На какое число приходится пасха. Почему пасху празднуют каждый год в разное время. Когда бывает Пасха у католиков

04.03.2017 22:26:57 Михаил

Всё-равно непонятно. Иисуса Христа казнили в определённый конкретный день, на третий день Он воскрес также в определённый конкретный день. А празднуется этот день в разные дни. И причём тут календари?

07.03.2017 8:15:43 Священник Василий Куценко

Дело в том, что в раннехристианскую эпоху существовало две разных традиции празднования Пасхи. Первая традиция - малоазийская. Согласно этой традиции Пасха праздновалась 14 авива (нисана) (также, как и иудейская Пасха). Вторая традиция - римская. Римские христиане праздновали Пасху в первое воскресенье после 14 авива (нисана). Если христиане, следовавшие первой традиции были в своем большинстве выходцами из иудаизма, то христиане Рима были обращены из язычества и связь с иудейскими традициями не была для них так важна. Возникает вопрос - какая из этих традиций более правильная? Ответ - обе в равной мере. Потому что обе они были освящены апостольским авторитетом и имели самое раннее происхождение.

Еврейские лидеры снова представлены как модели слепоты и закрытия перед лицом вызовов Бога. Они «плохие пастухи», озабоченные своими личными и корпоративными интересами, которые мешают своим людям придерживаться предложений Бога о спасении. Его пример показывает нам, как самодостаточность, предрассудки и самопожертвование приводят человека к близким к вызовам Бога и отказу от даров Божьих. Поэтому они не должны следовать образцам для подражания.

Припев 1: Камень, который отвергли строители. стал краеугольным камнем. Благодарите Господа за то, что Он хорош, чем верить в людей. Лучше прибегать к Господу, чем доверять могущественным. Камень, который отвергли строители, стал краеугольным камнем. Все это исходило от Господа: это чудесно в наших глазах. Блажен, кто придет во имя Господа, мы благословили дом Господень. Благодарствуйте Господа, ибо Он благ. ибо вовек милость Его. Чтение Первого послания святого Иоанна.

Впоследствии между христианскими общинами Рима и Малой Азии возник спор о дате празднования Пасхи, но единого мнения достигнуто не было. Затем этот вопрос был поднят на Первом вселенском соборе в г. Никее, в 325 г. Отцы собора постановили праздновать Пасху в одним и тот же день для всех христиан согласно римской (и александрийской) традиции.

Возлюбленные, посмотрите, какая прекрасная любовь Отец освятил нас. призвать нас детей Божиих. Если мир нас не знает, то это потому, что Он не знал Его. Дорогие возлюбленные, мы теперь дети Божьи, и он еще не проявил того, кем мы должны быть. Но мы знаем, что в то время это проявилось. мы будем подобны Богу, потому что мы увидим Его таким, каким Он есть.

Мы находимся в то время, когда ереси начали беспокоить жизнь этих общин, бросая путаницу между верующими и угрожая подорвать христианскую идентичность. Основными вопросами, заданными еретиками, были христологический и этический порядок. С этической и моральной точки зрения эти еретики не соблюдают заповеди и особенно презирают заповедь любви своему брату. В этом контексте автор письма представит верующим великие координаты подлинной христианской жизни. Текст, который предлагается нам, является частью второй части письма.

08.03.2017 10:40:20 Михаил

В "Житиях святых" 23 февраля(8марта н.с.) есть такое:"..По поводу различия между малоазийскими и западными церквами в понимании и праздновании Пасхи епископы Смирнский и Римский не согласились отступить каждый от своего местного обычая, т. е. св. Поликарп признавал правильным празднование восточными христианами Пасхи в 14-й день еврейского месяца нисана и посвящение ее воспоминанию последней вечери Господа с учениками и установленного на ней таинства Евхаристии, а Аникита признавал, наоборот, правильным утвердившееся на западе понимание Пасхи, как годового праздника Воскрешения Христова и празднование ее в первый воскресный день после весеннего полнолуния.". Почему же не послушали прямого ученика апостолов, а пошли на поводу у кого-то?

Там автор напоминает верующим, что они дети Божьи и призывает их жить изо дня в день таким образом, который согласуется с этим сыновством. Контекст всегда связан с полемикой против «детей зла», которые не выполняют дела Божьи, потому что они не живут согласно заповедям. В качестве введения ко второй части письма автор напоминает христианам, что Бог сделал их своими «детьми». Основа для этого сыновья заключается в великой любви Бога к людям. Название «сынов Божьих», которое хвалится верующим, не является помпезным названием, но внешним и без содержания; является подходящим названием, которое определяет положение тех, кто любит Бога с «восхитительной» любовью и кто получил от Бога новую жизнь.

09.03.2017 23:10:57 Священник Василий Куценко

Я лишь еще раз кратко отмечу основные аспекты проблемы:

1. В Евангелии нет точной даты смерти Господа Иисуса Христа, есть лишь призвязка к иудейской Пасхе: Через два дня [надлежало] быть [празднику] Пасхи и опресноков. И искали первосвященники и книжники, как бы взять Его хитростью и убить (Мк. 14, 1); в первый день опресноков, когда заколали пасхального [агнца], говорят Ему ученики Его: где хочешь есть пасху? мы пойдем и приготовим (Мк. 14, 12); и как уже настал вечер,-- потому что была пятница, то есть [день] перед субботою,-пришел Иосиф из Аримафеи, знаменитый член совета (Мк. 15, 42-43); по прошествии субботы Мария Магдалина и Мария Иаковлева и Саломия купили ароматы, чтобы идти помазать Его. И весьма рано, в первый [день] недели, приходят ко гробу, при восходе солнца (Мк. 16, 1-2).

Конечно, состояние «детей» означает быть в общении с Богом и жить в соответствии с его предложениями. «Сыны Божии» исполняют дела Бога. Условие «детей Божиих», совершающих дела Бога, ставит верующих в уникальное положение перед «миром». Поэтому «мир» будет игнорировать или даже преследовать «сынов Божьих», отвергая предложение о жизни, которое они наблюдают. Это не ново и не удивительно: «мир» также отверг Христа и его предложение о спасении. Затем, в верующих, проявится полная и окончательная жизнь, полностью осознанный Новый Человек.

В тот день верующие будут в полном общении с Богом, а затем будут «подобны Ему». Божественное сыновство - это реальность, которая поражает верующего во время его паломничества на этой земле и подразумевает жизнь в согласии с делами и предложениями Бога; но только на небесах, после освобождения от состояния слабости, которая является частью человеческой слабости, верующий узнает о ее полной реализации.

2. Дата иудейской Пасхи - 14 нисана (авива) вычислялась по лунному каледарю. Но возникает вопрос - 1) насколько точен был этот календарь? и 2) можем ли мы с полной уверенностью утверждать, что 14 нисана (авива), празднуемое асийскими христианами во II в. (именно в это время и возник спор о дате праздника) выпадало на то же самый период года, что и во время земной жизни Христа (здесь нужно учитывать, что Иерусалим и храм были разрушены, и традиция высчитывания даты Пасхи могла быть утрачена)?

Это - а не другие эфемерные предложения, частичное, поверхностное - это секрет полной реализации человека. Как «сыны Божии» должны ответить на этот вызов, который Бог делает их? В тексте, который мы сейчас предлагаемые, эта проблема не разработана; Однако, этот вопрос решается и отражение в других местах Первого послания Иоанна Автор письма, «сын Божий» это тот, кто отвечает на Божью любовь, живущих в соответствии с предложениями Бога. - то есть, в соблюдение заповедей Божьих. Особым образом, рекомендуются к верующим, которые живут в любви к братьям, к примеру Иисуса Христа.

3. И Рим и асийские церкви настаивали на апостольском происхождении своей традиции (не следует забывать, что Рим - город апостолов Петра и Павла).

4. Разность традиции свидетельствовала о разном осмыслении и выделении различных аспектов празднования Пасхи в разных христианских общинах. Но еще раз повторю, что обе этих традиции были правильными. Но исторически общепринятыми стали именно римская и александрийская. Согласно этим традициям христианская Пасха должна праздноваться всегда в воскресный день.

Иисус Христос встретил и столкнулся с той же реальности; но его история показывает, что живут, как «сын Божий» не путь неудачи, но путь полной и вечной жизни. Христиане не должны поэтому бояться идти таким же образом. Евангелие Господа нашего Иисуса Христа от Иоанна.

В то время, сказал он. Я есмь пастырь добрый. Пастырь добрый полагает жизнь свою за овец. Наемник, как пастырь, не являются их овцы,. скоро, как вы видите, приходящего волка, и оставляет овец, и бежит прочь,. в то время как волк выхватывает их и рассеивает. Наемник не заботится об овцах. У меня есть другие овцы, которые не сего двора. и необходимость сбора; они услышат голос Мой, и будет одно стадо и один Пастырь. Никто не берет, это я, которые дают спонтанно. Глава 10 4-го Евангелия посвящена катехизации из «Доброго Пастыря».

10.03.2017 17:28:00 Михаил

1."В Евангелии нет точной даты смерти Господа Иисуса Христа". Осмелюсь заметить, что в Евангелии нет точной даты и Рождества, и Преображения. Ещё раз напомню:" св. Поликарп признавал правильным празднование восточными христианами Пасхи в 14-й день еврейского месяца нисана и посвящение ее воспоминанию последней вечери Господа с учениками и установленного на ней таинства Евхаристии."

Автор использует это, чтобы предложить катехизацию на миссии Иисуса: работа „Мессия“, чтобы привести человек к зеленым пастбищам и источникам хрустальных, из которого возвращается к жизни в полноте. Образ «Доброго Пастыря» не был изобретен автором 4-го Евангелия. Литературном говоря, эта символическая речь строится с материалами из Ветхого Завета. Обращаясь к вавилонскому изгнанию, Иезекииль считает, что лидеры Израиля были, на протяжении всей истории, плохие «пастухи», которые привели человек от смерти и дум способов; но - говорит Иезекииль - сам Бог теперь будет принимать на поведение своего народа; Он поставил перед своим народом «хорошая овчаркой», который будет свободен от рабства и привести к жизни.

2."В то, что Спаситель умер в пятницу и воскрес, соответственно, в воскресенье, жители планеты привыкли верить с самого детства. Однако лишь два румынских астронома задумались над тем, что до сих пор не известна точная дата смерти Иисуса. Они вплотную занялись этим вопросам.

Долгое время ученые Национальной обсерватории Румынии Ливиу Мирчеа и Тибериу Опройу изучали Библию. Именно она была источником основных посылок. В Новом Завете указано, что Иисус умер в день после первой ночи полнолуния, после дня весеннего равноденствия. В Библии также говорится о том, что во время распятия Христа произошло солнечное затмение.

У всех нас есть цифры ссылки, наши герои, наши учители, наши моделей. Евангелие это воскресенье говорит нам, что для христианина «пастор» по преимуществу является Христос. Именно в Него, что мы верим, что вокруг него, что мы должны присоединиться, ваши направления и предложения, которые должны следовать. Наш «Пастор» действительно Христос или есть другие «пастухи», которые тянутся и которые являются фундаментальными ссылками, вокруг которых мы строим наше существование? Что движет нами и определяет наши варианты: Иисус Христос?

Директивы главы отдела? Точка зрения президента абонента? Успех и профессиональный успех любой ценой? Симпатичной герой мыльной оперы? Наиболее популярная программа телевизионной станции с самой большой аудиторией? Давайте возместил в пути Христос выполняет свою миссию «Пастор»: Он не действует по интересам, а по любви; Он не убегает, когда овцы находятся в опасности, но защищает их, помнит о них и даже способен отдать свою жизнь за них; Он с каждым из овец уникальных отношений, особые, личные, знает их страдания, трагедии, надежды и мечта.

На основе этой информации была задействована помощь расчетных астрологических программ. По движению планет в период между 26 и 35 годами нашей эры видно, что в эти годы полнолуние приходилось на следующий день после весеннего равноденствия всего два раза. Первый раз это было в пятницу 7 апреля в 30 году нашей эры, а второй раз — 3 апреля 33 года. Из этих двух дат выбрать легко, так как солнечное затмение случилось в 33 году.

В «качестве» Христос, Добрый Пастырь, перечисленный здесь, должно заставить нас осознать, что мы можем доверять Ему полностью и безоговорочно и дать без страха, нашей жизнь в ваших руках. С другой стороны, это «путь», чтобы действовать во Христе, чтобы быть эталоном для тех, кто несет ответственность за поведение и анимацию Божиих людей: те, кто получил от Бога задания возглавляет группу, чтобы оживить сообщество, оказывать его миссия в полной подаче, безусловная любовь, бескорыстное служение в примере Христа?

Наш текст подчеркивает полную идентификацию Иисуса с волей Отца и готовность поставить всю свою жизнь служению Божьего плана. Кроме того, уверяет нас, что это доставляет свободное, осознанное, предполагается, что приводит к вечной, истинной и окончательной жизни. Пример Христа приглашает нас присоединиться к одной и той же свободой, но и с тем же доступность, предложения Бога и исполнение Божьего плана для нас и для всего мира. Этот путь гарантирует, путь вечной жизни и исполнения человека.

Получившийся результат вполне можно назвать сенсационным открытием. Если верить Новому Завету и расчетам астрономов, то Иисус Христос умер в пятницу 3 апреля примерно в три часа дня, а воскрес 5 апреля в четыре часа по полудни".

3.Рим, конечно, город апостолов Петра и Павла. Но это не помогло ему не стать тем, что он представляет сейчас.

В наших христианских общинах, у нас есть люди, которые управляют и анимировать. Мы можем принять без проблем, они получили эту миссию Христа и Церкви, несмотря на ограничения и недостатки; но мы также должны знать, что наш единственный «пастор», что нам предлагается слушать и следовать безоговорочно, является Христос. Остальные «пастухи» имеют действительную миссию, если получили от Христа; и его производительность не может отличаться от образа действий Христа.

Для того, чтобы отличить «голос» других обращений Иисуса, вводящей в заблуждение предложения, то „сирены песни“, которые не приводят к полной жизни, постоянный интимный диалог необходим, чтобы „Пастырь“, постоянное противостояние с его Словом и активное участие в таинствах, где он общается в этой жизни, который предлагает «пастор».

4.Как могут быть правильными две такие разные традиции? И всё-таки непонятно, почему Рождество, Преображение, Крещение - это опеделённые постоянные дни, как и должно быть по логике. А распятие и Воскресение - переходящие, хотя это тоже были определённые и конкретные дни?

10.03.2017 18:54:38 Священник Василий Куценко

Михаил, еще раз рекомендую ознакомиться с работой В.В. Болотова. Он очень подробно объясняет, почему именно возникла разница в традициях римских и асийских христиан, и какой смысл та и другая церковная община вкладывала в праздник Пасхи.

За дни недели до 4-го воскресенья Пасхи, посмотрите медитируя на Слово Божье в это воскресенье. То, что отличает наемника от пастуха, - это отношения, которые у них есть с овцами. Для пастыря каждая овца уникальна в их глазах, и каждый узнает своего пастыря. Он готов ко всему, что живут его овцы, даже дожидаясь, чтобы рискнуть собственной жизнью. Короче говоря, он заботится даже о тех, кто не из его паствы. В это воскресенье, когда христианам предлагается молиться о призвании, пусть их молитва будет направлена ​​прежде всего на одного пастора Иисуса Христа после того, как они попросят, чтобы Он дал своим пасторам Церкви, которые стремятся узнать лучше и лучше чтобы любить их и заботиться о тех, кто еще не принадлежит Церкви.

Более подробно отвечу лишь на Ваш вопрос о том, как две разных традиции могут быть одновременно правильными: следует учесть, что в раннехристианский период вполне могло существовать подобное разнообразие, сейчас нам это может казаться странным, но в те века - это было нормой. Например, сейчас Православная Церковь совершает только три литургии - свт. Василия Великого, свт. Иоанна Златоуста и Литургию Преждеосвященных Даров. Сейчас - это норма. Но в древности - церковная община соврешала свое евхаристическое последование. И это тоже было нормой.

Иисус берет на себя традиционный образ в Библии, чтобы назначить начальников еврейского народа. Поскольку эти пастухи часто являются плохими пастухами, сам Бог сам будет пасти свою паству. Псалмопевец будет кричать: «Господь - мой пастырь!» Иисус приписывает себе это звание и эту миссию, которую он доверяет Петру. Со своей стороны, он использует пастырскую лексику для обозначения функции «старейшин», «пресвитеров», в христианской общине. На самом деле мы очень далеки от «священнической» структуры, на которой была основана вся еврейская культура.

По поводу переходящих и непереходящих праздников - даты праздников возникли далеко не в апостольский период и на протяжении истории мы можем наблюдать, как даты тех или иных праздников могли варьироваться, как на Востоке, так и на Западе. Например, довольно долгое время Рождество и Крещение составляли один праздник, продолжением которого было Сретение. Некоторые христианские общины праздновали Благовещение накануне Рождества Христова. История праздника Преображения также довольно сложная и интересная.

Храмовая служба была зарезервирована для племени Леви и для священнических семей. Теперь в Церкви «пастырь» не является человеком «священного», «отделенного» от остального народа. Сам Иисус не был «специалистом священного»! Пастух имеет смысл только при прикреплении к стаду. Он «знает своих овец, и его овцы знают его». Они «действительно рассчитывают на него». Он любит овец и заботится о них. Приведите их к хорошим пастбищам, давая им хорошую пищу Слова Божьего. Он заходит так далеко, что отдает свою жизнь за своих овец.

Никогда не переставайте просить Господа всегда поднимать хороших пасторов для своей Церкви! Разве на этой неделе не было бы случая подумать о проведении такой встречи? Наш текст начинается с каменистого заявления, помещенного в уста Иисуса: «Я - Добрый Пастырь». Прилагательное «добро» должно в этом контексте пониматься в смысле «модели», «идеального»: «Я - образец пастора, идеального пастора». И Иисус сразу же объясняет, что «модельный пастух» - это тот, кто способен отдать свою жизнь своим овцам.

Древние христиане скорее акцентировали символическую сторону события, а не настаивали на исторической точности. Ведь даже традиция асийских христиан праздновать Пасху 14 нисана (авива) не является исторически точной. 14 нисана - первый день иудейской Пасхи, а судя по Евангелиям Христос умер и воскрес не в сам пасхальный день. Но древние христиане видели здесь важную символику - ветхозаветная Пасха заменяется новозаветной, Бог, освободивший Израиль из рабства, теперь освобождает весь род человеческий. Еще раз повторю, что все это очень подробно описано у В.В. Болотова.

11.03.2017 13:05:05 Михаил

Да мне понятно, почему возникла разница в традициях, в календарях, в полнолуниях и равноденствиях. Мне непонятно, почему вообще стали привязываться к этим полнолуниям, равноденствиям, когда произошло событие, которого не могли не заметить: трёхчасовое затмение солнца? Дионисий Ареопагит ведь заметил и известно, когда заметил и когда он жил. Это был конкретный день. И трёхчасового солнечного затмения больше никогда не было. Да и не могло быть по всей земле. Почему этот день не взяли за основу? Вот что мне не понятно.

Когда в этом году будет Пасха? А когда масленица? Когда начинается Великий пост? Такие вопросы люди задают друг другу из года в год. Многие удивляются: почему одни церковные праздники из года в год отмечаются в один и тот же день, а другие всякий раз выпадают на разные даты? Как определяются эти даты? Давайте разберемся.

Пасха в Ветхом Завете

Празднование Пасхи у евреев было установлено пророком Моисеем в честь исхода евреев из Египта (см. Песах). «Совершай Пасху Господу, Богу твоему, потому что в месяце Нисан (Авиве) вывел тебя Господь, Бог твой, из Египта ночью» (Втор. 16:1). В память о исходе в Пасху предписывалось ритуальное заклание однолетнего ягнёнка мужского пола, без порока, его следовало испечь на огне, и съесть полностью, не преломив костей, с опресноками (пресным, бездрожжевым хлебом) и горькими травами в семейном кругу в течение пасхальной ночи (Исх.12:1-28; Чис.9:1-14). После разрушения храма в Иерусалиме ритуальное заклание стало невозможным, поэтому иудеи в Песах едят только опресноки — мацу.

Пасха у первых христиан

В христианской церкви Пасха праздновалась уже с первых веков, но в силу местных традиций, особенностей календаря и вычислений в общинах разных городов дни празднования Пасхи не совпадали. Поэтому на Первом Вселенском соборе в 325 году было решено принять единый для всего христианского мира способ определения даты Пасхи. Тогда же было решено, что христианам не следует придерживаться обычая иудеев в определении дня этого святейшего празднования. На Соборе было запрещено совершать Пасху «прежде весеннего равноденствия вместе с иудеями».

Когда в этом году будет Пасха?

В 2018 году православные христиане будут праздновать Пасху 8 апреля, а в 2019 - 28 апреля. Дату празднования Пасхи определяют по особому исчислению, называемому Православной Пасхалией.

Пасхалия - система расчета, позволяющая по специальным таблицам, определяющим взаимосвязь большого количества календарно-астрономических величин, определить даты празднования Пасхи и переходящих церковных праздников для любого заданного года.

Русская Православная Церковь для вычисления даты празднования Пасхи и переходящих праздников пользуется традиционным юлианским календарем, созданным еще при Юлии Цезаре в 45 г. до н.э. Нередко этот календарь называют «старым стилем». Западные христиане пользуются григорианским календарем, введенным в 1582 г. римским папой Григорием XIII. Он обычно именуется «новым стилем».

Согласно правилам Первого Вселенского собора (325 г., Никея) празднование православной Пасхи совершается в первое воскресение после весеннего полнолуния, которое наступает после или в день весеннего равноденствия, если это воскресение приходится после дня празднования еврейской Пасхи; в противном случае, празднование православной Пасхи переносится на первый воскресный день после дня еврейской Пасхи.

Таким образом, день празднования Пасхи оказывается в пределах от 22 марта до 25 апреля старого стиля, или от 4 апреля до 8 мая нового стиля. После вычисления даты Пасхи составляется календарь остальных переходящих церковных праздников.

Церковные праздники

Каждый день календарного года посвящается Церковью воспоминанию того или иного священного события, празднованию памяти святых или прославлению чудотворных икон Пресвятой Богородицы.

Самый главный день церковного года - праздник Светлого Христова Воскресения, или Пасхи. Следующие по значимости - 12 великих двунадесятых праздников (само название - двунадесятые - указывает на их число). Затем по значению Церковь выделяет 5 великих праздников. Есть и другие праздничные дни, отмечаемые совершением торжественных богослужений. Особо выделяются воскресные дни, которые также посвящаются воспоминанию Воскресения Господа и именуются "Малой Пасхой".

Двунадесятые праздники разделяются на непереходящие и переходящие. Даты непереходящих праздников год от года не изменяются; переходящие праздники каждый год выпадают на разные даты и зависят от того, на какой день в текущем году приходится празднование Пасхи. От даты Пасхи зависят также начало Великого поста, всенародно любимая масленица, Вербное воскресенье, а также Вознесение и день Святой Троицы.

Двунадесятые праздники делятся Господскими (в честь Господа Иисуса Христа) либо Богородичными (посвященными Божией Матери). Некоторые из событий, ставших основанием для праздников, описаны в Евангелии, а некоторые установлены на основании сведений церковного предания.

Двунадесятые переходящие праздники:

Светлое Христово Воскресение. Пасха
Вход Господень в Иерусалим. Вербное воскресенье (за 7 дней до Пасхи)
Вознесение Господне (на 40-й день после Пасхи)
День Святой Троицы. Пятидесятница (на 50-й день после Пасхи)

Двунадесятые непереходящие праздники:

21 сентября - Рождество Пресвятой Богородицы.
27 сентября - Воздвижение Креста Господня.
4 декабря - Введение во храм Пресвятой Богородицы.
7 января - Рождество Христово.
19 января - Крещение Господне. Богоявление.
15 февраля - Сретение Господне.
7 апреля - Благовещение Пресвятой Богородицы.
19 августа - Преображение Господне.
28 августа - Успение Пресвятой Богородицы.


Великий пост

Пасхе предшествует Великий пост - самый строгий и продолжительный из всех православных постов. Когда начинается Великий пост? Это зависит от даты, на которую приходится в текущем году праздник Пасхи. Пост всегда длится 48 дней: 40 дней собственно Великого поста, называемые Четыредесятницей, и 8 дней Страстной седмицы, начиная с Лазаревой Субботы и до Великой Субботы накануне Пасхи. Поэтому начало поста легко определить, отсчитав 7 недель от даты Пасхи.

Значение Великого поста состоит не только в суровых правилах воздержания от пищи (предписывается вкушение только растительных продуктов, рыба разрешается лишь дважды - на Благовещение и на Вербное Воскресенье), и уклонении от различных развлечений и увеселений, но и в очень глубоком по своему содержанию богослужебном строе. Службы Великого поста совершенно особые, ни на что не похожие. Каждое воскресенье посвящается своей особой теме, а все вместе они настраивают верующих на глубокое смирение перед Богом и покаяние в своих грехах.

Как вычисляется дата Пасхи?

В эпоху создания Пасхалии (системы расчета дат Пасхи) люди представляли течение времени иначе, чем сейчас. Они считали, что все события происходят по кругу («всё возвращается на круги своя»). А всё разнообразие событий определяется тем, что таких «кругов» («циклов») много и они разных размеров. По кругу сменяется день ночью, лето - зимой, новолуние - полнолунием.

Современному же человеку это трудно представить, так как в своем сознании он выстраивает «прямую линию» исторических событий из прошлого в будущее.

Самый простой и самый известный (и до сих пор используемый) круг - это круг смены дней недели. За Воскресением следует понедельник, за понедельником - вторник и так далее до следующего Воскресенья, за которым обязательно снова наступит понедельник.

В основе расчета даты Пасхи лежат два цикла: солнечный (продолжительностью 28 лет) и лунный (продолжительностью 19 лет). Каждый год имеет свой номер в каждом из этих циклов (эти номера и называются «круг Солнцу» и «круг Луне»), и их сочетание повторяется только раз в 532 года (этот промежуток называется «Великим Индиктионом»).

«Круг Солнцу» связан с Юлианским календарем, в котором 3 года подряд простые (по 365 дней), а четвертый - високосный (366 дней). Чтобы согласовать цикл в 4 года с 7-дневным недельным циклом, и создан цикл в 28 лет (7?4). Через 28 лет дни недели выпадут на те же самые числа месяцев Юлианского календаря (в «новом» «григорианском» календаре всё сложнее…). То есть календарь 1983-го года имел точно такой же вид, как и календарь 2011-го (1983+28=2011). Например, 1-е (14-е по «новому стилю») января 2011-го года - пятница; и 1-го января 1983 года тоже была пятница.

То есть «круг Солнцу» помогает узнать, на какие дни недели выпадают соответствующие числа месяцев года.

«Круг Луне» предназначен для согласования лунных фаз (новолуния, полнолуния и т.д.) с датами Юлианского календаря. Основывается он на том, что 19 солнечных лет почти точно равно 235-и лунным месяцам.

Равноденствие - это момент, когда Солнце в своем видимом движении пересекает «небесный экватор». В это время продолжительность дня равна продолжительности ночи, а Солнце восходит точно на Востоке, а заходит точно на Западе.

Солнечный год (иначе называемый «тропическим») - это промежуток между двумя последовательными весенними равноденствиями. Его продолжительность равна 365 суток 5 часов 48 минут 46 секунд (365,2422 суток). В Юлианском календаре для удобства и простоты принимается продолжительность года, равная 365 суткам 6 часам (365,25 суток). Примерно за 128 лет набирается сдвиг весеннего равноденствия на одни сутки (в 15-м веке «новой эры» равноденствие было 12-го-13-го марта, а в 20-м - 7-го-8-го марта).

Лунный месяц (иначе называемый «синодическим») - это промежуток между двумя новолуниями. Его средняя продолжительность равна 29 суткам 12 часам 44 минутам 3 секундам (29,53059 суток).

Потому-то и получается, что 19 солнечных лет (19365,2422=6939,6018 суток) - это приблизительно 235 лунных месяцев (23529,53059=6939,6887 суток).

Через 19 лет лунные фазы (полнолуния, например) лягут на те же самые числа Юлианского календаря (на длительных промежутках времени это не соблюдается, - накапливается ошибка в одни сутки за приблизительно 310 лет). Речь идет, разумеется, о средних значениях. Реальные даты лунных фаз из-за сложности движения Луны могут отклоняться от средних значений. Например, реальное полнолуние в Москве в апреле 1990-го года было 10-го числа («нового стиля») в 06 ч. 19 м., а в 2009-м году (через 19 лет после 1990-го) - 9 апреля («нового стиля») в 17 ч. 55 м.

На основании полученных таблиц можно определить дату Пасхи на любой год. Более подробно способ вычисления .

Иеромонах Иов (Гумеров) приводит не столь понятный, но более математически простой способ расчета даты православной Пасхи : «Из всех практических способов исчисления самым простым признается метод, предложенный крупнейшим немецким математиком Карлом Гауссом (1777 - 1855). Разделим число года на 19 и остаток назовем «а»; остаток деления числа года на 4 обозначим буквой «b», а через «c» остаток деления числа года на 7. Величину 19 х а + 15 разделим на 30 и назовем остаток буквой «d». Остаток от деления на 7 величины 2 х b + 4 х c + 6 х d + 6 обозначим буквой «е». Число 22 + d + е будет днем Пасхи для марта, а число d + е - 9 для апреля. К примеру, возьмем 1996 год. От деления его на 19 будет остаток 1 (а). При делении на 4 остаток будет нулевым (b). Разделив число года на 7, получим в остатке 1(с). Если продолжить вычисления, то получим: d = 4, а е = 6. Следовательно, 4 + 6 - 9 = 1 апреля (Юлианского календаря - старого стиля - прим. редакции )».

Когда бывает Пасха у католиков?

В 1583 году в Римско-католической Церкви папа Григорий XIII ввел новую Пасхалию, названную григорианской. Вследствие изменения Пасхалии изменился и весь календарь. В результате перехода к более точным астрономическим датам, католическая Пасха часто празднуется раньше иудейской или в один день, и опережает православную Пасху в некоторые года более чем на месяц.

Расхождение между датами православной Пасхи и католической вызвано различием в дате церковных полнолуний, и разницей между солнечными календарями — 13 дней в XXI веке. Западная Пасха в 45 % случаев на неделю раньше православной, в 30 % случаев совпадает, 5 % — разница в 4 недели, и 20 % — разница в 5 недель (больше лунного цикла). Разницы в 2-3 недели не бывает.

1. G = (Y mod 19) + 1 (G — так называемое «золотое число в метоновом» цикле — 19-летнем цикле полнолуний)
2. C = (Y/100) + 1 (если Y не кратен 100, то С — номер века)
3. X = 3*C/4 - 12 (поправка на то, что три из четырёх лет кратных 100 не високосный)
4. Z = (8*C + 5)/25 - 5 (синхронизация с лунной орбитой, год не кратен лунному месяцу)
5. D = 5*Y/4 - X - 10 (в марте день?D mod 7 будет воскресенье)
6. E = (10*G + 20 + Z - X) mod 30 (эпакта — указывает на день наступления полнолуния)
7. ЕСЛИ (E = 24) ИЛИ (E = 25 И G > 11) ТО увеличить E на 1
8. N = 44 - E (N-е марта — день календарного полнолуния)
9. ЕСЛИ N 10. N = N + 7 - (D + N) mod 7
11.ЕСЛИ N > 31 ТО дата Пасхи (N ? 31) апреля ИНАЧЕ дата Пасхи N марта

Фото - фотобанк Лори