Объект предмет и метод социологии. По степени устойчивости и масштабам применения

Третью группу методов, которые использует социология при изучении своего предмета, представляют методы, хотя и заимствованные социологией в своё время у других наук (антропология, этнография и др.), но ставшие, в конечном счёте, по отношению к ней её собственными, «родными»: отобрать их у социологии – значило бы лишить её жизни. Эти методы настолько широко применяются в социологии, что они стали даже называться социологическими. Они являются методами сбора первичной информации . Их называют ещё в отличие от теоретических (общенаучных, общесоциологических) эмпирическими методами.

Среди этой группы методов главными являются наблюдение, выборочное исследование (опрос), анализ документов, экспериментальный метод. Остановимся коротко на каждом из них в отдельности.

Наблюдение – это метод сбора первичной социальной информации посредством прямой, непосредственной регистрации событий, явлений, процессов в тех конкретных условиях, в которых эти события (процессы) происходят. Этот метод сначала был использован в этнографии, а затем заимствован и весьма успешно использован создателями социологии. Его главное достоинство – непосредственность впечатлений исследователя (как говорится «своими глазами видел»). Но у данного метода есть и свои минусы. Главный из них – невозможность гарантировать репрезентативность полученных таким образом данных по той причине, что наблюдением не удаётся охватить достаточно широкий круг явлений. А следовательно, есть вероятность допущения ошибок в интерпретации событий. Чтобы этого избежать, наблюдение применяют, как правило, в сочетании с другими приёмами получения первичной информации.

В практике социологических исследований используются различные виды наблюдения. Например, формализованное и не формализованное наблюдение. В первом случае речь идёт о целенаправленном и структурированном, жёстком программном наблюдении; во втором – о наблюдении, определенном лишь в общем тем или иным планом. Различают также включённое и невключённое наблюдение. Первое предполагает интеграцию наблюдающего, то есть социально – исследователя в наблюдаемые события и процессы (производственные, учёные и т.д.), коллектив, над которым ведётся наблюдение; второе – характеризуется тем, что наблюдение осуществляется без вмешательства исследователя в изучаемые события и процессы.

Невключённое наблюдение может быть скрытым . Далее, наблюдение может быть полевым , когда оно осуществляется в естественных, а не искусственно созданных условиях, и лабораторным. Существуют и такие виды наблюдения, как систематическое , когда оно ведётся за объектом в течение определённого, более или менее длительного времени, и несистематическое , когда наблюдение ведётся разово или кратковременно. Первое из них иногда называют ещё лонгитюдным наблюдением, то есть продолжающимся определённое время.

Важным и, пожалуй, одним из наиболее специфических методов по отношению к социологии, предназначенных для сбора первичной информации, является опрос . Он настолько специфичен для социологии, что его часто отождествляют с социологическим исследованием вообще. Его суть в непосредственном обращении исследователя с теми или иными вопросами к определённой группе людей. Опрос как метод обеспечивает довольно большую систематичность и точность научной информации. При его помощи добывают как событийную (о фактах) информацию, так и сведения о мнениях, оценках и предпочтениях опрашиваемых. При этом опросы позволяют получить различную информацию достаточно быстро и сравнительно недорого.

Двумя важнейшими видами опроса являются анкетирование и интервью . Анкетирование – это опрос в письменном виде; интервью – устный опрос. Кроме того, в социологическом исследовании используются очные и заочные опросы. Заочные опросы – это опросы, проводимые через почту, телефонные и прессовые опросы. Далее, - различают опросы экспертные и массовые . В первом случае речь идёт об опросе специалистов той или иной области; во втором, - об опросе значительного количества представителей исследуемой группы людей (региона и т.д.). Кроме того, в социологии широко применяются выборочные и сплошные опросы. В качестве этого последнего можно было бы назвать референдум. Опросы можно различать по тому, где они проводятся – по месту работы, жительства, на улице и т.д.

Жизнь современного общества требует проведения регулярных опросов, чтобы изучить, скажем, мнение той или иной группы людей в динамике, или провести сравнение. Среди регулярных опросов важное место занимает панельное исследование . Это вид повторного исследования одного и того же социального объекта с определённым временным интервалом по одной и той же программе и методике. Примером такого исследования являются периодические сплошные и выборочные переписи населения.

Применение данного метода исследования требует, разумеется, хорошей и квалифицированной подготовки, чтобы получить по возможности более объективную информацию, особенно, чтобы избежать умышленного искажения опрашиваемым сведений, поставить только такие вопросы, на которые опрашиваемый мог бы ответить, или хотя бы свести к минимуму ответы типа «не знаю», «не могу ответить», «затрудняюсь ответить»; чтобы расположить к себе опрашиваемого, вызвать у него доверие к исследователю.

Также как и наблюдение, опрос желательно использовать в сочетании с другими методами.

Теперь о таком методе, применяемом в социологии, как анализ документов .

В западной социологии иногда этот метод называют историческим (Смелзер). С помощью данного метода первичная информация извлекается из различного рода документов. Документы выступают здесь в качестве главного источника информации и широко используются при социологическом исследовании. Есть классические примеры такого использования документов, когда теоретически решались крупные социологические проблемы. Достаточно вспомнить классический социологический труд известного немецкого социолога М. Вебера «Протестантская этика и дух капитализма», написанный на основе анализа большого числа проповедей лидеров протестантизма (кальвинизма). М.Вебер показал на конкретных фактах, что рационализм и тип мотивации на успех, присущие западноевропейскому капитализму, предпринимательству вообще во многом предопределились проповедовавшейся лидерами протестантизма хозяйственной этикой, среди которой такие добродетели, как упорный труд и бережливость, самоограничение и здоровый образ жизни.

Как источник первичной социальной информации документы можно дифференцировать на виды по самым разным основаниям. Например, по способу фиксации информации они бывают: письменные, печатные, записи на кино- и фотоплёнке, магнитной ленте, а также аудио- и видеозаписи. По степени персонификации (персональной принадлежности) они делятся на личные документы, письма, дневники; безличные документы, например, данные прессы, статистические материалы, протоколы собраний, заседаний, различных других форумов. По своему статусу они могут быть официальными и неофициальными.

Различают методы качественного и количественного анализа документов. Важное место в комплексе эмпирических методов социологии в данном отношении занимают соответственно биографический метод и контент-анализ.

Суть биографического метода состоит в изучении индивидуального жизненного пути. Этот метод широко применяется теми социологами, которые пытались свести исторический процесс к деятельности отдельных, так называемых «великих» или, другими словами, «критически мыслящих» личностей. В социологии начала XX века (У. Томас, Ф. Знанецкий и др.) под данным методом понималось изучение личных документов – переписка, дневники, автобиографии, - с целью выяснения субъективного значения и смысла социальных процессов, отражающихся в этих документах. Он применяется для исследования установок, мотивов личности, и её социально-психологической структуры. Его слабая сторона – низкая репрезентативность из-за встречающихся в личных документах предрассудков и предубеждений, субъективной окраски. Сегодня применение данного метода получило новые черты и, прежде всего, благодаря осознанию единства внутреннего мира личности и исторической ситуации её развития.

Разновидностью биографического метода является когортный анализ . Когорта (от лат. – множество, подразделение) – группировок, в которую включаются индивиды по тому признаку, что они переживают те же самые события, процессы в те же самые периоды времени. Когортный анализ даёт возможность описать типичную структуру жизненного пути и особенности коллективной биографии целых поколений, а изучение личных документов – реконструировать жизненный мир отдельных индивидов, индивидуальных и социально-типических свойств. Он является важным средством исследования различного рода изменений в общественных правах и общественном мнении.

И, наконец, немного о контент-анализе как разновидности метода анализа документов.

Контент-анализ (от англ. content - содержание) – это метод количественного изучения содержания социальной информации. В качестве объекта такого анализа может быть содержание газет, публичных выступлений, теле- и радиопередач, официальных и личных документов. В качестве примера можно привести осуществлённое американскими социологами во время второй мировой войны исследование, в результате которого была выявлена и подтверждена скрытая профашистская ориентация некоторых изданий.

Контент-анализ по сравнению с традиционными методами анализа документов является более строгим, систематичным исследованием. Его сущность в подсчёте того, как представлены в каком-нибудь конкретном информационном массиве интересующие исследователя смысловые единицы. В качестве этих последних могут выступать, скажем, те или иные качества личности, позитивная или негативная позиция автора сообщения по некоторому вопросу. Их выявление может быть осуществлено при помощи определенной единицы счёта, например, частоты упоминаний, числа строк, отданных данной смысловой единице, площади газетной полосы, длительности вещания. Эффективность данного метода исследования многократно усиливается сегодня благодаря использованию компьютеров и спецпрограмм для анализа текстовой информации.

Довольно широко применяется в социологии и такой метод получения новых знаний как эксперимент (от лат. – проба, опыт). Эксперимент – это общенаучный метод и называть его сугубо социологическим было бы неверно. И тем не менее он вполне обоснованно причисляется некоторыми авторами к наиболее используемым в социологии (Смелзер).

Применяемый в социологии эксперимент называют социологическим. Его не следует смешивать с социальным экспериментом, как экспериментом, проводимым не в науке (социологии), а в самой практической общественной жизни. Особенностью этого метода является то, что новую социальную информацию получают в данном случае в контролируемых и управляемых условиях. Его логика была разработана и обоснована ещё в XIX веке Дж.С. Миллем. Эта логика представляет дойное правило различия в согласии: если в эксперименте за группой событий А, Б, В следует событие а, но Б и В оно не следует, то следует считать, что А есть причина а. Первая из двух групп событий – это экспериментальная, вторая – контрольная группы. Единственное отличающее их событие называется независимой переменной. То есть, при помощи эксперимента получают новые знания главным образом о причинно-следственных отношениях между событиями-явлениями и процессами.

Различают натуральный (полевой, лабораторный) эксперимент и эксперимент мысленный (модельный). Натуральный эксперимент, в силу того, что социология имеет дело с особого рода объектом – живыми людьми – применяется главным образом при изучении малых групп. Мысленный же эксперимент применяется в социологии весьма широко. В принципе он присутствует в любом серьёзном, крупном социологическом исследовании и является основным при моделировании социальных процессов на ЭВМ.

В социологии, как и в любой другой науке, имеются такие основные компоненты, как знание и средства его получения (в данном контексте рассматриваются не субъекты научной деятельности — ученые и научные коллективы, а только средства и результаты их деятельности). Первый компонент включает в себя знание о знании (методологическое знание) и знание о предмете. Второй компонент — это и отдельные методы, и собственно социологические исследования.

Методологическое знание включает в себя мировоззренческие и методологические принципы; учение о предмете социологии; знание о методах, их разработке и применении; учение о социологическом знании, его формах, типах и уровнях; знание о процессе социологического исследования, его структуре и функциях.

Знание о - это специально построенные классификации или типологии, концептуальные или математические модели, гипотезы и теории, статистические данные.

Методы в социологии - это средства получения и систематизации научного знания о социальной реальности. Они включают в себя принципы организации познавательной (исследовательской) деятельности, регулятивные нормы или правила, совокупность способов и приемов действия, порядок (схему или план) действий. В социологии применяются как частно научные методы (например, наблюдение, опрос), так и общенаучные (например, статистические).

Способы и приемы исследования выстраиваются в определенной последовательности на основе регулятивных принципов. Последовательность способов и приемов действий называется процедурой. Процедура является неотъемлемой частью любого метода.

Методика - это реализация метода в целом, а следовательно, и его процедуры. Она означает привязку одного или комбинации нескольких методов и соответствующих процедур к исследованию, его концептуальному аппарату; выбор или разработку методического инструментария (совокупности методов), методической стратегии (последовательности применения методов и соответствующих процедур). Методический инструментарий, методическая стратегия или просто методика могут быть оригинальными (неповторимыми), применимыми только в одном исследовании, или стандартными (типовыми), применимыми во многих исследованиях.

В разных исследованиях один и тот же метод специфически преломляется в зависимости от его места и роли в исследовании, от связи с другими методами.

Методика включает в себя технику. Техника - это реализация метода на уровне простейших операций, доведенных до совершенства. Она может представлять собой совокупность и последовательность приемов работы с объектом исследования (техника сбора данных), с данными исследования (техника обработки данных), с инструментами исследования (техника составления анкеты).

Методы социологии

Методы социологии - совокупность основных познавательных приемов, с помощью которых приходят к научным истинам. использует две группы методов:

1. общенаучные, характерные для всех наук, такие как анализ, синтез, индукция, дедукция, структурно-функциональный метод, системный подход и др;

2. специальные (собственные, специфические) методы:

  • опрос, в виде анкетирования и интервьюирования;
  • наблюдение;
  • анализ документов;
  • контент-анализ;
  • эксперимент;
  • социологический тест;
  • социометрический опрос (социометрия).

Классификация методов в социологии

По масштабу применения

  • Общенаучные (например, математические методы)
  • Частнонаучные (например, методы опроса)

По уровню знания

  • Теоретические (аксиоматический метод, гипотетико-дедуктивный метод и др.)
  • Эмпирические (наблюдение, анализ документов и т. д.)

По этапам исследования

  • Методы сбора
  • Методы обработки
  • Методы анализа

СОЦИОЛОГИЯ

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ

Для самостоятельного изучения дисциплины

(Для студентов ФПО и З /О)

ХАРЬКОВ

ВВЕДЕНИЕ

Современный этап развития высшего профессионального образования в вузах Украины характеризуется кардинальными изменениями в системе гуманитарной подготовки студентов. Гуманитаризация образования направлена на интеллектуальное, эстетическое и нравственное развитие личности, повышение уровня образованности специалиста, что является важным условием для его профессионального самоопределения в трудовой деятельности. Решение этих задач предполагает обновление организационных и методических форм активизации эвристического потенциала студентов.

Предлагаемое методическое пособие в определенной мере служит этой цели. Данное пособие включает краткий курс лекций по социологии, словарь-справочник основных категорий и понятий, контрольные задания и методические рекомендации для самостоятельной работы, общую и дополнительную литературу по темам курса, а также алгоритм организации самостоятельной работы по изучению социологии.

Тематика лекций, предлагаемая в пособии, соответствует нормативным стандартам курса социологии для высших учебных заведений Украины. В кратком конспекте лекций студентам предлагаются темы, составляющие каркас курса, раскрывающие логику учебной дисциплины и науки «социология», каждая лекция охватывает несколько тем курса. Это своего рода модели ответов. Однако эти модели не стоит воспринимать как законченные и полные, при ответах на зачетах и экзаменах необходимо обращаться к анализу реальных событий и процессов, уметь применять теорию, систему социологических понятий. Ведь социальные знания важны не сами по себе, а прежде всего как средство обеспечения более осознанного и активного участия личности в жизни общества.



Тему контрольной работы студент выбирает согласно последней цифре (одной или двум) номера зачетной книжки.

Настоящее методическое пособие предлагает студентам помощь особого рода. Оно ориентирует не только на подготовку и сдачу контрольного задания (это тактика), но и на получение упорядоченных концентрированно оформленных знаний, необходимых для специалиста (стратегия).

В системе научного знания социологии отведено особое место: она единственная из наук, изучающая общество в целом, при чем общество в его социально-человеческом измерении. Это значит не просто общество для человека, а человек в обществе – это составляет суть социологии, и это определило логику изложения материала данного пособия.

Понятие, предмет, объект и метод социологии

Объект социологии

Любая научная дисциплина имеет свой объект и свой предмет исследования. Под объектом, как правило, понимают круг явлений (феноменов), подлежащих ее изучению. Чем более общий характер носит наука, тем шире этот круг явлений. Объектом социологического познания является общество. Термин «социология» происходит от латинского societas - «общество» и греческого logos - «учение», означая в буквальном переводе «учение об обществе». В широкий научный оборот данный термин ввел в середине XIX в. французский философ Огюст Конт. Но и до этого великие ученые и философы человечества занимались исследованием и осмыслением проблем общества, различными аспектами его функционирования, оставив миру богатейшее наследие в этой области. Проект социологии у Конта подразумевал, что общество - особая сущность, отличная от индивидов и государства и подчиненная собственным естественным законам. Практический смысл социологии - участие в совершенствовании общества, которое, в принципе поддается такому совершенствованию. Социальная жизнь тесно связана с жизнью отдельного индивида и влияет на поведение каждого человека. Таким образом, объектом изучения социологии является социальная реальность, сам человек и все то, что его окружает. Человеческое общество - это уникальное явление. Оно прямо или опосредованно является объектом многих наук (истории, философии, экономики, психологии, юриспруденции и др.), каждая и которых имеет свой ракурс изучения общества, т.е. свой предмет.

Предмет социологии

Под предметом исследования обычно понимают совокупность характеристик, качеств, свойств объекта, представляющих особый интерес для данной науки. Предмет социологии - это жизнь общества, т.е. комплекс социальных явлений, вытекающих из взаимодействия людей и общностей. Понятие «социальное» расшифровывается как относящееся к жизни людей в процессе их взаимоотношений. Жизнедеятельность людей реализуется в обществе в трех традиционных сферах (экономической, политической, духовной) и одной нетрадиционной - социальной. Три первые дают горизонтальное сечение общества, четвертая - вертикальное, подразумевающее деление по субъектам общественных отношений (этносам, семьям и др.). Эти элементы социального устройства в процессе их взаимодействия в традиционных сферах и составляют основу социальной жизни, которая во всем своем многообразии существует, воссоздается и изменяется лишь в деятельности людей.

Люди взаимодействуют, объединяясь в различные общности, социальные группы. Их деятельность носит преимущественно организованный характер. Общество можно представить как систему взаимодействующих и взаимосвязанных общностей и институтов, форм и методов социального контроля. Личность проявляет себя через совокупность социальных ролей и статусов, которые она играет или занимает в этих социалышх общностях и институтах.

При этом под статусом понимается положение человека в обществе, определяющее доступ к образованию, богатству, власти и пр. Роль можно определить как ожидаемое от человека поведение, обусловленное его статусом. Таким образом, социология изучает социальную жизнь, т.е. взаимодействие социальных субъектов по проблемам, связанным с их социальным статусом.

Исходя из этого, ключевым понятием социологии является взаимоизменение. Оно состоит из единичных изменений, но это не любой поступок, а социалыюс действие. В таком действии есть субъект или группа людей, их можно наблюдать эмпирически, в таком действии всегда есть цель, процесс и результат. Именно совокупность таких действий образует социальный процесс в целом, и в нем можно выделить некоторые общие тенденции, которые являются социологическими законами. Отличие социологических законов от математических, физических, химических состоит в том, что первые приблизительны и неточны, они могут произойти или не произойти, т.к. полностью зависят от воли и действий людей и носят вероятностный характер. Если мы точно знаем, что дважды два всегда будет четыре, а путь - это скорость, умноженная на время, то общественные явления и процессы не укладываются в столь четкие рамки и могут реализоваться либо не реализоваться в зависимости от настроений и деятелыюсти людей в сочетании со многами объективными и субъективными факторами. Все же можно заранее прогнозировать события, управлять ими и просчитывать возможные альтернативы, выбирая предпочтительный вариант. Конечно, роль социологии и социологических исследований неизмеримо возрастает в кризисных ситуациях, когда важным становится учет общественного мнения, его переориентация и смена идеалов и парадигм.

Социология изучает социальную структуру общества, социальные группы, кулыурную систему, тип личностей, повторяющиеся социальные процессы, происходящие в людях изменения, при этом делая упор на выявление альтернатив развития.

Социологические знания выступают как единство теории и практики, эмпирики.

Теоретические исследования представляют собой объяснение социальной реальности на основе законов, эмпирические исследования - это конкретная развернутая информация о процессах, происходящих в обществе (наблюдения, опросы, сравнения).

Социология как наука

Из обозначения объекта и предмета формируется определение социологии как науки. Его многочисленные варианты при разных формулировках имеют содержательную тождественность и близость.

Социология определяется в разнообразных вариантах:

1) как научное изучение общества и общественных отношений (Н. Смелзер, США);

2) как наука, изучающая практически все социальные процессы и явления (Э. Гидденс, США);

3) как изучение явлений взаимодействия людей и явлений, вытекающих из этого взаимодействия (П. Сорокин, Россия - США);

4) как наука о социальных общностях, механизмах их становления, функционирования и развития и т.д. Разнообразие определений социологии отражает сложность и многогранность ее объекта и предмета.

Понятие общества

Понятие социального

Социальное - это совокупность тех или иных свойств и особенностей (общественных отношений) социальных общностей (классов, групп людей) в процессе их совместной деятельности в конкретных условиях, проявляющихся в их отношениях друг к другу, к своему положению в обществе, к явлениям и процессам общественной жизни. Социальное явление или процесс возникают тогда, когда поведение даже одного индивида оказывается под воздействием другого индивида или социальной группы. Именно в процессе взаимодействия друг с другом люди оказывают воздействие друг на друга и тем самым способствуют тому, что каждый из них становится носителем и выразителем каких-либо социальных качеств. Таким образом, социальные связи, социальное взаимодействие, социальные отношения и способ их организации являются объектами социологического исследования. Можно выделить следующие основные черты, которые характеризуют специфику социального.

Во-первых, это общее свойство, которое присуще различным группам людей и являющееся результатом их взаимоотношений. Во-вторых, это характер и содержание отношений между различными группами людей, находящихся в зависимости от занимаемого ими места, и от той роли, которую они выполняют в различных общественных структурах. В-третьих, это есть результат совместной деятельности различных индивидов, проявляющийся в общении и в их взаимодействии. Социальное возникает именно в ходе взаимодействия людей, обусловливается различиями их места и роли в конкретных общественных структурах

Задачи социологии

Социология как самостоятельная наука имеет свои задачи. Социология, изучая общественную жизнь в тех или иных формах и сферах, во-первых, решает научные проблемы, которые связаны с формированием знания о социальной действительности, разработкой методов социологических исследований. Во-вторых, социология изучает проблемы, которые связаны с преобразованием социальной действительности, анализом путей и средств целенаправленного воздействия на социальные процессы.

Не менее важной задачей социологии является обеспечение надежной «обратной связи» управления обществом.

Функции социологии

Социология выполняет в обществе множество различных функций. Главные из них таковы:

1) теоретико-познавательная - дает новые знания об обществе, социальных группах, индивидах и закономерностях их поведения. Особое значение принадлежит специальным социологическим теориям, которые раскрывают закономерности, перспективы социального развития общества. Социологические теории дают научные ответы на актуальные проблемы современности, указывают реальные пути и методы социального преобразования мира;

2) прикладная - представляет конкретную социологическую информацию для решения практических научных и социальных задач. Вскрывая закономерности развития различных сфер общества, социологические исследования дают конкретную информацию, необходимую для осуществления контроля над социальными процессами;

3) социальный прогноз и контроль - предупреждает об отклонениях в развитии общества, прогнозирует и моделирует тенденции общественного развития. На основе социологических исследований социология выдвигает научно обоснованные прогнозы относительно развития общества в будущем, которые являются теоретической основой построения перспективных планов социального развития, а также дает практические рекомендации.

4) гуманистическая - разрабатывает социальные идеалы, про граммы научно-технического, социально-экономического и социально-культурного развития общества.

Структура социологии

В современной социологии сосуществуют три подхода к структуре данной науки.

1)эмпирии, т.е. комплекса социологических исследований, ориентированных на сбор и анализ реальных фактов социальной жизни с использованием специальной методики;

2)теории - совокупности суждений, взглядов, моделей, гипотез, объясняющих процессы развития социальной системы в целом и ее элементов;

3)методологии - системы принципов, лежащих в основе накопления, построения и применения социологического знания.

Второй подход - целевой. Фундаментальная социология (базовая, академическая) ориентирована на прирост знания и научный вклад в фундаментальные открытия. Она решает научные проблемы, связанные с формированием знания о социальной действительности, описанием, объяснением и пониманием процессов социального развития.

Прикладная социология ориентирована на практическую пользу. Это совокупность теоретических моделей, методов, процедур исследования, социальных технологий, конкретных программ и рекомендаций, нацеленных на достижение реального социального эффекта.

Как правило, фундаментальная и прикладная социологии вбирают и эмпирию, и теорию, и методологию.

Третий подход (масштабный) делит науку на макро – и микро-социологию. Первая изучает крупномасштабные социальные явления (этносы, государства, социальные институты, группы и др.); вторая - сферы непосредственного социального взаимодействия (межличностные отношения, процессы общения в группах, сферу повседневной реальности).

В социологии выделяются также содержательно-структурные элементы разного уровня: общее социологическое знание; отраслевые социологии (экономическая, индустриальная, политическая, досуговая, управленческая и др.); самостоятельные социологические школы, направления, концепции, теории.

Любая наука оперирует определенными понятиями, категориями. Категории - это важнейшие, наиболее существенные, отражающие сущности данной науки понятия. Это те кирпичики, из которых складывается данная наука.

Так, категориями социологии можно назвать следующие: социальное равенство, социальные общности (классы, группы, нации, половозрастные и профессиональные группы), социологические исследования, социальное управление, социальную политику, социальную сферу, социальные цели, социальный идеал, социальные явления, социальные институты, социальные взаимосвязи и т.д., т.е. те наиболее существенные понятия, которые отражают предмет науки социологии.

5. ИСТОРИЯ СОЦИОЛОГИИ

Мыслители с давних пор стремились открыть тайные пружины, управляющие глобальными социальными про­цессами и тонкими механизмами взаимодействия двух и более человек. Однако социология как самостоятельная наука появилась только в середине XIX века.

Правда, запоздалое возникновение можно объяснить чрезвычайной сложностью предмета изучения - челове­ческого общества. Ведь мы толком не знаем, когда имен­но оно возникло. Историки говорят: 40 тыс. лет назад, хотя человеческий род возник более 2 млн. лет назад.

Что бы там ни говорили историки, мы точно знаем, что первое и достаточно полное представление о строе­нии общества дали античные философы Платон и Арис­тотель . Затем наступила очень долгая, растянувшаяся на две тысячи лет, историческая пауза, прежде чем появи­лись выдающиеся ученые и мыслители Н.Макиавелли, Т.Гоббс, Ф.Бэкон, Ж.-Ж.Руссо, А.Гельвеций, И.Кант и многие другие), которые серьезно обогатили наши зна­ния об обществе и поведении людей. Наконец, в XIX веке рождается собственно социология, вобравшая в себя луч­шие достижения человеческой мысли об обществе и благо­даря применению конкретно-научных методов продвинув­шая наши знания дальше. В ряду творцов научной социоло­гии выделяются О.Конт, К.Маркс, Э.Дюркгейм и М.Вебер. С них открывается собственно научный период истории со­циологии.

К предыстории мы от­несем античность и новое время. Здесь выделяются четыре фигуры: Платон, Аристотель, Макиавелли и Гоббс. К соб­ственно истории социологии относится период с середины XIX по начало XX века, когда жили и творили основатели современной социологии Конт, Маркс, Дюркгейм и Вебер.

Только в современный период социология появляется как точная наука, опирающаяся на эмпирические факты, науч­ный метод и теорию. Два предшествующих периода характе­ризуют ее донаучный этап, когда совокупность идей, объяс­нявших человека и общество, формировалась в рамках соци­альной философии.

АНТИЧНОСТЬ

В социальной философии Платона (427-347 до н.э.) и Аристотеля (384-322 до н.э.) мы обнаруживаем положения социологи - изучение традиций, обычаев, нравов и взаимоотношений людей; они обобщали факты, строили кон­цепции, которые завершались практическими рекомен­дациями о том, как усовершенствовать общество. Посколь­ку в античности "общество" и "государство" не различа­ли, то оба понятия употреблялись в качестве синонимов.

Платон. Первым в истории трудом по "общей социоло­гии" считают "Государство" Платона. Он подчеркивал осо­бую роль разделения труда и создал первую в мире теорию стратификации, согласно которой любое общество делит­ся на три класса: высший, состоящий из мудрецов, уп­равляющих государством; средний, включающий воинов, охраняющих его от смуты и беспорядка; низший, где числились ремесленники и крес­тьяне. Высший класс наделен огромными привилегиями, но он постоянно злоупотребляет властью. Чтобы этого не про­исходило, знать необходимо лишить частной собствен­ности, которая, согласно Платону, развращает нравы людей. К управлению обществом следовало допускать лю­дей, достигших 50 лет, высокообразованных и талантливых. Они должны вести суровый образ жизни и не предаваться земным утехам.

Аристотель . У него опорой порядка выступал средний класс. Кроме него, существуют еще два класса - богатая плутократия и лишенный собственности пролетариат. Го­сударство лучше всего управляется в том случае, если:

1) масса бедняков не отстранена от участия в управлении;

2) эгоистические интересы богатых ограничены;

3) сред­ний класс многочисленнее и сильнее, чем два других.

Несовершенства общества, учил Аристотель, исправ­ляются не уравнительным распределением, а моральным улучшением людей. Законодатель должен стремиться не к все общему равенству, а к выравниванию жизненных шансов. Частной собственностью может владеть каждый, она не вредит нравам людей и развивает здоровые эгоистические интересы. Человеком управляет множество стремлений, но главное среди них - любовь к деньгам. При коллектив­ной собственности все или большинство бедны и озлоблены. С другой стороны, не менее опасно для государства и чрез­мерное неравенство людей. Аристотель превозносит об­щество, в котором средний класс сильнее всех других.

НОВОЕ ВРЕМЯ (XV- XVII ВЕКА)

Николо Макиавелли (1469-1527 гг.). Он первым из мыс­лителей нового времени обратился к идеям Платона и Ари­стотеля и создал на их основе оригинальную теорию об­щества и государства. Его главное произведение "Государь" как бы продолжает основную линию рассуждения плато­новского "Государства", но акцент поставлен не на струк­туре общества, а на поведении политического лидера. В лице Макиавелли социология и политология обрели но­вое измерение, они стали наукой о поведении людей в об­ществе.

Макиавелли говорил, что правитель, желающий добить­ся успеха, должен знать законы поведения людей. Первый закон гласит, что нашими действиями правят честолюбие и мотив власти. Состоятельными людьми движет страх потерять то, что они накопили, а бедняками - страсть приобрести то, чего их лишили. Второй закон гласит: ум­ный правитель не должен выполнять все свои обещания. Ведь и подданные не очень спешат с выполнением своих обязательств. Добиваясь власти, можно расточать обещания, но, придя к ней, не обязательно их выполнять, иначе попадешь в зависимость от подчиненных. А где зависимость, там нере­шительность, малодушие и легкомыслие. Третий закон: тво­рить зло надо сразу, а добро - постепенно. Наградами люди дорожат, когда они редки, наказания же нужно произво­дить сразу и в больших дозах. Единовременная жесткость переносится с меньшим раздражением и считается более спра­ведливой, чем растянутая во времени. Наказание не нужда­ется в оценке и ответной благодарности (как поощрение).

Следующий шаг сделал Томас Гоббс (1588-1679 гг.). Он разработал теорию общественного договора, послужившую основой учения о гражданском обществе. У животных нет борьбы за почести и звания, поэтому у них нет ненависти и зависти - причины мятежей и войн. У людей все это есть. Неправильно думать, будто люди от рождения склон­ны к сотрудничеству. Если бы человек любил другого по естественному побуждению, то он искал бы общения со всеми в равной мере. Но каждый из нас предпочитает об­щество тех, кто ему выгоднее. Именно наша природа тол­кает искать не друзей, а почета и выгод.

Что побуждает людей создавать общество? Взаимное опасение. Оно сбивает людей в группы, помогая выжить в конкуренции. Но, объединившись, люди преследуют вов­се не общественное благо, а стремятся даже из этого из­влечь себе выгоду, либо достичь уважения и почестей. Поэтому человеческое общество не будет ни очень боль­шим, ни очень устойчивым. Оно стабильно, если слава и почет возданы всем. Но так не бывает. Обойденным оказы­вается всегда большинство, почет достается немногим, сле­довательно, общество со временем обязательно распадется. Страх не разъединяет, а объединяет людей, вынуждает заботиться о взаимной безопасности. Государство - наилуч­ший способ удовлетворить такую потребность. Поэтому при­чина возникновения стабильного, длительно существующе­го общества - взаимный страх, а не любовь и расположение.

Естественное состояние - война всех против всех или социальная борьба за выживание. Она характеризует повсед­невную жизнь людей в догражданском обществе. Иное дело гражданское общество - высший этап развития. Оно по­коится на общественном договоре и юридических законах. У него три формы правления: демократия, аристократия, мо­нархия. Только с появлением государства возникают соб­ственность в истинном смысле слова и соответствующие учреждения (суд, правительство, армия, полиция), защи­щающие ее. В результате прекращается война всех против всех.

Понятие «общество»

«Общество» - основополагающая категория современной социологии, трактующей его в широком смысле как обособившуюся от природы часть материального мира, представляющую собой исторически развивающуюся совокупность всех способов взаимодействия и форм объединения людей, в которых выражается их всесторонняя зависимость друг от друга, а в узком смысле - как структурно или генетически определенный род, вид, подвид общения. Другими словами, общество - это исторически развивающаяся совокупность отношений между людьми, складывающаяся в процессе их жизнедеятельности.

Социологическая мысль прошлого по-разному объясняла категорию «обшество». В древние века она отождествлялась с понятием «государство». Это прослеживается, например, в суждениях древнегреческого философа Платона. Исключением был только Аристотель, полагавший, что семья и селение как особые типы общения отличны от государства и что существует иная конструкция социальных связей, в которой на первый план выходят отношения дружбы - высшего вида взаимного общения.

В Средние века вновь воцарилась идея отождествления общества и государства. Только в Новое время в XVI в. в трудах итальянского мыслителя Н. Макиавелли была высказана идея государства как одного из состояний общества. В XVII в. английский философ Т. Гоббс формирует теорию «общественного договора», суть которого заключалась в отдаче членами общества части своих свобод государству, являющемуся гарантом соблюдения этого договора. XVIII в. характеризовался столкновением двух подходов к определению общества: один подход трактовал общество как искусственное образование, противоречащее естественным склонностям людей, другой - как развитие и выражение природных влечений и чувств человека. Тогда же экономисты А. Смит и Д. Юм определили общество как трудовой союз людей, связанных разделением труда, а философ И. Кант - как человечество, взятое в историческом развитии.

Начало XIX в. было ознаменовано появлением идеи гражданского общества. Ее высказал Г. Гегель, назвавший гражданским обществом сферу частных интересов, отличных от государственных. Основоположник социологии О. Конт рассматривал общество как природный феномен, а его эволюцию - как естественный процесс роста и дифференциации частей и функций.

По Э. Дюркгейму, общество - это надиндивидуальная духовная реальность, основанная на коллективных представлениях. М. Вебер определял общество как взаимодействие людей, которое является продуктом социальных, т.е. ориентированных на других людей действий. По К. Марксу, общество - это исторически развивающаяся совокупность отношений между людьми, которые складываются в процессе их совместной деятельности.

Понятие культуры

Изучение человеческих обществ, социальных групп и жизни отдельных индивидов возможно с точки зрения анализа социальной особенности человеческих сообществ, которая необходима для осуществления всех видов совместной деятельности. При таком подходе предметом социологического исследования будут человеческие знания, умения и навыки, общие нормы взаимопонимания между людьми, которые необходимы для упорядочения человеческих отношений, создания социальных институтов и системы контроля за распределением материальных благ. В данном случае речь идет об изучении человеческой культуры.

Культура - исключительно многообразное понятие. Этот научный термин появился в Древнем Риме, где обозначал «возделывание земли», «воспитание», «образование». Войдя в обыденную человеческую речь, в ходе частого употребления это слово утратило свой первоначальный смысл и стало обозначать самые разные стороны человеческого поведения, а также видов деятельности.

Социологический словарь дает следующие определения понятия «культура»: «Культура - это специфический способ организации и развития человеческой жизнедеятельности, представленный в продуктах материального и духовного труда, в системе социальных норм и учреждений, в духовных ценностях, в совокупности отношений людей к природе, между собой и к самим себе».

Культура - это явления, свойства, элементы человеческой жизни, которые качественно отличают человека от природы. Это качественное отличие связано с сознательной преобразующей деятельностью человека. Понятие «культура» фиксирует общие отличия человеческой жизни от биологических форм жизни; отражает качественно своеобразные формы жизнедеятельности человека в рамках исторических эпох или различных общностей.

Понятие «культура» может использоваться для характеристики особенностей поведения, сознания и деятельности людей в определенных сферах жизни (культуре труда, политической культуре). Понятие «культура» может фиксировать способ жизнедеятельности отдельного индивида (личная культура), социальной группы (национальная культура) и всего общества в целом.

Культуру можно разделить на следующие виды:

1) по субъекту - носителю культуры - на общественную, национальную, классовую, групповую, личную;

2) по функциональной роли - на общую (например, в системе общего образования) и специальную (профессиональную);

3) по генезису - на народную и элитарную;

4) по видам - на материальную и духовную;

5) по характеру - на религиозную и светскую.

Функции культуры

1. Коммуникативная. Связана с накоплением и трансляцией социального опыта (в т.ч. межпоколенческого), с передачей сообщений в ходе совместной деятельности. Существование такой функции дает возможность определить культуру как особый способ наследования социальной информации.

2. Регулятивная. Проявляется в создании ориентиров человеческих действий и системы контроля за этими действиями.

3. Интегрирующая. Связана с созданием системы значений, ценностей и норм как важнейшим условием стабильности социальных систем.

Рассмотрение функций культуры позволяет определить культуру как механизм ценностно-нормативной интеграции социальных систем.

Социализация личности

Важнейшим видом социального взаимодействия, в ходе которого совершается формирование любого человека как полноправного и полноценного члена общества, является социализация. Социологи используют этот термин для описания процесса, в ходе которого и с помощью которого люди обучаются приспосабливаться к социальным нормам.

Социализация как процесс делает возможным продолжение общества и передачу его культуры из поколения в поколение. Этот процесс концептуализируется двумя путями.

1. Социализацию можно понимать как интернализацию социальных норм: социальные нормы становятся обязательными для индивида в том смысле, что они скорее устанавливаются им самим для себя, нежели навязываются ему средствами внешней регуляции и являются, таким образом частью собственной индивидуальности личности. Благодаря этому индивид ощущает внутреннюю потребность в приспособлении к окружающей его социальной среде.

2. Социализацию можно представить как сущностный элемент социального взаимодействия на основе предположения о том, что люди желают повысить цену своего собственного имиджа, добиваясь одобрения и повышения статуса в глазах других; в этом случае индивиды социализируются в той мере, в какой они соизмеряют свои действия в соответствии с ожиданиями других.

Следовательно, под социализацией понимают процесс усвоения личностью образцов поведения общества и групп, их ценностей, норм, установок. В процессе социализации формируются наиболее общие устойчивые черты личности, проявляющиеся в социально организованной деятельности, регулируемой ролевой структурой общества.

Основными агентами социализации являются: семья. школа, группы сверстников, средства массовой информации, литература и искусство, социальная среда и др.

В ходе социализации реализуются следующие цели:

1) взаимодействие людей на основе освоения социальных ролей;

2) сохранение общества благодаря усвоению его новыми членами сложившихся в нем ценностей и моделей поведения.

Этапы социализации

Этапы социализации совпадают (условно) с этапами возрастного развития индивида:

1) ранняя (первичная) социализация. Она связана с приобретением общекультурных знаний, с освоением начальных представлений о мире и характере взаимоотношений людей. Особым этапом ранней социализации является подростковый возраст. Особая конфликтность данного возраста связана с тем, что возможности и способности ребенка значительно превышают предписанные ему правила, рамки поведения;

2) вторичная социализация:

а) профессионалъная социализация, которая связана с овладением специальных знаний и навыков, с приобщением к определенной субкулътуре. На этом этапе расширяются социальные контакты индивида, расширяется диапазон социальных ролей;

б) включение индивида в систему общественного разделения труда. Здесь предполагается адаптация в профессиональной субкулыуре, а также принадлежность к иным субкультурам. Скорость социальных изменений в современных обществах приводит к тому, что возникает необходимость ресоциализации, усвоения новых знаний, ценностей, ролей, навыков вместо прежних, недостаточно освоенных или устаревших. Ресоциализация охватывает многие явления (от коррекции чтения и речи до профессиональной подготовки или смены ценностных ориентиров поведения);

в) пенсионный возраст или утеря трудоспособности. Характерен изменением образа жизни в связи с исключением из среды производства.

Следовательно, социализация личности начинается с рождения и длится всю жизнь, этот процесс на каждой стадии осуществляют особые институты. К ним относятся: семья, детские сады, школы, вузы, трудовые коллективы и т.д. Каждый этап социализации связан с действием определенных агентов. Агенты социализации - это люди и учреждения, связанные с ней и ответственные за ее результаты.

Социальные институты

Виды социальных институтов

Всего существуют пять фундаментальных потребностей и пять основных социальных институтов:

1) потребности в добывании средств к существованию (институт производства);

2) потребности в безопасности и порядке (институт государства);

3) потребности в воспроизводстве рода (институт семьи);

4) потребности в передаче знаний, социализации подрастающего поколения (институты образования);

5) потребности в решении духовных проблем (институт религии).

Таблица 2

Социальные институты

Следовательно, социальные институты классифицируются по общественным сферам:

1) экономические (собственность, деньги, регулирование денежного обращения, организация и разделение труда), которые служат производству и распределению ценностей и услуг. Экономические социальные институты обеспечивают всю совокупность производственных связей в обществе, соединяя экономическую жизнь с другими сферами социальной жизни. Эти институты складываются на материальном базисе общества;

2) политические (парламент, армия, полиция, партии) регулируют использование этих ценностей и услуг и связаны с властью. Политикой в узком значении этого слова называется комплекс средств, функций, основывающихся главным образом на манипулировании элементами силы для установления, исполнения и поддержания власти. Политические институты (государство, партии, общественные организации, суд, армия, парламент, милиция) в концентрированной форме выражают существующие в данном обществе политические интересы и отношения;

3) институты родства (брак и семья) связаны с регулированием деторождения, отношений между супругами и детьми, социализацией молодежи;

4) институты образования и культуры (музеи, клубы) связаны с наукой, образованием и др. Их задача состоит в укреплении, создании и развитии культуры общества, в передаче ее следующим поколениям. К ним относятся: семья как воспитательный институт, школы, институты, художественные учреждения, творческие союзы;

5) религиозные институты, т.е. такие, которые организуют отношение человека к трансцендентным силам, т.е. к силам сверхчувствительным, действующим вне эмпирического контроля человека, и отношение к священным предметам и силам. Религиозные институты в некоторых обществах оказывают сильное влияние на ход взаимодействий и межчеловеческих отношений, создавая систему доминирующих ценностей и становясь доминирующими институтами (влияние ислама на все стороны общественной жизни в некоторых странах Ближнего Востока).

Термин «социология» был впервые использован французским ученым Огюстом Контом (1798–1857) в работе «Курс позитивной философии» (1842 г.). Он происходит от латинского слова societas (общество) и греческого слова logos (наука, знание). Таким образом, в буквальном понимании, социология – это наука об обществе. Первоначально Конт называет социологию социальной физикой. Эта наука, по его мнению, должна заимствовать у естественных наук объективность, проверяемость, доказательность. Социология в понимании Конта отождествлялась с обществоведением в целом. На современном этапе за социологией закрепилось специфичное место в системе наук, для понимания которого начнем с определения ее объекта и предмета.

Объект науки – это часть окружающего мира, на которую направленный исследовательский интерес. Объект науки всегда отвечает на вопрос «что изучает наука». Природа, животный и растительный мир, человек, общество, культура и прочее могут выступать объектом исследования различных наук. Так, например, животный мир может быть объектом изучения биологии, зоологии, психологии, палеонтологии и т.д. Человек, общество и культура изучаются социологией, философией, историей, психологией, культурологией и т.д. Таким образом, науки часто отличаются одна от одной не объектом, а предметом изучения.

Предмет науки – сторона объекта, угол зрения, под которым он изучается. Следуя такой логике, каждому объекту исследования может отвечать несколько предметов. Например, кирпичный дом как часть окружающего мира, может выступать объектом исследования разных специалистов, но интересовать их будут разные аспекты. Экономиста могут заинтересовать затраты на его строительство, архитектора – архитектурный стиль, эколога – влияние на окружающую среду и т.д.

Объектом социологии выступает общество или социальная реальность , которая окружает людей. Поскольку общество и социальная реальность – слова многозначные, поэтому нужно, прежде всего, определиться с их значением в социологии. Под термином «общество» социологи обычно понимают исторически сложившийся тип социальной организации, социальных связей и отношений между людьми. Такая социальная организация явлений и процессов возникает вследствие совместной жизни и взаимодействия людей, влияет на их способ мышления и поведение, проявляется в действиях, словах, вещах, сделанных людьми. Совместная жизнь людей, или, социальная реальность выступает для социологов материалом научного поиска, или объектом.

Объект социологии в целом совпадает с объектом других общественных наук: демографии, социальной психологии, этнографии, экономики, политологии и т.д. Но у каждой общественной науки есть свой специфический предмет. Именно предмет, а не объект определяет содержание той или другой науки. В случае социологии предметную область познания создают явления и процессы, которые описываются и объясняются с помощью таких понятий как «общество», «социально взаимодействие», «социальные группы», «социальная структура», «социальные институты», «социальное неравенство», «социальные конфликты», «социальные изменения», «социальные статусы», «социальные роли» и другие.

Определение предмета социологии путем перечисления явлений и процессов, которые входят в область исследовательского интереса этой науки, практически невозможно, во-первых, так как он будет слишком большой, во-вторых, он никогда не будет полным, так как постоянно пополняется в процессе развития социологии. Поэтому определение предмета социологии должно базироваться на раскрытии содержания ключевого для этой науки понятия – понятия «социальное».

В обыденной речи слово «социальное» используется в широком и узком значениях. В широком значении это понятие объединяет все разновидности явлений, которые касаются совместной жизни людей – экономические, политические, религиозные, правовые и т.п. В узком значении оно употребляется для выделения наряду с политикой и экономикой особой сферы общественной жизни – социальную, которая включает в себя образование, здравоохранение, помощь малообеспеченным и т.п.

С социологической точки зрения социальное в широком значении есть не просто сумма экономических, политических, правовых, религиозных и прочих явлений и процессов, а связь, взаимозависимость между ними. Об экономических явлениях и процессах мы говорим как о социальных, когда хотим подчеркнуть, например, что способы организации бизнеса в стране зависят не только от представлений об экономической эффективности, но и от политического устройства и от этических норм, характерных для господствующей в стране религии.

Социальное в узком значении – это не просто сегмент общественной жизни, который включает все то, что не вошло в сферу политики и экономики, а те явления и процессы совместной жизни людей, которые обусловлены не стремлением к власти и управлению друг другом, не стремлением к богатству и конкуренции друг с другом, а стремлением принадлежать к обществу , стремлением к солидарности друг с другом.

Таким образом, социологическое использование понятия «социальное» предусматривает рассмотрение явлений и процессов под особым углом зрения, согласно которому они социально обусловлены, т.е. обусловлены связями, которые возникают между различными видами деятельности, событиями и ситуациями в ходе совместной жизни людей. Изучение социальной обусловленности явлений, происходящих в обществе возможно только через изучение законов, закономерностей и механизмов его функционирования и развития.

Поэтомупредмет социологии может быть определен как выявление социальной обусловленности явлений социальной реальности через изучение законов, закономерностей и механизмов функционирования и развития общества.

Более четко предмет социологии будет очерчен при рассмотрении соотношения социологии с другими науками, изучающими общество.

Философия рассматривает общество как специфическую часть мироздания и пользуется другими, предельно общими понятиями и категориями. Она смотрит, как в обществе действуют общефилософские законы (например, основной закон философии применительно к обществу рассматривается как вопрос о соотношении общественного бытия и общественного сознания).

Социология и другие специальные науки (экономика, политология, право и пр.):

Специальные науки изучают отдельные сферы общества, отдельные виды отношений, социология же изучает общество как целостность, как целостный функционирующий и развивающийся социальный организм, анализирует взаимодействие основных сторон, подструктур общества, что позволяет раскрыть особенности общества как целостности. Отдельные явления и процессы интересуют социологию с точки зрения их роли и места в системе общественных отношений, в структуре единого функционирующего организма.

Структура и функции социологии. Социология как наука сегодня представляет собой органическое единство и сбалансированность двух направлений – теоретического и эмпирического. В начале третьего тысячелетия социологическое знание имеет трехуровневую внутреннюю структуру:

1) Общесоциологические теории. Они описывают общество как единую систему во взаимодействии основных элементов, механизмы функционирования общества как целостного организма.

Однако единой общесоциологической теории не существует. Этот факт можно объяснить тем, что социокультурная система, которую изучают социологи, намного сложнее, чем физические или технические системы. На поведение человека влияет огромное количество факторов, которые дают возможность разнообразных социологических объяснений. Также на формирование социологических теорий влияют разные философские, мировоззренческие, политические парадигмы, которые обуславливают разные исходные тезисы и подходы к формированию теорий. Поэтому в общесоциологической теории существует несколько конкурирующих между собой теоретических направлений – это структурный функционализм и теория конфликта.

Присущий социологии теоретический плюрализм, бесспорно, усложняет социологическое знание, вносит элементы неопределенности, разрешает по-разному трактовать факты. Но надо помнить, что в науке конкуренция направлений – явление скорее положительное, оно способствует саморазвитию науки, добавляет ей гибкости. В частности, большинство социологов, независимо от того к каким школам и направлениям они принадлежат, признают, что теоретические подходы имеют разную эффективность в зависимости от объекта и цели исследования. Так, функциональный подход приобретает высокую эффективность при изучении нормально действующих социальных механизмов и конструкций в условиях социальной стабильности. Однако он не дает ответа на вопрос: почему происходят войны и революции, почему одни империи гибнут, а на смену им появляются другие? На эти вопросы пытается ответить теория конфликта, поэтому ее используют для исследования социальных потрясений, причин революций, случаев распада социальных систем, классовых и национальных противоречий и антагонизмов.

Общесоциологическая теория существует не как самоцель, а как средство интерпретации разнообразных общественных явлений. Поэтому следующим шагом развития социологии было ее приближение к реальной жизни и разветвлению соответственно конкретным, поставленных перед ней задач.

2) Теории среднего уровня. В ХХ веке социология большей частью развивалась по отдельным направлениям, которые получили название отраслевой социологии или теорий среднего.

Фактически все социальные подсистемы, социальные общности и социальные процессы описываются соответствующей социологической теорией. Социология семьи, социология образования, социология политики, социология экономики, социология культуры, социология религии, социология молодежи, социология города, социология преступности, социология организаций – лишь некоторые из них. Представление о многообразии областей современной социологии дает организационная структура Международной социологической ассоциации. В ассоциации действует свыше 50 исследовательских комитетов и рабочих групп, которые объединяют научных работников, специализирующихся на исследованиях в отдельных областях социологии.

Благодаря специальным социологическим теориям происходит эффективное взаимодействие между общесоциологической теорией и эмпирическими исследованиями. Согласно удачному замечанию Р. Мертона, теории среднего уровня играют роль «мостика», объединяющего высокую теорию и эмпирические исследования.

3) Эмпирические исследования. Этот уровень социологического знания связан со сбором, описанием, классификацией и интерпретацией конкретных фактов. Эмпирическая социология оперирует фактами, частотами, процентами, числовыми показателями и математическими индексами, она отображает социальную реальность в количественном измерении. Чаше всего непосредственным объектом эмпирических исследований выступает человек или социальная группа как носители первичной социальной информации. Известнейшей и популярнейшей формой таких исследований является анкетный опрос.

Функции социологии:

1. Теоретико-познавательная – социология накапливает и систематизирует знания об обществе, его составляющих, социальных механизмах, об основных направлениях и тенденциях, путях, формах и механизмах его функционирования и развития.

2. Методологическая – социология дает исходные знания об обществе как целостной системе, эти положения имеют методологическое значение для других наук об обществе.

3. Информационная – социология дает представление о состоянии социальных процессов; информационная функция – это сбор, систематизация и накопление информации, полученной в результате исследований. Социологическая информация – это самый оперативный вид социальной информации.

4. Прогностическая – выдача социальных прогнозов, краткосрочных и долгосрочных. Прогноз опирается на открытую тенденцию развития социальных явлений.

5. Функции социального проектирования и социальной технологии – социология определяет оптимальный путь решения практических проблем, разрабатывает методы, способы, приемы управленческих решений, т.е. разрабатывает социальную технологию.

6. Мировоззренческая – социология выступает основой формирования у человека целостной картины мира, основой его мировоззрения.

Методологические подходы к анализу общества. Существует два основных подхода к анализу общества: макросоциологический и микросоциологический.

Макросоциологический

Микросоциологический

Общество – это целостный организм, поэтому, только анализируя общество как целостность, можно понять тенденции его развития и поведение отдельных личностей.

Подход тесно связан с социальной философией.

Общество – это абстрактное понятие, реальны лишь индивиды. Следовательно, постичь своеобразие общества в целом возможно только путем изучения социального взаимодействия индивидов.

Подход тесно связан с социальной психологией.

Основные теории:

Функционализм

Конфликтный подход

Основные теории:

Символический интеракционизм

Теория ролей

Теория социального обмена

Функционализм : Основные идеи функционализма были сформулированы Г. Спенсером, Э. Дюркгеймом, Т. Парсонсом, Р. Мертоном.

Общество – единый организм, который состоит из элементов, выполняющих определенные функции. Эти функции направлены на обеспечение целостности и устойчивости общества.

Р. Мертон считает, что элементы социальной системы не обязательно выполняют позитивные для всей системы функции, т.е. они могут причинять системе вред. Кроме того, не все функции элементов системы очевидны. Таким образом, Р. Мертон ввел понятия дисфункций и скрытых (латентных) функций.

Конфликтный подход : Р. Дарендорф, Л. Козер.

Если функционализм делает акцент на механизмах, которые сохраняют общество, то конфликтология обращает внимание на механизмы, выводящие общество из равновесия.

Основные положения конфликтного подхода:

    Любые ресурсы в обществе ограничены, следовательно, распределяются неравномерно.

    Неравномерное распределение ресурсов вызывает конфликт.

    Конфликты ведут к реорганизации общественного устройства.

    В результате возникает новый вид неравенства.

В конфликтном направлении существует 2 течения :

1. Представитель – Л. Козер : благодаря конфликту система становится устойчивой, для этого конфликт надо направлять по нужному руслу, конфликт – естественное состояние общества. Причина конфликта – борьба за ресурсы.

2. Представитель – Р. Дарендорф . Конфликт приводит к развалу старых систем и возникновению новых. Главная причина конфликта – неравномерное распределение авторитета или власти.

Символический интеракционизм (или теории взаимодействия): Дж. Мид, Ч. Кули.

Если другие воспринимают общество как нечто изначально существующее, как совокупность готовых, законченных структур, то в символическом интеракционизме общество – продукт постоянного взаимодействия людей, и то, как они взаимодействуют, определяет специфику общества.

Основные положения интеракционизма :

    Люди живут и действуют не в мире объектов, а в мире символов.

    Символы возникают в ходе социального взаимодействия.

    Значения символов могут изменяться на основе процессов взаимодействия.

Символ – вещь, имеющая значение.

Социальная жизнь возможна, потому что некоторые группы людей разделяют систему общих символов. В других символических системах взаимодействовать трудно.

Теория ролей : Дж. Морено.

С его точки зрения жизнь – это театр.

    Как и актеры, члены общества занимают определенные позиции, статусы в обществе.

    Актеры придерживаются сценария, а человек – писаных и неписаных норм.

    Актеры подчиняются режиссеру, а члены общества тому, у кого статус, власть.

    Актер реагирует на роль партнера, а люди на роли друг друга, корректируют свое поведение.

    Актеры реагируют на публику, а члены общества – на другие группы, в первую очередь – на референтную группу.

    Актер проигрывает роль в зависимости от таланта, а человек от знаний роли, ее усвоения, возможности понять другого, войти в его положение, а также под влиянием «Я образа», понимания самого себя, навыков проигрывания этих ролей.

Теории обмена : П. Блау, Дж. Хоманс.

Социальный мир – это рынок, где люди вступают в сложную сеть обменных операций. Люди располагают определенными ресурсами, которые могут быть обменены на другие ресурсы.

Люди рассчитывают ценность своих ресурсов и ценность тех ресурсов, которые они могут получить взамен. На базе этих расчетов они обмениваются ресурсами, и система таких обменов лежит в основании общественного устройства. Конфликт объясняется тем, что одна из обменивающихся сторон посчитала сделку для себя невыгодной.

Аксиомы теории обмена:

    Чем больше будет вознаграждаться человеческое действие, тем выше будет вероятность повторения этого действия.

    Если получение вознаграждения за определенные типы поведения зависит от каких-то условий, человек будет стремиться воссоздать эти условия.

    Если вознаграждение велико, человек готов затратить больше усилий для его получения.

    Когда потребности человека в вознаграждении близки к насыщению, данный вид деятельности становится менее привлекательным

Таким образом, социология – это наука об обществе как целостном организме, тенденциях, социальных законах и механизмах функционирования и развития общества через изучение его составных элементов (личности, социальных групп и социальных институтов), которая интегрирует теоретические и эмпирические знания и методы, опирается на макросоциологические и микросоциологические подходы.

Один из патриархов мировой социологии Роберт Мертон как-то сказал: «Социология--это очень молодая наука об очень древнем предмете изучения». Точнее и не скажешь. Тем, что сегодня мы называем обществом, люди заинтересовались в глубокой древности. В течение 2500 лет мыслители анализировали и описывали общество, не называя, однако, полученные знания социологией. Первых социологов античности называют социальными философами.

Социология долгое время отождествлялась с социальной философией. Одна из трактовок: «социология есть наука о законах и движущих силах развития общества". Социология, по сути, отождествлялась с историческим материализмом.

К. Маркс проанализировал процесс развития человечества и пришел к выводу, что гражданское общество рождено только на определенной стадии исторического процесса, К. Маркс определил гражданское общество как некую грань и ступень в развитии человеческого общества, которая охватывает «определенный общественный строй, определенную организацию семьи, сословий или классов". По его словам, если взять определенное гражданское общество, можно получить определенный политический строй, который является лишь официальным выражением гражданского общества.

Долгое время в русской социологии в качестве объекта социологии рассматривалось общество в целом. Появление человека как гражданина связано лишь с определенным этапом развития общества. «Гражданское общество -- это совокупность исторически сложившихся форм совместной жизнедеятельности, определенных общечеловеческих ценностей, которыми руководствуются люди и каждый человек во всех сферах общества".

Длительное время больших различий между объектом и предметом социологии не делалось, потребовались годы, для формулировки того, что предмет науки -- это та грань ее объекта, которая определяет содержательную, сущностную ее сторону.

В начале 1990-х гг., были выдвинуты новые концепции, претендующие на глубокое осмысление, описание и характеристику происходящих изменений в обществе.

Приобрели вес так называемые глобалисты - социологи. Они претендовали на то, чтобы объяснить все происходящее в мире с геоэкономических, геополитических, транскультурных позиций. Ученые утверждали необходимость изучения социального поля, социального пространства и логики их развития.

Социологи уделяют особое внимания человеку, его сознанию, отношению к общественным изменениям не только как индивида, но и как члена определенной общественной группы, социального слоя, института. Также уделяется внимание мотивам поведения человека в конкретной общественной ситуации, его потребностям, интересам, жизненной ориентации. Для социологии важна статистика как показатель, по которому можно судить о состоянии внутреннего мира людей. Это становится объектом изучения социологии.

Предметом социологии являются сознание и поведение человека в конкретной социально-экономической обстановке, которые обусловливают появление различных социально-демографических, национальных, социально-профессиональных структур.

Термин «социология» появился лишь в начале XIX века - между 1838 и 1840 гг. Его создателем стал человек, ни разу в жизни не проведший ни одного анкетного опроса. Француз Огюст Конт (1798--1857) был философом, не особенно выдающимся, как, скажем, Кант или Гегель, но зато весьма проницательным.

Как и любая другая наука, социология обладает собственным предметом и конкретными методами исследования. Она включена в общую систему научного знания и занимает в ней строго определенное место. Социология относится к числу наук, изучающих не только общество в целом, но и отдельные его части, сферы, элементы. Общество--настолько сложный объект, что одной науке изучить его не по силам. Только объединяя усилия многих наук, можно полно и непротиворечиво описать и изучить самое сложное образование, какое только существует на этом свете, - человеческое общество. Науки, изучающие один и тот же объект, особенно такой крупный, как общество, объединены между собой логическими связями, общими понятиями и методами, а потому представляют некоторую систему.

Три науки, изучающие поведение людей повсюду, а не в какой-то узкой сфере, скажем политической или экономической, - это психология, социальная психология и социология. Психология изучает индивида и его внутренний мир. Социальная психология изучает малую группу (семья, компания друзей, спортивная команда), а социология - большие группы.

Функции социологии:

Социология выполняет теоретико-познавательную и управленческую функции. Эти функции могут образовывать производные функции, именуемые самостоятельными.

К ним относятся:

мировоззренческая,

просветительная,31

прогностическая,

профилактическая,

практическая.

Теоретические основы и концептуальный аппарат социологии позволяют детально анализировать общественные процессы.

Теоретико-познавательная функция социологии направлена на выяснение сущности человеческого сознания. Социология опирается на систематизированные и постоянно обновляемые факты общественной действительности. Прирост новых знаний достигается при четко сформулированной социальной проблеме, регистрирующейся как противоречие между потребностями общественного развития и субъективной деятельностью людей. Сейчас повышается интерес к информации, которая характеризует внутренний мир людей, их намерения, ориентацию, мотивы, ценности и готовность действовать во имя их претворения в жизнь.

Управленческая функция социологии заключается в нахождении разумных способов решения общественных проблем, которые могут возникнуть в результате управленческих воздействий.

Постепенно особое место занимают вопросы национальных и межнациональных отношений. Всплеск конфликтов, этническая напряженность стимулировали деятельность социологов по поиску путей выхода из кризиса, а их данные активно используются в решении проблем малых народов, при определении пределов национальных суверенитетов.

Центральное же место отводится политическим и социальным последствиям вхождения людей в новые экономические реалии. Перед специалистами по индустриальной социологии встали вопросы о наличии горообразных форм собственности, частной.

Важное значение приобретает участие социологии в рассмотрении таких проблем, как насилие и преступность в обществе.

На решение реальных ситуаций может быть направлена управленческая функция социологии. Их изучение резко увеличило значение экологических и духовно-нравственных проблем. Причем значение духовно-нравственных проблем кризисе экономике только усилил, а их роль в преобразовании жизни людей возросла.

Анализ состояния общественного сознания и поведения людей, тенденций их изменения в условиях функционирования экономических, социальных, политических и духовных отношений -- все это стало предметом исследовательских задач социологической науки. Наука эта предназначена обогатить теоретические воззрения о нынешнем этапе развития современного общества, а также помочь практике рекомендациями о возможностях оптимального воздействия на общественные процессы.

Структура социологии:

Теоретическая и эмпирическая социология. В рамках теоретического знания разрабатываются социологические теории, осуществляются типологизация и классификация имеющейся социологической информации, включает в себя гипотетическое знание, которое в дальнейшем должно быть подтверждено или опровергнуто. Теоретическое знание выявляет закономерности, тенденции и перспективы развития изучаемых процессов и явлений и самой социологической науки. В социологической теории значительное место занимает понятийный аппарат. В рамках теоретического знания можно выделить теорию социологии и метасоциологию. Объект социологической науки -- сама социальная реальность во всем многообразии ее проявлений, а объект метасоциологии -- познавательные возможности социологии, закономерности ее развития.

Эмпирическое знание предопределено всеми видами и формами конкретной информации, которые включают в себя совокупность статистических и документальных данных. Без организованного определенным образом эмпирического знания не могут быть осмыслены реалии сознания и поведения человека в демографическом, национальном, социально-правовом и других аспектах.

Фундаментальная и прикладная социология. Такое разделение социологии отвечает на вопрос, решает ли она только научные или практические задачи.

Макросоциологию интересует общество как целостный социальный организм, его структура, социальные институты, их функционирование и изменение. Микросоциология обращена к социальному поведению, межличностному общению, мотивации действия, социализации и индивидуализации личности, стимулам групповых поступков.

Объект и предмет специальных социологических теорий -- это отдельные общественные явления, их специфические связи с другими явлениями и процессами, которые образуют гражданское общество. Они рассматривают характерные связи, существующие между всеми общественными явлениями. Выделяют экономическую, политическую социологию, социологию духовной сферы, социологию управления. Что касается экономической социологии, то нужно отметить, что такой подход имеет и большое практическое значение.

Это связано с тем, что он оспаривает сложившиеся представления о том, что экономическая жизнь не содержит в себе идеальных моментов и что экономика -- это комплекс проблем, имеющих отношение только к развитию производительных сил и обусловленных ими производственных отношений.

Социология управления связана с использованием особого класса задач -- механизма регулирования социальных процессов и поэтому рассматривается самостоятельно.

Уровни социологической теории:

Общая теория- совокупность логически взаимосвязанных теоретических понятий и суждений, объясняющих крупный фрагмент реальности, которую изучает данная наука.

Частная теория - логически взаимосвязанная система конкретных научных понятий и суждений, описывающих отдельное явление (группу явлений) или процесс (совокупность процессов), получивших эмпирическое подтверждение на основе фундаментального исследования.

Эмпирическое исследование- фундаментальное исследование, проведенное в соответствии с требованиями научного метода и направленное на подтверждение частной теории. Главная цель - приращение научных знаний, открытие новых закономерностей и обнаружение известных социальных тенденций. На подготовку эмпирического исследования уходит от 3 до 10 лет.