Итальянская социалистическая газета. Закрывается старейшая газета Италии - коммунистическая L'Unita из-за нерентабельности

Спустя четыре месяца, когда в издательстве социалистической газеты «Аванти!» [«Вперёд!»] оказалось вакантное место, Муссолини занял его.

Это было необычайной удачей для молодого журналиста, никогда ранее не работавшего в большой национальной еженедельной газете. В течение двух лет работы редактором Муссолини упрочил положение одного из лидеров партии и тщательно отработал особые отношения с широкой читательской аудиторией.

«Аванти!» была не очень хорошей газетой; она плохо расходилась, ставки у сотрудников были так низки, что более-менее талантливые журналисты там не задерживались. Невзирая на это, Муссолини безжалостно избавлялся от некоторых старых, наиболее известных корреспондентов. Тем, кто остался, он заявил, что отныне будет авторитарным командиром без всякой там чепухи о демократии. Делая ставку на широкий круг читателей из низших классов, он в конце концов смог увеличить тираж своей газеты более чем вдвое.

Муссолини начал также издавать свой собственный двухнедельный журнал, который назвал «Утопия»; это название было данью Томасу Мору, одному из первых социалистов «Утопия» предназначалась для более интеллектуальной аудитории, но имела посредственный успех. Сильной стороной Муссолини были агитация и открытые нападки, а не теория и аргументированная критика.

Заместителем редактора «Аванти!» Муссолини назначил Анжелику Балабанову, женщину с твердым характером и огромной энергией, от которой, по-видимому, он зависел в интеллектуальном плане. Ему было лестно думать, что некоторые считали их любовниками, но, вероятнее всего, близости между ними не было. Он был влюблен в Иду Дальсер, с которой то сходился, то расходился в течение нескольких лет. Ида даже утверждала, что он обещал на ней жениться. У нее был незаконнорожденный ребенок, и Муссолини признавал его своим, но в 1915 году бросил обоих. В более поздние годы, чтобы избежать скандала, он насильственно упрятал Иду в психушку, где в 1937 году она и скончалась.

Анжелика Исааковна Балабанова

Третьей его приятельницей, которая, по словам Муссолини, «безумно меня любила», была Маргерита Сарфатти, богатая миланка, художественный критик в газете «Аванти!». Синьора Сарфатти впоследствии перешла вместе с ним от социализма к фашизму и не только написала первую «официальную» биографию Муссолини, но и стала редактором основанного им журнала «Иерархия». Их связь длилась долго, вероятно, она была единственной серьезной соперницей Рахели, пока он не потерял голову из-за молоденькой девушки Клары Петаччи. В конце концов Маргерита пала жертвой антиеврейских законов, введенных Муссолини.

Маргерита Сарфатти

Любопытно, что ни одна из этих женщин не была особенно красивой, за исключением, пожалуй, Клары Петаччи. Всех других иногда называли просто уродинами. Вкус Муссолини в таких делах всегда был загадкой для его коллег.

Более интересной женщиной, которой он увлекся в 1913 году, была Леда Рафанелли, анархистка, принявшая ислам. Хорошо образованная и чуждая условностей, она, казалось, была более сильной натурой, чем он. Если верить ее словам, с сексуальной точки зрения Бенито не привлекал Леду, но она была очарована странностями его характера. Муссолини убеждал ее, что ему нужна талантливая женщина-помощница, а не просто любовница. Однако Леда уже пришла к заключению, что он вообще недостоин внимания и как мужчина, и как социалист. Его шумное дезертирство из социалистической партии в 1914 году и отказ от пацифизма положили конец их отношениям. Муссолини не любил, когда сомневались в его мужественности, и, став диктатором, изводил ее с помощью полиции. Полученные Ледой от него письма были конфискованы.

Воспоминания Леды Рафанелли о Муссолини обладают большей достоверностью, чем описания других современников. В них даны тачные характеристики, полностью подтверждающиеся другими источниками. Она отмечала комизм его стараний завоевать привязанность людей своей манерой плохо одеваться, грязной и небритой физиономией – Муссолини считал, что это приличествует пролетарскому лидеру. Зато в частной жизни он мгновенно менял личину, появляясь в невероятно модных туфлях и пиджаках с шелковыми отворотами. Иногда он казался ей актером-пародистом; ему не хватало наполненности – Муссолини говорил Леде, что сам не понимает своей сущности. Она считала его взгляды поверхностными; казалось, он имел очень скудные представления о чем бы то ни было, кроме политики, его кругозор был очень узок. Ошеломляла его привычка менять свое мнение в ходе разговора – Муссолини всегда старался соглашаться с тем, что говорила она. В последующие годы другие также подтверждали, что он обычно поддакивал собеседнику.

Муссолини как-то откровенно признался, что хотел стать известным писателем или музыкантом, но понял, что на это у него не хватает способностей. Но все равно он надеялся стать великим человеком, имя которого будет у всех на устах. «Мне нужны слава и богатство, я хочу быть вершителем судеб». «Как Наполеон?»– задорно спросила Леда. «Нет, больше, чем Наполеон», – ответил Муссолини. Он считал себя великим оратором, этаким современным Демосфеном, и признавался, что чувствует себя более непринужденно на трибуне, чем в частной беседе.

В начале 1913 года, спустя несколько недель после назначения в газету «Аванти!», Муссолини нашел как раз тот тип издания, который был ему нужен, чтобы прославиться. Это случилось после столкновений с полицией людей, вышедших на демоне грацию протеста против нищенских условий жизни в отсталых районах страны. В ряде едких передовиц Муссолини подчеркивал, что многие итальянцы живут почти первобытной жизнью, не имея не только школ, но даже водопровода. В некоторых провинциях на юге страны жизнь была все же немного лучше, чем в общинах троглодитов на севере Африки, и поэтому итальянские капиталисты, очевидно, находили более выгодным строить «престижные железные дороги» в Триполи, чем проезжие дороги Сардинии. Четвертая часть итальянских деревень все еще обходилась без почты, сотни их были фактически отрезаны от внешнего мира – туда можно было попасть только по тропинкам для мулов. Он писал, что выходить на демонстрации протеста против таких первобытных условий жизни абсолютно необходимо. Если правительство Джолитти пытается остановить это движение с помощью полиции, никто не сможет отрицать право народа ответить на насилие насилием.

Несмотря на тирады Муссолини против парламента, его имя появилось в бюллетенях на всеобщих парламентских выборах в октябре 1913 года. Предвыборная кампания была недолгой, Муссолини провалился у себя дома в Форли, где был избран кандидат от республиканцев, но зато спустя несколько месяцев смог пройти в городской совет Милана.

Социалисты на общенациональных выборах 1913 года завоевали почти миллион голосов и пятьдесят три места в парламенте. Это был большой успех. Можно предположить, что ему способствовала бескомпромиссная защита революции газетой «Аванти!». Газета также стала источником вдохновения для Антонио Грамши и всего молодого поколения социалистических активистов. Адресуясь ко все возрастающей аудитории, Муссолини удвоил напористость своей утопической пропаганды.

Ничего особенно демократического в его программе не было. Муссолини считал; что между демократией и социализмом лежат непреодолимые противоречия. Политику делают с помощью силы, а не пустой болтовни. Массы ведут себя пассивно, в отличие от них организованное меньшинство обладает большей динамикой. Незначительное меньшинство из среды пролетариата должно принять власть у буржуазной элиты и образовать правительство. Простой люд должен просто следовать за ним и повиноваться. Муссолини вновь и вновь повторял – и это был важный пункт его будущей карьеры – что массам необходимо не понимание, а вера: «Как только мы сможем дать им веру в то, что они могут двигать горы, эта иллюзия потом может стать реальностью».

После двух лет революционной пропаганды Муссолини, как ни странно, оказался захваченным врасплох политическими событиями, когда в июне 1914 года Италия действительно вплотную подошла к революции. Более миллиона человек вышли на улицы. Муссолини уповал на то, что, если в результате действий полиции будет убита хотя бы сотня демонстрантов, может произойти долгожданный взрыв. Но бунты были не организованны и лишены единой цели – речи будущего диктатора о всеобщем восстании оказались наивными. Поэтому вместо того чтобы направиться в эпицентр событий, как это сделали Ненни и Малатеста, он остался за своим рабочим столом в издательстве и не смог дать читателям ясного руководства к действию.

Спасти репутацию оголтелого поджигателя революции Муссолини опять помог случай. Спустя несколько дней в Сараево был убит эрцгерцог Фердинанд, вскоре началась мировая война. Австрия и Германия были на одной стороне, Франция, Англия и Россия – на другой. Согласно последующей фашистской версии, Муссолини тотчас осознал необходимость для Италии объявить Австрии войну. Но на самом деле, будучи одним из руководителей партии, считавшейся антимилитаристской и исповедующей интернационализм, Муссолини говорил, что вступление в войну было бы преступлением, не имеющим оправдания. Эта война была заботой буржуазии, пролетариату же следовало не только отказаться от участия в ней, но и поднять против нее восстание.

Продолжая требовать, чтобы Италия сохраняла нейтралитет, Муссолини вскоре понял, что догматический антимилитаризм может расколоть партию, а отступничество все большего числа сторонников поколебало его самоуверенность. Рабочие всего мира не поднимались, как он надеялся, против своих хозяев. Некоторые социалисты стали называть его пацифизм трусливым и ханжеским. Он продолжал писать, что для ослабленной Италии вступление в еще одну войну может оказаться фатальным, но уже отказался от прежней пропаганды дезертирства в армии и начал признавать, что при определенных обстоятельствах вступление в эту войну допустимо. Во всяком случае, Муссолини пришел к выводу, что если Италия решит сражаться, то пролетариат не должен немедленно начинать гражданскую войну, а оставаться нейтральным, выражая свое неодобрение. Тем не менее до начала октября Муссолини продолжал стараться поддерживать в массах отношение абсолютной и «непримиримой» оппозиции к войне. Одно время он даже грозил подать в отставку, если партия не пойдет за ним, хотя, на самом деле, боялся потерять свое место в «Аванти!».

Но под внешней уверенностью крепли сомнения. После битвы на Марне стало казаться, что немцы проиграют войну, а в этом случае сохранять нейтралитет для Италии было просто бессмыслицей. Ведь должна же и война принести пользу революционному социализму; война была той самой «кровавой баней», на которую он возлагал надежды.

Лживость позиции, занимаемой Муссолини, стала очевидна для окружающих. Перед лицом общественности он сначала отрицал какую бы то ни было непоследовательность, затем признал, что действительно проявил колебания, и, под конец, 18 октября, не посоветовавшись ни с другими социалистическими лидерами, ни даже со своими коллегами из редакции, вдруг сделал в «Аванти!» признание, что был неправ: теперь ему ясно, что социалисты не могут оставаться сторонними наблюдателями охватившей Европу трагедии, и он надеется, что сможет убедить партию согласиться с ним. Это было лихое решение, но перемена оказалась слишком внезапной. Муссолини ни с кем не захотел считаться, и это подорвало веру в него.

Оказавшись в полной изоляции, Муссолини принял решение уйти с должности редактора.

История марксизма-ленинизма. Книга вторая (70 – 90-е годы XIX века) Коллектив авторов

Роль социалистической печати в распространении марксизма

Роль социалистической печати в распространении марксизма

Значительную роль в пропаганде марксистских идей, в обеспечении роста влияния марксизма в рабочем движении сыграла социалистическая печать. Уже в конце 80-х годов Энгельс мог с удовлетворением констатировать, что «выводы, сделанные в „Капитале“, с каждым днем все больше и больше становятся основными принципами великого движения рабочего класса не только в Германии и Швейцарии, но и во Франции, Голландии, Бельгии, Америке и даже в Италии и Испании; что рабочий класс повсюду признает эти выводы наиболее точным выражением своего положения и своих чаяний. Да и в Англии как раз сейчас теории Маркса оказывают огромное влияние на социалистическое движение…». По мере образования новых пролетарских партий, по мере возникновения новых социалистических органов печати, создания социалистических издательств возрастали и реальные возможности публикации произведений Маркса и Энгельса, работ их последователей и учеников, расширялся круг сторонников их теории. Разумеется, процесс распространения марксизма и его восприятия участниками рабочего движения протекал в различных странах по-разному. Не одинаковой была и степень усвоения учения Маркса, и удельный вес его приверженцев в общей массе деятелей движения, и его реальное влияние на практическую деятельность социалистических партий, других рабочих организаций. Все это зависело от уровня социально-экономического развития, характера политического строя, особенностей структуры и традиций рабочего класса той или иной страны. Но в общем процесс этот происходил повсеместно, что не могло не сказаться на состоянии освободительной борьбы пролетариата.

Распространение марксистских идей происходило различными путями. Наиболее эффективным средством пропаганды и агитации служили социалистическая печать и издательская деятельность социалистических партий. Через газеты, журналы, популярные брошюры, листовки, прокламации, отдельные издания произведений Маркса, Энгельса, их соратников и последователей эти идеи доходили до рабочих масс.

Пропаганда марксизма, проникновение марксистского учения в рабочие массы сталкивались с немалыми препятствиями: невысокий уровень общего образования у подавляющего большинства рабочих, отсутствие у них свободного времени (рабочий день продолжался от 10 до 12, а то и до 14 часов), полицейские преследования социалистов, консервативное воздействие религии и церкви, влияние буржуазной идеологии во всех ее проявлениях и т.д. Вместе с тем, конфликты с капиталистами, забастовки, случаи прямой конфронтации с властями способствовали росту классового сознания, создавали благоприятную почву для восприятия идей научного социализма. Процесс распространения идей научного социализма принял особый размах в 80-е годы, когда в связи с образованием самостоятельных рабочих партий в ряде стран появились и новые социалистические газеты. Это были и центральные партийные органы печати, и местные газеты социалистического направления; на их страницах систематически печатались статьи основоположников марксизма, их соратников и последователей.

Особое место среди этих газет занимал центральный орган германской социал-демократии «Der Sozialdemokrat», выходивший еженедельно с 1879 по 1890 год сначала в Цюрихе, а затем в Лондоне и нелегально доставлявшийся в страну. Редактором газеты после недолговременного пребывания на этом посту Г. Фольмара стал с января 1881 года Э. Бернштейн. Все эти годы он поддерживал постоянный контакт с Энгельсом, помощь и советы которого во многом способствовали тому, что «Der Sozialdemokrat» стал наиболее авторитетным и влиятельным социалистическим органом того времени. В этой газете, которая имела читателей и за пределами Германии, прежде всего в Австрии и Швейцарии, впервые увидели свет многие написанные в эти годы произведения Энгельса, перепечатывались отрывки из произведений Маркса, почти в каждом номере помещались статьи А. Бебеля, В. Либкнехта, К. Каутского, И. Дицгена, а нередко и социалистов других стран. Газета, как правило, печатала полностью тексты выступлений в рейхстаге депутатов – лидеров партии. На ее страницах велась энергичная идейная борьба с различными видами буржуазного и мелкобуржуазного социализма, реформистскими и оппортунистическими элементами внутри самой партии. Газета систематически выступала с редакционными статьями (принадлежавшими чаще всего перу Бернштейна), в которых разъяснялись многие программные положения марксизма – об исторической миссии пролетариата, о необходимости завоевания им политической власти, о сущности государства и перспективах его при социализме и т.д. Большое место в газете занимала критика лассальянских догм, включенных в Готскую программу, таких, как «железный закон заработной платы», тезис о противостоящей пролетариату «единой реакционной массы», лозунг «свободного народного государства», требование создания производственных «товариществ с государственной помощью», и др. Все эти публикации являлись, по существу, идейной подготовкой новой программы партии. Они помогли многим членам партии понять ошибочность лассальянских требований. Много внимания уделяла газета также критическому анализу взглядов «катедер-социалистов», теоретиков «государственного социализма», представителей псевдо-социалистических, а на поверку буржуазных течений. С критическими статьями на страницах газеты выступали В. Либкнехт, К. Каутский, Э. Бернштейн и другие партийные публицисты. «Это была безусловно лучшая газета, которой когда-либо располагала партия… – писал о ней Энгельс. – Принципы партии излагались и отстаивались на ее страницах с редкой ясностью и решительностью, и тактика редакции была почти без исключений правильной». Этими своими качествами газета была обязана в первую очередь Энгельсу, который на всем протяжении ее существования следил за ее деятельностью, помогал выправлять ошибки, направляя работу редакции.

Значительную роль в пропаганде марксистского учения сыграл в качестве главного редактора «Der Sozialdemokrat» Эдуард Бернштейн (1850 – 1932). Находясь на этом посту в течение десяти лет (1881 – 1890), он последовательно отстаивал идеи марксистского социализма, способствовал их распространению в социал-демократических кругах. В эти годы Бернштейн утверждается в своих симпатиях к марксизму, становится одним из лидеров социал-демократического движения; складываются доверительные отношения с Энгельсом, укрепляются дружественные связи с Бебелем, Каутским, Либкнехтом, Моттелером.

Центром теоретических интересов Бернштейна в этот период являются теория научного социализма, марксистская политическая экономия. Совместно с Каутским он перевел на немецкий язык и впервые опубликовал в Германии «Нищету философии» Маркса (1885), написал популярный комментарий к этой работе («Прудон и его собственность»), активно пропагандировал марксистскую политэкономию, работал над краткими изложениями экономических трудов Маркса и Энгельса.

Большое внимание в 80-е годы Бернштейн уделял проблеме государства, ее марксистскому истолкованию в противовес идеям «государственного социализма» Бисмарка, утопическим рассуждениям лассальянцев о «свободном народном государстве». В 1883 году «Der Sozialdemokrat» опубликовал фрагмент заключительных разделов работы Энгельса «Развитие социализма от утопии к науке» и вслед за ними – ряд статей Бернштейна, посвященных анализу энгельсовских идей о сущности и исторических функциях государства. В этих статьях наряду с изложением основных положений марксистского учения о государстве Бернштейн начал открытую полемику с лассальянцами и, в частности, с идеей «свободного народного государства». Он подчеркнул классовый характер борьбы за политическую власть, роль рабочего класса в грядущих социалистических преобразованиях. «Мы должны стремиться к тому, – писал Бернштейн, – чтобы сделать пролетариат, рабочий класс господствующим в государстве, способным использовать государственную машину в своих целях». Статья заканчивалась призывом: «Итак, никаких сомнений касательно нашей конечной цели, но и никаких сомнений о пути к этой цели! А это означает: завоевать власть в государстве».

Эти высказывания Бернштейна свидетельствовали о значительном прогрессе в усвоении сотрудниками «Der Sozialdemokrat» марксистской теории государства. Впервые в истории социал-демократического движения со страниц партийного органа в качестве официальной точки зрения была высказана мысль о том, что социалистическое переустройство общества немыслимо без завоевания пролетариатом политической власти.

Пропагандистская деятельность Бернштейна в «Der Sozialdemokrat» в немалой степени способствовала осознанию социал-демократическими лидерами того существенного факта, что революционное рабочее движение в Германии 80-х годов воплощало не только социалистические устремления пролетариата, но и являлось, по сути, единственной реально существующей альтернативой политике буржуазно-юнкерского государства. Немецкая социал-демократия, подчеркивал Бернштейн, выступает как представитель интересов не только рабочего класса, но и радикально настроенной буржуазии.

Помимо центрального органа партия располагала и местными газетами, число которых все время росло и в 1890 году достигло 60, в том числе 29 ежедневных. Конечно, в условиях «исключительного закона» они не могли говорить столь революционным языком, как издававшийся за границей центральный орган партии, да и теоретический уровень многих из них не был высоким, но это были рабочие газеты, в той или иной форме вносившие свой вклад в пропаганду идей научного социализма.

Во Франции с конца 70-х годов идеи марксизма несла в массы основанная Ж. Гедом газета «L’?galit?», являвшаяся в 1880 – 1883 годах органом Рабочей партии. Ее заменила в 1885 году газета «Le Socialiste». Правда, обе эти газеты выходили с перерывами, и тираж их не был большим, однако они сыграли немалую роль в пропаганде научного социализма во Франции. В них было помещено несколько статей Маркса и Энгельса (в виде серии статей в газете «L’?galit?» в 1880 году печаталось произведение Энгельса, получившее потом название «Развитие социализма от утопии к науке»), систематически печатались теоретические статьи Лафарга, Геда, Девиля и других видных социалистов.

В «Le Socialiste», в частности, в августе – ноябре 1885 года был напечатан полностью «Манифест Коммунистической партии» в переводе Лауры Лафарг. Перевод «Манифеста» печатался одновременно еще в четырех газетах Рабочей партии в Реймсе, Монлюсоне, Рубе и Роанне.

Австрийские социалисты с 1886 года выпускали в Вене еженедельную газету «Gleichheit. Sozial-demokratisches Wochenblatt», которую в 1889 году заменила «Arbeiter-Zeitung». Значительное место в этих газетах занимали теоретические статьи, с которыми выступали не только австрийские социалисты, но и А. Бебель, сотрудничавший в газете на всем протяжении ее существования. Бебель уделял особенно много внимания вопросам политики и тактики, стараясь передать своим австрийским товарищам опыт германской социал-демократии. В своих корреспонденциях он рассказывал о всех сколько-нибудь важных событиях в рабочем движении Германии, о наиболее ярких фактах борьбы социал-демократических рабочих против преследований со стороны властей. Многие его статьи в той или иной форме разъясняли некоторые основные положения учения Маркса. В Венгрии с 1873 по 1890 год печаталась в двух изданиях, на немецком и венгерском языках, газета «Arbeiter-Wochen-Chronik», а с мая 1877 года – «N?pszava». С середины 80-х годов в чешских землях, входивших в состав Австро-Венгрии, начали выходить газеты на чешском языке. В начале 90-х годов социалистическая печать, издававшаяся на территории монархии Габсбургов, насчитывала свыше 55 тысяч подписчиков.

В середине 80-х годов стали издавать свой орган «Sozial-Demokraten» шведские социал-демократы, располагавшие также несколькими провинциальными газетами. Примерно в то же время возникли социалистические газеты в Норвегии и еще ранее, в 1872 году, – в Дании. В конце 70-х годов была основана голландская социалистическая газета «Recht voor Allen».

В Италии, где социалистическая партия в масштабе всей страны образовалась окончательно лишь в 1892 году, было несколько газет социалистического направления, выходивших в различных городах. В одной из них, «La Plebe», издававшейся в Милане до 1883 года, сотрудничал Энгельс. С 1885 года своим центральным органом «El Socialista» располагали испанские социалисты; социалистические газеты появились к тому времени и в Бельгии, а еще ранее – в Швейцарии.

В Англии, помимо газет, издававшихся тред-юнионами, выпускались социалистические еженедельники: «Justice» – орган Социал-демократической федерации и «The Commonweal» – орган Социалистической лиги.

Газеты социалистического направления в США издавались как на английском, так и на немецком языках; наиболее активно пропагандировали идеи научного социализма органы Социалистической рабочей партии – «New-Yorker Volkszeitung» (выходила с 1878 года), «Der Sozialist» (с 1885 года) и «Workmen’s Advocate» (с 1885 года).

Социалистические газеты сыграли важную роль в пропаганде учения Маркса – Энгельса. Многие передовые рабочие именно через периодическую печать впервые знакомились с важнейшими положениями научного социализма, с трудами основоположников марксизма. Некоторые их произведения целиком печатались на страницах социалистических газет, каждая из которых имела, как правило, достаточно широкий круг читателей, и становились таким путем доступны сотням и тысячам рабочих. «Манифест Коммунистической партии», например, был в 80 – 90-е годы полностью напечатан в газетах Франции, Дании, Норвегии, Швеции, Испании, Англии, США, Италии, Австро-Венгрии (на чешском языке), а частично также в Болгарии, Мексике, Австралии. Работа Маркса «Наемный труд и капитал» также полностью была помещена в социалистических газетах Англии, Италии, Болгарии, а также напечатана на польском языке; «Развитие социализма от утопии к науке» – во Франции, Дании, Румынии. Широко перепечатывались в социалистических газетах различных стран многие статьи Энгельса, отрывки из его и Маркса работ, в частности – из книг «Происхождение семьи, частной собственности и государства», «Нищета философии» и др.

Успехи социалистической печати в пропаганде произведений основоположников марксизма не должны затушевывать тот факт, что идеи научного социализма проводились рабочей прессой не всегда последовательно. На страницах одной и той же газеты печатались порой авторы различных ориентаций. О том, насколько нелегко было рабочим читателям вырабатывать целостное марксистское мировоззрение, свидетельствует пример двух венских рабочих изданий, выходивших в начале 80-х годов, – газеты «Die Zukunft» и журнала «Wahrheit». Последовательно марксистских статей в них насчитывалось соответственно лишь 6% и 14%, в то время как лассальянских – 11% и 6%. Заметное преобладание марксизма над лассальянством в теоретических статьях венской рабочей печати относится лишь к концу 80-х годов.

В 80-е годы впервые социалистам ряда стран удалось создать теоретические журналы. Особенно большая роль среди них принадлежала органу германской социал-демократии «Die Neue Zeit», который выходил в Штутгарте в издательстве Дица с 1 января 1883 года под редакцией К. Каутского до 1 октября 1890 года ежемесячно, а затем еженедельно. На его страницах увидели свет многие произведения Энгельса, в том числе «Людвиг Фейербах и конец классической немецкой философии». Редакция этого издания пользовалась постоянными советами Энгельса, который не раз критиковал ее ошибки и помогал выправлять их.

Журнал систематически публиковал статьи, посвященные основным проблемам марксистской теории, в частности экономического учения Маркса, а также критическому анализу имевших в то время известное распространение различных сочинений, составлявших идейную базу «государственного социализма». Критические статьи, дискуссии, проводившиеся на страницах журнала, рецензии, авторами которых выступали, как правило, помимо Каутского многие руководящие деятели и теоретики партии, в немалой степени способствовали падению влияния буржуазных и мелкобуржуазных социалистических направлений, усвоению марксистских идей активными участниками движения, социал-демократической интеллигенцией, составлявшей основной контингент читателей. Достаточно назвать, например, статьи Каутского «„Капитал“ Родбертуса», его дискуссию с К. Шраммом (1884 – 1885), его выступления с критическим разбором интерпретации социализма вульгарным экономистом Шеффле (1885), его рецензии на книги последователей Родбертуса, его полемику с Фольмаром по вопросу о государственном социализме (1892 – 1893) и другие, а также статьи Меринга, направленные против апологетов Родбертуса (начало 90-х годов), и т.д.

Значительную роль в пропаганде марксизма сыграли большая статья Каутского «„Нищета философии“ и „Капитал“» (1886), ряд статей Бебеля и других авторов. Редакция журнала активнейшим образом участвовала в подготовке новой программы партии, принятой в Эрфурте в 1891 году. Один из проектов программы был написан Каутским и опубликован от имени редакции журнала. Этот проект и был потом взят за основу новой программы. Именно в «Neue Zeit» Энгельс впервые опубликовал «Критику Готской программы» Маркса. Широкий резонанс имела серия статей Каутского «Проект новой партийной программы», в которой давалось подробное разъяснение написанного им проекта. В целом журнал в 80 – 90-е годы сделал многое для пропаганды марксизма: решительно критиковал теорию и практику оппортунистических и реформистских элементов в рабочем движении, систематически информировал читателей о состоянии социалистического движения в различных странах, о борьбе рабочего класса. Журнал имел широкий круг читателей далеко за пределами Германии. Известно, что Ленин уже в начале 90-х годов, живя в Самаре, познакомился с этим журналом и с тех пор стремился по возможности регулярно читать его. «Мы, – вспоминала А.И. Ульянова-Елизарова, – изловчались найти адреса, по которым доходил бы теоретический орган германских социал-демократов „Neue Zeit“». А позднее, когда Ленин находился в сибирской ссылке, родные и близкие использовали всякую возможность, чтобы посылать ему номера журнала.

«Die Neue Zeit» рассматривали фактически как орган международного социализма; в нем регулярно сотрудничали Бебель, Либкнехт, Каутский (который был редактором журнала), Меринг (с 90-х годов) и другие деятели германской социал-демократии, видные участники социалистического движения других стран: П. Лафарг, И. Дицген, Г.В. Плеханов, Д. Благоев, Эл. Маркс, Л. Франкель, Ж. Гед, Ф. Зорге, Г. Девиль и многие другие. Журнал внес значительный вклад в борьбу за победу марксизма над мелкобуржуазными социалистическими течениями. Теоретические журналы других партий носили менее последовательный характер и не имели столь широкого распространения, однако и они внесли определенный вклад в эту победу, печатая произведения Маркса и Энгельса, их соратников и учеников. Так, пропаганда идей научного социализма занимала значительное место на страницах периодических изданий польских социалистов. В 1879 – 1881 годах в Женеве выходил журнал «R?wn?s? (?galit?). Czasopismo socyjalistyczne», в 1881 – 1883 годах и вновь с 1884 года там же – газета «Przedswit». В 1883 – 1884 годах руководителям партии «Пролетариат» удалось наладить выпуск в Варшаве нелегальной газеты под тем же названием (всего вышло пять номеров). В 1884 – 1887 годах в Женеве выходил журнал «Walka klas», уделявший основное внимание разработке теоретических проблем марксизма.

В Румынии пропаганду научного социализма вел К. Доброджану-Геря, выпустивший несколько популярных работ об учении Маркса. В 1881 – 1891 годах на страницах издававшегося в Яссах И. Нэдежде журнала «Contemporanul» помещались статьи социалистического характера, а также обширные выдержки из «Капитала», «Происхождения семьи, частной собственности и государства» и некоторых других работ Маркса и Энгельса. В 1891 году вместо этого журнала начал выходить другой – «Critica Sociale», пропагандировавший социалистические взгляды.

В 1885 году Д. Благоев сделал попытку издания журнала социалистического направления в Болгарии «Съвремени показател», но ему удалось выпустить всего три номера.

Из книги Галактика Гутенберга автора Маклюэн Герберт Маршалл

У испанцев был иммунитет против печати благодаря старой вражде с маврами Тогда как якобинцы восприняли военный смысл, скрытый в печати, присущую ей агрессию линейного уравнивания, англичане связали печать с производством и рынками. А в то время как англичане двигались

Из книги Том 17 автора Энгельс Фридрих

К. МАРКС О СВОБОДЕ ПЕЧАТИ И СЛОВА В ГЕРМАНИИ РЕДАКТОРУ «DAILY NEWS»Милостивый государь!Когда Бисмарк обвинял французское правительство в том, что«оно сделало невозможным во Франции свободное выражение мнений в прессе и с депутатской трибуны», то он, очевидно, хотел лишь

Из книги Том 11 автора Энгельс Фридрих

К. МАРКС КАМПАНИЯ В ПЕЧАТИ ПРОТИВ ПРУССИИ. - ДЕНЬ ПОСТА. - СТЫЧКИ МЕЖДУ ПРОЛЕТАРИАТОМ И БУРЖУАЗИЕЙ Лондон, 19 марта. Для характеристики настроения здешней прессы по отношению к Пруссии мы приведем две выдержки - одну из газеты «Morning Herald», органа тори, другую из газеты

Из книги Том 13 автора Энгельс Фридрих

К. МАРКС СООБЩЕНИЯ АНГЛИЙСКОЙ ПЕЧАТИ Лондон, 20 марта. Герцог Ньюкасл издал приказ об отзыве лорда Лукана, лорд Панмюр опубликовал послание Раглана, направленное против Лукана, а лорд Хардинг, этот замечательный коннетабль английской армии, отказал Лукану в проведении

Из книги Том 6 автора Энгельс Фридрих

Из книги Том 5 автора Энгельс Фридрих

Из книги Ответы: Об этике, искусстве, политике и экономике автора Рэнд Айн

Из книги Из ранних произведений (1835 – 1844) автора Энгельс Фридрих

Свобода слова и печати и финансирование искусства государством Что вы можете сказать о марше нацистов в Скоки, штат Иллинойс? Меня интересует такой аспект: как соотносятся свобода слова и открытая демонстрация поддержки геноцида?Это очень сложная проблема. Пока суды

Из книги Марксистская философия в XIX веке. Книга первая (От возникновения марксистской философии до ее развития в 50-х – 60 годах XIX века) автора

К критике прусских законов о печати {167}Берлин, июнь. Перед жителем Пруссии открыты два пути для опубликования своих мыслей. Он может обнародовать их в самой Пруссии, но тогда он должен подвергнуться местной цензуре; или же, в случае запрета со стороны последней, он всегда

Из книги Марксистская философия в XIX веке. Книга вторая (Развитие марксистской философии во второй половине XIX века) автора

Статьи Маркса о свободе печати Маркс был не единственным интеллигентом, чьи планы оказывались перечеркнутыми политикой прусского правительства. Многие из них втягивались в активное участие в политической жизни, начало подъема которой относится к середине 1841 г.Одна за

Из книги История марксистской диалектики (От возникновения марксизма до ленинского этапа) автора

Значение работы «Роль труда в процессе превращения обезьяны в человека» в развитии марксизма Эта работа Энгельса, написанная, по всей вероятности, в середине 1876 г., была задумана первоначально как введение к более обширному труду, который автор предполагал вначале

Из книги История марксизма-ленинизма. Книга вторая (70 – 90-е годы XIX века) автора Коллектив авторов

Глава вторая. Роль социально-исторической теории марксизма в формировании материалистической диалектики Изучение социально-исторической теории марксизма с точки зрения диалектики предполагает как исследование внутренней логики, динамики развития этой теории, так и

Из книги автора

1. Организующая роль марксизма в социалистическом движении Анализ революционных событий в Париже в марте – апреле 1871 года, обобщение накопленного к этому времени опыта классовой борьбы международного пролетариата привели Маркса к выводу о том, что в поступательном ходе

Из книги автора

2. Роль марксизма в становлении социалистических партий в Германии и Франции Маркс, Энгельс и германская социал-демократия в первой половине 70-х годов Особое внимание Маркс и Энгельс уделяли социалистическому движению в Германии. Действовавшая под руководством А.

Из книги автора

Подготовка II тома к печати О том, насколько неотложным делом считал Энгельс скорейший выпуск в свет следующих частей «Капитала», свидетельствует тот факт, что уже вскоре после кончины друга он приступил к разбору бумаг и рукописей Маркса и 25 марта 1883 года сообщил его

Из книги автора

Подготовка III тома к печати Как только издателю была отправлена последняя часть рукописи II тома, Энгельс сразу же приступил к расшифровке основной рукописи III тома «Капитала». Начав эту работу в конце февраля, он уже в июне 1885 года в письме к Бебелю сообщает, что в своей

«Аѳанти!» («Вперед!»)-ежедневная газета, издающаяся в Риме (1896-1926, с 1944), официальный орган Итальянской социалистической партии. В ее пьемонтском издании (Турин) в 1916-1920 активно сотрудничал Грамши «Аѳѳенире д"Италия» («Будущее Италии») - католическая газета, издается в Болонье с 1896 (до 1902 - «Аввенире»).

В 1968, объединившись с миланской «Италиа», вновь издается под названием «Аввенире»

«Аннали делль’Иструционе медиа» («Труды по среднему образованию») - официальное издание министерства просвещения (Рим)

«Ационе: Рассенья либерале е национале» («Действие: либеральное и национальное обозрение») - миланский журнал движения «молодых либералов», выступавшего за активную экспансию в Средиземноморье «Библиография фашиста» - журнал, издававшийся в 1926-1943 в Риме под ред. Дж. Джентиле

«Боллетино делль"Иституто Национале дель драма антико» («Бюллетень Национального института античной драмы») -театроведческое издание (Сиракузы) «Боллетино Сторико-библиографико Субальпино» («Приальпийский историкобиблиографический бюллетень») - издание Приальпийского исторического общества (Турин, с 1896)

«Вита э пенсьеро» («Жизнь и мысль») - католический журнал, основай в 1914 А. Джемелли (Милан)

«Воне» («Голос») - журнал, основанный Дж. Преццолини во Флоренции (1908-1916), ставил своей задачей участие в духовном обновлении Италии, в нем был представлен широкий спектр интеллектуальных и политических сил: либералов, меридионалистов, социалистов, сторонников философии Кроче и Джентиле и др. После перехода руководства к Дж. Де Робертису журнал стал проповедовать принцип неангажированности литературы «Воне делла Раджоне» («Голос Разума») -журнал, издававшийся в Пезаро в 1832-1835

«Вьянданте» («Путник») - журнал, издававшийся Т. Моничелли в Милане (1908-1909)

«Гадэетта дел Пополо» («Народная газета») - политическая газета, издающаяся в Турине с 1849, первоначально орган национал-либералов, в начале XX в. была антиджолиттианской, в 1915 выступала за вступление Италии в войну, поддержала фашизм

«Глосса Перечне» («Нетленные заметки») - литературно-критический журнал (Болонья, 1929)

«Гридо дель пополо» («Клич народа») - социалистический еженедельник, издававшийся в Турине, в нем активно сотрудничал Грамши «Давиде: Рассенья д’арте е ди философия» («Давид: Художественный и философский журнал») - издавался в 1925-1926 в Турине «Джорнале д’Италиа» («Итальянская газета») - ежедневная газета, основана в Риме в 1901 по инициативе С. Соннино и других правых либералов, противостояла джолиттианству, в 1922 выступила против фашизма, что привело к смене редакции

«Доменика дель Каррьере» - воскресное справочно-развлекательное приложение к «Коррьере делла сера» (Милан, с 1899)

«Идеа национале» («Национальная идея») - ежедневная газета, орган итальянского националистического движения, выходила в Риме в 1911 -1925 «Италия» - католическая ежедневная газета, издается в Милане с 1912 (основатель- Ф. Меда), наследница «Уньоне» (1908-1912) и «Оссерваторе кат- толико» (1864-1907)

«Италия ке скриве» («Пишущая Италия») - библиографический журнал, основан в 1918 в Риме А.-Ф. Формиджини «Италия леттерариа» («Литературная Италия») - литературный еженедельник, основан в 1925 (Милан) У. Фраккья под названием «Фьера леттерариа» («Литературная ярмарка»), с 1929 выходил в Риме с новым названием до 1936, направление издания отличалось эклектизмом «Квадривио» («Перекресток») - иллюстрированный литературный еженедельник (Рим, 1933), фашистский официоз, инициатор в 1938 антиеврейской кампании, в 1940 объединился с «Тевере»

«Коррьере делла сера» («Вечерний курьер») - ежедневная газета, выходящая в Милане с 1876, при редакторе Л. Альбертини (1900-1925) самое популярное издание Италии. Грамши сравнивал его с «Таймс» и указывал на связи с ломбардской текстильной и резиновой промышленностью «Критика» (журнал литературы, истории и философии) - издавалась Б. Кроче в 1903-1944 (до 1913-совместно с Дж. Джентиле)

«Критика сочиале» - социалистический журнал, издававшийся в 1891 -1926 Ф. Турати и А. Кулешовой

«Критика фашиста» (юридический журнал фашизма) - выходил в Риме под ред. Дж. Боттаи, 1923-1943

«Культура» - еженедельный журнал «философии, литературы и искусства», в целом крочеанской направленности, издавался Ч. де Лоллисом (до 1928) в Риме и Болонье, 1921 -1935

«Лаворо» («Труд») - независимая социал-реформистская газета, издающаяся в Генуе с 1903 палатой трудящихся и кооперативами «Лаворо фашиста» - официальный орган «корпораций»

«Лачерба» - флорентийский литературный, художественный и политический журнал, издавался в 1913-1915 Дж. Папини и А. Соффичи, был близок футуристам

«Леонардо»- журнал резко антипозитивистского направления, издавался Дж. Папини в 1903-1907 во Флоренции, пропагандировал различные идеалистические учения

«Леонардо»- ежемесячный библиографический журнал, издавался в Риме (1925-1929) под руководством Дж. Преццолини и Л. Руссо, затем в Милане и Флоренции (1930-1947) Ф. Джентиле «Либри дель джорно» («Книги дня») - информационно-библиографический журнал (Милан, 1918-1929)

«Марцокко» (герб Флоренции - лев со щитом и лилией)-флорентийский литературный журнал эстетико-националистического направления (1896- 1932), основан братьями Орвьето

«Меркюр де Франс» («Французский Меркурий») - литературный журнал (Париж, 1890-1940, 1944-1965), первоначально орган символистов «Монд» - литературный журнал левой интеллигенции, основан в 1928 А.

Бар- бюсом

«Мондо» («Мир») - политическая газета леволиберального направления (Рим, 1922-1925)

«’900» («Ночевенто» - «Двадцатый век»)-литературный журнал, основанный М. Бонтемпелли и К. Малапарте, орган «новечентистов» («страчитта»), издавался в Риме, 1926-1927 на французском, 1928-1929 на итальянском языке

«Нувель Литерер» («Литературные новости») - французский литературный, художественный и научный еженедельник (Париж, 1922-1940, с 1945) «Нувель Ревю Франсез» («Новый французский журнал») - литературный журнал, издавался в Париже в 1909-1941, 1944, отстаивал свободу художественного творчества и выступал за «пересмотр европейских ценностей», привлек к сотрудничеству многих видных писателей и публицистов «Нуова антолоджиа» («Новая антология») - журнал, посвященный вопросам культуры, основан в 1866 (Флоренция), с 1878 в Риме «Нуова Италиа» («Новая Италия») - ежемесячный литературно-общественный журнал, издавался во Флоренции (1930-1943) под редакцией Л. Руссо, затем Э. Кодиньоли, К. Пеллегрини и Н. Сапеньо «Нуова Ривиста Сторика» («Новый исторический журнал») - основан в Риме в 1917 К. Барбагалло

«Нуови студи ди диритто, экономий э политика» («Новые исследования в праве, экономике и политике») - журнал, издававшийся в Риме в 1927-1935 У. Спирито и А. Вольпичелли

«Ордине нуово» («Новый строй») - печатный орган в Турине под редакцией А. Грамши, в 1919-1920 еженедельник, в 1921 -1922 - ежедневная газета, в 1924-1925 выходил раз в две недели

«Оссерваторе романо» («Римский обозреватель») - ежедневная газета, орган Ватикана, основана в 1861

«Патриа» («Родина») - болонский журнал движения «молодых либералов» «Пегасо» - ежемесячный литературно-художественный журнал, выходил во Флоренции в 1929-1933 под редакцией У. Ойетти «Персеверанца» («Упорство») - журнал, основан в Милане в 1860 умеренными либералами из «Правой», издавался до 1920 «Политика» - орган националистов, издавался в Риме (1918-1943) под редакцией Ф. Копполы и А. Рокко

«Пополо д’Италиа» («Народ Италии») - ежедневная газета, основана в Милане Б. Муссолини (1914), после «похода на Рим» - официальный орган фашистской партии, закрыта 25.7.1943

«Ревю де дё Монд» («Обозрение Старого и Нового света») - литературный, научный и художественный журнал (Париж, 1829-1944)

«Ревю де метафизик е де мораль» («Журнал метафизики и этики») - французский философский журнал, издается в Париже с 1893 «Ресто дель карлино» (в названии игра слов - «Этого еще не хватало» и «Сдача с карлино» - мелкой монеты) - ежедневная газета, выходящая с 1885 в Болонье, одна из первых массовых газет в Италии, продавалась в табачных киосках, откуда и второй смысл названия. После первой мировой войны под ред. М. Миссироли занимала леволиберальные позиции «Ривиста интернационале ди шенце сочиали э дииіиплине ауэильярие» («Международный журнал общественных наук и вспомогательных дисциплин») - основан в 1893 в Риме Католическим союзом социальных исследований, с 1927 в Милане под названием «Ривиста интернационале ди шенце сочиали» «Риволюционе либерале» («Либеральная революция») - антифашистский еженедельник, издававшийся П. Гобетти в Турине (1922-1925)

«Риформа сочиале» («Социальная реформа») - социал-реформистский журнал, издававшийся в Риме и Турине в 1894-1935 «Ронда» («Патруль») - римский литературный журнал (1919-1923), возник как ответ на движение «Воче»; программа - возвращение к традиционному стилю и создание политически неангажированной литературы («артистической прозші) «Саджаторе» («Весы») - двухнедельный журнал политических и моралым^ проблем леволиберального направления (Неаполь, 1924-1925) "f ? j

«Секоло» («Век») - миланская газета *

«Сельваджо» («Дикарь») -в 1924-1927 политический, а в 1927-1942 - литературный журнал под редакцией М. Маккари (Флоренция), орган течений! «страпаэзе»

«Стампа» («Печать») - ежедневная газета, основана в Турине в 1895, близка к курсу Дж. Джолитти

«Студи дантески» («Дантовские исследования») - журнал, основанный в 19J М. Барби

«Тевере» («Тибр») - римская официозная газета

«Травазо делле идее» («Переливание из пустого в порожнее») - юмористический еженедельник политики и нравов, основан в Риме в 1899 «Трибуна» - ежедневная газета, выходила в Риме в 1883-1944 *

«Унита» («Единство») -политический еженедельник (Флоренция, 1911 -1920) меридиоиалистского направления, издавался Г. Сальвамини «Унита каттолика» («Католическое единство») - ежедневная газета, основаннзй Дж. Марготти в Турине (1863-1929) 1

«Фарфалла» («Бабочка») - литературный журнал веристского направления, издававшийся А. Соммаругой в Кальяри (1876-1877) и в Милане (1877- 1878)

«Фронте с пицио» («Фронтиспис») -литературный журнал (1929-1940) флорентийских католиков-герметиков

«Фьера леттерариа» - см. «Италиа леттерариа»

«Чивильта Каттолика» («Католическая культура») - историко-политический двухнедельник иезуитов, основан в 1850 (Неаполь) А. Брешани, с ноября 1850 в Риме

«Чивильта модерна» («Современная культура») - двухмесячный литературнокритический и философский журнал (Флоренция, 1929-1942), стоял на «левокрочеанских» позициях

«Эдукацьоне фашиста» («Фашистское образование») - журнал, издававшийся в 1927-1933 Фашистским институтом культуры

«Аванти!» («Вперед!») - ежедневная газета, издающаяся в Риме (1896 -1926) с 1944 официальный орган Итальянской социалистической партии. В ее пьемонтском издании (Турин) в 1916-1920 активно сотрудничал Грамши.

«Аввенире д"Италия» («Будущее Италии») – католическая газета, издается в Болонье с 1896 (до 1902 – «Аввенире») В 1968, объединившись с миланской «Италиа», вновь издается под названием «Аввенире».

«Аннали делль"Иструционе медиа» («Труды по среднему образованию») – официальное издание министерства просвещения (Рим).

«Ационе Рассенья либерале e национале» («Действие либеральное и национальное обозрение») – миланский журнал движения «молодых либералов», выступавшего за активную экспансию в Средиземноморье.

«Библиография фашиста» - журнал, издававшийся в 1926-1943 в Риме под ред. Дж. Джентиле.

«Боллетино делль"Иституто Национале дель драма антико» («Бюллетень Нацинального института античной драмы») – театроведческое издание (Сиракузы).

«Боллетино Сторико библиографико Субальпино» («Приальпийский историко-библиографический бюллетень») – издание Приальпийского исторического общества (Турин, с 1896).

«Вита э пенсьеро» («Жизнь и мысль») – католический журнал, основан в 1914 А. Джемелли (Милан).

«Воче» («Голос») – журнал, основанный Дж. Преццолини во Флоренции (1908-1916), ставил своей задачей участие в духовном обновлении Италии, в нем был представлен широкий спектр интеллектуальных и политических сил либералов, меридионалистов, социалистов, сторонников философии Кроче и Джентиле и др. После перехода руководства к Дж. Де Робертису журнал стал проповедовать принцип неангажированности литературы.

«Вьянданте» («Путник») – журнал, издававшийся Т. Моничелли в Милане (1908-1909).

«Гадзетта дел Пополо» («Народная газета») – политическая газета, издающаяся в Турине с 1849, первоначально орган национал либералов, в начале XX в была антиджолиттианской, в 1915 выступала за вступление Италии в войну, поддержала фашизм.

«Глосса Перенне» («Нетленные заметки») – литературно-критический журнал (Болонья, 1929).

«Гридо дель пополо» («Клич народа») – социалистический еженедельник, издававшийся в Турине, в нем активно сотрудничал Грамши.

«Давиде Рассенья д."арте e ди философия» («Давид Художественный и философский журнал») – издавался в 1925-1926 в Турине.

«Джорнале д"Италиа» («Итальянская газета») – ежедневная газета, основана в Риме в 1901 по инициативе С. Соннино и других правых либералов, противостояла джолиттианству, в 1922 выступила против фашизма, что привело к смене редакции.

«Доменика дель Коррьере» - воскресное справочно-развлекательное приложение к «Коррьере делла сера» (Милан, с 1899).

«Идеа национале» («Национальная идея») – ежедневная газета, орган итальянского националистического движения, выходила в Риме в 1911-1925.

«Италия» - католическая ежедневная газета, издается в Милане с 1912 (основатель – Ф. Меда), наследница «Уньоне» (1908-1912) и «Оссерваторе каттолико» (1864-1907).

«Италия ке скриве» («Пишущая Италия») – библиографический журнал, основан в 1918 в Риме А. Ф. Формиджини.

«Италия леттерариа» («Литературная Италия») – литературный еженедельник, основан в 1925 (Милан) У. Фраккья под названием «Фьера леттерариа» («Литературная ярмарка»), с 1929 выходил в Риме с новым названием до 1936, направление издания отличалось эклектизмом.

«Квадривио» («Перекресток») – иллюстрированный литературный еженедельник (Рим, 1933), фашистский официоз, инициатор в 1938 антиеврейской кампании, в 1940 объединился с «Те вере».

«Коррьере делла сера» («Вечерний курьер») – ежедневная газета, выходящая в Милане с 1876, при редакторе Л. Альбертини (1900-1925) самое популярное издание Италии. Грамши сравнивал его с «Таймс» и указывал на связи с ломбардской текстильной и резиновой промышленностью.

«Критика» (журнал литературы, истории и философии) – издавалась Б. Кроче в 1903-1944 (до 1913-совместно с Дж. Джентиле).

«Критика сочиале»- социалистический журнал, издававшийся в 1891-1926 Ф. Турати и А. Кулешовой.

«Критика фашиста» (юридический журнал фашизма) – выходил в Риме под ред. Дж. Боттаи, 1923-1943.

«Культура» - еженедельный журнал «философии, литературы и искусства», в целом крочеанской направленности, издавался Ч. де Лоллисом (до 1928) в Риме и Болонье, 1921-1935.

«Лаворо» («Труд») – независимая социал-реформистская газета, издающаяся в Генуе с 1903 палатой трудящихся и кооперативами.

«Лаворо фашиста» - официальный орган «корпораций».

«Лачерба» - флорентийский литературный, художественный и политический журнал, издавался в 1913-1915 Дж. Папини и А.Соффичи, был близок футуристам.

«Леонардо» - журнал резко антипозитивистского направления, издавался Дж. Папини в 1903-1907 во Флоренции, пропагандировал различные идеалистические учения.

«Леонардо» - ежемесячный библиографический журнал, издавался в Риме (1925-1929) под руководством Дж. Преццолини и Л. Руссо, затем в Милане и Флоренции (1930-1947) Ф. Джентиле.

«Либри дель джорно» («Книги дня») – информационно-библиографический журнал (Милан, 1918-1929).

«Марцокко» (герб Флоренции – лев со щитом и лилией) – флорентийский литературный журнал эстетико-националистического направления (1896-1932), основан братьями Орвьето.

«Меркюр де Франс» («Французский Меркурий») – литературный журнал (Париж, 1890-1940, 1944-1965), первоначально орган символистов.

«Монд» - литературный журнал левой интеллигенции, основан в 1928 А. Барбюсом.

«Мондо» («Мир») – политическая газета леволиберального направления (Рим, 1922-1925).

«"900» («Новеченто» – «Двадцатый век»)-литературный журнал, основанный M. Бонтемпелли и К. Малапарте, орган «новечентистов» («страчитта»), издавался в Риме, 1926-1927 на французском, 1928-1929 на итальянском языке.

«Нувель Литерер» («Литературные новости») – французский литературный, художественный и научный еженедельник (Париж, 1922-1940, с 1945).

«Нувель Ревю Франсез» («Новый французский журнал») – литературный журнал, издавался в Париже в 1909-1941, 1944, отстаивал свободу художественного творчества и выступал за «пересмотр европейских ценностей», привлек к сотрудничеству многих видных писателей и публицистов.

«Нуова антолоджиа» («Новая антология») – журнал, посвященный вопросам культуры, основан в 1866 (Флоренция), с 1878 в Риме.

«Нуова Италиа» («Новая Италия») – ежемесячный литературно-общественный журнал, издавался во Флоренции (1930-1943) под редакцией Л. Руссо, затем Э. Кодиньоли, К. Пеллегрини и Н. Сапеньо

«Нуова Ривиста Сторика» («Новый исторический журнал») – основан в Риме в 1917 К. Барбагалло.

«Нуови студи ди диритто, экономиа э политика» («Новые исследования в праве, экономике и политике») – журнал, издававшийся в Риме в 1927-1935 У. Спирито и А. Вольпичелли.

«Ордине нуово» («Новый строй») – печатный орган в Турине под редакцией А. Грамши, в 1919-1920 еженедельник, в 1921-1922 – ежедневная газета, в 1924-1925 выходил раз в две недели.

«Оссерваторе романо» («Римский обозреватель») – ежедневная газета, орган Ватикана, основана в 1861.

«Патриа» («Родина») – болонский журнал движения «молодых либералов».

«Пегасо – ежемесячный литературно художественный журнал, выходил во Флоренции в 1929-1933 под редакцией У. Ойетти.

«Персеверанца» («Упорство») – журнал, основан в Милане в 1860 умеренными либералами из «Правой», издавался до 1920.

«Политика» - орган националистов, издавался в Риме (1918-1943) под редакцией Ф. Копполы и А. Рокко.

«Пополо д"Италиа» («Народ Италии») – ежедневная газета, основана в Милане Б. Муссолини (1914), после «похода на Рим» – официальный орган фашистской партии, закрыта 25.7.1943.

«Ревю де де Монд» («Обозрение Старого и Нового света») – литературный, научный и художественный журнал (Париж, 1829-1944).

«Ревю де метафизик e де мораль» («Журнал метафизики и этики») – французский философский журнал, издается в Париже с 1893.

«Ресто дель карлино» (в названии игра слов – «Этого еще не хватало» и «Сдача с карлино» – мелкой монеты) – ежедневная газета, выходящая с 1885 в Болонье, одна из первых массовых газет в Италии, продавалась в табачных киосках, откуда и второй смысл названия. После первой мировой войны под ред. M. Миссироли занимала леволиберальные позиции.

«Ривиста интернационале ди шенце сочиали э дишиплине аузильярие» («Международный журнал общественных наук и вспомогательных дисциплин») – основан в 1893 в Риме Католическим союзом социальных исследований, с 1927 в Милане под названием «Ривиста интернационале ди шенце сочиали».

«Риволюционе либерале» («Либеральная революция») – антифашистский еженедельник, издававшийся П. Гобетти в Турине (1922-1925).

«Риформа сочиале» («Социальная реформа») – социал-реформистский журнал, издававшийся в Риме и Турине в 1894-1935.

«Ронда» («Патруль») – римский литературный журнал (1919-1923), возник как ответ на движение «Воче», программа – возвращение к традиционному стилю и создание политически неангажированной литературы («артистической прозы»).

«Саджаторе» («Весы») – двухнедельный журнал политических и моральных проблем леволиберального направления (Неаполь, 1924-1925).

«Секоло» («Век») – миланская газета.

«Сельваджо» («Дикарь») -в 1924-1927 политический, а в 1927-1942-литературный журнал под редакцией M. Маккари (Флоренция), орган течения «страпаэзе».

«Стампа» («Печать») – ежедневная газета, основана в Турине в 1895. была близка к курсу Дж. Джолитти.

«Студи дантески» («Дантовские исследования») – журнал, основанный в 1920 M. Барби.

«Тевере» («Тибр») – римская официозная газета.

«Травазо делле идее» («Переливание из пустого в порожнее») – юмористический еженедельник политики и нравов, основан в Риме в 1899.

«Трибуна»- ежедневная газета, выходила в Риме в 1883-1944.

«Унита» («Единство»)-политический еженедельник (Флоренция, 1911-1920) меридионалистского направления, издавался Г. Сальвамини.

«Унита каттолика» («Католическое единство») – ежедневная газета, основанная Дж Марготти в Турине (1863-1929).

«Фарфалла» («Бабочка») – литературный журнал веристского направления, издававшийся А. Соммаругой в Кальяри (1876-1877) и в Милане (1877– 1878).

«Фронтеспицио» («Фронтиспис») – литературный журнал (1929-1940) флорентийских католиков-герметиков.

«Фьера леттерариа» - см. «Италиа леттерариа».

«Чивильта Каттолика» («Католическая культура») – историко-политический двухнедельник иезуитов, основан в 1850 (Неаполь) А. Брешани, с ноября 1850 в Риме.

«Чивильта модерна» («Современная культура») – двухмесячный литературно-критический и философский журнал (Флоренция, 1929-1942), стоял на «левокрочеанских» позициях.

«Эдукацьоне фашиста» («Фашистское образование») – журнал, издававшийся в 1927-1933 Фашистским институтом культуры.

Печать

Разные исследователи итальянской журналистики выделяют разное количество этапов развития. Исследователь Ворошилов выделяет несколько периодов: 1.Зарождение итальянской журналистики. 2.Журналистика Италии от «Реставрации» до объединения страны. 3. Журналистика Италии от начала XX века до падения фашизма 4. Итальянские СМИ с середины XX в. до начала XXI в.

Мы представим общую периодизацию итальянской журналистики.

Древний период. Возрождение журналистики

Европейская журналистика, а, точнее, «протожурналистика», берет свое начало с самого основания Рима. Они воскрешали картину происшедших событий и являлись чем-то вроде «газеты-ежегодника» .

Еще в I веке до н.э. выходила Acta senatus (Дела Сената). Регулярно вести и публиковать протоколы Сената начали в год первого консульства Юлия Цезаря, то есть 59 году до н. э., с целью развеять завесу тайны, которая окружала сенаторов. Подобные протоколы вели, а иногда и публиковали и ранее, но только по приказу Цезаря это начали делать на регулярной основе. Первоначально протоколы публиковались под названием «Acta diurna senatus ас populi» («Ежедневные протоколы сената и римского народа» ), позже произошло разделение на «Acta diurna populi Romani» и «Acta Senatus» . В отличие от «Acta diurna», которые распространялись по всему Риму, «Acta senatus» вывешивались на форуме.

Потом начали выходить Acta publica (Общественные дела), имевшие более частую периодичность. Они освещали работу римского сената и были своего
рода письменным отчетом о парламентских дебатах.

Деловые люди, купцы, прежде всего, быстро поняли ценность информации самой по себе и всю пользу, которую можно было извлечь из нее.

По инициативе Цезаря в Риме выпускалась также еженедельная газета Commentarius rerum novarum (Записки о новых событиях). Эту «газету» тиражировали 300 рабов-переписчиков, суммарный тираж издания достигал 10,5 тысяч экземпляров.

Эпоха Возрождения и Средние века

Наиболее оптимальные условия для появления рукописной журналистики в Италии возникли уже в позднее средневековье. Важнейшим событием в культурной жизни Европы эпохи Возрождения стало изобретение книгопечатания немцем Иоганном Гутенбергом в 1440г. Первый в Италии печатный станок был установлен в 1464г., а первым отпечатанным типографским способом произведением в Италии стало «Послание» Цицерона (1468г).

К началу 16 в. все самые маленькие городки Италии имели свои типографии.
Предшественниками первых газет стали венецианские рукописные газеты, появившиеся в этом крупнейшем экономическом и финансовом центре Европы во второй половине XVI в. Слово «газета», вошедшее в большинство европейских языков, происходит от названия старинной мелкой венецианской монеты (gazzetta), которую читатели платили за данный информационный листок.

Венецианские газеты представляли собой листы, сложенные вдвое и заполненные от руки с четырех сторон. Информация, помещенная в них, не была подписана и содержала новости о различных событиях, происходивших в Италии (исключая саму Венецию) и за ее пределами. Краткие новостные блоки (в основном военные или политические) были разделены абзацами, где в качестве своеобразного «заголовка» выступали название города (страны) и дата происходившего события. Венецианские рукописные газеты назывались «аввизи» (avvisi – от итал. «avviso» – сообщение, извещение), и самый ранний дошедший до нас комплект датируется 1566.

Но все издания (листки) находились под контролем политической цензуры. Церковь была первой инстанцией, занявшейся цензурой.

Таким образом, начальный период журналистики почти на всей европейской территории был связан с цензурой властей над всей типографской продукцией.

Первые итальянские газеты с названиями возникли к 1642г., когда генуэзец Лука Ассарино основал газету Sincero (Искренняя) , выходившую до 1682г. Сначала она выходила дважды в месяц, затем - два раза в неделю.

В 1668 г. в Риме появился первый итальянский журнал «Il Giornale de"Letterati» («Журнал литераторов»). Журнал этот был задуман по образцу французского «Journal des Savants», а в дальнейшем сам послужил образцом для итальянских литературных журналов. Журнал, в котором помешались работы литературоведческого, языковедческого, философского характера, просуществовал до 1679 г.

Век – Эпоха Просвещения

В Италии выходит нравоучительный журналистики стал известный поэт и критик Гаспаро Гоцци, который с 1760 г. издавал «Gazzetta Veneta» («Венецианская газета»), почти полностью заполняя еженедельник своими собственными сочинениями.

Наиболее значимыми изданиями 18 – начала 19 вв. были энциклопедический журнал «Каффе» («Кофейня») и литературный ежемесячник «Оссерваторе» («Наблюдатель»), который издавал Гоцци. Первая ежедневная газета в Италии «Gazzetta di Genova» («Генуэзская газета») – в 1798 г.

В это время были созданы две ежедневные газеты республиканской направленности «Оссерваторе делла репубблика итальяно» («Обозрение итальянской республики») и «Коррьера милано» («Миланский вестник»). Была достигнута определенная свобода слова и печати, которая позже была опять утеряна (в книге написан в период реставрации) и политика вновь стала запретным плодом. Научные и литературные журналы вновь усилили на своих страницах тематику борьбы за объединение Италии, за политическую свободу, но осторожно, чтобы избежать преследований цензуры. В то время было немало бесплатных ежедневных и еженедельных периодических изданий, которые издавались властями, восхваляли существующие порядки, обсуждали далекие от политики вопросы, в частности, моды.

Широкое распространение получила нелегальная печать патриотического характера: «Деи э пополо» («Бог и народ»), «Джустиция э либерта» («Справедливость и свобода»). Джузеппе Мадзини и его газета «Ля джоване Италия» (Молодая Италия).

На рубеже веков активно развивалась в Италии партийная печать, в основном республиканцев, социалистов и клерикалов. Республиканская партия выпускала две ежедневные газеты «Джорнале дель пополо» («Народная газета») и «Италия дель пополо» («Народная Италия»); итальянская социалистическая партия издавала более чем 50 перио-дических изданий, в том числе «Аванти!» («Вперед!», Рим), «Темпо» («Время», Милан).

Клерикалы имели ежедневные газеты в каждом городе, их главным изданием была «Оссорваторе Романо» («Римский наблюдатель») – печатный орган Ватикана.

Годы фашистской диктатуры (1922-1945) поставили итальянскую журналистику в трудные условия. Демократическая печать могла существовать лишь нелегально, или в других странах. Важную роль в антифашистской борьбе сыграла газета компартии Италии "Унита" ("Единство"), основанная в 1924 г. Она выходила 17 лет нелегально со дня своего запрещения в 1926 г. до легализации в Неаполе, после освобождения его союзными войсками в 1943 г. Газета выходит и сегодня.

Демократическая печать могла существовать лишь нелегально или в других странах . Важную роль в антифашистской борьбе сыграла газета компартии Италии «Унита» («Единство»), основанная в 1924.

В конце 50-х гг. в стране выходило 90 ежедневных газет и более 5 тыс. периодических изданий политического, экономического, научного и литературного профиля. Их общий разовый тираж составлял 8 млн.экз. Закон о печати (1948 г.) позволяет им пользоваться свободой на информацию и публичные высказывания, но требует не допускать публикацию ложных, преувеличенных и тенденциозных сообщений, способных нарушить общественный порядок. За поношение государственного строя и оскорбление официальных лиц в 50-х гг. были преданы суду около тысячи итальянских журналистов.

Большинство газетвыходили в наиболее развитой части Италии – на севере. 14 газет считали себя партийными – «Аванти!» («Вперед!»), «Унита», «Воче републикана» («Голос

республики»), «Пополо» («Народ»), «Джустиция» («Справедливость»).

В 1970-е гг. ежедневные газеты выходили в Италии, в том числе Риме, Милане.