Существует мнение что отклоняющееся поведение отдельных. Отклоняющееся поведение

Опираясь на обществоведческие знания, объясните смысл понятия «девиантное поведение». Чем, по мнению автора, определяется девиантность поведения? (Приведите два положения текста, в которых содержится ответ на этот вопрос.)


Прочитайте текст и выполните задания 21-24

5 ноября 1986 г. двое заключенных совершили дерзкий побег из федеральной тюрьмы в Плезантоне (штат Калифорния). Речь идет о 42-летнем Рональде Макинтоше, осужденном за мошенничество, и 37-летней Саманте Лопес, виновной в ограблении банка. Они были возлюбленными, их немедленно окрестили «неразлучниками», как только сообщение о побеге появилось в прессе.

Вот как это произошло. Макинтош ухитрился угнать вертолет. Бывший военный летчик, он смело ринулся вниз на тюремный двор, совершил посадку, схватил в объятия Лопес, и вертолет умчался. Охранники не решились стрелять в вертолет, он мог рухнуть во двор и погубить много людей. Возлюбленные скрывались от полиции 10 дней. Но в конце концов их задержали при попытке получить деньги по чеку на территории торгового центра в пригороде Сакраменто. Они направлялись к яхте, стоявшей на якоре у берега в штате Вашингтон; вероятно, хотели бежать в Канаду. 

Очевидно, что описанный случай - яркий пример девиации: двое преступников, которых суд признал виновными, совершают побег из тюрьмы... Но когда репортеры взяли интервью у служащих тюрьмы, экспертов по преступности и прохожих, были высказаны совершенно различные мнения об этом «девиантном» поступке.

Некоторые сочли беглецов людьми коварными, умными, которым удалось перехитрить закон. Один сказал, что охотно поступил бы так же, а другой выразил надежду, что возлюбленных никогда не поймают. Некоторые даже восприняли их как своего рода народных героев. Иные комментаторы критиковали федеральную тюрьму Плезантона за небрежную охрану и мягкое обращение с заключенными; они сравнивали тюрьму с «загородным клубом», даже в какой-то мере полагали, что люди правильно делают, совершая оттуда побеги.

Один из адвокатов, защищавший преступников после того, как их задержали вблизи Сакраменто, заявил судье, что побег был «оправдан».

Случай, происшедший с Макинтошем и Лопес, свидетельствует о том, как трудно оценивать поступки, которые могут быть названы проявлениями девиантного поведения... Наши оценки зависят от того, чего мы ожидаем - соблюдения правовых норм или героизма? Короче говоря, девиантность определяется соответствием или несоответствием поступков социальным ожиданиям. Следует ли считать служащих «загородного клуба» в Плезантоне девиантами за то, что они проявили излишнюю мягкость? Мы не можем ответить на этот вопрос, так как существует неопределенность относительно того, насколько жесткими или снисходительными должны быть методы охраны тюрем. Было ли ограбление банка, совершенное Лопес в прошлом, девиантным поступком? Большинство из нас ответили бы на этот вопрос утвердительно, так как поступок Лопес является нарушением уголовного права, и существует всеобщее согласие о целесообразности и необходимости такого права.

Критерии определения девиантного поведения неоднозначны. Они часто вызывают разногласия, и трудно точно установить, какие типы поведения следует считать девиантными в нашем обществе. Наиболее яркими примерами девиации, по всей видимости, могли бы служить бесчеловечные поступки, которые почти всегда вызывают осуждение, например изнасилование и убийство.

(Н. Смелзер)

Пояснение.

В правильном ответе должны быть приведены следующие положения:

1) раскрытие понятие, например: девиантное поевдение - поведение личности или группы отклоняющееся от общепринятых норм.

2) Два положения текста:

- «наши оценки зависят от того, чего мы ожидаем - соблюдения правовых норм или героизма»;

- «девиантность определяется соответствием или несоответствием поступков социальным ожиданиям».

Ответ: None

Предметная область: Социальные отношения. Отклоняющееся поведение и его типы

Вырабатывающиеся в ходе него, которыми люди руководствуются в повседневной жизни, обеспечивают социуму определенную устойчивость и предсказуемость. Тем не менее, часто происходит так, что индивиды выходят за пределы этих норм и правил, которыми следовало бы руководствоваться постоянно. Такой вид социального поведения характеризуется понятием «отклоняющееся поведение». Часто в социально-психологическом контенте для обозначения такого вида поведения используется и понятие девиантное поведение. В самом упрощенном смысле, - это такое, которое не соответствует существующим традициям, нормам и образцам, принятым в данном конкретном обществе в данное историческое время.

Наиболее часто встречающимися формами, в которых проявляется отклоняющееся поведение, выступают такие явления, как суицид, алкоголизм, наркомания, преступность, проституция и некоторые другие. При анализе данных явлений некоторые ученые-социологи различают по своему содержанию и формам проявления девиантное и Делинквентным считается такое индивида, при котором он нарушает не только но и принципы правового поведения, и оно подпадает уже под юрисдикцию правовых норм. Признак различения основывается на том факте, что отклоняющееся поведение относительно, так как является частью какой-то конкретной группы людей или общности. Делинквентное же является категорией абсолютной, потому что касается норм, в рамках которых живут все люди в данное время и которые закреплены в форме законодательных актов.

На протяжении длительного времени ученые пытались описать и объяснить причины и источники формирования девиантного поведения. Поэтому сформировалось довольно много разнообразных концепций и теорий, в которых делается попытка раскрыть суть проблемы. Однако, следует признать, что и на сегодняшний день какого-либо единого взгляда на эту проблему нет. Все известные на сегодня виды отклоняющегося поведения описываются с самых разных точек зрения, группируются в некоторые общие подходы к трактовке причин возникновения девиации.

Рассмотрим некоторые из них.

Биологический подход состоит в том, что все люди различны по своему природному складу. Эти различия и детерминируют предрасположенность каждого отдельного человека к тому или иному виду поведения в обществе. Существуют учения (напр. Ламброзо), которые утверждают, что биологическая предрасположенность не только к девиации, но и к делинквентности отражается во внешнем облике индивида. В данном случае, все формы девиации рассматриваются как врожденные формы поведения.

Психологические теории объясняют девиантное поведение как результат особой комбинации психологических свойств, черт характера. Понимается это таким образом, что из всего комплекса социальных качеств личности формируется особая конструкция, в которой доминируют асоциальные установки и, как следствие, складывается При психологическом подходе существует признание, что часть таких установок имеет генетический характер, а часть - формируется самой социальной средой, окружением, которое оказывает на данного индивида преобладающее влияние.

Социологические концепции утверждают, что причины, вызывающие отклоняющееся поведение, целиком и полностью лежат в социуме и заключаются в его определяющем воздействии на формирование установок личности и ее поведения. Здесь признается, что девиация - это аномальное состояние общества, возникающее вслед за распадом существовавшей ранее ценностной системы.

Общим для всех подходов является выделение в самом процессе девиации первичного и вторичного этапов. На первичном индивид спорадически не «вписывается» в социальные стандарты, а так как окружающий социум не формирует своего отношения к такому поведению, то актор не признает себя девиантом. В ходе же вторичной девиации, на основе общественной оценки поведения индивида, он начинает осознавать свою девиантность, и общество начинает относиться к нему соответствующим образом.

Как девиация, так и делинквентность, могут носить индивидуальный и коллективный характер.

По мнению некоторых ученых, современный мир таков, что избежать существования у части людей девиантного поведения не представляется возможным, потому необходимо ставить задачу не ликвидировать его, а минимизировать негативные последствия.

1 Какие выборы, по мнению опрошенных граждан, в наибольшей степени влияют на их

жизнь?
Объясните почему
2. Какие выборы, по мнению опрошенных граждан, в наибольшей степени влияют на жизнь страны?
Объясните почему.
3. Чем различается оценка гражданами влияния любых выборов на их жизнь и жизнь страны?
4. Правомерно ли сделать вывод о том, что значительная часть граждан не видет влияние выборов на свою жизнь и жизнь страны?
Аргументируйте свой ответ, используя данные опроса.

Ответы на вопрсы, Срочно ЗАрание спасибо!!!

1)Производство материальных благ, их обмен и распределение охватываются сферой общества
1) социальной
2) трудовой
3) экономической
4) технической ·
2. Социальной сущностью человека обусловлена его потребность в
1) дыхании
2) питании
3) самосохранении
4) самореализации ·
3. Володя хорошо учится, проявляет ответственность и самостоятельность в поступках. Он занимается в кружке авиамоделирования и в музыкальной школе по классу гитары. Все это характеризует Володю как
1) индивида
2) личность
3) ученика
4) товарища ·
4. Верны ли следующие суждения о взаимосвязи общества и природы?

А. Климатические условия влияют на развитие общества.
Б. Взаимодействие природы и общества носит противоречивый характер.

1) верно только А
2) верно только Б
3) верны оба суждения
4) оба суждения неверны ·
5. Что отличает искусство от других форм культуры?
1) стремление получить истинное знание
2) использование художественных образов
3) опора на представления о добре и зле
4) отражение окружающего мира ·
6. Верны ли следующие суждения о религии?

А. Религия опирается на представления людей о влиянии сверхъестественных сил на их жизнь.
Б. Религия устанавливает определенные правила поведения.

1) верно только А
2) верно только Б
3) верны оба суждения
4) оба суждения неверны ·
7. В стране Z признаются и защищаются равным образом различные формы собственности. В своей деятельности фирмы ориентируются на потребительский спрос. К какому типу хозяйственных систем можно отнести экономику страны Z?
1) плановому
2) рыночному
3) командному
4) традиционному ·
8. Вознаграждение, которое предприятие обязано выплачивать работникам за их труд, называют
1) прибылью
2) налогом
3) заработной платой
4) прожиточным минимумом ·
9. Цена торта 350 рублей. Какая функция денег проявляется в данном факте?
1) мера стоимости
2) средство платежа
3) средство обмена
4) мировые деньги ·
10. Верны ли следующие суждения о роли государства в условиях рыночной экономики?

А. Государство в условиях рынка является основным собственником факторов производства.
Б. Государство в условиях рынка осуществляет централизованное распределение товаров и услуг.

1) верно только А
2) верно только Б
3) верны оба суждения
4) оба суждения неверны
11. Структура общества представлена социальными общностями и группами в многообразии их связей. Какая социальная группа выделена по профессиональному признаку?
1) пассажиры
2) демократы
3) горожане
4) инженеры
12. Немецкий гуманист писал: «Ребенок учится тому, что видит у себя в дому: родители – пример ему». О какой роли семьи в жизни человека и общества говорят эти стихотворные строки?
1) организация совместного досуга
2) укрепление родственных связей
3) совместное ведение домашнего
13. Что является признаком любого государства?
1) взимание налогов и сборов
2) демократический режим
3) разделение властей
4) федеративное устройство
14.В стране Z есть король, который царствует, но не правит. Законодательная власть осуществляется парламентом, избираемым гражданами, исполнительная – правительством, формируемым по результатам парламентских выборов. Также действуют независимые судебные органы.
Какая форма правления сложилась в стране Z?
1) президентская республика
2) авторитарная республика
3) унитарная монархия
4) конституционная монархия
15.Верны ли следующие суждения о гражданском обществе?

А. Гражданское общество выражает частные неполитические интересы людей.
Б. Фундамент гражданского общества составляет рыночная экономика, основанная на разнообразии форм собственности.
1) верно только А
2) верно только Б
3) верны оба суждения
4) оба суждения неверны
16.Юлия взяла в банке кредит на покупку земельного участка. Ее отношения с банком регулируются нормами права
1) трудового
2) гражданского
3) государственного
4) коммерческого
18.Ученые-обществоведы определяют общество как

1)весь мир в многообразии его форм
2)обособившуюся от природы часть мира
3)совокупность природных и социальных сил
19.Обмен информацией, мыслями, чувствами ученые обозначают понятием
1)обучение
2)творчество
3)общение
20.Саша хорошо учится и в общеобразовательной, и в музыкальной школе. Он помогает маме воспитывать младших сестренку и брата. Все это характеризует Сашу как
1)личность
2)индивида
3)сына

32. Как общество влияет на природу и в чем выражаются антропогенные нагрузки на нее?

33. Какие типологии общества приняты в науке, что такое доиндустриальное, индустриальное и постиндустриальное общество?

34. В чем проявляется социальный и научно-технический прогресс?

35. Как бы вы охарактеризовали глобальные проблемы человечества?

36. Что такое мировое сообщество?

37. Каким образом человек превращается в личность?

38. Что такое социализация и воспитание?

39. С какими потребностями человека вы познакомились?

40. Как происходит познание человеком мира и самого себя?

41. В чем состоит духовная жизнь человека?

42. Как связаны между собой свобода и ответственность?

43. Как проявляет себя человек в группе?

44. Что такое межличностные отношения и процесс общения?

45. Как возникают и разрешаются конфликты в обществе?

1.верны ли следующие суждения об основных сферах жизни общества: а) основные сферы жизни общества достаточно автономны и вместе с тем неразрывно

связаны б) изменения в одной сфере жизни общества не влияют на другие сферы и общество в целом

2.Верны ли суждения о формационном подходе к анализу общественного развития: а) Формационный подход позволяет увидеть то общее, что было в историческом развитии различных народов.

б)Формационнй подход ставит в центр исследования человека и его деятельность.

3. Верны ли следующие суждения о сущности понятия "цивилизация":

а) Цивилизация-это стадия общественного развития,следующая за дикостью и варварством

б) Цивилизация-это состояние общества, признающего ценности мира, экономического процветания,свободы,закона.

Негативные отклонения от социальных норм на уровне личности проявляются, прежде всего, в преступлениях и иных правонарушениях, в аморальных поступках. На уровне малых социальных групп эти отклонения проявляются в деформациях, нарушениях нормальных взаимоотношений людей (раздоры, скандалы и т. д.). В деятельности государственных и общественных организаций такие отклонения проявляются в бюрократизме, волоките, коррупции и других явлениях.
Отклонения от норм могут носить и позитивный характер, т. е. иметь полезные для общества следствия (например, проявления инициативы, новаторские предложения, направленные на улучшение общественных отношений). Бывают и сугубо индивидуальные, не приносящие никакого вреда особенности поведения отдельного человека: чудачество, эксцентричность.
Проявления негативного отклоняющегося поведения разнообразны. Их общая черта - вред, ущерб, наносимый обществу, социальной группе, другим людям, а также личности, допускающей негативные отклонения.
Особенно опасны социальные отклонения как массовое явление. Наркомания, религиозный фанатизм, расовая нетерпимость, терроризм - эти и иные подобные негативные процессы в развитии общества приносят неисчислимый урон человечеству.
Каковы причины отклоняющегося поведения? Исследователи имеют различные точки зрения по этому вопросу.
В конце XIX в. было выдвинуто биологическое объяснение причин отклонений: наличие у некоторых людей прирожденной предрасположенности к нарушениям социальных норм, которая связана с физическими особенностями индивида, преступным темпераментом и т. п. Эти теории в дальнейшем были подвергнуты убедительной критике.
Другие ученые искали психологическое объяснение причин отклонений. Они пришли к выводу, что большую роль играют ценностно-нормативные представления личности: понимание окружающего мира, отношение к социальным нормам, а главное - общая направленность интересов личности (вспомните, что представляет собой и какое значение имеет направленность личности). Исследователи пришли к выводу, что в основе поведения, нарушающего установленные нормы, лежит иная система ценностей и правил, чем та, которая закреплена в праве. Например, психологическое исследование таких мотивов противоправных действий, как жестокость, жадность и лживость, показало, что у преступников названные качества наиболее выражены, причем их допустимость или необходимость оправдывается ими («Всегда лучше показать свою силу», «Бей своих, чтобы чужие боялись!», «Бери от жизни все, что можешь!»).
Ученые пришли к выводу, что названные деформации личности являются следствием ее неправильного развития. Например, жестокость может быть следствием холодного, безразличного отношения к ребенку со стороны родителей, а нередко и жестокости взрослых.
Исследования показали, что низкое самоуважение, самоунижение в подростковом возрасте компенсируется в дальнейшем отклоняющимся поведением, с помощью которого удается привлечь внимание к себе, добиться одобрения со стороны тех, кто оценит нарушение норм как признак «сильной» личности.
Широкое признание получило социологическое объяснение причин отклонений от социальных норм. Известный социолог Э. Дюркгейм показал зависимость отклоняющегося поведения от кризисных явлений в общественном развитии. Во время кризисов, радикальных социальных перемен, в условиях дезорганизации социальной жизни (неожиданные экономические спады и подъемы, падение деловой активности, инфляция) жизненный опыт человека перестает соответствовать идеалам, воплощенным в социальных нормах. Социальные нормы разрушаются, люди теряют ориентацию, и это способствует возникновению отклоняющегося поведения.
Некоторые ученые связывали отклоняющееся поведение с конфликтом между господствующей культурой и культурой какой-либо группы (субкультурой), отрицающей обще принятые нормы. В этом случае преступное поведение, например, может быть результатом преимущественного общения индивида с носителями преступных норм. Преступная среда создает свою субкультуру, свои нормы, противостоящие нормам, признанным в обществе. Частота контактов с представителями преступного сообщества влияет на усвоение человеком (особенно молодым) норм антиобщественного поведения.
Существуют и иные объяснения отклоняющегося поведения. Подумайте над изложенными точками зрения и попытайтесь сами объяснить причины отклонения поведения от социальных норм.
По отношению к лицам, допускающим негативное отклонение от норм, общество применяет социальные санкции, т. е. наказания за неодобряемые, нежелательные действия. Слабые формы отклоняющегося поведения (оплошность, обман, грубость, халатность и т. п.) корректируются другими людьми - участниками взаимодействия (замечание, внушение, ирония, порицание и т. п.). Более значительные формы социальных отклонений (правонарушения и т. п.) в зависимости от их последствий влекут за собой осуждение и наказание, исходящие не только от общественности, но и от государственных органов.
Из многих проявлений отклоняющегося поведения подробнее рассмотрим одно из наиболее опасных - преступность.

>>Отклоняющееся поведение

§ 26. Отклоняющееся поведение

Вспомни: Что такое социальные нормы? Как они регулируют общественные отношения? Как осуществляется социальный контроль? Какую роль в нем играют санкции?

Продумай : Есть ли ситуации, когда приходится отступить от существующих норм? Какие вредные привычки угрожают сегодня здоровью и полноценной жизни молодых?

Какое поведение считают отклоняющимся . Вы знаете, что в обществе существуют общепринятые нормы и система социального контроля, призванная регулировать поведение людей в соответствии с этими нормами. Вместе с тем нередки ситуации, при которых поведение людей не согласуется с нормами. Такое поведение называется отклоняющимся.

Примеров, когда люди нарушают отдельные нормы, пренебрегают запретами, можно привести немало: один перешел улицу на красный свет, другой припарковал машину на стоянке общественного транспорта, третий развел костер в неположенном месте, четвертый публично оскорбил пожилого человека и т. п.

Из всего многообразия форм отклоняющегося поведения социологи выделяют отдельные группы. Во-первых, можно рассматривать такое поведение на уровне отдельной личности (подросток стал заядлым курильщиком), в рамках межличностных отношений в малых социальных группах (пьющие родители перестали заботиться о малолетних детях), на уровне государства (за предоставление необходимого документа чиновник вымогает взятку). Во-вторых, среди форм отклоняющегося поведения нередко выделяют те, которые нарушают правовые нормы, влекут за собой правовую ответственность. (Попытайся выделить эти случаи из приведенных выше примеров.) Самые серьезные из них - преступления.

Но главное, что чаще всего используют для различения форм и проявлений отклоняющегося поведения, это последствия, к которым оно ведет.

Есть такие формы, которые не создают неудобств окружающим, не подрывают стабильность общества. Например, супружеская пара , уединенно проживающая в загородном доме, все свое свободное время уделяет уходу за размещенными в доме дикими животными, привезенными из разных стран. Такое поведение мы называем чудачеством. Образами таких чудаков богата отечественная и мировая литература.

Бывает, что отклоняющееся поведение связано с максимальной концентрацией человека на решении какой- то задачи, на служении определенной идее. Так, глубоко верующий человек уединяется в скиту, в пещере, начинает вести аскетическую жизнь, лишенную каких бы то ни было плотских удовольствий и комфорта. Такая жизнь, по его глубокому убеждению, позволяет ему быть ближе к Богу, очиститься духовно. Обратимся к другому примеру. Гениальный математик целиком поглощен сложной задачей. Он мало обращает внимания на свой внешний облик, правила этикета: приходит на ученое собрание в потрепанной одежде, часто не отвечает на приветствия коллег. В своей повседневной жизни он старается все усилия свести к минимуму и действовать в раз и навсегда установленном порядке: ходит за продуктами в один и тот же ближайший магазин, не смотрит телевизор, не подходит к телефону. Подобное поведение тоже можно отнести к отклоняющемуся. Однако вряд ли оно заслуживает осуждения окружающих. Результатом его могут стать духовные прорывы, научные открытия - все то, что обогащает человечество.

Жизнь и деятельность профессиональных революционеров можно также рассматривать как проявления отклоняющегося поведения. Часто аскетичные в быту, нередко лишенные семьи, они бросают вызов законам и правилам существующего общества: призывают к акциям протеста , создают нелегальные группы и т. п.

Мнения. Существуют разные оценки подобного поведения. Одни считают, что революционеры своими действиями «встряхивали» общество, способствовали его обновлению. К тому же в мотивах действий большинства из них не было корысти, они хотели лучшего для своего народа.

Другие утверждают, что такая форма отклоняющегося поведения крайне опасна для общества. Действия революционеров разрушают социальное единство, подрывают существующие нормы, порождая у населения настроения вседозволенности, пренебрежения не только законом, но и нравственностью. Не случайно общества, пережившие революции, еще долго залечивают раны, нанесенные ими.

А как думаешь ты?

Алкоголизм и наркомания. По данным социологического опроса, проведенного в нашей стране в конце 2006 г., отвечая на вопрос о том, какие проблемы волнуют больше всего, подавляющее большинство людей (66%) отметили алкоголизм и наркоманию. Это крайне негативные формы социального отклонения.

Дорогу алкоголизму прокладывает так называемое бытовое пьянство – достаточно регулярное и в значительных количествах употребление спиртного. Причем поводы для этого могут быть какие угодно. «Для пьянства есть такие поводы: поминки, праздник , встреча, проводы... - продолжая длинный перечень таких поводов, шотландский писатель Р. Берне завершает его словами,- и просто пьянство без причин».

Мнения . Многие по-прежнему убеждены в полезных или даже целительных свойствах алкогольных напитков, считая, что они хороши при переохлаждении организма, общем упадке сил, бессоннице, снижении аппетита и т. п. Однако, попав в организм, алкоголь даже в малых дозах, помимо некоторого положительного эффекта, оказывает и отрицательное воздействие; кроме того, всегда существует опасность привыкания. Поэтому большинство медиков считают, что алкоголь - яд, и в конечном счете ничего, кроме вреда, принести человеку не может.

Появление устойчивой, всепоглощающей тяги к спиртному говорит о переходе пьющего в новую стадию - он становится алкоголиком. Человек становится одержим мыслями о спиртном точно так же, как голодный - о еде. Привыкание - самое коварное последствие злоупотребления алкоголем. При этом человек уже не может лишь по личному желанию отказаться от «пьяного» образа жизни. Необходимо лечение, и даже если оно пройдет успешно, «все в порядке» уже не будет никогда.

Алкоголизм разрушающим образом действует на личность пьющего. В организме человека нет ни единого органа, который бы не поражался в результате частого употребления спиртных напитков. Прежде всего алкоголь поражает нервную систему человека, разрушает клетки головного мозга, изменяет психику (утрачивается способность к анализу, нарушается речь, возникают провалы в памяти). После длительной хронической алкогольной интоксикации человек приходит к абсолютной бездеятельности. Он слабо воспринимает окружающую действительность и начинает вести «растительный»образ жизни.

У людей, попавших в стойкую алкогольную зависимость, под влиянием спиртного снимаются многие моральные запреты , высвобождаются низшие инстинкты, появляется ощущение вседозволенности, многие превращаются для своих близких в деспотов. Человек уже не заботится о качестве проделанной работы, не думает о семейных проблемах. Все, что раньше считалось важным, уходит на второй план. Неудивительно, что все нормальные социальные связи в этих случаях рвутся: распадается семья, утрачивается работа, уходят друзья, остается только компания собутыльников. Нередко такое состояние называют социальной смертью.

Факты.По данным Всемирной организации здравоохранения, ежегодно алкоголизм уносит жизни 6 млн. человек. У 40% умственно отсталых детей родители - алкоголики. У девочек отмечаются сверхкороткие сроки формирования зависимости от алкоголя. Употребление 150 г водки или 1 л пива даже раз в неделю к 18 годам в -20% случаев, приводит к алкоголизму.

Болезнью не менее страшной, чем алкоголизм, является наркомания. Особенно тревожно то, что это беда в основном молодых: 65% наркоманов - люди в возрасте до 35 лет.

Прием наркотиков, так же как и злоупотребление спиртным, вызывает привыкание, порождает психическую зависимость. Только происходит это все значительно быстрее: психическая зависимость может сформироваться от нескольких приемов наркотика. Вслед за психической приходит и физическая зависимость: в случае прекращения приема препарата человек начинает испытывать страшные физические страдания (ломку). Это заставляет снова и снова искать «дурь». При этом особенно быстро разрушается здоровье подростков, попавших и наркотическую зависимость, поскольку в молодом организме нее процессы - обмен веществ, кровоток - протекают гораздо интенсивнее, чем у взрослого человека.

Таким образом, алкоголизм и наркомания самым пагубным образом влияют на приобщившегося к спиртному или наркотикам человека, в итоге разрушая его личность. Огромные страдания выпадают на долю близких этих людей: переживания и преждевременная смерть родителей, брошенные (при этом часто уже с рождения неполноценные) дети.

Приобретая массовый характер, эти формы отклоняющегося поведения наносят удар и по обществу в целом: значительное число прежде всего молодых членов Общества, что называется, «выпадает» из нормальной социальной жизни. Они не способны полноценно реализовывать себя в семейной жизни, учебе, профессиональной деятельности.

Общество становится более криминальным. Известно, что множество преступлений совершается людьми именно в состоянии алкогольного опьянения, пьяные становятся причиной большинства дорожно-транспортных происшествий. Наркоманы столь же недружны с законом: в поисках средств на приобретение наркотика они идут на воровство, грабеж, совершают другие тяжкие преступления. Распространение в обществе алкоголизма и наркомании ведет к росту числа производственных травм, снижению эффективности производства и в конечном счете к большим экономическим потерям.

«Почему они делают это?» Словами, вынесенными в заголовок раздела параграфа, была названа статья в одном еженедельнике. Ее автор пытался разобраться в причинах, побуждающих молодежь, в целом достаточно осведомленную о вреде алкоголизма и наркомании, без меры употреблять спиртное и принимать наркотики. Среди прочих автор выделяет три момента. Во-первых, в юности человек, говоря словами известного психолога Д. Карнеги, «живет в отсеке сегодняшнего дня» -собственное будущее для него расплывчато и не очень значимо. Состояние беззаботности, легкости, которое приносят ему первые дозы алкоголя и наркотиков, оказывается более существенным, чем предостережения о колоссальной разрушительной силе этих веществ, которая неизбежно проявится спустя некоторое время. Во- вторых, подростки склонны переоценивать свою силу воли. Им кажется, что они всегда смогут прекратить употребление спиртного или наркотиков, как только почувствуют их вредоносное воздействие. В-третьих, молодежь вообще склонна к так называемым рискованным моделям поведения. При этом степень риска приуменьшается.

Причины отклоняющегося негативного поведения ищут и ученые. Психологи выделяют, в частности, такой мотив, как нежелание отставать от других, стремление войти в привлекательную в глазах подростка группу. Поэтому многие выкуривают первую сигарету, выпивают первую стопку, что называется, за компанию.

Социологи обращают внимание на социальные факторы , формирующие отклоняющееся поведение. Одни из них связаны с семьей, другие - с состоянием общества в целом. Исследования показали, что большинство молодых людей с отклоняющимся поведением воспитывались в неблагополучных семьях, где отсутствовали сплоченность (скандалы, склони были частым явлением), взаимная привязанность либо проявлялась сверхсуровость родителей (чаще всего отца).

Если говорить об обществе в целом, то в нем, как отметили ученые, бывают особые периоды резких и глубоким перемен, когда регулирующая роль норм ослабевает. Реальность так меняется, что перестает соответствовать сложившимся ранее ценностям и правилам. Иными словами, многие прежние ценности теряют значение и привлекательность, а вновь нарождающиеся предпочтения нередко конфликтуют с традиционными представлениями. В этих условиях случаен отклоняющегося поведения становится больше, и все чаще проявляется оно в краппе негативных формах: преступности, пьянстве, наркомании, проституции.

Еще одним объяснением отклоняющегося поведения может служить, по мнению социологов, возникающий в обществе разрыв между провозглашаемыми целями и доступными способами их осуществления. Поясним эту мысль. Допустим, человек стремится к достижению материального благополучия, к росту своего благосостояния. Но достичь этой цели социально одобряемыми средствами - с помощью образования, способностей - не получается. В этом случае он может прибегнуть к совершенно другим способна; воровству, взяточничеству, подлогам и т. п.

Безусловно, в истории различных государств бывали периоды, когда социальные условия создавали почву для всевозможных и нарастающих проявлений отклоняющегося поведения. И общество, и государство стремятся принять меры к ограничению особо опасных форм отклоняющегося поведения, в частности законодательно ужесточая ответственность за это. Но все-таки в каждом конкретном случае выбор остается за самим человеком.

Документ. Из Уголовного кодекса РФ:

«Статья 228.

1. Незаконные приобретение или хранение без цели сбыта наркотических средств или психотропных веществ в крупном размере наказываются лишением свободы на срок до трех лет.

2. Незаконные приобретение или хранение к целях сбыта, изготовление, переработка, перевозка, пересылка либо сбыт наркотических средств… - наказываются лишением свободы на срок от трех до семи лет с конфискацией имущества или без таковой.

Статья 230.

1. Склонение к потреблению наркотических средств или психотропных веществ заказывается ограничением свободы на срок до трех лет, либо арестом на срок до шести месяцев, либо лишением свободы на срок от двух до пяти лет.

2. То же деяние, совершенное: а) группой лиц по предварительному сговору или организованной группой: б) неоднократно; в) в отношении заведомо несовершеннолетнего либо двух и более лиц; г) с применением насилия или угрозой его применения. - наказывается лишением свободы на срок от трех до восьми лет».

Проверь себя

1. Какова связь между понятиями «социальные нормы» и «отклоняющееся поведение»? 2. Какие разновидности отклоняющегося поведения выделяют социологи?

3. Что может служить иллюстрацией позитивного отклоняющегося поведения?

4. В чем выражается негативное отклоняющееся поведение?

5. Какой ущерб наносит личности и обществу неумеренное употребление спиртного и прием наркотических веществ?

6. Каковы основные причины распространения алкоголизма и наркомании?

В классе и дома

1. Дезорганизация, как и отклоняющееся поведение, с неизбежностью присуща любой социальной системе, так же как и ее основа - социальная организованность и социальные нормы. Не существовало и невозможно существование общества без социальных отклонений и преступности, утверждают социологи.

Можешь ли ты привести примеры обществ, не знавших проявлении отклоняющегося поведения или хотя бы такой его крайней формы, как преступность? Следует ли из приведенного тезиса вывод о том, что бороться с отклоняющимся поведением бессмысленно? Аргументируй свой ответ.

2. «Какая счастливая перемена произошла бы во всей жизни людской, если бы люди перестали одурманивать и отравлять себя водкой, вином, табаком, опиумом»,- писал Л. В. Толстой. Попытайся конкретизировать слова великого писателя . Что и как изменилось бы к лучшему, если бы исчезли эти пагубные пристрастия.

3. В XIX и XX вв. благодаря успехам химии и фармакологии были созданы многие получившие вскоре распространение наркотические вещества: героин, морфий и др. Можно ли обвинять пауку в распространении в обществе наркомании? Обоснуй свой вывод.

4. Представь, что среди твоих друзей появилась «мода» на употребление так называемых легких наркотиков. При этом приобщившиеся уверенно заявляют, что это дает незабываемые ощущения и не вызывает привыкания. Спрогнозируй свою линию поведения в этой ситуации. Что для тебя имело бы я данном случае решающее значение: 1) желание не «выпасть» из группы друзей; 2) продемонстрировать свою солидарность с ними; 3) убеждение в колоссальном вреде всех наркотиков: 4) опасение того, что об этом узнают родители?

Говорят мудрые

«Не бойся Бога - бойся самого себя. Ты сам творец своих благ и причина своих бедствий».