Конституционные принципы рф. Основные принципы конституции рф, структура конституции рф

Ст.10 Конституции РФ закрепляет, что государственная власть в РФ осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную. Причем, специально оговорено, что все органы власти самостоятельны.

Самостоятельность судебной власти проявляется :

1) в наделении её правом признавать недействующими нормативные акты, принимаемые органами законодательной власти. Одна из глав ГПК (гл.24, статьи 251-253) посвящена оспариванию в судах НПА.

Также отметим, что в соответствии со ст. 79 ФКЗ «О Конституционном суде РФ», вступивший в противоречие с Конституцией закон может признаваться недействующим Конституционным Судом РФ (КС – одна из ветвей судебной власти).

2) независимость судебной власти от исполнительной проявляется, в частности, в том, что ч.2 ст.120 Конституции предусматривает, что суд, установив при рассмотрении дела несоответствие акта государственного или иного органа закону, принимает решение в соответствии с законом . Это же положение дублируется в ГПК (ст.11 ч.2): суд применяет нормы акта, имеющего бóльшую юридическую силу.

Это означает, что при рассмотрении дел суды имеют право игнорировать акты различных органов, если они не соответствуют закону и не применять их.

3) в судебном порядке могут быть оспорены решения, действия, бездействие органов государственной власти, органов местного самоуправления, организаций, должностных лиц, гос. и муниципальных служащих в порядке главы 25 (ст.254-258) ГПК.

Благодаря этим нормам действия, акты, решения органов исполнительной власти контролируются судом на предмет соответствия их закону.

Принцип единства судебной системы

В соответствии со ст.71 (п. «г») Конституции РФ установление системы органов судебной власти, порядка их организации и деятельности находятся в ведении РФ.

Судебная система в соответствии со ст. 118 Конституции определяется федеральным конституционным законом (ФКЗ). Это закон от 23.10.1996 «О судебной системе РФ». Именно этот закон закрепляет единство судебной системы как правовой принцип.

Единство судебной системы обеспечивается :

1) тем, что суды при рассмотрении дел следуют единым правилам судопроизводства, которые устанавливаются федеральным законом. Гражданское процессуальное законодательство в соответствии с п. «о» ст.71 Конституции находится в ведении РФ.

2) единство судебной системы обеспечивается единством применяемых законов , и в первую очередь – Конституции (ст.11 ГПК).

3) гарантией единства является обязательность и неукоснительность исполнения на всей территории РФ судебных постановлений, распоряжений, требований, поручений, вызовов и обращений всеми ОГВ, ОМС, общественными объединениями, должностными лицами и гражданами.

4) гарантия единства – федеральный статус всех судов и судей и финансирование всех федеральных судов и мировых судей из федерального бюджета.

Принцип гласности судебного разбирательства

В соответствии со ст. 123 (ч.1) Конституции РФ, разбирательство дел во всех судах проходит открыто .

Гласность судопроизводства – это еще и гарантия соблюдения других конституционных принципов – соблюдения свободы слова и права свободно искать, получать, использовать информацию (ч.1 и 4 ст.29 Конституции).

Различают гласность в узком смысле слова – для сторон и других участников (то, что обеспечивает состязательность процесса) и в широком смысле слова – для всех и каждого, для граждан, т.е. здесь гласность является синонимом публичности.

И лица, участвующие в деле, и другие граждане, просто присутствующие в зале судебного заседания (публика, аудитория) имеют право в письменной форме, а также с помощью средств аудиозаписи фиксировать ход судебного разбирательства. Это можно делать без разрешения суда (ч.7 ст.10 ГПК).

А вот фотосъемка, видеозапись, трансляция судебного заседания по радио и ТВ допускаются с разрешения суда .

Действия лиц, осуществляющих разрешенную судом фотосъемку и видеозапись, трансляцию судебного заседания, не должны мешать нормальному порядку в зале судебного заседания. Поэтому данные действия осуществляются на указанных судом местах (например, чтобы кого-то из участников не снимали в лицо). С учетом мнения лиц, участвующих в деле, эти действия могут быть ограничены судом во времени (ч.4 ст.158).

Судья не может препятствовать освещению деятельности суда представителями СМИ. Действия судьи по воспрепятствованию представителям СМИ к доступу в судебное заседание, освещению ими рассмотрения дела, за исключением случаев, предусмотренных законом, являются нарушением профессиональной этики (п.15 Постановления Пленума ВС РФ от 31.05.2007 № 27 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений квалификационных коллегий судей о привлечении судей судов общей юрисдикции к дисциплинарной ответственности»).

Следует иметь в виду, что понимание гласности (даже в широком смысле слова) просто как присутствие в зале суда публики является недостаточным .

Гласность судопроизводства означает также доступность сведений о состоявшихся и предстоящих судебных процессах («прозрачность судебного календаря»), доступность текстов судебных решений, особенно для профессионально заинтересованных лиц (ученые, студенты-юристы, врачи и др.). Содержание этого принципа в действующем ГПК дополнено возможностью видеозаписи, трансляций по радио и ТВ, использованием систем видеоконференц-связи.

Вторая составляющая принципа гласности , также закрепленная в ч.1 ст.123 Конституции: слушание дела в закрытом заседании допускается в случаях, предусмотренных федеральным законом. ФЗ в данном случае – ГПК.

Ст.10 (ч.2) ГПК определяет, когда слушание дела проводится в закрытом заседании: 1) по делам, содержащим сведения, составляющие гос. тайну;

2) по делам, содержащим сведения о тайне усыновления ребенка;

3) по другим делам, если это предусмотрено ФЗ.

Это все обязательные случаи. Но есть еще и факультативные случаи, т.е. когда суд может, но не обязан рассматривать дело в закрытом судебном заседании. Это допустимо при наличии следующих условий :

Ходатайство лица, участвующего в деле;

Слушание в закрытом с/з проходит с соблюдением всех правил судопроизводства, в присутствии всех лиц, участвующих в деле, их представителей, а в необходимых случаях – свидетелей, экспертов, специалистов, переводчиков (ч.5 ст.10).

Причем, все эти лица предупреждаются об ответственности за разглашение сведений, ради сохранения тайны которых дело слушалось в закрытом с/з (ч.3 ст.10).

Дело в закрытом судебном заседании рассматривается и разрешается с соблюдением всех правил гражданского судопроизводства. Использование систем видеоконференц-связи в закрытом судебном заседании не допускается (ч.6 ст. 10 ГПК).

Решение в любом случае должно провозглашаться публично, за исключением случаев, когда оно может затронуть интересы несовершеннолетних (ч.8 ст.10).

Принципы права – основополагающие, исходные начала права, определяющие его направленность и содержание. Различают общеправовые, межотраслевые и отраслевые.

Поскольку конституционное право является системообразующей основой для всей системы российского права, доминирующее положение в нем занимают общеправовые принципы (демократия, законность, справедливость, гуманизм).

К числу конституционных принципов относятся:

· Народовластие (демократия) означает , что носителем суверенитета и источником власти в Российской Федерации является ее многонациональный народ (ст. 3 Конституции РФ). Преамбула Конституции РФ написана от имени народа России.

Народ осуществляет свою власть непосредственно, а также через органы государственной власти и местного самоуправления. Высшим непосредственным выражением власти народа являются референдум и свободные выборы. Референдум и выборы проводятся в соответствии с законодательством РФ. Народовластие осуществляется как в сфере государственного управления, так и в сфере местного самоуправления. Народовластие обеспечивается совокупностью политических прав.

Никто не может присваивать себе власть в РФ. Захват власти и присвоение властных полномочий преследуются по закону.

· Суверенитет РФ означает , что РФ – независимое государство, самостоятельно решающее свои внутренние вопросы. Вмешательство во внутренние дела РФ извне недопустимо. Суверенитет РФ распространяется на всю ее территорию. Регулирование вопросов, касающихся территории, осуществляется законодательством РФ. Споры о принадлежности территории между государствами решаются договорным путем.

· Верховенство Конституции РФ означает, что все нормативные акты независимо от статуса издавших их органов должны соответствовать Конституции РФ как Основному Закону. В случае противоречия между нормами Конституции РФ и другого закона действуют нормы Конституции РФ. Вопросы принадлежности территории какому-либо государству решаются договорным путем.

· Территория РФ целостна и неприкосновенна.

· Принцип разделения властей означает разделение компетенции и органов власти РФ в соответствии с компетенцией на исполнительную, судебную и законодательную ветви. Такое деление весьма условно, однако имеет очень важное значение в правовом государстве. Разделение властей призвано обеспечить функционирование системы «сдержек и противовесов», гарантировать защиту от узурпации власти какой-либо ветвью власти.

· Принцип законности означает точное и неуклонное соблюдение законодательства РФ, без которого существование правового государства невозможно. В данном случае термин «законодательство» следует понимать широко, т. е. имеются в виду все нормативные акты, хотя в первую очередь речь идет о законах.


· Принцип равенства граждан перед законом и судом означает, во-первых, наличие общего для всех общегражданского статуса и, во-вторых, отсутствие дискриминации, которая запрещается в какой-либо форме. В РФ запрещена дискриминация по половому, национальному или какому-либо другому признаку. Закон имеет одинаковый смысл для всех, а его нарушение влечет одинаковую для всех ответственность.

· Принцип равноправия граждан означает наличие равного количества прав у всех граждан по закону. Этот принцип предполагает не фактическое, а юридическое равенство.

· Гласность реализуется путем обязательного опубликования текста закона для всеобщего ознакомления. Все законы, издаваемые в РФ, должны быть опубликованы в определенном порядке и в определенный срок в официальных изданиях.

Конституционно-правовые основы формы правления в РФ

Форма правления – система высших органов государственной власти и разграничение властных полномочий между ними. (монархия и республика)

Форма правления Российской Федерации - это один из элементов формы государства, характеризующий порядок организации и избрания высших органов власти в Российской Федерации.

В соответствие с ч. 1 ст. 1 Конституции РФ Российская федерация является государством с республиканской формой правления.

· правление государством является коллективным, а не единоличным, как в монархии;

· высшие должностные лица и законодательные органы избираются народом, причем выборы не носят формальный характер, а являются свободными;

· государственные органы, высшие должностные лица избираются на определенный срок, а не выполняют свои функции пожизненно;

· осуществление государственной власти основано на принципе разделения властей. Несмотря на то, что еще имеются нарушения этого принципа.

· высшие должностные лица несут ответственность за злоупотребления и ошибки, допущенные ими в своей государственной деятельности. Уход в отставку, освобождение от занимаемой должности, импичмент, непереизбрание на новый срок - таковы санкции, носящие скорее политический характер.

Основные характеристики РФ как республики:

Президент РФ - глава государства (статья 80 Конституции РФ).

Председатель Правительства России назначается президентов России с согласия Государственной Думы (часть 1 статьи 111 Конституции РФ).

В соответствие с этими характеристиками РФ можно определить как смешанную (полупрезидентскую) республику.

Конституция Российской Федерации принята путем всенародного референдума 12 декабря 1993 г., вступила в действие 25 декабря 1993 г.

В основу новой Конституции были положены принципы 1 , выработанные юридической наукой на протяжении длительного периода существования конституционного права, как науки.

Таковыми являются:

1) демократизм, полновластие народа;

2) законность;

3) равноправие и полноправие граждан, гарантированность прав и свобод;

4) гуманизм;

5) государственное единство;

6) равноправие и самоопределение народов;

7) разделение властей;

8) идеологическое многообразие, политический плюрализм .

Конституция России структурно состоит из следующих элементов:

ВСТУПИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ

(преамбула)

ПЕРВЫЙ РАЗДЕЛ

(137 статей)

ГЛАВЫ

1.Основы

конституционного строя

2.Права и свободы человека и

гражданина

3.Федеративное устройство

4.Президент

Российской

Федерации

5.Федеральное Собрание

6.Правительство Российской

Федерации

7.Судебная власть

8.Местное

самоуправление

9.Конституционные поправки и пересмотр Конституции

ВТОРОЙ РАЗДЕЛ

Заключительные и переходные положения

Конституция РФ различает понятия «пересмотр» и «внесение поправок» .

Пересмотром является изменение положений глав 1, 2 и 9 Конституции Российской Федерации, причем они не могут быть пересмотрены Федеральным собранием Российской Федерации.

Внесение поправок направлено на изменение глав 3-8 Конституции, что входит в компетенцию российского парламента. Они принимаются в форме специального закона.

Предложения о поправках и пересмотре положений Конституции России вносятся:

    Президент Российской Федерации;

    Совет Федерации;

    Государственная Дума;

    Правительство России;

    Законодательные (представительные) органы субъектов Федерации;

    Не менее 1/5 членов Совета Федерации (36 чел.);

    Не менее 1/5 депутатов Государственной Думы (90 чел.).

Процедура пересмотра глав 1 – Основы Конституционного строя; 2 – Права и свободы человека и гражданина, 9 – Конституционные поправки и пересмотр Конституции состоит из следующих стадий:

Во-первых, внесение предложений о пересмотре положений глав 1, 2, 9.

Во-вторых, поддержка инициативы 3/5 голосов от общего числа членов СФ (107) и депутатов ГД (270).

В-третьих, созыв Конституционного Собрания в соответствии с федеральным конституционным законом.

В-четвертых, принятие решения Конституционным Собранием: 1) подтвердить неизменность Конституции России, тогда процедура пересмотра заканчивается; 2) разработать новый проект Конституции.

В-пятых, Конституционное Собрание 1) принимается квалифицированным большинством в 2/3 от общего числа Конституционного собрания; 2) выносится на всенародное голосование.

Конституция считается принятой, если за нее проголосовало более половины избирателей, при условии, что в референдуме приняло участие более 50% зарегистрированных избирателей.

Таков порядок пересмотра 1, 2 и 9 глав Конституции Российской Федерации. Он призван обеспечить стабильность конституционного строя и защиту прав и свобод граждан России.

Поправки к главам 3-8 принимаются в следующем порядке:

    Внесение предложений о поправках в ГД в виде федерального конституционного закона о поправке к Конституции России. Предложение должно содержать в себе либо текст новой статьи , либо текст новой редакции статьи , либо положение об исключении статьи из Конституции .

    Проект закона о поправке рассматриваются в Комитете ГД, к ведению которого отнесены вопросы конституционного законодательства.

    Рассмотрение проекта закона в ГД в трех чтениях. Проект считается одобренным, если за него проголосовали не менее 2/3 (300) депутатов ГД.

    Направление одобренного проекта закона в течении 5 дней в СФ. СФ рассматривает его. Проект считается принятым если за его одобрение проголосовало не менее ¾ (134) от общего числа членов СФ.

    Председатель СФ не позднее 5 дней со дня принятия закона опубликовывает его для всеобщего сведения и направляет законодательным (представительным) органам субъектов РФ.

    Законодательные (представительные) органы субъекта Российской Федерации рассматривают закон в срок, не позднее одного года со дня его принятия.

    Одобренный законодательными (представительными) органами не менее 2/3 субъектов Федерации в течение 7 дней направляется Председателем СФ Президенту России для подписания и официального опубликования.

Таков порядок изменения и внесения поправок в действующую Конституцию РФ.

Совокупность средств (правовых, организационных, информационно-пропагандистских и др.), с помощью которых достигается выполнение всех установленных конституционных норм, строгое соблюдение режима конституционной законности называется правовой охраной Конституции Российской Федерации.

Правовая охрана Конституции Российской Федерации осуществляется с помощью конституционного контроля , т.е. деятельности компетентных государственных органов по проверке, выявлению и устранению несоответствий нормативно-правовых актов Конституции.

Контроль за соблюдением Конституции России относится к ведению Российской Федерации. Обеспечение соответствия конституций республик и уставов краев и областей федеральной Конституции входит в предмет совместного ведения РФ и ее субъектов.

В Конституции РФ четко определены субъекты правовой охраны Конституции . Таковыми являются:

    Президент Российской Федерации . Согласно ч.2 ст. 80 Президент является гарантом Конституции Российской Федерации, прав и свобод человека и гражданина.

    Федеральное Собрание . К ведению ее палат отнесены вопросы, связанные с реализацией конституционных норм, а также внесения поправок и изменений в действующую Конституцию.

    Правительство Российской Федерации . Организует исполнение федеральных законов, систематически контролирует их исполнение исполнительными органами власти всех уровней и принимает меры по устранению допущенных нарушений.

    Органы судебной власти . Контролируют законность выполнения отдельных конституционных функций субъектами иных ветвей власти, защищают права и свободы граждан, конституционный строй России, обеспечивают соответствие актов законодательной и исполнительной власти Конституции, соблюдения законности и справедливости при исполнении применения Конституции и законов, иных нормативных актов.

    Правоохранительные органы . Охраняют и защищают права и свободы граждан, интересы общества и государства, укрепляют законность и правопорядок.

Специальным органом охраны Конституции Российской Федерации является Конституционный Суд. Он рассматривает дела о соответствии Конституции Российской Федерации федеральных законов, нормативных актов Президента России, СФ ФС РФ, ГД ФС РФ, Правительства России; конституций республик, уставов, законов и иных нормативных актов субъектов Российской Федерации; договоров между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации, а также между органами государственной власти субъектов Российской Федерации; не вступивших в силу международных договоров.

КС РФ разрешает споры между органами государственной власти, рассматривает жалобы граждан о нарушении их конституционных прав, дает заключение о соблюдении установленного порядка выдвижения обвинения Президенту России в государственной измене или совершении иного тяжкого преступления.

Деятельность всех современных государств подчинена определенным рамкам, которые существуют как на международном, так и на локальном уровне. Но далеко не всегда существовал подобный порядок. Истории известны моменты, когда жизнь человека ничем не регламентировалась и была подвластна лишь воле случая. Конечно, подобное состояние дел не могло обещать ничего хорошего. С развитием социальных формаций происходило изменение механизма общественного регулирования. По сути, люди создавали новые способы управления собой. Появление государств обусловило необходимость подобного рода регулирующих механизмов. Одним из них стало право.

Данная совокупность санкционированных норм морали зарекомендовала себя наилучшим образом. Ведь она наиболее полно регулирует отношения внутри общества, а также его взаимодействие с органами власти в стране. При этом была разработана основа юридических отношений в том или ином государстве. Ею, в зависимости от конкретной правовой системы, является конституция. В Российской Федерации основной закон также присутствует. Этот нормативный акт имеет высшую юридическую силу и иные характерные особенности. Непосредственное регулирование общества и возникающих в нем отношений конституция реализует посредством принципов, характеристика которых будет представлена далее в статье.

Общее понятие конституции

Существующий в Российской Федерации и других странах юридический порядок во многом разработан благодаря основному закону - Конституции. По сути, этот документ представляет нормативно-правовой акт высшей юридической силы. Главной особенностью конституции является тот факт, что она закрепляет или же учреждает основные цели деятельности и создания государства как субъекта правоотношений. Исторически основной закон был известен уже в Древнем Риме. Одна из первых конституций была создана таким деятелем, как Сервий Тулий. В ней закрепились основные нормы, которыми регулировали некоторые общественные проблемы. В период Нового времени многие государства принимают конституции для нормализации политического положения и закрепления человеческих прав. Примером тому являются основные законодательные акты Речи Посполитой, Соединенных Штатов Америки, Франции и т.п.

Виды основного закона

Конституционные принципы во многом зависят от формы выражения норм наивысшего государственного акта. На сегодняшний день выделяют две основные формы, а именно:

  • писанная;
  • неписанная.

Первый вид конституций характеризуется тем, что основной закон закрепляется в едином нормативном документе или же в нескольких законах. В Российской Федерации главный нормативный акт существует именно в такой форме. Неписанные конституции представляют собой совокупность норм, которые разбросаны по разным отраслевым законам. При этом нормативные акты могут быть как общей направленности, так и специальной. Во многих государствах существует понятие «конституционный закон». Этот НПА выдается по наиболее важным вопросам и содержит в себе основополагающие принципы и нормы.

Конституция РФ

Если говорить конкретно о то она является писанным актом высшей юридической силы. Её приняли в 1993 году. В законе закреплены основы политико-правового строя РФ, а также порядок возникновения основных органов государственной власти. Структура Конституции включает в себя следующие структурные элементы, а именно: преамбулу, первый раздел (9 глав), второй раздел. Свое действие основной закон распространяет на территорию всего государства. Большое значение в данном случае отыгрывают конституционные принципы, которые, по сути, являются основой всей юридической системы государства.

Что такое принципы основного закона?

В юридической науке, принципы - это основополагающие идеи, на которых строится конкретное правовое явление. Конституция в данном случае является «фундаментом» юридической системы государства, о чем уже указывалось ранее. Поэтому её основы, по сути, касаются также иных правовых отраслей. Таким образом, конституционные принципы - это ключевые положения основного закона, которые характеризуют его как таковой. В большей части конституционные идеи отражают факт взаимодействия человека и государства.

Группы принципов

Конституция 1993 года состоит из большого количества различных исходных идей. Все они в той или иной степени закрепляют определенный спектр прав и свобод человека в отдельных сферах деятельности. Однако существуют конституционные принципы, которые регулируют деятельность, например, конкретных ветвей власти. Учитывая данные особенности, можно выделить определенные группы исходных положений основного закона, например:

  • принципы правового статуса личности;
  • конституционные государства;
  • принципы осуществления правосудия.

Все группы являются систематизированными. Они объединяют в себе основную суть и формы правоотношений того или иного характера. При этом абсолютно все группы важны для общества и государства, ведь на их основе строятся современные политические тенденции.

Юридический статус человека и гражданина

Безусловно, основой любой страны является её народ. Без этого элемента государство, по сути, не существует. Поэтому правовой статус человека и гражданина закрепляется в ключевом акте Российской Федерации. Следует отметить, что каждый индивид имеет спектр неотъемлемых свобод, которые даются ему от рождения. Помимо того, некоторые права входят в «пакет» гражданской связи человека и страны, гражданином которой он непосредственно является. В РФ правовой статус человека и гражданина является системой, которая состоит из следующих принципов:

  • Все институты системы правомочий личности являются учредительными. Это значит, что они проявляются в существующих юридических отраслях. Однако, как мы знаем, любая отрасль, в свою очередь, должна отвечать Конституции России. В этом и проявляется принцип учредительности. То есть экономические права, гражданские, социальные, экологические и все остальные, входящие в основу статуса личности, исходят от основного закона.
  • Права и свободы граждан, людей являются неотъемлемыми и неотчуждаемыми. Данный принцип развивался на протяжении многих столетий. В его основе лежит философия о том, что каждый человек при рождении обретает определенный спектр свобод, которые никто не может у него отнять. Потому что природные права изначально характеризуют субъекта как одну из сторон общественных правоотношений. Каждый человек владеет некоторыми свободами. Например, во многих конституциях основными считаются экономические права, а также политические, гражданские и т.п.

  • Универсальным принципом безусловно, является равноправие всех людей. Следует отметить, что представленная основа существует в законодательствах иных стран, где процветает демократический строй. В Российской Федерации принцип равноправия также включен в основной закон. При этом существует множество научных интерпретаций данного юридического явления. Согласно наиболее «классической», равноправие - это форма выражения равновесия юридического характера, которая проявляется в полной гармонии и сочетании интересов и прав конкретных людей, общностей, социальных групп и т.п. Помимо того, представленный термин характеризует одинаковое положение сторон в тех или иных общественных отношениях. Проявление принципа равноправия можно увидеть в равности мужчин и женщин, рас, национальностей и т.п.
  • Равноправие очень тесно переплетается с принципом гуманизма. Его суть состоит в том, что человек, а также его права и свободы являются высшими ценностями в государстве. То есть, исходя из данной нормы, можно сделать вывод о том, что власть в стране гарантирует реализацию и поддержание людских правомочий.
  • Достаточно интересным является принцип общей доступности прав и свобод. Он наиболее явно проявляется в возможности каждого гражданина избирать и быть избранным в власти державы.

Таким образом, права и свободы граждан не только учитываются в основном законе, но еще и гарантируются. Именно благодаря конституционным принципам данной направленности люди в РФ могут вступать в правоотношения и создавать новые.

Организация государственного строя

Большое значение на сегодняшний день имеет государственная организация страны. Основополагающие принципы конституции в данном случае обеспечивают ту внутреннюю систему РФ, которую все мы привыкли видеть. При этом основы построения государства касаются не только граждан и социальных групп, а непосредственно страны. В данном случае последний элемент представлен в виде механизма, который функционирует благодаря многим взаимосвязанным факторам. Таким образом, существуют следующие принципы организации государства:

  • Демократизм является ключевым принципом построения современной державы. Он проявляется в свободе волеизъявления, доступе к государственной службе, свободе слова и т.п. Данный принцип проявляется в 1 статье Конституции России. Помимо того, он подразумевает собой республиканскую форму правления, при которой власть не сосредоточена в руках единой верхушки.
  • Конституция 1993 года содержит в себе принцип разделения властей. Согласно его положениям, управление страной разделено между тремя ветвями: законодательной, исполнительной и судебной. Принцип был создан еще во времена Великой французской революции. На сегодняшний день он является основой демократического режима в любой стране и, в частности, Российской Федерации. Он наглядно проявляется в существовании парламента, правительства и системы судов. Данная структура государственных органов показывает принцип разделения властей в действии.

  • Одним из конституционных принципов является народовластие. Данное положение содержит в себе несколько особенностей государственного строя России. Во-первых, основным источником власти, согласно данному принципу, является народ РФ. Во-вторых, управление государством народ реализует через выборные органы и своих представителей. С точки зрения демократического строя, народовластие является классическим признаком свободы и равенства.
  • Согласно Конституции, Россия - суверенное государство. То есть её территория неделима, что исключает любые посягательства со стороны иных субъектов международных отношений. Помимо того, суверенитет Российской Федерации обеспечивает действие федеральных законов на всей её территории.
  • Территориальное деление в РФ является федеративным. При этом субъекты государства равны в своих правах и имеют частичную автономию.
  • Конституция России подразумевает светский характер государства. Это значит, что в стране не существует обязательной религии. При этом в статье 14 закреплена свобода религиозных объединений, которые являются равными перед законом.

Представленные принципы составляют 14 главу действующей Конституции Российской Федерации. Они играют одну из ключевых ролей в процессе построения государства, ведь на основе данных основополагающих норм существуют многие конституционные институты, а именно: президентство, парламентаризм, законность и т.п.

Понятие правосудия

В любом государстве существует правосудие и органы, которые его исполняют. Данная отрасль жизнедеятельности человека основывает одну из ключевых ветвей власти. Отсюда следует, что правосудие должно осуществляться на основе четкого законодательного регламента. Потому что эта деятельность непосредственно касается прав и судеб многих людей. Тот факт, что правосудие - это ветвь власти, обуславливает её конституционно-правовое регулирование. То есть представленное явление регламентируется нормами основного закона.

Принципы осуществления правосудия в РФ

Правосудие в России реализуется через отдельные принципы, закрепленные в основном законе.

  • Исключительно органам судебной ветви власти, которые функционируют в установленном действующем законодательством порядке, разрешено осуществление правосудия. Основой нормативного регулирования этой сферы являются такие НПА, как ФЗ «О судебной системе РФ» и, конечно же, Конституция России.
  • В своей деятельности суды подчиняются исключительно положениям Конституции и федерального законодательства. В данном случае прямо проявляется принцип законности. Следует помнить, что правосудие основывается на гражданском, административном, уголовном и конституционном законодательстве. При этом не допускаются какие-либо отклонения от установленных официальными нормативными актами процедур.
  • Судьи реализуют свою деятельность на основе полной самостоятельности и независимости. Это значит, что никто не может влиять на представителя закона или каким-нибудь образом координировать его действие с целью получения необходимого решения.
  • Правосудие в России осуществляется по принципу равноправия сторон в процессе состязательности. Это значит, что каждый участник имеет право собирать и представлять доказательства, строить свою правовую защиту и взаимодействовать с соответствующими органами для получения необходимых процессу данных. При этом стороны правосудия не могут угнетаться каким-либо образом по расовому, национальному, половому или возрастному признаку.
  • Одним из главных судебных принципов является Это значит, что никто не может быть признан виновным в чем-либо, если его вина не доказана в установленном законом порядке.

Конечно, представленный перечень не отражает абсолютно все принципы осуществления правосудия в России. Однако указанные исходные положения являются наиболее классическими, так как они отображают правосудие, которое должно существовать в современном демократическом государстве.

Заключение

Итак, мы попытались в статье рассмотреть основные конституционные принципы РФ, которые затрагивают разные сферы государственной деятельности. В заключение следует отметить, что основополагающие истоки функционирования нашей страны как нельзя лучше характеризуют её стремление к равноправию и обретению демократии. Однако над механизмами реализации данных принципов на сегодняшний день все еще необходимо работать.

В философской литературе принцип (от лат. principum — начало) определяется, во-первых, как непосредственное обобщение опыта и фактов, результатом которого является основная мысль, идея, служащая для построения теории, и, во-вторых, как закон науки, поскольку в нем выражаются существенные и необходимые отношения действительности.

Сформулированные наукой в той или иной области человеческой деятельности основополагающие идеи выступают как результат активного, творческого отношения человека к окружающей действительности. Однако научными принципами являются не всякие руководящие идеи, хотя бы и признаваемые людьми в данном качестве, а лишь те из них, которые адекватно отражают объективные закономерности, тенденции исторического развития.

Принцип как руководящая идея, отражающая сущностные свойства явлений, одновременно выступает и как требование, определяющее деятельность людей, их поведение.

Правовые принципы (принципы права) выступают в качестве основополагающих идейных начал, руководящих нормативных установлений, требований. Правовые принципы находят не только свое выражение, но и, как правило, закрепление в конституции и текущем законодательстве. Они фактически и юридически приобретают нормативный характер и осуществляют регулятивное воздействие на общественные отношения, на поведение людей.

Конституционный Суд РФ в постановлении от 27 января 1993 г. № 1-П отмечал, что общеправовые принципы обладают высшей степенью нормативной обобщенности, предопределяют содержание конституционных прав человека, отраслевых прав граждан, носят универсальный характер и в связи с этим оказывают регулирующее воздействие на все сферы общественных отношений. Общеобязательность таких принципов состоит как в приоритетности перед иными правовыми установлениями, так и в распространении их действия на все субъекты права.

Общие правовые принципы проявляются в конституционных принципах, которые, в свою очередь, преломляются в отраслевых принципах.

Понятие конституционных принципов

Под конституционными принципами понимаются общие, руководящие начала конституционно-правового регулирования, обладающие высшей степенью нормативной обобщенности, предопределяющие развитие всей системы правового регулирования.

Конституционные принципы вытекают из существа самой конституционно-правовой материи, имеют объективный характер. В этом смысле они выражают в концентрированном виде мировой опыт развития конституционного права, конституционно-правового регулирования. Дух (смысл) конституции, ее философский аспект образуют прежде всего конституционные принципы. Они составляют теоретико-методологический и правовой стержень конституции и иных источников конституционного права. Конституционные принципы скрепляют, цементируют в одно качественно целое систему источников конституционного права, дают ему философско-идеологическое обоснование. Конституционные принципы обусловливают стержневую направленность всего конституционно-правового регулирования в данном обществе и государстве.

Конституционные принципы воздействуют на общественные отношения как непосредственно, так и опосредованно, во взаимодействии с другими конституционными установлениями. Конституционные принципы составляют основу конституционных установлении. Они имеют особое значение в понимании, толковании и реализации иных установлений конституции.

Конституционные принципы в своей индивидуальности имеют только им свойственное содержание, назначение, определенную сферу действия и конкретный круг субъектов, которым он адресован, специфические формы реализации.

Система конституционных принципов

Конституционные принципы находят непосредственное выражение в основах , охватывающих отношения между человеком, гражданским обществом и государством.

К конституционным принципам следует отнести :

  • приоритет ;
  • народовластие (), разделение властей и иные принципы ;
  • равенство перед законом и судом;
  • свободу экономической деятельности;
  • единство экономического пространства;
  • неприкосновенность частной собственности и свободу договора;
  • идеологическое и политическое многообразие;
  • светский характер государства;
  • равноправие субъектов РФ.

Наряду с конституционными принципами, одновременно выступающими в качестве , следует различать конституционные принципы подотраслей и институтов конституционного права (например, принципы конституционного статуса личности, конституционные принципы гражданства, принципы конституционной федерации, принципы судебной власти и т. д.).

Реализация конституционных принципов, как общих, так и специальных, в реальном поведении субъектов общественных отношений ведет к установлению конституционности и конституционного порядка.

Конституционные принципы находятся в связи друг с другом, взаимодействуют между собой. Такое взаимодействие не всегда имеет паритетное начало. Всякий раз конкретные жизненные условия и обстоятельства, борьба противоречивых интересов диктуют решение вопроса о возможном приоритете в реализации того или иного конституционного принципа.

При рассмотрении «чеченского дела» в Конституционном Суде РФ естественным стало признание приоритета конституционного принципа территориальной целостности Российской Федерации, что не означало при этом игнорирование другого конституционного принципа, а именно признания жизни человека, его прав и свобод в качестве высшей ценности.

Конституционный принцип правового государства означает организацию и функционирование публичной (политической) власти, в том числе в ее взаимоотношениях с индивидами, на основе конституции и законов, в соответствии с требованиями права, из которых существенным является признание и гарантирование неотчуждаемых прав и свобод человека и гражданина.

Условиями формирования и функционирования правового государства служат социально ориентированная рыночная экономика и адекватная ей политическая форма — демократия, подлинное народовластие.

Господство права возможно лишь при надлежащей организации самой публичной власти, исключающей ее монополизацию и обеспечивающей соответствие всей ее системы (структуры, полномочий отдельных видов органов, способов формирования, форм деятельности и т. д.) требованиям права. Как показал опыт, наилучшим способом такой организации является разделение государственной власти на законодательную, исполнительную и судебную. Таким образом, конституционный принцип правового государства воплощается в ряде частных принципов, к которым следует отнести: разделение государственной власти; господство права, конституции и законов, взаимная ответственность государства и личности; уважение прав и свобод человека и гражданина; судебная защита лиц и других субъектов общественных отношений от произвола кого бы то ни было; соответствие внутреннего законодательства общепризнанным принципам и нормам международного права.

Уясняя содержание конституционного принципа социального государства (ст. 7 Конституции РФ), необходимо учитывать такие принципы, как равенство всех перед законом и судом, уважение прав и свобод человека и гражданина, свобода экономической деятельности, неприкосновенность частной собственности. Из смысла конституционных установлений следует, что достижение целей социального государства невозможно без осуществления в обществе эффективной экономической деятельности по производству материальных и духовных благ.

Конституционный принцип социального государства означает, что государство должно устранять неоправданные социальные различия. Однако с учетом принципов правового государства, свободы экономической деятельности, неприкосновенности частной собственности при определении меры и объемов перераспределения собственности в целях устранения неоправданных социальных различий недопустимо превращение социального государства в такое, которое берет под свой полный контроль экономическую систему. Таким образом, государству при выработке экономической и социальной политики необходим поиск баланса между различными конституционными принципами, находящимися в определенном соотношении между собой.

Большое значение указанные принципы имеют в процессе законотворческой и исполнительной деятельности органов публичной власти.

Конституционные принципы непосредственно действуют в коллизионных ситуациях, а также в случаях пробелов в конституционно-правовом регулировании. Они помогают законодателю, судьям, иным правоприменителям избрать тот вариант правового решения, который в наибольшей мере соответствует конституционному принципу. Зачастую конституционные принципы служат дополнительным правовым аргументом в принятии решений судебными и иными правоприменительными органами по конкретным делам.

В своей аргументации при разрешении конкретных дел Конституционный Суд РФ часто обращается к таким конституционным принципам, как справедливость, равенство всех перед законом и судом, всеобщность судебной защиты прав и свобод человека и гражданина и другим, в том числе в их взаимодействии и дополнении друг друга.

В качестве примера учета Судом взаимодействия конституционных принципов может служить постановление Конституционного Суда РФ от 22 июля 2002 г. № 14-П по делу о проверке конституционности ряда положений Федерального закона от 8 июля 1999 г. № 144-ФЗ «О реструктуризации кредитных организаций».

Как свидетельствует практика применения данного Закона, отметил Конституционный Суд РФ, общее предпочтение, отдаваемое законодателем интересам граждан-вкладчиков (что является проявлением природы Российской Федерации как социального государства в соответствии с ч. 1 ст. 7 Конституции РФ), принималось во внимание при разработке условий мировых соглашений в процессе реструктуризации кредитных организаций, причем учитывались интересы малоимущих и иных социально незащищенных категорий населения.

Однако, несмотря на ясно выраженное федеральным законодателем намерение создать льготный правовой режим гражданам-вкладчикам, основные законы рыночной экономики и имманентные им правовые принципы регулирования, вытекающие из смысла и духа Конституции РФ, не позволяют установить такой порядок заключения мирового соглашения при реструктуризации кредитной организации, при котором за счет сокращения выплат другим кредиторам граждане-вкладчики получали бы причитающиеся им вклады в полном объеме. Иное противоречило бы закрепленному в ч. 3 ст. 17 Конституции РФ принципу, в соответствии с которым осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц.

Экономические отношения в кредитной сфере могут нормально функционировать, только если принципы их регулирования являются подлинно правовыми, т. е. воплощающими идеи справедливости, свободы, всеобщего и равного для всех субъектов права масштаба. Законы рыночной экономики требуют, чтобы мировое соглашение в процессе реструктуризации представляло собой разумный компромисс между интересами вкладчиков и иных групп кредиторов, банков и их учредителей (участников), а также государства.