Учредителями фондов могут быть. – Фонд социального страхования Российской Федерации

Термин «фонд» неоднозначный и имеет несколько трактовок. Наилучшим образом смысл термина «фонд» раскрывается благодаря естественной классификации, основанной на различных признаках и параметрах этого понятия, которые объединяют или указывают на отличия разных видов фондов.

Фонды имеют свои цели, собственника, каналы наполнения. Первая ступень классификации сформирована по виду его собственника — деление фондов на государственные и частные. Государственные фонды находятся в распоряжении государственных органов. Они могут быть бюджетными и внебюджетными. Внебюджетные фонды — особая форма образования и расходования денежных средств. Создаются государством на основании обязательных платежей, регулируемых государственным законодательством, добровольных взносов всех субъектов и др. для удовлетворения интересов некоторых социальных групп, имеют определенное целевое назначение и направлены на финансирование государственных социальных программ, средства таких фондов не включаются в государственный бюджет. Примеры: Государственный Пенсионный фонд, Фонд социального страхования, Фонд обязательного медицинского страхования.


Бюджетные фонды образуются за счет бюджетных средств и концентрируются в распоряжении органов местного самоуправления и органа государственной власти. Целями БФ является финансирование преимущественно важных отраслей экономики, ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций, а также значимых социальный, экономических, научно-технических и других программ. Примеры: фонд финансовой поддержки территорий, валютный фонд, фонд развития области и др.


Негосударственные фонды подразделяются на:
  • фонды предприятия — это средства любой коммерческой организации, которые принимают непосредственное участие в производственном процессе, а также специально созданные фонды развития бизнеса, резервные фонды и др.;
  • некоммерческие фонды — организации, в распоряжении которых находятся средства для выполнения общественно-полезных целей, в том числе и благотворительных;
  • инвестиционные фонды, созданные для получения прибыли, деятельность предусматривает образование общего капитала с последующим портфельным инвестированием в отрасли экономики, которые производят товары и услуги.


Особенности частного некоммерческого фонда:
  • имеет устав, на основании которого осуществляется его деятельность;
  • учредителями могут быть физические лица, коммерческие и некоммерческие организации;
  • деятельность не может быть направлена на получение прибыли и регулируется законодательством Российской Федерации;
  • возможность ведения коммерческой деятельности допускается лишь с целью привлечения дополнительных средств для существования фонда или пополнения капитала для основной деятельности.


Отдельные виды фондов:
  • взаимным фондом называют портфель акций, который приобретен профессиональными финансистами на денежные средства множества вкладчиков;
  • трастовый фонд — денежные средства и другие активы, собранные физическим или юридическим лицом для дальнейшей их передачи другому субъекту на определенных условиях, например, родители создают доверительный фонд, средства из которого переходят в собственность ребенку после их смерти;
  • резервные фонды формируются из прибыли на случай непредвиденных ситуаций, чтобы вовремя иметь возможность восполнить капитал;
  • Международный валютный фонд — организация, осуществляющая кредитование государств в условиях снижения их платежеспособности.


Главная задача любого фонда — аккумулирование денежных средств для дальнейшего их распределения в соответствии с целями деятельности.

4.1. Для достижения своих целей Фонд осуществляет следующую деятельность:

  • оказание материальной и иной помощи в сохранении, восстановлении и реставрации памятников истории и культуры, природы, исторических ландшафтов;
  • оказание материальной и иной помощи учреждениям в сфере науки, культуры, образования, искусства;
  • содействие деятельности, направленной на сохранение и пропаганду культурно-исторического и природного наследия Пушкиногорья;
  • содействие пропаганде, изучению и сохранению пушкинского наследия;
  • сотрудничество с Русской Православной Церковью в деле духовного воспитания и образования молодежи;
  • содействие движению доброхотов Пушкинского Заповедника;
  • содействие возрождению и развитию традиционных промыслов и ремесел в Пушкиногорье;
  • содействие развитию среднего и высшего образования в Пушкиногорье;
  • оказание материальной и иной помощи в развитии туристической инфраструктуры вокруг Пушкинского Заповедника, привлечение ресурсов для развития туризма в Пушкиногорье;
  • оказание материальной и иной помощи в сохранении и развитии Пушкинского Заповедника (осуществлении уставной деятельности и реализации концепции развития Пушкинского Заповедника);
  • содействие инициативам российских и иностранных граждан и юридических лиц, соответствующих целям Фонда и способствующих реализации Фондом своих целей;
  • привлечение добровольных пожертвований, аккумулирование полученных средств и направление их на цели, предусмотренные Уставом.

4.2. Фонд вправе осуществлять предпринимательскую деятельность, соответствующую целям Фонда и необходимую для достижения общественно полезных целей, ради которых Фонд создан. Фонд осуществляет предпринимательскую деятельность в пределах видов деятельности, определенных настоящим Уставом.

  • 4.2.1. К предпринимательской деятельности Фонда относятся следующие виды деятельности:
    • производство товаров и услуг, отвечающее целям и видам деятельности Фонда;
    • приобретение и реализация имущественных и личных неимущественных прав;
    • приобретение и реализация ценных бумаг и долей участия в хозяйственных обществах;
    • размещение привлеченных (в виде пожертвований и иных благотворительных взносов) денежных средств, ценных бумаг в банках, кредитных учреждениях, инвестиционных институтах и иных организациях, имеющих на это право, на основании соответствующих договоров;
    • издательская деятельность;
    • организация массовых праздников, зрелищных мероприятий, фестивалей, семинаров, конгрессов, выставок, ярмарок, аукционов;
    • проведение научно-исследовательских, проектно-конструкторских и строительно-реставрационных работ;
    • туристическая и экскурсионная деятельность;
    • деятельность, направленная на установление, развитие, укрепление международных культурных связей;
    • концертная и гастрольная деятельность.
  • Если для осуществления какого-либо вида предпринимательской деятельности необходимо получение соответствующей лицензии, то такая деятельность может осуществляться только после получения необходимой лицензии.
  • 4.2.2. Для осуществления предпринимательской деятельности Фонд вправе создавать хозяйственные общества. Не допускается участие Фонда в хозяйственных обществах совместно с другими лицами. Созданные фондом хозяйственные общества обладают общей правоспособностью, если иное не установлено законом или учредительными документами этих обществ.

4.3. Прибыль, полученная Фондом в результате осуществления им предпринимательской деятельности (как непосредственно, так и посредством участия в хозяйственных обществах), не распределяется между его учредителями, а направляется на общественно полезные цели, ради которых Фонд создан.

5. Имущество Фонда

5.1. Для достижения Фондом целей, предусмотренных настоящим Уставом, его Учредители наделяют Фонд первоначальным имуществом на общую сумму в 700 рублей, передаваемым Фонду на праве собственности:

  • 5.1.1. Учредитель Алексеев Н.А. передает Фонду денежные средства в размере 100 (Сто) рублей 00 копеек.
  • 5.1.2. Учредитель Белецкий С.В. передает Фонду денежные средства в размере 100 (Сто) рублей 00 копеек.
  • 5.1.3. Учредитель Бурченков К.П. передает Фонду денежные средства в размере 100 (Сто) рублей 00 копеек.
  • 5.1.4. Учредитель Василевич Н.Б. передает Фонду денежные средства в размере 100 (Сто) рублей 00 копеек.
  • 5.1.5. Учредитель Мнацаканян А.Л. передает Фонду денежные средства в размере 100 (Сто) рублей 00 копеек.
  • 5.1.6. Учредитель Насибулин Э.Х. передает Фонду денежные средства в размере 100 (Сто) рублей 00 копеек.
  • 5.1.7. Учредитель Секерин А.П. передает Фонду денежные средства в размере 100 (Сто) рублей 00 копеек.
  • 5.1.8. Названное имущество передается Фонду в течение 2 (двух) месяцев со дня его государственной регистрации и подлежит зачислению на баланс Фонда в порядке, установленном нормативными актами о бухгалтерском учете и отчетности.

5.2. Источниками формирования имущества Фонда также являются:

  • взносы учредителей;
  • благотворительные пожертвования, в том числе носящие целевой характер (благотворительные гранты), предоставляемые гражданами и юридическими лицами в денежной или натуральной форме;
  • доходы от внереализационных операций, включая доходы от ценных бумаг;
  • поступления от деятельности по привлечению ресурсов (проведение кампаний по привлечению благотворителей и добровольцев, включая организацию развлекательных, культурных, спортивных и иных массовых мероприятий, проведение кампаний по сбору благотворительных пожертвований, проведение лотерей и аукционов в соответствии с законодательством Российской Федерации, реализацию имущества и пожертвований, поступивших от благотворителей, в соответствии с их пожеланиями);
  • доходы от разрешенной законом предпринимательской деятельности;
  • поступления из федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов и внебюджетных фондов;
  • доходы от деятельности хозяйственных обществ, учрежденных Фондом;
  • труд добровольцев;
  • другие, не запрещенные законом поступления.

Законами могут быть установлены ограничения на источники доходов Фонда.

5.3. На основании приказа Исполнительного директора Фонда могут быть созданы различные фонды (фонд накопления, оплаты труда и другие), порядок образования, назначение и размер отчислений в которые устанавливаются в положении о порядке использования средств соответствующего фонда.

5.4. В собственности или на ином вещном праве Фонда могут находиться земельные участки, здания, сооружения, строения, жилищный фонд, транспорт, оборудование, инвентарь, средства связи, множительной техники, имущество культурно-просветительного и оздоровительного назначения, денежные средства, акции, другие ценные бумаги и иное имущество, а также имущество, необходимое для материального обеспечения деятельности Фонда. В собственности Фонда могут также находится учреждения, издательства, средства массовой информации, создаваемые и приобретаемые за счет средств Фонда в соответствии с его уставными целями.

5.5. Фонд может совершать в отношении находящегося в его собственности или ином вещном праве имущества любые сделки, не противоречащие законодательству Российской Федерации, соответствующие уставу, пожеланиям благотворителя.

5.6. Фонд не вправе использовать на оплату труда административно-управленческого персонала более 20 процентов финансовых средств, расходуемых Фондом за финансовый год. Данное ограничение не распространяется на оплату труда лиц, участвующих в реализации благотворительных программ.

5.7. В случае, если благотворителем или благотворительной программой не установлено иное, не менее 80 процентов благотворительного пожертвования в денежной форме должно быть использовано на благотворительные цели в течение года с момента получения Фондом этого пожертвования. Благотворительные пожертвования в натуральной форме направляются на благотворительные цели в течение одного года с момента их получения, если иное не установлено благотворителем или благотворительной программой. При реализации долгосрочных благотворительных программ поступившие средства используются в сроки, установленные этими программами.

5.8. Имущество Фонда не может быть передано (в формах продажи, оплаты товаров, работ, услуг и в других формах) учредителям Фонда на более выгодных для них условиях, чем для других лиц.

5.9. Имущество Фонда может использоваться исключительно по целевому назначению - то есть в соответствии с целями Фонда, определенными настоящим Уставом. Фонд не вправе расходовать свои средства и использовать свое имущество для поддержки политических партий, движений, групп и кампаний.

5.10. Фонд ведет бухгалтерскую и статистическую отчетность в установленном порядке и несет ответственность за ее достоверность.

5.11. Финансовый год Фонда совпадает с календарным.

Фонд относится к числу некоммерческих организаций, не являющихся корпорациями, т. е. не имеет членства. Фонды создаются для материального обеспечения социально-культурной, благотворительной, образовательной и иных общественно полезных видов деятельности, а потому их участие в гражданском обороте имеет строго целевой характер, подчиненный основным целям деятельности конкретного фонда. Необходимое для названных целей имущество аккумулируется в них с помощью добровольных пожертвований (взносов).

Фондом признается не имеющая членства организация, созданная на основе добровольных имущественных взносов учредителей в социально-культурных, благотворительных, образовательных и иных общественно полезных (некоммерческих) целях (п. 1: ст. 118 ГК; п. 1 ст. 7 Закона о некоммерческих организациях).

Фонд является собственником имущества, переданного ему учредителями или иными жертвователями, которые не приобретают никаких прав на имущество фонда (п. 3 ст. 48, п. 4 ст. 213 ГК). Тем самым исключается и взаимная ответственность по долгам фонда и его учредителей.

Фонд создается по решению его учредителей, утверждающих его устав как единственный учредительный документ. В уставе фонда помимо общих для всех юридических лиц сведений должны также содержаться сведения о целях его деятельности, об органах фонда и их компетенции, о порядке назначения и освобождения должностных лиц фонда (например, с согласия или утверждения попечительского совета) и о судьбе имущества фонда в случае его ликвидации. Закон ограничивает возможности внесения изменений в устав фонда его исполнительными органами (ибо в ином случае открывается возможность изменения статуса фонда вопреки воле его учредителей). Такие изменения могут вноситься этими органами самостоятельно только в случаях, когда устав (утвержденный учредителями фонда) прямо разрешает это, а при отсутствии таких указаний - только по решению суда при наличии предусмотренных законом условий (п. 1 ст. 119 ГК).

В качестве учредителей фондов могут выступать как физические и юридические лица (коммерческие и некоммерческие организации), так и публично-правовые образования1. Учредитель может быть и единственным (единоличным). Важнейшей обязанностью учредителей является передача взноса в имущество (уставный капитал) фонда (хотя требования к минимальному размеру такого взноса, как и к минимальному размеру его уставного капитала (фонда), в законодательстве отсутствуют). Поэтому в роли учредителей фонда не могут выступать лица, которые только организуют его деятельность (а впоследствии обычно становятся его руководителями (должностными лицами) и начинают бесконтрольно распоряжаться собранным у иных лиц имуществом, как это нередко имело место при создании у нас первых благотворительных фондов). Учредители фонда обычно не участвуют в его деятельности и не обязаны это делать.

Вместе с тем учредители и другие участники фонда вправе и должны контролировать соблюдение целевого характера использования полученного фондом имущества. С этой целью в фонде из числа его учредителей (их представителей) либо также иных авторитетных в общественном мнении лиц должен быть создан попечительский совет (п. 4 ст. 118 ГК; п. 3 ст. 7 Закона о некоммерческих организациях), который, будучи его волеобразующим органом, осуществляет надзор за всей деятельностью фонда и его исполнительных органов и должностных лиц. В фонде образуются коллегиальный (правление, совет и т. п.) и единоличный (президент, председатель и т. д.) исполнительные (волеизъявляющие) органы, обычно назначаемые или утверждаемые учредителями или попечительским советом. При наличии заинтересованности руководителя или иного должностного лица фонда в совершении сделки от его имени такая сделка подлежит предварительному одобрению попечительского совета фонда под страхом признания ее недействительной (ст. 27 Закона о некоммерческих организациях).

Как и общественная организация, фонд преследует в своей деятельности исключительно общественно полезные цели и ни при каких условиях не может распределять полученное имущество между своими участниками (учредителями) или работниками.

1 Учредителями благотворительных фондов не вправе выступать публично-правовые образования, а также их унитарные предприятия и учреждения (ст. 8 Закона о благотворительной деятельности и благотворительных организациях // СЗ РФ. 1995. № 33. Ст. 3340), ибо иное означало бы нецелевое использование публичного имущества.

Поэтому он обязан законом к публичному ведению своих имущественных дел (абз. 2 п. 2 ст. 118 ГК; абз. 2 п. 2 ст. 7 Закона о некоммерческих организациях; п. 5 ст. 19 Закона о благотворительной деятельности). Наряду со взносами учредителей и другими пожертвованиями фонд вправе использовать для пополнения своего имущества результаты собственной предпринимательской деятельности. Последняя, однако, обязана непосредственно служить достижению целей фонда и полностью соответствовать им. Речь, следовательно, может идти лишь о тех же формах предпринимательства, которые разрешено осуществлять общественным организациям. На аналогичных условиях фондам разрешено создавать хозяйственные общества или участвовать в них. Благотворительные фонды вправе создавать хозяйственные общества лишь в качестве "компаний одного лица", будучи их единственными учредителями и участниками (п. 4 ст. 12 Закона о благотворительной деятельности). Для достижения своих уставных целей фонды могут создавать и другие некоммерческие организации.

Фонды могут реорганизовываться по решению их учредителей и (или) назначенного ими попечительского совета по общим правилам гражданского законодательства. Они, однако, не могут преобразовываться в другие виды юридических лиц. Закон предусматривает также особый порядок ликвидации фондов. С целью предотвращения возможных злоупотреблений в использовании собранного фондами имущества, в частности при их самоликвидации, перечень оснований их ликвидации предусматривает закон, а не устав конкретного фонда, а сама эта ликвидация допускается только по решению суда, а не в добровольном порядке (п. 2 ст. 119 ГК; п. 2 ст. 18 Закона о некоммерческих организациях). При этом остаток имущества направляется на цели, предусмотренные в уставе фонда или на благотворительные цели, а при невозможности его использования для этих целей обращается в доход государства (п. 1 ст. 20 Закона о некоммерческих организациях). Таким образом, он ни при каких условиях не может быть распределен между учредителями (участниками) или работниками фонда. Фонд может быть объявлен банкротом.

Одной из форм некоммерческих организаций, осуществляющих деятельность в нашей стране и во всем мире, являются фонды.

Фондом называется некоммерческая организация, которая создается учредителями с целью материального обеспечения определенных видов деятельности – благотворительной, социально-культурной, образовательной, научной, управленческой.

Одним из главных принципов функционирования фондов является достижение общественной пользы в самых разнообразных ее проявлениях – здравоохранения, защиты их прав и законных интересов наших соотечественников, оказания юридической помощи, разрешения конфликтных ситуаций.

Определение «фонд» приводится в Федеральном законе «О некоммерческих организациях». Следовательно, как и у прочих НКО, основой деятельности фонда не может являться извлечение прибыли, а при ее возникновении доход должен распределяться между участниками фонда.

В качестве учредителей фонда могут выступать как граждане, так и юридические лица. Имущественный комплекс фонда формируется на основе их благотворительных взносов. Материальные средства и активы, переданные фонду его учредителями, становится имуществом некоммерческой организации. Фонды не предполагают членства.

Деятельность фонда имеет строго целевой характер и должна строго соответствовать положениям, заявленным в его основном учредительном документе – уставе. При этом фонд имеет право осуществлять предпринимательскую деятельность и создавать при себе хозяйственные общества, но только в случае если они соответствуют общественно-полезным целям, ради которых фонд был создан. На осуществление отдельных видов предпринимательской деятельности, подлежащей обязательному лицензированию, фонды – так же как и прочие юридические лица – должны получить соответствующее разрешение.

Основные законы, которыми руководствуются фонды при осуществлении деятельности:

  • Федеральный закон «О некоммерческих организациях».
  • Федеральный закон «Об общественных объединениях».
  • Федеральные законы о фондах отдельных видов (например, Федеральные законы "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства", «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях» и пр.).

С точки зрения организационно-правовой формы фонды являются юридическими лицами и становятся таковыми с момента государственной регистрации. Первым документом, с которого начинается существование фонда, является решение учредителей о его создании. Как правило, фонды создаются без ограничений срока их деятельности. Некоторые фонды со временем развивают более или менее обширную сеть региональных представительств.

Как и у всякого субъекта правового поля, у фонда есть права и обязанности. К числу обязательных требований относится наличие самостоятельного баланса, печати с официальным наименованием, ведение бухгалтерского учета и отчетности и регулярное представление информации о деятельности государственным органам. Кроме того, фонд обязательно должен печатать в средствах массовой информации отчетность об использовании своего имущества.

Учредители фонда

Иногда бывает, что учредители фонда непосредственно участвуют в жизни фонда только на этапе его создания. Напомним, они принимают решение о создании фонда и формируют его учредительный . Случается, что они еще и дают фонду свое имя. В дальнейшем фонд и его учредители не имеют по отношению друг к другу никаких юридических обязательств: учредители не отвечают по обязательствам своего детища, а фонд – не несет ответственности по обязательствам своих учредителей. Никакого касательства не имеет учредитель фонда и к прибыли организации, если таковая возникает.

Тем не менее, учредители часто входят в попечительский совет – специальную структуру, которая осуществляет контроль деятельности фонда, целевым использованием имущества, работой исполнительных органов. Члены совета работают исключительно на добровольных началах.

Число учредителей фонда не ограничено: это может быть и один человек, а может быть и достаточно обширная группа лиц. Однако на протяжении всей деятельности фонда их количество остается неизменным, за исключением случаев, независящих от фонда – например, смерти одного из создателей фонда либо реорганизации юридического лица, выступившего в качестве учредителя.

Хотя Гражданский Кодекс не дает четкой классификации фондов, часто их типы определяются по составу их учредителей. Отсюда различают:

  • Частные фонды. В качестве их учредителей выступает одно юридическое лицо или члены одной семьи. Фонд создается на средства частного лица. Несмотря на богатейшие традиции благотворительности в России, как таковые частные фонды в нашей стране стали появляться только в конце 90-х годов. Среди наиболее известных стоит назвать фонд «Вольное дело» Олега Дерепаски, Владимира Потанина, Фонд Тимченко. Часто фонды такого типа не реализуют социальные проекты самостоятельно, являются учредителями специальных грантов для общественных организаций, университетов и пр.
  • Корпоративные фонды. В качестве их учредителей выступают юридические лица – отдельные компании или объединения. Чаще всего создателем фонда является одна . Такие фонды создаются на средства компаний. Перечисление денежных средств производится от ежегодной прибыли компании либо материнская компания формирует капитал фонда. Часто деятельность корпоративного фонда является продолжением социальной миссии компании и содействует укреплению имиджа социально-отвественного бизнеса.
  • Общественные фонды, учрежденные группой лиц или общественных объединений. Эта форма общественного объединения так же не предполагает членства. Обычно общественные фонды занимаются сбором и накоплением денежных средств – взносов и пожертвований – с целью их дальнейшего распределения на решение общественно-значимых задач. Наиболее распространены общественные благотворительные фонды.
  • Государственные фонды. Как и следует из названия, фонды финансируются из государственного бюджета. Примером может служить Российский фонд фундаментальных исследований, который занимается поддержкой научно-исследовательской деятельности. Фонды такого типа имеют узкую направленность и занимаются распределением грантов на реализацию деятельности в соответствии со своим направлением деятельности.
  • Муниципальные фонды. Они создаются по решению органа местного самоуправления с целью эффективного использования финансовых ресурсов муниципалитетов. Например, сейчас достаточно распространены муниципальные фонды поддержки малого предпринимательства.Представленная классификация не означает, что фонды могут быть представлены исключительно «в чистом виде». Часто состав учредителей бывает смешанным, и тогда можно говорить, например, о государственно-общественных фондах и т.п.

Органы управления фондом

Как уже упоминалось, обязательной структурой фонда является попечительский совет. Помимо него у фонда есть высший орган управления фондом – Совет фонда. Он определяет приоритетные направления деятельности некоммерческой организации и обеспечивает контроль над соблюдением целей создания фонда. Постоянно действующий коллегиальный орган фонда утверждает годовой баланс и финансовую отчетность, принимает решение о создании отделений и представительств некоммерческой организации в других городах и регионах. Исполнительный орган может быть единоличным или коллегиальным. К его компетенции относятся текущие рабочие моменты и работой фонда.

Государственные внебюджетные фонды

В России функционируют около 30 внебюджетных государственных фондов экономической и социальной направленности. Бюджет фондов формируется за счет обязательных отчислений юридических и физических лиц и осуществляют перераспределение национальных доходов в интересах граждан. К крупнейшим внебюджетным фондам относятся:

– Российской Федерации;

– Фонд социального страхования Российской Федерации;

– обязательного медицинского страхования Российской Федерации;

– Государственный фонд занятости населения Российской Федерации;
– Федеральный экологический фонд и др.

Благотворительные фонды в современном мире получили широкое распространение. Их популярность вызвана ростом социальной активности граждан. Работа благотворительных фондов, прежде всего, направлена на решение жизненно важных проблем: поддержку социально не защищенных слоев населения (престарелых, матерей – одиночек, детей – отказников), лечение и реабилитацию страдающих алкогольной или наркотической зависимостью. Нередко благотворительные фонды создаются для поддержания жизни неизлечимо больных.

Нормативной базой, регулирующей деятельность благотворительного фонда, является Гражданский кодекс РФ (часть первая); Федеральный закон «О некоммерческих организациях» № 7-ФЗ от 12.01.1996 года; Федеральный закон «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях» № 135-ФЗ от 11.08.1995 года.

В силу прямого указания в законе органы государственной власти и органы местного самоуправления, а также государственные и муниципальные унитарные предприятия, государственные и муниципальные учреждения не могут выступать учредителями благотворительного фонда.

Что касается численности учредителей, то закон в качестве минимального количества учредителей благотворительного фонда устанавливает одно лицо. Максимальное количество учредителей законом не ограничено.

По своему правовому статусу благотворительный фонд является некоммерческой унитарной организацией. В отличие от корпорации, учредители благотворительного фонда как некоммерческой унитарной организации не становятся его участниками и не имеют прав членства.

Учредители собственно создают организацию – благотворительный фонд. Формируют и утверждают его устав. Делают добровольные имущественные взносы. Проходят процедуру государственной регистрации.

В силу отсутствия прямого запрета в законе, учредители вправе войти в состав органов управления фондом.

Вопрос о порядке формирования органов управления фондом, а также компетенции органов управления решается в законе и уставе фонда.

Закон дает право учредителю выйти из состава учредителей и устанавливает порядок выхода.

Учредители вправе выйти из состава учредителей в любое время без согласия остальных учредителей. Для выхода из состава учредителей достаточно направить сведения о выходе в регистрирующий орган (налоговую инспекцию).

В случае выхода из состава учредителей последнего либо единственного учредителя он обязан до направления сведений о своем выходе передать свои права учредителя другому лицу в порядке, определенном уставом фонда, если иное не предусмотрено в законе.

Правомочия учредителя фонда в случае его выхода из состава учредителей прекращаются со дня внесения изменений в сведения о юридическом лице, содержащиеся в едином государственном реестре юридических лиц.

Учредитель, вышедший из состава учредителей, обязан направить уведомление об этом фонду в день направления сведений о своем выходе из состава учредителей в регистрирующий орган (налоговую инспекцию).

Вопрос об ответственности учредителя благотворительного фонда в законодательстве решается следующим образом.

Имущество фонда как сказано выше, формируется, в том числе за счет добровольных взносов учредителей.

Учредители фонда не имеют имущественных прав в отношении созданного ими фонда. Это значит, что имущество, переданное в качестве добровольного взноса, становится собственностью фонда. Действующим имуществом фонда учредители также не вправе владеть, пользоваться и распоряжаться. Учредители по общему правилу не участвуют в распределении прибыли фонда, а также имущества, оставшегося после удовлетворения требований кредиторов.

В связи с этим, взаимная ответственность фонда и его учредителей исключена: учредители не отвечают по обязательствам фонда, а фонд, в свою очередь, не отвечает по обязательствам своих учредителей.