Случайности не случайны. Сочинение на тему "Интересная встреча"

Зачастую не знаешь, где произойдет эта самая интересная встреча: на торжественном мероприятии, в библиотеке, куда нередко приходят наши современники – писатели и поэты, или, скажем, на даче.

Однажды, летним жарким днем, наш дачный участок посетила внешне обычная, но по характеру довольно оригинальная синица.

С самого утра она внимательно поглядывала на меня. Бегала по периметру грядки и оценивала, достаточно ли хорошо я работаю – рыхлю почву и убираю сорняки. В случае, когда ей всё нравилось, она одобрительно кивала головой.

Когда я приступила к поливу растений, то на мгновенье потеряла свою синичку, но она не потеряла меня! Она сидела на краю бочки, и подозрительно заглядывала внутрь. Воды в бочке ей казалось явно недостаточно.

В то время, когда бочка начала наполняться водой, синичка сидела неподвижно, но когда тара наполнилась, она тут же начала дегустировать воду. Лето в тот год стояло засушливое, воды лесным жителям явно не хватало. Синичка с жадностью пила, и я не мешала ей в этом процессе.

Потом желтогрудая красавица стала следить за тем, как происходит полив. Поняв, что воды много, синичка издала некий характерный звук, и на моем участке оказалось несколько желающих утолить жажду синиц. Воды было не жалко, хотелось сказать: «Пейте досыта!» Но птицы и без приглашения пили вволю. А потом улетели. Все, кроме одной, все той же любопытной синички.

До вечера она вела себя довольно тихо, взлетала и садилась вновь на небольшое грушевое дерево. А вечером синичка забеспокоилась. Я не понимала причину ее беспокойства. Но в какой-то момент высоко в небе я увидела орла, который красиво и плавно парил. Этот орел со своим семейством давно привлек внимание дачников. Нередко он издавал довольно громкие звуки, которые заставляли людей бросать работу, поднимать голову вверх и смотреть на царственную птицу.

Синичка нервничала, и словно говорила мне:

— Это орел, я признаю его первенство.

В какой-то момент синица спряталась в ветвях дерева. И обнаружила себя только тогда, когда я засобиралась домой. На прощанье она махала мне крылом и словно говорила:

— Пока, пока! Я присмотрю тут за всем!

Вот такая интересная встреча произошла у меня с синичкой. На следующий день я птицу не увидела, видимо, она полетела инспектировать другие дачные участки…

Следуя своей традиции записей воспоминаний, я решил посвятить несколько страниц рассказам-зарисовкам о встречах с интересными людьми.

Я расскажу на нескольких последующих разрозненных страницах о людях, которые оказали на меня влияние, и, прежде всего, влияние какими-то своими не совсем обычными способностями, способностями к неординарной жизни в духе религии или философии.

В своей жизни я не так часто встречал подобных людей, и каждый раз эти встречи были в радость. Я убежден, что интерес к подобным темам накладывает на людей свой неповторимый отпечаток, выделяет их из общего потока жизни.

С Антоном К. я познакомился в начале 90-х годов, в период своего увлечения мистицизмом, и мы с ним довольно долго общались, и общаемся до сих пор, правда уже в основном благодаря Интернету. Хочу здесь немного рассказать об этом человеке.
_________

Квартира его еще не так давно представляла собой прелюбопытное зрелище. Ее стены, побеленные известкой, были все сплошь увешаны самыми разнообразными плакатами, постерами, предметами искусства и прочими артефактами.

Антон говорил, что эта комната, является для него своего рода «священной территорией» или уголком, в котором находит отражение его внутренний мир, - так каждая вещь или предмет в ней соответствует чему-то внутри него самого... Надо сказать, что объяснение это философское и довольно запутанное, в духе книг Кастанеды, которые Антон всегда любил читать.

На старом раскладном столике в «священной комнате» помещался не менее старый компьютер. Тут же обычно лежала еда, которой питался хозяин, т.е. хлеб, маргарин, сахар и чай. В питании, равно как и в одежде, этот необычный человек был всегда неприхотлив, подобно классическому «митьку» из книги Владимира Шинкарева.

Антон не часто употреблял спиртное, покуривал, но также довольно редко. Со временем он сумел отказаться от курения, и частично от выпивки.

С празднований различных дней рождений он всегда уходил самым первым, дабы не принимать участие в пьяных разговорах и не обременять свой организм излишними возлияниями, такое осторожное и тактичное поведение он демонстрировал вполне в духе того учения магов, которому следовал, - именно это, как я понял впоследствии, и называется у Кастанеды «путем воина».

Антон - любитель путешествий. Страсть к этому когда-то привил ему Игорь И., наш общий с ним друг, вытащив его из грязного и пыльного Тагила на Алтай. Тот благополучно побывал в горах, и с тех пор охота к перемене мест прочно поселилась в его душе. После он ездил неоднократно в горы, с друзьями и в одиночку, жил там у знакомых людей, затем возвращался, устраивался вновь на работу, чтобы после, накопив денег, снова отправится в странствия...

Однажды Антон, в духе авантюризма и, руководствуясь магической литературой, даже купил себе собственный домик где-то в районе Красноярска, в далекой сибирской тайге, неподалеку от места ссылки В.И. Ленина... Туда он порой наведывается, чтобы насладиться свободой и общением с тамошней природой.

Я не хочу сказать плохо об Антоне, но он всегда производил впечатление человека «не от мира сего». Его речь довольно странна, говорит он мало, но если говорит, то нечто необычное и авангардное, снабжая свои слова различными курьезными эпитетами и словами собственного изобретения (наподобие «слов-бумажников-с-несколькими-карманами» Шалтая-Болтая из книги Льюиса Кэрролла), так что производит неожиданное впечатление на неподготовленных людей, впрочем, люди, знающие его хорошо, к такому поведению уже привыкли и не обращают на него особого внимания.

Родители его имеют слабость к выпивке. Жизнь в коммунальной квартире нелегка для его семьи и для него самого. Стесненные условия помещения, неустроенность, пьющие соседи - все это накладывало и накладывает свой отпечаток на его жизнь и на жизнь его семьи. Но надо заметить, что Антон всегда переносил эти испытания стоически (или как «воин», если пользоваться более близкой ему терминологией) и редко поддавался им. Даже более того, умел сохранить при этом спокойствие и добродушие, что, несомненно, является большой заслугой его характера. Прожить так всю свою жизнь и почти не поддаться пагубному влиянию - это многого стоит!

Следующий мой рассказ будет о человеке, с которым меня познакомила судьба, во время моего лечения в клинике в самом начале нулевых годов. Лечился я от остаточных явлений черепно-мозговой травмы, перенесенной в возрасте 4-х лет.
_________

Больница - это такое место, где можно встретить самых разных людей, с самыми разными взглядами и убеждениями. Есть среди них те, кто ни во что не верит, есть и те, кто верит, есть, так называемые, люди духовно-ищущие. Одним из самых ярких людей, из разряда духовных, общение с которыми наиболее всего запомнилось мне, был Валера-Кришна.

Кришной его прозвали потому, что он всегда и везде проповедовал этого бога – друзьям, случайным товарищам, медперсоналу больницы, где лечился, и делал он это настойчиво, и в то же время деликатно.

Валера носил колоритную бороду и походил скорее на дородного старобрядца, чем на щуплого вегетаринца-кришнаита, каким мы обычно их представляем, и какими они нередко на самом деле являются. У него есть жена примерно его возраста, т.е. лет 40, и даже, кажется, есть дети.

Валера носил с собой в больницу огромные тома священных писаний своей секты (я не очень люблю это слово, как мне кажется, оно отдает шовинизмом, можно сказать – «религия», «школа» - имеющая такое же точно право на существование, как и любые другие религии, школы и конфессии), которые впоследствии дарил товарищам по своей больничной палате.

Читал он и мантры, перебирая четки в мешочке с рисунком по бокам, и не обращая в таких случаях внимания на любопытные взгляды со стороны.

Помню, мы подолгу беседовали с ним о его вере. Я со своей стороны делился впечатлениями от книги Бхактиведанты Свами (автора кришнаитских книг) «Наука самосознания», которую когда-то читал, и которую подарила мне моя мама. Он же, как выяснилось, мог рассказывать не только о Кришне, но и обсуждать, например, творчество группы Аквариум и другие подобные интересные темы, имеющие отношение к культуре.

Валера имел слабость к выпивке и курил. Тем не менее, вера и различные слабости и привычки сочетались в нем. Он боролся в душе с ними, боролся с инерцией свой несовершенной натуры, боролся со слабостью потакать бездуховности тех людей, которые не разделяли его веры, или были безразличны к ней...

Помню, что у него случались и перепады настроения, минуты колебаний или сомнений. Как-то в период своего тогдашнего лечения он ушел на несколько дней в краткосрочный отпуск (КО), и вернулся уже не с кришнаитскими книгами, а с томиком рассказов Чехова, и убеждал меня прочесть какой-то рассказ оттуда, который, как я понял, очень его зацепил...

Помню я также и то, что именно благодаря этому человеку нашел в себе силы прочитать один из самых известных и ярких памятников индийской литературы - «Бхагавад-гиту», за что благодарен влиянию Валеры.

Как дальше сложилась жизнь этого интересного человека, я не знаю, но до меня доходили слухи, что впоследствии он перестал быть кришнаитом, и общий культурный и духовный кризис общества вкупе с нашей общей несовершенной натурой сделали-таки свое злое дело, отвратив его от веры... Не знаю, насколько можно верить таким слухам, но тогда, в самом начале нулевых, когда я встретил его, Валеру все звали не иначе как «Кришна», такой образ его навеки и остался в моей памяти...

Был период в моей жизни, когда путь духовных поисков, приобретя довольно причудливую траекторию, минуя увлечение эзотерикой и духовными учениями Востока, привел меня в церковь. Это случилось со мной в начале нулевых годов. Через какое-то время, следуя все той же непредсказуемости характера и судьбы, я переметнулся в секту (как уже сказал, не люблю это слово) неопятидесятников, куда долгое время ходила моя мама. Спустя еще год, я вернулся обратно к увлечению церковным учением и посещал храмы вплоть до конца нулевых годов, когда, следуя старой-доброй памяти, вновь вернулся к давнему своему увлечению философией и мистикой. Об этих двух периодах увлечения христианством – церковным и сектантским, и о людях, с которыми довелось общаться в то время я и хочу рассказать в этой главе.
_________

Милые добрые люди, увлеченные общей идеей богопочитания, собирались каждое воскресение вместе, пили чай с тортом, который покупали на общие деньги, пели, разговаривали на духовные темы... Таково наиболее яркое мое воспоминание о времени увлечения идеями секты. И напрасно православные гонят эти учения, в них нет абсолютно ничего злого или плохого, в этом я убедился сам. Если и существует какой-то недостаток у этих неортодоксальных традиций, так это то, что идиллия подобного общения зачастую эфемерна, не вечна, не все могут постоянно удерживаться на такой энергичной волне, велик процент людей, которые со временем покидают секты, и в лучшем случае – находят себе другое учение, а в худшем - полностью разочаровавшись в духовных путях и не примкнув ни к одному из них, возвращаются к обычной жизни.

Я помню, что у нас в нашем доме всегда по всем углам была разбросана различная христианская литература, какие-то брошюры с яркими обложками, буклеты... Когда я сам стал ходить в секту, то стал уже как-то прибирать ее и сортировать.

Как уже сказал выше, пребывание на столь энергичной волне требует большого умения и сил. Динамичные проповеди в молитвенном доме, экстатические песнопения, все это настолько полно жизни, что неудивительно, что в основном лишь только женщины, с их кипучей неугомонной энергией, способны бывают оценить такой досуг и предаться ему всей душой своей.

Поэтому, походив какое-то время в эту церковь неопятидесятников, и исчерпав запас сил и интереса, я оставил это увлечение.
_________

Судьба давала возможность встретить интересных людей из числа верующих, например, Любовь Николаевну или просто Любу. Люба научила молиться по молитвослову, надоумила съездить в паломничество, поддерживала в духовном плане.

Люба – простая женщина, с мягким вкрадчивым голосом, она далека от философии или науки, и просто верит в Бога. В последнее время, оставив работу на УВЗ, она перешла работать в церковь, которая находится неподалеку от заводской проходной. Верит она очень горячо, что называется всей душой, безоговорочно принимая церковное учение. Если церковь говорит, что секта – это «дьявольское сонмище» (по словам Игнатия Брянчанинова), значит, так оно и есть, и нечего их защищать.

Но в то же время, несмотря на свою бескомпромиссность и твердость суждений, Люба в душе очень добрый и милосердный человек.

Единственный случай в моей жизни, когда я могу употребить слово «секта» в негативном смысле, это история с моим другом Александром Е, о чем я и намерен рассказать далее.
_________

Саша был обычным человеком, учился в школе и довольно неплохо, пока волею судеб жизнь не свела его с последователями деструктивного культа нашумевшей в самом начале 90-х годов секты «Белое братство».

После этого жизнь его резко изменилась. Ему открылся мир духовности, но, к сожалению, не в привычной большинству, удобной и безопасной форме, а в форме рискованного предприятия, из которого ему удалось выйти лишь после ареста руководителей этой секты. Он ездил по стране, проповедуя сомнительное и опасное учение, подвергал себя суровой аскезе, питаясь одним рисом, приправленным красным стручковым перцем, читал мантры, пел и медитировал. Также нередко его забирали в милицию за активную проповедь, в общем, натерпелся он, как видно, немало за этот период своей жизни.

Когда весь этот кошмар закончился, Саша вернулся домой. В этот момент мы с ним и познакомились. Вскоре выяснилось, что он не чужд творчеству, поет и играет на гитаре и сам сочиняет песни. Скорее всего, этот дар у него открылся практически сразу после возвращения к нормальной жизни. Какое-то время мы с друзьями собирались у него дома, играли музыку, общались друг с другом.

Он пишет потрясающей красоты песни, почти все из которых существуют в записи, некоторые из них я помню наизусть, вот например такие проникновенные строчки:

«Укрыв свой взор под сенью век,
Забыв о времени жестоком –
О чем-то близком и далеком –
Под светом звезд шел человек, -
О чем-то близком и далеком –
Под светом звезд шел человек.

Никто не знал его: причины
Неинтересны для людей;
Всего лишь несколько морей,
Да верность глаз – его почины,
Всего лишь несколько морей,
Да верность глаз – его почины...»

Какое-то время после возвращения к нормальной жизни Саша прожил в Нижнем Тагиле, а затем переехал жить на Украину, там познакомился с девушкой, женился, у него родились двое детей. Сейчас он, как и прежде пишет песни, играет в музыкальной группе, в его репертуаре уже больше ста песен.

А как же опыт духовной жизни? Насколько я знаю, Саша сохранил интерес к этой теме, сейчас он интересуется родноверием, что находит отражение в его музыкальном творчестве...

Вспоминаются сейчас случаи общения с Андреем М. Я помню, что, в начале 90-х, он, будучи увлеченным идеями секты «Белое братство», а затем оккультной литературой, разрисовывал цветными ручками поверхность листа оргстекла, который лежал на его письменном столе. Это были рисунки различных знаков и символов. Больше ни у кого в домах в те годы, да и в последующие годы тоже, я ничего подобного не видел. Он же вырезал своими руками из дерева четки по инструкции из кришнаитских книг Бхактиведанты Свами. Сделал он этих четок несколько штук и все раздарил своим друзьям. Один экземпляр изделия хранится дома у одного моего друга, с которым я поддерживаю отношения, но, к сожалению, погребен среди других вещей.

Помню я и песни, которые сочинял Андрей. Мы в те далекие времена порой сочиняли какие-то песни и записывали их в собственном исполнении под гитару на бобинный магнитофон. Тогда же кому-то из нас в руки попалась книга Еремея Парнова «Проснись в Фамагусте». В этой книге есть такой эпизод:

«Сандаловый старичок коснулся сухими прохладными пальцами склоненной, коротко остриженной головы проводника и пробормотал очистительные мантры. От его прикосновения на душе сразу стало легко и покойно.

Пришлый дами наколдовал мне смерть, - пожаловался Анг Темба, храня надежду на пересмотр приговора.

Смерти нет, - успокоил его лама. - Есть только прошлое, будущее и сорок девять дней б а р д о между ними. Не бойся, иди...

Может, мне расторгнуть контракт с саибом из страны Америка? - спросил шерп, благодарно ткнувшись лбом в расшитые бисером монашеские сапоги.

Я отвечу тебе в должное время, - несколько помедлив, пообещал Нгагван Римпоче.»

Очевидно, что этот текст навеян Тибетской книгой мертвых, где есть описание 49-дневной программы путешествия сознания человека в Бардо - промежуточном состоянии между рождениями.

В те времена литература по буддизму, типа Тибетской книги мертвых, была практически недоступна, поэтому книга Еремея Парнова оказалась тогда чуть ли не единственным образцом введения в такого рода предмет.

Пишу я все это к тому, что Андрей сочинил тогда одну песню, которая называлась «49 дней». В ней эта цифра повторяется рефреном. Помню в этой песне такие строчки:

«49 дней... Погоди, постой!
49 дней - долгой дороги домой.»

Вероятно, речь в ней шла о путешествии души за гранью этого мира - если правда то, что она была написана именно по этому сюжету. К сожалению, я практически не помню слов этой песни, всплывают только обрывки строчек, и мне сложно сказать, о чем эта песня. Но думаю, что навеяна она книгой, которой все мы тогда зачитывались. У меня нет записи этой песни. Есть она у друга, но пылится эта запись где-то среди других бобин, и ее нужно отыскать, а затем оцифровать. Было бы хорошо, если бы однажды это было сделано.

В воспоминаниях тех лет книга Парнова ассоциируется с путешествиями на Алтай. Периодически кто-нибудь из нашей компании отправлялся в те далекие края - для того, чтобы зарядиться энергией и впечатлениями у Природы. В книге «Проснись в Фамагусте» описываются путешествия по горным районам Тибета. Эти описания служили нам своего рода напоминанием о горах. Мы читали и перечитывали эту книгу по многу раз для того, чтобы снова и снова освежить в памяти незабываемые впечатления от алтайских поездок.

И напоследок, прежде чем закончить свое повествование, я хочу рассказать о двух людях, которые в своем образе как бы сконденсировали общую энергию и харизму, опыт многих моих знакомых и друзей, и повлияли на них своими взглядами и убеждениями, своей жизнью.
_________

О первом из них, Викторе З., я написал когда-то отдельный рассказ. Здесь расскажу о его истории лишь вкратце.

Виктор был, как это и происходит зачастую, обычным человеком, ничем не выделялся из привычной массы людей. Он работал в ГАИ, ходил на службу, воспитывал детей, выпивал...

Но вдруг в его жизни произошел случай, который кардинально повлиял на всю его дальнейшую судьбу. Однажды, находясь в одиночестве у себя дома, он потерял сознание, а когда очнулся, то обнаружил, что заперт в комнате, на нем не было одежды, из крана на кухне текла вода... При этих загадочных обстоятельствах его нашла его жена, после того, как вернулась домой. Вскоре случилось еще одно событие: она обнаружила на его спине, с правой стороны, таинственный знак, в виде креста с основанием и двумя лучами, исходящими из основания… Также вскоре стало известно, что Виктор обрел некоторые экстрасенсорные способности. Какое-то время он практиковал лечение людей, потом в начале 90-х годов у него появились ученики и последователи, которым он изложил свое учение, свои взгляды на мир. Судьба распорядилась так, что этими учениками стали некоторые из моих друзей.

Виктор оказал большое влияние на нашу компанию. Своей харизмой он привлекал к себе людей и объединял их между собой. Его образ гуру оказался неким маяком, вечно манящим и недоступным, но согревающим сердца в минуту скорби и уныния. Я думаю, что, во многом благодаря ему и его влиянию, нити, связующие нашу компанию не распались раньше времени, и если бы не он, то мы давно бы уже растеряли друг друга в шуме и суете многолюдного города...
_________

Виктору наша компания обязана также тем, что он познакомил нас с Алтайским краем. В горах Алтая, в маленьком поселке Элекмонар, в середине 90-х годов я встретил второго человека, интересного своими духовными интересами и исканиями - зовут этого человека Илья. С ним я общался недолго, так сложилось, но впечатлений от встречи с ним хватило на всю оставшуюся жизнь.

Илья запомнился мне прежде всего как мистик, т.е. человек всерьез посвятивший себя духовному поиску. В его деревянном двухэтажном доме, где он жил со своей семьей, располагалась довольно обширная библиотека эзотерических книг, книги эти помещались на обоих этажах дома. Я помню, как во время моего пребывания у него в гостях мы с ним обменивались такого рода литературой: я подарил ему книгу Елены Блаватской «Ключ к теософии», которую привез с собой, он же в свою очередь подарил мне издание, в которое входила книга Петра Успенского «В поисках чудесного» и книга Георгия Гурджиева «Взгляды из реального мира».

Я видел его, подолгу медитирующим на верхнем этаже своего дома, сидящим, завернувшись в белую простыню, и сосредоточенно взирающим на изображение магической диаграммы-мандалы, висящей на стене.

О нем также рассказывали, что он, бывало, в одиночестве отправлялся высоко в горы и там совершал ретриты, занимаясь созерцанием и ночуя под открытым небом в спальном мешке...

Илья был женат, у него есть дети от первого брака, сейчас он живет в Москве. По слухам, он занимается трансперсональной психологией, ведет какие-то семинары. Вот, на мой взгляд, достойный пример человека, посвятившего свою жизнь духовному развитию и совершенствованию.
_________

В заключение этой главы я хочу отметить, что встречался в своей жизни еще с несколькими людьми, так или иначе занимающимися самосовершенствованием. А также общался с некоторыми из них в виртуальном пространстве Интернета. В настоящем сочинении я упомянул лишь самые, на мой взгляд, яркие примеры таких людей. Но, если хорошо подумать, то можно, пожалуй, вспомнить немало других похожих примеров... Судьба каждого такого человека интересна сама по себе, и я уверен, что в какой-то степени самосовершенствование проходит через жизнь каждого из нас.

Время течет, все меняется. Все меньше остается иллюзий, все меньше и людей остается в нашей жизни, которые бы понимали нас или разделяли наши взгляды и убеждения, чаще всего – это лишь самые близкие друзья или родные люди. Но времена духовных поисков, моменты общения с другими людьми, подчас очень разными и непростыми, на мой взгляд, очень многое дают человеку. Так мы учимся сочувствию и пониманию, перенимаем у других людей их опыт, получаем стимулы для дальнейшего поиска и развития.

В конференц-зале Политехнического института студенты механико-энергетического отделения встретились с представителем Новгородской общественной организации блокадников Ленинграда Борисом Степановичем Капкиным.

Капкин родился 10 декабря 1939 года в Ленинграде. Отец погиб в Финскую войну. Из блокадного города семья была эвакуирована в феврале 1942 года в Аркадакский район Саратовской области. Там в селе Алексеевка жили дедушка с бабушкой. Поэтому об ужасах блокады Борис Степанович знает только из рассказов родственников.

Ветеран вспоминает:

Начало войны

«Блокаду я пережил в 2-летнем возрасте и, конечно, в памяти о ней ничего не отложилось. Став постарше, я как-то просматривал газеты и увидел слово «блокадник». Разговорились с матерью, и она рассказала, как мы жили в первую блокадную зиму. Показала документы. Я взял их, предполагая, что когда-нибудь они могут пригодиться.

После гибели отца меня воспитывали мать и её родная сестра. О блокаде написано много. Поэтому расскажу только один эпизод из нашей блокадной жизни, но он достаточно показателен.

Жить было настолько тяжело, что тётя уговорила маму от меня отказаться. Пришла баржа для эвакуации, и меня, как груз, завернули в одеяло и бросили в эту баржу. Но потом у матери заныло сердце. Она начала переживать и не выдержала. Шёл патруль. Она обратилась к нему, рассказала, что и как случилось. Патруль вернулся, начали разбрасывать тряпки и баулы, искать меня. Так я выжил, а, точнее, воскрес.

Мы уехали из Ленинграда в феврале 1942 года, а блокадником считается тот, кто пробыл в осаждённом городе хотя бы полгода.

Школьные годы

В 1947 году я пошёл в первый класс. После семилетки поступил в Саратовскую школу № 8. Она напоминала нынешние суворовские училища. Туда брали сирот и детей с особо трудным семейным положением, в частности, блокадников.

Через год школу закрыли, и я опять вернулся к дедушке и бабушке. Окончил 9-й класс, одновременно получил специальность помощника комбайнёра. Начались летние каникулы. Только приступили к уборке урожая, как комбайнёра по телеграмме из обкома партии отправляют вместе с комбайном на освоение целины в Оренбургскую область. Меня тоже взяли, в порядке исключения. До места добирались на открытой платформе 11 суток.

Поработали там до сентября. К осени мне нужно возвращаться в школу. Пошёл я к директору совхоза за расчётом, а он говорит, что есть приказ никого не отпускать, пока не убран урожай. Добыл я пару бутылок «бормотухи» и расчёт получил. Вернулся домой, окончил 10-й класс. Поначалу было, правда, небольшое отставание, но ребята помогли, и с программой я справился.

Учёба в лётном училище и авиационном техникуме

После школы задумался: что делать дальше? Спецшкола, которую я окончил, давала преимущества при поступлении в лётное училище, и я пошёл туда. В 1960 году окончил Орское лётное училище им. Хользунова. В это время началось масштабное сокращение армии, и я, благодаря Никите Сергеевичу Хрущёву, получив профессию, о которой мечтал, остался без работы. Вручили нам лейтенантские погоны, и идите куда хотите.

Нам, молодым, ещё повезло. В 20-25 лет не поздно по-другому устроить свою жизнь. А вот тем, кому до пенсии оставалось 2-3 месяца, было очень тяжело.

Вернулся я в Саратов и пошёл на завод учеником токаря. Но тут до меня дошёл слух, что Саратовский авиационный техникум набирает таких, как я, демобилизованных. Я обрадовался, быстро собрал документы и поступил в техникум на близкую к прежней военной, но гражданскую специальность. После окончания, как и многие другие, решил вернуться на родину, в Ленинград.

Поиски работы

На мой запрос пришёл ответ, что в настоящее время Ленинград не может предоставить мне работу, так как нет жилья, но, если есть желание, то можно поехать в Новгород или Великие Луки. Я случайно встретил парня из параллельной группы, поинтересовался, что из себя представляет Новгород. Он ответил:

«Хороший город, но есть два недостатка».

«Комаров много и футбола нет».

Несмотря на эти недостатки, я поехал в Новгород. Направили меня на завод «Волна». Там в отделе кадров работал Герой Советского Союза Егор Михайлович Чалов. Мы разговорились. Он предложил мне устроиться на завод, чтобы со временем, раз я лётчик, помочь мне пробиться в авиацию.

По его совету я отправился на аэродром в Юрьево. Было лето, командир в отпуске. Ребята подсказали, что все кадровые вопросы решаются в Ленинграде, я поехал туда. А там тоже начальство в отпуске. Смотрю, сидит женщина, готовая меня выслушать. Я всё рассказал, и она предложила мне направление на 2-летнюю учёбу на самолёт Ан-2. Но у меня уже есть 500 вылетов и посадок! Мне что, ещё переучиваться?

В авиации так положено, что если пересаживаешься с одного самолёта на другой, то нужно переучиваться минимум 6 месяцев. А ко мне в сентябре должна приехать жена-учительница с маленькой дочерью. Поэтому разговор оказался безрезультатным.

Отправился я в Совнархоз. Там меня встретила ещё одна женщина, солидная такая, серьёзная. Выслушала мою печальную повесть и говорит:

«Даю тебе трое суток. Ищи какое-нибудь жильё, и получишь направление».

Прошло 3 дня. В то время найти жильё было трудно, так как под сокращение попали и лейтенанты, и полковники, и генералы. В общем, ничего у меня не получилось. И решил я, что лучше буду жить в центре Новгорода, чем где-то на окраине Ленинграда.

Работа с осуждёнными

Вернулся на «Волну» к Чалову и проработал там 5 лет, до 69-го года. А как раз в это время шёл набор в органы внутренних дел, и меня, 30-летнего, направили переводом на работу с осуждёнными. Там тоже надо было учиться. Надоела уже учёба, но выхода не было.

Предложили поступать в Ленинградский филиал академии МВД. В 1971 году я туда поступил и в 1976 году получил диплом. Продолжил работу в исправительной колонии № 2 до её закрытия. Когда все начали переходить в ИК № 7, я написал рапорт, что готов служить в любой точке, где служба идёт год за два. В Иркутске мне отказали, причина всё та же — нет квартиры.

И я добровольцем отправился в Коми. Оттуда до Москвы нужно ехать 26 часов на поезде, потом 40 минут лететь на Ан-2 и 6 часов добираться в автомобиле. Вот в такой глухой тайге я служил до 91-го года, когда распался Советский Союз. Как раз подошла моя очередь на квартиру, мне повезло. 20 лет своей жизни я отдал работе в исправительных колониях.

После 1991 года я с осужденными связан не был. Но до сих пор иногда снятся сны с жуткими картинками из жизни на Севере. Просыпаешься среди ночи весь в холодном поту. Очнёшься — да ведь я на пенсии! Вот такой след колония оставила. Это был адский труд. Работал без выходных, спал по 2 часа в сутки.

Возвращение в Новгород

После демобилизации вернулся в Новгород. Устроился на завод «Спектр» начальником охраны и проработал там 16 лет. Надумал уйти на заслуженный отдых. Только приехал на огород, воткнул в землю лопату, как звонок с частного охранного предприятия:

«Рано вам уходить на отдых. Просим навести порядок на рыбзаводе».

Проработал и там 2 года. В 70 лет я ушёл на пенсию в звании майора.

Яркие эпизоды из прошлого

Что мне чаще всего вспоминается из юности?

Как жил у дедушки с бабушкой. Дедушка был бригадиром, заметным человеком на селе. Помню, в колхозном саду сажали саженцы. Я взял саженец яблони, принёс домой и посадил у себя под окном. Дед увидел, разбудил меня, сонного поднял с постели. Затем зажал между ног мою голову, отстегал меня ремнём как следует и сказал:

«Где брал, туда верни».

Вспоминается учёба в техникуме, когда мы уже были взрослыми, лейтенантами. Днём учились, вечером работали, а в выходные то уголь разгружали, то ещё что. В общем, шабашили, чтобы выжить

Самой прибыльной была разгрузка плит, деньги шли неплохие. Тогда сайки были по 6 копеек и эскимо по 11. Пару эскимо съешь и вроде голод проходит. Как-то пошёл я к куратору и говорю:

«У нас проблемы».

«Не опрашивайте нас, пожалуйста, по понедельникам, мы после шабашки».

А то ведь получишь двойку и лишаешься стипендии. А потом, если никто не помогает, как жить? Нам пошли на уступки и по понедельникам не опрашивали.

Запомнились мне полёты. Когда заканчивал училище, уже хорошо понимал, что такое дисциплина. Она во всём должна быть на первом месте, это основа всех наших успехов и достижений. Сейчас для меня — это аксиома.

Помню свой первый вылет. Делаю фигуры высшего пилотажа, а мне по рации приказывают:

«Прекратить задание».

Глянул на высотомер — 400 метров!. Я когда посадил самолёт, весь мокрый был. Щипаю себя, и ничего не чувствую. Получил строгий выговор и на всю жизнь запомнил, что такое дисциплина.

Мы никогда не думали, что в авиации нас, лейтенантов, могут сократить. Но так получилось. После этого нас в течение 10-и лет не тревожили. Мы все были страшно озлоблены. А спустя 10 лет нас вызвали в Богодухов, в 65 км от Харькова, переучиваться на вертолёт. Для всего лётного состава были обязательны прыжки с парашютом. Там тоже были сложные случаи, которые могли привести к трагедии.

Клуб «Новгородские моржи»

С 1968 года я занимаюсь моржеванием. Являюсь одним из основателей Новгородского городского клуба любителей зимнего плавания «Новгородские моржи». Нас было 4 человека: трое мужчин и одна женщина.

Сначала плавали под открытым небом и никакого помещения не имели. Потом приобрели строительный вагончик на колёсиках, с левой стороны у моста. Когда приезжала какая-нибудь комиссия, нас заставляли его убирать. Мы его прятали, иногда ставили у монумента Победы. Сейчас у нас прекрасный клуб моржевания, построили за собственный счёт. У каждого есть свой ключ. Можно в любое время приходить и плавать, есть мужское и женское отделения.

Сначала я плавал ежедневно. Потом услышал, что спортсменам рекомендуется плавать через день и решил, что я тоже спортсмен. Теперь плаваю через день в любую погоду. Но зимой интереснее. Чем больше перепад температур, тем лучше. Без 15-и 6 я уже плаваю, а в воскресенье — баня. Без проруби — я никуда. Живу на Предтеченской, это 10 минут ходу. Вода обычно – 2-3 градуса, не ниже. Бывает, в мороз не хочется идти, а в прорубь попадёшь — не хочется выходить. Сам удивляешься: почему не хотел идти. Режим я не нарушаю, пропусков не бывает.

Постоянных «моржей» у нас 130, но приходит новое пополнение, обычно после Крещения. В Крещение попробуют — понравится, и приходят ещё. Из моей семьи никто не разделяет моего увлечения, никого не затащишь в ледяную воду. Не хотят. Дочка только ходит в бассейн.

Лично мне спорт очень помог. Когда мы поступали в лётное училище, то обычно из 30 человек медкомиссию проходили человек 5-6. Я служил во времена Георгия Константиновича Жукова. В день один час выделялся спорту. Первого отпуска меня лишили, так как я плохо держал пресс.

Все, кто отставал по физкультуре, занимались целый месяц. С того времени и до сих пор я подтягиваюсь 10 раз, 30 раз отжимаюсь от пола и пресс держу, сколько хочу. Ежедневно бегаю 10 километров, я в отличной форме. У меня была сложная, но интересная жизнь. Не было бы проблем, жить было бы скучно «.


Анастасия Семенцова
Иван Шилов

Иван Шилов, Анастасия Семенцова, Алла Булгакова — руководитель объединения «Патриот»

Фото Анастасии Семенцовой

Сочинение

Однажды в День Победы

В день 9 мая в городе было необычайно многолюдно. Ведь отмечали всенародный праздник - День Победы. Вся детвора высыпала во двор, пока родители смотрели по телевизору праздничный парад на Красной площади. Дети играли в свои обычные игры. Вдруг они заметили пожилого человека в праздничном кителе с множеством медалей. Они тотчас же обступили его и стали спрашивать, что он делает в их дворе, resheba.com Седовласый ветеран сказал, что пришёл навестить своего боевого товарища, раз тот не смог прийти на встречу с однополчанами. Старик назвал имя своего друга, и ребята наперебой стали кричать, что он живёт в первом подъезде, что они его хорошо знают. Мальчишки и девчонки стали расспрашивать участника боевых действий о событиях тех далёких дней. Ветеран с удовольствием вспомнил своих боевых товарищей и рассказал о том, при каких обстоятельствах он познакомился с живущим в их дворе генералом.

Были они тогда молоденькими офицерами, только что закончившими экстренные курсы подготовки. Так случилось, что буквально в первые дни на фронте они приняли участие в жестоком бою с противником. Рассказчик был ранен, а его однополчанин, с которым они с той поры стали лучшими друзьями, вынес его с поля боя на себе. Конечно, жизнь их разбросала, но. каждый год они обязательно встречаются на Красной площади, под Курантами, и вспоминают былое.

После этого короткого рассказа, старый военный стал уже не посторонним для ребят. Они отвели его к соседу-генералу, который был очень рад видеть долгожданного гостя.

Пришло лето и мы с друзьями, часто ходили гулять. В один такой день мы пошли играть на площадку к Петиному дому. В двадцати метрах от этого места есть заросли кустарников и ребята решили построить там штаб. Но когда мы подошли к этим кустарникам, то услышали рычание. Это была кошка. А рычала она, потому что в кустах она прятала еще совсем маленьких котят. Их было несколько, но все они были одного серого цвета, как и мама.

Мы решили, что не стоит беспокоить это семейство. Петя сбегал домой и принес колбасы. Новоиспеченная мама с удовольствием съела угощение. С тех пор мы постоянно приходили наведать это семейство, приносили еду и воду. Петя принес старое полотенце и постелил его для котят.

Прошла неделя, и я поехал в деревню к бабушке. Вернулся через месяц. Котята очень подросли, бегали по площадке и стали местными любимчиками. У двух появился свой дом, их забрали люди с соседних домов.

К концу лета котята превратились в больших кошек, сами могли найти себе еду. Мне очень радостно встречать этих участников той неожиданной встречи.

Это лето мне пришлось провести на даче. Целых два месяца я должен был помогать бабушке выращивать помидоры, огурцы, поливать картошку, пропалывать грядки. Вначале я очень огорчился. На даче плохо ловил интернет, компьютер остался дома. Первые недели я выл от тоски. Но потом я познакомился с Тамарой Ивановной. Мое сочинение на тему «Интересная встреча» будет посвящено именно ей.

Сочинение на тему интересная встреча 6 класс

Тамара Ивановна жила в доме напротив. Они здоровались с моей бабушкой, но назвать их отношения дружескими были сложно. Скорее они просто соседствовали и не желали углублять общение. Моя бабушка ничего не знала о Тамаре Ивановне, а я внезапно для себя заинтересовался этой пожилой дамой. Дело в том, что она была совсем непохожа на обычных пенсионеров. Она носила красивые шляпы и красила губы, ходила по огороду в купальном костюме и с бокалом коктейля. Вначале мне было очень смешно из-за такого поведения. А еще я заметил, что соседская бабуля ухаживает на огородом одна. Неужели у нее нет внуков?

Как-то раз я набивал мяч, и он улетел прямо на огород Тамары Ивановны. Ничего не оставалось делать, как познакомиться со старушкой, которая уже обратила на себя внимание неординарным поведением. Утром я видел, как она поливала грядки под рок-музыку. Но в обед на ее участке была тишина. Я тихо постучал в калитку и несмело зашел. Боялся увидеть ее в компании накачанных афроамериканцев. Нет, я понимал, что это маловероятно, но фантазия упорно приписывала к образу соседки именно такие картины.

Я решил, что мячик в бассейне и попросил разрешения нырнуть туда. Женщина согласила. Я быстро залез в бассейн, но мяча там не было!

Но тут ничего нет! - сказал я, проверив несколько раз.
- Я и не говорила, что твой мяч в бассейне.
- Но вы сказали он утонул.
- Он утонул в мире фальши и скуки, чтобы возродиться вновь в доме любви к жизни, - сказав это бабуля расхохоталась так, что я боялся, сейчас к ней прибегут санитары. Я был убежден в том, что женщина немного не в себе. Теперь вы понимаете, почему мое короткое сочинение на тему интересная встреча было написано именно про Тамару Ивановну?

Но как мне его забрать?
- Может хочешь выпить со мной шампанского? Отметить знакомство?
- Нет, спасибо. Я не пью. - сказал я, еще никто не предлагал мне шампанского. Неужиле она не видит, что я еще мал для этого?
- Как же скучно вы живете.
- Зато вы весело, - добавил я.
- Конечно. Каждый день - это подарок судьбы, нужно проживать его, как последний. Я начала жить лет с тридцати. До этого я боялась всего на свете. Осуждения социума, отсутствия денег, критики моих картин. А потом я поняла, живи так, будто бы сегодня последний день. Наслаждайся жизнью. Ведь жизнь - это не количество прожитых дней, а количество дней, когда ты был счастлив.

Внезапно сумасшедшая дама предстала в моих глазах напротив гораздо более умной, чем большинство моих знакомых. Ведь была же правда в ее мудрых словах. Я спросил у Тамары Ивановны о ее картинах, а она рассказала о том, что является художницей. Показала мне свои работы, сделала чай, отдала мяч. С тех пор я часто заходил к ней в гости. Тамара знала очень много про художников Европы, рассказывала невероятные истории о своей жизни. Мне было скучно вместе с моей бабушкой, которая то и дело заставляла меня работать на огороде. И было весело с соседкой, которая хохотала и поила меня чаем. Как-то раз я спросил у Тамары Ивановны о ее внуках, а она сказала, что никогда не хотела детей. Ведь дети - это такая тяжесть и бремя.

Мне стало как-то не по себе. Я вдруг подумал о своей бабуле, которая день и ночь работает на огороде, чтобы вырастить овощи и фрукты, передать их нашей семье, сделать нам варенье. Бабушка всю жизнь посвятила тому, чтобы вырастить маму и ее брата, а теперь помогает их семьям. До моего отъезда домой оставалось еще две недели. И я больше ни разу не пришел к соседке. Я все это время проводил со своей родной бабушкой. Говорил с ней, расспрашивал о ее детстве и юности, о ее любимых странах и еде. Мы сблизились за эти две недели, как никогда. Бабуша начала обнимать меня, а ее борщ стал еще вкуснее. Поэтому знаете, с кем все-таки состоялась моя интересная встреча этим летом? С моей бабушкой, которую я никогда не ценил до этого.

Ми створили більше 300 безкоштовних казок на сайті Dobranich. Прагнемо перетворити звичайне вкладання спати у родинний ритуал, сповнений турботи та тепла. Бажаєте підтримати наш проект? Будемо вдячні, з новою силою продовжимо писати для вас далі!