«Основные этапы творческого пути. Урок по русской литературе М.В.Исаковский

Министерство образования РФ

муниципальное образовательное учреждение

гимназия эстетического профиля

Экзаменационный реферат по литературе

Смоленщины

Народный поэт

Работа ученика 9 «Б» класса

Джуринского Сергея

Руководитель: Селиванова М. П.

Смоленск

План:

Введение.

I Малая родина поэта

1. «Я вырос там, среди скудных полей,

Где все пути терялись в тумане »

2. Роль отца поэта в познании им окружающего мира.

3. Зарождение жанра “лирикического письма” в творчестве Исаковского.

4. Годы учебы в школе. Первые шаги на литературном поприще. Первые учителя.

5. Гиназист Исаковский в период революции.

II Этапы большого пути

1. Становление Исаковского, как поэта в годы Гражданской войны.

2. Влияние различных поэтических напрвлений на творчество поэта.

3. Первые литературные сборники. Поэтический стиль Исаковского.

III Творческая зрелость поэта

1. Летопись войны в лирике поэта.

3. Проза, народный фольклор, письма, статьи – как литературный дар Исаковского.

4. Последние годы жизни Исаковского

Заключение.


Введение

Почему из многих смоленских поэтов, хороших и разных, я выбрал именно Михаила Васильевича Исаковского? Да потому, что в необыкновенной судьбе обыкновенного крестьянского парня, сердцем слившегося с родной страной, отразились все этапы ее пути, и он вырос в любимого поэта миллионов. От Пушкина к Некрасову и от них к Есенину, Твардовскому, Исаковскому протянулась одна из плодотворнейших идейно-художественных линий русской поэзии - линия органической народности, художественного совершенства, ясности и простоты.

Безграничны проявления человеческой красоты, с необычайным многообразием проявляет она себя в жизни и в искусстве, в частности в поэзии. Бывает красота совсем «простая», самая, что ни на есть обычная, на первый взгляд даже неприметная, но при ближайшем соприкосновении с нею она трогает душу своей безыскусственностью, естественностью. Такою неприметной, неброской красотой отмечена тихая и нежная лирика Михаила Исаковского. Вот поэт говорит об ушедшей весне своей юности:

Прошла моя незолотая,

Моя незвонкая, прошла.

И пусть она была такая -

Она такая мне мила.

В этих легких и грустных стихах отразилась не только частица жизни, но и эстетическая позиция поэта. Внешне неяркая, подчеркнуто скромная и простая поэзия его покоряет внутренней силой, нравственной свежестью и чистотой, органической музыкальностью - качествами, столь дорогими нам в наше бурное и тревожное время.

В русской поэзии Исаковский остается хранителем и продолжателем классических и народно-песенных лирических традиций.

Стихи и песни Исаковского, пронизанные теплом и добротой, сильнее, глубже иных громких фраз и бурных ритмов ратуют за великие цели нашего общества, за человеческое совершенство и красоту.

Поэзия Исаковского давно уже, стала неотъемлемой частью духовной культуры русских людей.

В своем реферате я расскажу о жизни и творческом труде Исаковского, о том, как он формировался, как росло его мастерство, какими эстетическими ценностями обогатил он русскую поэзию.


I Малая Родина поэта

«Я вырос там, среди скудных полей,

Где все пути терялись в тумане…»

Когда во всем окружающем нас назревают большие перемены и в самом воздухе как бы уже носятся голоса новой жизни, у художника слова есть великое право заговорить на языке резко необычных образов, необычных ритмов, «сломать» привычное и прямо, откровенно обратиться к поиску новизны, сделать новое, небывалое своим паролем.

Но есть и другое право - заговорить о новом на языке отцов. Ничего не ломать специально, не выступать с манифестами о ликвидации языка классиков, не делать заявлений об устарелости, безголосости или картавости ямбов и хореев. Тем же словом, на котором говорилось о горе народном, тем же стихом, который передал столько воп­лей и мучительных стонов, который был отзвуком стольких загубленных жизней, стольких печальных, тоскливых безысходных напевов,- на том же языке, тем же стихом заговорить о новом, необык­новенном.

Одним из замечательных советских поэтов, с самых первых шагов в литературе совершенно сознательно продолживших традиции русской поэтической классики, явился Михаил Васильевич Исаковский. Он показал, что говорить на «том же языке» в искусстве поэзии - задача не только сложная, но и подлинно новаторская.

Михаил Васильевич Исаковский – создатель современной народной песни. Родился и вырос в бедной смоленской деревне. Родные края М. В. Исаковского – Смоленщина, бывший ельнинский уезд, деревня Глотовка. Там седьмого января 1900 года родился поэт, там прошли его детство и юность, там еще за школьной партой он начал писать стихи. Навсегда поэт сердцем приник к родным краям и не раз воспел их в стихах и песнях: «Есть во Всходском уезде деревня такая, где оставил я детство свое, и, куда бы ни шел, мне звучал, не смолкая, теплый, ласковый голос ее».

Не в этой ли любви к родным местам истоки задушевной поэтичности, которой пронизана вся патриотическая лирика Михаила Исаковского. Поэт и сам говорил об этом: «Да, я родился и вырос на Смоленщине. И хотя я прожил там в общей сложности меньше, чем в других местах, земля смоленская и до сих пор остается для меня самой близкой, самой родной. И это не потому, что я меньше люблю ту большую, великую землю, которую все мы называем своей матерью – Родиной – Родиной с большой буквы… Дело тут, по-видимому, в другом. Места, где я родился и вырос, кажутся мне самыми родными и незабываемыми потому, что там как бы осталась часть моей жизни, часть меня самого. Там – в этих смоленских местах, родилось и возникло то, что потом стало целью моей жизни, – возникла моя поэзия. Это она, смоленская земля, дала мне свои думы, свои напевы, свои слова, свои краски».

Нелегко родилась эта любовь. Сквозь горести и мрак пронес ее поэт в своем сердце.

Дореволюционная Смоленщина была глухим и скудным краем. Даже в названии родной деревни Исаковского было что-то мрачное и неприятное. Существовала легенда, что в давние времена первым поселился в этих краях богатый, жадный мужик Глот, угнетавший бедных крестьян. Это была беспросветная провинциальная глушь, о которой сам Исаковский впоследствии вспоминал:

«Я вырос там, среди скудных полей,

Где все пути терялись в тумане,

Где матери, баюкая детей,

О горькой доле пели им заранее».

Родители Исаковского были бедняками из бедняков. Из тринадцати их детей выжило только пятеро. Михаил был предпоследним ребенком. Семья не сводила концы с концами. Хлеба, выращенного на клочке земли, не хватало до нового урожая, нечем было покормить семью в зимнюю пору.

На всю жизнь врезались в чуткую душу Исаковского воспоминания о безрадостном голодном детстве: «Горькое, горькое детство в краю, где «земля скупа на урожай, да и земли-то этой самой нету», в местности, где экономили даже лучинку и «по вечерам нигде не зажигают огней». К тому же еще эта неизлечимая проклятая болезнь глаз.

Роль отца поэта в познании им окружающего мира.

Но были у подрастающего мальчика Миши и светлые минуты жизни, не позволяющие угаснуть загорающемуся огоньку поэтического дарования. Большую роль тут сыграл отец Василий Назарович – истовый труженик и пахарь, и печник, и плотник, предприимчивый, хозяйственный человек.

Чтобы прокормить большую семью, он осенью, по окончании сельскохозяйственных работ, отправлялся «в поход», т.е. на поиски заработков. Он не жалел ног и, по рассказам поэта, исходил чуть ли не всю страну – Смоленщину, Белоруссию, дошел даже до Петербурга. Он владел задатками грамоты и со временем устроился работать почтальоном в соседней деревне Оселье, где находилось волостное правление.

Василий Назарович много думал о будущем сына, стремился дать ему образование, раскрыть для него окружающий мир. Его работа на почте способствовала этому. Каждую неделю он ездил с почтой на станцию Павлиново, нередко брал с собой в поездку сына. Эти поездки для крестьянского мальчика из глухой деревни были знакомством с большим, неведомым ранее миром. Для подростка Исаковского было радостным событием увидеть на станции Павлиново поезд и телеграф.

Зарождение жанра “лирикического письма” в творчестве Исаковского

Было еще одно важное следствие поездок на станцю. Благодаря газетам и журналам, которые привозил с почты отец, Миша самоучкой приобщился к грамоте, научился читать и писать самостоятельно. Опять-таки, помог отец овладеть грамотой. Михаил Исаковский сделался, по его словам, чуть ли не единственным грамотеем на всю округу. Из окрестных деревень приходили к нему неграмотные крестьяне с просьбой написать для них письма своим родным и близким. Это были первые «литературные произведения» десятилетнего мальчика. Писал он, по отзывам сельчан, «хорошо, складно и, главное, «жалостливо». Особенно, как вспоминал впоследствии Исаковский, ему доверяли сочинять письма своим мужьям и близким неграмотные солдатки и другие обиженные судьбою женщины.

В конце творческого пути Михаил Васильевич Исаковский написал автобиографическую книгу “На ельнинской земле” (1969). В ней рассказано об основных этапах его творческого пути. Будущий поэт родился в бедной крестьянской семье на Смоленщине. Обстоятельства его жизни складывались так, что если бы не революция, ему не удалось бы получить образование и зародившаяся еще в детстве мечта стать писателем, поэтом так и осталась бы неосуществленной. Литературная деятельность Исаковского началась в газете небольшого городка Ельня недалеко от Смоленска. Началом поэтического творчества сам он считает 1924 год, хотя стихи писать начал очень рано.

Первый сборник Исаковского “Провода в соломе” вышел в 1927 г. и был замечен М. Горьким: “Стихи у него простые, хорошие, очень волнуют своей искренностью”. В русской поэзии Исаковский – один из прямых и последовательных продолжателей традиций Н. А. Некрасова. Причем дело здесь не только в том, что оба много писали о деревне. Как и , Исаковский – поэт не крестьянский, а народный. Как известно, творческое наследие русского классика очень богато в жанровом отношении: он писал поэмы, песни, элегии, сатиры и т.д. Исаковский тоже работал во многих жанрах, но особенного успеха добился в песне. Поистине всемирна, легендарна слава его “Катюши”! Кто не знает его песни “Прощание”, “Огонек”, “Летят перелетные птицы”, “Лучше нету того цвету” и многие другие!

  • Важное замечание по поводу песен Исаковского сделал его земляк А.Т. Твардовский: “Слова песен Исаковского – это, за немногими исключениями, стихи, имеющие самостоятельное содержание и звучание, живой поэтический организм, сам собой как бы предполагающий ту мелодию, с которой ему суждено слиться и существовать вместе. Исаковский – не “автор текстов” и не “поэт-песенник”, а поэт, стихам которого органически присуще начало песенности, что, кстати сказать, всегда было одной из важных черт русской лирики”.

Секрет широчайшей популярности песен и стихов Исаковского отчасти открывается при знакомстве с его творческой лабораторией. Он считал, что нужно “уметь даже о самых сложных вещах говорить самыми обыкновенными словами и фразами – обыкновенными, но в то же время емкими, точными, красочными, поэтически убедительными”. Но главная причина всеобщей любви к его творчеству – в полном слиянии мыслей и чувств поэта и народа. В этом отношении особенно характерны стихи Исаковского периода Великой Отечественной войны:

  • И я, как знамя, поднял это слово,
  • Живое слово сердца моего.
  • И я зову, чтоб в дни борьбы суровой
  • Никто из нас не забывал его.

И действительно, в то время буквально каждое слово поэта находило отклик в сердцах людей – вспомним “В лесу прифронтовом”, “Русской женщине”, “Ой, туманы мои…” и многое другое. В послевоенные годы активизировалась деятельность Исаковского-переводчика. Чаще других он переводил белорусских и украинских поэтов – Я. Коласа, Я. Купалу, Т. Шевченко, Л. Украинку. Исаковский – автор книги “О поэтическом мастерстве” (1969), где он, обращаясь к молодым, рассказал об опыте своей творческой работы.

Владислав Шошин

Поэзия Михаила Исаковского завоевала давнее и прочное признание. По словам А. Твардовского, «Михаил Исаковский один из самых любимых поэтов нашей родины. Его поэзия давно уже занимает большое и бесспорное место в духовной жизни самых широких слоев нашего народа». Не только нашего - песни Исаковского, прежде всего его знаменитая «Катюша», поются во многих странах мира на разных языках. Это и естественно, ведь в творчестве Исаковского воплощены лучшие черты русской поэзии - народность, демократизм, социальная значимость, искренность, простота. Высокое звание народного поэта по праву может принадлежать именно ему.

Михаил Васильевич Исаковский родился в 1900 году в деревне Глотовке на Смоленщине в крестьянской семье. «Семья наша, - вспоминал поэт, - была бедная, земля тощая. Своего хлеба у нас никогда «до нови» не хватало, его приходилось покупать. Поэтому с осени, когда кончались сельскохозяйственные работы, отец вынужден был уходить на заработки, чтобы добыть денег «на хлеб». Была в те годы Смоленщина богата бедой. Но и в этих тяжелых условиях в народе жило яркое искусство.

В первой половине 20-х годов русская деревня вступила в период коренных перемен.

Общий колорит его юношеских лирических стихов - радостный, даже праздничный. Родная природа открывает ему свою красоту: солнце шлет лучи в облачные шелки, через пальцы ивняка река льется тихо и пугливо, лес указывает дорогу рябиновыми вехами...

В стихи, запечатлевающие современную деревню, органично входят приметы нового - над чешуйчатыми крышами поселка антенны вытягиваются в нитку, грач бродит по нивам важно, словно сельский агроном. Но, не ограничиваясь отображением лишь внешних примет, Исаковский стремился показать психологические перемены в мировоззрении и быту современников. «Стихи молодого поэта, - вспоминает его земляк Н. Рыленков, - срезу же покорили нас своей жизненной конкретностью, внутренней целостностью и достоверностью. М. Исаковский не декларировал, а наглядно показывал те процессы, которые происходили в деревне у нас на глазах, находя высокую поэзию в самых будничных делах рядовых людей».

В 20-е годы М. Исаковский начинает активно участвовать в литературно-общественной жизни на Смоленщине, редактирует уездную газету в Ельне, затем сотрудничает в смоленской газете «Рабочий путь». Он пишет не только лирические стихи, но и фельетоны («Разговор с редактором», «Одемьяненный поэт»).

В это время в литературной среде активизировались всевозможные формалистические направления и группы.

В провинциальном Смоленске горластые проповедники якобы «новых» веяний заявляли о себе по-столичному «авторитетно». На поэтических вечерах и дискуссиях в Смоленске вспыхивали жаркие споры. Исаковский участвовал в них и как оратор, и прежде всего как поэт.

При всей своей непритязательности уже ранние его стихи имели большой идейно-эмоциональный заряд. Рожденные глубокими раздумьями юноши, определяющего свой путь в жизни, формирующего собственные нравственные принципы, стихи Исаковского помогали его сверстникам верно найти свое место в жизни. Учась у жизни, у народа, Исаковский не мог быть хоть в чем-то солидарным с приверженцами «модных» течений, оказывавшихся на поверку неглубокими и ложными. «В последние годы, - сообщал он в предисловии к одной из своих ранних книг, - очень много говорили о необходимости повышения культуры стиха, об учебе у таких, скажем, мастеров слова, как Б. Пастернак, И. Сельвинский. В своей работе я постоянно чувствовал недостаточность теоретических знаний и слабость техники стиха. И все же я не мог брать пример с Пастернака или Сельвинского. Мне всегда казалось, что большим недостатком этих, несомненно, крупных поэтов является то, что они по существу пишут для небольшого крута избранных; широкие же слон читателей их не понимают и не читают...» о плодотворном воздействии, которое поэзия Есенина оказала на молодого Исаковского, о близости этих двух поэтов, о наследовании Исаковским лучших качеств есенинского творчества.

Критика Исаковского не баловала. Его книга «Провода в соломе» (1927), содержавшая уже значительные достижения поэта, вызвала отрицательный отзыв А. Лежнева. В защиту молодого поэта выступил М. Горький. Он приветствовал уверенно развивающийся талант и охарактеризовал социальную сущность поэзии Исаковского, «который знает, что город и деревня - две силы, которые отдельно одна от другой существовать не могут, и знает, что для них пришла пора слиться в одну необоримую творческую силу, - слиться так плотно, как до сей поры силы эти никогда и нигде не сливались».

Исаковский выступил в поэзии в ту пору, когда основной вопрос «кто - кого» уже был решен.

Уже молодым поэтом он принял эстафету национальных поэтических традиций, внутренне противопоставляя их «модным» теориям. «И если я все же не поддался таким теориям, - пишет он, - то это в очень большой степени объясняется тем, что в моем сознании жили великие русские поэты - Пушкин и Некрасов. Они как бы оградили меня от той мутной и вредоносной волны формализма, которая хлынула тогда в поэзию».

Но вместе с тем молодой поэт не мог не испытать некоторого воздействия со стороны наиболее талантливых современников, близких ему по духу. Критика 30-х годов отмечала в творчестве Исаковского есенинские интонации. Иногда его рассматривали всего лишь как подражателя Есенину. Естественно, что Исаковский против этого протестовал. Более того, социальное наполнение творчества обоих поэтов было далеко не одинаковым. Есенин ненавидит «железного гостя» - Исаковский с радостью живописует индустриальный пейзаж на фоне смоленского захолустья.

В этой полемике слышна полемика исторических эпох. И все же можно говорить, что у него не было необходимости выбора. Он с самого начала чувствовал себя представителем нового мира. Он стал певцом деревни.

Привязанность к родной почве определила не только тематику стихов Исаковского - «все мое и все родное, чем я жил и где я рос». Она определила нацеленность его творчества. «…Поэт прежде всего, - заявлял Исаковский несколько позднее, - должен писать для своего народа. А это значит, что его стихи должны быть простыми по форме и глубокими по содержанию. Поэт обязан разговаривать со своим читателем как самый искренний друг, а не как «жрец», изрекающий «истины» на каком-то выдуманном им самим языке». Это эстетическое кредо Исаковского не было пассивным, так как предполагало борьбу с иным направлением в поэзии. Он прямо заявлял, что «вычурная речь может быть только у такого поэта, у которого нет органической связи с народом, связи кровной, душевной». Всем своим творчеством Исаковский подтверждает важность мысли «писать для народа» и не отступает от нее на протяжении всех лет. Лирика поэта свидетельствует о цельности автора и его искренности. В ней узнаются черты человека - отзывчивого и вместе с тем мужественного, серьезного, но обладающего чувством юмора. Но это не просто индивидуальные черты автора - это типические черты русского, глубоко национального характера. Это также в традициях нашей классической литературы. «Чем больше я обдумывал мое сочинение, - свидетельствует Гоголь, - тем более видел, что не случайно следует мне взять характеры, не какие попадутся, но избрать одни те, на которых заметней и глубже отпечатлелись истинно русские, коренные свойства наши».

Идейно-художественную значимость уже ранней поэзии Исаковского усиливала ее фольклорная основа. В поисках нравственного идеала он не мог пройти мимо сокровищницы народной поэзии, которая, по словам Чернышевского, «всегда возвышенна, целомудренна», «проникнута всеми началами прекрасного», «дышит нравственным здоровьем». В послереволюционные годы, когда в литературу пришли представители победивших классов - рабочих и крестьян - интерес к фольклору был достаточно широк. «У кого мы учились? У кого учился, в частности, я? - вспоминает Н. Асеев. - Прежде всего у пословиц и поговорок, у присловий и присказок, что бытуют в речи народной». Исаковский брал от народного творчества не только «пословицы и поговорки», но весь его интеллектуально-нравственный пафос.

Ведь подлинно «русский стиль» - не во внешних приметах. Традиционные образы и ситуации одухотворены в творчестве Исаковского биением современности. Традиционная тема разлуки любящих использована в стихотворении «Катюша», ставшем одной из наших любимых песен. Но уехавший парень служит «на дальнем пограничье» - это сразу же придает скромному стихотворению социальное содержание и почти публицистическую злободневность.

В ткань своих произведений фольклорные образы Исаковский вводит очень экономно, благодаря чему они не производят впечатления стилизации. Нет у него и архаизмов. Зато есть обороты разговорной речи, которые не только «демократизуют» поэзию, но и сами по себе блестят искорками подлинной поэтичности. Все это особенно характерно для коротких лирических стихов, многие из которых в предвоенные годы стали популярными песнями («Любушка», «Прощание», «Провожанье).

Чуждаясь внешней, не подкрепленной глубоким душевным переживанием лозунговости, голословной декларативности, творчество Исаковского в предвоенные годы явилось одним из серьезнейших достижений поэзии. Как гражданственный «вывод» звучал наказ поэта:

Какое б ты ни делал в жизни дело, Запомни - цель одна:
Гори, дерзай, чтоб вечно молодела Великая страна.

Война подтвердила плодотворность эстетических принципов Михаила Исаковского. Вся страна пела его песни. Особенно популярной стала «Катюша». Как известно, по имени песни было названо новое грозное оружие. Широко распевались также народные переделки текста. В них Катюша то выступает как боец, то сражается в партизанском отряде, то перевязывает раны на поле боя. «Катюша» звучала как гимн, как песня-перекличка друзей-единомышленников, как их пароль. Эта ее роль стала особенно очевидной, когда военные действия были перенесены в Восточную Европу. Ее пели и на Западе - участники движения Сопротивления во Франции и в Италии.

Искренние признания читателей правдиво фиксируют широкое народное признание. Характерно то, что в письмах, направлявшихся поэту фронтовиками, речь шла не только о встречном душевном отклике на его слово, но и об общественной действенности этого слова. «Ваши стихи нравятся многим, - писал ему в 1943 году офицер-фронтовик. - Совсем недавно, когда я ехал в село Касплю, освобожденное от немецких мерзавцев, около дороги лежал убитый молодой красноармеец. Среда разбросанных его документов мне попалась «Прощальная». Вырезку эту я берегу. Читал «Прощальную» своим бойцам. Производит очень сильное впечатление».

«Стихи у него простые, хорошие, очень волнуют своей искренностью», - писал Горький об Исаковском еще в 1927 году. Его простота - не приноровление к читателю. Это стремление к предельно точному выражению той правды, которую он хочет поведать миру. Известны слова Горького - «он пишет вычурно, значит, он пишет неискренно». О Исаковском можно сказать, что он пишет просто, потому что искренно. Эта искренность поэта по отношению к читателю и определила его всенародную популярность. «Певец души народной - так бы я назвал Вас, - писал Горький, - и этим выражаю свои чувства восхищения и преклонения, признательности и благодарности за Ваши милые и дорогие русскому сердцу песни».

Произведения Исаковского нам дороги также и потому, что, даже затрагивая самые интимные темы, он остается самим собой, человеком-гражданином, который не может повернуться спиной к миру. Интимное у Исаковского органично связано с тем кругом понятий, которые соединяют личность с коллективом. Большим распространением пользовалась его песня «Огонек», которую перепечатывали фронтовые газеты, переписывали от руки и на фронте, и в тылу, пели и на концертах самодеятельности, и в кругу друзей. Почему? Потому что в «Огоньке» - огромная патриотическая идея, а не переживание в узком «мирке двоих», и в то же время мысли и чувства поэта переданы лирично, доходчиво.

Михаил Исаковский принадлежит к тем поэтам, чьи идейно-эстетические принципы, будучи определены еще в начале пути, в основе своей остаются неизменными. Но это отнюдь не означает некоей его статичности. Чутко откликаясь на запросы времени, поэт находится в постоянном развитии.

В годы войны всесторонность художнической «палитры» Исаковского зарекомендовала себя чрезвычайно убедительно. Он пишет стихи повествовательного плана, в которых лирика переплетается с патетикой.

Одическая восторженность не препятствовала Исаковскому, как это бывало с некоторыми поэтами, видеть сложность и противоречивость народной жизни, трагизм войны. Особенно четко проявилось это в стихотворении «Враги сожгли родную хату...» Умевший передать радость причастности к новой жизни и ее свершениям, поэт, не приукрашивая и не смягчая серьезности тона, дает в этом стихотворении выход глубоко гражданственному чувству скорби на родном пепелище. Это стихотворение всегда останется одним из лучших в нашей поэзии, свидетельством верности поэта Исаковского голосу народа и в радости, и в горе.

Враги сожгли родную хату.
Сгубили всю его семью.
Куда ж теперь идти солдату,
Кому нести печаль свою?..

Как кратко обо всем сказано! Поступь однообразных глаголов кажется кощунственно информационной, но ведь это - шаги к могиле жены, которую солдат не видел четыре года... Автор сдержан, он словно боится сам разрыдаться, чуть дать волю воспоминаниям и словам, ведь трагические подробности в воспоминаниях - самое страшное... Не потому ли старается сдержаться и его герой:

«Не осуждай меня, Прасковья,
Что я пришел к тебе такой:
Хотел я выпить за здоровье,
А должен пить за упокой.
Сойдутся вновь друзья, подружки,
Но не сойтись вовеки нам...»
И пил солдат из медной кружки
Вино с печалью пополам.

Эта сдержанная простота - в традициях русской классической поэзии, поэзии больших чувств, которая не нуждалась во внешних ухищрениях.

Однако стихотворение еще не кончена. Мастерство автора заключается и в том, что он добавляет две заключительные строфы, в которых трагизм переживаний солдата раскрывается с предельной глубиной.

Он пил - солдат, слуга народа,
И с болью в сердце говорил:
«Я шел к тебе четыре года,
Я три державы покорил...»

В этом слышна солдатская, мужская гордость. Но на долгожданном празднике победы тем острее чувствуешь свое одиночество. Три покоренные державы не вернут погибшей жены, и с горькой усмешкой вспоминает солдат четырехлетний свой путь к надежде, внезапно - и в радостный для всех, только не для него, час - потерянной. И наконец - образное разрешение всей непосильной драматической нагрузки стихотворения:

Хмелел солдат, слеза катилась,
Слеза несбывшихся надежд,
И на груди его светилась
Медаль за город Будапешт.

Простота на грани со штампом («слеза катилась»), чтобы обнажить смысл и оттенить заключительные ударные строки... Мужественный взгляд на мир, тонко варьируемый от усмешки до иронии, составляет силу не одного этого стихотворения.

Чрезвычайно показательно и характерно, что поэт глубоко русский, Исаковский не замыкается в национально ограниченных рамках. В своем оригинальном творчестве он использует мотивы фольклора не только русского - толчком к написанию стихотворения «И кто его знает...» послужила украинская народная песня. Исаковский много переводит. Как всегда добросовестный и строгий к самому себе, он переводит в основном с языков ему известных, беря для перевода близкие по духу и форме произведения, что позволяет ему, сохраняя национальные особенности подлинника, не перелагать его с буквалистской точностью, но стремиться к воссозданию на русском языке адекватного «двойника». «Не раб, а соперник» в переводческом искусстве, Исаковский дал русскому читателю превосходные образцы творчества Т. Шевченко, Леси Украинки, Янки Купалы, Якуба Коласа и других поэтов.

Интернационализм Исаковского наглядно виден и в его оригинальном творчестве. Еще в 30-е годы он посвятил стихи испанским республиканцам. «Песней о Родине» названо его большое послевоенное стихотворение, в котором слышна забота и тревога русского поэта за события на всей земле.

Поэзия и вся творческая и общественная деятельность Михаила Исаковского всегда будут в истории русской литературы одним из благородных примеров слитности личной судьбы с судьбой всего народа, примером понимания народа и служения ему. «Мастера земли» - так назвал молодой Исаковский одну из своих книг. Близость к земле, к живущему на ней и по-сыновьи к ней привязанному трудовому народу, понимание чувства Родины как основы основ - все это придает вечную молодость лирически задушевной и граждански принципиальной поэзии Исаковского.

Выступая как публицист, поэт постоянно пропагандирует свои принципы понимания творчества. Его пример увлекает на путь служения народу все новых и новых поэтов, среди которых многих можно считать в той или иной мере учениками или последователями Исаковского.

Ключевые слова: Михаил Исаковский,критика на творчество Михаила Исаковского,критика на произведения Михаила Исаковского,анализ стихов Михаила Исаковского,скачать критику,скачать бесплатно,русская литература 20 в.

Вехи жизненного пути. Брюллов Карл Петрович 1799 - 1852 - известный живописец, мастер портретного жанра. Первым учителем художника был его отец, скульптор-орнаментист.

С 1809 г. учился в Петербургской Академии художеств у А.И. Иванова и А.Е. Егорова, закончил академию в 1822 г. с золотой медалью. В 1823 - 1835 гг. работал в Италии, приобрел известность как портретист. Великолепны его портреты и картины Всадница 1832 г Ю.П. Самойлова с воспитаницей и арапчонком 1832 - 1834 . Писал эскизы и картины на мифологические и исторические темы, жанровые - на тему жизнь итальянских крестьян. Самая известная - Итальянский полдень 1827 . Главное произведение Брюллова - Последний день Помпеи.

Над огромным полотном размером 456x651 см художник работал в течение трех лет. В нем ему удалось сохранить традиции академизма. Тем не менее, картина, благодаря стремлению Брюллова к психологической правде и исторической достоверности, попытки представить многообразные переживания массы людей в момент бедствия, произвела на публику ошеломляющее впечатление. В дальнейшем ряд задуманных Брюлловым больших исторических композиций в том числе и картина Осада Пскова, 1839-1947 не получил окончательного воплощения. Художник продолжал оставаться великолепным мастером портретного жанра, о чем свидетельствуют портреты Н.В. Кукольника 1836 , В.А. Жуковского 1837-1838 , И.А. Крылова 1839 и другие.

Одним из лучших в позднем творчестве художника считается портрет Ю.П. Самойловой с приемной дочерью до 1842 г Занимался Брюллов и педагогической деятельностью. В 1836 г. он получил звание профессора второй степени в 1846 г профессор первой степени. Преподавал в Академии художеств.

Учиться у Брюллова считалось за честь, так как преподаватель он был замечательный, был заинтересован в успехе каждого ученика. Здоровье у Брюллова ухудшалось и в 1849 г. он отправился на лечение за границу. Побывал в Германии, Англии, Испании. Умер в Италии от сердечного приступа, похоронен на римском кладбище.

Конец работы -

Эта тема принадлежит разделу:

К.П. Брюллов – портретист

Его картины хранятся в Русском музее Петербурга, во Франции, Италии, Германии. Во время своего жизненного пути он познал славу и триумф. Он был.. Благодаря своему своенравному характеру, он смог отказать в заказе на портрет.. Основные задачи данного реферата 1. Изучить творческий и жизненный путь великого художника К.П. Брюллова.

8 класс Дата __________________ русская литература

Цели:

Познакомиться с творчеством замечательного поэта-песенника, Михаила Васильевича Исаковского, с его песнями, ставшими народными, любимыми народом;

Помочь увидеть, что творчество поэта связано с родиной, событиями в стране, что его произведения отражают жизнь народа и его чаяния, чувства;

Учиться выражать чувства поэта: выразительно читать стихотворения, исполнять его песни;

Содействовать воспитанию любви к Отечеству, к родной земле,

к народной песне.

Развивать творческие способности учащихся, умение работать с текстом;

Воспитывать познавательный интерес к предмету, чувство гордости и патриотизма.

Оборудование : тематическая презентация, иллюстрации к творчеству

М. Исаковского, портрет поэта.

Ход урока

    Организационный момент. Приветствие, проверка готовности учащихся к уроку.

    Актуализация опорных знаний учащихся.

    Проверка домашнего задания.

    Мотивация учебной деятельности учащихся.

    Слово учителя.

В истории русской советской литературы Михаил Васильевич Исаковский стоит в одном ряду с такими поэтами, как В. Маяковский, С. Есенин, Н. Тихонов, А. Асеев, М. Светлов, А. Прокофьев, А. Твардовский… Каждый из них в индивидуально-неповторимых образах и формах выразил жизнь народа и страны. Своеобразие Исаковского, поэта мягкого и нежного голоса, - в тёплом проникновенном и светлом лиризме, в берущей за душу искренности, лёгкости и выразительности его внешне скромных творений.

В 30-ые годы XX века Исаковский стал одним из основоположников массовой лирической песни, а в военные и послевоенные годы достиг в этом жанре новых, невиданных высот.

    Объявление темы и цели урока.

    Изучение нового материала.

    Слово учителя.

Высокий, широкоплечий, с крупными чертами лица и проницательными глазами, глядевшими сквозь толстые стёкла очков, Михаил Исаковский родился 20 января 1900 года в смоленской деревушке. Навсегда поэт приник сердцем к родным краям и не раз воспевал их в стихах и песнях:

Есть во Всходском районе деревня такая,

Где оставил я детство своё;

И, куда б я ни шёл, мне звучал, не смолкая,

Край мой смоленский,

Край мой родимый!

Здесь моя юность

Когда-то бродила…

По перелескам

Костры разводила.

В жите высоком

Венки заплетала.

Встречи нежданной

Здесь ожидала,

В дальние дали

Отсюда стремилась.

    Сообщения учащихся.

1-й учащийся: Родители Исаковского были бедняками из бедняков. Из 13-ти их детей выжило только пятеро. Михаил был предпоследним, 12-ым ребёнком.

Мать Михаила – Дарья Григорьевна – терпеливо сносила бесконечные тяготы и заботы многодетной семьи. Она не умела ни читать, ни писать.

Отец поэта – Василий Назарович – труженик, пахарь, печник, плотник, предприимчивый, хозяйственный человек. Он владел начатками грамоты и со временем устроился работать почтальоном в соседней деревне. Благодаря газетам и журналам, которые привозил с почты отец, Миша самоучкой приобщился быстро к грамоте, самостоятельно научился читать, а затем и писать.

Из окрестных деревень приходили к нему неграмотные крестьяне с просьбой написать для них письма своим родным и близким. Тем самым Миша учился выражать чувства на бумаге, раскрывать душу. Не случайно своеобразный жанр «лирического письма» займёт впоследствии большое место в поэзии Исаковского.

2-й учащийся: Осенью 1910 года Михаил идёт в школу, которая находилась в соседнем селе. Идёт сразу во 2-ой класс, так как умеет и читать, и писать. Однако вскоре школу пришлось оставить. «Ходить в школу, особенно зимой, мне было не в чем, - вспоминает он впоследствии. – Лапти, правда, я умел плести, так что с обувью дело обстояло благополучно, но одеваться мне было не во что. Так и просидел я целую зиму, как говорится, на печке». К тому же была ещё одна тяжёлая причина: с 7-летнего возраста у него развивалась острая хроническая близорукость с воспалением сетчатки и кровоизлияниями в глазном дне. На помощь пришла учительница, Екатерина Сергеевна Горанская. Она прислала мальчику комплект учебников за 2-ой класс, и Михаил стал заниматься дома.

3-й учащийся: Спустя некоторое время он вновь пошёл в школу, и уже тогда у Михаила Исаковского стала обнаруживаться литературная одарённость. А в 1914 году одно из его ученических стихотворений увидело свет. Это была «Просьба солдата», напечатанная в московской газете «Новь». Так, уже подростком, будущий поэт приобрёл первую публикацию.

В 1921 году вышли первые сборники стихов Исаковского, а в 1927 – книга М. Исаковского. Вот они…

4-й учащийся: К середине 30-ых годов Исаковский приобретает широкую известность, его стихи и песни звучат по всей стране.

Песенность, мелодичность была органически присуща стихам Исаковского уже в 20-ые годы, а одно из них – «Вдоль деревни» - стало своеобразным родником, истоком песенной реки в 30-ые годы. А как она начиналась, он и сам этого не ведал, для него это было полной неожиданностью.

Со второй половины 30-ых годов Исаковский становится одним из самых популярных и любимых в народе поэтов-песенников.

Безмерно трагическим и героическим для нашей страны был период Великой Отечественной войны. Михаилу Исаковскому тяжёлая болезнь глаз не позволила надеть солдатскую шинель.

В Глотовке, в его деревне, был сожжён врагами отчий дом. Смоленщина оказалась под пятой фашистских оккупантов. Поэт всю войну прожил в небольшом городе Чистополе Татарской АССР.

Отцовский дом разгромлен и разрушен,

В огне, в дыму Смоленщина моя.

Кругом война, и, в руки взяв оружие,

Спешат на фронт и братья, и друзья.

И горько мне, что я – больной и хворый,

Что без меня идут они на бой.

На бой за Родину, судьба которой

Навеки стала нашею судьбой.

    Просмотр презентации.

    Слово учителя.

Лирика Исаковского тех грозных лет – настоящая поэтическая летопись войны.

Необычную судьбу и всемирную славу, не увядшую поныне, имела песня «Катюша» . Созданная в 1938 – 39 –х годах, в самый канун Второй мировой войны, когда гитлеровцы уже оккупировали Польшу и готовились к нападению на нашу страну, песня звала к чуткости, бережности и чистоте в самом прекрасном из чувств – любви к близкому человеку. Уже тогда, в те мирные, но уже пахнущие порохом времена «Катюша» была самой популярной из всех песен.

    Прослушивание песни «Катюша».

Расцветали яблони и груши,

Поплыли туманы над рекой.

Выходила на берег Катюша

На высокий берег на крутой.

Выходила, песню заводила

Про степного сизого орла.

Про того, которого любила,

Про того, чьи письма берегла.

Ой ты песня, песенка девичья,

Ты лети за ясным солнцем вслед,

И бойцу на дальнем пограничье

От Катюши передай привет.

Пусть он вспомнит девушку простую,

Пусть услышит, как она поёт.

Пусть он землю бережёт родную,

А любовь Катюша сбережёт.

Расцветали яблони и груши,

Поплыли туманы над рекой.

Уходила с берега Катюша,

Уносила песню за собой.

    Обсуждение стихотворения.

    Слово учителя.

В послевоенные годы судьба песни пролегла через десятилетия, через страны и континенты. Её знали и пели во многих уголках нашей Земли.

«Катюша» была песней-воительницей, песней-героиней. Недаром, когда в Красной Армии появилось новое грозное оружие – гвардейские реактивные миномёты, бойцы дали ему ласковое прозвище «Катюша». По заказу командовавшего этим родом войск, генерала А.И. Нестеренко, Исаковский написал новое стихотворение – «Песня про «Катюшу» . В нём были слова:

И на море, и на суше –

По дорогам фронтовым

Ходит русская «Катюша»,

Ходит шагом боевым.

Подчистую немцев косит,

Подчистую гадов бьёт,

И фамилии не спросит,

И поплакать не даёт.

На родине Исаковского, там, где поднимается над Угрой «берег крутой», стоит сегодня оригинальный памятник песне «Катюша»: на прикреплённой к большому камню-валуну медной дощечке высечены слова из этой песни, а рядом – беседка из бревенчатых скамеек под навесом. Это не просто благодарная дань памяти славному земляку. Памятник выполняет жизнесозидающую роль. По традиции ребята из окрестных деревень, призываемые в армию, собираются здесь для прощания с невестами, гуляют, говорят заветные слова.

Но самым сильным, самым примечательным было написанное к концу войны стихотворение «Враги сожгли родную хату» , ставшее впоследствии известнейшей песней.

    Прослушивание песни «Враги сожгли родную хату».

    Обсуждение стихотворения.

Перед нами история солдата-героя, который, пройдя со славой долгий путь войны, возвращается в родные края и ничего не находит, кроме пепелища на месте своей хаты и могильного холмика, укрывшего любимую жену.

Ученица: Как видим, поэзия Исаковского военных лет обладала большой мобилизующей силой. Об этом свидетельствуют и многочисленные письма фронтовиков, хранящиеся в личном архиве поэта.

Стихи и песни Исаковского послевоенной поры передают торжество жизни, что звучит в самих названиях этих произведений: Летят перелётные птицы…», поэма «Песня о Родине», «Славься, Россия!», «Слава народу», «Пробилась зелень полевая…». Замечательны и другие песни Михаила Исаковского послевоенных лет: «Каким ты был», «Услышь меня, хорошая» и в особенности чудесная песня на музыку Б. Мокроусова «Одинокая гармонь» .

10. Чтение учителем стихотворения «Три ровесницы»

11. Просмотр презентации « Анализ стихотворения «Три ровесницы»

    Закрепление изученного материала.

    Работа на карточках в парах.

Учащиеся получают вопросы для обсуждения и готовят ответы.

    Заключительное слово учителя.

Михаил Исаковский прожил 73 года. Последние пять лет из-за тяжёлой болезни он писал совсем немного.

Осенью 1967 года Исаковский написал такие проникновенно чистые и очень печальные строчки, которые посвятил своей жене, верному другу и помощнику, Антонине Ивановне.

В дни осени.

Не жаркие, не летние

Встают из-за реки –

Осенние, последние

Останные деньки.

Ещё и солнце радует

И синий воздух чист.

Но падает и падает

С деревьев мёртвый лист.

Ещё рябины алые

Всё ждут к себе девчат,

Но гуси запоздалые

«Прости, прощай!» кричат.

* * *

И рощи запустелые

Мне глухо шепчут вслед,

Что скоро мухи белые

Закроют белый свет…

Нет, я не огорчаюся,

Напрасно не скорблю,

Я лишь хожу прощаюся

Со всем, что так люблю!

Хожу, как в годы ранние, -

Хожу, брожу, смотрю.

Но только «до свидания!»

Уже не говорю.

22 июня 1973 года Михаила Васильевича Исаковского не стало. Среди всего случайного, несущественного, что нередко засоряет нашу словесность, эстраду, творения Исаковского воспринимаешь как глоток родниковой воды с её чистотой и свежестью.

В русской поэзии Исаковский остаётся хранителем и продолжателем классических и народно-песенных лирических традиций. Поэзия Исаковского давно уже стала неотъемлемой частью духовной культуры нашего народа. Не «облетает цвет» с тихого и проникновенного творчества этого поэта, который выразил душу народную, простую и мудрую, как жизнь, красивую, как песню, и любовь народа к своему прекрасному поэту «не проходит, нет!».

    Подведение итогов урока.

    Выставление оценок.

Домашнее задание: выучить наизусть стихотворение «Враги сожгли родную хату»