Список основных произведений Г. В

Музыку Георгия Свиридова несколько десятилетий ежедневно слушает вся страна. Именно его мелодии «Время, вперед!» было суждено стать предвестником и символом всех главных новостей за последние полвека. Наверное, в этом и есть прозорливость судьбы – в прошедшем столетии не было композитора, творчество которого настолько сильно связанно с Россией, ее исконной культурой и духовными основами. Его музыка, наполненная нравственной чистотой, очень сильно воздействует на чувства слушателей, просветляя их, но самое главное она побуждает человека поверить в свои силы.

Краткую биографию Георгия Свиридова и множество интересных фактов о композиторе читайте на нашей странице.

Краткая биография Свиридова

3 декабря 1915 года в уездном городе Фатеж Курской области в семье телеграфного служащего и учительницы появился на свет первенец. Родители имели крестьянские корни и не могли себе даже представить, что их сын, Георгий Васильевич Свиридов, станет одним из самых знаменитых композиторов России. Через несколько лет у него родились брат и сестра. В 1919 младший сын Свиридовых погиб от испанки, тогда же не стало и отца. Семья перебралась в Курск, где маленький Юра, как в детские годы называли будущего музыканта, начал играть на балалайке, а затем способного ребенка приняли в оркестр народных инструментов.


Педагоги музыкальной школы порекомендовали юноше продолжить образование в Ленинграде. Согласно биографии Свиридова с их легкой руки в 1932 году Юра поступает в музыкальный техникум. После – в консерваторию, где ему посчастливилось стать учеником Д.Д. Шостаковича . Однако взаимоотношения Свиридова со своим великим учителем были далеко не безоблачными. Он даже бросил консерваторию на последнем курсе, не вернувшись на занятия после разгрома, который Шостакович учинил его шести песням на слова А. Прокофьева. Общение между композиторами возобновилось только несколько лет спустя.

Летом 1941 Свиридов попадает из музыкантов в солдаты, но к концу того же года слабое здоровье не позволяет продолжать службу. Вернуться в осажденный Ленинград, где остались мать и сестра, невозможно, и до снятия блокады он работает в Новосибирске. В 1956 году Свиридов переезжает в столицу. В Москве он ведет насыщенную общественную жизнь, занимая руководящие посты в Союзе композиторов.


Еще будучи студентом, композитор женится на пианистке Валентине Токаревой, в 1940 у них рождается сын Сергей. Брак продлился недолго, уже в 1944 году Свиридов уходит из семьи к юной Аглае Корниенко. Через 4 года он снова становится отцом сына, Георгия-младшего, сразу после рождения которого переезжает к своей третьей жене Эльзе Густавовне Клазер. Георгий Васильевич пережил обоих своих сыновей. Сергей покончил жизнь самоубийством в 16 лет, после чего у Свиридова случился первый инфаркт. Георгий Георгиевич скончался 30 декабря 1997 года от хронического заболевания. Эту трагическую новость композитор так и не узнал – супруга собиралась сообщить ему о ней тогда, когда он окрепнет после недавнего инфаркта. Этого так и не произошло – через неделю после смерти младшего сына, 6 января 1998 года Свиридова не стало.



Интересные факты о Свиридове

  • У композитора не осталось прямых потомков. Эльза Густавовна скончалась через четыре месяца после него. Всем творческим наследием Свиридова занимается сын его сестры, искусствовед Александр Белоненко. Он создал Национальный свиридовский фонд и Свиридовский институт. Им была опубликована книга «Музыка как судьба», составленная на основе дневников, которые композитор вел с конца 60-х годов. В 2002 это издание было объявлено книгой года. В 2001 составлен первый полный нотогафический справочник произведений Свиридова, восстановлены неиздававшиеся нотные тексты. В 2002 начато издание Полного собрания сочинений Г.В. Свиридова в 30 томах.
  • Старшего сына Свиридов назвал в честь Сергея Есенина. Младший сын Георгий Георгиевич был крупнейшим специалистом по средневековой японской прозе. В 1991 году его пригласили работать в Японию. Для него это стало в прямом смысле спасением – из-за хронической почечной недостаточности он нуждался в регулярном гемодиализе, который в Японии делали бесплатно.
  • Василий Григорьевич Свиридов, отец композитора, погиб при трагических обстоятельствах. Во время Первой мировой его по ошибке зарубили шашкой красноармейцы, приняв форму почтового служащего за белогвардейскую. Младшая сестра Тамара родилась уже после смерти отца.
  • Георгий Васильевич, в отличие от многих своих коллег-современников, не был обеспеченным человеком. Например, он не имел своей дачи, живя на государственной, а рояль, стоявший у него дома, арендовал у Союза композиторов.
  • Георгий Васильевич был энциклопедически образованным человеком. Его домашняя библиотека насчитывала более 2,5 тысяч книг – от античных драматургов до советских писателей. Он прекрасно разбирался в живописи и скульптуре. Существуют воспоминания очевидцев, как он провел экскурсию в залах с полотнами Тернера в лондонской художественной галерее.




Творчество Георгия Свиридова

В отличие от своего учителя и кумира, Д.Д. Шостаковича , Георгий Васильевич отнюдь не был «вундеркиндом». Из биографии Свиридова мы узнаём, что его первые сочинения датируются 1934-1935 годами – это пьесы для фортепиано и романсы на стихи А.С. Пушкина. Великому поэту суждено будет на долгие годы стать спутником творчества композитора. Именно музыка к пушкинской «Метели » станет самой известной из его работ. Она же станет и его «капканом» - никакие более поздние сочинения не исполнялись столь же часто, именно ее предпочитали и слушатели.

Для композитора, исповедующего классические музыкальные формы, нетрадиционным был и выбор основного творческого направления – вокальная музыка, песня, романс. Хотя были написаны и сонаты, и Фортепианное трио, удостоенное Сталинской премии, и музыка к драматическим спектаклям, и даже единственная симфония. Но изменили жизнь 19-летнего начинающего композитора именно пушкинские романсы . Свиридов писал их и в шумном общежитии музыкального техникума, и в родном доме, больной и голодный в Петербурге, окрепший и обласканный материнским теплом в Курске. Романсы сразу же были изданы, а в год столетия смерти поэта исполнены многими выдающимися певцами.


Композитора вдохновляли поэты первой величины – Лермонтов, Тютчев, Пастернак, Р. Бернс, Шекспир. Он положил на музыку и слог Маяковского, и даже прозу Гоголя. Пожалуй, самыми любимыми и близкими ему были Сергей Есенин и Александр Блок. Начиная с вокального цикла «У меня отец крестьянин » и вокально-симфонической поэмы «Памяти С.А. Есенина », написанных в 1956 году, Свиридов постоянно использует есенинские стихи для создания своих произведений. Почти так же часто он обращается и к поэзии Блока, которого считал пророком своей страны. Среди произведений: «Голос из хора », цикл «Петербургские песни », кантата «Ночные облака » и последняя масштабная работа, на создание которой ушло 20 лет – вокальная поэма «Петербург ». Это сочинение композитор заканчивал, зная, что доверит его первое исполнение молодому баритону Д. Хворостовскому. Премьера состоялась в Лондоне в 1995 году. В 1996-2004 годах певец выпустил два диска свиридовских произведений. Многие годы музой Свиридова была Е. Образцова, с которой были сделаны несколько романсовых концертов, где композитор лично аккомпанировал певице, записаны пластинки.

Заметным направлением творчества Свиридова была хоровая музыка. Это и «Пять хоров на слова русских поэтов », и кантата «Курские песни » на основе фольклорных источников, удостоенная Госпремии, и известнейший «Пушкинский венок ». Жанр этого произведения автор обозначил как хоровой концерт. Венок – это один и символов самой жизни с ее круговоротом времен года, цикличности рождения и смерти. В нем сплетены мысли и чувства, внешнее и внутреннее. Из творческого наследия поэта Свиридов выбрал 10 стихотворений – написанных в разное время, от 1814 до 1836 года, различных по темам, настроению, известных и почти забытых. Каждая из частей концерта, стремясь соответствовать поэтической первооснове, имеет собственное звучание. Автор не ограничивается хором, он вводит инструментальное сопровождение, колокольный звон, использует звучание второго камерного хора.

В 1958-1959 годах Свиридов создает семичастную «Патетическую ораторию » на стихи В. Маяковского. Эта работа стала символом нового этапа в жизни композитора. Оратория была необычна многим – литературным источником (ведь поэзия Маяковского считалась антимузыкальной), расширенным составом оркестра и хора, смелой музыкальной формой. Произведение было удостоено Ленинской премии.

За редким исключением, как, например, кантата «Ода Ленину » на слова Р. Рождественского, Свиридов не изменял своему призванию - воспевать Россию, ее людей, природу, культуру, духовность. Одним из последних произведений мастера стало хоровое сочинение «Песнопения и молитвы», написанное на темы псалмов Давида.

Музыка Свиридова в кино

С 1940 года Георгий Васильевич 12 раз работал для кино. Музыка к двум фильмам превзошла славу самих картин. В 1964 году Владимир Басов снимал «Метель» по одноименной повести Пушкина и предложил Свиридову написать музыку. На свет появились лирические мелодии, великолепно отражающие патриархальную жизнь провинции пушкинской эпохи. В 1973 году композитором были составлены «Музыкальные иллюстрации к повести А.С. Пушкина «Метель ». Год спустя на экраны вышел фильм «Время, вперед!» о строителях Магнитки. В главных ролях снимались лучшие актеры своего времени. Музыка Свиридова ярко выразила энтузиазм и эмоциональный подъем советской молодежи.


Среди других киноработ композитора: «Римский-Корсаков» (1952), «Воскресение» (1961), «Красные колокола. Фильм 2. Я видел рождение нового мира» (1982). В 1981 году была экранизирована оперетта «Огоньки» (фильм «Это было за Нарвской заставой»).

Музыка Свиридова крайне редко используется в саундтреках к фильмам. Одними из немногих можно назвать: «Масло Лоренцо» (1992), «Мертвец идет» (1995), «Таннер Холл» (2009).

Своей основной формой творчества выбрал песню. Он черпал вдохновение в том, чем живет народ, считая, что искусство должно быть простым и понятным. Будучи человеком религиозным, он помнил, что вначале было слово. Именно слово композитор ставил превыше всего. Поэтому и посвятил свою жизнь соединению слова и музыки. Сегодня, спустя два десятилетия после ухода творца, его музыка по-прежнему живет – популярная, актуальная и востребованная слушателями.

Видео: смотреть фильм о Свиридове

Музыка Свиридова сочетает в себе самобытность и отточенность, выразительность, изысканную простоту и глубокую духовность. «Эта музыка — навсегда. В ней пульс свободной от политической суеты жизни. В ней время, которое продолжается вечно, вопреки всем историческим катастрофам, ударам судьбы и непоправимым потерям». Так высказался о ней кинорежиссер М.Швейдер. Едва ли сыщется сердце которого не замирало бы в восхищении от ее звуков. Краткая биография Свиридова дает представление о жизни и творчестве знаменитого композитора. Предлагаем ознакомиться с ней в данной статье.

Великий русский композитор Георгий Свиридов

Почитатели еще при жизни называли Георгия Васильевича Свиридова (03.12.1915-06.01.1998) великим русским композитором.

Музыкант награжден званием Народного артиста СССР, Героя Социалистического труда, кроме того, он является лауреатом Ленинской и трижды лауреатом Государственных премий, а также обладателем многих государственных наград.

Краткая биография Свиридова: детство и юность

Родным городом Свиридова является Фатеж (Курская область). Отец композитора был почтовым работником, активно поддерживал большевиков, участвовал в гражданской войне. Мать работала учителем в школе и была настроена более либерально, никогда не разделяла политических устремлений мужа.

Когда мальчику исполнилось четыре года, его отец погиб в одном из столкновений большевиков с противником. Мать с сыном остались одиночестве, не имея кормильца и средств к существованию. Они переехали в Курск, ближе к дальним родственникам матери. Здесь будущий композитор пошел в первый класс.

В самом раннем возрасте у него проявился талант и страсть к литературе. Свиридов посещает занятия школьных кружков, активно участвует в театральных постановках и даже сочиняет стихи. Восьмилетнему ребенку были известны многие отечественные и зарубежные авторы, он был способен даже анализировать их творчество. Но литература не стала единственным увлечением юного Свиридова.

Музыкальный талант. Консерватория

Краткая биография Свиридова рассказывает о первых проявлениях его музыкального таланта. Однажды ему предстояло выступить в школьном спектакле в роли героя, играющего на балалайке. Будущий композитор в сжатые сроки выучился игре на этом инструменте. Так началась его любовь к музыке. Вскоре он стал сочинять собственные мелодии, подбирал известные мотивы на слух.

В 1936 году Георгий Свиридов становится студентом Ленинградской консерватории. Здесь он обучается музыкальному искусству у таких как Шостакович и Рязанов. Через год по рекомендации Рязанова его принимают в Союз композиторов России.

Война. Первые музыкальные композиции

В начале Второй мировой войны Георгий Свиридов поступает в Ленинградское военное училище, из которого его отчисляют в связи с плохим здоровьем. Он уезжает в Новосибирск, где сочиняет различные песни и мелодии, пишет произведения для эвакуированных театров, участвует во многих местных постановках.

Творчество

Георгий Свиридов в течение всей жизни боготворил поэзию и прозу Пушкина. Первые работы композитора были созданы как музыкальная иллюстрация к произведениям великого поэта. Самое известное из тех, на которые обратил внимание Свиридов, - «Метель».

Все произведения, созданные композитором, трудно перечислить. Это пьесы для фортепиано, романсы, сонаты, симфонические произведения. Широкой публике он известен в качестве автора музыки к более чем десяти кинофильмам. Среди них: «Пржевальский», «Поднятая целина», «Римский-Корсаков», «Время, вперед» и др.

По мнению библиографов и критиков, влияние Свиридова на русскую классическую музыку того времени поистине огромно. В своем творчестве он, как никто другой, умел подчеркнуть широту души, самобытность культуры русского народа.

Личная жизнь

Краткая биография Свиридова содержит сведения о личной жизни музыканта. Его супруга Эльза Густавовна в свое время покорила музыканта красотой и хорошим вкусом. Они познакомились на одном из его концертов. После окончания выступления композитора девушка подошла к нему, чтобы выразить восхищение его творчеством. Молодые люди с первого взгляда влюбились друг в друга. Через несколько месяцев они поженились и жили в браке долго и счастливо.

Умер музыкант в 1998-м. Похоронен на Новодевичьем кладбище.

«Метель»

С середины 1950-х у композитора вырисовывается собственный яркий и самобытный стиль. Он старается писать произведения, носящие исключительно русский характер. По свидетельствам биографов, из всех времён года композитор больше всего любил именно зиму. Он считал, что зима - наиболее подходящее время для яркого выражения естества России. Прекрасные северные зимы он иллюстрировал в своих произведениях с особым вдохновением. Одно из наиболее ярких произведений, в которых музыкально отразил русскую зиму Свиридов, - «Метель».

«Зима непостижимо ощущается в его музыке…»

Музыка к кинофильму «Метель», созданному по повести Пушкина, была написана Георгием Свиридовым в 1964 году. Ее очень полюбили слушатели, произведение часто исполнялось в эфире радио- и телепрограмм.

В 1974-м, по совету супруги, истинного знатока и ценителя его творчества, Свиридовым была сделана основательная редакция партитуры. Композиция получила статус самостоятельного произведения и стала именоваться «Музыкальными иллюстрациями к повести А.С. Пушкина "Метель"». Мировая известность к нему пришла после исполнения симфоническим оркестром, управляемым знаменитым В.Федосеевым. Критики отметили, что в беге свиридовской «Тройки» (первая часть) «непостижимо ощущается присутствие зимы…»

Сюжет

Всем известен сюжет повести Пушкина, по которой, откликнувшись на просьбу режиссера фильма В.П. Басова, создал Свиридов «Метель».

Повесть является слегка ироничной и лукавой. Она считается одним из классических образцов русской литературы. Пушкиным пересказана анекдотическая история о провинциальной барышне, волею судьбы вышедшей замуж за случайного незнакомца, поскольку ее жених в метель заблудился. История, тем не менее, заканчивается счастливо: рождается новая любовь.

Георгий Свиридов ушел от пушкинского сюжета. Его музыка, казалось бы, не связана с сюжетной канвой повести. Она - самостоятельное действующее лицо картины, лишь иногда вплетается в кое-какие фрагменты. Из нее исчезла ироничность литературного произведения. Зато проявилось другое - поэтичность, душевность. Она стала настоящим шедевром и сразу же обрела свою собственную жизнь. Критики отмечали ее удивительную осязаемость. Общепризнано, что музыку «Метели» можно не только услышать, ее можно воочию увидеть: перед слушателем проходят жанровые сцены, открываются картины природы, разворачивается на фоне вальса бал.

Переработка для сюиты

В 1973-м композитор опять обратился к этой музыке. Он переделал разбросанные по фильму фрагменты в одно целое. Сюита была окончена в 1974 году.

Великолепную музыку Георгия Свиридова еще долго будут обсуждать и интерпретировать. У нее есть одно поистине величайшее качество: нарисованные ею картины словно бы произрастают из глубин нашей генетической памяти.

Дорогие читатели! Кто из нас не любит слушать музыку? Я не имею музыкального образования, но с великим удовольствием слушаю популярную классическую музыку и она у меня вызывает самые положительные эмоции. Недавно я побывала снова на литературно-музыкальной гостиной, тема которой была «Композитор Георгий Свиридов и его творчество».

Музыка бывает разная. Кто-то любит джаз, кто-то народную, а кто-то просто очарован классической. Для многих классика не понятна. Но если это музыка от души и легка в восприятии, едва ли найдутся равнодушные люди. Едва ли найдется равнодушный человек, который бы не замирал в восхищении от звука вальса, написанного, как музыкальная иллюстрация к повести Пушкина «Метель».

15 декабря 2015 года Георгию Васильевичу Свиридову, величайшему композитору современности, исполнилось бы 100 лет. Это великий русский композитор, так его называли еще при жизни друзья и почитатели его таланта. Кроме этого народного звания, это - Народный артист СССР, Герой Социалистического труда, лауреат Ленинской и трижды лауреат Государственных премий.

Будущий композитор родился 15 декабря 1915 года в городе Фатеж Курской области. Отец его был почтовым служащим, а мать – учительницей. Когда Георгию было 4 года, отца убили на гражданской войне деникинцы. В 1924 году семья переехала в Курск.

Однажды мать композитора за хорошую работу премировали и дали на выбор корову или рояль. Замечая у ребенка музыкальные наклонности, мать выбрала рояль и как видите не ошиблась. Хотя в то послевоенное время было голодно и корова была бы очень кстати.

Здесь Георгий увлекся чтением книг, и немного занимался музыкальным образованием. Но постепенно музыкальные занятия стали ему в тягость и в какое-то время он даже забросил занятия. Причем скучным упражнениям на рояле он предпочитал игру на балалайке. Балалайки у них не было, он взял ее у своих товарищей и через некоторое время он по слуху так научился на ней играть, что его приняли в самодеятельный оркестр русских народных инструментов.

Играя в оркестре под руководством бывшего скрипача Иоффе, Георгий оттачивал свое мастерство и начал мечтать о музыкальном образовании. И в 1929 году он поступил в музыкальную школу. На вступительном экзамене надо было играть что-то на рояле. Но поскольку у него не было никакого репертуара, мальчик решил сыграть марш собственного сочинения.

Учеба в Ленинграде

Во время обучения в музыкальной школе Свиридов научился профессионально играть на рояле. Закончив школу, по совету педагога М.Крутянского он поехал в Ленинград поступать в музыкальный техникум по классу рояля. Чтобы как-то прожить и прокормиться Свиридов подрабатывал в кино и ресторанах, играя на рояле. Но на этом факультете он недолго проучился.

Заметив врожденный дар композиции, через полгода после поступления его переводят на композиторское отделение в класс известного музыканта М. Юдина. Вместе с ним учились Н. Богословский, В.Соловьев-Седой и др. знаменитые композиторы советской эпохи. Учеба в то время в музыкальном техникуме конкурировала с Ленинградской консерваторией.

Во время учебы под руководством Юдина Свиридов написал свою первую курсовую работу – вариации для фортепиано. В дальнейшем во время учебы в техникуме он написал еще немало своих произведений. Среди них романсы на стихи Пушкина, которые исполняли Лемешев и Пирогов.

Учеба в консерватории

Напряженная учеба, недоедание подорвали здоровье и юноше пришлось прервать свою учебу и вернуться в Курск. Но поправив здоровье, он снова возвращается в Ленинград и в 1936 году поступает в Ленинградскую консерваторию. Первым его учителем был П. Рязанов, а через полгода – Д.Шостакович. Шостакович был не только учителем, но стал самым близким другом на всю жизнь.

Учеба в консерватории закончилась летом 1941 года. Выпускной работой стала его Первая симфония и концерт для струнных инструментов. Было много творческих планов. Но им не суждено было сбыться — началась война и молодого композитора призвали в армию. Но по состоянию здоровья в конце 1941 года его комиссовали.

В дальнейшем была большая работа и жизнь в Новосибирске, Ленинграде и в Москве.

Творческая жизнь

Многие знают заставку «Время, вперед!» к программе «Время», которая транслировалась центральным телевидением в советское время. Но в годы перестройки, когда стало модным ругать все прошлое, Свиридов попал в опалу. Даже знаменитую заставку сняли с эфира.

Однако, через несколько лет справедливость восторжествовала. Так об этом высказался кинорежиссер М.Швейдер:

«Потому что эта музыка — навсегда. Потому что в ней пульс свободной от политической суеты жизни. В ней время, которое вопреки всем ударам судьбы историческим катастрофам и непоправимым потерям, продолжается вечно».

Увлекшись стихами русских поэтов Есенина и Пушкина, он написал немало музыкальных иллюстраций. Это были не просто иллюстрации к понравившимся стихам, это было его видение прочтения стихов.

Он написал немало самых разных произведений от романсов до кантат и симфоний. Надо сказать, что произведения, написанные им в последние годы сильно отличаются от тех, что были написаны в самом раннем творческом возрасте, словно они были написаны разными авторами.
Я не музыкальный критик, поэтому не имею права как-то описывать написанные им произведения. Мне просто нравится музыка этого великого композитора. Насладитесь и вы его музыкой, прослушивая небольшие видео.

Георгий Свиридов — автор музыки к 13 кинофильмам. Среди них: «Поднятая целина», «Пржевальский», «Римский-Корсаков», «Великий воин Албании Скандербег», «Полюшко-Поле», «Красная площадь», «Воскресение», «Русский лес», «Метель», «Время, вперед», «Доверие», «Красные колокола, фильм 2. Я видел рождение нового мира».

Умер Свиридов 6 января 1998 года после тяжелой и продолжительной болезни. После отпевания в Храме Христа Спасителя его похоронили на Новодевичьем кладбище.

Это интересно

Кстати, о влиянии музыки. Прослушивание музыки сопровождается чувством эйфории, при которой в организме человека высвобождается гормон дофамин — гормон удовольствия или удовлетворения. Не только у человека, но и у животных, в момент прослушивания музыки может изменяться артериальное давление, сердечный ритм, частота дыхательных движений. У меня по этой теме есть статья « », прочитайте ее.

Японцы при исследованиях доказали, что у кормящих грудью матерей, во время прослушивания классической музыки, на 20-100% увеличивается количество молока, а при прослушивании джаза и поп-музыки, наоборот, уменьшается на 20-50%. Выводы делайте сами.

Есть люди, которые совершенно равнодушны к музыке, не способны ее распознать или исполнять. Это состояние называется амузией.

С пожеланиями доброго здоровья Таисия Филиппова

Музыка Свиридова - явление глубоко национальное и столь же современное. В ней первородная сила, убежденность, ясность и высота духовная, нравственная. Это музыка души. Даже самая звучная, - она тихая, всегда искренняя. Она настолько естественна, что, услышав ее однажды, трудно себе представить, что когда-то ее не было.

Музыка Свиридова рождается из потребности мыслить, слушая окружающий мир, мыслить как бы вместе с людьми, выражая их. Его песни - музыка внутренних состояний. Музыка, которую, услышав, нужно вобрать в себя и не петь самому на улицах, но сохранять, как охраняем мы душевные тайны от чужого глаза.

Музыку Свиридова, невозможно спутать ни с какой другой - ее образный мир, берущие за душу интонации, доступность покоряют слушателей с первых же звуков. Эта музыка проста, безыскусна. Но эта простота - следствие глубокого постижения сложности жизни и желания, да и умения тоже сказать о ней просто. Эта простота на фоне сложнейших исканий большинства современных композиторов кажется феноменальной, непостижимой.

Свиридов - один из самых замечательных композиторов второй половины XX века, и утверждать это позволяет, прежде всего, необыкновенное духовное богатство и содержательность его музыки.

Внешне жизнь Свиридова была обычной, без каких-либо необыкновенных дел и приключений. Главным событием в ней были бесчисленные часы, проведенные за роялем или столом, когда он писал партитуру.

Будущий композитор родился в небольшом городе Фатеже в Курской губернии. Его отец был почтовым служащим, а мать - учительницей. Когда Георгию было всего четыре года, семья осиротела: отец погиб во время гражданской войны. После этого мать вместе с сыном переехала в Курск. Там Юрий (так Свиридова звали в детстве) пошел в школу, где проявились его музыкальные способности. Тогда же он освоил и свой первый музыкальный инструмент - обычную балалайку. Свиридов взял ее у одного из своих товарищей и вскоре по слуху научился играть так, что его приняли в самодеятельный оркестр русских народных инструментов. Он даже пробовал кое-что сочинять. Это и было рождение музыканта.

Руководитель оркестра, бывший скрипач Иоффе, устраивал концерты и музыкальные вечера, посвященные композиторам-классикам. Играя в оркестре, Свиридов оттачивал технику и не переставал мечтать о том, чтобы получить музыкальное образование. Летом 1929 года он решил поступить в музыкальную школу. На вступительном экзамене Георгий сыграл марш собственного сочинения. Комиссии он понравился, и в школу его приняли.

В музыкальной школе Свиридов стал учеником В. Уфимцевой, жены известного русского изобретателя в области авиации и энергетики. Именно она стала тем человеком, кто посоветовал Свиридову посвятить свою жизнь музыке. Общаясь с семьей Уфимцевых, Свиридов полюбил литературу.

В 1932 году Георгий Свиридов поступает в Ленинградский музыкальный техникум по классу рояля, которым руководил профессор И. Браудо. В то время Свиридов жил в общежитии и, чтобы прокормиться, играл по вечерам в кино и ресторанах. Под руководством профессора Браудо Свиридов быстро совершенствовал исполнительскую технику. Однако уже через полгода его учитель убедился в том, что у Свиридова есть врожденный дар композиции, и добился его перевода на композиторское отделение техникума, а в класс, которым руководил известный музыкант М. Юдин.

В то время под крышей первого музыкального техникума собралось много талантливой молодежи: Н. Богословский, И. Дзержинский, В. Соловьев-Седой. И по уровню преподавания техникум успешно конкурировал с Ленинградской консерваторией.

Здесь он написал свою первую курсовую работу - вариации для фортепиано. Они до сих пор известны среди музыкантов и исполняются как учебный материал. Но самым известным стал цикл из шести романсов на стихи Пушкина.

Недоедание и напряженная работа подорвали здоровье юноши, ему пришлось прервать учебу и заняться своим здоровьем. А летом 1936 года Свиридов поступает в Ленинградскую консерваторию и становится лауреатом именной стипендии имени А. Луначарского. Первым его педагогом был профессор П. Рязанов, которого через полгода сменил Д. Шостакович.

Под руководством своего нового наставника Свиридов завершил работу над фортепианным концертом, премьера которого состоялась во время декады советской музыки, одновременно с Пятой симфонией Шостаковича.

Шостакович стал для Свиридова не только учителем, но и старшим другом на всю жизнь. Закончил консерваторию Свиридов в 1941 году.

Успешное окончание консерватории сулило молодому композитору блестящие перспективы, он наконец-то получил возможность профессионально заниматься своим любимым делом. Однако все эти планы нарушила война. В первые же ее дни Свиридов был зачислен курсантом военного училища и направлен в Уфу. Однако уже в конце 1941 года его демобилизовали по состоянию здоровья.

До 1944 года Свиридов жил в Новосибирске, где он пишет военные песни, а также музыку для спектаклей.

В 1944 году Свиридов возвратился в Ленинград, а в 1950 году поселился в Москве. Он одинаково легко пишет и серьезную музыку, и легкую музыку. Его сочинения разнообразны по жанрам: это симфонии и концерты, оратории и кантаты, песни и романсы.

Вокальная музыка занимает центральное место в творчестве Свиридова, неразрывно связанная с миром поэзии. Работая со стихами самых разных поэтов, композитор по-новому раскрывает их облик.

Его привлек Сергей Есенин - поэт, чье обостренное чувство любви к Родине, ее природе и людям особо близко композитору.

Г.В. Свиридов говорит о поэме «В этом произведении мне хотелось воссоздать облик самого поэта, драматизм его лирики, свойственную ей страстную любовь к народу делает его поэзию всегда волнующей. Именно эти черты творчества замечательного поэта дороги мне. И мне хотелось об этом сказать языком музыки.

Композитор не просто живописует русскую зиму, красавицу весну, необозримые просторы полей, чары колдовской летней ночи. За всем этим гулко бьется пульс истории: картины жизни дооктябрьской России меняются революционным вихрем, сметающим старое…

Послушайте отрывок из кантаты «Памяти Есенина» (1956г.), которая называется «Поет зима, аукает». Музыка живо рисует картину зимы, передает ощущение снегопада, зимней вьюги, ветра и постепенного наступления затишья.

Три темы становятся ведущими в творчестве Свиридова: одна связана с образами Родины, другая - революции, а третья - с образом поэта, который предстает как гражданин, художник, ум, глаза и совесть своего времени, своего народа.

Большое место в музыке Г.В.Свиридова занимают образы русской природы, то яркие, сочные, написанные, словно крупными мазками (как в «Поэме памяти Сергея Есенина»), то нежные, словно размытые, «акварельные» («Осенью», « Эти бедные селенья» на стихи Ф.И.Тютчева), то строгие, суровые («Деревянная Русь» на стихи С.А. Есенина). И всегда изображаемое пропущено через сердце, воспето с любовью. Природа неразлучна, неразделима с мироощущением лирического героя Свиридова. Она одушевленна, таинственно - непостижима. Такое обостренное восприятие природы идет от глубины натуры героя, его душевной тонкости, поэтической чуткости.

Кантату «Курские песни» (1964г). Г.Свиридов писал на основе изучения материалов творческой экспедиции по Курскому краю. Слушая записи песен, он сказал, что в песнях настолько все идеально в смысле хоровой партитуры и фактуры, что композитору здесь почти нечего делать. Композитор очень бережно отнесся к мелодическому материалу, который он старался сохранить в изначальной чистоте и красоте.

Г.В.Свиридов стремится отразить в своем творчестве наиболее значительные события и явления нашей истории и современной жизни, например Куликовскую битву («Песня о России» на стихи А.А.Блока), революционные события.

Но не только эпохальные явления нашли свое воплощение в свиридовской музыке, в ней - отражение простой, повседневной жизни людей. И в этом композитор, поднимаясь до больших социальных обобщений, создает образы необычайно многоплановые, а подчас и целые трагические судьбы.

Одним из первых композиторов Свиридов обратился к поэзии Велимира Хлебникова и Б.Л. Пастернака. Его маленькая кантата «Снег идет» (1965г.) отличается тонкостью средств выразительности, аккорды более изысканы, то и тут прорывается та же космическая всеобщность. Мелодия первой части построена всего на двух нотах, создавая ощущение оцепенелого падания снежных хлопьев. Завораживающая отрешенность неспешной мелодии поддерживается торжественными аккордами, создавая символ вечности природы.

Георгий Свиридов является создателем интересного музыкального жанра, который он назвал «музыкальной иллюстрацией». Композитор как бы рассказывает литературное произведение средствами музыки. Это, прежде всего цикл, посвященный повести Пушкина «Метель» (1974г.).

Она как нельзя более соответствует духу пушкинской повести ее простоте и безысходности, простодушию героев, их цельному гармоническому восприятию жизнью. Это музыка насквозь пронизана мелодическим началом, которая в ней решительно преобладает. Гармонии в произведениях достаточно просты, хотя подчас оригинальны и изысканы в своем роде.

Оркестровый колорит стилизует музыкальную эпоху Пушкина. Краски оркестра легкие, свежие акварельные. Преобладают тембры струнных и деревянных духовных инструментов, иногда возникает и полная оркестровая звучность.

Первая часть, «Тройка», служит своеобразной заставкой к произведению. На фоне непрерывного движения возникает напев ярко выраженного русского характера, как бы летящий над бесконечностью снежной равниной.

Музыка воссоздает образ снежной дороги (звучит музыка).

Сейчас мы предлагаем вам прослушать еще один фрагмент из сюиты «март». Обратите внимание на то, как выразительно и точно иллюстрирует музыка литературный текст А. Пушкина. Она врывается тембровым и динамическим контрастом, изображающая вступление гусарского полка в городок (на фоне музыки звучит отрывок из повести А.Пушкина «Метель»).

Ещё один отрывок - «Романс», стилизованный в манере любовной лирики начала XIX века. Это произведение сегодня очень популярно, и вошло в нашу жизнь, как золотые страницы русской музыки. Часто мелодия «Романса» звучит в Москве в подземных переходах.

Произведения Свиридова широко известные в нашей стране и за рубежом. Мировую славу Свиридову принесли потрясающие хоровые циклы («Декабристы» на слова А.Пушкина и поэтов-декабристов, «Поэма памяти Сергея Есенина», «Патриотическая оратория» по В.Маяковскому, «Пять песен о России» на слова А. Блока и др.). Однако Свиридов работал и в популярных жанрах, например, в оперетте («Огоньки», «Раскинулось море широко»), в кино («Воскресенье», «Золотой теленок» и др.), в драматическом театре (музыка к спектаклям А. Растнина «Дон Сезар де Базан» и др.).

Свиридов был щедро отмечен званиями и наградами практически при всех властях: его трижды награждали Государственными премиями СССР (1946, 1968, 1980), Ленинской премией в 1960 году, в 1970 - присвоили звание народного артиста СССР, в 1976-м - Героя Социалистического труда. Во многом поэтому - когда грянула перестройка, и модным стало ругать прошлое - Свиридов и его музыка попали в опалу. Знаменитая заставка в программе «Время» («Время, вперед!» (1974) была снята с эфира как пример «тоталитарного прошлого»). Однако спустя несколько лет справедливость была восстановлена. Вот что писал по этому поводу кинорежиссер М. Швейцер: «Потому что эта музыка - навсегда. Потому что в ней пульс свободной от политической суеты жизнь. В ней время, которое вопреки всем ударам судьбы историческим катастрофам и непоправимым потерям, продолжается вечно».

Красоту музыки мы услышим. Сейчас заключается в ее неукротимой энергии, в стремительном движении вперед. Каждый из вас обязательно это почувствует. Возможно, вы ощутите в себе прилив сил, желание сделать что-то настоящее, хорошее, желание двигаться вперед к своим заветным мечтам.

В этой музыке композитор хотел выразить дух нашей эпохи, передать то, чем живут сегодня все добрые люди на земном шаре: стремление сделать жизнь как можно лучше, красивее, строить новые города, завоевывать космос, а главное - стремление сделать всех людей на земле свободными, счастливыми и радостными. В этой музыке слышится пульс современного мира. Она звучит, как гимн светлой жизни, к которой идет человечество. В этом и, правда, и красота, и сила этой музыки.

Из всех современных композиторов России Свиридов в наибольшей степени заслуживает звания «народного» в подлинном смысле этого слова.

Благородная простота и нравственный пафос искусства Свиридова, его бережное отношение к сокровищам русской поэзии снискали ему искреннюю любовь широкой аудитории.

Свиридов со свойственной ему прозорливостью раньше и глубже многих других деятелей советской культуры ощутил необходимость сохранения русского поэтического и музыкального языка, бесценных сокровищ старинного искусства, создававшихся столетиями.

Музыка Свиридова стала классикой советского искусства 20 века благодаря ее глубине, тесной связи с богатыми традициями русской музыкальной культуры.

Творчество Г.Свиридова представлено главным образом камерно-вокальными, ораториальными и хоровыми сочинениями a capella. Основные особенности стиля Свиридова сложились к началу 50-х годов и затем лишь незначительно варьировались. Главная черта стиля Свиридова - русское национальное начало его музыки, песенность, характерная для русского фольклора - отсюда диатонизм, лежащий в основе большинства произведений, обилие унисонов и параллелизмов, широкое использование подголосочной полифонии и хоровых педалей. Встречается в хоровой гармонии Свиридова и хроматика, чаще всего там, где музыка выражает сложное душевное состояние (ср. "Ночные облака" №1); по выражению А.Белоненко "гармония становится зеркалом, в котором отражаются малейшие движения человеческой души" [Белоненко А. Хоровое творчество Г.Свиридова // Г.Свиридов, Сочинения для хора, вып.1. "Музыка", М.1989, стр.12] . В целом же мелодика Свиридова диатонична, широко используются архаичные лады, на основе которых создаются лаконичные и очень выразительные полутоновые интонации. Достижения Свиридова в области мелодики особенно заметны на фоне увлечения многих его современников новыми техниками письма - сонористикой, алеаторикой, введением в партитуру звукоподражательных эффектов, - Свиридов остался верен традиции поющего хора, что, прежде всего, позволило ему передать интонационное богатство русской мелодической речи. Почти не цитируя фольклорных мелодий, композитор свободно растворяет в своей музыке интонации крестьянской и городской песенности, знаменного распева и духовного стиха, революционных и массовых песен. Свиридов - один из немногих современных композиторов, кто вернул мелодии её главенствующую роль. Даже гармония во многом диктуется мелодией: это так называемая резонирующая гармония, включающая и как бы продлевающая звучание всех тонов мелодии. Отсюда и её необычное строение, в основе которой квартовые и секундовые соотношения. Свиридовская гармония, как правило, играет не функциональную, а фоническую роль, в ней - "ощущение огромных пространств, звучащих далей, колокольных звонов".Сходную колористическую роль играет и оркестр. Несмотря на то, что Свиридов мало писал симфонических произведений, не вызывает сомнения, что им создан принципиально новый оркестровый стиль, сочетающий яркость и мощь с прозрачностью, ощущение вокальности звучания с чисто инструментальными наигрышами и звонами. Особенно много внесено Свиридовым в сферу хоровой изобразительности, звукописи: он мастерски владеет тембровой палитрой хора, ему подвластны самые тонкие приёмы и самые изысканные оттенки звучности.

В песнях, романсах, отдельных частях крупных хоровых сочинений Свиридов пользуется простыми традиционными формами: двух-, трёхчастными, особенно куплетными и куплетно-вариационными. Благодаря постоянной, пронизывающей вариантности, его формы становятся сквозными, чаще всего итогом выступает последний раздел или куплет. Композиция кантатно-ораториальных сочинений каждый раз индивидуальна и зависит от решаемой в данный момент творческой задачи. Музыкальное развитие в них меньше подчиняется законам драматургии, нет целеустремлённо развивающегося сюжета, в отличие от кантат и ораторий 30-х годов ("Александр Невский" С.Прокофьева, "На поле Куликовом" Ю.Шапорина). На первом плане находится не изображение события как такового, а его осмысление и эмоциональное переживание, поэтому возникает и определённый тип драматургии, основанный на постепенном выстраивании объёмного целого из, казалось бы, малозначительных деталей. Такой тип композиции близок древнерусским эпическим произведениям.

Всё творчество Свиридова пронизывает тема Родины в широком смысле слова. Она занимает центральное место, подчиняя себе все остальные: историческая судьба России, её природа, судьба отдельно взятого человека и целого народа, роль искусства в человеческой жизни. Неоднократно осмысляется тема революции, её места в истории России и судьбах людей. Не менее важна для Свиридова тема Поэта - голоса и совести народа. Поэт - главный герой большинства крупных произведений Свиридова: первым в этом ряду стоит пушкинский цикл, а с появлением поэмы "Страна отцов" эта тема становится ведущей.

После цикла на стихи Бёрнса композитор целиком сосредотачивается на национальных сюжетах и русской поэзии. В созданном в начале 60-х гг. диптихе на стихи С.Есенина просматриваются новые тенденции свиридовского творчества: первый хор ("Ты запой мне ту песню, что прежде…") примыкает к предыдущему этапу творчества, обильному песнями, второй же хор ("Душа грустит о небесах") начинает новый этап с характерными для него обращениями к музыкально-историческому прошлому России, что впоследствии приведёт к созданию трёх хоров к драме А.Толстого "Фёдор Иоаннович", где Свиридов обращается к особенностям знаменного распева; ещё немногим позже он подходит к жанру хорового концерта как к самостоятельному, ставшему наиболее подходящей формой воплощения крупных замыслов, что можно рассматривать в связи с интересом композитора к старине и стремлением к освоению древнерусских художественных традиций. Это сказалось в целом на тоне многих его произведений - несуетном и возвышенном, - на особенностях языка, а завершением творческого пути стало создание оригинальных духовных песнопений. Свиридов продолжает и развивает традиции русских классиков, - Глинки и кучкистов, в большей степени Мусоргского, который, как и Свиридов, в каждом произведении, особенно вокальном, постоянно искал выразительность интонации, стремился к предельной спаянности музыки и слова. Обращение Свиридова к вокальной музыке есть следствие глубокой связи его творчества с национальными корнями, поскольку известно, что вся древняя, как профессиональная, так и народная, музыка была связана со словом, - пелась. Песня в широком смысле этого слова стала основой стиля Свиридова.