Основы психологии труда профессиональной психологии. Введение в психологию труда
Понятие «психология» возникло на рубеже XVI-XVII вв.; ее автором чаще всего считают немецкого богослова Гоклениуса. Этимологически это слово происходит от древнегреческого psyche (душа) и logos (учение, знание, наука). В научно-философский язык его впервые ввел немецкий ученый Христиан Вольф в XVIII в. .
Примечательно, но затруднения в определении объекта и предмета научной дисциплины испытывают многие науки. Выделению более или менее признанного учеными объекта и предмета исследования научной дисциплины обычно предшествует многолетняя активная научная полемика, но и позже эти вопросы остаются одними из наиболее теоретически трудных. Такое состояние науки периодически повторяется. Так, например, было в отношении объекта и предмета общей психологии (П. Я. Гальперин, В. Н. Дружинин, Б. Ф. Ломов, А. Н. Леонтьев, С. Л. Рубинштейн и др.), психологии личности (А. Г. Асмолов), социальной психологии (Г. М. Андреева) и других областей.
В психологии труда эта проблема в определенной степени обусловлена молодостью психологии как науки (официальной датой ее рождения принято считать 1879 г., когда в Лейпциге Вильгельмом Вундтом была создана первая экспериментальная психологическая лаборатория); недостаточно обширной областью общепризнанных
1.1. Объект, предмет изучения и задачи психологии труда 25
знаний («жесткого каркаса» знаний, по П. Я. Гальперину); тесной зависимостью науки от динамичности развития общества, промышленных сил, культуры; исторических особенностей социального заказа; объективной сложностью психики как высшей формы движения материи.
Под объектом науки чаще понимается область реальности, на изучение которой направлена данная наука. Предметом называют те стороны реальности, которыми представлен в данной науке ее объект, являющиеся областью пристального интереса ученых в данный исторический период. Так, например, человек может быть объектом изучения ряда естественных и гуманитарных наук, психология - лишь одна из них. Но даже сильно сужая объем изучаемой реальности и выделяя, например, психику человека в качестве объекта исследования, мы должны признать, что и психика также может быть объектом изучения многих наук. Понятно, что достаточно сложно определить (о-предел-ить) совокупность процессов и явлений, представляющих собой онтологическую целостность, функциональное единство и устойчивость; совокупность структурных, функциональных и системных связей, изучением которой достаточно полно и успешно можно заниматься в рамках и возможностях отдельной научной дисциплины.
В психологии труда ученые чаще говорят о ее предмете и реже - о ее объекте (что объясняется вышеуказанными обстоятельствами); характеризуя дисциплину, чаще говорят о «комплексе наук о труде» .
По мнению Е. А. Климова 1 , психология труда есть «система психологических знаний о труде как деятельности и трудящемся как ее субъекте» . В рамках дисциплины можно говорить о «фактах и закономерностях психики человека, занятого трудом, трудящегося или человека, формирующегося в качестве субъекта труда» . Е. А. Климов акцентирует внимание на динамичности дисциплины, полагая, что она представляет собой «множество взаимодействующих, возникающих и "сходящих на нет", дифференцирующихся и интегрирующихся течений, подходов, научных направлений, школ, концепций. И важнейшая задача здесь - не взывать к абстрактной
" Климов Евгений Александрович - доктор психологических наук, профессор, академик РАО. С 1986 по 2000 г. - декан факультета психологии МГУ им. М. В. Ломоносова. Президент Российского психологического общества. Автор более 150 работ по проблемам психологии труда, генезиса профессионального сознания и самосознания, индивидуальному стилю деятельности.
26 Глава i. Психология труда как область научного знания о труде
логике, а реально строить глуооко эшелонированную систему, включающую, как минимум, четыре звена: теоретический поиск, целенаправленные фундаментальные исследования, прикладные исследования и... пригодные для практического внедрения разработки». Психология труда является именно научной дисциплиной - как отрасль психологии, изучающая условия, пути и методы научно обоснованного решения практических задач в области функционирования и формирования человека как субъекта труда. «Иллюзия только лишь прикладного характера психологии труда возникает в связи с тем, что труд по своей природе - условие и звено общественной практики... но это не исключает или тем более делает излишним фундаментальный подход к его психологическому изучению» .
Важнейший предмет изучения науки - человек как субъект труда. Понятие «субъект» подчеркивает роль человека как активного начала, как творца по отношению к противостоящим ему объектам предметной и социальной среды, материального мира, а не только лишь «исполнителя» внешне заданных отношений; как интегрирующий компонент системы «субъект-объект», обеспечивающий взаимодействие всех ее компонентов.
Е. А. Иванова рассматривает труд исключительно в контексте понятия «деятельность»: «основным видом деятельности человека является социально обусловленный, осознанный, целенаправленный труд, главные характеристики которого присущи и профессиональной (предметной) деятельности» .
Н. С. Пряжников предметом психологии труда считает один из компонентов системы «субъект-объект»: «...предмет психологии труда - это субъект труда, т. е. работник, способный к спонтанности и рефлексии своей спонтанности в условиях производственной деятельности» . При этом субъект (индивид или социальная группа) понимается как носитель предметно-практической деятельности и познания, как источник активности, направленной на объект. Под объектом труда понимается «конкретный трудовой процесс, нормативно заданный, включающий предмет, средства (орудия), цели и задачи труда, а также правила исполнения работы (технология трудового процесса) и условия ее организации (социально-психологические, микроклиматические, управление: нормирование, планирование и контроль)». Иначе, под объектом науки подразумевается второй компонент системы «субъект-объект», выступающий в качестве цели воздействия . В целом, однако, исследователь по-
1.1. Объект, предмет изучения и задачи психологии труда 27
нятийно не уравновешивает содержание основных компонентов дисциплины - есть определение ее предмета, но адекватно объект науки не определен.
Прежде чем мы определимся с ключевыми компонентами науки - ее объектом и предметом, обратимся к самому феномену «труд», его философскому, экономическому, культурному и психологическому содержанию.
Понимание К. Марксом сущности общественного производства и человека как субъекта деятельности легло в основу всей методологии отечественной психологической науки . Такое понимание разных социальных, социатьно-психологических и психологических феноменов красной нитью проходит в теориях многих отечественных ученых. Поэтому целесообразно сразу прямо представить эти положения, с тем чтобы в последующем лишь обозначать эти «исходные положения», обращая внимание читателя на методологические и логические первоисточники того или иного понимания обсуждаемых в книге феноменов.
Труд в отечественной психологии рассматривается как процесс, в котором человек посредством своей деятельности «опосредствует, регулирует и контролирует обмен веществ между собой и природой» 1 .
Труд есть сознательная деятельность людей, направленная на создание материальных и духовных благ, необходимых для удовлетворения потребностей общества и личности.
Основными чертами труда человека принято считать: его опосредствующую роль в процессе обмена веществ между человеком и природой; его целесообразность; значение идеального представления о результате, который предвосхищает трудовой акт; активизацию всех познавательных процессов (ощущения, восприятия, памяти, мышления, представления, воображения) в планировании и осуществлении трудовой деятельности. По мере усложнения техники роль этих процессов все более возрастает. Объективные и субъективные препятствия в процессе труда предполагают проявление человеком определенных волевых усилий, сформированной и формирующейся в процессе мо-тивационной и смысловой сферы. Труд является основным источником формирования и проявления разнообразных чувств человека, которые во многом определяются степенью удовлетворенности трудом, самим процессом и его результатами.
1 Маркс К., Энгельс Ф. Соч. М., 1958. Т. 23. С. 188.
28 Глава 1. Психология труда как область научного знания о труде
Рассматривая труд как сложное историческое, социальное, экономическое и культурное явление, для лучшего понимания его сущности необходимо различать два разных аспекта этого единого феномена. Под трудом в узком смысле слова мы будем понимать совместную целесообразную деятельность человека, направленную на поддержание своего физического существования, на удовлетворение своих естественных потребностей; деятельность, предполагающую ее разделение на отдельные действия, их регламентацию, координацию активности отдельного человека и групп людей. Труд в широком смысле есть общественный по характеру процесс взаимодействия людей как по преобразованию ими внешнего мира, так и собственной природы человека, процесс его становления и развития как личности, индивидуальности, активного субъекта своей жизнедеятельности.
Итак, первая сторона труда - определенное отношение человека к природе. Преобразуя внешнюю среду, человек тем самым преобразует н свою природу. Труд включает в себя следующие ключевые моменты:
1) целесообразную деятельность, или сам труд;
2) предметы труда;
3) средства труда;
4) результат труда.
В историческом процессе происходит формирование отношения к труду, в котором и создаются его ключевые понятия. Зрелое отношение к труду - это не только процесс поддержания физического существования, но и социальная активность человека ради самой потребности в труде. Становление труда как такового было фундаментальным основанием выделения человека из животного мира и его формирования как общественного индивида.
Вторая сторона труда - общественный характер отношений людей в процессе, условиях и результатах деятельного отношения к природе (кооперация, разделение, специализация труда и др.). Труд есть преобразование внешнего мира с позиции участвующего в нем человека, а производство - с позиции результата, продукта этого преобразования. При разных типах исторического развития труд выступает в различных формах .
Понятно, что психология труда может быть лишь частью разнообразных знаний о труде. При историческом анализе легко установить серьезную эволюцию представлений о труде. В целом труд -
явление общекультурное, более того - это явление прежде всего этическое .
Итак, признавая действительную сложность разработки понятийного аппарата науки, в настоящей работе определимся с основными рабочими понятиями данной научной дисциплины в ее современном состоянии.
Объектом психологии труда будем считать труд как социальную активность человека в качестве субъекта трудовой деятельности. Предмет психологии труда - это процессы, психологические факты и закономерности, порождаемые трудовой деятельностью человека, его развитием и функционированием в качестве индивида, субъекта, личности и индивидуальности.
В широком смысле психологией труда будем называть комплекс научных дисциплин о труде как культурной и социальной активности человека, выступающего в качестве его субъекта, его ключевого компонента, «системообразующего фактора».
В узком смысле психология труда есть комплекс научных дисциплин о труде как процессе функционирования и развития человека как субъекта труда, как отдельного индивида; это комплекс дисциплин о теоретико-методологических, психофизиологических и психологических основаниях труда, о психологических характеристиках конкретной профессиональной деятельности, о профессионально важных качествах отдельного индивида как субъекта труда, профессиональных кризисах и деструкциях, деформациях, заболеваниях.
Главная задача психологии труда - «изучать и помогать человеку строить оптимальную мотивацию и содержательную насыщенность труда» .
Психологический анализ является существенным моментом в оптимизации трудовой деятельности. Проблемы организации внимания, требования к памяти, мышлению, воле, формирование системы профессиональных способностей - все это сейчас является наиболее актуальными вопросами в научном и практическом обеспечении труда. Эти и ряд других теоретических вопросов составляют область изучения психологии труда. Психология труда - это наука о психических явлениях, механизмах и их особенностях активизирующихся у человека в процессе труда, об особенностях личности, а также методах, которые играют важную роль в процессе труда и его максимально целесообразной организации. В самом общем виде психология труда - это отрасль психологии, занимающаяся изучением психологических закономерностей в трудовой деятельности человека. В последнее время наметился подход (Питер Дж. Дрент, Хенк Тиерру, Паул Дж. Уиллемс, Шарль де Волфф), объединяющий психологию труда и организационную психологию в одну научную дисциплину и определяют ее как науку, «которая занимается изучением поведения работающих людей и тем, как они выполняют деятельности в рамках определенных организационных структур, или организаций.» (Леонова А. Чернышева О. Психология труда и организационная психология, стр.10). Исходя из определения психологии труда и стоящих перед ней задач, мы должны определить и предмет изучения данной науки. Предметом психологии труда являются психические процессы, психологические факторы, которые побуждают, программируют и регулируют трудовую активность личности.
В последнее время происходит изменение понимания содержания предмета психологии труда. Основными аспектами изучения наряду с организацией труда и личности становятся вопросы когнитивной регуляции деятельности.
Задачи, которые решает психология труда многообразны и по методологическому статусу и по содержанию. Познакомимся подробнее с конкретными задачами, стоящими перед психологией труда. Наиболее подробный анализ стоящих перед психологией труда проблем дал Б. Ф.Ломов.
Проблема мотивации трудовой деятельности, формирования личности в труде. Изучение закономерностей, механизмов, факторов и условий личностного развития в трудовой деятельности.
Проблема организации и развития трудовых коллективов.
Проблема психологического и психофизиологического обеспечения деятельности различных состояний человека, возникающих в труде.
Психологические вопросы, связанные с проектированием, разработкой и эксплуатацией техники.
Психологический аспект совершенствования систем управления.
Психологические проблемы, связанные с охраной здоровья людей в трудовой деятельности.
Совершенствование сферы обслуживания. Психологические вопросы рекламы, маркетинга и т.п.
Проблемы профессионального обучения.
В самом общем виде можно выделить следующие большие группы задач и направлений, которые должна решать психология труда.
1. Психологическое изучение трудовой деятельности. Сюда относится анализ требований к психическим функциям человека; определение закономерностей и механизмов формирования профессионально-важных качеств; изучение структуры трудовой деятельности, ее динамики и механизмов. В качестве более частных вопросов выступают задачи изучения работоспособности и утомления, научения и навыков, режимов труда и отдыха и т.п.
2. Изучение личности в трудовом процессе. Прежде всего здесь следует отметить исследования, касающиеся мотивации трудовой деятельности, самореализации человека в труде. Важным моментом является анализ способностей, интересов личности, способов информационного обмена, проблем творчества и т.д.
3. Социально-психологические проблемы труда. Труд всегда групповая деятельность, это осложняет его множеством социальных проблем. Проблемы управления, контроля, планирования, разрешения конфликтов - все эти вопросы исследуются в области психологии труда. Особенное значение имеют исследования этого плана в области конкретных профессий, профессионального отбора и обучения.
Эта триада проблем: «процесс труда» - «личность в труде» - «социальная динамика труда» являются той практической основой, на которой строится психология труда. Основополагающей методологической позицией современной психологии труда выступает метасистемный подход. Труд как социально-психологическая структура имеет метасистемную организацию (А.В.Карпов). Системный характер имеет и каждый отдельный элемент труда. В связи с этим принцип системности является базовым для психологии труда (Б.Ф.Ломов, В.Д.Шадриков). Очевидно, что разработка научных идей в области психологии труда должна опираться и на другие общеметодологические принципы (детерминизм; единство сознания и деятельности; генетический принцип и ряд др.) Однако с точки зрения объективной научной логики они с необходимостью будут выражаться в исследованиях, основанных на комплексе системности - активности - личностного подхода. Область исследований психологии труда и организационной психологии объединяет все исследования, связанные с сферой труда и деятельностью профессиональных организаций. Психология труда изучает особую форму поведения работающих людей, осуществляемого в рамках некоторой организации.
В современном обществе возрастает роль психологических знаний о трудовой деятельности человека в связи с особенностями социально-экономического и технического развития всех сфер и форм нашей жизни, увеличением сложности, ответственности и опасности многих видов труда, повышением требований к уровню функциональных резервов человека при выполнении профессиональных задач.
Знания психологических закономерностей трудовой деятельности, возможностей и ограничений человека в реализации трудовых задач, законов взаимной адаптации человека и орудий труда являются целью и предметом научно-практической дисциплины «психология трудовой деятельности».
Психология трудовой деятельности - это отрасль психологической науки, изучающая условия, пути и методы научно обоснованного решения практических задач в области функционирования и формирования человека как субъекта труда.
· Психология трудовой деятельности - отрасль психологической науки, изучающая условия, пути и методы научно обоснованного решения практических задач в области функционирования и формирования человека как субъекта труда.
Основными задачами психологии трудовой деятельности являются изучение и разработка практических рекомендаций по следующим проблемам:
1) психологические особенности конкретных видов профессиональной деятельности (ее средств, содержания, условий и организации, анализ ошибок, классификация профессий и т. д.);
2) влияние индивидуально-психологических особенностей человека на эффективность, надежность, безопасность труда;
3) психологические закономерности формирования профессиональной пригодности человека (профориентация, профотбор, профподготовка, адаптация к труду);
4) функциональные состояния субъекта труда (утомление, эмоциональное напряжение, стресс, монотония и др.) и методы их диагностики, профилактики и коррекции;
5) психологические закономерности взаимодействия человека и техники;
6) инженерно-психологическое обеспечение (проектирование, оценка) процесса создания и эксплуатации новой техники и т. д.
Психология трудовой деятельности занимается не только изучением и обоснованием путей, методов и средств совершенствования деятельности, но также исследованием фундаментальных явлений психики человека (формирование субъекта труда, механизмы регуляции состояний, роль личностных особенностей в трудовом поведении, формирование профессиональных способностей и т. д.).
Взаимоотношение психологии и труда как социально-экономического процесса преобразования окружающего мира строятся на основе ряда принципиальных положений о сущности психологии трудовой деятельности:
Она направлена не только на облегчение труда человека, но и стремится сделать его более продуктивным, созидательным, безопасным, приносящим удовлетворение и материальный достаток;
Она стремится приспособить труд к человеку и человека к труду (идея господства человека над природой, техникой, другими людьми спорна, а иногда и абсурдна);
Она отражает существенную изменчивость и значительные индивидуальные различия состояния психики, свойственные разным людям в трудовой деятельности.
Труд, профессия, специальность . Труд - это целесообразная деятельность по преобразованию окружающего мира для удовлетворения потребностей человека. Труд является одним из основных видов осознанной активности человека, которая служит средством и способом его самореализации в личной и общественной жизни, общения, познания себя и окружающего мира, развития себя как личности, самоутверждения, создания материальных и духовных ценностей и личного достатка. Достижение указанных целей труда обеспечивается следующими его функциями (рис. 23-1):
· Труд - деятельность по преобразованию окружающего мира с целью удовлетворения потребностей человека.
Профессия - совокупность форм деятельности, объединенных родственными особенностями.
Специальность - конкретная форма деятельности в рамках определенной профессии.
Реализация функций труда требует создания определенных предпосылок для его успешной реализации:
1) отбор людей, наиболее пригодных для конкретной деятельности;
2) профессиональная подготовка;
3) рациональные условия и организация трудового процесса;
4) удобство и эффективность орудий труда;
6) система безопасности труда, сохранения профессионального здоровья и долголетия, психологической поддержки работоспособности.
Труд (его содержание, условия, цели) должен способствовать развитию личности человека, приносить ему радость и удовлетворение достигнутыми результатами. В психологии является доказанным и приобрело силу аксиомы утверждение, чти «психика человека проявляется и формируется в деятельности. Развитие личности... происходит не в любой деятельности, но в нормально напряженной за счет инициативы, активности, мотивов субъекта этой деятельности...» (Климов Е. А., 1996). Труд - это процесс реализации человеческих ресурсов в области психологических, физиологических, профессиональных и других функциональных возможностей человека, величина которых неодинакова у разных людей и меняется в зависимости от возраста, профессиональной подготовленности, состояния здоровья и т. д.
Решение многих прикладных задач по совершенствованию трудовой деятельности, а также изучение фундаментальных явлений психической активности человека связаны с необходимостью рассмотрения особенностей взаимосвязи различных компонентов структуры трудовой деятельности (рис. 23-2).
Представленная на рисунке схема совокупного субъекта трудовой деятельности носит название эрготической системы (от греч. εργον - работа).
Особенности конкретной профессии отражают содержание определенной трудовой деятельности, хотя ее элементы могут быть присущи и другим профессиям, а само содержание понятия профессия не сводится только к характеристике сущности данной деятельности. Профессия - это совокупность форм деятельности, объединенных родственными особенностями объекта, содержания, средств, организации, результата труда и требованиями к подготовке субъекта труда. В этом понятии отражены разные уровни и различные стороны конкретных видов трудовой деятельности:
1) объект и предмет труда, его содержание, условия и организация;
2) целевая функция и характер результата труда;
3) особенности субъекта труда - его знания, навыки, умения, способности;
4) экономические и социальные стороны - трудоустройство, удовлетворение материальных потребностей, утверждение социального статуса;
5) вид деятельности, характерный для совокупности людей, объединенных единой направленностью, занятых в единой предметной области.
Специальность - это конкретная форма деятельности, которая характеризуется специфическими особенностями целей, процесса, средств труда и профессиональной подготовки субъекта труда. Понятие «специальность» обычно используется для характеристики относительно частного и более конкретного вида деятельности (внутри профессии), что отражает возможность более или менее дробного разделения труда (например, профессия - врач, специальность - терапевт, хирург, окулист и т. д.).
Психологическое содержание труда. Каждый конкретный вид трудовой деятельности реализуется определенным нормативно одобренным (наиболее эффективным, экономичным) способом. В процессе освоения профессии человек превращает этот предписанный способ в индивидуальный, присущий только ему способ деятельности, отражая в нем свои личные особенности, в том числе и психологические. Внутренней, интимной стороной овладения профессией является формирование на основе индивидуальных качеств субъекта труда психологической системы деятельности как совокупности психических свойств, качеств субъекта труда, организованной для выполнения функций конкретной деятельности.
· Психологическая система деятельности - совокупность психических свойств, качеств субъекта труда, организованная для выполнения функций конкретной деятельности.
Развитие психологической системы деятельности происходит как в процессе профессиональной подготовки субъекта труда, так и при последующем становлении профессионала, его совершенствовании. Формирование этой системы означает включение в процесс освоения деятельности профессионально значимых для нее функциональных блоков субъекта, их опредмечивание (наполнение предметным содержанием), ориентация на реализацию конкретных рабочих функций, а также установление и закрепление взаимосвязей между отдельными блоками.
На рис. 23-3 представлена структурная схема функциональных блоков психологической системы деятельности. Она включает:
1) мотивы деятельности, ее побудительные силы (материальные, познавательные, эстетические и т. д.);
2) цели деятельности, которые формируют ее содержание и выражаются в конкретных ожидаемых результатах;
3) программы деятельности, которые отражают представления о реальном ее содержании и процессе;
4) информационная основа деятельности -совокупность информации о ее предметных и субъектных условиях реализации (в форме как реальных сигналов, так и образов, представлений этих сигналов, включая конкретные профессиональные знания);
5) процессы принятия решения - выявление проблемной ситуации, выдвижение гипотез (вариантов решений), определение принципа решения, выработка суждения о вариантах решения, их оценка (выбор наиболее оптимального варианта);
6) психомоторные процессы и рабочие действия реализуют деятельность в форме процедур, моторных актов и участвуют в регуляции деятельности (по механизму обратной связи);
7) профессионально важные качества - психологические особенности субъекта труда, отражающие влияние конкретного трудового процесса на совокупности индивидуально-психологических качеств, функций.
Рис. 23-3. Структурная схема психологической системы деятельности
КРАТКИЙ ЛЕКЦИОННЫЙ КУРС
В начале курса ответьте для себя на несколько вопросов:
1. Какую часть своей жизни трудится человек?
2. За счет чего можно продлить свою жизнь?
3. В чем смысл Вашей жизни?
Для большинства людей кажется очевидным то, что человек жив, пока его помнят, а помнят его, пока пользуются плодами его труда.
Психология труда - область психологии, изучающая психологические характеристики трудовой деятельности. Предмет исследования - психологические составляющие: процессы, состояния, свойства личности, проявляющиеся в процессе труда.
Психология труда связана с инженерной психологией и эргономикой.
Труд - это целесообразная деятельность по преобразованию окружающего мира для удовлетворения потребностей человека. Труд является одним из основных видов осознанной активности человека, которая служит средством и способом его самореализации в личной и общественной жизни, общения, познания себя и окружающего мира, развития себя как личности, самоутверждения, создания материальных и духовных ценностей и личного достатка.
Деятельность представляет собой активное взаимодействие человека с окружающим миром, в ходе которого он целенаправленно воздействует на объект и за счет этого удовлетворяет свои потребности.
Функции труда: 1.познавательная; 2.преобразующая; 3.ценностно-ориентационная; 4.коммуникативная; 5.создание и потребление художественных ценностей.
Начало ХХ века в мире ознаменовалось бурным ростом промышленного производства и, как следствие, желанием владельцев фабрик и заводов повышать прибыль от своих предприятий. Прежние методы и штампы поведения исчерпали все возможности роста прибыли, поэтому владельцы крупных капиталов для достижения своей цели стали искать новые пути повышения эффективности производства. Это привело к тому, что к решению этой проблемы стали привлекаться люди науки.
Первые шаги в научном изучении трудовой деятельности обычно связывают с именем Ф.Тейлора, который на рубеже ХIХ - ХХ веков проводил экспериментальные исследования простого машинного труда. На первоначальном этапе развития проблематика психологии труда входила в более широкую сферу психотехники - научного движения, содержанием которого было приложение психологии к решению практических вопросов. Термин “психотехника” был предложен в 1903 году немецким психологом В.Штерном. Основателем психотехники считается немецкий психолог Г.Мюнстенберг.
Зарождение отечественной психологии труда связано с именем И. М. Сеченова. Заинтересовавшись рефлекторной природой психических процессов, И. М. Сеченов обратился к изучению роли этих процессов (прежде всего ощущений и восприятий) в трудовых актах. Он поставил вопрос о формировании трудовых навыков («заученных движений») и впервые показал, что в процессе обучения изменяется характер регуляции (функция регулятора переходит от зрения к кинестезии). И М. Сеченов ввел новое понятие активного отдыха как лучшего средства повышения и сохранения работоспособности.
Психология труда, возникшая на рубеже XX в., изучала различные виды профессиональной деятельности, требования деятельности к человеку, его психофизиологическим возможностям, морально-волевым качествам, необходимые профессиональные способности и навыки. Одной из важных задач психологии труда был анализ содержания, средств и условий труда. Большое значение придавалось профилактике производственного травматизма, диагностике работоспособности и утомления, определению оптимального режима труда и др. Однако в центре внимания исследователей стояли в основном исполнительские, операционные аспекты труда, его психофизиологические характеристики. Центральной проблемой отечественной психологии труда являлось приспособление человека к орудиям, процессам и условиям труда. При этом адаптация работника изучалась преимущественно по линии психофизиологических характеристик человека. Ценностные, смыслообразующие, мотивационные аспекты труда не исследовались,
Таким образом, психологические исследования трудовой деятельности не давали целостного представления о профессиональном становлении работников, формировании профессиональных намерений, причинах выбора или смены профессии, этапах трудовой карьеры, проблемах профессионализации и дезадаптации.
Объект психологии труда - труд.
Предмет психологии труда - психологические составляющие (характеристики) труда (субъект труда - псих. процессы, состояния, свойства - как они включены и проявляются в процессе труда) (Е.А.Климов,1992).
Объектом изучения психологии труда является человек как участник процесса создания потребительных ценностей. Но человека в трудовой деятельности изучают и другие, биологические и социальные, науки: физиология трудовых процессов, гигиена труда, терапия и профилактика профессиональных заболеваний, конкретная экономика, трудовое право, охрана труда, этика, социология, теория трудового воспитания; возникновение и развитие трудовой деятельности человека составляют предмет изучения археологии и истории материальной культуры. Поэтому совершенно справедливо выдвинутое Б. Г. Ананьевым и развитое его последователями положение о необходимости комплексного изучения человека в труде (Дмитриева М.А.,1979)..
Предмет психологии труда - психологические закономерности, психические процессы и свойства личности в их взаимосвязи с предметами и орудиями труда, с физической и социальной средой (Дмитриева М.А.,1979).
Основные задачи (Дмитриева М.А.,1979), стоящие перед психологией труда в прикладных исследованиях,-это
1. гуманизация труда
2. повышение производительности труда.
Под гуманизацией труда понимаются профилактика переутомления, профессиональных заболевании, предупреждение производственного травматизма и профессиональной деформации личности, повышение содержательности труда, создание условий для всестороннего развития трудящегося, расцвета его способностей.
Важным показателем превращения психологии труда и инженерной психологии в непосредственную производительную силу является развитие не только прикладных, но и фундаментальных исследований. Фундаментальные исследования выполняют роль, своего рода, постоянного стратегического резерва, обеспечивая длительное и непрерывное управляющее воздействие науки. В психологии труда и в инженерной психологии все большее внимание уделяется разработке теоретических проблем, методологическим вопросам, связанным, прежде всего, с системным подходом и созданием методов комплексного исследования.
Актуальные практические проблемы современной психологии труда: профессиональный психологический отбор (разработка систем которого для конкретных условий всегда представляет собой научно-практическую задачу большей или меньшей сложности), совершенствование профессиональной подготовки (и переподготовки), рационализация социальной и физической сред с учетом психологических особенностей работающих. Все эти мероприятия входят в структуру научной организации труда. Решающим условием выполнения психологией труда стоящих перед ней практических задач являются совершенствование и расширение арсенала методов, которые могут быть заимствованы и из смежных областей психологии. Это методы оценки и анализа деятельности, методы диагностики и прогнозирования способностей, методы изучения социальной структуры. Теоретическим фундаментом для решения прикладных задач должны служить исследования в области следующих научных проблем:
1. Изучение путей становления гармонии между человеком и его профессией. Иными словами, изучение закономерностей становления динамического равновесия системы «субъект труда - профессиональная среда»;
2. Изучение структуры и динамики профессионально значимых свойств индивида и личности;
3. Изучение структуры умений и навыков, обеспечивающих решение профессиональных задач в оптимальных и экстремальных условиях, а также факторов, определяющих устойчивость и динамику этой структуры;
4. Изучение структуры трудовых установок и мотивов трудовой деятельности, закономерностей формирования и перестройки этой структуры;
5. Изучение структуры состояний человека в труде и закономерностей динамики этих состояний;
6. Изучение взаимосвязей индивидных свойств, отношений личности и психических состояний как фактора успешности и безопасности труда
(Дмитриева М. А., 1979).
Средством труда с точки зрения психологической науки - любая реальность, дающая возможность человеку взаимодействовать с предметом труда сообразно поставленной цели. Так, средством труда педагога может быть и бывает, в частности, интонация речи - подбадривающая, требовательная и т.д. Таким образом, средства труда вовсе не обязательно бывают вещественными, но могут быть и функциональными - в том смысле, что представляют собой некоторые упорядоченные процессы, явления поведения или внутреннего мира, собственно психики. Некоторые функциональные средства являются внешними по отношеню к знанию субъекта труда, а некоторые – внугренними (ДубовыйЛ.М., 2000)
Предрассудки о труде: идеал «легкого труда», наивный антиэнтропизм, душеведческая слепота, презумпция превосходства ученого над «практиком». Психологические признаки труда; отличия труда от других видов деятельности (игры, общения, учения) все эти вопросы полно освещены в книге (Пряжников. Н.С., 2001)
Вопросы для самоконтроля.
1. Предмет психологии труда как отрасли науки. Взаимосвязь психологии труда с другими науками, изучающими человека в труде и с другими психологическими дисциплинами.
2. Объект, предмет психологии труда. Основные задачи психологии труда.
3. Актуальные проблемы (теоретические и практические) психологии труда.
4. Функции труда.
5. Основные этапы развития психологии труда (Сеченов, Тейлор, Мейо и т.д.).
6. Что изучали психологи в рамках хотторнского эксперимента, каковы его итоги и значение для индустриальной психологии?
Психология труда занимается изучением проявления и развития психики в трудовой деятельности, а еще соответствие человеческих качеств с результатами работы. Эта наука имеет тесную взаимосвязь с другими психологическими направлениями. Психология труда использует разные методы изучения. К примеру, происходит анализ существующих документов, что позволяет понять специфику работы. Еще осуществляется наблюдение за рабочим процессом, опрос, самонаблюдение и др. Большое значение в психологии труда имеет изучение колебаний работоспособности, которые имеют отношение к , утомлению, ежедневному ритму и т.п. Благодаря этому, получается выявить способы, установить стабильную производительность и качество работы. «Золотое правило» психологии труда подразумевает комплексное воздействие на схему производства для успешного увеличения эффективности деятельности, в которую входят: человек, предмет труда, средства труда и среда. Возможно это только при осуществлении взаимного соответствия субъекта и должности.
Основные проблемы психологии труда
Эта наука занимается изучением подходов и методов решения определенных проблем, которые могут появляться в результате деятельности, к ним относятся:
- Возможное развитие человека в качестве субъекта труда. В эту категорию входит формирование трудоспособности, оценка компетентности, психология в кризис и т.п.
- Формирование индивидуального стиля и прогнозирование профессиональной пригодности.
- Психология проектирования и оценка деятельности, а еще способы управления качеством продукции.
- Актуальная проблема психологии труда – вычисление и профилактика возможных травм и аварий.
- Влияние особенностей человека на результативность и безопасность деятельности.
- Вычисление закономерностей профессиональной пригодности человека.
Психология труда направлена на облегчение трудовой деятельности, которая к тому же должна стать продуктивной, безопасной и удовлетворять материальные потребности. С ее помощью можно приспособить труд к человеку и наоборот.
Психология безопасности труда
Эта отрасль занимается изучением психологических причин несчастных случаев, которые появились в результате работы. В основном это психические процессы, которые появляются вследствие деятельности, индивидуального состояния человека, а еще из-за свойства . Опасные факторы для жизни можно разделить на явные и потенциальные. К первой категории относятся проблемы, которые уже существуют и требуют мер для их устранения. К потенциальным факторам относятся те, которые могут возникнуть из-за неадекватной деятельности или неполадок техники. Психология безопасности позволяет решить некоторые задачи труда:
Методы психологии безопасности труда в современном мире с его техническим прогрессом достаточно актуальны и важны. В общем, существует много отраслевых направлений, которые обеспечивают безопасность труда: пожарная служба, строители и др. Главная задача психологической безопасности заключается в снижении физических, социальных и даже духовных опасностей для жизни.