План экологической тропы в доу. Паспорт экологической тропы доу

Дорогие друзья! Зайка-Всезнайка приглашает Вас в увлекательное и познавательное путешествие по экологической тропе нашего детского сада.

Краткое описание видовых точек - объектов нашей экологической тропы.

Мы речь свою ведём о том, что Земля - наш общий дом.

Наш добрый дом, просторный дом - мы все с рожденья в нём живём.

Ещё о том ведём мы речь, что мы наш дом должны беречь,

Давай докажем, что не зря на нас надеется Земля.

  • Станция «Красная книга»:

Красная книга - это напоминание, ко всем на планете живущим воззвание:

Животным, растениям погибнуть не дайте, ребята, скорее природу спасайте!

- полянка лесных ландышей

- голубая ель

Герой станции - Планета.

Дети узнают, что есть животные и растения, которых нужно охранять, защищать. Они занесены в красную книгу. Почему её назвали «красной»? Рассматривают объекты, читают стихи, повторяют правила поведения в природе. В благодарность дети получают «Красную книгу» для дальнейшего знакомства в группе.

  • Станция «Цветочная»

Здесь у нас растут цветы небывалой красоты.

Все цветочки разные - белые и красные,

Жёлтые и синие - все цветы красивые.

Как прекрасен каждый цвет! лучше нашей клумбы нет!

Мы цветочки все польём жарким ясным летним днём.

Будем мы беречь цветы, чтоб они всегда цвели!

Любуйтесь цветами, не рвите, для красоты вы их сохраните.

Вьются пчёлы над петуньей синей, голубь набирает высоту.

Человек становится красивей, если рядом видит красоту.

  • цветочная клумба
  • грабельки, лопатки, лейки
  • художественная литература, дидактические игры и модели цветочных растений

Герой станции - Цветик-Семицветик.

Дети знакомятся с цветами, последовательностью их роста и развития, с людьми и профессиями, связанными с цветоводством. Дети принимают участие в посадке и уходе за растениями, сборе семян, в пополнении коллекции иллюстрациями, открытками, собирают стихи, песни, загадки, приметы, легенды и мифы о цветах, играют в подвижные игры. Повторяются правила поведения в природе. В подарок дети получают таблички для цветов в группу.

  • Станция «Здоровей-ка»

Спортик с радостью встречает, к себе в гости приглашает.

Будем весело играть, прыгать, бегать и скакать.

Место для зарядки, подвижных игр

Дорожка здоровья

Герой станции - Спортик.

Дети играют в подвижные игры, беседуют о здоровье, здоровом образе жизни, знакомятся с летними видами спорта. Здесь проводятся соревнования, эстафеты, спортивные праздники. В награду Спортик дарит детям свисток для подвижных игр «Пустое место», «Карусель».

  • Станция «Луговая»:

Давай пройдёмся медленно по лугу и «здравствуй» скажем каждому цветку,

Должны мы над цветами наклониться не для того, чтоб рвать или срезать,

А чтоб увидеть добрые их лица и доброе лицо им показать.

Мы идём по зелёному лугу, высыхает на листьях роса,

Ветер травы качает упруго, и слышны нам цветов голоса.

Они шепчут: «Не рви нас, не надо, наши гибкие стебли не мни.

Мы для глаз и для сердца отрада, украшенье родимой Земли».

На лугу пчела летает, нектар цветочный собирает.

Чтобы Миша круглый год вкусный ел и сладкий мёд.

Луговые травы

Улей с пчёлами

Коллекция насекомых

Стог сена, корова

Герой станции - Миша.

Дети получают и закрепляют знания о растениях и обитателях луга, рассматривают насекомых, беседуют о пользе, которую они приносят. Проводятся наблюдения, дидактические игры «Летает - не летает», «Что это такое?», отгадываются загадки, разучиваются стихи. Дети играют в подвижную игру «У медведя во бору», в игру-имитацию «Собери нектар». В конце дети лепят для Миши пчёлок, чтобы они могли собрать как можно больше мёда. А Миша в подарок дарит детям шишки для поделок.

  • Станция «Живой уголок»:

Здесь лесные жители, мудрые строители.

На вид, конечно, мелковаты, но всё, что можно, тащат в дом.

Неугомонные ребята - вся жизнь их связана с трудом.

  • птичьи домики, поилки
  • кормушки
  • коллекция насекомых
  • муравейник
  • художественная литература, дидактические игры и модели птиц и насекомых

Герой станции - Муравей.

Дошкольники познают разнообразие животного, "птичьего" мира, знакомятся с условиями их жизни, поведением. Знакомятся с миром насекомых, с его многообразием, узнают, что муравей это животное-барометр. Узнают о роли насекомых в жизни растений, людей, животных. Рассматривают встреченных на тропе животных и насекомых, играют с Муравьём в игру-бродилку. В благодарность от Муравья - труженика дети получают набор инструментов для ухода за комнатными растениями.

  • Станция «Лесная»:

Здравствуй, лес, дремучий лес, полный сказок и чудес!

Ты о чём шумишь листвою ночью тёмной, грозовою?

Что нам шепчешь на заре весь в росе, как в серебре?

Кто в глуши твоей таится? что за зверь? Какая птица?

Всё открой, не утаи: ты же видишь - МЫ СВОИ.

Хвойные деревья

Лиственные деревья

Грибная полянка

- коллекция "Чудо-дерево". Рассматривают на одном "дереве" листья с различных деревьев нашей местности, сравнивают, изучают особенности

Художественная литература, дидактические игры и модели деревьев, грибов

Паутина с пауком

Герой станции - Лесовичок.

Дети рассматривают различные виды деревьев, кустарников сравнивают их. Знакомятся со строением дерева. Узнают новое о грибах и ягодах леса. Помогая Лесовичку, выполняют трудовые действия по сбору мусора. Дети играют в дидактические и подвижные игры «От какого дерева листочек», «Живое - неживое», «Лесник», «Волк во рву», игра на релаксацию «Обними дерево». Закрепляют правила поведения в лесу. В благодарность Лесовичок дарит детям листочки с деревьев для сбора и оформления гербария.

У тропинки под рябиной сеть раскинул паучок,

Нить прозрачной паутины намотал на кулачок.

  • Станция «Музыкальная»:

Любите родную природу - озёра, леса и поля.

Ведь это же наша с тобою навеки родная земля.

На ней мы с тобою родились, живём мы с тобою на ней.

Так будем же, люди, все вместе мы к ней относиться добрей.

  • поляна сказок; музыкальные инструменты для имитации голосов птиц и зверей;
  • фонотека «Звуки природы», «Голоса птиц и зверей», «Экологические сказки»;
  • музыкально-дидактические игры, игры-имитации
  • маски, атрибуты для игр

Герой станции - Домисолька.

На этой станции дети отдыхают, слушают фонограммы со звуками природы, экологические сказки, рассказывают стихи о природе, отгадывают загадки, водят хороводы, играют в дидактические и подвижные игры «Хорошо - плохо», «Что происходит в природе?», «Мяч скорей бросай и животных называй», «Зверинец», «Охотники и утки», «Шёл козёл по лесу». В заключение Домисолька дарит детям значки - смайлики.

  • Станция «Садовая»:
  • яблоня, вишня, слива, ирга, земляника
  • художественная литература, дидактические игры и модели фруктов и ягод;

Герой станции - Грушевичок.

Здесь дети знакомятся с плодовыми деревьями, плодами, уточняют названия, форму, цвет, вкус плодов. Собирают урожай для компота, устанавливают связь между состоянием растений и условиями погоды, выявляют причины происходящего. Дети играют в дидактические и подвижные игры соответствующие возрасту. В благодарность Грушевичок угощает друзей конфетками с "конфетного дерева".

  • Станция «Летняя лаборатория»:

Дерево, трава, цветок и птица не всегда умеют защититься.

Если будут уничтожены они, на планете мы останемся одни.

Берегите эти земли, эти воды, даже малую былиночку любя.

Берегите всех зверей внутри природы, убивайте лишь зверей внутри себя.

Невидимка озорной, всё играет он с травой,

Листья в воздухе кружит и куда-то он спешит.

Пыль с дороги тёмной нам в лицо бросает.

И в реке, и в море волны поднимает.

Метеостанция (оборудование для наблюдений, календари природы)

Лаборатория юных исследователей природы (оборудование для проведения

Элементарных опытов, дневники опытов и наблюдений)

Коллекции минералов, материалов, ракушек

Энциклопедическая литература

Герои станции - Ёжик и Знайка.

Дети проводят элементарные опыты, изучают свойства воды, воздуха, света, песка, глины и других материалов; наблюдают за прорастанием, ростом и развитием растений, делают маленькие открытия, определяют погоду по приметам. Узнают о разнообразии полезных ископаемых, минералов. Узнают о камнях-украшениях, камнях-помощниках, о строительных камнях и др., о возможностях использования камней человеком, камнях, рождённых морем (рекой). Здесь проводят беседы, исследования, читают книги, играют. В заключении дети играют с ленточками в подвижную игру «Бабочки», проводят с ленточками зарядку, наблюдают за ветром.

  • Станция «Огородная»:

Наш огород в образцовом порядке: как на параде, построились грядки,

Словно живая ограда вокруг - пики зелёные выставил лук.

В огород пойдём, урожай польём. Земляничку соберём и редиску нарвём.

Здесь лучка нарвём немножко и вернёмся по дорожке.

В огороде много гряд, кабачки тут и салат,

Наш зелёный огород нас прокормит целый год.

Грядки с овощами и ягодами

Таблички с изображением посаженных культур

Герой станции - девочка Огородница.

Здесь дети знакомятся с овощами (огурцы, кабачки, томаты, редис, лук, свёкла и др.), ягодами, уточняют названия, форму, цвет, вкус. Поливают, пропалывают, рыхлят грядки, устанавливают связь между состоянием растений и условиями погоды, выявляют причины происходящего. Дети играют в дидактические игры соответствующие возрасту. В благодарность Огородница дарит ребятам раскраску с овощами и ягодами.

  • Станция «Зелёная аптека»

Много трав растёт полезных на земле страны родной.

Могут справиться с болезнью мята, пижма, зверобой.

Фитогрядка с лекарственными растениями (бадан, душица, девясил, мелисса, золотой корень, бергамот, шалфей)

Герой станции - Гусеничка.

Дети знакомятся с лекарственными растениями, их пользой и назначением. Учатся бережно относится к природе. Собирают и сушат лекарственные травы для фиточая. Отгадывают загадки, рассматривают иллюстрации, составляют рассказы о растениях. Дети играют в сюжетно-ролевые игры: «Поможем тому, кто в этом нуждается», «Скорая помощь». В заключение Гусеничка - фиточаем угощает и здоровья всем желает.

Дерево, трава, цветок и птица

Не всегда умеют защититься.

Если будут уничтожены они,

На планете мы останемся одни.

Одним из условий успешного воспитания, основ экологической культуры, является работа не только с детьми, но и с их семьями. С этой целью, кроме общепринятых форм работы с родителями мы привлекаем родителей к различным видам совместной деятельности с детьми: изготовление поделок из природного и бросового материала для выставок, сборку материала для коллекций, совместным праздникам. Пропаганда экологических занятий - это формирование экологического мировоззрения, практических навыков природопользования, экологической культуры родителей, которые являются для детей самыми большими авторитетами.

Ты можешь удивиться,

Узнав, - Земля - наш общий дом!

Живут в нём звери, птицы,

И мы с тобой живём.

А, значит, мы соседи,

И мы должны сберечь

Оленей и медведей.

Об этом наша речь!

Ожидаемые результаты занятий на экологической тропе:

Эмоционально-положительные проявления, радость от общения с животными и растениями.

Интерес к познанию живого.

Сочувствие к попавшим в беду, стремление самостоятельно помочь, проявляя осознанность, правильное определение состояние объекта, установка необходимых связей.

Стремление удовлетворить потребности живого организма.

Введение

"Надо понять, чтобы полюбить;
полюбить, чтобы понять".
Сухомлинский В.А.

В нашей местности зима длится не один месяц, а почти полгода. В холода дети много времени проводят в помещениях. Мы создали экологическую тропинку внутри здания детского сада. Она помогает включать детей в наблюдения, позволяет проводить простые опыты и эксперименты, узнавать новое в обычном окружении.

Экологическая тропинка, созданная в нашем ДОУ, позволяет воспитывать ребёнка через общение с природой, формировать высокую экологическую культуру поведения в природной среде, воспитывать гуманное отношение к природе, формирует систему экологических знаний и представлений, развивать эстетические чувства, участвовать в посильной деятельности по уходу за растениями и животными, по охране и защите природы.

Что такое экологическая тропинка?

Это специально оборудованный, с образовательными и воспитательными целями маршрут. Он состоит из ряда видовых точек – объектов. Рисунок 1

Организация экологической тропинки в здании детского сада.

Подбирается материал, соответствующий возрасту детей и позволяющий наблюдать (познавать) наиболее интересные объекты на экологической тропе в зимнее время года. Хотя мы ходим по тропе в здании детского сада, детям совсем не скучно. Материал и формы работы подбираются разнообразные; меняются, всегда находится что-то новое, необычное, интересное и увлекательное для детей.

Составляется картосхема экологической тропинки для первого и второго этажей здания детского сада, но которой указываются все помещения и значками отмечаются точки экологической тропинки.

Хозяином экологической тропинки стал придуманный взрослыми и детьми сказочный герой – Садовичок, который предлагает детям задания в корзинке: отыскать какое-то растение (по описанию или по загадке), угадать, где находится какой-то объект и исследовать его, сочинить сказку, нарисовать "портрет" животного.

Перед походом проводится предварительная работа: чтение стихов, прозы об объекте тропы, беседа о правилах ухода за объектом, правилах поведения.

Рисунок 2

При походе по тропе предусмотрены места, где можно отдохнуть, поиграть, попить чай из трав, послушать сказку, легенду и т.д.

После похода по тропе можно сделать зарисовки или вылепить из глины, солёного теста мини-скульптуру какого-нибудь понравившегося объекта.

Обращается внимание детей на красоту природных объектов, их значимость для других.

При путешествии по экологической тропе используются разнообразные виды детской деятельности, различные формы и методы работы:

  • экологически занятия;
  • экологические экскурсии;
  • экологические акции;
  • лаборатория юного эколога;
  • коллекционирование;
  • экологические выставки;
  • экологические игры и др.

Расширяется и пополняется экологическая предметно-развивающая среда разнообразием живых и неживых объектов.

Объектами нашей экологической тропы являются:

  • Флористические композиции
  • Планетарий
  • Центр воды и песка
  • Центр науки (лаборатория)
  • Коллекция птиц
  • Коллекция насекомых
  • Коллекция "Грибы"
  • Коллекция "Цветы Земли"
  • Улитки
  • Фитобар
  • Коллекция "Волшебный мир камней"
  • Коллекция "Чудо-дерево"
  • Мини-огороды на окнах
  • Галерея с репродукциями картин известных художников
  • Выставочный зал
  • Фонотека, видеотека
  • Зимний сад
  • Кактусарий
  • Экологическая комната
  • Изостудия
  • Коллекция "Мир бабочек
  • Альпийская горка в помещении

Одним из условий успешного воспитания, основ экологической культуры, является работа не только с детьми, но и с их семьями. С этой целью, кроме общепринятых форм работы с родителями мы привлекаем родителей к различным видам совместной деятельности с детьми: изготовление поделок из природного и бросового материала для выставок, сборку материала для коллекций, совместным праздникам. Пропаганда экологических занятий – это формирование экологического мировоззрения, практических навыков природопользования, экологической культуры родителей, которые являются для детей самыми большими авторитетами.

Во время путешествия по экологической тропе: дети играют, экспериментируют, наблюдают, учатся не просто смотреть, но и видеть то, что их окружает, рассказывать о своих впечатлениях, ориентироваться во времени и пространстве, делают зарисовки и мини-скульптуры объектов. У детей развивается мышление, речь, память. А самое главное – появляется чувство прекрасного. Воспитывается любовь к природе, желание беречь её и сохранять!

Краткое описание точек – объектов экологической тропы в ДОУ.

Альпийская горка в помещении.

Детям рассказывают о том, что такое альпийская горка, можно рассмотреть и потрогать камни, рассказать об особенностях растений, развивать эмоциональную сферу ребёнка.

Рисунок 3

Флористические композиции, сухие букеты.

Созданы оригинальные композиции и картины из растений, сухоцветов. Дети знакомятся с растениями, способами их обработки, окраски, сроками заготовки, местом произрастания и с тем, как их использует человек.

Рисунок 4

Рисунок 5

Рисунок 6

Планетарий.

Детей знакомят с солнечной системой, рассматривают отдельные планеты.

Рисунок 7

Рисунок 8

Центр воды и песка.

Демонстрируются отдельные свойства песка и воды, проводятся элементарные опыты, игры. Рассматривается карта нашего края, района с целью формирования представлений, где находится вода (реки, озёра) и песчаные почвы.

Рисунок 9

Рисунок 10

Центр науки - лаборатория.

Дети рассматривают массовый материал для экспериментирования, проводят краткие простые опыты, наблюдают за прорастанием растений, таянием снега и т.д., делают маленькие открытия.

Рисунок 11

Коллекция птиц.

Показываем разнообразие "птичьего" мира, знакомим с условиями их жизни, повадками.

Рисунок 12

Коллекция насекомых

Дети знакомятся с миром насекомых, с его многообразием. Узнают о роли насекомых в жизни растений, людей, животных.

Рисунок 13

Коллекция "Цветы Земли". <Рисунок 14,15,16>

Знакомит детей с цветами Земли – луговыми, садовыми, полевыми, комнатными, с людьми и профессиями, связанными с цветоводством. Дети принимают участие в пополнении коллекции иллюстрациями, открытками, собирают стихи, песни, загадки, легенды и мифы о цветах.

Рисунок 14

Рисунок 15

Рисунок 16

Улитки.

Рисунок 17

Фитобар.

Рисунок 18

Рисунок 19

Зимний сад.

Показывает разнообразие комнатных растений, животных (попугай, канарейка, хомячки, морские свинки, крысы, ёж, черепаха, тритоны) . Дети наблюдают за их поведением, узнают, что необходимо для ухода за обитателями и какие условия необходимы. Во время похода по тропинке здесь можно отдохнуть, поиграть.

Рисунок 20

Рисунок 21

Кактусарий.

Рассматривают разные виды кактусов, сравнивают их, обсуждают, где они растут, почему так выглядят (запасают воду ).

Рисунок 22

Экологическая комната. <Рисунок 23>

Знакомит детей с коллекцией плодов, семян, иллюстрациями животных, растений, географическими картами, макетами (уголок пустыни, саванны, морские обитатели, Север, муравейник и др. ).

Дети узнают об особенностях растительных и животных сообществ, о взаимосвязях растений и животных, о природных зонах. Знакомятся с экспонатами музея камней (природными и искусственными, декоративными и морскими (речными ).

Рисунок 23

Аквариум.

Проводятся наблюдения за рыбами, улитками, слушаются рассказы обо всех обитателях аквариума, их приспособленности к жизни в пресной воде, растениях аквариума. Осуществляется процесс кормления рыбок.

Коллекция минералов, полезных ископаемых.

Показывают разнообразие полезных ископаемых, минералов. Рассматривают карту нашего богатого края и находят на ней значки, обозначающие месторождения.

Коллекция "Чудо-дерево".

Рассматривают на одном "дереве" листья, плоды с самых разных деревьев и кустарников нашей местности, слушают рассказ о каком-либо конкретном растении, узнают его в разные времена года, сравнивают.

Коллекция "Волшебный мир камней".

Дети знакомятся с происхождением камней – вулканом. Узнают о камнях- украшениях, камнях-помощниках, о строительных камнях и др.

О возможностях использования камней человеком, камнях, рождённых морем (рекой). Здесь проводят беседы, исследования, читают книги, играют.

Фонотека, видеотека.

Прослушиваются звуки природы, просматриваются видеофильмы о природе.

Краны с водой.

Обсуждается, откуда берётся вода в кране, какой путь она проходит пока попадает в помещения (здания), как она используется. Почему и как её нужно беречь (знаки нарисованы детьми).

Мини-огороды на окнах.

Знакомим детей с разными культурами, с тем, что выращивают дети разных групп детского сада, что необходимо для роста растений. Наблюдаем за изменениями, ростом растений. Выращиваем зелень на корм для животных живого уголка, используем как декорации к спектаклям.

Рисунок 24

Галерея с картинами, иллюстрациями о природе.

Рассматривают картины, обращая внимание детей на то, что природа прекрасна в любое время года, как её видели разные авторы, как отобразили.

Выставочный зал.

Рассматривают экспонаты сезонных выставок (осенней, зимней, весенней), выполненные детьми, родителями из различного бросового и природного материала, рисунки детей о природе. Экскурсоводами выступают сами дети.

Изостудия.

Дети могут сделать зарисовки, рассмотреть картины художников. Вспомнить о свойствах глины, изготовить поделку из глины, познакомиться с изделиями мастеров гончарного дела.

Список литературы

  1. Баттерфилд М. Бабочка. – М.: Фламинго, 1998.
  2. Баттерфилд М. Цветок. – М.: Фламинго, 1998.
  3. Баттерфилд М. Птица. – М.: Фламинго, 1998.
  4. Виноградова Н.Ф. Умственное воспитание детей в процессе ознакомления с природой. - М.: Просвещение, 1978.
  5. Зубкова Т., Аромштам М. В гостях у старого дерева. – М.: Чистые пруды, 2007.
  6. Николаева С.Н. Методика экологического воспитания дошкольников. – М.: Академа, 1999.
  7. Николаева С.Н. Юный эколог. "Мозаика-синтез", 1999.
  8. Павлова Н.М. Загадки цветов. – Л.: Детская литература,1977.
  9. Рыжова Н.А. Сказки и экологическое образование. // Вестник АсЭкО. – 1995. № 4(8).
  10. Рыжова Н.А. Невидимые ниточки природы. – М.: Международный универститет,1995.
  11. Смирнова В.В. Тропинка в природу. – СПб: 2001.
  12. Шорыгина Т.А. Насекомые. Какие они? – М.: Гном и Д, 2001.
  13. Шорыгина Т.А. Какие месяцы в году? – М.: Гном и Д, 2001.
  14. Шорыгина Т.А. Цветы. Какие они? – М.: Гном и Д, 2001.
  15. Шорыгина Т.А. Птицы. Какие они? – М.: Гном и Д, 2001.
  16. Шорыгина Т.А. Какие звери в лесу? – М.: Гном и Д, 2001.

Алина Тимофеева
Описание точек экологической тропы

Картосхема экологической тропы :

2. Тропа здоровья (спортивная площадка)

3. Метеостанция

4. Маленькая елочка

5. Огородник

6. Зеленая аптека

7. Кормушка

8. Сельский дворик

9. Березки

10. Волшебный цветник

11. Веранды

Описание точек экологической тропы

Цель : Познакомить детей с хозяином тропы ; развить у детей интерес к познавательно-исследовательской деятельности.

Кто на дереве сидит, зорко с высоты глядит?

Обнаружив мышь с вершины, сокращает род мышиный.

Так подвижна голова! Это мудрая (Сова) .

Тропа здоровья (спортивная площадка)

Цель : Развитие здоровья детей, продолжать формировать устойчивую привычку к режиму двигательной активности.

Физкультура – враг болезней!

Всем известно с детских лет.

В жизни средства нет полезней

От телесных разных бед.

И душе в здоровом теле

Доброй, чистой легче жить.

Значит надо в самом деле

С физкультурою дружить.

Чтобы жизни удивляться,

Чтобы духом не стареть,

Надо ею заниматься,

Надо лень преодолеть!

(А. Мальцев)

Метеостанция

Цель : учить детей элементарному прогнозированию состояния погоды (определять направление и силу ветра, влажность воздуха, количество выпавших осадков и т. д.)

Содержание : это площадка для организации, наблюдений и изучения явлений природы (осадки, направление ветра) . При пользовании простых приборов для определения погоды у ребенка развивается наблюдательность, умение делать выводы, обобщать, – все это необходимо для общего развития ребенка. Метеостанция с размещенным на ней специальным оборудованием, предназначена для обучения детей элементарному прогнозированию состояния погоды.

Оборудование : Термометр (прибор для изменения температуры воздуха, барометр (прибор для измерения атмосферного давления, изменение которого предвещает перемену погоды, дождемер (прибор для измерения количества осадков, флюгер (прибор для определения направления и силы ветра) .

Летит без крыльев и поет, прохожих задирает.

Одним проходу не дает, других он подгоняет. (Ветер)

Если скоро снег пойдёт, если будет гололёд

Обо всём метеоролог точно знает наперёд.

Нам прогноз погоды нужен каждый день в жару и стужу.

Игры : п/и «Туча и дети» , п/и «Солнышко и дождик» , д/и «Времена года» .

Маленькая елочка

Цель : познакомить детей с хвойным деревом, обогатить знания детей о структуре, пользе и использовании дерева. Наблюдать за елочкой в разные времена года. Учить находить сходство и различия между разными видами хвойных деревьев.

Что же это за девица? Не швея, не мастерица,

Ничего сама не шьет, а в иголках круглый год. (Елка)

Её всегда в лесу найдёшь – пойдем гулять и встретим :

Стоит колючая, как ёж, зимою в платье летнем. (Елка)

Огородник

Цель : расширить и обобщить знания детей о культурных огородных растениях (помидоре, горохе, луке, моркови, редисе, свекле, картофеле, тыкве) ; вызвать интерес к труду, исследованиям на огороде.

Содержание : огород способствует развитию наблюдательности и любознательности у детей, что помогает лучше ознакомится с растительным миром. Он способствует расширению представления детей о растениях как живых организмах, об условиях, необходимых для роста и развития. «Огородник» развивает эстетические чувства у дошкольников, умение радоваться красоте выращиваемых растений и оценивать результаты своего труда.

Беседы :«Роль овощей в жизни людей» ;

«Роль людей в жизни овощей» ;

«О полезных свойствах овощей» и тд.

«Огород»

В огороде много гряд, есть и репа, и салат.

Тут и свекла, и горох, а картофель разве плох?

Наш зеленый огород нас прокормит целый год.

(Ф. Гуринович)

Зеленая аптека

Цель : развивать познавательную активность детей в процессе формирования представлений о лекарственных растениях и их целебных свойствах; о правилах их сбора, хранения и применения.

Объекты для наблюдений : ромашка, подорожник, одуванчик, мать-и-мачеха, крапива, календула, мята, чистотел, лопух.

Игры с детьми : «Мы растения» , «Чем полезна» , «Чей листочек » , «Угадай чем лечить»

Стоят в поле сестрички

Желтый глазок, белые реснички (ромашка) .

Злая, как волчица, жжется, как горчица!

Что ж это за диво? Это же. (Крапива)

Я шариком пушистым белею в поле чистом,

а дунул ветерок - остался стебелек. (Одуванчик)

Я знаменита не цветами,

А необычными листами :

То твердыми, холодными,

То мягкими и теплыми. (Мать-и-мачеха)

Кормушка

Цель : познакомить детей с разновидностью птиц, научить отличать зимующих и перелетных птиц, их значение в природе, воспитывать трудолюбие, доброе отношение к птицам.

Объекты для наблюдений : голуби, сороки, вороны, воробьи, синички, снегири.

Небольшая пестрая птица не боится зимой простудиться,

Угощенье наше ей снится. Прилетает к нам часто. (Синица)

Буян-мальчишка в сером армячишке

По дворам шныряет, крохи собирает. (Воробей)

Окраской - сероватая, повадкой - вороватая,

Крикунья хрипловатая – известная персона. Кто она?. (Ворона)

Алый низ и черный хвост, воробья побольше рост,

Толстый клюв раздался вширь – до чего красив. (Снегирь)

Вертится, стрекочет, весь день хлопочет.

Все стрекочет и вертится, ей на месте не сидится,

Длиннохвоста, белобока, вороватая. (Сорока)

Подбирает он проворно кинутые ему зерна

И гнездится на карнизе наш любимый. (Голубь сизый)

Сельский дворик

Цель : знакомство детей с домашними животными и домашней птицей, особенностями их внешнего облика, поведения, способами передвижения, повадками, с тем, что и как они едят, какую пользу приносят человеку, представление о содержании и кормлении домашних животных, понимать, что жизнь этих животных тесно связана с человеком.

С хозяином дружит, дом сторожит,

Живет под крылечком, а хвост колечком. (Собака)

Стоит копна посреди двора,

спереди - вилы, сзади - метла. (Корова)

Хвост крючком, нос пятачком. (Поросенок)

Цель : познакомить детей с лиственными деревьями, обогатить знания детей о структуре, пользе и использовании деревьев. Наблюдать за деревьями в разные времена года. Учить находить сходство и различия между разными видами деревьев.

Береза : в давние времена, когда еще не было бумаги, умельцы особым образом выделывали верхний слой березовой коры - бересту, чтобы на ней можно было писать. Древесина дерева и сегодня служит для изготовления мебели, листья и почки используются в лекарственных целях, березовый сок не только вкусен, но и полезен, а из гибких тонких веток получаются отличные веники для бани.

Зелена, а не луг, Стоит Аленка, платок зеленый

Бела, а не снег, Тонкий стан, белый сарафан. (Береза)

Кудрява, а без волос (Береза)

Игры с детьми : «Мы деревца» , «Подари дереву подарок» , «С какого дерева листок»

Игра с листьями на внимание :

Раз-два-три! Этот лист бери!

Раз-два-три! Красный лист бери!

Раз-два-три! Кленовый лист!

Раз-два-три! Два листа бери!

Раз-два-три! Такой же как у меня лист бери!

Раз-два-три! Ничего не бери!

Волшебный цветник

Цель : формировать представления о цветах, их разнообразии, особенностях; вызывать интерес и желание заботиться о растениях.

Содержание : На территории нашего детского сада много клумб и цветников. Работа в цветниках позволяет, не покидая территории детского сада, познакомить детей с родной природой, научить бережно к ней относиться, научить ценить ее красоту и помогать ей. Формирует чувство близости к природе и сопереживание всему живому. Воспитывает желание помогать и заботиться о природе.

Объекты для наблюдения : ирис, ромашки, петуньи, бархатцы, пионы и др

Пышный куст в саду расцвел,

Привлекая ос и пчел.

Весь в больших цветах махровых -

Белых, розовых, бордовых! (Пион)

В нашем парке есть газоны,

Расцвели там. патефоны!

Пурпурный, белый, цвета вишни.

Вот только музыки не слышно. (Петуния)

В саду есть петушок -

Лиловый гребешок,

А хвостик - боевой,

Сабелькой кривой (Ирис)

Есть у весеннего цветка

Приметы, чтоб не ошибиться :

Листик - как у чеснока,

А корона - как у принца! (Нарцисс)

Экологическое образование дошкольников предполагает создание системы работы в детском саду, которая стала бы интересным, увлекательным процессом как для детей, так и для взрослых.

Наш детский сад работает над проблемой экологического воспитания с 2000 года. Цель нашей работы – воспитание экологически культурного и экологически воспитанного поколения, ответственного за сохранение природы. Для достижения поставленной цели мы используем различные формы и методы работы: экологические беседы, конкурсы и викторины знатоков природы, защиту проектов, экологические праздники и природоохранные операции и др. Одной из интересных форм экологического воспитания является создание экологической тропы.

Экологическая тропа – это специальный образовательный маршрут в природных условиях, где есть экологически значимые природные объекты. На этих маршрутах происходит знакомство детей с естественными биоценозами, многообразием растений и животных, связями, которые имеются между ними, представить на практике природоохранную деятельность. Экологическая тропа играет важную роль в системе накопления каждым ребенком личного опыта экологически правильного взаимодействия с природой ближайшего окружения.

При организации экологической тропы детского сада мы обследовали территорию села и вместе с ребятами выделили разнообразные и наиболее интересные объекты. Путешествие по тропе начинается непосредственно со здания детского сада, где находятся объект №1 – «Попугай» и объект № 2 – «Черепашка». Далее тропинка ведет ребят на территорию садика и за ее пределы – в парк, на берег реки, на луг. Здесь были выделены следующие разнообразные объекты растительного и животного мира:

  • объект №3 - «Рябинушка»;
  • объект №4 - «Пенек»;
  • объект №5 -«Лесной доктор»;
  • объект №6 –«Березка»;
  • объект №7 -«Цветочная клумба»;
  • объект №8 –«Ежиная семейка»;
  • объект №9 –«Муравейник»;
  • объект №10 –«Зеленая аптека»;
  • объект №11 –«Грибная полянка»;
  • объект №12 -«У царевны Лягушки».

Количество точек меняется по мере появления интересных и увлекательных растений, птиц, животных, биоценозов.

Воспитатели в группах составили картосхему тропинки с нанесением маршрута и всех объектов в виде рисунков: дятла, дерева, ежа, муравейника и т.д. Вместе с ребятами мы выбрали хозяина нашей тропинки – Лесовичка и его помощников – Мудрую Сову и Сороку – белобоку. Мудрая Сова рассказывает детям о происходящих в природе сезонных изменениях, знакомит с особенностями живых и неживых природных объектов, задает детям вопросы. Сорока – белобока приносит на своем хвосте экологические новости – о погоде, о лесных жителях, о происшествиях на экологической тропе и др. Привнесение элементов сказки, игры помогает привлечь и сохранить внимание детей, позволяет сделать занятие увлекательным.

Воспитатели оформили паспорта всех точек тропинки, в которых отразили рекомендации по организации работы с детьми с данным природным объектом, его биологические характеристики, место произрастания или нахождения, особенности распространения, происхождение названия, роль в жизни людей; у лекарственных растений указали их целебные свойства, у живых объектов – особенности питания и ухода. В приложение к паспорту ребята вместе с родителями собирают загадки, стихи, сказки о каждом из природных объектов.

Занятия, проводимые на тропе, позволяют решить ряд задач:

  • использовать прогулки для общения детей с природой и оздоровления на свежем воздухе;
  • развивать сенсорные качества каждого ребенка;
  • познакомить с разными объектами живой природы и показать ее взаимосвязь с окружающим миром;
  • формировать чувство близости к природе и сопереживанию всему живому, заботы и бережного отношения к природе;
  • проводить на тропинке наблюдения в разные времена года, игры, экскурсии, исследования и другие виды деятельности;
  • формировать умение передавать свои впечатления от общения с природой в рисунках, поделках, рассказах и других творческих работах;

Кроме того, на экологической тропе мы организуем разнообразную трудовую деятельность. Малыши не только наблюдают за попугаем и черепашкой, но и кормят их, моют кормушки и поилки, поддерживают водный режим. Также во время экскурсий по тропе ребята собирают семена разнотравья для подкормки попугайчика зимой. А собранные опавшие листья, шишки, веточки служат материалом для изготовления разнообразных поделок.

Участок наш немаленький и мы выделили участок для грядок, на которых посадили различные овощи (капусту, лук, редис, морковь). Воспитанники ухаживают за грядками, поливают, пропалывают их. Полученный урожай мы используем для питания в столовой. Кроме того, с прошлого года мы стали высаживать на участке и лекарственные растения, которые в дальнейшем используем в оздоровительных целях (полоскание рта, фиточай). Создали условия для выращивания растений, подлежащих охране в нашей местности (мать-и-мачеха, подснежники) и оформили «Красную книгу села Саюкино». На клумбе мы подбираем цветы так, чтобы она была цветущей с ранней весны до поздней осени.

Осенью мы проводим «Ярмарку овощей и фруктов», на которой подводим итоги своей работе на этих природных объектах и демонстрируем выращенный урожай. Ребята вместе с воспитателями и родителями изготавливают из овощей сказочных персонажей; выбирают победителей среди овощей и фруктов в различных номинациях – «Богатырь» (самый большой), «Диво дивное» (самая интересная и причудливая форма) и др.

Главным показателем экологической воспитанности дошкольников является их практическая деятельность и поведение в природе, приобретение природоохранительных умений и навыков. Возле каждого объекта экологической тропинки мы вместе с ребятами выставили таблички «Охраняется детским садом». Ребята следят за состоянием объектов, убирают мусор. Совместно с родителями мы проводим экологические природоохранные акции: « Кормушка»; «Скорая помощь» раненому дереву, разрушенному муравейнику; «Посади дерево». В детском саду ведется «Красная книга села Саюкино», куда заносятся сведения о растениях и животных, подлежащих охране.

Разработана структура опытно - исследовательской деятельности на экологической тропе. Ребята исследуют, какие условия нужны растениям и животным для жизни, куда девается мусор в почве, кто живет в траве, сколько цветков посетит пчела за одну минуту, сколько разнообразных растений произрастает на экологической тропе, зачем лягушке зеленый цвет и т.д.

Экологическая тропинка позволяет более продуктивно использовать обычные прогулки с детьми для экологических занятий, трудовой деятельности и одновременно для оздоровления детей на свежем воздухе. Объекты экологической тропинки дают большие сенсорные возможности для сенсорного развития, для проведения систематических наблюдений, экологических праздников, игр, театральных инсценировок с участием хозяина тропинки, для эмоционального развития детей, в частности формирования чувства близости к природе и сопереживания всему живому.

Экологическая тропа - это специальный образовательный маршрут в природных условиях, где есть экологически значимые природные объекты. На этих маршрутах можно познакомить детей и взрослых с многообразием растений и животных, связями, которые имеются между ними, представить на практике природоохранную деятельность,

Работа на экологической тропе позволяет решать следующие задачи: воспитывать любовь и бережное отношение к природе родного края, формировать навыки поведения на природе, ЗОЖ, заботы о природе и ее обитателях, расширять знания детей о значении каждого объекта природы, дать представление о взаимосвязи явлений в природе. Развивать эстетические чувства, воображение, внимание.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Экологическая тропа в ДОУ.

Экологическая тропа - это специальный образовательный маршрут в природных условиях, где есть экологически значимые природные объекты. На этих маршрутах можно познакомить детей и взрослых с многообразием растений и животных, связями, которые имеются между ними, представить на практике природоохранную деятельность,

А мы знаем, что воспитание любви к родному краю невозможно без общения с природой.

Поэтому экологическая тропа занимает важное место в системе накопления каждым ребенком личного опыта, экологически правильного взаимодействия с природой ближайшего окружения, безопасного как для ребенка, так и для самой природы, в соответствии со своими интересами, склонностями, уровнем познавательного развития.

Объектами экологической тропинки могут быть: различные виды пород деревьев, (аллеи, сад, уголок леса; кустарники; различные по форме и подбору растений цветочные клумбы; альпинарии; небольшие водоемы (искусственные); уголок луга; уголок нетронутой природы; муравейник; грядка с лекарственными растениями; огород, отдельные красивоцветущие растения и др.

Как мы создавали экологическую тропу!

Этапы создания и оформления тропинки:

1) Детальное обследование территории детского сада и выделение наиболее интересных объектов.

2) Составление картосхемы тропинки с нанесением маршрута и всех ее объектов: общая, которая будет находиться в методическом кабинете, и схемы в группах с учетом возраста детей, в группах старшего дошкольного возраста может быть макет экологической тропинки.

3) Выбор вместе с детьми хозяина тропинки - сказочного персонажа.

4) Составление паспорта всех точек тропинки.

5) Изготовление выносных знаков, обозначающих каждую точку.

Разработали маршрут экологической тропы-это уголок леса, огород, уголок нетронутой природы, грядка с лекарственными растениями, уголок сада, муравейник, цветочные клумбы, искусственный водоем, отдельно растущие различные виды пород деревьев.

Экологическая тропа проходит по территории детского сада.

Работа на экологической тропе позволяет решать следующие задачи: воспитывать любовь и бережное отношение к природе родного края, формировать навыки поведения на природе, ЗОЖ, заботы о природе и ее обитателях, расширять знания детей о значении каждого объекта природы, дать представление о взаимосвязи явлений в природе. Развивать эстетические чувства, воображение, внимание.

На остановках имеются интересные объекты для наблюдений и закрепления изучаемого материала. Например, остановки возле деревьев (ива, лиственница, береза, сосна, ель). В ходе экскурсий дети наблюдают, как меняется природа в течение года на одном и том же участке и как она прекрасна во все времена года. При ознакомлении детей с природой мы, взрослые, стремимся дать образец гуманного отношения ко всему живому, чтобы ребенок понимал, что у каждого объекта в природе есть свое место и свое назначение.

Дети наблюдают природу в разные сезоны года, живут в ней, наслаждаются ею. Чтение сказок и стихов, разучивание пословиц и поговорок, исполнение песен, участие в играх позволяют расширить представление детей о природном окружении, помогают выразить отношение к нему в яркой эмоциональной форме. Хождение по траве босиком, воздушные и солнечные ванны являются одними из главных закаливающих факторов.

В летний период на экологической тропе воспитатели прививают детям любовь к труду.

Трудовая деятельность на экологической тропе в летний период

1. Природоведческий труд

Уход за грядками на огороде (рыхление, полив, прополка, прореживание).

Уход за цветами на экологической тропе.

Сбор семян разнотравья для подкормки птиц в зимнем саду.

Уборка урожая на огороде.

Заготовка лекарственных трав.

Сбор опавших листьев, веточек для гербария - с разных деревьев и кустарников.

2. Хозяйственно-бытовой труд

Мытье исследовательского оборудования (баночки, стаканчики и т.д.)

3. Природоохранный труд

Изготовление природоохранных знаков и установка их на экологической тропе.

Осмотр овощных культур (нет ли вредителей) и обработка (педагогом) их настоем их трав, луковой и чесночной шелухи.

Осмотр муравьиных дорожек и подкормка муравьев.

Операция «Сломанная веточка» (подвязывание и замазывание сломанных веточек).

4. Ручной труд

Изготовление поделок из природного материала.

Аппликация из природных материалов.

Использовать прогулки для общения детей с природой ближайшего окружения и оздоровления детей на свежем воздухе.

Использовать наблюдения за живой природой для развития сенсорных качеств каждого ребенка.

Познакомить с разными объектами живой природы и показать ее взаимосвязь с окружающим миром.

Сделать общение ребенка с природой безопасным для ребенка и самой природы.

Формировать чувства близости к природе и сопереживанию всему живому, заботы и бережного отношения к природе.

Формировать умение передавать свои впечатления от общения с природой в рисунках, поделках, рассказах и других творческих работах.

Проводить на тропинке наблюдения в разные времена года, игры, экскурсии, исследования, театрализованные занятия и другие виды деятельности.