Понятие личности в психологии, социологии и философии. Понятие личности в философии, психологии и социологии Философское понятие личности

Кто такая личность? Человек часто использует данное понятие, особенно не задаваясь вопросом, а что же он имеет в виду. Говоря о личности, он обычно на что-то указывает. В психологии, социологии и личность тоже обладает определенными характеристиками. Речь идет о том, что люди не рождаются личностями, а становятся ими..

Все люди разные. Об этом можно судить как по внешности, которая у каждого человека отличается, так и по характеру, моделям поведения и даже рассуждениям о том, в каком мире люди живут. Даже близнецы являются разными личностями, несмотря на то, что внешне могут быть похожи. Что же отличает людей друг от друга:

  1. Их физиологические особенности, которые заложены согласно индивидуальному генетическому коду.
  2. Их воспитание, через которое каждый прошел индивидуально.
  3. Их условия проживания, в которых каждый человек рос и развивался.
  4. Их опыт, который состоит из исключительно личных историй, размышлений, сделанных выводов и совершенных поступков.

Личность – это совокупность качеств, мыслей, поступков, историй, страхов, комплексов и опыта, который обретается человеком. Такой набор индивидуален, что и выделяет человека на фоне остальных людей.

Что такое понятие личности?

Личностью человек становится с годами. Вначале он рождается просто индивидом, принадлежащим человеческому роду. Лишь со временем он начинает набираться различных качеств и повадок, ролей и знаний, которые и формируют его личность. Что же подразумевает под собой понятие личности? Это набор:

  1. Волевых качеств.
  2. Черт характера.
  3. Социальных и личностных ролей.

Личность – это его сильные и слабые качества, опыт, знания, поступки и результаты, которых он сам достиг. Также личность – это та социальная роль, которую он постоянно отыгрывает. Причем этих ролей в одном человеке может быть очень много, и он постоянно их меняет, в зависимости от обстановки, оставленных целей и требований, выдвигаемых к нему.

Понятие «личность» часто путают с терминами «индивид» и «индивидуальность». Все это разные понятия:

  • – это представитель человечества. Индивидом является новорожденный ребенок, который пока не обладает никакими качествами, опытом, достижениями. Из индивида получается личность. Однако это не всегда случается.
  • – это уникальный набор качеств, который наблюдается в одном человеке. Это черты характера, темперамент, способности, стиль общения, психические процессы. Этот набор уникален для одного человека и абсолютно не присущ, является другим у другого индивида.

Несмотря на разницу между понятиями, все они являются составляющими человека, которые определяют его как уникальную особь. Как эти понятия связаны между собой?

Сначала человек рождается индивидом. Он принадлежит человеческому роду, которому присущи определенные физиологические структуры с их поэтапностью развития. Затем ребенок начинает контактировать с людьми, из-за чего у него формируются определенные качества и привычки, что делает его индивидуальностью. По мере своей жизни человек сталкивается с различными ситуациями, он обучается принимать решения и выходить из сложностей, контролировать эмоции, отвечать за последствия собственных поступков. Это в итоге формирует личность.

Каждый человек проходит через определенные этапы своего развития. Это биологический процесс, заложенный природой. И если бы не такое развитие, то люди бы так и оставались . Если в начале своей жизни все люди нуждаются в полной опеке своих родителей, то по мере взросления данная необходимость пропадает. И теперь бывшие дети могут сами рожать и оберегать своих малышей.

Родители должны помнить, что любая личность проходит определенные этапы своего развития. На каждом из этих этапов нужно использовать свои инструменты, которые не действуют на других этапах. Поэтому то поведение и аргументы, которые вы демонстрируете ребенку, когда он находится в дошкольном возрасте, абсолютно не могут быть использованы тогда, когда ребенок находится в подростковом возрасте.

Если в младенческом возрасте вы решали, что ребенок будет кушать и как одеваться, то уже начиная с подросткового возраста, вам необходимо оставить это право за своим чадом. Но поскольку не все родители об этом задумываются, они попадают в различные конфликтные ситуации со своими детьми. Многие родители продолжают указывать и воспитывать детей, когда те уже стали подростками или даже взрослыми людьми. Но, извините, если это действовало тогда, когда ваше чадо было маленьким, то сейчас это не будет действовать. И это закон природы, а не чья-либо прихоть.

Этапность развития личности позволяет человеку становиться взрослым, самостоятельным и независимым. Если бы этого не было, то человечество бы вымерло и не было бы никакого прогресса. Только благодаря тому, что с каждым годом ребенок все меньше нуждается в опеке своих родителей, позволяет человечеству существовать. И сами родители должны это понимать.

Если вашему ребенку до 3 лет, то вы можете применять те инструменты, которые абсолютно не подойдут, когда ему будет 7 или даже 15 лет. Какие именно инструменты нужны на том или ином этапе развития вашего ребенка, описано в книгах по психологии детей. Изучайте и привыкайте к мысли о том, что чем старше становится ваш ребенок, тем меньше воспитания и контроля от вас требуется по отношению к нему. Наступает момент, когда ребенок вообще перестает вас слушаться. И это закон природы, который является единственно правильным!

Однако психологи отмечают, что не каждый индивид становится взрослой и самостоятельной личностью. Многие люди застревают на одном из этапов своего развития, уже к 45 и даже 60 годам не будучи способными отвечать за свои поступки или контролировать эмоции.

  • Индивиды часто не становятся личностями, если подвергаются чрезмерной опеке и заботе со стороны родителей, которые все за них стараются сделать.
  • Личностями часто становятся дети, которые лишены родительской опеки, любви и внимания. Они вынуждены сталкиваться с реалиями жизни и учиться в них жить.

Каждый развивается в своем темпе, что определяется не только генетикой и эволюцией, но и условиями жизни.

Понятие личности в психологии

Личностью в психологии является индивид, который проявляет себя в предметной деятельности и социальных отношениях. Он проявляет свое видение мира, что и выражает его индивидуальные особенности. Также важным становится то, какие взаимоотношения выстраиваются у человека с окружающими.

Отношение к определенному предмету у человека выражается через тот опыт, которым уже обладает, и знания, которые имеются у индивида. Они-то и формируют ту реакцию, которая проявляется человеком в отношении данного предмета.

В зависимости от отношения человека к определенным вещам, у него формируются . Ее уровень зависит непосредственно от того, насколько важным для себя человек считает тот или иной предмет.

Есть два фактора, которые человек забывает учитывать, когда проживает свою жизнь, принимает жизненно важные решения, выбирает для себя того или иного партнера для брака, работы. Человек на самом деле является хозяином своей судьбы. Даже если он не осознает этого, подчиняется чужой воле, зависим от мнения окружающих людей, пытается кому-то понравиться, все равно отвечает за то, какой жизнью живет. Это был его выбор стать безвольным и подчиняемым человеком, даже если не помнит того момента, когда принял данное решение.

Есть два фактора, которые человек упускает в решении любого вопроса:

  1. Он в ответе за свою жизнь. А значит, если ему не нравится тот путь, по которому он идет, и ничего не делает для того, чтобы пойти другим путем, это тоже лежит на его совести.
  2. Он в ответе за то, является он личностью или нет. Трудно назвать человека личностью, когда он от кого-то зависит, поддается чужому влиянию, не думает своей головой и постоянно нуждается в помощи. Конечно, все люди являются личностями. Но такого человека можно назвать «пустой личностью», то есть отсутствующей, сонной, недоразвитой.

Вы проживаете свою жизнь. Поймите, что никто не сможет прожить вашу жизнь. Это вы болеете, чувствуете, проходите через все события. Никто вместо вас не проживет все это. Соответственно, вы в большей степени подвластны над своей жизнью. На вас могут влиять, запугивать, подавлять и т. д. Но только вам решать, как именно на это реагировать. Есть много путей решения одного и того же вопроса. И то решение, которое принимаете вы, влияет на вашу дальнейшую судьбу.

Идите своим путем и будьте личностью. Несомненно, вы живете в обществе, где есть правила и законы, которым вы должны подчиняться. Но это еще не мешает вам самим решать свою судьбу и быть тем человеком, который был бы достоин вашего собственного уважения.

Понятие личности в социологии и философии

В социологии личность рассматривается как часть социальных связей:

  1. – социальный статус, который занимает человек, что определяет его обязанности и права. Таких статусов у человека может быть много, в зависимости от наличия родственников, друзей, работы, деятельности и пр.
  2. Личность – это структура:
  • Иррациональное (Оно) – инстинкты, желания, страсти.
  • Рациональное (Я) – сознание.
  • Супер-Эго – чувство вины, совесть, нравственный контроль.

В личности должно гармонично сочетаться все три компонента: Оно должно контролироваться, как и Я. Все контролируется Супер-Эго.

В философии под личностью понимается индивид, который осознает собственную сущность, смысл жизни и предназначение. Личностью человек становится, когда осознает свой приход в жизнь, предназначение, конечную цель. Личность способна свободно самовыражаться и контролировать собственные мотивы.

Понятие личности преступника в криминологии

В криминологии также важно знать психологию личности. Чтобы вести следствие и находить преступников, следует понимать их сущность и внутренние побуждения. Наблюдая за поведением преступников, можно сделать следующее:

  1. Предупредить будущие преступления, выведя новые законы и правила.
  2. Найти преступника, зная его психологический портрет, особенности поведения и мотивы.

Одни полагают, что человек приобретает «личность преступника» с момента совершения преступления. Другие считают, что преступником человек становится еще до того, как совершит неподобающее действие. В любом случае человек теряет свою личность, как только совершает преступление, в то время как сохраняет ее, если раскаивается в содеянном.

Итог

Личность – это человек, который уже обрел свое лицо и чем-то отличается от остальных представителей человеческого рода. В итоге все люди становятся личностями. Остальное уже следует списывать на моральные предубеждения, когда люди говорят о потере человеческих качеств при совершении неподобающих поступков.

Индивид - носитель биологической составляющей в человеке. Люди как индивиды представляют собой комплекс природных генетически зависимых качеств, формирование которых реализуется в период онтогенеза, итогом чего делается биологическая зрелость людей. Отсюда следует, что в понятии индивид выражается видовая принадлежность человека. Таким образом, каждый человек рождается индивидом. Однако после рождения, ребенок приобретает новый социальный параметр - он становится личностью. В психологии первым понятием, с которого начинают изучение личности, считается индивид, дословно под этим понятием можно понимать неделимую частицу единого целого. Человек как индивид изучается не только с точки зрения единичного представителя рода людей, но и в качестве члена определенной социальной группы. Такая характеристика человека является самой простой и абстрактной, говорящей только лишь о том, что отделен он от других. Эта отдаленность не является его существенной характеристикой, так как отгорожены друг от друга и в таком понимании "индивиды" все живые существа во Вселенной.

Итак, индивид является единичным представителем человеческого рода. конкретным носителем всех социальных характеристик и психофизических черт человечества. Общие характеристики индивида заключаются в следующем:

В целостности психофизической организации организма:

В устойчивости относительно окружающей реальности;

В активности.

По- другому определить это понятие можно словосочетанием «конкретный человек». Человек как индивид существует от его рождения и до самой смерти. Индивид это начальное (исходное) состояние человека в его онтогенетическом развитии и филогенетическом формировании.

Индивид в качестве продукта филогенетического формирования и онтогенетического развития в конкретных внешних обстоятельствах, однако, совершенно не является простой копией таких обстоятельств. Он представляет собой именно продукт формирования жизни, взаимодействия с окружающими условиями, а не условиями, взятыми сами по себе.

В психологии такое понятие, как «индивид» употребляется в довольно широком значении, которое приводит к различению характеристик человека как индивида и его черт как личности. Именно их четкое различение, следовательно, и лежит в его основании ограничения таких понятий, как индивид и личность, и является необходимой предпосылкой к психологическому анализу личности.

Понятие «личность» в философии:

Понятие личность и индивидуальность немного близки, ведь оба отображают систему качеств, но только в личности эти качества более стойкие и говорят не так о ее уникальности, как о стойкости характера. Понятие индивид личность индивидуальность имеют разные значения, но, по сути, они все составляют структуру человека.

Понятие человек индивид личность соотносятся так: человек сначала рождается индивидом, потом познавая мир и людей, и научившись воспринимать социум, он приобретает индивидуальность, то есть у него уже сложились определенные паттерны поведения. Когда человек взрослеет дальше, с ним случаются разные ситуации, происшествия и он начинает учиться, как с ними справляться, искать пути решения проблем, контролировать эмоции и нести ответственность за поступки, пройдя все это, человек становится личностью.

У всех людей становление личности происходит в разной возрастной категории. Одни люди и в 45 лет не могут отвечать за свои поступки, действовать осознанно и самостоятельно, особенно когда ими кто-то чрезмерно опекается. Они боятся выйти из зоны своего комфорта. Не нужно надеяться на такого человека в серьезном деле. От них часто можно услышать «да, я это сделаю обязательно, даже сегодня же начну». Но ни завтра, ни даже через месяц они не сделают обещанного. Очень часто эти люди ленивы, трусливы, у них может быть как заниженная самооценка, так и высокая самооценка.

Бывает, что человек становится личностью, еще не выходя из детского возраста. В основном так скоро индивидуальностью становятся дети, лишенные опеки, которые брошены на произвол судьбы и игл приходится выживать, а для этого нужно иметь сильный характер и железную волю.

Понятие личности в философии можно обозначить, как сущность ее в мире, ее предназначение и смысл жизни. Философия большое значение придает именно духовной стороне человека, ее нравственности, человечности. Личностью в понимании философов человек становиться тогда, когда понимает, зачем он пришел в эту казнь, какая его конечная цепь и чему он посвящает свою казнь. Человека философы оценивают, как индивидуальность, если он способен на свободное самовыражение, если ею взгляды непоколебимы, и он добрый, творческий человек, который в своих поступках руководится морально-этическими принципами.

Существует такая наука, как философская антропология, именно она занимается изучением сущности человека. В свою очередь в антропологии есть отрасль, которая более узко изучает человека - это персонализм. Персонализм интересуется широтой внутренней свободы человека, его возможностями внутреннего роста. Сторонники персонализма считают, что нельзя, каким-то образом измерить личность, структурировать ее, или загонять в социальные рамки. Ее можно просто принять такую, какой она есть перед людьми. Также они считают, что не каждому дано стать личностью, некоторые так и остаются индивидами.

Сторонники гуманистической философии в отличие от персонализма, считают, что личностью есть каждый человек независимо от каких-либо категорий. Гуманисты утверждают, что независимо от психологических особенностей, черт характера, прожитой жизни, достижений, каждый есть личностью. Даже новорожденное дитя они считают личностью, потому что у него был опыт рождения.

Понятие личности в философии кратко можно описать, пройдясь по основным временным периодам. Понятие «личность» имеет множество вариантов как в историческом, так и психологическом плане. В Древнем Риме этим термином обозначалась ритуальная маска, снятая с лица умершего хозяина дома и хранившаяся в доме его наследников (от слова-лицо). С ней связывали имя, индивидуальные права и привилегии, передаваемые по мужской линии. Понятие «личность» соотносилось с должностным положением важной особы - доминирующим было правовое содержание этого понятия.

В русском языке понятие «личность» долго носило оскорбительный оттенок и означало личину. Личина, под которой скрывалось истинное лицо (маска, надеваемая скоморохами на спектаклях).

В Древней Греции этим термином обозначалась маска, носимая актерами во время спектаклей, а также исполняемые ими роли. Древнегреческий философ Теофаст в трактате «Этические характеры» (318 г. до н.э.) выделил более 30 личностных типов (болтун, льстец, хвастун, притворщик и т.д.). Средневековые философы отождествляли личность с Богом. Новоевропейская философия приземлила этот термин до обозначения гражданина. Философия романтизма разглядывала личность, как героя.

Современная энциклопедия дает два толкования понятия «личность»:

    человек как субъект отношений и сознательной деятельности;

    устойчивая система социально значимых черт, характеризующих индивида как члена общества или общности.

Понятие «личность» отличают от понятий «индивид» и «индивидуальность». Личность формируется под влиянием общественных отношений, культуры, непосредственного окружения и обусловлена также биологическими особенностями. В настоящее время в совокупности с другими понятиями (индивид, личность, человек) подчеркивает индивидуальность человека, его социальную значимость. Личность как социально-психологическое явление предполагает определенную иерархическую структуру.

Личность не только объект и продукт общественных отношений, не только испытывает социальные воздействия, но и преломляет, преобразовывает их. Она выступает как совокупность внутренних условий, через которые преломляются внешние воздействия общества.

Эти внутренние условия являются сплавом:

    Наследственно биологических свойств;

    Социально обусловленных качеств.

Личность не только объект и продукт общественных отношений, но и активный субъект деятельности, общения, сознания, самопознания.

Развитие личности зависит от деятельности, от ее активности -в свою очередь личность проявляется в деятельности.

Несмотря на то, что есть качества личности, где велика роль биологических факторов, есть качества, где преобладающими выступают социальные. Личностями не рождаются, личностями становятся. Социально-психологические аспекты личности рассматриваются в различных психологических теориях личности: А. Адлера, А. Амосова, А. Леонтьева, А. Маслоу, Г. Олпорта, К. Роджерса, Л. Холла, 3. Фрейда, К. Юнга и др.

Одной из актуальных проблем в психологии является проблема соотношения биологического и социального в человеке. Наиболее полно это соотношение рассмотрел К. Платонов (1906-1984).

Он считал, что структура личности включает четыре уровня:

    Первый уровень - низший - составляют биологические и конституциональные свойства человека, практически не зависящие от социальных факторов (скорость протекания нервных процессов, половые и возрастные свойства и др.);

    Второй уровень включает индивидуальные характеристики форм отражения (особенности познавательных процессов: памяти, мышления и т.п.);

    Третий уровень представлен индивидуальным социальным опытом человека (знания, навыки, привычки, умения);

    Четвертый - высший уровень характеризует направленность личности (убеждения, мировоззрение, идеалы, взгляды, самооценка, особенности характера).

Таким образом, в структуре личности тесно переплетаются врожденные и «наживные» начала, биологическое (генетически наследованное) и социальное (приобретенное в онтогенезе). При этом в ранние годы в личности доминирует биологическое начало (заштрихованная область на рисунке), элементы которого большей частью генетически обусловлены и слабо подвержены воздействию социальных факторов. Далее, по мере развития личности, ее структуру почти полностью заполняет социальное начало (незаштрихованная область на рисунке), формируемое условиями жизни человека как члена общества.

Характеристика личности будет неполной без ее индивидуальности - совокупности индивидуально-психических особенностей, делающих ее уникальной, неповторимой. Она проявляется, как правило, в нескольких или во всех сферах функционирования психики человека.

Понятие личности в философии кратко звучит так: личность может осуществиться, когда она владеет достаточно развитыми волевыми способностями, способна преодолеть социальные барьеры и выдержать все испытания судьбы, даже выйти за рамки конечности жизни.

Индивид является живым существом, которое принадлежит к человеческому виду. Личность является социальным существом, которое включено в общественные взаимодействия. участвующим в социальном развитии и выполняющим конкретную социальную роль. Термин индивидуальность предназначен для акцентирования неповторимого образа человека. Это то, чем образ человека отличается от других.

Однако, при всей разносторонности понятия индивидуальность, оно все же, в большей степени, обозначает духовные качества личности. Индивид и личность не являются тождественными понятиями, в свою очередь. личность и индивидуальность образуют целостность. но не идентичность. В понятиях «индивидуальность» » и «личность» заключаются разные измерения духовного естества человека.

Личность чаще описывается. как сильная. независимая. тем самым выделяя ее деятельностную сущность в глазах других. А индивидуальность. как - яркая. творческая. Термин «личность» отграничивают от терминов «индивид» и «индивидуальности». Это связано с тем, что личность развивается под воздействием социальных взаимоотношений, культуры, окружения. Ее формирование также обусловлено биологическими факторами. Личность в качестве социально-психологического феномена предполагает конкретную иерархическую структуру. Личность является объектом и продуктом общественных взаимоотношений, ощущает социальные влияния, и преломляет их. трансформируя. Она выступает в качестве совокупности внутренних условий, посредством которых видоизменяются внешние воздействия социума.

Такие внутренние условия являются соединением наследственно-биологических качеств и социально-обусловленных факторов. Поэтому личность является продуктом и объектом социального взаимодействия, и активным субъектом деятельности, коммуникаций. самопознания и сознания. Формирование личности имеет зависимость от деятельности, от степени ее активности. Поэтому она проявляется в деятельности, роль биологических факторов в становлении личности довольно велика, однако нельзя пренебрегать влиянием социальных факторов. Есть определенные качества личности, на которые особенное влияние оказывают социальные факторы. Ведь личностью нельзя родиться, личностью можно только стать.

Говоря о личности, мы прежде всего имеем в виду отдельно го человека, индивида, индивидуальность. Отдельный человек и индивид - что одно и то же - единичный представитель человеческого рода. Индивидуальность - совокупность черт, образующих своеобразие индивида, его отличие от других. Но личность в представлении философов не сводится ни к индивидуни к индивидуальности. Если вычленить, сопоставляя философские концепции, некоторое более или менее устойчивое ядро в разных трактовках личности, то обнаружим примерно следующее ее понимание. Личность - это уникальная духовно-телесная целостность, характеризующая отдельного человека, выступающего как субъект жизнедеятельности, обладающий сознанием собственного «Я» (самосознанием), самостоятельный, свободный и ответственный за самоосуществление в перспективе своей жизни. Личность - субъект, «автор» жизни, определяющий ее смысл, цели, идеалы, направляющий себя к их воплощению. Успешное осущестачение того, что понимается под смыслом жизни, сопровождаемое положительной самооценкой личности, выражающей удовлет воренность общим течением сиоей жизни, состаатя-ет счастье в его широком философском осмыслении Отсюда делается практический вывод - жизнь, не имеющая смысла, не может быть счастливой. Человеческая личность возникает и существует в общении с другими личностями Фундаментальным фактором бытия личности, утверждающим ее достоинство, является субъект-субъектное отношение - общение, диалог, свободная духовная коммуникация, основанные на любви и до зге. Кроме того, личность включена в нормативно регламентированные социальные отношения и выступает носителем общественных ролей-функций, предписываемых ее полом, возрастом, этнической принадлежностью, семейным положением, родом занятий, имущественным и властным статусом и т. д. Личность как субъект многообразной активности обладает автономным «Я», препятствующим ею отождествлению с ее ролями. Существенное значение для обеспечения автономии личности имеет ее нравственное самосознание, которое побуждает к исполнению обязанностей сохранения и возвышения достоинства личности в целом. Для И. Канта отдельный человек как личность есть субъект исполнения нравственного долга, принадлежащий миру свободы, а как лицо он детерминирован природными и социальными закономерностями и принадлежит миру необходимости, миру природы.

В европейской философии существует прочная традиция персонализма - позиции, согласно которой личност ь рассматривается в качестве высшей ценности, а отношения, строящиеся на признании этой ценности, относятся к высшему разряду отношений. Такого рода идеи присутствуют уже в учениях Сократа, Платона. Аристотеля Персонализм становится принципом христианской философии и развивается в Средние века Августином, Фомой Аквинским и др. Эта линия находит продолжение в философии Г. Лейбница, И. Канта, Ж.-Ж. Руссо.

С. Кьеркегора, Л Фейербаха, А. Бергсона, М. Шелера, Ж. Мартена, М. Бубера, К. Ясперса и др. В XX в. персонализм оформляется в философское направление, к которому причисляются Н. А. Бердяев, Н. Лосский, Э. Мунье и др. Некоторые религиозные персоналисты (Мунье, Бубср) настаивают на том, что подлинный диалог есть «общение в Вере»: только встреча человеческого Я с Божественным Ты делает возможной свободную духовную коммуникацию между людьми.

Часть философов считает личность чисто духовным образованием. По мнению М. Шелера, дух «есть единственное бытие, которое не может само стать предметом, и он есть чистая и беспримесная актуальность, его бытие состоит лишь в свободном осуществлении его актов. Центр духа, личность, не является гаким образом ни ■ редметным ни вещественным бытием, но есть лишь постоянно самоосуществляющееся в себе самом (сущностно определенное) упорядоченное строение актов»*. Другие, наоборот, толкуют личность очень расширительно. Показательна в этом отношения концепция личности У. Джеймса (1842-1910). Это американский философ и психолог, один из основателей прагматизма, направления, оказавшего сильное влияние на американскую культуру XX в. Джеймс различает в личности «чистое Я» - субъект самосознания и «эмпирическое Я», в которое включается все, что человек воспринимает как свое, за что чувствует ответственность и с состоянием чего связывает самооценку В это широкое «Я» включается три вида личности 1. Физическая личность, охватывающая тело индивида, его одежду, близких людей, дом, плоды его труда. 2. Социальная личность - роли индивида в отношениях семейных, товарищеских, профессиональных, сословных и т. д. По словам Джеймса, «на практике всякий человек имеет столько же различных социальных личностей, сколько имеется различных групп людей, мнением которых он дорожит»2. 3. Духовная личность есть совокупность интеллектуальных, нравственных, религиозных характерно ик индивида Главная составляющая жизненного благополучия и его критерий - самоуважение (самооценка) личности. Оно прямо пропорционально успеху и обратно пропорциональна притятаниям индивида. Компоненты личности образуют ценностную иерар хию, в которой более высокую ступеньку занимает то, что отвечает более общим, перспективным интересам развития индивида. Духовная личность, соединяющая индивида с абсолютным началом, ценнее социальной, социальная ценнее физической. Джеймс дает своим последователям практический жизненный совет: соизмерять притязания, со своими возможностями, максимально их разворачивая, и заботиться в первую очередь о своей духовной личности.

Социально-активистская и атеистическая трактовка личности разрабатывается в марксизуте. Советский философ Э. В. Ильенков (1924-1979) строит свою концепцию личности, весьма влиятельную в отечественной психологии и философии, опираясь на положение К. Маркса (из «Тезисов о Фейербахе») о том. чю сущность человека в своей действительности есть ансамбль общественных отношений. По Ильенкову, личность - социальное образование в индивиде, субъект, носитель «социально-человеческой деятельности», индивидуально выраженное всеобщее. Философ утверждает, что в теле индивида «осуществляет себя личность как принципиально отличное от его тела и мозга социальное образование («сущность»), именно совокупность («ансамбль») реальных, чувственно-предметных, через веши осуществляемых отношений данного индивида к другому индивиду (к другим индивидам)»1. Индивид как личность действует свободно, развивая в себе обществен - ные силы; чем больше его деятельность общезначима, отвечает социальным потребностям и целям, содействует прогрессу человечества, тем больше он личность.

Люди часто используют слова, не всегда понимая их значения. А ведь у каждого слова есть свое определение. Так и со словом «личность», которое рассматривается в психологии, социологии и философии, но при этом обладает не совсем обычным для людей понятием.

Что такое личность? Это социальное понятие, которое формируется в процессе жизни. Человек не рождается личностью, а становится ею. Вот почему очень важно понимать, как человек становится той или другой личностью.

Что такое личность?

Чтобы понять, что такое личность, сайт психологической помощи сайт на практике покажет, как ею становятся. Сначала человек рождается. По факту рождения в виде человека он является . Другими словами, абсолютно каждый человек рождается индивидом – единицей человеческого рода.

Но потом индивид начинает познавать мир, себя, формировать у себя определенные умения и навыки. Его нервная система проявляется в полную силу, из-за чего у человека начинают появляться индивидуальные особенности и направленности. Это называется индивидуальность – уникальный набор качеств и свойств конкретного индивида.

По мере всей своей жизни человек развивает свои навыки, обретает знания, формирует мнение об окружающем мире, развивает качества и черты характера, социализируется. Это и называется личность. Другими словами, личность – это социальный человек с определенным набором качеств, навыков, знаний и взглядов, которые он формирует, меняет и нарабатывает в процессе своей жизни.

Индивидуальность и личность являются более похожими друг на друга понятиями. Отличие заключается в том, что личность более адаптирована под условия социальной жизни, а индивидуальность – это присущий человеку набор свойств, которые зависят исключительно от его конституции, генетики, предрасположенностей и жизни в целом.

Абсолютно все люди являются индивидами (то есть принадлежащими человеческому роду), индивидуальными (то есть предрасположенными к определенным качествам и навыкам) и личностями (социально адаптированными и сформированными).

«Моя жизнь протекает независимо от жизней других людей, мужа, родственников и даже детей. Я – отдельная, обособленная, независимая, самостоятельная, автономная, самодостаточная, цельная, полноценная личность. Я не завишу ни от кого, моя жизнь продолжается независимо от того, что делают и говорят другие люди. Я отдельный от них. Мое счастье отдельно от них. Я живу, независимо от них».

Каждый человек должен понять, что он является отдельной, обособленной, цельной личностью от других людей. Здесь нет призыва к тому, чтобы вы жили в лесу и ни с кем не общались. Наоборот, продолжайте жить своей привычной жизнью, но только измените подход к себе и другим людям: все вы отдельны друг от друга. У каждого из вас есть свое тело, голова, мысли, чувства, интересы, заботы и жизнь в целом. И все это существует независимо от того, что делают, думают, говорят и решают окружающие. Ваше тело как насчитывало две руки и две ноги, так и продолжает насчитывать, несмотря на то, что кому-то вы можете не нравиться. У вас как была голова на плечах, так и осталась там же, несмотря на то, что на работе не выдают зарплату.

Каждому человеку следует понять, что его тело, душа, мысли, чувства и жизнь в целом могут быть независимыми от того, что происходит вокруг него с другими людьми и миром. Конечно, если случится катастрофа, тогда вы ощутите на себе воздействие окружающего мира. Но если в вашей жизни не происходит ничего угрожающего вашему здоровью и существованию, то вы можете быть независимыми, свободными, отдельными, огражденными от злых языков, мыслей и претензий других людей.

Не думайте, как вы выглядите в глазах окружающих, концентрируйтесь на том, как вы себя чувствуете, следите за тем, как вы поступаете и сами себя видите. Не думайте о чужих мыслях про вас, концентрируйтесь на том, что вы сами о себе думаете. Это поможет избежать влияния окружающих людей на вас.

Представьте себе ситуацию, что про вас сказали нелестные слова. В первом случае вы, как это обычно бывает, прислушались к чужим речам и начали думать над словами: «Почему обо мне так думают? Неужели я такой плохой(-ая)? Нужно что-то придумать, чтобы это исправить…». Во втором случае вы не обращаете внимания на мнение человека, который вами не восхищен: «Что ж, этот человек решил заострить свое внимание на моих недостатках. Это его дело. Я принимаю себя таким, каков я есть. И буду меняться лишь в том, что сам(-а) считаю нужным». И самое удивительное, что в первом случае, веря в критику другого человека, вы начинаете тоже думать о себе плохо. А во втором случае вы показываете, что ваше мнение не совпадает с чужим по той простой причине, что вам важны ваши мысли и решения относительно самого себя, а не чье-то мнение, которое часто является поверхностным.

Защищайте свои личные границы. Не позволяйте другим людям диктовать, каким человеком вам быть, как жить и что чувствовать. Повторяйте слова, приведенные в начале статьи о том, что вы обособленная личность, которая готова жить среди людей, но при этом быть автономной от них (вы сами будете решать, как выглядеть, что чувствовать, что делать, куда идти, с кем общаться и т. д.). Будьте независимы от окружающих, позволяя и им быть независимыми от вас.

Проблема личности заключается в том, что каждый человек в свой временной промежуток достигает своего взросления и становления. Есть индивиды, которые даже в 40 лет не имеют своего мнения и подчиняются воле родителей. А есть люди, которые с самого детства привыкли все сами за себя решать и нести ответственность за поступки. Таким образом, личность в каждом человеке формируется тогда, когда он становится самостоятельным и независимым от других людей, что уже зависит исключительно от самого индивида, который в тот или иной момент начинает жить взрослой жизнью.

Личность в психологии – это субъект, который взаимодействует с предметным миром и выстраивает взаимоотношения с другими людьми. Личность – это социальное существо, которое определяется по тому, каким образом она выстраивает взаимоотношения с другими людьми, а также чем занимается (кем работает, чем интересуется, на что тратит свои силы и время).

Личность обретает именно те качества, которые она проявляет в процессе свое деятельности с различными предметами, а также при взаимодействии с другими людьми. Личность может быть разной в глазах различных людей и самого человека.

«Не судите – да не судимы будете!» — заповедано людям. Но если посмотреть, как часто люди пользуются данной заповедью, то можно понять, что все грешат. Не будем вдаваться в библейскую терминологию, хотя библейские законы ведают людям то, что говорится и остальными учителями, но другими словами. Лучше не судить людей, если вы не хотите, чтобы они рассказывали вам о том, в чем плохи вы.

И здесь может у многих возникнуть вопрос: «Как же тогда сказать человеку, что он в чем-то ошибается, где-то неправильно себя ведет?». Ответ очень прост: вы должны не говорить человеку, каков он хорош или плох, а указывайте ему на то, какие поступки он совершает и к чему это приводит.

Все люди плохи, если рассматривать их с точки зрения недостатков. Абсолютно у каждого человека можно найти не один изъян, а множество. Причем именно эти неидеальные люди любят говорить о том, какие неидеальные личности их окружают. Как говорится, «в чужом глазу соринку видим, а в своем бревна не замечаем». Но это еще не значит, что нужно молчать, видя, как человек своим несовершенством и глупостью совершает ошибки. И говоря с другим человеком об его недостатках, нужно говорить не об его личности, а о поступках, которые он совершает.

Сравните:

  • «Ты глупец!» и «Ты думаешь так-то, но у меня есть свое мнение».
  • «Ты неудачник!» и «В этот раз у тебя не получилось. Попробуй понять, что ты сделал неправильного, чтобы не повторять ошибок».
  • «Ты нехорошая!» и «Ты ударила другую девочку. Видишь, она плачет, ей больно. Не нужно так больше делать».

Одно дело, когда вы вешаете ярлыки на людей, а другое дело, когда вы просто указываете им на их же поступки, которые привели к тем или иным негативным последствиям. Не судите личность, а судите поступки. В первом случае вы будете получать отпор и нежелание человека вас слушать. Во втором случае человек может вас услышать. А если он услышал, то может уже подумать над тем, чтобы изменить свои поступки.

Если вы думаете, что поступки делают человека, тогда судите его поступки, чтобы он их захотел изменить, потому что они приводят к тем или иным последствиям. Но пока вы судите личность человека, то его поступки не меняются, соответственно, не меняется он сам. Вы лишь злите людей тем, что судите их. Но можно быть услышанными, если говорить не о том, хорошими людьми или плохими являются те, кого вы судите, а к каким последствиям приводят их поступки и насколько целесообразно подумать над тем, чтобы их изменить.

Личность в социологии

В социологии под личностью понимается субъект социальной проявленности. Другими словами, личность определяется той социальной ролью, которой она обладает и играет в социуме.

Каждый человек обладает социальным статусом. Все кому-то приходятся сыновьями/дочками, братьями/сестрами, мамами/папами, коллегами по работе, друзьями и подругами, и т. д. Чем больше социальных статусов у человека, тем более активной кажется его жизненная позиция.

При этом очень важно, как именно человек достигает своего социального статуса, поддерживает его, развивает и в нем действует. Все это определяет его личность, которую нередко характеризуют окружающие люди.

Личность в философии

Понятие личности в философии достаточно многогранное по той причине, что представители данной области науки по-разному смотрят на него.

  1. Так, личностью называется любой человек, который обладает силой воли, принятием решений, преодолением испытаний судьбы.
  2. Другие сторонники воспринимают личность как индивида, который понял свое предназначение, направляет все силы на реализацию своей миссии.
  3. Третьи представители воспринимают личность свободным человеком, который способен жить в данном мире и не ограничиваться социальными рамками.
  4. Гуманисты воспринимают личность как любого индивида, которая обладает индивидуальными особенностями и развитыми чертами.

Понятие личности преступника в криминологии

В криминологии личность обладает общим понятием. Оно не относится к конкретному человеку, а в общем рассматривает особенности поведения и мышления преступника, который совершает конкретное преступное действие.

Преступником человек становится после того, как совершает злодеяние, наказуемое законом. Личность преступника – это набор качеств и особенностей мышления, в зависимости от преступного деяния, на основе чего следователи могут спрогнозировать дальнейшее поведение преступника, его место обитания, другие направленности в деятельности и даже социальное положение.

Итог

Личность в обыденной жизни – это конкретный человек со всеми его уникальными особенностями, проявлениями и желаниями. В разных сферах рассматриваются понятия личности, которые несут свое значение.

Необходимо отграничить понятие "личность" от понятий "индивид" и "индивидуальность". Рассматривая понятие индивид, надо указать, что оно означает неделимую дальше частицу какого-то целого. Этот своеобразный социальный атом, отдельный человек рассматривается не только как единичный представитель рода человеческого, но и как член какой-то социальной группы. Это самая простая и абстрактная характеристика человека, говорящая лишь о том, что он отделен (прежде всего телесно) от других индивидов. Гораздо более содержателен другой термин - индивидуальность, обозначающий уникальность и неповторимость человека во всем богатстве ею личностных качеств и свойств. Схематически это можно представить так: человек выступает сначала как особь, "случайный индивид" (Маркс), затем как социальный индивид, персонифицированная социальная группа (сословный индивид) и, наконец, как личность. В последней своей ипостаси человек как вбирает в себя все многообразие социальных связей и отношений. Сущность "особой личности", по словам Маркса, составляют не ее борода, не ее кровь, не абстрактная физическая природа, а ее социальные качества. Но свойства личности никак не сводятся к индивидуальным особенностям. Личность тем значительнее, чем больше в ее индивидуальном преломлении представлено всеобщих, общечеловеческих характеристик.

Под "личностью" в современном социально-философском знании понимают обычно как 1) устойчивую систему социально-значимых черт, характеризующих индивида как члена того или иного общества или общности; так и 2) индивидуального носителя этих черт как свободного и ответственного субъекта сознательной волевой деятельности. Понятие личности, употребляемое в этом значении, нужно отличать от понятия индивидуальности, подразумевающего своеобразие, особенности данного лица.

Проблема личности в философии - это прежде всего вопрос о том, какое место занимает человек в мире, чем он фактически является и чем он может стать, каковы границы его свободного выбора и социальной ответственности. Хотя отдельный человек не властен над результатами совокупной общественной деятельности, он всегда обладает свободой выбора и именно этот выбор конституирует его как личность.

"социальное" и "индивидуальное ", на первый взгляд являющиеся противоположностями, оказываются связанными друг с другом генетически и функционально.

Отправная точка социологических исследовании личности - не индивидуальные особенности человека, а та социальная система, в которую он включен, и те социальные функции, роли, которые он в ней выполняет (ролевые теории личности, личность как совокупность социальных ролей, исполняемых ею в различных жизненных ситуациях).

Ценности и смысл жизни

Ценность, термин, широко используемый в философской и социологической литературе для указания на человеческое, социальное и культурное значение определённых явлений действительности.

Предписание, разрешение или запрещение действовать определенным образом.

ОЦЕНКА - понятие математической статистики, эконометрики, метрологии, квалиметрии и других дисциплин, по-разному определяемое в каждой из них.

Идеалом называют представление о совершенном образе, идее какого-либо предмета, явления природы,

Ценности бывают(классификация):

1.1Ценности могут различаться по признаку - что оценивается и на основании чего нечто оценивается.

1)предметные(природные или социальные объекты)

2)субъективные(- установки, оценки, императивы, запреты цели)

2.2Ценности отличаются друг от друга и по тому, с какой сферой социума они связаны. В связи с этим различают: моральные, художественные, утилитарные, научные и иные ценности.

Ценности могут различаться по степени общности, т.е. по тому, для какого количества субъектов то или иное явление обладает значимостью. В связи с этим выделяют:

Просто ценности;

Групповые ценности (национальные, религиозные, половые, возрастные);

Общечеловеческие.

Ценности могут различаться по тому, насколько они признаются субъектом в качестве собственных целей и принципов или просто принимаются как нечто, диктуемое внешним обстоятельством. В связи с этим можно выделить:

Внешние ценности;

Внутренние ценности.

Ценности различают и по тому, насколько они значимы для самих основ жизнедеятельности человека, для выражения сущности его потребностей и ориентации. В связи с этим выделяют:

Абсолютные или вечные ценности (константы);

Ситуативные, переходящие ценности или конкретно исторические формы ценностей и ценностных ориентации (эмпирические переменные).

Ценности различают и по тем функциям, которые они выполняют. В связи с этим выделяют ценности, как способ ориентации, ценности как средство контроля в социальных группах, ценности как функционально необходимые нормы при создании и поддержании социального продукта и т.д.

У разных людей - разное понимание смысла жизни : одно из них возвышает индивида и вдохновляет на подвиги, помогает преодолевать жизненные трудности, другое - принижает и превращает человека в асоциальное существо. Отсюда, проблема смысла жизни - это первоначально проблема выбора.Кроче отличается нерасчленённостью онтологии и аксиологии, бытия и ценности. Аксиология как самостоятельная область философского исследования возникает тогда, когда понятие бытия расщепляется на два элемента: реальность и ценность как объект разнообразных человеческих желаний и устремлений. Главная задача аксиологии - показать, как возможна ценность в общей структуре бытия и каково её отношение к «фактам» реальности.