Что относится к жанру. Кто честной бедности своей. Прошло сто лет, и юный град

Итоговый тест

Вариант 1

А1. Выберите определение былины.

    эпическая песня героико-патриотического содержания, повествующая о богатырях и исторических событиях средневековой Руси

    жанр фольклора, близкий к народной балладе, в котором содержится лирическая опенка какого-либо исторического события или личности

    жанр русской средневековой литературы, содержащий описание легендарных и реальных событий и мифологических представлений

    произведение, созданное народной фантазией, сочетающее в себе реальное и фантастическое

А2. В каком варианте указаны только те жанры, которые относятся к «высокому» стилю?

    оды, эпиграммы, драмы

    драмы, сатиры, элегии

    героические поэмы, трагедии, оды

    комедии, песни, басни

АЗ. В каком произведении А.С. Пушкина есть такие строки?

Прошло сто лет, и юный град, Полнощных стран краса и диво Из тьмы лесов, из топи блат Вознесся пышно, горделиво...

    «Песнь о вещем Олеге»

    «Полтава»

    «Медный всадник»

    «Борис Годунов»

А4. Какова основная тема первой части поэмы

Н.А. Некрасова «Русские женщины» «Княгиня Трубецкая»?

    духовное величие русской женщины

    обличение светского общества

    восхищение красотой русской женщины

    трагическая судьба русской женщины

А5. О ком Л.Н. Толстой написал такие строки в автобиографической повести «Детство»?

«Она не только никогда не говорила, но и не думала, кажется, о себе: вся жизнь ее была любовь и самопожертвование».

    о maman

    о сестре Любочке

    о Марье Ивановне

    о Наталье Саввишне

А6. В каком произведении XX века автор поднимает проблему сострадания к людям?

    «Данко» М. Горького

    «Юшка» А.П. Платонова

    «Живое пламя» Е.И. Носова

    « Кусака» Л.Н. Андреева

А7. Какой зарубежный поэт в своем стихотворении утверждает следующее?

Кто честной бедности своей Стыдится и все прочее,

Тот самый жалкий из людей. Трусливый раб и прочее.

    Дж. Г. Байрон

    Р. Бёрнс

    И.Ф. Шиллер

    У. Шекспир

В1. Какой художественный прием использует

Н.В. Гоголь для создания образов братьев в повести «Тарас Бульба»? Запишите.

В2. Какому поэту принадлежат эти строки? Запишите.

Я думу свою

без помехи подслушаю.

Черту подведу стариковскою палочкой:

Нет, все-таки нет, ничего, что по случаю Я здесь побывал и отметился галочкой.

ВЗ. Какое понятие соответствует следующему определению? Запишите.

Направление в литературе, проникнутое стремлением показать в ярких образах высокое назначение человека.

CI . Дайте определение жанру баллады. Приведите примеры произведений русских и зарубежных писателей, написанных в этом жанре.

С2. Какие сатирические и юмористические произведения, прочитанные в этом году, показались вам наиболее интересными? Обоснуйте свое мнение.

Вариант 2

А1. Выберите определение гиперболы.

    вид тропа, основанный на чрезмерном преувеличении свойств изображаемого предмета

    вид тропа, основанный на сопоставлении предметов и явлений по их внешнему сходству, присушим им признакам

    вид тропа, основанный на перенесении свойств одного предмета или явления на другой на основании общего для обоих признака

    предельное преувеличение, основанное на фантастике, на причудливом сочетании фантастического и реального

А2. В каком варианте указаны только те жанры, которые относятся к «низкому» стилю?

    драмы, сатиры, элегии

    комедии, эпиграммы, басни

    оды, героические поэмы, трагедии

    комедии, драмы, эпиграммы

АЗ. С каким фольклорным персонажем перекликается образ купца Калашникова?

    сказочного добра молодца

    былинного богатыря

    Садко

    Соловья-Разбойника

А4. Раскаялся ли Андрий перед смертью в совершенном предательстве? Какой факт дает основания так считать?

    да, он просит пощады у отца

    нет, он говорит отцу, что полячка стала для него отчизной и никто не вправе его наказывать

    нет, он умирает с именем прекрасной полячки на устах

    да, идя на казнь, он был «бледен как полотно»

А5. Какой прием наиболее характерен для рассказов А.П. Чехова?

    художественная деталь

    символы

    внутренний монолог

    лирические отступления

А6. Герой какого произведения XX века произносит эти слова?

«Многие притерпелись к худу и не видят, как сами худое творят».

    «В прекрасном и яростном мире» А.П. Платонова

    «Тихое утро» Ю.П. Казакова

    «Беда» М. М. Зощенко

«Волхвы, те, что принесли дары Младенцу в яслях, были, как известно, мудрые люди. И так как они были мудры, то и дары их были мудры, может быть, даже с оговоренным правом обмена в случае непригодности».

    М. Твен

    Р. Бёрнс

    О. Генри

    А. де Сент-Экзюпери

В1. Закончите эти строки. Кто их автор? Запишите.

«Во дни сомнений, во дни тягостных раздумий о судьбах моей родины - ты один мне поддержка и опора, о великий, могучий, правдивый и свободный...»

В2. Какой русский писатель XIX века стал автором сказок, иносказательно высмеивающих пороки людей? Запишите.

ВЗ. Какому понятию соответствует это определение? Запишите.

Стихотворение, в основе которого чаше всего лежит историческое событие, предание с острым и напряженным сюжетом.

С1. Напишите, в чем отличие юмора от сатиры. Приведите примеры юмористических и сатирических произведений.

С2. Какие стихотворения о родной природе, прочитанные в этом году, показались вам наиболее яркими? Напишите, чем они вам запомнились.

Ключ к тесту

Вариант 1: А1 - 1; А2 - 3; АЗ - 3; А4 - 1; А5 - 4; А6 - 2; А7 - 2; В1 - антитезу; В2 - А.Т. Твардовскому; ВЗ - романтизм.

Вариант 2: А1 - 1; А2 - 2; АЗ - 2; А4 - 3; А5 - 1; А6 - 4; А7 - 3; В1 - русский язык, И.С. Тургенев; В2 - М.Е. Салтыков-Щедрин; ВЗ - баллада.

Учебно-методическое обеспечение

Для учащихся

    Коровина В.Я.

    Коровина В.Я. Читаем, думаем, спорим...: Дидактические материалы по литературе: 7 класс. М.: Просвещение, 2010.

    Фонохрестоматия к учебнику «Литература. 7 класс»: Электронное учебное пособие на CD - ROM / Сост. В.Я. Коровина, В.П. Журашгев, В.И. Коровин. М.: Просвещение, 2010.

    Контрольно-измерительные материалы. Литература: 7 класс/Сост. Е.Н. Зубова. М.: ВАКО, 2011.

    Тимофеев Л. И., Тураев С.В. Краткий словарь литературоведческих терминов. М.: Просвещение, 2001.

Для учителя

    Коровина В.Я. Литература. 7 класс: Учебник для общеобразовательных учреждений. В 2 ч. М.: Просвещение, 2010.

    Кутейникова НЕ. Уроки литературы в 7 классе: Пособие для учителей общеобразовательных учреждений. М.: Просвещение, 2009.

    Золотарева И.В., Егорова Н.В. Универсальные поурочные разработки по литературе: 7 класс. М.: ВАКО, 2010.

    Марченко А. М. Анализ стихотворения на уроке: Книга для учителя. М.: Просвещение, 2008.

Вариант 1

А1. Выберите определение былины.

1) эпическая песня героико-патриотического содержания, повествующая о богатырях и ис­торических событиях средневековой Руси

2) жанр фольклора, близкий к народной бал­ладе, в котором содержится лирическая оценка какого-либо исторического события или личности

3) жанр русской средневековой литературы, содержащий описание легендарных и ре­альных событий и мифологических пред­ставлений

4) произведение, созданное народной фанта­зией, сочетающее в себе реальное и фанта­стическое

А2. В каком варианте указаны только те жанры, которые относятся к «высокому» стилю?

1) оды, эпиграммы, драмы

2) драмы, сатиры, элегии

3) героические поэмы, трагедии, оды

4) комедии, песни, басни

АЗ. В каком произведении есть такие строки?

Прошло сто лет, и юный град,

Полнощных стран краса и диво

Из тьмы лесов, из топи блат

Вознесся пышно, горделиво...

1) «Песнь о вещем Олеге»

2) «Полтава»

3) «Медный всадник»

4) «Борис Годунов»

А4. Какова основная тема первой части поэмы «Русские женщины» «Княгиня Тру­бецкая»?

1) духовное величие русской женщины

2) обличение светского общества

3) восхищение красотой русской женщины

4) трагическая судьба русской женщины

А5. О ком написал такие строки в автобиографической повести «Детство»?

«Она не только никогда не говорила, но и не ду­мала, кажется, о себе: вся жизнь ее была любовь и са­мопожертвование».

2) о сестре Любочке

3) о Марье Ивановне

4) о Наталье Саввишне

А6. В каком произведении XX века автор подни­мает проблему сострадания к людям?

1) «Данко» М. Горького

3) «Живое пламя»

4) «Кусака»

А7. Какой зарубежный поэт в своем стихотворе­нии утверждал следующее?

Кто честной бедности своей

Стыдится и все прочее,

Тот самый жалкий из людей,

Трусливый раб и прочее.

1) Дж. Г. Байрон

2) Р. Берне

4) У. Шекспир

В1.Какой художественный прием использует для создания образов братьев в повести «Тарас Бульба»?

Запишите.

В2. Какому поэту принадлежат эти строки?

За­пишите.

Я думу свою

без помехи подслушаю,

Черту подведу

стариковскою палочкой:

Нет, все-таки нет,

ничего, что по случаю

Я здесь побывал

и отметился галочкой.

В3. Какое понятие соответствует следующему определению?

Запишите.

Направление в литературе, проникнутое стрем­лением показать в ярких образах высокое назначе­ние человека.

С1. Дайте определение жанру баллады .

Приве­дите примеры произведений русских и зарубежных писателей, написанных в этом жанре.

С2. Какие сатирические и юмористические про­изведения, прочитанные в этом году, показались вам наиболее интересными?

Обоснуйте свое мнение.

ИТОГОВЫЙ ТЕСТ

по программе 7 класса

Вариант 2

А1. Выберите определение гиперболы.

1) вид тропа, основанный на чрезмерном пре­увеличении свойств изображаемого пред­мета

2) вид тропа, основанный на сопоставлении предметов и явлений по их внешнему сход­ству, присущим им признакам

3) вид тропа, основанный на перенесении свойств одного предмета или явления на другой на основании общего для обоих признака

4) предельное преувеличение, основанное на фантастике, на причудливом сочетании фантастического и реального

А2. В каком варианте указаны только те жанры, которые относятся к «низкому» стилю?

1) драмы, сатиры, элегии

2) комедии, эпиграммы, басни

3) оды, героические поэмы, трагедии

4) комедии, драмы, эпиграммы

АЗ. С каким фольклорным персонажем перекли­кается образ купца Калашникова?

1) сказочного добра молодца

2) былинного богатыря

4) Соловья-Разбойника

А4. Раскаялся ли Андрий перед смертью в совер­ шенном предательстве? Какой факт дает основания так считать?

1) да, он просит пощады у отца

2) нет, он говорит отцу, что полячка стала для него отчизной и никто не вправе его нака­зывать

3) нет, он умирает с именем прекрасной по­лячки на устах

4) да, идя на казнь, он был «бледен как по­лотно»

А5. Какой прием наиболее характерен для рас­ сказов?

1) художественная деталь

2) символы

3) внутренний монолог

4) лирические отступления

А6. Герой какого произведения XX века произ­носит эти слова?

«Многие притерпелись к худу и не видят, как сами худое творят».

1) «В прекрасном и яростном мире» ­тонова

2) «Тихое утро»

4) «Кукла»

А7. Какой зарубежный поэт в своем стихотворе­ нии утверждал следующее?

«Волхвы, те, что принесли дары Младенцу в яс­лях, были, как известно, мудрые люди. И так как они были мудры, то и дары их были мудры, может быть, даже с оговоренным правом обмена в случае непригодности».

2) Р. Бёрнс

3) О. Генри

4) А. де Сент-Экзюпери

Запи­шите.

«Во дни сомнений, во дни тягостных раздумий о судьбах моей родины-- ты один мне поддержка и опора, о великий, могучий, правдивый и свобод­ный...»

В2.Какой русский писатель XIX века стал авто­ром сказок, иносказательно высмеивающих пороки людей?

Запишите.

В3.Какому понятию соответствует это опреде­ление?

Запишите.

Стихотворение, в основе которого чаще всего лежит историческое событие, предание с острым и напряженным сюжетом.

С1. Напишите, в чем отличие юмора от сатиры .

Приведите примеры юмористических и сатириче­ских произведений.

С2. Какие стихотворения о родной природе, прочитанные в этом году, показались вам наиболее яркими?

Напишите, чем они вам запомнились.

1. Выберите из предложенного списка те жанры, которые НЕ относятся к устному народному
творчеству:
А) Былина; Б) роман; В) песня; Г) басня; Д) пословица; Е) потешка; Ж) комедия; З) загадка.
2. Определите, о каком жанре древнерусской литературы идёт речь. Повествовательный жанр,
описание жизни лиц, канонизированных церковью -… ?
А) Летопись; Б) повествование; В) житие; Г) сказание; Д) хождение.
3. Выпишите из предложенного списка только те жанры, которые относятся к такому роду
литературы как лирика:
А) Стихотворение; Б) комедия; В) рассказ; Г) эпиграмма; Д) послание; Е) роман; Ж) трагедия;
З) эпопея; И) дума; К) трагикомедия; Л) рассказ.
4. Прочитайте определение. Найдите соответствующий ему термин. Народная лироэпическая
песня об исторических событиях и народных героях – это …?
А) Басня; Б) баллада; В) поэма; Г) дума.
5. Соотнесите автора и название произведения с его жанром:
А) Н.М. Карамзин «Наталья, боярская дочь»;
Б) И.А. Крылов «Обоз»;
В) К.Ф. Рылеев «Смерть Ермака»;
Г) А.С. Пушкин «Капитанская дочка»;
Д) М.Ю. Лермонтов «Мцыри»;
Е) Н.В. Гоголь «Ревизор».
Роман, баллада, поэма, рассказ, трагедия, повесть, стихотворение в прозе, дума, комедия, басня,
стихотворение, эпопея.
6. К какому литературному направлению «принадлежат» следующие произведения:
А) Н.М. Карамзин «Наталья, боярская дочь»; Б) М.Ю. Лермонтов «Мцыри».
Классицизм, романтизм, реализм, сентиментализм, акмеизм.
7. Определите по предложенным отрывкам автора и название произведения:
А) Ты хочешь знать, что видел я Б) Как в людях многие имеют слабость ту же:
На воле? - Пышные поля, Всё кажется в другом ошибкой нам;
Холмы, покрытые венцом А примешься за дело сам,
Дерев, разросшихся кругом. Так напроказишь вдвое хуже.
В) …нашёл надгробный камень…с великим трудом мог я прочитать на нём следующую надпись: «Здесь
погребён Алексей Любославский с своею супругою».
Г) Дорожные размышления мои были не очень приятны. Проигрыш мой, по тогдашним ценам, был
немаловажен. Я не мог не признаться в душе, что поведение моё в симбирском трактире было глупо, и
чувствовал себя виноватым…
Д) …человек, прочитавший пять или шесть книг, и потому несколько вольнодумен. Охотник большой
на догадки, и потому каждому слову своему даёт вес…8. Прочитайте определение. Напишите термин, соответствующий данному определению.
А) Изображение одного предмета с помощью сопоставления его с другим - …;
Б) Оборот, описательно выражающий одно понятие с помощью нескольких, - …;
В) Красочное, образное определение - …;
Г) Перенесение человеческих черт на неодушевлённый предмет или явление - … .
9. По предложенным стихотворным отрывкам определите вид изобразительно – выразительного
средства:
А) Я видел горные хребты, Б) Без этих трёх блаженных дней
Причудливые, как мечты… Была б печальней и мрачней…
В) – Лошадь упала! – Г) Пчела из кельи восковой
- Упала лошадь! – Летит за данью полевой.
Смеялся Кузнецкий.
10. Определите стихотворный размер:
А) Мой первый друг, мой друг бесценный! Б) Дубовый листок оторвался от ветки родимой
И я судьбу благословил… И в степь укатился, жестокою бурей гонимый…
11. Определите способ рифмовки стихотворных строк:
А) Буря мглою небо кроет, Б) И я там был, и мёд я пил;
Вихри снежные крутя; У моря видел дуб зелёный;
То, как зверь, она завоет, Под ним сидел, и кот учёный
То заплачет, как дитя… Свои мне сказки говорил