Врожденное наследственное свойство представляющее собой способность. Познавательные процессы и интеллект

«Правило экономии», гласящее: «то или иное действие ни в коем случае нельзя интерпретировать как результат проявления какой-либо высшей психической функции, если его можно объяснить на основе наличия у животного способности, занимающей более низкую ступень на психологиче

Аристотель

Агрессивность человека

представляет собой врожденное свойство

Активное заселение человеком раз­умным нашей планеты произошло

40–38 тыс. лет назад

Американский исследователь поведения животных У. Крэйг показал, что инстинктивные действия состоят из двух фаз, которые в этологической литературе получили названия

поисковой и завершающей

Э. Торндайк

Английский психолог, одним из первых обратившийся к проблеме соотношения инстинктов и научения в поведении животных

К. Ллойд-Морган

Антропогенез – это процесс

эволюционно-исторического формирования человека

В «Очерке развития психики» изложил свою концепцию стадиального развития психики в процессе эволюции животного мира, выделив

элементарную сенсорную психику, перцептивную психику, интеллект

В онтогенезе поведения животных выделяют три крупных периода

пренатальный, постнатальный и ювенильный (игровой)

В основе учения лежал рефлекторный принцип, а «эле­ментарной единицей» всех проявлений высшей нервной деятельности был признан

условный рефлекс

В процессе изучения познавательных способностей Ионии, Ладыгина-Котс разработала и ввела в экспериментальную практику методику, которая с тех пор широко используется в психологии и физиологии для исследования разных аспектов психики животных, – это

«выбор по образцу»

В психологической классификации животных выделяется

от 2 до 3 уровней развития психики

В России основоположниками научного изучения психической активности животных были

Ведущую роль в эволюции человечества играют

социальные факторы и биологические законы

Весь комплекс проявлений поведения и психики, единый процесс психического отражения как продукт внешней активности животного составляет

психическую деятельность животных

Вид таксисов, выражающийся во врожденной реакции животного на свет, – это

фототаксисы

Видоспецифические (одинаковые у всех особей данного вида), врожденные, шаблонные двигательные акты называются

фиксированными комплексами действий

Врожденные, генетически фиксированные реакции на определенные агенты среды называются

таксисами

Вторая стадия развития, следующая за стадией элементарной сенсорной психики, – это

стадия перцептивной психики

Второй закон эволюции гласит, что эволюция организмов различных типов происходит

с разной скоростью

Высшей формой психической деятельности животных в процессе эволюции выступает

интеллект животных

Главное условие возникновения приспособляемости к окружающей среде – это

ощущение

Глубокую разработку проблемы инстинкта и научения дал в своем фундаментальном труде

«Биологические основания сравнительной психологии»

Говоря о функциональном значении игры, необходимо отметить, что в настоящее время большинство исследователей считают, что игра служит

подготовкой к взрослой жизни и накоплению соответствующего опыта путем упражнения

Движения под углом к источнику раздражения при несимметричном раздражении в симметрично расположенных рецепторах называются

менотаксисами

Движения, сориентированные по равнодействующей, образуемой в результате выравнивания интенсивности возбуждения в симметрично расположенных рецепторах, называются

тропотаксисами

Движущей и направляющей силой эволюции является

естественный отбор

Двуногий способ передвижения называется

бипедализмом

Действия животных, обеспечивающие или улучшающие условия выживания и развития потомства, называются

родительской заботой о потомстве

Директор Парижского зоопарка, впервые показал возможность проявления инстинкта в условиях изоляции от типичных для вида условий среды-это

Древнегреческий мыслитель, считающий, что вначале на свет появились разрозненные части различных организмов, которые соединялись между собой в самых невероятных сочетаниях, – это

Эмпедокл

Древнегреческий ученый, разработавший теорию постепенного развития живых форм, исходя из концепции о стремлении природы к изменению от простого к более сложному, – это

Аристотель

Древний мыслитель, которому принадлежат слова: «Все течет, и ничто не остается неизменным» – это

Гераклит

Единицей эволюционного процесса является

популяция

Единственный примат, который делится пищей со своими сородичами и обра­зует постоянные брачные пары, составляющие ядро семьи, – это

Животное отыскивает ключевые раздражители (т. е. пусковые ситуации), которые приведут его в итоге к завершающей фазе инстинктивного действия, в ходе фазы

поисковой

За проявление того или иного инстинктивного поведения при создании соответствующих внешних и внутренних условий отвечает

врожденный пусковой механизм

Закон единообразия гибридов первого поколения открыл

Зоопсихология – одна из основных базовых отраслей

общей психологии

Изменения направлений роста растений в сторону благоприятных или жизненно необходимых условий среды называются

тропизмами

Изменения, происходящие в генах или хромосомах, называются

мутацией

Изменчивость живых существ, происходящая в результате некоторого (физического или химического) действия среды на развивающийся зародыш, – это

модификация

Изучение проблем, связанных с антропогенезом, становлением человеческого сознания и изучением общего и различного в психической деятельности человека и животных – задачи

сравнительной психологии

Индивидуальное приспособление особи к меняющим­ся условиям среды образует

приобретенное поведение

Инстинктивное поведение

специфично для каждого данного вида

Инстинктивное поведение,как правило, стимулируется определенными внутрен­ними факторами в форме

потребностей

Инстинктивное поведение присуще

всем животным

Исследованиями, посвященными психической регуляции поведения высших млекопитающих в России, занимались

К. Фабри и Н. Ладыгина-Котс

Историческое формирование группы организмов называется

филогенезом

К биологическим движущим силам антропогенеза относят

наследственность, изменчивость

Канон Ллойда-Моргана называется

правилом экономии

Комплекс реакций, которые знакомят животное с окружающей средой или источником раздражения и создают основу для «индивидуального программирования поведения», составляет

исследовательская активность

Конрад Лоренц назвал глубокую привязанность новорожденных животных к первому движущемуся объекту

импринтингом

назвал акты поведения, имеющие сходное внешнее выражение при различных способах их формирования,

унитарными реакциями

Материалом для эволюционных процессов выступает

генетическое разнообразие популяции

Метод в зоопсихологии и сравнительной психологии, состоящий в изучении психики группы живых организмов на основе сравнения их поведения с поведением тех живых существ, которые предшествуют в эволюции данной группе и которые следуют за ней, – это метод

биологический

Метод зоопсихологии и сравнительной психологии, который состоит в сравнении филогенеза и онтогенеза психики живых существ, называется

биогенетическим

Метод зоопсихологии и сравнительной психологии, который состоит в изучении изменений психики у конкретного представителя живых существ в процессе его жизни, называется

онтогенетическим

Метод зоопсихологии и сравнительной психологии, который состоит в измерении психики животных масштабом психики человека, называется

субъективным

Метод зоопсихологии и сравнительной психологии, состоящий в изучении истории развития психики живых существ и выявлении ее качественных отличий у различных представителей животного мира, – это метод

филогенетический

Метод исследования, отличающийся активным вмешательством в ситуацию со стороны исследователя, осуществляющего планомерное манипулирование одной или несколькими переменными (факторами) и регистрацию сопутствующих изменений в поведении изучаемого объекта, – это метод

эксперимента

Метод, заключающийся в выборе объектов (сигналов, рисунков), различающихся по одному или нескольким, иногда определенным образом меняющимся, признакам, – это

приматов и человека

Наиболее прямые предки человека появились

лет назад

Направление исследований, в которых сопоставляются способности к научению животных различных эволюционных ступеней развития, изучается общее и различное в психике животных и человека, называется

сравнительной психологией

Направление науки, изучаю­щее проявления, закономерности и эволюцию психического отражения у животных разного уровня развития, называется

зоопсихологией

Основная функция конечностей животных, заключающаяся в перемещении животного в пространстве, называется

локомоцией

Основными методами зоопсихологии и сравнительной психологии являются

наблюдение и эксперимент

Особая категория индивидуального поведения, когда одни предметы окружающей среды исполь­зуются для воздействия на другие в качестве средств, повыша­ющих эффективность поведения в какой-либо сфере жизнеде­ятельности или даже уровень всего поведения в целом, составляет

орудийную деятельность

Отечественный биолог и психолог, основоположник зоопсихологии в России, автор труда «Биологические основания сравнительной психологии»

В. Вагнер

Н. Ладыгина-Котс

Первая стадия дрессировки, на которой решается задача вызвать впервые ту систему движений, которая нужна человеку, «натолкнуть» животное на ее выполнение, называется

наталкиванием

Первый закон эволюции гласит, что эволюция в разные периоды происходит

с разной скоростью

Перемещения животного в пространстве, необходимые для выполнения практически любых приспособительных функций, – это

локомоция

Перенос на животных психических свойств и способностей, присущих в действительности только человеку, называется

антропоморфизмом

Перечень характерных для вида поведенческих актов называется

этограммой

Поведение в новой для животного ситуации, на основе экстренного принятия им решения, без предварительного научения и при отсутствии соответствующей наследственной программы – это

элементарная рассудочная деятельность

Поведение, включающее разнообразные акты, направ­ленные на выживание и жизнеобеспечение отдельной особи, – это поведение

индивидуальное

Поведение, которое включает все типы взаимодействий животных в сообществе, диапазон которых очень широк, – это поведение

социальное

Поведение, которое связано с образованием брачных пар, выведением потомства и его воспитанием (его рассмотрение не вхо­дит в нашу задачу), называется поведением

репродуктивным

Поведение, которое строится по наследственно обусловленной программе и не требует для своего развития специального нау­чения или тренировки соответствует

врожденным действиям

Поведение, которое формируется постепенно, по мере накопления индивидуального опыта соответствует

привыканию или научению

Поведение, связанное с поисками убежища, избега­нием опасностей, охраной детенышей, называется

защитным

Пограничная область психологии, примыка­ющая к физиологии высшей нервной деятельности, ориентирова­нная на установление корреляций между психическими явлениями и физиологическими процессами, которые регистрируют объективными методами, называется

психофизиологией

Понятие инстинкта появилось в трудах философов в

III в. до нашей эры

Последователь Ч. Дарвина, утверждавший, что между человеком и человекообразными (антропоморфными) обезьянами обязательно должна существовать пе­реходная ступень, – это

Т. Гексли

Появившись лишь на определенном этапе развития органического мира, психика присуща

только высокоорганизованным живым существам

Э. Толмен

Представление Дарвина о том, что психическая деятельность человека – лишь один из результатов единого процесса эволюционного развития, стимулировало применение

сравнительного метода в психологии

Приматы делятся на два подотряда

полуобезьяны и обезьяны

Примером крайнего незрелорождения является

кенгуренок

Приобретение и накопление в онтогенезе индивидуального опыта в соответствии с конкретными условиями среды обитания особи – это

научение

Приобретенные формы поведения

обеспечивают животному адаптацию к различным средам

Происхождение и развитие высших психических функций, обусловленных особенностями социализации в разных культурах и общественно-экономических формациях - это

социогенез

Процесс выработки навыков у животных при целенаправленном воздействии человека – это

дрессировка

Процесс развития индивидуального организма называется

онтогенезом

Психически наиболее развитые животные в большинстве являются

незрелорождающими

Различная скорость эволюции отдельных систем или групп называется

мозаичной эволюцией

Рефлекс – это

закономерная ответная реакция на раздражитель

Российский ученый страст­но и последовательно отстаивавший исторический подход к изучению живой природы, профессор Московского университета

Русский физиолог, основоположник учения о высшей нервной деятельности, целью которого было объективное изучение психики животных и человека

С биологической точки зрения наибольшей способностью к приспособлению обладает

Самая ранняя, первая стадия развития психики – это

элементарная сенсорная психика

Семейство отряда приматов, которое включает как ископаемого человека (питекантроп, синантроп, неандерталец), так и современных людей, называется семейством

гоминидов

Системное свойство высокоорганизованной материи, заключающееся в активном отражении объективного мира, – это

Совокупность врожденных компонентов поведения и психики животных и человека называется

инстинктом

Совокупность действий особи с предметом, направленных на его адекватное использование в приспособительной деятельности, – это

манипуляционная активность

Совокупность специфически ювенильных проявлений всех форм поведения животного, характерная глав­ным образом для молодых особей, составляет поведение

Совокупность сформировавшихся в процессе развития данного вида животных наследственно закрепленных, врожденных, общих для всех представителей вида компонентов поведения, составляющих основу жизнедеятельности животных называется

инстинктивным поведением

Согласно представлениям, в ходе прогрессивной эво­люции происходило увеличение

пластичности поведения

Согласно эволюционной теории и палеонтологическим данным, человек

имеет общего предка с шимпанзе и гориллой

Согражданин и соратник Фалеса, который полагал, что из воздуха появилась земля и вода, их смешение образовало ил, из которого произошли растения, животные и люди, – это

Анаксимандр

Соотношения между частями и органами, обусловленные функциональными зависимостями между ними, называются

эргонтическими корреляциями

Специфическая форма научения, при котором фиксируются отличительные признаки объектов некоторых врожденных поведенческих актов родительских особей, называется

импринтингом

Сравнительно-психологический анализ строится на сопоставлении данных

зоопсихологии и психологии человека

Стадия дрессировки, в ходе которой усилия дрессировщика направлены на закрепление выработанного навыка и надежности его воспроизведения, называется

упрочением

Стадия психики, которая характеризуется способностью отражения внешней объективной действительности не в форме отдельных элементарных ощущений, вызываемых отдельными свойствами или их совокупностью, а в форме отражения вещей, – это стадия

перцептивной психики

Таксис – это реакция организма, которая

ориентирована относительно источника раздражения

Таксисы, выражающиеся во врожденной реакции животного на влажность среды, называются

гидротаксисами

Таксисы, выражающиеся во врожденной реакции животного на поток воздуха, называются

анемотаксисами

Таксисы, выражающиеся во врожденной реакции животного на силу тяжести, называются

геотаксисами

Таксисы, выражающиеся во врожденной реакции животного на температурные градиенты (изменения), называются

термотаксисами

Таксисы, выражающиеся во врожденной реакции животного на течение жидкости, называются

реотаксисами

Таксисы, выражающиеся во врожденной реакции животного на химические раздражители, называются

хемотаксисами

Установлено, что еще в пренатальном периоде как у беспозвоночных, так и у позвоночных для развивающихся организмов характерно (-на)

локомоция конечностей

Ученый, который открыл законы распределения в потомстве наследственных факторов, названных позднее генами, – это

Г. Мендель

Ученый, первым представивший множество неоспоримых доводов для доказательства существования органической эволюции, явившихся основой для разработки теории естественного отбора, – это

Ч. Дарвин

Фиксация животного на одном источнике раздражения и направление движения к этому источнику называется

телотаксисом

Фиксированные комплексы действий

видоспецифические, врожденные, шаблонные двигательные акты

Форма научения животных, проявляющаяся в усвоении ими новых, генетически не фиксированных движений, – это

дрессировка

Формирующийся организм, еще не способный к полноценному осуществлению функций, необходимых для установления жизненно важных взаимоотношений со средой обитания, – это

Ж. Бюффон

Французский философ, врач, автор труда «Естественная история труда», сопоставил психические способности разных млекопитающих, птиц, рыб и насекомых; показал усложнение психических способностей живых существ по направлению к человеку

Ж.-О. Ламетри

Ч. Дарвиным впервые было введено представление о трех составляющих поведения и психики животных

инстинкт, научение, рассудоч­ная деятельность

Человек – единственное существо, способное

передавать информацию о прошлых и будущих событиях

Э. Торндайк в своих исследованиях применил метод так называемых

«проблемных ящиков»

Эволюция – это

необратимое и в известной мере направленное историческое развитие живой природы

Элементарной формой научения у простейших организмов является

привыкание

Элементарные инстинктивные движения называются

кинезами

Этап дрессировки, на котором совершаются отсечение многих лишних движений, отшлифовка первичной системы движения и выработка удобной сигнализации, называется

отработкой

Этограмма – это

перечень характерных для вида поведенческих актов

Этология – это раздел

биологии

Этология сформировалась как самостоятельное направление в науке к середине 30-х годов _______ столетия

Наследственные особенности и врожденные свойства организма как предпосылки психического развития ребенка.

Человеком можно стать, имея естественные человеческие предпосылки, определенную человеческую наследственность, своеобразный биологический, молекулярный шифр, в котором закодирована программа обмена веществ между клеткой и внешней средой. Наследственно передающиеся видовые и определенные частичные признаки. Некоторые из них влияют на развитие психики человека.

Речь идет об уровне развития и соотношение первой и второй сигнальных систем, природные свойства анализаторов, индивидуальные вариации строения и степень функциональной зрелости отдельных участков коры головного мозга важного формфактора детская психология.

Дети рождаются с разными индивидуальными особенностями строения и функционирования организма , отдельных его систем, получая их по наследству. Наследуют они тип нервной системы, задатки будущих способностей, особенности строения анализаторов, отдельных участков коры головного мозга. Для полноценного психического развития необходима нормальная работа головного мозга и высшей нервной деятельности. За недоразвития их или мозговой травмы нарушается нормальный процесс психического развития.

От наследственных предпосылок следует отличать врожденные особенности организма, которые формируются во время развития . Изменения в функциональной, анатомическому строению зародыша могут быть вызваны режимом труда и отдыха матери, заболеваниями, нервными потрясениями подобное. Независимо от воли взрослых определенный процент детей появляется на свет с врожденными телесными недостатками.

Иногда физические дефекты возникают после рождения из-за травм и заболевания (например, искривление позвоночника, укороченные конечности и т.д.). Эти особенности, на первый взгляд, не связанные с психическим развитием, могут негативно повлиять на формирование личности через акцентирование внимания на них людей, окружающих ребенка. Такой человек, будучи здоровым, со временем может стать душевнобольным за чувства комплекса неполноценности, который негативно сказывается на формировании личности. Такие дети требуют особого внимания, теплоты, доброжелательного отношения . Наследственные и врожденные особенности являются предпосылками психического развития , определенными возможностями, а не готовыми психическими свойствами и качествами.

Сами по себе наследственные задатки не определяют процесс становления личности, достижения ее развития, своеобразия каждого человека. Например, на основе природных задатков могут сформироваться способности, талант. Однако наличие задатков еще не гарантирует их развития.

Психические качества никогда не зависят от одного фактора, они не просто дополняют друг друга, а реализуются в органическом единстве. Психическое развитие во многом зависит от системы взаимоотношений , в которую включена унаследованная особенность, отношение к ней взрослых, воспитывающих. Большое значение имеет и отношение к этой особенности самого ребенка.

Проверочная работа по теме: «ВНД»

Примеры заданий для осуществления контроля знаний учащихся

(дифференцированные задания)

1. Установите соответствие:

1 сигнальная система речь

2 сигнальная система восприятие звуков, запахов, изображения, впечатления

о совершенных действиях

2. Выберите правильный ответ: Высшая нервная деятельность – это:

А) Возникновение нервных импульсов,

Б) способность проводить нервные импульсы,

В) деятельность высших отделов ЦНС, обеспечивающая наиболее совершенное приспособление организма к среде обитания

3. Впишите ответ:

А) Какие процессы относятся к ВНД?

Б) В чем особенности ВНД человека?

В)Что такое рефлекс?

4. Установите соответствие:

Рефлексы: Особенности:

А) Безусловные 1) непостоянны, затухают в течении жизни, индивидуальны, Б) Условные для выработки необходимо условие

2)являются врожденными, передаются из поколения в в поколение, постоянны, не затухают

в течении жизни, видоспецефичны

5. Выберите правильный ответ: Учение о рефлекторном принципе деятельности организма разработал:

А) И.П.Павлов,

Б) П.К.Анохин,

В)И.М.Сеченов,

Г)А.А.Ухтомский

6. Экспериментально доказал рефлекторный принцип работы организма, ввел термин «высшая нервная деятельность», считал, что он равнозначен понятию «психическая деятельность»:

А) И.П.Павлов,

Б) П.К.Анохин,

В)И.М.Сеченов,

Г)А.А.Ухтомский

7. Создал учение о доминанте:

А) И.П.Павлов,

Б) П.К.Анохин,

В)И.М.Сеченов,

Г)А.А.Ухтомский

8. Разработал учение о функциональных системах:

А) И.П.Павлов,

Б) П.К.Анохин,

В)И.М.Сеченов,

Г)А.А.Ухтомский

9. Впишите термин. Специфическое состояние мозга и всего организма, характеризующееся расслаблением мышц, слабой реакцией на внешние раздражители и рядом других признаков – это…

10. Взрослому человеку в среднем необходимо спать: А)5 часов, Б)8 часов, В)12 часов11. Для отдыха органов и систем подросткам достаточно спать 8 часов, а для полноценного восстановления работоспособности головного мозга: А)4 ч., Б)8ч., В)10-12ч

11. Впишите термин. Английский философ Г.Спенсер описывал это так: «Врожденное наследственное свойство, представляющее собой способность животных и человека приспосабливаться к сложным условиям среды, характеризующееся следующими чертами: способностью познавать, всеобщностью, наследуемостью…». О какой особенности ВНД идет речь?

12. Объясните факт: « Маленькому ребенку впервые показали лимон, он проявил к нему интерес как к новому предмету. Взрослому человеку подали лимон, у него началось слюноотделение.»

13. Что является материальной основой ВНД?

Примечания: 1- 6, 9, 12-13 задания базового уровня

7-11 – повышенного

Общество специально организует процесс передачи ребенку общественно-исторического опыта, контролирует его, создавая для этого специальные учебно-воспитательные учреждения: дошкольные, школы, высшие учебные с заведения, внешкольные учреждения тощ.

Ребенок усваивает знания, формирует умения и навыки в процессе обучения

. Обучение - усвоение ребенком знаний, овладение умениями и навыками, способность использовать их в жизни, формирование культуры познания, создание фонда"могу"

Учиться ребенок начинает от рождения, когда попадает в социальную среду, а взрослый, организуя ее жизни, влияет на нее с помощью созданных человечеством предметов. Детская деятельность бывает рез зноманитною, зависит от обстоятельств, педагогических воздействий, возраста, но во всех случаях она учится (О. Запорожец). Если взрослый ставит перед собой сознательную цель научить ребенка чему-то, подбирает для этого соответствующие методы и приемы, то обучение приобретает организованного, систематического и целенаправленного характера. Во время обучения изменяются характер отдельных психических процессов, функций, решают ся одни противоречия и возникают новнові.

Воспитание предполагает формирование определенных установок, моральных суждений, т.е. формирование личности

Воспитание - приобщение ребенка к системе выработанных человечеством ценностей, создание условий для ее духовного роста, формирования ценностного отношения к действительности, создание фонда"хочу"

Как и обучение, воспитание начинается после рождения ребенка, когда взрослый своим отношением к ней закладывает основы личностного развития. Воспитывают ребенка образ жизни родителей, их внешний вид д, привычки, а не только специальные беседы и упражнения. Поэтому важен каждый момент общения с взрослыми, каждый элемент их взаимодействующихії.

Ребенок не попадает механически под действие внешних воздействий, он усваивает их выборочно, преломляет через формы своего мышления, в связи с ее интересами и потребностями. Это означает, что любой внешний воз. См. всегда действует через внутренние психические условия (С. Рубинштейн). Особенностями психического развития обусловлены оптимальные сроки обучения, усвоения знаний, формирования личностных качеств. Поэтому содержание, формы и методы обучения и воспитания необходимо подбирать в соответствии с возрастных, индивидуальных и личностных особенностей младенцевтини.

Развитие, воспитание и обучение взаимосвязаны, являются звеньями единого процесса:"Ребенок не созревает сначала, а затем воспитывается и учится, ребенок не развивается и воспитывается, а развивается, воспитывающих ясь и учась, то есть именно созревание и развитие ребенка в ходе обучения и воспитания не только проявляются, но и совершенствуются"(С. РубинштейнС.. Рубінштейн).

Наследственные особенности и врожденные свойства организма как предпосылки психического развития ребенка

Человеком можно стать, имея естественные человеческие предпосылки, определенную человеческую наследственность, своеобразный биологический, молекулярный шифр, в котором закодирована программа обмена веществ между клеткой и внешней среды овищем наследству передаются виду и определенные частичные признаки. Некоторые из них влияют на развитие психики человека. Речь идет об уровне развития и соотношение первой и второй сигнальных систем, природные вла стивости анализаторов, индивидуальные вариации строения и степень функциональной зрелости отдельных участков коры головного мозгазку.

Дети рождаются разными по индивидуальными особенностями строения и функционирования организма, отдельных его систем, получая их наследственно наследует они тип нервной системы, задатки будущих способных ценностей, особенности строения анализаторов, отдельных участков коры головного мозга. Для полноценного психического развития необходима нормальная работа головного мозга и высшей нервной деятельности. По недоразвитием в их или мозговой травмы нарушается нормальный процесс психического развитиятку.

От наследственных предпосылок следует отличать врожденные особенности организма, которые формируются в процессе внутриутробного развития. Изменения в функциональной, анатомическому строению зародыша могут быть вызваны ре имом труда и отдыха матери, заболеваниями, нервными потрясениями и т.д.. Независимо от воли взрослых определенный процент детей появляется на свет с врожденными телесными недостатками. Иногда физические дефекты в иникають после рождения из-за травмы и заболевания (например, искривление позвоночника, укороченные конечности и др.). Эти особенности, на первый взгляд, не связанные с психическим развитием, могут негативно в протекать на формирование личности через акцентирование внимания на них людей, которые окружают ребенка. Такой человек, будучи здоровым, со временем может стать душевнобольным, ощущение комплекса неполноценности, как й негативно сказывается на формировании личности. Такие дети требуют особого внимания, теплоты, доброжелательное отношениеавлення.

Наследственные и врожденные особенности являются предпосылками психического развития, определенными возможностями, а не готовыми психическими свойствами и качествами. Сами по себе наследственные задатки не определяют процессы составляют ения личности, достижения ее развития, своеобразия каждого человека. Например, на основе природных задатков могут сформироваться способности, талант. Однако наличие задатков еще не гарантирует их разви тку. Психические качества никогда не зависят от одного фактора, они не просто дополняют друг друга, а реализуются в органическом единстве. Психическое развитие в значительной степени зависит от системы взаимоотношений, в которую включена унаследованная особенность, отношение к ней взрослых, воспитывающих. Большое значение имеет и отношение к этой особенности самой младенцевдитини.


Признание отечественными психологами важной роли среды в формировании личности не означает отрицания значения наследственности в этом процессе.
Отечественный зоопсихолог Н. Н. Ладыгина-Котс воспитывала маленького шимпанзе Иони с 1,5 до 4 лет в своей семье. Детеныш пользовался полной свободой. В его распоряжении были самые различные вещи, игрушки. Приемная «мама» всячески пыталась научить его человеческим действиям и особенно речи. Все нюансы поведения детеныша фиксировались в дневнике. Через 10 лет исследовательница провела точно такие же наблюдения за своим сыном. Так возникла книга «Дитя шимпанзе и дитя человека в их инстинктах, эмоциях, играх, привычках и выразительных движениях» (Ладыгина-Котс Н. Н., 1935). В развитии обоих малышей обнаружилось много общего, прежде всего в играх и эмоциональных проявлениях. Но несравненно больше оказалось различий: Иони так и не овладел вертикальной походкой, не смог научиться членораздельной речи и трудовым действиям. Дитя человека сформировалось в человеческую личность, дитя шимпанзе так и осталось человекообразной обезьяной. Такие же результаты получили и другие исследователи (в США: супруги Келлог, супруги Хейс и др.).
Человеком можно стать, только имея природные человеческие предпосылки, определенную человеческую наследственность. Наследственность ученые рассматривают как своего рода биологический, молекулярный шифр, в котором закодирована программа обмена веществ между клеткой и внешней средой.

По наследству передаются как видовые, так и некоторые более частные признаки. Б числе полученных по наследству задатков есть такие, которые влияют на развитие психики человека. В. А. Крутецкий, активно исследующий способности человека, к задаткам относит уровень развития и соотношение первой и второй сигнальных систем, природные свойства анализаторов, индивидуальные вариации строения и степень функциональной зрелости отдельных участков коры головного мозга.
Особо важное значение в психическом развитии играет полученная в наследство от предков высокоразвитая нервная система, человеческий мозг - материальная основа психической деятельности. От наследственных предпосылок следует отличать врожденные особенности человека. Они обычно формируются в процессе внутриутробного развития. Независимо от нашей воли определенный процент детей появляется на свет, например, с врожденными телесными пороками; !иногда дефекты человеческого тела возникают после рождения из-за травм и заболеваний (например, искривление позвоночника, укорочение ноги и др.). Эти особенности, на первый взгляд не связанные с психическим развитием, могут оказать отрицательное влияние на формирование личности особым, косвенным путем, через отношение к этим дефектам окружающих. Такой человек изначально психически здоров, но, по мере взросления, печать «неполноценности» накладывается на его психологический облик. Такие дети требуют особого внимания, [теплоты. Необходима и педагогическая работа с окружающими.
Именно как предпосылки психического развития рассматривают отечественные психологи природные особенности человеческого организма, предпосылки, а не готовые психические свойства и качества. Сами по себе наследственные задатки не предопределяют становление личности, конкретные достижения ее развития, всего своеобразия каждого человека. Так, например, на основе природных задатков могут сформироваться способности, талант. Однако наличие задатков еще не гарантирует их развития. Нет ни одного психического качества, которое зависело бы только от одного из факторов, более того, они не просто дополняют "друг друга, а выступают в органическом единстве.