Принципы конституции и конституционные. Принципы, закрепленные в Конституции

В философской литературе принцип (от лат. принципум - на­чало) определяется, во-первых, как непосредственное обобще­ние опыта и фактов, результатом которого является основная мысль, идея, служащая для построения теории, и, во-вторых, как закон науки, поскольку в нем выражаются существенные и необходимые отношения действительности 2 . Иными словами, принцип рассматривается как основное начало, на котором по­строена научная теория как определенная методологическая или нормативная установка, правило и постулате В логическом

1– Зорькин В.Д. Россия м Конституция в XXI веке. Взгляд с Ильинки. М.2007 Г. С.63-64

2 – См. Сичивица О.М. Методы и формы научного познания. М.1993 г. С.77

3 - См. Голованов В.Н. Законы в системе научного познания.М.1970. С.81-82

§ 2. Конституционные принципы: понятие, виды, действие89

смысле принцип есть центральное понятие как основание сис­темы, представляющее обобщение и распространение какого-либо положения на все явления этой области, из которой дан­ный принцип абстрагирован.

Принципы имеют объективный характер, они обусловлены системой общественных отношений. Принципы верны лишь постольку, поскольку они соответствуют социуму и человече­ской истории. Принципы как идеологическая категория скла­дываются в общественном сознании людей под воздействием всей совокупности общественных отношений, свойственных определенной ступени исторического развития, воплощаются в сознательной, волевой и целенаправленной деятельности чело­века. Объективно существующие общественные отношения де­терминируют реальное содержание принципов.

Сформулированные наукой в той или иной области челове­ческой деятельности основополагающие идеи выступают как результат активного, творческого отношения человека к окру­жающей действительности. Однако научными принципами яв­ляются не всякие руководящие идеи, хотя бы и признаваемые людьми в данном качестве, а лишь те из них, которые адекват­но отражают объективные закономерности, тенденции истори­ческого развития.

Принцип как руководящая идея, отражающая сущностные свойства явлений, одновременно выступает и как требование, определяющее деятельность людей, их поведение.

Правовые принципы (принципы права) 1 выступают в каче­стве основополагающих идейных начал, руководящих норма­тивных установлений, требований. Правовые принципы нахо­дят не только свое выражение, но и, как правило, закрепление в конституций и текущем законодательстве. Они фактически и юридически приобретают нормативный характер и осуществля­ют регулятивное воздействие на общественные отношения, на поведение людей.

Конституционный Суд РФ в постановлении от 27 января 1993 г. № 1-П отмечал, что общеправовые принципы обладают высшей степенью нормативной обобщенности, предопределя-



1 В научной литературе содержится попытка провести различие между по­нятиями правовых принципов и принципов права па основе различия права и закона, а также по другим основаниям. В данном контексте понятие правовых принципов охватывает как общеправовые принципы, так и принципы, которые мо1уг найти закрепление в конституции.

90Глава 3. Действие и" реализация конституции

Общие правовые принципы проявляются в конституцион­ных принципах, которые, в свою очередь, преломляются в от­раслевых принципах.

Под конституционными принципами понимаются общие, ру­ководящие начала конституционно-правового регулирования, обладающие высшей степенью нормативной обобщенности, предопределяющие развитие всей системы правового регулиро­вания.

Конституционные принципы вытекают из существа самой конституционно-правовой материи, имеют объективный харак­тер. В этом смысле они выражают в концентрированном виде мировой опыт развития конституционного права, конституци­онно-правового регулирования. Дух (смысл) конституции, ее философский аспект образуют прежде всего конституционные принципы. Они составляют теоретико-методологический и правовой стержень конституции и иных источников конститу­ционного права. Конституционные принципы скрепляют, це­ментируют в одно качественно целое систему источников кон­ституционного права, дают ему философско-идеологическое обоснование. Конституционные принципы обусловливают стержневую направленность всего конституционно-правового регулирования в данном обществе и государстве.

Конституционные принципы воздействуют на обществен­ные отношения как непосредственно, так и опосредованно, во взаимодействии с другими конституционными установления­ми. Конституционные принципы составляют основу конститу­ционных установлении. Они имеют особое значение в понима­нии, толковании и реализации иных установлений конститу­ции.

Конституционные принципы в своей индивидуальности имеют только им свойственное содержание, назначение, опре­деленную сферу действия и конкретный круг субъектов, кото­рым он адресован, специфические формы реализации.

§ 2. Конституционные принципы: понятие, виды, действие91

Конституционные принципы находят непосредственное вы­ражение в основах конституционного строя, охватывающих от­ношения между человеком, гражданским обществом и государ­ством.

К конституционным принципам следует отнести: приоритет прав и свобод человека и гражданина; народовластие (демокра­тию), разделение властей и иные принципы правового государ­ства; равенство перед законом и судом.; свободу экономической деятельности; единство экономического пространства; непри­косновенность частной собственности и свободу договора; идеологическое и политическое многообразие; светский харак­тер государства; равноправие субъектов РФ.

Наряду с конституционными принципами, одновременно выступающими в качестве основ конституционного строя, сле­дует различать конституционные принципы подотраслей и ин­ститутов конституционного права (например, принципы кон­ституционного статуса личности, конституционные принципы гражданства, принципы конституционной федерации, принци­пы судебной власти и т. д.).

Реализация конституционных принципов, как общих, так и специальных, в реальном поведении субъектов общественных отношений ведет к установлению конституционности и кон­ституционного порядка.

Конституционные принципы находятся в связи друг с дру­гом, взаимодействуют между собой. Такое взаимодействие не всегда имеет паритетное начало. Всякий раз конкретные жиз­ненные условия и обстоятельства, борьба противоречивых ин­тересов диктуют решение вопроса о возможном приоритете в реализации того или иного конституционного принципа.

При рассмотрении «чеченского дела» в Конституционном Суде РФ естественным стало признание приоритета конститу­ционного принципа территориальной целостности Российской Федерации, что не означало при этом игнорирование другого конституционного принципа, а именно признания жизни чело­века, его прав и свобод в качестве высшей ценности.

Конституционный принцип правового государства означает организацию и функционирование публичной (политической) власти, в том числе в ее взаимоотношениях с индивидами, на основе конституции и законов, в соответствии » требованиями права, из которых существенным является признание, и гарант

92Глава 3. Действие и реализация конституций

тирование неотчуждаемых прав и свобод человека и гражда­нина.

Условиями формирования и функционирования правового государства служат социально ориентированная рыночная эко­номика и адекватная ей политическая форма - демократия, подлинное народовластие.

Господство права возможно лишь при надлежащей организа­ции самой публичной власти, исключающей ее монополизацию и обеспечивающей соответствие всей ее системы (структуры, полномочий отдельных видов органов, способов формирова­ния, форм деятельности и т. д.) требованиям права. Как показал опыт, наилучшим способом такой организации является разде­ление государственной власти на законодательную, исполни­тельную и судебную. Таким образом, конституционный прин­цип правового государства воплощается в ряде частных прин­ципов, к которым следует отнести: разделение государственной власти; господство права, конституции и законов, взаимная от­ветственность государства и личности; уважение прав и свобод чел о пека и гражданина; судебная зашита лиц и других субъектов общественных отношений от произвола кого бы то ни было; со­ответствие внутреннего законодательства общепризнанным принципам и нормам международного права.

Уясняя содержание конституционного принципа социаль­ного государства (ст. 7 Конституции РФ), необходимо учиты­вать такие принципы, как равенство всех перед законом и су­дом, уважение прав и свобод человека и гражданина, свобода экономической деятельности, неприкосновенность частной собственности. Из смысла конституционных установлений следует, что достижение целей социального государства невоз­можно без осуществления в обществе эффективной экономи­ческой деятельности по производству материальных и духов­ных благ.

Конституционный принцип социальною государства озна­чает, что государство должно устранять неоправданные соци­альные различия. Однако с учетом принципов правового госу­дарства, свободы экономической деятельности, неприкосно­венности частной собственности при определении меры и объемов перераспределения собственности в целях устранения неоправданных социальных различий недопустимо превраще­ние социального государства в такое, которое берет под свой

§2. Конституционные принципы: понятие, виды, действие93

полный контроль экономическую систему. Таким образом, го­сударству при выработке экономической и социальной полити­ки необходим поиск баланса между различными конституцион­ными принципами, находящимися в определенном соотноше­нии между собой.

Большое значение указанные принципы имеют в процессе законотворческой и исполнительной деятельности органов пуб­личной власти.

Конституционные принципы непосредственно действуют в коллизионных ситуациях, а также в случаях пробелов в конститу­ционно-правовом регулировании. Они помогают законодателю, судьям, иным правоприменителям избрать тот вариант правово­го решения, который в наибольшей мере соответствует конститу­ционному принципу. Зачастую конституционные принципы служат дополнительным правовым аргументом в принятии ре­шений судебными и иными правоприменительными органами по конкретным делам.

В своей аргументации при разрешении конкретных дел Кон­ституционный Суд РФ часто обращается к таким конституци­онным принципам, как справедливость, равенство всех перед законом и судом, всеобщность судебной защиты прав и свобод человека и гражданина и другим, в том числе в их взаимодейст­вии и дополнений друг друга.

В качестве примера учета Судом взаимодействия конституци­онных принципов может служить постановление Конституцион­ного Суда РФ от 22 июля 2002 г. № 14-Л по делу о проверке кон­ституционности ряда положений Федерального закона от 8 июля 1999 г. № 144-ФЗ «О реструктуризации кредитных организаций». Как свидетельствует практика применения данного Закона, отметил Конституционный Суд РФ. общее предпочтение, отда­ваемое законодателем интересам граждан-вкладчиков (что явля­ется проявлением природы Российской Федерации как социаль­ного государства в соответствии с ч. 1 ст. 7 Конституции РФ), принималось во внимание при разработке условий мировых со­глашений в процессе реструктуризации кредитных организаций, причем учитывались интересы малоимущих и иных социально незащищенных категорий населения.

Однако, несмотря на ясно выраженное федеральным.законо­дателем намерение создать льготный правовой режим гражда­нам-вкладчикам, основные законы рыночной. экономики им-

Глава 3. Действие и реализация конституции

манентные им правовые принципы регулирования, вытекающие из смысла и духа Конституции РФ, не позволяют установить та­кой порядок заключения мирового соглашения при реструктури­зации кредитной организации, при котором за счет сокращения выплат другим кредиторам граждане-вкладчики получали бы причитающиеся им вклады в полном объеме. Иное противоречи­ло бы закрепленному в ч. 3 ст. I7 Конституции РФ принципу, в соответствии с которым осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц.

Экономические отношения в кредитной сфере могут нор­мально функционировать, только если принципы их регулиро­вания являются подлинно правовыми, т. е. воплощающими идеи справедливости, свободы, всеобщего и равного для всех субъектов права масштаба. Законы рыночной экономики тре­буют, чтобы мировое соглашение в процессе реструктуризации представляло собой разумный компромисс между интересами вкладчиков и иных групп кредиторов, банков и их учредителей (участников), а также государства.

Ст.10 Конституции РФ закрепляет, что государственная власть в РФ осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную. Причем, специально оговорено, что все органы власти самостоятельны.

Самостоятельность судебной власти проявляется :

1) в наделении её правом признавать недействующими нормативные акты, принимаемые органами законодательной власти. Одна из глав ГПК (гл.24, статьи 251-253) посвящена оспариванию в судах НПА.

Также отметим, что в соответствии со ст. 79 ФКЗ «О Конституционном суде РФ», вступивший в противоречие с Конституцией закон может признаваться недействующим Конституционным Судом РФ (КС – одна из ветвей судебной власти).

2) независимость судебной власти от исполнительной проявляется, в частности, в том, что ч.2 ст.120 Конституции предусматривает, что суд, установив при рассмотрении дела несоответствие акта государственного или иного органа закону, принимает решение в соответствии с законом . Это же положение дублируется в ГПК (ст.11 ч.2): суд применяет нормы акта, имеющего бóльшую юридическую силу.

Это означает, что при рассмотрении дел суды имеют право игнорировать акты различных органов, если они не соответствуют закону и не применять их.

3) в судебном порядке могут быть оспорены решения, действия, бездействие органов государственной власти, органов местного самоуправления, организаций, должностных лиц, гос. и муниципальных служащих в порядке главы 25 (ст.254-258) ГПК.

Благодаря этим нормам действия, акты, решения органов исполнительной власти контролируются судом на предмет соответствия их закону.

Принцип единства судебной системы

В соответствии со ст.71 (п. «г») Конституции РФ установление системы органов судебной власти, порядка их организации и деятельности находятся в ведении РФ.

Судебная система в соответствии со ст. 118 Конституции определяется федеральным конституционным законом (ФКЗ). Это закон от 23.10.1996 «О судебной системе РФ». Именно этот закон закрепляет единство судебной системы как правовой принцип.

Единство судебной системы обеспечивается :

1) тем, что суды при рассмотрении дел следуют единым правилам судопроизводства, которые устанавливаются федеральным законом. Гражданское процессуальное законодательство в соответствии с п. «о» ст.71 Конституции находится в ведении РФ.

2) единство судебной системы обеспечивается единством применяемых законов , и в первую очередь – Конституции (ст.11 ГПК).

3) гарантией единства является обязательность и неукоснительность исполнения на всей территории РФ судебных постановлений, распоряжений, требований, поручений, вызовов и обращений всеми ОГВ, ОМС, общественными объединениями, должностными лицами и гражданами.

4) гарантия единства – федеральный статус всех судов и судей и финансирование всех федеральных судов и мировых судей из федерального бюджета.

Принцип гласности судебного разбирательства

В соответствии со ст. 123 (ч.1) Конституции РФ, разбирательство дел во всех судах проходит открыто .

Гласность судопроизводства – это еще и гарантия соблюдения других конституционных принципов – соблюдения свободы слова и права свободно искать, получать, использовать информацию (ч.1 и 4 ст.29 Конституции).

Различают гласность в узком смысле слова – для сторон и других участников (то, что обеспечивает состязательность процесса) и в широком смысле слова – для всех и каждого, для граждан, т.е. здесь гласность является синонимом публичности.

И лица, участвующие в деле, и другие граждане, просто присутствующие в зале судебного заседания (публика, аудитория) имеют право в письменной форме, а также с помощью средств аудиозаписи фиксировать ход судебного разбирательства. Это можно делать без разрешения суда (ч.7 ст.10 ГПК).

А вот фотосъемка, видеозапись, трансляция судебного заседания по радио и ТВ допускаются с разрешения суда .

Действия лиц, осуществляющих разрешенную судом фотосъемку и видеозапись, трансляцию судебного заседания, не должны мешать нормальному порядку в зале судебного заседания. Поэтому данные действия осуществляются на указанных судом местах (например, чтобы кого-то из участников не снимали в лицо). С учетом мнения лиц, участвующих в деле, эти действия могут быть ограничены судом во времени (ч.4 ст.158).

Судья не может препятствовать освещению деятельности суда представителями СМИ. Действия судьи по воспрепятствованию представителям СМИ к доступу в судебное заседание, освещению ими рассмотрения дела, за исключением случаев, предусмотренных законом, являются нарушением профессиональной этики (п.15 Постановления Пленума ВС РФ от 31.05.2007 № 27 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений квалификационных коллегий судей о привлечении судей судов общей юрисдикции к дисциплинарной ответственности»).

Следует иметь в виду, что понимание гласности (даже в широком смысле слова) просто как присутствие в зале суда публики является недостаточным .

Гласность судопроизводства означает также доступность сведений о состоявшихся и предстоящих судебных процессах («прозрачность судебного календаря»), доступность текстов судебных решений, особенно для профессионально заинтересованных лиц (ученые, студенты-юристы, врачи и др.). Содержание этого принципа в действующем ГПК дополнено возможностью видеозаписи, трансляций по радио и ТВ, использованием систем видеоконференц-связи.

Вторая составляющая принципа гласности , также закрепленная в ч.1 ст.123 Конституции: слушание дела в закрытом заседании допускается в случаях, предусмотренных федеральным законом. ФЗ в данном случае – ГПК.

Ст.10 (ч.2) ГПК определяет, когда слушание дела проводится в закрытом заседании: 1) по делам, содержащим сведения, составляющие гос. тайну;

2) по делам, содержащим сведения о тайне усыновления ребенка;

3) по другим делам, если это предусмотрено ФЗ.

Это все обязательные случаи. Но есть еще и факультативные случаи, т.е. когда суд может, но не обязан рассматривать дело в закрытом судебном заседании. Это допустимо при наличии следующих условий :

Ходатайство лица, участвующего в деле;

Слушание в закрытом с/з проходит с соблюдением всех правил судопроизводства, в присутствии всех лиц, участвующих в деле, их представителей, а в необходимых случаях – свидетелей, экспертов, специалистов, переводчиков (ч.5 ст.10).

Причем, все эти лица предупреждаются об ответственности за разглашение сведений, ради сохранения тайны которых дело слушалось в закрытом с/з (ч.3 ст.10).

Дело в закрытом судебном заседании рассматривается и разрешается с соблюдением всех правил гражданского судопроизводства. Использование систем видеоконференц-связи в закрытом судебном заседании не допускается (ч.6 ст. 10 ГПК).

Решение в любом случае должно провозглашаться публично, за исключением случаев, когда оно может затронуть интересы несовершеннолетних (ч.8 ст.10).

Конституция Российской Федерации принята путем всенародного референдума 12 декабря 1993 г., вступила в действие 25 декабря 1993 г.

В основу новой Конституции были положены принципы 1 , выработанные юридической наукой на протяжении длительного периода существования конституционного права, как науки.

Таковыми являются:

1) демократизм, полновластие народа;

2) законность;

3) равноправие и полноправие граждан, гарантированность прав и свобод;

4) гуманизм;

5) государственное единство;

6) равноправие и самоопределение народов;

7) разделение властей;

8) идеологическое многообразие, политический плюрализм .

Конституция России структурно состоит из следующих элементов:

ВСТУПИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ

(преамбула)

ПЕРВЫЙ РАЗДЕЛ

(137 статей)

ГЛАВЫ

1.Основы

конституционного строя

2.Права и свободы человека и

гражданина

3.Федеративное устройство

4.Президент

Российской

Федерации

5.Федеральное Собрание

6.Правительство Российской

Федерации

7.Судебная власть

8.Местное

самоуправление

9.Конституционные поправки и пересмотр Конституции

ВТОРОЙ РАЗДЕЛ

Заключительные и переходные положения

Конституция РФ различает понятия «пересмотр» и «внесение поправок» .

Пересмотром является изменение положений глав 1, 2 и 9 Конституции Российской Федерации, причем они не могут быть пересмотрены Федеральным собранием Российской Федерации.

Внесение поправок направлено на изменение глав 3-8 Конституции, что входит в компетенцию российского парламента. Они принимаются в форме специального закона.

Предложения о поправках и пересмотре положений Конституции России вносятся:

    Президент Российской Федерации;

    Совет Федерации;

    Государственная Дума;

    Правительство России;

    Законодательные (представительные) органы субъектов Федерации;

    Не менее 1/5 членов Совета Федерации (36 чел.);

    Не менее 1/5 депутатов Государственной Думы (90 чел.).

Процедура пересмотра глав 1 – Основы Конституционного строя; 2 – Права и свободы человека и гражданина, 9 – Конституционные поправки и пересмотр Конституции состоит из следующих стадий:

Во-первых, внесение предложений о пересмотре положений глав 1, 2, 9.

Во-вторых, поддержка инициативы 3/5 голосов от общего числа членов СФ (107) и депутатов ГД (270).

В-третьих, созыв Конституционного Собрания в соответствии с федеральным конституционным законом.

В-четвертых, принятие решения Конституционным Собранием: 1) подтвердить неизменность Конституции России, тогда процедура пересмотра заканчивается; 2) разработать новый проект Конституции.

В-пятых, Конституционное Собрание 1) принимается квалифицированным большинством в 2/3 от общего числа Конституционного собрания; 2) выносится на всенародное голосование.

Конституция считается принятой, если за нее проголосовало более половины избирателей, при условии, что в референдуме приняло участие более 50% зарегистрированных избирателей.

Таков порядок пересмотра 1, 2 и 9 глав Конституции Российской Федерации. Он призван обеспечить стабильность конституционного строя и защиту прав и свобод граждан России.

Поправки к главам 3-8 принимаются в следующем порядке:

    Внесение предложений о поправках в ГД в виде федерального конституционного закона о поправке к Конституции России. Предложение должно содержать в себе либо текст новой статьи , либо текст новой редакции статьи , либо положение об исключении статьи из Конституции .

    Проект закона о поправке рассматриваются в Комитете ГД, к ведению которого отнесены вопросы конституционного законодательства.

    Рассмотрение проекта закона в ГД в трех чтениях. Проект считается одобренным, если за него проголосовали не менее 2/3 (300) депутатов ГД.

    Направление одобренного проекта закона в течении 5 дней в СФ. СФ рассматривает его. Проект считается принятым если за его одобрение проголосовало не менее ¾ (134) от общего числа членов СФ.

    Председатель СФ не позднее 5 дней со дня принятия закона опубликовывает его для всеобщего сведения и направляет законодательным (представительным) органам субъектов РФ.

    Законодательные (представительные) органы субъекта Российской Федерации рассматривают закон в срок, не позднее одного года со дня его принятия.

    Одобренный законодательными (представительными) органами не менее 2/3 субъектов Федерации в течение 7 дней направляется Председателем СФ Президенту России для подписания и официального опубликования.

Таков порядок изменения и внесения поправок в действующую Конституцию РФ.

Совокупность средств (правовых, организационных, информационно-пропагандистских и др.), с помощью которых достигается выполнение всех установленных конституционных норм, строгое соблюдение режима конституционной законности называется правовой охраной Конституции Российской Федерации.

Правовая охрана Конституции Российской Федерации осуществляется с помощью конституционного контроля , т.е. деятельности компетентных государственных органов по проверке, выявлению и устранению несоответствий нормативно-правовых актов Конституции.

Контроль за соблюдением Конституции России относится к ведению Российской Федерации. Обеспечение соответствия конституций республик и уставов краев и областей федеральной Конституции входит в предмет совместного ведения РФ и ее субъектов.

В Конституции РФ четко определены субъекты правовой охраны Конституции . Таковыми являются:

    Президент Российской Федерации . Согласно ч.2 ст. 80 Президент является гарантом Конституции Российской Федерации, прав и свобод человека и гражданина.

    Федеральное Собрание . К ведению ее палат отнесены вопросы, связанные с реализацией конституционных норм, а также внесения поправок и изменений в действующую Конституцию.

    Правительство Российской Федерации . Организует исполнение федеральных законов, систематически контролирует их исполнение исполнительными органами власти всех уровней и принимает меры по устранению допущенных нарушений.

    Органы судебной власти . Контролируют законность выполнения отдельных конституционных функций субъектами иных ветвей власти, защищают права и свободы граждан, конституционный строй России, обеспечивают соответствие актов законодательной и исполнительной власти Конституции, соблюдения законности и справедливости при исполнении применения Конституции и законов, иных нормативных актов.

    Правоохранительные органы . Охраняют и защищают права и свободы граждан, интересы общества и государства, укрепляют законность и правопорядок.

Специальным органом охраны Конституции Российской Федерации является Конституционный Суд. Он рассматривает дела о соответствии Конституции Российской Федерации федеральных законов, нормативных актов Президента России, СФ ФС РФ, ГД ФС РФ, Правительства России; конституций республик, уставов, законов и иных нормативных актов субъектов Российской Федерации; договоров между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации, а также между органами государственной власти субъектов Российской Федерации; не вступивших в силу международных договоров.

КС РФ разрешает споры между органами государственной власти, рассматривает жалобы граждан о нарушении их конституционных прав, дает заключение о соблюдении установленного порядка выдвижения обвинения Президенту России в государственной измене или совершении иного тяжкого преступления.

Принципы конституции

1. Демократизм и полновластие народа. Сущность этого принципа состоит в том, что ст. 3 Конституции РФ устанавливает принадлежность народу всей полноты власти в государстве. "Носителем суверенитета и единственным источником власти в Российской Федерации, подчеркивается в этой статье, является ее многонациональный народ". Конституция закрепляет также основные формы реализации народом своего суверенитета.

Демократизм Российского государства проявляется и в том, что Президент РФ, Федеральное Собрание избираются путем всеобщих выборов, наиболее важные вопросы выносятся на референдумы, примером чему является принятие Конституции 1993 г.

Конституция ввела систему местного самоуправления, которое осуществляется гражданами путем референдума, выборов, других форм прямого волеизъявления, через выборные и другие органы самоуправления (ст. 130).

2. Законность. Провозглашение Российской Федерации правовым государством предполагает закрепление в Конституции РФ принципа законности, суть которого состоит в строгом соблюдении требований законодательства. Этот принцип нашел свое отражение в ст. 15 Конституции РФ, устанавливающей высшую юридическую силу и прямое действие Конституции на всей территории Российской Федерации. В пункте 2 статьи 15 закрепляется также, что органы государственной власти, местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию РФ и законы.

Принцип законности нашел свое закрепление и в нормах главы 7 Конституции РФ, устанавливающей систему органов власти, принципы их организации и деятельности.

3. Равноправие и полноправие граждан. Гарантированность прав и свобод. Этот принцип состоит в признании человека, его прав и свобод высшей ценностью. Статья 19 Конституции РФ устанавливает: "Все равны перед законом и судом". И далее подчеркивается, что государство гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств. Запрещаются любые формы ограничения прав граждан по признакам социальной, расовой, национальной, языковой или религиозной принадлежности. Мужчина и женщина имеют равные права и свободы и равные возможности для их реализации.

Рассматривая содержание принципа равноправия граждан, следует подчеркнуть, что речь идет о юридическом равенстве, предоставлении каждому равных юридических возможностей пользоваться правами и свободами. Фактическое равенство невозможно, в силу целого ряда причин объективного и субъективного порядка.

4. Гуманизм. В конституционном признании человека высшей ценностью отражен принцип гуманизма, что означает заботу о человеке, о всемерном развитии его духовных и физических качеств, материальных условиях жизни.

5. Государственное единство. Для федеративного многонационального государства решающее значение имеет проведение в Конституции принципа государственного единства. Этот принцип нашел свое закрепление в Преамбуле и ст. 4 Конституции РФ, где установлено, что суверенитет Российской Федерации и верховенство Конституции России распространяются на всю ее территорию.

Российская Федерация обеспечивает целостность и неприкосновенность своей территории. О принципе государственного единства свидетельствуют положения: ст. 8, закрепляющей единство экономического пространства и ст. 67 - единство территории; ст. 68, устанавливающей русский язык в качестве единого государственного языка;

ст. 74, закрепляющей установление на территории России таможенных границ, пошлин, сборов; ст. 75, устанавливающей рубль в качестве единой денежной единицы и т. д.

6. Равноправие и самоопределение народов. Принцип государственного единства диалектически сочетается с конституционным принципом равноправия и самоопределения народов в составе Российской Федерации. Этот принцип обусловлен многонациональным характером России и ее федеративным устройством. Этот принцип закреплен в Преамбуле Конституции РФ, в ст. 5 - устанавливающей перечень субъектов федерации и указывающей, что во взаимоотношениях с федеральными органами государственной власти все субъекты равноправны; ст. 73 - закрепляющей, что вне пределов ведения федерации и совместного ведения федерации и субъектов последние обладают всей полнотой государственной власти.

Функции конституции. В науке конституционного права принято выделять юридическую, политическую и идеологическую функции конституции.

Юридическая функция заключается в том, что конституция является основным источником права, содержащим исходные начала для всей правовой системы.

Политическая функция состоит в том, что конституция устанавливает основы организации государственной власти, основы взаимоотношений государства «личности, определяет принципы функционирования политической системы в целом.

Идеологическая функция проявляется в способности конституции оказывать влияние на духовную жизнь общества путем распространения и утверждения определенных политических и правовых идей, представлений и ценностей.

На структу­ру и содержание Конституции России 1993 г. большое влияние оказали опыт разработки и принятия конституций зарубежных стран развитой демократии, особенно опыт послевоенных десятилетий, а также смена идеологических и политических ценностей и ориентиров в современ­ном российском обществе.

Структура Конституции РФ включает: преамбулу; 9 глав, содер­жащих 137 статей первого, основного раздела конституции, а также второй раздел «Заключительные и переходные положения».

Основная часть Конституции РФ открывается главой об основах конституционного строя. Именно в этой главе обычно закрепляются самые общие и важные принципы и положения консти­туции, являющиеся исходными, первичными, учредительными для других ее статей, иных законов и всей нормативно-правовой системы страны. Так, в Конституции РФ в данной главе закрепляется демокра­тическая сущность, правовой, социальный и светский характер российского государства, его республиканская форма правления, а в последу­ющих главах все это конкретизируется и развивается. В этой же главе четко определяется первостепенные место и роль соблюдения и защи­ты прав и свобод человека в жизни и деятельности общества и государ­ства, а в специальной, второй главе это основополагающее положение очень широко и подробно расшифровывается и воплощается в конкрет­ные права и свободы человека и гражданина и их гарантии. Точно так же, в первой главе зафиксированы самые общие основы федеративного устройства страны, а в отдельной, третьей главе раскрываются конкрет­ный состав РФ, статус ее субъектов, конкретные принципы и механиз­мы организации, функционирования и деятельности Федерации и ее субъектов. То же можно сказать относительно вопросов местного само­управления: сам принцип его отражен в гл. 1 (ст. 12), а более подробно об этом речь в главе 8. Если сама Конституция РФ представляет собой основу всего законодательства страны, как и каждой его отрасли, то ее первая глава, можно сказать, служит своеобразной «основой основ».

Принципиально по-новому решен в Конституции России вопрос о месте главы о правах и свободах личности. Раньше в советских консти­туциях такая глава либо вообще отсутствовала, либо была отодвинута в конец текста (например, в Конституции РСФСР 1938 г.), что, несо­мненно, отражало действительное отношение к личности, ее правам и свободам в тоталитарном обществе и государстве. Теперь же, когда уже в ст. 2 Конституции РФ провозглашается, что человек, его права и свободы являются высшей ценностью, а обязанностью государства яв­ляется признание, соблюдение и защита этих прав и свобод, вполне логично и обоснованно выдвижение этой главы вперед.

Третье место по праву отведено главе «Федеративное устройство». Без предварительного решения этой группы проблем в конституции федеративного государства невозможно закрепить систему органов го­сударственной власти, принципы и механизм их деятельности, чему посвящены последующие четыре главы Конституции РФ (гл. 4-7). В отличие от унитарного государства, в федеративном государстве принцип разделения властей, их предметов ведения и полномочий осу­ществляется не только в «горизонтальном», но и в «вертикальном», политико-территориальном аспекте, т.е. как распределение предметов ведения и полномочий между федерацией в целом и ее субъектами. Естественно поэтому, что глава 4 «Президент Российской Федерации», глава 5 «Федеральное Собрание», глава 6 «Правительство Российской Федерации» и глава 7 «Судебная власть и прокуратура» должны исходить из содер­жания не только первых двух, но и третьей главы Конституции РФ.

Особо следует выделить вопрос о главе 8 «Местное самоуправле­ние». В советских конституциях, в том числе и в Конституции РСФСР 1978 г., такой главы не было.

Завершается основная часть Конституции РФ главой 9 «Конститу­ционные поправки и пересмотр Конституции», в которой говорится о том, кто может вносить предложения о поправках и пересмотре поло­жений Конституции и в каком порядке эти предложения рассматрива­ются и принимаются, о чем подробнее - несколько ниже.

Второй раздел Конституции РФ составляют «Заключительные и переходные положения». В отличие от основной части Конституции, т.е. ее первого раздела, эта часть изложена не в форме статей, а в форме ряда последовательных пунктов, закрепляющих: день ее принятия; день ее вступления в силу и одновременное прекращение действия предшествующей конституции.

Сказанное выше о структуре Конституции РФ позволяет сделать общий вывод, что она в целом вполне отвечает общим требованиям, предъявляемым конституционной теорией к современным конститу­циям. Она, несомненно, учла как накопленный мировой конституцион­ный опыт, так и своеобразие нашей страны, исторических и существу­ющих на сегодня условий ее развития. Эта структура достаточно логич­на, стройна и последовательна.

«человек, его жизнь и здоровье, честь и достоинство, неприкосновенность и безопасность - наивысшая социальная ценность (ст. 3);

Свободное развитие личности (ст. 23);

Неотчуждаемость и нерушимость прав и свобод человека (ст. 21);

Неограниченность правового статуса человека и гражданина их конституционным статусом (ст. 22);

Недопущение сужения содержания и объема существующих прав и свобод при принятии новых законов или внесения изменений в действующие законы (ст. 22);

Свобода и равноправие людей (ст. 21);

Равенство конституционных прав и свобод граждан и равенство граждан перед законом (ст. 24);

Равенство прав мужчин и женщин (ст. 24);

Единство прав и обязанностей (ст. 24);

Невозможность лишения гражданства и права переменить гражданство (ст. 25);

Невозможность выдворения гражданина Украины за пределы Украины либо выдачи его другому государству (ст. 25);

Равенство правового статуса иностранцев и лиц без гражданства с правовым статусом граждан Украины за исключениями, установленными Конституцией, законами или международными договорами Украины (ст. 26);

Равноправие супругов в браке (ст. 51);

Равноправие детей независимо от происхождения (ст. 52)». Конституция Украины от 28.08.1996 с внесенными в нее изменениями от 8.01.2004 г.

Конституция разграничивает понятие «человек» и «гражданин» и исходит при этом из признания идеи «естественных», «прирожденных», «неотчуждаемых» прав человека, суть, которой состоит в том, что права человека принадлежат ему от рождения, имеют естественный характер, а государство может лишь регулировать их осуществление и устанавливать для них гарантии, но не может их отменить. Лишь в случае введения чрезвычайного или военного положения государство может, исключительно на временной основе, ограничивать возможность осуществления некоторых прав и свобод. По окончании действия этих режимов права и свободы восстанавливаются в полном объеме. В соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права неотъемлемые права и свободы каждого человека должны уважаться другим государством независимо от наличия у человека гражданства данного государства.

Украина, как и любое государство, защищая свой суверенитет и независимость, исходя из цели обеспечения достойных условий жизни и реальных возможностей, закрепляет определенные права и свободы и предоставляет гарантии их осуществления только своим гражданам. Так, только граждане Украины могут быть субъектами права собственности на землю, обладают правом голоса на выборах и референдумах, могут быть членами политических партий, действующих в Украине и т. д.

Конституция разграничивает понятие «права» и «свободы». Однако это в целом равнозначные, совпадающие по объему, понятия. Кроме того, считается, что термин «свобода» законодатель использует в том случае, когда указывает на максимальную свободу выбора варианта поведения личности в той или иной сфере общественной жизни, а при указании на возможность пользования конкретным благом применяется термин «право».

Система конституционных прав и свобод личности охватывает все сферы жизни деятельности людей и соответствует международным стандартам прав человека. С учетом международно-правовых стандартов права и свободы классифицируются на личные права и свободы; политические права и свободы; экономические права; социальные права; экологические права; культурные права и свободы.

Конституция первостепенное значение отводит личным правам и свободам, которые по Конституции УССР 1978 г. были значительно «урезаны» по сравнению с международными стандартами прав человека и в перечне конституционных прав и свобод граждан Украины занимали последнее место, что фактически отражало отношение государства к этой группе прав.

Личные права и свободы - это права в сфере личной жизни и личной безопасности, они касаются индивидуальной, частной жизни человека. Конституция закрепляет следующие личные права и свободы человека"

Право на жизнь, (ст. 27);

Уважение достоинства (ст. 28);

Право на свободу и личную неприкосновенность, (ст. 29);

Право на неприкосновенность жилища (ст. 30);

Право на тайну переписки, телефонных переговоров, телеграфной и иной корреспонденции (ст. 31);

Право на невмешательство в личную жизнь (ст. 32);

Право на свободу передвижения, свободный выбор места жительства, право свободно покидать территорию Украины (ст. 33),

Право на свободу мысли и слова, на свободное выражение своих взглядов и убеждений (ст. 34);

Право свободно собирать, хранить, использовать и распространять информацию устно, письменно или иным образом - по своему выбору (ст. 34);

Право на свободу мировоззрения и вероисповедания (ст. 35),

Право направлять индивидуальные или коллективные письменные обращения, либо лично обращаться в органы государственной власти, органы местного самоуправления, к должностным и служебным лицам этих органов (ст. 40) Политические права и свободы - это такие права и свободы, которые граждане реализуют в политической сфере общественной жизни"

Право на свободу объединения в политические партии и общественные организации (ст. 36);

Право на участие в профессиональных союзах (ст. 36),

Право принимать участие в управлении государственными делами, во всеукраинском и местных референдумах, свободно избирать и быть избранными в органы государственной власти и местного самоуправления (ст. 38),

Право собираться без оружия и проводить собрания, митинги, шествия и демонстрации (ст. 39). Экономические права - это такие права, которые люди реализуют в экономической сфере общественной жизни:

Право владеть, пользоваться и распоряжаться частной собственностью, результатами своей интеллектуальной, творческой деятельности (ст. 41);

Право пользования в соответствии с законом, объектами права государственной и коммунальной собственности (ст. 41);

Право на предпринимательскую деятельность, не запрещенную законом (ст. 42).

Социальные права - это такие права, реализация которых связана с удовлетворением важнейших социальных потребностей людей:

Право на труд (ст. 43);

Право на забастовку (ст. 44);

Право на отдых (ст. 45);

Право на жилище (ст. 47);

Право на достаточный жизненный уровень для себя и своей семьи (ст. 48);

Право на охрану здоровья, медицинскую помощь и медицинское страхование (ст. 49).

Кроме того, для граждан Украины установлено право на социальную защиту, включающую право на обеспечение их в случае полной, частичной или временной потери трудоспособности, потери кормильца, безработицы по независящим от них обстоятельствам, а также старости и в иных случаях, предусмотренных законом (ст. 46).

Экологические права - это новая, ранее не закреплявшаяся на конституционном уровне, группа прав человека, обеспечивающая его потребности в безопасной окружающей среде (ст. 50):

Право на безопасную для жизни и здоровья окружающую.среду и на возмещение причиненного нарушением этого права вреда;

Право свободного доступа к информации о состоянии окружающей среды, о качестве пищевых продуктов и предметов быта, а также право на ее распространение.

Культурные права и свободы - это права и свободы человека в сфере культуры:

Право на образование (ст. 53);

Свобода литературного, художественного, научного и технического творчества (ст. 54);

Право на результаты своей интеллектуальной, творческой деятельности (ст. 54).

Конституция фактически закрепляет принцип единства прав и обязанностей и устанавливает что «каждый человек имеет право на свободное развитие своей личности, если при этом не нарушаются права и свободы других людей, и имеет обязанности перед обществом, в котором обеспечивается свободное и всестороннее развитие его личности». Конституция Украины от 28.08.96 с измен. состоянием на 8.01.04, Раздел II.ст.24 Под конституционной обязанностью понимается закрепленная в Конституции мера должного поведения субъекта.

Конституция устанавливает следующие конституционные обязанности:

Неукоснительно соблюдать Конституцию Украины и законы Украины, не посягать на права и свободы, честь и достоинство других людей (ст. 68);

Не наносить вред природе, культурному наследию, возмещать причиненные им убытки (ст. 66);

Платить налоги и сборы в порядке и размерах, установленных законом (ст. 67);

Родители обязаны содержать детей до их совершеннолетия. Совершеннолетние дети обязаны заботиться о своих нетрудоспособных родителях (ст. 51). Кроме того, граждане Украины обязаны:

Защищать Отечество, независимость и территориальную целостность Украины, уважать ее государственные символы (ст. 65);

Нести военную службу в соответствии с законом (ст. 65);

Подавать в налоговые инспекции по месту жительства декларации о своем имущественном положении и о доходах за истекший год (ст. 67).

Гарантии реализации и защиты прав и свобод личности - это совокупность экономических и политических условий, а также система правовых средств, обеспечивающих реальность осуществления и защиты прав и свобод человека и гражданина.

«Гарантии позволяют осуществить переход от предусмотренной в законе возможности к действительности. Без закрепления соответствующих гарантий система прав и свобод носила бы декларативный характер. В широком смысле понятием «гарантии» охватывается вся совокупность объективных и субъективных факторов, которые направлены на фактическую реализацию прав, свобод и обязанностей личности, на устранение возможных причин и препятствий их неполного или ненадлежащего осуществления и защиту прав от нарушений.

Конституция не только содержит весьма широкий и демократический перечень прав и свобод человека и гражданина, но закрепляет гарантии их реализации и защиты. При этом экономические и политические гарантии вытекают как из Раздела I Конституции, устанавливающего принципы конституционного строя Украины, так и из большинства статей Раздела II, закрепляющих конкретные права и свободы личности. В то же время юридические гарантии содержатся компактной группой в ст. 55-63 Раздела II.» «Конституционные права граждан Украины» (учебн. пос.) Харьковский фонд “Социальная инициатива” Х.: 1997- с. 26

Конституция формулирует юридические гарантии прав и свобод человека и гражданина:

Право на защиту прав и свобод человека судом (ст. 55);

Право на обжалование в суде решений, действий или бездействия органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных и служебных лиц (ст. 55);

Право обращаться за защитой своих прав к Уполномоченному Верховной Рады Украины по правам человека (ст. 55);

Право после использования всех национальных средств правовой защиты обращаться за защитой своих прав и свобод в соответствующие международные судебные учреждения или соответствующих органы международных организаций, членом или участником которых является Украина (ст. 55);

Право любыми незапрещенными законом средствами защищать свои права и свободы от нарушений и противоправных посягательств (ст. 55);

Право на возмещение за счет государства или органов местного самоуправления материального и морального ущерба, причиненного незаконными решениями, действиями или бездействием органов государственной власти, органов местного самоуправления, их должностных и служебных лиц при осуществлении ими своих полномочий (ст. 56);

Право знать свои права и обязанности (ст. 57);

Запрещение обратного действия законов и иных нормативно-правовых актов, кроме случаев, когда они смягчают или отменяют ответственность лица (ст. 58);

Право на правовую помощь (ст. 59);

Право не исполнять явно преступные распоряжения или приказы (ст. 60);

Никто не может быть дважды привлечен к юридической ответственности одного вида за одно и то же правонарушение (ст. 61);

Лицо считается невиновным в совершении преступления и не может быть подвергнуто уголовному наказанию, пока его вина не будет доказана в законном порядке и установлена обвинительным приговором суда (презумпция невиновности) (ст. 62);

Никто не обязан доказывать свою невиновность в совершении преступления (ст. 62);

Обвинение не может основываться на доказательствах, полученных незаконным путем, а также на предположениях. Все сомнения относительно доказанности вины лица истолковываются в его пользу (ст. 62);

Право не давать показания или объяснения в отношении себя, членов семьи или близких родственников (ст. 63);

подозреваемый, обвиняемый или подсудимый имеет право на защиту (ст. 63).