Какие навыки необходимо развивать. Как создать пошаговый план развития навыков, необходимых для достижения вашей цели
Продолжаем знакомить вас с инструментами коучинга, которые можно использовать самостоятельно для наведения порядка в голове, структурирования мыслей, повышения осознанности, принятия решений, усиления мотивации и, как следствие, для более эффективного и увлекательного движения к вашим целям.
Очень часто причиной провала в достижении целей является не отсутствие мотивации, не плохо продуманный план и даже не прокрастинация, чаще всего это банальный просчет в ресурсах. Один из важнейших ресурсов – это наши знания, способности и навыки.
Интересно : навыки, необходимые для достижения цели, совсем не обязательно должны быть развиты идеально. Михай Чиксендмихай, впервые описавший состояние потока, которое характеризуется полным погружением в процесс выполнения определенной задачи, составил список условий, при которых подобное состояние может возникнуть. Одно из условий – сложность выполняемой задачи. То есть навыки должны быть развиты достаточно для того, чтобы задача оставалась одновременно и сложной, и выполнимой. Так как если навыки развиты недостаточно, выполнить задачу будет слишком сложно, из- за чего быстро пропадут интерес и мотивация. Если же навыки развиты слишком хорошо, задача окажется слишком простой и работа над ней быстро перестанет приносить удовольствие.Поэтому при постановке цели важно не только оценить имеющиеся и понять, как развивать необходимые навыки, но и учесть соответствие между желаемой целью и степенью развитости необходимого навыка.
Сегодня я расскажу вам о коучинговом инструменте, проработав который, вы найдете ответы на вопросы: «Какие знания и умения мне важно развить для достижения моей цели?» и «Каким образом я могу это сделать?»
Наверняка, многие из вас слышали про Колесо баланса. Предлагаю рассмотреть альтернативное применение этого инструмента. Итак, знакомьтесь (барабанная дробь), «Колесо навыков»!
Колесо навыков – это универсальное название. На самом деле в него могут входить любые умения, знания и способности. Это те ресурсы, которые будут с вами всегда, независимо от того, где вы и с кем.
Алгоритм работы с колесом навыков
Алгоритм работы с колесом навыков такой же, как и с колесом баланса.
1. Определите, какие знания, умения и способности необходимы вам для достижения цели. Желательно не больше 8. Чем меньше, тем лучше для фокусировки.
Рекомендация : Ответьте на вопрос: «Кто я, когда достигаю эту цель?» Например, ваша цель – начать зарабатывать удаленно. И ответом на вопрос «Кто я, когда достигаю эту цель?» может быть «Фрилансер». Значит, для своего списка вы выбираете качества, навыки, знания, которые важны для успешного фрилансера. Или «Хочу вывести бизнес на новый уровень». Кто я? Предприниматель. И ищите, что характеризует успешного предпринимателя. Или «Хочу рельефный пресс». Кто я? Привлекательный парень с рельефным прессом. А теперь подумайте про того, кого можно назвать «Привлекательным парнем с рельефным прессом» 🙂 Какие качества, навыки, умения помогли ему достичь этой цели?
2. Ответьте на вопрос: «Как должен проявляться каждый из навыков в идеале (применимо к вашей цели)?»
3. Выпишите отдельно все критерии идеального проявления навыка.
4. Нарисуйте колесо, разделив его на сектора, соответствующие количеству выбранных вами навыков. Рисунок будет похож на колесо со спицами. Каждая спица – это навык.
5. Разделите каждую спицу на 10 частей таким образом, чтобы каждая часть соответствовала 1 баллу. Считаем баллы от центра, начиная с 1.
6. Оцените по 10-балльной шкале, насколько в настоящее время проявлен каждый из навыков. То есть какой балл вы можете присвоить навыку сейчас, если 10 баллов – это идеальное проявление навыка (в соответствии с вашим описанием).
7. Поставьте точку на балл, который вы присвоили навыку на каждой спице и соедините точки. Так вы сможете комплексно оценить существующую картину по вашим навыкам на сегодняшний день.
План действий
Теперь переходим к составлению списка действий.
8. Выберите навык, с которого хотите начать.
9. Подумайте, как изменится ваш навык, если степень его проявленности вырастет всего на 1 балл? Что нового появится в вас? И что можно сделать для развития навыка всего на 1 балл? Запишите выбранные вами действия.
10. А теперь подумайте, как изменится ваш навык, если степень его проявленности вырастет еще на 1 балл? Что нового появится в вас? И что можно сделать для развития навыка, чтобы его проявленность выросла еще на один балл? Запишите эти действия тоже.
11. Продолжайте двигаться по 1 баллу вверх и фиксировать выбранные действия, пока не достигните 10 баллов.
Примечание : считается, что такой пошаговый балльный способ движения лучше структурирует мысли в области действий. Но если вам удобнее сразу составить список действий, это ваш выбор. Предложенный алгоритм можно и нужно подстраивать под себя, только тогда он будет максимально полезен.
Колесо навыков может подойти практически для любой цели или подцели, главное, чтобы они были максимально конкретно сформулированы.
Пример замечательной проработки данного упражнения показала участница программы WinWin Mira Charlie . Её цель – устроиться на работу в отдел персонала крупной компании. Один из важнейших этапов – прохождение собеседования. Для того чтобы максимально эффективно подготовиться к прохождению данного этапа, Мира создала колесо идеального собеседования, прописав в нем все, что, по ее мнению, необходимо успешному кандидату.
Очень надеюсь, что данный инструмент пригодится вам при анализе ресурсов и планировании действий по развитию.
Другие способы применения колеса баланса, а также различные полезные коучинговые модели и техники можно не только изучить, но и отработать на практике как в роли коуча, так и в роли клиента, записавшись на курс «Основы Коучинга»
Значение навыков для человека огромно. Сравните действие начинающего автолюбителя и опытного шофера. Внимание первого целиком поглощено каждой отдельной операцией - с рулем, рычагом переключения скоростей, с педалями сцепления, газа и тормоза. Действия эти ему не удается совмещать. Он делает много лишних, неправильных, неуклюжих и неточных движений. Когда же в результате упражнений управление машиной становится навыком, тот же человек легко, без всякого напряжения и лишних движений, быстро и точно ведет автомобиль.
Владение навыком прежде всего экономит время и энергию. Сознание, мышление и внимание освобождаются от выполнения тех операций, которые уточнились, объединились и автоматизировались. Навыки составляют большую часть повседневных действий человека.
Часто навыки - это новые действия, которые человек раньше вовсе не мог выполнять: сохранение равновесия на велосипеде или на коньках, плавание, управление сложным механизмом, акробатические упражнения, прыжки в воду и т. д.
КАК ВЫРАБАТЫВАЕТСЯ НАВЫК
Ребенок учится писать. Вначале он с трудом] выводит каждую линию, каждый элемент буквы. Для него это самостоятельная целенаправленная операция. При этом ребенок пишет с большим напряжением и совершает лишние движения: высовывает язык от старания, кривит губы, сгибает корпус.
Постепенно, в процессе систематических] упражнений, написание отдельных элементов буквы объединяется в одно действие. Теперь вся буква пишется «с одного маха». Однако первое время каждая буква остается самостоятельным целым и написание ее - самостоятельной операцией, законченным действием. Потом буквы объединяются в слова, и самостоятельным действием становится уже написание целого слова, а затем и целых фраз. Лишние движения постепенно устраняются, напряжение ослабевает и в конце концов совсем исчезает; процесс письма настолько автоматизируется, что человек, занятый письменным изложением мыслей, буквы и слова пишет машинально, «автоматически», не сосредоточивая на них внимание.
Таким образом, один из существеннейших моментов в формировании навыка - это объединение отдельных мелких движений и операций в более сложные. Например, при выработке навыка управления машиной, выполнения сложного гимнастического упражнения, навыка езды на велосипеде, плавания или танца отдельные, вначале самостоятельные, не поддающиеся координации движения постепенно объединяются в одно целое и выполняются все легче и точнее, как одно действие.
В процессе выработки навыков, особенно заключающих в себе сложные, трудновыполнимые действия, очень важны настойчивость, стремление сделать их каждый раз лучше. Если при этом мы ограничиваемся лишь простым механическим повторением нового действия без стремления к его усовершенствованию, то результаты не улучшатся.
Древняя поговорка «повторение - мать учения» особенно правильна при овладении навыком. Систематические упражнения - совершенно обязательное, необходимое условие выработки навыка.
Доказано, что, когда человеку известны результаты каждого упражнения, навык развивается быстрее и, наоборот, неведение сильно задерживает этот процесс.
Не менее важно при овладении навыками как можно раньше замечать ошибки в выполнении действия. Не подмеченная вовремя ошибка закрепляется в процессе упражнений и превращается в обязательную составную часть навыков. А исправить уже выработанный навык гораздо труднее, чем выработать новый.
Общая характеристика навыков
Деятельность будет выполнена квалифицированно, если человек овладел навыками. Навык - упрочившийся способ выполнения действий. Навык как компонент деятельности человека нельзя путать с навыком у животных, являющимся формой их поведения. Навык у животных формируется как механизм их приспособления к среде путем проб и ошибок.
В основе выработки навыка у человека лежат развернутые, осознанные действия. На первоначальном этапе овладения деятельностью действия и движения, интегрируемые в навыке, выступают несвязанными. Так, при обучении чтению членение слов на слоги и синтез слогов в осмысленное слово представляют содержание двух различных действий. Упражняясь в чтении, школьник вырабатывает навык беглого чтения. Это значит, что теперь он не ставит перед собой задачу разбить слово на части и синтезировать его. Действие превратилось в навык считывать слова в целом, опираясь на отдельные буквы. Лишь встречаясь с новым, незнакомым словом, навык уступает место отдельным действиям по анализу и синтезу слогового состава слова.
В основе любого навыка лежат выработка и упрочение условно-рефлекторных связей. Проторение нервного пути и его закрепление в результате постоянного повторения действий приводят к точной локализации процессов возбуждения в определенных нервных структурах. Дифференцировочное торможение до предела концентрирует процесс возбуждения, подавляя одни очаги и активизируя тем самым другие. Образуются системы условно-рефлекторных связей с упроченными переходами от одной системы нервных связей к другой.
Сложившиеся нервные механизмы вызывают ряд изменений в процессе выполнения действия. Во-первых, в результате выработки навыка резко уменьшается время выполнения действия. Начинающая машинистка печатает гораздо медленнее, чем опытная. По мере совершенствования навыка письма человек начинает писать до ста букв в минуту, в то время как в начале обучения едва успевает написать за это же время 2 -3 коротких слова. Во-вторых, исчезают лишние движения, уменьшается напряжение при выполнении действия. Первоклассник с большой силой сжимает ручку при письме. На начальном этапе формирования этого навыка у него отмечается значительное напряжение мышц рук и туловища. При выработанном навыке письма излишнее напряжение и дополнительные движения исчезают. В-третьих, отдельные самостоятельные движения объединяются в единое действие. Обучая детей письму, учитель отрабатывает написание отдельных элементов буквы. При беглом письме буквы пишутся быстро, одним росчерком пера.
В результате хорошо отработанных двигательных навыков повышается производительность труда, улучшается качество работы и уменьшается утомление человека.
Выработанные двигательные навыки позволяют перестроить структуру деятельности. Происходит изменение в соотношении систем анализаторов, контролирующих выполнение действия. До выработки навыков точность и правильность предметных действий контролируются совместной деятельностью зрительного и двигательного анализаторов при ведущей роли зрения. Когда двигательный навык укрепляется, потребность в зрительном контроле за движениями значительно уменьшается. Вырабатываются кинестезические (ощущение движений) механизмы, самостоятельно контролирующие точность движений. Пианист-профессионал, исполняя пьесу, не смотрит на клавиатуру. Хорошая машинистка печатает “слепым” методом.
Эти факты свидетельствуют о том, что в процессе выработки навыка происходит перестройка взаимодействия между анализаторами. Зрительно-двигательный контроль заменяется двигательным. Зрительный анализатор, а также сознание освобождаются для переработки других сигналов, учет которых необходим в процессе деятельности.
Контроль одной чувствующей кинестезической системы понижает степень уверенности в правильном выполнении действия, особенно в некоторых видах деятельности. Системой, дублирующей контроль за движением во время работы, становится также тактильная чувствительность. Практика показала, что снабжение клавиатуры линотипа (наборная строкоотливная машина) тактильно различаемыми знаками повышает качество набора.
Особенностью образования навыков является их постепенная автоматизация. Выработанные навыки не требуют контроля сознания при их выполнении. Конечно, в первоначальный период сознание контролирует движение, но по мере выработки навыка происходит постепенное отключение контроля сознания. Замечено, что на стадии хорошо отработанного навыка сознательный контроль за движением может затруднить его выполнение. Например, человек, анализируя каждый шаг своей походки, теряет уверенность в движениях.
Из сказанного нельзя делать вывод, что навыки являются бессознательно регулируемыми действиями. Особенность навыка - не бессознательность, а сознательный контроль действия в целом. Сознание устанавливает соответствие действия задачам деятельности.
Превращение действия в навык дает возможность высвободить сознание для решения более сложных задач деятельности. Отсюда становится ясным исключительное значение навыков в творческой деятельности: не овладев навыками элементарных действий, нельзя создать условия для творческой деятельности. Начинающий художник, не овладевший навыками построения перспективы, должен думать не о том, как нарисовать предметы, а о том, как изобразить их в перспективе. Школьник, не имеющий навыка правильного построения предложений, вынужден думать не о содержании сочинения, а о грамматической структуре предложений.
Таким образом, в любой деятельности овладение правильными приемами ее использования и выработка навыков является предпосылкой ее успешного выполнения.
В трудовых навыках прослеживаются индивидуальные особенности личности. Несмотря на одинаковый метод обучения, интеграция движений и действий в навыке своеобразна. Она зависит от психических свойств индивида. У людей с различными типами нервной деятельности устанавливается разное соотношение познавательной, ориентировочной и исполнительской стороны деятельности. Тип нервной деятельности позволяет одним людям развивать в процессе труда более точное выполнение действия, Другим - более быстрое. Одинаково успешное выполнение деятельности обеспечивается типичными для человека приемами совершения действий.