Кто ввел понятие политика. Понятие и сущность политики

О политике каждый из нас знает много. Мы знаем все о политике государства, своей компании и даже проводим свою политическую линию в семейных отношениях. А что такое политика? Давайте попробуем разобраться в этом вопросе.

Что означает «политика»

Слово политика пришло к нам с древнегреческого языка. Оно происходит от слова politike, которое переводится как общественные или государственные дела. Многие известные философы давали свое определение политики. Например, Платон считал, что политика – есть искусство управления всеми другими искусствами (судебное, ораторское, военное и т.д.) с целью улучшения жизни граждан. Макиавелли считал что политикой можно назвать знания о правильном и мудром правлении государством.

Что такое политика: современное определение

Политикой называется обще руководство для принятия решения и действия, которые облегчают достижения поставленной цели. Политика вырабатывает направления, по которым необходимо следовать, чтобы достигнуть цели. Помимо этого она объясняет, почему необходимо придерживаться этих направлений. Хотя политика направляет действия на выполнение поставленной задачи или достижение определенной цели, однако, при этом она оставляет свободу действия.

В чем суть политики

Понятие «политика» давно вошло в нашу речь и повседневную жизнь. Но разве стало оно от этого понятнее? Попробуем объяснить, в чем заключается суть политики:

  1. Политика создается государственными структурами и общественными движениями, поэтому она неразрывно связана с ними.
  2. Политика – это борьба за власть, пользование ею и удержание ее.
  3. Политику можно рассматривать как процедуру принятия решений в обществе, в котором нет полного единства. Эти решения могут удовлетворять интересы большой группы людей или наоборот, очень узкого круга лиц.
  4. Политику можно сравнить с одним из видов искусства. Ведь искусный политик всегда достигает цели с минимальными потерями, способен примерить враждующие стороны, учесть как долгосрочные, так и краткосрочные интересы своей партии, народа и государства. А все это не возможно, если политик не будет обладать глубокими знаниями, талантом, интуицией.

Чем занимается политика

Политика играет значительную роль в развитии любого общества. Рассмотрим подробнее, чем занимается политика в обществе:

  1. Обеспечивает стабильность и целостность общества.
  2. Обеспечивает эффективность и мобилизацию всех видов общественной деятельности.
  3. Регулирует и управляет общественными интересами.
  4. Обеспечивает социалистическую социализацию, путем втягивания индивидуума и целых групп населения в социальную жизнь.
  5. Создает права и свободы личности, а также является гарантом их соблюдения.

Что относится к политике

К политике можно отнести все то, что каким-либо образом связано с общественными движениями, политическими партиями и государственными структурами. Это можно объяснить тем, что именно все перечисленное и создает политику, а, следовательно, и неразрывно связано с ней. Любая проблема, если попадает в сферу внимания государства, общественного движения или партии сразу становится политической проблемой.

Что входит в политику

Политика представляет собой богатый и разнообразный мир, куда входят:

  1. Различные науки, т.к. политика неразрывно связана с ними.
  2. Цели, интересы и установки различных политических институтов и социальных групп.
  3. Механизмы согласования и регулирования интересов, которые предотвращают раскол общества.
  4. Непосредственное взаимодействие объектов и субъектов политики.

К элементам политики также можно отнести политические отношения, политическую власть, политическую организацию и культуру, политическое сознание, а также субъектов политики.

Что такое учетная политика

Учетной политикой называется документация, регламентирующая ведение налогового и бухгалтерского учета на предприятии или в организации, а также целый комплекс правил по отражению на счетах организации расходов и доходов, постановки на баланс имущества и составления отчетной документации.

Другими словами, учетную политику можно рассматривать как целую совокупность документов, облегчающих ведение бухгалтерского учета и снижающих налогообложение.

Грамотно разработанная учетная политика позволяет уменьшить законным способом налогообложение предприятия или организации.

Разрабатывается учетная политика главным бухгалтером, а утверждается руководителем организации, издающим о ее внедрении приказ.

ПОЛИТОЛОГИЯ

Человек – существо политическое. Эта истина была сформулирована еще великим -древнегреческим философом Аристотелем. Политика затрагивает интересы всех людей.

Политология- одна из самых молодых гуманитарных дисциплин. Она оформилась в конце 40-х гг. 20 века. Она зародилась в рамках философии. Формирование специфической политической проблематики ученые отмечают только в 16 веке. Это связано с работами итальянского мыслителя Н.Макиавелли. На политическую науку влияние оказало публичное право(конституционное и административное).В конце 19 начале 20 века- систематизированное изучение политики. Политология- от древнегреческого политика и учение. Наука о политике.Объект политологии- политическая сфера общественной жизни. Это сфера государственно-организованных связей, взаимодействий и отношений.

Политика – от древнегреческого полис- город-государство. Трактат Аристотеля «Политика»- то что относится к государству, государственное дело, искусство управления государством.

Определения политики.

  1. Политика- это отношения между государствами, классами, социальными группами, нациями, возникающие по поводу захвата, осуществления и удержания политической власти в обществе, а также отношения между государствами на международной арене.
  2. Политика- это деятельность государственных органов, политических партий, общественных объединений в сфере отношений между социальными группами(классами, нациями, государствами), направленная на интеграцию их усилий с целью упрочения политической власти или ее завоевания.
  3. Политика- сфера деятельности групп, партий, индивидов, государства, связанная с реализацией общезначимых интересов с помощью политической власти.
  4. Политика- участие в делах гос-ва
  5. Политика- искусство управления гос-вом
  6. Политика – наука гос.управления.

Политическая наука

Политические отношения соц.субъектов по поводу гос.власти

Установки, интересыц, цели соц.групп и полит.институтов

Д-сть по реализации моде6лей будущего об-ва

Влияние на гос.власть политических сил страны(партий, граждан)

Д-сть по управлению сферами жизни об-ва.

Виды политики:

По сферам об-ва- экономическая, социальная, национальная, научная, экологическая, культурная, военная;

По масштабам- внутренняя и внешняя;

По приоритетам- нейтральная, открытых дверей, компромиссов, нацинального примирения;

По субъектам- государства, мирового сообщества, партии, банка, фирмы.

Политология- это наука о государственно-организованном обществе как функционирующей и развивающейся политической системе на основе взаимодействия составляющих ее элементов: политических субъектов, политических институтов и политического сознания.


С политологией тесно связаны другие науки: политическая философия, политическая история, политическая социология, политическая психология, политическая антропология, политическая география, правоведение.

Видное место в истории политической мысли античности занимают взгляды Платона (5-4 век до н.э.), изложенные в произведениях « Государство», «Законы». К порочным формам гос-ва он относил:

- тимократию – власть честолюбцев;

- олигархию – господство немногих богачей;

- демократию – власть большинства;

- тиранию – власть тирана.

Идеальное государство по Платону – справедливое правление мудрецов. Справедливость. Иерархия: правители- философы, воины- стражи, ремесленники и крестьяне- физический труд.

Аристотель все формы гос-ва разделяет на правильные и неправильные. Правильные- цель гос-ва в общем благе (монархия, аристократия, республика). Неправильные- выгода правителя, а не народа (тирания, олигархия, демократия).

В Древнем Риме в развитие политической мысли внес Цицерон (1 век до н.э.) в работах « О государстве», «Законы». Правовое равенство. Справедливость. Три формы гос-ва: царская власть, власть оптимистов(аристократии), народная власть(демократия). Лучшая форма- смешанная- прочность гос-ва и правовое равенство его граждан.

Средневековые философы- власть- промысел божий.Августин Аврелий(4-5 век). Фома Аквинский (13 век).- сторонник монархии. Два типа монархии: абсолютная и политическая. Политическая предпочтительней.

В эпоху Возрождения итальянец Никколо Макиавелли (15-16 век). Работы «Государь» и « Рассуждения на первую декаду Тита Ливия». Считал, что в основе политического поведения лежат выгода и сила. В политике цель оправдывает средства.Два способа

действия для достижения цели: путь закона и путь насилия. Государь должен уметь пользоваться обоими способами. Макивеллиализм- политика основанная на культе грубой силы, пренебрежение нормам морали.

В Новое время философы Гоббс, Локк, Спиноза, Монтескье, Вольтер, Руссо, Гоббс- основоположники теории общественного договора. Гоббс - в работе « Левиафан или материя, форма и власть гос-ва».Могут существовать три формы гос-ва: монархия, демократия и аристократия. Гоббс- защитник монархической власти.

Локк в работе « Два трактата о государственном правлении». Идея праврвого гос-ва- гос-во подчиняется обществу.

Монтескье в работе « О духе законов». Свобода и равенство. « Разрешено все, что не запрещено законом». Теория разделения властей. (Идею смешанного правления разрабатывали еще Аристотель и Цицерон). Впервые эта идея нашла свое воплощение в Англии в период правления Кромвеля, хотя и стихийно.

Жан Жак Руссо а произведении « Об общественном договоре или принципы политического права» вводит понятие социальное равенство. Принцип народного суверенитета. Принцип республиканского стороя.

Идеи французских просветителей воплотились в Великой Французской революции 18 века.

Немецкая классическая философия.

Кант (нем. Фил. 18 век). Работы « К вечному миру», « Метафизические начала учения о праве».Автономность личности. Человек- цель, а не средство. Правопорядок. Политика- гармония цели и средства.

Гегель (нем. фил.19 век). Работа «Философия права»- идеалистическая теория государства и права. Учение о свободной воле. Учение о гражданском обществе и правовом государстве. Идеал- конституционная монархия.

Таким образом, основные доктрины политической мысли эпохи Возрождения и периода буржуазных революций:

- теория народного суверенитета- (17-19 век) на базе теории общественного договора. Согласно этой теории народ- источник власти и ее носитель.

- теория правового государства

- теория разделения властей.

Представители утопического социализма 16-19 века.

Родоначальник- Томас Мор (15-16) в книге « Утопия»(место, которого нет). Общественная собственность на средства производства. Коллективизм, плановое управление хозяйством. Труд- первая потребность, трудовое воспитание. От каждого по способностям, каждому- по потребностям. Социальное равенство, равноправие женщин. Отмирание государства.

Этапы утопического социализма.:

- ранний(16-18) зарождение капитализма и буржуазных революций. Представители: Мор(Англия), Кампанелла(Италия), Уинстенли, Мабли, Мелье, Бабеф (Франция).

Второй этап- 18 век, эпоха Просвещения. Представители: Сен-Симон, Фурье (Франция), Оуэн(Англия).

Третий этап 2-я половина 19 века. Русские революционеры-демократы: Чернышевский, Добролюбов, Белинский, Герцен и др. За революцию, демократическую республику, народовластие, крестьянская община.

Марксистская концепция политики.Маркс и Энгельс нем.фил. 19 века.

Борьба за власть;

Базис первичен, а надстройка вторична;

Государство- продукт классовых противоречий и служит интересам экономически господствующего класса. Насилие гос-ва.

Идеологически господствующий класс

Общественное бытие определяет сознание

Политика подчинена экономике, но и влияет на нее.

Политическая мысль России 19-20 веков.

Декабристы. Равенство. Гражданское общество. Прва человека. Республика.

Чаадаев. »Философические письма». Причины отсталости России от европейских стран.

Западники и славянофилы.30-40 гг.19 века.

Славянофилы.Киреевский, Хомяков, Аксаков, Самарин. Самобытность России. Сохранение самодержавия.

Западники. Белинский, Грановский, Герцен, Огарев, Боткин. Россия идет по западному пути.

Герцен.50-60 гг. Идея « русского социализма». Через сельскую общину.

Чернышевский. Народно-крестьянская революция.. Народничество.

Анархистско-бунтарское направление. Бакунин. Отрицание любого государства.

Неославянофильство. Религиозная философия. Соловьев.Бердяев.Милюков.

Современные политические учения Запада.

Гумплович. 19 век. «Социология и политика», « Основы социологии», «Борьба рас». Представитель социального дарвинизма. Теория завоевания.

Спенсер . 19 век.позитивистское направление. « Основания социологии». Общество эволюционирует. Социальная обусловленность власти.

Парето и Моска 19-20 век. Итальянские ученые. Теория элит. Моска в работе «Элементы политической науки»- власть всегда должна находиться в руках меньшинства, элиты. Парето «Трактат об общей социологии». Элита и контрэлита ведут между собой борьбу.

Острогорский и Михельс к.19-20 века. Теория олигархизации(бюрократизации) политических партий.

Вебер .19-20 век, немецкий социолог. Теория демократии. Бюрократия.

Американские ученые 20 века. Лассуэлл, Даль, Тоффлер, итальянский Боббио, фр. Крозье. Вопросы власти в условиях перехода к постиндустриальному об-ву.

Поли́тика (греч. politikē - искусство управления государством)

    Вопросы и события общественной, государственной жизни.

    Определенным образом направленная деятельность государства или социальных групп в различных сферах: экономике, социальных и национальных отношениях, демографии, безопасности и т. д.

Политика - общее руководство для действий и принятия решений, которое облегчает достижение целей. Политика направляет действие на достижение цели или выполнение задачи. Путем установления направлений, которым нужно следовать, она объясняет, каким образом должны быть достигнуты цели. Политика оставляет свободу действий.

Политика (греч. politikē - государственные или общественные дела от греч. πόλις - государство) определяет отношения с другими субъектами политических интересов (государств, корпораций, во всех сферах взаимоотношений). Основу политики отражает конституция или генеральное планирование крупных организаций со сложной иерархией и многопрофильной разветвлённой структурой. Политика внешних и внутренних отношений взаимосвязаны и отражают основы самоорганизации и управления.

Полис (греч. πόλις) - самоорганизация городской общины (включая прилегающие владения), которая конституировала себя в качестве политической формации, общности,- особая форма самоорганизации общества, типичная для Древней Греции. Получила развитие и распространение через Италию и непосредственно через Римскую империю. С ростом государств и империи политика взаимоотношений с обширными территориями требовала изменчивости политики и совершенствование системы управления.

Политика, как понятие и методология (метод и порядок применения) сформированная в полисах, где сосредотачивалась управленческая элита и различные сословия, ремёсла, искусства и школы, в которых формировалась будущая элита. Поэтому политическая формация определяла политические отношения как долгосрочные права и обязанности сторон, позже определяемые как стратегические и реализуемые через функциистратегов.

В современную эпоху политика стала похожа больше не на управление, а на манипуляции с сложной иерархией элит и псевдоэлит, что подчинено многофакторной рефлексии на разноуровневые и многопрофильные сигналы (стимулы) в реальных условиях природных изменчивых факторов и поступков, в том числе и неадекватных поступков субъектов общества.

В узком смысле политика - определенная часть, программа или направление такой деятельности, совокупность средств (инструментов) и методов (техник) для реализации определенных интересов для достижения определенных (субъектом политического процесса) целей в определенной социальной среде. Политикой также называют процесс принятия решений, а также поведение в общественно-государственных учреждениях. В самоорганизующихся гражданских обществах политику можно наблюдать во взаимодействии между определенными группами людей, как например, - в корпоративных, академических, религиозных учреждениях.

Научное изучение политики ведется в рамках политологии.

Альтернативные определения

    Политика - борьба множества интересов (искусство управления с учётом интересов всех слоёв общества). Определение связано с этимологией греч. πολιτικός, где πολι (поли) означает множество , а τικός (тикос) -интерес ; (дословно - «множество интересов») [ источник не указан 252 дня ] . Так, государственные служащие в городах древней Греции именовались политикос , а граждане, которые мало интересовались и участвовали в политической жизни своего города, именовались ιδιοτικός (идиотикос ) ;

    Политика - искусство допустимого. История указывает на манипуляции и агрессивность политики многих правителей. Политика - управление, инструмент, и его нужно отличать от целей и фальсифицирования (имитационный характер) политики;

    Политика - это всеохватывающий феномен общественной жизни, пронизывающий все её формы и включающий в себя все формы социальной активности людей, все виды деятельности по их организации и руководству в рамках процессов производства ;

    Политика - это управление распределением ресурсов;

    Политика - это сфера жизнедеятельности общества, связанная с получением, удержанием и использованием власти;

    Политика - это стремление к участию во власти или оказанию влияния на распределение власти, будь то между государствами, будь то внутри государства между группами людей, которые оно в себе заключает ;

    Политика - это участие в делах государства, направление государства, определение форм, задач, содержания деятельности государства ;

    Политика - это деятельность организации (её поведенческая модель) по реализации своих целей (интересов), например: - техническая политика;

    Политика - всякая программа действий, все виды деятельности по самостоятельному руководству чем или кем либо. Соответственно, в этом значении мы можем говорить, например, о валютной политике банка, о школьной политике городских муниципалитетов, о семейной политике жены в отношении мужа и детей и т. д.;

    Политика - совокупность мер и действий, направленных на достижение заведомо заданного результата;

    Политика - форма общественного сознания, выражающая корпоративные интересы сообщества, и проявляющаяся в гражданском обществе (государстве) в виде течений, движений, профсоюзов и других общественных организаций и объединений по специфическим интересам. Наиболее совершенные и организованные из них партии и церковь.

    Политика - это искусство объединения людей.

    Политика - это борьба за право устанавливать свои правила игры.

    Политика - искусство зла во имя добра (философско-этическое определение в широком смысле).

    Политика - приводимый в исполнение навязавшийся указ третьего лица.

    Политика - исполняемая стратегия кого-либо, по предложению прав и свобод. (политика такая-то, может предлагать права, отличные от прав, предлагаемых другой политикой).

    Политика - меры и действия предпринимаемые руководящим лицом с целью осуществления идеи о том как всё должно быть устроено в подвластной ему среде. К примеру политикой фирмы "А", могут быть изменены какие-нибудь функции в производимом ею оборудовании, с целью увеличения прибыли

Основные подходы

Мыслители прошлого определяли политику по-разному: как «царское искусство» управлять всеми иными искусствами (ораторским, военным, судебным и т. д.) и умение «оберечь всех граждан и по возможности сделать их из худших лучшими» (Платон); как знание о правильном и мудром правлении (Макиавелли); как лидерство государственного аппарата или влияние на это лидерство (Макс Вебер), как борьбу классовых интересов (Карл Маркс). Современные политологи определяют политику как деятельность по поводу общественных интересов, выраженную в поведении общественных групп, а также как совокупность поведенческих моделей и институтов, регулирующих общественные отношения и создающих как сам властный контроль, так и конкуренцию за обладание силой власти.

В современной политической науке имеются два ключевых подхода к пониманию политики - консенсусный и конфронтационный.

Консенсусное понимание

Консенсусное понимание политики исходит из возможности политического взаимодействия как сотрудничества и предполагает постепенное изживание конфликтов, что превратит политику в публичные акты, направленные на взаимное понимание и совместное действие ради достижения цели, в которой выражено высшее общественное благо.

Конфронтационное понимание

Конфронтационное понимание политики (Карл Шмитт) исходит из того, что политическое взаимодействие возникает в результате достижения определенной интенсивности противоположностей в отношениях между людьми. Политика создается публично борющимися группами людей, взаимно определяющихся в понятиях «друг/враг».

    уровня компетентности должностных лиц и их рационального использования для своевременного и полного решения задач, поставленных высшим политическим руководством государства;

    точности научного анализа с использованием современных методов моделирования проектов крупных политических решений, что исключает или, по крайней мере, снижает риск принятия неадекватных решений политическим руководством государства.

Политические процессы и общество

В основе политических процессов лежит совокупность идей и методов их реализации. Политика носит выраженный временной характер, то есть может изменяться в силу смены лидеров (руководителей).

    Политические партии - организация единомышленников с общим виденьем процесса и идеологии управления. Политическая идеология базируется на описании концепции явлений и механизмов, процессов и структуры управления. Политизация управления часто демонстрирует противопоставление идеологий и манипуляций в пользу целей теневого правления и лоббирования интересов третьих лиц за пределами самого управления. Политические партии по разному могут рассматривать реализацию государственного управления. Поэтому политика государств определяется балансом и/или противопоставлением различных идеологий.

В зависимости от вида (профиля, уровня) организации различают: государственную политику, военную политику, политику партии, техническую политику (для производственных организаций) и т. п.

В зависимости от направления деятельности организации различают: внутреннюю и внешнюю политику, социальную политику и т. п.

    искусство управления государством и обществом;

    совокупность социальных идей и обусловленная ими целенаправленная деятельность, связанная с формированием отношений между государствами, народами, нациями, социальными группами

    сфера деятельности государства, партий, общественных движений.

    стремление к участию во власти или к оказанию влияния на распределение власти (Макс Вебер).

Политические системы и идеологии

См. также: Политическая система

На сегодняшний день известно 20 политических и идеологических систем:

[править]Известные политические мыслители

Связанные определения

    Политические отношения - формы взаимосвязи субъектов политики - согласие, партнерство, дискуссии, конфликты, господство и подчинение между участниками политической жизни.

    Политическая власть - возможность и способность навязывать свою волю другому.

    Политические организации - совокупность государственных и негосударственных институтов, выражающих интересы личности, группы, общества.

    Политическая культура - тип отношения к политическим явлениям, обнаруживающийся в поведении.

    Политическое сознание - политическая психология и политическая идеология, мотивы политического участия (идеи, чувства, переживания, ценности, оценки).

    Субъекты политики - индивиды, социальные группы, слои, организации, массы, общество участвующие в процессе реализации государственной власти.

Политика и её особая роль в жизнедеятельности общества

Политика - чрезвычайно сложная сфера человеческих отношений. Одна из ее важнейших задач - управление обществом с учетом интересов различных социальных субъектов. Эти интересы часто исключаю друг друга.

Категория «политика» получила широкое распространение благодаря одноименной работе древнегреческого философа Аристотеля. Он рассматривал политику как форму общения семей и родов ради счастливой, благой жизни. В настоящее время этим термином часто обозначают различные виды влияния и руководства. Так, говорят о политике президента, партии, фирмы, редакции, учебного заведения, преподавателя, лидера и участников какой-либо группы.

Политика - определяется как сфера деятельности, связанная с распределением и осуществлением власти внутри государства и между государствами в целях достижения безопасности общества.

В самом широком смысле политику трактуют не иначе, как деятельность по организации совместной жизни людей в обществе, как необходимое и полезное в этом плане распорядительство. А политические отношения - как систему отношений между людьми, которые возникают и развиваются именно по поводу организации и функционирования государственной власти.

Наличие и состояние политики зависит от ряда факторов. Эта устойчивые необходимые факторы, или связи, и есть законы политики . К таким связям можно отнести следующие:

    зависимость политики субъекта от интереса к другому субъекту. Политику выстраивает тот, кто испытывает недостаток безопасности: в благах, в том числе в жизни и здоровье, в социальном положении, общении и т. д.; кто обладает большими ресурсами, тот и диктует условия политического (коллективного) существования; т. е. диктует тот, кто меньше заинтересован;

    зависимость устойчивости политических отношений от готовности субъектов жертвовать некоторыми частными (личными) интересами;

    зависимость совместной безопасности сообщества от справедливости распределения социальных позиций субъектов политики.

Безопасность содержит три основных элемента.

Социальная безопасность подразумевает сохранение существования субъекта в определенном статусе.

Экономическая безопасность означает наличие доступа к средствам существования.

Духовная безопасность предполагает возможность свободного выбора идей, веры, вкусов и т. п., не ущемляющих интересы других людей.

Политика как общественное явление

    традиционный , когда политику определяют через государство и участие людей в осуществлении или оппонировании власти;

    социологический , в рамках которого политику трактуют в самом широком смысле, как любой вид социальной деятельности, связанный с самостоятельным руководством людьми, распределением благ и ресурсов, урегулированием конфликтов и т.д.

В традиционном подходе политика предстает как особая, отличная от других государственно-властная сфера общественной жизни и в ней же реализуется. Отсюда такие специфические дефиниции политики, трактующие ее как:

    сферу борьбы за власть и способ реализации этой власти ;

    науку и искусство государственного управления ;

    способ производства законных социальных приказов и предписаний и др.

В социологическом подходе политика как общественная деятельность не обязательно связана с государственной властью, а, следовательно, и не образует особой сферы общественной жизни. Она присутствует везде, и любое явление или действие приобретают политический характер в той мере, в какой они «затрагивают организацию и мобилизацию ресурсов, необходимых для осуществления целей конкретного коллектива, общности и т.д.» Поэтому нередко говорят: «Куда ни кинь - везде политика». Она присутствует даже в семье, когда умная жена так управляет мужем, что последнему кажется, что он в доме хозяин, хотя фактически находится у жены «под каблуком».

Интерпретация понятия «политика»:

    Курс, на основе которого принимаются решения, меры по выполнению и формированию задач.

    Искусство управления людьми, все виды деятельности по самостоятельному руководству.

    Сфера борьбы за завоевание, удержание и использование государственной власти.

    Искусство управления государством.

Политика — чрезвычайно сложная сфера человеческих отношений. Одна из ее важнейших задач — управление обществом с учетом интересов различных социальных субъектов. Эти интересы часто исключаю друг друга.

Категория «политика» получила широкое распространение благодаря одноименной работе древнегреческого философа Аристотеля. Он рассматривал политику как форму общения семей и родов ради счастливой, благой жизни. В настоящее время этим термином часто обозначают различные виды влияния и руководства. Так, говорят о политике президента, партии, фирмы, редакции, учебного заведения, преподавателя, лидера и участников какой-либо группы.

Политика — определяется как сфера деятельности, связанная с распределением и осуществлением власти внутри государства и между государствами в целях достижения безопасности общества.

В самом широком смысле политику трактуют не иначе, как деятельность по организации совместной жизни людей в обществе, как необходимое и полезное в этом плане распорядительство. А политические отношения — как систему отношений между людьми, которые возникают и развиваются именно по поводу организации и функционирования государственной власти.

Наличие и состояние политики зависит от ряда факторов. Эта устойчивые необходимые факторы, или связи, и есть законы политики . К таким связям можно отнести следующие:

  • зависимость политики субъекта от интереса к другому субъекту. Политику выстраивает тот, кто испытывает недостаток безопасности: в благах, в том числе в жизни и здоровье, в социальном положении, общении и т. д.; кто обладает большими ресурсами, тот и диктует условия политического (коллективного) существования; т. е. диктует тот, кто меньше заинтересован;
  • зависимость устойчивости политических отношений от готовности субъектов жертвовать некоторыми частными (личными) интересами;
  • зависимость совместной безопасности сообщества от справедливости распределения социальных позиций субъектов политики.

Безопасность содержит три основных элемента. Социальная безопасность подразумевает сохранение существования субъекта в определенном статусе. Экономическая безопасность означает наличие доступа к средствам существования. Духовная безопасность предполагает возможность свободного выбора идей, веры, вкусов и т. п., не ущемляющих интересы других людей.

Политика как общественное явление

  • традиционный , когда политику определяют через государство и участие людей в осуществлении или оппонировании власти;
  • социологический , в рамках которого политику трактуют в самом широком смысле, как любой вид социальной деятельности, связанный с самостоятельным руководством людьми, распределением благ и ресурсов, урегулированием конфликтов и т.д.

В традиционном подходе политика предстает как особая, отличная от других государственно-властная сфера общественной жизни и в ней же реализуется. Отсюда такие специфические дефиниции политики, трактующие ее как:

  • сферу борьбы за власть и способ реализации этой власти ;
  • науку и искусство государственного управления ;
  • способ производства законных социальных приказов и предписаний и др.

В социологическом подходе политика как общественная деятельность не обязательно связана с государственной властью, а, следовательно, и не образует особой сферы общественной жизни. Она присутствует везде, и любое явление или действие приобретают политический характер в той мере, в какой они «затрагивают организацию и мобилизацию ресурсов, необходимых для осуществления целей конкретного коллектива, общности и т.д.» Поэтому нередко говорят: «Куда ни кинь — везде политика». Она присутствует даже в семье, когда умная жена так управляет мужем, что последнему кажется, что он в доме хозяин, хотя фактически находится у жены «под каблуком».

Интерпретация понятия «политика»:
  • Курс, на основе которого принимаются решения, меры по выполнению и формированию задач.
  • Искусство управления людьми, все виды деятельности по самостоятельному руководству.
  • Сфера борьбы за завоевание, удержание и использование государственной власти.
  • Искусство управления государством.

Потребность общества в политике. Необходимость политики

В качестве своего фундаментального социального основания политика имеет объективную потребность общества в саморегуляции, в поддержании сплоченности и единства .

по своей структуре асимметрично . Существование различных классов и (профессиональных, демографических, этнических и т.д.), имеющих несовпадающие, а то и прямо противоположные интересы, стремления, идеологии, с неизбежностью ведет к их столкновению и борьбе друг с другом. И для того, чтобы эта естественная во все времена и у всех народов борьба не приняла форму войны «всех против всех», требуется особая организация силы , которая взяла бы на себя функцию ее предотвращения и обеспечила бы необходимый минимум общественной урегулированности и порядка. Именно эту функцию самосохранения общества выполняет политика, и, прежде всего, в лице такого ее верховного субъекта, как государство. Неслучайно политику очень часто определяют как «искусство жить вместе, искусство единства во множестве» .

Роль политики в обществе:
  • выяснение смысла существования данной общности и системы ее приоритетов;
  • согласование и сбалансированность интересов всех ее членов, определение общих коллективных устремлений и целей;
  • выработка приемлемых для всех правил поведения и жизнедеятельности;
  • распределение функций и ролей между всеми субъектами данной общности или, по меньшей мере, выработка тех правил, по которым происходит это распределение;
  • создание общепринятого (общепонятного) всем языка — вербального (словесного) или символического, способного обеспечить эффективное взаимодействие и взаимопонимание всех участников сообщества.

На вертикальном срезе, как показано на схеме, субъектами политики (т.е. теми, кто «отправляет» политику и участвует в политико-властных отношениях) выступают:

Поле политики

«Поле политики», т.е. то пространство, на которое она распространяется, имеет два типа измерения: территориальное и функциональное . Первое очерчено границами страны, второе — сферой действия принимаемых политических решений. При этом в «поле политики» входят практически все области общественной жизнедеятельности: экономика, идеология, культура и т.д. Политика взаимодействует с ними по принципу обратной связи, т.е. исходит из взаимовлияния политики и общественной среды.

Характер взаимоотношений политики и экономики напрямую зависит от типа государственного строя. Если в тоталитарных системах экономика выступает как концентрированное выражение политики, т.е. она управляема ею и всецело ей подчинена в ущерб экономической целесообразности, то в современных западных странах эти две «ипостаси» выступают как дополняющие и работающие друг на друга общественные системы . И проблема взаимодействия экономики и политики заключается не в выборе между двумя противоположностями: монополизмом (стихией) государства и монополизмом (стихией) рынка. Речь идет о поиске оптимальных моделей, нахождении разумных пропорций между тем и другим, т.е. между государственным регулированием и свободой частного предпринимательства, саморегуляцией рынка. Так называемый экономический антиэтатизм, т.е. полное изгнание государства из экономики, не более чем социальная утопия .

«Деловая» функция политики по отношению к экономике — это не что иное, как производство и поддержание в обществе определенного минимума социальной стабильности и порядка , при которых только и возможна эффективная хозяйственная деятельность, в том числе и в форме частного . В условиях же хаоса и анархии такая деятельность, по общему правилу, невозможна. Хаос реформировать нельзя. Что же касается общесоциальной «деловой» функции экономики, в том числе и бизнеса, по отношению к обществу и государству , то она может быть выражена предельно лаконичной целевой установкой: «кормить и одевать народ». Но народ не в качестве «иждивенца» и объекта социальной благотворительности, а народ в роли совокупного наемного работника и активного субъекта хозяйственной деятельности, который одновременно аккумулирует в своем лице как основного производителя, так и потребителя материальных и нематериальных благ.

Следует обратить особое внимание и на то, что политика неразрывно связана с идеологией и вне идеологии и без идеологии существовать не может. Идеология, как система ценностей данного общества, обладающих мобилизационным потенциалом, по отношению к политике выполняет двоякого рода функции: с одной стороны, функцию ориентации ; с другой — функцию ее идеологической легитимации, т.е. оправдания действий .

Первая функция особенно важна на крутых поворотах истории, при смене политического строя и коренной ломке традиционных структур и представлений. Вторая — в качестве средства легитимации государственно-властных решений, т.е. в качестве обоснования и оправдания тех из них, которые непопулярны в народе, носят, что называется, «шокотерапевтический» характер по принципу «иного просто не дано».

По-особому складываются отношения между политикой и наукой . Политика в силу своей многоликости, субъективности, динамичности и других особенностей неравнозначна науке, т.е. она не сводится к точной реализации разработанных наукой решений, открытых ею законов. Наука не «правит» политикой, а выступает в роли ее беспристрастного, находящегося «по ту сторону добра и зла», советника. Касательно политики основная функция науки сугубо прагматическая — это, прежде всего, ее информационное обеспечение, проведение экспертизы, прогнозирование и моделирование ситуаций и пр.

Серьезное изучение политики предполагает и выделение такого ключевого вопроса, как соотношение политики и морали .

На уровне массовых представлений о политике самой распространенной точкой зрения на сей счет выступает утверждение об их несовместимости: там, где начинается политика, — кончается мораль. Если обратиться к истории и дням сегодняшним, то такая точка зрения имеет право на существование, но она, тем не менее, не может быть признана до конца правильной и научной. Никакой всеобщей заданности политики на аморальность не существует. Все зависит от характера того общественного устройства, в котором реализуется политика, а также от «чистоты рук» тех, кто стоит у ее руля. Там, где есть демократия, где любые действия в сфере политики подконтрольны ее механизмам, народу, там мораль и политика вполне уживаются друг с другом. Но совместимость морали и политики — не в строгом соблюдении политикой норм морали, а в разумном, нравственном сочетании добра и зла. Политика — это все же специфическая сфера вынужденных, порой даже очень «крутых» решений, когда императивы морали приходится согласовывать с рациональностью и целесообразностью действий, а собственные желания и пристрастия с диктатом обстоятельств. Политик действует нравственно тогда, когда добро от его поступков существенно превышает зло . Французский просветитель Вольтер в этой связи говорил: «Часто, чтобы сделать большое добро, приходится совершать небольшое зло».