Романтизм: представители, отличительные черты, литературные формы. Романтизм и реализм в творчестве Л Чем отличается романтизм от реализма в литературе

Самые яркие литературные направления, которые достигли своего расцвета в русской литературе в 19 веке, имеющие одинаково большое число последователей, яро спорящих друг с другом, - это романтизм и реализм. Противоположные по своей сути, тем не менее нельзя сказать, что одно бесспорно лучше другого. Они оба являются неотъемлемой частью литературы.

Романтизм

Романтизм как появился в Германии в 18-19 вв. Он быстро завоевал любовь в литературных кругах Европы и Америки. Наибольшего расцвета романтизм достиг в первой половине 19 века.

Главное место в романтических произведениях отведено личности, которая раскрывается через конфликт героя и общества. Поспособствовала распространению этого течения Великая французская революция. Таким образом, романтизм стал ответной реакцией общества на появление идей, прославляющих разум, науку.

Такие просветительские идеи казались его приверженцам проявлением эгоизма, бессердечия. Конечно, похожее недовольство было и в сентиментализме, но именно в романтизме оно выражено наиболее ярко.

Романтизм противопоставлялся классицизму. Теперь авторам предоставлялась полная свобода творчества, в отличие от рамок, свойственных классическим произведениям. Литературный язык, которым писались романтические произведения, был прост, понятен каждому читателю, в противоположность витиеватым, чересчур благородным классическим произведениям.

Особенности романтизма

  1. Главный герой романтических произведений должен был быть сложной, многогранной личностью, переживающей все события, происходящие с ним, остро, глубоко, очень эмоционально. Это страстная, увлечённая натура с бесконечным, таинственным внутренним миром.
  2. В романтических произведениях всегда было противопоставление высоких и низменных страстей, поклонников этого направления интересовало любое проявление чувств, они стремились понять природу их возникновения. Их больше интересовали внутренние миры героев и их переживания.
  3. Писатели-романисты могли выбрать любую эпоху для действий своего романа. Именно романтизм познакомил весь мир с культурой Средневековья. Интерес к истории помогал писателям создавать свои яркие произведения, пропитанные духом того времени, о котором они писали.

Реализм

Реализм - это литературное направление, в котором писатели стремились как можно правдивее отразить в своих произведениях действительность. Но это очень непростая задача, потому что само определение "правды", видение действительности у каждого своё. Часто бывало и так, что в стремлении писать только правду писателю приходилось писать вещи, которые могли противоречить его убеждениям.

Никто точно не может сказать, когда появилось это направление, но оно считается одним из наиболее ранних течений. Его особенности зависят от конкретной исторической эпохи, в которую его рассматривают. Поэтому главной является точное отражение действительности.

Просвещение

Романтизм и реализм столкнулись в тот период, когда в реалистичном направлении стали преобладать просветительские идеи. В этот период литература стала своеобразной подготовкой общества к социально-буржуазной революции. Все поступки героев оценивались только с точки зрения разумности, поэтому положительные персонажи - это воплощение разума, а отрицательные - нарушающие нормы личности, некультурные, поступающие неразумно.

В этот период реализма появляются его подвиды:

  • английский реалистический роман;
  • критический реализм.

То, что для представителей романтизма было проявлением бессердечности, реалистами понималось как разумность действий. И наоборот, та свобода действий, которой следовали герои романов, порицалась представителями реализма.

Романтизм и реализм в русской литературе 19 века (кратко)

Эти направления не обошли стороной и Россию. Романтизм и реализм в литературе 19 века в России вступают в борьбу, которая проходит в несколько стадий:

  • переход от романтизма к реализму, что послужило небывалому расцвету классической литературы и её признанию во всём мире;
  • "литературное двоевластие" - это период, когда союз и борьба романтизма и реализма подарили литературе великие произведения и не менее великих авторов, что позволило считать 19 век в русской литературе "золотым".

Появление романтизма в России было обусловлено победой в войне 1812 г., вызвавшей большой общественный подъём. Конечно, романтизм не мог не проникнуться идеями декабристов о свободе, что создало поистине уникальные произведения, в которых отражено внутреннее состояние всего русского народа. Самыми яркими, известными представителями романтизма являются А. С. Пушкин (стихотворения, написанные в лицеистский период и "южная" лирика), М. Ю. Лермонтов, В. А. Жуковский, Ф. И. Тютчев, Н. А. Некрасов (ранние произведения).

В 30-х годах набирает силу реализм, когда писатели отражали происходящую действительность изящным, понятным языком, точно и тонко подмечали человеческие и общественные пороки и иронизировали над ними. Основоположником этого направления считается А. С. Пушкин ("Евгений Онегин", "Повести Белкина"), в одном ряду с которым находятся не менее талантливые мастера пера, такие как Н. В. Гоголь ("Мёртвые души"), И. С. Тургенев ("Дворянское гнездо", "Отцы и дети"), Л. Н. Толстой (великое произведение "Война и мир", "Анна Каренина"), Ф. М. Достоевский ("Преступление и наказание", "Братья Карамазовы"). И невозможно не написать про гения коротких, но удивительно живых рассказов и пьес А. П. Чехова.

Романтизм и реализм - это больше, чем литературные направления, это - образ мышления, образ жизни. Благодаря великим писателям можно перенестись в ту эпоху, окунуться в ту атмосферу, которая царила в то время. "Золотой век" в русской литературе подарил всему миру гениальные произведения, которые хочется читать снова и снова.

ВСТУПЛЕНИЕ

ИЗ ЛИТЕРАТУРЫ РЕАЛИЗМА

ЭПОХА РЕАЛИЗМА В ЕВРОПЕЙСКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ

Романтизм и реализм: отличительные черты

Однако между романтизмом и реализмом существовали и принципиальные раВНОгласия. И это закономерно, ведь без отрицания старого нет утверждения нового, иначе невозможны были бы обновление и развитие литературного процесса.

Если романтизм абсолютизировал творческое воображение писателя, то реализм делал акцент на наблюдении за жизнью и исследовании его явлений. Художественное творчество в определенной степени начинала соотноситься с научной деятельностью. На первый план, как и в эпоху Просвещения, выходят не эстетическая и гедонистическая (получение удовольствия от литературного произведения, как и произведения любого другого вида искусства), а когнитивная (познавательная) и дидактическая (воспитательная) функции искусства. Так, О. де Бальзак в повести «Гобсек» опередил собственно научный анализ капитализма, нового на то время общественного строя.

Романтиков интересовал «необычный герой в необычных обстоятельствах»: непокорный бунтарь, одиночка, изгнанник, «лишний человек», отторгнута обществом, которая часто имеет загадочное прошлое или вообще «человек без прошлого» (вспомним «байронического героя»). Стоит заметить, что на переходном этапе от романтизма к реализму эта черта была присуща и персонажам реалистических произведений. Так, Евгений Онегин и Григорий Печорин, в определенной степени, тоже одиночки, отверженные обществом. Недаром Татьяна Ларина делает открытие, разоблачение, которое шокировало влюбленную девушку: не пародия Онегин? не «байронический герой» - «в плаще Гарольдовім москвин»? А Максим Максимович постоянно употребляет в отношении Печорина эпитет «странный». Однако настоящий романтический герой всегда в определенной мере «странный». Зато реалисты часто изображали жизненный путь персонажей очень подробно: от детства к зрелости (в «Приключениях Оливера Твиста» Ч. Диккенса - становления главного героя; в «Карьере Ругонов» Е. Золя - судьбы Ругон-Маккарів, особенно подробно описана судьба Сильвера). Если романтики бежали от реальности, задыхались в «серой обыденности», то реалисты отдавали предпочтение изображению конкретных людей, совсем не «героических» профессий: крестьян, рабочих, прачек, мелких служащих, ростовщиков, да еще и во время их повседневной работы. И эта черта свойственна не только литературе, но и другим видам искусства. Так, художник-реалист Г. Курбе буквально шокировал тогдашний парижский бомонд. Подумать только, на что он упустил холст и краски - на изображение обычных крестьян и каменотесов! Как это некрасиво и неромантично! А писатель Ч. Диккенс описал нищих жителей английских работных домов, их быт и ужасные условия жизни.

Ad Fontes

На протяжении XIX века художники... возводили эстетику до минимума и стремились строить художественные произведения почти целиком на воспроизведении реальности. В этом смысле все классическое искусство века было реалистичным.

Х. Ортега-и-Гассет

Г. Курбе. Каменщики

Г. Курбе. Крестьяне с Флажі, которые возвращаются с ярмарки

Ван Гог. Ужин картофелем

Ван Гог. Углекопы

Реалисты не боялись также изображать уродливых в своей тупости и низости людей разных общественных сословий. Были такие персонажи и у романтиков, достаточно вспомнить Крошку Цахеса из одноименной повістіказки Е. Т. А. Гофмана. Однако реалисты не злоупотребляли преувеличениями гротесково-фантастическими красками, находя самый настоящий гротеск в реальной жизни. Их герои настолько убедительны, что в них можно узнать черты реальных людей, которых читатель видел лично. Это, например, подлый и злобный, беспощадный к слабым и ретивый перед сильнее него бидл (самый мелкий служащий) Бамбл («Приключения Оливера Твиста» Ч. Диккенса) или пьянчужка Мармеладов, который обкрадывает свою семью ради того, чтобы пропить деньги в ближайшем кабаке («Преступление и наказание» Ф. Достоевского). Вот это и было самым настоящим «эстетическим переворотом» реалистов - для них практически не существовало «нехудожественных», низких, запретных тем и героев.

Кроме того, в произведениях романтиков (как и класицистів, вспомним хотя бы господина Журдена) широко представлены герои как носители одной доминирующей страсти. Нужно заметить, что реалисты также использовали этот классицистический и романтический прием. Так, в повести М. Гоголя «Шинель» Акакий Акакиевич Баш - мачкін как раз и является носителем одной страсти - желание пошить новую шинель. И что с того, что некоторым это может казаться мелочью - пошив одной вещи как цель, как стремление всей жизни? Ведь Башмачкину - этому «маленькому человеку», маленькая и даже мелочная цель может показаться большим и судьбоносной.

Зато в реалистических произведениях герой изображался по-другому. Соблюдение принципа життєподібності требовало от художника - реалиста глубокого психологизма в обрисовке личности, раскрытии ее многогранности и неоднозначности. Кроме того, часто герой не мог быть носителем одной-единственной неизменной страсти хотя бы потому, что его характер был подан в развитии, постоянном движении, изменениях, в том числе и в трансформации этих самых страстей («диалектика души» героев Л. Толстого).

Особое внимание реалисты уделяли изображению человека в обществе - литература стала социальной. Среда «лепит характер человека», будто скульптор свое творение из глины или гипса. Однако здесь существует и обратная связь - «создана» обществом человек, в свою очередь, сама создает это общество, поскольку способна принимать сознательное участие в его изменении.

Ad Fontes

Прежде чем писать, писателю нужно проанализировать все характеры, проникнуться всеми обычаями, обойти всю землю, почувствовать все страсти, ведь все страсти, страны, обычаи, характеры, явления природные и моральные - все это должно пройти через его анализ.

О. де Бальзак

Так, Жюльен Сорель («Красное и черное» Стендаля) смело бросает своим судьям обвинения в том, что они судят его вовсе не за выстрелы в бывшую любовницу, а за то, что он, плебей-вискочень, решился «вылезти наверх», проникнуть к кастового высшего мира: «Я не имею чести принадлежать к вашей касте, господа, в моем лице перед вами крестьянин, который восстал против низости своего состояния... Но, хотя бы я и меньше провинился, я вижу здесь людей, которые, не задумываясь над тем, что молодость моя заслуживает сострадания, пожелают наказать в моем лице и раз навсегда сломать тех юношей незнатного происхождения, подавленных нищетой, коим посчастливилось получить хорошее образование, вследствие чего они осмелились проникнуть в среду, которое на языке чванливых богачей называется высшим миром».

Изображения персонажей реалистической литературы требует от писателя хорошего знания жизни, ведь определенный тип людей чаще всего ведет себя именно так, а не иначе. Иногда персонажи даже «не слушаются» своего автора. Так, А. Пушкин как-то высказал парадоксальную мысль: мол, его Татьяна Ларина, героиня романа в стихах «Евгений Онегин», «взяла да и выскочила замуж». Казалось бы, кто может помешать автору писать о своем, часто вымышленного героя то, что он сам захочет? Однако все не так просто, ведь для того, чтобы быть реалистом, надо не нарушить логику развития образа. Именно поэтому российский писатель-реалист Лев Толстой и призвал своих коллег: «Живите жизнью изображаемых персонажей, показывайте в образах их внутренние ощущения, и они сами сделают то, что им нужно по их характерам сделать». Недаром же существовала такая мысль: чтобы написать роман, надо прожить жизнь.

В заключение следует отметить, что любимым романтиками «исключительным личностям в исключительных обстоятельствах» реалисты противопоставили изображения «типичных характеров в типичных обстоятельствах».

В чем же конкретно заключались художественные открытия нового искусства - реализма? Говоря сейчас "реализм", я имею в виду это направление в целом, не подразделяя его на этапы. Мы увидим впоследствии, что сам реализм как художественная система претерпевал значительные изменения в своем развитии. Но сейчас нас интересует эстетика и художественная практика реализма вообще как направления, сменившего собой романтическую эпоху в европейских литературах.

И еще одна оговорка. Мы так много говорили о реализме, что само это понятие зачастую кажется нам набором шаблонных фраз -"правда жизни", "критика буржуазного общества" и т. д. Но ведь многое из этого было и в романтизме. Я хотел бы, чтобы вы, изучая в данном курсе реализм в период его зарождения, почувствовали по крайней мере все его новаторство для того времени. Поэтому я в дальнейшем, говоря о реализме, буду постоянно отталкиваться от романтизма - по принципу: истина познается в сравнении. Обнаружив причинно-следственную связь между реализмом и романтизмом, мы теперь посмотрим на различия между ними.

Совершенно очевидно, что реализм, как свидетельствует само его название, знаменовал собой обращение искусства к реальности и повседневной жизни, окружающей художника. Мы видели, как само развитие общества, естественных и общественных наук, материалистической философии в ее ранних течениях диктовало искусству эту необходимость обращения к реальной жизни. Буржуазный XIX век с самого начала властно звал художников к земле, как бы ни хотелось им воспарить в романтические выси (Гофман).

Приверженцы ортодоксального романтизма нередко упрекали их за эту приземленность, за это упорное стремление исследовать пошлую прозу буржуазной обыденности, представляли их этакими невозмутимыми испытателями, исследующими человека так же, как зоолог исследует любопытное насекомое.

Реалистов обвиняли за излишний интерес к "разгребанию грязи". Это и понятно. Общество в лице своих официальных институтов не может реагировать иначе, если о нем говорят слишком много неприкрытой правды. Но в то же время сторонники романтической эстетики, отвергая излишнюю приземленность реалистов, были искренни в своей критике, и это заставляет нас внимательней всмотреться в эту сторону проблемы.

Сейчас, на отдалении более сотни лет, нам кажутся странными тогдашние упреки Бальзаку или Флоберу, или Теккерею в холодной беспристрастности. Когда мы читаем повесть о загубленной жизни Евгении Гранде у Бальзака или мадам Бовари у Флобера, то мы никак не скажем, что этими писателями руководил только холодный интерес естествоиспытателей, что они только копались в низменных сторонах человеческой натуры. Но чтобы понять исторически такие упреки в адрес реалистов, нужно еще раз вспомнить, что эта литература пришла на смену литературе, которая вообще принципиально не хотела иметь дело с грубой жизненной прозой. После романтических музыкантов, мечтательных художников, исключительных натур в литературу вдруг ворвались огромной толпой ростовщики, барышники, чиновники, мещане, удобно разместились в ней, занимая сотни страниц, считая деньги, обманывая, втаптывая в грязь друг друга. Просто поначалу этого было слишком много - слишком много горькой правды для литературы, долгое время превыше всего ценившей такт, меру, принцип отбора.

И эти упреки помогут нам теперь понять принципиальное новаторство этой литературы - настолько все это было непривычно и ново, что вся выстраданность, вся страстность этих произведений тогда даже не замечалась, причем не замечалась довольно тонкими ценителями искусства! Насколько же силен должен был быть шок от правдивости изображения, чтобы осталась незамеченной та боль за человека, которой проникнуты все произведения Бальзака, Флобера, Теккерея!

Если продолжать сравнивать в самых общих чертах литературу реалистическую и романтическую, то в первой прежде всего поражает ее жадное стремление к безмерности, к широте охвата реальности, к всеядности. Я сознательно употребил эти три разных по эмоциональной окраске выражения. Можно сказать - всеядность, и здесь уже слышна осуждающая нота (на ней и играли романтические критики реализма); но можно сказать - широта охвата реальности, и тогда это уже будет одобрительная оценка. Язык человеческий богат синонимами, и часто все дело в оттенках. С тех пор в искусстве XIX и XX вв. многих писателей упрекали в объективизме, в сгущении темных сторон, а защищающие таких писателей критики говорили о стремлении показать эти темные стороны для их устранения. На первый взгляд может показаться, что в этом и разобраться невозможно - каждый по-своему вроде бы прав. Тогда, видимо, и надо вспомнить опыт классической, уже освященной вечностью литературы, вспомнить о том, что все это уже было; и то, что у Бальзака или Флобера называли холодностью, было в сущности стремлением к бескомпромиссной полноте правды; они делали это не из злорадства, а во имя торжества истины, и что благодаря этому реализм выдержал испытание временем.

Итак, назовем как одну из определенных черт нового художественного метода - стремление к максимальной полноте и широте изображения действительности. Прежде всего требуется максимальная точность в изображении факта; лишь на этом основании можно сделать выводы о сущности этого факта. Если можно переделать мир к лучшему, то это надо делать не с помощью увещевании, не проповедями, не созданием идеальных образцов для подражания, а рассказав миру правду о нем самом. Если мир болен, надо прежде всего поставить ему диагноз.

Я уже говорил, что в центре реалистической литературы, как и всякой другой, стоит человек. Но человек в реалистической литературе показан не только во всем многообразии его внутреннего мира, но и во всей полноте внешнего окружения. Ничто не является второстепенным для постижения сущности человека и отношений между людьми - ни тончайшие движения его души, ни малейшие детали его быта вплоть до одежды, до обстановки комнаты. Это убеждение первых реалистов XIX в. Как скрупулезно описывает Бальзак туалет своих героев, интерьеры роскошных особняков и жалких мансард; не менее скрупулезно он описывает их духовную жизнь, их взаимоотношения между собой.

В этой скрупулезности не только стремление к научной точности художественного познания, но и, как я уже говорил, своего рода буйная одержимость реальностью, внешним миром, как будто энергия, скопившаяся во время романтического пренебрежения реальностью, теперь вырвалась наружу. Романтики потому отчасти и сердились на реалистов, что почувствовали в их описаниях еще и как бы собственную радость бытия, и потому заподозрили их в идеализации буржуазной прозы.

Но в изучении человека критический реализм одержал внушительные эстетические победы. Какое разнообразие типов человеческих характеров встает перед нами в произведениях реалистов! Романтики создали в сущности четыре типа человека: тип байронического бунтаря, тип разочарованного меланхолика, тип художника- энтузиаста и тип обывателя - филистера, причем все они, как правило, предельно обобщены, лишены всяких конкретных характерных черт. Первые три варианта - взаимопересекающиеся типы романтического героя, а четвертый - антигерой. Можно ли представить себе резкое характерное отличие шатобриановского Рене от Адольфа Констана, гофмановского Крейслера от байроновского Чайльд Гарольда? Это типы человеческой настроенности, поведения, но не индивидуальные характеры. И можно ли спутать бальзаковского Растиньяка со стендалевским Жюльеном Сорелем или Фредериком из флоберовского “Воспитания чувств”? Я сознательно беру сейчас типы, схожие друг с другом в исходном пункте, - все это поначалу те же романтические герои, вступившие в мир с романтической идеалистичностью, но как различны не только их судьбы, но и их чисто индивидуальные облики! А уж если прибавить сюда бальзаковских Гобсека или старика Гранде, или Горио, или мистера Домби Диккенса, и Ребекку Шарп у Теккерея - как различны эти герои, хотя они вроде бы относятся к одному типу людей, одержимых страстью к обогащению. Но каждый их них - ярко выраженный индивидуальный характер, и его не спутаешь ни с каким другим.

Это обилие человеческих характеров дополняется в произведениях реалистов многообразием социальных связей между ними. Писатели-реалисты стремятся показать не только разные судьбы, но именно социальные судьбы. Все ступени общественной иерархии, все сферы общественной жизни предстают перед нами в их романах. Так, например, Стендаль ведет своего Жюльена Сореля вверх по ступеням социальной лестницы от избушки сельского плотника, через общество провинциального города в высший свет. Свою грандиозную эпопею “Человеческая комедия’’ Бальзак подразделяет на циклы: “Сцены провинциальной жизни”, “Сцены парижской жизни", “Сцены частной жизни”. Внутри этих циклов он ставит перед собой задачи - изобразить быт аристократов, буржуа, ростовщиков, врачей, юристов, писателей - буквально по профессиям.

Аналогично Диккенс сам себе делает заказы и выполняет их: возмущается жуткой системой школьного обучения в Англии - и пишет "Николаса Никльби", возмущается английским буржуазным судом - и пишет роман "Холодный дом", обеспокоен противоречием между трудом и капиталом - и пишет роман "Тяжелые времена". Это стремление к широте охвата общественных явлений выражается и в самих жанрах реалистических произведений.

Эпоха реализма - это прежде всего эпоха расцвета романов-эпопей. Сами названия их свидетельствуют о стремлении авторов к широте: "Человеческая комедия" Бальзака, "Ярмарка тщеславия" Теккерея, "Красное и черное" носит подзаголовок "Хроника времен Реставрации", "Хроникой времен Карла IX" называет свой исторический роман Мериме. Стремление к широте распространяется и на романтическую литературу: обширные романы Гюго ("Отверженные", "Девяносто третий год") - это тоже симптом времени.

Я хотел бы тут оговориться, что это стремление к широте охвату реальности отнюдь не означает, что все писатели-реалисты были таковы, что они стремились перещеголять друг друга - кто больше напишет. Я подчеркиваю, что это стремление существует как тенденция, противопоставляемая романтическому уходу от действительности, погруженной в глубины индивидуального "я" художника. Наиболее ярко это стремление выразилось у Бальзака: мы увидим, что Стендаль и тем более Мериме значительно более экономны в отборе деталей. Но для них тоже главным объектом остается реальность, повседневность.

Теперь самое время сказать, что параллельно со стремлением к широте развивалось - как бы в качестве необходимого уравновешивающего фактора - стремление к отбору наиболее характерных деталей; с самого начала в реализме присутствовала и эта тенденция. Если линию Бальзака продолжают Золя, Франс, дю Гар, Роллан, то от Стендаля через Мериме ведет другая линия - к Флоберу и Мопассану. В данном случае, видимо, сама безмерность объекта - реальной действительности - заставляет настойчиво искать художественные принципы отбора, экономности. Здесь на этой точке, так сказать, мы уже на новом уровне вернемся к той проблеме, которая составляла предмет постоянных споров реалистов с романтиками - не влекла ли за собой эта широта и эстетическая универсальность, нравственный релятивизм, исчезновение идеалов, моральных категорий добра и зла?

Если писатель с равным воодушевлением живописует положительного героя и героя-злодея, не значит ли это, что он злодея эстетизирует, что ему все равно, на ком оттачивать перо? Тут надо сразу и справедливо сказать, что подлинная цель реалистов - не просто полнота ради полноты, а обнаружение наиболее важных, наиболее существенных закономерностей жизни человека. Не подлежит сомнению, что эти писатели резко критически относятся к буржуазному миропорядку. Отсюда и вторая главная черта, помимо широты охвата, - это критичность. Только с непривычки могло показаться, что реалисты "добру и злу внимают равнодушно", - слишком уж много фактов и деталей пришло в литературу с их произведениями. Можно сказать, что критика преобладает у них над принципом утверждения.

Характерно, что все попытки создать на фоне буржуазной повседневности фигуры идеальных героев оказывались значительно менее удачными. Положительные герои Диккенса милы, трогательны, но читатель сразу понимает, что их удача в жизни - дело рук автора, в лучшем случае - случайность. Да, таким должен быть человек. Но если продолжить эту мысль Ж. Санд, то по меньшей мере надо признать необходимость того, чтобы изображать, каким не должен быть человек. А в условиях буржуазного общества это гораздо более важная задача. И реалисты не просто бесстрастно говорили - таков человек; нет, они именно всем своим творчеством утверждали: человек не должен быть таким, как Гобсек или Ребекка, Шарп или мистер Домби, - только когда он это осознает, он сможет стать лучше. Разумеется, не только реалисты изображали плохих людей, отравленных ядом накопительства. Дело не так просто. У Ж. Санд, у Гюго есть яркие образы злодеев. Но в том-то и дело, что они слишком, чересчур ярки. Романтическая эстетика, как правило, не признает полутонов. Помните у русского поэта: "Я царь - Я раб; Я червь -Я бог". Она исходит из понятия нормы - если это хороший человек, идеал, то все в нем хорошо; если это плохой человек, то это само воплощение зла. Образы получались выразительные, яркие, но это были больше схемы, типы, лишенные всякой индивидуальности. К тому же они зачастую и по-романтически величественны в своем злорадстве, так что тут реалисты могли бы даже с большим основанием обратить против романтиков их же упрек в эстетизации зла!

Если романтическая эстетика и в положительном, и в отрицательном исходит из схемы, типа (например злодей), то реалистическая эстетика исходит из индивидуального характера. Человек - явление сложное. В хорошем человеке могут быть плохие черты, у плохого человека могут быть хорошие черты, побуждения, порывы. Нужно проследить, почему в одном человеке побеждает плохое, в другом хорошее; это зависит во многом не только от самого человека, но и от окружения, в котором он живет, от конкретных жизненных ситуаций, в которых он оказывается. Неудивительно, что в произведениях реалистов XIX в. нам чаще встречаются обличительные, нежели утверждающие, картины, что они, как и полагается приверженцам правды, не рисуют хороших людей ангелами, а плохих - дьяволами. И те и другие - люди с конкретными достоинствами и недостатками. Но величайшая заслуга реалистов даже не в этом, а в том, что они показывают, что плохое в человеке не обязательно идет от самой его натуры, а прежде всего обусловливается обстоятельствами, в которых он находится, социальной средой. И это тоже объясняет повышенный интерес к обстоятельствам, окружающим человека. Стремление к универсальности охвата действительности и строгой правдивости ее изображения породило еще одну характерную черту реалистической литературы.

От универсальности идет глубокая синтетичность этого искусства. И опять-таки соотнесем это с романтиками - уж так они мечтали о создании универсального искусства, но теперь-то с сожалением видели, что самые универсальные их произведения неудобочитаемы, что у них универсальность слишком часто оборачивается расплывчатостью, аморфностью. В этом смысле реализм гораздо более универсален. Поскольку он поставил себе целью охватить и исследовать как можно большее пространство реальности, он (реализм) тем самым решительно отверг всякую возможность каких бы то ни было внешних ограничений для себя. А отсюда полная свобода в использовании художественных приемов, средств. Реалисты, как домовитые и уверенные в себе хозяева, располагаются в литературном доме свободно, без стеснения пользуются тем, что оставили прежние хозяева. Я уже говорил, как много общего с романтизмом в произведениях реалистов. Поскольку внутренний мир индивида существует, поскольку существуют мечты, идеалы, грезы, они имеют право на существование в реалистической литературе. Фантастика, символика, гротеск - всем пользуются реалисты для выяснения правды. Они отвергают только одно - какие бы то ни было каноны, табу, запреты, ограничения для своего стремления к истине. Поэтому реализм становится искусством высочайшего синтеза, как бы объединяя в себе достижения предшествующих эпох, но ставя их на службу одной лишь истине. И это отличает реализм от всякого подчеркнутого субъективизма в искусстве.

Экспрессионизм, символизм, абстракционизм - это акцентирование отдельных художественных моментов за счет неизбежного сужения горизонта искусства. Реализму все это тоже доступно, и все это имеется в нем, но оно занимает свое место в системе объективного изображения мира.

Теперь нам остается подвести итог всему скушанному выше. Сгруппируем вместе все названные выше основные черты реализма: правдивость в изображении обстоятельств, ситуаций, деталей, максимальная точность реальной действительности, яркая индивидуальность характеров, универсализм, аналитичность, стремление к отбору наиболее характерных деталей, наиболее существенных закономерностей.

Романтизм – (фр. romantisme, от средневекового фр. romant – роман) широкое идейное и художественное направление в западной и русской культуре, охватившее все виды искусства и гуманитарную науку в конце XVIII - начале XX в., как реакция на результаты Великой Французской революции и жесткие рационалистические каноны века Просвещения, молодого буржуазного общества вообще. Отвергая всеобщее торгашество, знаменующее капиталистический "прогресс", романтики противопоставили утилитаризму и обезличиванию индивида устремленность к безграничной свободе, жажду совершенства и обновления, пафос личной и гражданской независимости. Стремясь как бы подняться над прозой бытия, раскрепостить многообразные способности личности, предельно самореализоваться в творчестве, романтики выступали против формализации искусства и прямолинейно-рассудочного к нему подхода, свойственных классицизму. Они проявляли большой интерес к фольклору, демократическим, народным явлениям средневековой и ренессансной культуры, нередко идеализируя их и наследуя из них не столько мрачную сторону, сколько сказочный элемент, дух карнавальной вольности, склонность к гротеску. Центром романтического движения стала Германия в лице философов и поэтов - братьев А. и Ф. Шлегелей, Новалиса, Ф.В. Шеллинга и многих других. Выдающимися российскими романтиками в литературе стали Василий Андреевич Жуковский, Михаил Юрьевич Лермонтов и Федор Иванович Тютчев; в живописи - Орест Адамович Кипренский и др. Романтизм как общее мироощущение, свойственное преимущественно молодежи, как стремление к идеалу и творческой свободе до сих пор постоянно живет в мировом искусстве.

Реализм
(от позднелатинского realis - вещественный, действительный) в искусстве,

  • 1) понятие, характеризующее познавательную функцию искусства: правда жизни, воплощенная специфическими средствами искусства, мера его проникновения в реальность, глубина и полнота ее художественного познания. Так, широко понимаемый реализм - основная тенденция исторического развития искусства, присущая различным его видам, стилям, эпохам.
  • 2) Исторически конкретная форма художественного сознания нового времени, начало которой ведут либо от Возрождения («ренессансный реализм»), либо от Просвещения («просветительский реализм»), либо с 30-х гг. 19 в. («собственно реализм»). Ведущие принципы реализма 19-20 вв.: объективное отображение существенных сторон жизни в сочетании с высотой и истинностью авторского идеала; воспроизведение типичных характеров, конфликтов, ситуаций при полноте их художественной индивидуализации (т. е. конкретизации как национальных, исторических, социальных примет, так и физических, интеллектуальных и духовных особенностей); предпочтение в способах изображения «форм самой жизни», но наряду с использованием, особенно в 20 в., условных форм (мифа, символа, притчи, гротеска); преобладающий интерес к проблеме «личность и общество» (особенно - к неизбывному противостоянию социальных закономерностей и нравственного идеала, личностного и массового, мифологизированного сознания). Среди крупнейших представителей реализма в различных видах искусства 19-20 вв. - Стендаль, О. Бальзак, Ч. Диккенс, Г. Флобер, Л. Н. Толстой, Ф. М. Достоевский, М. Твен, А. П. Чехов, Т. Манн, У. Фолкнер, А. И. Солженицын, О. Домье, Г. Курбе, И. Е. Репин, В. И. Суриков, М. П. Мусоргский, М. С. Щепкин, К. С. Станиславский.

Романти́зм - явление европейской культуры в XVIII-XIX веках, представляющее собой реакцию на Просвещение и стимулированный им научно-технический прогресс; идейное и художественное направление в европейской и американской культуре конца XVIII века - первой половины XIX века. Характеризуется утверждением самоценности духовно-творческой жизни личности, изображением сильных (зачастую бунтарских) страстей и характеров, одухотворённой и целительной природы. Распространилось на различные сферы деятельности человека. В XVIII веке романтическим называли всё странное, фантастическое, живописное и существующее в книгах, а не в действительности. В начале XIX века романтизм стал обозначением нового направления, противоположного классицизму и Просвещению.

Зародился в Германии.

Общая характеристика.

Романтизм сменяет эпоху Просвещения и совпадает с промышленным переворотом, обозначенным появлением паровой машины,паровоза, парохода, фотографии и фабрично-заводских окраин. Если Просвещение характеризуется культом разума и основанной на его началах цивилизации, то романтизм утверждает культ природы, чувств и естественного в человеке. Именно в эпоху романтизма оформляются феномены туризма, альпинизма и пикника, призванные восстановить единство человека и природы. Востребованным оказывается образ «благородного дикаря», вооруженного «народной мудростью» и не испорченного цивилизацией. То есть романтисты хотели показать необычного человека в необычных обстоятельствax. Одним словом, романтисты противостояли прогрессивной цивилизации.

Философия романтизма.

Категория возвышенного, центральная для романтизма, сформулирована Кантом в работе Критика способности суждения. По Канту, есть позитивное наслаждение прекрасным, выражающееся в спокойном созерцании, и есть негативное наслаждение возвышенным, бесформенным, бесконечным, вызывающее не радость, а изумление и осмысление. С воспеванием возвышенного связан интерес романтизма к злу, его облагораживание и диалектика добра и зла («Я - часть той силы, что вечно хочет зла и вечно совершает благо»).

Просветительской идее прогресса и тенденции отбросить всё «устаревшее и отжившее» романтизм противопоставляет интерес к фольклору, мифу, сказке, к простому человеку, возвращение к корням и к природе.

Тенденции к атеизму романтизм противопоставляет переосмысление религии. «Истинная религия - это чувство и вкус бесконечности» (Шлейермахер). Деистической концепции бога как высшего разума противопоставляется пантеизм и религия как форма чувственности, идея живого бога.

«Философский романтизм поднял знамя того, что иногда называют не совсем точно интуицией и фантазией, в пику холодному разуму, абстрактному интеллекту»

Основатели философского романтизма: братья Шлегели (Август

Вильгельм и Фридрих), Новалис, Гёльдерлин, Шлейермахер.

Романтизм в русской литературе.

Обычно считается, что в России романтизм появляется в поэзии В. А. Жуковского (хотя к предромантическому движению, развившемуся из сентиментализма, часто относят уже некоторые русские поэтические произведения 1790-1800-х годов). В русском романтизме появляется свобода от классических условностей, создаётся баллада, романтическая драма. Утверждается новое представление о сущности и значении поэзии, которая признаётся самостоятельной сферой жизни, выразительницей высших, идеальных стремлений человека; прежний взгляд, по которому поэзия представлялась пустой забавой, чем-то вполне служебным, оказывается уже невозможным.

К поэтам-романтикам можно отнести также К. Н. Батюшкова, Е. А. Баратынского, Н. М. Языкова. Ранняя поэзия А. С. Пушкина также развивалась в рамках романтизма. Вершиной русского романтизма можно считать поэзию М. Ю. Лермонтова, «русского Байрона». Философская лирика Ф. И. Тютчева является одновременно и завершением, и преодолением романтизма в России.

Реализм.

Реали́зм - стиль и метод в искусстве и литературе, а также философская доктрина, согласно которой предметы видимого мира существуют независимо от человеческого восприятия и познания.

Вопрос о возникновении реализма решается исследователями по-разному: корни его видят в античной литературе, в эпохах Возрождения и Просвещения. Согласно наиболее распространённой точке зрения, реализм возник в 1830-е гг. Его непосредственным предшественником считается романтизм, основная особенность которого – изображение исключительных характеров в исключительных обстоятельствах с особым вниманием к сложной и противоречивой личности с сильными страстями, непонятой окружающим её обществом, – так называемого романтического героя. Поэтому реализм развивался не как антогонист романтизма, но как его союзник в борьбе против идеализации общественных отношений, за национально-историческое своеобразие художественных образов. Между романтизмом и реализмом первой половины ХIX века не всегда легко провести четкие границы, в творчестве многих писателей романтические и реалистические черты слились воедино.

Реализм XIX века принято называть критическим . Расцвет его на Западе связан с именами Стендаля и Бальзака во Франции, Диккенса, Теккерея в Англии, А. С. Пушкина, Н. В. Гоголя, И. С. Тургенева, Ф. М. Достоевского, Л. Н. Толстого в Росии. Главная цель критического реализма - обличие социальных проблем. Герои произведений критического реализма разделены по социальному критерию, они объединены сходными чертами в целые "типы", но тем не менее, типические черты сочетаются с индивидуальными, а также с глубокой формой психологизма. Все это делает критический реализм более сложным явлением. В 1932 году вводится другое понятие - "социалистический реализм" . В произведениях такого течения наблюдается следование принципу партийности, принципу революционной героики и классового сознания. К такому явлению можно отнести творчество А.Твардовского, В.Распутина, Н.Погодина.

Можно выделить следующие черты реализма как направления:

1.образы приравниваются к сути самих изображаемых явлений

2.реалистическая литература - способ познать себя и мир

3.познание действительности проходит при помощи типизации образов

4.детали в произведениях конкретны, правдивы

5.характер героев эволюционирует

6.особая роль отводится глубокому психологизму героев.