Самые известные разбойники в истории. Знаменитые разбойники в россии



Пиратство появилось, как только человек начал использовать плавательные средства для перевозки грузов. В разных странах и в разные эпохи пиратов называли флибустьерами, ушкуйниками, корсарами, каперами.

Самые известные пираты в истории оставили после себя значительный след: при жизни они внушали страх, после смерти их авантюры продолжают вызывать неослабевающий интерес. Пиратство оказало большое влияние на культуру: морские разбойники стали центральными фигурами многих знаменитых литературных произведений, современных кинофильмов и сериалов.

10 Джек Рэкхем

К самым известным пиратам в истории относится Джек Рэкхем, живший в XVIII веке. Он интересен тем, что в его команде были две женщины. За любовь к рубашкам из индийского ситца (калико) ярких расцветок он получил прозвище Калико Джек. На флоте оказался в раннем возрасте из-за нужды. Долгое время служил старшим рулевым под командованием знаменитого пирата Чарльза Вейна. После того как последний пытался отказаться от боя с преследовавшим пиратское судно французским военным кораблем, Рэкхем поднял бунт и был избран новым капитаном согласно порядку пиратского кодекса. Калико Джек отличался от остальных морских разбойников мягким обращением со своими жертвами, что, впрочем, не спасло его от виселицы. Пират был казнен 17 ноября 1720 года в Порт-Рояле, а тело его вывесили в назидание остальным разбойникам у входа в гавань.

9 Уильям Кидд

История одного из самых известных пиратов в истории, Уильяма Кидда, до сих пор вызывает споры среди исследователей его жизни. Часть историков уверена, что он не был пиратом и действовал строго в рамках каперского патента. Тем не менее его признали виновным в нападении на 5 кораблей и убийстве. Несмотря на то, что он пытался получить освобождение в обмен на информацию о месте, где спрятаны ценности, Кидд был приговорен к повешению. После казни тело пирата и его сообщников было вывешено на всеобщее обозрение над Темзой, где и провисело 3 года.

Легенда о спрятанных сокровищах Кидда долгое время будоражила умы. Убеждение в том, что сокровище действительно существует поддерживали литературные произведения, в которых упоминался пиратский клад. Спрятанные богатства Кидда искали на многих островах, но безуспешно. О том, что клад все-таки не миф, свидетельствует тот факт, что в 2015 году британские водолазы нашли у берегов Мадагаскара обломки пиратского судна и под ним 50-килограммовый слиток, который, по оценке экспертов, принадлежал капитану Кидду.

8 Мадам Ши

Мадам Ши, или госпожа Чжэн - одна из самых известных в мире женщин-пиратов. После смерти мужа унаследовала его пиратскую флотилию и поставила морской разбой на широкую ногу. Под ее началом находилось две тысячи судов и семьдесят тысяч людей. Командовать целой армией ей помогала жесточайшая дисциплина. Например, за самовольную отлучку с корабля провинившийся лишался уха. Не все подчиненные мадам Ши были довольны таким положением дел, и один из капитанов однажды поднял бунт и перешел на сторону властей. После того как могущество мадам Ши было ослаблено, она пошла согласилась на перемирие с императором и впоследствии дожила до преклонных лет на свободе, управляя публичным домом.

7 Фрэнсис Дрейк

Фрэнсис Дрейк - один из самых известных пиратов в мире. Собственно, он был не пиратом, а корсаром, действовавшим на морях и океанах против вражеских кораблей по специальному разрешению королевы Елизаветы. Опустошая побережья Центральной и Южной Америки, он несметно разбогател. Дрейк совершил немало великих деяний: открыл пролив, который назвал в свою честь, под его командованием британский флот разгромил Великую Армаду. С тех самых пор один из кораблей английского военно-морского флота носит имя знаменитого мореплавателя и корсара Фрэнсиса Дрейка.

6 Генри Моргана

Список самых знаменитых пиратов будет неполным без имени Генри Моргана. Несмотря на то что родился он в зажиточной семье английского землевладельца, с юности Морган связал свою жизнь с морем. Он нанялся на один из кораблей юнгой и вскоре был продан в рабство на Барбадосе. Ему удалось перебраться на Ямайку, где Морган присоединился к шайке пиратов. Несколько удачных походов позволили ему с товарищами приобрести судно. Моргана выбрали капитаном, и это было удачным решением. Через несколько лет под его началом находилось 35 кораблей. С таким флотом ему удалось за день захватить Панаму и сжечь весь город. Поскольку действовал Морган в основном против испанских кораблей и проводил активную английскую колониальную политику, после его ареста пират не был казнен. Напротив, за оказанные Британии услуги в борьбе против Испании Генри Морган получил должность вице-губернатора Ямайки. Умер знаменитый корсар в возрасте 53 лет от цирроза печени.

5 Бартоломью Робертс

Бартоломью Робертс, он же Черный Барт - один из самых ярких пиратов в истории, хотя он не так известен, как Черная борода или Генри Морган. Черный Барт стал самым успешным флибустьером за всю историю пиратства. За свою недолгую пиратскую карьеру (3 года) он захватил 456 кораблей. Его добыча оценивается в 50 миллионов фунтов стерлингов. Считается, что он создал знаменитый «Кодекс пиратов». Был убит в бою с британским военным кораблем. Тело пирата согласно его воле было сброшено в воду, и останки одного из самых великих пиратов так и не были найдены.

4 Эдвард Тич

Эдвард Тич, или Черная Борода - один из самых известных пиратов в мире. Его имя слышал практически каждый. Жил и занимался морским разбоем Тич в самый расцвет золотого века пиратства. Поступив на службу в возрасте 12 лет, он получил ценный опыт, который затем пригодился ему в будущем. По мнению историков, Тич участвовал в войне за испанское наследство, а после ее окончания сознательно решил стать пиратом. Слава безжалостного флибустьера помогала Черной Бороде захватывать судна без применения оружия - увидев его флаг, жертва сдавалась без боя. Веселая жизнь пирата продолжалась недолго - Тич погиб в ходе абордажного боя с преследовавшим его британским военным судном.

3 Генри Эвери

К самым известным пиратам в истории относится Генри Эвери по прозвищу Долговязый Бен. Отец будущего знаменитого буканьера был капитаном британского флота. С детства Эвери грезил морскими путешествиями. Свою карьеру на флоте он начал юнгой. Затем Эвери получил назначение первым помощником на корсарский фрегат. Команда корабля вскоре подняла восстание, и первый помощник был провозглашен капитаном пиратского судна. Так Эвери стал на путь пиратства. Прославился тем, что захватил корабли индийских паломников, направляющихся в Мекку. Добыча пиратов была неслыханной по тем временам: 600 тысяч фунтов и дочь Великого Могола, на которой впоследствии Эвери официально женился. Как закончилась жизнь знаменитого флибустьера, неизвестно.

2 Амаро Парго

Амаро Парго - один из самых знаменитых флибустьеров золотого века пиратства. Парго занимался перевозкой рабов и заработал на этом состояние. Богатство позволяло ему заниматься благотворительностью. Дожил до почтенного возраста.

1 Сэмюэль Беллами

В число самых знаменитых морских разбойников входит Сэмюэль Беллами, известный как Черный Сэм. Подался в пираты ради женитьбы на Марии Халлет. Беллами отчаянно не хватало средств, чтобы обеспечить будущую семью, и он присоединился к команде пиратов Бенджамина Хорниголда. Через год он стал капитаном разбойников, разрешив Хорниголду мирно уйти. Благодаря целой сети осведомителей и шпионов Беллами смог захватить одно из самых быстроходных суден того времени, фрегат «Вайда». Беллами погиб, когда плыл к своей возлюбленной. «Вайда» попала в шторм, судно было выброшено на мель и команда, включая Черного Сэма, погибла. Карьера Беллами в качестве пирата продолжалась всего год.

Что греха таить, казачество в России частенько промышляло воровскими походами. Но на окраинах Государства Российского строило засеки, дабы Русь-матушку не тревожили лихие иноземцы.

Разбойники в России существовали всегда. Были среди них такие, которые прослыли в народе как кровожадные злодеи, другие прославились как благородные борцы за свободу. Некоторые стали героями легенд, и теперь уже трудно выяснить, где в их биографии правда, а где вымысел.

ЕРМАК

До того как присоединить Сибирское ханство к Русскому государству и прославить свое имя в песнях и народных сказаниях, Ермак промышлял разбоем на Волге, разграбляя купеческие караваны и татарских ханов. Точная дата и место рождения казачьего атамана не установлены - предположительно, родился он в 1540 году. По одной из версий, дед Ермака, суздальский посадский человек, отправился в поисках лучшей жизни к уральским купцам Строгановым и осел на реке Чусовой. Там и родился его внук Василий, прозванный впоследствии Ермаком. Возглавив казачью дружину, Ермак 20 лет вел вольную жизнь в районе Днестра и Волги, а затем, по некоторым данным, принимал участие в Ливонской войне, сдерживал натиск крымского хана Давлет-Гирея на Москву. В 1577 году купцы Строгановы предложили Ермаку вернуться вместе с его казачьей дружиной в Сибирь для защиты их вотчины от набегов хана Кучума, который изменил дружелюбную политику, отказался выплачивать дань и пытался вытеснить Строгановых из Сибири. Успешно защитив строгановские владения от Кучума, Ермак отправился за Урал, покоряя небольшие поселения местных народностей, облагая их данью в обмен на защиту от набегов хана Кучума. К 1583 году Ермак присоединил всю территорию Нижнего Приобья к Русскому государству, за что Иван Грозный пожаловал атаману титул князя Сибирского. По некоторым сведениям, Ермак отличался суровым нравом, жестоко расправлялся с покоренными народами и устанавливал строжайшую дисциплину в своей дружине. Ему приписывают железную силу воли, смелость и исключительный полководческий талант.

Погиб Ермак в ночь на 6 августа 1585 года во время внезапного нападения Кучума. Раненый атаман утонул, пытаясь переплыть Иртыш в тяжелой кольчуге, которая досталась ему в подарок от Ивана Грозного. По легенде, тело Ермака было найдено татарами, которые шесть недель пускали в него стрелы. Его доспехи, которым приписывались мистические свойства из-за небывалых военных успехов Ермака, достались знатному мурзе Кайдаулу. Сейчас кольчуга Ермака хранится в Оружейной палате в Москве.

КУДЕЯР

В русском фольклоре встречаются легенды об атамане Кудеяре, предводителе разбойничьей шайки, промышлявшей во времена Ивана Грозного. Некрасов представляет его народным мстителем, легенды - образцом удали, Саратовская, Ростовская, Липецкая, Белгородская и Тамбовская области борются за право считать Кудеяра своим героем. По одной из версий, Кудеяр был братом Ивана Грозного, рожденным сосланной в монастырь женой Василия III, который намеревался жениться на Елене Глинской, матери Ивана Грозного. Согласно этой версии, Кудеяр - князь Георгий Васильевич. По другой легенде, Кудеяром называли князя Габора-Георгия, сына Жигмонда Батори, князя Трансильвании, племянника польского короля. Кудеяр, поссорившись с отцом, сбежал на Днепр, присоединился к казакам и впоследствии стал царским опричником. Наконец, третья версия считает разбойником Кудеяра Тишенкова, сына боярина из Белева, совершившего предательство: он показал войскам крымского хана Давлет-Гирея подступы к Москве. Многие исследователи полагают, что «Кудеяр» могло использоваться в качестве имени нарицательного для обозначения нескольких особенно лихих разбойников.

Существуют многочисленные легенды о награбленных сокровищах Кудеяра. Согласно им, в южной России сохранилось более сотни разбойничьих кладов, особенно их много в Воронежской области. Кудеяровские клады отличают особые приметы: над камнями, под которыми спрятаны сокровища, вспыхивают огоньки, а два раза в неделю ровно в полночь можно услышать плач ребенка.

ВАНЬКА-КАИН

Российский вор номер один Иван Осипов по прозвищу Ванька-Каин родился в 1718 году в Ярославской губернии и в возрасте 13 лет был привезен в Москву в услужение к купцу Филатьеву. Через четыре года, устав от голодной жизни и побоев, Иван сбежал от Филатьева, предварительно ограбив купца, за что тот и прозвал его Каином. После нескольких лет, проведенных с разбойничьей шайкой на Волге, Ванька-Каин вернулся в столицу и начал завоевывать славу русского Картуша. Начав с карманника, он продолжил «карьеру» набегами на богатые дома, ярмарки и целые заводы. Позже Иван стал доносчиком полиции, за что с него были сняты все обвинения. По его указаниям только за один день были арестованы 32 человека, а всего в тюрьму отправилось 300–500 воров. В основном он ловил мелких воришек, укрывая крупных дельцов и вымогая у них деньги. Дав взятки чиновникам, Ванька-Каин открыл игорный дом, приносивший огромную прибыль. Он держал под своим контролем всю московскую полицию и весь воровской мир: под его началом количество воров, грабителей и прочих преступников в Москве увеличилось в несколько раз, что привело к разбоям и пожарам по всей Первопрестольной. В связи с этим в Москву был послан генерал Татищев, который возглавил следственную комиссию по делу Ваньки-Каина. С 1749 по 1755 год велось следствие, по итогам которого Ванку-Каина приговорили к смертной казни, однако затем приговор смягчили, заменив казнь каторгой в Сибири, где тот и скончался, оставив о себе память не только как о злостном воре, но и разудалом, лихом, неунывающем человеке.

КАРМЕЛЮК

Прозванный украинским Робин Гудом, Устим Якимович Кармелюк родился в крестьянской семье в Винницкой области и в 17 лет был отдан на 25-летнюю службу в царской армии. После неудачной попытки дезертировать Кармелюка отправили в штрафной батальон, откуда он успешно сбежал. Через год он встал во главе крестьянского восстания против русского дворянства, за что был приговорен к казни, которую заменили 25 ударами плетью и 10-летней каторгой в Сибири, до которой Кармелюк не доехал, сбежав из Вятского этапного лагеря. Он вновь присоединился к восстанию и вновь был схвачен. На этот раз Кармелюк отправился в Сибирь: два года он провел на пути в Тобольск. В 1825 году украинский Робин Гуд совершил свой самый знаменитый побег: ночью во время сильной бури он собрал рубашки всех каторжников, связал их в длинный канат и, привязав к одному концу тяжелый камень, перекинул его за тюремное ограждение. По такому подвесному мосту Кармелюк и его сокамерники сбежали из тюрьмы. Еще несколько раз разбойника арестовывали, но в конце концов ему удавалось бежать. С 1830 по 1835 год Кармелюк возглавлял восстание, к которому присоединилось более 20 тыс. человек, в основном украинцы, поляки и евреи. Кармелюк и его соратники грабили богатые помещичьи дома, раздавая деньги беднякам. По оставшимся свидетельствам, глава восстания отличался большой физической силой, острым умом, свободно говорил по-польски и по-русски без всякого акцента. В 1835 году украинский Робин Гуд был убит, для устрашения повстанцев его тело провезли по многим деревням.

ВАСИЛИЙ ЧУРКИН

Известный разбойник, гуслицкий Робин Гуд Василий Чуркин родился в деревне Барской возле Орехово-Зуево. Эта область была известна в России как Гуслицы - там селились скрывавшиеся от гонений старообрядцы. В гуслицких краях сумели сохранить самобытную культуру и древнеславянскую письменность, однако вместе с тем там процветало конокрадство, подделка икон и кражи. Кроме того, Гуслицы являлись одним из центров фальшивомонетчества в России, а у гусляков была репутация людей без совести и чести. Василий Чуркин стал самым известным преступником этой области. Достоверных сведений о его личности не так много. Народный фольклор сохранил предания, что шайка Чуркина орудовала на большой территории - от Москвы до Владимира: грабила богатых купцов и совершала налеты на фабрики. Довольно скоро Чуркин был пойман, но смог совершить побег, ставший легендой в русском преступном мире. Персонал тюрьмы, где содержался разбойник, находился в состоянии подпития, когда навестить Чуркина пришла его жена вместе с подругой. Они принесли ему женскую одежду, в которой он смог сбежать. Снова поймать его полиции было крайне сложно: вся область покрывала «справедливого преступника», который всегда делился награбленным с бедняками. До сих пор в Гуслицах ходят легенды о существовании тайников и кладов, спрятанных бандой Чуркина. Несмотря на то что Василий Чуркин, по мнению многих историков, всего лишь обычный разбойник, бывший фабричный рабочий, в народных преданиях он предстает благородным борцом за справедливость, помогавшим беднякам. По легенде, умирающий Чуркин признался, что решился на убийство только один раз - лишил жизни деревенского старосту Петра Кирова.

Разбойники в России существовали всегда. Были среди них такие, которые прослыли в народе как кровожадные злодеи, другие прославились как благородные борцы за свободу. Некоторые стали героями легенд, и теперь уже трудно выяснить, где в их биографии правда, а где вымысел.

ЕРМАК

До того как присоединить Сибирское ханство к Русскому государству и прославить свое имя в песнях и народных сказаниях, Ермак промышлял разбоем на Волге, разграбляя купеческие караваны и татарских ханов. Точная дата и место рождения казачьего атамана не установлены — предположительно, родился он в 1540 году. По одной из версий, дед Ермака, суздальский посадский человек, отправился в поисках лучшей жизни к уральским купцам Строгановым и осел на реке Чусовой. Там и родился его внук Василий, прозванный впоследствии Ермаком. Возглавив казачью дружину, Ермак 20 лет вел вольную жизнь в районе Днестра и Волги, а затем, по некоторым данным, принимал участие в Ливонской войне, сдерживал натиск крымского хана Давлет-Гирея на Москву. В 1577 году купцы Строгановы предложили Ермаку вернуться вместе с его казачьей дружиной в Сибирь для защиты их вотчины от набегов хана Кучума, который изменил дружелюбную политику, отказался выплачивать дань и пытался вытеснить Строгановых из Сибири. Успешно защитив строгановские владения от Кучума, Ермак отправился за Урал, покоряя небольшие поселения местных народностей, облагая их данью в обмен на защиту от набегов хана Кучума. К 1583 году Ермак присоединил всю территорию Нижнего Приобья к Русскому государству, за что Иван Грозный пожаловал атаману титул князя Сибирского. По некоторым сведениям, Ермак отличался суровым нравом, жестоко расправлялся с покоренными народами и устанавливал строжайшую дисциплину в своей дружине. Ему приписывают железную силу воли, смелость и исключительный полководческий талант.

Погиб Ермак в ночь на 6 августа 1585 года во время внезапного нападения Кучума. Раненый атаман утонул, пытаясь переплыть Иртыш в тяжелой кольчуге, которая досталась ему в подарок от Ивана Грозного. По легенде, тело Ермака было найдено татарами, которые шесть недель пускали в него стрелы. Его доспехи, которым приписывались мистические свойства из-за небывалых военных успехов Ермака, достались знатному мурзе Кайдаулу. Сейчас кольчуга Ермака хранится в Оружейной палате в Москве.

КУДЕЯР

В русском фольклоре встречаются легенды об атамане Кудеяре, предводителе разбойничьей шайки, промышлявшей во времена Ивана Грозного. Некрасов представляет его народным мстителем, легенды — образцом удали, Саратовская, Ростовская, Липецкая, Белгородская и Тамбовская области борются за право считать Кудеяра своим героем. По одной из версий, Кудеяр был братом Ивана Грозного, рожденным сосланной в монастырь женой Василия III, который намеревался жениться на Елене Глинской, матери Ивана Грозного. Согласно этой версии, Кудеяр — князь Георгий Васильевич. По другой легенде, Кудеяром называли князя Габора-Георгия, сына Жигмонда Батори, князя Трансильвании, племянника польского короля. Кудеяр, поссорившись с отцом, сбежал на Днепр, присоединился к казакам и впоследствии стал царским опричником. Наконец, третья версия считает разбойником Кудеяра Тишенкова, сына боярина из Белева, совершившего предательство: он показал войскам крымского хана Давлет-Гирея подступы к Москве. Многие исследователи полагают, что «Кудеяр» могло использоваться в качестве имени нарицательного для обозначения нескольких особенно лихих разбойников.

Существуют многочисленные легенды о награбленных сокровищах Кудеяра. Согласно им, в южной России сохранилось более сотни разбойничьих кладов, особенно их много в Воронежской области. Кудеяровские клады отличают особые приметы: над камнями, под которыми спрятаны сокровища, вспыхивают огоньки, а два раза в неделю ровно в полночь можно услышать плач ребенка.

ВАНЬКА-КАИН

Российский вор номер один Иван Осипов по прозвищу Ванька-Каин родился в 1718 году в Ярославской губернии и в возрасте 13 лет был привезен в Москву в услужение к купцу Филатьеву. Через четыре года, устав от голодной жизни и побоев, Иван сбежал от Филатьева, предварительно ограбив купца, за что тот и прозвал его Каином. После нескольких лет, проведенных с разбойничьей шайкой на Волге, Ванька-Каин вернулся в столицу и начал завоевывать славу русского Картуша. Начав с карманника, он продолжил «карьеру» набегами на богатые дома, ярмарки и целые заводы. Позже Иван стал доносчиком полиции, за что с него были сняты все обвинения. По его указаниям только за один день были арестованы 32 человека, а всего в тюрьму отправилось 300-500 воров. В основном он ловил мелких воришек, укрывая крупных дельцов и вымогая у них деньги. Дав взятки чиновникам, Ванька-Каин открыл игорный дом, приносивший огромную прибыль. Он держал под своим контролем всю московскую полицию и весь воровской мир: под его началом количество воров, грабителей и прочих преступников в Москве увеличилось в несколько раз, что привело к разбоям и пожарам по всей Первопрестольной. В связи с этим в Москву был послан генерал Татищев, который возглавил следственную комиссию по делу Ваньки-Каина. С 1749 по 1755 год велось следствие, по итогам которого Ванку-Каина приговорили к смертной казни, однако затем приговор смягчили, заменив казнь каторгой в Сибири, где тот и скончался, оставив о себе память не только как о злостном воре, но и разудалом, лихом, неунывающем человеке.

КАРМЕЛЮК

Прозванный украинским Робин Гудом, Устим Якимович Кармелюк родился в крестьянской семье в Винницкой области и в 17 лет был отдан на 25-летнюю службу в царской армии. После неудачной попытки дезертировать Кармелюка отправили в штрафной батальон, откуда он успешно сбежал. Через год он встал во главе крестьянского восстания против русского дворянства, за что был приговорен к казни, которую заменили 25 ударами плетью и 10-летней каторгой в Сибири, до которой Кармелюк не доехал, сбежав из Вятского этапного лагеря. Он вновь присоединился к восстанию и вновь был схвачен. На этот раз Кармелюк отправился в Сибирь: два года он провел на пути в Тобольск. В 1825 году украинский Робин Гуд совершил свой самый знаменитый побег: ночью во время сильной бури он собрал рубашки всех каторжников, связал их в длинный канат и, привязав к одному концу тяжелый камень, перекинул его за тюремное ограждение. По такому подвесному мосту Кармелюк и его сокамерники сбежали из тюрьмы. Еще несколько раз разбойника арестовывали, но в конце концов ему удавалось бежать. С 1830 по 1835 год Кармелюк возглавлял восстание, к которому присоединилось более 20 тыс. человек, в основном украинцы, поляки и евреи. Кармелюк и его соратники грабили богатые помещичьи дома, раздавая деньги беднякам. По оставшимся свидетельствам, глава восстания отличался большой физической силой, острым умом, свободно говорил по-польски и по-русски без всякого акцента. В 1835 году украинский Робин Гуд был убит, для устрашения повстанцев его тело провезли по многим деревням.

ВАСИЛИЙ ЧУРКИН

Известный разбойник, гуслицкий Робин Гуд Василий Чуркин родился в деревне Барской возле Орехово-Зуево. Эта область была известна в России как Гуслицы — там селились скрывавшиеся от гонений старообрядцы. В гуслицких краях сумели сохранить самобытную культуру и древнеславянскую письменность, однако вместе с тем там процветало конокрадство, подделка икон и кражи. Кроме того, Гуслицы являлись одним из центров фальшивомонетчества в России, а у гусляков была репутация людей без совести и чести. Василий Чуркин стал самым известным преступником этой области. Достоверных сведений о его личности не так много. Народный фольклор сохранил предания, что шайка Чуркина орудовала на большой территории — от Москвы до Владимира: грабила богатых купцов и совершала налеты на фабрики. Довольно скоро Чуркин был пойман, но смог совершить побег, ставший легендой в русском преступном мире. Персонал тюрьмы, где содержался разбойник, находился в состоянии подпития, когда навестить Чуркина пришла его жена вместе с подругой. Они принесли ему женскую одежду, в которой он смог сбежать. Снова поймать его полиции было крайне сложно: вся область покрывала «справедливого преступника», который всегда делился награбленным с бедняками. До сих пор в Гуслицах ходят легенды о существовании тайников и кладов, спрятанных бандой Чуркина. Несмотря на то что Василий Чуркин, по мнению многих историков, всего лишь обычный разбойник, бывший фабричный рабочий, в народных преданиях он предстает благородным борцом за справедливость, помогавшим беднякам. По легенде, умирающий Чуркин признался, что решился на убийство только один раз — лишил жизни деревенского старосту Петра Кирова.

О курских разбойниках слагали легенды, их имена упоминаются во многих литературных произведениях… Это и неудивительно: наша губерния всегда была приграничной, через нее пролегали торговые пути – как тут не выйти на «большую дорогу». Причем разбойничали не только «профессиональные» бандиты, коих в нашем крае хватало, но и местное население. Крестьяне считали воровской промысел обычным делом, не чураясь улучшать свое материальное положение грабежом.

О самых известных разбойниках губернии и их нравах нам рассказал ученый секретарь областного археологического музея Андрей Шпилев.

Помещичьи войны длились годами

В архивах хранитсЯ дело, датируемое концом XVIII века. Двух жителей одного села, которые вели лошадей, повстречали соседи, избившие мужиков и забравшие скотину. Очнувшись, крестьяне бросились за помощью к помещику, тот снарядил погоню, по следам вышли на грабителей. Но защищать «добычу» вышла практически вся деревня: с колами, вилами они не дали обыскать конюшню…

Другой случай. Однажды житель деревни Роговая, что под Курском, продал дрова. На вырученные деньги отправился в кабак, где спустил почти все свое «богатство». Под хмельком вышел из заведения и увидел бочку вина на телеге. Вот что потом он писал в объяснительной: «На телеге сидел мужик. Я спросил его: «Что ты за человек?» Тот ничего не ответил и бросился бежать. Осталась лошадь, телега и бочка. Чтобы их не оставлять на дороге, забрал к себе домой». Бочонок с вином мужик зарыл в огороде и уже мечтал о приятной хмельной жизни, когда нагрянули судья и пристав. Крестьянин не растерялся, тут же заявив, что собирался сдать вино в полицию. Мол, осознаю свою вину… Вино забрали и отдали в казенный кабак. Мужичок отделался легким испугом.

Помимо безобидных одиночек, Курщину оккупировали и серьезные шайки грабителей. Зачастую их возглавляли помещики (называли их «воропаны» – вроде и вор, но в то же время и пан), которые собирали своих крестьян и выходили на большую дорогу. Кстати, в 18-м веке не редкостью были настоящие помещичьи войны. Когда ругались два барина, крестьяне, зная об этом, спокойно совершали набеги на соседей. Даже брали в плен, чтобы потом требовать выкуп. Убивать – не убивали, но калечили друг друга сильно. Тогда это не считалось разбоем – просто ссорятся два помещика. Если полюбовно проблема не решалась, такие войны тянулись десятилетиями.

Иногда банды возглавляли помещицы. Причем руководили они отнюдь не маленькими шайками. Так, в подчинении у одной было человек 50, у другой – за 70.

– Вряд ли женщины убивали людей, – говорит Шпилев. – Скорее, грабили для куража. Дело в том, что грабежи местные власти старались прикрывать, а вот пролитие крови никак не скроешь. Но все же одну банду, возглавляемую женщиной, власти разгромили. Атаманшу наказали, но оригинально. Ей приказали «сказаться мертвой и не выезжать из имения». Всем объявили, что она погибла. Кому нужно, знали, что она жива-здорова и наведывались к ней в гости.

Одним из излюбленных мест разбойников был лес в Золотухинском районе, недалеко от Коренной пустыни. Сохранились даже воспоминания курянина, жившего в 18-м веке. Он писал, что проезжая через темный и мрачный лес, постоянно встречал разломанные и разбитые телеги, некогда составлявшие торговые караваны.

Вор №1 Кудеяр

Пожалуй, самый известный и легендарный разбойник – атаман Кудеяр, живший во времена Ивана Грозного. Есть две легенды, кто он такой. Самая распространенная: Кудеяр – старший брат Ивана Грозного. Предание гласит, что у Василия III долго не было детей, он развелся с женой Соломонией и отправил ее в монастырь. Сам женился на Елене Глинской, которая и родила ему Ивана. Соломония же в монастыре якобы родила сына Юрия. По легенде, во время одного из татарских набегов мальчишку захватили в плен. Родственники Глинской отказались его выкупать, чтобы спровоцировать татар на убийство – еще один наследник был не нужен. Но татары Юрия не убили, а дали ему другое имя – Кудеяр. Он вырос, собрал отряд и решил мстить старшему брату.

По второй версии, бытовавшей среди курского помещичьего рода Марковых, Кудеяр был из их семейства. Некогда любимец Ивана Грозного после ссоры стал врагом царя. Грозный, вроде бы, так осерчал на бывшего фаворита, что убил жену Кудеяра и приготовил из нее угощение для «друга». Поняв, что его ждет плаха, Кудеяр решил бежать. Осел он в Курской губернии, где грабил проезжавшие царские и торговые обозы, нападал на послов, уничтожал небольшие воинские формирования. То есть, по сути, вел партизанскую войну. Один из потомков Марковых позже напишет, что в их родовом поместье иногда появляется привидение Кудеяра. Это якобы предвещает смерть.

Объединяет легенды одно: когда Грозный умер, у Кудеяра пропал смысл мстить ему, он постригся в монахи и дожил свои дни в монастыре под именем Питирим. Чтобы искупить злодеяния, Кудеяр пилил вековой дуб мечом, которым убивал людей, но никак не мог справиться с деревом. Как только он окончательно усмирил свою гордыню, дуб сам упал. Местные старожилы утверждают, что дуб этот рос под Курчатовом, на месте так называемой Кудеяровой горы. Мол, когда археологи вели там раскопки, нашли дуб…

– Легенда переплелась с реальностью, – поясняет Андрей Шпилев. – Археологи действительно там работали, но никакого дуба не нашли.

Кулика подвел сервиз Екатерины

Второй известный грабитель – суджанский дворянин Кулик. Он действовал с размахом: его большая шайка делилась на три группы. Одна вместе с Куликом сидела под Суджей, вторая – под Большесолдатским, третья часть базировалась на месте современного Кореневского района. Когда шел большой караван, с которым одна группа не могла справиться, те посылали гонцов за подмогой, шайка объединялась и нападала сообща. Местные власти знали о Кулике, но особого усердия в его поимке не предпринимали. Так продолжалось долго, но однажды удача отвернулась от атамана. Он разбил торговый караван, следовавший в Крым. Среди добычи оказался серебряный сервиз – подарок императрицы Екатерины фавориту Потемкину. Тогда сервизы были не то что сейчас – на 200 персон, чашки, тарелки, вилки, ложки. Скрыть этого власти не смогли, вышел указ прекратить безобразия Куликовой шайки. Есть несколько версий смерти предводителя: по одной – он погиб в бою, по другой – его колесовали в Ахтырске (Сумская область), по третьей – четвертовали в Судже. Приказали лес, где он сидел, вырубить на определенное расстояние от дороги и поставить караул из местных жителей: 10 человек ночью, 2–3 – днем, чтобы разбойники не появились снова.

Существуют легенды и об укрытых Куликом сокровищах. Мол, в оврагах, недалеко от мест, где он разбойничал, есть погреба, где спрятано награбленное. В сообщении из Суджанского уезда, датируемом 1887 годом, говорится, что крестьяне находили глиняные сосуды, наполненные старинными монетами. Есть легенда и про другой клад, спрятанный в нескольких километрах от Большесолдатского. Якобы разбойники лет 200 назад захватили целый обоз с золотом и закопали его в лесу. До сих пор люди бродят по тем местам, вооружившись металлоискателями, в надежде найти богатство.

Уводили в лес крестьянок и дворян

От грабежа к грабежу вечно пьяные разбойники вели беззаботную жизнь. В принципе, они не обижали местных крестьян, даже отдавали им часть награбленного. Но селян приводило в бешенство, что разбойники время от времени забирали у них женщин и девок для своих утех. Жили разбойники не только грабежами, но и за счет местных помещиков. Отправляли им письма с «просьбой» предоставить еду и питье. Указывали, в какой срок и куда доставить провизию. Помещики, не желавшие проблем, требования выполняли, но встречались и строптивые. Тогда разбойники нападали на поместья, громили усадьбу, грабили, издевались над помещиками, наглядно показывая другим, что проще и дешевле откупиться. Дворяне побаивались «лесных жителей», стараясь не попадаться им на глаза. Если разбойники ловили помещика, его увозили в лес, чтобы вволю покуражиться. До убийства, как правило, дело не доходило: зачем уничтожать курицу, несущую золотые яйца? Сейчас трудно сказать, что делали десятки пьяных мужиков с холеным дворянином. Когда их фантазия иссякала, они просто раздевали помещика догола и отпускали домой.

Официально с разбоями на курских дорогах было покончено в 60-е годы 19-го века. Тогда устроили спецоперацию: пустили слух, что мимо Курска пройдет обоз с водкой. Разбойники не могли оставить это без внимания и напали на караван. Но под рогожами сидели вооруженные солдаты. Из разбойников часть убили, часть арестовали, а главарей повесили в крупных городах: Курске, Щиграх, Рыльске – для устрашения.

Вверх — Отзывы читателей (1) — Написать отзыв — Версия для печати

Valentina 22 сентября 2016, 17:27:40
e-mail: [email protected] , город: Санкт-Петербург

Благодарю вас за интересную информацию о Кудеяре. Это наша история.



Выскажите своё мнение о статье

Имя: *
E-mail:
Город:
Смайлики:

Меж двух разбойников - выражение, описывающее характер смерти Иисуса Христа , крест которого, согласно сообщениям Евангелий , был воздвигнут между распятиями преступников Дисмаса и Гестаса , получивших прозвание Благоразумного и Безумного разбойников.

В переносном значении - человек, оказавшийся в позорящей его ситуации (компании), но при этом сохраняющий свои положительные качества.

Энциклопедичный YouTube

    1 / 1

    ✪ Алый первоцвет. 1982 г. х/ф

Субтитры

Тексты

Евангельское описание

Вели с Ним на смерть и двух злодеев. И когда пришли на место, называемое Лобное, там распяли Его и злодеев, одного по правую, а другого по левую сторону…

Один из повешенных злодеев злословил Его и говорил: «если Ты Христос, спаси Себя и нас» .
Другой же, напротив, унимал его и говорил: «или ты не боишься Бога, когда и сам осужден на то же? и мы осуждены справедливо, потому что достойное по делам нашим приняли, а Он ничего худого не сделал». И сказал Иисусу: помяни меня, Господи, когда приидешь в Царствие Твое! И сказал ему Иисус : истинно говорю тебе, ныне же будешь со Мною в раю .

Напротив, в кратких рассказах об этом в Евангелиях от Матфея и Марка Иисуса поносили оба разбойника (Мф. , Мк. ).

Покаявшийся разбойник получил в христианской традиции прозвище «Благоразумный » и, по преданию, первым вошёл в рай . Разбойник вспоминается в православных песнопениях Великой пятницы при чтении Двенадцати евангелий : «Разбойника благоразумнаго во едином часе раеви сподобил еси, Господи » , а его слова на кресте стали началом великопостного последования изобразительных : «Помяни мя Господи, егда приидеши во Царствии Твоем ».

Истолкование в христианстве

Разница между текстом евангелиста Луки и текстами остальных синоптиков объясняется тем, что сперва будущий Благоразумный разбойник также участвовал в хулении Христа, но затем покаялся.

Традиционно считается, что Благоразумный разбойник был первым спасённым человеком из всех уверовавших во Христа и был третьим обитателем рая из людей (после Еноха и Илии , взятых на небо живыми). История с попаданием в рай Благоразумного разбойника является не просто иллюстрацией раскаяния злодея. Она истолковывается церковью как готовность Бога даровать прощение умирающему даже в самый последний момент.

Наиболее подробно вопрос о благочестивом разбойнике был рассмотрен Иоанном Златоустом в его беседе «О кресте и разбойнике, и о втором пришествии Христа, и о непрестанной молитве за врагов ». Святитель, изучая покаяние разбойника и церковное предание о том, что он первый вошёл в рай, делает следующие выводы:

  • Христос, будучи распинаем, оскорбляем, оплёвываем, поносим, бесславим, совершает чудо - он переменил порочную душу разбойника;
  • Величие души разбойника Златоуст выводит из сравнения его с апостолом Петром : «когда Петр отрекся долу, тогда разбойник исповедал горе ». Святитель при этом, не порицая Петра, говорит, что ученик Христа не вынес угрозы ничтожной девушки, а разбойник, видя, как народ кричит, беснуется и хулит распятого Христа, не обратил на них внимания, но очами веры «познал Владыку небес »;
  • Златоуст обращает внимание на то, что благочестивый разбойник, в отличие от других людей, «не видел ни воскрешаемого мертвеца, ни изгоняемых демонов, не видел повинующегося моря; Христос ничего не сказал ему ни о царстве, ни о геенне », но при этом он «исповедал Его прежде всех ».

Кроме того, данный прецедент лёг в основу католического понятия о крещении желанием (Baptismus Flaminis) , которое толкуется следующим образом: если кто пожелал принять крещение , но не смог по непреодолимым обстоятельствам быть должным образом крещёным, он всё равно может быть спасен милостью Божией.

Вера благоразумного разбойника как образец для подражания всеми христианами является одной из древнейших в церковных проповедях (самая ранняя была написана не позднее 125 года святым Аристидом ).

Пророчества

Апокрифические истории

Происхождение разбойников

В отличие от Евангелий, не сообщающих подробностей о людях, между которыми был распят Христос, апокрифическая литература содержит обширный набор преданий.

Апокриф «Слово о крестном древе» включает описание происхождения двух разбойников: во время бегства в Египет Святое семейство в пустыне поселилось рядом с разбойником, у которого родилось два сына. Но его жена, имевшая только одну грудь, не могла вскормить их обоих. Помощь в кормлении ей оказала Дева Мария - она выкормила того ребенка, который затем был распят по правую сторону от Христа и покаялся перед смертью:

Распространенное предание о Таинственной капле рассказывает, что Святое Семейство было захвачено разбойниками в плен, и Мария, увидав умирающего младенца на руках у жены разбойника, взяла его, и лишь капля её молока коснулась его губ, он выздоровел.

«Слово о крестном древе» не сообщает имён этих разбойников, в отличие от «Евангелия от Никодима» , которое называет их Дижман - благоразумный разбойник, и Геста - хуливший Христа. Также в этом «Евангелии» содержится описание удивления ветхозаветных праведников, выведенных Христом из ада и увидевших разбойника, раньше их попавшего в рай. Автор апокрифа приводит следующий рассказ Дижмана:

…я разбойником был, злодейства всякие творя на земле. И пригвоздили меня евреи на крест вместе с Иисусом, и видел я все, что было содеяно крестом Господа Иисуса, на котором распяли Его евреи, и уверовал я, что Он - творец всего сущего и Царь всемогущий. И просил я у Него: «Помяни меня, Господи, во Царствии Твоем!» И тотчас приняв молитву мою, сказал мне Он: «Аминь, говорю тебе, сегодня ты будешь со Мною в раю». И дал Он мне знамение крестное, сказав: «Неси это, идя в рай» .

В средневековом искусстве Благоразумный разбойник иногда изображается сопровождающим Иисуса во время Сошествия в ад , хотя такая трактовка не опирается ни на какие из сохранившихся текстов.

Крест Благоразумного разбойника

Существует апокрифическая версия происхождения древа для креста Благоразумного разбойника. Согласно легенде, Сиф получил от ангела не только ветвь от древа познания добра и зла, но и ещё одну, которую позднее зажёг на берегу Нила и которая долго горела огнём неугасимым. Когда же Лот согрешил со своими дочерьми, то Бог велел ему для искупления посадить три головни из того костра и поливать их, пока не вырастет большое дерево. Из этого дерева и был затем сделан крест благочестивого разбойника.

Крест Благоразумного разбойника, согласно традиционной версии, в 327 году был установлен императрицей Еленой на острове Кипр . В него была вложена частица Животворящего Креста и один из гвоздей, которыми было пронзено тело Христа. Об этом кресте сообщает преподобный Даниил в своём «Хождении игумена Даниила» (XII век):

Даниил повторяет самую раннюю, сохранившуюся с 1106 года запись о монастыре Ставровуни , рассказывающую о кипарисовом кресте, поддерживаемом в воздухе Святым Духом . В 1426 году крест разбойника был похищен мамелюками , но спустя несколько лет, как гласит монастырское предание, был чудесным образом возвращён на прежнее место. Однако потом святыня пропала вновь и остаётся ненайденной до настоящего времени.

Небольшая частица креста Благоразумного разбойника хранится в римской базилике Санта-Кроче-ин-Джерусалемме . Её появление в Риме связывают с императрицей Еленой.

Крест Безумного разбойника

История материала для креста, на котором был распят Безумный разбойник, содержится в русском апокрифе «Слово о Крестном Древе » ( -XVI века). Согласно ему, крест был сделан из дерева, посаженного Моисеем у горько-солёного источника Мерры (Исх. ) из трёх сплетённых вместе ветвей дерева, принесённого из рая во время всемирного потопа . Во время раскопок святой Елены в Иерусалиме ей были найдены три креста «один - преблаженный, на котором висел Христос, а прочие, на которых распяты были и умерли два разбойника ». Однако крест Безумного разбойника не был признан реликвией и его дальнейшая судьба неизвестна.

Имена разбойников

Имена Благоразумного и Безумного разбойников известны из апокрифов , которые, впрочем, называют их по-разному:

Благоразумный разбойник Дисмас

Дижман и Геста (в западной версии - Дисмас и Гестас (Dismas и Gestas )) - самая распространённая форма имён разбойников в католичестве. Имя «Дисмас» производят от греческого слова «закат» или «смерть». Варианты написания - Dysmas, Dimas и даже Dumas (Дюма).

День памяти святого Дисмаса отмечается 25 марта . В честь него назван город в Калифорнии - Сан-Димас. Святой Дисмас является покровителем заключённых, ему посвящены многие тюремные капеллы.

Благоразумный разбойник Рах

«Рах» - имя разбойника, чаще всего встречающееся в православной иконописи. Отечественные исследователи не могут найти литературных источников происхождения этого имени. Возможно, эволюция имени Варвар-Варах-Рах . Икона с его изображением размещалась на северных алтарных дверях иконостаса .

Иконография

Искусствоведы отмечают, что разбойники по сторонам Христа в сценах Распятия появились, начиная с V-VI веков (самым ранним из известных изображений является икона из монастыря Святой Екатерины , датируемая VI веком).

Благоразумный разбойник был распят с правой стороны от Христа (одесную), поэтому голову Спасителя часто пишут склонённой в эту сторону. Это указывает на его приятие раскаявшегося преступника. В русской иконописи наклонная перекладина под ногами Иисуса также обычно направлена вверх в сторону Благоразумного разбойника. Благоразумный разбойник писался обращённым лицом к Иисусу, а Безумный - с отвернувшейся головой или даже развёрнутым спиной.

Художники подчас подчёркивали различие между Иисусом и находящимся по обоим его сторонам разбойниками, а также разницу между двумя преступниками:

Иисус Христос Разбойники
одежда набедренная повязка перизома
крест Животворящий крест ,

чёткие геометрические формы

некрасивые, дикие,

изогнутые стволы, Т-образный крест

крепление гвозди привязаны веревками
руки прямые, вытянутые связанные сзади креста
поза умиротворенная корчатся
голени сохраняются в неприкосновенности перебиты воинами, которые размахивают молотами

Можно проследить и различия между двумя разбойниками, Благоразумным и Безумным: в первые века христианства, когда ещё сохранялась память об античном безбородом идеале мужской красоты, Благоразумный разбойник бороды не имел, а Безумный был бородатым. Но с развитием христианского мировоззрения борода становилась одним из немаловажных признаков образа Христа в человеке, и поэтому борода стала атрибутом положительных персонажей (Иисуса и Благоразумного разбойника), а третий казнённый превратился в безбородого.

В русской иконописи изображение Благоразумного разбойника, кроме традиционных композиций Распятия Христова, также помещается:

  • в сцене сошествия во ад (связано с иллюстрацией апокрифических сказаний «Слово о вшествии Иоанна Предтечи во ад» и «О разбойнице, иже со Христом пострада»). Изображается сцена диалога Благочестивого разбойника с пророками Илией и Енохом у райских врат, охраняемых огненным херувимом;
  • на северных дверях алтаря , ведущих в жертвенник . Разбойник изображается на белом фоне в окружении райских атрибутов (цветы, птицы, растительные побеги), что символически указывает на его пребывание в раю. В руки Благочестивому разбойнику традиционно помещают крест. В середине XIX века было распространено мнение, что помещение этого изображения на северных дверях алтаря является старообрядческой традицией, но это, вероятно, объясняется перемещением древних икон в старообрядческие церкви и моленные после реформ патриарха Никона .

Почитание

Православная церковь почитает Благоразумного разбойника как пример истинного покаяния (см. подробнее раздел « »). Отдельного дня памяти в месяцеслове благоразумный разбойник не имеет. Его история нашла своё отражение в гимнографии (особо в песнопениях Великой пятницы ; к наиболее известному относится светилен «Разбойника благоразумного во едином часе раеви сподобил еси… » ), а слова разбойника, обращённые к Иисусу Христу, стали припевом к тропарям на блаженны . Также упоминание о Благоразумном разбойнике содержится в молитве, читаемой перед причащением , в которой покаяние разбойника и исповедание им Иисуса Христа противопоставляются предательству Иуды : «не бо врагом Твоим тайну повем, ни лобзания Ти дам, яко Иуда, но яко разбойник исповедаю Тя ».