Рынок систем апк безопасный город. Апк безопасный город

При создании КСА функциональных блоков АПК "Безопасный город" на территории субъекта Российской Федерации могут использоваться централизованная, децентрализованная и гибридная схемы создания, определяющие техническую и системную архитектуру КСА функциональных блоков АПК "Безопасный город".

Автономное размещение вычислительных и программных ресурсов для логических площадок на территории отдельных муниципальных образований;

Создание узловой централизованной логической площадки, обеспечивающей функционирование систем АПК "Безопасный город" для муниципальных образований, в которых не предполагается логических вычислительных площадок.

В начале работ по созданию АПК "Безопасный город" на территории субъектов Российской Федерации решением главы субъекта Российской Федерации должны быть определены муниципальные образования, на территории которых в первоочередном порядке будут построены сегменты АПК "Безопасный город" (пилотные муниципальные образования или муниципальные образования первой очереди).

После создания и перевода в эксплуатацию систем АПК "Безопасный город" в пилотных муниципальных образованиях, а также после проведенного анализа результатов их внедрения рекомендовано реализовывать мероприятия по построению АПК "Безопасный город" во всех остальных муниципальных образованиях данного субъекта Российской Федерации.

Общая схема реализации АПК "Безопасный город" определяется выбранной схемой реализации КСА функционального блока "Координации работы служб и ведомств" (КСА Региональная платформа и КСА ЕЦОР) и определяет общую схему межсистемного взаимодействия. При этом компоненты других функциональных блоков могут быть реализованы по иным схемам (децентрализованной, централизованной или гибридной).

При реализации элементов систем функционального блока "Безопасность населения и муниципальной (коммунальной) инфраструктуры" рекомендуется обеспечить развитие и модернизацию подсистем интеллектуального видеонаблюдения, сетей оконечных устройств подсистем обеспечения защиты от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера и пожаров, сетей оконечных устройств подсистем обеспечения безопасности инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса.

Одновременно с реализацией систем функционального блока "Координация работы служб и ведомств" и функционального блока "Безопасность населения и муниципальной (коммунальной) инфраструктуры", в целях обеспечения источников формирования доходной части бюджета, рекомендуется обеспечить развитие элементов подсистем функционального блока "Безопасность на транспорте", включая системы фотовидеофиксации нарушений правил дорожного движения и нарушений правил транспортировки крупногабаритных и тяжеловесных грузов.

Важно отметить, что география внедрения данных систем не должна быть территориально привязана к муниципальным образованиям, в которых создание систем АПК "Безопасный город" осуществляется в первую очередь, поскольку данные системы являются региональными.

Дальнейшее развитие систем осуществляется в соответствии с выбранной схемой построения АПК "Безопасный город".

Последующие этапы реализации систем АПК "Безопасный город" включают:

Развитие на территории муниципальных образований подсистем функционального блока "Экологическая безопасность", включая развитие сетей оконечных устройств и средств анализа подсистем мониторинга состояния окружающей среды и подсистем управления рисками окружающей среды;

Развитие на территории муниципальных образований подсистем мониторинга дежурного плана города функционального блока "Безопасность населения и муниципальной (коммунальной) инфраструктуры";

Развитие на территории муниципальных образований подсистем функционального блока "Безопасность на транспорте", включая подсистемы обеспечения безопасности дорожного движения (компонентов интеллектуальных транспортных систем), подсистемы обеспечения безопасности объектов транспортной инфраструктуры;

Тиражирование решений, внедренных на территории пилотных муниципальных образований на территории субъекта Российской Федерации в целом.

Рубрика: .

Проект «Безопасный город» - это комплекс программных и технологических средств, который предусматривает применение видеоаналитических решений, способствующих быстрому определению и оперативному реагированию на различного рода инциденты, представляющие опасность.

Также благодаря концепции «Безопасного города» различные службы смогут своевременно принимать меры по заблаговременному реагированию, выявлению и устранению последствий большинства внештатных ситуаций. В основе проекта «Безопасный город» лежит внедрение искусственного интеллекта (далее - ИИ) в различные структуры обеспечения безопасности. Таким образом, процесс реализации «Безопасного города» включает использование ИИ в различных средах, начиная от средств видеонаблюдения, которые могут своевременно и автоматически фиксировать нарушения безопасности до технологии удаленного контроля различными видами технических средств.

Целью построения и развития аппаратно-программного комплекса «Безопасный город» является повышение общего уровня общественной безопасности, правопорядка и безопасности среды обитания за счет существенного улучшения координации деятельности сил и служб, ответственных за решение этих задач, путем внедрения на базе области, города/района (в соответствии с едиными функциональными и технологическими стандартами) комплексной информационной системы, обеспечивающей прогнозирование, мониторинг, предупреждение и ликвидацию возможных угроз, а также контроль устранения последствий чрезвычайных ситуаций и правонарушений с интеграцией под ее управлением действий информационно-управляющих подсистем дежурных, диспетчерских для их оперативного взаимодействия.

Эффективная работа органов государственной власти в ходе реализации проекта «Безопасный город» требует наличия актуальной комплексной межотраслевой информации о территории управления. Решением данной задачи служат геоинформационные системы. Геоинформационная система обеспечивает возможность прогнозирования и моделирования развития чрезвычайной ситуации с привязкой на местности, анализ последствий и путей предотвращения чрезвычайной ситуации. Функционал ГИС позволяет решать разнообразные задачи - от анализа таких глобальных проблем, как природные катастрофы, до решения частных задач, таких как поиск дома по его адресу или планирование прокладки трубопровода на местности.

Основными задачами в построении и развитии комплекса «Безопасный город» являются:

  • формирование универсальной коммуникационной платформы с целью устранения рисков в обеспечении общественной безопасности, правопорядка и безопасности на базе взаимодействия служб, обеспечивающих безопасность населения;
  • создание единого центра обработки экстренных вызовов «112»
  • обеспечение информационного обмена между участниками всех действующих программ в области обеспечения безопасности через единое информационное пространство с учетом разграничения прав доступа к информации разного характера;
  • создание дополнительных инструментов на базе области, города/района для оптимизации работы существующей системы мониторинга состояния общественной безопасности;
  • построение и развитие систем ситуационного анализа причин дестабилизации обстановки и прогнозирования существующих и потенциальных угроз для обеспечения безопасности населения;
  • централизованное управление силами и средствами обеспечения общественной безопасности в режиме реального времени и на основе статистических данных, полученных из глубокого анализа результатов с мониторинговых средств.

Внедрение системы обработки вызовов «112» подразумевает создание единой службы по обработке вызовов от населения, датчиков и камер наблюдения. Функционирование системы обработки вызовов «112» позволяет оперативно использовать поступающую от населения информацию и экстренно принимать решения по ликвидации происшествий, обеспечить проведение постоянного мониторинга состояния социальной напряженности среди населения, а также анализировать эффективность оказания помощи пострадавшим, в максимально короткие сроки задействовать силы и средства различных государственных служб.

Для контроля работы всех городских систем, обеспечения безопасности каждого жителя, мониторинга всех уязвимых точек городской инфраструктуры, получения и архивирования информации обо всех важных событиях и оперативного предоставления этой информации всем заинтересованным службам необходимы не разрозненные уличные камеры видеонаблюдения, а комплексная информационная система. Такая автоматизированная система должна накапливать, объединять, анализировать и группировать разнородные данные, поступающие от множества источников.

Основными целями и задачами, которые могут быть реализованы в результате внедрения проекта «Безопасный город», являются:

  • обеспечение охраны общественного порядка и общественной безопасности;
  • повышение эффективности действий оперативных служб: МВД, МЧС, ГАИ,
  • «Скорая помощь» и других, а также координация их действий;
  • пресечение антисоциального поведения;
  • возможность оперативного получения информации с устройств (камеры наблюдения, датчики, сенсоры, метеорологические приборы и устройства) города и доступа к видеоархивам;
  • усиление защищенности стратегически важных объектов города;
  • фиксирование и своевременное реагирование на противоправные действия;
  • повышение скорости оповещения и предоставления актуальной информации населению об угрозе возникновения критических ситуаций.

На сегодняшний день современный город представляет собой сложную многоуровневую структуру. Такая структура состоит из множества подсистем, которые в совокупности составляют понятие «Безопасный город». В данное время среди таких можно выделить следующие виды подсистем: транспортные, телекоммуникационные, системы электро- и водоснабжения, а также многие другие, которые функционируют и взаимодействуют между собой.

Описание подсистем АПК «Безопасный город»:

  • система 112 - подсистема экстренных вызовов оперативных служб по единому номеру «112», а также для информационного взаимодействия ситуационного центра с дежурно-диспетчерскими службами (101, 102, 103, 104, 1050) на территории всего города;
  • видеонаблюдение - подсистема мониторинга и контроля изображений с применением оптико-электронных устройств, предназначенных для визуального контроля (видеокамер);
  • видеоаналитика - это подсистема автоматической детекции инцидентов, т.е. определение тревожных ситуаций, пересечения сигнальной линии, запрещенной парковки, возникновение пожара и др.;
  • распознавание и обнаружение - подсистема выделения объектов из потокового видео, распознавание лиц;
  • геоинформационная система - подсистема, позволяющая выводить изображения местности и указанных объектов (камер) на экраны операторов ситуационного центра;
  • фото и видеофиксация - подсистема регистрации выявленных правонарушений и происшествий с целью их дальнейшей обработки;
  • датчики охраны - подсистема обработки сигналов, поступаемых от датчиков охраны, установленных на объектах (банки, госучреждения, коммерческие организации и т.д.).

Главный положительно влияющий результат, достигающийся путем реализации проекта «Безопасный город», - это снижение преступности в городе и обеспечение правопорядка. И чем совершеннее построена система, тем более эффективные результаты. Там, где применяются современные решения, аналитические средства, которые реагируют на различные инциденты в автоматическом режиме, можно рассчитывать в первую очередь на двукратное снижение уличной преступности, числа аварий и погибших в ДТП. Другой не менее значимый эффект, который оказывает проект «Безопасный город», - это повышение раскрываемости преступлений. Таким образом, благодаря камерам видеонаблюдения можно быстрее и с более высокой вероятностью распознавать личности преступников, узнавать и просчитывать их местонахождение и, конечно же, задерживать их. В случае применения систем прошлого поколения результат тоже будет, но менее впечатляющий. Причины очевидны: оператору иногда приходится смотреть на несколько десятков экранов, и в ходе этого через какое-то время он начинает пропускать инциденты, на которые ему необходимо реагировать. Не стоит забывать, что старые (или более дешевые) камеры не всегда способны фиксировать значимую информацию, например, идентифицировать черты лица правонарушителя или номер нарушившего правила движения транспортного средства, особенно в темное время суток. Так что уже построенную систему необходимо постоянно совершенствовать.

К примеру, в результате реализации данного проекта, сотрудники МЧС, находясь на рабочем месте, могут осуществлять действия по оказанию экстренной помощи в случае наступления чрезвычайных ситуаций. Экстренные действия могут заключать в себе удаленное управление пожарной системой, обесточивание зданий по мере необходимости, а также определение количества людей в объектах чрезвычайных ситуаций. Благодаря технологическим решениям, представляемым в концепции «Безопасного города», пожарные и врачи оказываются на месте происшествия гораздо быстрее. Особенно хорошо это заметно на примере работы пожарных. Очень важно локализовать и погасить огонь еще до того, как пожар превратится из неприятности в полноценное бедствие. В таких ситуациях несколько минут могут сыграть ключевую роль. Концепция «Безопасного города» подразумевает более быстрое и точное реагирование в чрезвычайных ситуациях, а именно:

  • определение точного местоположения, используя Геоинформационную систему;
  • выбор кратчайших путей с учетом плотности трафика на дорогах;
  • использование других инновационных технологических решений во время чрезвычайных ситуаций.

Немаловажную роль занимает вопрос подготовки специалистов. Обучение персонала также может происходить непосредственно на рабочем месте за короткое время, благодаря интуитивно понятному интерфейсу. Уже сейчас понятно, что внедрение интеграционной платформы с одновременным развитием информационной среды, объединяющей существующие и новые технологии, позволит сформировать новый качественный уровень обеспечения комфортности проживания населения и создаст условия и для качественного изменения моделей управления и обеспечения безопасности.

Также можно задуматься и над оказанием различных услуг для населения и бизнеса, например, связанных с мониторингом передвижений людей и транспорта. В данном случае с отслеживанием передвижения людей и транспорта родители смогут видеть и контролировать как их дети идут из школы домой, а служба доставки и их клиенты - как передвигаются курьеры. Управление общественным транспортом может мониторить его через Геоинформационную систему. И этим перечень услуг не исчерпывается. Возможно и предоставление платных сервисов по поиску парковок и мониторингу состояния пожилых людей на основе их активности.

Переходя к проблемам, возникающим в процессе внедрения проекта, следует отметить, что практика зарубежных стран выделяет следующие трудности:

  • межведомственное взаимодействие и отсутствие практики функционирования масштабных систем в области безопасности;
  • дорогостоящие технологии: камеры видеонаблюдения, компьютерные мощности, дроны;
  • автоматическое распознавание и интеграция различных баз данных в информационную систему;
  • автоматизированный мониторинг и экспресс-анализ плотности трафика на дорогах (выработка решений исходя из экспресс-анализа);
  • проблема синхронизации различных интернет-вещей, синхронизация различных протоколов, соединений, выработка единой политики в области передачи данных;
  • реализация внедрения «Безопасного города» по принципу «сверху-вниз» (исходя из структуры).
  • в процессе решения задач по информатизации становится ясно, что технические недостатки устранимы и лишь требуют тщательного всестороннего изучения и индивидуального подхода, исходя из строения и структуры города. Однако гораздо сложнее организовать межведомственное взаимодействие, определить органы управления и ответственных должностных лиц;
  • в связи с тем, что основная часть техники и компьютерных мощностей закупаются в таких развитых странах, как Китай, Япония и Корея, встает вопрос бюджета. Сколько денег выделить для оптимального внедрения проекта «Безопасный город»? И в процессе поиска ответа на данный вопрос сто ит задуматься о том, чтобы привлечь специалистов из зарубежных стран для развития отрасли производства технологий для данного проекта;
  • автоматическое распознавание и интеграция подразумевают собой создание различных баз данных, к примеру, базу данных граждан, и дальнейшее сопоставление с этими базами данных в автоматизированном режиме. Т.е. камера фиксирует правонарушение - распознает биометрические параметры - сравнивает с базой данных - передает данные камерам наблюдения - система камер в свою очередь начинают наблюдение за объектами;
  • автоматизация в процессе мониторинга и экспресс-анализа плотности трафика, т.е. плотность передвижения на дорогах является одной из важных и ключевых ролей в построении «Безопасного города». Данная неотъемлемая часть позволяет обеспечить быстрое реагирование специализированных структур на какие-либо инциденты, происходящие внутри города. Таким образом, транспортные средства «скорой помощи», пожарной безопасности, а также МЧС могут объезжать пробки и доезжать до места чрезвычайных ситуации в кратчайшее время;
  • следующая проблема - проблема синхронизации. Под синхронизацией имеется в виду так называемое «Общее пользование необходимыми ресурсами». Т.е. вся накапливаемая информация должна автоматически передаваться во все основные структуры обеспечения безопасности жизнедеятельности граждан. Иными словами, должна быть единая система авторизации всех государственных структур;
  • реализация внедрения «Безопасного города» по принципу «сверху-вниз» подразумевает четко поставленное поэтапное управление, начиная с высшего руководящего звена к исполнителю. Т.е. поэтапная постановка задач, рассмотрение и дальнейшее распределение.

Ввиду наличия вышеперечисленных проблем возникает вопрос: «Как подходить к их решению?». Проще говоря, главным вопросом на данном этапе реализации встает проработка вышеуказанных аспектов. И ввиду этого предлагаются следующие методы решения поставленных задач:

  • как бы заурядно ни звучало, но первое и главное решение возникающей проблемы - это создание «Единого центра мониторинга и реагирования». Следующий не менее важный фактор - это опыт. Требуется набор опытных сотрудников и специалистов, а также создание программ для дальнейшей подготовки кадров в данной сфере. Кроме этого рекомендуется привлечь специалистов из зарубежных стран, где концепция «Безопасного города» уже реализована и практикуется не первый год;
  • вопросу закупки оборудования и технологий следует обратить отдельное внимание, как говорится: «Скупой платит дважды», следует не экономить на оборудовании и устройствах, чтобы в дальнейшем не возникли проблемы и сбои. Ниже мы объясним на примере интеллектуальных датчиков.

Отличительная особенность интеллектуальных датчиков от обычных заключается в способности самовосстанавливаться и самообучаться после единичного сбоя. Сегодня под интеллектуальным датчиком понимают датчик со встроенной электроникой, включающей в себя: аналого-цифровой преобразователь (АЦП), микропроцессор, цифровой сигнальный процессор, систему на кристалле и т.д., и цифровой интерфейс с поддержкой сетевых протоколов для коммуникаций. Так, интеллектуальный датчик может быть включен в беспроводную или проводную сеть датчиков благодаря функции самоидентификации в сети наряду с другими устройствами:

  • проблема автоматического распознавания и интеграции баз данных заключается в том, что для ее решения следует создать единую базу данных граждан, транспортных средств и т.д. Данная база должна иметь полную интеграцию и совместимость с камерами наблюдения, навигаторами «GPS» и другими средствами в режиме реального времени;
  • в случае с автоматизированным мониторингом и экспресс-анализом опять же возникает вопрос синхронизации и интеграции камер наблюдений и совместимость их с навигаторами «GPS». В ходе решения данной проблемы следует создать единую систему сбора, хранения, анализа и графической визуализации пространственных(географических) данных и связанной с ними информации о необходимых объектах (иными словами, Геоинформационную систему - ГИС). Данная ГИС позволит вычислять местоположение, кратчайший маршрут с наименьшей плотностью передвижения и синхронизировать вышеперечисленные данные с транспортными средствами сотрудников МВД, «скорой помощи», МЧС и пожарной безопасности;
  • проблема синхронизации различных интернет-вещей, синхронизация различных протоколов, соединений, выработка единой политики в области передачи данных имеют небольшие сложности, которые заключаются в том, что не все устройства имеют полную совместимость. В связи с чем, стоит обратить внимание на данную проблему на стадии приобретения и закупки оборудования. Кроме совместимости, еще одним ключевым моментом является выделение отдельного высокоскоростного и широкополосного канала передачи данных;
  • проблема реализации принципа «сверху-вниз», наверное, имеет одно из самых простых, но важных решений. Таким образом, решение вышеописанной проблемы требует правильного расставления приоритетов и распределения обязанностей. В ходе этого следует тщательно выработать структуру, по которой и будет строиться принцип «сверху-вниз».

Структурно «Безопасный город» представляет собой древовидную схему. Каждый объект оборудован целым комплексом подсистем: системой видеонаблюдения, датчиками учета ресурсов, охранно-пожарной сигнализацией, подсистемой контроля доступа и т.д. Все данные с каждого объекта поступают в единую синхронизированную систему (узел). Такой узел может объединять и несколько объектов - это определяется масштабом города, удобством сбора данных и решением инсталлятора. Из узлов информация передается в оперативно-технический центр. Возможен и другой вариант топологии системы: опорных узлов нет, данные со всех объектов поступают непосредственно в оперативно-технический центр. Естественно, ничто не мешает разработчику реализовать и смешанную топологию «Безопасного города», используя разные варианты построения совместно. С технологической точки зрения «Безопасный город» относится к гибридным системам, поскольку объединяет в единый комплекс оборудование и приборы различных производителей. Интегрированная архитектура позволяет осуществлять одновременное управление всеми городскими подсистемами с реализацией любых функций, независимо от типа установленного оборудования, его производителя, места размещения, технических характеристик.

Подводя итоги, хочется сказать, что проект «Безопасный город» имеет огромный потенциал и многие преимущества. Хоть и на первый взгляд «Безопасный город» выглядит дорогостоящим, уже через пару лет станет очевидно, что инвестиции, вкладываемые в проект «Безопасный город», - оправданны. Ведь в данном случае возникает вопрос безопасности жителей города, а как известно, безопасность граждан - превыше всего. Бесценная скорость реакции на возникающие внештатные ситуации дополняется возможностью легко и быстро проанализировать действия всех служб по устранению последствий. При этом сотрудники правоохранительных органов получают возможность оперативно получать информацию о ситуации в городе и при необходимости использовать материалы видеокамер в следственных мероприятиях. Однако, реализуя проект «Безопасный город», нельзя всю работу возлагать на «машины». Необходимо периодически улучшать, совершенствовать и обновлять комплекс аппаратных и программных средств. Как говорится, «методом проб и ошибок» добиваться наилучшего результата и не останавливаться на этих достижениях.

В Одноклассники

Актуальных вопросов интеграции негосударственных структур безопасности (НСБ) в систему Аппаратно-программного комплекса (АПК) «Безопасный город», всего два:

Необходимость и возможность интеграции НСБ в систему АПК «Безопасный город»

Поэтому, коротко о том, что из себя на сегодняшний день представляет АПК «Безопасный город»

Программа «Безопасный город» - это комплекс программно-аппаратных средств и организационных мер для обеспечения видеоохраны и технической безопасности, а также для управления в едином информационном пространстве объектами жилищно-коммунального хозяйства и другими распределёнными объектами.

Комплексная система «Безопасный город» предназначена для автоматизации решения наиболее важных задач современных городов. В первую очередь, это техническая поддержка служб общественной безопасности, чрезвычайных служб.

Программа «Безопасный город» - это:

оперативный круглосуточный контроль ситуации на улицах и объектах города в режиме реального времени;

· ведение видео- и аудиоархива;

· автоматическое оповещение о возникновении чрезвычайных ситуаций соответствующих служб и организаций, предоставление визуальной информации с мест установки телекамер;

· восстановление хода событий на основе записанных видеоматериалов;

· интеграция видеоинформации с информацией других автоматизированных систем городской инфраструктуры.

Внедрение программы «Безопасный город» позволит:

· максимально повысить безопасность на улицах и дорогах города;

· охватить основные магистрали города, перекрёстки, места проведения общественных мероприятий;

· лучше управлять дорожным движением в городе;

· более оперативно и обоснованно разрешать спорные ситуации при ДТП;

· эффективно бороться с криминальными и террористическими угрозами;

· осуществлять мониторинг ситуации и контроль во дворах многоквартирных домов, в подъездах, лифтах и на чердаках.

Программа «Безопасный город» является важнейшим элементом оснащения правоохранительных органов и всех экстренных служб современными техническими средствами и системами информирования

В тоже время следует отметить реальное положение дел, которое обсуждалось на заседании Межведомственной комиссии Совета Безопасности в декабре 2016 года

Опыт использования "Безопасного города" расстроил комиссию: зачастую вся система состоит только из видеокамер, которые ничего не видят ночью и имеют слабое разрешение. Записи с них обычно используются для наказания нарушителей ПДД и пополнения местных бюджетов. России через полтора года предстоит встречать Чемпионат мира по футболу, а "Безопасный город", как говорят в Совбезе, к этому просто не готов. Силовики также опасаются, что система теоретически доступна для взлома хакерами. В итоге комиссия обязала региональные власти привести систему в порядок.

Не смотря на договорённости ведомств и региональных органов власти, технологическая база отсутствует. Оборудование в разных регионах разрозненное, да ещё и не дотягивает до минимальных технических требований. Техника и ПО часто несовместимы друг с другом, возникают конфликты при обмене данными. Камеры, которые должны уметь до мельчайших деталей фиксировать событие, будь то простая кража кошелька или серьёзное разбойное нападение, по факту в нескольких регионах не позволяют даже рассмотреть номера на машинах.

— Имеющиеся в ряде регионов видеокамеры зачастую не снабжены ночным режимом работы, имеют низкое разрешение, не позволяя детально рассмотреть элементы обстановки, распознать внешность человека или прочитать номерные знаки машин.

В довершение всего докладчики рассказали ещё об одной проблеме. Записи, по которым можно будет, например, найти и идентифицировать убийцу, злодея или простого правонарушителя и помочь раскрыть преступление, хранятся на серверах не более пяти суток. Но самая большая проблема, отмечают докладчики, даже не в этом, а в том, что информационные ресурсы и серверы региональных "Безопасных городов" до сих пор не объединены "в одно информационное пространство".

Причинами такого печального положения, по мнению комиссии, стали скудное финансирование и плохая оплата труда тех, кто сидит по ту сторону монитора и следит за всеми тысячами камер. Как итог - нет должной технической оснащённости, зато есть текучка кадров.

Чтобы справиться с этими проблемами, Межведомственная комиссия предложила увеличить финансирование на программу "Безопасный город" и поднять зарплату сотрудникам, которые работают с этой системой. Деньги, отметили в комиссии, нужно брать не только из бюджета. Если предложения примут, то деньги на обслуживание комплексов видеонаблюдения будут брать из частных средств. Например, у собственников торговых центров или спортивных сооружений. Отдельным параграфом идут поручения объединить разрозненные базы в одну и подключить к ним Росгвардию.

Ещё одно опасение у комиссии вызвал приближающийся чемпионат мира - в тексте доклада прямо говорится, что "Безопасный город" к приёму такого массового состязания не готов.

В МЧС подчеркнули: ни один город-участник ЧМ-2018 в России не то что не готов обеспечить безопасность на чемпионате с помощью камер, а даже не начал их устанавливать.

На данном этапе ни в одном из субъектов РФ, принимающих ЧМ-2018, не запущен конкурс на построение сегментов АПК "Безопасный город", - отметили в ведомстве.

Поэтому от тех городов, которые будут принимать чемпионат, до конца 2017 года потребовали завершить все работы по созданию ключевых сегментов "Безопасного города".

Ещё одно опасение разработчиков "Безопасного города" связано с иностранными хакерами. В последние годы они особенно активизировались и сотни раз за 2015-2016 годы атаковали объекты критической информационной инфраструктуры России, банки и сайты госорганов. На совещании отметили, что от хакерских атак не застрахованы и камеры, и прочая техническая начинка "Безопасного города", поэтому рекомендовали регионам обратить на это особое внимание.

Программу "Безопасный город" в России запустили в 2005 году. Первые автоматизированные системы контроля видеонаблюдения в общественных местах в качестве эксперимента сначала появились в Москве, Санкт-Петербурге, Нижнем Новгороде, Казани и Екатеринбурге

А в 2007 году правительство приняло решение о запуске во всех городах РФ аппаратно-программного комплекса "Безопасный город". За это время что-то пошло не так.

За девять лет действия программы системы видеонаблюдения и видеофиксации, установленные в регионах за счёт средств местных бюджетов, совершенно не обеспечивают гражданам защиту от техногенных и природных угроз, да и преступлений тоже.

В 2014 году правительство решило, что нужна концепция развития "Безопасного города", которую стала готовить межведомственная группа под руководством МЧС, а именно заместителя главы ведомства - Александра Чуприяна.

По данным МВД, в 2016 году в России уже функционируют 207 комплексов "Безопасный город", которые включают в себя свыше 160 тысяч камер видеонаблюдения. Всего же к программе подключены 750 городов и населённых пунктов. В МЧС РФ рассказали, что создание глобального комплекса "Безопасный город" в России планируется завершить к 2020 году.

Одним из лидеров в создании АПК "Безопасный город" считается Москва.

Сейчас в столице работает 128 500 камер видеонаблюдения, в том числе в подъездах жилых домов, во дворах, школах, местах массового пребывания граждан, на дорогах и объектах торговли – по данным Департамента региональной безопасности столицы.

Эксперты по системам безопасности говорят, что городские системы видеонаблюдения в России пока находятся на зачаточном уровне. Хотя в некоторых секторах - например, видеонаблюдения на транспорте - есть прогресс.

Сейчас в России нет глобального действующего безопасного города, по факту это пока только видеонаблюдение. В мире это совсем иная концепция, это так называемый умный город, когда все службы и городская инфраструктура завязываются на эту систему. А у нас лишь в 2014 году определили, как это должно выглядеть, до этого каждый понимал концепцию безопасного города по-своему.

Основные проблемы отрасли, сейчас связаны с хранением огромного массива информации, разрозненностью данных и стоимостью покупки и обслуживания оборудования. Много трудностей из-за несовместимого программного обеспечения и того, что оборудование от разных производителей не всегда легко синхронизировать и привести к единому знаменателю.

С нашей точки зрения необходимо добавить еще несколько неразрешенных проблем, связанных собственно с обеспечением общественной безопасности, противодействию правонарушений и преступлений. Эти противоправные действия происходят на земле: в конкретном месте, в конкретное время. И никакая система видеофиксации не способна их предотвратить, пресечь или оперативно задержать правонарушителя.

Для этого необходимо экстренно передать информацию в соответствующие оперативные службы. На сегодняшний день в ходе реформы численность сотрудников полиции существенно сократилась. По сведениям, которые были озвучены на одном из совещаний, количество сотрудников полиции в регионе почти вдвое меньше количества охранников. То есть возможность полиции и Росгвардии по оперативному реагированию не безграничны.

Еще одним недостатком можно назвать отсутствие в системе АПК «Безопасный город» программных продуктов, способных в автоматическом режиме идентифицировать потенциальные угрозы, анализировать информацию и предлагать варианты решений. Поэтому мы имеем пресловутый «человеческий фактор».

Мне кажется, что данной информации достаточно для понимания необходимости вовлечения сил и средств НСБ в систему АПК «Безопасный город».

Теперь о возможностях.

Частная охрана сегодня – это обученные, как правило ранее проходившие службу в силовых структурах, сотрудники, имеющие обмундирование, служебное и гражданское оружие, спецсредства, средства индивидуальной защиты.

Охранные организации, осуществляющие пультовую охрану имеют мобильные группы быстрого реагирования, высокотехнологичные мониторинговые центры, программные продукты (в т.ч. собственные разработки) по управлению силами и средствами, высокопрофессиональный инженерно-технический персонал, квалифицированных и ответственных операторов, а главное – это принципиальное понимание необходимости повышения уровня безопасности и собственное участие в этом процессе.

Все вопросы, возникающие по организации взаимодействия, обмена информацией, технологическими присоединениями – это только вопросы, которые разрешаются в рабочем порядке.

Конечно надо прорабатывать механизмы взаимодействия и сотрудничества НСБ и органов исполнительной власти. Эти механизмы должны быть правовыми и взаимовыгодными.

Гражданско-правовые договора, ГЧП, концессионные соглашения.

Большие надежды на продвижение наших предложений мы возлагаем на сформированный Координационный совет при Росгвардии, а также создаваемый Координационный совет при правительстве Санкт-Петербурга.

    Необходимость применения операционной системы (ОС) с открытыми исходными кодами (Linux и др.)

    Исходный код таких программ доступен для просмотра, изучения и изменения, что позволяет пользователю контролировать работу программы, принять участие в доработке самой открытой программы, использовать код для создания новых программ и исправления в них ошибок. Операционная система с открытым исходным кодом делает невозможной установку шпионского программного обеспечения и прослушку и исключает возможность утечки информации. Отличие подобной операционной системы заключается в том, что открытый исходный код исключает наличие закладок.

    ОС с закрытыми исходными кодами (зарубежные производители как Windows, MS-Office, Android, iOS и др.) автоматически подразумевает возможность удаленного управления данными или снятия какой-то информации, делая систему незащищенной и уязвимой со стороны обладателей исходного кода.

    Использование открытых протоколов обмена данными устройств и программных продуктов.

    Это позволяет интегрировать ПО и оборудование разных производителей в единый Аппаратно-программный комплекс. В противном случае объединить разрозненные устройства и подсистемы в единый АПК невозможно.

    Визуализация состояния объектов и территорий в 3D ГИС исполнении с привязкой всех компонентов системы мониторинга (видеокамер, датчиков, приборов и др.) к географическим координатам и времени.

    Это позволяет вести мониторинг объектов размещенных на различных уровнях от земли, в том числе и под землей (коммуникации, тоннели, метро), получая на экране привычное для глаз человека изображение, вызывать отображение нужной точки местности или помещения не выбором камер, направленных на требуемую точку, а простым клик-приказом на точку карты-схемы, по которому выводятся на экран изображения всех камер, в чьей зоне действия находится интересующее место. Поворотные камеры, в этом случае, автоматически разворачиваются в нужном направлении (на указанные координаты). В свою очередь при возникновении критической ситуации или тревожного события естественное восприятие обстановки ускоряет и обеспечивает адекватное принятие решения и его корректное воплощение.

    Привязка всех компонентов системы безопасности на 3D-плане объекта с отражением их функционального состояния повышает оперативность устранения возможных технических отклонений в работе системы.

    Шифрование передаваемых данных до степени секретности объекта

    Применение электронной подписи (ЭП) для обеспечения санкционированного доступа к информации

    Электронная подпись идентифицирует владельца сертификата ЭП, а также защищает от несанкционированных изменений информации в электронном документе. Применение ЭП в системах безопасности обеспечивает надежную защиту от несанкционированного доступа, персональную ответственность за передаваемую информацию и ее искажение (дезинформацию).

    Полицентрическое построение системы безопасности

    То есть передача информации осуществляется не в единый центр, где обрабатывается и далее передается пользователю, а анализируется и обрабатывается, а также хранится локально на объектах (распределенные центры) и передает события одновременно всем пользователям в соответствии с их правами доступа по любым каналам передачи информации. Нарушение работы части системы или отдельных ее каналов не приводит к потере информации и потере работоспособности всей системы, что обеспечивает ее устойчивость и надежность жизнедеятельности.

Использование отечественного "ПО" при создании АПК «Безопасный город»

«Интегра-С» и «ЦЕНТРАЛЬНЫЙ НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ИНСТИТУТ ЭКОНОМИКИ, ИНФОРМАТИКИ И СИСТЕМ УПРАВЛЕНИЯ» ведут совместную деятельность в области создания единой интеграционной платформы безопасности объектов Государства. Данный проект уникален и не имеет аналогов, это полностью отечественная разработка, в которой соединены и Российское программное обеспечение – «Интегра 4D-Планета Земля» и Российская операционная система – «Заря».

Защищенная ОС «Заря» является отечественным сертифицированным дистрибутивом Linux и предназначена для управления рабочими станциями, построенными с использованием современной высокопроизводительной 64-разрядной архитектуры в автоматизированных системах специального назначения в защищенном исполнении, работающими в составе центров обработки данных или отдельных программно-технических комплексов. ОС Заря также используется для создания АРМ разнообразного назначения, предназначенные для работы со сведениями, составляющими государственную тайну, коммерческими и персональными данными.

«Интегра 4D-Планета Земля» позволяет обеспечивать эффективную комплексную защиту и управление за счет интеграции подсистем безопасности в единое целое:

Результат

  • Снижение количества преступлений, совершаемых на улицах и в других общественных местах и повышение их раскрываемости.
  • Обеспечение постоянного мониторинга оперативной обстановки в местах с массовым пребыванием людей.
  • Повышение оперативности реагирования на сообщения граждан.
  • Профилактика преступлений и повышение уровня защищенности объектов особой важности.
  • Улучшение дорожной обстановки, снижение количества ДТП и связанных с ним последствий, активизация работы по розыску похищенных транспортных средств и лиц, их совершивших, пополнение доходной части бюджета.
  • Усиление защиты всех форм собственности, обеспечение общественного порядка в жилом секторе.
  • Усиление антитеррористической защиты объектов транспортной инфраструктуры, обеспечение общественного порядка во время передвижения кризисных групп (спортивных фанатов, экстремистских молодежных и иных группировок и т.п.).
  • Повышение инвестиционной привлекательности региона.