Как открыть частную детскую школу. Инструкция как открыть частную школу.

Как открыть частную школу - готовый бизнес план + рекомендации для получения лицензии + 5 факторов, которые заставят родителей вложить деньги в вашу школу.

► Капитальные инвестиции в бизнес: 3 000 000 рублей.
► Окупаемость частной школы: от 1 года.

Часто предприниматели задаются вопросом: как открыть частную школу — не только ради создания источника стабильного заработка.

Приводит в эту отрасль, прежде всего, любовь к детям и искренняя отдача образовательному процессу.

Однако даже большой опыт работы в роли директора не дает полноценной подготовки к открытию школы на предпринимательской основе.

Для организации предстоит учесть множество важных моментов, которые мы разберем в данной статье.

Характеристика современных частных школ

На данный момент в частных школах обучается очень малый процент детей.

Самые большие и популярные заведения расположены в больших городах.

По результатам многочисленных опросов, много семей в поселках и маленьких городах хотели бы, чтобы в их области работали также и частные заведения, потому что переезд школьника в другой город несет большие финансовые затраты.

Документы для открытия частной школы

Для приобретения лицензии нужно собрать документы, в списке которых числятся:

  • заявление от частного лица – учредителя, а также ;
  • обращение непосредственно от юр.лица со справкой о постановке на налоговый учет;
  • копия устава, принятого учредителем ООО;
  • свидетельство о том, что данное некоммерческое заведение прошло регистрацию (копия).

Оригиналы документов не нужны, достаточно предъявить копии, заверенные нотариусом.

Перед тем, как регистрироваться на подачу лицензии, нужно иметь четкое представление в бизнес-плане, сколько учеников вы сможете вместить – эти данные учитываются работниками, которые оформляют документы.

Педагогический план школы

В процессе регистрации учебного учреждения, нужно предоставлять план педагогической деятельности с полным списком всех планируемых дисциплин.

Специалисты контролирующих органов, возможно, будут вносить поправки в , если нагрузка на ученика превышает допустимую норму.

Стандартный учебный план предусматривает следующие дисциплины:

  • русский язык и литература;
  • иностранные языки (как правило, английский или немецкий);
  • математика;
  • информатика;
  • физическая культура.

Государственная аккредитация и продвижение

Одним из главных преимуществ любой частной школы является наличие аккредитации, что само по себе является результатом долголетней и успешной работы учебного заведения.

Как только будет пройдена аккредитация, заведение будет числиться в списках лучших частных учреждений области.

Всё больше родителей будут отдавать туда детей на обучение.

Для этого нужно проработать не менее трех лет, и выпустить хотя бы один класс.

Затем Министерство образования Российской Федерации оценит результаты работы и в положительном решении выдаст государственную аккредитацию.

Это важное и неоспоримое доказательство качественной системы обучения.

Чтобы об этом знало как можно больше людей, можно один-два раза в год проводить дни открытых дверей, поощрять учителей к сотрудничеству с научными проектами и регулярно общаться с родителями, спрашивать на волнующие их темы касательно обучения и поведения детей.

Пошаговый бизнес-план частной школы: выбираем помещение

На начальном этапе, когда составляется бизнес-план частной школы, нужно определиться с помещением, которое, в свою очередь, должно пройти все необходимые проверки (СЭС, пожарная инспекция).

В учреждении, где будут учиться дети, также важны столовая, медицинский пункт, помещение для проведения занятий физкультуры.

За пределами здания можно поместить стадион, детскую площадку и лавочки.

Все помещения и объекты должны быть зарегистрированы на хозяина.

На каждое из них заводится отдельный документ, подтверждающий право собственности.

Какое оборудование необходимо?

В частной школе предусматривается множество помещений для учебной деятельности: классы, а также помещения, где ученики будут лечиться, питаться, заниматься физической культурой и проводить свободное время.

В таблице указано, какие расходы следует предусмотреть на закупку оборудования.

Помещение Оборудование Ориентировочная стоимость (руб.)
Итого: от 2 100 000 руб.
Классы Парты, стулья, стол и стул для учителя, доска, шкафы от 300 000
Медпункт Столы, стулья, шкафы, кушетка, медицинские приборы от 200 000
Столовая Столы и стулья, кухонные приборы, холодильники от 900 000
Учительская Столы и стулья, стеллажи, ковры от 100 000
Спортивный зал Канаты, мячи, тренажеры от 500 000
Игровая комната Столы, диван, телевизор, пуфики, подушки от 100 000

Оборудования для проведения занятий, предусмотренных в бизнес-плане, также должны пройти проверку соответствующих специалистов.

Основной персонал

В частной школе должны работать специалисты высшего уровня, с более качественным подходом к плану обучения школьников.

Квалифицированный персонал найти очень сложно, но можно обращаться к сотрудникам государственных заведений – есть вероятность, что кто-то рассмотрит предложения.

Управлять частной школой может человек с педагогическим или другим образованием.

В этом случае важную роль играет тот факт, как быстро он налаживает контакт с учениками и преподавателями.

Кроме учителей в штате также могут работать педагоги для проведения занятий во второй половине дня.

Очень часто дети остаются после уроков на пару часов, и с ними можно проводить различные занятия по музыке и хореографии.

В штате должны также присутствовать бухгалтер, медперсонал, уборщики, персонал для кухни и охрана.

Должность Кол-во Ставка (руб.)
Итого за месяц: 1 460 000 руб.
Директор 1 80 000
Зам. директора 2 60 000
Учителя 20 35 000
Психологи 2 25 000
Охранники 2 30 000
Повара 6 30 000
Уборщицы 4 12 000

Как привлекать родителей стать клиентами частной школы?

Бизнес-план частной школы может успешно выполняться при наличии источника инвестиций.

В основном частные учреждения спонсируются за счет родителей, которые ожидают, что школа будет оснащена всем необходимым, чтобы учеба детей была интересной, насыщенной и успешной.

Это не только четырехразовое питание и туалетные принадлежности, но и классное оборудование, мебель и электронные приборы.

Управление должно быть осведомлено, чего не хватает и какие денежные вложения для этого необходимы.

Чтобы родители вкладывали средства в развитие школы, нужно их мотивировать следующим:

  • участие детей на различных конкурсах и фестивалях;
  • благоустройство территории школы;
  • подготовка детей к олимпиадам;
  • сбалансированное питание;
  • полноценное физическое воспитание.

Родители могут оплатить только 70-80% всех затрат, для финансирования остальных нужд школы необходимо привлечь спонсоров.

Чтобы найти будущего партнера школы, заинтересованного в спонсировании учебного заведения, нужно регулярно посещать выставки различных сфер деятельности, активно общаться с представителями фирм.

Сколько стоит открыть частную школу?

В зависимости от бизнес-плана и количества учеников, которые будут обучаться в частной школе, составляется примерный прайс расходов.

Капитальные вложения

Регулярные вложения

Подробнее об особенностях работы частной школы рассказывает опытный директор данного учебного заведения:

Окупаемость и рентабельность бизнеса частной школы

Все затраты могут окупиться не ранее, чем через год, если рассчитывать, что стоимость годового обучения одного школьника будет составлять около 500 долларов.

Есть несколько дополнительных вариантов получения прибыли, среди них стоит выделить:

  • вступительные взносы для начала обучения в заведении;
  • гранты;
  • платные дополнительные занятия.

Образовательная деятельность – востребованная и необходимая отрасль в нашей жизни.

Очень часто государственные заведения не соответствуют уровню качественного образования и ожиданиям родителей, поэтому всё больше детей начинают учиться в частных школах.

Ответом на вопрос, что нужно чтобы открыть частную школу , будет совет общаться как можно больше со специалистами в сфере обучения, чтобы составить успешный бизнес-план, а в дальнейшем приобрести государственную аккредитацию.

Полезная статья? Не пропустите новые!
Введите e-mail и получайте новые статьи на почту

Обучение в частной школе - мечта всех родителей. Препятствием к осуществлению может быть только цена вопроса или отсутствие такой школы. Вы поможете решить половину проблемы, открыв свою школу. Дело это непростое, но благородное и достаточно прибыльное.

От качества образования, полученного в средней школе, без преувеличения, зависит, как сложится взрослая жизнь. Умение воспринимать новые знания и находить им применение, профессиональный рост – предпосылки к успешной жизни закладываются в детстве.

Многие родители уже осознали ценность качественного среднего образования, но найти школу, соответствующую чаяниям, очень непросто. В переполненных классах невозможно уделить должное внимание каждому ученику, да и уровень подготовки самих педагогов оставляет желать лучшего.

Напрашивается вывод, что частные школы, лишенные недостатков государственных образовательных учреждений, должны пользоваться популярностью. Но в реальности, платить за обучение ребенка готовы далеко не все родители. Даже в крупных городах, где уровень доходов достаточно высокий, число семей, желающих перевести ребенка в частную школу, не превышает 20 процентов. Поэтому первым шагом перед организацией частной школы должно стать изучение спроса в вашем городе. Опросите как можно большее число потенциальных потребителей вашей услуги, чтобы понять, есть ли перспективы набрать достаточное количество учеников, какие надежды родители связывают с обучением в частной школе, сколько они готовы платить за образование детей.

Пожелания родителей

Сложилась ситуация, при которой основное внимание преподавателей государственных школ направлено не на передачу школьникам знаний, а на привитие навыков в прохождении тестов. Ученик при такой системе обучения может не знать, почему 2х2=4, он должен запомнить правильный ответ. Результат – зубрежка и неумение мыслить самостоятельно. Если родители следят за образованием своего ребенка, они вынуждены брать на себя восполнение системных пробелов. Школа фактически готовит учеников к сдаче тестов для поступления в высшее учебное заведение, и не гарантирует качество обучения.

Ни для кого не секрет, что для углубления знаний родителям приходится нанимать репетиторов. Индивидуальные занятия стоят недешево и отнимают время. Естественно, платить за обучение семьи готовы только в том случае, если школа обеспечит достойное качество знаний. Времена, когда детей отдавали в частные школы ради престижа, прошли, теперь при выборе учебного заведения родители хотят быть уверены в полноценности программы и квалификации преподавателей. Желание это закономерное и вы должны признать право контролировать качество предоставляемых услуг.

Как зарегистрировать частную школу

Получить разрешение на проведение образовательной деятельности непросто. Для регистрации не подойдет такая распространенная форма хозяйствования как ООО, ЗАО, ОАО. Конечно, образовательной деятельностью на коммерческой основе заниматься не возбраняется, вы можете проводить семинары, курсы, тренинги и т. п., однако вы не будете иметь права выдавать документы, подтверждающие полученное образование.

Право предоставлять образовательные услуги имеют исключительно некоммерческие организациилюбой формы. Школа может быть зарегистрирована как образовательное учреждение, общественное объединение, автономная некоммерческая организация, фонд, ассоциация и пр. Все эти формы требуют обязательного лицензирования, и основная сложность при открытии частной школы состоит как раз в получении лицензии и прохождении государственной регистрации. Без лицензии начинать образовательную деятельность не рекомендуется – это чревато проблемами.

Получение лицензии

Для получения лицензии соберите пакет документов:

  • Заявление от юрлица, учредившего некоммерческую организацию.
  • Свидетельство о регистрации некоммерческой организации (нотариальная копия).
  • Устав организации (нотариальная копия).
  • Идентификационный номер налогоплательщика.
  • Справка о постановке на налоговый учет.
  • Сведения о количестве учащихся и педагогов.
  • Информация и документы об арендованном или приобретенном помещении будущей школы. Здание должно соответствовать санитарным нормам, кроме классных комнат,обязательно должно быть место для оборудования столовой, медицинского пункта, спортзала.
  • Заключения санэпидемслужбы, инспекции безопасности дорожного движения, пожарной службы о пригодности помещения для размещения школы.
  • Лицензия Федерального горного и промышленного надзора России о пригодности оборудования к эксплуатации и о правах на его использование.
  • Школьная программа с указанием учебных дисциплин. В программе необходимо указать нагрузку на учеников в рамках допустимых норм.
  • Сведения о приобретенных учебниках, методических пособиях и техническом оснащении учебного заведения.
  • Информация о педагогических кадрах, условиях их работы, профессиональном уровне.
  • Перечень документов, вошедших в пакет.

Приступить к набору учеников вы сможете только после получения лицензии.

Как получить аттестацию и аккредитацию

На получении лицензии ваши заботы не закончатся. Чтобы иметь право выдавать аттестаты, вы должны иметь государственную аккредитацию. После начала работы школы у вас будет три года для подтверждения заявленного профессионального уровня.

Вам необходимо пройти государственную аттестацию в Министерстве образования. После первого выпуска учеников вы имеете право обратиться в министерство, и если нареканий не будет, вас аттестуют. Только после этого можно начинать ходатайствовать об аккредитации.

Как видите, открыть школу, обеспечить высокий уровень образования, превышающий качество обучения в обычной школе, привлечь внимание родителей и убедить их в преимуществах обучения в вашей школе очень непросто. Популярность и доверие ваше учебное заведение завоюет только в том случае, если вы соберете под крышей школы лучших учителей и сможете донести информацию о новой школе до жителей вашего города. Позаботьтесь об освещении этого события в местной прессе, в данном случае обычной рекламы будет недостаточно. Подробные статьи о частной школе в газетах, передачи на местном телеканале, дни открытых дверей, положительные отзывы авторитетных педагогов – все это войдет в ваш актив и привлечет внимание.

Особенности и преимущества частных школ

В крупных городах частные школы давно и успешно работают, дети в таких учебных заведениях получают разносторонние знания, а качество образования заметно повышается за счет привлечения лучших педагогов и сравнительно небольшой численностью обучающихся. Задача частной школы – предоставить ребенку максимум возможностей для гармоничного интеллектуального и физического развития с учетом индивидуальных особенностей каждого ученика.

Качество обучения в частной школе должно превосходить уровень знаний, который дети могут получить в школе традиционной. Отличительные черты современного учебного заведения:

  • Платное обучение.
  • Дополнительные учебные курсы сверх стандартной программы ( , основы юриспруденции, математика, изобразительное искусство и т. д.).
  • Число учеников в классе – не больше 15, а всего в частной школе редко обучается больше 200 детей.
  • Ежедневное учебное расписание обычно более обширное, чем в государственной школе, так как программой предусмотрены дополнительные курсы.
  • Современный компьютерный класс, спортивный зал, бассейн, музыкальная студия и т. д.
  • Полноценное питание – обязательная составляющая хорошей частной школы.

Педагогический состав

При подпоре педагогов вы должны учитывать не только уровень профессионализма, но и умение общаться с детьми и доносить до них учебный материал, умение расположить учеников и заинтересовать их предметом изучения.

Во вновь открывшуюся школу можно набрать учеников первых, четвертых и десятых классов (по два класса для каждой возрастной группы). Для организации учебного процесса сначала достаточно 15 преподавателей на условиях полной занятости и при условии преподавания нескольких предметов. При наборе учеников в следующем учебном году количество преподавателей увеличится вместе с увеличением числа школьников.

Также штат сотрудников школы должен быть укомплектован:

  • Директором.
  • Бухгалтером.
  • Техническими работниками.
  • Поварами.

Финансы

Если в первый год вы примете на обучение 90 детей, ваши финансовые вложения составят:

  • Приобретение помещения школы, ремонт здания и благоустройство территории – 20 000 000 руб.
  • Оформление документов, получение разрешений от санитарно-эпидемиологической, пожарной и других служб – 200 000 руб.
  • Мебель и оборудование – 5 000 000 руб.

Текущие расходы в первый год работы школы:

  • Зарплата персонала – 6 000 000 руб./год.
  • Обслуживание помещений, ремонт и обновление оборудования и пр. – 1 500 000 рублей.

Доходы частного учебного заведения состоят из платы за обучение, размер которой зависит от региона, количества факультативов и других условий. В среднем год обучения в школе стоит 135 000 рублей, кроме этого, традиционно предусмотрен вступительный взнос в размере 20 000 руб.

Общий доход школы за год составит 12 330 000 рублей, при чистой прибыли 4 830 000 руб. При таком развитии финансовые вложения окупятся через 5 лет.

Предприниматель и мать троих детей Лола Шурыгина, задумавшая открыть частную школу, сначала пережила разрыв с бизнес-партнером, затем в последний момент лишилась помещения, но все-таки реализовала свою мечту

Лола Шурыгина

«Сначала мы просто хотели создать лучшую школу для своих детей. Но затем поняли, что это может стать бизнесом», — говорит основательница школы «Макарун» 35-летняя Лола Шурыгина. Она окончила Национальный университет Узбекистана по специальности «экономист-международник», перебралась в Москву и в 2008 году основала ООО «Первый тендер» — агентство, которое занимается управленческим консалтингом и услугами по организации торгов. Сейчас компанией владеет и управляет ее муж Сергей Шурыгин.

Первую попытку построить бизнес, связанный с обучением, Шурыгина предприняла в 2015 году. Тогда она присоединилась к своей знакомой Дарье Дубровиной, которая собирала класс для обучения детей по методике Владимира Жохова, — это система преподавания в младших классах, когда материал излагается с помощью слайдов и презентаций.

В июле Лола и Дарья собрали родителей, заинтересованных в таком обучении, и зарегистрировали ООО «Альтернатива», доли распределили 50 на 50. За пару месяцев до 1 сентября собрали 55 детей, а к декабрю у них было уже три класса, в которых учились 97 первоклашек.

Однако по мере роста бизнеса Шурыгина и Дубровина всё чаще спорили и не могли прийти к единому мнению, как развивать школу. «Две женщины не поделили одну кухню», — вспоминает Лола. Конфликт был болезненным и продолжался несколько месяцев, рассказала РБК Дарья.

Как-то Шурыгина опубликовала в Facebook свои впечатления об уроке письма и чтения и навлекла на себя гнев автора методики Владимира Жохова, который, по ее словам, посчитал посты утечкой конфиденциальных данных и пригрозил школе закрытием. Сам Жохов отказался комментировать этот инцидент.

В итоге весной 2016 года Шурыгина продала Дубровиной свою долю в уставном капитале, а также получила дивиденды после распределения прибыли. По словам Дубровиной, выплата составила порядка 350 тыс. руб.

Школа за два месяца

После этого Шурыгина ушла в декрет и родила третьего сына, но не оставила замысла открыть свою школу. В июне 2016-го ее знакомая, владелица бизнес-центра «Москва-Сокол» на Ленинградском проспекте, предложила низкую арендную ставку (какую, Шурыгина не разглашает, ссылаясь на личную просьбу хозяйки) на подходящее помещение, и она решила не откладывать мечту в долгий ящик.

На этот раз Шурыгина стала искать уже не партнеров, а наемных сотрудников, которые помогли бы ей поднять проект. «Когда я решила, что открываю школу, то опубликовала на Facebook запрос, не хочет ли кто-нибудь посидеть со мной в кафе и провести «мозговой штурм». Откликнулось порядка шести человек, почти все — директора детских проектов», — вспоминает Лола. Среди них была Екатерина Сикорская, экс-соучредитель развивающего детского центра «Солнечный город», работающего по методике Монтессори, впоследствии она стала исполнительным директором школы и заместителем Шурыгиной. «Катя была самой молчаливой на той встрече, — вспоминает Лола. — Я ее спросила: почему вы все время молчали? А она говорит: «А чего болтать? Делать надо!» И я поняла, что мы сработаемся».



Лола Шурыгина ()

Шурыгина и Сикорская первым делом объявили набор в новую школу и начали искать учителей. Большинство родителей пришли через «сарафанное радио» — кто-то знал Шурыгину или Сикорскую по предыдущим проектам, кто-то заинтересовался объявлением в Facebook. С поиском учителей возникли проблемы: Шурыгина перебрала более 80 резюме и провела десятки собеседований, но подходящий педагог начальных классов никак не находился. «Мы искали человека, знакомого с методикой развивающего обучения, который уже применял бы ее на практике, чтобы у него была приятная внешность, грамотная речь, желание учиться и расти. При таком количестве требований очень сложно было найти учителя без признаков эмоционального выгорания», — говорит Шурыгина. В итоге опять помог Facebook: там не только нашли учителя, но и впоследствии собрали бóльшую часть персонала, рассказала Екатерина Сикорская.

Но судьба проекта снова повисла на волоске: хозяйка помещения не смогла договориться с партнерами и попросила Шурыгину съехать. Найти новое помещение и отремонтировать его за месяц до начала учебного года казалось делом безнадежным. А в ремонт Шурыгина уже вложила 450 тыс. руб. (впоследствии их удалось компенсировать лишь частично). «Положение было отчаянным», — говорит Лола.

Однако ей повезло: в базе недвижимости ЦИАН она нашла бывшее здание Московского института управления, которое подходило под образовательные цели. «Еще месяц мы согласовывали договор аренды и только 10 сентября начали ремонт», — вспоминает она. Официальное начало учебного года было уже позади, поэтому часть родителей, которые собирались в «Макарун», отдали своих детей в другие школы. Остальным Лола клятвенно пообещала запуститься в начале октября.

Название «Макарун» Шурыгина придумала сама. «Поначалу мы немного сомневались, подойдет ли это странное слово, — вспоминает Екатерина Сикорская. — Муж меня спросил, как называется школа, куда я иду работать. — «Макарун». — А что это? — И тут моя дочка говорит: это же такие вкусные круглые печеньки! И стало понятно, что название сработает».

На подготовку оставалось так мало времени, что часть процессов пришлось «допиливать» уже после запуска, вспоминает Шурыгина. Но 3 октября 2016 года школа «Макарун», как и было обещано, открыла двери. На открытие одна из родительниц испекла огромный торт с теми самыми миндальными печеньками.

Школьная экономика

Общий бюджет проекта составил 8,75 млн руб. По словам Шурыгиной, 7 млн руб. из этой суммы — субсидия департамента науки и промышленности Москвы на создание центров молодежного инновационного творчества. Тут Лоле пригодился предыдущий опыт работы с тендерной документацией. По ее словам, получить субсидию не так сложно, как кажется многим: «Достаточно подать заявку на конкурс, она рассматривается комиссией, и если доказываешь намерение реализовать проект, это, как правило, находит отклик».

В первой половине дня «Макарун» работает как школа, а после обеда в центре открываются мастерские и научные лаборатории, где дети занимаются творчеством, от рисования до 3D-моделирования и робототехники. На оборудование лабораторий и пошла бóльшая часть субсидии, остальное потратили на ремонт и закупку мебели. Кроме того, одну из комнат в здании отвели под детский сад.

Около 1,75 млн руб. Шурыгина вложила из собственных средств вместе с мужем Сергеем Шурыгиным, который стал единственным учредителем школы (ООО «Техникум»). «Муж принял мое желание основать школу как неизбежность, но согласился в этом участвовать, когда понял, что танк поехал и не разбирает дороги», — смеется Лола.

После запуска в школу пришлось вложить еще около 2 млн руб. «Нам важно было организовать комфортную среду, а это подразумевает множество мелочей, которые формируют комфорт родителя и ребенка, — купить доску объявлений, светильники, перепахать землю перед зданием, поставить заборчик», — говорит она.



Фото: Владислав Шатило / РБК

Сейчас операционные расходы школы составляют 1,3 млн руб. в месяц, бóльшая часть из которых идет на аренду и ФОТ. Команда «Макаруна» насчитывает 39 человек постоянных и временных сотрудников, включая 30 учителей (11 — на основной блок и 17 — на дополнительный, мастерские и кружки), двух тьюторов-ассистентов и администраторов. На аренду помещения площадью 430 кв. м уходит примерно 400 тыс. руб., на зарплаты — более 700 тыс. руб. с учетом налогов.

В 2016-2017 учебном году в школе учились 17 детей в двух классах — первом и втором, еще семь дошкольников росли в детском саду, в основном это младшие братья и сестры учеников «Макаруна». По идее, число детей может быть больше в несколько раз без существенного увеличения затрат. По словам Шурыгиной, на одного педагога может приходится трое-пятеро детей. Чтобы привлечь новых школьников на следующий учебный год, весной 2017-го хозяйка школы начала рекламную кампанию через «Яндекс.Директ» и социальные сети.

«При запуске я слишком сильно полагалась на «сарафанное радио». Если бы мы тогда вложились в рекламу, возможно, сейчас уже были бы в плюсе», — говорит Шурыгина. По ее словам, сейчас школа работает с операционным убытком около 400 тыс. руб. в месяц, однако к сентябрю этого года планирует выйти на операционную прибыль, поскольку на следующий учебный год же заключила 20 контрактов, а всего планирует принять 40 учеников. При этом пик спроса обычно приходится на август. Это уже выводит проект в плюс. Отбить инвестиции школа может через два-три года, рассчитывает Шурыгина.

Стоимость обучения в школе начинается от 30 тыс. руб. в месяц, максимальная цена с продленкой и кружками — 46 тыс. руб. Детский сад обходится родителям в 29 тыс. руб.

Чему учат в школе «Макарун»

Обучение строится по традиционной модели, но есть и различия. Во-первых, учителя ведут уроки по учебникам для развивающего обучения, проводят факультативы по чтению, используют оригинальную методику выработки у ребенка красивого почерка. Во-вторых, в школе действует тьюторский подход: каждый предмет ведет отдельный педагог, а работать ему помогает тьютор — ассистент, который следит за дисциплиной на уроке, а на переменах помогает устраивать игры. Кроме того, тьютор наблюдает за детьми как психолог — следит за их успехами и разрешает конфликты, помогает работать над проектами.

Занятия начинаются в 9:00: сначала физическая разминка, затем четыре-пять уроков, прогулка, обед, подготовка домашних заданий, а потом либо кружки, либо продленка до шести-семи часов вечера. Раз в месяц в субботу устраивают «семейный день», когда в школу приглашают психолога, ортопеда либо других специалистов, с которыми могут проконсультироваться родители.

В школе есть урок коммуникаций — это синтез из психологии, тренинга общения и преподавания этикета, где школьников учат общаться, правильно осознавать себя и разрешать конфликты. Во втором полугодии дети посещают специальный урок-проект, где изучают основы предпринимательства.



Фото: Владислав Шатило / РБК

На «испытательном сроке»

Запуск частной школы предполагает соблюдение обязательных требований. Во-первых, необходимы лицензия и государственная аккредитация, позволяющая выпускать собственные аттестаты. Чтобы ее получить, школа должна осуществить хотя бы один выпуск учеников. «Государство здесь защищает интересы потребителя образовательных услуг. Тут дело в некоем испытательном сроке, который должна пройти школа, чтобы показать, что она не однодневка, не начнет штамповать дипломы», — говорит председатель правления «Лиги образования» Сергей Сафронов.

Пока «испытательный срок» не пройден, а первого выпуска еще ждать и ждать, частые школы нередко работают в формате досуговых и развивающих центров образования, что не требует лицензирования. Это не значит, что официально ученики не получают знаний по программе. Например, дети из «Макаруна» числятся на домашнем обучении в аккредитованной частной школе «Наши пенаты». Это обходится «Макарун» примерно в 42 тыс. руб. в год (по 2,5 тыс. на ребенка). «Нам два-три раза в год присылают контрольные, мы их выполняем, пересылаем, их проверяют, выставляют оценки в электронный дневник и заносят в личное дело каждого ученика», — говорит Шурыгина.

Сергей Сафронов говорит, что многие частные школы начинают работать по такой схеме: «Получение лицензии — процесс сложный и долгий, а нужно опробовать бизнес-модель, наладить образовательный процесс. По сути, это тест-драйв до того момента, пока проект не станет большим и его не надо преобразовывать в нечто формальное».



Лола Шурыгина (Фото: Владислав Шатило / РБК)

Во-вторых, зарегистрированная общеобразовательная школа должна функционировать как некоммерческая организация. По закону «О некоммерческих организациях» она хотя и может получать прибыль, но не имеет права распределять ее между учредителями. Таким образом, основатели частной школы обязаны реинвестировать всё заработанное в развитие. «Школа — это же не столовая, где можно каждый пирожок с накруткой 100-200% продавать. Практически всё, что нам приносят родители, позволяет нам выйти «в ноль», покрывая основные расходы. Если что-то остается, это уходит на развитие школы», — рассказал Владимир Андреев, директор петербургской частной школы «Обучение в диалоге», которую он основал в 1988 году.

Но возможность превратить школу в полноценный бизнес все-таки есть. Если зарабатывать на уроках нельзя, то на продленке, дополнительных курсах, услугах психолога и логопеда можно. По словам Шурыгиной, сейчас на выручку от дополнительных услуг приходится примерно 25% общих доходов, в будущем она планирует довести эту цифру минимум до 60%. Лола также намерена разделить школу на два юрлица — НОУ (некоммерческое образовательное учреждение с лицензией и аккредитацией) и ООО. Таким образом можно будет отделить образовательную часть от коммерческой и иметь возможность выводить прибыль.



Бизнес или подвижничество

В Москве работают 158 аккредитованных частных школ и детских садов, рассказала РБК председатель московского отделения Ассоциации некоммерческих образовательных организаций Карина Чернякова. Большинство из них были основаны еще в 1990-е. Еще несколько десятков новых работают без аккредитации, например, как организации дополнительного образования или детские клубы.

Стоимость обучения во многом зависит от района: в «рабочих» обучение стоит от 27-35 тыс. руб. в месяц, в более престижных — от 45 тыс. В крупнейших и наиболее известных частных школах столицы, например в Павловской гимназии или Ломоносовской школе, стоимость обучения превышает 150 тыс. руб. в месяц. Для района станции метро «Сокол», где располагается «Макарун», базовая цена 30 тыс. руб. кажется достаточно демократичной.

Несмотря на высокие цены, частные школы — это не столько бизнес, сколько подвижничество, возможность заниматься любимым делом без бюрократии, с которой сталкиваются сотрудники государственных школ, считает Карина Чернякова: «Бóльшая часть давно работающих частных школ Москвы — это авторские заведения, которые создавали сами педагоги, и эти руководители создали для себя и своих сотрудников довольно высокооплачиваемые рабочие места».

Со спросом проблем нет, уверяет Чернякова: «В государственных школах учителя разучились работать. Раньше, если ребенок что-то не понимал, учитель оставлял его после уроков, занимался с ним, а сейчас это отдельная услуга». Поэтому многие делают выбор в пользу частных школ, где детей в числе прочего кормят два-три раза в день, а учителя делают с ними уроки на продленке.

Частные школы привлекательны атмосферой, которая в них создается, уверен Сергей Сафронов из «Лиги образования»: «Есть, конечно, школы-комбинаты, которые предлагают дежурный коктейль из популярных на рынке услуг, но обычно частные школы удовлетворяют потребности тех родителей, которые задумываются о том, какую систему воспитания для своего ребенка выбрать, какие идеи заложить».

Наверное, нет такого педагога, который не мечтал бы открыть частную школу. О собственной школе мечтают и некоторые родители, и конечно, дети. Их фантазии мало похожи на реальную жизнь учебного заведения. Но даже учителя, проработавшие в обычной школе всю жизнь, плохо представляют себе, как открыть частную школу, для чего это нужно и через какие тернии придется пройти. Преподаватели, обычно, плохие менеджеры, поэтому для успешного функционирования такого заведения нужны и те, и другие.

Открытие частной школы: три причины

Частная школа как бизнес, приносящий доходы, рассматривается далеко не всеми. Статистические исследования показывают, что в России есть три основные причины для их открытия.

  • Некоторые бизнесмены стараются открыть школу не для получения прибыли, а для того, чтобы дети учредителей получили достойное образование. Такие родители самостоятельно финансируют учебное заведение. Часто случается так, что по окончании учебы детей учредителей школа потихоньку умирает.
  • Крупные компании нередко открывают школы закрытого типа, в которых учатся только дети сотрудников. Эти заведения также не приносят дохода, а чаще всего полностью субсидируются учредителями. Подобные заведения в России и за рубежом содержит «Газпром» и некоторые другие гиганты бизнеса. Цель обучения: получение образования европейского уровня, подготовка резерва для своей компании.
  • Только третья часть частных школ открывается для того, чтобы дети могли получить достойное образование, а учредители и учителя - такую же прибыль.

С чего начать?


Если рассматривать школу как бизнес-проект, приносящий прибыль, начать придется с анализа рынка. Задумываться сначала придется не о том, как создать частную школу, а о том, какого учебного заведения не хватает городу и каким оно должно быть.

Общие слова и размытые цели типа «дать качественное образование» в корне неправильны. Цель, которую нужно ставить сразу после анализа рынка, так же как и весь бизнес-план школы, должна быть предельно конкретной. Вот удачный пример.

  • Краткосрочная цель: создание узнаваемого собственного имени, выход на рынок частных школ, окупаемость вложенных средств (или получение прибыли).
  • Долгосрочные цели:
    • создание сети школ;
    • расширение рынка услуг;
    • создание базы для подготовки к международным экзаменам;
    • установление связи с вузами;
    • создание детского сада как звена, предшествующего школе.

Цели могут быть и другими, но не менее конкретными. Есть такая закономерность: прежде чем понять, как открыть частную школу, нужно научиться ставить задачи.

Что отличает одну школу от другой?

Многие из тех, кто хотел открыть «свое» учебное заведение, ошибались в самом начале, пытаясь открыть частную школу как самоцель. Она должна отличаться от уже открытых не только уровнем образования, но и оригинальными авторскими методиками, дополнительными курсами, не похожим на другие воспитательным процессом.


Задумываясь о том, как открыть частную школу в России, учредитель должен четко понимать: хорошая школа умело сочетает следование установленным стандартам и все пожелания родителей. Это под силу далеко не каждому менеджеру или педагогу. Вот почему в штате такого заведения должны быть не только преподаватели, администраторы и психологи.

Если учредитель хочет открыть школу, чтобы получать прибыль, он должен включить в штат менеджеров, экономистов, аналитиков, маркетологов, предпринимателей. Естественно, что бюджет заведения, который на 80% состоит из родительских денег, не выдержит такой нагрузки. И тогда директору или учредителю придется решать, кто справится с обязанностями этих специалистов. Все эти размышления должны сформироваться в бизнес-план школы и ее Устав.

С чего начинается открытие частной школы?


Как только цели определены, а на примете появились достойные сотрудники, можно переходить к основам: начинать открывать частную школу в реальной жизни, а не на бумаге. Вначале регистрируют юридическое лицо, открывают ИП.

Открывают счет, получают печать и приступают к получению Лицензии. И тут первая сложность.

Лицензию на открытие частной школы выдают только тогда, когда Учредитель предоставляет:

  • Разрешение (оформленное должным образом) всех инстанций.
  • Штатное расписание.
  • Расписание уроков.
  • Программное обеспечение (имеются в виду школьные, а не компьютерные программы).

Процесс сбора этих документов занимает очень много времени, и это следует учитывать. Параллельно можно подыскивать здание, помня, что оно должно не только соответствовать требованиям инстанций, но и иметь собственную стоянку: большинство учеников привозят родители. Если на этом этапе бизнесмен все еще думает о том, как открыть частную школу, он может заняться ее оснащением и выбором учебных программ.

О программах, учебниках и стульях


Вопрос не менее важный, чем мысли о том, как без посторонней помощи открыть частную школу. Программы можно взять стандартные, но тогда такое заведение будет мало востребованным. Лучше разработать их самому, учитывая существующие стандарты и требования.

Преподаватели знают, что любая авторская программа должна быть обязательно утверждена в Министерстве. Поэтому Учредителю придется позаботиться о методисте, который сможет проверить все документы перед подачей в Министерство.
Потом необходимо будет приобрести нужные учебники, методички, пособия и т. д. Это значит, что уже на этом этапе придется решать вопрос о финансировании.

О том, как открыть частную школу, должны заботиться не только экономисты и методисты, но и хозяйственники. Именно они покупают мебель, обеспечивают ремонт, формируют техническую базу. Хорошо, если персонал будет набран по конкурсу: лучшей школе нужны лучшие работники.