РЭУ: «Мы живем в очень странное время и с удивлением отмечаем, что прогресс идет в ногу с варварством» (З. Фрейд)

И дедушкой. У вас уже есть опыт вынашивания беременности и воспитания малыша. А для ваших детей рождение ребенка - совсем новое событие, и, готовясь к нему, они стараются получить информацию из всевозможных источников. Конечно, они интересуются вашим опытом и мнением. Но, кроме этого, они общаются с друзьями, знакомыми, врачами, читают книги, журналы и "набираются" разных идей, многие из которых очень сильно отличаются от ваших. Возможно, что эти идеи покажутся вам совершенно непонятными и даже неприемлемыми. И тогда необходимо будет сделать выбор - продолжать отстаивать свою точку зрения или же принять что-то новое и чуждое для вас...

Конечно, вы вовсе не обязаны принимать подряд все новые идеи, о которых слышите от своих детей. Но стоит побольше узнать о том, что за это время поменялось, и получить как можно более полную информацию, чтобы потом ее проанализировать и решить, как относиться к новшествам.

Зачем это делать?

Во-первых, для того, чтобы расширить свой кругозор. Представления о том, как надо вынашивать беременность, рожать, как ухаживать за ребенком и воспитывать его, что для него хорошо, а что плохо, сильно изменились, особенно за последние 15 лет, когда открылись границы, и в нашу страну хлынул поток всего нового - идей, книг, товаров и т.д. И, если вы не хотите выглядеть в своих глазах и глазах ваших детей отсталыми, "дремучими", несовременными, хотите быть прогрессивными и идти в ногу со временем - стоит все же узнать побольше нового.

Во-вторых, изучая новые идеи, вы покажете своим детям, что вас волнуют их заботы и переживания, вы сможете разделить их с ними, быть "на одной волне" и говорить на одном языке. Дети не будут чувствовать себя одиноко, а будут ощущать вашу поддержку, которая им сейчас очень важна. Кроме того, вы сможете лучше аргументировать свою точку зрения, если вам покажется, что они хотят следовать чему-то явно вредному и неправильному, чтобы отговорить их от этой затеи.

В-третьих, владея новой информацией, вы сможете лучше помочь детям в их новых заботах. Например, предложите современное альтернативное решение проблемы, если реализуемый ими способ "не работает". Кроме того, если вы будете идти одной дорогой, это поможет избежать непонимания, никому не нужных конфликтов и споров, сохранить и укрепить ваши отношения, что, несомненно, важно для всех вас.

Что может мешать?

Иногда принять новые идеи бывает легко, а иногда - очень сложно. Это зависит от многих факторов, но в первую очередь - от того, насколько человек открыт к принятию новой информации, способен к ее усвоению и применению. Существует такое психологическое понятие, как ригидность. Это одна из важнейших черт личности, которая представляет собой неготовность к восприятию нового и осуществлению перемен в своей жизни. Уровень ригидности, проявляемый человеком в различных ситуациях, - индивидуальный показатель, обусловленный свойствами нервной системы, инертностью нервных процессов и зависящий от личностных особенностей - эмоционально-волевых, интеллектуальных, уровня самосознания и самооценки.

Кроме ригидности, желанию узнавать и принимать новую информацию могут мешать и другие факторы. Например, желание конкурировать, властвовать. "Я твоя мать (), я старше, я лучше знаю" - бывает так, что, стремясь занимать эту позицию, человек отметает все, что ей может угрожать - например, признание своей некомпетентности. Причиной этого обычно бывает желание доминировать, основанное на глубинном чувстве собственной неуверенности.

Иногда узнавать и принимать новое мешает высокий уровень тревожности. Новое неизвестно, оно пугает, кажется опасным, угрожающим. "Мало ли что они пишут, а вдруг это навредит ребенку. Лучше мы по старинке, проверенными способами. Пусть это не так удобно (красиво, функционально), зато там уже все известно и не может быть никаких неожиданностей" - вот характерные слова для этой позиции. Кроме того, принять новое и следовать ему - значит, взять на себя ответственность за последствия того, что может произойти. Хорошо, если они будут удачными, но может быть и наоборот, тогда все "шишки" падут на голову того, кто это предложил, что тоже может очень сильно пугать.

Четвертая причина - наличие собственных "нерушимых" авторитетов. Например, мать в детстве твердо внушила дочери или сыну, что она всегда права. Ребенок вырос, стал родителем, скоро станет бабушкой или дедушкой, но так и остался во власти детских представлений о том, что "моя лучше всех знает, как надо", "она говорила, что памперсы вредны, - значит, так правильно". Авторитетами могут быть и семейные врачи, и друзья, и признанные авторитеты по детей прошлого века, например доктор Спок с его бестселлером "Вы и ваш ребенок". Несколько поколений выросло по этой книге, и может быть очень трудно отказаться от того, что было таким убедительным и оказало в свое время помощь и поддержку.

Ригидны ли вы?
Если вы хотите понять, насколько сильно ригидность выражена в вашем характере, ответьте на вопросы этого теста.

  • Меня раздражает, когда отвлекают от важной работы (например, просят совета).
  • Праздники нужно отмечать с родственниками.
  • Мне труднее сосредоточиться, чем другим.
  • Я много времени уделяю тому, чтобы все вещи лежали на своих местах.
  • Я предпочитаю ходить известными маршрутами.
  • Всю свою жизнь я строго следую принципам, основанным на чувстве долга.
  • Мне нравится детально изучать то, чем я занимаюсь.
  • Самое трудное для меня в любом деле - начало.
  • Иногда я так настаиваю на своем, что люди теряют терпение.
  • Я люблю доводить начатое до конца.
  • Иногда знакомые подшучивают над моей аккуратностью и педантичностью.
  • Мне трудно отвлечься от начатой работы даже ненадолго.
Если вы считаете, что больше половины этих утверждений верны, - вы ригидный человек, вам трудно принимать и усваивать новые идеи. Даже если ответов "да" больше трети - это уже сигнал того, что ригидность явно присутствует в вашем характере.

Что же делать?

Начнем с ригидности. К сожалению, с годами, когда организм начинает стареть, она может проявляться все чаще, и бороться с ней полезно в любом случае, относится ли это к новым идеям или к другим новым видам деятельности. Для этого возьмите в привычку регулярно тренировать свой мозг и нервную систему. Существует два основных пути это делать. Первый - каждый день или каждую неделю придумывать себе какой-то новый вид деятельности и учиться ему. Это может быть что-то сложное или совсем простое, например, пользование новой программой на компьютере или осваивание новых функций вашего телевизора или видеомагнитофона. Изучение новых идей - тоже полезная работа для вашего мозга, тем более что она сейчас очень своевременна и полезна для тех перемен, которые ждут вас вскоре. Второй путь - делать что-то давно знакомое и привычное новым способом, например, освоить новый маршрут с работы домой или чистить зубы другой рукой. Все эти упражнения помогают тренировать мозг, по-новому включать его полушария и сделать его работу более гибкой, что позволит значительно упростить и усвоение нового.

Без гнева и пристрастия
В психологии есть целое направление, которое занимается созданием собственной концепции и работой с идеями и представлениями о мире. Одна из важных частей этого процесса - так называемое "расшатывание" установок. В него входит сбор всех фактов и мнений "за" и "против". Кто сказал так, а кто иначе, когда вы видели подтверждение каждой позиции, какие факты говорят в пользу того или иного мнения, и т.д. Цель этого процесса - расширение своего видения мира и представлений о нем и понимание того, что не существует однозначно правильных и нерушимых представлений, что даже самые умные и компетентные люди могут ошибаться. Поэтому узнайте побольше обо всем, что вас интересует или входит в конфликт с вашими представлениями. Запишите их и проанализируйте, откуда они взялись. Постарайтесь "расшатать" все старые и новые установки, которые мешают друг другу. Подвергните испытанию старые и новые авторитеты. И тогда будет проще решить, что для ВАС правильно, а что нет. И многие новые идеи окажутся лучше старых, а другие, как выяснится, не противоречат, а дополняют друг друга. Вы станете шире смотреть на мир и сможете лучше помочь детям подготовиться к рождению ребенка.

Если познавать новые идеи вам мешает стремление командовать вашими детьми, доминировать и нежелание идти им навстречу - задумайтесь, зачем вам это нужно? Какие свои проблемы вы хотите решить за их счет? Почему вы не хотите строить с ними равные, партнерские отношения, идти им навстречу и разделять их чувства и мысли. Подумайте, чего вы добьетесь таким образом. Вряд ли это поможет улучшить отношения - скорее, дети устанут от давления, обидятся и захотят находиться от вас подальше. Поэтому сейчас самое главное - научиться уважать своих детей, видеть в них равных, взрослых людей, у которых есть голова на плечах и право на собственное мнение. И первый шаг, который вы сейчас можете сделать, - прийти к ним не как эксперт, а как равный, расспросить их о том, как они видят свои дальнейшие действия, связанные с будущим ребенком, и постараться их по-настоящему понять. Для этого, если что-то вам неясно или кажется странным, расспросите побольше, узнайте, почему они думают так, а не иначе, и отнеситесь к их мнению с уважением. Не потому, что оно похоже на ваше, а потому, что у каждого человека есть право думать и решать по-своему, как ему жить, как рожать и воспитывать своих детей, есть право ошибаться и получать новый опыт. И эти права надо уметь принимать и уважать, чтобы строить и укреплять важные и ценные отношения с людьми, особенно, если эти люди - ваши дети.

Если принимать новое мешает повышенная тревожность, страх перед неизвестностью, - постарайтесь эту неизвестность уменьшить. Выпишите на листок бумаги те идеи, которые кажутся вам особенно пугающими, и постарайтесь узнать про них побольше. Определите, чем именно они вас так пугают, каких последствий вы боитесь. После этого проведите сбор информации о том, насколько обоснованны ваши страхи. Узнайте, каковы еще могут быть последствия данного события, какие есть плюсы и минусы, и самое главное - что можно сделать, чтобы эти минусы обезвредить, если они все же проявятся. Есть известная поговорка: "Осведомлен - значит, вооружен". Вы будете гораздо спокойнее себя чувствовать, зная, какие неприятности могут произойти и что с ними делать, и это поможет вам проще и с принятием относиться к новым идеям.

Если же принимать новое мешает нерушимое уважение к прежним авторитетам и старым традициям, вам опять же поможет сбор информации. Приведу простой пример. Раньше детей всегда держали в пеленках. Потом появились одноразовые подгузники - и пеленать перестали. Есть сторонники и противники и того, и другого. Но существует и третье мнение, гораздо более гибкое. Согласно нему, пеленать нужно гиперактивных детей, чтобы помочь им успокоиться, а слабых, скованных полезнее держать свободными, чтобы дать им возможность развиваться.

В заключение хочу еще раз напомнить: вы вовсе не обязаны принимать все новое. Но та работа по сбору и анализу информации, которую вы проделаете, поможет вам убедить ваших детей в том, что вам кажется более правильным и полезным в таком важном и ответственном деле, как рождение и воспитание ребенка.

Сигизмунд (Зигмунд) Шломо Фрейд, (1856–1939), австрийский психиатр, основатель психоанализа

Человеческая культура зиждется на двух началах: на овладении силами природы и на ограничении наших влечений. Скованные рабы несут трон властительницы. Горе, если бы они были освобождены: трон был бы опрокинут, властительница была бы попрана.

В ходе развития культуры из сексуального было извлечено столько божественного и святого, что оскудевший остаток стал презираться.

Мы живем в очень странное и с удивлением отмечаем, что прогресс идет в ногу с варварством.

Хранилище идей создается вследствие потребности человека как то справиться со своей беспомощностью.

Каждый индивидуум поступился частью своего достояния, полноты своей власти, агрессивных и мстительных наклонностей своей личности. Кто не способен в силу своей неподатливой конституции соучаствовать в этом подавлении влечений, противостоит обществу как «преступник» или «отщепенец», если только его социальная позиция и выдающиеся способности не позволяют ему выдвинуться в качестве великого человека, «героя».

Нет ни одного человека, способного отказаться от наслаждения; даже религии приходится обосновывать требование отказаться от удовольствия в ближайшее время обещанием несравненно больших и более ценных радостей в некоем потустороннем мире.

Люди знают, что обрели контроль над силами природы до такой степени, что с их помощью они без труда могли бы истребить друг друга до последнего человека. Большая часть их беспокойства и несчастья вытекает именно из этого.

В молитве человек уверяется в непосредственном влиянии на божественную волю и тем самым приобщается к божественному всемогуществу.

Национальный характер – это конденсат истории народа.

Любому восприимчивому к воздействию искусства человеку оно знакомо как незаменимый источник наслаждения и утешения. Но легкий наркоз, в который нас погружает искусство, дает не больше, чем мимолетное отвлечение от тягот жизни.

Зависимость от объекта любви действует уничижительно; кто влюблен – тот покорен.

Сама по себе любовь – как страдание, лишение – снижает чувство собственной значимости, но взаимная любовь, обладание любимым объектом снова его повышает.

Человек любит то, чего не хватает его Я для достижения идеала.

Каким смелым и самоуверенным становится тот, кто обретает убежденность, что его любят.

Притязания ребенка на любовь матери безмерны, они требуют исключительности и не допускают дележки.

Многие загадки любовной жизни взрослых людей обусловлены лишь утрированием моментов инфантильной любви.

Ребенок, сосущий грудь матери, становится прототипом любых любовных отношений. Нахождение объекта, по сути, является его повторным обретением.

Никогда не бываем столь беззащитны, как тогда, когда любим, и никогда так безнадежно несчастны, как тогда, когда теряем объект любви или его любовь.

Наряду с житейской необходимостью любовь – великая воспитательница; любовь близких побуждает несложившегося человека обращать на законы необходимости с тем, чтобы избежать наказаний, связанных с нарушением этих законов.

Обычно враждебные чувства появляются позже, чем нежные; в своем сосуществовании они хорошо отражают амбивалентность чувств, господствующую в большинстве наших интимных отношений.

Когда люди женятся, они более – в большинстве случаев – не живут друг для друга, как они это делали ранее. Скорее, они живут друг с другом для кого то третьего, и для мужа вскоре появляются опасные соперники: домашнее хозяйство и детская.

Вероятно, нет ни одной детской, среди обитателей которой не царили бы сильные конфликты. Их мотивами являются борьба за любовь родителей, за обладание общими вещами, за место в комнате.

Маленький ребенок еще не знает глубокой бездны между человеком и животными, и высокомерие, с которым человек относится к животному, развивается у него позже.

Детство, лишенное чувство стыда, кажется нам впоследствии своего рода раем, а ведь этот самый рай не что иное, как массовая фантазия о детстве человека.

Маленький ребенок аморален, у него нет никаких внутренних торможений против стремления к удовольствию.

Его величество дитя должен исполнить неисполненные желания родителей, стать вместо отца великим человеком, героем, дочь должна получить в мужья принца в качестве позднего вознаграждения матери.

Самый уязвимый момент нарциссизма человека – жестоко попираемое реальностью бессмертие Я – сохраняется, найдя свое прибежище в ребенке.

Тот, кто знаком с психической жизнью человека, тот знает, что едва ли что нибудь другое дается ему столь трудно, как отречение от однажды изведанного удовольствия.

Человеку свойственно превыше всего ценить и желать того, чего он достичь не может.

Мы стремимся в большей степени к тому, чтобы отвести от себя страдания, нежели к тому, чтобы получить удовольствие.

Быть абсолютно честным с самим собой – хорошее упражнение.

Только воплощение в жизнь мечты детства может принести счастье.

В определенном смысле то, что мы называем счастьем, случается в результате предпочтительно непредвиденного удовлетворения длительное время сдерживаемых потребностей.

Пожелания долгой и счастливой жизни недорогого стоят; они являются рудиментом той эпохи, когда человек верил в магическую силу мысли.

По мере того как принцип удовольствия под влиянием внешнего мира преобразуется в более скромный принцип реальности, мы уже считаем себя счастливыми, если нам удалось избежать несчастья, превозмочь страдания.

Большинство людей в действительности не хотят свободы, потому что она предполагает ответственность, а ответственность страшит большинство людей.

Единственная цель жизни – это сам процесс существования, то есть вечная борьба за выживание.

Анатомия – это судьба.

Человек, который был бесспорным любимцем своей матери, через всю свою жизнь проносит чувство победителя и уверенности в удаче, которые нередко приводят к действительному успеху.

Мы все в глубине души считаем, что у нас есть основания быть в обиде на судьбу и природу за ущерб, как врожденный, так и нанесенный нам в детстве; все мы требуем компенсаций за оскорбления, нанесенные в наши юные годы нашему самолюбию. Отсюда проистекает претензия на исключение, на право не считаться с теми сомнениями и опасениями, которые останавливают остальных людей.

Смерть близкого может всколыхнуть в человеке все прошлое.

Острая скорбь после утраты собственного ребенка сотрется, однако мы остаемся безутешны и никогда не сможем подобрать замену. Все, что станет на опустевшее место, даже если сумеет его заполнить, остается чем то иным. Так и должно быть. Это единственный способ продлить любовь, от которой мы не желаем отречься.

Для каждого из нас мир исчезает с собственной смертью.

Жестоко попираемое реальностью бессмертие Я сохраняется, найдя свое прибежище в собственном ребенке.

Если хотите суметь вынести жизнь, готовьтесь к смерти.

Наука не является откровением, ей с самого начала не присущ характер чего то определенного, неизменного, безошибочного, чего так страстно желает человеческое мышление.

Ничто не обходится в жизни так дорого, как болезнь и глупость.

Любовь и работа – вот краеугольные камни нашей человечности.

Работа как ничто другое в жизни связывает человека с реальностью. В своей работе он, по меньшей мере, надежно привязан к части реальности, к человеческому обществу.

Каждый нормальный человек на самом деле нормален лишь отчасти.

Нет ничего дороже, чем болезнь и ее игнорирование.

Я не является хозяином в своем собственном доме.

То, от чего инфантильное Я в испуге спасалось бегством, взрослому и окрепшему Я часто кажется лишь детской игрой.

Я может обращаться с собой как с другими объектами, наблюдать за собой, критиковать себя и еще бог знает что с собой делать.

Мышление представляет собой пробное действие с использованием малых количеств энергии, схожее с передвижением маленьких фигур на карте, прежде чем полководец, приведет в движение свои многочисленные войска.

Люди более моральны, чем они думают, и гораздо более аморальны, чем могут себе вообразить.

Я идеал представляет собой отражение старого представления о родителях, выражение удивления их совершенством, которое ребенок им тогда приписывал.

Созвездия, безусловно, величественны, однако, что касается совести, Господь Бог выполнил несоразмерную работу и сделал ее небрежно, поскольку подавляющее большинство человеческих существ получило лишь ее скромную часть, едва достаточную для того, чтобы стоило об этом говорить.

Совесть становится тем строже и тем чувствительнее, чем больше человек удерживается от агрессии против других.

Инстинкты – это мифические сущности, величественные в своей неопределенности. В ходе психоанализа мы не можем пренебречь ими ни на минуту, при этом никогда не обладая уверенностью, что ясно их видим.

У женской груди скрещиваются любовь и голод.

У каждого человека есть желания, которые он не сообщает другим, и желания, в которых он не сознается даже себе самому.

Желаемое – это надежная и во всех значимых отношениях законченная картина забытых лет жизни пациента. Наша фантазия всегда работает по старым образцам.

Неудовлетворенные желания – движущие силы мечтаний, а каждая фантазия по отдельности – это осуществление желания, исправление неудовлетворяющей действительности.

Мир фантазии представляет собой «щадящую зону», которая создается при болезненном переходе от принципа удовольствия к принципу реальности.

Отношения психоаналитика и анализируемого основаны на любви к истине, то есть на признании реальности.

Пациент, который повсюду рассказывает о своем психоанализе, с самого начала рискует свести его на нет.

Лучший способ для пациента взять реванш – это продемонстрировать на себе самом беспомощность и несостоятельность врача.

Люди говорят о денежных вопросах с той же лживостью, что и о сексуальных проблемах. В психоанализе и то, и другое необходимо обсуждать с одинаковой откровенностью.

Болезнь пациента вовсе не представляет собой нечто законченное, окаменелое, а продолжает расти и развиваться, как живое существо. Как только лечение захватывает пациента, то оказывается, что все новое творчество болезни направляется на отношение к психоаналитику.

Образование симптома представляет собой замену того, чему появиться непозволительно.

Настоящий мазохист всегда поставит щеку там, где у него есть перспектива получить удар.

Мазохист хочет, чтобы с ним обращались как с маленьким, беспомощным и зависимым, но главное – как со скверным ребенком.

Сочетание движения вперед, которое характерно для современных культуры и науки - а также для культуры и науки, современных для автора высказывания, Зигмунда Фрейда, - и удивительных проявлений варварства не может не удивлять всякого, кто задумывается над развитием современного общества. Но может что-то изменилось с тех пор, когда жил Фрейд? Ведь прошло уже почти сто лет?

На этот вопрос можно попытаться ответить, если рассмотреть тот вклад, который был внесен самим Фрейдом в развитие науки. На рубеже XIX и XX веков представление человека о своей личности и своем бытии, о своем месте в мире изменилось окончательно, и З. Фрейд значительно повлиял на это изменение, исследуя человеческое бессознательное. Открытия З. Фрейда разрушили многие представления о человеке, характерные для XIX века. Так, рационализм XIX века сводил волю человека к разуму, но Фрейд показал, что в человеческой личности есть и иные силы, помимо разума, помимо собственного «Я». Оказалось, что своего рода «прогресс» и «варварство» сочетаются уже в самом человеке, являясь важными чертами личности.

Как эти черты влияют на соотношение прогресса и варварства в наше время? Может, стремление к прогрессу сумело окончательно вытеснить варварские порывы? С одной стороны, конечно, стремление к прогрессу в человеке очень сильно, и реализуется оно в самых разных сферах: в науке, в технологиях, в развитии общества, в самопознании. Человеческая личность изучена к настоящему времени куда более полно и разносторонне по сравнению со временем жизни Фрейда, многие идеи самого Фрейда уже устарели, хотя высказанная в тезисе - едва ли. Представление о месте и роли человека в мире значительно усложнилось как после двух мировых войн, так и после изобретения ядерного оружия: сочетание невероятной силы общества, страны, владеющей этим оружием, и зачастую полного бессилия отдельного человека - вот из чего, на мой взгляд, складывается видение личностью себя в наше время. И такое видение - плод прогресса. Итак, та сторона человеческой личности, которую З. Фрейд обозначил, как Суперэго, влечет человека вперед по пути прогресса, хотя зачастую пути прогресса могут быть разрушительными.

С другой стороны, очевидно, что глобальные проблемы человечества не стали менее острыми с развитием технологий, а также с развитием общества и культуры, напротив, некоторые из них только ярче высветились на фоне современных тенденций. Социальное и экономическое неравенство сохраняются до настоящего времени даже в развитых странах. Восприятие людей иных убеждений, иной национальности и т.д. по-прежнему весьма неоднозначно, что до смешного напоминает этимологию слова «варварство»: римляне называли варварами тех, кто не говорил на латыни, т.е. тех, кто по отношению к римлянам занимал позицию «другого», «чужого». «Чужие» и «другие» по-прежнему вызывают в отдельном человеке и в современной цивилизации страх и опасения, что собственная культура, собственный мир будут разрушены этими «другими», как некогда Рим был разрушен варварами. Страх перед «другими» оберегает современную цивилизацию, хотя и является отклонением от тех гуманистических тенденций, которые приняты в нашем обществе. Впрочем, нужно помнить, что, на развалинах Римской Империи выросла современная цивилизация, потому можно сказать, что и варварство может быть плодотворным. В своей слепоте, жестокости и покорности импульсам и первобытным порывам (подобно фрейдистскому «Ид») оно способно давать начало чему-то новому.

Итак, сочетание варварства и прогресса, которое отмечал З. Фрейд, говоря об обществе в котором жил сам, характерно и для нашего общества, но - что удивительно - это сочетание характерно и для отдельного человека, в котором прогресс всегда будет бороться с желанием сохранить всё «как есть», потому что оба эти стремления являются неотъемлемыми чертами человека.

С тех пор как Зигмунд Фрейд опубликовал многие из своих новаторских книг и статей, минуло более 100 лет. Основатель современного психоанализа любил бродить по закоулкам человеческого разума. Он изучал и теоретизировал сны, культуру, развитие детей, сексуальность и психическое здоровье. Его интересы были разносторонними. Некоторые из выдвинутых Фрейдом теорий были дискредитированы, однако большая часть идей подтверждена современными учеными и находит широкое применение на практике. Если вам интересны идеи самопознания, вы не сможете пройти мимо учений австрийского психоаналитика.

Фрейд рассказывал о том, что не многие из нас хотят слышать. Он уличал нас в незнании собственной самости. Скорее всего, он был прав, и наши сознательные мысли - это всего лишь верхушка большого айсберга. Перед вами 12 фактов, оставленных нам великим предшественником в подарок.

Ничто не происходит просто так

Фрейд обнаружил, что не бывает никаких недоразумений или совпадений. Вам кажется, что эти чувства случайны и продиктованы импульсами? Но на самом деле любое событие, желание и действие, даже совершенное на подсознательном уровне, играет важное значение в нашей жизни. Молодая женщина случайно оставила ключи в квартире своего любовника. Ее подсознание выдает тайные желания: она не прочь вернуться туда снова. Выражение «оговорка по Фрейду» возникло неспроста. Ученый верил в то, что словесные ляпы и ошибки выдают истинные человеческие помыслы. Очень часто нами движут страхи из прошлого, пережитые травмы или скрытые фантазии. Как бы мы не пытались подавить их, они все равно прорываются наружу.

Слабость и сила каждого человека в его сексуальности

Секс является главной движущей силой для людей. Это именно тот знаменатель, под который можно подогнать всех нас. Однако многие люди всеми силами отрицают это. Мы так прониклись высокими принципами дарвинизма, что стыдимся своего животного естества. И, несмотря на то что мы возвысились над всеми остальными живыми существами, мы по-прежнему обладаем их слабостями. Большую часть своей истории человечество отрицало свою «темную сторону». Так на свет появился пуританизм. Но даже самые правильные люди всю жизнь вынуждены бороться против собственных сексуальных аппетитов. Взгляните на многочисленные скандалы, потрясшие Ватикан, другие фундаменталистские церкви, видных политиков и знаменитостей. На раннем этапе своей профессиональной деятельности Фрейд наблюдал эту похотливую борьбу у мужчин и женщин в викторианской Вене, откуда и сделал выводы.

«В некоторых случаях сигара - это просто сигара»

Общепринятая идея в современной психологии рассматривает каждый предмет с нескольких точек зрения. Например, сигара вполне могла бы стать фаллическим символом. Однако не все значения имеют далеко идущие последствия. Сам Фрейд любил курить, поэтому и изрек такую истину.

Каждая часть тела эротична

Основатель теории психоанализа знал, что люди являлись существами сексуальными с самого своего появления на свет. Он вдохновлялся видом матери, кормящей младенца грудью. Эта картина наглядно иллюстрирует пример более зрелой сексуальности. Все, кто видел сытого ребенка, отпустившего материнскую грудь, замечают, как малыш с пылающими щеками и блаженной улыбкой на устах тотчас же засыпает. Позже эта картина полностью отразит картину сексуального удовлетворения. Фрейд был глубоко убежден, что сексуальное возбуждение не ограничивается одними гениталиями. Удовольствие достигается за счет стимулирования партерами любой части тела. Секс и эротика не ограничиваются половыми сношениями. Однако сегодня большинству людей трудно принять эту идею.

Мысль - это крутой вираж на пути к исполнению желания

Фрейд высоко ценил сам акт мышления (желания и фантазии). Психотерапевты и психоаналитики в своей практике часто наблюдают за людскими фантазиями. Часто они оценивают их выше, чем фактические реальные действия. И хотя реальность не может быть измерена с помощью яркой фантазии, у этого явления есть свое уникальное предназначение. По утверждениям нейробиологов, это служит основой для воображения.

За разговорами человеку становится легче

Психологическая терапия индивида, базирующаяся на психоанализе, доказывает, что разговор облегчает эмоциональные симптомы, уменьшает беспокойство и высвобождает разум. В то время как лекарственная форма терапии носит лишь краткосрочный характер, и она эффективна в борьбе с основными симптомами недугов, разговорная терапия является мощным инструментом в улучшении состояния пациента. Необходимо помнить, что в лечении участвует человек, а не просто набор симптомов или диагноз. Если пациент рассчитывает на долгосрочные изменения, с ним необходимо разговаривать.

Защитные механизмы

Теперь термин «защитный механизм» мы воспринимаем как само собой разумеющееся. Это давно стало частью базового понимания человеческого поведения. Теория, которую Фрейд разработал совместно дочерью Анной, гласит, что в целях защиты от чувства тревоги или неприемлемых импульсов, подсознание может отрицать или искажать действительность. Видов защитных механизмов много, наиболее известными являются отрицание, отказ и проекции. Отрицание - это когда человек отказывается признать, что произошло или происходит. Отказ формируется по причине нежелания признать свои пагубные пристрастия (например, алкоголизм или наркоманию). Этот вид защитного механизма также может быть проецирован на социальную сферу (например, нежелание признавать тенденцию изменения климата или жертв политических репрессий).

Сопротивление переменам

Человеческий разум навязывает определенную модель поведения, которая всегда стремится сопротивляться изменениям. Все новое в нашем понимании таит угрозу и влечет за собой нежелательные последствия, даже если перемены происходят к лучшему. К счастью, метод психоанализа нашел средства для регулирования сознания, которые дают возможность победить упорную способность создавать препятствия на пути движения вперед.

Прошлое воздействует на настоящее

Сейчас, в 2016 году, этот постулат может показаться более прозаичным, чем 100 лет тому назад. Но для Фрейда это стало моментом истины. Сегодня многие из теорий Фрейда о развитии детей и последствиях влияния их раннего жизненного опыта на более позднее поведение в значительной степени способствуют успеху в лечении пациентов с психическими расстройствами.

Концепция переноса

Другая широко известная теория Зигмунда Фрейда рассказывает о том, каким образом прошлое может воздействовать на настоящее посредством концепции переноса. Этот постулат также широко используется в современной психологической практике. К переносу относятся сильные чувства, переживания, фантазии, надежды и страхи, которые мы испытывали в детстве или подростковом возрасте. Они являются бессознательной движущей силой и способны воздействовать на наши взрослые отношения.

Развитие

Человеческое развитие не заканчивается с наступлением половой зрелости, а продолжается на протяжении всего жизненного цикла. Успех зависит о того, как мы способны меняться под воздействием тех или иных проблем. Жизнь всегда бросает нам вызов, а каждый новый этап в развитии позволяет нам снова и снова оценить личные цели и ценности.

Цивилизация является источником социальных страданий

Фрейд заявлял, что склонность к агрессии является самым большим препятствием на пути к цивилизации. Немногие мыслители выглядели столь непоколебимо по отношению к этому человеческому качеству. В 1929 году, с расцветом европейского антисемитизма, Фрейд написал: «Человек человеку волк. Кто может это оспорить?». Фашистский режим запрещал теории Фрейда, как это делали впоследствии коммунисты. Его называли разрушителем морали, но сам он больше всего не любил Америку. Он полагал, что американцы направляют свою сексуальность в нездоровую одержимость деньгами: «Разве не грустно зависеть от этих дикарей, которые не являются лучшим классом людей?». Парадоксально, но именно Америка, в конце концов, оказалась самым благоприятным хранилищем идей Зигмунда Фрейда.

Безобидность селфи перестала быть такой уж безобидной. В интернете можно найти многочисленные сообщения о том, что попытка сделать оригинальный снимок самого себя обернулась трагедией. Да и врачи все чаще говорят о том, что любовь к селфи - это самая настоящая зависимость, которую можно поставить в один ряд с алкоголизмом и наркоманией.

Изначально желание показать всему миру, где ты сейчас находишься и что конкретно тебя окружает, не вызывало никакого опасения. Люди и раньше любили привозить из далеких путешествий горы фотографий и потом показывать себя на фоне самых разных исторических достопримечательностей друзьям и знакомым. Или просто просматривать эти фотографии тихими вечерами в уютном семейном кругу. Теперь же появилась возможность не ждать возвращения из поездки, а прямо сразу, еще на месте разослать по всему миру запечатленный образ. Об изначальной безобидности подобного увлечения говорит психолог Надежда Рябичкина:

"Мне кажется, что селфи - это некое влияние моды, поэтому оно получает такую популярность. С одной стороны, оно дает какое-то общение, дает возможность показать своим близким, где ты находишься в данный момент времени. Ничего страшного такого нет, казалось бы. Любая зависимость, конечно опасна. Здесь нужна мера, а в самом по себе селфи ничего страшного нет. Я думаю, когда наше общество пресытится этим, такой массовости уже не будет наблюдаться. Останутся люди, которым это очень интересно, которым это нравится, но это будет все в пределах нормы".

Более того, вокруг любителей селфи довольно быстро было налажено производство сопутствующих товаров, которые сделали этот процесс еще более увлекательным. И в результате не делать то, что делают все вокруг с таким увлечением, стало просто невозможно, заключает кандидат психологических наук, доцент Института психологии, социологии и социальных отношений Московского педагогического университета Лариса Овчаренко:

"Сейчас, конечно, если говорить о зависимости, то говорить об этом еще рано. Хотя американские коллеги уже признают это формой поведенческой зависимости. Хотя у нас это, скорее, ажиотаж, дурная привычка. А больше, наверное: делают все - делаю я. Это модно сейчас - селфи-палочки, в парках они выдаются для временного пользования, продаются - это определенный бизнес. Все крутится вокруг того, что подогревается интерес к такому образу выражения себя через соцсети, через признание, через то, что люди пытаются выразить себя через виртуальное общение. Поэтому сфотографировать себя на фоне чего-то неожиданного стало модным направлением".

Но все оказалось не так уж и безобидно. Все больше ученых говорят, что пристрастие к селфи надо считать психическим расстройством. Ведь фактически это постоянное желание фотографировать себя и выкладывать снимки в социальные сети можно объяснить тем, что человек не получает достаточного уважения в реальной жизни. С этим согласна и Надежда Рябичкина:

"Это принимает болезненные формы, когда человек уже чувствует себя некомфортно, он не может без этого обойтись. И когда человеку становится некомфортно, мы говорим о том, что даже человек себя плохо чувствует, если он не сделает селфи, если он не выложит срочно в социальные сети. Но чаще всего этому подвержены люди, которые в принципе склонны к зависимостям. Просто у них это проявляется в такой форме. Они точно так же могли бы быть пристрастны к компьютерным играм, к созависимым отношениям с партнером и т.д. Я уже не говорю про алкогольную зависимость, наркоманию".

Взять хотя бы историю 19-летнего Дэнни Боумана, который 200 раз в день фотографировался и в результате был готов себя просто убить, потому что так и не смог получить "идеальное селфи". Позже ему был поставлен диагноз обсессивно-компульсивного расстройства.

Отдельно специалисты призывают обратить внимание на любителей делать селфи в неожиданных местах, что часто оборачивается трагедией. Фото на обрыве скалы или в несущейся машине, попытка поиграть с оружием или поймать кадр на фоне приближающего поезда - это только часть тех сценариев, которые авторы селфи не сумели реализовать до конца по всего лишь одной причине - собственной смерти.