Трудовая деятельность. Процесс трудовой деятельности. Виды трудовой деятельности. Мотив трудовой деятельности. Но когда речь заходит о минусах — тут чаша так называемых «весов» перевешивает. Среди минусов не только потеря возможного заработка, но депресс

нужна человеку, чтобы себя обеспечить, скажете Вы. Однако не всё так просто…

Есть люди, которые работают всю свою трудоспособную жизнь. И есть, в конце концов люди, которые ни дня в своей жизни не работали (например, женщины, которые посвятили себя семье и детям).

Том Гау, специалист по финансовому планированию, живет в Торрансе (штат Калифорния) — один из немногих, кому здорово повезло.

— Я люблю свою работу, — сказал он журналисту. — Да, именно люблю. Я — трудоголик. Я приезжаю в офис в 6 или 7 часов утра и ухожу не раньше 9 часов вечера. как один из самых высокооплачиваемых продюсеров в стране, я зарабатываю кучу денег, но…я здесь вовсе не ради них. Я здесь для того, чтобы помогать людям. Я могу позволить себе не работать, ибо я вполне обеспеченный человек. Почему же я не делаю этого, а продолжаю целыми днями сидеть в своем офисе? Потому что мне нравится помогать людям.

А как обстоят дела у Вас? Стали бы Вы работать, если бы не нуждались в деньгах?

Представьте, что Вы выиграли в лотерее крупную сумму денег (например, несколько миллионов долларов)! Стали бы вы и после этого работать каждый день с утра до вечера? По данным исследований многие отвечают на этот вопрос утвердительно. Мы не говорим об известных людях, звездах театра, кино, спорта или музыки. Мы имеем в виду людей с обычными профессиями, которые продолжают работать, даже если у них достаточно средств на жизнь.

Люди, имеющие свой бизнес, получающие доход приличный доход, миллионеры, те, кто вкладывает деньги в бизнес, продолжают работать. Они сохраняют свой распорядок дня также, как и когда начинали свою карьеру.

Результаты опросов, проведенных в среде учителей и программистов, технических сотрудников лабораторий и автомехаников, убедительно свидетельствуют о том, что не менее трех человек из четырех не бросили бы своей работы, даже если бы вдруг разбогатели и перестали нуждаться в стабильном заработке.

Работа приносит не только деньги. Для человека важно не только удовлетворение
физических потребностей, но нечто большее.

Если человеку повезло найти работу, которая ему будет интересна, на которой он сможет реализовать свои способности, то такая профессиональная деятельность сможет приносит ему удовлетворение. Человек сможет собой гордиться.

Такие чувства и есть дополнительное вознаграждение, которое человек получает за свою работу. Такие ощущения бывают важнее денег.

Еще раз о том, зачем нужна работа

Таким образом, от работы зависит и психическое здоровье человека .

Если Ваша работа утомительна, вы недовольны начальником, нет перспектив роста или работа малооплачиваемая, то скорее всего Вы приходите домой в плохом настроении, достается Вашим домочадцам или друзьям. А утром Вы заставляете себе идти на нелюбимую работу.

Результаты исследований свидетельствуют о том, что физическое и эмоциональное здоровье во многом зависит от связанных с профессиональной деятельностью факторов стресса. Наиболее надежное условие долголетия — удовлетворенность работой. Люди, довольные свои служебным положением, живут дольше тех, кто тяготится им.

С людьми, не имеющими на момент наших занятий работу, мы выполняем упражнение «Плюсы и минусы безработицы». В качестве плюсов участники часто называют возможность отдохнуть, отоспаться, переделать все заброшенные дела, ремонт в доме, больше внимания уделять себе и семье.

Но когда речь заходит о минусах — тут чаша так называемых «весов» перевешивает. Среди минусов не только потеря возможного заработка, но депрессия, ухудшение настроения, появление неуверенности в себе, недостаток в общении. «Я уже начала срываться на своих близких», — сказала одна участница.

Работа может помочь Вам:

  • проявить индивидуальные качества,

  • обрести статус, вы можете показать окружающим кто Вы такой, что собой представляете,

  • Вы сможете овладеть новыми знаниями и обогатить свой опыт,

  • Вы сможете научиться решать различного рода проблемы, задачи,

  • Вы сможете обрести новых друзей, завести полезные знакомства,

  • и так далее, список можно продолжать бесконечно.

Наши потребности и работа

Выбор работы, соответствующей Вашим интересам, навыкам и темпераменту, — одно из самых важных решений, которые Вам когда-либо приходится принимать.

В основе человеческого поведения лежат потребности . Такова природа человека, ему обязательно что-то нужно. Их иерархия представлена в классической схеме
Абрахама Маслоу.

1. Смысл этой пирамиды в том, что человек всегда сначала думает об удовлетворении потребностей первой ступени — физиологических . Это потребности, которые обеспечивают простое выживание человека: в еде, питье, жилище, отдыхе, сексе, сне.

2. Если потребности первой ступени удовлетворены, тогда у человека возникают потребности в безопасности и защищенности — это необходимость чувствовать уверенность в себе, физические и психологические опасности отсутствуют. Это стремление к стабильности положения, уверенность в завтрашнем дне, финансовая стабильность.

3. После того, как удовлетворены первые две ступени потребностей, у человека возникает

потребность в общении с другими людьми, чувстве сопричастности к определенной группе людей, к принятию человека другими, потребность в поддержке и привязанности. Все это социальные потребности. Это также одобрение, дружба.

4. После удовлетворения потребностей первых трех ступеней возникает потребность в уважении личных достижений, в признании человека другими людьми, а также самоуважении. Это статус, титулы, продвижение по службе, звания, знаки уважения, признание заслуг, восхищение, карьера, честолюбие, уверенность.

5. И наконец, на вершине пирамиды находится потребность в самовыражении , в реализации своего потенциала и росте как личности. Примеры: искусство, индивидуальное развитие, культура, созидание, творчество.

Итак, следующая ступень пирамиды потребностей имеет значение лишь тогда, когда предыдущие ступени реализованы. Чем выше находится потребность, тем продолжительнее процесс ее насыщения.

Интересно, что потребность в самовыражении не насыщаема в принципе.

Как Вы думаете, как связана работа с этой пирамидой? Дает ли работа человеку удовлетворение каких-либо потребностей?

На мой взгляд, работа дает удовлетворение всех ступеней потребности, в том числе и социальных, в общении, в профессиональной самореализации, и в чувстве защищенности, безопасности, и в физиологических потребностях.

Советы работодателям, как повысить заинтересованность в работе своих сотрудников и улучшить продуктивность

Чем больше уровней потребностей сотрудников удовлетворяет организация, тем больше привязанность сотрудника к ней.

Если руководитель хочет простимулировать своих сотрудников и получить более качественные результаты труда, можно дать несколько советов. А если Вы не руководитель, а подчиненный, можете внести предложения своему руководству, учитывая эти советы.

В первую очередь руководителю необходимо обратить внимание, насколько удовлетворены потребности его сотрудников первых ступеней — достаточная оплата труда, стабильность занятости, безопасность труда, кондиционирование воздуха, экологически чистые технологии, питание, режим труда.

И лишь после того, как эти потребности можно будет считать достаточно удовлетворенными, шеф может подключать более высокие стимулы.

Социальные потребности.

1. Давайте сотрудникам такую работу, благодаря которой или в процессе которой они смогут общаться.

2. Хороший моральный климат в коллективе, стремитесь создать в коллективе дух единой команды.

3. Проводите в отделе, коллективе совещания.

4. Люди часто в коллективе начинают дружить, общаться неформальными группами. Не препятствуйте этому.

Потребности в уважении.

1. Давайте подчиненным поручения более содержательной работы.

2. По достигнутым результатам работы дайте обратную связь.

3. Давайте высокую оценку, поощряйте сотрудников, добившихся хороших результатов в работе.

4. При решении каких-то задач, выработке целей привлекайте подчиненных.

5. Давайте своим подчиненным дополнительные права и компетенции.

6. Давайте возможность подчиненным двигаться по карьерной лестнице.

7. Обеспечивайте повышение квалификации и обучение своим сотрудникам, которое повышает уровень профессионализма.

Потребности в самореализации.

1. Обеспечивайте сотрудникам возможности для обучения и развития, которые позволили бы полностью использовать их потенциал.

2. Давайте подчиненным сложную и важную работу, требующую от них полной отдачи.

3. Поощряйте и развивайте у подчиненных творческие способности.

Если в организации уделяют внимание мотивации труда, то в такой организации:

В советское время труд был почётной обязанностью каждого гражданина своей страны, а тунеядство преследовалось по закону. Сейчас в нашей стране всё чаще последнее время навязывается мнение, как хорошо иметь много денег и не работать.

Давайте, задумаемся, так ли это?

Наличие любого дела, работы – это, прежде всего, ответственность. В жизни бывают разные периоды. Может возникнуть депрессия или недомогание, но при мысли о том, что нужно идти на работу, чувство ответственности пробуждает внутренние ресурсы, не даёт расслабиться, и человек быстро выздоравливает и выходит из депрессии.

Опыт показал, что во время Великой отечественной войны люди практически не болели простудными заболеваниями, они были мотивированы высокой идеей, им некогда было болеть, их организм работал на максимум своих возможностей. Только после войны все расслабились, и тогда стали проявляться разные болезни.

Неработающий человек посвящает свою жизнь удовольствиям, он расслаблен, а, значит, более подвержен заболеваниям. Отдыхать и развлекаться – невелико достижение, много ума для этого не надо, только жизнь тогда проходит мимо.

Работа дарит достижение результата, чувство удовлетворения, благодарность клиентов и денежное вознаграждение. При этом работа может быть разная: почасовая, на дому, в интернете, с частичной занятостью и т.д. Каждый выбирает по себе. Работой я называю любую активную деятельность, нужную и полезную другим людям.

Работая, человек приобретает новые знания и опыт, что делает его более уверенным. Именно опыт – тот самый главный итог жизни, ради которого мы сюда и приходим, и то, что берём с собой в будущие воплощения. Работа - это наше развитие.

Именно на работе можно максимально реализовать свою отдающую позицию на благо для других, подарить себе и другим радость созидания.

Работа – это ещё и социальная реализация человека, новые знакомые, расширение их круга, объединённых общим делом. Через взаимодействие с другими людьми происходит личное развитие и создание коллектива, формируется умение работать в команде. Приобретённый опыт пригодится и в семейной жизни.

А ещё есть главный критерий – здоровье. Какую установку даёт неработающий человек своему самонастраивающемуся организму? Организм при этом самообучается установкам своего «хозяина» «не хочу работать», что рано или поздно может отразиться на здоровье органов, систем и всего организма человека.

Кто обычно не хочет работать? Как правило, те, у кого есть непростой опыт прошлых воплощений, когда человека на работе жестоко били, порой убивали. С тех пор на уровне неосознанного опыта заложен страх работать, звучит установка «работа – смерть». Именно такие люди будут создавать целые теории о вреде работы.

Ещё выгодно запускать такие информационные мифы тем, кто заинтересован в зависимости и управляемости людей, например, кредитным организациям.

Каждый сам вправе выбирать, работать ему или нет, это дело сейчас добровольное, но выбор лучше делать с позиции ответственности за последствия. Часто человек, получивший определённую сумму денег и ведущий праздный образ жизни, теряет со временем или деньги, или здоровье. Человеку, имеющему желание работать и различные навыки, не страшны никакие кризисы.

Чем больше у меня работы, тем большее удовлетворение я получаю, тем больше мне хочется делать, тем больше энергии и возможностей для меня открывается. Я выбираю работать, приносить пользу людям. А ещё желание работать помогает мне быть здоровым человеком.

А что выбираете вы?

Великая радость - работа, В полях, за станком, за столом! В. Брюсои.
Кто-то из французских классиков сказал, что работа - это удовлетворение. Брюсои называет ее радостью. Марксисты утверждают, что именно работа создала человека. «Трудовые будни - праздники для нас», - пелось в одной советской песне. Во все времена труженик был чтимым членом общества, а бездельника, лодыря оно порицало. Религия утверждает догму о работе «в поту лба своего». Но никто публично не говорил, что трудится ради денег, ради своего материального благополучия. Понимали это, я считаю, все, но вслух как-то не заведено было об этом говорить, считалось едва не стыдным. Это, мне кажется, ошибочный стыд.

Конечно, человек не должен всю работать только ради денег. Но вот на Западе (а теперь часто и у нас) студент в свободное от занятий время выполняет работу, к которой не лежит душа, чтобы оплачивать свое обучение. Да, он работает ради денег. Но и ради того, чтобы в будущем работать там, куда его позвало сердце. Работа в той области, к которой есть склонности и интерес, работа за велением сердца и ума раскроет в человеке все его способности, таланты, а может, и гениальность. Оценка такой работы - не менее важное обстоятельство, чем признание ее общественной значимости, пользы. И не следует скрывать от себя и окружения, что ты хочешь получать за свою работу больше денег. Каждая работа должна быть оплачена соответственно, иначе человек теряет стимул к ней. Как здорово, когда работа - это не только способ добывания средств для существования.

Любимая работа - это так много для человека! Любимая - но не безвозмездная.
Достойная оплата труда дает человеку возможность не думать постоянно о хлебе насущном, а сосредоточиться на повышении своей квалификации, на изучении опыта коллег, в конце концов - на повышении своего интеллектуального уровня. Это уже настоящее в работе. Ради такого удовлетворения, радости следует работать до седьмого пота.

Когда мы слышим, что страну захлестнуло взяточничество, мы дружно приходим в негодование. Брать взятки, как и давать их, - это аморально, недостойно. Но я недавно услышал, что у врача-реаниматора детского отделения при родовом доме низкий оклад. И не у начинающего, а у того, что имеет за плечами десять лет работы. От него, его работы зависит самое главное - жизнь грудного ребенок. Я не буду осуждать этого врача, если он не откажется от добровольного жалованья за работу от бесконечно признательных родителей. За требование денег в подобных и других ситуациях человеческий суд суровый. Да и не только человеческий.

И все-таки: ради чего работает человек? Ради того, чтобы удерживать себя, свою семью, продержаться, так сказать, «на плаву», или ради того, чтобы реализовать свои способности, свои таланты, свои амбиции, даже свое честолюбие? Я считаю, что толчком, возможно, и есть первое, но любой человек все-таки стремится чего-то достичь в этой жизни, раскрыть свои способности, показать, что он не хуже других, что он чего-то достоин.

Лет пять назад анекдот про милиционера, который не шел за зарплатой, потому как думал: «Пистолет дали – и крутись как хочешь», вызывал смех. Теперь от него мороз по коже. «Синдром майора Евсюкова» страшнее свиного гриппа, потому что инкубационный период – длиною в поколение. Уже вылупилось поголовье «мобильных, коммуникабельных и конкурентоспособных» особей без чести, страха и совести.

Других не то чтобы нет, но очень мало. И в милицию они вряд ли пойдут. А пойдут – не задержатся: посадят или убьют. Потому как чужие. И никакими сериалами про ментов с человеческими лицами имидж профессии не спасти, как не заставить честно служить тех, кто не за этим шел в профессию.

А зачем люди идут в профессию? Оставим в покое великих и просто достойных людей, которые совершают открытия, одерживают победы и создают произведения искусства не ради славы или денег – их число не превысит статистической погрешности. Вопрос «Для чего вы работаете?» обычно застает людей врасплох.

Самый частый ответ – чтобы зарабатывать . Цели, ради которых трудится большинство людей, очевидны и естественны – выучить детей, обеспечить себя и свою семью, вылечить близкого человека. Миллионы людей выполняют обычную и совершенно необходимую работу. Исчезнет необходимость зарабатывать деньги – люди в своей массе перестанут работать, встанет транспорт, остановится производство, закроются школы и больницы, замолчат телефоны, потухнут экраны телевизоров и компьютеров. Катастрофа, сопоставимая с Третьей мировой!

Если цель большинства – деньги, логично предположить, что каждый должен хвататься за любую работу и вкалывать в три смены. Так нет же этого! Простая как мычание цель – деньги – накладывается на другие цели – меньше работать, меньше уставать, меньше отвечать за свои поступки. Цели недостижимы, потому что противоречат друг другу .

Добавим к этому «амбициозность» – любимое слово наших политиков, которое их стараниями приобрело положительную окраску. Амбиция – это болезненное самолюбие, завышенные, нереалистичные притязания. Пока самым «амбициозным проектом» в истории человечества было строительство Вавилонской башни . Все закончилось плохо, но быстро.

В нашем случае результаты отсрочены, но падение неизбежно. Собственно, оно уже началось, его тормозит только инерционность системы. Все будет кончено, когда каждый на своем месте – в операционной, за пультом управления, на кафедре, в школе, у станка, в кабинете – будет думать не о том, как лучше сделать свою работу, а как получить больше меньшей ценой. Желательно – даром. И чтобы за это ничего не было.

Предпосылки к этому закладывались десятилетиями – в начале 90-х прошлого века зависимость заработка от личных усилий отмечали только 7 % взрослого населения – остальные считали главными путями к успеху деньги, связи и мошенничество. Вина поколения, которое идет на смену, только в том, что оно слишком прилежно усваивает нормы и ценности, которые транслируют им взрослые.

Весь прошлый год поминали семейные ценности. Этот год обозвали «годом молодежи». Сейчас модно говорить о здоровом образе жизни. Все впопыхах, для отчета об освоенных средствах. Внятной государственной идеологии, направленной на воспитание Гражданина, у нас никогда не было – были лицемерные декларации. В приступе ностальгии вздыхают: вот раньше были идеалы… И куда они делись? На каком этапе потеряли эстафетную палочку? Что же это за идеалы, которые испарились при жизни одного поколения?

Великий русский философ Н. Бердяев писал: «Цели человеческой жизни померкли. Человек перестал понимать, для чего он живет, и не имеет времени задуматься над смыслом жизни. Жизнь человека наполнена средствами к жизни, которые стали самоцелью» . Здоровье и ум – именно средства, а не цель, смысл всей жизни.

В основе кризиса современного обществакризис нравственности, вытесненной «новыми ценностями» , сведенными к культурно-биологическому существованию. М. Хайдеггер охарактеризовал атмосферу жизни в Европе как «мышеловку, в которой произошла полная утрата смысла бытия» .

Сегодня насаждается система ценностей, формирующая особый тип личности, который Э. Фромм назвал «рыночным». «Рыночная личность» воспринимает себя и других как товар, который можно выгодно продать . Главное в жизни людей этого типа – карьера и деньги. Их отличительные особенности – честолюбие, пробивные способности, умение ладить с нужными людьми. Вроде бы ничего страшного. Но все эти качества не имеют ничего общего с самым употребляемым в последние годы понятием «эффективная личность».

Рассмотрим признаки эффективной личности.

Во-первых, эффективна нравственная личность . Она работает, опираясь на множество идеальных мотивов, среди которых любовь к труду, интерес к его процессу и результатам, потребность в профессиональном и личностном росте.

Человек, работающий исключительно за деньги, неэффективен. Можно ли побеждать в спорте и войне, создавать великие произведения искусства или делать научные открытия, если цель – призы, трофеи, гонорары, премии? Это вряд ли...

Во-вторых, эффективна развивающаяся личность . Основа развития человека – его саморазвитие и самообразование. Формы не существенны, главное – вектор, направленный вперёд и вверх против «общественного ветра», вопреки собственной инерции.

В-третьих, эффективна самостоятельно мыслящая личность , то есть социально автономная, критически настроенная по отношению к противоречивым целям и ценностям социума.

От Сократа и Платона идет традиция воспитания четырех кардинальных добродетелей: мудрость, справедливость, мужество, умеренность. Воспитаем в наших детях хотя бы эти качества – не только поможем им правильно выбрать профессию, но и заложим основу решения множества экономических и социальных проблем нашего общества.

Тактика – это средства, формы, методы, подходы, которые направлены на воспитание у детей и подростков качеств, кардинально отличных от тех, которые вольно или невольно передаются молодым людям сегодня.

Есть ли хоть какая-то надежда на успех в этом благородном и практически безнадежном деле, или точка бифуркации, когда процесс становится необратимым, уже пройдена? Не знаю. Но если ничего не делать сегодня, через двадцать лет «детей майора Евсюкова» арестовывать будет некому.

Пожалуй, нет на земле человека, который, неохотно вылезая утром из теплой постели, не воскликнул бы хоть раз в жизни: «И кто это придумал – ходить на работу?» А действительно, зачем мы ходим на работу и вообще, зачем люди работают?

К ответу на этот вопрос возможны разные подходы. Можно посмотреть на необходимость работать глазами ребенка, девушки или юноши, взрослого человека либо глазами старика. Интересна и другая точка зрения – взгляд на проблему глазами антиподов: работодателя и человека наемного труда, притом, что род деятельности в данном случае значения не имеет. Рассмотрим, как формируется и меняется отношение к труду с возрастом.

Зачем нужно работать

Итак, начнем по порядку, то есть – с младенчества. Смотреть на мир любопытными глазами ребенка дано не каждому, зато каждый в состоянии вспомнить свое розовое детство. И вот, пятилетний малыш видит, как папа с мамой ушли на работу, оставив его попутно в детском саду. Зачем они пошли на эту загадочную работу, почему не могли просто остаться на целый день с ребенком?

И тут малыш вспоминает, как мама говорила, что если она не будет ходить на работу, то кроха не сможет играть в красивые игрушки и кушать вкусные конфеты. И малыш решает, что ради таких неописуемых удовольствий можно, в принципе, потерпеть некоторое время и без родителей. Работа – это что-то очень важное. Пусть папа с мамой трудятся – вечером-то семья все равно встретится и малыш буде счастлив, правда родители будут при этом усталые, ну так ведь они пришли с работы…

Школьник

В подростковом возрасте мы уже не такие «глупые» и наше отношение к трудовой повинности окрашивается в отрицательные тона: в школу вставать не хочется и как это родителям не надоедает бежать каждый день на работу, да еще и без каникул? Особенно находчивые начинают изобретать разные способы увильнуть от занятий: кто-то подогревает градусник, кто-то артистично изображает кашель.

Неужели во взрослой жизни придется ходить на работу и самому? Вот бы просидеть всю жизнь под надежным крылом родителей! Школьные годы – период необузданных фантазий и вот мы уже размышляем: неужели, если папа с мамой бросят работу, в доме действительно не будет куска хлеба? Нет, пусть работают, нам ведь хочется получить новые джинсы…

Студент

Студенческие годы вносят в наши представления о жизни революционные изменения. Мы уже отчетливо понимаем, зачем работать, понимаем, что от оценок, то есть от качества знаний зависит стипендия, а от наличия стипендии – некоторые приятные моменты студенческого существования. Формируется мотив: вместо веселого времяпровождения с друзьями, можно отдать это же время занятиям и получить, в результате, больше финансовой самостоятельности.

Взрослый

Таким образом, во взрослую жизнь человек вступает уже с определившейся установкой на труд. Во-первых, необходимо содержать семью. Во-вторых, каждый стремится всячески поддерживать свой социальный статус, что невозможно без соответствующих аксессуаров (одежда, автомобиль). Взрослый человек уже великолепно знает, зачем работать и что можно от этого иметь.

Старик

В преклонном возрасте, труд – это отличный способ «забыть» о своих годах. Да, формально обязанность по содержанию пенсионера берет на себя государство. Но, во-первых, мы прекрасно понимаем, каков уровень этого содержания. А, во-вторых, прибавка к пенсии - это не только материальный стимул, но и важное подтверждение собственных сил и способностей.

Как видим, мотивация труда у человека меняется в течение всей его жизни. Можно довольно уверенно предположить, что ответственное осознание полезности и необходимости труда, формируется у нас в пору студенчества. Также делаем вывод, что взгляд на природу труда с точки зрения отношений работодатель-работник какой-либо новой грани вопроса не открывает.

Заключение

Формально, труд являет собой интеллектуальную или физическую деятельность, дающую осязаемый результат, который мы можем почувствовать, услышать, потрогать либо увидеть. Это не способность к определенной деятельности, а сам ее процесс. Труд поддается оценке и измерению в различных сообразных системах.

Известно, что труд превратил обезьяну в человека. Хотя некоторые современные ученые данный факт и оспаривают, отдавая предпочтение гипотезе о Сотворении мира. Во всяком случае, для нас очевидно, что окончательная точка в вопросе эволюции пока не поставлена и вполне вероятно, что фамилия Дарвина в учебниках биологии будет заменена в скором времени на другую.

В разрезе нашей темы, важен сам принцип: работа – созидание. Если посредством труда обезьяна превратилась в человека – лучшую мотивацию отыскать сложно. Труд лежит в самой основе жизни. Без труда не только рыбку из пруда не вытащить, без него невозможно было бы существование современной науки, культуры, да и самой цивилизации.