Школьный гид. Рекомендации кафедры иностранных языков по выбору умк, исходя из современных требований к учебнику как основному средству обучения Требования современным умк по иностранному языку

Ксения Аниховская
Аналитический обзор УМК по английскому языку «Enjoy English» и «Spotlight» с точки зрения организации проектной деятельности

Огромную роль в формировании и развитии детей играет школьное образование. Современная модернизация образования направлена на личностную ориентацию и индивидуализацию. В настоящий момент задача школы состоит в том, чтобы создать условия, в которых каждый ученик мог бы проявить свои таланты и реализовать свой творческий потенциал.

Современный мир можно без преувеличения назвать эрой информационных технологий и модернизации. И тут законно возникают два вопроса :

1. Как учить современное поколение детей?

2. Какие приемы работы наиболее предпочтительны в современной системе образования?

В настоящее время проектная деятельность стала очень популярна, практически все новые УМК включают этот вид работы в свой учебный план, в частности, УМК «Enjoy English » (Биболетова М. З. и др.) и «Spotlight » (Афанасьева О. В. и др.) не являются исключениями.

При существующей классно-урочной системе занятий проектная методика создания видеороликов наиболее удачно вписывается в учебный процесс без ущерба для основных занятий, зачастую даже не затрагивая процесса обучения, что является неоспоримым плюсом.

Современные дети в наши дни – это очень знающие, много умеющие и быстро реагирующие на какие-либо изменения при работе с компьютерами дети, но это вместе с огромным количеством плюсов имеет и отрицательную сторону. Ведь проводя большое количество времени за компьютером, ученик, скорее всего, не в состоянии самостоятельно раскрыть весь свой внутренний потенциал и реализоваться в полной мере.

Дети в наше время очень прагматичны. Они хотят заниматься только тем, что принесет им в будущем конкретную пользу, все остальное кажется им лишним. Образование здесь не должно отставать, оно должно идти в ногу с запросами школьников. Нам следует задуматься о том, как можно было бы осовременить это образование, сделав его привлекательным для учеников.

В школах проектная деятельность уже давно не является новым видом работы, но как было выяснено в результате опроса учителей иностранного языка и учеников Лицея № 369 и Школы №630 (Приложение 1 и Приложение 2, никто из педагогов в своей работе не использует создание видеоролика на английском языке как результата проектной деятельности . Большинство учителей ответили, что они слышали о таком методе проектов , но никогда его не использовали в процессе обучения. Также многие сослались на отсутствие достаточного количества времени на подготовку и на проведение проектной деятельности . Часть респондентов сказали, что они пробовали использовать метод проектов (в частности, представление презентаций, но успеха не добились.

Так называемый «бум социальных сетей» таких как «Вконтакте» и «Instagram» дает основание полагать, что нынешнее поколение чрезвычайно зациклено на себе и увлечено собственным «я» . Неоспоримым фактом является то, что современные дети являются домоседами. Они почти не встречаются со своими друзьями в реальной жизни за исключением школы. Общение происходит через интернет посредством большого количества различных гаджетов. Также в последнее время стала популярна виртуальная жизнь, когда ученики рассказывают о проведении своего досуга с помощью фотографий и видеозаписей, которые они загружают в Интернет. Здесь резонно предложить детям участвовать в групповой проектной деятельности , результатом которой будет создание видеоролика на заданную тему. Важно, чтобы процесс обучения был интересен для детей, чтобы он затрагивал все стороны жизни ребенка.

УМК по английскому языку построены по традиционному принципу : новый материал – отработка – закрепление – проверка. Эта схема отработана годами и на ней выросло огромное количество детей, но факты говорят о том, что дети сегодня отличаются от тех детей, которые были хотя бы 10 лет назад. Ученикам, которые привыкли смотреть фильмы, а не читать книги, не хватает наглядности и визуализации. В мире, где очень быстро развиваются технологии, школе нужно быть актуальной и современной, чтобы привлекать детей все новыми и новыми методами обучения. Важно учитывать интересы и желания учеников, понимать, чего хотят дети, чтобы процесс обучения стал продуктивным. Создание видеороликов могло бы стать альтернативой другим стандартным видам работы (доклад, написание реферата, эссе) .

Ценность этого метода состоит также и в том, что он реализуется в деятельности . Учащиеся работают над видеороликом в группе, общаясь, принимая решения сообща, делясь опытом и знаниями.

УМК «Enjoy English » разработан на основе федерального компонента Государственного стандарта и Примерных федеральных программ по иностранным языкам и рассчитан в качестве базового курса для общеобразовательных учреждений.

Учебник основан на реальных аутентичных ситуациях, адаптирован до необходимого уровня, которым владеют дети на определенном этапе обучения. Авторами использован коммуникативно-когнитивный подход к обучению.

Учебник построен по тематическому принципу, темы, ситуации и задания подобраны с учетом возрастных, психологических и языковых особенностей .

УМК Биболетовой М. З. «Enjoy English » для старших классов школы предлагает большой ряд актуальных форм учебной деятельности . Одна из них - мини-проекты по изученным темам , позволяющие четко и объемно в смысле максимального захвата пройденного материала повторить, обобщить и закрепить изученную тему. Объяснения как выполнить проект описаны по шагам понятным для учеников языком . Дети могут четко представить, что от них требуется и как это можно осуществить. В процессе проектной работы учащиеся учатся взаимодействовать друг другом и с педагогом. В учебнике соблюдается баланс индивидуальной, парной и группой работы.

Наряду с мини-проектами , предусмотренными в тексте учебника, учащимся предлагается достаточно крупные проекты : в 10 классе «Climate change» , а в 11 классе «Nanotechnology and how we can benefit from it» , которые внесены в рабочую тетрадь. На работу с проектом отводится 4-5 уроков. Работа над проектом носит исследовательский характер и выполняется в письменной форме в группах, также работа может быть представлена посредством презентации.

Соответственно, для развития творческих способностей учеников практически не отводится заданий. Проектов , которые были бы направлены на самореализацию учащихся, в учебнике нет.

Ученики приобретают опыт творческой и поисковой работы в процессе освоения таких способов познавательной деятельности , как проектная деятельность в индивидуальном режиме и в групповом. Некоторые проекты носят межпредметный характер.

В учебнике представлена широкая возможность для получения и развития навыков контроля и самоконтроля, также поощряется самостоятельное изучение языка .

На официальном сайте УМК (Издательство Титул :[сайт]. URL: http://www.titul.ru/central) представлено следующее описание.

«Учебники "Enjoy English " для 10 - 11 классов - это :

o интересное содержание и современные технологии;

o соблюдение преемственности между всеми учебниками, позволяющей легко продвигаться в овладении английским языком от класса к классу ;

o увлекательные сюжеты учебников, живой современный английский язык ;

o дифференцированные задания для учащихся с разными интересами и разными языковыми способностями ;

o обширный справочный материал, помогающий научиться самостоятельно совершенствоваться в английском языке ;

o оригинальные аудио- и видеоматериалы в исполнении носителей языка ;

o функциональный дизайн, способствующий более эффективному овладению языком ;

o современные формы контроля в формате единого государственного экзамена;

o подготовка к итоговой аттестации и ЕГЭ.»

Здесь стоит обратить внимание на пункт «оригинальные аудио- и видеоматериалы в исполнении носителей языка ». Действительно, к учебнику учителя прилагается диск с аудиоматериалами, а видеоматериалы не представлены, что является серьезным минусом УМК. Детям не хватает наглядности.

УМК по английскому языку «Английский в фокусе » Spotlight ») отвечает требованиям Федерального государственного образовательного стандарта общего образования и соответствует общеевропейским компетенциям владения иностранным языком (Common European Framework of Reference, a также соответствует стандартам, разработанным Советом Европы в области обучения иностранным языкам (CEF A1-B2 levels, что является его отличительной особенностью.

Главной целью данного УМК является развитие коммуникативной компетенции учащихся.

Обучение с помощью УМК «Английский в фокусе » предполагают использование самых современных технических средств (проектор , smart-доска, аудио- и видеозаписей.

Личностно-ориентированный подход к обучению иностранному языку , которого придерживаются авторы УМК, обеспечивает особое внимание интересам, индивидуальным особенностям и реальным возможностям учащихся.

УМК содержит качественный страноведческий компонент, необходимый для развития социокультурной компетенции учащихся.

В каждом модуле учебника присутствует рубрика Culture corner, акцентирующая внимание на различных аспектах культуры, традициях, быте в странах изучаемого языка . Данная рубрика позволяет развивать социокультурную компетенцию, в также происходит включение в диалог культур.

Этот материал очень удобно использовать для подготовки ученических проектов .

Любая тема учебника может стать благодатной почвой для самостоятельной работы учеников. При подготовке проектов ученики , конечно, пользуются он-лайн энциклопедиями, различными ресурсами Интернета.

Для закрепления и повторения пройденных структур и лексики используются наглядные материалы (раздаточный материал, плакаты, CD. Практически все текстовые материалы учебника и рабочей тетради записаны на CD.

Материал УМК полон и богат и у учителя нет необходимости постоянно искать новый материал.

Авторы УМК «Английский в фокусе » предусмотрели достаточно широкий спектр того, чтобы учащиеся могли по своему желанию включать в учебную деятельность любой вид работы , а именно :

o любые письменные творческие работы : сочинения, изложения, эссе;

o различные школьные проекты ;

o школьные доклады;

o аудио и видеозаписи;

o презентации и электронные портфолио;

o стихи, сказки, рассказы, написанные учениками;

o переводы художественных текстов;

o письма, открытки;

o схемы, таблицы;

o плакаты, различные карточки .

К сожалению, проектной деятельности в учебнике уделяется не так много времени и внимания, как хотелось бы. И все проекты , что включены в УМК, основаны на стандартном выполнении работы, т. е. презентация, доклад или эссе.

Все перечисленные выше виды работ могут быть использованы в процессе обучения, но это может быть сделано лишь по желанию учителя, не в обязательном порядке.

Вида работы с использованием или созданием видеороликов не подразумевается в данном УМК. Упор сделан исключительно на классические виды работ и отчетности.

ОСОБЕННОСТИ СОВРЕМЕННЫХ УМК

ПО АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ ДЛЯ ОСНОВНОЙ ШКОЛЫ

(СЕРИЯ "RAINBOW ENGLISH")

Серия "Rainbow English" - это новая линия УМК по английскому языку, первые учебники которой вышли в издательстве «Дрофа» в 2011 году. Линии УМК для начальной и основной школы рекомендованы Министерством образования и науки Российской Федерации, в данный момент практически завершена работа над учебниками для X и XI классов.

Все УМК для основной школы разработаны в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, утвержденного Министерством образования и науки Российской Федерации в 2001 г., и полностью реализуют все обозначенные в нем требования к современному иноязычному образованию*.

Соответствие требованиями ФГОС для основной школы обеспечивается:

Реализацией системно-деятельност-ного подхода, который предполагает активную учебно-познавательную деятельность учащихся по овладению знаниями, навыками и умениями, необходимыми для эффективного использования английского языка в ситуациях межличностного и межкультурного общения;

* Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования / М-во образования и науки Рос. Федерации. - М.: Просвещение, 2011. - 48 с. - (Стандарты второго поколения).

реализацией новой концепции содержания образования, которая предполагает пошаговое достижение личностных, метапредметных и предметных результатов обучения;

Учетом необходимости формирования универсальных учебных действий (личностных, регулятивных, познавательных, коммуникативных), являющихся инвариантной основой образовательного процесса.

Учебно-методические комплекты для основной школы включают:

Учебник (книгу для учащегося);

Рабочую тетрадь;

Аудиоприложение;

Рабочую программу;

Книгу для чтения;

Книгу для учителя;

Лексико-грамматический практикум;

Диагностические тесты.

УМК предполагает комплексное использование обозначенных выше компонентов как условие успешного формирования иноязычной коммуникативной компетенции - способности и готовности участвовать в межкультурном общении.

Учебник является основным средством организации образовательного процесса и достижения целей обучения английскому языку в основной школе - дальнейшего развития коммуникативной компетенции. Книга для учащегося представляет собой систему тщательно продуманных и организованных заданий, ориентированных на усвоение языковых и социокультурных знаний, овладение речевыми навыками и коммуникативными умениями, формирование адекватного и позитивного отношения к учебной и коммуникативной деятельности.

Рабочая тетрадь обеспечивает закрепление и отработку приобретенных при выполнении заданий учебника знаний и навыков, развитие коммуникативных умений. Она представляет большие возможности для планирования и организации самостоятельной работы учащихся. В отличие от начальной школы, задания по рабочей тетради предполагает-

Ключевые слова: учебно-методические комплекты, обучение английскому языку, основная школа, универсальные учебные действия, результаты обучения.

ся выполнять не только и не столько дома, сколько в классе. На это отводится достаточное количество учебных часов.

Аудиоприложение играет ключевую роль в развитии умений аудирования - способности к восприятию и осмыслению информации, воспринимаемой на слух. Аудиоприложение также способствует дальнейшему формированию произносительных навыков.

Рабочая программа является важным методическим сопровождением УМК. Она помогает учителю в целепо-лагании и построении образовательного процесса в соответствии с авторской концепцией обучения английскому языку в основной школе. В ней представлены цели, содержание и планируемые результаты обучения английскому языку в основной школе, дана характеристика предметного содержания и этапов обучения в УМК серии "Rainbow English". Программа помогает учителю соотнести содержание учебника, рабочей тетради и аудиоприложения с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования и Примерной программы по учебному предмету «Иностранный язык» для основной школы*. Это особенно важно в связи с реформированием системы отечественного образования и введением централизированного и стандартизированного тестирования учебных достижений учащегося с целью получения независимой оценки.

Книга для учителя содержит краткое описание методических принципов, в соответствии с которыми разработаны учебно-методические комплекты серии "Rainbow English", сведения об особенностях УМК для V класса, подробное планирование и распределение материала по учебным часам, которые должны помочь учителю при моделировании учебного процесса, делая обозримыми задачи конкретного урока и серии уроков, рекомендации по работе с материалом учебно-методических комплектов.

* Примерные программы по учебным предметам. Иностранный язык. 5-9 классы: проект. - 3-е изд., дораб. - М.: Просвещение, 2010. -144 с. - (Стандарты второго поколения).

Последние предназначаются для того, чтобы обратить внимание учителя на сложности, которые могут возникнуть при формировании того или иного навыка или развитии определенного умения, расширить представления учителя о лингвистических явлениях английского языка, его знания о культуре народов стран изучаемого языка. Авторы выражают надежду на то, что учителя внимательно ознакомятся с представленными в книге для учителя материалами и предлагаемыми рекомендациями. Это сможет оказать существенную помощь при планировании урока английского языка в основной школе, что в большинстве случаев является сложной задачей, в связи с некоторыми педагогическими условиями (наполняемость классов, требования к организации и материально-техническому обеспечению процесса обучения).

Книга для чтения предназначена для развития коммуникативных умений в чтении и говорении. Она дает возможность учащемуся научиться читать и понимать несложные аутентичные тексты, догадываться о значениях незнакомых слов по сходству с русским языком, словообразовательным элементам, контексту, а также пользоваться сносками и лингвострановедческими справочниками. Кроме того, знакомство с материалами книги (сказками, стихами, текстами познавательного характера и т.п.) может способствовать развитию интереса школьников к предмету и изучаемому языку в целом.

Лексико-грамматический практикум содержит ряд дополнительных заданий на пройденный материал учебника и рабочей тетради. Необходимость такой тренировки для более прочного усвоения признается многими учителями, о чем свидетельствует популярность подобных изданий. Однако нужно заметить, что практикум - это лишь вспомогательное пособие, используемое вместе с остальными компонентами УМК. Работу над языком никоим образом нельзя сводить только к выполнению тренировочных заданий на лексику и грамматику.

Диагностические тесты. Включение в УМК данного компонента связано с необходимостью системной и последо-

вательной подготовки к новым формам оценивания учебных достижений, в частности, ГИА по английскому языку, столь масштабно внедряемым в школьную действительность. Данный компонент УМК познакомит школьников с тестовой формой контроля, которая используется в данном экзамене, а также позволит определить, может ли учащийся применять знания, навыки и умения, приобретенные на уроках английского языка, при выполнении тестовых заданий.

При разработке УМК данной серии авторы постарались выбрать наиболее оптимальные и эффективные пути достижения целей современного иноязычного образования, учесть специфику преподавания данного предмета в школах РФ. Надеемся, что предлагаемый УМК будет хорошим и верным помощником учителя иностранного языка и поможет вашим учащимся в достижении отличных результатов в овладении английским языком.

Согласно современным требованиям к обучению иностранным языкам в основной школе, изучение иностранного языка должно быть направлено на достижение следующих целей:

Развитие иноязычной коммуникативной компетенции в совокупности ее составляющих (речевая компетенция, языковая компетенция, социокультурная компетенция, компенсаторная компетенция, учебно-познавательная компетенция);

Развитие личности учащегося посредством реализации воспитательного потенциала иностранного языка*.

Соответственно большее значение приобретает интегративный подход, который предполагает решение задач воспитательного, культурного, межкультурного и прагматического характера наряду с развитием умений иноязычного речевого общения. Интегративной целью

* Примерные программы по учебным предметам. Иностранный язык. 5-9 классы: проект. - 3-е изд., дораб. - М.: Просвещение, 2010. -С. 6 - 7.

обучения английскому языку в учебных комплектах серии "Rainbow English" является формирование коммуникативной компетенции в совокупности пяти ее составляющих:

Речевой компетенции, то есть готовности и способности осуществлять межкультурное общение в четырех видах речевой деятельности (аудировании, говорении, чтении и письме);

Языковой компетенции, то есть готовности и способности применять языковые знания (фонетические, орфографические, лексические, грамматические) и навыки оперирования ими для выражения коммуникативного намерения в соответствии с темами, сферами и ситуациями общения, представленными в Примерной программе по иностранному языку для основной школы;

Социокультурной компетенции, то есть готовности и способность учащихся строить свое межкультурное общение на основе знаний о культуре, традициях, реалиях страны/стран изучаемого языка в рамках тем, сфер и ситуаций общения, отвечающих опыту, интересам и психологическим особенностям учащихся V классов; готовности и способности представлять свою страну, ее культуру в условиях межкультурного общения.

Компенсаторной компетенции, то есть готовности и способность выходить из затруднительного положения в процессе межкультурного общения, связанного с дефицитом языковых средств;

  • УМК ДЛЯ VIII И IX КЛАССОВ ШКОЛ С УГЛУБЛЕННЫМ ИЗУЧЕНИЕМ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА, ГИМНАЗИЙ И КОЛЛЕДЖЕЙ

    АФАНАСЬЕВА О.В., МИХЕЕВА И.В. - 2006 г.

  • ФОРМИРОВАНИЕ УЧЕБНО-ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ В ЦЕЛЯХ ОБУЧЕНИЯ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ

    СЫСОЕВ ПАВЕЛ ВИКТОРОВИЧ - 2015 г.

  • Учебно-методический комплект «Французский язык.IV класс» для общеобразовательных организаций и школ с углублённым изучением французского языка автора Э. М. Береговской создан в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования. Данный УМК включает: · учебник в 2 частях; · книгу для учителя; · рабочую тетрадь; · аудиоприложение. Особенности УМК · коммуникативно-когнитивный подход в изучении французского языка; · чёткая структура каждого урока; · творческие развивающие упражнения с опорой на аудио- и зрительный ряд; · развитие коммуникативно-игровых способностей учащихся с помощью занимательных текстов, стихов, песенок, считалочек; · формирование интереса к культуре Франции, её традициям и обычаям. УМК «Французский в перспективе» адресован учащимся, изучающим французский язык в качестве первого иностранного языка на углублённом уровне. Главная цель обучения французскому языку, нашедшая своё отражение в методической концепции курса «Французский в перспективе» – формирование у учащихся коммуникативной компетенции, проявляющейся в их способности и готовности к межкультурному общению, а также развитие всех её компонентов: лингвистического, социолингвистического, дискурсивного, социокультурного, компенсаторного и социального, – достигается при работе с текстами различных жанров и стилей, а также с помощью тренировочных и творческих заданий и упражнений. Кроме того, учебно-методические комплекты данной линии осуществляют эстетическое воспитание, расширяют кругозор и разносторонне развивают личность учащегося. Среди основных принципов обучения выделяются: Общедидактические принципы: - наглядность (как визуальная, так и аудитивная); - доступность и посильность; - систематичность и поэтапность предъявления учебного материала; - сознательность и прочность усвоения; - творческая активность. Психологические принципы: - учёт возрастных особенностей учащихся; - учёт индивидуальных особенностей учащихся. Методические принципы: - коммуникативная направленность учебного процессана основе его ситуативной обусловленности; - учёт специфики родного языка; - преобладающая роль упражнений на всех этапахформирования навыков и умений в различных видах речевой деятельности; - концентрическая организация учебного процесса. Книги отличаются современной методической концепцией, четкой организацией каждого урока, занимательными текстами, творческими, развивающими упражнениями, сов ременным красочным оформлением. Учебно-методические комплекты для начальной школы обеспечивают достижение развивающих и образовательных целей обучения на данном этапе, дают возможность развития коммуникативно-игровых способностей учащихся, являются основой для формирования интереса к культуре Франции, ее традициям и обычаям В данном УМК наблюдается регулярная повторяемость изучаемого языкового материала в варьируемых ситуациях, контекстах при использовании различных форм работы, включая игровую деятельность. Авторы придают большое значение последовательному, систематическому использованию игровых моментов в учебном процессе. Преимущества данного УМК: 1. Четкая структура содержания УМК и соответствие заданий разных компонентов друг другу. 2. Благодаря цветному изданию учебника и рабочей тетради наблюдается повышенный интерес к выполнению заданий у учеников; 3. Соответствие тем текстов, аудиозаписей и содержанию в целом интересам и возрастным психологическим потребностям учащихся данного возраста. Недостатки данного УМК: 1. Упражнения по текстам и грамматическим темам однотипны. 2. Недостаток информации по истории и страноведении стран изучаемого языка. 3. Отсутствие аутентичных текстов.

    Требования к УМК по английскому языку с учетом ФГОС

    В настоящее время требования, предъявляемые к планируемым результатам обучения, заставляют современного педагога-учителя особо тщательно подходить к вопросу выбора учебно-методического комплекса. Качество образования и качество урока напрямую зависят от качества используемого учебного пособия. Данная проблема еще более актуальна при обучении иностранному языку, т.к. специфика предмета определяет возможность искусственного создания языковой среды не только во время аудиторных занятий, но и во время самостоятельной работы. Таким образом, тот самый пресловутый учебник должен быть предельно приближен и соответствовать нормативам того языка, на котором говорят носители языка в реальной жизни. С другой стороны учебник должен быть настолько логично и прозрачно сконструирован, чтобы обучающийся мог воспользоваться им для самообучения и самообразования.

    Поскольку задача современной образовательной системы, по определению ФГОС, – не «напичкать» обучающегося фундаментальными знаниями (большинство которых никогда не будет востребовано), а сформировать навыки успешной социальной адаптации, способность к самообразованию, т.е. сформировать у него универсальные учебные действия, учебник выступает в функции навигатора получения знаний

    − гуманитариации;

    − научности;

    целостности картины мира;

    культуросообразности;

    непрерывного общего развития каждого ребенка;

    − наглядности;

    инструментальности;

    интерактивности.

    Современный учебник также характеризуется разнообразными заданиями для самопроверки, проблемными вопросам, упражнениями. Учебник написан живым языком с использованием метафор и игры стилей.

    При выборе базового курса учитель может руководствоваться различными критериями, но ведущими, на наш взгляд, должны быть следующие:

    является ли данный курс полным учебно-методическим комплексом (УМК) или к нему необходимо подбирать/составлять недостающие компоненты;

    соответствует ли данный курс требованиям ФГОС;

    соответствует ли данный курс возрасту учащихся, возможному контексту их деятельности, реальным интересам, потребностям и возможностям;

    развивает ли данный курс в достаточной мере необходимые языковые, речевые и социокультурные умения в различных видах речевой деятельности;

    обеспечивают ли материалы данного курса хорошие модели для использования естественного языка, тесно ли увязаны в контексте значение, форма и употребление;

    доступен ли данный курс учителю и ученикам.

    К тому же, выбирая тот или иной учебник или целостный учебно-методический комплект, учитель исходит из особенностей образовательного учреждения, т.е. из типа школы, возрастных и индивидуальных особенностей своих обучающихся.

    Выбранный учителем УМК должен отвечать требованиям государственного образовательного стандарта, отражать реалии страны изучаемого языка и реалии нашей страны . Результаты исследований в области теории учебника позволяют говорить о дидактических и методических требованиях к учебнику ИЯ. В дидактическом плане внимание обращается на 4 основные группы требований, связанных с ведущими функциями, которые должен выполнять учебник:

    1. Соответствие потребностям педагогического процесса (учет программных требований, закономерностей усвоения знаний, управление процессом усвоения, взаимодействие всех компонентов УМК);

    2. Целенаправленность (ориентация на цель, выделение пороговых уровней владения языком, целостность элементов учебника);

    3. Ориентация на учащихся (учет индивидуальных и возрастных особенностей, опора на интеллектуальные возможности и уровень обученности учащихся, создание оптимальных условий для самостоятельной работы, разнообразие приемов работы и видов учебной деятельности);

    4. Мотивация (стимулирование познавательной активности), проблемность изложения, личностная значимость учебного материала и учет коммуникативных потребностей обучаемых, масштабное использование средств оформления учебника).

    На сегодняшний день создано много новых альтернативных учебников по английскому, немецкому, французскому языкам, построенных на принципиально новых теоретических основах с учетом современных достижений в методике и смежных науках: лингвистике, психологии, психолингвистике, дидактике, и учитель-профессионал должен хорошо ориентироваться в этом море учебников и учебных пособий по иностранному языку. Как сделать правильный выбор?

    Существует более 300 схем и моделей анализа учебника ИЯ, но наиболее значимыми являются 15 отобранных параметров оценки учебника ИЯ, составляющих педагогическую норму и систему ориентиров при анализе учебника иностранного языка:

    2. Опора на опыт и интеллектуальные возможности обучающихся, в том числе на навыки и умения в родном языке.

    3. Создание оптимальных условий для самостоятельной работы.

    4. Ситуативная обусловленность упражнений, оптимальное сочетание языковой и коммуникативной практики.

    5. Оригинальные, аутентичные учебные материалы.

    6. Разнообразие видов текстов.

    7. Вопросы и задания проблемного творческого характера.

    8. Сочетание различных форм работы: индивидуальной/групповой/парной фронтальной/дискуссий/проектов/игрового обучения.

    9. Включение литературных произведений как репрезентантов культурного фонда.

    10. Тематизация различий в культурах посредством презентации контрастивных материалов, побуждающих к сравнению и сопоставлению.

    11. Высокохудожественное оформление учебника: разнообразие иллюстративного материала и обозримое построение уроков (способствующих повышению мотивации учащихся).

    12. Функциональный подход к организации материала: формулировка целей урока в виде задач коммуникативного минимума, которые учащиеся научатся решать при помощи демонстрируемых речевых средств.

    13. Циклическая/концентрическая организация материала, обеспечивающая его преемственность и многократную повторяемость.

    14. Открытая гибкая методическая концепция, ориентирующая на равноправные отношения учителя и учащихся, учитывающая условия обучения.

    15. Индуктивный подход к обучению грамматике, её педагогическое, а не лингвистическое изложение .

    Особое внимание привлекают к себе три учебно-методических комплекса по английскому языку:

    УМК «Английский с удовольствием» (авторы М.З. Биболетова и др.);

    УМК «Английский язык» (под редакцией В.П. Кузовлева);

    Анализ данных УМК проводился по тем требованиям, которые мы обозначили выше.

    Наиболее удачным среди сравниваемых комплексов, на наш взгляд, является УМК “Английский в фокусе” Ю.Ваулиной, Д.Дули, О.Подоляко и В.Эванс, среди создателей которого присутствуют методисты, авторы серий УМК британского издательства «Express Publishing » Д.Дули и В.Эванс. Он создан на основе Примерных программ поИЯс учетом требований ФГОС, а также в соответствии с Европейскими стандартами в области изучения иностранных языков, что является отличительной особенностью УМК.

    «Английский в фокусе» для 5-9 классов общеобразовательных учреждений является продолжением серии «Английский в фокусе» (“Spotlight ”) для начальной школы. УМК рассчитан на 3 часа в неделю (90 часов аудиторной работы и 12 резервных уроков), но легко поддается перепланированию на 6 часов аудиторных занятий в неделю.

    Основные характеристики УМК для 5–9 классов :

    аутентичность значительной части языковых материалов;

    системность, цикличность изучения материала;

    высокая степень технологичности работы;

    адекватность методического аппарата целям и традициям российской школы;

    интерактивность, вывод ученика за рамки учебника;

    личностная ориентация содержания учебных материалов;

    включенность родного языка и культуры;

    наличие аппарата для контроля и самоконтроля («Портфолио ученика»)

    воспитательная и развивающая ценность материалов, широкие возможности для социализации учащихся.

    УМК «Английский в фокусе» для 5–9 классов состоит из следующих компонентов:

    Учебник;

    Рабочая тетрадь;

    Языковой портфель;

    Книга для учителя;

    Книга для чтения (с CD );

    Контрольные задания;

    CD для работы в классе;

    CD для самостоятельной работы дома;

    Интернет-страница курса (www .spotlightinrussia .ru )

    Учебник состоит из тематических модулей, каждый из которых включает 9 уроков (по 40-45 минут):

    Уроки a , b , c – введение нового лексико-грамматического материала.

    Урок речевого этикета (English in Use).

    Уроки культуроведения стран изучаемого языка (Culture Corner ), России (Spotlight on Russia ) для развития социокультурной компетенции.

    Раздел Study Skills посвящен освоению общеучебных умений, а также знакомит учащихся с рациональными приемами изучения иностранного языка как под руководством учителя в классе, так и самостоятельно.

    Урок дополнительного чтения построен на межпредметной основе (Extensive Reading . Across the Curriculum ).

    Материл для самопроверки и рефлексии объединен в один урок с вводной страницей следующего модуля.

    Справочные материалы учебника построены с учетом самостоятельности их использования учащимися. Грамматический справочник выполнен на русском языке.

    Поурочный англо-русский словарь.

    Рабочая тетрадь (Workbook ) включает рубрику Translator ’s Corner . В конце Рабочей тетради помещены задания и визуальные опоры (карточки) для парной работы. Раздел повторения (Revision Section ) посвящен типичными затруднениями учащихся. Рабочая тетрадь выполнена в цвете.

    Языковой портфель (My Language Portfolio ) предназначен для развития умений самоанализа и самооценки учащихся и включает рекомендации по выполнению

    письменных творческих работ и записей на аудиокассету самостоятельно выполненных заданий.

    Книга для чтения (Reader ) – это адаптированные варианты образцов классической (в том числе детской) литературы.

    УМК для 5 класса – «Джек и бобовое зернышко»

    УМК для 6 класса – «Алиса в стране чудес»

    УМК для 7 класса – «Питер Пэн»

    УМК для 8 класса – «Кентервильское привидение»

    УМК для 9 класса – «Пигмалион»

    Книга для учителя (Teacher ’s Book ) является составной частью учебно-методического комплекта «Английский в фокусе». Она содержит материалы и методические рекомендации по организации и проведению занятий на определенном этапе обучения, тематическое и поурочное планирование, ключи к Рабочей тетради, Контрольным заданиям и Книге для чтения, сценарий для постановки пьесы по Книге для чтения и необходимые для этого рекомендации. В Книге для учителя также представлены материалы для оценки знаний и умений учащихся.

    Контрольные задания (Test Booklet ) включают десять контрольных заданий в двух вариантах, которые выполняются по завершении работы над каждым модулем. В сборнике также дается материал для промежуточного контроля и итоговая годовая контрольная работа. Здесь же помещены ключи к контрольным работам и тексты заданий для аудирования. Все контрольные задания можно ксерокопировать. Сборник контрольных заданий обеспечивает процесс контроля на регулярной и объективной основе.

    Одной из отличительных особенностей серии «Английский в фокусе» является последовательное обращение к знаниям, получаемым школьниками из других предметов (Across the Curriculum ) и наличие материалов о России, ее достижениях в различных сферах, обычаях, географии, культуре (Spotlight on Russia ).

    Главным достоинством УМК «Английский в фокусе» авторов Ю. Ваулиной, Д. Дули, О. Подоляко, В. Эванс на наш взгляд является обеспечение личностной и социальной успешности обучающихся, более полный учет их индивидуальных потребностей; согласование образовательных запросов семьи, общества и государств; повышение эффективности, качества и доступности школьного обучения. Все вышеперечисленные положительные характеристики УМК «Английский в фокусе» ведут к повышению качества урока и качества образования в целом.

    Эффективное обучение ребенка английскому языку в начальной школе во многом зависит от выбранной программы (учебно-методического комплекса). Сегодня существует большое количество УМК по английскому языку для начальной школы. Родителям необходимо ориентироваться в этом многообразии, чтобы их ребенок достиг желаемых результатов.

    Учебно-методический комплекс (УМК) - совокупность учебно-методических материалов и программно-технических средств, способствующих эффективному освоению учащимися учебного материала, входящего в учебную программу дисциплины (например, английского языка). Каждый учебно-методический комплект состоит из нескольких компонентов на бумажных и электронных носителях. Они выполнены на основе единых методических, информационных и дизайнерских подходов с учетом психофизиологических особенностей школьников.

    Новые УМК по английскому языку как средство создания иноязычной информационно-образовательной среды как правило состоят из двух частей: «Бумажного ядра» (включающего в себя учебник, рабочую тетрадь, книгу для чтения, книгу для учителя, комплект наглядного дидактического материала) и «Электронной оболочки» (состоящего из интернет-поддержки, «методического портфеля», фильмов по технологии коммуникативного иноязычного образования на DVD, аудиокурсов на компакт-диске в формате CD или MP3).

    Учебники, рекомендованные Минобрнауки, соответствует требованиям Федерального государственного стандарта начального общего образования и Примерной программе по английскому языку для начальной школы, проходят Государственную экспертизу.

    В федеральный перечень учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования (приказ Минпросвещения России от 28.12.2018 N 345), включены учебники следующих УМК по английскому языку для начальной школы (2-4 классы):

    - «Английский в фокусе» / «Spotlight» . Авторы: Быкова Н.И., Дули Д., Поспелова М.Д., Эванс В. Издательство «Просвещение» . (Разработан курс «Spotlight. Starter» для 1-го класса).
    - «Звездный английский» / «Starlight» . Авторы: Баранова К.М., Дули Д., Копылова В.В. и др. Для общеобразовательных учреждений и школ с углубленным изучением английского языка. Издательство «Просвещение» .
    - «English» . Авторы: Верещагина И.Н., Бондаренко К.А., Притыкина Т.А., Афанасьева О.В. Для общеобразовательных учреждений и школ с углубленным изучением английского языка. Издательство «Просвещение» .
    - «FORWARD» . Авторы: Вербицкая М.В., Оралова О.В., Эббс Б., Уорелл Э., Уорд Э. Издательство «ВЕНТАНА-ГРАФ» .
    - «Rainbow English» . Авторы: Афанасьева О.В., Михеева И.В. Издательство «Дрофа» .
    - «Английский язык» . Авторы: Комарова Ю.А., Ларионова И.В. Издательство «Русское слово» .
    - «Английский с удовольствием» / «Enjoy English» . Авторы: Биболетова М.З., Денисенко О.А., Трубанева Н.Н. Издательство «Дрофа» .
    - «Английский язык» . Авторы: Алексеев А.А., Смирнова Е.Ю., Э. Хайн и др. Издательство «Просвещение» .

    В предыдущий федеральный перечень учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования (приказ Минобрнауки России от 31 марта 2014г. N 253) были включены учебники следующих УМК по английскому языку для начальной школы (2-4 классы):

    - «English» . Авторы: Кузовлев В.П., Перегудова Э.Ш., Пастухова С.А., Лапа Н.М., Костина И.П., Стрельникова О.В. и др. Издательство «Просвещение» .
    - «Английский язык» . Авторы: Комарова Ю.А., Ларионова И.В., Перретт Ж. Издательство «Русское слово» .
    - «English. Favourite » . Авторы: Тер-Минасова С.Г., Узунова Л.М., Обукаускайте Д.С., Сухина Е.И., Собещанская Ю.О. Издательство «Академкнига/Учебник» .

    В предыдущий перечень учебников не входили следующие УМК по английскому языку для начальной школы (2-4 классы) (приказ Минобрнауки России от 31 марта 2014г. N 253):

    - «Английский с удовольствием» / «Enjoy English» . Авторы: Биболетова М.З., Ленская Е.А., Добрынина Н.В., Трубанева Н.Н. (Первая редакция: 2-3 классы и 3-4 классы ). Авторы: Биболетова М.З., Денисенко О.А., Трубанева Н.Н. (Вторая редакция: 2, 3, 4 классы ). Издательство «Титул» .
    - «Милли» / «Millie» . Авторы: Азарова С.И., Дружинина Э.Н., Ермолаева Е.В. и др. Издательство «Титул» . (Разработан УМК «Милли-Стартер» / «Millie-Starter» для 1 класса (авторы: Колтавская А.А., Костюк Е.В., Крайнева И.В. и др.), который является составной частью учебного курса «Милли» / «Millie» для учащихся 2-4 классов общеобразовательных учреждений).
    - «Счастливый английский.ру» / «Happy English.ru» . Авторы: Кауфман К.И., Кауфман М.Ю. Издательство «Титул» .
    - «Английский язык» . Авторы: Горячева Н.Ю., Ларькина С.В., Насоновская Е.В. Издательство «Астрель» .
    - «Волшебная радуга» / «Magic Rainbow» . Авторы: Святловская Е.А., Белоусова С.Ю., Гацкевич М.А. и др. Издательский дом «Федоров» .

    Обратите внимане на то, что УМК для первых классов, которые дополнительно разработаны в некоторых программах, в федеральные перечни учебников не входили и не входят.

    Главным преимуществом отечественных учебных изданий является то, что они написаны специально для русскоязычных учащихся, часто на русском языке, что в некоторых случаях делает их более эффективными, например, на начальном этапе самостоятельных занятий языком. Кроме того, отечественные издания дешевле (и порой значительно) зарубежных. К недостаткам отечественных учебных изданий можно отнести недостаточный выбор комплексных учебных пособий, по которым можно изучать язык с нулевого уровня и до продвинутого. К тому же в наших пособиях чаще встречаются ошибки. При выборе отечественных пособий, предпочтение лучше отдавать тем, которые выпущены издательствами солидными или специализирующимися на языковой литературе.

    Говоря об изучении английского языка в школе, необходимо отметить и такой немаловажный факт. Несколько лет назад гимназии, лицеи, школы (классы) с углубленным изучением английского языка перешли на учебные комплекты, выпускаемые зарубежными издательствами. Эти пособия написаны авторами - носителями языка. Курсы иностранных языков также работают по зарубежным учебникам.

    Учебные комплекты (курсы) зарубежных издательств:

    - « Backpack», «Excellent!», «Fly High», «Wonderland» . Издательство «Pearson Longman» .
    - « Macmillan Starter Book», «Brilliant Russian Edition», «English World», «Way Ahead» . Издательство «Macmillan» .
    - « Happy Rhymes», «Welcome Starter A&B», «Welcome 1, 2 & 3» . Издательство «Express Publishing» .
    - « Chatterbox», «Chatterbox NEW», «Family and Friends NEW», «Get Set Go!», «Incredible English», «Let"s Go», «Zabadoo!» . Издательство «Oxford University Press» .
    - «Join In» . Издательство «Cambridge University Press» .

    И это далеко не все учебные программы, которые предлагаются зарубежными издательствами. С полным перечнем можно ознакомиться на сайтах издательств. Как правило, марка любого зарубежного издательства, специализирующегося на выпуске языковой литературы, — гарантия качества продукции. Это не только современный английский язык, но и разнообразие пособий в зависимости от целей, уровня владения языком, возраста учащегося. Учебники английского языка для детей всех этих издательств многообразны, увлекательны и достаточно эффективны. Последовательный и систематизированный подход к изучению языка — огромное преимущество западных учебных пособий. Самые известные из них — настоящие "многотомники": для каждого уровня обучения существует свой учебник, один учебник продолжает другой, все они построены на основе единой методической концепции, что облегчает работу преподавателя и делает обучение эффективным. К недостаткам зарубежных пособий можно отнести их высокую стоимость, и, как это ни парадоксально, то, что большинство из них написано по-английски. Именно поэтому они мало могут быть полезны тем, кто только начинает изучать язык.

    Итак, в общеобразовательных школах Вашему вниманию предложат УМК отечественных авторов, в школах с углубленным изучением английского языка - скорее всего зарубежные учебники. Все курсы иностранных языков ориентируется только на зарубежные учебные комплекты. Если же Вы хотите сами обучать Вашего ребенка английскому языку, то Ваш выбор практически ничем не ограничен.