Буквенный разбор слова устно. Как сделать звуко-буквенный разбор слова
Порядок разбора:
Слоги, ударение.
Гласные звуки: ударные и безударные; какими буквами обозначены.
Согласные звуки: звонкие и глухие, твёрдые и мягкие; какими буквами обозначены.
Количество звуков и букв.
Устный разбор:
2. В слове голубь 2 слога
3. Ударение падает на первый слог: гÓлубь
4. В слове 2 гласн., 3 согл.
6. буквой г (гэ) обозначен звук [г] – согласный, звонкий, твердый;
буквой о обозначен ударный звук [Ó];
буквой л (эль) обозначен согласный звук [л] – согласный, звонкий, твердый;
буквой у обозначен безударный гласный звук – [у];
буквой б (бэ) обозначен согласный звук [п’] – глухой, мягкий; мягкость звука обозначена буквой ь (мягкий знак);
буква «мягкий знак» звука не обозначает.
В слове голубь – 5 звуков, 6 букв.
Письменный разбор:
Го лубь – 2 слога, 2 гласн., 3 согл.
г – [г] – согл., зв (п.)., тв. (п.)
о – [о] – гл., удар.
л – [л] – согл., зв. (неп.), тв. (п.)
у – [у] – гл., безуд.
б – [п’] – согл., глух. (п.), мягк. (п.)
________________________
6 букв, 5 звуков
Морфемный разбор слова
Формообразующие суффиксы глаголов: -л- (суффикс глагола прошедшего времени); -ть-
(-ти-) (суффикс инфинитива), суффиксы причастий и деепричастий – не входят в основу слова:
У глаголов, оканчивающихся на –чь, -чь входит в состав корня:
Жечь, беречь.
Возвратные суффиксы –ся, -сь входят в основу слова:
Открывается.
Словообразовательный разбор слова
Дать толкование лексического значения слова (например: слушатель – это тот, кто слушает кого – нибудь).
Сравнить состав данного слова с однокоренным (слушатель – слушать); выявить ту часть (или части) слова, с помощью которой оно образовано (-тель ).
Определить, от чего образована основа (от слуша- из слова слушать)
Морфологический разбор имени существительного
План разбора:
I. Часть речи. Общее значение (предмет, предметность).
П. Морфологические признаки.
Начальная форма (именительный падеж единственного числа).
Постоянные признаки:
а) собственное - нарицательное,
б) одушевленное - неодушевленное,
г) склонение.
3. Непостоянные признаки:
III. Синтаксическая функция (каким членом предложения является).
Образец устного разбора:
... восстановило команду против упрямца и задиры...
I. Команду - имя существительное, значение предметности.
II. Морфологические признаки.
Начальная форма - команда.
Постоянные признаки: а) нарицательное, б) неодушевленное, в) женский род,
г) 1-е склонение.
3. Непостоянные признаки: а) употреблено в винительном падеже, б) в единственном числе.
III. В предложении является дополнением.
Морфологический разбор имени прилагательного
План разбора:
I. Часть речи. Общее значение - признак предмета.
П. Морфологические признаки.
Начальная форма (именительный падеж единственного числа мужского рода).
Постоянные признаки: а) качественное, б) относительное, в) притяжательное.
3. Непостоянные признаки:
1) у качественных: а) степень сравнения, б) краткая или полная форма;
2) у всех прилагательных:
а) падеж, б) число, в) род.
III. Синтаксическая роль (каким членом предложения является).
Образец устного разбора:
... разговариваем о теперешнем состоянии России...
I. Теперешнем (состоянии) - имя прилагательное, обозначает признак предмета. предмета. Морфологические признаки.
Начальная форма - теперешний.
Постоянные признаки: относительное.
Непостоянные признаки:
а) употреблено в предложном падеже,
б) в единственном числе,
в) в среднем роде.
III. В предложении является согласованным определением. О состоянии (каком?) теперешнем.
Фонетический, или звуко-буквенный разбор слов отлично показывает знания ребёнка на практике. Этот вид анализа в русском языке содержит в себе множество тем: начиная младшими классами и заканчивая средней школой. Чтобы выполнять его правильно, нужно сделать несколько разборов вместе с ребенком, заметить, какие темы он знает не слишком хорошо, и несколько раз их повторить. Будьте внимательны при выполнении такого разбора, ведь есть множество слов, которые имеют одно написание, но разные ударения: такие слова разбираются иначе, вы должны это учесть. Научитесь обращать внимание на детали поэтапно.
С чего начать звуко-буквенный разбор слова
Чтобы облегчить себе дальнейший процесс анализа, сделайте транскрипцию слова. Этот этап предусмотрен и правилами русского языка: как бы ни отличались разборы в разных учебниках, транскрипция выполняется в обязательном порядке каждый раз.
Правильно написать звуки в транскрипции довольно просто: произнесите слово так, как говорите его в обычной разговорной речи. Не обращайте внимание на то, какие буквы пишутся в самом слове, ведь звуки разительно отличаются от этого в зависимости от ударения. Как правило, гласные в русском языке в безударном положении тоже имеют другой звук, лишь ударная гласная звучит четко и её сложно спутать.
Вот несколько примеров простейших слов с транскрипцией:
- Дуб — [д у п]
- Семья — [с’ е м’ й а]
- Дождь — [д о ш т’]
- Солнце — [с о н ц э]
В транскрипции используются такие обозначения:
- Символом » ‘ » обозначается мягкость согласного звука, она может быть как от мягкого знака, так и от гласных звуков.
- Символ ударения ставится над ударной гласной.
- Иногда, слоги разбивают дефисом » — «, чтобы ребенок лучше умел переносить их и понимать структуру слова.
Как сделать звуко-буквенный разбор слова — согласные и гласные
После выполнения транскрипции, нужно записать буквы в столбик — каждая на своей строчке. Рядом в квадратных скобочках записывается звук для каждой буквы. Звук для мягкого знака просто вычеркивается, а йотированные гласные разбиваются на два звука.
Какие бывают согласные
Для согласных звуков записываются такие характеристики:
- Звонкий или глухой. Просто произнесите его для определения. Очень полезно будет знать парность согласных, таких как «д — т», «в — ф», «г — к», «с — з». Один из звуков в данной паре глухой, а другой — нет. Глухость и звонкость не зависят от слова в целом, она остается неизменной у каждого звука в отдельности.
- Твердый или мягкий. Это вы определяете ещё на этапе транскрипции. Если вы поставили знак » ‘ «, то звук определенно мягкий.
- Парный или непарный звук. Все пары описаны выше и их лучше запомнить наизусть.
Данные характеристики пишутся с правой стороны от каждого звука в строчку, отдаляясь запятой.
Какие бывают гласные
С гласными звуками всё обстоит проще:
- Они бывают ударные и безударные. Как правило, в слове всего одна ударная гласная.
- Йотированные. Такие буквы, как «я, ё, ю» могут разделяться на два звука, например, как в слове «семья».
Как видите, главное — правильно проговорить слово вслух.
Как закончить звуко-буквенный разбор слова
Выполнив разбор каждого звука в отдельности, вы должны провести черту под столбиком и написать общее количество звуков и букв. Эти значения могут быть одинаковыми, а могут и сильно отличаться — это нормально. Просто посчитайте звуки по транскрипции, а буквы — по самому слову.
Выполняя фонетический разбор важно уделить должное внимание произношению. Правильно поставив ударение, вы легко услышите все звуки в данном слове.
Фонетика – раздел науки о языке, изучающий звуки речи, то есть те звуки, из которых состоят слова.
Выполнить фонетический разбор – значит определить, из каких звуков состоит слово.
Порядок фонетического разбора:
Сколько в слове слогов?
На какой слог падает ударение?
Гласные звуки: ударные и безударные; какими буквами обозначены.
Согласные звуки: звонкие и глухие, твердые и мягкие; какими буквами обозначены.
Количество звуков и букв в слове.
В методической литературе приводится пример другого порядка разбора:
Выдели слоги.
Покажи место ударения.
Дай характеристику всем звукам по порядку, укажи, какими буквами они обозначены.
Подсчитай количество звуков и букв.
Образец устного разбора:
Травка. В слове травка два слога, ударение падает на первый слог: трáвка. Гласные звуки: первый – ударный [а], обозначен буквой «а»; второй – безударный [а], обозначен буквой «а». Согласные звуки: [т] – глухой, твердый, обозначен буквой «тэ»; [р] – звонкий, твердый, обозначен буквой «эр»; [ф] – глухой, твердый, обозначен буквой «вэ»; [к] – глухой, твердый, обозначен буквой «ка».
Образец письменного разбора:
т – [т] – глухой, твердый;
р – [р] – звонкий, твердый;
а – [а] – гласный, ударный;
в – [ф] – глухой, твердый;
к – [к] – глухой, твердый;
а – [а] – гласный, безударный;
6 букв, 6 звуков.
Другой вариант разбора:
Образец устного разбора:
Травка. В слове травка два слога, ударение падает на первый слог: трáвка. [т] – согласный, глухой, твердый, обозначен буквой «тэ»; [р] – согласный, звонкий, твердый, обозначен буквой «эр»; [а] – гласный, ударный, обозначен буквой «а»; [ф] – согласный, глухой, твердый, обозначен буквой «вэ»; [к] – согласный, глухой, твердый, обозначен буквой «ка»; [а] – гласный, безударный, обозначен буквой «а».
В слове травка 6 букв, 6 звуков.
Образец письменного разбора:
Трáвка – 2 слога, первый слог ударный.
[т] – согласный, глухой, твердый – т
[р] – согласный, звонкий, твердый – р
[а] – гласный, ударный – а
[ф] – согласный, глухой, твердый – в
[к] – согласный, глухой, твердый – к
[а] – гласный, безударный – а
6 букв, 6 звуков.
Морфемный разбор
Морфемика – раздел науки о языке, изучающий строение слова.
Выполнить морфемный разбор – значит найти «строительные кирпичики», из которых состоит это слово. Приставка, корень, суффикс, окончание – морфемы.
Порядок морфемного разбора:
Найди окончание (измени слово по числам, падежам или лицам; найди изменяемое окончание).
Найди корень (подбери два – три однокоренных слова, выдели общую часть).
Выдели приставку (сравни однокоренные слова с разными приставками или без приставки; другой вариант: подбор слов с другим корнем, но с этими же приставками).
Выдели суффикс (подбери одно-два однокоренных слова с разными суффиксами или без суффикса; другой вариант: подбор слов с другим корнем, но с этими же суффиксами).
Примечание: в методической литературе предлагается и другой вариант разбора: после выделения окончания, находятся приставка и суффикс, а затем корень слова.
Образец устного разбора:
Подставка.
Найду окончание. Для этого изменю слово по падежам: подставка, подставки, подставке. В слове подставка окончание – а.
Найду корень. Для этого подберу однокоренные слова: ставить, уставленный, заставить. В слове подставка корень - став -.
Найду приставку. Для этого подберу однокоренные слова с разными приставками (слова с другим корнем с этой же приставкой): приставка, заставка, уставить (поддержка, подбодрить, подпрыгнуть). В слове подставка приставка под-.
Найду суффикс. Для этого подберу однокоренные слова с разными суффиксами/ без суффикса (слова с другим корнем с таким же суффиксом): подставить, уставленный (уловка, проверка, сборка). В слове подставка суффикс -к-.
Морфологический разбор
Морфология – раздел грамматики, в котором изучаются слова как части речи.
Выполнить морфологический разбор – значит указать признаки слова как части речи.
В начальной школе проводится морфологический разбор имени существительного, имени прилагательного, глагола.
Порядок морфологического разбора:
Имя существительное | Имя прилагательное | Глагол |
1. Часть речи. Что обозначает, на какой вопрос отвечает. | 1. Часть речи. Что обозначает, на какой вопрос отвечает. | |
2. Начальная форма (именительный падеж единственного числа). | 2. Начальная форма (именительный падеж единственного числа мужского рода). | 2. Начальная форма (неопределённая форма). Спряжение. |
3. Род, склонение. | 3. Род (в единственном числе), падеж, число. | 3. Время. Лицо и число – для глаголов в настоящем или будущем времени. Род и число – для глаголов в прошедшем времени. |
4. Падеж, число. | 4. Роль в предложении. | 4.Роль в предложении. |
5. Роль в предложении. |
Образец устного разбора имени существительного:
(Из) леса – имя существительное. Обозначает предмет, отвечает на вопрос из чего?
Начальная форма – лес.
Мужского рода, второго склонения.
Употреблено в родительном падеже, в единственном числе.
В предложении является второстепенным членом, поясняет сказуемое: вышел (из чего?) из леса.
Образец письменного разбора имени существительного:
(Из) леса – имя сущ. (из чего?).
Н.ф. – лес.
М.р., 2-го скл.
В род. п., в ед. ч.
Образец устного разбора имени прилагательного:
Большой – имя прилагательное. Обозначает признак предмета, отвечает на вопрос какой?
Начальная форма – большой.
Употреблено в мужском роде, в именительном падеже, в единственном числе.
В предложении является второстепенным членом, поясняет подлежащее: медведь (какой?) большой.
Образец письменного разбора имени прилагательного:
Большой – прилаг. (какой?).
Н.ф. – большой.
В м.р., в им. п., в ед. ч.
Образец устного разбора глагола:
Вышел – глагол. Обозначает действие предмета, отвечает на вопрос что сделал?
Начальная форма – выйти, I спряжение.
Употреблен в прошедшем времени, в единственном числе, в мужском роде.
В предложении является сказуемым: медведь (что сделал?) вышел.
Образец письменного разбора глагола:
Вышел – гл. (что сделал?).
Н.ф. – выйти, I спр.
В прош. вр., в ед.ч., в м.р.
Синтаксический разбор
Синтаксис – раздел грамматики, в котором изучается строение и значение синтаксических единиц. Основными единицами синтаксиса являются словосочетания и предложения.
Выполнить синтаксический разбор – значит дать характеристику основных признаков словосочетания, предложения.
Порядок синтаксического разбора предложения:
Определи вид предложения по цели высказывания: повествовательное, вопросительное, побудительное; по эмоциональной окраске: восклицательное – невосклицательное.
Определи, о ком или о чём говорится в предложении. Поставь к этому слову вопрос. Это подлежащее. Подчеркни его одной чертой.
Поставь от подлежащего вопрос что делает? что делал? или другие вопросы к словам, которые обозначают действие (признак) предмета. Слово, которое отвечает на такие вопросы, – это сказуемое. Оно обозначает, что говорится о подлежащем. Подчеркни сказуемое двумя чертами.
Поставь от подлежащего и сказуемого вопросы к другим членам предложения. Определи, что поясняет второстепенный член: подлежащее, сказуемое или другой второстепенный член предложения. Обозначь связь слов стрелками. (При другом варианте разбора после выделения главных членов из предложения выписываются словосочетания с вопросами или без вопросов).
Начерти схему предложения (по усмотрению учителя).
Из леса вышел большой медведь.
Образец устного разбора:
Предложение повествовательное, невосклицательное.
Определю, о ком или о чём говорится в предложении. В предложении говорится о медведе. Слово отвечает на вопрос кто? Это подлежащее, подчёркиваю одной чертой.
Поставлю от подлежащего вопрос (медведь) что сделал? вышел. Это сказуемое. Оно обозначает, что говорится о подлежащем. Подчеркну его двумя чертами.
Поставлю от подлежащего и сказуемого вопросы к другим членам предложения: медведь (какой?) большой (поясняет подлежащее); вышел (откуда?) из леса (поясняет сказуемое).
Образец письменного разбора:
Из леса вышел большой медведь.
При другом варианте разбора, после выделения главных членов предложения, выписываются словосочетания с вопросами (или без них):
Из леса вышел большой медведь.
Медведь (какой?) большой; вышел (откуда?) из леса.
Лексика - совокупность слов, словарный запас того или иного яз. Раздел науки о яз., изучающий словарный состав назыв-ся лексикологией. Лексикология имеет свой объект изуч-я- слова, кот-е рассм-ся с разных сторон и имеют свою сис-му пон-й. В лексикологии слово изуч-ся с т.з. :1смыслового знач-я, 2место в общей сис-ме лексики, 3происхождения, 4употребляемость, 5 сфера применения в процессе общения, 6 экспрессивность стилистич-го хар-ра. Наряду с этим в пон-е «лексик-гия» входят учения об устойчивых сочетаниях (фразеологизмах) и учение о словарях - лексикография. Слово-важнейшая ед-ца яз., носитель знач-й. Словами и их сочетаниями обознач-ся конкретные предметы, отвлеченные пон-я, эмоции, признаки и действия. Методика разв-я речи на лексич-м уровне предусматривает 4 основных линии: 1обогащение словаря, т.е. усвоение новых ранее неизвестных слов, а т/ж новых знач-й известных слов. 2уточнение словаря- словарно-стилистич-я работа разв-я гибкости словаря, его точности и выразит-сти.
2. Охарактеризуйте этапы формирования языковых понятий в начальной школе на уроках русского языка.
1-ый этап – эмпирический,
2-ой – теоретический,
3-ий дальнейшее углубление понятия.