План работы оздоровительного лагеря по экологической безопасности. Сценарий "экологическая тропа" для летнего лагеря

1

В статье рассматривается значение профильных лагерей экологической направленности для развития детского экологического движения и формирования экологических активистов среди учащейся молодежи. При финансовой поддержки Министерства экологии и природных ресурсов Нижегородской области ежегодно организуется несколько десятков экологических лагерей и смен, что позволяет совмещать вовлечение детей в экологические программы и проекты и организацию летнего отдыха. Спектр форм работы, состоящий из теоретических и практических занятий, обеспечивает широкие возможности для участия в исследовательской и природоохранной деятельности и формирования лидерских качеств. В статье рассматривается работа некоторых летних экологических лагерей за последние годы реализованных на территории Нижегородской области.

природоохранная деятельность школьников

экологический лагерь

экологический лидер

1. Баринова М.Г. Формирование гуманистических ценностей у подростков лидеров в условиях учреждения дополнительного образования детей: Автореф. дис. . канд. пед. наук. – Н. Новгород, 2011. – 25 с.

2. Байбородова Л.В. Рожков М.И. Воспитательная работа в детском загородном лагере: учебно-методическое пособие – Ярославль: Академия развития: 2003. – 256 с.

3. Зверев И.Д. Приоритеты экологического образования // Экологическое образование: проблемы и перспективы: межвузовский сборник научных трудов, 1998. – С. 8-17.

4. Исследовательская деятельность школьников в экологическом лагере. Методическое пособие (Авторы-составители – О.А. Некипелова, Н.Ю. Киселева). – Н.Новгород: Поволжье, 2015. – 44 с.

5. Киселева, Н.Ю. Роль культурно-экологической среды в дополнительном экологическом образовании // Нижегородское образование. – 2013. – № 4. – С. 13-18.

6. Некипелова О.А. Проблемы и перспективы организации исследовательской работы школьников в летних экологических лагерях //Формирование и реализация экологической политики на региональном уровне. Материалы Всероссийской с международным участием научно-практической конференции 24-25 октября 2013 г. / под науч. ред. Г.А. Фоменко. – Ярославль: Изд-во Академии Пастухова, 2013. – С. 540-544.

7. Огромный мир – лето. Система отдыха, оздоровления и занятости детей и молодежи Нижегородской области в 2008 году. ГОУ ДПО «Нижегородский институт развития образования», 2008. – 156 с.

8. Состояние окружающей среды и природных ресурсов Нижегородской области: доклад [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://mineco-nn.ru (дата обращения 7.02.2016).

9. Ушакова М.М., Ушаков В.А., Ушаков А.В. Экологический лагерь школьников. Методическое пособие для педагогов. Изд. 2-е, перераб. и доп. – Н.Новгород: Экоцентр «Дронт», 2011. – 40 с.

Летние каникулы - это особенный период в жизни каждого ребенка. Смена обстановки, общение в новом коллективе, отдых от традиционной системы занятий стимулируют интенсивное развитие ребенка в летний период времени. Отдых, развитие и восстановление здоровья составляют единый комплекс при организации летнего отдыха детей и молодежи - одного из приоритетных направлений социальной политики правительства Нижегородской области. Сложились в области и определенные подходы к организации отдыха в летний период . Загородные оздоровительные лагеря давно перестали быть единственной формой летнего отдыха. Совершенствуется система профильных лагерей, набирают популярность лагеря палаточного типа как одна из малозатратных форм летного отдыха, организуется отдых детей по месту жительства.

Деятельность профильных лагерей экологической направленности имеет неоценимое значение для повышения экологической культуры, развития детского экологического движения, формирования экологических активистов среди учащейся молодежи. Непосредственное общение с природой является мощным средством повышения экологической культуры, формирования здорового образа жизни учащихся, а тесное сотрудничество с учреждениями высшего профессионального образования, общественными экологическими организациями, экологическими фондами позволяет им проводить востребованные научные исследования, приобщает к науке .

Цель исследования - рассмотреть условия профильных лагерей экологической направленности как образовательной среды для формирования лидерских качеств учащейся молодежи.

Материалы и методы исследования

Теоретические: работа с информационными источниками по проблеме исследования, анализ и обобщение научно-экологической, психолого-педагогической и методической литературы; изучение нормативной базы организации экологических лагерей и дополнительного экологического образования в целом.

Эмпирические: проведение педагогических наблюдений.

Статистические: обработка полученных данных.

Результаты исследования и их обсуждение

Летняя оздоровительная кампания осуществляется в соответствии с нормативными актами федерального, регионального и местного уровней. Ежегодно Министерство экологии и природных ресурсов Нижегородской области проводит конкурс по организации детских экологических лагерей и экспедиций Нижегородской области. По результатам конкурса финансовую поддержку получают несколько десятков экологических лагерей и смен, что позволяет совмещать вовлечение детей в экологические программы и проекты, а также организацию летнего отдыха.

Образование в свете ФГОС представлено с одной стороны как процесс усвоения компетенций, а с другой как процесс развития личности, принятия духовно-нравственных, социальных, семейных и других ценностей. По своей личностной направленности, лидер - это вожак, активный член коллектива, за которым идет большинство, на интересы и взгляды которого ориентируются практически все. Если ребенок, занимающий лидирующие позиции в детском коллективе, способен оказать влияние на сверстников, то формирование гуманистических ценностных ориентаций именно у него является важной задачей. Летние экологические лагеря, как составная часть системы дополнительного образования, с ее вариативностью и дифференцированностью обучения, представляет собой хорошую основу для формирования гуманистических ценностей .

Учебный процесс в летних экологических лагерях складывается из теоретических, научно-практических и самостоятельных занятий участников смен. Детям дается возможность получить практические знания об окружающем мире и применить эти знания и умения при проведении природоохранных акций . Динамика числа экологических лагерей, организованных при поддержке Министерства экологии и природных ресурсов Нижегородской области в 2005-2015 гг. представлена в таблице.

Количество экологических лагерей реализованных в Нижегородской области за период 2005-2015 гг.

Число детей, получивших возможность отдохнуть и пройти обучение в рамках этих лагерей, колебалось от 1000 до 1700 человек .

В 2009 году Министерством экологии и природных ресурсов Нижегородской области разработана Концепция областной целевой программы «Обеспечение экологической безопасности Нижегородской области на 2011-2015 годы», включающая подпрограмму «Формирование экологической культуры населения Нижегородской области».

Экологическая культура отражает целостное понимание мира, синтез многообразных видов деятельности человека, основанных на знаниях уникальных свойств биосферы, доминирующего положения в ней человека. В нашей стране десятки школ работают с позиции развития ноосферного сознания, космопланетарного единства. В этом аспекте приобретают новое звучание положения классической педагогики, некогда утвердившей принцип природосообразности, рассматривающей человека как органическую часть природы, живущего по ее законам. Классики педагогики высоко ценили сильные живые впечатления природы, воспитывающие ум и чувства ребенка; подчеркивали ее роль в развитии духовного и телесного здоровья; требовали жизни в гармонии с природой, природосозвучного уклада всей жизни в школьной среде. Летние экологические лагеря в наибольшей степени соответствуют условиям повышения экологической культуры молодежи.

В настоящий период, когда идет активный творческий поиск в создании учебных программ экологического содержания следует опираться на эти ориентиры:

Знание экологических законов, правил, теорий, понятий, научных фактов;

Деятельность в реальных социоприродных ситуациях, связанная с решением экологических проблем;

Эмоционально-эстетическое восприятие природы, художественных образов ее выражения и отношения человека к ней .

Спектр форм работы, обеспечивающих широкие возможности для исследовательской и природоохранной деятельности учащейся молодежи, очень широк. Участниками лагерей был прослушан лекционный курс по экологии, для них проводились экскурсии, знакомящие с биологическим разнообразием различных экосистем, позволяющие выяснить причины экологического неблагополучия и разработать рекомендации по рациональному использованию ресурсов региона .

Особенностью экологических лагерей является практическая работа, во время которой дети получают знания о биоте Нижегородской области, знакомятся с природными объектами региона. Дети активно участвуют в практической природоохранной работе (очистке берегов водоемов, благоустройстве родников и т.д.), одновременно ведется и учебно-исследовательская работа. Обязательным компонентом, программ каждого лагеря являются спортивно оздоровительные и культурно-массовые мероприятия - конкурсы, спортивные соревнования, концерты, викторины, игры .

Для летних экологических лагерей, создающих временные детские коллективы, большую роль играет самоуправление. Подобная форма организации жизнедеятельности коллектива обеспечивает включенность ребенка в решение значимых для него проблем, что формирует социальную активность и способствует развитию лидерства. О детском самоуправлении можно говорить, когда сами дети определяют проблему, ищут пути ее решения, принимают решение, организуются для его реализации. Проблемы могут носить различный характер: социальный, экологический, исследовательский. Самоуправление может развиваться практически во всех видах деятельности детского коллектива. При этом оно развивается быстрее там, где более ярко выражена сфера интересов детей. В то же время, как показывает изучение этого процесса, развитие самоуправления в одном виде деятельности оказывает существенное влияние на этот процесс в других видах деятельности. В каждом виде деятельности есть особенности развития детского самоуправления, связанные с характером отношений, специфичными для этого вида, отсюда различны и формы взаимоотношений педагогов и детей. Одним из условий развития лидерских качеств является создание в коллективе конкурентных отношений между различными группами, которые не только активизируют детей, но и обогащают их взаимоотношения, вносят в них здоровый дух соперничества. Этапы развития детского самоуправления соответствуют основным периодам смены и логично согласуются с этапам проведения исследовательских работ .

Первый этап, организационно-диагностический обычно совпадает с организационным периодом. На этом этапе предполагается диагностика мотивов приезда детей в лагерь, определение их общих интересов, общих целей деятельности. На этом же этапе происходит выбор темы или направления исследования проводимого в рамках лагерной смены.

На этапе становления в качестве источника развития выступает противоречие между целью деятельности, определенной самим коллективом, и отношением детей к ее содержанию. Разрешается это противоречие на основе широкого вовлечения детей в преодоление трудностей при выборе решений, позволяющих достигнуть цели. При выполнении исследовательской работы происходит анализ возможных методик.

На завершающем этапе очень важна продуктивная рефлексия, то есть глубокий самоанализ самоуправленческой деятельности детей, который позволяет определить степень достижения ими личных целей. Оформление и презентация проведенной работы - важные критерии при самооценке деятельности в условиях экологического лагеря.

На развитие лидерских качеств в условиях детского самоуправления в эколагере влияют три важных условия. Первое - поиск деятельности любого характера: социальной, исследовательской, природоохранной, творческие задания поискового характера. Второе условие связано с планированием коллективной деятельности. Использование таких методов как «мозговой штурм» или «аукцион идей» позволяет создать такие планы, который предоставляют детям возможность планировать и решать задачи самостоятельно, без вмешательства со стороны взрослых, способствуя формированию у них гибкого мышления, понимания отношений в коллективе, формируя социальный опыт. Третье условие связано с формой организации коллективной деятельности, такой как создание творческих лабораторий, групп по интересам, направленных на решение значимой для них задачи.

Рассмотрим несколько наиболее интересных примеров работы экологических лагерей последних лет.

В 2010 г. в пос. Рустай на территории Керженского заповедника в течение трех смен дети получали не только полевые, биологические, но и системные экологические знания о мире. Вожатыми в лагере детско-юношеской организации «Зеленый парус» были волонтеры из Германии, Польши и Голландии, а также студенты вузов Нижнего Новгорода и Саратова. Этот лагерь стал механизмом развития международного сотрудничества - в августе 2010 года 16 юных нижегородцев стали участниками экологического лагеря в Берлине. Участники лагеря изучали немецкий опыт внедрения технологий энергоэффективности и альтернативных источников энергии в служебных и жилых помещениях. Полученные знания члены организации активно внедряют в «Центре образования для устойчивого развития» в поселке Рустай. «Зеленый парус» и «Компьютерный экологический центр» - постоянные и активные участники городских, областных и международных экологических акций. Они шефствуют над нижегородскими парками «Дубки», «Александровский сад», речкой Ковой. Такая успешная работа является ярким примером для других экологических организаций области. Благодаря международному партнерству, эти организации стали проводниками и распространителями удачных и ярких международных «находок» в деле экологического воспитания среди нижегородских педагогов и школьников .

Летом 2011 года был реализован самым масштабный проект по организации экологического палаточного лагеря-экспедиции «Уста-2011». Участниками стали дети из Тонкинского, Шарангского, Уренского, Тоншаевского районов Нижегородской области, а также из Нижнего Новгорода и Санкт-Петербурга. Работу в лагере осуществляли 20 высококвалифицированных педагогов, а также студенты Арзамасского государственного педагогического института и Волжской государственной академии водного транспорта. Условия, созданные в лагере, помогают включать детей в социально значимую творческую деятельность, формировать у них ответственное отношение к окружающему миру, готовность к практической деятельности, участию в пропаганде экологических идей, охране природы .

В трехнедельном экологическом походе-экспедиции «Пустынь-2012: Хвойные богатства» 50 школьников в полевых условиях изучали природу Нижегородской области. Для детей проводились учебные занятия с целью углубления знаний по экологии и биологии. Выполняя проект «Биологическое разнообразие Пустынского заказника: голосеменные растения», участники похода-экспедиции провели индивидуальные работы, связанные с хвойными растениями Пустынского заказника. Важной частью программы культурно-массовых мероприятий были экологические викторины и конкурсы. Школьники активно участвовали в их подготовке и проведении. Условия жизни в походе-экспедиции способствовали совершенствованию у учащихся навыков физической подготовкилёгкой атлетике, акробатике, плавании). Все участники этого необычного экологического лагеря проводили экологические десанты - убирали территорию Пустынского заказника от мусора, оставляемого туристами .

Не случайно, что школьники - участники экологических лагерей ежегодно становятся призерами и лауреатами конкурсов исследовательских работ различного масштаба - от районного до международного. Знания и навыки, полученные в экологических лагерях, развивают лидерские качества детей, позволяют им консолидировать членов местных сообществ для решения социально-экологических проблем, содействуя становлению гражданственности молодежи.

Библиографическая ссылка

Некипелова О.А. ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ЛАГЕРЯ: СРЕДА ФОРМИРОВАНИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКИХ ЛИДЕРОВ // Международный журнал экспериментального образования. – 2016. – № 4-2. – С. 266-269;
URL: http://expeducation.ru/ru/article/view?id=9782 (дата обращения: 05.07.2019). Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»

Министерство общего и профессионального образования Свердловской области Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение Фоминская основная общеобразовательная школа

Программа пришкольного оздоровительного летнего лагеря

с дневным пребыванием детей «Дети Земли»

(с экологическим уклоном)

Составитель: Ваулина Е.А.,

старшая вожатая школы

д. Фомина,

2013г.

Пояснительная записка

Задача экологического воспитания подрастающего поколения выдвигается сегодня в качестве одной из важнейших. Истоки современных проблем в экологии - в бездумном и жестоком отношении человека к природе. Эпоха НТП привела к истощению и загрязнению природной среды, причем с каждым десятилетием противоречия во взаимодействии общества и природы обостряются.

Решить эти проблемы можно только с переходом общества на гуманистически ориентированный тип связи с природой.

А начинать работу по изменению общественного сознания необходимо с детства.

Один из основных принципов нашего лагеря - уважительное отношение к природе. Сегодня среда обитания живой природы постепенно исчезает. В наше время остро встали вопросы сохранения окружающей среды. И необходимо это не столько для природы, сколько для выживания человека.

Наша программа поможет ребятам оценить значение природы в жизни каждого и понять, что мы и каждый из нас в состоянии сделать, чтобы защитить и сохранить окружающий мир.

Эта программа поможет оживить понимание окружающей природы. Узнать, как загрязнения воздействуют на нашу окружающую среду обитания, и как мы можем помочь остановить его.

В аспекте экологического воспитания детей чрезвычайно плодотворно обращение к традиционной культуре. Возрождение народных традиций и проведение праздников народного календаря в школе - примета нашего времени (праздник "Березки: девичьи хороводы, ритуальные игры, песни, загадки; праздник "Купалы": значение воды, огня, земли в это время; детские игры, связанные с этим праздником, например "Гори, гори ясно" и др.)

Обращение к фольклорным песням и играм дает простор для детской фантазии. Лепка птиц и животных из пластилина, создание аппликаций из природного материала, рисование под музыку помогает детям соединить с образами природы собственные эмоции и переживания, одухотворить, оживить их в своем сознании.

Природа, отраженная в сознании ребенка в живых поэтических образах, - это первый значимый шаг в воспитании гуманного отношения к ней в будущем.

Приобщение детей к вековым традициям своего народа - естественный путь их экологического воспитания.

Большое внимание в этой программе уделяется здоровью. Среди элементов, важных для здоровья, - правильное питание, физические упражнения и забота о теле.

Ребята узнают, как правильно питаться, как разработать комплекс собственных гимнастических упражнений, знакомятся с проблемами наркомании и т.д. Постепенно ребята осознают свою обязанность помогать другим людям.

Составление программы пришкольного летнего лагеря позволяет максимально эффективно использовать ресурсы и возможности пришкольного лагеря, учитывать интересы детей и запросы их родителей. Педагогический коллектив лагеря, составляя планирование работы, продумал все возможности для раскрытия потенциала каждого ребенка.

Программа, по которой мы работаем, по своей направленности является комплексной, то есть, включает в себя разноплановую деятельность, объединяет различные направления оздоровления, отдыха и воспитания детей в условиях оздоровительного лагеря.

С целью организации летнего отдыха детей на базе Фоминской школы организуется детская оздоровительная площадка с дневным пребыванием детей. Предполагается за одну смену принять порядка 60 учащихся. Возраст детей от 6,5 до 16 лет. Продолжительность смены 18 дней.

Проведение лагерной смены обусловлено необходимостью:

* Продолжение учебного процесса в условиях лета;

* Проблема летней занятости детей;

* Укрепление здоровья учащимися.

Цель программы:

Создание условий для организованного отдыха учащихся в летний период; укрепления физического, психического и эмоционального здоровья детей; развитие творческих способностей детей.

Задачи:

Воспитывать у школьников понимание взаимосвязей между человеком, обществом и природой;

Формировать эстетическое отношение детей к окружающей среде и труду, как источнику радости и творчества людей;

Дать ребятам представление о Земле как об уникальном творении Вселенной, о природе планеты, о влиянии человека на природу, о способах общения человека с природой;

Воспитывать экологическую культуру учащихся: бережное отношение к зеленым насаждениям, птицам, животным, содействовать процветанию флоры и фауны в микросреде;

Укрепление здоровья;

Создание системы интересного, разнообразного по форме и содержанию отдыха и оздоровления детей,

При написании программы мы руководствовались следующими принципами, заложенными в воспитательной системе школы:

* Принцип нравственного отношения друг к другу, к окружающему миру;

* Принцип творческого отношения к делу;

* Принцип добровольности участия в делах;

* Принцип учета возрастных особенностей детей;

* Принцип доступности выбранных форм работы.

Сроки и условия пребывания

По продолжительности программа является краткосрочной, то есть реализуется в течение лагерной смены, 18 дней, с 3 по 24 июня.

Программа рассчитана на учащихся в возрасте от 6,5 до 16 лет. Оптимальное количество детей в отряде – 20 человек.

Механизм реализации программы

Программа реализуется в условиях пришкольного летнего оздоровительного лагеря при МКОУ Фоминской ООШ Ирбитского МО.

Работа оздоровительного лагеря направлена на развитие бережного отношения к природе, на привитие любви к своей Родине, на развитие потребности в здоровом образе жизни на основе экологического воспитания, духовной, познавательной, игровой и художественной деятельности.

Предполагаемые результаты программы

При активном участии детей и взрослых в реализации программы предполагается, что у каждого возникнет чувство сопричастности к большому коллективу единомышленников.

Успешность детей в различных мероприятиях повысит социальную активность, даст уверенность в своих силах и талантах.

При хорошей организации питания, медицинским наблюдениям и правильно организованным спортивным мероприятиям предполагается оздоровить детей и своевременно обратить внимание на проблемы со здоровьем, если они существуют.

Осуществление экскурсий, походов, поездок помогут детям в обретении новых знаний о родном крае и научат их бережно и с любовью относиться к своей малой Родине. Они должны серьезно задуматься над своим существованием на планете Земля и над тем, как ее сохранить.

Предполагается, что летняя занятость детей в условиях неполного контроля со стороны родителей способствует профилактики правонарушений несовершеннолетними.

Предполагается, что время, проведенное в лагере, не пройдет бесследно ни для взрослых, ни для детей, и на следующий год они с удовольствием будут участвовать в работе лагеря.

Условия реализации программы

Для успешной реализации программы необходимо выполнение ряда условий:

1.Чёткое представление целей и постановка задач.

2.Конкретное планирование деятельности.

3.Кадровое обеспечение программы.

4.Методическое обеспечение программы.

5.Педагогические условия.

6.Материально-техническое обеспечение.

Педагогические условия

1. Отбор педагогических средств с учетом возрастных и индивидуальных особенностей, способствующих успешной самореализации детей.

2. Организация различных видов деятельности.

3. Добровольность включения детей в организацию жизни лагеря.

4. Создание ситуации успеха.

5. Систематическое информирование о результатах прожитого дня.

6. Организация различных видов стимулирования.

Методическое обеспечение

1. Наличие программы лагеря, планов работы отрядов, плана-сетки.

2. Должностные инструкции всех участников процесса.

3. Подбор методических разработок в соответствии с планом работы.

4. Проведение ежедневных планёрок.

5. Разработка системы отслеживания результатов и подведения итогов.

Материально-техническое обеспечение

1. Выбор оптимальных условий и площадок для проведения различных мероприятий.

2. Материалы для оформления и творчества детей.

3. Наличие канцелярских принадлежностей.

4. Аудиоматериалы и видеотехника.

5. Призы и награды для стимулирования.

Содержание деятельности

В содержание деятельности входит осмысление ребенком себя как части планеты Земля. Каждый гражданин в ответе не только за себя, свою семью, свою Родину, но и за планету в целом.

Мир сегодня - это совокупность всех межгосударственных и межчеловеческих отношений. Общечеловеческое единение в решении глобальных проблем должно рассматриваться как выход их из кризисной ситуации во всем мире, связанной с экологическими и социальными проблемами.

В программе "Дети Земли" главное внимание уделено двум направлениям:

Закрепление знаний о природе и формирование навыков бережного отношения к ней;

Укрепление здоровья детей через активную физическую деятельность.

Программой предусмотрено:

Изучение мира комнатных растений и садовых растений;

Экскурсии в музеи, с целью изучения традиция родного края;

Практическая работа на пришкольном участке (уход за цветниками).

Ребята примут активное участие в операциях "Лекарственные растения", "Чистый двор", "Забота" и т.д.

В программе уделено большое внимание пропаганде здорового образа жизни, девиз этого направления "Солнце, воздух и вода - наши лучшие друзья!". Цель занятий: учиться быть здоровым душой и телом, стремиться укрепить свое здоровье, применяя навыки и умения в согласии с законами природы.

Каждый день смены будет иметь свое название, которое отразить направления работ ребят.

Каждый отряд создает свою систему жизнедеятельности, утверждает символику, выпускает отрядный журнал, где отражает жизнь оряда каждый день. В конце лагерной смены будет проводиться конкурс отрядных журналов.

Вся информация об условиях участия в том или ином деле представлена на информационном стенде. Стенд выполнил в виде дерева, так называемого символа лагеря в виде Березы. Совершая добрые дела для природы ребята получают лист березы и тем самым дают возможность символу лагеря оживать. Рядом символом планируется расположить информационный стенд, на котором будут представлены Законы и Заповеди лагеря, режим работы, план работы лагеря.

Педагогом-организатором разработана система стимулирования успешности и личностного роста. Каждый ребенок может ежедневно получать "листок Березы" за активное участие в жизни отряда и в целом лагеря. Также особо отличившихся ребят награждают медалями. В конце лагерной смены подводятся итоги: подсчитывается количество листочков отряда. По итогам победители получают призы и награды.

В реализации программы участвуют:

* Педагог-организатор;

* Педагоги дополнительного образования (сотрудники Фоминского ДК);

* Библиотекарь;

* Учителя Фоминской школы;

* Вожатые (учащиеся старших классов);

Подбор и расстановка кадров осуществляется администрацией школы. Перед началом работы лагерной смены проводится установочный семинар для всех участников программы (кроме детей). На каждом отряде работает один учитель и два вожатых. Все остальные участники воспитательного процесса проводят работу по плану. Педагоги несут ответственность за жизнь и здоровье детей, выполнение учебно-воспитательного плана, проведение отрядных и общелагерных дел. Вожатые занимаются организацией отрядной жизни.

План мероприятий лагеря «Дети Земли»

Дата

День

Мероприятия

03.06.13

1 день

"Здравствуй, солнце! Здравствуй, лето"

Встреча детей, создание отрядов, распределение обязанностей. Операция "Уют". "Ярмарка идей"(обсуждение плана работы лагерной смены, предложения и пожелания). Игра "расскажи мне о себе". Минутки здоровья "Мой вес и мой рост". Знакомство с техникой безопасности (дорога, лес, водоем, территория лагеря). Игра по ПДД «У светофора нет Каникул».

04.06.13

2 день

"В здоровом теле, здоровый дух»

Веселые старты – спортивное мероприятие. Игры на свежем воздухе. Минутки здоровья "Друзья Мойдодыра и наше здоровье". Подготовка к открытию смены.

05.06.13

3 день

"Здравствуй, лагерь!"

Праздник "Здравствуй, лето! Здравствуй, лагерь!" – открытие смены. Праздничная свечка "Как здорово, что все мы здесь сегодня собрались!". Час добрых дел: уборка мусора опреация «Чистый двор», полив цветов, высаживание саженцев в цветники и др.

06.06.13

4 день

«В гостях у Пушкина».

Игра «Путешествие в Лукоморье» по творчеству А.С. Пушкина. Театральные представления по сказкам Пушкина. Минутки здоровья "Солнечный ожог. Первая помощь при ожоге".

07.06.13

5 день

«Парад загадок, викторин, шарад»

Интеллектуальный экологический эрудит – марафон. Конкурс поделок из природного материала "Природа и фантазия". 15 минут безопасности по ПДД «Вспомним почему гибнут дети на дорогах» и «Опасность езды на велосипедах».

08.06.13

6 день

"Зеленая планета"

Беседа " Учиться у природы, беречь природу". Туристическая игра "Топ-топ, топает турист". Минутки здоровья "Солнечный удар. Первая помощь".

10.06.13

7 день

"Экологический светофор"

Викторина "Экологический светофор". Конкурс рисунков "Природа кричит SOS!". Минутки здоровья - акция «Откажись от табака».

11.06.13

8 день

День России Концертная программа с элементами викторины «У моей России». Минутка здоровья - конкурс агитбригад на тему «Скажем наркотикам нет

13.06.13

9 день

«Будь осторожен с огнём»

Игра по ППБ «Огнеборец»

Конкурс рисунков «Спички-детям не игрушка»

Минутки здоровья "Береги глаза".

14.06.13

10 день

"День Нептуна"

Беседа "Чистая вода - основа жизни на Земле". « Праздник Нептуна.» Миф о Нептуне. Спортивно-игровая программа с водой.

Минутки здоровья "Красивая осанка".

15.06.13

11 день

"Мы с тобой одной крови..."

Викторина о животных "Правда ли это?". Красная книга свердловской области (животные). Веселые старты "Зоологические забеги".

Занятия по интересам.

17.06.13

12 день

«День здоровья»

«Молодецкие забавы». ! Беседа "Если хочешь быть здоров - закаляйся". Экскурсия на Ирбитскую страусиную ферму.

18.06.13

13 день

«Березкин праздник»

Березкин праздник "Троицыно утро". Игры наших бабушек и дедушек. Занятия по интересам. Экскурсия на Ирбитскую страусиную ферму.

19.06.13

14 день

"Лесные Робинзоны".

Беседа "Съедобные и ядовитые растения, ягоды и грибы Свердловской области". Игра- путешествие «Лесные Робинзоны» Конкурс фантастических рисунков "Моя планета через...". Подвижные игры на свежем воздухе. " Экскурсия на Ирбитскую страусиную ферму.

20.06.13

15 день

«Банный день»

Игра «Банные сражения». " Беседа "Полезные и вредные жвачки, конфеты и шоколадки". Подвижные игры с мячом. Занятия по интересам.

21.06.13

16 день

«День Ивана Купалы»

Страничка народного календаря.

Праздник Купала. Рассказы Водяного. Рыбацкая викторина. Народная игра "Лапта".

22.06.13

17 день

«День памяти»

«Живи и помни!» - мероприятие, посвящённое началу ВОВ. Конкурс рисунков на асфальте «Нет -войне!». Минутка здоровья «Как избежать отравлений». Подготовка к закрытию лагерной смены.

24.06.13

18 день

"До свидания, лагерь!".

Минутки здоровья "Мой вес и мой рост". Праздничный концерт закрытия лагерной смены. Прощальная свечка"Споемте, друзья!". Письмо в 2013 год (пожелания для детей следующей лагерной смены).

Режим дня лагеря

8.30 - 9.00

Сбор детей. Зарядка.

Солнышко встает - спать ребятам не дает.

Чтобы день твой был в порядке, ты начни его с зарядки!

9.00 - 9.15

Организационная линейка.

Пора - пора на линейку, детвора!

9.15 - 10.00

Завтрак

Даже пасмурное утро не испортит завтрак нам,

Любим мы молочный супчик, и "спасибо" поварам!

10.00 - 12.00 Спортивно-оздоровительный час.

Солнце светит ярко-ярко,

Нам от солнца жарко-жарко!

Лето, воздух и вода-

Наши лучшие друзья!

12.00 - 13.00

"Вместе мы одна семья" (общелагерное дело).

Вместе всем нам весело,

Правда, детвора?

Настроенье бодрое,

Крикнем мы "УРА"!

13.00 - 14. 00

Обед.

Подкрепиться всем нам нужно!

На обед идем мы дружно!

Нас покормят, повара,

Прокричим мы им: "Ура!"

14.00 - 14.30

Час в отряде.

Лучше отряда нет на свете,

Знают воспитатели, знают дети.

Если ты час посвятишь сей отряду,

Будет всем весело, будут все рады.

14.30

Уход домой

Вот и кончилась игра,

Расставаться нам пора!

Дома мы поспим чуть-чуть,

Утром снова в лагерь! В путь!

Атрибутика лагеря «Дети Земли»

Наш девиз: «Солнце, воздух и вода наши лучшие друзья!»

Наш гимн:

"Ты да я, да мы с тобой"

1
Ты, да я, да мы с тобой,
Ты, да я, да мы с тобой,
Хорошо, когда на свете есть друзья!
Если б жили все в одиночку,
То уже давно на кусочки
Развалилась бы, наверное, Земля.

2
Ты, да я, да мы с тобой,
Ты, да я, да мы с тобой,
Землю обойдем, потом махнем на Марс,
Может, у оранжевой речки
Там уже грустят человечки,
Потому что слишком долго нету нас.

3
Ты, да я, да мы с тобой,
Ты, да я, да мы с тобой,
Нас не разлучит ничто и никогда.
Даже если мы расстаемся,
Дружба все равно остается,
Остается с нами навсегда.

Наша эмблема Наш символ


Литература

1. Гурбина Е.А. Летний оздоровительный лагерь: нормативно-правовая база планирование, программирование работы, должностные инструкции, обеспечение безопасности в пришкольном и загородном лагере. Волгоград. Учитель, 2005.

2. Поляков С.Д., Петренко Е.Л., Мамонова Л.А. Программирование воспитательного процесса.- Ульяновск: УИПКПРО, 2003.

3. Поляков С.Д., Петренко Е.Л., Мамонова Л.А.Советы бывалых вожатых.- Ульяновск: УИПКПРО, 2003.

4. Шпоркина Е.М. Тематический день. Серия "Вожатый", выпуск 5.Ульяновск 2006.

5. Шпоркина Е.М. Игротека вожатого. Серия "Вожатый", выпуск 4.Ульяновск 2006.

7. http://www.vozhatyj.ru

Экологические пятницы в школьном оздоровительном лагере. Часть вторая.

Непрерывное экологическое образование.


Описание: Работа призвана познакомить посетителей материала с деятельностью членов экологического клуба друзей дикой природы WWF «Исследователь» в период работы летнего оздоровительного лагеря «Радуга», где юные экологи работают волонтёрами.
Сценарная разработка рассчитана на педагогов дополнительного образования, учителей начальной школы, биологии и экологии, школьников среднего и старшего звена. Её можно использовать для проведения классных часов, праздников, экологических декад.
Перковская О. В., координатор экологического центра III уровня по экологическому образованию и воспитанию учащихся МАОУ «Молчановская СОШ №1».
Цель: формирование экологического сознания младших школьников и развитие волонтёрского сознания.
Задачи: развивать наблюдательность, умение находить правильное решение, расширять знания учащихся, показать важность экологических проблем в жизни, учиться правильно вести себя в природе, овладеть более широким мировоззрением на природу, научиться активно включаться в процессы общения, способствовать развитию эмоционально-чувственного отношения школьников к природе.
Участники: Для участия в игре приглашаются команды отрядов оздоровительного лагеря. Уровень игры предполагает возможности учащихся 3-6 классов. Количество участников игры – 8 человек.
Место проведения: Актовый зал.
Подготовка к данному мероприятию: На подготовку команд игроков дается 1 неделя, в течение которой рекомендуется подготовить домашнее задание.

Третья экологическая пятница

Экологическая игра-конкурс «Мир вокруг нас"
Вступительное слово ведущего: Добрый день! Здравствуйте! Мы рады приветствовать вас в этом зале! Начинаем нашу экологическую игру-конкурс «Мир вокруг нас». Слово для приветствия участников конкурса представляется ….!
Слово представляется экологическому клубу «Исследователь».
Сейчас мы начинаем знакомиться с командами, а перед началом «визитки» мы проведем жеребьёвку, которая определит очередность выступления команд. (Капитаны участвуют в жеребьёвке).
Представление команд «Визитная карточка»


Конкурс 1.
Перед состязаниями интеллектуалов команд мы проводим небольшую разминку, которая сможет принести командам дополнительные баллы. Максимально можно получить 2 балла за разминку. Участие принимают все члены команды. Чтобы вам получить эти баллы, необходимо ответить на несколько вопросов.
Ведущий: Нас окружает много предметов, о происхождении которых мы даже и не задумываемся! А ведь эти предметы существовали не всегда. Очень часто предметы напоминают природные объекты, например, рыбацкая сеть-паутина паука. То есть природа часто подсказывает человеку, какие предметы можно сделать.
Задание: Участники должны найти соответствующие природным объектам инструменты, которые изготовил человек. Вот эти природные объекты:
комар, одуванчик, глаз, утка, рак, стрекоза, дятел, зубы зверя, носорог.
Ответы.


Конкурс 2. Конкурс капитанов проводится по одной из проблематик с конкретными предложениями:
Как сберечь лес от пожаров?
Как сохранить чистый воздух?
Что надо сделать, чтобы на улицах, в лесу было чисто?
Ведущий:
Человечество развивается по своим законам. Может ли это развитие происходить без окружающей его природы? Если мы развиваемся не в соответствии с законами природы, то природа поставит свои ограничения. Таких примеров было уже очень много. Например: освоение целинных земель, неограниченный вылов рыбы и другие. Если развитие не вписывается в природные процессы, то возникают проблемы человека с окружающей средой. Сейчас о проблемах человека и развития природы нам поведают в своих домашних заданиях капитаны. Приветствуем капитанов.
Пока идёт подготовка капитанов к выступлению по одной из проблем, которую они вытягивают при жеребьёвке, все смотрят фрагмент ролика «Интересные факты из жизни животных».
Конкурс 3. Кругосветка. Проводится по пяти направлениям.
Как спасти реки и озёра от загрязнения?


1. Речь пойдёт о птичьих базарах. На скалистых берегах холодных морей, где очень плотно гнездятся птицы, птенцов выкармливают рыбой. Казалось бы, у берегов возле скал рыбы должно быть меньше. А на самом деле там её больше. Почему?
Ответ. Всё дело в помёте, который падает со скалистых берегов. Это замечательное органическое удобрение вызывает бурный рост водной растительности, которая одним рыбам является убежищем, а другим кормом. За травоядными движутся и хищники.
2. Сточные воды загрязняют водоёмы, реки, пруды. Это приводит к перенасыщению вод органическими соединениями. Начинается интенсивный рост сине-зелёных водорослей.
Задание. Опишите кратко дальнейшее развитие экологической ситуации.
Ответ. Водоросли размножаясь, покрывают водоём, закрывая проход света к водным растениям. Без света не может происходить фотосинтез, а значит и количество кислорода уменьшается, что приводит к замору рыбы.
3. Огромное количество пластиковых пакетов оказываются по вине человека в воде, чем это опасно для её обитателей? Задание: предположите, в бассейнах каких вод это особенно может принести вред животным и почему?
Ответ. В бассейне морей и океанов, где водятся млекопитающие, которые принимают пакеты за медуз. Плёнка из пластика после проглатывания покрывает желудок животного, что нарушает процесс пищеварения животного и ведёт к его гибели. Птицы тоже страдают. Можно рассмотреть воздействие на птиц.
«Экологический лабиринт»
(команда сама выбирает вопросы по баллам).


Леса, реки, поля, озера готовят нам массу неожиданных сюрпризов, встреча с которыми грозит иной раз существенными неприятностями.
1. Заблудившись в лесу, практически каждый человек знает, как найти стороны горизонта по деревьям, муравейникам, звездам и другим природным предметам.
Вопрос: А как определить стороны горизонта по ягодам? (3 балла)
Ответ: Ягоды более спелые на южных сторонах пней, кочек, холмиков.
2. Вы отправляетесь в незнакомый лес за грибами.
Вопрос: Какие три вещи необходимо взять в первую очередь? (2балла)
Ответ: 1.Нож. 2. Соль. 3. Спички.
3. Почти всем известен эффект движения «по кругу» по незнакомой местности. Как говорится, «леший водит»! Дело в том, что одна нога у человека почти всегда заметно сильнее другой. И соответственно длина шагов различна. Если вы не будете контролировать направление движения, то через некоторое время рискуете увидеть свои собственные следы.
Вопрос: Как необходимо сориентировать свой маршрут, чтобы не попасться «лешему на удочку» (5баллов).
Ответ: В момент ориентирования надо выбрать азимут, т.е. найти на горизонте какой - либо ориентир и идти к нему.
4. Известно, что человек, попав в экстремальные условия, при наличии воды может обходиться без пищи трое суток, не теряя сил, энергичности, ясности ума. Но от желания покушать он освободиться не может.
Вопрос: Как можно «обмануть» желудок, чтобы избавиться от чувства голода и продолжить искать путь из леса (4балла).
Ответ: Молодые ветки большинства кустарников съедобны. Калорий от такой еды немного, но зато клетчатка очень долго переваривается желудком.
5. Вот уже 6 часов вы пытаетесь выйти из леса. Вы устали и промокли. Вам необходимо отдохнуть, просушить одежду и обувь. У вас только несколько спичек. Вы решили развести костер.
Вопрос: Сколько видов костров вам известно? Если не знаете название какого-либо вида, можете нарисовать, как он выглядит, (0.5баллов за каждый правильный вариант ответа).
Ответ:
1. Шалаш
2. Таежный
3. Колодец
4. Камин
5. Полинезийский
6. Звезда
7. Пушка
6. Вопрос: Как вести себя, если вы встретились с хозяином леса (медведем)? За правильный ответ 3 балла.
Ответ: Замереть стоя, не смотреть в глаза - это вызов.
Ядовитые растения

На этой станции участники кругосветки получают знания о ядовитых растениях нашей местности.
Загадка: Что это за растение?
Появились бубенчики –
Белые горошки.
Распустились колокольчики
На зеленой ножке.
Ведущий. Послушайте легенду об этом растении.
По преданию, это растение появилось из слез морской царевны Волховы, полюбившей юношу Садко. Однажды, узнав о его любви к другой, царевна вышла из морской пучины, чтобы в последний раз послушать земные песни Садко. Она шла, и слезы из глаз ее капали на землю, рассыпаясь жемчужинами, и на этом месте вырастали прекрасные лесные растения. Особенно почиталось это растение у древних германцев. Они посвящали его богине зари. Научное же название этого растения в переводе с греческого означает «лилия долин, цветущая в мае». Речь пойдёт о ландыше.


Участники знакомятся с другими ядовитыми растениями.




Как узнать животных из Красной книги Томской области?


1. Одно из самых маленьких млекопитающих на Земле до 5 см, занесенное в Красную книгу?


2. Ведет ночной образ жизни, а днем отсыпается в дупле, гнезде. Прыгая с дерева на дерево, может пролететь до 50 метров.


3. Встречается у нас на западе области. Ночное животное. Малочувствителен к действию
различных ядов, в том числе и змеиного.


4. Редкий реликтовый вид. В нашу область была завезена в 1958 году. Размножается
плохо из-за больших паводков, нападений хищников, часто попадает в рыболовные сети.


5. Обитает в водоемах. Очень хорошо плавает. Между пальцами имеет перепонки. Питается рыбой, иногда лягушками и мелкими зверьками.


Здоровый образ жизни.
Мы с вами пользуемся большим количеством разнообразных товаров, и практически все они упакованы. Рассмотрите на карточках символы экологической маркировки упаковок и сделайте предположения об их значениях.
Значение данных знаков:


1. Ответ. Упаковку выбрось в урну.


2. Ответ. Изготовлено из переработанного материала.


3. Ответ. Не выбрасывать! Сдать в специальный пункт утилизации.


4. Ответ. Вторичная переработка.


5. Ответ. Упаковка пригодна для последующей переработки.

Четвёртая экологическая пятница

посвящалась домашним животным. Сначала проводился конкурс команд, которые были представлены каждым отрядом.


Конкурс – разминка. За три минуты участникам необходимо вспомнить, как «разговаривают» животные. Конкурс называется «Язык общения», например, корова мычит….
Пока участники, которых команда представила для участия в конкурсе, записывали ответы, для зрителей задавались загадки. От каждой команды вызывают три участника и им задаются загадки о домашних животных. Если отгадают загадку болельщики, то команда может получить за этот конкурс три балла.

1. Заплелись густые травы,
Закудрявились луга,
Да и сам я весь кудрявый,
Даже завитком рога (баран).

2. С бородой, а не старик,
С рогами, а не бык.
Не конь, а брыкается,
Доят, но не корова,
С пухом, а не птица,
Лыко дерёт, а лаптей не плетёт (козёл).

3. Наша добрая подружка
Даёт нам перьев подушку,
Даёт яичек для блинов,
Куличей и пирогов (курица).

4. Глазки изумрудные,
Шубка пуховая,
Песенки любезные,
Коготки железные (кот).

5. По лужку он важно ходит,
Из воды сухим выходит,
Носит красные ботинки,
Дарит мягкие перинки (гусь).

6. Он в мундире ярком.
Шпоры для красы.
Днём он – забияка.
Поутру – часы (петух).
Конкурс капитанов «Устами младенца о домашних животных».
Для этой игры приглашаются капитаны. Они тянут жребий, чтобы узнать какое животное им достается (животное изображено на плакате, а для головы капитанов сделано отверстие). Ведущие делают подсказки. Если команда угадывает животное с первого раза, то получает пять баллов. Если со второго - четыре балла.

Например, животное корова:
1. У нее есть длинный хвост с кисточкой на конце.
2. У этого животного есть рога.
3. Она пригодна в хозяйстве.
4. Домашнее, копытное животное.
5. Дает молоко.
Конкурс «Человеку пригодился».
Команды должны составить маленький рассказ о роли животных, которых им выдают в виде картинок: утки, гуси, корова, лошадь, баран, курица.

Экологическая тропа.

В первой половине дня дети по отрядам выходят на этапы. На каждом их ждет определенное задание, связанное с природой. Каждый отряд ходит по своему маршруту. Весь маршрут детям сразу не известен. На каждом этапе они узнают, что их ожидает впереди.

Этапы соревнований.

    Станция «Бабушка-загадушка».

Детям предлагаются загадки о лесе, цветах, животных, птицах, неживой природе.

Прыгает ловко, любит морковку. (Заяц)

Кто поёт, надувая воздушные пузыри. (лягушка)

Месяц видел, а солнце скрыло. (роса)

В тучах прячется, во мгле, только ноги на земле. (дождь)

Кто без рук, без топора строит дом. (птица)

Не зверь, а воет. (ветер)

Много мастеров срубили избу без углов. (муравьи и муравейник).

Очаг один, а всю землю греет. (солнце).

Две сестры летом зелены, к осени одна краснеет, другая чернеет. (смородина)

    Станция «Пословица недаром молвится».

1) Детям дается начало послови­цы, они должны продолжить ее.

2) Вспомнить и назвать как можно больше пословиц (поговорок), связанных с природой.

Апрель с водою, май с – с травою.

В цвету трава – косить пора.

Что летом родится, зимой пригодится.

Не бывает хлеба без труда.

Весна даёт цветы, а осень - плоды.

При солнышке тепло, при матери добро.

3.Станция «С песней весело шагать». На этом этапе отряд должен исполнить песню о природе.

4.Станция «Где, чей дом?».

На асфальте начерчены круги с надписями: небо, озеро, льды, болото.

Ответственный за этап называет животных и растения. Например: во­робей, белый медведь, кувшинка, цапля, бурый медведь, осока и т. д.

Дети должны встать в тот круг, который является домом названного обитателя. (Воробей - небо; цапля - болото.)

5.Станция «Зеленый патруль».

Дети рассказывают о правилах поведения в ле­су, о том, что можно и что нельзя делать в лесу.

На этом же этапе можно предложить детям прослушать рассказ и найти в нем ошибки в поведении школьников:

За неделю только и было разговоров в классе, что о будущей поездке в лес. В последний момент заболела учительница. Но мы решили все же поехать в лес сами. Дорогу мы уже знали, запаслись продуктами, взяли компас, не забыли и про транзистор.

Веселой музыкой мы оповестили лес - мы прибыли! Дни стояли жар­кие, сухие, но в лесу жара так не ощущалась. Знакомая дорога привела нас к березовой роще. По дороге нам часто попадались грибы - белые, подбе­резовики, сыроежки. Кто срезал упругие ножки грибов, кто выкручивал их, а кто и вырывал. Незнакомые нам грибы мы сбивали палками.

Привал. Быстро наломали веток, разожгли костер. Заварили в ко­телке чай, закусили и пошли дальше. Перед уходом из рощи Петя выбросил банки и полиэтиленовые мешки, сказав: «Микробы их все равно разру­шат!» Горящие угли костра подмигивали нам на прощанье. В кустах мы нашли гнездо какой-то птицы. Подержали теплые голубоватые яички и положили их обратно. Солнце поднималось все выше, становилось все жарче.

На лесной опушке мы нашли маленького ежика. Решив, что мать его бросила, взяли его с собой - в школе пригодится. Мы уже сильно устали. В лесу много муравейников. Петя решил показать нам, как добывают му­равьиную кислоту. Он настругал палочек и начал ими протыкать весь муравейник. Через несколько минут мы уже с удовольствием обсасывали муравьиные палочки.

Постепенно начали набегать тучи, стало темнее, засверкали молнии, загремел гром. Пошел сильный дождь. Но нам было уже не страшно -мы успели добежать до одиноко стоящего дерева и спрятаться под ним.

Оживленные, мы шли на станцию, перепрыгивая лужи. И вдруг попе­рек дороги поползла змея. «Это гадюка!» - закричал Петя и ударил ее палкой. Мы подошли к неподвижной змее и увидели у нее на затылке два желтых пятнышка. «Это не гадюка, это уж», - тихо сказала Маша. «Все равно - гадина!» - ответил Петя.

С охапками луговых и лесных цветов мы пошли к станции. Через час поезд подошел к городу. Весело прошел день!

6.Станция «Лечебница Айболита»

Примерные вопросы:

    Из какого растения изготавливают лекарство, улуч­шающее аппетит? (Корень одуванчика)

    Сок, какого растения останавливает кровотечение? (Пастушья сумка)

    Каким растением лечат нарывы, порезы? (Листом подорожника)

    Расскажи о каком-либо лекарственном растении. Для чего оно служит, как его используют (если возможно - покажи).

7. Станция «Белка»

Назови грибы, которые знаешь.

Какой гриб самый ядовитый? (Бледная поганка)

Какие ягоды ядовиты? (Вороний глаз, волчье лыко, и др.)

Чем ценны плоды шиповника? (в них много витамина С)

Какие ягоды растут в наших лесах?

8. На этом этапе дети рисуют плакаты в защиту природы.

Все плакаты затем вывешиваются, чтобы все могли их увидеть.

Днем в отрядах можно провести конкурс рисунков или конкурс поде­лок из природного материала (это не должны быть листья, зеленые ветки, цветы).

Можно сходить с детьми на экскурсию в парк (лес).

1. Постановка проблемы

Экологический лагерь дневного пребывания “Страна здоровья” организуется на

базе общеобразовательного учреждения гимназия. Экологическое воспитание в условиях летних лагерей является одной из наиболее эффективных форм, так как способствует освоению социализации и реализации школьников за счет включения их в конкретно значимую природоохранную деятельность.

Наличие у гимназии пришкольного участка, школьного парка и близкое расположение пруда привели к возможности создания профильного лагеря. Только непосредственное включение учащихся в природоохранную и просветительскую деятельность необходимо ля формирования личности, способной жить в гармонии с природой.

2. Концептуальные основы программы

Цель: формирование личности, способной правильно оценивать ситуации в окружающей среде, принимать адекватное решение и активно участвовать в охране природы.

Задачи:

  • расширение экологических знаний, полученных при изучении школьных предметов;
  • формирование у учащихся активного и ответственного отношения к окружающей среде;
  • максимальное использование возможностей природного окружения;
  • выявление учащихся, склонных к исследовательской деятельности в области экологии;
  • организация активного отдыха и оздоровление детей;
  • приобщение к природоохранной деятельности;
  • развитие творческих и коммуникативных способностей учащихся.

3. Ведущие принципы

В основе деятельности экологического лагеря лежат ведущие идеи гуманистической педагогики и психологии:

  • личностно-ориентированный подход;
  • приобщение к общечеловеческим ценностям;
  • понимание ценности каждой личности и каждого природного организма;
  • обучение способности познавать себя в единстве с миром, диалоге с ним;
  • воспитание способности и потребности общения с миром через освоение
  • гуманистических ценностей, идеалов и прав свободного человека.

4. Участники программы

Лагерь комплектуется из числа учащихся 5-6 классов, продолжительность пребывания в лагере 14 дней, количество детей 30 человек.

5. Время и место проведения

Экологический лагерь организуется в течение двух смен (I смена – июнь, II смена – июль) на базе гимназии г. Александровска Пермской области.

Экологический лагерь предполагает подготовительный этап (теоретический) и основной период (образовательно-оздоровительный).

Подготовительный этап включает:

  • организаторы создают программу работы экологического лагеря;
  • программа предусматривает включение всех участников в активную работу, учитываются способности каждого ученика, принимаются во внимание возрастные особенности учащихся;
  • обеспечивается полноценное питание и режим работы;
  • привлечение медицинского работника для обследования детей (необходимые прививки);
  • обеспечение необходимым оборудованием, инвентарем и материалом.

Основной период лагеря

Модель экологического лагеря – сюжетно-ролевая игра “Страна здоровья”.

Для создания в лагере экологической атмосферы гармоничного существования с природой и друг с другом предлагается проведение имитационной игры “Страна здоровья”.

В основе сюжета смены - организация жизнедеятельности страны со своей историей, традициями и законами.

Цель: создание условий для социального становления личности ребенка, осознания себя как часть природы и общества.

Результат: способность детей принимать ответственные самостоятельные решения, формирование активной жизненной позиции к своему здоровью.

I этап – организационный (включение в игру) начинается с общелагерной акции “Создадим Страну Здоровья!”.

Задачи этапа:

  • знакомство детей друг с другом, быстрое прохождение адаптационного периода;
  • выявление интересов, склонностей и способностей детей;
  • мотивация на игровое взаимодействие;
  • образование городов, обсуждение законов и правил жизни в Стране Здоровья.

На этом этапе школьники придумывают название, эмблему и девиз своих городов, которые формируются из детей по 7-10 человек. Город действует на основании программы и плана лагеря. Этап завершается открытием смены, утверждением Законов Страны.

Правила игры “Страна Здоровья”.

Действие игры происходит в стране. Все принимающие участие в игре (в том числе и взрослые) являются жителями страны. Они имеют ряд прав и обязанностей, отраженных в Законах “Страны Здоровья”. Проект закона обсуждается и принимается на общем собрании открытым голосованием.

Каждый город изображает схему-план своей территории, выбирает мэра (мэр может выбираться ежедневно, чтобы все жители города могли побывать в этой должности – должности руководителя).

Программа лагеря подразделяется на:

общие программы и мероприятия;

– занятия мероприятия в составе города;

– индивидуальные занятия.

В лагере действует система поощрения:

1) Система коллективного поощрения участников лагеря:

а) каждый день город зарабатывает за активность и творчество баллы: максимальное количество – 3 балла – “отлично”, 2 балла – “молодец”, 1 балл – “подтянись”, которые на кружках разного цвета (город сам выбирает себе цвет) остаются на карте Страны Здоровья в конце смены;

б) на карте каждого города есть дерево достижений его жителей, на котором вначале смены нет ни плодов, ни листьев, ни цветов. Ими жители города будут награждаться за различные успехи во время игры. Чем больше успехов, тем дерево зеленее, красивее и вкуснее.

2) Система индивидуального оценивания деятельности участников лагеря:

а) успешное участие в жизни “Страны Здоровья” поощряется медалью “Лидер Страны Здоровья”;

б) особые спортивные достижения подтверждаются грамотой “В здоровом теле - здоровый дух!”;

в) хорошие показатели в трудовой терапии отмечаются Дипломом академии наук Страны Здоровья.

II этап – основной период проходит под девизом “Понимание друг друга и природы!”

Задачи этапа:

  • постепенное включение жителей Страны Здоровья в совместную жизнь;
  • создание условий самореализации и саморазвития детей.

Начинает действовать система стимулов и поощрений, жители Страны Здоровья включаются в Вахту Добрых дел – природоохранная и созидательная деятельность в лагере. Законы, принятые в лагере, соблюдаются сознательно.

Этот период насыщен интеллектуальными и развлекательными мероприятиями, конкурсами, викторинами, акциями, проектами, потому на этом этапе раскрываются и развиваются творческие способности учащихся.

Учащиеся учатся общению друг с другом и окружающей средой. Проводятся различные исследования диагностики. При планировании жизнедеятельности лагеря учитываются даты международного календаря.

III этап – заключительный посвящен подведению итогов.

Задачи этапа:

  • рефлексия участников лагеря (отзыв о смене, пожелания, советы);
  • исследовательская работа обобщается и демонстрируется на научно-практической конференции;
  • оглашаются победители в различных номинациях: коллективных и индивидуальных (желательно отметить каждое позитивное начинание и достижение ребенка или группы учащихся);
  • проводятся все заключительные диагностики.

Структура лагерной смены (отражена в плане работы)

  • трудовой десант
  • экологический ликбез
  • практические занятия
  • оздоровительные мероприятия
  • интеллектуальные игры
  • развлекательные мероприятия

6. Режим работы

9.00 – 9.15 - утренняя зарядка
9.15 – 9.30 - линейка
9.30 – 10.00 - завтрак
10.00 – 12.00 - трудовой десант
12.00 – 13.00 - подготовка к мероприятию
- экологический ликбез
- практическое занятие
13.00 – 13.30 - обед
13.30 - отчет по практическому занятию
- оздоровительные мероприятия
- интеллектуальные игры
- развлекательные мероприятия

7. Основные направления деятельности

Направления деятельности Формы работы Ожидаемый результат
Учебно-исследовательская (познавательная) Экологический ликбез: лекционные, практические учебные занятия, экскурсии, работа с научной и учебной литературой.

Интеллектуально-познавательные игры.

Усвоение теоретических и практических экологических знаний и навыков учащимися.

Формирование убеждения необходимости беречь и охранять природу.

Развитие и расширение кругозора учащихся.

Общественно-полезная и трудовая Трудотерапия (трудовой десант) на прилегающих к школе территориях (пришкольный участок, парк).

Самообслуживание – дежурство по столовой и уборка лагерных помещений.

Приобретение трудовых навыков, формирование экологической культуры, ответственности за порученное дело, помощи и взаимоподдержки.
Спортивно-оздоровительная Утренняя зарядка.

Воздушные и солнечные ванны.

Подвижные игры.

Экскурсии.

Походы с играми на местности.

Пропаганда и формирование здорового образа жизни.

Улучшение физического состояния учащихся.

Увеличение двигательной активности.

Укрепление физического здоровья детей.

Природоохранная (художественно-эстетическая) Творческие дела: конкурсы рисунков, плакатов, песен, сказок, загадок, стихов и т.д.

Выпуск бюллетеней о жизни в лагере.

Развитие творческих способностей учащихся.

Оформление композиций из природного материала, из вторичного сырья.

Выставки работ учащихся.

Сотрудничество с местной газетой.

Диагностико-аналитическая Диагностические психологические тесты. Получение информации о самооценке учащихся и картины эмоционального состояния детей.

Карта-схема Страны Здоровья (приложение 1) отражает ежедневный маршрут следования ее жителей. Название остановок соответствует основному виду деятельности учащихся в этот день. Смысл игры заключается в том, что дети начинают путешествие с Родника Дружбы и заканчивают Океаном Здоровья (проходят этапы от реки, которая, соединяясь с другими, впадает в моря, которые образуют океан).

Лагерь укомплектован профессиональным преподавательским составом: учителями биологии, физической культуры, психологом, медицинским работником, прошедшими инструктаж о работе в профильном экологическом лагере.

8. План работы

День 1

Начало пути

Родник Дружбы

Экологический ликбез “Экология как наука”

Открытие лагеря

День 2

Остановка

Река Знаний

Экологический ликбез “Организм среда.

Среды жизни”

Просмотр и обсуждение кинофильма по экологической тематике

День 3

Остановка

Залив Благородства

Экологический ликбез “Водная среда обитания”

Экскурсия на пруд “Изучение разнообразия растительного и животного мира местного пруда”

День 4

Остановка

Остров Помощи

Экологический ликбез “Сообщество.

Особенности лесного сообщества”

Экологическая эстафета

День 5

Остановка

Лес Радости

Знакомство с малыми формами ландшафтной архитектуры

Поход в лес

День 6

Остановка

Равнина Сказок

Экологический ликбез “Экологическая ниша”

Конкурс экологических сказок

День 7

Остановка

Мост Согласия

Конкурс рисунков на асфальте

Защита плакатов экологических плакатов

Посещение станции юных натуралистов

День 8

Остановка

Озеро Надежды

Экологический ликбез “Природные факторы”

Посещение бассейна

День 9

Остановка

Горы Загадок

Экологический ликбез “Чудо вокруг нас.

Живые приборы”

Загадочная викторина по органическому миру

День 10

Остановка

Водопад Творчества

Экологический ликбез “Отношения между организмами в природе”

Конкурс поделок из природного материала

День 11

Остановка

Пролив Толерантности

Экологический ликбез “Все в природе взаимосвязано!”

Определение пород древесных растений

Экологический театр

День 12

Остановка

Парк Фантазий

Экологический ликбез “Рациональное использование природных ресурсов”

Ток – шоу “Рациональное использование природных ресурсов”

(конкурс экологической моды)