Классный час: «культура поведения и этические нормы общения. Культура общения для подростков Беседа об общении для старшеклассников

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ КРАСНОДАРСКОГО КРАЯ,СПЕЦИАЛЬНАЯ (КОРРЕКЦИОННАЯ) ШКОЛА №26 г. КРАСНОДАРА,

Воспитательский час:

«О культуре общения»

Воспитатль

Коломейко Н.А.

2014-2015 учебный год

Беседа: «О культуре общения».

Цели и задачи: Привлечь внимание к культуре русского языка, воспитать бережное отношение к родному языку. Дать возможность учащимся «посмотреть на себя со стороны», обратить внимание на общепринятые нормы произношения и формы речи.

Оборудывание: Плакаты с названием эмоций, фразы, карточки со стихами.

Воспитаель: У всех, наверное, бывали такие случаи: едим в транспорте, за спиной разговаривают. Обернуться неудобно, но по голосу мы можем сформировать впечатление о говоряще можем: возраст, пол, уровень культуры, воспитанность и многое другое. То же самое, когда мы присутствуем при разговоре незнакомых людей. Мы их не знаем, но давольно много можем узнать из их манеры речи, из употребляемых ими слов и выражений.

Если мы соблюдаем правила речевого этикета и культуры речи, мы производим благоприятное впечатление, с нами хотят общаться, готовы помочь, выполнить любую просьбу. Кто захочет общаться с грубияном? Работа над своей речью – трудная задача, но каждый человек должен следить за правильностю речи, дикцией, правильном произношении, соблюдать нормы общения.

Л.Н.Толстой писал: «Выразить словами то, что понимаешь, так, чтобы другие поняли тебя, как ты сам, - дело самое трудное».

Выполним несколько заданий.

    На доске вы видите слова, названия эмоций: радость, сожаление, горе, угроза, недоверие…

Произнесите фразу «Скоро каникулы» с выбранным эмоциональным настроем, а мы угодаем, что вы смогли выразить в этой фразе.

(Учащиеся работают.)

2.Русский язык обладает способностью передавать прямое и противоположное значение одной и той же фразе. На доске записаны фразы, которые вы сейчас произнесете, придавая им прямой и противоположный смысл.

Рад тебя видеть. Спасибо за помощь. Спасибо за диск. Я в восторге. Мне это очень нравится.

3.Произнесите фразу «Меня зовут (назовите себя)» следующим образом:

Громко, чтобы привлечь внимание;

Кратко и вежливо, чтобы не привлекать внимание;

Намного растянуто, чтбы подчеркнуть, какое у вас красивое имя;

Смело и решительно;

С угрозой, чтобы вас все начали бояться;

Виновато, чтобы все поняли, что вы пришли повиниться.

4. А теперь почитаем стихи. (Дети получают карточки со стихами).

Перед тем, как вы начнете готовиться, напомню, что при выразительном чтении важны те эмоции, которые хотел передать поэт, а также эмоции того, кто читает. (Читают стихи по карточкам).

5. Прочтите гневно, сердито. Чтобы учащиеся почуствовали эмоциональное состояние и настроение короля Боровика:

Шел король Боровик

Через лес напрямик.

Он грозил куаком

И стучал каблуком.

Был король Боровик в духе:

Короля покусали мухи.

В Приходько

6. Прочтите с гневом, стремлением устрашить:

Я страшная Гиена,

Я гневная гиена,

От гнева на моих губах

Всегда вскипает пена.

М. Чистяков.

7. Прочтите весело, шутливо как просьбу, так и как ответ:

Дайте мне

Кусок щекотки,

Дайте смеха –

Две щепотки,

Три столовых ложки

Ветра

И грозы –

Четыре метра!

Писку – визгу

Двести граммов,

Плюс пол-литра

Шумов – гамов,

Да еще

Глоток веревки

И моточек газировки!

Дам все,

Что вы хотите,

Если вы

В обмен дадите

Тюк

Мальчишек,

Пуд

Девчонок

Да бочонок

Собачонок!

Б. Заходер.

Наше занятие подошло к концу, еще раз напомню, что работа над речью – это трудный процесс, но каждый человечек должен помнить, что это очень важно.

Цель : помочь учащимся осознать важность сохранения правил поведения, принятых в обществе, необходимость их соблюдения.

Ход беседы

I. Организационный момент. Создание эмоционального настроя. Вступительное слово учителя.

Друзья, мы с вами много раз говорили на одну из важных тем в нашей жизни: о вежливости, о воспитанности. Много классных часов посвятили культуре речи, культуре общения, побывали в гостях, сами принимали гостей. Девочки накрывали на стол в ожидании гостей. Такие встречи, беседы мы проводили в каждом классе, но чем вы становитесь взрослее, старше, тем требовательнее вы должны быть к себе, тем воспитаннее, дисциплинированнее. Назовем это так: «Вежливость на каждый день». Сегодня мы с вами как бы подводим итог цикла наших с вами бесед. Я думаю, что вы будете внимательными и активно примете участие в нашем разговоре.

II. Основная часть.

Учитель . Как только не называют наш век - атомный, космический, кибернетический! Но есть у нашего времени важная особенность, которая позволяет назвать его веком общения. Мы учимся, работаем, бываем в кино, на концертах, занимаемся спортом, ходим в кино...

У каждого из нас в течение одного дня происходят десятки, а то и сотни контактов, с другими людьми в школе, на улице, в магазине, в библиотеке... Контакт - это прикосновение к человеку. Это может быть б уроков за партой с товарищем, часы напряженной работы с напарником у станка, минутный разговор в коридоре, взгляд, которым обменялись прохожие. И всякий раз настроение, самочувствие, работоспособность людей во многом зависят от того, доброжелательны они или раздражены и грубы, нашли ли правильную линию поведения. Это очень важно - найти правильную линию поведения. Ведь люди все разные. Есть у итальянского писателя Джанни Родари сказка о путешественнике Джаваннино Периджорно. Этот Джованнино в своих путешествиях попал однажды в страну Соломенных людей. Они вспыхивали не только от огня, но даже и от горячего слова. Жители страны Восковых людей были мягкими, податливыми, со всем соглашались. А Стеклянные люди отличались такой хрупкостью, что могли погибнуть от неосторожного прикосновения.

Как вы думаете: что хотел сказать нам, читателям, Д. Рода- ри? (Дети высказывают свое мнение, после чего учитель подводит итог.)

Не надо путешествовать, чтобы встретить подобных людей. У каждого из вас есть такие знакомые, которые могут вспыхнуть, вспылить от одного слова, есть товарищи, которые во всем соглашаются с вами или, наоборот, всегда готовы спорить. Вы встречались с людьми, обижающимися из-за пустяков, с ребятами самодовольными и хвастливыми. Среди ваших друзей есть, наверное, спокойные, уравновешенные, нетерпеливые, несдержанные. Конечно, для каждого из них нужна, как мы говорим, своя линия поведения. Хвастуна, например, хорошо осаживает шутка или даже насмешка. Но если ваш товарищ не уверен в себе или новичок в вашей компании, от шуток в его адрес лучше воздержаться.

Какие мы? Каждый, наверное, составил о себе какое-то представление. Насколько оно совпадает с тем, что думают о вас люди? Многое гораздо лучше видно со стороны. Поэтому очень важно знать, что думают о тебе другие.

Какими же способами можно воспользоваться, чтобы выяснить, в каком свете выглядите вы в глазах окружающих?

Игра «Школа мнений».

В нее играют не только дети, но даже взрослые. Составляется перечень важных человеческих качеств. Каждый участник ставит за это качество оценку самому себе, а потом предлагает по этим же параметрам оценить себя другим людям. Когда обе шкалы мнений будут готовы, можно сравнить свою собственную самооценку с оценками других. На основе подобного сравнения можно сделать вывод о том, над чем нужно работать. Попробуйте оценить себя по следующим качествам:

Вежливость;

Хорошие манеры;

Культура речи;

Гостеприимство;

Походка;

Умение одеваться со вкусом;

Чувство юмора;

Знание правил этикета.

Разбор ситуаций.

Очень полезно наблюдение за поведением окружающих. У древнего восточного мудреца спросили: «У кого ты научился благовоспитанности?» «У невоспитанных, - ответил мудрец. - Я избегал делать то, что делали они».

Доводилось ли вам наблюдать ситуации, в которых люди проявляли свою невоспитанность? Приведите примеры.

Дети приводят свои примеры.

III. Заключительная часть.

Нет, пожалуй, на Земле народа, племени, которые не признавали бы законов гостеприимства. Примеров можно привести много. И все эти законы были глубоко человечны и помогали людям жить.

Есть среди правил этикета такие, смысл и происхождение которых сейчас, в наше время, понять уже трудно. Почему, например, хлеб с блюда берут рукой, а не вилкой? Почему при знакомстве люди прежде всего называют свое имя? Почему девочке следует идти справа от своего спутника? Почему при встрече и приветствии мужчины снимают головной убор? Например, возникновение последнего обычая объясняют по- разному. В одних книгах написано, что он возник в Древнем Риме, где рабы, встретив свободного гражданина, должны были обнажать обритую голову. Другие авторы считают, что он возник в Средневековье, когда рыцари снимали шлемы, оставляя голову незащищенной в знак проявления доверия.

Трудно сейчас установить, какое из этих предположений более правильное. Чаще всего на разные «почему» мы получаем один ответ «Так принято».

Так принято! Воспитанный человек должен знать обычаи, уважать мудрость предков, выполнять традиционные нормы поведения.

Тема мероприятия : « КУЛЬТУРА ПОВЕДЕНИЯ И ЭТИЧЕСКИЕ НОРМЫ ОБЩЕНИЯ »

Группа : 1 З

Куратор : Истрашкина И.В.

Цели мероприятия:

Воспитательная цель : учиться уважать друг друга, правильно общаться,

изучить нормы общения и уметь применять в повседневной жизни.

Развивающая цель: обобщить и систематизировать знания этикета и норм общения.

Ход мероприятия

1. Организационный момент

Аудитория подготовлена к проведению воспитательного мероприятия. В аудитории собрались студенты, гости.

В дурно воспитанном человеке смелость принимает вид грубости,

учёность становится в нём педантизмом, остроумие – шутовством,

простота – неотёсанностью, добродушие – льстивостью.

Дж. Локк

2. Основная часть

ПЛАН БЕСЕДЫ:

    ПРОБЛЕМА ЭТИКИ ОБЩЕНИЯ

    ЭТИЧЕСКИЕ ПРИНЦИПЫ ОБЩЕНИЯ

    ВИДЫ ЭТИЧЕСКИХ НОРМ

    НЕСОБЛЮДЕНИЕ ЭТИЧЕСКИХ НОРМ

    ЭТИКА В ДЕЛОВОМ ОБЩЕНИИ

У каждого человека существует потребность в общении с окружающими. Кто-то более общителен, кто-то менее, но для главных двух форм человеческого взаимодействия – дружбы и любви – общение необходимо. Любые человеческие действия всегда имеют какие-то рамки, границы и правила. Какие же нормы и правила регулируют наше общение и определяют культуру речи?

ПРОБЛЕМА ЭТИКИ ОБЩЕНИЯ

Этика речевого общения определяется культурой речи. Этика предписывает людям правила нравственного поведения, этикет определяет манеры поведения в определенных ситуациях и конкретные формулы вежливости. Человек, который соблюдает этикет, но нарушает этические нормы общения, лицемерен и обманчив. Этичное и высокоморальное поведение с несоблюдением правил этикета со стороны также выглядит довольно странно и доверия не вызывает.

Таким образом, понятия этики речевого общения и речевого этикета нужно рассматривать вместе. Основные этические принципы и моральные нормы общения всегда рассматривают наряду с конкретными правилами ведения беседы: приветствием, просьбой, вопросом, благодарностью, прощанием и т.д. И если с речевым этикетом знакомы практически все (способы приветствия, благодарности, поздравления, выражение благодарности и сочувствия и т.д. знакомы многим), то об этических принципах и нормах мы часто забываем.

ЭТИЧЕСКИЕ ПРИНЦИПЫ ОБЩЕНИЯ

Существует так называемое золотое правило общения, суть которого заключается в том, что к другим следует относиться так, как хотелось бы, чтобы другие относились к вам. Это правило можно распространить на любые ситуации. Таким образом, рассматриваются следующие основные этические принципы общения:

    альтруизм (готовность чем-то пожертвовать ради другого),

    добродетельность (установление отношений с окружающими с позиций добра и блага),

    требовательность (предъявление требований к себе и окружающим к выполнению морального долга, ответственность),

    справедливость,

    паритетность (равенство между людьми) и т.д.

Благодаря доброжелательности, искренности и открытости возникает доверие между людьми, без которого общение невозможно. В общении также проявляются следующие моральные качества человека: честность, правдивость, доброта, уважительное отношение к окружающим, забота о других, вежливость и т.д.

Также этические принципы общения затрагивают и содержание самой речи. Она должна быть логичной, понятной обеим сторонам, вежливой, содержательной, правдивой и целесообразной. Вопрос с краткостью как сестрой таланта каждый решает сам. Кому-то краткая речь кажется неестественной (это зависит только от личностных характеристик человека).

ВИДЫ ЭТИЧЕСКИХ НОРМ

Этические нормы общения можно условно разделить на обязательные и рекомендуемые. Обязательной этической нормой является соблюдение принципа «Не навреди». Чтобы не причинять ущерб человеку посредством общения, важно сдерживать негативные эмоции, не оскорблять другого, не унижать, не грубить и не завидовать.

Этические нормы также определяются и мотивами общения:

    Есть мотивы эмоционально положительные: доставить радость, удовлетворить потребность собеседника в понимании, уважении и любви, заинтересовать.

    Есть мотивы эмоционально нейтральные: передать информацию.

    Есть мотивы эмоционально отрицательные: возмутиться в ответ на плохой поступок, выразить гнев на несправедливость.

Все они считаются этичными, поскольку основаны на высоких моральных побуждениях. А вот когда человек исходит из низменных побуждений (обмануть другого, отомстить, испортить настроение), это не этично, хотя и может быть облачено в приемлемую форму.

НЕСОБЛЮДЕНИЕ ЭТИЧЕСКИХ НОРМ

Когда этика речевого общения не соблюдается (человек грубит, оскорбляет, противопоставляет себя окружающим, навязывает собственное мнение окружающим и т.д.), это приводит к ущербу, как для говорящего, так и для слушателя. Нравственный человек всегда испытывает стыд не только тогда, когда он сам вольно или невольно делает что-то неэтичное, но и когда это делают другие. К тому же несоблюдение норм и правил может приводить к нарушению коммуникации, возникновению барьеров и помех в общении.

ЭТИКА В ДЕЛОВОМ ОБЩЕНИИ

Наряду с общими этическими принципами, в деловом мире существуют и свои, дополнительные правила и нормы общения. Главное отличие делового общения от обычного, повседневного – это наличие большего числа формальностей. Здесь действуют практически те же законы и нормы морали:

    В морали отсутствует абсолютная истина и высший судья среди людей.

    Всегда нужно начинать с себя: других хвалим, к себе предъявляем претензии; не делаем из мухи слона в случае промахов окружающих и поступаем наоборот по отношению к себе.

    Нравственное отношение других к нам зависит только от нас самих.

Основные этические принципы общения в деловом мире рассматриваются не только применительно ко всякому межличностному взаимодействию, но и разделяются на общение по вертикали (подчиненный-руководитель) и по горизонтали (сотрудник-сотрудник).

Любой организации нужно стремиться к повышению этичности общения: разработке этических нормативов, созданию специальных комиссий по этике, обучению и прививанию этических норм у работников. Благодаря этому улучшится нравственная атмосфера всего предприятия, что приведет к повышению лояльности сотрудников, осуществлению правильного морального выбора при принятии решений, укреплению репутации фирмы.

В любом общении, с друзьями, родственниками или коллегами, нужно придерживаться основных этических норм и правил. Это позволит выстраивать доверительные отношения с окружающими, давать и получать поддержку и помощь от них, удовлетворять свои и чужие потребности в уважении, признании и любви. Чтобы воспитать высокодуховное общество, передавать нравственные ценности другим поколениям, стоит начинать, прежде всего, с себя. Возможно, этот маленький вклад каждого отдельного человека в собственное развитие и воспитание позволит изменить мир.

Своеобразным барометром нашего общения служит понятие культуры общения, которая взаимосвязана с культурой поведения. Знание норм поведения и следование им, сдержанность и умение контролировать свои поступки, внимание и уважение к людям – одним словом, все, что принято считать в обществе хорошими манерами, относится к культуре поведения человека и регулируется этикетом.

Этикет (от фр. etiquette – ярлык, этикетка) – это совокупность правил поведения, касающихся внешнего проявления отношения к людям (формы обращения, поведение в общественных местах, манеры, одежда и т. д.), установленный порядок поведения, следование моральным, общественным нормам.

Поведение бывает реальным (практические действия и поступки) и вербальным (словесным). Эти два вида поведения должны соответствовать друг другу. Нельзя быть вежливым или обязательным человеком только на словах. Культурным считается тот человек, у кого знание этических принципов, моральных норм общества превратилось во внутреннее убеждение. Он поступает так не потому, что так нужно, а потому, что не может поступать иначе.

К нормам культуры поведения относятся:

вежливость – доброжелательность в процессе взаимоотношений с окружающими людьми;

корректность – умение вести себя в рамках общепринятых приличий в любых ситуациях;

тактичность – чувство меры, которое необходимо соблюдать в разговоре, в личных и служебных отношениях; умение «чувствовать границу», за которой слова и действия могут вызвать обиду. Такт – это внутреннее чутье, позволяющее безошибочно чувствовать реакцию другого человека;

деликатность – умение определять и учитывать индивидуальные особенности людей;

скромность – отсутствие позерства, умение во всех ситуациях сохранять свою индивидуальность и не играть несвойственной себе роли;

простота – отнюдь не отказ от общепринятых норм этикета, не фамильярность, а общение, при котором люди не задумываются, кто расположен «выше», а кто «ниже» на социальной лестнице;

обязательность – умение выполнять свои обещания, что свидетельствует не только о честности, но и о надежности человека.

Безусловно, культура речевого поведения формируется у человека в комплексе с перечисленными нормами и положениями.

Не случайно в перечне норм культуры поведения первое место отведено вежливости: вежливость – основной постулат и условие общения в социуме.

Знание этикета – большой плюс для каждого человека. Этикет диктует правила поведения в повседневной жизни: дома, на работе, в общественных заведениях и на улице. Он позволяет даже мало знающим друг друга людям успешно общаться на любые темы. Обладая знаниями этикета, человек правильно сориентируется в любой, даже исключительной, ситуации: будет вести себя как положено на официальном приёме, протокольном мероприятии, на траурной церемонии. Но для некоторых знание правил поведения – это всего лишь подстраховка на случай непредвиденных обстоятельств. Они вовсе не стремятся пользоваться знаниями этикета в повседневной жизни, вспоминая о них только в «экстренных случаях».

Однако знание этикета само по себе абсолютно ничего не стоит. Недостаточно просто знать правила поведения, надо жить по ним. Знание этикета имеет силу только «в руках» воспитанного человека, потому что для него этикет – это не приложение, а непременная составляющая ежедневного общения, поведения и т.д.

Таким образом, главное не знание этикета, а воспитанность человека. Этикет – лишь средство, позволяющее достичь успешного сосуществования людей в обществе. Но правильно применяют это средство только воспитанные люди. Если правила поведения усваиваются человеком лишь формально – как слова – и не проникают в его сущность, они становятся лишним бременем, а не надёжным помощником в жизни.

По мысли В. Г. Белинского, именно от воспитания зависит участь человека. А потому мы все должны стараться изо дня в день повышать свой уровень воспитанности, если хотим добиться в жизни каких-то высот.

Воспитанность – это качество человека, не мешающего жить другим, не причиняющего неудобств окружающим, не привыкшего портить кому-либо настроение, не привлекающего к себе особого внимания.

Обладая хорошими манерами, воспитанный человек использует их во благо себе и окружающим: всегда демонстрирует уважение к собеседникам, превращая любой разговор во взаимно приятное общение. «В основе всех хороших манер лежит одна забота – забота о том, чтобы человек не мешал человеку, чтобы все вместе чувствовали бы себя хорошо» (Д. С. Лихачёв).

Вот некоторые отличительные черты воспитанного человека:

    воспитанный человек не сконцентрирован на собственной персоне – он проявляет внимание к окружающим, стремится вести себя так, чтобы никому не причинять неудобств;

    воспитанный человек в повседневной жизни следует правилам этикета;

    он никогда не закатывает истерик;

    воспитанный человек всегда внимательно слушает и никогда не перебивает собеседника;

    он не спешит делать замечаний, используя вместо них просьбы.

Сейчас вы пройдите тесты по этикету, и определите, какие качества личности Вам следует совершенствовать в первую очередь!


Этикет для старших дошкольников

Программные задачи:
1. Уточнить представление детей о понятии «культура поведения»
2. Формировать знания детей о правилах и нормах поведения в разных социальных ситуациях
3. Развивать навыки вежливого общения
4. Воспитывать потребность в доброжелательном общении с окружающими.

Материал: Мультимедийное оборудование, картинки по теме

Ход беседы:

Воспитатель: Доброе утро, ребята, сегодня мы поговорим с вами о культуре поведения. Культура поведения – это правила поведения людей, которые всем необходимо соблюдать: и взрослым, и детям. Подумайте, где нужно соблюдать правила поведения?
Дети: в автобусе, в гостях, за столом, на улице, в детском саду
Воспитатель: Совершенно верно! Правила поведения необходимо соблюдать всем и везде. Какие правила поведения должны соблюдать в автобусе? Давайте рассмотрим картинку.

Воспитатель: Скажите, что можно делать, а чего делать нельзя?
Дети: Нельзя не кричать, баловаться. Нужно уступать место старшим
Воспитатель: Правильно. Теперь давайте посмотрим на следующую картинку о правилах поведения за столом


Воспитатель: Что здесь делают ребята правильно, а что – нет?
Дети: За столом нужно кушать аккуратно, не разбрасывать еду, не лезть за едой через весь стол, не разговаривать с полным ртом и т.д.
Воспитатель: Вы совершенно правы! А какие правила существуют при посещении театра, цирка или кино?


Дети: Не шуметь, не говорить по телефону. Нужно хлопать в ладоши по окончании спектакля
Воспитатель: Ребята, когда вы приходите в гости, какие правила поведения нужно соблюдать?


Дети: Нельзя баловаться, ломать игрушки. Нужно всегда говорить спасибо за угощение
Воспитатель: Правильно, такие же правила поведения мы должны соблюдать не только в гостях, но и дома. Я уверена, что вашим родителям будет очень приятно, если вы будете культурными


Воспитатель: В детском саду тоже должны соблюдаться правила культуры поведения.

Например. Когда вы приходите в детский сад, обязательно нужно поздороваться со взрослыми и детьми. Какие еще правила поведения есть в детском саду?
Дети: нельзя брать чужие игрушки, нельзя драться, ломать игрушки, если кого-то обидел, нужно попросить прощения. Дети должны слушаться взрослых
Воспитатель: Правильно. Когда вы поели, нужно говорить «спасибо!». Вежливость – это тоже культура поведения, поэтому мы должны знать вежливые слова. Какие вежливые слова вы знаете?
Дети: спасибо, пожалуйста, будьте так добры, извините, приятно познакомиться и т.д.
Воспитатель: Правильно. Запомните, соблюдать культуру поведения в общественных местах очень важно. Если вы будете культурными, воспитанными и вежливыми, то и к вам отношение других будет таким же. Посмотрите на картинку, и запомните эти правила. (Воспитатель показывает картинку и зачитывает правила поведения в общественных местах)


Воспитатель: А теперь посмотрите на другую картинку. Что вы видите? Правильно ли поступают дети?
Ситуации поведения

(Воспитатель предлагает детям картинки, дети рассуждают и объясняют поступки)








Воспитатель: Молодцы, ребята, мне бы очень хотелось, чтобы все мы были воспитанными и культурными, чего я вам и желаю.

Культура общения

Цели : Формировать представления о социально одобряемом поведении. Развивать познавательный интерес, мышление, разговорную речь, обогащать словарный запас. Воспитывать негативное отношение к порокам человечества, доброжелательные отношения к окружающим.

Ход занятия : У всех здесь присутствующих, общая задача – чтоб все мальчишки и все девочки стали настоящими людьми: УМНЫМИ, ВЕЖЛИВЫМИ, ТРУДОЛЮБИВЫМИ, СЧАСТЛИВЫМИ , т. е. полезными членами общества. Задачу эту мы решаем вместе, но по-разному: одни учат, а другие учатся. Учиться жить среди людей, уметь общаться, так же важно, как изучать разные науки, покорять горные вершины или исследовать морские глубины. И если вы хотите прожить нормальную, полноценную жизнь, без умения жить в согласии с другими людьми, не обойтись, а для этого надо учиться культуре общения, культуре поведения, вежливости. Занятие будет проходить в форме беседы за полукруглым столом.

На нашем занятии мы постараемся найти ответы на очень сложные вопросы, решить важные задачи.

Для начала давайте решим такую задачу: чем отличаются дикие растения от культурных? Например – дикая груша.

(Дикая груша растет, где и как попало, а культурная в саду.) За дикой грушей никто не ухаживает, а культурную поливают, удобряют, прививают. (Плоды у дикой груши не съедобные, кислые, невкусные, а у культурной хорошие.)

Люди тоже бывают дикими и культурными. Чем они отличаются?

(Дикие не умеют себя вести, а культурные ведут себя разумно, вежливо, за них не стыдно.)

Как вы считаете, людям приятнее общаться с культурным человеком или с диким, невоспитанным, невежей?

(С культурным человеком общаться интереснее.)

Груше можно сделать прививку и она станет культурной. А человеку можно привить культуру?

(Можно привить правила культурного поведения). (Вежливость)

Объясните, как вы понимаете: «ПРИВИВАТЬ КУЛЬТУРУ»?

(Это значит, что надо развивать, воспитывать привычку вести себя правильно, так, чтобы себя не опозорить, чтобы не было стыдно за тебя родителям и тем, кто тебя воспитывает и учит.)

Вот мы и нашли ответ на нашу задачу, т. е. решили её. Повторите наше решение.

ВОСПИТАТЬ, ВЫРАБОТАТЬ ПРИВЫЧКУ ВЕСТИ СЕБЯ ПРАВИЛЬНО.

Чтобы решить следующую задачу нам необходимо совершить маленькую экскурсию в историю русской культуры. Решать мы будем проблему вежливости, а экскурсию проведёт Максим.

До 16-го века в русском языке широко использовалось слово « ВЕЖА». ВЕЖА – от слова ведать, т. е. знать. Вежа – человек, знающий как надо себя вести в той или иной обстановке. С давних времён в школах на Руси учили грамоте, молитвами и вежеству. Эти познания превратились в вежливость.

Сейчас будет практическая работа. Все вы знаете, что такое ЛОТЕРЕЯ. И я сейчас проведу с вами беспроигрышную лотерею. Я приглашаю сюда всех мальчиков. Каждый из вас вытянет из коробки лотерейный билет, на нём будет записано правило вежливости, которое вам надо выполнить. Итак, начинаем. Кто первый? Ответ правильный – аплодируем.

Задания для карточек:

  1. Выйти с девочкой за дверь. (Надо, чтобы мальчик открыл дверь и пропустил девочку вперёд.)
  2. Помочь надеть куртку. (Надо взять куртку и держать её пока девочка не всунет руки в рукава, потом сзади поправить воротник.)
  3. Сидят двое взрослых. Они беседуют. Спроси у одного из них, который час. (Надо подойти и сказать: «Извините, что я вас перебиваю, скажите, пожалуйста, который час?)
  4. Вы чихнули. (Скажи «ап – чхи») Ваши действия. (Сказать «простите»)
  5. Позвоните по телефону девочке, узнайте задание по чтению. Если её нет дома, поговорите с мамой. (Сказать: «Здравствуйте, позовите, пожалуйста, (имя) Передайте ей, что звонил (имя и фамилия), я хотел узнать задание по чтению.)
  6. Вы опоздали на урок. Ваши слова и действия. (Извините, что опоздал, разрешите, пожалуйста, войти.)
  7. Поздравь всех присутствующих с хорошим, весенним днем, пожелай им чего – нибудь хорошего.

Закончился розыгрыш нашей лотереи. Почему она беспроигрышная? Что вы выиграли в ней?

(Мы выиграли знания о том, как надо вести себя в разных ситуациях. Мы выиграли аплодисменты, значит вели себя правильно.)

Молодцы! Я прошу Руслана задать нам следующую задачу.

« Вон человек, что скажешь ты о нём?»

Ответил друг, плечами пожимая:

« Я с этим человеком не знаком,

Что про него хорошего я знаю?»

«Вон человек, что скажешь ты о нём?»

Спросил я у товарища другого.

«Я с этим человеком не знаком,

Что я могу о нём сказать плохого?»

(Расул Гамзатов)

Что одинаково в этих разных ответах?

(Когда человек нам не знаком, мы не можем знать какой он - добрый или злой, культурный или нет, вежливый или невежа.)

Откуда, из каких источников мы узнаём о человеке? (От знакомых, друзей, соседей, и т. д.). Самым достоверным источником будет личное знакомство, т. е. от общения с этим человеком. Пообщавшись с кем – либо мы выстраиваем своё мнение о нём, а тот человек получает представление о нас. При этом учитывается и культура поведения, и культура речи. Речь наша состоит из слов, а слова бывают разными по своему предназначению.

Какими бывают слова?

(Вежливыми, грубыми, добрыми, злыми, ласковыми, честными, волшебными, и т. д.)

От сказанного слова зависит многое – настроение, эмоциональное состояние и даже наше здоровье. Объясните поговорку: СЛОВО ЛЕЧИТ И СЛОВО КАЛЕЧИТ .

Я прошу особого внимания к моим словам. Послушайте и подумайте.

Человек – часть космоса. Он обладает энергией. Слово человека – тоже энергия. Эта энергия распространяется в окружающем пространстве. Если слово хорошее, доброе – то пространство заполняется положительной энергией и оно кому – то помогает. Если слово грубое, злое, грязное – оно засоряет пространство плохой энергией. Соприкоснувшись с такой энергией, человек может заболеть. С раннего детства детей учат волшебным словам, и это делается не просто так, ведь слово имеет силу. Наверно нет таких людей, которые не слышали о проклятии, заговорах, заклинаниях… Скажите, что такое СКВЕРНОСЛОВИЕ?

Заглянём в глубь истории. В древней Руси мат являлся заклинанием, формулой связи с нечистой силой, проклятием. Все твёрдо знали, что детей нельзя ругать матом, они будут мучимы бесами, у них не будет будущего, т. е. на них наложено родительское проклятие.

Материться в доме нельзя: бесы будут жить в этом доме.

Так же нельзя было ругаться в лесу – леший может обидеться, на речке – оскорбится водяной.

Чтобы выплеснуть из себя всю грязь, злобу люди уходили в чистое поле. Отсюда и выражение «поле брани». Наукой доказано, что мат опасен для здоровья, способствует снижению интеллекта, провоцирует преступления, создаёт иллюзию вседозволенности, калечит людские судьбы, приводит к раннему старению, Обкрадывает нас духовно, унижает и оскорбляет. У того, кто сквернословит, есть 2 пути: первый – зная, что это плохо, продолжать нецензурно выражаться, тем самым включить программу самоуничтожения. Второй путь – путь духовного роста, самовоспитания, красоты.

Что такое духовность? (Стремление к знаниям, чувство ответственности за свои дела и поступки, понимание красоты, любовь, доброта).

Наше занятие подошло к концу. Возьмите зеркало. Внимательно посмотрите на себя, какие вы красивые, какие у вас хорошие лица. Улыбнитесь себе и скажите : « Это я. Я человек. Я должен быть культурным и воспитанным. Я этому учусь.»