Чем по вашему мнению достоинства. Формы правления и государственного устройства

Разделение верховной исполнительной власти между реальным и церемониальным руководством. Функции реального исполнительного руководства осуществляются правительством (кабинетом министров) во главе с премьер-министром, который избирается парламентом. Глава правительства является фактически первым лицом в политической иерархии, хотя исполнительная власть осуществляется по большей части коллегиально. Сила политической власти премьера определяется тем, насколько он контролирует назначение и деятельность членов кабинета и во многом зависит от типа парламентского режима. Функции церемониального руководства выполняет лишенный реальной власти формальный глава государства - президент или монарх. Президент обычно избирается на должность парламентом (в некоторых странах, например в Индии, Италии, ФРГ, - совместно с представителями местных легислатур). Формально-юридические возможности главы государства в чисто парламентских системах гораздо шире его церемониальных полномочий (назначать и освобождать от должности премьер-министра и других высших чиновников, подписывать законы, принимать отставку правительства, распускать парламент, назначать новые парламентские выборы и др.). Однако все эти функции являются преимущественно символическими. Глава государства выполняет их в рамках императивных норм писанного и неписанного права, содержащих предписания, обязательные для исполнения (например, обязанность назначить премьер-министром лицо, избранное на этот пост парламентским большинством, обязанность подписать принятый парламентом закон и т. д.). К тому же почти все акты, подписанные главой государства, требуют контрассигнации (скрепления подтверждающей подписью) премьер-министра или соответствующего министра, без которой они не будут действительны. Вместе с тем глава государства может обладать некоторыми дискреционными (выборочными), или спящими полномочиями. Это такие полномочия, применение которых ставит главу государства в ситуацию выбора того или иного решения и тем самым позволяет осуществлять политическую власть. Так, например, Конституция ФРГ предусматривает, что если лицо, избранное во втором туре голосования на пост премьер-министра, не собрало большинства голосов членов Бундестага, то федеральный президент обязан в течение семи дней либо произвести его назначение, либо распустить Бундестаг. Выборочные полномочия появляются ("просыпаются") в нестандартной, кризисной ситуации. Поэтому ими очень редко пользуются. В обычной ситуации права на инициативу и собственный выбор в принятии политического решения глава государства практически не имеет. парламент республика правление.

Парламентский способ формирования правительства. В парламентской системе правления гражданами непосредственно избирается только законодательная ветвь власти, которая, в свою очередь, избирает высшее руководство исполнительной власти. Правительство формируется чаще всего парламентским большинством. В некоторых странах, например, в Дании, Италии, Норвегии, Швеции распространена практика образования кабинетов парламентского меньшинства. Это такие правительства, которые не опираются на абсолютную поддержку парламента. Для их появления достаточно только того, чтобы большинство не голосовало против предлагаемого кабинета. Законодательное собрание обычно ограничивается избранием премьер-министра. (Одним из немногих исключений является Австралия, где правящая парламентская фракция избирает всех членов правительства.) Премьер-министр избирается на неопределенный срок, но он не может превышать период ("созыв", "каденцию") деятельности парламента. Премьером, как правило, становится лидер партии (или коалиции партий), контролирующей большинство мест в парламенте. Он отбирает других министров кабинета. При чем в подавляющей части парламентских систем кабинет министров образуется преимущественно из членов парламента с сохранением их депутатских мандатов. В ряде стран персональный состав и программа действий нового кабинета представляются парламенту вместе с предложением о предоставлении правительству вотума доверия (например, в Греции, Италии, Чехии). В других парламентских государствах этого не требуется. Правительство действует до тех пор, пока парламент специально не предъявит ему вотум недоверия (Великобритания, Дания, ФРГ, Голландия, Норвегия, Швеция и др.). Ответственность правительства перед парламентом. Поскольку премьер-министр избирается парламентом, то он вместе с кабинетом несет политическую ответственность только перед парламентом. Это выражается в том, что правительство полностью подконтрольно парламенту. Существует множество форм парламентского контроля, например, специальные парламентские запросы или вопросы, слушания парламентских комитетов и комиссий, парламентские дебаты. Но главной из них является возможность вотума недоверия, т. е. голосования парламентского большинства за смещение премьер-министра (и всего действующего кабинета) или отдельных министров. Смещение кабинета может произойти путем голосования парламентского большинства за предложение выразить недоверие премьер-министру либо за отклонение предложения выразить доверие премьер-министру. Предложение о выражении недоверия обычно ставится парламентской оппозицией, тогда как предложение о доверии вносится самим премьер-министром. В конституционное право некоторых стран (ФРГ, Испания, Италия и др.) введен так называемый "конструктивный вотум недоверия", допускающий смещение премьер-министра лишь при одновременном избрании преемника абсолютным большинством голосов. Кабинет в любой момент и по любой причине может быть низложен голосованием парламентского большинства. Поэтому важнейшим фактором стабильности парламентской системы являются отношения доверия между кабинетом и парламентом. Для того чтобы выжить, правительство должно постоянно опираться на доверие большинства депутатов парламента. Если премьер-министр и его кабинет теряют доверие парламентского большинства, то они могут быть отозваны со своих постов посредством вотума недоверия. Это обычно влечет за собой отставку правительства ("правительственный кризис") или - что бывает значительно реже - досрочный роспуск парламента. Последнее обычно происходит, прежде всего, вследствие неспособности парламента сформировать в течение определенного срока новое правительство или неконструктивного вотума недоверия ("парламентский кризис"). Глава государства обязан в этой ситуации распустить парламент и назначить досрочные парламентские выборы. Обратная зависимость парламента от правительства. Политически связующим элементом между парламентом и правительством являются политические партии. В системах парламентского правления обе ветви власти контролируются одной и той же партией (или партийной коалицией). Ведущие политики-депутаты правящей партийной фракции (коалиции) избираются в состав кабинета, играют решающую роль в разработке его программы и оказывают определяющее влияние на всю последующую деятельность парламента. Хотя законодательные полномочия относятся к числу основных функций представительного собрания, политический курс, как правило, разрабатывается и выдвигается членами кабинета. Рядовые парламентарии правящей фракции, связанные жесткой партийной дисциплиной, в основном голосуют в поддержку тех законопроектов, бюджетов и иных политических решений, которые предлагаются их лидерами в правительстве. Поэтому парламент чаще всего обладает меньшим влиянием на выработку государственного курса, нежели правительство, и оказывается в определенной зависимости от него. Этот эффект только усиливается, если лидер партии одновременно является главой кабинета. Однако степень зависимости парламента от правительства опять-таки определяется типом парламентского режима. Таким образом, при парламентской форме правления ни одно правительство не может быть образовано без хотя бы минимальной поддержки в законодательном органе. Кабинет вырастает из легислатуры и является органом парламентского большинства. Право парламента сместить кабинет и возможность досрочного роспуска парламента обеспечивают определенную взаимозависимость законодательной и исполнительной ветвей власти, что побуждает их к сотрудничеству и поиску согласия. Это - режим "мягкого" разделения властей, или, если воспользоваться классификацией М. Дюверже, режим сотрудничества властей.

В демократическом мире существуют четыре основных типа парламентского режима. Различия между ними определяются количеством политических партий, завоевавших контроль над исполнительной властью, уровнем парламентской поддержки кабинета, стилем правления, механизмом принятия политических решений. Первый можно определить как режим однопартийного большинства. Он возникает при так называемой мажоритарной ситуации, когда какая-либо партия обладает абсолютным большинством мест в парламенте. Это дает ей возможность единолично сформировать однопартийное правительство большинства и проводить самостоятельный политический курс на протяжении всей парламентской каденции. Иногда приобретение такого контроля вытекает непосредственно из результатов парламентских выборов, когда одна партия завоевывает абсолютное большинство голосов. После Второй мировой войны к данной категории длительное время относились парламентские демократии в Швеции и Японии. Однако более распространенной разновидностью однопартийного режима парламентского большинства является Вестминстерская модель, возникшая в Англии и названная так по месту расположения её парламента - Вестминстерскому дворцу. Сегодня она характерна не только для Великобритании, но и для многих других стран, испытавших британское влияние, таких как, Австралия, Индия, Канада, Новая Зеландия, Ямайка. Вестминстерская модель основана на мажоритарной избирательной системе относительного большинства, которая, как известно, сводится к формуле "победитель получает всё". Благодаря этой системе, партия, набравшая меньше половины голосов избирателей всей страны (в Великобритании это число всё же должно составлять не менее одной трети), получает, как правило, абсолютное большинство депутатских мест и монопольное право назначать членов кабинета. Остальным партиям, пользующимся сравнительно немалой совокупной поддержкой электората, достается минимальное количество мест в законодательном собрании. Длительное применение подобного электорального закона ведет к возникновению двухпартийной системы, когда, поочередно сменяя друг друга, одна из двух крупнейших партий страны формирует правительство, а другая образует официальную оппозицию. Преимущества и недостатки парламентских режимов.

Сильные и слабые стороны той или иной формы правления определяются ее способностью поддерживать стабильность государственной власти и всей политической системы. Политическая стабильность предполагает утверждение определенного типа политического господства, легитимность и эффективность политического режима. Стабильность любой демократической системы характеризуется высокой вероятностью сохранения демократического, рационально-легального характера политического господства, низким уровнем реального или потенциального политического насилия и минимизацией риска ошибок и цены издержек при принятии и осуществлении политических решений. В спорах о том, какая система правления наилучшим образом поддерживает и укрепляет демократию, многие политические теоретики (например, А. Валенсуэла, Х. Линц, А. Степан, С. Скэч) традиционно отдают предпочтение "чистому типу" парламентаризма, причем, прежде всего, его британской модели. Однако, по мнению некоторых других авторитетных политологов, степень позитивного или негативного воздействия определенной формы правления на демократическую стабильность производна не столько от ее институциональных особенностей, сколько от всей совокупности политических институтов, действующих в данной стране Д. Горовиц, а также от характерных для нее экономических и культурных факторов С. Липсет. Та или иная форма правления может усиливать либо, наоборот, ослаблять стабильность демократического режима в сочетании со следующими социальными и политическими условиями:

Состояние экономики (устойчивое развитие или глубокий кризис);

Степень культурных и идеологических разногласий в обществе (нормативный и ценностный консенсус или острый конфликт и раскол);

Количество действующих политических партий (двухпартийная или мультипартийная система)

Степень антагонизма и поляризации партий (консенсусная, примирительная или конфликтная партийные системы)

Тип избирательной системы и степень ее соответствия/несоответствия данной форме правления;

Общие политико-культурные традиции (демократические или автократические). При наличии более-менее благоприятных условий парламентские режимы демонстрируют ряд ярко выраженных институциональных преимуществ, которые можно свести к следующим:

1. Гибкость исполнительной власти. Нефиксированный, заранее не установленный срок полномочий премьер-министра и простота процедуры вотума недоверия позволяют парламенту в случае необходимости своевременно смещать кабинет, изменять политический курс или вносить в него существенные коррективы. В результате исполнительная власть оказывается способной гибко и эффективно реагировать на внутренние и внешние воздействия.

2. Сотрудничество исполнительной и законодательной власти. Взаимозависимость правительства и парламента значительно уменьшает вероятность конфликтов между обеими ветвями власти, заставляет их прислушиваться к мнению друг друга и находить согласие. В однопартийных мажоритарных режимах правительственные программы, как правило, получают твёрдую поддержку со стороны парламентского большинства, что делает процесс принятия решений достаточно быстрым и эффективным. В миноритарных ситуациях парламентский способ формировании кабинета стимулирует создание и сохранение коалиционного большинства, также заинтересованного в поддержке правительства. Глава такого правительства должен быть еще более внимательным к мнению парламента, не говоря уже о главе кабинета меньшинства. Если столкновение партийных интересов не позволяет коалиционному кабинету оставаться у власти, то смена состава правящей коалиции даёт возможность избрать нового премьер-министра, который должен будет сформировать новое правительство. Смещение кабинета происходит без какого-либо серьезного политического конфликта. В исключительных случаях назначаются досрочные парламентские выборы. Поэтому системы парламентаризма редко впадают в глубокие кризисы.

3. Обеспечение стабильности исполнительной власти. Вестминстерская версия парламентаризма в сочетании с избирательной системой относительного большинства порождает очень устойчивые правительства, при которых ответственность за управление страной возлагается на одну партию, а перед избирателями ставятся чёткие альтернативы ещё в преддверии выборов. С другой стороны, опыт ФРГ и скандинавских стран свидетельствует, что комбинация парламентской системы с системой пропорционального представительства также даёт довольно стабильные и ответственные кабинеты, если они основаны на консенсусной партийной системе, позволяющей удерживать идеологические противоречия между партиями на умеренном уровне.

4. Поддержание преемственности государственной власти. Свойственное парламентаризму разделение церемониальных и реальных функций позволяет церемониальному исполнительному органу (монарху или президенту) стоять над различными партийными интересами и политическими курсами, чтобы быть представителем всего народа, символизировать собой единство нации и олицетворять стабильность государства.

5. Уменьшение опасности установления персоналистской диктатуры. Процедура вотума недоверия позволяет парламенту довольно легко, простым большинством голосов, отстранить от власти премьер-министра, оказавшегося замешанным в скандале или прибегающего к авторитарным методам руководства. Возможность неоднократно участвовать в будущих парламентских выборах и - в случаях одержания победы - возглавлять правительства при нескольких созывов законодательного органа также служит важным фактором, удерживающим премьера от опрометчивых поступков. Поэтому парламентские системы значительно уменьшают опасность нарушений конституции со стороны исполнительного органа, концентрации власти в руках одного человека и мало подвержены государственным переворотам.

ля-ля-ля, фа-до-ля фа-до-ля. ми-ми-ми, фа-до-сольдиез фа-до-ля

Президентская республика:
В президентской республике должности главы государства и главы правительства объединены. Глава государства избирается всеобщим голосованием и формирует правительство, которое несет перед ним политическую ответственность.
Признаки:
1. Президент и парламент избираются народом
2. Президент-глава государства и глава правительства
3. Президент подписывает принятые парламентом законы и обладает правом вето
4. Парламент имеет право преодоления вето (2/3 голосов)
5. Президент НЕ имеет права роспуска парламента
6. Парламент НЕ имеет права отставки президента.
Достоинства:
1. Президент несет всю ответственность за деятельность правительства
2. Избиратели могут заранее прогнозировать состав правительства
3. Парламент управляет президентом.
Недостатки:
1. Двойная демократическая легитимность (и президент, и парламент избираются народом). Это может стать источником острейшего конфликта между президентом и парламентом.
2. Отсутствие гибкости (в случае конфликта между президентом и парламентом обе ветви власти вынуждены существовать до след.выборов)
3. Возможна неэффективность власти в том случае, если парламент блокирует принятие президентских инициатив.
4. Относительная нестабильность демократического режима.

Парламентская республика
В парламентской республике правительство формируется парламентом, а глава государства (если эта должность существует) избирается парламентом. Премьер- министром (главой правительства), как правило, становится лидер партии, набравшей большинство голосов на выборах в парламент.
Признаки:
1. Парламент избирается народом
2. Правительство формируется парламентом и зависит от доверия парламентского большинства.
Достоинства:
1. Парламентская ответственность правительства (Политическая ответственность исполнительной власти перед законодательной).
2. Гибкость (конфликты между парламентом и правительством имеют гибкую возможность)
3. Выживаемость (демократия чуть выше, чем при президентской республике)
Недостатки:
1. Возможна частная смена правительства (пр.: Италия 1 раз в месяц) => возможна политическая нестабильность
2. В последние годы в странах парламентской республики ослабление фракционной дисциплины, которая подрывает принципы партийной ответсвенности.

А. Лейпхарт формулирует три основных различия между президентской и парламентской республикой:
в парламентской республике глава правительства зависит от парламентского доверия, а в президентской республике, в которой глава правительства (президент) всенародно избирается, глава исполнительной власти не может быть смещен с поста парламентским голосованием (за исключением импичмента);
в парламентской республике глава исполнительной власти избирается парламентом в результате многочисленных внутрипарламентских торгов и переговоров, а в президентской республике - всенародным голосованием;
в парламентской республике исполнительная власть имеет коллективный и коллегиальный характер и зависит от законодательной, в то время как в президентской - персонифицированный и единоличный характер.

В первой части нашей работы были рассмотрены классификация формы правления, как уже было отмечено выше, существуют две формы правления монархия и республика. Каждая из этих форм имеет ряд своих особенностей, от которых зависит структура государства, кто правит и кому принадлежит власть. Монархии подразделяются на такие группы как абсолютные (неограниченные) и ограниченные, дуалистическую (смешанную) и парламентскую (конституционную). Республики подразделяются на президентские, полупрезидентские (смешанные) и парламентские. Все перечисленные подразделенные формы правления имеют свои достоинства и недостатки. Рассмотрим их подробнее.

По мнению автора, абсолютная монархия самая не благоприятная форма правления, поскольку в ней сосредоточена вся полнота власти главы государства, монарха, то есть в неограниченной монархии воля монарха главный источник права. В данной монархии глава государства, не ограничен каким - либо другим органом государственной власти. Автор считает, что главной отрицательной чертой такой монархии является политическое бесправие народа. Как правило, при абсолютной монархии преобладает авторитарный политический режим, при котором народ практически не имеет политической и социальной свободы. Основная масса общества должна подчиняться предписанным законам монарха. История и жизнь показывают, что правление в лице шаха, царя, короля характеризуется неограниченностью властных полномочий, полной безответственностью власти за происходящие в стране события. Значит такой форме организации публичной власти ни теперь, ни в будущем не должно быть места. И государства со спецификой авторитаризма и тоталитаризма запечатлелись в памяти человечества как образцы произвола, невинного преследования лиц, не воспринимающих режим. И в основе всего этого стоит идеология, полностью отрицающая ответственность "гениального руководителя" перед гражданами, отдаляющая его от народа, как небо от земли, на недосягаемую высоту, воспевающая эту недосягаемость, пичкающая ею его самого и подданных, возносящая на уровень государственной политики жестокость, насилие, невинные преследования во имя "укрепления государства", "защиты внутренней стабильности", достижения "идеальных" целей, а потому стимулирующая соответствующие органы на такие дела.

По мнению автора, ограниченная монархия по сравнению абсолютной монархии носит положительный аспект. Автор ставит ставку на конституционную монархию, при которой власть монарха ограничивается представительным органом, что закрепляется, как правило, в конституции, утверждаемой парламентом. Монарх не вправе её изменить. В конституционной монархии, несмотря на то, что фактическая власть не принадлежит народу, здесь присутствуют политические права общества, оно может избирать парламент, который периодически меняется в зависимости от сроков правления. Выявив положительные и отрицательные свойства монархии, перейдём к рассмотрению достоинств и недостатком республики.

Человечество, с одной стороны, стремящееся к свободе, а с другой стороны, осознающее необходимость власти и законопорядков, ищет такие формы публичной власти, которые по возможности обеспечивали бы свободу. В свое время этот поиск привел к открытию демократии, занимающей господствующее положение в основных законах государств и в других политических документах, беспокоящей человеческое сознание, рожденной из древнегреческой традиции и понимаемой по содержанию как свобода. Он же привел к открытию республики, фундамент которой был заложен в Древнем Риме, а по сущности состоящей из свободного строя. Древние греки одарили мир такими ценностями, как свободомыслие, искусство высокой философской рефлексии и творческого дерзания, а римляне -- законом, чутким отношением к нему, верностью к прошлому, к истории. И последующая культура государственно-правового строительства человечества складывалась и развивалась под влиянием этих древних государств -- Греции и Рима. Человечество, стремящееся к свободе, после всех и всяческих мытарств пришло к такому выводу: демократия отнюдь не есть призыв к тотальной свободе, она есть защита и равное деление упорядоченной свободы: к тому же эта свобода может существовать в республиканской форме правления.

Именно в республиканской форме правления пресекается расширение стихийной тяги к свободе, свобода сорганизуется, упорядочивается на основе правовой организации государственной власти и, таким образом, открывается широкий простор для ее развития и расцвета, ибо в этой форме правления ветви власти связаны Конституцией, законами, правом и сформированным в их отношении общественным мнением. Именно в республиканской форме правления не допускается длительное присвоение государственной власти на основе индивидуального права и личных желаний; государственные органы формируются на основе строгой защиты гражданских прав и только на ограниченный срок посредством свободных выборов; государственная власть претворяется в жизнь на основе Конституции, закона и права, участия народа в правлении и соблюдения человеческого достоинства.

Но, к сожалению, в существующих государствах указанные характерные признаки республиканской формы правления не всегда и не везде претворяются в жизнь на требуемом уровне и в нужном объеме. Прежде всего, жизнь намного сложнее самых замысловатых, скрупулезных теорий и она неминуемо вносит свои поправки, в эти теоретические конструкции. С другой стороны, причины спада авторитета республиканского строя в прошлом, теперь и в будущем, думается, следует искать в политических амбициях. Именно неуемные политические амбиции, направленные на удовлетворение "высших" целей субъекта-властолюбца, приводят к попранию, порой -- демонстративному, закона, права, гражданских прав и свобод политических соперников -- всего того, что составляет основу правового государства. Под нажимом этих амбиций отвергаются и отметаются самые общественно необходимые запреты, ограничения словно никчемные, случайные "препятствия".

В такой ситуации, естественно, возникает вопрос: в какой форме республиканского строя в нужном объеме и на должном уровне реализуются принцип разделения властей, свойственный правовому государству, а также вышеуказанные признаки данного строя, значит, соответственным образом пресекаются политические амбиции? Известно, что республиканский государственный строй претворяется в жизнь в двух формах правления - парламентской республики и президентской республики. На наш взгляд, именно при парламентской форме правления больше возможностей для претворения в жизнь характерных черт правового государства и республиканского строя.

Родиной парламентской республики является верная монархическому строю Англия. В этой стране политические партии, выступающие со своими программами, ведут борьбу за голоса избирателей. Победившая на выборах партия определяет состав не только правительства, но и в основном, парламента. И таким образом, обеспечивается политическое единство законодательной и исполнительной властей. К историческим документам, относящимся ко времени, предшествовавшему эпохе парлам6ентаризма следует отнести Билль о правах 1689 г. предписавший, что "притязания на власть приостанавливать законы или исполнение законов королевским повелением, без согласия Парламента, незаконны". На этом основании считается, что именно в Англии, практически в первой из влиятельных европейских стран, основы современного парламентаризма и парламентарной монархия уже сложились в период с конца ХУП1 и до конца Х1Х в.

Президентская республика нашла свой самый совершенный уровень в США. Согласно Конституции этой страны, за голоса избирателей ведут борьбу как кандидаты в члены парламента, так и кандидаты в президенты. В этой борьбе победившая сторона самостоятельно, независимо от политических партий и парламента, формирует правительство. Согласно конституции США полномочия законодательной власти принадлежит Конгрессу Соединенных Штатов, который состоит из Сената и палаты представителей. Но с этой точки зрения в Турции (Законодательная власть принадлежит великому национальному собранию Турции (ВНСТ) - однопалатному парламенту (меджлису), состоящему из 550 депутатов, избираемых на основе прямых, всеобщих, равных и одноступенных выборов), Финляндии (Высший законодательный орган страны - однопалатный парламент - Эдускунт. Нормы, регулирующие порядок выборов в парламент, правила его работы и функции, содержатся в трёх законодательных актах - "Форме правления Финляндии", "Акте об Эдускунте" и "Законе о выборах в парламент" 1955 г. В состав парламента входят 200 человек, которые избираются путём всеобщих прямых выборов по принципу пропорционального представительства), во Франции (Полномочия президента во всех сферах государственной жизни чрезвычайно обширны, ст. 5 Конституции закрепляет за ним обязанность обеспечивать "своим арбитражем нормальное функционирование государственных органов, а также преемственность государства".) Президент обладает широкими прерогативами в области законодательства. Существует иного вида система президентской республики. В этих странах народ на одних выборах избирает главу исполнительной власти -- президента, а на других -- партийных депутатов, победившие формируют парламентское большинство, а таким образом, и правительство, подчиняющееся президенту. Надо отметить, что в Турции и Финляндии президента избирает не непосредственно народ, а его представительный орган -- парламент. Такое избрание законодательной и исполнительной властей с финансовой точки зрения требует больших расходов и, к тому же, не обеспечивает политическое единство этих двух ветвей власти.

Например, в Турции бывший лидер партии "Правильный путь" С. Демирель был избран президентом страны. В парламенте же большинство мест принадлежало партиям Рифаг ("Благоденствие") и Ана Ветен ("Отчество"). Такое состояние, хотя на первый взгляд и создает впечатление о правильном решении вопроса, в последующем привело к правительственному кризису и ранним парламентским выборам, как это было, например, во Франции (в 1981 г. социалист Ф. Миттеран был избран президентом, большинство же мест в парламенте заняли правые партии. В результате начался правительственный кризис, и были проведены ранние парламентские выборы.

Следует напомнить одну истину: президентская форма правления в такой стране, как Азербайджан, со слабыми демократическими традициями, может привести к установлению режима личной власти, не считающегося с общественным мнением и действующего произвольно от общественного контроля. Согласно ст. 81 и ст. 82 Конституции Азербайджана законодательную власть в Азербайджанской республике осуществляет Милли Меджлис, который состоит из 125 депутатов. Например, на Филиппинах Маркое, после того как был избран президентом, сохранял в своих руках эту должность в течение 20 лет; присвоил богатства страны, однозначно взял курс на уничтожение политических соперников. Аналогичные события неоднократно имели место и в странах Латинской Америки, Африки. Такое положение объясняется отчасти уменьшением роли политических партий в президентских республиках, незначительным участием их в формировании исполнительной власти и в составлении программы правительства.

В большинстве стран Западной Европы, а также в Конституции - Австралии (По конституции Австралии законодательная власть возложена на двухпалатный парламент, избираемый всеобщим голосованием. В составе, Верхней палаты - Сената 76 человек, а в Палате представителе 148 человек). Канаде (По форме правления Канада - конституционная парламентская монархия. В соответствии с конституционным законом 1082 г. главой государства является королева (король) Великобритании, который представляет в Канаде генерал - губернатор), Японии (Согласно ст. 41 Конституции Японии установлено, что парламент является высшим органом государственной власти и единственным законодательным органом государства) парламентская республика. Именно в этих странах, можно сказать, нет тех внутренних и внешних проблем, которые наличествуют в иных странах, наоборот, здесь низок уровень инфляции, существует сбалансированный бюджет, стабильная национальная валюта. Во всех странах Северной и Южной Америки, кроме Канады и Ямайки, в большинстве стран Азии и Африки, а также в независимых государствах, возникших на пространстве бывшего СССР, существует президентская форма республиканского правления. Именно этим странам больше всего свойственны политическая и экономическая нестабильность, дефицит торгового и платежного балансов, вечно растущий государственный долг и инфляция, массовый уход населения из страны. Конечно, эти сложные проблемы детерминируются и другими причинами, но все-таки организационно-правовые факторы играют здесь не последнюю роль.

В парламентских республиках власть предоставляется политической партии, одержавшей победу на выборах, иными словами, профессиональным политикам, посвятившим жизнь политике, что касается президентских республик, то не здесь исключается приход к власти неопытных, несведущих людей.

В президентских республиках формирование правительства длится месяцами, а это, несомненно, отрицательно влияет на решение государственных и общественных проблем. Опыт Азербайджана -- тому наглядное доказательство. В парламентской же форме республиканского правления формированию правительства не уделяется столь много времени, ибо партия, пришедшая к власти, еще, будучи в оппозиции, имеет свой "теневой кабинет". Например, в 1990 г. пришедшая к власти лидер Рабочей партии Норвегии Г. X. Брунтланд всего через час, после того как кабинет консерваторов ушел в отставку, представила в парламент состав своего правительства.

С другой стороны, президентская власть, приводящая на руководящие должности по принципу личной преданности близких, членов своего трайба, родственников, отнюдь не может характеризоваться прочностью и дееспособностью. Наоборот, жизнь показывает, что эта форма правления особо чувствительна к государственным переворотам. Как, например, уже отмечено в юридической литературе, за последние 50 лет в Аргентине и Бразилии произошли четыре военных переворота, в Гватемале -- семь, в Боливии -- более десяти. В приобретших независимость Азербайджане, Грузии, Таджикистане за какие-то несколько лет произошел ряд переворотов и покушений на жизнь глав государств. В результате таких переворотов, наряду с тем, что к власти в большинстве случаев приходят некомпетентные, негодные люди с разрушительной психологией, общество подвергается крупным потерям.

В парламентских республиках главы государств обладают сильной опорой в лице партийных структур и многочисленных избирателей в масштабе всей страны, что и делает невозможными госперевороты. Вышеотмеченные и иные недостатки президентской формы республиканского правления, с точки зрения демократии и свободы, а также то, что эта власть в определенном роде есть авторитарная власть, показывает преимущество парламентской перед республиканской формой правления и необходимость перехода к ней.

Из истории известно, что в многострадальной Бангладеш после завоевания независимости в 1975 г. были осуществлены несколько государственных переворотов, убиты два президента - Муджибур Рахман и Зиаур Рахман. В 1991 г. парламент этой страны с целью устранить политическую нестабильность принял решение о переходе к парламентской форме республиканского правления.

Сторонники президентской республики, чтобы показать преимущество своей позиции, обычно приводят в качестве примера США. Действительно, в этой стране не происходили государственные перевороты, но в тех же Соединенных Штатах не были редкими случаи убийства президентов и покушения на их жизнь (судьба А. Линкольна, Дж. Кеннеди, Р. Рейгана тому наглядный пример). А каждый такой случай фактически завершается государственным переворотом. С другой стороны, такие явления, как Уотергейт и Ирангей, также из опыта этой страны.

В парламентских республиках, даже если одно и то же лицо несколько сроков будет руководить правительством (например, М. Тетчер, Г. Коль и др.), такие действия в принципе невозможны. Кроме того, жизнь показывает, что в президентской форме республиканского правления, из-за политических амбиций, развитию демократии создается больше препятствий. В мировом масштабе эта форма правления уже понимается как путь, напрямик ведущий к авторитаризму.

В парламентских республиках исполнительная власть возглавляется премьер-министром (председателем правительства), правительство назначается парламентом и несет перед ним политическую ответственность за свою деятельность (например, в Италии, Германии, Греции, Индии). Состав и политика правительства непосредственно отражают соотношение сил в парламенте. Это может быть, с одной стороны, достоинством такой формы правления, но с другой стороны, и недостатком. Дело в том, что при отсутствии прочного большинства у какой-либо одной партии (устойчивого союза нескольких партий), при расколах правящей партии и появлении фракции (фракций) голосующих вместе с ее противниками, правительство утрачивает стабильность, что создает нестабильность политической обстановки в стране.

Такие модификации формы обусловлены несколькими причинами. Во-первых, для управляемости государства важно не столько разделение властей и наличие системы сдержек и противовесов, сколько установление необходимых взаимосвязей, взаимодействия, взаимосогласованности в работе высших органов государства, так как их отсутствие ведет к кризису политической системы, что можно было наблюдать на примере России в противостоянии законодательной и исполнительной властей. Во-вторых, традиционные формы государства имеют и недостатки, состоящие, в частности, в появлении суперпрезидентских республик в Латинской Америке, президентско-монистических республик в Африке, а парламентарным республикам присуща нестабильность правительства, частые правительственные кризисы и отставки (за пятьдесят послевоенных лет в Италии сменилось более полусотни кабинетов министров). В-третьих, возникновение смешанных форм есть отражение восприятия общечеловеческих ценностей, гуманистических идей и институтов (принятие конституций в эмиратах Персидского залива), борьбы прогрессивных сил за изменение формы правления (например, в Иордании, Непале).

Неразрывно связаны. Изучение государства и права следует начинать с происхождения государства. Возникновению государства предшествовал первобытно-общинный строй, при котором основой производственных отношений была общественная собственность на средства производства. Переход от самоуправления первобытного общества к государственному управлению длился столетиями; в различных исторических регионах распад первобытно-общинного строя и появление государства происходили по-разному в зависимости от исторических условий.

Первые государства были рабовладельческими. Вместе с государством возникло и право как выражение воли господствующего класса.

Известно несколько исторических типов государства и права — рабовладельческий, феодальный, буржуазный. Государство одного и того же типа может иметь разные формы устройства, правления, политического режима.

Форма государства указывает, как организованы государство и право, как они функционируют, и включает следующие элементы:

  • форма правления — определяет кому принадлежит власть;
  • форма государственного устройства — определяет соотношения государства в целом и его отдельных частей;
  • политический режим — совокупность методов и способов осуществления в стране государственной власти и управления.

Форма государственного правления

Под формой правления понимается организация высших органов государственной власти (порядок их образования, взаимоотношений, степень участия народных масс в их формировании и деятельности). При одном и том же типе государства могут быть разнообразные формы правления.

Основными формами правления являются монархия и республика.

Монархия — форма правления, при которой верховная государственная власть принадлежит одному лицу (монарху) и передаётся по наследству;

Республика — при которой источник власти — народное большинство; высшие органы власти избираются гражданами на определенный срок.

Монархия может быть:

  • абсолютная (всевластие главы государства);
  • конституционная (полномочия монарха ограничены конституцией).

Республика может быть:

  • парламентская (президент — глава государства; правительство ответственно только перед парламентом);
  • президентская (президент — глава государства; правительство ответственно перед президентом);

Президентская республика характеризуется соединением в руках президента полномочий главы государства и главы правительства. Формальным отличительным признаком президентской республики является отсутствие должности премьер- министра, а также жесткое разделение властей.

Особенностями президентской республики являются: внепарламентский метод избрания президента и формирования правительства; отсутствие парламентской ответственности, т. е. возможности роспуска парламента президентом.

В парламентарной республике провозглашается принцип верховенства парламента, перед которым правительство несет политическую ответственность за свою деятельность. Формальным отличительным признаком парламентарной республики является наличие должности премьер-министра.

Во второй половине XX в. появились смешанные формы правления, сочетающие в себе черты президентской и парламентарной республик.

Формы государственного устройства

Государственное устройство — это внутренняя национально-территориальная организация государственной власти, деление территории государства на те или иные составные части, их правовое положение, взаимоотношения между государством в целом и его составными частями.

Форма государственного устройства — это элемент формы государства, который характеризует территориальную организацию государственной власти.

По форме государственного устройства государства делят на:

  • Унитарные
  • Федеративные
  • Конфедерации

Ранее существовали и иные формы государственного устройства (империи, протектораты).

Унитарное государство

Унитарные государства — это единые государства, состоящие лишь из административно-территориальных единиц (областей, провинций, губерний и т. д.). К унитарным государствам относятся: Франция, Финляндия, Норвегия, Румыния, Швеция.

Признаки унитарного государства:

  • существование одноуровневой системы законодательства;
  • подразделение на административно-территориальные единицы (АТЕ);
  • существование только одного гражданства;

С точки зрения территориальной организации государственной власти, а также характера взаимодействия центральных и местных органов все унитарные государства можно разделить на два вида:

Централизованные унитарные государства — отличаются отсутствием автономных образований, то есть АТЕ имеют одинаковый правовой статус.

Децентрализованные унитарные государства — имеют в своём составе автономные образования, правовой статус которых отличается от правового статуса других АТЕ.

В настоящее время четко обозначилась тенденция к росту числа автономных образований и к увеличению многообразия форм автономии. Это отражает процесс демократизации в организации и осуществлении государственной власти.

Федеративное государство

Федеративные государства — это союзные государства, складывающиеся из ряда государственных образований (штатов, кантонов, земель, республик).

Федерация облагает такими признаками:

  • союзное государство, состоящее из ранее суверенных государств;
  • наличие двухуровневой системы государственных органов;
  • двухканальная система налогообложения.

Федерации можно классифицировать:

  • по принципу формирования субъектов:
    • административно-территориальные;
    • национально-государственные;
    • смешанные.
  • по юридической основе:
    • договорные;
    • конституционные;
  • по равенству статусов:
    • симметричные;
    • ассиметричные.

Конфедерация

Конфедерация — временный союз государств, созданный для совместного решения политических или экономических задач.

Конфедерация не обладает суверенитетом, так как отсутствует общий центральный государственный аппарат и единая система законодательства.

Различают следующие виды конфедераций:

  • межгосударственные союзы;
  • содружества;
  • сообщества государств.

Политический режим

Политический режим — система методов, приемов и средств, с помощью которых осуществляется политическая власть и характеризуется политическая система данного общества.

Политический режим может быть: демократическим и антидемократическим ; государство — правовым, авторитарным, тоталитарным .

Характеристика Российского государства

Российское государство — это демократическое федеративное государство с республиканской формой правления.

В состав России входят 89 субъектов Российской Федерации: республики, края, автономная область, области, города федерального значения, автономные округа. Все эти субъекты равны. Республики имеют свою конституцию и законодательство, остальные субъекты Российской Федерации — свои уставы и законодательства.

В ст. 1 сказано: “Российская Федерация — Россия есть суверенное федеративное государство, созданное исторически объединившимися в нем народами”.

Незыблемыми основами конституционного строя России являются народовластие, федерализм, республиканская форма правления, разделение властей.

Понятие и основные положения конституционного (государственного) права

Конституционное (государственное) право является основополагающей Российской Федерации.

Конституционное право закрепляет принципы, основные отправные начала, которыми должны руководствоваться все другие отрасли права. Именно конституционное право определяет экономическую систему Российской Федерации, положение личности, фиксирует государственное устройство России, систему судебных органов.

Основной нормативный источник этой отрасли права — Конституция Российской Федерации, принятая всенародным голосованием 12 декабря 1993 г. Конституция закрепила факт существования России в качестве самостоятельного независимого государства, что, как известно, произошло 25 декабря 1991 г.

Основы конституционного строя закреплены в первой главе Конституции. Российская Федерация является демократическим федеративным правовым государством с республиканской формой правления.

Демократизм Российской Федерации проявляется прежде всего в том, что человек, его права и свободы объявлены Конституцией высшей ценностью, а государство берет на себя обязанность признавать, соблюдать и защищать права и свободы человека. Демократизм Российской Федерации состоит также в том, что власть народа проявляется во время референдумов и свободных выборов.

В состав России входит некоторое число равноправных субъектов Российской Федерации, каждый из которых имеет свое законодательство. Это и есть федеративное устройство России.

Вместе с тем федеративное устройство России основывается на государственной целостности страны и на единстве системы государственной власти.

Конституция подчеркивает, что федеральные законы имеют верховенство на всей территории России, а самой территории нашей страны обеспечивается целостность и неприкосновенность.

Правовой характер государства и права России проявляется в том, что все основные общественные отношения, все права и обязанности граждан должны определяться правом и фиксироваться прежде всего на уровне закона. Кроме того, соблюдение закона должно быть обязательным не только для отдельных граждан и организаций, но и для всех органов государственной власти, в том числе для высших органов власти и управления.

Республиканская форма правления в России определяется наличием трех ветвей власти: законодательной, исполнительной и судебной. Все они находятся во взаимном единстве и вместе с тем контролируют друг друга, обеспечивают равноправие различных ветвей власти.

В конституционном праве закреплены и важнейшие принципы экономической жизни страны. Это прежде всего единство экономического пространства, свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств, поддержка конкуренции, обеспечение свободы экономической деятельности.

Основой экономических отношений являются нормы, касающиеся собственности. В России признаются и получают равную защиту частная, государственная, муниципальная и иные формы собственности. Этот принцип, относящийся к собственности, применяется и к одному из важнейших богатств страны — к земле. Земля и другие природные ресурсы могут находиться в частной, государственной, муниципальной и иных формах собственности.

В России провозглашено и проводится в жизнь идеологическое и политическое многообразие. При этом никакая идеология не может быть установлена в качестве государственной или обязательной.

Россия — светское государство . А это значит, что никакая религия не может быть введена в качестве государственной или обязательной, а церковь отделена от государства.

В Конституции России установлены основные принципы построения правовой системы и законодательства.

Конституция России имеет высшую юридическую силу. Она является законом прямого действия, т. е. может сама по себе применяться на практике и в судах.

Все законы подлежат обязательному официальному опубликованию, без чего они не применяются.

Любые нормативные акты (а не только законы), затрагивающие , не могут применяться, если они не опубликованы официально для всеобщего сведения.

Наконец, поскольку Россия входит в сообщество государств мира, она применяет общепризнанные мировые принципы и нормы права. Правила международного договора, в котором участвует Российская Федерация, считаются обязательными для применения на территории России.


Прикрепленные файлы
Название / Скачать Описание Размер Скачано раз:
ред. от 30.12.2008 43 Кбайт 2667

Государство имеет определенное устройство – форму .

Форма государства включает три элемента – форму правления , форму государственного устройства и политической режим .

1. Форма правления – это способ организации верховной государственной власти, принципы взаимоотношений ее органов, степень участия населения в их формировании.

По форме правления все государства подразделяются на монархии и республики .

Монархия – это форма правления, при которой власть принадлежит наследственному правителю – монарху (царю, королю, императору). Источником власти является сам глава государства – монарх . Власть передается по наследству и не является производной от какого-либо органа ли населения.

Монархия может быть абсолютной и конституционной .

При абсолютной монархии власть целиком сосредоточена в руках монарха. Народ политически бесправен. В настоящее время абсолютных монархий в мире осталось немного (Саудовская Аравия и др.).

При конституционной монархии власть ограничена конституцией и избираемым народом представительным органом – парламентом, действующим на основе конституции . Конституционных монархий в мире, в том числе в Европе, немало (Великобритания, Дания, Швеция, Норвегия, Бельгия, Нидерланды, Люксембург, Испания и др.; в Азии – Япония и др.). Конституционная монархия – не только дань многовековым традициям, но и достаточно эффективный способ сплочения нации. Это весьма устойчивая форма правления.

Конституционная монархия может быть парламентской и дуалистической .

В парламентской монархии монарх является символом и представителем государства. Правительство формируется парламентом и ответственно перед ним. Фактически политическим лидером в таком государстве является премьер-министр . Подавляющее большинство сегодняшних конституционных монархий относятся и парламентскому типу. Для них характерна крайне ограниченная или даже номинальная власть монарха. В некоторых странах (Таиланд и др.) авторитет монарха используется для разрешения кризисных ситуаций в правительственной сфере. В Великобритании король (королева) является также главой Британского Содружества.

В дуалистической монархии власть разделена между парламентом и монархом: парламент избирается народом, правительство назначается монархом и ответственно перед ним (кайзеровская Германия, 1871-1918 гг., шахский Иран, до 1979 г.). В современных условиях дуалистическая монархия в цивилизованных странах не актуальна.

Республика – это форма правления, при которой власть принадлежит выборным органам, избираемым населением страны. Источником власти является народ. Власть регулярно сменяемого главы государства (президента ) производна от населения или от регулярно избираемого населением представительного органа власти (парламента ). Республика демократичнее монархии и более широко распространена в сегодняшнем мире.

В зависимости от того, кто в конечном счете руководит страной – президент, парламент или президент совместно с парламентом – различают президентские , парламентские и президентско-парламентские республики .

В президентских республиках (США, Бразилия, Аргентина др.) политическая власть жестко разделена конституцией между законодательным и исполнительным органами. Парламент принимает законы. Президент осуществляет верховную исполнительную власть. Он является одновременно главой государства и главой правительства, которое сам же и формирует. Президент избирается на всеобщих выборах и не несет ответственности перед парламентом. Правительство также ответственно лишь перед президентом и не несет ответственности перед парламентом. Президент обладает правом вето на законопроекты, принятые парламентом, и не может быть досрочно переизбран без чрезвычайных обстоятельств. Система сдержек и противовесов также достаточно сильна: президент не вправе досрочно распустить парламент; президентское отлагательное вето на законопроекты может быть преодолено парламентом (абсолютным большинством голосов в 2/3 депутатского корпуса при повторном голосовании); в ряде президентских республиках (США и др.) парламент может при возникновении чрезвычайных обстоятельств досрочно лишить президента занимаемого им поста (импичмент ).

В парламентских республиках (Германия, Италия, Индия и др.) законодательная и исполнительная ветви власти строят свои взаимоотношения на почве сотрудничества. Реальная власть принадлежит парламенту . Он формирует подотчетное ему правительство из представителей партий парламентского большинства (или коалиции партий). Исполнительная власть сосредоточена в руках премьер-министра . Президент является формальным главой государства с ограниченными представительскими функциями. Зачастую он избирается не всенародно, а парламентом или особой коллегией выборщиков.

У обеих форм республиканского правления есть свои достоинства и недостатки. В парламентской республике депутаты, избранные в парламент по партийным спискам, выражают в основном волю своей партии, отдельных слоев населения. Однако состав кабинета министров отражает предпочтения парламентского большинства, косвенно – волю большинства населения. Для парламентских республик (особенно Италии до 1990-х годов) характерны частые отставки и смены правительств (особенно коалиционных, состоящих из представителей разнородных политических сил).

В президентской республике президент сам определяет политику государства в течение всего срока своих полномочий, самостоятельно руководит и её реализацией (как глава правительства). Но если политические представления президента расходятся с мнением парламента, то парламент и население страны не в состоянии серьезно повлиять на изменение политики, проводимой президентом.

Учитывая достоинства и недостатки обеих форм республиканского правления, ряд государств использует третью, смешанную, президентско-парламентскую форму.

В президентско-парламентских республиках (Франция, Австрия, Ирландия, Португалия, Болгария, Польша) сильная президентская власть сочетается с эффективным парламентским контролем над правительством. Президент является главой государства, обладает отлагательным вето на законопроекты парламента, назначает премьер-министра , имеет право досрочно распустить парламент и назначить новые выборы. Он является верховным главнокомандующим, может единолично ввести чрезвычайное положение. С другой стороны, парламент контролирует деятельность правительства, утверждая бюджет страны, может вынести правительству резолюцию порицания (вотум недоверия ), что приведет к падению кабинета. Таким образом, правительство несет двойную ответственность – и перед президентом, и перед парламентом.

Формы правления тесно связаны с избирательными системами . Так, в парламентских республиках используется пропорциональная система, (Италия, Индия) или смешанная система (Германия), поскольку правительство формируется на партийной и партийно-коалиционной основе. В президентских республиках применяется мажоритарная система (США): победитель не делит голосов с побежденными, целиком присваивая себе победу. Но в конституционных монархиях возможно использование различных систем (так, в Великобритании используется мажоритарная система, в Дании и Нидерландах – пропорциональная, в Испании и Японии – смешанная). Глава государства (монарх) здесь не выбирается народом, а депутатский корпус может формироваться в различных вариантах.

2. Форма государственного устройства – это внутритерриториальная организация (структура) государства, способы объединения населения на территории государства, связь граждан с государством через политические и территориальные образования.

По форме государственного устройства все государства подразделяются на унитарные , федеративные (федерации) и конфедеративные (конфедерации).

Унитарное государство – это единое государственное образование, разделенное на административно-территориальные единицы, имеющие одинаковый юридический статус и не обладающие политической самостоятельностью.

В унитарном государстве функционируют общие для всей страны законодательные, исполнительные и судебные органы, действуют единое законодательство, единое гражданство, единая правовая и денежная системы. Все области и округа унитарного государства имеют одинаковый юридический статус и не обладают какой-либо политической самостоятельностью (автономностью). Возможна лишь их частичная самостоятельность в экономической области («свободные экономические зоны») и в социально-культурной сфере. Унитарными государствами являются Франция, Португалия, Польша, Болгария, Казахстан, Беларусь и др.

Федеральное государство (федерация) – это союзное государство, в которое входят составные единицы (республики, штаты, земли, кантоны и др.), наделенные более или менее широкими правами самостоятельности (автономии), сопоставимыми с правами центра.

Территория федерации состоит из территорий входящих в неё государств (субъектов федерации ). Внутренние границы могут изменяться только с согласия субъектов федерации.

Для федерации характерно наличие двух уровней власти (федеральный и местный), правовой системы, двухпалатного парламента, представляющего интересы субъектов федерации и общенациональные интересы. Субъекты федерации, как правило, лишены политического суверенитета – права самостоятельного выхода из федерации. Внешнеполитические функции осуществляют федеральные государственные органы.

Образование субъектов федерации может осуществляться как по административному принципу (штаты в США, земли в Германии), так и по национальному принципу (автономные республики, края, области, округа в Российской Федерации, Югославии, штаты в Индии). В зависимости от принципа строительства федерации определяются характер, содержание и структура государственного устройства.

В настоящее время в мире существует свыше 20 федераций: Российская Федерация, США, ФРГ, Канада, Австрия, Бельгия, Швейцария, Югославия, Индия, Индонезия, Бирма (Мьянма), Малайзия, Австралия, Бразилия, Аргентина, Венесуэла, Мексика, Нигерия и др.

История показывает, что федеративное устройство государств, основанное на национальном принципе, часто весьма неустойчиво: здесь очень сильны центробежные тенденции. Построенная таким образом федерация испытывает серьезные внутренние кризисы (Бельгия, Канада, Грузия) и способна разрушиться, как только ослабевает власть центра или скрепляющая общество идеология (СССР, СФРЮ).

Конфедеративное государство (конфедерация) – это государственное правовое объединение (союз) юридически независимых государств.

Цель конфедерации – проведение единой политики, решение общих задач в области экономики, транспорта, обороны и т. д. Для проведения согласованной политики создаются общие органы управления. Однако решения этих совместных органов вступают в силу только после утверждения их парламентами государств, входящих в состав конфедерации. В конфедерации нет единого парламента, правительства и единого гражданства. Каждая страна-член конфедерации является самостоятельным субъектом международного права, осуществляет собственную международную политику ; в любой момент по собственной воле она может расторгнуть конфедеративный договор в одностороннем порядке и выйти из состава конфедерации.

Конфедерация – редкая форма государственного устройства. Долгое время конфедерацией являлась Швейцария – союз 23 суверенных кантонов. Однако постепенно Швейцария преобразовалась в федерацию: в ведение центральных органов союза были переданы военный бюджет, армия, внешняя политика. В 1958-1961 гг. существовала конфедерация ОАР (Объединённая Арабская Республика) – союз Сирии и Египта, в 1982-1989 гг. – конфедерация Сенегамбия (союз Сенегала и Гамбии).

Конфедерация – самая неустойчивая из всех форм государственного устройства: характер взаимосвязей её членов очень слаб, серьезная ответственность сторон за самостоятельные действия отсутствует, к тому же любая из них в любой момент может выйти из состава конфедерации.

Однако в последние десятилетия мир переживает серьезную тягу к объединению и интеграции самых различных сторон жизни, к тесному экономическому, политическому, экологическому, оборонному, культурному, гуманитарному сотрудничеству. Так, в последние годы возникла новая объединенная Европа с такими мощными интеграционными механизмами, как Совет Европы (СЕ), Европейская парламентская ассамблея (ЕПА), бестаможенные и безвизовые границы, единая валюта (евро). Евросообщество (ЕС) – пример тесного и перспективного сотрудничества государств с различным уровнем развития. Оно способствует изживанию фактического неравенства государств мира, их модернизации и прогрессу, открывает пути дальнейшего развития межконтинентального сотрудничества.

3. Политический режим – это система средств и методов реализации политической власти, определяющая уровень обеспечения прав и свободу граждан данного государства.

Мировая история знает различные виды политических режимов:

1) Деспотический режим (от греческого «деспотия» – неограниченная власть) – характерен для древневосточных монархий и абсолютных монархий Позднего Средневековья. Он отличается крайним произволом в управлении и полным бесправием народа.

2). Тиранический режим (от греческого «тирания» – жесткая единоличная власть) – единоличное правление лица, насильственным путем захватившего власть, основанная на терроре и страхе. Тиранический режим мало - легитимен. Он был характерен для полисов Древней Греции, где также вызывал осуждение.

3) Тоталитарный режим (от латинского «тоталис» – полный, всеобщий) – режим жесткого контроля государства над всеми сферами жизни общества. Выделяются тоталитарно-фашистские («коричневые») и тоталитарно-коммунистические («красные») режимы. В обоих видах тоталитаризма жесткая регламентация жизни общества сопровождается репрессивно-террористическими методами управления.

4) Авторитарный режим (от греческого «самовластие») – основан на сосредоточении власти в руках диктатора или олигархии (военной, партийной, религиозной, аристократической). Управление обществом строится на принуждении, репрессиях, ограничении прав и свобод личности. Власть не контролируется обществом. Однако, в отличие от тоталитаризма, авторитаризм не осуществляет тотального контроля над сферами экономики, культуры, личной жизнедеятельности граждан, не требует безусловной преданности и восторга в свой адрес.

5) Демократический режим (от греческого «демократия» – народовластие) – характеризуется либеральными методами управления обществом, соблюдением прав и свобод человека, политическим плюрализмом, приоритетом закона над властью, реальным контролем общества над государством.