Морфологический разбор союза. Подчинительные союзы

Значение союза, его морфологические признаки и синтаксическая функция

Союз - служебная часть речи, которая служит для связи членов предложения, частей сложного предложения, предложений в тексте, а также частей текста.

По происхождению союзы могут быть непроизводными (а, но, и) и производными (что, если, как). По структуре выделяются союзы простые (как, когда, будто) и составные (потому что, прежде чем, в то время как). По своему употреблению в предложении союзы подразделяются одиночные (но, зато, однако), повторяющиеся (то... то, или ... или, не то... не то) и двойные (если... то, хотя ... но, так как... то).

В зависимости от выполняемой функции союз может открывать предложение, может стоять между частями простого предложения, а может быть внутри простого предложения. Например: Рыбников выпил стакан большими, жадными глотками. Даже руки у него задрожали от жадности. И тотчас налил себе другой стакан. Сразу было видно, что его уже долго мучила жажда (А. Куприн). Летит, летит степная кобылица и мнёт ковыль... (А. Блок).

Будучи служебной частью речи, союз не называет явления действительности, а лишь указывает на отношения между ними. По синтаксической функции союзы делятся на сочинительные (и, да, но) и подчинительные (когда, если, потому что).

Союзы не обладают самостоятельным значением и не являются членами предложения, поэтому союзы необходимо отличать от омонимичных им относительных местоимений и наречий, выступающих в качестве союзных слов. Например: Я сказал, что (союз ) не пойду сегодня в школу. - Я спросил, что (союзное слово) мы делали на уроке.

Типы союзов по происхождению, структуре и употреблению

По своему происхождению союзы могут быть непроизводными (и, а, но, или и др.) и производными (что, если, как, когда и др.).

По структуре союзы могут быть простыми (что, как, когда и др.) и составными (потому что, так как, для того чтобы, несмотря на то что и др.).

По употреблению союзы делятся на одиночные (но, а, же, зато, однако, да и др.), повторяющиеся (и... и, то ... то, или... или, либо ... либо, не то... не то, ни... ни и др.), двойные, или парные (если... то, когда... то, хотя... но, так как... то, едва... как, лишь только... как, чем... тем, как ... так и, не только... но и, не столько... сколько, если не... то, не то что... а, не то что... но, не то чтобы а, не то чтобы... но и др.)

Типы союзов по синтаксической функции

Союзы так же, как и предлоги, не имеют самостоятельного значения. Под значением союза понимают те грамматические отношения, которые возникают между синтаксическими единицами, соединёнными союзом . В зависимости от характера выражаемых отношений и с учётом роли в предложении союзы делятся на сочинительные (и, а, но, или и др.) и подчинительные (что, как, чтобы, когда, почему, отчего, как только, потому что и др.).

Сочинительные союзы

Сочинительные союзы выражают отношения синтаксической равнозначности, равноправности между однородными членами предложения, а также между частями сложносочинённого предложения, например: Вдали ещё гудит трамвай, но затихают переулки, и потухает неба край (Эллис).

По характеру выражаемых отношений сочинительные союзы делятся на несколько групп:

Типы сочинительных союзов

Выражаемые отношения

Примеры

Соединительные

Выражают отношения перечисления.

И, да (в значении «и»), и... и, ни... ни, тоже, также.

Противителные

Выражают отношения противопоставления, несоответствия, различия.

Но, а, да (в значении «но»), однако, зато, же.

Разделительные

Выражают отношения взаимоисключения, чередования действий, явлений, признаков.

Или, либо, ли... ли, то... то, не то... не то, то ли... то ли.

Сопоставительные, или градационно-сопостовительные

Выражают отношения сопоставления.

Как... так и, не только... но и, хотя и... но, если не... то, не столько... сколько.

Пояснительные

Выражают отношения пояснения

А именно, то есть, или (в значении «то есть»), как-то.

Присоединительные

Выражают отношения присоединения, то есть присоединяют к предложению что-то добавочное, дополнительное.

И то, а то, да и, а также и др.

Сочинительные союзы могут находиться на стыке отдельных предложений связного текста, например: За столом у окна сидит поручик запаса армии Валериан Иванович Чижевич. Перед ним домовая книга, в которую он вписывает паспорты постояльцев. Но после вчерашнего работа идёт плохо, буквы рябят и расползаются, дрожащие пальцы не ладят с пером, а в ушах гудит, как осенью в телефонном столбе (А. Куприн).

Противительные союзы но, а, да (в значении «но»), однако, открывающие абзац, выполняют в произведении художественную функцию. Этот приём помогает пишущему передать особое эмоциональное состояние героя, сделать неожиданный переход от одной темы к другой. Например:

...Мы - лисы, а общество - это курятник, охраняемый собаками. Известно ли вам, что в деревнях самые художественные, самые одарённые натуры идут в конокрады и в браконьеры-охотники? Что делать: жизнь до сих пор была так скудна, так плоска, так невыносимо скучна для пылких сердец! Но я перехожу к вдохновению. Без сомнения, вам, милостивые государи, приходилось читать о сверхъестественных по своему замыслу и выполнению кражах? (А. Куприн).

Подчинительные союзы

Подчинительные союзы выражают отношения синтаксической неравнозначности между частями сложноподчинённого предложения, например: И жил я, вашу волю поражая, коль этот мир о помощи просил (И. Коневский); Был лишь орудьем рог, дабы, в горах пленительное эхо пробуждать (Вяч. Иванов); Если кто уцелел от людей, то против вещей бессилен (Н. Рерих).

По характеру выражаемых отношений (функция именной части сказуемого в односоставном безличном предложении). делятся на несколько групп:

Типы подчинительных союзов

Выражаемые отношения

Примеры

Изъяснительные

Выражают отношения пояснения.

Что, чтобы, как и др.

Временные

Выражают временные отношения.

Когда, как только, лишь только, едва, только, лишь, прежде чем, с тех пор как, пока, пока не, после того как, до тех пор пока, по мере того как, после того как и др.

Причинные

Выражают причинные отношения.

Потому что, так как, ибо, вследствие того что, благодаря тому что, ввиду того что, оттого что, в связи с тем что, в силу того что, по причине того что, из-за того что идр.

Условные

Выражают условные отношения.

Если, коли, раз, ежели, кабы.

Сравнительные

Выражают сравнительные отношения.

Как, словно, будто, как будто, точно, чем, нежели, подобно тому как, как если бы и др.

Подчинительные союзы , как и сочинительные, могут находиться на стыке отдельных предложений связного текста.

Морфологический разбор союза

Морфологический разбор союза включает выделение двух постоянных признаков (тип союза, неизменяемость). Непостоянных признаков союз не имеет, так как является неизменяемым словом. В морфологическом разборе союза можно также указать его тип по структуре: простой или составной.

Схема морфологического разбора союза.

I . Часть речи.

II . Морфологические признаки:

1) сочинительный или подчинительный;

2) неизменяемое слово.

III . Синтаксическая функция.

IV .Особенности правописания (если есть).

Когдая был маленький, я очень любил мороженое (М. Зощенко). Образец морфологического разбора союза.

I . Когда - союз, соединяет простые предложения в составе сложного.

II . Морфологические признаки.

1) подчинительный, временной;

2) неизменяемое слово.

III . Синтаксическая функция.

Не является членом предложения.

Разряды союзов по значению и строению. Морфологический разбор союза».

Цели урока:

1) формирование умения рассказывать о союзе,

2) находить союзы в тексте,

3) правильно определять разряды союзов,

4) научиться выполнять разбор союза.

Тип урока: повторение и закрепление изученного материала.

Оборудование:

Учебники,

Тетради,

Ручки,

Карандаши.

Ход урока:

1) Организационный момент:

Учитель:

Здравствуйте, ребята. Садитесь. Сегодня мы повторим с вами две предыдущие темы и разберем новую.

2) Проверка домашнего задания.

3) Фронтальный опрос:

Учитель:

Что такое союз ?

Ученик:

- Союз – это служебная часть речи, которая связывает однородные члены или простые предложения в составе сложного.

Учитель:

Какова функция союза в предложении?

Ученик:

Связывать однородные члены или простые предложения в составе сложного.

Учитель:

Какие служебные части речи вы еще знаете?

Ученик:

Частицы, предлоги, междометия.

Учитель:

Какую служебную часть речи вы уже изучили?

Ученик:

Предлог.

Учитель:

Что общего между предлогами и союзами?

Ученик:

Не являются членами предложения, не изменяются.

Учитель:

На прошлом занятии мы с вами разобрали таблицу «Разряды союзов по значению». Давайте повторим ее. Итак, на какие две группы делятся союзы?

Ученик:

Союзы делятся на две большие группы – сочинительные и подчинительные.

Учитель:

На какие группы делятся сочинительные союзы. Приведите примеры.

Ученик:

Сочинительные союзы делятся на: соединительные (например, и, да (в значении и ), также, тоже ); противительные (например, но, а, зато, да (в значении но ), однако ), разделительные (например, не только…но и, или…или, либо…либо ).

На какие группы делятся подчинительные союзы?

Ученик:

Подчинительные союзы делятся на две группы – изъяснительные и обстоятельственные.

Учитель:

Приведите примеры изъяснительных союзов.

Ученик:

- Что, потому что, как, будто.

Учитель:

На какие подгруппы делятся обстоятельственные союзы? Приведите примеры.

Ученик:

Подчинительные союзы бывают: временные (когда ), целевые (чтобы ), причинные (потому что ), уступительные (хотя ), следствия (так что ), условные (если ), сравнительные (как будто ).

Учитель:

Разряды какой части речи, ранее изученной, напоминают вам разряды союзов?

Ученик:

Разряды наречий.

Учитель:

На прошлом занятии вам давалась информация под запись. Какими еще бывают союзы? Приведите примеры, употребите в предложении.

Ученик:

Одиночными (употребляются один раз. Например, «Ученый малый, но педант»), повторяющимися (например, и…и, или…или, ни…ни «За дождем не видно ни моря, ни неба»), двойными (их компоненты взаимосвязаны. Например, как…так и, не только…но и, если…то . «Пушкин создал свои произведения как в стихах, так и в прозе»).

Учитель:

Какие вы знаете союзы по строению?

Ученик:

По строению союзы бывают простыми и составными.

Учитель:

Чем они отличаются?

Ученик:

Простые союзы состоят из одного слова, а составные из двух и более.

Учитель:

Приведите примеры простых и составных союзов.

Ученик:

Простые союзы: а, но, и, зато. Составные: потому что, так как, не только…но и.

Учитель:

Какая служебная часть речи имеет такое же строение?

Ученик:

Предлог.

4) Выполнение морфологического разбора.

Учитель:

Выполняем морфологический разбор союзов (у доски и в тетрадях).

« План морфологического разбора союза» .

I . Часть речи.

II . Грамматическая роль.

III . Морфологические признаки:

1) сочинительный/ подчинительный;

2) одиночный/ повторяющийся/ двойной;

3) простой/ составной.

IV . Неизменяемое слово.

Учитель:

Записываем предложение (выполняем работу в тетради, один ученик работает у доски), выполняем морфологический разбор союза:

«Я слыхал о тамошних метелях и знал , что целые обозы бывали ими занесены» ().

I . И – союз.

II . Слыхал и знал .

III . Морф. призн.:

1) соч.;

2) одиноч.;

3) прост.

IV . Неизм. слово.

I . Что – союз.

что?

II . […], (что…)

III . Морф. призн.:

1) подч., изъяснит.;

2) одиноч.;

3) прост.

IV . Неизм. слово.

Учитель:

Записываем еще предложение:

«Базар кишел народом, потому что было воскресенье».

I . Потому что – союз.

почему?

II . […], (потому что…)

III . Морф. призн.:

1) подч., обтоят., причины;

2) одиноч.;

3) состав.

IV . Неизм. слово.

Учитель:

Запишите примеры под диктовку и выполните самостоятельно разбор союзов.

1) Вышла я за него, только чтобы не ослушаться моего отца.

2) За три дня охотники не убили ни одной утки, но зато застрелили барсука.

3) Если встретимся и я буду свободна, поцелую ваши руки от радости.

4) Шкатулка играла долго, то останавливаясь, то снова наполняя дом таинственным звоном.

5) Дул с моря бриз, и месяц чистым рогом стоял за длинной улицей села.

6) Идет по планете весна молодая, как будто цветы разноцветной земли на улицах нашей Москвы зацвели.

7) Я вернусь, когда раскинет ветви по-весеннему наш белый сад.

8) Горько мне, что я бесплодно трачу чистоту и нежность лучших дней.

9) Вот опальный домик, где жил я с бедной нянею моей.

10) Снегу было мало, снежных буранов тоже .

5) Подведение итогов.

Учитель:

Итак, сегодня мы повторили разряды союзов по значению и строению, выполнили морфологические разборы некоторых союзов. На следующих занятиях мы продолжим тему «Союз», познакомимся с правописанием союзов и употреблением их в простых и сложных предложениях.

6) Домашнее задание: упр. 389, 395.

7) Выставление оценок.

Планирование урока:

1) Организационный момент…………………………………1 мин.

2) Проверка домашнего задания…………………………….10 мин.

3) Фронтальный опрос……………………………………….15 мин.

4) Выполнение морфологического разбора………………...15 мин.

5) Подведение итогов………………………………………….2 мин.

6) Домашнее задание…………………………………………..1 мин.

7) Выставление оценок………………………………………...1 мин.

Следует отличать союзы чтобы, тоже, также, зато от сочетаний местоимений что, то и наречия так с частицей или предлогом, ср.:

Я хочу, чтобы вы дали мне совет. - Что бы вы мне посоветовали?

Я тоже хочу поехать туда. - Я думаю то же (самое).

Я также хочу поехать туда. - Я думаю так же.

Книга трудная, зато интересная. - Спрячься за то дерево.

Союз разбирается по следующей схеме :

2. Постоянные признаки:

Неизменяемый,

Разряд по значению,

Простой / составной,

Что соединяет.

Образец морфологического разбора союза:

Все мы привскочили с кресел, но опять неожиданность: послышался шум многих шагов, значило, что хозяйка возвратилась не одна, а это действительно было странно, так как сама она назначила этот час.

(Ф. М. Достоевский)

но - союз, неизменяемый, сочинительный, противительный, простой, соединяет части сложного предложения.

что - союз, неизменяемый, подчинительный, изъяснительный, простой, неизменяемый, соединяет части сложного предложения.

а - союз, неизменяемый, сочинительный, противительный, простой, неизменяемый, соединяет части сложного предложения.

так как - союз, неизменяемый, подчинительный, причины, составной, соединяет части сложного предложения.

Частица

Частица - это служебная часть речи, которая служит для выражения оттенков значений слов, словосочетаний, предложений и для образования форм слов.

В соответствии с этим частицы принято делить на два разряда - смысловые и формообразующие.

Частицы не изменяются, не являются членами предложения.

В школьной грамматике, однако, принято подчёркивать отрицательную частицу не вместе с тем словом, к которой она относится; особенно это касается глаголов.

К формообразующим частицам относят частицы, служащие для образования форм условного и повелительного наклонения глагола. К ним относятся следующие: бы (показатель условного наклонения), пусть, пускай, да, давай(те) (показатели повелительного наклонения). В отличие от смысловых частиц, формообразующие частицы являются компонентами глагольной формы и входят в состав того же члена предложения, что и глагол, подчёркиваются вместе с ним даже при неконтактном расположении, например: Я бы не опоздал, если бы не пошёл дождь .



Смысловые частицы выражают смысловые оттенки, чувства и отношения говорящего. По конкретному выражаемому им значению они делятся на такие группы:

1) отрицательные: не, ни, вовсе не, далеко не, отнюдь не ;

2) вопросительные: неужели, разве, ли (ль) ;

3) указательные: вот, вон, это ;

4) уточняющие: именно, как раз, прямо, точно, точь-в-точь ;

5) ограничительно-выделительные: только, лишь, исключительно, почти, единственно, -то ;

6) восклицательные: что за, ну и, как ;

7) усилительные: даже, же, ни, ведь, уж, всё-таки, ну;

8) со значением сомнения: едва ли; вряд ли.

В некоторых исследованиях выделяются и другие группы частиц, поскольку не все частицы могут быть включены в указанные группы (например, дескать, якобы, мол ).

Частица ни выступает как отрицательная в конструкциях безличного предложения с опущенным сказуемым (В комнате ни звука ) и как усилительная при наличии уже выраженного отрицания (В комнате не слышно ни звука ). При повторении частица ни выступает в роли повторяющегося сочинительного союза (В комнате не слышно ни шорохов, ни других звуков ).

Смысловую частицу -то надо отличать от словообразующего постфикса -то , выступающего как средство образования неопределённых местоимений и наречий. Сравним: какой-то, куда-то (постфикс) - Я-то знаю, куда надо идти (частица).

Не являются частицами постфиксы -ся (-сь ), -то, -либо, -нибудь и приставки не и ни в составе отрицательных и неопределённых местоимений и наречий, а также причастий и прилагательных независимо от слитного или раздельного написания.

Морфологический разбор частицы

Частицы разбираются по следующей схеме :

1. Частица.

2. Грамматические признаки:

Неизменяемая,

Разряд по значению.

Согласно школьной грамматике, по этой схеме должны быть разобраны все частицы - и смысловые, и формообразующие, однако надо отметить, что формообразующая частица является компонентом глагольной формы и выписывается при морфологическом разборе вместе с глаголом при разборе глагола как части речи.

Образец морфологического разбора частицы:

Я не утверждаю, что он совсем нисколько не пострадал; я лишь убедился теперь вполне, что он мог бы продолжать о своих аравитянах сколько ему угодно, дав только нужные объяснения.

(Ф. М. Достоевский)

не - частица, неизменяемая, смысловая, отрицательная.

лишь - частица, неизменяемая, смысловая, ограничительно-выделительная.

только - частица, неизменяемая, смысловая, ограничительно-выделительная.

По школьной грамматике, в этом предложении следует также разобрать частицу бы следующим образом:

бы - частица, неизменяемая, формообразующая, служит для образования формы условного наклонения глагола.

Междометие

Междометие - особая часть речи, не относящаяся ни к группе самостоятельных, ни к группе служебных.

Междометие - это часть речи, которая объединяет слова, выражающие чувства, побуждение к действию или являющиеся формулами речевого общения (речевого этикета).

Это определение, соответствующее описанию междометий в лингвистике, отражено в комплексе 3. Комплексы 1 и 2 определяют междометие как группу слов, выражающую чувства или побуждение к действию.

По значению междометия бывают трех разрядов:

1) эмоциональные междометия выражают, но не называют чувства, настроения (радость, страх, сомнение, удивление и др.): ах, ой-ой-ой, увы, боже мой, батюшки, вот те раз, слава богу, как бы не так, фу и др.;

2) императивные междометия выражают побуждение к действию, команды, приказы: ну, эй, караул, кис-кис, вон, кыш, марш, тпру, ну-ка, ш-ш, ау ;

3) этикетные междометия являются формулами речевого этикета: здравствуй(те), привет, спасибо, пожалуйста, простите, всего хорошего .

Междометия не изменяются, не являются членами предложения (в предложении Вокруг слышались только охи и ахи слова охи и ахи являются не междометиями, а существительными), за исключением случаев, когда они выступают в функции существительного (в предметном значении): По лесу разносилось звонкое ау.

Междометия обособляются при помощи запятой или восклицательного знака: Ба! Знакомые все лица ! (А. С. Грибоедов)

Междометия могут быть производными (батюшки, господи ) и непроизводными (ох, фу ), в том числе заимствованными (баста, бис, стоп, ура, шабаш ).

Междометия не следует путать со звукоподражательными словами . Эта группа слов стоит вне частей речи, они передают звуки живой и неживой природы: мяу, кар-кар, дзынь. Звукоподражания находятся вне классификации слов по частям речи.

Междометия также следует отличать от глаголов в междометной форме: А шапка бац прямо на пол.

При разборе междометия указывают на его неизменяемость и разряд: эмоциональное, побудительное, этикетное. Например:

- Ах, боже мой, я совсем не про то...

(Ф. М. Достоевский)

ах

боже мой - междометие, неизменяемое, эмоциональное, не является членом предложения.

Ни в одном из учебных комплексов разбор междометий не производится.

Когда знаешь союзы, то и запятые сумеешь поставить без труда. Если, конечно, сумеешь применить пунктуационные правила!

Но союзы очень трудно отличить от местоимений и наречий, омонимичных частиц (как, только, хоть, же, и, а) и предлогов.

Нужно анализировать слова в предложении: частицы обычно выражают смысловые оттенки (усилительные, ограничительные), а союзы связывают однородные члены и части сложного предложения.

Ещё союзы могут быть похожи на местоимения и наречия (что; как, когда, едва, пока), на сочетания предлога и местоимения (зато - за то, оттого - от того, потому - по тому, притом - при том, причём - при чём), местоимения и частицы (чтобы - что бы, тоже - то же), наречия и частицы (также - так же).

Универсальных приёмов, чтобы отличить союзы, немного. Первый: определить его служебную роль, то есть что он связывает. Второе: заменить его союзом-синонимом. Частицу можно переставить в другое место или вовсе опустить.

Рассуждаем так. В предложении: Все опоздали, я тоже. - слово ТОЖЕ можно заменить синонимом И (Все опоздали, и я.). В другом предложении (Я выполнил то же задание, что и ты.) частицу ЖЕ можно опустить.

Вообще-то союзы нужно узнавать «в лицо», различать их группы по происхождению, строению, употреблению и значению. Те союзы, которые нельзя разделить на морфемы, называются непроизводными (а, но, и, да, либо, или, однако, ибо, если). Производные произошли от сочетаний с местоимениями, наречиями, предлогами (чтобы, также, потому что, вследствие того что).

Если союз состоит из одного слова, то он простой (и, да, будто, хотя), из нескольких - составной (из-за того что, несмотря на то что, потому что, так как). Сложных союзов не бывает.

Если союз используется один раз, то он одиночный, если повторяется два и более раз, то его называют повторяющимся (ни... ни, то ли... то ли, не то... не то), если же он распадается на две части, то двойной (не только... , но и; как..., так; если... , то; чем..., тем; постольку..., поскольку; хотя..., но).

Все союзы делятся на две группы: сочинительные (связывают однородные члены предложения и части сложносочинённого предложения) и подчинительные (соединяют части сложноподчинённого предложения).

Сочинительные союзы передают различные значения:

1) соединительные выражают перечисление

и, да=и, и-и, ни-ни, как..., так, не только..., но и

2) противительные - противопоставления и различия

а, но, да=но, однако, же, зато

3) разделительные - взаимоисключения, чередования

или, или-или, либо, либо-либо, не то-не то, то-то, ли-ли, то ли-то ли

4) присоединительные служат для выражения дополнения, замечания

да и, тоже, также, а также, притом, причём

5) пояснительные - для пояснения

то есть, а именно, или, как-то

Подчинительных союзов значительно больше, чем сочинительных:

1) изъяснительные

Что, чтобы, как, будто, ли

2) временные

Когда, как только, лишь только, в то время как, с тех пор как, после того как, пока, пока не, едва, прежде чем

3) причинные

Потому что, так как, ибо, оттого что, из-за того что, поскольку, вследствие того что, благодаря тому что, ввиду того что, в связи с тем что

4) целевые

Чтобы, с тем чтобы, для того чтобы, затем чтобы, лишь бы

5) условные

Если, раз, коли, при условии что, ежели, кабы, если-то, если бы, когда бы

6) сравнительные

Как, как будто, будто, точно, словно, как бы, будто бы, подобно тому как, чем-тем

7) уступительные

Хотя, хотя бы, пусть, пускай, несмотря на то что, невзирая на то что, как ни

8) следствия

Так что, до того что, в результате чего

ПЛАН МОРФОЛОГИЧЕСКОГО РАЗБОРА СОЮЗОВ

I. Часть речи. Общее грамматическое значение (в каком предложении употреблён, схема).

II. Морфологические признаки.

1. Разряд по составу (простой или составной).

2. Разряд по происхождению (непроизводный или производный).

3. Разряд по функции (сочинительный или подчинительный).

4. Разряд по значению.

5. Разряд по употреблению (одиночный, повторяющийся, двойной).

Используя предложения из увлекательной повести Яна Ларри «Необыкновенные приключения Карика и Вали», покажем образцы разборов разных союзов. Не забудьте, что союз надо выписывать целиком, если он составной или двойной. Схемы вычерчивать из-за технических трудностей здесь не будем.

Образцы разборов союзов

В этом удивительном лесу не было мрака и 3 тишины, как в сосновом бору.

I. И - союз, т.к. служит для связи однородных членов предложения.

II. Морфологические признаки:
1. простой,
2. непроизводный,
3. сочинительный,
4. соединительный,
5. одиночный.

III. Не является членом предложения.

Едим да 3 ещё похваливаем…

I. ДА (=И) - союз, т.к. служит для связи однородных членов предложения.

II. Морфологические признаки:
1. простой,
2. непроизводный,
3. сочинительный,
4. соединительный,
5. одиночный.

III. Не является членом предложения.

Пожалуй, я тоже 3 приоденусь в незабудочный наряд!

I. ТОЖЕ - союз, т.к. служит для связи членов простого предложения.

II. Морфологические признаки:
1. простой,
2. производный,
3. сочинительный,
4. присоединительный,
5. одиночный.

III. Не является членом предложения.

Зовут его также 3 паук-серебрянка…

I. ТАКЖЕ - союз, т.к. служит для связи членов простого предложения.

II. Морфологические признаки:
1. простой,
2. непроизводный,
3. сочинительный,
4. присоединительный,
5. одиночный.

III. Не является членом предложения.

В густых зарослях то 3 тут, то там висели липкие сети, и нужно было очень осторожно обходить эти ловушки.

I. ТО..., ТО - союз, т.к. служит для связи однородных членов предложения.

II. Морфологические признаки:
1. простой,
2. производный,
3. сочинительный,
4. разделительный,
5. повторяющийся.

III. Не является членом предложения.

В густых зарослях то тут, то там висели липкие сети, и 3 нужно было очень осторожно обходить эти ловушки.

I. И - союз, т.к. служит для связи частей сложносочинённого предложения.

II. Морфологические признаки:
1. простой,
2. непроизводный,
3. сочинительный,
4. соединительный,
5. одиночный.

III. Не является членом предложения.

Микроскоп позволяет рассмотреть только глаз паука или 3 кончик его ноги, или коготок, похожий на гребень, или узел паутины.

I. ИЛИ..., ИЛИ..., ИЛИ - союз, т.к. служит для связи однородных членов предложения.

II. Морфологические признаки:
1. простой,
2. непроизводный,
3. сочинительный,
4. разделительный,
5. повторяющийся.

III. Не является членом предложения.

Да и не было для этого у Ивана Гермогеновича ни 3 времени, ни охоты.

I. НИ..., НИ - союз, т.к. служит для связи однородных членов предложения.

II. Морфологические признаки:
1. простой,
2. непроизводный,
3. сочинительный,
4. соединительный,
5. повторяющийся.

III. Не является членом предложения.

Она была усеяна тысячами ртов, которые не то 3 жевали что-то, не то норовили схватить Карика и Валю за босые ноги.

I. НЕ ТО..., НЕ ТО - союз, т.к. служит для связи однородных членов предложения.

II. Морфологические признаки:
1. составной,
2. производный,
3. сочинительный,
4. разделительный,
5. повторяющийся.

III. Не является членом предложения.

Казалось, в стену били мягкими, но 3 увесистыми кулаками.

I. НО - союз, т.к. служит для связи однородных членов предложения.

II. Морфологические признаки:
1. простой,
2. непроизводный,
3. сочинительный,
4. противительный,
5. одиночный.

III. Не является членом предложения.

Она хотела что-то сказать, но 3 губы не слушались.

I. НО - союз, т.к. служит для связи частей сложносочинённого предложения.

II. Морфологические признаки:
1. простой,
2. непроизводный,
3. сочинительный,
4. противительный,
5. одиночный.

III. Не является членом предложения.

Теперь не дует, - сказала Валя, - но зато 3 стало очень темно.

I. НО ЗАТО - союз, т.к. служит для связи частей сложносочинённого предложения.

II. Морфологические признаки:
1. составной,
2. производный,
3. сочинительный,
4. противительный,
5. одиночный.

III. Не является членом предложения.

Хотя Карик и Валя знали, что это не чудовища, а 3 самые обыкновенные насекомые, они то и дело останавливались в испуге.

I. А - союз, т.к. служит для связи однородных членов предложения.

II. Морфологические признаки:
1. простой,
2. непроизводный,
3. сочинительный,
4. противительный,
5. одиночный.

III. Не является членом предложения.

Этого я не думаю, - ответил профессор, - однако 3 мы должны быть готовы к самому худшему…

I. ОДНАКО - союз, т.к. служит для связи частей сложносочинённого предложения.

II. Морфологические признаки:
1. простой,
2. непроизводный,
3. сочинительный,
4. противительный,
5. одиночный.

III. Не является членом предложения.

Ивану Гермогеновичу, конечно, было известно, что ловит насекомых не сеть, а именно 3 эти крошечные, липкие узелки.

I. А ИМЕННО - союз, т.к. служит для связи членов простого предложения.

II. Морфологические признаки:
1. составной,
2. производный,
3. сочинительный,
4. присоединительный,
5. одиночный.

III. Не является членом предложения.

А между тем эти самые мухи убили несколько сот лет назад в Европе двадцать четыре миллиона людей, то есть 3 четвёртую часть всего населения старой Европы.

I. ТО ЕСТЬ - союз, т.к. служит для связи членов простого предложения.

II. Морфологические признаки:
1. составной,
2. производный,
3. сочинительный,
4. присоединительный,
5. одиночный.

III. Не является членом предложения.

Ивану Гермогеновичу, конечно, было известно, что 3 ловит насекомых не сеть, а именно эти крошечные, липкие узелки.

I. ЧТО - союз, т.к. служит для связи частей сложноподчинённого предложения.

II. Морфологические признаки:
1. простой,
2. производный,
3. подчинительный,
4. изъяснительный,
5. одиночный.

III. Не является членом предложения.

По дороге они останавливались, отводили обеими руками тяжёлые листья и смотрели, нет ли 3 под листьями ягод.

I. ЛИ - союз, т.к. служит для связи частей сложноподчинённого предложения.

II. Морфологические признаки:
1. простой,
2. непроизводный,
3. подчинительный,
4. изъяснительный,
5. одиночный.

III. Не является членом предложения.

Если 3 такой цветок оборвётся и упадёт на мою голову, я вряд ли останусь живым, - засмеялся Иван Гермогенович.

I. ЕСЛИ - союз, т.к. служит для связи частей сложноподчинённого предложения.

II. Морфологические признаки:
1. простой,
2. непроизводный,
3. подчинительный,
4. условный,
5. одиночный.

III. Не является членом предложения.

И это было немудрено, потому что 3 она смотрела только на них, всё ещё не веря, что они погибли в жаркой схватке.

I. ПОТОМУ ЧТО - союз, т.к. служит для связи частей сложноподчинённого предложения.

II. Морфологические признаки:
1. составной,
2. производный,
3. подчинительный,
4. причинный,
5. одиночный.

III. Не является членом предложения.

В этом удивительном лесу не было мрака и тишины, как 3 в сосновом бору.

I. КАК - союз, т.к. служит для связи предмета и объекта сравнения.

II. Морфологические признаки:
1. простой,
2. производный,
3. подчинительный,
4. сравнительный,
5. одиночный.

III. Не является членом предложения.

Чем 3 ближе ребята подплывали к берегу, тем явственнее слышался этот шум.

I. ЧЕМ..., ТЕМ - союз, т.к. служит для связи частей сложноподчинённого предложения.

II. Морфологические признаки:
1. простой,
2. производный,
3. подчинительный,
4. сравнительный,
5. двойной.

III. Не является членом предложения.

Потолок норы трещал, как будто 3 его сверлили сверху.

I. КАК БУДТО - союз, т.к. служит для связи частей сложноподчинённого предложения.

II. Морфологические признаки:
1. составной,
2. производный,
3. подчинительный,
4. сравнительный,
5. одиночный.

III. Не является членом предложения.

Чтобы 3 не налететь на них, нужно было зорко смотреть по сторонам.

I. ЧТОБЫ - союз, т.к. служит для связи частей сложноподчинённого предложения.

II. Морфологические признаки:
1. простой,
2. производный,
3. подчинительный,
4. целевой,
5. одиночный.

III. Не является членом предложения.

Он спокойно стоял на воде, расставив длинные ноги, и ждал, пока 3 все паучата усядутся.

I. ПОКА - союз, т.к. служит для связи частей сложноподчинённого предложения.

II. Морфологические признаки:
1. простой,
2. непроизводный,
3. подчинительный,
4. временной,
5. одиночный.

III. Не является членом предложения.

Хотя 3 Карик и Валя знали, что это не чудовища, а самые обыкновенные насекомые, они то и дело останавливались в испуге.

I. ХОТЯ - союз, т.к. служит для связи частей сложноподчинённого предложения.

II. Морфологические признаки:
1. простой,
2. непроизводный,
3. подчинительный,
4. уступительный,
5. одиночный.

III. Не является членом предложения.

Как бы ни 3 упаковывали продукты, муравьи всё равно добираются до них.

I. КАК БЫ НИ - союз, т.к. служит для связи частей сложноподчинённого предложения.

II. Морфологические признаки:
1. составной,
2. производный,
3. подчинительный,
4. уступительный,
5. одиночный.

III. Не является членом предложения.