Священное писание об антихристе. Когда придёт Антихрист? – профессор богословия Мнение старцев Оптиной пустыни

Согласно православному вероучению, антихрист - это человек, который перед Вторым пришествием Господа нашего Иисуса Христа будет править миром. Приставка "anti" в греческом языке может иметь два значения: "против" и "вместо" 28 . Антихрист попытается поставить себя на место Христа, он будет противником Христа: "Да не обольстит вас никто никак: [ибо день тот не] [придет], доколе не придет прежде отступление и не откроется человек греха, сын погибели, противящийся и превозносящийся выше всего, называемого Богом или святынею, так что в храме Божием сядет он, как Бог, выдавая себя за Бога" (2 Фес. 2:3-4). Антихрист открыто назовет себя Богом 29 . Каков будет храм, в котором он "сядет"? Об этом нет четкого представления, нигде в Священном Писании не говорится, что он "сядет" именно в Иерусалимском храме, известно точно лишь то, что это будет "храм Божий" 30 . По Преданию, антихрист произойдет из народа иудейского 31 и будет являться потомком одного из 12 сыновей Иакова, Дана: "Дан будет змеем на дороге, аспидом на пути, уязвляющим ногу коня, так что всадник его упадет назад" (Быт. 49:17). О пришествии антихриста в Священном Писании сказано: "Дети! последнее время. И как вы слышали, что придет антихрист, и теперь появилось много антихристов, то мы и познаем из того, что последнее время" (1 Ин. 2:18). В общем смысле антихристом можно назвать любого человека, отвергающего Евангелие и Иисуса Христа, но "особым образом и по преимуществу Антихристом называется имеющий прийти при скончании века" 32 .

Рассмотрим признаки антихриста, которые сообщает нам Священное Писание: "Кто лжец, если не тот, кто отвергает, что Иисус есть Христос? Это антихрист, отвергающий Отца и Сына" (1 Ин. 2:22). В этом стихе опровергается ересь, отрицающая мессианство Иисуса и Его богосыновнее достоинство. Современная модификация этой ереси очень популярна в среде оккультистов, в частности в теософии и агни-йоге. "Ибо многие обольстители вошли в мир, не исповедующие Иисуса Христа, пришедшего во плоти: такой [человек] есть обольститель и антихрист" (2 Ин. 1:7). Здесь говорится о тех, кто отвергает Второе пришествие Господа нашего Иисуса Христа во плоти 33 . Например, этому критерию соответствуют "Свидетели Иеговы". "…Всякий дух, который не исповедует Иисуса Христа, пришедшего во плоти, не есть от Бога, но это дух антихриста, о котором вы слышали, что он придет и теперь есть уже в мире" (1 Ин. 4:3). Современные секты - это предтечи антихриста, готовящие для него почву. "Я пришел во имя Отца Моего, и не принимаете Меня; а если иной придет во имя свое, его примете" (Ин. 5:43). В этом стихе говорится о тех, кто будет искать не славы Божией, а славы человеческой: если Иисус Христос пришел во имя Отца, то антихрист придет во имя самого себя 34 . Из Священного Писания известно, что пришествие антихриста "будет со всякою силою и знамениями и чудесами ложными" (2 Фес. 2:9). Чудеса антихриста будут обманчивы 35: уже сейчас мы можем наблюдать искушение ложными чудесами в среде современных оккультистов, магов, экстрасенсов. На один из самых очевидных признаков антихриста указывает преподобный Зосима Соловецкий: "Когда услышите, что пришел на землю или явился на земле Христос, то знайте это антихрист" 36 , так как по словам Самого Христа: "…как молния исходит от востока и видна бывает даже до запада, так будет пришествие Сына Человеческого" (Мф. 24:27).

Антихрист, в отличие от Господа нашего Иисуса Христа, будет призывать не к Небесному Царству, а к земному: "Иисус отвечал: Царство Мое не от мира сего; если бы от мира сего было Царство Мое, то служители Мои подвизались бы за Меня, чтобы Я не был предан Иудеям; но ныне Царство Мое не отсюда" (Ин. 18:36).

Утвердится идея приоритета материального благополучия и процветания. Материальными благами сатана пытался искушать и Иисуса Христа, но те, кто поклонятся антихристу, забудут ответ Господа: "Он же сказал ему в ответ: написано: не хлебом одним будет жить человек, но всяким словом, исходящим из уст Божиих" (Мф. 4:4).

Несомненно то, что антихрист сначала будет учить о "равенстве" религий 37 . Эта тенденция откровенно прослеживается в трудах многих его современных предтеч. При этом слова и дела антихриста будут противоречить друг другу. Утверждаемое на словах равенство религий на практике существовать не будет: все религии будут заменены культом антихриста. Искажению и подавлению подвергнутся все религии, в особенности христианство. Будет предано забвению свидетельство Священного Писания о Христе: "…нет другого имени под небом, данного человекам, которым надлежало бы нам спастись" (Деян. 4:12).

Все земные государства попадут под политическую власть антихриста: "…и дана была ему власть над всяким коленом и народом, и языком и племенем" (Откр. 13:7). Поэтому любая деятельность, направленная на создание единого мирового политического правительства, ведет к власти антихриста. "Ибо тайна беззакония уже в действии, только [не совершится] до тех пор, пока не будет взят от среды удерживающий теперь" (2 Фес. 2:7). Под "удерживающим" многие православные отцы понимали римское государство 38 , в более широком смысле это понятие можно толковать и как суверенитет государственной власти во всем мире, уничтожение которого приведет к созданию надгосударственных структур власти.

Фактически антихрист полностью отменит Евангелие, вероятно, заменив его каким-нибудь своим "новейшим откровением": "Но если бы даже мы или Ангел с неба стал благовествовать вам не то, что мы благовествовали вам, да будет анафема" (Гал. 1:8). Он будет проповедовать "иного Христа" (Мф. 24:23-28), и, в конце концов, приведет своих последователей к служению "иным богам" (Иер. 25:6), а если быть более точным, к поклонению самому себе.

Антихрист, как мы уже сказали, явится перед Вторым пришествием Господа нашего Иисуса Христа. Какие признаки Второго пришествия можно назвать? Во-первых, проповедь Евангелия достигнет всех концов Земли: "И проповедано будет сие Евангелие Царствия по всей вселенной, во свидетельство всем народам; и тогда придет конец" (Мф. 24:14). Ни один народ не сможет сказать, что ничего не знал об Иисусе Христе. Во-вторых, произойдет усиление зла, что проявится через пришествие лжепророков (см. Мф. 24:11), падение нравственности (см. Мф. 24:12), природные катастрофы (см. Лк. 21:25), общественные бедствия и войны (см. Мф. 24:6-7). В-третьих, многие иудеи того времени примут христианство 39: "Ибо не хочу оставить вас, братия, в неведении о тайне сей, - чтобы вы не мечтали о себе, - что ожесточение произошло в Израиле отчасти, [до времени], пока войдет полное [число] язычников; и так весь Израиль спасется, как написано: придет от Сиона Избавитель, и отвратит нечестие от Иакова" (Рим. 11:25-26).

Существует ложное мнение, что антихристом будет воплотившийся сатана, но "не сам дьявол делается человеком,… но рождается человек от блуда и принимает на себя все действие сатаны. Ибо Бог, наперед зная непотребство будущего произволения его, попускает, чтобы дьявол вселился в нем" 40 . О том же сказано в Священном Писании: "Зверь, которого я видел, был подобен барсу; ноги у него - как у медведя, а пасть у него - как пасть у льва; и дал ему дракон силу свою (выделено нами. - В.П.) и престол свой и великую власть" (Откр. 13:2).

О времени пришествия антихриста мы не знаем: "Он же сказал им: не ваше дело знать времена или сроки, которые Отец положил в Своей власти" (Деян. 1:7).

Сколько времени продлится власть антихриста? Священное Писание так отвечает на этот вопрос: "И даны были ему уста, говорящие гордо и богохульно, и дана ему власть действовать сорок два месяца" (Откр. 13:5). Антихрист будет царствовать три с половиной года 41 .

Господь положит конец правлению антихриста: "И схвачен был зверь и с ним лжепророк, производивший чудеса пред ним, которыми он обольстил принявших начертание зверя и поклоняющихся его изображению: оба живые брошены в озеро огненное, горящее серою" (Откр. 19:20).

Суммируя признаки пришествия антихриста, можно сказать, что, согласно православному учению, антихрист: 1) исказит Евангелие; 2) придет во имя свое; 3) призовет всех к материальному благополучию; 4) открыто будет называть себя Богом; 5) будет творить ложные чудеса; 6) отвергнет Христа; 7) сконцентрирует в своих руках всю политическую власть над миром. Есть основания предполагать, что сначала антихрист будет учить о Христе как об Одном из многих "духовных учителей" человечества, возможно, на словах он будет утверждать равенство религий, на практике - насаждать культ почитания самого себя. Судя по всему, его учение будет созвучно современным оккультным учениям.

Что есть истина?

Вопрос о том, что считать истиной, очень важен, потому что от ответа на него зависит вся логика выстраиваемого учения. Даниил Андреев пишет: "Истинными называем мы ту теорию или то учение, которые, на наш взгляд, выражают неискаженною представление о каком-либо объекте познания. В точном смысле слова истина есть неискаженное отражение какого-либо объекта познания в нашем уме. И сколько существует на свете объектов познания, столько же может существовать истин" 42 . Автор путает понятия "истина" и "представление об истине". Истинное знание о реальности есть то, которое соответствует реальному положению вещей. Но само реальное положение вещей, сама истина никак не зависит от нашего представления о ней. Мнение о факте и сам факт - не одно и то же. Поэтому можно сказать, что существует множество представлений об истине, но сама по себе истина одна. И эти понятия смешивать нельзя. Автор продолжает: "…объекты познания познаваемы от нас, а не из себя. Следовательно, истина о любом объекте познания, познанном от нас, должна быть признана истиной относительной. Истина же абсолютная есть отражение такого объекта познания, который каким-либо субъектом познан "в себе". Такое познание принципиально возможно лишь тогда, когда противостояние объекта и субъекта снято; когда субъект познания отождествляется с объектом" 43 . Даниил Андреев в своей книге говорит о боге, устройстве мира, но, собственно, почему он считает, что его представление о них истинно? Он ведь - не всеведущий Бог и не мир. Значит, его познания относительны. И доверять его книге больше, чем любой другой, утверждающей очередные новоявленные "истины", нет оснований. Даниил Андреев продолжает: "Естественно, что Абсолютная истина Большой Вселенной может возникнуть лишь в сознании соизмеримого ей субъекта познания, субъекта всеведущего, способного отождествиться с объектом, способного познавать вещи не только "от себя", но и "в себе". Такого субъекта познания именуют Абсолютом, Богом, Солнцем Мира" 44 . Первый же вопрос, который возникает при знакомстве с подобным утверждением: в чем же разница между познающим и познаваемым? Если познать означает стать познаваемым, "отождествиться с объектом", то вывод следует простой: познать означает перестать существовать как личность, как сознание. Ведь, слившись с познаваемым, познающий исчезает. Это логика самоубийства. Но если познающий исчез, то из чего следует, что он что-то познал? Ведь подтвердить сам факт познания становится невозможным, остается лишь слепо в это верить. Возможно, человек что-то познал, но с той же степенью достоверности можно утверждать и прямо противоположное. Автор забывает, что любое познание по своей сути подразумевает наличие как познающего, так и познаваемого. Знать - далеко не всегда означает быть познаваемым. Цепь рассуждений Даниила Андреева неприемлема, он утверждает, "что Абсолютная истина Большой Вселенной может возникнуть лишь в сознании соизмеримого ей субъекта познания", но, следуя логике автора "Розы Мира", никакого субъекта не может существовать в принципе.

Природу Бога, кроме Бога, никто не знает - это так, но быть носителем природы и иметь представление о ней - это не одно и то же. Человек не является носителем Божественной природы, но он может иметь истинное представление о ней через Откровение Бога о Себе. Конечно, можно принять утверждение, что "…все наши "истины" суть, строго говоря, лишь приближения к истинам" 45 . Но невозможно согласиться с тем, что нам вообще ничего не известно об истинном положении вещей, в том числе и тогда, когда мы говорим о Боге. Поэтому наши знания об Истине ограничены, но сами по себе они вполне могут быть истинными.

Даниил Андреев пишет: "…нелепо утверждение, будто бы все учения или какое-либо одно учение ложно" 46 . Если толковать понятие "истина" так, как делает это Андреев, то - может быть, но если принять во внимание все, сказанное нами выше, то вполне можно прийти к следующему выводу. Если истина познается лишь в слиянии с природой познаваемого, через растворение в ней, то познать означает стать, а кто не стал, тот не познал. Даниил Андреев не стал богом, поэтому его не познал. Значит, его утверждения о боге являются ложными. Из его логики следует: поскольку все утверждения "относительны", но при этом все истинны, значит, необходимо признать, что два взаимоисключающих утверждения могут являться одновременно истинными. Это, в свою очередь, приводит к простейшему выводу: разницы между правдой и ложью вообще нет. Значит, и сам смысл создания любых учений, и "Розы Мира" в том числе, полностью исчезает. Если значение понятия "истина" видеть в том, в чем видит его Даниил Андреев, то нет смысла в создании книги "Роза Мира".

Литература
28 Иерей Олег Давыденков. Догматическое богословие. Курс лекций. М., Православный Свято-Тихоновский Богословский Институт. 1997. Ч.III. С.277.
29 Творения преподобного Иоанна Дамаскина. Точное изложение православной веры. Книга 4. гл. 26 / Источник знания. М., Индрик. 2002. С.333.
30 Блаженный Феофилакт, архиепископ Болгарский. Толкование на деяния и соборные послания святых апостолов. Книга 3. М., Лепта, 2002. С.278.
31 См.: Иерей Олег Давыденков. Догматическое богословие. Курс лекций. М., Православный Свято-Тихоновский Богословский Институт. 1997. Ч.III. С. 278.
32 Творения преподобного Иоанна Дамаскина. Источник знания. М., Индрик. 2002. С.332.
33 Блаженный Феофилакт, архиепископ Болгарский. Толкование на деяния и соборные послания святых апостолов. Книга 1. М., Лепта, 2002. С.449. См. также 2 Ин. 1:7 в переводе под ред. еп. Кассиана Безобразова: "потому что много обманщиков вышло в мир, не исповедующих Иисуса Христа, грядущего во плоти".
34 Блаженный Феофилакт, архиепископ Болгарский. Толкование на Евангелие от Иоанна. Книга 4. М., Лепта, 2002. С.149.
35 Блаженный Феофилакт, архиепископ Болгарский. Толкование на деяния и соборные послания святых апостолов. Книга 3. М., Лепта, 2002. С.282.
36 Цит. по: А.И.Осипов. Путь разума в поисках истины. М., Сретенский монастырь. 2002. С.389.
37 См.: А.И.Осипов. Путь разума в поисках истины. М., Сретенский монастырь. 2002. С.388.
38 Блаженный Феофилакт, архиепископ Болгарский. Толкование на деяния и соборные послания святых апостолов. Книга 3. М., Лепта, 2002. С.280.
39 Иерей Олег Давыденков. Догматическое богословие. Курс лекций. М., Православный Свято-Тихоновский Богословский Институт. 1997. Ч.III. С.276.
40 Творения преподобного Иоанна Дамаскина. Точное изложение православной веры. Книга 4. гл.26 / Источник знания. М., Индрик. 2002. С.333.
41 Иерей Олег Давыденков. Догматическое богословие. Курс лекций. М., Православный Свято-Тихоновский Богословский Институт. 1997. Ч.III. С.281.
42 Даниил Андреев. Роза Мира. М., Иной мир. 1992. С.37.
43 Там же. С.37.
44 Там же. С.37.
45 Там же. С.37.
46 Там же. С.38.


Перепечатка в Интернете разрешена только при наличии активной ссылки на сайт " ".
Перепечатка материалов сайта в печатных изданиях (книгах, прессе) разрешена только при указании источника и автора публикации.

Антихриста наше воображение склонно представлять как отвратительного типа, крайне неприятного и зловещего на вид. Действительно, как же еще может выглядеть противник Христа, главный слуга дьявола на Земле? Но вот любопытный факт: в одном итальянском соборе эпохи Возрождения есть фреска, на которой изображен этот самый Антихрист, стоящий посредине людской толпы. И там он внешне очень похож на … самого Христа! И одеждой, и фигурой, и обликом. Есть только одно отличие, возможно, не сразу бросающееся в глаза: у Антихриста на фреске очень злые глаза.

Почему же итальянский художник именно так изобразил Антихриста? На этот вопрос нам поможет ответить обращение к древнегреческому слову ὁ ἀ ντ ί χριστος (antichristos ), переводом с которого и является русское слово антихрист. Дело в том, что в древнегреческом языке приставка ἀ ντ ί (anti ) имеет два значения. Ее можно переводить не только как «против», но и как «вместо». То есть антихрист – это не только противник Христа. Это также и тот, кто попытается собой подменить Спасителя, выдать себя – за Него. Как и Христос, он будет творить чудеса, у него тоже будут свои ученики и свое подобие Церкви. Как и Христос, он будет открыт для всех людей, наций и культурно-религиозных традиций, и для него так же не будет ни эллина, ни иудея. Он будет обольщать людей чудесами и материальным благополучием. Но как раз перед самым концом света, когда все люди на Земле с облегчением будут говорить: «…“мир и безопасность”, тогда внезапно настигнет их пагуба» (1 Фес. 5, 3).

Церковное предание говорит, что в финале истории человечества Антихрист сорок два месяца будет обладать всей полнотой политической власти на Земле, после чего и наступит конец света. Обычно предполагается, что означенный деятель прославится лишь жестокими гонениями на христиан, и его приход будут знаменовать ужасные несчастья. Действительно, Священное Писание говорит, что в те страшные времена люди претерпят множество страшных бедствий: войны, междоусобицы, голод, землетрясения… Однако начало деятельности Антихриста внешне будет другим. Как пишет русский религиозный философ Владимир Соловьев в «Краткой повести об Антихристе» из своих «Трех разговоров о войне, прогрессе и конце всемирной истории», чтобы понравиться людям, Антихрист будет обаятелен и ласков, очень умен и деятелен. Чтобы добиться власти, он будет творить милость и добро, проявлять жалость и сострадание. И будет складываться впечатление, что ему удается решить все земные проблемы.

В. Соловьев говорит, что Антихрист будет стараться угождать всем людям при условии признания его власти. Он даже Церкви даст множество льгот, разрешит ей богослужения и пообещает возвести прекраснейшие храмы. Но за все это он потребует в итоге отречения от Христа, к Которому будет испытывать глубочайшую личную ненависть. Эту ненависть в полной мере испытают на себе все христиане, которые сохранят верность Христу и не поддадутся на обманы новоявленного «благодетеля». Закончится царствование Антихриста полным крахом: сам он погибнет, а учрежденное им всемирное государство вместо обещанного блага принесет человечеству неисчислимые бедствия.

Но почему же Антихристу удастся добиться таких успехов в начале своей деятельности? Почему его власть добровольно признают большинство жителей Земли? Дело в том, что пришествие Антихриста будет не случайным результатом стечения политических обстоятельств, а вполне закономерным следствием духовного состояния человечества. Антихрист придет только тогда, когда люди будут… горячо желать его прихода, когда в глубине души они окажутся к его приходу готовы и будут ждать именно его. Эта готовность выразится во всеобщем желании лишь земного, материального благополучия. Люди будут ждать лишь решения экономических, социальных, экологических проблем, но не более того. Вопросы духовной жизни будут восприниматься как вторичные, стремление человека к Богу полностью вытеснят вполне земные цели и задачи, все интересы людей будут направлены исключительно – на земное, и человечество по сути дела – откажется от Бога.

Поэтому не стоит предаваться механическим гаданиям о том, в каком же году наступит конец мира. Куда более важно осознать, что именно мы, люди, своим духовным состоянием либо приближаем приход Антихриста, либо – делаем его приход невозможным.

Это число встречается уже в Ветхом Завете, где говорится о богатстве царя Соломона, стекавшемся к нему от подчиненных народов: «В золоте, которое приходило к Соломону в каждый год, весу было шестьсот шестьдесят шесть талантов золотых» (3 Цар. 10:14; 2 Пар. 9:13). Это число стало в представлении евреев символом всемiрной власти, максимальную степень которой они достигнут при мошиахе. Это же материалистическое средство господства над мiром использует и сатана. А поскольку мечта евреев – восстановить храм Соломона, где воссядет их мошиах, неудивительно, что это число имеет к нему отношение. Число шесть вообще любимо евреями : тут и шестиконечная звезда, и "6 миллионов" жертв холокоста (тоже символика, а не точный подсчет). Между тем, многие богословы трактовали шестерку как символ несовершенства и недостижения полноты цифры семь (седьмого дня творения с его покоем и блаженством).

Сатана не способен ничего сотворить. Он может лишь копировать внешние формы и отдельные признаки Божественной деятельности, наполняя их противоположным содержанием – в том числе с целью их осквернения. Поэтому в святоотеческой литературе сатана назван "обезьяной Бога"; соответственно его "сын", антихрист, будет "обезьяной Христа". Исходя из этого, святые отцы, размышлявшие о пришествии антихриста, начиная со святых Иринея Лионского (135–202) и Ипполита Римского (†236), полагали, что он будет внешне подражать Христу как бы по принципу обратной духовной симметрии, в частности:

– Если Христос рожден от Святого Духа и Девы без физического мужеского участия, то антихрист будет рожден от сатанинского духовного воздействия на блудницу, возможно, тоже без участия мужского семени. Теперь открыт и возможный способ: клонирование; недавно было объявлено, что уже рожден первый клон. Поскольку этот способ рождения неестественный, не исключено, что получившееся существо не будет иметь души по образу Божию; взамен оно может получить образ сатанинский («человек греха, сын погибели» – 2 Фес. 2:3) – именно поэтому антихрист сможет вместить в себя столько зла, сколько обычная человеческая природа не выдержала бы. (Первое клонированное животное, овечка Долли, удивила создателей своей злобностью – возможно, уже в этом дерзком опыте присутствовал бесовский дух.)

По сообщениям печати, в числе первых пожелал клонировать себя богатый заказчик из России. Учитывая преобладающую национальность в среде российских богачей, на это стоит обратить внимание. Поскольку главная линия фронта в мiровой битве сил Христа и антихриста проходит в России, не исключено, что именно с этой линии фронта сатана выберет генетический материал для антихриста – с особенной антирусской традицией. А из колена Данова ему достаточно быть по матери, подобно тому, как именно по матери происходит из этого колена главный исторический герой масонства – строитель храма Соломона Хирам (2 Пар. 2:14) .

– Если Христос рос в атмосфере благочестия и любви, то антихрист будет пестоваться в атмосфере максимального греха и ненависти к людям. Такая атмосфера может быть создана не одним лишь атеизмом и развратом, а сознательным противлением Богу и служением сатане (антихрист – «противящийся и превозносящийся выше всего, называемого Богом, или святынею» – 2 Фес. 2:4). Есть лишь одна влиятельная религия с таким содержанием: иудаизм (вспомним слова Христа о том, что новый отец иудеев – диавол).

– Исходя из принципа зеркально-симметричного самоутверждения зла относительно добра, можно предположить, что сатана постарается скопировать и все важнейшие признаки, связанные с рождением и проповедью Христа: от сатанинского "благовещения" и "крещения" – до вхождения в Иерусалим в том же возрасте под крики "осанна", где он воссядет в восстановленном для него Храме Соломона.

– Если Христос проповедовал три с половиной года о Царствии Божием и творил чудеса силою Божиею, то антихрист будет проповедовать "рай на земле" и править три с половиной года, – видимо, теми методами, которыми сатана искушал Христа в пустыне (Лк. 4:1–13): обилие «хлебов» взамен духовных ценностей (экономический контроль над людьми), «власть над всеми царствами» мiра (глобальная политическая власть) и творение чудес (вроде слетания с храма по воздуху, низведения огня с небес) посредством оккультной магии. Апостол Павел также подчеркивает, что его «пришествие, по действию сатаны, будет со всякою силою и знамениями и чудесами ложными, и со всяким неправедным обольщением погибающих» – 2 Фес. 2:9–10). Впрочем, под «чудесами ложными» можно предположить и виртуальные эффекты–фокусы для обольщения толпы, которая будет находиться под «действием заблуждения» из-за того, что «не приняла любви истины» (2 Фес. 2:11–12).

Кстати, именно по этой "проповеднической" и "раеустроительной" деятельности верные христиане сразу смогут распознать антихриста, помня слова Христа: «Царство Мое не от мiра сего» (Ин. 18:36). А также помня предостережение, что второе пришествие Христа будет иным: «Тогда, если кто скажет вам: "вот здесь Христос" или "там", – не верьте; ибо восстанут лжехристы и лжепророки и дадут великие знамения и чудеса, чтобы прельстить, если возможно, и избранных. Вот, Я наперед сказал вам... Ибо как молния исходит от востока и видна бывает даже до запада, так будет пришествие Сына Человеческого... Тогда явится знамение Сына Человеческого» на всей земле одновременно (Мф. 24:23–34; Лк. 17:23–24).

– Из истории мiра видно, что похищение у Бога твари сатаной и ее совращение на ложный путь особенно активно направляется на носителей и исполнителей Божия замысла – для осквернения их Божественного призвания и перемены его знака на противоположный. Этим основным методом действий сатаны были похищены у Бога сначала часть ангелов, ставших бесами; затем богоизбранный народ, ставший избранником сатаны; а в начале ХХ века и часть русского богоносного народа, ставшая активными богоборцами. Несомненно, что теперь наибольшая энергия сатаны направлена на Православную Церковь для превращения и ее в апокалипсическую "прелюбодейную жену" (Откр. 17), пошедшую, подобно западным церквам, на сотрудничество со "зверем"-антихристом – это будет антихристова лжецерковь, предназначенная для канализации религиозных потребностей человечества на поклонение сатане. Видимо, ее возглавит "второй зверь", лжепророк, который «заставляет всю землю и живущих на ней поклоняться первому зверю... обольщает всех живущих на земле, говоря... чтобы они сделали образ зверя» – Откр. 13: 11–15).

Такова подлинная цель экуменического движения, включающего в себя "диалог христианства с иудаизмом" об "общем мессии". Примеров скольжения в эту сторону ныне, к сожалению, много и в поместных православных Церквах, более всего – в так называемом "Вселенском" Константинопольском Патриархате (переродившаяся Церковь Второго Рима, по указке США претендующая на возглавление православного мiра). Теснимая истинная Церковь сегодня находится в глобальной обороне, к тому же она занята и внутренней борьбой с апостасийными силами, и у нее уже нет возможности для основания где-то еще "четвертого Рима".

– Если Церковь Христова для спасения людей к Царствию Божию вступит в симфонию с государственной властью Римской империи, то антихрист для своих целей создаст "симфонию" сатанинской антицеркви и соответствующей "вселенской" государственности (США и союзников как глобального инструмента международного еврейства). Такова суть грядущего Нового мiрового порядка, столицей которого будет похищенный у христиан и оскверненный седалищем антихриста Иерусалим – центр мiра. Как Христос воплотился и проповедовал на территории Римской империи (до 6 года от Р.Х. Иудея была протекторатом Рима, затем римской провинцией), так и антихрист родится в той же ее части – но уже анти-римской империи (Израиль, находящийся на американском иждивении, в Америке часто называют "51-м штатом США") .

Печать антихриста в Православном Предании митрополит Никопольский Мелетий

Священное Писание об антихристе

Апостол Павел во Втором послании к Фессалоникийцам (2, 1-12) пишет:

День второго славного пришествия Христова должен быть для нас вожделенным,

(1 Фес. 4, 16-18). Зачем же христианам бояться пришествия антихриста, если за ним грядет встреча с Самим Господом Иисусом Христом?!

Ум, по учению Церкви, есть не только рассудок, но в первую очередь правомыслие, то есть Православие, которое требует соблюдать закон Христов, а никак не предаваться досужим фантазиям на благочестивые темы.

Не смущайтесь означает, что ничто не должно колебать нашу веру во Христа Иисуса, то есть нам нужно отвращаться от того, что может ей повредить, сделать ее неправой. Не следует верить никаким с виду благочестивым легендам или слушать людей, которые всячески преувеличивают силу диавола и его слуги антихриста, а, следовательно, не веруют во всемогущество Божие. Великий учитель Церкви святой Иоанн Златоуст говорит: «Если кто вам скажет нечто такое, пусть даже Духом Святым изречет пророчество, - не верьте ему» («Беседа на Послания к Фессалоникийцам»). Иными словами,

.

Доколе не придет прежде отступление - эти слова означают не состояние отступления от Бога, в котором находится человечество после преступления Адама, но пришествие того, кто возглавит последнее, окончательное отступление всех времен и народов. Об этом ясно говорит святой Иоанн Златоуст: «Что есть отступление? Самого антихриста считай отступлением, так как он многих должен погубить и увести от Бога». То есть, говоря не смущайтесь , апостол разумеет, что не следует придавать большого значения разглагольствованиям о конце света и прочих грядущих событиях, поскольку они предопределены Самим Богом и никто не в силах здесь что-либо изменить. Будет и великий отступник, который придет во имя свое (Ин. 5, 43), потребует божественных почестей, будет заставлять всех людей исповедовать его истинным Богом. Но это еще не случилось, а поэтому нельзя говорить о пришествии антихриста и тем более о его печати, которая не может существовать до его воцарения над миром. Следовательно, поднимающие шум вокруг темы антихриста и конца света смущают, вводят в заблуждение людей и тем самым тяжко согрешают.

Выше всего называемого Богом и святынею . Антихрист уравняет и унифицирует все существующие мировые религии. Он предложит усредненный вариант единой мировой религии, объединенной, «чисто духовной» церкви, которая не будет учить идолопоклонству и спиритизму или призывать поклоняться сатане. Все старые боги будут упразднены, говорит святой Иоанн Златоуст, то есть подготовится пришествие нового, всеобщего бога, почитание которого превзойдет почитание прежних богов. Этот новый человекобог предложит «чистое поклонение истине в духе», в качестве же объекта поклонения будет фигурировать он сам. Характерным признаком этой эпохи, по учению святого Иоанна Златоуста, будет то, что антихрист не только воссядет как бог в иерусалимском храме, но и повелит поставить свои изображения во всех храмах мира. Многие из борцов за права человека окажутся его фанатичными сторонниками, потому что с самого начала своего владычества он будет стараться выглядеть добрым, усердным, демократичным руководителем человечества. Будем же осторожны - спасти и указать верный путь сможет только истинная вера во Христа и Его Церковь.

И ныне вы знаете, что не допускает открыться ему . Что же препятствует антихристу явиться сейчас и уничтожить Церковь? Святые Иоанн Златоуст, Ефрем Сирин, Амвросий Медиоланский, Косьма Этолийский и все православные толкователи Апокалипсиса говорят, что удерживающим началом является римская государственная власть, а не особые дарования Святого Духа, полученные каким-то человеком. Так, святой Иоанн Златоуст учит, что власть Рима будет отменена антихристом. Так считал и преподобный Никодим Святогорец: «Ты же, читатель, прими как самое истинное объяснение святого Иоанна Златоуста».

Знамениями и чудесами ложными . Об этом много написано у святителя Игнатия (Брянчанинова) в книге «Чудеса и знамения», которую мы рекомендуем прочесть всем интересующимся сверхъестественными способностями антихриста.

Еще раз напомним последовательность событий, предшествующих воцарению антихриста. Сначала - падение христианских монархий, а затем и полное уничтожение христианской государственности как таковой, основанной на вере во Христа. После этого придет антихрист, который не сразу явит свою истинную сущность отступника и врага Христова. Печать с изображением своего имени он начнет ставить своим приверженцам лишь в конце царствования. Она никому не будет ставиться насильно, потому что диаволу нужно добровольное отречение от Бога. Далее в небе будет явлено знамение Честного Креста Господня и вслед за тем придет Христос.

Попытки извратить или переиначить ход событий, известный нам из священных книг и писаний святых мужей, свидетельствуют о том, что предпринимающий их человек заблуждается, действует под влиянием диавола, являясь орудием исполнения его замыслов и сея смущение, страх и уныние в людях!

Страхи, нагнетаемые вокруг темы антихриста и его печати, вольно или невольно способствуют лишь признанию его величия, могущества и одновременно порождают неверие во всемогущество Христово, ненадеяние на Бога и в конечном итоге - мысль об ущербности и неистинности христианства. Нам должно всегда помнить, что антихрист по сравнению со Христом - ничтожество! Господь убьет его одним духом уст Своих и истребит его власть и силу в мгновение ока.

В Первом соборном послании (2, 18-27) святой апостол и евангелист Иоанн говорит:

Апостол подчеркивает, что антихристы происходят из среды христиан, то есть они некогда принадлежали Церкви, но впоследствии отпали от нее, поскольку никогда не были ее истинными чадами. Оказывается, недостаточно формально принадлежать Церкви, надо еще стать причастными ее богочеловеческой природе, воспринять ее дух.

Слово «антихрист» можно понимать двояко: антихрист последних времен и та тайна беззакония, о которой говорит святой апостол Павел. Ее служителей, как сознательных, так и невольных, не отдающих себе отчета в том, что они творят, Церковь называет предтечами антихриста. Действие тайны беззакония распространяется с развитием цивилизации. Преподобный Никодим Святогорец особо подчеркивает, что антихристы - это еретики, чьи верования содержат кощунственные догматы; государственные деятели, преследующие христианскую веру и Церковь. История человечества знает немало предтеч антихриста - достаточно вспомнить хотя бы события ХХ века. Тот, кто произвольно искажает веру Церкви, ее учение или воюет против нее самой, неизбежно попадает в руки антихриста и уподобляется ему, будучи послушным орудием диавола, даже если он сам и не подозревает, кому служит.

Основным признаком антихристов является их полное и решительное отрицание того, что Иисус Христос есть Сын Божий, Единосущный Отцу. Веровать в Сына Божия означает исповедовать Его равным Отцу, Богом, вочеловечившимся ради нашего спасения. Отрицающий этот основной догмат христианской веры есть антихрист.

Как же защититься от многообразных козней диавола и его слуг? Единственный способ - хранить веру, в которой мы наставлены Церковью. Церковь есть столп и утверждение истины, и тот, кто не признает ее догматов и, полагаясь на свое разумение, дерзает ее поучать, уже не может считаться членом Церкви, поскольку пребывает в заблуждении и, как овца, отбившаяся от стада, неизбежно попадает в сети диавола, который, как мы знаем, всегда действует в мире.

В стихе 3 12-й главы Апокалипсиса говорится:

По толкованию церковных писателей Икумения, епископа Триккского (около 600 г.) и Арефы, архиепископа Кесарийского (конец IX - начало X в.), которые писали о трех зверях, речь идет о падшем ангеле, самом сатане.

Второй зверь выходит из моря:

(Откр. 13, 1). Море - это темный духовный мир, где правит дух, противоположный Христову Духу, где силы антихриста борются против христианства, воздействуя как на все общество сразу, так и на каждого человека отдельно, внушая ненависть ко Христу. Таким образом, второй зверь - не какой-то конкретный человек, а совокупность людей, стремящихся разрушить христианство. У зверя семь голов, то есть это не один человек, а совокупность людей. Иными словами, этот второй зверь не антихрист последних времен, а его предтечи.

Наиболее полно об антихристе говорится в Откровении святого Иоанна Богослова в главе 13, стихах 11-18:

Другой зверь пришел из земли. Он кажется агнцем, однако слова и дела его далеко не безобидны. Он говорит от диавола, ему передана вся власть первого зверя, которому он требует поклонения от всех людей. Его невиданные чудеса должны прельстить людей и тем самым вынудить их поклониться зверю, что фактически означает признать в нем истинного Бога. Ему будет попущено вложить дух в образ, в икону зверя, чтобы ей поклонялись как Живому Богу.

Слова из земли означают, по мнению многих толкователей, что он будет обычным человеком. Однако, поскольку его интеллект намного превзойдет средний уровень, он будет казаться гением вселенского масштаба, на деле же окажется наглым, изворотливым и хладнокровным политиком. Только человек, изначально приверженный миру сему и его ценностям, может стать человеком греха, как его называет апостол Павел.

Чтобы преуспеть и претворить в жизнь свои замыслы, зверь, выходящий из земли, использует все возможности. Прикинувшись праведником, общественным деятелем, ратующим за всеобщую справедливость, равенство, братство, антихрист будет исподволь возбуждать сомнение в правоте христианства, призывать последователей всех религий объединиться, создать новую, «совершенную» форму духовной жизни, отказавшись от важнейшего элемента религии - общественных богослужений. Он будет рядиться в тогу «великого посвященного», призывать всех «очиститься» и стать адептами «поклонения в духе». И тогда вся рать первого зверя, выходящего из моря, соберется вокруг антихриста, признает его своим верховным вождем, отдастся всецело в его распоряжение. Это воинство антихриста и будет заставлять всех живущих на земле покориться первому зверю.

Итак, третий зверь выходит из земли, то есть из мира. Его задача - практическое ниспровержение христианства. Предтечи антихриста (головы второго зверя) сплотятся вокруг третьего зверя, чтобы уничтожить на земле веру во Христа. Их возглавит один человек, а не группа лиц. Он-то и будет антихристом последних времен, антихристом в собственном смысле слова. По учению святого Ипполита Римского, зверь, выходящий из земли, есть царство антихриста.

От Пятидесятницы до конца времен являлось и будет являться много антихристов. Их общий признак - противоборство Церкви Христовой, но никто из них не провозгласит себя богом, объектом религиозного поклонения. Все они придут во имя свое, но ни один не попытается ставить печать на своих приверженцев. И то и другое сделает только сам антихрист - в собственном смысле слова.

Под землей, из которой выходит зверь, следует также понимать земную жизнь. Как уже отмечалось, действия антихриста будут направлены на преодоление естественных трудностей человеческого бытия, а не на исполнение воли Божией. Поэтому-то и выходит он из земли, а не сходит с небес, как сошел Сын Человеческий. Чтобы возвыситься, он постепенно настроит мир против Бога, заставит враждовать с Ним. Для этого он начнет ревностно проповедовать необходимость объединения человечества в союз свободы, равенства и братства, используя обычные демагогические приемы двойного стандарта, ибо формально будет призывать людей к вере в Бога, а на деле - внушать безбожие. В его выступлениях будут звучать две главные темы: необходимость достижения компромисса и относительность истины. Религия, проповедуемая им, в конечном итоге только отвратит людей от Бога и заставит поклониться зверю.

Чудесами антихрист будет возбуждать в людях веру в себя, убеждать их в своей силе, тем самым отвращая от Бога. Пророк Илия сводил огонь с неба, чем посрамил жрецов Ваала, показав силу Бога Израилева. Антихрист же покажет ложные чудеса, внешний эффект которых превзойдет чудо святого пророка Илии, чтобы внушить мысль о ничтожности святых Божиих, а следовательно, и о бессилии Самого Бога. Древнеегипетские жрецы заставляли вещать статуи своих богов - по попущению Божию демоны входили в идолов и создавали иллюзию речи. Господь попустит и зверю творить чудеса, и его образ будет говорить. Возможно, что чудеса антихриста, сотворенные силой диавола и напоминающие происходящее на спиритических сеансах, будут восприняты как средство общения с внеземной реальностью, и людей, выступающих против них, сначала назовут врагами просвещения и истины, а затем начнут жестоко преследовать. Гонения примут две формы: физического уничтожения и изоляции в гетто.

Антихрист постарается ликвидировать расовые, социальные, политические и религиозные различия между людьми, но существование противников всемирной унификации будет мешать ее успешному проведению, поэтому все, кому чужда и ненавистна вера во Христа, единодушно объединятся под знаменами борьбы с «ретроградством» и «мракобесием». Глубоко уверовав в то, что наступающая эпоха станет золотым веком человечества и торжеством гуманности, они полностью покорятся власти антихриста и начнут ревностно уничтожать своих идеологических противников как врагов человечества (см. святителя Игнатия «О знамениях и чудесах»).

Кто не согласен, тот враг, а врагов надо истреблять всеми доступными методами, один из которых - лишение возможности достать пропитание. Запрещение покупать и продавать - весьма действенный метод, благодаря которому инакомыслящие либо отрекутся от своих убеждений, либо будут уничтожены.

И даст им начертание . По Апокалипсису (14, 11), под начертанием следует понимать имя антихриста. Как уже отмечалось, печать появится во второй период его всемирного владычества, и только с ее появлением станет известно имя антихриста. Она будет свидетельством приверженности человека антихристу, а следовательно, веры этого человека в него как в Бога. Но никто из святых отцов никогда не считал число 666 как таковое печатью антихриста.

Печать - это его имя.

(Откр. 13, 18). Какая тут требуется мудрость? «Обычной человеческой мудрости недостаточно для того, чтобы понять что-либо Божественное или постичь волю Божию. Поэтому мы не говорим, что человеческая мудрость упразднена, но что мудрость Божественную никто из князей века сего не познал. Познание ее можно приобрести только во Христе», - учит святой Григорий Палама («Триады в защиту священнобезмолвствующих»).

Так же учат и современные богословы. Приснопамятный профессор П. Брациотис пишет: «Мудрость в данном случае не означает человеческого разума, но мудрость Божественную, неподвластную рациональному постижению, находящуюся вне сферы действия человеческого ratio».

Между тем тезисы современных глашатаев конца света совершенно не сродни Божественной мудрости, более того, противны ей, напоминают митинговые выкрики и лозунги, уместные где угодно, только не в Церкви Христовой, не в афонской обители: «Спешите, мы упустим момент! Скоро будет поздно!» Это проявления чисто человеческой активности.

Священномученик Вениамин, митрополит Петроградский, писал: «Сейчас время свидетельства о Христе в самом разгаре! Зато и утешение Богом нам уготовано бесконечное. Я полон радости и тишины. Христос во всякое время - наша Жизнь, Свет и Покой, рядом с Ним всегда и везде хорошо. А за благо Церкви я не беспокоюсь. Нужна вера, прежде всего вера, и особенно нам, пастырям. Сейчас надо забыть о наших собственных силах, дарованиях, разуме и уступить место благодати Божией! Для меня странны взгляды некоторых, наверное, даже лучших священников - я имею в виду Платонова, - о том, что надо стараться быть сильными, и тогда все опасности скоро отступят. А Христос когда? Для чего Он нам тогда нужен? Церковь спасают не Платонов, Чепурин или Вениамин, ее спасает Христос. И этот взгляд, проповедуемый Платоновым, просто губителен для Церкви!»

Сейчас у упомянутого митрополитом Вениамином Платонова появились последователи среди духовенства, монашествующих и мирян, которые призывают православный народ вооружиться дрекольем, ожидая антихриста. Им невдомек, что, как бы ни был силен антихрист, за ним грядет несравненно более Сильный, Который может в один миг уничтожить его со всей его ратью, - Господь Иисус Христос, спасающий каждого человека в отдельности и Свою Церковь, то есть всех нас вместе.

Счесть число зверя - значит назвать имя антихриста в соответствии с числовыми значениями составляющих его букв греческого алфавита, сумма которых должна равняться 666. Это число имени третьего зверя, выходящего из земли, антихриста в собственном смысле слова, человека греха, сына погибели.

Число человеческое. Речь идет не о какой-то системе, не о группе людей, а об имени одного человека. Доселе многие антихристы являлись в мире (1 Ин. 2, 18), все они ненавидели Христа, участвовали в одной тайне беззакония, действующей в сынах противления (Еф. 2, 2). Однако они были лишь предтечами антихриста последних времен, хотя и имели с ним много общего. Все они приходили во имя свое (Ин. 5, 43), но не требовали себе божественных почестей и не хотели подменить собой Христа.

Ни Нерон, ни Деций, Диоклетиан, Арий, Несторий, Евтихий, Лютер, Мухаммед, Маркс, ни кто-либо другой из философов и политических деятелей не связывал свое имя с числом 666. И только тот, кто сделает это и даст начертание на правую руку или на чело, - только он будет антихристом последних времен.

Число это символическое, обозначающее вполне конкретного человека, подобного всем прочим людям, с той лишь разницей, что он окажется исполненным греха и ненависти к Богу и в силу этого будет еще более жалок и ограничен. Являясь творением шестого дня, он никогда не войдет ни в седьмой день покоя, ни тем более в святой восьмой день вечного блаженства праведных. Тщетными окажутся потуги этого человека, подвластного, как и прочие люди, закону смерти, стать богом.

В Апокалипсисе (13, 11-16) мы читаем, что третий зверь будет служить первому - падшему ангелу, сатане - и заставлять весь мир поклоняться диаволу вместо Бога. А апостол Павел, по толкованию святого Ипполита Римского, во Втором послании к Фессалоникийцам (2, 4) говорит, что антихрист провозгласит себя богом.

Принятием антихриста завершится эпоха Возрождения, гуманистического Ренессанса, дойдя до крайнего атеистического антропоцентризма, и в лице антихриста люди будут поклоняться самому сатане, что явится самой роковой и трагической ошибкой в истории человечества.

Священное Писание и Священное Предание, творения святых отцов В Ветхом Завете Бог посылал на землю пророков, которым сообщал Свою волю, а пророки, движимые Духом Святым, истолковывали и сообщали людям закон Божий, «предживописуя имеющее быть искупление» и

1) Священное Писание Главным пробелом в курсах Священного Писания Ветхого и Нового Заветов, которые читаются в российских духовных школах, является, на мой взгляд, полное невнимание к достижениям современной библейской критики. Запад в течение последних десятилетий

3. Священное Писание Ни для кого не секрет, что в современной России достаточной популярностью пользуются протестантские секты, главным оружием которых является Библия. При столкновении между православным христианином и протестантским миссионером последний почти

Священное Писание Непрестанное поучение днем в слове Божием служит к отвращению сонных худых мечтаний. .Более трудами, а не нагим словом должно поучаться Божественному. .Слушание повествований о подвигах святых отцев и учение их возбуждает душу к ревности

Священное писание Один буддийский монах решил собрать необходимую сумму денег для того, чтобы типографским способом отпечатать священное буддийское писание и сделать его доступным широкому кругу людей. До этого времени буддийские писания распространялись только в

Значение понятий «Божественное Откровение», «Священное Предание», «Священное Писание», «Библия», «Ветхий и Новый Завет» Целью Божественного домостроительства, т. е. попечения Бога о Своем творении, является спасение человека и соединение его с Творцом. Свидетельством

Священное Писание и Священное Предание Католицизм как одно из направлений в христианстве окончательно оформился только после разделения Западной и Восточной церквей в 1054 г. Поэтому в его догматике и вероучении есть как общие с православием (а затем с протестантизмом),

«Священное писание» и «священное предание» Православные богословы настаивают на богодухновенном характере своего, вероучения, убеждают своих последователей, что оно дано людям самим господом богом в виде откровения.Это божественное откровение распространяется и

Священное Писание не только раскрывает цель пришествия Христа и дает его описание, но и перечисляет знамения, указывающие на приближение этого величайшего события. Первые знамения, возвещающие о Втором пришествии, исполнились спустя 1700 лет после вознесения Христа. За

СВЯЩЕННОЕ ПИСАНИЕ О РАЕ И АДЕ В этой главе предметом нашего внимания будет не мысленный и чувственный рай, описанный Ветхим Заветом, но главным образом рай и ад в учении Христа и святых апостолов.О рае в Новом Завете говорится в трех местах. Первым местом является обещание

Священное Писание Под именем Священного Писания разумеются книги, написанные свв. Пророками и апостолами под воздействием Духа Святаго и потому именуемые богодухновенными. Они разделяются на книги Ветхого и Нового Заветов.Книг Ветхого Завета Церковь признает 38;

А. Священное Писание. Если Священное Писание, или, как его очень часто еще называют, Библия, в качестве источника богопознания имеет такое непререкаемое для нас значение, то прежде всего возникает вопрос: что оно есть по своему существу? Что такое Библия? Несколько слов о

3. СВЯЩЕННОЕ ПИСАНИЕ Церковная молитва всегда библейская, т. е. выражается она языком, образами и символами Святого Писания. Если Библия содержит в себе Божественное Откровение, то она также и вдохновенный ответ человека на это Откровение и потому - выражение и

ПРЕДАНИЕ СВЯЩЕННОЕ И СВЯЩЕННОЕ ПИСАНИЕ Существует множество попыток дать точное определение Свящ. П., но ни одна из них не признана исчерпывающей. Сложность задачи, по–видимому, обусловлена тем, что понятие о Свящ. П. как о Слове Божьем, открывающемся Церкви, не может быть

3.2. Священное Предание и Священное Писание как два самостоятельных источника вероучения (латинская схема) Является ли Священное Писание самостоятельным, отличным от Предания способом сохранения и распространения Божественного Откровения и источником вероучения, или

3.6. Почему должно соблюдать Священное Предание и тогда, когда мы имеем Священное Писание? Необходимость держать Предание даже тогда, когда мы обладаем Священным Писанием, обусловлена тремя причинами.а) Священное Предание включает в себя и то, что в принципе не может

В христианском учении, как и в большинстве других религий, существуют не только положительные образы, но и отрицательные. О ключевом воплощении зла повествуется в писаниях, рассказывая, кто такой антихрист. Существует несколько версий о его миссии, времени прихода, внешнем виде и последствиях пришествия.

Антихрист – кто это?

В любой религии говорится о том, что есть добро и зло. В христианстве воплощениями добра считаются святые и Бог в образе Святой Троицы, в которую входит и Иисус Христос. Негативный образ заключен в антихристе, кто это такой можно описать по-разному:

  1. Греческая приставка «анти» означает против, вместо. Не редко антихристами называют тех людей, которые идут против учения Христа или основной, принятой религии. То есть это все представители непризнанных конфессий, сект и других учений, отличающих отрицанием принятых норм и заповедей.
  2. Более распространенным толкованием того, кто такой антихрист, является вера в некий общий собирательный образ зла. Это один конкретный индивид, лжепророк, сосредоточивший в себе все земное зло. Он постарается занять место истинного Бога, обманом выдавая себя за него. Антихрист будет главным противником Христа в борьбе за души верующих людей. Другие его имена: человек греха, сын погибели, беззаконник.

Сатана и антихрист – в чем разница?

В христианском учении есть и другие представители темных сил, поэтому многие часто думают, что антихрист – это Дьявол. На самом деле это абсолютно разные понятия:

  1. Согласно Священному Писанию, у Бога был любимый архангел или херувим по имени Люцифер. Однако, он восстал против своего творца, поменяв светлую природу на злую. За это Бог его низверг. Со временем у падшего ангела появились прозвища – Сатана, Дьявол.
  2. Антихрист же появится и будет действовать в интересах Люцифера. Он будет выдавать себя за истинного Бога, творя «чудеса» и искушая души верующих людей. То есть действовать, руководствуясь волей злых демонов и самого Сатаны.

Предсказания об антихристе

Определенные пророчества об антихристе можно встретить в различных трудах святцев и служителей церкви, их высказываниях, записанных другими людьми. Самые популярные и цитируемые в христианстве можно встретить в:

  1. Повествовании евангелиста Иоанна Богослова «Апокалипсис».
  2. Посланиях апостола Павла, адресованных Тимофею.
  3. Речи самого Иисуса Христа о кончине мира и разрушении Иерусалима.
  4. Повествованиях святителя Игнатия Брянчанинова.
  5. Произведениях раннехристианского автора Ипполита Римского.

Как будет выглядеть антихрист?

Больше всего легенд и мифов о пришествии антихриста строится на внешнем виде беззаконника. Мнения здесь разнятся:

  1. Одни люди убеждены, что это будет лжепророк, то есть человек. Он родится у женщины без мужского семени, как и Иисус. Однако женщина эта будет блудницей и колыбелью земных пророков. Такое утверждение ближе всего к общепризнанному понимаю того, кто такой антихрист. Это будет вполне обычный человек внешне, стремящийся занять место Христа и вводящий верующих в заблуждение своим умиротворенным и «святым» внешним видом, напоминающим Иисуса.
  2. У Иоанна Богослова встречается другое описание врага верующих. В произведении «Апокалипсис» автор описывает образ страшного зверя с семью головами и десятью рогами. Туловище у чудовища напоминает барса, ноги – медведя, а пасть – льва. Безбожник будет наделен недюжей драконьей силой от самого Сатаны.
  3. В мусульманстве тоже есть образ антихриста. Там он предстает как большой краснокожий широкотелый человек с кудрявыми волосами и особой буквой на лбу.

Зачем придет антихрист?

В христианской религии точно сформулировано предположение о том, с какой целью состоится приход антихриста на Землю:

  1. Адам и Ева, искушенные Сатаной, были изгнаны из рая на Землю. Ослушавшись создателя и вкусив запретный плод, они предали Люциферу возможность управлять ими и Землей, которая была создана богом для людей.
  2. Во время первого пришествия Христа, спаситель научил людей тому, как выйти из под гнета Дьявола. Для этого нужно оставить грех, тогда Сатана не сможет повелевать человеком. На своем примере он показал, что безгрешный находится под покровительством Бога, и искупил грехи земных людей, испив чашу страдания на кресте. То есть Люцифер потерял власть над землей и людьми, которая перешла к Церкви христовой.
  3. Чтобы вернуть утраченную власть, Сатана попытается искусить церковь и верующих, ожидающих второго пришествия Христа. По этой версии становится понятно, кто такой лжепророк антихрист и почему он будет внешне обычным человеком. Творя «чудеса», безбожник воссядет в церкви на трон Божий и введет всех верующих в заблуждение, тем самым восстанавливая властные права Сатаны, который снова будет повелевать землей и людьми.

Когда придет антихрист?

Многие религиозные философы и деятели стараются рассчитать, когда придет антихрист на землю, подтверждая свои предположения строками из Священного Писания. В нем же указано, что «Пути Господа неисповедимы… тот, кто попытается вычислить дату конца света, преступит повеление Господа и будет наказан». Единственным фактом остается то, что приход антихриста станет началом конца света и второго пришествия Христа. Из писания пророка Даниила известно, сколько лет будет править антихрист – 7 лет, после которых можно ожидать спасителя. По другим данным этот срок – 42 мес.

Как появится антихрист?

Основной идеей того, кто такой лжепророк антихрист, является намеренное введение людей в заблуждение лжецерковными деяниями. Многими признаны и так называемые предвестники, или события, предшествующие появлению лжепророка. Признаки прихода антихриста:

  1. Разрушение мечети Омара, находящейся в Иерусалиме на Храмовой горе.
  2. В год пришествия на православную Пасху не снизойдет Благодатный божественный огонь.
  3. Перед воцарением безбожника в мир придут пророки Илия и Енох.
  4. Иудейский народ восстановит свою страну.
  5. Наступят мировые войны и голод. Христиане будут подвергаться гонениям и мукам.
  6. Будет проведена тотальная опись и «клеймение» человечества на лбу и правой руке особым знаком, чтобы нельзя было осуществлять крестное знамение.
  7. Участятся природные катаклизмы.

Что будет после антихриста?

В религиозных учениях антихрист – это не только проклятие христианству, но и закономерный этап развития человечества и истории Земли, который является лишь одним из неизбежных этапов следующих событий:

  1. Следом за безбожником на землю вновь придет мессия для спасения душ верующих, то есть произойдет ожидаемое многими второе пришествие Христа.
  2. Следующим этапом станет наступление Страшного суда или Судного дня. В эсхатологии – это последний день человечества, в котором Бог будет судить людей, разделяя на грешников и праведников. Первые получат наказание, а вторые – заслуженное награждение.
  3. Страшный суд станет последним событием мира, приводящим его к кончине.

Знак антихриста

В писаниях Иоанна Богослова говорится о некой «печати антихриста», как символе отречения от истинного Бога и следовании за Сатаной. Ее нанесение на руку и чело означает об осознанном или неверном выборе человеком пути против Христа. Некоторые считают таким знаком так называемый крест антихриста. Он представляет собой перевернутый на 180 крест, означающий издевку и насмешку над религией.

Некоторые представители религиозных течений считают, что антихрист уже родился из-за повсеместного распространения штрих-кодов и кредитных карт, электронных паспортов, получивших популярность во всем мире. Оценивают такие изображения как знаки лжепророка, которые имеет большая часть людей на планете. То есть считается, что предписанное «клеймение» уже произошло.


Число антихриста

Во многих религиозных учениях и кинематографе объяснение того, кто такой антихрист по Библии, сопровождается особым номерным знаком или числом зверя. Считается, что 666 – это нумерологическое шифрование имени ставленника Сатаны. Оно часто употребляется в сатанинской атрибутике, также как и перевернутый крест. Во все времена в облике или имени предполагаемого антихриста люди пытались вычислить это число, руководствуясь различными методиками исчисления и предположениями. Официальная церковь отрицает нумерологию и ее влияние на приход лжепророка и спасителя.

Молитва против антихриста

Для спасения человеческой души перед своим вторым пришествием Христос, оставил определенные руководства к действию:

  1. Участвовать в церковных таинствах, впуская Христа в свою жизнь и душу.
  2. Жить в соответствии с данными Господом заповедями.
  3. Соблюдать умеренность и аскетизм в жизни, в том числе и поститься.
  4. Ежедневно произносить молитвы во спасение своей души.

Молитва от антихриста была написана Оптинскими старцами, являющимися представителями духовного руководства. Существует две самые распространенные ее вариации: