома слушал правильную грамотную речь. Родители должны знать, что важной стороной речевого развития ребенка – правильное произношение звуков, ошибки в произношении – основа многих школьных трудностей при обучении письму и чтению. Кроме того, дети с нечеткой речью не уверены, неохотно вступают в общение со сверстниками и взрослыми. Обратите внимание: ребенок 4-5 лет должен правильно произносить все звуки. Если это не так – родители не должны терять время. Эти речевые недостатки не исчезнут сами собой. Самое правильное – обратиться за помощью к специалисту. Необходимо помнить, что большое значение для развития разговорной речи дошкольника имеет его общение с родителями. Поэтому во время совместных прогулок с детьми необходимо обращать их внимание на значимые для человека объекты: магазины, школы, поликлиники, библиотеки, рассказывая ребенку, для чего созданы эти учреждения, кто в них работает. Во время прогулки в парк, сквер, к пруду обращать внимание на красоту окружающей природы, растений и животных, насекомых, которых дети могут увидеть, отвечать на возникшие у ребенка вопросы. Знакомя с новыми предметами, вещами, объектами, родители должны называть их правильно, стараясь привлечь ребенка их рассмотреть, выделить характерные особенности, свойства (этим вы пополняется словарь), учить наблюдать, сравнивать между собой. Советуем иметь дома детскую библиотечку, где вместе с ребенком можно рассматривать иллюстрации в книгах; энциклопедии для маленьких детей (их свободно можно приобрести в книжных магазинах) о растениях и животных, о транспорте и различных предметах и т.д. Необходимо детей младшего дошкольного возраста знакомить с фольклором, рассказывать и читать сказки, загадки, песенки, потешки. Они не только приобщают детей к национальной культуре, но и формируют нравственные качества ребенка: доброту, честность, заботу о другом человеке, развлекают и забавляют ребенка, вызывают желание высказаться, поговорить о героях сказки и т.д. Необходимо всячески поддерживать подобные разговоры детей, предлагать ребенку рассказать знакомую сказку сестренке, бабушке, своей любимой игрушке, другим ребятам в саду и т.д. Это первые шаги в овладении ребенком монологической речью.

Старший дошкольный возраст

Одна из первостепенных задач в речевом развитии старшего дошкольника – обучение рассказыванию. С детьми этого возраста можно использовать разные виды занятий: рассказывание по картинам, картинкам, рассказывать можно об игрушках и предметах, сочинить небольшую сказку о любимом литературном герое, рассказать по рисунку и открытке и т.д. не забудем и о пересказе (старшие дошкольники пересказывают текст целиком, по частям, по ролям, участвуют в его драматизации). Форма организации детей может быть различной (рассказывают по 2-3, придумывают рассказ по 4-5 детей и т.д.). Это позволяет детям активно общаться друг с другом, обсуждать предложенные варианты рассказа, договориться о последовательности рассказывания и т.д. Все это помогает решать важные вопросы речевого общения детей. Такие занятия целесообразно планировать с малой подгруппой детей (4-5) не реже 2-х раз в неделю. Постепенно овладевая умением строить связное высказывание, ребенок овладевает синтаксическими формами, использует простые и сложные предложения, учится согласовывать слова в предложения. Очень важно для старших детей – воспитать у ребенка внимание и интерес к звучащему слову. Необходимо планировать упражнения и игры на подбор родственных слов, образование сравнительной степени прилагательных (красивее, слаще, наряднее), на подбор прилагательных к существительным, точно и образно характеризующих предмет, на подбор глаголов и других частей речи. Не должен забывать воспитатель, работая с этими детьми, и о словарной работе, активизации синонимов, антонимов, омонимов в речи детей. Хороши для этого разнообразные игры («Скажи наоборот», которые желательно планировать каждую неделю, умело вводя в любые режимные моменты). Взрослые очень любят все рассказывать и объяснять сами. С младшими дошкольниками это необходимо, а старшим дошкольникам необходимо самим говорить, рассказывать, объяснять. Стимулом может стать совместный поход в парк, музей, на выставку, впечатления от посещения театра, новая игра. Чем более разнообразно вы продумаете жизнь ребенка, тем больше поводов для разговоров. Взрослые должны помнить – нужно научиться слушать, не перебивая, не торопя, не отвлекаясь. Старшего дошкольника нужно активно приобщать к событиям и явлениям социальной действительности : знакомить детей с достопримечательностями родного города, посещать интересные места своего микрорайона и Москвы. Это может быть Красная площадь и Александровский сад, главные улицы города и района, рассказы и посещения памятников А.С. Пушкину, Л.Н. Толстому, С.А. Есенину, П.И. Чайковскому, Ю.А. Гагарину и другим знаменитым людям, прославившим нашу Родину. Очень хорошо, если после таких путешествий по Москве в домашней библиотечке у ребенка появятся сказки Пушкина, рассказы Толстого и др. Хорошо, если у ребенка появится желание нарисовать (может быть, вместе с родителями) запомнившиеся места Москвы и рассказать о своих впечатлениях от этих прогулок. Такие прогулки детей со взрослыми будят интерес к окружающему его миру, создают доверительные, теплые отношения между детьми и взрослыми, формируют правильные навыки общения.

для детей старшего дошкольного возраста.

Уважаемые родители!

РЕЧЬ — исторически сложившаяся в процессе деятельности людей форма их общения, опосредованная языком.

Каждый родитель мечтает о том, чтобы сын или дочь добился в жизни значительных успехов, сделал блестящую карьеру на поприще науки или в бизнесе, чтобы состоялся как личность, чтобы чувствовал себя свободно и уверенно. Неполноценная речь отрицательно сказывается на развитии ребёнка, сдерживает формирование познавательных процессов, порождает отрицательные черты характера. Возникают проблемы с адаптацией к школьной жизни.

Дефект одной из цепочек в речевой системе влечёт за собой вторичные и третичные нарушения: общее недоразвитие речи, нарушение процессов письма и чтения, нарушение памяти, низкую концентрацию внимания, нарушения словесно - логического мышления.

Важнейшим условием для того, чтобы ребёнок овладел правильной речью, является та речевая атмосфера, в которую он погружён с первых дней своего существования. Поэтому для овладения грамотной речью неоценимо важна роль семьи.

Ваш ребёнок скоро пойдёт в школу… Вам хочется, чтобы он учился с интересом, радостью, старанием. Но всё ли Вы сделали для того, чтобы ребёнок был готов к этому? Достаточно ли развита его речь? Ведь от неё зависят его успехи в усвоении предметов школьной программы.

Развитию грамотной речи способствуют словесные игры. Джанни Родари утверждал, что именно в игре ребёнок свободно владеет речью, говорит то, что думает, а не то, что надо. В игре нет схем и правильных образов, ничто не сковывает ребёнка. Не поучать и обучать, а играть с ним, фантазировать, сочинять, придумывать- вот что необходимо ребёнку.

Игра- это основной вид деятельности дошкольников. Играя, ребёнок обогащает свой словарный запас, расширяет кругозор, развивает связную речь, у него формируется грамотность, создаются предпосылки письма.

Играя с ребёнком, будьте дружелюбны и уважительны к нему. Он должен чувствовать, что эти занятия - не скучная неизбежная повинность, а интересная, увлекательная игра, в которой он обязательно должен выиграть. Поощряйте его малейшие успехи и будьте терпеливы при неудачах.

Игры:

1.«Четвёртый лишний».

Ребёнок должен назвать, что лишнее, и объяснить почему.

Например: ваза - роза- нарцисс- гвоздика.

2. «Посчитай».

Можно добавить прилагательное: одно красное яблоко, два красных яблок, пять красных яблок и т.д.

3.«Скажи наоборот».

Взрослый называет какое - либо слово, а ребёнок подбирает «слово наоборот».

Существительные: смех - …, лето - …, день - …, холод - …,север - … и т.п.

Глаголы: пришёл - …, нырнул- …

Прилагательные: широкий - …, маленький - …, богатый -… и т.п.

Наречия: далеко -…, высоко- …

4. «Подбери слово».

Ребёнку предлагается подобрать слово на какой - либо звук, сначала - любые слова, а потом - по лексической теме, н-р: «Назови фрукт, название которого начинается со звука А» (апельсин, абрикос, ананас…)

5. «Отгадай загадку».

Загадки учат детей образно мыслить. Предлагайте детям отгадывать их как можно чаще.

Например: «Круглый бок, жёлтый бок, сидит на грядке колобок. Что это?» (Репка).

Загадывайте детям описательные загадки, например: Это овощ, растёт на грядке, круглый, красного цвета, сладкий на вкус, его кладут в салат. (Помидор)

6. «Подумай и ответь».

Предлагайте детям словесные логические задачи.

Например: Кого в лесу больше: ёлок или деревьев?

7. «Расскажи стихотворение».

Заучивайте с детьми стихотворения, они развивают память и мышление.

8. «Расскажи сказку».

Читайте детям сказки, беседуйте по содержанию, разыгрывайте сказки по ролям, рисуйте картинки по сказкам.

Для того чтобы речь ребёнка развивалась правильно, родителям необходимо соблюдать несколько условий.

Не старайтесь ускорить ход естественного речевого развития! Не перегружайте ребёнка речевыми занятиями. Игры, упражнения, речевой материал должны соответствовать его возрасту.

В общении с ребёнком следите за своей речью. Говорите с ребёнком не торопясь, звуки и слова произносите чётко и ясно, при чтении не забывайте о выразительности. Непонятные слова, обороты, встречающие в тексте, непременно объясните малышу.

Не подделывайте под детскую свою речь, не злоупотребляйте также уменьшительно-ласкательными суффиксами - все это тормозит

развитие ребенка.

Своевременно устраняйте недостатки речи ребёнка. Стремясь указать неточности и ошибки, встречающиеся в его речи, будьте чрезвычайно осторожны и ни в коем случае не смейтесь над малышом. Самое лучшее - тактично поправьте его и покажите, как надо произнести слово.

Если ребёнок торопится высказать свои мысли или говорит тихо, напоминайте ему: говорить надо внятно, чётко и не спеша.

Не оставляйте без ответа вопросы ребёнка. И не забудьте проверить: понятен ли ему ваш ответ?