Повышение мотивации к учебе у младших школьников. Пути повышения мотивации младших школьников

Как поддерживать у детей мотивацию (интерес) к учебе совместно с родителями в начальных классах.

Мы очень часто слышим от наших детей такие слова как: « я ненавижу математику», «я не хочу делать домашнюю работу», «я не люблю учиться в школе». Каково же слышать такое родителям, которые столь заинтересованы в учебе своих детей, прилагают для этого много усилий и времени, и все равно не могут добиться положительного отношения своего чада к получению знаний.

«Почему мой ребенок не заинтересован в учебе?», « Что заставляет моего ребенка противиться ходить в школу? Почему он говорит, что учиться очень скучно», «Почему он показывает высокие результаты по одним, а низкие по другим предметам?», «Почему ему не нравится изучать русский?» Это всего несколько вопросов, которые возникают у обеспокоенных родителей, когда их чада проявляют отсутствие интереса к обучению, как дома, так и в школе. Некоторые родители выбирают для своих детей домашнее обучение, другие записывают в спортивные секции или факультативные занятия после уроков – все это для повышения уровня детского мышления и стимулировании у них интереса к получению знаний.

Дети не несут ответственность за свои поступки, поэтому будьте терпеливы в их отношении. Они отличаются друг от друга по уровню интеллекта и восприятия. Некоторым для понимания хватает простого сурового взгляда, а других нужно крепко поругать. Но никогда нельзя переставать следовать хадису Султана Пророков, который сказал: «Кто не показывает милосердия к молодым людям, тот не сможет быть одним из нас» (Тирмизи, Бирр). Поэтому ребенка можно завоевать только с любовью, нежностью и мягкостью.

Давайте попробуем разобраться в причинах, из-за которых многие дети проявляют отсутствие интереса к получению знаний. Иногда причины могут быть самыми очевидными: возможно, у родителей не бывает времени помогать ребенку в выполнении домашних заданий, или ребенка окружает большое количество развлечений, из-за которых он не может оказать должную концентрацию в учебе. Также могут быть менее явные причины: возможно ребенку не нравится тот или иной предмет, возможно, его понимание дается ему с большим трудом, например, ему может не нравиться письмо или математика. Иногда смена учебной обстановки или приход нового учителя может повлиять на чадо с отрицательной стороны, также давление со стороны сверстников или отсутствие доверия со стороны взрослых могут послужить причиной отсутствия интереса к учебе. Важным вопросом является то, насколько мы, будучи родителями и работниками сферы образования, обращаем внимание на то, получает ли ребенок радость и удовольствие от процесса обучения.

Первые годы в жизни ребенка имею первостепенное значение и играют важнейшую роль в установлении характера ребенка и его возможных действий в будущем.

Исследования показывают, что опыт, который переживают дети в первые пять лет своей жизни, формируют жизненные связи в головном мозгу. Именно эти связи являются основой для предрасположенности ребенка к обучению, его социального и эмоционального развития. Каждый ребенок развивается индивидуально, поэтому разница в формировании детей ожидаема.

Работники сферы образования сталкиваются с детьми из самых различных языковых и культурных традиций. В основном, это относится к детям, изучающим языки, отличные от своего родного. Поэтому новые учебные программы предлагают дополнительные мероприятия для удовлетворения потребности таких детей.

В среднем, успеваемость мальчиков хуже, чем у девочек, и по итогам исследований Управление по стандартам в области образования Великобритании подготовило доклад о методах, благодаря которым школы могли бы повысить результаты среди мальчиков. Они выяснили, что давление со стороны сверстников служит главной причиной того, что мальчики отстают от девочек почти во всех предметах, кроме математики и точных наук.

Также некоторые дети, обладающие коротким периодом концентрации, не могут заниматься одним видом деятельности больше 5-10 минут. Их требования отличаются от сверстников.

Проведение вашего времени с ребенком в процессе игры или выполнением домашней работы является одним из ключевых возможностей для взаимодействия и устанавливает доверие и мотивирует ребенка на обучение. Мы должны не забывать о том, что дети получают знания постоянно и всюду, не только в школе.

1 – Воспитывайте интерес в вашем ребенке, предоставляя ему возможность изучать и узнавать о своих интересах, будь то динозавры, звезды, животные, цветы или многое другое.

2- Способствуйте зарождению новых идей у вашего чада, участвуя не только в школьных, но и в других всевозможных общественных мероприятиях.

3 – Пытайтесь ставить перед детьми краткосрочные задачи цели, так как иногда дети становятся перегруженными сложными задачами. Это не значит, что данные задачи сложны для выполнения, просто дети могут нервничать из-за того, что на решение или понимание проблемы уходит много времени. Иногда дети сразу могут отказываться в решении задачи, поэтому целесообразно разделять такие задачи на несколько меньших частей.

4 – Помогайте ребенку научиться организовывать свое время, так как после начала учебы в школе ему придется выделять на некоторые предметы больше времени, на некоторые меньше. Поэтому ребенок с раннего возраста должен научиться ценить свое время. Со временем ему самому придется научиться правильно управлять своим временем.

5 – Хвалите вашего ребенка за его усилия. Некоторые дети могут испытывать проблемы с преобразованием своих усилий в конечный результат. Для того, чтобы помочь ребенку добиться успеха, следует оценивать каждое его достижение. Вместо того, чтобы говорить «Ты мог бы сделать это лучше» стоит сказать «Ты очень старался и смог добиться хорошего результата».

6 – Помогите вашему чаду взять свои результаты под контроль: отстающие дети считают, что достижение результата находится вне их контроля, поэтому им кажется, что все их усилия бессмысленны. Ребенок должен научиться осознавать роль личной ответственности за достижение результата.

7 – Показывайте положительное отношение к школе, так как дети должны видеть, что родители высоко оценивают роль образования. Вы должны быть осторожны в своих высказываниях в адрес педагогов.

8 – Помогайте ребенку найти связь между учебой в школе и его интересами. Часто причиной отсутствия мотивации является то, что ребенок не находит никакой связи между учебой и своими интересами и целями. Например, подросток, который хочет заниматься астрономией, должен знать, что для этого ему необходимо изучать математику и физику.

9 – Выполняйте домашние задание в форме игры, так как большинство детей любят это, поэтому иногда скучную домашнюю работу можно превратить в увлекательную игру. Также проверка работы детей показывает, что вы заботитесь о них. Свяжите домашнее задание ребенка с его интересами или позвольте сделать это ему самому.

10 – Родителям следует иметь в виду то, что мотивация ребенка на обучение должна быть связана не только со школой. Важно знать, что некоторые дети также высоко мотивированы на достижение своих целей, не связанных с учебой в школе. Помните, что достижение – это еще не мотивация. Поэтому необходимо знать, что пока вы будете заставлять ваше чадо делать домашние задания, это не значит, что он мотивирован выполнять их. Так в чем же разница между этими двумя понятиями? Мотивация временная и изменчивая величина. Мотивация – это желание и готовность что-либо делать. Мотивированный человек может ставить перед собой долгосрочные цели, например, стать профессиональным писателем, или краткосрочные, например, выучить одно иностранное слово.

Мы привели лишь несколько примеров, благодаря которым мы можем стимулировать у детей желание учиться. Некоторые родители думают, что они не в состоянии пробудить у ребенка желание узнавать дома с такой же радостью и увлечением как в школе. Поэтому родители могут переживать из-за этого, хотя на самом деле все это очень просто, например, достаточно сходить с ребенком в парк или библиотеку, или какая-нибудь полезная деятельность, такие как, совместное приготовление ужина, ухаживание за домашними растениями всегда будет веселым и приятным времяпровождением, а также творческой частью процесса обучения. Общение с учителями ребенка, родителями других детей, перенимание их опыта в схожих ситуациях тоже может послужить толчком к еще большему пониманию процесса обучения и воспитания вашего чада. Нам повезло с тем, что в настоящее время много информации в открытом доступе, в том числе и вебсайтах, которые могут помочь родителям лучше разобраться в этой теме. Кроме того, сейчас учебные программы в школах постоянно пересматриваются и обновляются, для того, чтобы процесс обучения стал более интересным и увлекательным для детей, с активным взаимодействием между учителем и учениками.

Низкая мотивация младших школьников

1. При низкой мотивации, следует учитывать, что для детей общение со взрослыми и с другими детьми обычно представляет самостоятельную и важнейшую ценность. Поэтому основная линия рекомендации – разнообразные техники совместных занятий детей и взрослых, включающих познавательные элементы.

2. Если в обследовании у ребенка обнаруживается полное отсутствие познавательной направленности, то можно предположить, что совместных познавательных занятий взрослые с этим ребенком просто никогда не вели, а за этим часто скрывается отсутствие познавательных ценностей в семье.

3. Причина отсутствия познавательных интересов у ребенка бывает и обратной: когда родители, чересчур озабоченные его развитием, слишком рано и в неподходящие формах начинают «напичкивать» его знаниями, учить читать, писать и считать. Педагогическое безграмотное обучение может прочно отбить у ребенка желание заниматься любыми подобными вещами. Выход и в этом случае то же: совместные занятия с познавательной направленностью, а не одностороннее обучение с позиции учителя, вдалбливающего знания нерадивому ученику. Простейшие варианты совместных познавательных занятий с ребенком младшего школьного возраста – это наблюдение за прорастающими растениями (очень удобный и доступный объект для таких наблюдений – фасоль); или фиксация изменений в природе, когда с ранней весны до поздней осени ребенок вместе родителями, гуляя по ближайшему лесу, определяет по простейшему школьному определителю растения и записывает, какие новые виды цветов появляются каждую неделю.

4. Какой – либо кружок с познавательной направленностью может помощь взрослым компенсировать домашний дефицит познавательных ценностей. Особенно удачно, если в кружок ребенка введет кто – нибудь из более старших ребят, уже увлеченных астрономией, компьютерами, историей или насекомыми. Но совместные познавательные занятия должны носить характер вовлечения одного ребенка в сферу интересов другого, а не обычного «подтягивания» отстающего, скажем, по математике. Значимость общения со старшим ребенком может оказаться условием «запуска» познавательных мотивов. Местом совместных занятий детей не обязательно должен быть кружок; дома родители могут устраивать для детей нечто вроде «клуба по интересам», в котором сами принимают посильные участие.


О внутренней мотивации мы редко задумываемся. Это наши искренние желания, и, чтобы объяснить своё состояние, достаточно одного слова - «хочется». Дети с удовольствием слушают музыку любимой группы, мастерят что-нибудь своими руками или читают приключенческие романы, потому что им нравится это делать.

Внешняя мотивация бывает разной - от карманных денег до оценок в школе. Она сводится к фразе: «Сделай вот так - и получишь вот это».

Психолог Альфи Кон в книге «Наказание наградой » предостерегает не только родителей, но и учителей от различных поощрений. Одни родители обещают сводить ребёнка в зоопарк за хорошую учёбу, другие покупают гаджеты или даже платят деньги. Проблема в том, что это не работает: школьник учится так же плохо, а вдобавок ещё и обижается, что не получил то, что ему обещали!

Учителя пытаются мотивировать способами, с виду более благородными: вводят различные звания (лучший ученик месяца), дают послабления хорошистам. Чаще всего бывает так: лучшим учеником месяца становится один и тот же ребёнок, а послабления получает узкий круг школьников, состав которого никогда не меняется. Остальные просто чувствуют себя неудачниками.

Почему не работает внешняя мотивация

Когда мы говорим: «Сделай вот так - и получишь вот это», ребёнок вначале воспринимает обещание с энтузиазмом. Вместе с этим у него срабатывает и инстинкт самосохранения.

Ребёнок начинает искать не творческий способ решения проблемы, а самый надёжный и короткий.

Он спрашивает себя: «Зачем рисковать и сдавать контрольную самому? Лучше списать у отличницы, так надёжнее». Получается, что происходит подмена целей: не учёба ради знаний, а учёба ради получения награды.

Внешняя мотивация может отлично работать, но только вместе с внутренней. Сама по себе она не двигает вперёд, а заставляет «отбывать номер», поскорее получить то, что хочется, проклиная то, что делаешь ради этого.

Что влияет на интерес к учёбе

Кон выделяет три фактора, которые влияют на мотивацию:

  1. Маленькие дети готовы учиться и ничего за это не требуют. У них сильно развита внутренняя мотивация: они учатся просто потому, что им это интересно.
  2. Эффективно учатся те дети, которые сохранили внутреннюю мотивацию. А остальных считают неспособными, но это не так. Некоторые школьники получают сплошные двойки, но при этом проявляют себя в других областях. Например, знают наизусть десятки песен любимого исполнителя (а на алгебре не могут вспомнить таблицу умножения). Или запоем читают фантастику (тогда как к классической литературе не притрагиваются). Им просто интересно. В этом и заключается суть внутренней мотивации.
  3. Поощрения разрушают внутреннюю мотивацию. Психологи Кэрол Эймс и Кэрол Дуэк выяснили, что если родители или учителя делают акцент на каком-то поощрении, то интерес у детей неизменно снижается.

С чего начать

Вернуть мотивацию к учёбе - процесс долгий, и успех в основном зависит от родителей. Взрослым прежде всего надо задуматься над тремя «С»: содержанием, сотрудничеством и свободой выбора.

  1. Содержание. Когда ребёнок не выполняет наше требование, мы ищем способы воздействовать на его поведение. Начните с другого: задумайтесь, насколько разумно ваше требование. Наверное, не случится ничего страшного, если по физике ребёнок будет получать не только четвёрки и пятёрки. И просьбу «не шуметь» дети игнорируют не потому, что они непослушные, а из-за психологических особенностей своего возраста.
  2. Сотрудничество. К сожалению, многим родителям это слово не знакомо в контексте общения с ребёнком. Но чем старше ваши дети, тем чаще вы должны привлекать их к сотрудничеству. Обсуждать, объяснять, вместе строить планы. Попробуйте поговорить с ребёнком как со взрослым человеком. Не надо воспринимать в штыки желание 15-летнего мальчика стать космонавтом. Спокойно объясните, почему вы считаете это малореальным. Возможно, в ваших словах сын найдёт внутреннюю мотивацию для роста.
  3. Свобода выбора. Ребёнок должен чувствовать себя частью процесса, тогда он будет ответственнее подходить к решению проблем. Когда он плохо себя ведёт, спросите его о причинах. Вы можете возразить, что и так знаете, в чём дело, но всё же попробуйте. Возможно, ответ вас удивит!

Ищем внутреннюю мотивацию

Внутреннее состояние ребёнка корректировать непросто, но всё же работа в этом направлении может принести плоды.

  1. Научитесь принимать своего ребёнка. Например, вам может не нравиться новый имидж дочери, но вы должны его принять. Другими словами, речь идёт не о потакании, а о понимании.
  2. Поговорите по душам. Если вы со своим ребёнком достаточно близки, для начала просто поговорите. Спросите, что ему интересно и какие проблемы возникают в учёбе. Вместе найдите выход из ситуации.
  3. Помогите ребёнку определиться с делом жизни. Зачастую внутренней мотивации нет, потому что ребёнок не понимает, зачем ему вообще нужны эти формулы, бесконечные правила и теоремы. Важно определиться, чем же хочет заниматься ребёнок после школы. Понять это помогут и долгие разговоры с родителями, и консультации по профориентации, и .
  4. Постройте учебный процесс на увлечениях ребёнка. В учёбе нужно постараться соединить искренние интересы ребёнка (внутреннюю мотивацию) со школьными предметами. Этот процесс индивидуален и требует большого внимания со стороны родителей. Например, изучать английский можно с помощью любимого кино (существуют даже целые программы, посвящённые культовым фильмам). А подростка, который обожает компьютерные игры, наверняка увлечёт программирование и науки, с ним связанные.

Вытянуть из ребёнка эту внутреннюю мотивацию - вот задача из задач. Но для чутких, думающих, искренне интересующихся родителей это не станет проблемой.

По материалам книги «Наказание наградой».

Каким образом заинтересовать ребенка в учебе? Как повысить его мотивацию?

Мы рассмотрим психологический аспект.

Что такое мотивация? Говоря научным языком мотивация – это побуждения, вызывающие активность организма и определяющие его направления. А говоря простым языком – это та сила, которая двигает человека к достижению определенной цели.

Часто можно услышать, как родители пытаются замотивировать ребенка, предрекая ему, участь дворника или обещают ему подарки или денежное вознаграждение за хорошие оценки. Но, к сожалению, это неверное направление. Главное слово в лексиконе замотивированного человека «ХОЧУ », в данном случае учиться или многое знать. Движущими переживаниями при формировании мотивации у школьника являются желание, интерес, инициатива, любознательность, умение планировать работу и учебу, умение ставить перед собой цели. Он изначально должен понять, что в школу ходят для того, чтобы получать новые знания.

Многих родителей волнует вопрос, где взять ту самую движущую силу и как научить ребенка ставить и достигать определенных целей? Так как отсутствие мотивации ведет к . Ведь первый раз в первый класс практически все дети идут с удовольствием. Что происходит? Куда исчезает мотивация?

Сегодня мы постараемся ответить на этот вопрос.

Поскольку мотивация не является постоянной величиной и в течение жизни и под воздействием жизненных условий она изменяется, следует вывод, что ребенка можно заинтересовать учебным процессом. Для того чтобы организм пришел в активное состояние, необходимо, чтобы у него появилась потребность в учебе, интерес к познанию нового, к процессу учебы или к определенному предмету.

Главный вопрос, который родители должны себе задать: по какой причине у ребенка пропал интерес к учебе? На это есть ряд причин.

Возможно, ваш ребенок не способен принимать самостоятельные решения. Не умеет выполнить определенные задания без помощи взрослых. Не может брать на себя ответственность за свои действия.

Возможно, у него недостаточно развиты навыки саморегуляции и самоконтроля . То есть ему трудно выполнять требования учителя и учебного процесса в целом. Он не может проанализировать и откорректировать отношения между целями, средствами и последствиями действий.

Возможно, в его системе ценностей отсутствует понимание того, что невозможно добиться положительного результата в любом деле, если не прикладывать к этому усилия .

Возможно, у него есть разногласия с учителем или ученикам, поэтому школа вызывает у него отрицательные чувства.

Возможно, вы предъявляете завышенные требования по отношению к учебе. Не приходится ли ему выполнять определенные действия на пределе своих возможностей? Единая ли у вас система требований с ребенком?

Вполне возможно, что он столкнулся с одной или несколькими из перечисленных трудностей и ему требуется ваша помощь.

Как развить самостоятельность и навыки саморегуляции и самоконтроля? Если ребенку 7 лет и он до сих пор не самостоятелен – это промах родителей в силу разного рода причин. Самостоятельность необходимо развивать с младенчества в ребенке, предоставляя ему возможность делать те дела, которые под силу для его уровня развития. И не стараться сделать вместо него «быстрее, чище, лучше». Предоставьте ему возможность учиться самостоятельности методом проб и ошибок. Ведь невозможно научиться плавать в бассейне без воды. Это касается всех сфер жизни. Но поскольку мы говорим сегодня о мотивации к учебному процессу, то давайте обсудим, как помочь ребенку стать самостоятельным в учебе.

В начальных классах задача родителей «научить ребенка учиться» самостоятельно . То есть не давать указания, что и как делать, а показать ему алгоритм выполнения домашнего задания. Например, расскажите, с чего бы вы начали выполнение домашней работы, где бы нашли ответы на вопросы, каким образом учили бы правила и стихи, как бы вы сделали проверку над ошибками и закрепили материал и так далее.

Когда ребенок этот урок освоит, вы сможете просто спрашивать у него, какие действия он намерен делать дальше. И поправлять его, если он не прав.

Следующим шагом будет выполнение домашнего задания самостоятельно. Попросите ребенка не дожидаться вас с работы, а попробовать сделать ровно столько, сколько он сможет. А то, что не сможет, вы доделаете вместе с ним. И снова вы научите его добывать недостающую информацию.

Вырабатывайте у ребенка положительный настрой по отношению к школе. От того, как вы отзываетесь о школе и об учебе в целом, зависит и настрой вашего ребенка. Интересуйтесь у него, как прошел его учебный день, что он узнал нового. Если у ребенка возник конфликт с учителем или учениками, необходимо помочь в его разрешении. Если не удается уладить ситуацию, лучшим решением будет перевести ребенка в другой класс или школу. Таким образом, вы повысите его мотивацию и проявите сопричастность и поддержку.

Дайте понять ребенку, что он всегда может положиться на вас, в случае неудачи. Поддерживайте веру с его собственные силы, повышая самооценку. Но подчеркните, что его успех зависит от него самого.

Повышайте мотивацию ребенка, поощряя его за достижения , особенно те, которые дались ему с трудом, на которые он потратил свои усилия.

Не требуйте от него отличных оценок по тем предметом, к которым у него нет способностей. Лучше сосредоточьте усилия на развитии того, что интересно ребенку и дается легко.

Итак, на основании вышеизложенного можно сделать вывод, что закладывается интерес к познанию нового у ребенка не в школе, а гораздо раньше – в семье. Именно родители способны своим примером или совместными действиями с ребенком научить его познавать новое и развить в ребенке любознательность. Сильнейшим стимулом мотивации является похвала. Наверное, вы не раз замечали, как радуется ребенок очередной своей маленькой победе, будь то собранный пазл или самостоятельно одетый ботинок. Важно в этот момент порадоваться вместе с ребенком и похвалить его за проделанный труд и проявленную самостоятельность в достижении цели. Таким образом, ребенок поверит в свои силы, у него снова появится желание покорить очередную вершину.

В случае, когда его достижения не вознаграждаются похвалой, а может быть, даже и обесцениваются, у ребенка пропадает всякая мотивация.

Учите ребенка самостоятельности, передавайте ему ответственность за учебу, развивайте способность к постановке и достижению целей, начиная от самой маленькой и заканчивая грандиозной. Таким образом, мотивации у ребенка будет появляться не только применительно к учебе в школе, но и на постоянной основе, т.е. будет стимулировать его к самосовершенствованию в течение всей жизни.

О внутренней мотивации мы редко задумываемся. Это наши искренние желания, и, чтобы объяснить своё состояние, достаточно одного слова - «хочется». Дети с удовольствием слушают музыку любимой группы, мастерят что-нибудь своими руками или читают приключенческие романы, потому что им нравится это делать.

Внешняя мотивация бывает разной - от карманных денег до оценок в школе. Она сводится к фразе: «Сделай вот так - и получишь вот это».

Психолог Альфи Кон в книге «Наказание наградой » предостерегает не только родителей, но и учителей от различных поощрений. Одни родители обещают сводить ребёнка в зоопарк за хорошую учёбу, другие покупают гаджеты или даже платят деньги. Проблема в том, что это не работает: школьник учится так же плохо, а вдобавок ещё и обижается, что не получил то, что ему обещали!

Учителя пытаются мотивировать способами, с виду более благородными: вводят различные звания (лучший ученик месяца), дают послабления хорошистам. Чаще всего бывает так: лучшим учеником месяца становится один и тот же ребёнок, а послабления получает узкий круг школьников, состав которого никогда не меняется. Остальные просто чувствуют себя неудачниками.

Почему не работает внешняя мотивация

Когда мы говорим: «Сделай вот так - и получишь вот это», ребёнок вначале воспринимает обещание с энтузиазмом. Вместе с этим у него срабатывает и инстинкт самосохранения.

Ребёнок начинает искать не творческий способ решения проблемы, а самый надёжный и короткий.

Он спрашивает себя: «Зачем рисковать и сдавать контрольную самому? Лучше списать у отличницы, так надёжнее». Получается, что происходит подмена целей: не учёба ради знаний, а учёба ради получения награды.

Внешняя мотивация может отлично работать, но только вместе с внутренней. Сама по себе она не двигает вперёд, а заставляет «отбывать номер», поскорее получить то, что хочется, проклиная то, что делаешь ради этого.

Что влияет на интерес к учёбе

Кон выделяет три фактора, которые влияют на мотивацию:

  1. Маленькие дети готовы учиться и ничего за это не требуют. У них сильно развита внутренняя мотивация: они учатся просто потому, что им это интересно.
  2. Эффективно учатся те дети, которые сохранили внутреннюю мотивацию. А остальных считают неспособными, но это не так. Некоторые школьники получают сплошные двойки, но при этом проявляют себя в других областях. Например, знают наизусть десятки песен любимого исполнителя (а на алгебре не могут вспомнить таблицу умножения). Или запоем читают фантастику (тогда как к классической литературе не притрагиваются). Им просто интересно. В этом и заключается суть внутренней мотивации.
  3. Поощрения разрушают внутреннюю мотивацию. Психологи Кэрол Эймс и Кэрол Дуэк выяснили, что если родители или учителя делают акцент на каком-то поощрении, то интерес у детей неизменно снижается.

С чего начать

Вернуть мотивацию к учёбе - процесс долгий, и успех в основном зависит от родителей. Взрослым прежде всего надо задуматься над тремя «С»: содержанием, сотрудничеством и свободой выбора.

  1. Содержание. Когда ребёнок не выполняет наше требование, мы ищем способы воздействовать на его поведение. Начните с другого: задумайтесь, насколько разумно ваше требование. Наверное, не случится ничего страшного, если по физике ребёнок будет получать не только четвёрки и пятёрки. И просьбу «не шуметь» дети игнорируют не потому, что они непослушные, а из-за психологических особенностей своего возраста.
  2. Сотрудничество. К сожалению, многим родителям это слово не знакомо в контексте общения с ребёнком. Но чем старше ваши дети, тем чаще вы должны привлекать их к сотрудничеству. Обсуждать, объяснять, вместе строить планы. Попробуйте поговорить с ребёнком как со взрослым человеком. Не надо воспринимать в штыки желание 15-летнего мальчика стать космонавтом. Спокойно объясните, почему вы считаете это малореальным. Возможно, в ваших словах сын найдёт внутреннюю мотивацию для роста.
  3. Свобода выбора. Ребёнок должен чувствовать себя частью процесса, тогда он будет ответственнее подходить к решению проблем. Когда он плохо себя ведёт, спросите его о причинах. Вы можете возразить, что и так знаете, в чём дело, но всё же попробуйте. Возможно, ответ вас удивит!

Ищем внутреннюю мотивацию

Внутреннее состояние ребёнка корректировать непросто, но всё же работа в этом направлении может принести плоды.

  1. Научитесь принимать своего ребёнка. Например, вам может не нравиться новый имидж дочери, но вы должны его принять. Другими словами, речь идёт не о потакании, а о понимании.
  2. Поговорите по душам. Если вы со своим ребёнком достаточно близки, для начала просто поговорите. Спросите, что ему интересно и какие проблемы возникают в учёбе. Вместе найдите выход из ситуации.
  3. Помогите ребёнку определиться с делом жизни. Зачастую внутренней мотивации нет, потому что ребёнок не понимает, зачем ему вообще нужны эти формулы, бесконечные правила и теоремы. Важно определиться, чем же хочет заниматься ребёнок после школы. Понять это помогут и долгие разговоры с родителями, и консультации по профориентации, и .
  4. Постройте учебный процесс на увлечениях ребёнка. В учёбе нужно постараться соединить искренние интересы ребёнка (внутреннюю мотивацию) со школьными предметами. Этот процесс индивидуален и требует большого внимания со стороны родителей. Например, изучать английский можно с помощью любимого кино (существуют даже целые программы, посвящённые культовым фильмам). А подростка, который обожает компьютерные игры, наверняка увлечёт программирование и науки, с ним связанные.

Вытянуть из ребёнка эту внутреннюю мотивацию - вот задача из задач. Но для чутких, думающих, искренне интересующихся родителей это не станет проблемой.

По материалам книги «Наказание наградой».

«Ученье – свет!» – твердят многие родители своим детям. Однако одних этих слов недостаточно. Чтобы школьник по-настоящему хотел учиться, родители должны помочь ему не только осознать необходимость учёбы, но и понять, что это может быть интересно.

Почему он не хочет учиться?

Первый шаг к успеху – осознание масштаба проблемы. Если у ребёнка был сложный день, и он просто не находит в себе сил сделать уроки, это вовсе не означает, что пора «бить в колокола» и читать ему лекцию о том, что его ждёт профессия дворника. Самое важное, что следует сделать в первую очередь – понять, по каким причинам чадо не хочет учиться.


Самые распространенные из них – следующие:

Виды мотивации

Психологи выделяют два вида мотивации: отрицательная и положительная.

  • Отрицательная мотивация к любому виду деятельности предполагает наличие отрицательного стимула. Например, это может быть страх перед наказанием за отказ от занятия этой деятельностью.
  • Положительная (конструктивная) мотивация означает ориентацию на какой-либо положительный стимул.

Какой же из видов мотивации наиболее эффективен? Чтобы ответить на этот вопрос, сразу проведём ассоциацию с методом «кнута и пряника». Вы, наверное, уже догадались, что кнут – это отрицательная мотивация, а пряник – положительная.

«Метод кнута» не приемлем ни при какой ситуации, а тем более – по отношению к ребёнку. Даже если, к примеру, угрозы наказания за плохие отметки заставляют ребёнка учиться лучше, то это только внешний результат. Чувство дискомфорта и постоянного страха будут сковывать малыша, и он будет подходить к учёбе формально.

К примерам отрицательной мотивации также можно отнести:

  • преувеличение родителями важности отметок;
  • позиционирование учёбы как долга;
  • уловки, шантаж и запугивание.

Конструктивно стимулировать школьника к учёбе тоже нужно правильно, поэтому стоит подробнее остановиться на конкретных приёмах положительной мотивации.

Как мотивировать ребёнка на учёбу

Ошибочно полагать, что заинтересовать ребёнка учёбой должен только учитель. Каждый ученик индивидуален, педагог попросту не успеет за урок найти подход к каждому, поэтому школьники должны хотеть учиться, только тогда им будет интересно.

Какие же приёмы использовать родителям, чтобы повысить интерес их ребёнка к учебной деятельности?


Главное, что может дать родитель своему чаду, – это любовь и поддержка. Успеха в любом начинании достигнет только ребёнок, окружённый искренней любовью.