Портрет гоголь смысл произведения. Анализ сюжета и композиции повести «Портрет» Н.В

Очень интересен и поучителен - приходит понимание того, какую смысловую нагрузку выполняет центральный образ - художник Чартков. Данный персонаж - индикатор конфликта между настоящим искусством и искусством коммерческим, заведомо оплаченным, сытым, принципиально повернутым к жизни большинства порядочных людей. Гибельные метаморфозы, вызванные Портретом и произошедшие с талантливым человеком, аллегорически показаны в произведении.

Петербуржский живописец-жанрист Чартков пишет хорошие картины, но прозябает на Васильевском острове в бедности. Он не покладая рук развивается как художник. В его картинах просматриваются мазки нелицеприятной правды. Последнее вызывает раздражение у платежеспособных граждан. (В период работы над "Потретом" Гоголь находился в Италии, временно покинув Россию из-за травли "Ревизора"). Но он упорно идет к своей цели.

Все изменил случай. Однажды на Щукинском дворе Чартков видит изображение мужчины-азиата с поразительно написанными (просто живыми) глазами. И покупает за последние деньги этот портрет. Произведение Гоголя далее повествует о последовавших таинственных метаморфозах личности Чарткова. Ему начали сниться страшные сны, где неизменно присутствовал старик, написанный на портрете. Даже завесив эти удивительные глаза на ночь, художник наутро обнаруживает сорванное покрывало. Однажды ему приснилось, как старик, пошевелившись, вылез из рамы и принялся пересчитывать свои деньги, упакованные в мешочки. Писатель незаметно спрятал один из мешков с надписью «тысяча червонцев» за раму портрета.

(Как вы, дорогие читатели понимаете, анализ повести Гоголя «Портрет» определяет ее жанр как мистическую повесть, повесть-аллегорию). Проснулся Чартков от стука в дверь. Хозяин доходного дома, заручившись поддержкой квартального, пришел выгонять его за неуплату. Квартальный, забирая написанные портреты в учет квартплаты, случайно взялся за раму портрета старика - внезапно на пол свалился мешок, увиденный во сне Чартковым. Обнаруженные деньги позволяют художнику не только расплатиться, но и начать новую жизнь. Он снимает дорогое жилье на Невском, обновляет свой гардероб, дает объявления о приеме заказов.

Первой заказчицей оказывается состоятельная дама, заказавшая портрет своей дочери. Чартков берется за работу, но она не ладится. Задумаемся, что нам подскажет на этом этапе анализ повести Гоголя «Портрет»? Что-то внутри художника изменилось. Если говорить предельно кратко - пропал талант. Слегка изменив свой более ранний портрет Психеи, он все-таки выполняет работу. Внезапно ему везет, его картины входят в моду. Заказы идут один за другим. Чартков теперь состоятелен, приглашаем. Однако его новые полотна, не отмеченные талантом, удивляют восторгавшихся им ранее знатоков искусства. Творческий кризис сопровождается кризисом личностным, теперь он - скряга и брюзга. Однажды его приглашают в Академию Художеств на презентацию полотна старого друга.

Стоящего перед талантливой картиной Чарткова охватывает потрясение. Анализ повести Гоголя «Портрет» в этом символическом эпизоде показывает: автор сводит лицом к лицу настоящее искусство и его антагониста. Сперва Чартков желает вернуть себе способность творить, но не может. Закрывшись в мастерской и работая без сна, он ощущает бессилие своей кисти. Окончательное осознание утраченного таланта лишает его рассудка. сочтены. Чертков лихорадочно начинает скупать доступные талантливые картины. Когда же его находят дома умершим от чахотки и нервного истощения, то обнаруживают, что все выкупленное он уничтожал. Все, кроме портрета.

Однако Гоголь на этом не заканчивает свою повесть.

Уже после смерти Чарткова на петербургском аукционе возникает портрет азиата. Цена на него быстро возрастает в четыре раза. Молодой художник Б из Коломны заявляет, что имеет особое право на покупку. И рассказывает историю о человеке, изображенном на полотне - великане-азиате, дававшем ссуды. Кредиты были выгодны, но их неизменно сопровождала фатальная судьба заемщиков. Так, приближенный к Двору вельможа, взяв кредит, впал в немилость императрицы, потерял рассудок и погиб. Молодого помещика, взявшего ссуду для свадьбы, постигла полная деформация личности: буйство, покушение на жизнь невесты, и, наконец, самоубийство.

Портрет написал отец художника Б по заказу азиата. Заказывая свое изображение, тот объяснил замысел. Написанный необыкновенный портрет будет стареть, а ростовщик останется жить вечно. Уже начав работу, отец художника Б испугался, ведь получалось изображение духа тьмы. После прерывания работы зловещий заказчик скончался. Портрет выпросил приятель художника, но не задержалось полотно, несущее беды, и у него. С тех пор страшный портрет появляется то там, то здесь…

Конец рассказа - в духе американских триллеров. Увлеченные рассказом художника Б слушатели внезапно замечают что страшный портрет украден с аукциона. Литературоведческий анализ повести Гоголя «Портрет» указывает на неслучайность и логическую обусловленность такого сюжетного поворота. Ведь проблема, затронутая классиком - вечна.

Актуальны ли идеи «Портрета» сегодня? Несомненно. Проблема роли и значимости сегодня действительно важна. Как не хватает сейчас «лучей света», освещающих «темное царство»!

Николай Васильевич Гоголь - известный писатель, творчество которого весьма неоднозначно. Склонный к мистицизму, автор умеет внести в свои произведения некую изюминку, которая запоминается и не оставляет равнодушным никого. Какое произведение его ни возьми, везде чувствуешь недосказанное, незаконченное, загадочное. Между строк всегда можно прочесть что-то, что передает глубину души маэстро.

Например, произведение, которое насквозь пропитано фатализмом, страхом перед неизведанными и потусторонними силами - это «Портрет» (Гоголь). Краткое содержание его может передать лишь основные моменты сюжета. Но только полная версия сможет погрузить вас в мир иллюзии, в мир красивого слога и передать настроение, которое Николай Васильевич хотел донести.

«Портрет» (Гоголь). Краткое содержание

Начинается произведение с описания тяжелой судьбы молодого и талантливого художника. У него совсем нет денег, чтобы расплатиться за жилье, нет средств на еду и даже на свечи. Вот он и просиживает без работы все вечера, завидуя тем, у кого есть и заказы, и популярность. Однако на последние деньги он покупает портрет азиата с необычно живыми глазами. И потом из-за него он практически Чартков везде видит эти глаза: они ему мерещатся наяву, они ему снятся каждую ночь, они смотрят прямо в его душу. Но с картины внезапно выпадает купюра в тысячу червонцев. На этом жизнь художника вроде бы налаживается.

Повесть «Портрет» (Гоголь), краткое содержание которой способно заинтересовать читателя и побудить к прочтению полной версии, повествует о дальнейшей судьбе Чарткова. Он - востребованный художник, однако со временем становится жадным, а его талант деградирует. От зависти герой начинает скупать гениальные произведения других живописцев, на что тратит все свое состояние. Однако полотна жестоко уничтожаются в итоге, а сам персонаж умирает, в бреду вспоминая все те же глаза азиата.

Произведение «Портрет» (Гоголь), краткое содержание которого трудно описать несколькими предложениями, продолжается объяснением всей этой загадочной истории. После смерти Чарткова портрет китайца с мастерски нарисованными глазами попадает на один петербургский аукцион. Там его находит человек, отец которого и написал картину. Оказывается, на нем изображен ростовщик, который всем Однако эти средства никому не приносили удачу - все, кто брали у азиата из Коломны денежные средства, умирали страшной смертью, сходили с ума.

Продолжаем краткое содержание. Портрет Гоголь назвал изображением духа тьмы, а рисовал его художник именно с ростовщика. Но в процессе работы автора одолевает тягостное чувство, и он не хочет продолжать писать. Китаец просит закончить портрет, чтобы остаться "живым" и после смерти, однако умирает, так и не увидев эту работу. Автор хочет сжечь ее, однако отдает по просьбе другу. Дальше портрет начинает негативно влиять на каждого своего обладателя. Поэтому рассказчик ищет картину, чтобы остановить поток зла, однако она таинственно исчезает.

«Портрет» (Гоголь). Анализ повести

Эта повесть - глубокое философское произведение, которое затрагивает тему влияния потусторонних сил на человеческие судьбы. Над судьбой властен не только человек, но еще и другие обстоятельства, другие люди и даже мистика. Верить в это или нет - решать каждому читателю самостоятельно. Читая же произведение, хочется просто наслаждаться интересным сюжетом и певучим языком его создателя.

До наших дней дошла отредактированная версия повести «Портрет». У читателя возникает вопрос о том, кто является главным героем произведения. Может это город Петербург, где происходят все события или расчетливый ростовщик. На первый взгляд может показаться, что герой повести именно художник.

В центре событий находится художник Андрей Петрович Чартков. Автор не просто так дал герою такую фамилию. Это своеобразный намек на связь с потусторонними силами. Гоголь сочувствует художнику и не дает повода читателям сомневаться в его таланте.

Образе Ростовщика изображено великое Зло. Чартков сам притягивает его в свою жизнь. Истратив последние деньги и подвергая себя на голод, художник покупает произведение искусства. Он не думал ни о чем плохом, жил правильно. Безусловно, художник не знал, что все владельцы портрета становятся его жертвами. Всю ночь Чартков мучился в кошмарах, из картины выходил ростовщик и считал деньги. Утром он обнаружил большую сумму.

Такое искушение не каждый способен выдержать. В нем спорили внутри два человека. С одной стороны он был художником и хотел просто работать беззаботно, а с другой стороны в нем проснулся молодой

Парень, который любит покутить. Эта беззаботная жизнь манила его. Вскоре желание беззаботно растрачивать свое существование победило. Трагедия этой ситуации заключается в гибели художника. В его потери желания творить. Для такого как он это было подобно смерти. Он потерял себя, его жизнь утратила смысл.

Происходит противостояние материальных благ и кутежа безусловному таланту. Автор очень реалистично передает сомнения человека и его душевные терзания. Актуальность повесть не утратила и сегодня. Испытание деньгами может пройти не каждый человек. Нужно иметь сильный характер и силу воли, чтоб устоять перед соблазном. Художник не только за деньги отдал свой талант, но и пошел на службу темным силам.

Переехав в шикарный дом, Чартков пытается рисовать. Хотя творчество его мало волнует. Он занимается больше подлогом. Создает своеобразные подделки, подобие творчества. В образе первой модели Гоголь олицетворяет гибель естественности. Лиза в русской классике символизирует героиню повести Карамзина.

Со временем художник презирает великого метра Микеланджело. Таким образом, автор отображает презрение падшего человека, утратившего свою душу к олицетворению ангела. Чартков больше не мог рисовать, он потерял даже элементарные навыки художника. Он хочет все же создать картину и начинает рисовать Падшего Ангела. На самом деле художник рисует свою душу.

Художественный анализ повести Н.В. Гоголя «Портрет», часть I, II. Часть I. Вечное и вещное в повести Н.В. Гоголя «Портрет». Тема ответственности человека за свою судьбу. Выбор человека в жизни.

Цели:

    Обучающая: создание условий для творческого осмысления произведения, закрепление умений и навыков работы с художественным текстом, расширение знаний о композиции.

    Развивающая: углубить представление учащихся о личности Н.В.Гоголя, развитие исследовательских умений и навыков.

    Воспитывающая: помочь увидеть сложность и диалектичность жизни.

Методы и формы работы: лекция, коллективная форма работы, эвристическая беседа, аналитическая беседа, рефлексия.

ХОД УРОКА

I. Вступительное слово учителя.

Повесть «Портрет» впервые была опубликована в 1835 г. в сборнике «Арабески», где были собраны статьи писателя об искусстве. Побудил написать эту повесть выход в свет пушкинских «Пиковой дамы» и вариации на тему «Маленьких трагедий». Гоголь рассматривает жизнь современного художника на фоне истории и искусства. Писатель разделяет суету и вечность, ищет истинный смысл человеческой жизни и определяет назначение искусства.

Один из самых значительных критиков того времени В.Г. Белинский неодобрительно отозвался о повести: «Портрет» есть неудачная попытка Гоголя в фантастическом роде. Первую часть этой повести нельзя читать без увлечения; даже в самом деле есть что-то ужасное, роковое, фантастическое в этом таинственном портрете, есть какая-то непобедимая прелесть, которая заставляет вас насильно смотреть на него, хотя вам и страшно. Но вторая часть решительно ничего не стоит, в ней совсем не видно г. Гоголя. Это явная приделка, в которой работал ум, а фантазия не принимала никакого участия».

Повесть Н.В.Гоголя «Портрет» была создана в 1834 году, в то время, когда в обществе велись оживлённые споры о сущности искусства. Музыканты и художники становятся персонажами романтических произведений – это ранимые люди искусства, нередко презираемые и непонятые окружающими. Да и сама жизнь многих известных талантливых художников 19 в. складывалась отнюдь не благополучно. Примерами тому могут служить судьбы Левитана, Ван Гога, Александра Иванова, нравственная чистота и преданность высоким идеалам искусства которого восхищала Гоголя.

Мы с вами будем знакомиться со вторым вариантом, который существенно отличается от первого.

Уехав из России после скандала, связанного с постановкой «Ревизора», Гоголь находит пристанище в Италии. Он живёт в Риме, окружённый великими произведениями искусства, современными русскими художниками, которые, закончив петербургскую Академию художеств с медалью, получали деньги на совершенствование своего искусства в Италии.

В кругу русских художников Гоголя особенно привлекал Александр Иванов, который писал картину «Явление Христа народу», делая множество этюдов с натуры. Один из этюдов был нарисован с Гоголя. Беспрестанно рисуя писателя, Иванов делал его то одним, то другим, то третьим персонажем картины, но в конце концов определил ему место в фигуре ближайшего к Христу. Как вы думаете, случайно ли такое местоположение писателя? Что оно символизирует?

Гоголь, действительно, в своих произведениях хочет взять на себя миссию библейского пророка. Видя корысть, ничтожность, «приземлённость людей, писатель негодует и поучает».

Однако местоположение не определяет духовной силы фигуры. Напротив, явление подлинного добра превращает «ближайшего» (к Христу) в тень, которая смущённо укрыта в плащ с капюшоном. Таков был приговор, вынесенный Александром Ивановым Гоголю. Справедлив ли он? И в чём он состоит?

Критика В.Г. Белинского и неустанная работа А. Иванова побудили Гоголя пересмотреть своё отношение к повести «Портрет» и переделать её. К 1841 году эта работа была закончена. Изменилась фамилия главного героя: раньше его звали Чертков, что подчёркивало связь с нечистой силой. Гоголь исключил из повести сцены мистических появлений портрета и заказчиков. Были добавлены и расширены образы второстепенных персонажей: Никиты, профессора, хозяина дома, квартального, дам – заказчиц.

Н.В.Гоголь своё литературное творчество сравнивает с трудом живописца, что, конечно, не случайно: писатель занимался в Академии художеств несколько лет. И встреча с художником А.А.Ивановым в 1841 году в Риме сильно влияет на писателя. Он вдруг видит воочию идеального живописца из собственной повести. Гоголь жил в Риме как художник Иванов, с которого он писал героя новой редакции «Портрета». Тот ходил в простой блузе и запачканных краскою штанах, в широкополой шляпе, защищавшей его от римского солнца, никогда не заботясь о своем наряде, о том, как он выглядит со стороны. Так Н.В.Гоголь редактирует уже опубликованное в «Арабесках» произведение.

II. О судьбе художника А.Иванова и картине «Явление Христа народу» (Приложение №1).

Иванов Александр Андреевич. Этот художник с ранних лет носил в себе страсть к искусству, оторвался от друзей, от родных и помчался в тот чудный Рим, при имени которого так сильно бьется пламенное сердце. Он оставил себе в учителя одного божественного Рафаэля. Высоким внутренним инстинктом почуял он истинное значение слова: историческая живопись. И внутреннее чувство обратило кисть его к христианским предметам, высшей и последней степени высокого.

Огромное историческое значение творчества Иванова не было понято современниками. Картина "Явление Христа народу", с которой Иванов связывал восторженные надежды на возрождение мирового и в первую очередь национального русского искусства, была принята холодно, с недоверчивым, а подчас и насмешливым равнодушием. Грандиозный труд, поглотивший почти половину жизни художника, остался, в сущности, почти никем не оцененным. На долю Иванова не выпало ни почестей, ни шумных восторгов, какие двадцатью пятью годами ранее достались Карлу Брюллову в награду за "Последний день Помпеи".

История создания картины.

Критика встретила картину Иванова сдержанными похвалами, в которых сквозило разочарование. Даже самые чуткие зрители признавались, что «Явление Христа народу», особенно с первого взгляда, не оправдало их ожиданий и лишь постепенно, с вниманием всматриваясь в картину, они открывали в ней такие достоинства, каких не было в эффектном и блестящем создании Брюллова. Правда, уже Гоголь назвал картину Иванова «явлением небывалым», равного которому «еще не показывалось от времен Рафаэля и Леонардо да Винчи».

Картину окружает грандиозная галерея подготовительных этюдов, эскизов и рисунков. Их насчитывается более шестисот, а время их исполнения падает на 1830-е, 1840-е и даже 1850-е годы, когда основные элементы картины, казалось бы, уже определились. Центр тяжести всей работы Иванова переместился из картины в этюды и именно здесь, в этюдах, с наибольшей отчетливостью и силой проявились его огромный живописный дар, его гениальное новаторство и его реализм.

Иванову не было и тридцати лет, когда он приступил к работе над «Явлением Христа народу». В это время он был не только вполне сложившимся, зрелым художником. Творческая зрелость Иванова наступила необычайно рано. Иванов долго колебался, выбирая сюжет для большого произведения, в котором он мог бы в полной мере выразить свое отношение к миру. Академическая эстетика требовала от него исторической или библейской темы. Он не мог удовлетвориться простым воспроизведением сцены прошлого, а требовал от сюжета всеобъемлющей значительности и глубокой идейности.

В поисках темы, Иванов остановился на евангельской легенде о явлении Мессии (Учителя). Ему казалось, что здесь, на первых страницах Евангелия, он увидел чуть ли не сущность всего христианства. По мнению Иванова, нельзя было найти более возвышенный и всеобъемлющий сюжет, ибо "откровением Мессии начался день человечества нравственного совершенства". А. Иванова интересовал не просто церковный рассказ, а великий нравственный переворот, духовное перерождение людей при появлении Христа.

III. О судьбе Н.В. Гоголя и истории создания «Портрета».

Итак, эмиграция Н.В. Гоголя после выхода в свет «Ревизора». У него много долгов, он скучает по России. «В начале же 42 года выплатится мною все... – пишет Гоголь С. Т. Аксакову. – Теперь я ваш; Москва моя родина. В начале осени я прижму вас к моей русской груди. Все было дивно и мудро расположено высшею волей: и мой приезд в Москву, и мое нынешнее путешествие в Рим – все было благо». Речь идет о выплате долгов, которые Гоголь собирается покрыть изданием «Мертвых душ» и собранием сочинений, но тут же говорится и о высшей плате – плате благодарности за спасение. «Вся жизнь моя отныне – один благодарный гимн».

Как благодарность за отпущенные ему лишние минуты он рассматривает теперь и саму жизнь свою, и труд свой. Отныне труд этот как бы не принадлежит ему – он весь расплата и счастливая дань тому, кто продлил дни Гоголя, кто указал ему на оставшуюся часть дороги и на саму дорогу. Идея эта и становится главной идеей второй редакции «Портрета».

В первой редакции облик ростовщика в финале повести исчезал с полотна. Во второй исчезает портрет, который опять пошёл гулять по свету. Как меняют эти изменения смысл повести?

Гоголь пытается передать контраст между божественным искусством и модными поделками.

Художник Александр Иванов писал Гоголь: «Во всем умей находить внутреннюю мысль и пуще всего стараться постигнуть высокую тайну Созданья».

Среди протоколов гоголевского ростовщика называет известные в Петербурге ростовщика-индейца, которого описывает актер Петр Каратыгин: «Бронзовое лицо его было татуировано разноцветными красками, черные значки его, как угли, блистали на желтоватых балках с кровяными прожилками».

В образе художника, живущего в Италии и приславшего на выставку свое гениальное творение (в Петербург) усматривают черты художника Александра Иванова, чей труд над картиной «Явление мессий» стал для Гоголя образцом истинной прелести искусства.

Черты Иванова указывают и в другом персонаже – старике-художнике, равнодушном к жизненным благам.

Сам художник Иванов писал отзыв в 1838 году: «Художник должен быть современно свободен, никогда и ничему не подчинен, независимость его должна быть беспредельной».

Художники советской эпохи Кукрыниксы (Крылов, Куприянов, Соколов) создали серию демонстраций к повести «Портрет».

От картины к картине меняется лицо Чарткова. Его характер.

1) Выход на тему урока

Объясните смысл названия. Определите лексическое значение слова «портрет».

ПОРТРЕТ-

1.Произведение изобразительного искусства, содержащее изображение кого-либо.

2.Общая характеристика, характерные черты кого-либо.

Важны оба значения: повествуется об истории создания и «жизни» портрета ростовщика и даётся характеристика двух (а, может быть, больше?) художников.

2) Работа с текстом

Итак, портрет – важнейшая часть художественного мира произведения. Что это – деталь, символ, аллегорическая фигура или что-либо иное? (Думаем, это один из образов всей системы)

Какова роль портрета в композиции? (Композиционный центр: создание и покупка)

В чём необычность композиции? (Произведение состоит из двух частей, выделенных самим Н.В.Гоголем; I часть посвящена истории художника Чарткова, II – обстоятельством создания портрета и судьбе его автора. События II части в реальности предшествуют событиям I части: вначале портрет был написан, а затем уже волею судеб попал к Чарткову).

Зачем же писатель переставляет события, меняя их последовательность? (Такое построение держит читателя в постоянном напряжении, повышает занимательность повествования: ведь I часть содержит фактически загадку, ключ к которой читатель получает лишь во II части. При прямом порядке следования частей эта загадочность естественным образом разрушилась бы).

Каждая часть произведения представляет собой законченную новеллу. Какова специфика сюжета новелл?

Чем объедены две внешне самостоятельные новеллы? Обратимся к началу повествования. (Сначала мы перед картинной лавочкой на петербургском рынке – Щукином дворе, потом – в роскошном зале, где распродают сокровища богатого любителя искусств).

И в лавочке, и в зале торгуют (!) искусством. Обратите внимание на своеобразное повествование IIчасти: начало и конец новеллы. (Ажиотаж по поводу неимоверно возрастающей цены весьма загадочного портрета и сенсационное исчезновение той же необычной картины).

- Н.В.Гоголь, как и другие писатели, чувствует, что денежные отношения властно вторгаются в области жизни, в людские связи: «Наш XIX век давно уже приобрёл скучную физиономию банкира».

И сам портрет, возникший на распродаже, становится как бы олицетворением мира корыстолюбия. Таким образом, можно выделить две ведущие темы: искусства и денег. Новеллы объединены не только единым композиционным центром, но и общей тематикой.

Искусство есть творческая художественная деятельность (словарная статья). Как можно назвать человека, тонко знающего свое дело, обладающего высоким мастерством в чем-либо, умелого? (Искусный)

Слово одного ряда: искусство-искусный-искус.

"Искус" означает серьезное испытание, длительную и трудную проверку чьих-либо качеств. Действительно, и Чартков, и создатель портрета проходят проверку на отношение к творческой художественной деятельности. А значит, они преодолевают (или поддаются?) искушению. Возникает еще один мотив (тема).

Что мы знаем о Чарткове? (Растратил талант, так как поддался искушению и изменил искусств. Происходит не только потеря таланта, но, в конечном счете, и потеря собственной личности, ее нравственный и психический распад, а затем и физическое вырождение.)

Каков творческий путь создателя портрета? (Через страдания, самоотречение и церковное покаяние к созданию великого произведения искусства).

Какой художественный прием лежит в основе повествования? (Прием антитезы-противопоставления).

Что становится композиционный и смысловой антитезой? (Сумасшествие-смерть и монастырь).

Вторая редакция “Портрета” (1842 год) свидетельствует о том, что Н.В. Гоголь вполне сознательно шел по пути религиозного осмысления искусства. В произведении писатель как бы наметил программу своей жизни.

Расскажите по опорной схеме об особенностях композиции. Определите смысл названия.

Итак, портрет становится толчком к открытию себя, к рождению желаний, к формированию воли творить свою жизнь. Семена зла могут прорасти или нет в человеческой душе. Какова сила власти портрета? Это тема разговора на следующем уроке.

Приложение №1

О судьбе художника А.Иванова и картине «Явление Христа народу»

Гоголь жил в Риме как поэт, как художник Иванов, с которого он писал героя новой редакции «Портрета». Тот ходил в простой блузе и запачканных краскою штанах, в широкополой шляпе, защищавшей его от римского солнца, никогда не заботясь о своем наряде, о том, как он выглядит со стороны.

«В начале же 42 года выплатится мною все... – пишет Гоголь С. Т. Аксакову. – Теперь я ваш; Москва моя родина. В начале осени я прижму вас к моей русской груди. Все было дивно и мудро расположено высшею волей: и мой приезд в Москву, и мое нынешнее путешествие в Рим – все было благо». Речь идет о выплате долгов, которые Гоголь собирается покрыть изданием «Мертвых душ» и собранием сочинений, но тут же говорится и о высшей плате – плате благодарности за спасение. «Вся жизнь моя отныне – один благодарный гимн». Как благодарность за отпущенные ему лишние минуты он рассматривает теперь и саму жизнь свою, и труд свой. Отныне труд этот как бы не принадлежит ему – он весь расплата и счастливая дань тому, кто продлил дни Гоголя, кто указал ему на оставшуюся часть дороги и на саму дорогу. Идея эта и становится главной идеей второй редакции «Портрета».

Многое списано здесь с Италии, с ее натуры и фактуры, обогащено опытом знакомства с ее живописью и природой. Отвлеченная Италия первой редакции здесь оживает, художник, который поразил Чарткова своей верностью искусству и идеалу, начинает приобретать черты великого русского живописца Иванова, и «божественный сюжет» его картины – сюжет «Явления Мессии». Весь облик художника – бывшего соученика Чарткова по академии, уехавшего в Италию совершенствоваться в мастерстве и отдалившегося от искусов света, – списан с Иванова: и его костюм, и привычки, и изгойничество в среде даже самих художников, его влюбленность в Рафаэля и неутомимые труды по копированию классиков итальянского Возрождения, дающие ему возможность выработать свой цвет и свою линию.

Но самое важное во второй редакции «Портрета» – это судьба еще одного художника, того самого, который написал старика ростовщика и пустил его в свет на гибель и страданье людям. Этот художник должен пройти путь искупления, путь расплаты за свой грех (грех искусства, соблазнившегося яркостью зла, неотразимостью зла) – и он платит за него жизнями своих сыновей и жены. Но этого мало – и собственная жизнь художника с той поры меняется. Он удаляется в монастырь, где годами покаяния и отречения от мирского приближается внутренне к новой истине, к истине познания красоты добра, заключенной в божественном образе. «Настоятель монастыря, узнавши об искусстве его кисти, требовал от него написать главный образ в церковь. Но смиренный брат сказал наотрез, что он недостоин взяться за кисть, что она осквернена, что трудом и великими жертвами он должен прежде очистить свою душу, чтоб удостоиться приступить к такому делу». В прежней редакции его сын‑офицер приезжал к нему в монастырь и заставал отца иссохшим и далеким от мира старцем. Он пророчествует о пришествии антихриста и просит сына по истечении пятидесяти лет со дня написания портрета найти и уничтожить зловещий портрет. В новой редакции отец просветлен: «И следов измождения не было заметно на его лице, оно сияло светлостью небесного веселия».

И сын его здесь не офицер, а тоже художник, и является он к отцу за благословением перед отъездом в Италию – «лучшую мечту двадцатилетнего художника». Он, как и автор картины с «божественным сюжетом», сразившей Чарткова, избирает путь высшего служения искусству. Он приезжает к отцу как наследник его дела, чтоб, выслушав рассказ о страшном опыте страдания, выйти на свою светлую дорогу. «Спасай чистоту души своей, – скажет ему отец. – ...Пуще всего старайся постигнуть высокую тайну созданья. Блажен избранник, владеющий ею. Нет ему низкого предмета в природе. В ничтожном художник‑создатель так же велик, как и в великом, в презренном у него уже нет презренного, ибо сквозит невидимо сквозь него прекрасная душа создавшего, и презренное уже получило высокое выражение, ибо протекло сквозь чистилище его души».

Особенно интересна «Портрет» (см. её полный текст и краткое содержание); над нею он много трудился и ее не раз переделывал. «Портрет» разрабатывает две темы 1) о гибели художника Чарткова и 2) о страшном ростовщике. В первой теме развита мысль о том, что нельзя служить одновременно корысти и чистому искусству , практическим выгодам и идеалу. Злой гений убедил талантливого художника, что «все делается на свете для пользы», что глупо голодать, уйдя от людей в мир чистых грез. И герой «Портрета», художник Чартков, послушался этого голоса, прельстился благами мира, стал смотреть на искусство, как средство наживы, и сделался ремесленником, но разбогател, потому что научился подлаживаться под вкусы «черни». Когда ему однажды удалось увидеть произведение, написанное художником-идеалистом, он понял, какому великому божеству изменил, но вернуться к нему уже не мог.

Иллюстрация Кукрыниксов к повести Гоголя «Портрет»

Кроме этого возвышенного взгляда на искусство, которое должно быть чисто и свято, Гоголь высказал в «Портрете» еще интересную мысль о том, что «реализм», как художественный прием, должен знать границы, что не все в окружающей нас действительности может быть предметом художественного изображения. Отвратительное лицо ростовщика, особенно его ужасные глаза, были так художественно написаны на портрете, что ужас овладевал всеми, кто только его видел. Гоголь спрашивает: «Или для человека есть такая черта, до которой доводит высшее познание искусства и, через которую шагнув, он уже похищает не создаваемое трудом человека, он вырывает что-то живое из жизни, одушевляющей оригинал. Отчего же этот переход за черту, положенную границею для воображения, так ужасен? Или за воображением, за порывом следует, наконец, действительность, та ужасная действительность, на которую соскакивает воображение с своей оси каким-то посторонним толчком, та ужасная действительность, которая представляется жаждущему ее тогда, когда он, желая постигнуть прекрасного человека, вооружается анатомическим ножом, раскрывает его внутренность и видит отвратительного человека?»

Эти мысли художника Чарткова были, на самом деле, мыслями самого Гоголя в период написания «Портрета» – тот период его творчества , когда он от романтизма переходил к реализму в старался сам для себя определить сущность этого художественного направления.

Наконец, мы встречаем в «Портрете» идею о религиозном значении искусства. Художник, изобразивший ростовщика, изобразил, сам того не подозревая, дьявола. Когда он это узнал, он ушел в монастырь, постом и молитвой искупал свой грех, грех артиста, изображавшего воплощение греха и зла сатану. С тех пор свое искусство он посвятил иконописанию, но долго не мог отделаться от влияния сатаны. Наконец, он был прощен.

Таким образом, в «Портрете» Гоголь (словно предчувствуя возникновение в литературе «натуралистической школы» Золя , Мопассана и других) осудил то искусство, которое слишком близко подходит к жизни, не разбирается в явлениях действительности. Конечную цель искусства Гоголь видит в религиозно-нравственной миссии.

«Портрет» послужил ответом на вопросы и сомнения, волновавшие самого Гоголя. Кроме того, эта повесть опиралась на целый ряд русских произведений, трактовавших подобные темы, которые были популярны и в немецкой романтической литературе (ср. «Эликсир дьявола» Гофмана). Фантастический элемент повести история ростовщика-дьявола тоже обычен в немецкой романтической литературе. В сравнении с неудержимой фантастикой Гофмана , Гоголь еще является писателем очень умеренным: чутье художника-реалиста помогло ему удержаться в границах.