Какие навыки необходимо развивать. Как создать пошаговый план развития навыков, необходимых для достижения вашей цели

Продолжаем знакомить вас с инструментами коучинга, которые можно использовать самостоятельно для наведения порядка в голове, структурирования мыслей, повышения осознанности, принятия решений, усиления мотивации и, как следствие, для более эффективного и увлекательного движения к вашим целям.

Очень часто причиной провала в достижении целей является не отсутствие мотивации, не плохо продуманный план и даже не прокрастинация, чаще всего это банальный просчет в ресурсах. Один из важнейших ресурсов – это наши знания, способности и навыки.

Интересно : навыки, необходимые для достижения цели, совсем не обязательно должны быть развиты идеально. Михай Чиксендмихай, впервые описавший состояние потока, которое характеризуется полным погружением в процесс выполнения определенной задачи, составил список условий, при которых подобное состояние может возникнуть. Одно из условий – сложность выполняемой задачи. То есть навыки должны быть развиты достаточно для того, чтобы задача оставалась одновременно и сложной, и выполнимой. Так как если навыки развиты недостаточно, выполнить задачу будет слишком сложно, из- за чего быстро пропадут интерес и мотивация. Если же навыки развиты слишком хорошо, задача окажется слишком простой и работа над ней быстро перестанет приносить удовольствие.Поэтому при постановке цели важно не только оценить имеющиеся и понять, как развивать необходимые навыки, но и учесть соответствие между желаемой целью и степенью развитости необходимого навыка.

Сегодня я расскажу вам о коучинговом инструменте, проработав который, вы найдете ответы на вопросы: «Какие знания и умения мне важно развить для достижения моей цели?» и «Каким образом я могу это сделать?»

Наверняка, многие из вас слышали про Колесо баланса. Предлагаю рассмотреть альтернативное применение этого инструмента. Итак, знакомьтесь (барабанная дробь), «Колесо навыков»!

Колесо навыков – это универсальное название. На самом деле в него могут входить любые умения, знания и способности. Это те ресурсы, которые будут с вами всегда, независимо от того, где вы и с кем.

Алгоритм работы с колесом навыков

Алгоритм работы с колесом навыков такой же, как и с колесом баланса.

1. Определите, какие знания, умения и способности необходимы вам для достижения цели. Желательно не больше 8. Чем меньше, тем лучше для фокусировки.

Рекомендация : Ответьте на вопрос: «Кто я, когда достигаю эту цель?» Например, ваша цель – начать зарабатывать удаленно. И ответом на вопрос «Кто я, когда достигаю эту цель?» может быть «Фрилансер». Значит, для своего списка вы выбираете качества, навыки, знания, которые важны для успешного фрилансера. Или «Хочу вывести бизнес на новый уровень». Кто я? Предприниматель. И ищите, что характеризует успешного предпринимателя. Или «Хочу рельефный пресс». Кто я? Привлекательный парень с рельефным прессом. А теперь подумайте про того, кого можно назвать «Привлекательным парнем с рельефным прессом» 🙂 Какие качества, навыки, умения помогли ему достичь этой цели?

2. Ответьте на вопрос: «Как должен проявляться каждый из навыков в идеале (применимо к вашей цели)?»

3. Выпишите отдельно все критерии идеального проявления навыка.

4. Нарисуйте колесо, разделив его на сектора, соответствующие количеству выбранных вами навыков. Рисунок будет похож на колесо со спицами. Каждая спица – это навык.

5. Разделите каждую спицу на 10 частей таким образом, чтобы каждая часть соответствовала 1 баллу. Считаем баллы от центра, начиная с 1.

6. Оцените по 10-балльной шкале, насколько в настоящее время проявлен каждый из навыков. То есть какой балл вы можете присвоить навыку сейчас, если 10 баллов – это идеальное проявление навыка (в соответствии с вашим описанием).

7. Поставьте точку на балл, который вы присвоили навыку на каждой спице и соедините точки. Так вы сможете комплексно оценить существующую картину по вашим навыкам на сегодняшний день.


План действий

Теперь переходим к составлению списка действий.

8. Выберите навык, с которого хотите начать.

9. Подумайте, как изменится ваш навык, если степень его проявленности вырастет всего на 1 балл? Что нового появится в вас? И что можно сделать для развития навыка всего на 1 балл? Запишите выбранные вами действия.

10. А теперь подумайте, как изменится ваш навык, если степень его проявленности вырастет еще на 1 балл? Что нового появится в вас? И что можно сделать для развития навыка, чтобы его проявленность выросла еще на один балл? Запишите эти действия тоже.

11. Продолжайте двигаться по 1 баллу вверх и фиксировать выбранные действия, пока не достигните 10 баллов.

Примечание : считается, что такой пошаговый балльный способ движения лучше структурирует мысли в области действий. Но если вам удобнее сразу составить список действий, это ваш выбор. Предложенный алгоритм можно и нужно подстраивать под себя, только тогда он будет максимально полезен.

Колесо навыков может подойти практически для любой цели или подцели, главное, чтобы они были максимально конкретно сформулированы.

Пример замечательной проработки данного упражнения показала участница программы WinWin Mira Charlie . Её цель – устроиться на работу в отдел персонала крупной компании. Один из важнейших этапов – прохождение собеседования. Для того чтобы максимально эффективно подготовиться к прохождению данного этапа, Мира создала колесо идеального собеседования, прописав в нем все, что, по ее мнению, необходимо успешному кандидату.

Очень надеюсь, что данный инструмент пригодится вам при анализе ресурсов и планировании действий по развитию.

Другие способы применения колеса баланса, а также различные полезные коучинговые модели и техники можно не только изучить, но и отработать на практике как в роли коуча, так и в роли клиента, записавшись на курс «Основы Коучинга»

Значение навыков для человека огромно. Сравните действие начинающего автолюбителя и опытного шофера. Внимание первого целиком поглощено каждой отдельной операцией - с рулем, рычагом переключения скоростей, с пе­далями сцепления, газа и тормоза. Действия эти ему не удается совмещать. Он делает много лишних, неправильных, неуклюжих и неточ­ных движений. Когда же в результате упражне­ний управление машиной становится навыком, тот же человек легко, без всякого напряжения и лишних движений, быстро и точно ведет авто­мобиль.

Владение навыком прежде всего экономит время и энергию. Сознание, мышление и внима­ние освобождаются от выполнения тех опера­ций, которые уточнились, объединились и авто­матизировались. Навыки составляют большую часть повседневных действий человека.

Часто навыки - это новые действия, ко­торые человек раньше вовсе не мог выполнять: сохранение равновесия на велосипеде или на коньках, плавание, управление сложным ме­ханизмом, акробатические упражнения, прыжки в воду и т. д.

КАК ВЫРАБАТЫВАЕТСЯ НАВЫК

Ребенок учится писать. Вначале он с трудом] выводит каждую линию, каждый элемент бук­вы. Для него это самостоятельная целенаправ­ленная операция. При этом ребенок пишет с большим напряжением и совершает лишние движения: высовывает язык от старания, кри­вит губы, сгибает корпус.

Постепенно, в процессе систематических] упражнений, написание отдельных элементов буквы объединяется в одно действие. Теперь вся буква пишется «с одного маха». Однако первое время каждая буква остается самостоятель­ным целым и написание ее - самостоятельной операцией, законченным действием. Потом бук­вы объединяются в слова, и самостоятельным действием становится уже написание целого слова, а затем и целых фраз. Лишние движения постепенно устраняются, напряжение ослабе­вает и в конце концов совсем исчезает; процесс письма настолько автоматизируется, что чело­век, занятый письменным изложением мыслей, буквы и слова пишет машинально, «автомати­чески», не сосредоточивая на них внимание.

Таким образом, один из существеннейших мо­ментов в формировании навыка - это объедине­ние отдельных мелких движений и операций в бо­лее сложные. Например, при выработке навыка управления машиной, выполнения сложного гимнастического упражнения, навыка езды на велосипеде, плавания или танца отдельные, вна­чале самостоятельные, не поддающиеся коорди­нации движения постепенно объединяются в од­но целое и выполняются все легче и точнее, как одно действие.

В процессе выработки навыков, особенно заключающих в себе сложные, трудновыполни­мые действия, очень важны настойчивость, стремление сделать их каждый раз лучше. Если при этом мы ограничиваемся лишь простым механическим повторением нового действия без стремления к его усовершенствованию, то ре­зультаты не улучшатся.

Древняя поговорка «повторение - мать уче­ния» особенно правильна при овладении навы­ком. Систематические упражнения - совер­шенно обязательное, необходимое условие вы­работки навыка.

Доказано, что, когда человеку известны результаты каждого упражнения, навык раз­вивается быстрее и, наоборот, неведение сильно задерживает этот процесс.

Не менее важно при овладении навыками как можно раньше замечать ошибки в выполне­нии действия. Не подмеченная вовремя ошибка закрепляется в процессе упражнений и превра­щается в обязательную составную часть навы­ков. А исправить уже выработанный навык го­раздо труднее, чем выработать новый.

Общая характеристика навыков

Деятельность будет выпол­нена квалифицированно, если человек овладел навыками. На­вык - упрочившийся способ выполнения действий. Навык как компонент деятельности человека нельзя путать с навыком у животных, являющимся формой их поведения. Навык у живот­ных формируется как механизм их приспособления к среде пу­тем проб и ошибок.

В основе выработки навыка у человека лежат развернутые, осознанные действия. На первоначальном этапе овладения дея­тельностью действия и движения, интегрируемые в навыке, вы­ступают несвязанными. Так, при обучении чтению членение слов на слоги и синтез слогов в осмысленное слово представляют содержание двух различных действий. Упражняясь в чтении, школьник вырабатывает навык беглого чтения. Это значит, что теперь он не ставит перед собой задачу разбить слово на час­ти и синтезировать его. Действие превратилось в навык считывать слова в целом, опираясь на отдельные буквы. Лишь встреча­ясь с новым, незнакомым словом, навык уступает место отдель­ным действиям по анализу и синтезу слогового состава слова.

В основе любого навыка лежат выработка и упрочение условно-рефлекторных связей. Проторение нервного пути и его закрепление в результате постоянного повторения действий при­водят к точной локализации процессов возбуждения в опреде­ленных нервных структурах. Дифференцировочное торможение до предела концентрирует процесс возбуждения, подавляя одни очаги и активизируя тем самым другие. Образуются системы условно-рефлекторных связей с упроченными переходами от од­ной системы нервных связей к другой.

Сложившиеся нервные механизмы вызывают ряд изменений в процессе выполнения действия. Во-первых, в результате вы­работки навыка резко уменьшается время выполнения действия. Начинающая машинистка печатает гораздо медленнее, чем опыт­ная. По мере совершенствования навыка письма человек начи­нает писать до ста букв в минуту, в то время как в начале обучения едва успевает написать за это же время 2 -3 корот­ких слова. Во-вторых, исчезают лишние движения, уменьша­ется напряжение при выполнении действия. Первоклассник с большой силой сжимает ручку при письме. На начальном этапе формирования этого навыка у него отмечается значительное напряжение мышц рук и туловища. При выработанном навыке письма излишнее напряжение и дополнительные движения ис­чезают. В-третьих, отдельные самостоятельные движения объе­диняются в единое действие. Обучая детей письму, учитель отрабатывает написание отдельных элементов буквы. При бег­лом письме буквы пишутся быстро, одним росчерком пера.

В результате хорошо отработанных двигательных навыков по­вышается производительность труда, улучшается качество ра­боты и уменьшается утомление человека.

Выработанные двигательные навыки позволяют перестроить структуру деятельности. Происходит изменение в соотношении систем анализаторов, контролирующих выполнение действия. До выработки навыков точность и правильность предметных действий контролируются совместной деятельностью зрительного и двига­тельного анализаторов при ведущей роли зрения. Когда двига­тельный навык укрепляется, потребность в зрительном контроле за движениями значительно уменьшается. Вырабатываются кинестезические (ощущение движений) механизмы, самостоятельно контролирующие точность движений. Пианист-профессионал, ис­полняя пьесу, не смотрит на клавиатуру. Хорошая машинистка печатает “слепым” методом.

Эти факты свидетельствуют о том, что в процессе выработки навыка происходит перестройка взаимодействия между анали­заторами. Зрительно-двигательный контроль заменяется двига­тельным. Зрительный анализатор, а также сознание освобожда­ются для переработки других сигналов, учет которых необходим в процессе деятельности.

Контроль одной чувствующей кинестезической системы пони­жает степень уверенности в правильном выполнении действия, особенно в некоторых видах деятельности. Системой, дублирую­щей контроль за движением во время работы, становится также тактильная чувствительность. Практика показала, что снабжение клавиатуры линотипа (наборная строкоотливная машина) так­тильно различаемыми знаками повышает качество набора.

Особенностью образования навыков является их постепенная автоматизация. Выработанные навыки не требуют контроля соз­нания при их выполнении. Конечно, в первоначальный период сознание контролирует движение, но по мере выработки навыка происходит постепенное отключение контроля сознания. Замечено, что на стадии хорошо отработанного навыка сознательный конт­роль за движением может затруднить его выполнение. Например, человек, анализируя каждый шаг своей походки, теряет уверен­ность в движениях.

Из сказанного нельзя делать вывод, что навыки являются бессознательно регулируемыми действиями. Особенность навыка - не бессознательность, а сознательный контроль действия в целом. Сознание устанавливает соответствие действия задачам деятельности.

Превращение действия в навык дает возможность высвободить сознание для решения более сложных задач деятельности. Отсюда становится ясным исключительное значение навыков в творческой деятельности: не овладев навыками элементарных действий, нель­зя создать условия для творческой деятельности. Начинающий ху­дожник, не овладевший навыками построения перспективы, дол­жен думать не о том, как нарисовать предметы, а о том, как изобразить их в перспективе. Школьник, не имеющий навыка пра­вильного построения предложений, вынужден думать не о содер­жании сочинения, а о грамматической структуре предложений.

Таким образом, в любой деятельности овладение правильны­ми приемами ее использования и выработка навыков является предпосылкой ее успешного выполнения.

В трудовых навыках прослеживаются индивидуальные особен­ности личности. Несмотря на одинаковый метод обучения, интег­рация движений и действий в навыке своеобразна. Она зависит от психических свойств индивида. У людей с различными типами нервной деятельности устанавливается разное соотношение позна­вательной, ориентировочной и исполнительской стороны деятель­ности. Тип нервной деятельности позволяет одним людям разви­вать в процессе труда более точное выполнение действия, Дру­гим - более быстрое. Одинаково успешное выполнение деятель­ности обеспечивается типичными для человека приемами совер­шения действий.