Кто такие волхвы, принесшие дары Христу? Вопрос четвертый: что за звезда и когда она появилась.

Никто не забыт у Отца Небесного в Его великом семействе; Он – не Иудеев только, но и язычников; Он – Бог и Спаситель всех сынов Адамовых. От одной крови Он произвел весь род человеческий, – говорит святой апостол Павел (), – для обитания по всему лицу земли, назначив предопределенные времена и пределы их обитанию, дабы они искали Бога, не ощутят ли Его и не найдут ли. И хотя люди забыли Бога и стали поклоняться идолам, но в их сердцах, в их совести, хотя и смутно, все же слышался голос Божий, и лучшие из язычников не переставали искать Божией правды, следуя внушениям своей совести. Сократ говорил: «не надейтесь исправить человеческие нравы, доколе Сам Бог не благоволит послать особенного Мужа для наставления нас самих». «Не быть на земле порядка, – говорил Платон, – если только Сам Бог, сокрывшись под образом человека, не разъяснит нам и наши отношения к Нему, и наши взаимные обязанности друг к другу». Поэтому перед временем Рождества Христова не одни Иудеи ожидали пришествия желанного и обетованного Мессии – Христа: весь мир, исполненный грехом, смутно ожидал Избавителя.

Это ожидание особенно было распространено на Востоке: там, среди Персов, больше, чем у других народов, сохранилось библейских преданий; там, после плена вавилонского много осталось Евреев, которые распространяли среди жителей Востока свои верования, свои надежды и ожидания. Евреи, а за ними и другие народы ожидали появления великого Царя, Который должен был родиться в Иудее и покорить Себе весь мир. И вот, как только Господь родился в Вифлееме, – среди тьмы идолопоклонства, в стране неверия, – нашлись люди, которые так усердно чаяли Утехи Израилевой, Христа, что при первом знамении с неба, при появлении необыкновенной звезды, пошли издалека на поклонение родившемуся Спасителю. КОГДА ЖЕ ИИСУС РОДИЛСЯ, – повествует евангелист Матфей, – В ВИФЛЕЕМЕ ИУДЕЙСКОМ (был еще другой Вифлеем – Галилейский) ВО ДНИ ЦАРЯ ИРОДА (евангелист упоминает об Ироде, дабы показать, что у Иудеев в то время уже не было царя от колена Иудина, а царствовал иноплеменник Ирод, и значит настало время пришествия Христова, согласно пророчеству праотца Иакова, – и называет Ирода царем в отличие от другого Ирода, который был сыном первого и титула царского не имел), ПРИШЛИ В ИЕРУСАЛИМ ВОЛХВЫ С ВОСТОКА. Волхвы, направлявшиеся в Иерусалим из дальней страны, могли прийти прежде события, могли прийти и после него; но они пришли именно в то время, когда родился Сын Божий, дабы это чрезвычайное событие не осталось надолго неизвестным для Иерусалима. Такое соответствие пришествия волхвов и времени рождения Спасителя показывает, что в их путешествии все было предопределено свыше и что это путешествие началось за немалое время до рождения Господа (). Что же это были за люди – волхвы? Это были люди мудрые, ученые, и притом благочестивые, усердные к вере и предметам святым. За свою доброту и чистосердечие они и удостоились стать первыми, призванными в Вифлеем на поклонение Спасителю мира. Предание называет их даже царями и сохранило их имена: Мелхиор, Гаспар и Валтасар. Мелхиор – седовласый старец с длинной бородой; он принес Господу золото. Гаспар – безбородый, румяный юноша принес ливан (ладан), а Валтасар – смуглый лицом муж средних лет принес смирну. По тому же преданию, родом они были из Персии или древней Вавилонии, где за пятьсот лет до них жил святой пророк Даниил. Этот великий пророк в свое время был начальником над всеми вавилонскими мудрецами; он, конечно, передал своим подчиненным истинные понятия о Боге; очень вероятно, что он показал волхвам пророчество древнего их предка, волхва Валаама, который еще во времена Моисея изрек о Спасителе такое слово: Восходит звезда от Иакова и восстает жезл от Израиля... и сокрушает всех сынов Сифовых ().

Можно думать, что и книга пророчеств Данииловых была известна волхвам, а потому они могли знать и исчисление седмин Данииловых. Так от времен пророка Даниила до самого времени Рождества Христова у восточных мудрецов хранилось предание о грядущем в мир великом Царе Израильском. В то время люди верили, что рождение и великих мужей сопровождается появлением и исчезновением на небе звезд. Внимательные к путям Промысла Божия волхвы ждали явления такой звезды перед рождением ожидаемого Царя Израильского, и вот, увидев ее, они признали несомненным, что этот Царь уже родился, пришли в Иерусалим, как в столицу Иудейского Царства, и здесь начали расспрашивать всех о новорожденном Царе, И ГОВОРЯТ: ГДЕ РОДИВШИЙСЯ ЦАРЬ ИУДЕЙСКИЙ? Каково же было их удивление, когда оказалось, что там еще никто не знал о совершившемся великом событии, и Иудеи изумленно спрашивали волхвов о том, как они узнали о рождении Царя Иудейского. На это волхвы как бы так говорили: «Странно, что вы, Иудеи, ничего не знаете о Нем; нас привело сюда не праздное любопытство, а знамение небесное: ИБО МЫ ВИДЕЛИ ЗВЕЗДУ ЕГО НА ВОСТОКЕ. Как же нам было не прийти сюда? Итак, где же ваш новый Царь? Нас влечет к Нему не выгода, не политика какая-нибудь, а глубокое душевное уважение к Нему и вера: И ПРИШЛИ ПОКЛОНИТЬСЯ ЕМУ, воздать Ему честь, какая подобает такому великому и священному Лицу». «Эта звезда, – говорит святой Игнатий Богоносец, – воссияла на небе ярче всех звезд, и свет ее был неизреченный, а новость ее произвела во всех изумление: все прочие звезды, вместе с солнцем и луной, составляли как бы хор около этой звезды и она разливала свет свой на все другие светила». Что же это была за звезда, которую они видели? По объяснению свт. Иоанна Златоуста , это была невидимая сила Ангельская, принявшая вид звезды. В самом деле, смотрите, что делается с этой чудесной звездой! Все звезды имеют путь с востока на запад, а эта – с севера, из Персии, на юг, в Иерусалим; все видны только ночью, а эта – и днем, при сиянии солнца; она то появляется, то скрывается; когда волхвы пришли в Иерусалим, ее не стало видно, а когда вышли из Иерусалима – она опять явилась; притом, подобно столпу облачному, водившему Евреев по пустыне, и она шла впереди волхвов, когда они шли, и останавливалась, когда они стояли; наконец, показав им самое место, где был Богомладенец, она совсем стала невидима. Ясно, что простая звезда не могла быть таким путеводителем для волхвов: это была сила Ангельская. «Почему Бог привел ко Христу волхвов звездой, а не другим средством? – вопрошает святитель Иоанн Златоуст и отвечает, – по Своему особенному снисхождению к немощи человеческой. Бог употребил для их призвания то, что было им больше знакомо. Они наблюдали за звездами, вот Бог и призвал их звездой».

Так, по словам песни церковной, звездам служащие звездою учахуся кланятися Солнцу правды – Христу. Как же они узнали, что звезда возвещает им рождение именно Царя Иудейского, а не другого кого? «Мне кажется, – говорит святитель Златоуст, – что это было делом не одной звезды, но Сам Бог подвиг их сердце, подобно тому, как расположил Он царя Персидского Кира отпустить Иудеев из вавилонского плена» (). Они ждали великого Царя Иудейского, – вот благодать Божия, всегда пребывающая в чистых душах, и внушила им оставить все и идти в Иудею. Когда же появилась эта звезда? Святитель Златоуст говорит, что волхвы увидели ее задолго до Рождества Христова, по крайней мере за столько времени, сколько нужно было волхвам для путешествия в Иудею. А наш святитель Димитрий Ростовский говорит, что, придерживаясь мнения святителя Златоуста, благопристойно думать, что эта звезда явилась за девять месяцев до Рождества Христова, в тот благословенный день и час, когда благовестием Архангела и наитием Духа Святаго зачат был во чреве Матери Господь наш Иисус Христос. Но почему же звезда не повела их прямо в Вифлеем? Если бы они не заходили в Иерусалим, то была бы устранена всякая опасность для них, даже для Самого Отрочати – от Ирода... Богу угодно было именно через них возвестить о рождении Христа самому Иерусалиму, самим первосвященникам и книжникам Иудейским и тем обличить их духовную леность и нерадение. Итак, волхвы в Иерусалиме благовествуют о рождении всеми ожидаемого Спасителя. Что же производит там эта радостная весть? УСЛЫШАВ ЭТО, ИРОД ЦАРЬ ВСТРЕВОЖИЛСЯ, И ВЕСЬ ИЕРУСАЛИМ С НИМ, особенно же, конечно, смутились приверженцы Ирода. И как было не смутиться при этой вести подозрительному Ироду, который стерег все входы и исходы своего царства? Он был царь незаконный, иноплеменник, самозванец, воцаренный Римлянами; он был ненавистен своему народу за свою жестокость, которая простиралась до того, что по одному подозрению он предавал казни даже своих собственных детей. Ирод незадолго перед этим учинил кровавую расправу с заговорщиками, которые в самом дворце покушались убить его; удрученный летами и омерзительной болезнью, которая потом свела его в могилу, тиран испугался, когда ему доложили, что именно теперь, когда уже оставляли его силы, теперь-то и родился Мессия, истинный Сын Давидов, законный Царь, Который, как думал он, отнимет у него царство... Как же было не смущаться этому тирану при таком известии?

Но чего же боялся Иерусалим? Ведь пророки еще задолго предсказали, что Христос придет спасти Свой народ, что Он будет его Благодетелем и Освободителем? Что же смущало теперь Иудеев? Им надо было радоваться, что у них родился такой Царь, Который, будучи еще Младенцем, уже привлек к Себе на поклонение мудрецов персидских, а впоследствии покорит Себе все народы земные! Если бы они любили Христа, то обрадовались бы и вести о Его рождении, как и действительно радовались немногие избранники Божии, например, Симеон и Анна; но Иудеи больше любили самих себя, чем Христа; вероятно, каждый теперь подумал, что Ирод, как только узнает о рождении Царя Христа, страшно ожесточится и будет преследовать всех, кто решится поклониться Христу. И вот, каждый берег только самого себя и боялся громко говорить о Христе... А Ирод, между тем, решал вопрос: что ему делать? Убить волхвов? Но какая ему польза от этого, если Сам новорожденный Царь уцелеет? Ведь он еще не знает, где этот Младенец и кто Он? И вот в мрачной душе Ирода составился ужасный план: через самих же волхвов все разведать о Царственном Младенце, а потом – убить Его, а если нужно, то с Ним и волхвов – за то, что они взволновали его народ. И, СОБРАВ ВСЕХ ПЕРВОСВЯЩЕННИКОВ (всех членов синедриона, а их было семьдесят два) И КНИЖНИКОВ НАРОДНЫХ (всех ученых знатоков Писания), СПРАШИВАЛ У НИХ: ГДЕ ДОЛЖНО РОДИТЬСЯ ХРИСТУ? Где Ему должно родиться согласно древним пророчествам и обетованиям? Хотя волхвы и не говорили, что Царь, Которого они ищут, есть Христос, но Ирод сразу понял, о каком Царе идет речь. И вот он спрашивает, лукаво притворяясь усердным почитателем Бога Израилева и обетованного Христа, а потому и ответ получает прямой и ясный – ОНИ ЖЕ СКАЗАЛИ ЕМУ: В ВИФЛЕЕМЕ ИУДЕЙСКОМ. «Они прекрасно разрешают ученый вопрос: где Христос рождается? – замечает святитель Филарет. – И так довольны своим решением, что не находят нужным далее узнать, не рождается ли Он действительно?» Впрочем, и нельзя было не сказать истины: она была известна каждому Иудею (), потому что весьма ясно изображена в Священном Писании : ИБО ТАК НАПИСАНО ЧЕРЕЗ ПРОРОКА Михея, за семьсот лет до времени Ирода: И ТЫ, ВИФЛЕЕМ, ЗЕМЛЯ ИУДИНА, хотя ты и мал, и малолюден среди других городов, однако же ты имеешь великое преимущество, по коему НИЧЕМ НЕ МЕНЬШЕ ВОЕВОДСТВ (среди воеводств и городов) ИУДИНЫХ, ИБО ИЗ ТЕБЯ ПРОИЗОЙДЕТ ВОЖДЬ, всемогущий Владыка вселенной, КОТОРЫЙ УПАСЕТ , как пастырь добрый, НАРОД МОЙ, ИЗРАИЛЯ, всех верующих в Бога, ибо не все те Израильтяне, которые от Израиля ().

Святитель Иоанн Златоуст говорит: «Смотри, какие чудные и необычайные совершаются дела! Язычники и Иудеи научают друг друга чему-то великому. Иудеи слышат от волхвов, что и в Персидской стране звезда проповедует Христа, а волхвы узнают от Иудеев, что Тот, Кого им возвестила звезда, задолго предвозвещен пророками». Итак, Иудейский синедрион торжественно засвидетельствовал, что Христос рождается в Вифлееме Иудейском; весь Иерусалим узнал о его рождении и взволновался; вифлеемские пастыри рассказывают о дивном явлении им Ангелов небесных и о поклонении их Христу; волхвы издалека пришли, руководимые звездой, теперь Иудеи не могут сказать: «Не знаем, когда и где родился Христос»... Все первосвященники и книжники, после прилежного сличения пророчеств, громко и твердо сказали то же, что теперь сбылось на деле: Христос действительно родился в Вифлееме Иудейском. И это свидетельство мы имеем потому, что оно потребовалось для коварного Ирода: так Промысл Божий самое коварство злых обращает к славе имени Божия, уловляя мудрых в лукавстве их. (). Лучшего и еще более полного засвидетельствования истины в этом случае нельзя и представить. «Заметь точность пророчества, – говорит святитель Иоанн Златоуст, – не сказал Михей: будет жить в Вифлееме, но только – произойдет из Вифлеема, значит, только родится в Вифлееме. Напрасно Иудеи говорят теперь, будто это пророчество относится к Зоровавелю. Зоровавель родился не в Вифлееме, а в Вавилоне. Да и можно ли отнести к нему дальнейшие слова пророка, которые, из лести Ироду, книжники умолчали: и Которого происхождение из начала, от дней вечных. Его происхождение из начала, от вечности?.. Впрочем, Иудеи стали относить это пророчество к Зоровавелю уже после Рождества Христова; а тогда, как это видно из ответа синедриона Ироду, все согласно относили его ко Христу. Достойно еще замечания, что само название Вифлеем в переводе с еврейского означает: дом хлеба, а Христос Спаситель Сам говорит о Себе: Я есмь хлеб жизни (). Что же делает Ирод? ТОГДА ИРОД, ТАЙНО ПРИЗВАВ ВОЛХВОВ, сказал им, где надобно искать Христа, и ВЫВЕДАЛ ОТ НИХ ВРЕМЯ ПОЯВЛЕНИЯ ЗВЕЗДЫ. Он думал, что Иудеи скроют от него Младенца, постараются спасти Его, как будущего своего Царя Избавителя, и потому призвал волхвов тайно; он не хотел прямо спрашивать их о времени рождения Младенца, опасаясь, что волхвы поймут его тайные намерения, и хитро выведал у них время появления звезды, полагая, что Христос родился тогда, когда появилась звезда. Сколько во всем этом хитрости и лукавства! Но сколько и безумия!

На его глазах совершаются чудеса: звезда небесная проповедует Христа, пророчества указывают место Его рождения, – ему ли, Ироду, идти против Бога?.. Если он верил пророчествам, то задумывал невозможное; если не верил, то чего же он боялся? Ради чего столько лукавил?.. Вот до чего может дойти человек, ослепленный гордостью и упорством во зле? Между тем, все это могло казаться добрым прямодушным волхвам, делом благоразумия, тем более, что Ирод не только не отговаривал их от путешествия, но и обласкал по-царски, И, ПОСЛАВ ИХ В ВИФЛЕЕМ, СКАЗАЛ: ПОЙДИТЕ, ТЩАТЕЛЬНО РАЗВЕДАЙТЕ, разведайте как можно тщательнее О МЛАДЕНЦЕ (тут только не смог он скрыть своей злобы, не смог принудить себя сказать: о Царе, так ненавистно было ему самое имя Царя Младенца), разведайте, говорит, о Младенце; сами видите, что в этом деле есть какая-то тайна; вам на Востоке о Нем сказано, а мы здесь ничего не знали, необходимо соблюдать осторожность. Вас само Небо звездой зовет к Новорожденному, поэтому идите пока одни, дабы не произвести безвременно шума и толков в народе, узнайте все точнее И, КОГДА НАЙДЕТЕ, ИЗВЕСТИТЕ МЕНЯ, ЧТОБЫ И МНЕ (и я тогда первый поспешу явиться для воздавания чести, Ему принадлежащей) ПОЙТИ (пойду пеший, без всякой пышности царской, без колесниц и телохранителей, без всякой свиты, в виде простого странника и богомольца) ПОКЛОНИТЬСЯ ЕМУ. Ирод знал уже теперь, где родился Христос; догадывался, судя по явлению звезды, когда Он родился; но чтобы не ошибиться в своих расчетах, он хотел увериться во всем этом с помощью самих же волхвов. А волхвы, в простоте доброго сердца, ничего этого и не подозревали и поверили Ироду. ОНИ, ВЫСЛУШАВ ЦАРЯ, и нимало не подозревая о его кровожадных намерениях, обещали исполнить его желание и – ПОШЛИ в Вифлеем. Но Промысл Божий все предвидел. Могло случиться, что подозрительный тиран вдруг передумает: не будет долго ждать, пока вернутся к нему волхвы, и его жестокость обрушится на Вифлеем, когда в этом благословенном граде еще будет находиться Младенец, Спаситель мира... Нельзя было терять времени; да пора было уже наградить и терпение волхвов путешествующих, и вот перед ними опять небесный вождь: [И] СЕ, ЗВЕЗДА, КОТОРУЮ ВИДЕЛИ ОНИ НА ВОСТОКЕ, ШЛА ПЕРЕД НИМИ... Можно представить себе радость святых путешественников, когда они опять увидели свою знакомую путеводительницу небесную, которая теперь уже прямо и непосредственно вела их как бы за руку среди дня!.. Вифлеем расположен в двух часах пути на юг от Иерусалима, на горе, покрытой роскошными садами. Недолго им пришлось искать новорожденного Царя.

Не нужно было расспрашивать о Нем: звезда-путеводительница теперь шла перед ними, КАК НАКОНЕЦ ПРИШЛА И ОСТАНОВИЛАСЬ НАД МЕСТОМ, и как бы перстом указала место, ГДЕ БЫЛ Божественный МЛАДЕНЕЦ. Вероятно, она так опустилась с высоты, что можно было по падающим вниз лучам ее без труда узнать место, где обретается Младенец. УВИДЕВ ЖЕ ЗВЕЗДУ, как и где она опустилась, ОНИ ВОЗРАДОВАЛИСЬ РАДОСТЬЮ ВЕСЬМА ВЕЛИКОЮ . И как было не радоваться, когда еще несколько минут, – и они будут у цели своего долгого и трудного путешествия! И, ВОЙДЯ В ДОМ, – вероятно, в дом, где святой старец Иосиф нашел, наконец, убежище, вместо вертепа, для юной Матери с новорожденным Младенцем () – УВИДЕЛИ МЛАДЕНЦА, увидели столь желанного, столь усердно разыскиваемого Младенца Царя в бедной хижине, в яслях, в простоте и уединении (), только С МАРИЕЮ, Пречистой МАТЕРЬЮ ЕГО, даже об Иосифе евангелист не упоминает: вероятно, он в это время отлучился по домашней надобности, за пропитанием для Святого Семейства. И, несмотря на эту бедность, окружавшую Отроча и Мать, святые волхвы, как только увидели Его, тотчас же, ПАВ (в трепетном благоговении пали перед Ним на землю), и ПОКЛОНИЛИСЬ ЕМУ, поклонились как Лицу Божественному. Их чистое сердце одним чувством постигло тайну, для их ума еще непостижимую – тайну Божества Христова, постигло ее подобно тому, как Предтеча Иоанн (), еще во чреве матери своей, радостным взыгранием приветствовал приближение к нему Богомладенца, находившегося тоже во чреве Своей Матери (). И, ОТКРЫВ СОКРОВИЩА СВОИ, ПРИНЕСЛИ ЕМУ ДАРЫ: ЗОЛОТО, ЛАДАН И СМИРНУ, оказали Ему в Его убогой колыбели такие почести, каких не оказали и самому Ироду в его роскошных палатах. Три дара принесли Единому от Троицы как бы в честь Святой Троицы: золото, как дань Царю царей; ливан или ладан, как чистую, благоухающую, безкровную жертву Богу и в то же время – вечному Архиерею Небесному, а смирну – как будущему Мертвецу (), Который Своей смертью разрушит царство смерти; известно, что смирной, т.е. благовонным составом, который добывался из дерева, Иудеи намащали тела умерших. Золото, ливан и смирна – лучшее из всего, чем славилась родина волхвов – отдаленный Восток. И как эти дары не похожи на кровавые жертвы иудейские из тельцов и овнов, как они напоминают дары христианские! Не напрасно святитель Иоанн Златоуст называет волхвов первенцами Церкви Христовой, начатком (все первое, первые плоды) верующих из язычников: в лице их языческая неплодящая Церковь узнала Надежду народов – Христа, и преклонилась пред дивным Младенцем, Который вскоре соберет воедино рассеянных детей Божиих.

И в убожестве они узнают Спасителя и поклоняются Ему как Богу... Сколько трудов, лишений и опасностей – и ради чего? Чтобы только прийти, поклониться новорожденному Царю, Который, казалось, еще не мог и награждать поклоняющихся Ему, и – уйти восвояси... Это ли не вера, достойная отца верующих – Авраама? За эту-то веру они и оказались достойнее самих Иудеев. Первоверховный апостол Христов не напрасно возвестил, что во всяком народе боящийся Его (Бога) и поступающий по правде приятен Ему (): пример волхвов показывает, что такие люди действительно могут быть во всяком народе. А Иудеи почивали на Законе, знали все пророчества о Христе, и волхвам же указали, где Христос рождается, и никому из них не пришла мысль, хотя бы из простого любопытства, дойти с волхвами до Вифлеема и увидеть Младенца, Которого те искали... Какое нерадение! Какое духовное ослепление!.. За это и лишились они великого счастья, которое досталось на долю язычников-волхвов! Царица южная восстанет на суд с родом сим и осудит его, ибо она приходила от пределов земли послушать мудрости Соломоновой; и вот, здесь больше Соломона (), восстанут на суд и эти мудрецы язычники и осудят нерадение Иудейское! Святитель Иоанн Златоуст в истории поклонения волхвов видит указание на будущую историю Церкви: как волхвы ранее Иудеев поклонились Христу, так и язычники ранее Иудеев войдут в Церковь Христову.

Д авайте мысленно перенесемся в далекие времена, представим холодную пещеру, хлев, где в яслях, предназначенных для скота, на соломенной подстилке дивным светом воссиял Младенец, будущий наш Спаситель. Сюда по зову ангелов небесных сбежались вифлеемские пастухи, чтобы с восторгом поклониться новорожденному Царю царей, а затем возвестить Благую весть всему городу. "И все слышавшие дивились, что рассказали им пастухи" (Лк. 2:18). А дальше, как все мы знаем, наступила очередь волхвов.

Н о... никаких волхвов в ту Рождественскую ночь, уверяю вас, не было в пещере. Как не было их в Вифлееме и на следующее утро.

- Н ичего подобного! - отчетливо слышу я горячие возражения любителей поэзии. - Вы что, стихов не читали? Хотя бы Бориса Пастернака...

Ч итал, люблю поэзию как никто другой, потому что и сам поэт. А пастернаковская "Рождественская звезда" - шедевр мировой поэзии - особенно близка:

Светало.
Рассвет, как пылинки золы,
Последние звезды
сметал с небосвода,
И только волхвов
из несметного сброда
Впустила Мария в отверстье скалы.

- А га, вот видите, Святая Дева Мария, мать Младенца, только восточным мудрецам отдала предпочтение.

Э то действительно прекрасная поэзия, но далеко не библейское описание Рождественской ночи. Надо сказать, что ни один библейский сюжет не вдохновил такое множество литераторов и художников всех веков и народов на создание великих произведений, как Рождество. Еще задолго до знакомства с Новым Заветом на меня огромное впечатление произвела внушительная картина Рубенса "Поклонение волхвов" - сокровище мировой культуры, шедевр Эрмитажа. И опять: пещера, животные, пришедшие издалека восточные мудрецы, Младенец Христос, озаривший Ликом Своим Святым все вокруг... Эта картина так прочно вошла в мое сознание, что даже и когда я принял Христа в свое сердце, нисколько не сомневался в ее исторической достоверности.

О днако надо понимать, что в художественных произведениях много творческого вымысла, фантазии. Если попробовать серьезно разобраться в многообразном творчестве, посвященном великой теме, то голова пойдет кругом. У одних волхвы - простые бедуины, пешие странники, а у других царские персоны - Каспар, Мельхеор и Бальтазар. А как было на самом деле? Об этом никто из литераторов и живописцев толком не знает. Потому обратимся к первоисточнику - Слову Божьему, чтобы узнать, что оно, единственный непогрешимый свидетель, говорит о поклонении волхвов.

В Новом Завете евангелист Матфей не заостряет внимание, откуда конкретно пришли волхвы в Иудею и сколько их было на самом деле. Пешими они шли или их сопровождал большой караван с драгоценными подарками. Когда я был маленький, моя верующая бабушка помогла мне выучить наизусть рождественские стихи из старинного, чудом сохранившегося, издания. До сих пор звучат в моей памяти строки неизвестного поэта:

В сиянье звездном к дальней цели
Спешит усердный караван.
И вот леса зазеленели,
Засеребрился Иордан.
Все ниже, ниже свет небесный.
Вот Вифлеем - холмов гряда.
И над скалой пещеры тесной
Остановилася звезда.

Е сли действительно были эти тюки с ценными дарами, то представляете, сколько времени потребовалось только на одну разгрузку, чтобы снять их, поместить и в без того тесную пещеру. И вот еще вопрос. Как пропустил алчный, ревнивый и жадный Ирод столь драгоценные товары, когда волхвы проходили через Иерусалим? Но не будем теряться в догадках, строить досужие домыслы, если во всем решили доверяться только Библии. Книга книг даст нам правдивый ответ на все интересующие вопросы.

О пять я слышу голос своего оппонента: "Так ведь в Евангелии четко сказано, что волхвы были в Вифлееме, что они поклонились Младенцу Иисусу, преподнесли Ему дары?" Поверьте, трактовать по-своему, в угоду какой-то идее, Слово Божье я не собираюсь. Просто призываю читать Писание как можно внимательней, вдумчиво, вникать в каждый стих, в каждое слово. "Исследуйте Писания, - призывает нас Христос, - ибо вы думаете чрез них иметь жизнь вечную; а они свидетельствуют об Мне" (Ин. 5:39). И как это важно - иметь правильное представление о жизни Сына Человеческого от Рождества до Голгофы, от Воскресения до Вознесения. Мы следуем за Христом, и любая неточность, любая неправильная трактовка уводят нас в сторону, сбивают с пути истинного. По себе это хорошо знаю.

Ч итая Евангелие от Луки, я неожиданно споткнулся на второй главе, повествующей о Рождестве и первых месяцах жизни Сына Человеческого. Мне показалось, что евангелист Лука вступает в некоторое противоречие с рассказом апостола Матфея о Рождестве Христовом и последующими за ним событиями. Вторая глава Евангелия от Матфея, как я тогда понимал, рассказывала, что Дева Мария и ее муж Иосиф жили в Назарете. По повелению кесаря они приехали в Вифлеем для переписи населения. А поскольку места в гостинице для них не нашлось, они остановились на ночлег в пещере, служившей хлевом для скота. Там в яслях и родился Иисус. В честь Его Рождества на небе возгорелась новая, Вифлеемская звезда.

В олхвы с Востока по этой звезде определили время и место рождения Царя царей. В ту же Рождественскую ночь они посетили Святое семейство в пещере, предварительно уведомив о своем путешествии и его цели царя Ирода. Разгадав коварные планы царя Иудейского, волхвы после поклонения Младенцу Христу обратно в Иерусалим не вернулись, а отошли иным путем в свою страну. Иосифу во сне явился Ангел Господень, говоря: "Встань, возьми Младенца и Матерь Его, и беги в Египет, и будь там, доколе не скажу тебе, ибо Ирод хочет искать Младенца, чтобы погубить Его" (Мф. 2:13). Далее, как мы знаем, по бесчеловечному приказу Ирода в Вифлееме и его окрестностях произошло кровавое избиение младенцев мужского пола.

О визите волхвов в Вифлеем, о бегстве Святого семейства в Египет в Евангелие от Луки ничего не говорится. Зато невольно возникает вопрос за вопросом, на которые не так-то просто ответить. Так, Лк. 2:21 мы читаем: "По прошествии восьми дней, когда надлежало обрезать Младенца, дали Ему имя Иисус, нареченное Ангелом прежде зачатия Его во чреве". Как известно, обряд обрезания происходит в синагоге, и совершает его раввин. Но ведь Святое семейство убежало от преследования Ирода в языческий Египет сразу же после посещения волхвов, а задолго до их бегства евреи ушли из Египта. Откуда в таком случае там синагоги, раввины? Но еще большее недоумение вызывает следующий стих: "А когда исполнились дни очищения их, по закону Моисееву принесли Его в Иерусалим, чтобы представить пред Господа".

О священие младенцев в иудейских храмах совершалось на сороковой день от их рождения. Каким же образом оказалась Мария в этот день в Иерусалиме, если Святое семейство проживало в Египте до самой смерти Ирода? Может быть, приехали в Иерусалим тайком? Да нет! Не могли ни Иосиф, ни Мария нарушить повеление Бога Отца. Тем более что "когда они совершили все по закону Господню, возвратились в Галилею, в город свой Назарет".

С прашивается, сколько они пребывали на чужбине? Сколько времени потребовалось на дальнюю дорогу, туда и обратно? И неужели так быстро после бегства Святого семейства скончался Ирод? Ни на один из этих волнующих меня вопросов я не мог найти вразумительного ответа. Одно я знал твердо: нет ошибок в Библии, и никаких противоречий в Священном Писании быть не может, ведь все оно богодухновенно!

Я стал усиленно молиться и просить Господа помочь мне во всем разобраться. Слава Богу, Он услышал мою молитву и дал мне в наставники Духа Святого. И я, водимый Духом Святым, стал заново читать Новый Завет. Читал неторопливо, вдумчиво и, как первоклассник, чуть ли не по слогам. Туман непонимания стал постепенно рассеиваться. Все становилось на свои места, и картина начала постепенно проясняться с самых первых строк Нового Завета. Приглашаю и вас к внимательному чтению: "Когда же Иисус родился в Вифлееме Иудейском во дни царя Ирода, пришли в Иерусалим волхвы с востока и говорят: Где родившийся царь Иудейский? ибо мы видели звезду Его на востоке и пришли поклониться Ему" (Мф. 2:1-2).

В отличие от утверждений многочисленных художественных произведений, волхвы пришли не из разных восточных стран, а из одной. Об этом четко сказано в Мф. 2:12. Из какой точно, мы не знаем, но из далекой. Вполне вероятно, что из Индии. Ведь волхвы, как поясняется в сноске Синодального издания, мудрецы. Однако они не были наделены мудростью Божьей, ибо на Востоке как нигде процветали всевозможные оккультные науки, такие, как магия, чародейство, астрология... Скорее всего, они были жрецами лжерелигий. Их на Востоке было великое множество.

К онечно, волхвы были язычниками, но Господь показал им в небе Вифлеемскую звезду, и, проделав долгий и утомительный путь, они пришли в Вифлеем поклониться истинному Богу. Тут естественно возникает вопрос: сколько времени потратили волхвы на дорогу? Даже в наш век высоких скоростей, когда есть быстроходные воздушные лайнеры, стремительно мчащиеся поезда, на подобное путешествие потребуется несколько дней. А во времена Иисуса?

П редставьте себе, как волхвы плывут по бурному морю на паруснике или на галерном судне. А после шторма на море их встречает раскаленная пустыня и песчаные бури. Да при таком маршруте и отдых в пути необходим, и привалы долгие. Так что не удивлюсь, если на дорогу волхвам потребовались долгие месяцы, а то и годы. Придя в себя после сравнительно небольшого привала в Иерусалиме, волхвы наконец завершают свое паломничество в Вифлеем. Но, согласитесь, не будут их столько времени ждать в холодной, совершенно непригодной для людского жилья пещере Мария с Младенцем и Иосиф.

П ока Рождественская звезда вела волхвов в град бывшего царя Давида, в Святом семействе произошло немало событий. Во-первых, как мы видим, читая Евангелие от Луки, семья дважды побывала за это время в Иерусалиме: в день обрезания Иисуса, наречения Ему имени и в день Сретения Господня. Причем обратите внимание, Мария принесла в жертву в Иерусалимском храме вместо годовалого агнца двух голубиц, что свидетельствовало о крайней бедности семьи. Нетрудно поэтому сделать вывод, что никаких драгоценных подарков от волхвов Младенец Иисус пока не получал. В Иерусалимском храме, как нам засвидетельствовал евангелист Лука, Младенца Христа взял на руки и благословил старец Симеон. Получил Иисус благословение и от 84-летней вдовы, пророчицы Анны.

А между тем новая звезда, зародившаяся в небе в Рождество Христово, по-прежнему вела восточных мудрецов в Вифлеем. Сколько времени были в пути волхвы, Библия нам дает конкретный ответ. Но об этом чуть позже. Очевидно, что Иосиф и Мария, прожив некоторое время в Назарете, решили переехать в Вифлеем. Вспомним, как Христа, уже взрослого, окликал повсюду народ:

исус, сын Давидов!" Действительно, по земной, материнской линии Сын Человеческий был предком всемогущего царя Давида. И гости с Востока почтительно величали Иисуса Царем Иудейским. Царь Давид жил и правил в Вифлееме, поэтому вполне логично, что потомок Давида, Иисус Христос, находился в том же городе, где управлял Иудеей Божий помазанник Давид.

Н о вернемся вновь к Евангелию от Матфея. После совещания с первосвященниками "Ирод, тайно призвав волхвов, выведал от них время появления звезды и, послав их в Вифлеем, сказал: пойдите, тщательно разведайте о Младенце, и когда найдете, известите меня, чтобы и мне пойти поклониться Ему. Они, выслушавши царя, пошли. И се, звезда, которую видели они на востоке, шла перед ними, как наконец пришла и остановилась над местом, где был Младенец" (Мф. 2:7-9). Читая дальше, мы невольно сосредотачиваем свое внимание на сокровищах, которые поднесли восточные мудрецы Христу как Царю, Первосвященнику и Богу: золото, ладан и смирну. Но при этом упускаем очень важную деталь: где конкретно встретились волхвы с Младенцем Иисусом? Обратите внимание, что в синодальном переводе второй главы Евангелия от Луки выделено слово "место", где был Младенец. Так что же это за место? Пещера? Хлев? Да ничего подобного! Библия четко определяет: "И вошедши в дом, увидели Младенца с Мариею, Матерью Его" (Лк. 2:11). Получается, что волхвы встретились с маленьким Иисусом в ДОМЕ, а мы упрямо по традиции продолжаем утверждать, что эта встреча была в хлеву, в пещере...

П о Евангелию от Матфея, мы можем также определить и возраст Христа, когда к Нему для поклонения явились волхвы. Вспомним, что Ирод выведал у волхвов время появления Вифлеемской звезды. Для чего это ему нужно было? А для того, чтобы определить возраст Иисуса Христа. Ведь Вифлеемская звезда зажглась на ночном небосклоне одновременно с рождением Иисуса - в Рождество Христово. А когда волхвы после поклонения Сыну Божьему не вернулись в Иерусалим, как они обещали Ироду, то он "увидев себя осмеянным волхвами, весьма разгневался и послал избить всех младенцев в Вифлееме и во всех пределах его, от двух лет и ниже, по времени, которое выведал от волхвов" (Мф. 2:16).

П о этим стихам нам теперь нетрудно установить возраст Младенца Христа к моменту бегства Святого семейства в Египет. Ведь не новорожденных младенцев приказал убивать Ирод, а от двух лет и ниже. Значит, кровавого царя, в первую очередь, интересовали двухлетние мальчики и те, кому было около двух лет от роду.

К акая разница, скажут, приходили волхвы ко Христу в Рождественскую ночь или же, когда он достиг двухлетнего возраста? Стоит ли столько говорить из-за такой мелочи? Нет, это далеко не "мелочь". У Бога мелочей не бывает. И, согласитесь, это очень важно, что, проанализировав главы из двух Евангелий, мы обнаружили, что никаких противоречий между обоими книгами нет, что они тесно взаимосвязаны, и одна как бы дополняет и подкрепляет другую.

У вы, по чисто человеческому неразумению о вифлеемских пастухах вспоминают куда реже, нежели о волхвах, которые, как мы выяснили, не имеют никакого отношения к Рождественской ночи. Но важно знать, что первыми из людей, кто по зову воинства Небесного встретил "Младенца в пеленах, лежащего в яслях", были не мудрецы, а простые вифлеемские пастухи, которые тут же поспешили в город и восторженно рассказали, что было "возвещено им о Младенце Сем. И все слышавшие дивились, что рассказывали им пастухи" (Лк. 2:17-18). Слава Богу, что и волхвы, символизирующие другие народы и племена, состоящие из язычников, тоже пришли поклониться Христу. Тем не менее пальма первенства принадлежит не им.

Х ристос все знал наперед, что вслед восточным мудрецам последуют к Нему и другие инородцы. Об этом Он пророчествовал Своим ученикам:

оворю же вам, что многие придут с востока и запада и возлягут с Авраамом, Исааком и Иаковом в Царстве Небесном" (Мф. 8:11).

Три волхва, пришедшие к новорождённому Иисусу

Вот теперь пришло время поговорить о трёх волхвах. Как вы знаете, когда Иисус родился, к нему пришли три волхва и предрекли ему великое будущее, сказав, что он станет Царём Иудейским. Волхвы пришли с востока, увидев звезду, и, «открывши сокровища свои, принесли Ему дары: золото, ладан и смирну» (Матфей, 2:11). Смирна - это мирра, пахучая смола для благовоний.

Имена волхвов: Каспар, Валтасар и Мельхиор. Мы привыкли считать, что все три волхва были мужчинами, однако это не так. Существует множество изображений, на которых ясно видно, что волхв Мельхиор, которого принято считать мужчиной, на самом деле является женщиной (см., например, рис. 125, взято из , т. 4).

А теперь вглядимся в имена волхвов, но для начала вспомним строение вселенной (рис. 126а). Этот рисунок можно понимать следующим образом (рис. 126 б):

Рис. 125. Поклонение волхвов с фрески кафедрального собора в Бонне, XV век. Волхв Мельхиор стоит посредине

Рис. 126 а. Строение Разума

Рис. 126 б. Разум - это любовь

Итак, имена волхвов. Начнём с Валтасара. Валтасар - Ваал царь - царь Нижнего царства - Волос - Сила Жизни - мужское начало.

Мельхиор - эль М/Ум - высший Ум/Мудрость. Тут можно было бы предположить, что речь идёт о Макоши - Мать-пустота - женское начало. И это действительно так, потому что ключом является хиор .

Хиор - архе - херо - херон. Херон с греческого переводится как «старик», отсюда же происходит слово герой (обратите внимание на корень хер в этих словах). Архе на том же греческом означает «начало, старший, высший» (хер действительно начало начал, и он выше всех). Следовательно, в имени Мельхиор мы имеем два слова, обозначающие высшее положение предмета, о котором идёт речь: это эль и хиор/архе , которые вместе можно перевести как «самый высший». Тогда имя Мельхиор можно в точности перевести как «Самый высший Ум», а это и есть Мудрость. Таким образом, мы здесь действительно имеем дело с Великой Матерью, Мудростью/Пустотой, которая лежит в самом начале, в основе мира.

То есть получается, что к новорождённому Христу пришли мужское и женское начала в виде первобытных сил Волоса и Макоши. То, что Мельхиор и Валтасар - пара, показывает имя Каспар. Каспар - саспар - sus пара - сус пара . Интересно, что многие средневековые картины, изображающие трёх волхвов, однозначно указывают на то, что Валтасар и Мельхиор - пара (в книге , т. 4, таких картин приведено множество).

А что такое сус? Как мы с вами выяснили в , т. 2, прозвище или звание Исус можно расшифровать примерно как «человек, у которого высшая духовная суть вышла наружу и стала его лицом» . Сус - это духовный вес сущего/сути, а всё сущее содержит в себе пару: мужское и женское начала - Валтасара и Мельхиор, то есть Волоса и Макошь, силу Жизни и Мудрость соответственно.

Объединим все три имени в одно целое, соединив их в одном рисунке. Что мы получим? Тот же рисунок, который уже рассматривали: мужское и женское начала, объединённые сутью - любовью (см. рис. 127). По-моему, доказывать не нужно, что любовь и сус (корень в имени Иисус) - это одно и то же.

Рис. 127. Значение имён трёх волхвов

Получается, когда Иисус родился, к нему пришла суть - пара, которая соединяет в себе мужское и женское начала, Силу Жизни и Мудрость, объединённые любовью. И что означают слова «когда родился Исус»? Когда «я» человека умирает и он превращается в бога, к нему приходит Знание/Суть, которая Любовью объединяет в себе Силу Жизни и Мудрость. Однако как много видели и знали наши предки! И мы опять видим, что история Христа - это не буквальное описание жизни человека, а символическое описание пути превращения человека в Бога. Это нужно очень чётко усвоить, иначе мы никогда не выйдем из пустой веры в проживание состояния Христа.

«Дары волхвов» или «поклонение волхвов» - упоминание в Евангелии от Матфея, известный сюжет о магах, которые пришли поклониться младенцу Иисусу с особенными подарками. Христиане и католики празднуют это событие 6 января, как день Богоявления, хотя в текстах эта дата варьируется.

Кто такие волхвы?

«Волхвы» переводится с греческого - «маги», Геродот отмечал в своих трудах, что эти люди - представители племени мидян – особой касты, которая отвечала за религиозность всего народа. Кто такие волхвы в Библии? В Ветхом Завете они упоминаются, как мудрецы и ясновидящие, живущие среди мидян и персов, а в Новом завете о волхвах написано лишь один раз, когда те признали Младенца Иисуса Царем Иудейским. По традиции, художники изображали трех магов возле Богомладенца людьми разного возраста:

  • молодой человек – из африканской расы;
  • зрелый мужчина – европеец;
  • седой старик – восточной внешности.

Дары волхвов - Библия

Кто такие волхвы и их дары? В библейских сказаниях они еще упоминаются, как три царя других стран, которые пришли признать власть нового правителя Иудеи. Святые дары волхвов насчитывают три предмета, поэтому в сказания вошли три просителя. Хотя в трудах Блаженного Августина и Иоанна Златоуста упоминается, что волхвов было двенадцать, другие легенды называют большее число.

В некоторых европейских странах день, когда властители пришли поклониться Иисусу, именуется праздником трех царей, в Испании даже устраивают 5 января пышные кавалькады. По поводу даты, когда волхвы прибыли в Вифлеем, существует несколько версий:

  1. По традициям православия – спустя двенадцать дней от .
  2. По легендам восточной церкви - минули месяцы после Рождества.
  3. В Евангелии от Псевдо-Матфея – свыше двух лет от дня Рождения Богомладенца.

Что принесли волхвы в дар Иисусу?

Ученик Христа Матфей описывает, что волхвы правили далеко на восточных землях. Когда увидели в небе Вифлеемскую звезду, сочли ее знамением и пошли за ней. Придя в Иерусалим, решили обратиться к царствующему правителю Ироду, чтобы узнать, как отыскать нового Царя Иудейского. Тот ответа дать не мог, и сам просил магов, чтобы известили, где такой есть, якобы для того, чтобы поприветствовать. Правители следовали далее за ночным светилом до Вифлеема, где и нашли Деву Марию с маленьким Иисусом.

Что принесли волхвы в дар Богомладенцу? Всем предметам сказания приписывают особое значение:

  • золото – олицетворение власти;
  • ладан – подарок Сыну Божьему;
  • смирна – признание, что Христос еще и смертен.

Что значили дары волхвов?

Дары волхвов Христу – почитаемая всеми верующими святыня, уникальное произведение искусства древних мастеров. Это 28 пластиночек из золотых нитей, спаянных в оригинальный узор, ученые определяют его, как древнюю технику филиграни с зернью. Зернь – маленькие золотые шарики, которые выступают над пластинкой и делают ее богаче. Узор любой из них – уникален, а все формы – трех и четырехугольные. К геометрическим фигурам крепятся нити из серебра с шестьюдесятью бусинками из ладана и смирны.


То, какие дары принесли волхвы Иисусу, свидетельствует, что древние маги сразу признали факт: на свет появился настоящий Царь Иудеи. Потому и выбрали дорогие подарки еще до того, как увидели Богомладенца. В символе даров современники видят напоминание от Бога людям, что пророки, предсказывающие рождение Сына Божьего, излагали правду. Есть версия, якобы дары волхвов зародили традицию обмениваться подарками на Рождество, а позднее – вручать их новорожденным.

Как звали волхвов, принесших дары?

Имена волхвов, которые явились к маленькому Христу, выложены на мозаике итальянской церкви Сан-Аполинар: Каспар, Мельхиор и Валтасар. В одном из преданий упоминается также четвертый волхв – Артабон. Ученые считают, что три царя получили эти имена только во времена Средневековья. Потому что у других народов первых, поклонившихся Иисусу, властителей называли иначе:

  1. Авимелех, Охозат, Фикол – у ранних христиан;
  2. Гормизд, Язгерд, Пероз – у сирийцев;
  3. Апелликон, Америн и Дамаскон – у греков;
  4. Магалах, Галгалах и Серакин – у евреев

Где хранятся дары волхвов?

Легенды говорят, якобы дары волхвов Иисусу Дева Мария отдала иерусалимской общине христиан, а позднее пластины из золота переправили в храм Святой Софии в Константинополе. Как только в 15 столетии город захватили турки, княжна Сербии Мария Бранкович сумела вывезти святыню на Афон, там пять столетий сберегается в монастыре святого Павла. Для реликвии сделали особенные ковчеги, иногда дары волхвов привозят в известные храмы мира, чтобы им могли поклониться верующие.

Синодальный перевод Писания, в частности вносит некую путаницу относительно термина «волхв». С одной стороны, речь идет о людях, которые пришли поклониться новорожденному Иисусу Христу. О них упоминается в Евангелии от Матфея (вторая гл.), и они, безусловно, позитивные персонажи. С другой стороны, в «Деяниях», в восьмой главе, рассказывается о некоем Симоне, который занимался волхвованием. Увидав, что снисхождение на человека Святого Духа позволяет тому творить большие чудеса, он принес апостолам деньги, прося их продать этот дар. С тех пор торговля церковными должностями называется симонией. Таким образом, волхв, упоминаемый в «Деяниях», - это чернокнижник, пытающийся выдать себя за кого-то великого. Одним словом, шарлатан. Так что значит «волхвы», какова этимология этого слова?

и церковное Предание

Давайте сначала проясним сложности перевода. Если мы посмотрим на оригинал Евангелий, написанных на греческом языке, то упоминаемые у Матфея magov, «волхвы» - этомудрецы, звездочеты, толкователи снов, жрецы. Еврейский перевод более суров: это колдуны, гадатели. И греческое, и иудейское толкования сходятся в одном: лица, пришедшие поклониться Младенцу, были не чужды магии и астрологии. Поэтому и вела их звезда, появившаяся на востоке. В Евангелии нет упоминания ни о точном количестве делегации, ни об их именах. Все эти сведения относятся к церковному Преданию, а потому могут быть подвергнуты сомнению. А вот волхвование Симона mageu/w также переводится как «колдование», «ворожение», «произнесение заклинаний». Чувствуете разницу: мудрецы и ворожей? Давайте разберемся, что именно привнесло в историю поклонения волхвов Предание Церкви.

Рассказ Матфея

Евангелист довольно скуп на информацию. Пришли к Ироду «мудрецы с Востока» и спросили: «Где царь Иудейский, поскольку мы видели Его звезду?» Услышав о возможном конкуренте, Ирод взволновался. Он собрал консилиум из знающих Тору книжников и народных мудрецов, чтобы те указали ему на точное место рождения Младенца. Они, проштудировав книги и пророков, указали на Вифлеем. Туда и отправились волхвы. Они шли за звездой и нашли Младенца в яслях и Матерь его. Они поклонились им и принесли Иисусу Христу, Сыну Божьему, пришедшему в этот мир, ладан, золото и смирну. Будучи вразумлены во сне ангелом, они не вернулись к Ироду, а ушли в свои земли другой дорогой. Все, конец истории. Почему же об этих персонажах упоминается только у Матфея, и нигде больше? Библеисты утверждают, что послание этого Евангелия направлено к иудейскому населению Римской империи. В нем наиболее часто упоминаются Пророки, а вся первая глава посвящена родословной Иисуса, хотя все христиане знают, что Он - сын Бога живого, и к Иосифу из рода Давидова не имеет никакого отношения. У Матфея «восточные волхвы» - это знатоки иудейских Писаний, которые рассчитали по движению светил, когда придет на землю Мессия.

Красивая Рождественская сказка

Христианская традиция переосмыслила иудейский миф о пришествии Царя Израилева. Во-первых, Церковь приняла, что мудрецов было трое, по числу даров. Далее, она постановила, что волхвы - это три стороны света, оставившие язычество и принявшие светоч новой веры. Несмотря на то что у Матфея упоминаются маги с Востока (Персии, Месопотамии), европейская традиция настаивает, что вместе с Азией Младенцу поклонились чернокожая Африка и Европа. Также принято считать, что новой вере подвластны люди всех возрастов. На многочисленных картинах, изображающих поклонение волхвов, африканец выглядит молодым юношей, европеец - мужчиной средних лет, а азиат (иногда его изображают жителем Близкого Востока) седовласым старцем. Это несколько противоречит Священному Преданию самой Церкви, которая в восьмом веке постановила, что мудрецы были королями. Один владел Аравией, второй - Персией, а третий - Индией.

Традиция славянских вертепов близка к библейской истории. Некоторые персонажи этого полухристианского-полуязыческого театрализованного представления порождены народной самобытной культурой (Чёрт, Смерть, Еврей), а некоторые отражают повествование Евангелия от Матфея (Ирод, солдат, представляющий царское войско, ангел). Иногда все действо представляется несколько политизированным (вспомним хотя бы вертеп на киевском Майдане в 2014 году), но всегда веселым и со счастливым исходом. Среди действующих лиц всегда присутствуют библейские волхвы, которые символизируют мудрых людей доброй воли.

Обряды почитания

Празднование Рождества в Западной Европе и у нас, восточных славян, отличается не только по времени (двадцать пятого декабря и седьмого января), но и обрядовостью. Традиция Римско-католической Церкви не забывает об адорации магов, которых она переименовала в «королей». Таким образом, три обычных человека стали символизировать народы разных континентов, которые приняли христианство. Придумала Церковь и имена волхвов, пришедших к Иисусу. Это Балтазар (африканский юноша), Мельхиор (европеец в расцвете сил) и Каспар, или Гаспар (азиат преклонного возраста). В первые дни года в разных европейских странах люди вспоминают этих трех персонажей и пытаются воссоздать евангельский рассказ о пришествии волхвов.

Особо следует упомянуть, как празднуют день Трех Королей в Испании. Во всех городах и весях страны проходят крупные или небольшие уличные костюмированные шествия. Мельхиор, Каспар и Балтазар в окружении многочисленной свиты, верхом, приветствуют толпу и осыпают ее конфетками. В этот день принято делать подарки всем детям, особенно самым маленьким. Рождественские волхвы с особым размахом почитаются в Германии. И в этом нет ничего удивительного - ведь мощи этих трех мудрецов, как уверяет Церковь, покоятся в раках в Кёльнском соборе. Но процессии эти состоят из одних детей. Они ходят от дома к дому, и везде их щедро одаривают сладостями. А в благодарность маленькие просители чертят мелком над загадочные буквы «B+С+M», дополняя эту надпись указанием года. Хозяева не стирают ее на протяжении многих лет, пока над гостеприимным порогом не останется места. Ведь надписи означают, что Балтазар, Каспар и Мельхиор побывали под кровлей этого дома и встретили здесь самый радушный прием. За что это жилище получило благословление святых.

Дары волхвов - что это?

Теперь поговорим о том, что принесли мудрецы (или, как их называют еще, короли или маги) Младенцу Иисусу Христу. Евангелист Матфей указывает, каковы были эти дары: во-первых, такой драгоценный металл, как золото, а во-вторых, ароматические смолы - ладан и мирра. Понятно, что все три подарка имеют символическое значение. Иначе становится непонятным, зачем новорожденному младенцу все это нужно. Значение даров волхвов также раскрывается в церковном Предании. Согласно ему, золото является символом царской славы. Матфей умалчивает, в каком виде преподнесли волхвы этот драгоценный металл - в слитках, в виде монет или каком-то другом. Но Христос - Небесный царь всех земных властителей, и именно этот факт хотели отметить мудрецы с Востока.

Ну а ладан и смирна - другие дары волхвов? Что это означает? Ароматическую смолу ладана воскуряли еще в В символике людей того времени это благовоние отождествлялось с чем-то божественным, не от мира сего. Преподнося ладан Иисусу Христу, волхвы давали понять, что воспринимают Его не только как Царя Славы, но и как Сына Бога Живого. В Эфиопии и Аравии произрастают деревья, кора и смола которых после соответствующей обработки также является ароматическим притиранием. Сам вид растений называется «росный ладан», но получаемое из него благовоние - мирра или смирна. В иудео-эллинистической традиции этим веществом умащивали мертвых перед погребением. Считалось, что это помогало людям, направляющимся в иной мир. Дар смирны Младенцу символизировал будущую жертву, которую Христос принесет за людей.

Что случилось с мощами потом?

Несмотря на то что ни Матфей, ни какой-либо другой евангелист не упоминают, что случилось с волхвами после того, как они вернулись в свою землю (в Месопотамию), церковное предание не думало их забывать. Культ почитания останков святых, мучеников и угодников появился в четвертом веке и чрезвычайно развился в средневековье. Чем больше мощей, тем крупнее поток паломников, а значит, тем значительнее суммы пожертвований. Руководствуясь этой простой логикой, Церковь взялась разрабатывать культ волхвов и всего, что с ними связано. Было провозглашено, что мудрецы с Востока получили крещение от апостола Фомы и позже приняли мученический конец в своих странах. Неудивительно, что вскоре обнаружились и мощи волхвов. Их нашла императрица Византии Елена Константинопольская, как это обычно с ней случалось, во сне.

Как же так получилось, что останки людей, убывших из Вифлеема на Восток, вдруг обнаруживаются в византийском (ныне турецком) городе Шева? Матфей не упоминает, где именно находились родные земли трех магов, зато указание на это содержится в Ветхом Завете. (60:6) говорит: «Все они придут из Савы, и возвестят славу Мессии, принеся в дар ладан и золото». А в Псалтыре (71:10) пишется нечто иное: «Цари островов и Фарсиа, Савы и Аравии принесут Ему дань; и поклонятся Ему все народы». Как видим, родные земли мудрецов (или королевства трех царей) лежат далеко от Шевы. Но священное предание нашло выход из положения. Появилась легенда, что в возрасте ста пятидесяти лет каждый все три волхва встретились в Шеве, чтобы почтить память Господа Нашего. Там они и упокоились в мире. А кости волхвов христианская община сохранила и передала в Константинополь.

Путешествие мощей

В Константинополе останки святых пробыли недолго. Уже в V веке им поклонялись в Медиолане, столице Герцогства Ломбардского (современный Милан в Италии). В двенадцатом веке император Фридрих Барбаросса завоевал эту территорию и вывез мощи в Германию. Сохранились письменные свидетельства о том, что реликвии были подарены архиепископу Кёльна Райнальду фон Дасселю, который в 1164 году вывез их из Италии сначала на подводах, а потом на судне по Рейну. Говорят, что строительство самого высокого готического собора было сынициировано желанием создать величественный «ковчег» для нетленных останков трех королей. И сейчас мощи волхвов покоятся в реликварии, который создал искусный мастер Николай Верденский, в алтарной части Кёльнского кафедрального собора.

Но что тогда видел Марко Поло, побывавший в конце тринадцатого века в Савве - городе, расположенном к югу от Тегерана? В своих записках путешественник сообщает, что он посетил три рядом стоящие и красиво украшенные гробницы волхвов. Выставленные там тела совсем не были затронуты разложением. Это обстоятельство Марко Поло особенно подчеркнул: «Как недавно умершие, с бородами и волосами». К сожалению, эти реликвии из Саввы были бесследно утеряны. А в Кёльне же хранятся лишь кости. Их показывают толпе лишь издали во время празднования дня «Трех Королей» (шестого января).

Где хранятся дары волхвов?

Если с мощами трех магов все так неоднозначно и сомнительно, то с их дарами картина выглядит более простой. По преданию, сама Пресвятая Богородица сохранила золото, ладан и миро, преподнесенные Ее Сыну. Еще до Успения она передала эти дары небольшой общине христиан в Иерусалиме. Когда же апостолы решили идти проповедовать язычникам во все земли, реликвии были перевезены в Константинополь. Оправой для них стала Святая София - великий храм, образчик византийской архитектуры. Но в пятнадцатом столетии Константинополь захватили турки. Царица Мара, дочь князя Сербии Георгия Бранковича и мачеха великого завоевателя Мехмеда Второго, вывезла христианские реликвии из Османской империи и перевезла их в Афон. Она хотела вручить их инокам собственноручно, но по дороге ей явилась Богородица и попросила не нарушать строгий монастырский устав, запрещающий женщинам подниматься на святую гору. Мара послушалась и передала реликвии через своего охранника. Там они покоятся и по сей день, в местном монастыре святого Павла. А на месте явления Богородицы построена часовня.

Дары трех мудрецов являются несомненными святынями для всех православных. Не все паломники могут прибыть в Грецию, чтобы поклониться реликвиям. На святой горе Афон действует запрет на посещение женщинами монастырей и обителей. Поэтому реликвии сами совершают путешествия к своим верующим. Так, например, в декабре 2013 года Афонский монастырский комплекс, где хранятся дары волхвов, благословил отца Никодима сопровождать святыни в их путешествии по России, Беларуси и Украине. Возникает закономерный вопрос о том, могут ли обычный металл, пусть и драгоценный, а также благовония творить чудеса исцеления? В ответ на это монах Никодим ссылается на пассаж из Евангелия (от Матфея, глава девятая, от Марка - пятая, и от Луки - восьмая), в котором говорится о женщине, которая выздоровела, лишь прикоснувшись к краю одежды Спасителя. Если такой силой обладает обычная ткань облачения, то какую же мощь излучают предметы, к которым некогда прикасались руки Иисуса и Благодатной Марии?

Как выглядят дары волхвов, могли воочию убедиться все москвичи и гости столицы. Реликвии были выставлены в Рождественские праздники для поклонения в храме Христа Спасителя. Вещи, напрямую связанные с земной жизнью Господа Нашего, находятся в десяти драгоценных, богато украшенных ковчегах. Они представляют собой двадцать восемь золотых пластин треугольной и квадратной формы. Каждая из них украшена уникальным орнаментом, выполненным филигранью. Реликвией является и серебряная нить, на которую нанизаны шестьдесят две бусины, каждая размером с маслину, сделанные из смеси смирны и ладана.

А вот верующие из Украины не в полной мере смогли удостовериться собственными глазами, как выглядят дары волхвов. Их доставили в Киев как раз во второй половине февраля нынешнего года, после того как они побывали в Беларуси. Реликвии были выставлены на всеобщее обозрение в Успенском соборе Киево-Печерской Лавры (принадлежащем Украинской Православной Церкви Московского Патриархата). Но в те дни украинский народ как раз был задействован в революционных событиях в Киеве, поэтому далеко не все были заинтересованы в святынях с горы Афон.

Трудности перевода

Синодальное изложение Нового Завета внесло путаницу в сознание обычных православных. Упоминаемый в «Деяниях» Симон является негативным персонажем, желающим приобрести за деньги Святого Духа, чтобы творить большие чудеса, чем совершал до того волхвованием. Почему же тогда надо почитать магов, которые пришли поклониться в Вифлеем? Само слово «вълхвъ» на старославянском наречии означает волшебник, кудесник, ворожей. Не будем сейчас вдаваться в этимологию этого термина. Произошел ли он от слова «волос» или «влеснети» (говорить туманно, бормотать) - не суть важно. Давайте лучше рассмотрим, кто такие были волхвы Древней Руси.

Не только на наших землях, но и в других краях языческие религии почитали «знающих людей». Они были сведущи в травах, черной и белой магии, астрологии, умели предсказывать будущее. Это была особая каста жрецов, которые занимались проведением религиозных обрядов, гаданием, пророчествами, а также составлением снадобий и лечением больных. Можно сказать, что у кельтских племен волхвов называли друидами. Представители этой своеобразной духовной касты занимали довольно высокое положение и пользовались большим авторитетом у народа. За их советами, а также прорицаниями приходили великие князья (вспомним хотя бы Вещего Олега или Гостомысла). Да что там говорить! Даром волхвования владели и некоторые князья из половецкой династии. Брячислав Изяславович защищал языческих жрецов от преследований Ярослава Мудрого. А его сын - Всеслав Брячеславович Полоцкий - родился от волхвования. Он всю жизнь носил в качестве талисмана «пелену», в которой родился. Если верить «Слову о полку Игореве», Всеслав был оборотнем, владел приемами наваждения и умел гадать.

С принятием князем Владимиром христианства славянские волхвы стали подвергаться репрессиям. Особенно усердствовал князь Киевский Ярослав Мудрый. Около 1010 года он разрушил капище Велеса. На его месте князь построил город Ярославль. Также ополчились на волхвов Глеб Новгородский и Ян Вышатич. Доктор исторических наук И. Я. Фроянов считает, что в этой борьбе видно противостояние старых языческих верований славянского народа и новой религии. Ведь христианство было «спущено сверху», навязано светскими властями. Письменные источники упоминают о чародеях вплоть до тринадцатого-четырнадцатого веков, в частности в Пскове и Новгороде. Но постепенно значение слова «волхв» трансформируется. Во дни смут церковники называли так религиозных диссидентов, еретиков, приписывая им занятия магией, общение с бесами, вызывание неурожая и падежа скота. В мирное же время волхвами именовали народных целителей, знахарей.

Современные неоязычники

На рубеже ХХ-XXI веков, после дискредитации Православной Церкви, в нашей стране появилось немало людей, причисляющих себя к неоязычникам. Эти волхвы России активно ведут проповедническую и издательскую деятельность. Они являются религиозными авторитетами и жрецами своих общин верующих. В то же время на страницах журналов и газет можно прочесть немало объявлений о знахарках и волхвах, которые сливают воск, снимают венец безбрачия и тому подобное. Русская Православная Церковь считает занятия и тех, и других неугодными Богу, поскольку всякое ворожение и магия являются чернокнижничеством. Но будем снисходительными. Если проанализировать исторические источники, а также принять во внимание мнение искусствоведов, то и святые дары древних волхвов, бережно хранимых монахами на горе Афон, не более чем фикция. Почему?

Письменные свидетельства не упоминают о дарах волхвов как о реликвиях вплоть до одинадцатого века. Около 1200 года архиепископ Новгорода Антоний посещает Царьград и пишет, что в Святой Софии содержатся сосуды золотые, которые «принесоша Господу с дары волхви». Первое упоминание о теперешнем виде золота - как мы помним, золотых пластинах - относится лишь к пятнадцатому веку. Изучив орнамент и технику выполнения филиграни на них, искусствоведы пришли к выводу, что они некогда составляли одно украшение - пояс, украшенный поствизантийской сканью. Время изготовления ювелирного украшения - XV век.