Факторы психотерапевтической группы и типы поведения в группе. Социальная психология и поведение человека в группе Особенности поведения людей в группе психология
В социальной психологии выделяют четыре основных типа поведения людей в малой группе.
Обособляющий тип. Хорошо выражена индивидуальная ориентировка. Оптимальное решение задач возможно только в условиях относительного обособления от группы, самостоятельно.
Ведомый тип. Выражена тенденция к конформности, подражательству, добровольному подчинению. Оптимальное решение групповой задачи возможно в контакте с более уверенными и компетентными членами группы.
Лидирующий тип. Индивидуум ориентирован на власть в группе. Оптимальное решение задач возможно при условии подчинения себе других членов группы.
Сотрудничающий тип. Индивидуум постоянно стремится к совместному с другими решению задач и следует за группой в случаях разумных решений.
Знание типов поведения участников группы помогает психологу при распределении ролей, способствует более глубокому пониманию механизмов психологической несовместимости отдельных ее членов.
Совпадение формального и неформального лидера в одном лице упрощает ситуацию, несовпадение делает групповой процесс более сложным.
26. Руководство группой
К. Левин и др. выделяют следующие три стиля руководства группой: авторитарный, демократический и попустительский.
Авторитарный стиль. Все виды поведения клиентов в группе определяются руководителем. Он дает задания, побуждает к действию, критикует или поощряет, разъясняет, руководит дискуссией и т.п. Психолог при этом стиле – самый активный и авторитарный участник работы группы.
Демократический стиль. Деятельность группы определяется коллективным разумом. Психолог направляет деятельность группы через дискуссию, групповое решение, а сам занимает позицию активного партнера.
Попустительский (антиавторитарный) стиль. Психолог полностью устраняется от руководства группой и занимает роль наблюдателя или беспристрастного комментатора. В крайних случаях он только задает наводящие вопросы, но не дает советов и не оценивает ход событий.
Специально проведенные исследования показывают, что оптимальный стиль руководства в психотерапевтической группе – демократический (Рудестам, 1990). Однако известно, что стиль руководства может меняться в зависимости от психологического климата и экстраординарных ситуаций, которые нередко возникают в группе. В таких случаях авторитарное руководство может быть более эффективным, чем позиция невмешательства. Существует определенная закономерность: чем более сплочена группа, тем менее активен и авторитарен руководитель.
Личность руководителя. Определенное влияние на эффективность руководства группой оказывают личные качества психолога.
Славсон (1962) выделяет следующие основные качества, которые, по его мнению, необходимы для лидера: уравновешенность, рассудительность, зрелость, сила Я, высокий порог возникновения тревоги, восприимчивость, интуиция, эмпатия, богатое воображение, решительность, желание помочь людям, терпимость к фрустрации и неопределенности.
Рудестам (1990) специфическими лидерскими качествами считает: энтузиазм, умение убеждать и подчинять себе окружающих, уверенность в себе и ум.
ЦЕЛЕВЫЕ РОЛИ |
1. Инициирование деятельности . Предлагать решения, новые идеи, новые постановки проблем, новые подходы к их решению или новую организацию материала. 2. Поиск информации . Искать разъяснение выдвинутого предложения, дополнительную информацию или факты. 3. Сбор мнений . Просить членов группы выражать своё отношение к обсуждаемым вопросам, прояснять свои ценности или идеи. 4. Предоставление информации . Предоставлять группе факты или убеждения, касающиеся какого-либо предложения, обязательно с его оценкой, а не только сообщать факты. 5. Высказывание мнений . Высказывать мнения или убеждения, касающиеся какого-либо предложения, обязательно с его оценкой, а не только сообщать факты. 6. Проработка . Разъяснять, приводить примеры, развивать мысль, пытаться прогнозировать дальнейшую судьбу предложения, если оно будет принято. 7. Координирование . Разъяснять взаимосвязи между идеями, пытаться суммировать предложения, пытаться интегрировать деятельность различных подгрупп или членов группы. 8. Обобщение . Повторно перечислят предложения после окончания дискуссии. |
ПОДДЕРЖИВАЮЩИЕ РОЛИ |
1. Поощрение. Быть дружелюбным, душевным, отзывчивым по отношению к другим. Хвалить других за их идеи, соглашаться с другими и положительно оценивать их вклад в решение проблемы. 2. Обеспечение участия. Пытаться создать обстановку, в которой каждый член группы может внести предложение. 3. Установление критериев. Устанавливать критерии, которыми должна руководствоваться группа, выбирая содержательные или процедурные моменты или оценивая решение группы. 4. Исполнительность. Следовать решениям группы, вдумчиво относясь к идеям других людей, которые составляют аудиторию во время групповых дискуссий. 5. Выражение чувств группы. Обобщать то, что формируется, как ощущение группы. Описывать реакцию членов группы на идеи и варианты решения проблем. |
Р.Шиндлер описал четыре наиболее часто встречающиеся групповые роли и одну менее часто встречающуюся роль:
1. Альфа – лидер, который импонирует группе, побуждает её к активности, к действиям, составляет программу, направляет, придаёт ей уверенность и решительность.
2. Бета – эксперт, имеющий специальные знания, навыки и способности, которые группе всегда требуются или которые она высоко оценивает. Эксперт анализирует, рассматривает ситуацию с разных сторон; его поведение рационально, самокритично, нейтрально и безучастно.
3. Гамма – преимущественно пассивные и легко приспосабливающиеся члены группы, старающиеся сохранить свою анонимность, большинство из них отождествляется с альфой.
4. Омега – самый «крайний» член группы, который отстаёт от коллектива по причине неспособности, какого-то отличия от остальных или страха.
5. Р – противник, оппозиционер, активно выступающий против лидера.
Исследования М.Белбина свидетельствуют о том, что для получения действительно эффективной группы необходимы восемь ролей. Среди них:
Председатель. Это человек, который осуществляет руководство командой и координирует её действия. Он должен быть дисциплинирован, целеустремлён и уравновешен. Это тот, кто умеет хорошо слушать и говорить, правильно судить о вещах и людях, понимать нужды других людей.
Организатор. Это инициативные, легковозбудимые, мобильные и наиболее влиятельные люди в группе. В отсутствие председателя они обычно берут на себя его роль, хотя и не являются идеальными людьми для этого. Их сила заключается в их стремлении и страстном желании достичь цели, но они могут быть сверхчувствительными, раздражительными и нетерпеливыми. Они необходимы, поскольку побуждают других членов группы к действию.
Мозговой центр – генератор идей. В отличие от организаторов люди, входящие в мозговой центр компании, устремлены в себя, но в интеллектуальном плане оказывают большое влияние на других. Они являются источником оригинальных идей и предложений. При этом могут быть невнимательны к деталям, обижаться на критику, часто бывают молчаливы, по характеру сдержанны.
Контролёр-критик. Обладает скорее аналитическим, чем творческим складом ума. Скрупулёзно анализирует идеи и обладает способностью увидеть слабые места в аргументах. Менее общителен, чем другие, скрывает свои сведения, держится в стороне от команды, но может быть необходим для проверки качества. Надёжен, но может быть бестактным и бесстрастным.
Исследователи резерва новых служащих. Такие люди являются популярными членами команды, экстравертами, они общительны и рискованны, приносят в группу новые контакты, идеи, усовершенствовании. Однако они не являются творческими людьми, не держат бразды правления в своих руках.
Трудоголики. Являются практическими организаторами всей деятельности компании. Превращают идеи в выполнимые задания. Методичны и эффективны в работе, внушают доверие. Они не являются лидерами, но они умелые и исполнительные работники.
Координаторы команды. Такие работники сплачивают всю команду, поддерживая других, выслушивая их, поощряя, вникая во всё, понимая всё и внося во всё чувство гармонии и согласия. Они популярны и приятны, но не стремятся к соперничеству.
Детерминатор-разрушитель. Он проверяет детали, заботится о графиках, досаждает другим необходимостью что-то безотлагательно сделать. Его упорная систематическая работа очень важна, но не всегда популярна.
Слишком большое количество сотрудников в одной роли означает нарушение баланса, а когда число ролей слишком мало, не будут выполняться задания. В маленькой команде, следовательно, одному человеку придётся выполнять более одной роли. Полный набор ролей важен, когда происходят быстрые изменения в трудовых ресурсах, технологии, продукции или на рынке. Более стабильные группы могут обойтись и без полного комплекта ролей. В группах могут встречаться и многие другие роли, которые не всегда сводимы к этим основным.
Выявить структуру группы можно с помощью социометрии.
Сплочённость группы
Это мера взаимного тяготения членов группы друг к другу и к группе. Сплочённость выражается в стремлении остаться в группе, в стремлении к сотрудничеству при решении общих задач и к сохранению группы. В целом, чем лучше группа отвечает потребностям людей в эмоциональных межличностных связях, тем она сплочённее. Чем сплочённее группа, тем жёстче групповой контроль над взглядами и поступками её членов. В сплочённой группе создаётся атмосфера внимательного отношения и взаимной поддержки. Сплочённость порождает эмоциональную привязанность членов группы и лояльное отношение к общим задачам, обеспечивает группе стабильность. Высокосплочённая группа хорошо работает и способна повысить эффективность всей организации. Однако в случае расхождения целей группы и целей организации высокая степень сплочённости может отрицательно сказаться на производительности труда всей организации.
Отрицательной стороной чрезмерной сплочённости группы может быть и нежелание её членов мыслить критически и принимать серьёзные решения вследствие развития процесса группового единомыслия. Эта тенденция возникает из-за склонности членов группы быстро сходиться во мнениях, не считаясь с возможностью ошибки.
Для увеличения положительного эффекта сплочённости руководитель организации может периодически проводить собрания, разъясняя цели группы и их взаимосвязь с целями организации, создавая такие условия, когда каждый член группы может видеть свой вклад в достижение этих целей. Сплочённости также содействует: удовлетворение личных потребностей членов группы в группе или при помощи группы; согласованность целей всей группы с индивидуальными потребностями и целями; взаимная зависимость при работе над конкретными задачами; выгоды, вытекающие из членства в группе; симпатии между членами группы; мотивированность членов группы; дружеская, располагающая атмосфера; соперничество с другой группой или группами; вражда, неприязнь и отрицательное отношение общества (замкнутость сект и фракций); престиж группы.
Групповое напряжение
В результате взаимодействия членов группы, различающихся по взглядам, моделям повеления, планам и потребностям, в группе возникает напряжение. Оно может выражаться в агрессивности, раздражении, неприятии, страхе, отчуждении, а в некоторых случаях – привести к открытому конфликту.
Однако напряжение в группе играет и позитивную роль как фактор, побуждающий членов группы к активности, изменениям. Для эффективной групповой деятельности необходимо динамическое равновесие между сплочённостью и напряжением.
Фазы развития группы
Выделяют следующие стадии развития группы: стадия формирования, стадия психологической напряжённости, стадия нормализации, стадия деятельности.
1.Стадия формирования. Когда группа формируется, ее члены осторожно исследуют границы приемлемого поведения в группе. Это – стадия перехода индивида от состояния независимого лица к статусу члена группы. Члены группы испытывают такие чувства как волнение, нетерпение, оптимизм, подозрение, опасение и беспокойство относительно будущей работы и способов взаимодействия с другими членами группы. Они делают первоначальные, пробные шаги приспособления к группе, пытаются определить задачу и решить, как она будет выполнена, пытаются определить, как вести себя в группе и как следует иметь дело с проблемами группы; решают, какая информация нужна и как она должна быть собрана.
Скрыто или открыто члены группы ищут руководителя, ждут объяснений цели, планов, жаждут деятельности, они заняты обсуждением второстепенных или общеизвестных вещей, абстрактных концепций и проблем, признаков или вопросов, не имеющих отношение к задаче. Идет «светский разговор», фасадное общение, отказ от личностного самовыражения.
2.Стадия психологической напряженности – стадия бурления. Вероятно, наиболее трудная стадия для команды. Это похоже на то, как будто члены группы сделали прыжок в воду и, думая, что они тонут, начинают метаться. Они понимают, что задача более трудная, чем они предполагали, и становятся вспыльчивыми, обидчивыми, обвиняющими или чрезмерно фанатичными. На стадии шторминга для членов группы характерно:
· сопротивление выполнению задачи и новым подходам к совершенствованию качества (отличным от тех, которые каждый индивидуальный член находит удобным для использования);
· резкие колебания отношения к членам команды и к успеху проекта;
· продолжение обсуждения проблем среди членов группы, даже когда они договариваются о конкретном результате;
· оборонительность и соревновательность; разбивка на фракции и выбор союзников; борьба за лидерство;
· установление нереалистических целей;
· восприятие «иерархии»;
· отсутствие единства, повышенная напряженность и ревность.
Многие члены команды испытывают чувство давления и напряжения, но постепенно они начинают понимать друг друга.
3.Стадия нормализации. Во время этой стадии члены группы определяют уровень лояльности и распределяют обязанности. Они принимают группу, её основные правила, или нормы», роли в группе и индивидуальные особенности членов группы. Эмоциональный конфликт снижен, первоначально конкурентные отношения замещаются на более сотрудничающие. Другими словами, поскольку члены команды понимают, что они не собираются тонуть, они прекращают метаться и начинают помогать друг другу находиться на плаву.
Стадия нормализации характеризуется следующими факторами:
· принятие членства в группе;
· появление новой способности – конструктивного выражения критики;
· взаимопомощь и направленность на выполнение работы;
· попытка достичь гармонии, избегая конфликта;
· более дружелюбное, доверительное отношение друг к другу, люди делятся личными проблемами;
· ощущение принадлежности к группе, совместимости, общего духа и общих целей;
· установление и поддержание основных правил и «норм» группы.
Поскольку члены команды начинают учитывать свои различия, у них теперь имеется больше времени и энергии на проект общее дело. Таким образом они способны к существенному продвижению вперед.
4.Стадия деятельности. На этой стадии группа начинает эффективно выполнять поставленные задачи. Члены группы уладили свои отношения и сформулировали ожидания, выявили и приняли сильные и слабые стороны друг друга, узнали, каковы их роли. Теперь они начинают работать – проводить диагностику и решать проблемы, осуществлять необходимые изменения.
Эта стадия деятельности характеризуется следующими данными:
· члены группы понимают личностные и групповые процессы, сильные и слабые стороны друг друга;
· конструктивное самоизменение;
· удовлетворение продвижением группы;
· работа с проблемами; способность предвидеть и предотвращать проблемы;
· группа важна для её членов;
· члены группы близко воспринимают все её проблемы.
Теперь группа действительно становится эффективной единицей организации и начинает производительно работать.
Продолжительность и интенсивность этих стадий изменяется от группы к группе. Иногда четвёртая стадия достигается за одну ил две встречи, иногда на это могут потребоваться месяцы и годы.
Роли,связанные с групповой задачей | Роли, связанные с групповой поддержкой |
Инициирующий Предлагает новые идеи, способы преодоления трудностей и решения задач. Изменяет точку зрения на проблемы и цели группы Разрабатывающий Разрабатывает и развивает идеи и предложения, выдвинутые другими участниками Координирующий Объединяет идеи, предложения и пытается координировать действия членов группы Ориентирующий Направляет группу к ее целям, оценивая происходящее и выявляя отклонения от повестки дня | Поощряющий Поощряет и поддерживает участие других. Демонстрирует понимание чужих идей и мнений Гармонизирующий Выступает посредником между участниками при расхождении мнений и наличии разных точек зрения. Снижает напряженность во время конфликтов Идущий на компромисс Поступается в чем-то своим мнением, согласуя его с мнением других для утверждения групповой гармонии Охраняющий и выполняющий Поддерживает, поощряет других, облегчая им участие и регулируя ход общения |
Оценивающий - критикующий Критически оценивает предложения участников, сравнивая их с существующими стандартами выполнения задачи Побуждающий к действию Подталкивает и побуждает группу к действиям, к принятию решений | Устанавливающий стандарты Применяет в группе стандарты для оценки качества группового процесса Пассивно следующий Пассивно следует за группой, выступает слушателем в групповых дискуссиях и при принятии решений |
Созданию благоприятных условий для работы группы способствуют положительная эмоциональная атмосфера, снижающая психологическую напряженность, рефлексия, а также овладение основными правилами поведения во время занятий. К основным правилам работы группы относятся:
1) активность, предполагающая включение всех участников в работу группы, проявление интеллектуальной, эмоциональной, двигательной активности;
2) общение по принципу «здесь и теперь», предполагающее обращение к настоящему, тому, что волнует участников именно сейчас, обсуждение того, что происходит в группе;
3) выявление положительных качеств личности каждого участника;
4) искренность и доверительность в общении;
5) недопустимость непосредственных оценок человека (оцениваются не качества участников, а только их действия);
6) конфиденциальность всего происходящего в группе.
Остановимся на процедурных аспектах тренинговых групп. Оптимальная численность группы, как указывают исследователи тренинга, составляет 10-12 человек, которые включаются в занятие исходя из принципа добровольности, т. е. свободного выбора данного вида обучения. Оправдывает себя практика соединения в одной группе людей разного пола, возраста, образования, степени знакомства. Группа участников, работающих в одном учреждении или организации, тоже может быть создана, но она более трудна для работы. Цикл тренинговых занятий обычно рассчитан на 30-50 ч., средняя продолжительность каждого занятия - 3 ч. В отдельных случаях проводятся занятия-марафоны, продолжительность одного занятия при этом составляет 8-12 ч.
Технологии проведения тренингов широко описаны в литературе. В самом общем виде личностно ориентированные тренинги проводятся следующим образом:
Тренинг ведут два педагога-психолога; в самом начале занятия они презентуют друг друга;
Осуществляется введение в проблематику тренинга, обеспечение открытости и доверительного отношения участников друг к другу;
Формируется готовность к взаимному сотрудничеству, мотивация достижения задач тренинга;
Осуществляется освоение психотехник нового профессионального поведения и развития социально и профессионально важных умений, качеств и способностей;
Актуализируется профессионально-психологический потенциал специалистов;
Осуществляется коррекция профессионально-психологического потенциала личности специалиста.
При проведении тренинговых занятий от ведущих педагогов-психологов требуется соблюдение этических правил и кодекса практического психолога.
Ведущему отводится важная роль во всех видах психотехнологий. Он выступает в большей степени в роли фасилитатора - человека, облегчающего проявление инициативы и личностное взаимодействие участников, оказывающего психологическую под держку, а не оценивающего. Ведущий сам выступает в качестве модели самораскрывающейся личности, рассказывая о себе откровенно, как остальные участники. Проявляя внимание и заботу, он создает в группе обстановку принятия и эмпатического взаимопонимания.
Реализация личностно ориентированного общения обусловливает применение технологий педагогической фасилитации 1 , максимально учитывающих психологические особенности всех сторон межличностного общения. Основными принципами отбора таких технологий являются:
Обеспечение сотрудничества всех объектов образования;
Построение общения на паритетных началах;
Признание за каждым участником права на собственную позицию и мнение;
Признание каждого субъекта общения уникальной личностью;
Открытое проявление собственных чувств и эмоциональных переживаний;
Фасилитационная организация пространства общения 2 .
Приведем технологические приемы тренинговых занятий, адекватные этим принципам.
Педагог реагирует не на поверхностные эмоциональные реакции обучаемых, а на их скрытые чувства, помогая тем самым осознать, почему обучаемые испытывают такие чувства и переживания. Педагогическая эмпатия включает следующие уровни:
Рациональный (понимание эмоционального состояния);
Эмоциональный (сопереживание состоянию обучаемого);
Действенный (оказание реальной помощи в преодолении отрицательных эмоций);
Опережающий (прогнозирование возможных эмоциональных состояний).
Эффективным фасилитационным приемом является самопрезентация педагога, самораскрытие им своего жизненного и педагогического опыта. Использование этого приема способствует принятию членами тренинговой группы личности педагога и тем самым позволяет снять психологические барьеры отчужденности между всеми субъектами личностно ориентированного педагогического общения.
К. Роджерс выделил три уровня гуманизации любых межличностных отношений, обеспечивающих конструктивные личностные изменения: 1) безоценочное позитивное принятие другого человека; 2) активное эмпатийное слушание; 3) конгруэнтное (адекватное, подлинное, искреннее) самовыражение в общении. Последователи К. Роджерса подчеркивают, что обучение должно стать средством личностного роста обучаемых и педагогов.
Результатами личностно ориентированных профессиональных тренингов и критериями их эффективности являются:
Повышение аутопсихологической, психологической и профессиональной компетентности;
Переход специалистов на новый уровень профессионализма;
Развитие готовности к самоизменению, саморазвитию и самореализации в области профессиональной деятельности;
Создание оптимистической профессиональной перспективы и овладение приемами (технологиями) профессионального самосохранения;
Преодоление деструктивных профессиональных изменений и предупреждение потери смысла профессиональной жизни.
Проведение личностно ориентированного профессионального тренинга требует соблюдения ряда этических правил, а от участников - бдительного и осторожного отношения к тренингу с четким осознанием того, какого рода воздействия на них будут оказаны, к каким последствиям это может привести. С этой точки зрения важно, чтобы при проведении профессионального тренинга были точно оговорены его цели и задачи, т. е. определено, на совершенствование каких именно профессиональных качеств специалиста он направлен.
Рассмотрим основные этические противоречия,
1 возникающие при проведении тренингов, которые могут стать источниками ценностно-нравственных проблем:
Между интересами общества, организации, предприятия и специалиста, которые не всегда могут
совпадать;
Между правом специалиста на профессиональный рост, карьеру и невозможностью реализовать эту потребность по результатам тренинга;
Между высокими целями и задачами тренинга и прагматизмом участников, стремящихся получить конкретные рекомендации и четкие предписания.
Понятие группы трактуется по-разному.
Одни исследователи выделяют условные группы, т.е. считают группу условным объединением, необходимым для анализа и статистического учёта.
Другие считают группу реальным образованием, где имеет место единица деятельности, определённость условий, обстоятельность признаков.
Классификация групп может быть различна.
Малая группа – это 2 или более лиц (не более 30), взаимодействующие между собой так, что каждое лицо оказывает влияние на других и находится под влиянием других лиц.
Основные характеристики группы:
1. состав, т.е. набор характеристик по полу, возрасту, проф. Принадлежности.
2. структура, которая определяется целями исследования, условиями.
3. групповые процессы, т.е. роли, статус, процессы коммуникации, интеракции, процессы сплочения, группообразования, формирование, давление, лидерство, организация совместной деятельности, принятие решений группой.
4. групповые нормы – это элементы групповой культуры, правила должного поведения.
Состав группы, нормы и процессы определяют потенциал группы, который проявляется в совместной деятельности.
Деятельность считается совместной если:
1. у работников единая цель, общая мотивация, общие конечные результаты.
2. если деятельность разделена на функционально связанные составляющие, которые распределены между участниками.
3. имеет место объединение индивидуальных видов деятельности и согласованное их выполнение т. е. наличие управления и самоуправления.
4. пространственно – временное единство выполнения разными участками распределённых между ними составляющих деятельности.
Формы совместной деятельности:
1. совместно — индивидуальная деятельность (бригада станочников);
2. совместно – последовательная деятельность (конвейер);
3. совместно – взаимодействующая (строительная бригада);
4. совместно – творческая.
В функциональных подразделениях организации отечественные исследователи выделяют три уровня взаимосвязанности работ:
1. параллельно – индивидуальная;
2. кооперативно – индивидуальная;
3. кооперативно сетевая – деятельность одних невозможна без одновременной или предшествующей деятельности других.
Задача менеджера формировать деловые связи. Совместная деятельность более успешной становится в условиях интеграции, которая достигается когда усилия и действия каждого участника подчиняются нормам и задачам группы как целого. Именно в ходе интеграции происходит объединение разрозненных действий в коллективную деятельность – сотрудничество.
Внутренним механизмом сотрудничества является кооперация, которая предполагает объединение усилий членов группы и специализацию, координацию действий.
Специализация меняется по мере того, как участники начинают пробовать себя в разных ролях.
Координация действий возможна только в условиях согласования и упорядочивания действий сотрудников. В группе так же могут отслеживаться коллективистские или индивидуальные отношения. Лидерство может быть официальным и неофициальным.
При индивидуальном труде часто проявляется замкнутость и отчуждённость.
Именно в групповой работе руководителю проще стать лидером, если его поведение соответствует принятым в группе нормам, и он «погружается» в работу группы.
При индивидуальной работе руководитель становится лишь связующим звеном, осуществляя распределение, планирование и контроль работ.
В малой группе важно чтобы лидер своими качествами компенсировал качества своих сотрудников.
В этом случае ему доверяют подчиненные, а он оправдывает их ожидания. Это состояние называется эффектов взаимного – компенсаторного сотрудничества.
В исследованиях выявлена следующая закономерность:
— чем ниже группа по уровню своего развития, тем меньше требований предъявляет к лидеру, самоуверенность, жёсткость, агрессивность со стороны лидера, что является справедливым.
— чем выше группа по уровню своего развития тем набор качеств у лидера должен быть оптимальнее.
Факторы группового поведения:
2 открытия:
Соревнования
— хатторнские эксперименты
В ходе исследований выявлены тенденции к увеличению производительности труда в условиях совместной деятельности на 35-40% по сравнению с индивидуальным трудом, и на 10% в условиях соревнования.
В хатторнских экспериментах так же показано, что производительность труда зависит от групповых норм в условиях межличностных отношений.
В последующих исследованиях выявлена закономерность: групповая норма может возрастать в несколько раз, если результаты работы каждого влияют на успех остальных и зависят от их общего успеха.
Развитие групповых моделей поведения определяют следующие факторы:
1. профессиональной сработанности, которая формируется совместной работой и проявляется том, что тем группам где она имеется присуща взаимозаменяемость, взаимодополняемость, взаимоответственность.
Этот фактор дополняется удовлетворённостью работников своим трудом, который в свою очередь может компенсировать некоторые ограничения, издержки, связанные с личностными особенностями человека, и с недостатками в условиях труда и в организации.
2. межличностная совместимость, которая предполагает увязку профессиональных интересов в групповом поле деятельности. Она предполагает психологическую готовность к сотрудничеству.
3. морально – психологическая сплочённость, при которой формируются нормы взаимопомощи и взаимоподдержки на основе общности представлений о себе.
Факторы профессиональной сработанности и морально – психологической сплочённости составляют ядро группы.
Рисунок 19 — Модели группового поведения (методология Ю.Д. Красовского)
Проф. срабатываемость
межличностная совместимость морально – психологическая
сплочённость
Проф. согласованность
Характерно сегодня
Что может быть
Сильная группа имеет оба эти фактора, которые смещены пропорционально, а это и есть показатель высшего профессионального развития группы во главе с лидером.
Если один из факторов под влиянием лидера будет актуализирован, то это уже менее развитая группа, деловые отношения уже не будут главными, т.е. неизбежны конфликты и люди не будут заняты делом.
В менее развитых группах руководитель не всегда лидер, что сказывается на результативности труда группы.
Успешность или неуспешность труда группы характеризуют целеустремлённость идемократичность, продуктивность и удовлетворённость результатами труда.
Так же есть и ситуативные переменные: груповой уровегь притязаний, взаимодействия с другими профессиональными группами, лидерские позиции, групповые нормы, и т.д.
2. Формирование сплочённой группы.
Картрайт выдвинул модель сплочённости как результат мотивации группового членства, то есть это результат мотивов побуждающих членов группы к сохранению членства в данной конкретной группе, т.е. совместимость потребностей и ценностей.
Этот результат ни что иное как побудительное свойство группы отражённое в её целях, программых, способах действий, пристиже.
Сплочённость, по его мнению – это ожидание или субъективная вероятность того, что членство будет иметь положительные последствия.
Четвёртая составляющая сплочённости, по его мнению, — это некая средняя субъективная оценка последствий пребывания человека в разных группах.
Свойства группы:
— привлекательнрость членов группы;
— сходство между членами группы;
— особенности групповых целей;
— своеобразие взаимосвязей членов группы;
— удовлетаорённость груповой деятельностью;
— характер руководства;
— принятие решений;
— величина группы;
Групповая атмосфера.
Дополняя модель Картрайта, другие исследователи вводят понятие межгруппового конфликта. Именно в таком конфликте члены группы воспринимают свою группу как единое целое.
С точки зрения Картрайта групповая сплочённость имеет не только причины, но и последствия:
1. сохранение групового членства
2. усиление влияния на своихчленов
3. возрастание участия членов группы
4. рост индивидуальной адаптации в группе
5. снижение тревожности
6. продуктивность.
А. В. Петровский: высший уровень развития группы – это коллектив который характеризуется сплочённостью.
Трудовой коллектив – одно из центральных понятий – социальная организация для которой характерна совместная значимая деятельность. Единство целей группы, единство ценностных ориентаций, руководство дисциплина – при этом создаются условия нормальной работы.
Классификация коллективов:
— формальные;
— неформальные;
— первичные – это коллективы в масштабе отдела, службы, участка, которые объединяются на основе отделного технологического процесса;
— вторичные – в масштабе цеха, которые объединяются на основе большого объёма технологических функций.
Процесс формирования коллектива проходит несколько стадий, на что должен обратить внимание руководитель.
Сплочённость характеризуется следующими факторами:
— время проведённое вмести;
— преодоление трудностей вступая в группу;
— размер группы и её состав;
— внешние условия;
— прежние успехи или неудачи.
«Выращивание», мотивирование и сплочение группы:
— группообразование;
— организация позиционной динамики;
— сотрудничество;
— продуктивный конфликт.
В реальной жизни все эти формы могут смешиваться, заменяться другими видами деятельности. Например, выращивание группы связано со знакомством, которое может произойти не сразу, а только через несколько часов совместной работы. Группообразование имеет решающее значение, т.к. в этом процессе закладываются основы специализации действий. Именно здесь намечается координация и интеграция усилий, т.е. это процесс ходе которого определяется, станут ли отдельные участники коллективным субъектом, возникает ли синергетический эффект.
Группообразование – это процедура, которая предполагает поддержку естественно протекающих знакомств и сближение участников.
Если группа превратится в коллектив, то быстро наверстает упущенное.
Организация позиционной динамики означает представленные в группе роли, функции, позиции.
1. изменение поведения людей в сторону большей креативности и веры в свои силы.
2. освоение разнообразных ролей.
3. приобретение большей психологической гибкости.
4. способность последовательно осуществлять действия требуемые данной позицией.
Понятие позиция отличается от понятия роль, хотя они близки.
Позиция – это место в структуре деятельности которая определяет особый способ видения восприятия происходящих событий особая направленность действий.
Роль – это ожидаемый образец поведения, принятый в обществе.
Нужно разграничить позицию и личность, особенно в конфликте.
В групповой работе различают три вида позиций: функциональные, ролевые, личностные.
Функциональная позиция соответствует профессиональной должностной принадлежности человека.
Ролевая позиция выделяется в зависимости от места, которая занимает участник группы в содержательной работе.
Известные характеристики ролей:
— эрудит
— аналитик
— диагност: обладает развитым образным мышлением
— генератор идей
— разработчик: незаменим при доработке идей других людей
— имитатор: создаёт видимость в работе
— критик
— интегратор
Сплочение группы имеет спорый характер, не редко сопровождается ролевыми контактами, причинами которых могут быть:
1. противоречия, изначально заложенные в содержание роли;
2. противоречие между человеком и определённой ему ролью в организации;
3. противоречие между ролью и её восприятием, организационным окружением;
4. противоречие между данной ролью и некоторыми другими ролями.
Эти противоречия можно устранить:
1. изменяя содержание и способы осуществления роли (т.е. изменяя свою работу).
2. изменение самого индивида (в сторону самосовершенствования).
3. перестановка людей
Формальный – это положение человека в формальной иерархии распределение влияния на деятельность, т.е. это властные права исполнителей. Он может определяться и средой организации.
Неформальный – передаётся человеку окружающими людьми (зависит от персональных характеристик исполнителя роли). Неформальный может возвысить значение роли и наоборот.
Говоря о личных аспектах, следует обратить внимание на индивидуальность человека.
Индивидуальность складывается из:
1. отличие от других;
2. сходства с другими;
3. непохожести на других.
Каждый имеет общее с другими и непохож на других.
Индивидуальность больше проявляется в длительном промежутке времени, т.к. индивидуальность обладает устойчивостью, хотя может и изменяться (незначительно) под влияние опыта.
Индивидуальность формируется под влиянием 3-х групп факторов:
1. Наследственность и физиологические особенности;
2. факторы окружения (семья, ближайшее окружение, общая культура, общество).
3. черты и особенности характера человека (т.е. индивидуальность оказывает влияние на своё формирование).
Индивидуальность можно описать следующим образом:
— как человек держится по отношению к другим;
— наблюдая чувствительность к другим людям;
— восприятие риска;
— догматизм (черта характера людей с ограниченными взглядами);
— сфера контроля.
Если человек считает, что его поведение зависит от него, то ему присуща внутренняя сфера контроля.
Если человек считает, что его поведение зависит от обстоятельств, то ему присуща внешняя сфера контроля.
В связи с этим различают:
— интерналов (верят в свои силы);
— экстерналов (отрицают личную ответственность).
Предыдущая891011121314151617181920212223Следующая
ПОСМОТРЕТЬ ЕЩЕ:
Типы поведения в группе
В социальной психологии выделяют четыре основных типа поведения людей в малой группе.
Обособляющий тип. Хорошо выражена индивидуальная ориентировка. Оптимальное решение задач возможно только в условиях относительного обособления от группы, самостоятельно.
Ведомый тип. Выражена тенденция к конформности, подражательству, добровольному подчинению. Оптимальное решение групповой задачи возможно в контакте с более уверенными и компетентными членами группы.
Лидирующий тип. Индивидуум ориентирован на власть в группе. Оптимальное решение задач возможно при условии подчинения себе других членов группы.
Сотрудничающий тип. Индивидуум постоянно стремится к совместному с другими решению задач и следует за группой в случаях разумных решений.
Знание типов поведения участников группы помогает психотерапевту при распределении ролей, способствует более глубокому пониманию механизмов психологической несовместимости отдельных ее членов.
Совпадение формального и неформального лидера в одном лице упрощает ситуацию, несовпадение делает групповой процесс более сложным.
Групповой процесс
Понятие групповой процесс (групповая динамика) впервые введено Куртом Левиным в 1936 г. Центральная идея этого понятия состоит в том, что законы поведения индивидуумов в группах следует искать в познании детерминирующих их «социальных и психологических сил».
В дальнейшем это понятие применительно к психокоррекционным группам было разработано Роджерсом, Шут-
цем и др. (см. раздел: «Карл Роджерс и терапия, центрированная на клиенте»).
Кельман (Kelman, 1963) рассматривает групповую психотерапию как «ситуацию социального влияния», а в групповом процессе выделяет три этапа: податливость; идентификацию; присвоение.
По Кельману, члены психотерапевтической группы, во-первых, подвержены влиянию психотерапевта и других участников группы; во-вторых, идентифицируются с психотерапевтом и друг с другом; в-третьих, присваивают себе групповой опыт. Кельман считает, что для достижения терапевтического эффекта мало одной «податливости» нормам и правилам группы - необходимо еще усвоить выученное и овладеть им. Члены группы должны усвоить новые навыки чувствования (податливость), отреагировать их на группе (идентификация) и применить к специфическим ситуациям реальной жизни (присвоение).
Психокоррекционная группа с момента ее создания до завершения лечебного процесса проходит несколько стадий (фаз) своего развития.
Большинство исследователей этого вопроса приходят к выводу о том, что групповой процесс, начинаясь со стадии адаптации, через разрешение внутри-групповых конфликтов (вторая стадия) приходит в конечном итоге к сплоченности и эффективному решению проблем (Tuckman, 1965; Bennis, Shepard, 1974 и др.).
Такая стадийность развития группы вытекает из теории межличностных отношений Шутца (Schutz, 1958). По Шутцу, на ранних этапах развития группы ее участники испытывают стремление к включению в ситуацию. В этой стадии начинает формироваться чувство принадлежности к группе и желание установить адекватные отношения со всеми ее участниками.
Во второй стадии на первый план выступают потребность в контроле ситуации, негативизм. Появляются соперничество и стремление к независимости, желание выделиться, занять лидирующее положение. В третьей стадии начинает доминировать потребность в привязанности, Участники группы устанавливают тесную эмоциональную связь друг с другом. На первый план
выступают сплоченность, чувство открытости, близости, эмпатии.
Кратохвил (Kratochvil, 1978) выделяет четыре фазы группового развития.
Первая фаза (ориентация и зависимость). Происходит адаптация к новым людям и ориентация: «Что это за лечение?» «Что будем делать?» «Как мне это поможет?» Члены группы встревожены, неуверенны, зависимы. Одни замыкаются в себе, другие рассказывают про свои заболевания, но при этом все ждут информации и указаний от психотерапевта.
Вторая фаза (конфликты и протест). Появляется тенденция к самоутверждению, начинается распределение ролей: активные и пассивные, лидирующие и «угнетенные», «любимчики» и «нелюбимчики» и т. п. Возникает недовольство как друг другом, так и психотерапевтом, а в конечном результате - разочарование в самом методе лечения.
Если на первом этапе формирования группы психотерапевт для всех членов группы был кумиром, то теперь он сбрасывается с пьедестала, низводится до уровня «бездельника и шарлатана». Недовольство психотерапевтом еще более усиливается, если он отказывается от лидирующей, авторитарной роли. Эмоционально-стрессовый накал достигает своего апогея:
обсуждения больного превращаются в «товарищеский суд», беседа с психотерапевтом - в конфликт. Если психотерапевт недостаточно опытен, то на этой фазе возможен развал группы.
Третья фаза (развитие и сотрудничество). Снижается эмоциональная напряженность, уменьшаются число и острота конфликтов. Наступает консолидация групповых норм и ценностей. Борьба за лидерство отступает на задний план. Появляется потребность в своей принадлежности к группе, актуальным становится чувство ответственности за общие интересы. Между членами группы зарождаются взаимопонимание, искренность, интимность. Диалоги становятся более откровенными и доверительными. У индивидуума появляется чувство безопасности, уверенность в том, что группа его защитит. Появляется желание открываться, нормализуются отношения с психотерапевтом.
Четвертая фаза (целенаправленная деятельность). Группа становится рабочим коллективом, зрелой социальной системой. Ее члены размышляют, советуются, принимают решения. Налаживается положительная обратная связь, которая не нарушается даже в тех случаях, когда к обсуждению сознательно допускаются отрицательные эмоции и конфликты.
В отечественной психотерапии принято выделять адаптационную, фрустрирующую, конструктивную и реализационную ф а з ы групповой динамики (Слуцкий, Цапкин, 1985 и др.). В принципе, эта динамика ничем не отличается от динамик, описанных Роджерсом, Кратохвилом и др.
Каковы желечебные факторы психотерапевтической группы? По мнению Ялома (Jalom, 1975), их десять.
Сплоченность. Это характеристика степени связанности, единства межличностных отношений в группе. Возрастание сплоченности способствует усилению взаимодействия между членами группы, интенсифицирует процессы социального влияния, повышает удовлетворенность каждого.
Внушение надежды. Вера в успешность группового процесса уже сама по себе имеет терапевтическое воздействие.
Обобщение. Люди склонны считать свои жизненные проблемы и болезни уникальными. В процессе группового развития они начинают осознавать, что и другие имеют подобные же проблемы и болезни. Эта идентификация собственных проблем и переживаний имеет терапевтическое воздействие.
Альтруизм. Поведение, ориентированное на удовлетворение чужих интересов без сознательного учета их выгоды для себя. Поведение, направленное на оказание бескорыстной помощи любому члену группы независимо от того, какое социальное положение он занимает вне группы.
Предоставление информации. Имеются в виду информация и рассуждения, необходимые члену группы для самосознания и самораскрытия.
Множественный перенос. Любые трудности в области общения и социальной адаптации, будучи детермированными событиями настоящего и прошлого, обяза-
тельно проявляются в групповом общении. Эмоциональная привязанность пациента к психотерапевту и к другим участникам группы рассматривается, исследуется и при необходимости подвергается рациональной и реалистической оценке.
Межличностное обучение. Группа служит испытательным полигоном для исследования положительных и отрицательных эмоциональных реакций и апробирования новых видов поведения. Члены группы убеждаются в том, что могут открыто просить о помощи и поддержке других и бескорыстно помогать сами.
Развитие межличностных умений. В группе все ее участники явно или скрыто совершенствуют свое умение общаться. Для развития межличностных умений используются различные методики, в том числе обратная связь и ролевая игра.
Имитирующее поведение. Обучение адекватному поведению посредством наблюдения и имитации поведения других. В начале группового процесса имитируется поведение психотерапевта или других членов группы, получивших его одобрение. Постепенно участники группы начинают экспериментировать, используя множество образцов поведения, предлагаемых в группе для поддержания.
Катарсис. Обсуждение в группе скрытых или подавленных («неприемлемых») потребностей, сосредоточение на таких непроанализированных эмоциях, как чувство вины или враждебности, ведут к самопониманию, самораскрытию и в конечном итоге к облегчению.
Кратохвил (Kratochvil, 1978) приводит иной перечень лечебных факторов психотерапевтической группы:
· участие в работе группы;
· эмоциональная поддержка;
· помощь другим;
· самопроявление;
· отреагирование;
· обратная связь;
· инсайт (понимание ранее не осознанных взаимосвязей);
· коллективный эмоциональный опыт;
· проверка и тренинг новых способов поведения;
· получение новой информации и социальных навыков.
В заключение следует подчеркнуть, что ни один из перечисленных факторов в отдельности не имеет решающего лечебного значения. Терапевтическое воздействие оказывает групповой процесс, вся группа в целом.
Групповая этика
Наиболее важными в этой проблеме являются вопросы, касающиеся этики руководителя группы, психотерапевта, и вопросы внутригрупповой этики.
Обоснованное требование, которое должно предъявляться психотерапевту, - это уровень его профессиональной подготовки. Многие полагают, что групповую психотерапию может проводить любой дипломированный врач или психолог. Это глубокое заблуждение, порожденное незнанием прежде всего механизмов лечебного воздействия групповой психотерапии.
Подготовка компетентных специалистов для групповой психотерапии - дело довольно сложное, трудоемкое и должно включать в себя как минимум три стадии обучения.
Первая стадия - обучение терапевтическим основам и техникам групповой психотерапии; вторая - стажировка в группе, которой руководит опытный специалист, третья - личное участие в групповом процессе.
Теоретические основы и основные формы групповой психотерапии осваиваются при первичной специализации.
Но опыт показывает, что этого бывает недостаточно.
Оптимальным вариантом второго этапа обучения является работа «в паре» с опытным психотерапевтом. Роль лидера всегда играет более подготовленный врач, но иногда полезно в процессе занятий передавать эту роль стажеру, чтобы тот мог взять на себя ответственность за руководство, а главное - «почувствовать» группу. В последующем руководство группой можно временно возложить на стажера, но при условии присутствия, наблюдения и поддержки профессионала.
Очень важно для психотерапевта приобрести личный опыт члена группы. Хорошим полигоном для этого явля-
ется группа тренинга. Руководители в такой Т-группе могут назначаться по очереди, а остальные выполняют роль участников. Участники Т-группы в таких условиях обретают понимание не только того, как чувствует себя руководитель группы, но и того, как чувствуют себя участники, переживающие трудности фрустрации, межличностных отношений, самораскрытия.
На Западе, например в Институте психиатрии и неврологии в Варшаве, разработаны программы 2-летних и 4-летних курсов обучения врачей для групповой психотерапии (Косевска, Чабала, 1990).
Внутригрупповая этика включает в себя круг вопросов, наиболее важными из которых являются:
Согласие или несогласие участвовать в групповом процессе;
Свобода выбора участия в тех или иных действиях группы;
Профилактика психических травм.
Parloff (1970) подчеркивает, что профессиональные руководители групп должны ограничиваться скромной рекламой и открыто говорить о границах своих компетенции и возможностей.
В то же время информация о целях, методах, продолжительности и принципах групповой психотерапии, наоборот, должна быть наиболее полной. Это позволяет пациенту правильно решать вопрос о том, участвовать ему а этом виде лечения или нет.
Второй вопрос касается более интимных механизмов группового процесса. Поэтому каждый участник имеет право не участвовать в тех или иных действиях или ситуациях при работе группы.
Группа и групповое поведение
При этом ни руководитель группы, ни сама группа не должны оказывать на такого участника чрезмерного давления, а тем более понуждать его к искренности и самораскрытию.
Третий вопрос тесно связан со вторым. Имеет значение также продуманный отбор отдельных членов при формировании группы.
И наконец, обязательным для руководителя и всей группы в целом является соблюдение конфиденциальности. Все, что обсуждается в группе, не должно выходить за ее пределы. В противном случае групповой процесс может прерваться.
ГРУППЫ ТРЕНИНГА
Общие положения
История создания групп тренинга тесно связана с именем социолога и психолога Курта Левина. Работая сначала в лаборатории, а затем в «полевых» условиях, Левин пришел к выводу, что люди в группе постоянно воздействуют друг на друга. Он утверждал: «Чтобы выявить свои неадекватные установки и выработать новые формы поведения, люди должны учиться видеть себя такими, какими их видят другие» (Lewin, 1951). Его «теория поля» заложила основы для «групповой динами-ки» и стала краеугольным камнем в создании групповой психотерапии.
Тем не менее первая группа тренинга (Т-группа) возникла случайно. Несколько специалистов в области естественных наук (Лиленд Брадфорд, Рональд Липпитт, Курт Левин) создали в 1946 г. группу из деловых людей и бизнесменов, целью которой было совместное изучение основных социальных законов (например, закон найма на работу) и «проигрывание» различных ситуаций, связанных с их применением. Помимо выработки отпимальных вариантов решений и поведения, связанных с применением законов, эта группа несла в себе первый опыт самораскрытия и самоосознания с помощью получения обратной связи.
Группы быстро приобрели популярность как новый эффективный метод обучения, и уже в следующем году в г. Бетеле (штат Мэн) была создана национальная лаборатория тренинга (НЛТ). Основными задачами Т-групп, или, как их тогда называли, «групп тренинга базовых умений», было обучение ее участников основным законам межличностного общения, умению руководить и принимать правильные решения в трудных ситуациях. Естественно, такие группы на первых порах не были ориентированы на терапию.
Позже Т-группы по своему целевому назначению стали делиться на группы умений (подготовка руководителей, деловых людей), группы межличностных отношений (проблемы семьи, секса) и группы «сенситивности» (группы, ориентированные на рост и самосовершенствование
личности, преодоление нерешительности и т. п.). Тем не менее акцент в Т-группах еще долгое время делался на обучении здоровых людей таким ролевым функциям, как общение с начальством и подчиненными, выработка оптимальных решений в трудных ситуациях, поиск методов улучшения организаторской деятельности и т. п. (Shein, Bennis, 1965).
Родоначальники Т-групп в основе своего, как они считали, обучающего метода видели следующие позитивные начала:
Применение общественных наук (психология, социология) в практической жизни;
Ориентация на демократические (в противовес авторитарным) методы обучения;
Способность в процессе обучения устанавливать отношения взаимопонимания и взаимопомощи» готовность вникнуть в проблемы любого члена группы.
⇐ Предыдущая45464748495051525354Следующая ⇒
Во всей цепи взаимосвязанных действий по управлению персоналом, начиная с приема сотрудника на работу и кончая уходом его из организации, от 50 до 80 % времени менеджеров тратится на групповые виды деятельности. Эффективность работы любого руководителя тесным образом связана с пониманием особенностей групповой работы и со способностью правильно действовать в качестве члена менеджерской группы и управлять собственной рабочей группой. Исследования последних лет пролили свет на некоторые из сил, действующих в группах и влияющих на рабочие показатели.
Большая часть материалов данного раздела взята из разработок М.А.Робера и Ф.Тильмана, а также работ Хэнди, где дается краткий обзор научных изысканий по работе в группах. Причем Хэнди дает систематизированный обзор не по группам вообще, а применительно к менеджерским группам, создаваемым в организациях для решения текущих вопросов деятельности.
Большинство курсов по управлению персоналом излагают руководства относительно повышения эффективности групп. Сюда относятся такие вопросы, как: стиль лидерства; методы, используемые для решения проблем и выработки решений; процессы, которые помогают группе сосредоточить внимание на ее задаче и сгладить конфликты между членами группы. Эти вопросы являются наиболее важными для понимания темы, внесенной в заголовок раздела.
Перед тем как перейти к рассмотрению факторов, влияющих на эффктивность работы менеджерских групп, попробуем перечислить по крайней мере большинство идей, положений, касающихся групп вообще, а не только групп, создаваемых для решения каких-либо проблем в организациях. И чтобы действительно уяснить, о каком сложном феномене идет речь, напомним классический эксперимент М. Шерифа, где было продемонстрировано неосознанное влияние, которое группа может оказывать на индивидуальное восприятие. Он поместил группу в темную комнату и попросил всех сосредоточить взгляд на световом пятне. Затем каждого члена группы по очереди попросили сказать, в каком направлении перемещался свет и на какое расстояние он переместился.
Понятие группы и группового поведения.
Хотя в действительности свет вообще не перемещался, в индивидуальных ответах на этот вопрос было много различий. Однако, когда все по отдельности дали свои ответы, группа очень быстро пришла к согласию относительно направления и величины перемещения света, и было достигнуто групповое решение, хотя оно и отличалось во многих случаях от конкретных мнений, которые люди высказывали до этого.
Поведение отдельных людей может показаться весьма странным, особенно, если нет очевидного объяснения этому поведению, но поведение людей в группах может быть еще более странным. Итак:
Люди живут в группах в состоянии постоянной взаимозависи
мости.
Члены одной группы имеют общие нормы и преследуют общие
цели.
Группы имеют неодинаковые функции. Все они более или ме
нее специализированы. В действительности их специализация зави
сит от потребностей людей.
12-224 353
Индивиды участвуют по многих группах. Группа является есте
ственной и неизбежной частью жизни человека. Существуют посто
янные, временные и случайные группы.
Некоторые группы являются свободными. В них вступают по
желанию. Другие имеют обязательный характер (появившись на свет,
мы не выбираем семью, этническую группу или нацию).
Рабочие группы могут быть формальными и неформальными.
Формальные группы характеризуются организованной структурой.
Социальные отношения здесь носятбезличный характер и осущест
вляются через предварительно определенные роли. Эти роли имеют
тенденцию к формализации в соответствии с нормами, определяе
мыми внешней средой, культурой. В неформальной группе сущест
вуют личные социальные отношения, которые осуществляются в ро
лях, определяемых внутренней средой. Содержание этих ролей -
результат взаимодействия внутри группы.
Всегда трудно воздействовать на нормы группы. Это легче де
лать изнутри и очень трудно выполнять извне, если только человек,
который осуществляет это воздействие извне, не обладает доверием
и уважением группы.
Все группы оказывают давление на своих членов, чтобы заста
вить их соответствовать нормам группы (нормы поведения, речь,
производительность, отношение к руководству, производству, сверх
урочной работе и т.п.).
Группы в целом порождают меньше идей, чем отдельные чле
ны группы, однако группадаетлучшие идеи: с лучшей проработкой,
со всесторонней оценкой, с большей степенью ответственности за
них.
Группы (как это ни странно) принимают более рискованные
решения, чем отдельные члены группы. По всей вероятности, раз
вивается определенный тип «группового мышления», при котором
группа ощущает себя неуязвимой. Эта тенденция стала известна как
явление смещения риска.
Конфликт между группами и внутри группы - вполне естест
венное явление (мы и они, те, кто в группе и вне группы). Могут
быть: личные конфликты, межличностные, конфликты принадлеж
ности, межгрупповые, социальные. Последствия конфликтов - об
разование подгрупп, удаление инакомыслящих членов, выбор «коз
ла отпущения», организационные изменения в группе, появление
или смена руководителя, распад группы.
Понимание групп (и сил, которые формируют их и оказывают влияние) очень важно для налаживания эффективного управления.
7.3.1. Общие цели группы
Известно, что поведение личности - это реакция, направленная на изменение ситуации с целью удовлетворения своих потребностей. Целью поведения является изменение ситуации. Когда цель не достигнута и ситуацию изменить не удается, наступает новое состояние, которое приводит к ноным действиям. Теперь возьмем случай, когда два человека ведут себя в присутствии друг друга таким образом, что их цели взаимно достигаются. Например, у изобретателя есть идея, но нет денег. Другой человек располагает средствами, но у него нет никакой идеи. Следует отметить, что их потребности, мотивации и цели могут быть совершенно различными. Но на уровне их поведения существует взаимозависимость. Их встреча уменьшает напряжение. Это удачный день для обоих!
Или - группа друзей: удовлетворение от взаимодействия, удовлетворение от общения, в то время как мотивации и личные цели могут быть разными.
Таким образом, взаимозависимость и взаимодействие являются отправной точкой групповой динамики. Этот процесс объясняет:
принадлежность личности к группе, привлекательность группы и членство в группе;
образование неформальных групп;
появление ролей в группе (некоторые личности больше, чем другие, отвечают потребностям группы и способствуют улучшению ситуации в группе. Так происходит, например, когда в группе есть весельчак, душа команды, носитель идей и т.д.).
Таким образом, можно сказать, что группа- это совокупность людей, возникающая в результате их взаимодействия. Они взаимно уменьшают напряжение каждого и позволяют каждому достигнуть его собственных целей. Но этого недостаточно, чтобы добиваться эффективности работы формальных групп, создаваемых на предприятии для решения определенных задач.
Возможно, более полезным окажется следующее определение: группа - это любая совокупность людей, которые воспринимают себя как группу с некоторой общей целью.
Что же такое «общая цель»?
Отметим вначале, что групповые цели, как и цели каждого индивида, не обязательно ясны и осознаны.
Кроме того, подчеркнем, что общие цели не являются чисто формальными целями, навязанными организацией ее членам. Здесь мы пытаемся объяснитьтотфакт, что
члены группы действительно преследуют общие цели независимо от того, предлагаются они организацией или нет. И третье - сходство личных целей еще недостаточно, чтобы дать группе общую цель.
Например, три молодых человека хотят жениться на одной и той же девушке. Их цели сходны, даже одинаковы. Но это не общая цель. Это не цель группы.
⇐ Предыдущая26272829303132333435Следующая ⇒
Взаимодействие человека и группы всегда носит двусторонний характер. Человек своим трудом, своими действиями способствует решению групповых задач, но и группа оказывает большое влияние на человека, помогая ему удовлетворять его потребности безопасности, любви, уважения, самовыражения, нормирования личности, устранения беспокойств и т.п. Отмечено, что в группах с хорошими взаимоотношениями, с активной внутригрупповой жизнью люди имеют лучшее здоровье и лучшую мораль, они лучше защищены от внешних воздействии и работают эффективнее, чем люди, находящиеся в изолированном состоянии, либо же в вольных группах, пораженных неразрешимыми конфликтами и нестабильностью.
Группа защищает индивида, поддерживает его и обучает как умению выполнять задачи, так и нормам и правилам поведения в группе.
Но группа не только помогает человеку выживать и совершенствовать свои профессиональные качества, она меняет его поведение, делая человека зачастую существенно отличным от того, каким он был, когда находился вне группы. Эти воздействия группы на человека имеют много проявлений. укажем на некоторые существенные изменения в поведении человека, происходящие под влиянием группы:
· под общественным влиянием происходят изменения таких характеристик человека, как восприятие, мотивация, сфера внимания, система оценок и т.д. Человек расширяет сферу своего внимания за счет усиления внимания к интересам других членов группы. Его жизнь оказывается в зависимости от действий его коллег и это существенно меняет его взгляд на себя, на свое место в окружении и на окружающих;
· в группе человек получает определенный относительный «вес». Группа не только распределяет задания и роли, но и определяет относительную позицию каждого. Члены группы могут делать совершенно одинаковую работу, но иметь при этом разный вес в группе, и это будет дополнительной существенной характеристикой для индивида, которой он не обладал и не мог обладать, находясь вне группы, для многих членов группы эта характеристика может быть не менее важной, чем их формальная позиция;
· группа помогает индивиду обрести новое видение своего «я». Человек начинает идентифицировать себя с группой, и это приводит к существенным изменениям в его мировосприятии, в понимании своего места в мире и своего предназначения.
· находясь в группе, участвуя в обсуждениях и выработке решении, человек может выдать также предложения и идеи, которые он никогда не выдал бы, если бы не осмысливал проблему в одиночку;
Эффект воздействия на человека мозговой атаки существенно повышает творческий потенциал человека.
· в группе человек гораздо в большей мере склонен принимать риск, чем в ситуации, когда он действует один, в ряде случаев эта особенность изменения поведения человека, является источником более действенного и активного поведения людей в групповом окружении, чем если бы они действовали в одиночку, неверно думать, что группа меняет человека так, как ей захочется. Часто многим воздействиям со стороны группы человек долго сопротивляется, многие воздействия он воспринимает только частично, некоторые он отрицает полностью.
Ничего непонятно?
Процессы адаптации человека к группе и подстройки группы к человеку являются неоднозначными, сложными и зачастую достаточно длительными.
Входя в группу, вступая во взаимодействие с групповым окружением, человек не только изменяется сам, но оказывает воздействие на группу, на других ее членов. Находясь во взаимодействии с группой, человек пытается различными способами воздействовать на нее, вносить изменения в ее функционирование с тем. чтобы это было приемлемо для него, удобно ему и позволяло ему справляться со своими обязанностями. Естественно, и форма воздействия, и степень влияния человека на группу существенно зависят как от его личностных характеристик, его возможностей оказывать влияние, так и от характеристик группы. Человек обычно выражает свое отношение к группе с позиции того, что он считает, при этом его рассуждения всегда находятся в зависимости от той позиции, которую он занимает в группе, от выполняемой им роли, от возложенного на него задания и соответственно от того, какие цели и интересы он преследует сам лично.
⇐ Предыдущая57585960616263646566Следующая ⇒
Дата публикования: 2014-10-25; Прочитано: 1244 | Нарушение авторского права страницы
Studopedia.org — Студопедия.Орг — 2014-2018 год.(0.002 с)…
Во всей цепи взаимосвязанных действий по управлению персоналом, начиная с приема сотрудника на работу и кончая уходом его из организации, от 50 до 80 % времени менеджеров тратится на групповые виды деятельности. Эффективность работы любого руководителя тесным образом связана с пониманием особенностей групповой работы и со способностью правильно действовать в качестве члена менеджерской группы и управлять собственной рабочей группой. Исследования последних лет пролили свет на некоторые из сил, действующих в группах и влияющих на рабочие показатели.
Большинство курсов по управлению персоналом излагают руководства относительно повышения эффективности групп. Сюда относятся такие вопросы, как: стиль лидерства; методы, используемые для решения проблем и выработки решений; процессы, которые помогают группе сосредоточить внимание на ее задаче и сгладить конфликты между членами группы. Эти вопросы являются наиболее важными для понимания темы, внесенной в заголовок раздела.
Перед тем как перейти к рассмотрению факторов, влияющих на эффективность работы менеджерских групп, попробуем перечислить по крайней мере большинство идей, положений, касающихся групп вообще, а не только групп, создаваемых для решения каких-либо проблем в организациях. И чтобы действительно уяснить, о каком сложном феномене идет речь, напомним классический эксперимент М. Шерифа, где было продемонстрировано неосознанное влияние, которое группа может оказывать на индивидуальное восприятие. Он поместил группу в темную комнату и попросил всех сосредоточить взгляд на световом пятне. Затем каждого члена группы по очереди попросили сказать, в каком направлении перемещался свет и на какое расстояние он переместился. Хотя в действительности свет вообще не перемещался, в индивидуальных ответах на этот вопрос было много различий. Однако, когда все по отдельности дали свои ответы, группа очень быстро пришла к согласию относительно направления и величины перемещения света, и было достигнуто групповое решение, хотя оно и отличалось во многих случаях от конкретных мнений, которые люди высказывали до этого.
Поведение отдельных людей может показаться весьма странным, особенно, если нет очевидного объяснения этому поведению, но поведение людей в группах может быть еще более странным. Итак:
1. Люди живут в группах в состоянии постоянной в заимозависимости.
2. Члены одной группы имеют общие нормы и преследуют общие
цели.
3. Группы имеют неодинаковые функции. Все они более или менее специализированы. В действительности их специализация зависит от потребностей людей.
4. Индивиды участвуют по многих группах. Группа является естественной и неизбежной частью жизни человека. Существуют постоянные, временные и случайные группы.
5. Некоторые группы являются свободными. В них вступают по
желанию. Другие имеют обязательный характер (появившись на свет,
мы не выбираем семью, этническую группу или нацию).
6. Рабочие группы могут быть формальными и неформальными.
Формальные группы характеризуются организованной структурой.
Социальные отношения здесь носят безличный характер и осуществляются через предварительно определенные роли. Эти роли имеют
тенденцию к формализации в соответствии с нормами, определяемыми внешней средой, культурой. В неформальной группе существуют личные социальные отношения, которые осуществляются в ролях, определяемых внутренней средой. Содержание этих ролей -
результат взаимодействия внутри группы.
Всегда трудно воздействовать на нормы группы. Это легче делать изнутри и очень трудно выполнять извне, если только человек,
который осуществляет это воздействие извне, не обладает доверием
и уважением группы.
Все группы оказывают давление на своих членов, чтобы заставить их соответствовать нормам группы (нормы поведения, речь,
производительность, отношение к руководству, производству, сверх
урочной работе и т.п.).
Группы в целом порождают меньше идей, чем отдельные члены группы, однако группа дает лучшие идеи: с лучшей проработкой,
со всесторонней оценкой, с большей степенью ответственности за
них.
Группы (как это ни странно) принимают более рискованные
решения, чем отдельные члены группы. По всей вероятности, развивается определенный тип «группового мышления», при котором
группа ощущает себя неуязвимой. Эта тенденция стала известна как
явление смещения риска.
Конфликт между группами и внутри группы - вполне естественное явление (мы и они, те, кто в группе и вне группы). Могут
быть: личные конфликты, межличностные, конфликты принадлежности, межгрупповые, социальные. Последствия конфликтов - образование подгрупп, удаление инакомыслящих членов, выбор «козла отпущения», организационные изменения в группе, появление
или смена руководителя, распад группы.
Понимание групп (и сил, которые формируют их и оказывают влияние) очень важно для налаживания эффективного управления.
Известно, что поведение личности - это реакция, направленная на изменение ситуации с целью удовлетворения своих потребностей. Целью поведения является изменение ситуации. Когда цель не достигнута и ситуацию изменить не удается, наступает новое состояние, которое приводит к новым действиям.
Отметим вначале, что групповые цели, как и цели каждого индивида, не обязательно ясны и осознаны. Кроме того, подчеркнем, что общие цели не являются чисто формальными целями, навязанными организацией ее членам. Здесь мы пытаемся объяснить тот факт, что члены группы действительно преследуют общие цели независимо от того, предлагаются они организацией или нет. И третье - сходство личных целей еще недостаточно, чтобы дать группе общую цель.
Важен следующий результат наблюдений и экспериментов: цель, предложенная в группе одними членами, влияет на других. При наличии этой цели другие вынуждены действовать в требуемом направлении. Индуктивная сила предложенной цели варьирует в зависимости от привлекательности группы для ее членов. Личность вовлекается в нее в той мере, в какой данная группа удовлетворяет, может быть случайно, его собственные потребности или стремления.
Цели, которым группа может служить в организации, могут быть различными: начиная от распределения работы, осуществления управления и контроля за работой для решения проблем и принятия решений, до поднятия чувства ответственности и причастности к делам. Некоторые группы могут возникать и для выполнения других, менее формальных задач.