Программы внеурочной деятельности фгос криволапова. Работников образования Курганской области

Настоящая рабочая программа по внеурочной деятельности для 5-8 классов составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (ФГОС ООО), на основе авторской программы Н.А. Криволаповой /Внеурочная деятельность. Программа развития познавательных способностей учащихся. 5-8 классы /Н.А. Криволапова. – М.: Просвещение, 2012.

Программа курса направлена на формирование универсальных (метапредметных) умений, навыков, способов деятельности, которыми должны овладеть учащиеся, на развитие познавательных и творческих способностей и интересов. Программа предполагает освоение способов деятельности на понятийном аппарате тех учебных предметов, которые ученик изучает; занятия проводятся в форме предметно-ориентированного тренинга.

Цель данной программы:

сформировать компетентность сфере общеинтеллектуальная деятельности, создавать условия для овладения учащимися способами деятельности, в состав которых входят общие и специальные учебные умения и навыки, и, таким образом, сделать детей активными участниками учебного процесса, заинтересованными в полноценных образовательных результатах.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Рабочая программа внеурочной деятельности развития познавательных способностей учащихся 5-8 классов

Составитель : Сафонова Л.Д.

Пояснительная записка

Настоящая рабочая программа по внеурочной деятельности для 5-8 классов составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (ФГОС ООО), на основе авторской программы Н.А. Криволаповой /Внеурочная деятельность. Программа развития познавательных способностей учащихся. 5-8 классы /Н.А. Криволапова. – М.: Просвещение, 2012.

Программа курса направлена на формирование универсальных (метапредметных) умений, навыков, способов деятельности, которыми должны овладеть учащиеся, на развитие познавательных и творческих способностей и интересов. Программа предполагает освоение способов деятельности на понятийном аппарате тех учебных предметов, которые ученик изучает; занятия проводятся в форме предметно-ориентированного тренинга.

Цель данной программы:

Сформировать компетентность сфере общеинтеллектуальная деятельности, создавать условия для овладения учащимися способами деятельности, в состав которых входят общие и специальные учебные умения и навыки, и, таким образом, сделать детей активными участниками учебного процесса, заинтересованными в полноценных образовательных результатах.

Основные задачи :

  • развитие психических познавательных процессов: мышления, восприятия, внимания, памяти, воображения у обучающихся на основе развивающего предметно-ориентированного тренинга;
  • формирование учебно-интеллектуальных умений, приёмов мыследеятельности, освоение рациональных способов её осуществления на основе учёта индивидуальных особенностей учащихся;
  • формирование собственного стиля мышления;
  • формирование учебно-информационных умений и освоение на практике различных приёмов работы с разнообразными источниками информации, умений структурировать информацию, преобразовывать её и представлять в различных видах;
  • освоение приёмов творчества и методов решения творческих задач;

Программа рассчитана на учащихся 5-8 классов, имеет практико-ориентированный характер, так как 80% времени отведено на освоение приёмов и способов деятельности, и состоит из следующих блоков:

  • развитие интеллектуальных умений
  • учимся работать с информацией

Логика изложения и содержания авторской программы полностью соответствует требованиям федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, в программу внесены изменения так, как программа рассчитана на 34 учебных недели, а у нас 35, то мной по одну часу было добавлено на повторение: «Решение логических задач» в 5 и 6 классе, «Решение творческих задач» в 7 классе, «Компьютерный практикум» в 8 классе.

В процессе освоения содержания программы её результативность предполагается проверять с помощью системы диагностик: психологических и педагогических тестов, наблюдения, анкетирования.

Для реализации программы подготовлен учебно-методический комплекс: программа курса / Внеурочная деятельность. Программа развития познавательных способностей учащихся. 5-8 классы /Н.А. Криволапова. – М.: Просвещение, 2012 и сборник заданий для работы с обучающимися /Внеурочная деятельность. Сборник заданий для познавательных способностей учащихся. 5-8 классы. /Н.А. Криволапова. – М.: Просвещение, 2012.

Формы проведения занятий подбираются с учетом цели и задач, познавательных интересов, индивидуальных возможностей воспитанников:

  • учебная игра;
  • развивающая игра;
  • тематические задания по подгруппам;
  • практическое занятие;
  • беседа;
  • викторина;

участие в акциях.

ФОРМЫ КОНТРОЛЯ

  • диагностическое тестирование;
  • диагностический тренинг;
  • итоговое тестирование.

РЕЖИМ ЗАНЯТИЙ

Требования к уровню подготовки учащихся 2 года обучения

Разделы программы

Ожидаемые результаты

Выделение существенных признаков понятий

Учащиеся знают:

Правила составления определений: понятие: обобщение слов (родовое понятие) + существенный признак (видовое отличие).

Учащиеся умеют:

Выделять главную мысль;

Формулировать выводы;

Выявлять закономерности;

Строить умозаключения;

Коммуникативные УУД

Регулятивные УУД

  • целеполагание;
  • волевая саморегуляция;
  • оценка;
  • коррекция.

Личностные УУД

  • развитие этических чувств;
  • самооценка;
  • самоопределение;

Сравнение понят

Учащиеся знают :

Сходства и различия;

Понятия одного порядка;

Антонимы, синонимы, омонимы;

Главные и второстепенные признаки явлений;

Аналогия.

Учащиеся умеют:

Анализировать, сравнивать, классифицировать, обобщать и систематизировать;

Выделять главную мысль;

Формулировать выводы;

Выявлять закономерности;

Строить умозаключения;

Слушать, владеть приемами рационального запоминания;

Владеть монологической и диалогической речью.

Классификация понятий

Учащиеся знают :

Правила классификации;

Правила обобщения понятий.

Учащиеся умеют:

Анализировать, сравнивать, классифицировать, обобщать и систематизировать;

Выделять главную мысль;

Формулировать выводы;

Устанавливать причинно-следственные связи;

Выявлять закономерности;

Строить умозаключения;

Слушать, владеть приемами рационального запоминания;

Владеть монологической и диалогической речью.

Объяснение значения слов

Учащиеся знают :

Устойчивые словосочетания;

Смысловые сочетания;

Роль смысловых сочетаний в тексте.

Учащиеся умеют:

Анализировать, сравнивать, классифицировать, обобщать и систематизировать;

Выделять главную мысль;

Формулировать выводы;

Устанавливать причинно-следственные связи;

Выявлять закономерности;

Строить умозаключения;

Слушать, владеть приемами рационального запоминания;

Владеть монологической и диалогической речью.

Творчество.

Воображение.

Учащиеся знают :

Виды воображения:

Учащиеся умеют:

Анализировать, сравнивать, классифицировать, обобщать и систематизировать;

Работать с источником информации (чтение текста);

Выделять главную мысль;

Формулировать выводы;

Выявлять закономерности;

Строить умозаключения;

Слушать, владеть приемами рационального запоминания;

Владеть монологической и диалогической речью.

Учащиеся знают :

Методы их решения.

Учащиеся умеют:

Анализировать, сравнивать, классифицировать, обобщать и систематизировать;

Выявлять закономерности;

Строить умозаключения;

Владеть монологической и диалогической речью.

Учащиеся знают :

Учащиеся умеют:

Анализировать, сравнивать, классифицировать, обобщать и систематизировать;

Работать с источником информации (чтение текста);

Формулировать выводы;

Устанавливать причинно-следственные связи;

Выявлять закономерности;

Строить умозаключения;

Слушать, владеть приемами рационального запоминания;

Требования к уровню подготовки учащихся 3 года обучения

Разделы программы

Ожидаемые результаты

Универсальные учебные действия

Творчество.

Воображение.

Учащиеся знают :

Что такое творчество, воображение;

Методы решения творческих задач;

Виды воображения:

Приёмы развития воображения.

Учащиеся умеют:

Анализировать, сравнивать, классифицировать, обобщать и систематизировать;

Работать с источником информации (чтение текста);

Выделять главную мысль;

Формулировать выводы;

Выявлять закономерности;

Строить умозаключения;

Слушать, владеть приемами рационального запоминания;

Владеть монологической и диалогической речью.

Познавательные общеучебные действия

  • умение осознанно строить речевое высказывание в устной форме;
  • выделение познавательной цели;
  • выбор наиболее эффективного способа решения поставленной задачи;
  • умение осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы;
  • устанавливать причинно-следственные связи;
  • устанавливать аналогии, проводить сравнение и классификацию по заданным критериям.

Коммуникативные УУД

  • умение общаться с другими людьми - детьми и взрослыми;
  • умение выражать свои мысли полно и точно;
  • управление действиями партнера (оценка, коррекция);
  • использовать речь для регуляции своего действия.

Регулятивные УУД

  • целеполагание;
  • волевая саморегуляция;
  • прогнозирование уровня усвоения;
  • оценка;
  • коррекция.

Личностные УУД

  • знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение;
  • ориентация на понимание причин успеха в деятельности;
  • осознание ответственности за общее благополучие;
  • развитие этических чувств;
  • установка на здоровый образ жизни;
  • самооценка;
  • самоопределение;

Конструирование на плоскости и пространстве

Учащиеся знают :

Понятия танграм, головоломок;

Методы их решения.

Учащиеся умеют:

Анализировать, сравнивать, классифицировать, обобщать и систематизировать;

Выявлять закономерности;

Строить умозаключения;

Проводить наблюдения, измерения;

Владеть монологической и диалогической речью.

Оценка явлений и событий с разных точек зрения. Постановка и разрешение проблем.

Учащиеся знают :

Положительные и отрицательные стороны явлений;

Методы разрешения проблемных ситуаций;

Методы разрешения противоречий.

Учащиеся умеют:

Анализировать, сравнивать, классифицировать, обобщать и систематизировать;

Работать с источником информации (чтение текста);

Выделять главную мысль, абстогировать;

Формулировать выводы;

Устанавливать причинно-следственные связи;

Выявлять закономерности;

Строить умозаключения;

Слушать, владеть приемами рационального запоминания;

Владеть монологической и диалогической речью.

Метод решения изобретательских задач

Учащиеся знают :

Метод контрольных вопросов;

Метод синектики;

Метод преобразования свойств.

Учащиеся умеют:

Анализировать, сравнивать, классифицировать, обобщать и систематизировать;

Работать с источником информации (чтение текста);

Выделять главную мысль, абстогировать;

Формулировать выводы;

Устанавливать причинно-следственные связи;

Выявлять закономерности;

Строить умозаключения;

Слушать, владеть приемами рационального запоминания;

- владеть монологической и диалогической речью.

Требования к уровню подготовки учащихся 4 года обучения

Разделы программы

Ожидаемые результаты

Универсальные учебные действия

Чтение как способ получения информации

Учащиеся знают:

Виды чтения;

Правила быстрого чтения;

Чтение укороченной строки.

Учащиеся умеют:

Анализировать, сравнивать, классифицировать, обобщать и систематизировать;

Выделять главную мысль;

Формулировать выводы;

Слушать, владеть приемами рационального запоминания;

Строить умозаключения;

Владеть монологической и диалогической речью.

Познавательные общеучебные действия

  • умение осознанно строить речевое высказывание в устной форме;
  • выделение познавательной цели;
  • выбор наиболее эффективного способа решения поставленной задачи;
  • умение осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы;
  • устанавливать причинно-следственные связи;
  • устанавливать аналогии, проводить сравнение и классификацию по заданным критериям.

Коммуникативные УУД

  • умение общаться с другими людьми - детьми и взрослыми;
  • умение выражать свои мысли полно и точно;
  • управление действиями партнера (оценка, коррекция);
  • использовать речь для регуляции своего действия.

Регулятивные УУД

  • целеполагание;
  • волевая саморегуляция;
  • прогнозирование уровня усвоения;
  • оценка;
  • коррекция.

Личностные УУД

  • знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение;
  • ориентация на понимание причин успеха в деятельности;
  • осознание ответственности за общее благополучие;
  • развитие этических чувств;
  • установка на здоровый образ жизни;
  • самооценка;
  • самоопределение;

Приёмы работы с текстом.

Недостатки традиционного чтения.

Учащиеся знают :

Гипертекстовое представление информации;

Метод толстых и тонких вопросов;

Чтение с пометками, чтение с пропусками;

Метод смысловой догадки;

Интегральный алгоритм чтения;

Правила выделения ключевых слов;

Выделение основного смысла отрезков текста.

Учащиеся умеют:

Анализировать, сравнивать, классифицировать, обобщать и систематизировать;

Выделять главную мысль;

Формулировать выводы;

Слушать, владеть приемами рационального запоминания;

Пересказывать прочитанный текст;

Передавать прочитанное в сжатом или развёрнутом виде;

Составлять план текста;

Строить умозаключения;

Владеть монологической и диалогической речью.

Способы обработки полученной информации

Учащиеся знают :

Понятия: план, выписка, цитаты, тезисы, аннотации, конспект, реферат, рецензия.

Учащиеся умеют:

Анализировать, сравнивать, классифицировать, обобщать и систематизировать;

Выделять главную мысль;

Формулировать выводы;

Слушать, владеть приемами рационального запоминания;

Пересказывать прочитанный текст;

Передавать прочитанное в сжатом или развёрнутом виде;

Составлять план текста;

Составлять тезисы;

Представлять информацию в различных видах;

Строить умозаключения;

Владеть монологической и диалогической речью.

Способы представления информации в различных видах

Учащиеся знают :

Способы представления информации: вербальный, табличный, графический, схематический, аналитический, знаково-символический;

Графические методы;

Кодирование и декодирование информации.

Учащиеся умеют:

Анализировать, сравнивать, классифицировать, обобщать и систематизировать;

Работать с источником информации (чтение текста);

Выделять главную мысль;

Формулировать выводы;

- составлять план текста;

Представлять информацию в различных видах (вербальный, табличный, графический, схематический, аналитический, знаково-символический);

Выявлять закономерности;

Владеть монологической и диалогической речью.

Работа с устными текстами. Библиографический поиск. Справочная литература

Учащиеся знают :

Правила дискуссии;

Виды каталогов;

Правила работы с каталогами;

Роль и назначение справочников;

Правила работы со справочной литературой.

Учащиеся умеют:

Анализировать, сравнивать, классифицировать, обобщать и систематизировать;

Работать с источником информации (чтение, библиографический поиск, работа со справочником);

Выделять главную мысль;

Формулировать выводы;

Строить умозаключения;

Слушать, владеть приемами рационального запоминания;

Владеть монологической и диалогической речью.

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ

ЛИТЕРАТУРА

  • Н.А. Криволапова. Внеурочная деятельность. Сборник заданий для развития познавательных способностей учащихся. 5-8 классы. – М.: Просвещение, 2012
  • Гузеев В.В. Познавательная самостоятельность учащихся и развитие образовательной технологии. – М.:НИИ школьных технологий, 2004
  • Тихомирова Л.Ф. Развитие интеллектуальных способностей школьника: Популярное пособие для родителей и педагогов. – Ярославль: «Академия развития», 1996

Технические средства обучения

  • Мультимедийный компьютер
  • Мультимедиапроектор
  • Средства телекоммуникации
  • Экран навесной

Планируемые результаты

Ожидаемые результаты

Универсальные учебные действия

  • анализировать, сравнивать, классифицировать, обобщать, систематизировать, выделять главную мысль, абстрагировать, формулировать выводы, устанавливать причинно-следственные связи, выявлять закономерности, строить умозаключения;
  • слушать, владеть приёмами рационального запоминания, работать с источниками информации (чтение, конспектирование, составление тезисов, библиографический поиск, работа со справочником), представлять информацию в различных видах (вербальном, табличном, графическом, схематическом, аналитическом), преобразовывать из одного вида в другой;
  • проводить наблюдения, измерения, планировать и поводить опыт, эксперимент, исследование, анализировать и обобщать результаты наблюдений, представлять результаты наблюдений в различных видах;
  • владеть монологической и диалогической речью, составлять план текста, передавать прочитанное и сжатое или развёрнутом виде, составлять конспекты, тезисы, анализировать текст с точки зрения основных признаков и стилей, описывать рисунки, модели, схемы, составлять рассказ по карет, схеме, модели, задавать прямые вопросы и отвечать на них;
  • работать с текстовой информацией на компьютере, осуществлять операции с файлами и каталогами.

Познавательные общеучебные действия

  • умение осознанно строить речевое высказывание в устной форме;
  • выделение познавательной цели;
  • выбор наиболее эффективного способа решения поставленной задачи;
  • умение осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы;
  • устанавливать причинно-следственные связи;
  • устанавливать аналогии, проводить сравнение и классификацию по заданным критериям.

Коммуникативные УУД

  • умение общаться с другими людьми - детьми и взрослыми;
  • умение выражать свои мысли полно и точно;
  • управление действиями партнера (оценка, коррекция);
  • использовать речь для регуляции своего действия.

Регулятивные УУД

  • целеполагание;
  • волевая саморегуляция;
  • прогнозирование уровня усвоения;
  • оценка;
  • коррекция.

Личностные УУД

  • знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение;
  • ориентация на понимание причин успеха в деятельности;
  • осознание ответственности за общее благополучие;
  • развитие этических чувств;
  • установка на здоровый образ жизни;
  • самооценка;
  • самоопределение.

ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ОБУЧАЮЩИХСЯ

В результате изучения курса обучающиеся должны:

знать:

  • правила конструирования определений, формулирования выводов;
  • правила классификации и сравнения;
  • методы решения творческих задач: разрешения противоречий, метод от противного, контрольные вопросы, преобразование свойств;
  • способы чтения, структурирования, обработки и представления учебной информации;
  • правила поиска информации в библиотеке, работы с каталогами;
  • способы планирования и проведения наблюдений и исследований;
  • правила сохранения информации, приёмы запоминания;

уметь:

  • анализировать, сравнивать, классифицировать, обобщать, систематизировать, выделять главную мысль, абстрагировать, формулировать выводы, устанавливать причнно-следственные связи, выявлять закономерности, строить умозаключения;
  • слушать,владеть приёмами рационального запоминания, работать с источниками информации (чтение, конспектирование, составление тезисов, библиографический поиск, работа со справочником), представлять информацию в различных видах (вербальном, табличном, графическом, схематическом, аналитическом), преобразовывать из одного вида в другой;
  • проводить наблюдения, измерения, планировать и проводить опыт, эксперимент, исследование, анализировать и обобщать результаты наблюдений, представлять результаты наблюдений в различных видах;
  • владеть монологической и диалогической речью, пересказывать прочитанный текст, составлять план текста, передавать прочитанное в сжатом или развёрнутом виде, описывать рисунки, модели, схемы, задавать прямые вопросы и отвечать на них.

Работников образования Курганской области

Н.А. Криволапова

Учимся учиться

Развиваем мышление

Часть 2

Рабочая тетрадь для учащихся


Курган 2012

Криволапова Н.А. Учимся учиться. Развиваем мышление. Часть 2:Рабочая тетрадь для учащихся / Институт повышения квалификации и переподготовки работников образования Курганской области. – Курган, 2007. – 37 с.

Печатается по решению редакционно-издательского совета ИПКиПРО Курганской области.

Н.А. Криволапова, проректор по НиРО ИПКиПРО, кандидат педагогических наук

Рецензенты:

Гончаров B.C., профессор КГУ, доктор психологических наук

Рябова И.А., директор Мишкинской средней школы, учитель высшей категории

Дорогие ребята!

Перед вами – необычная рабочая тетрадь, которая поможет вам развить логическое мышление, научиться анализировать, сравнивать, обобщать, выделять главное. Она научит вас организовать свое мышление и облегчит ваш учебный труд. Учителя или родители окажут помощь, если задания вам покажутся трудными.

Желаем вам успеха!

© Н.А. Криволапова

© ИПКиПРО Курганской области


Занятие 1. Диагностическое тестирование (входной тест)

1. Какое из приведенных веществ не является металлом?

А. Графит Б. Алюминий

В. Сталь Г. Ртуть

2. Ученику предоставили возможность составить группу из четырех слов, объединив их по некоторому признаку. Три слова он написал: СТОЛ, СТУЛ, ДИВАН… Помоги ему выбрать четвертое слово:

В. Ложка Г. Карандаш

3. Для жизни человеку необходим кислород. Где в организме человека используется кислород?

A. Только в головном мозге. Б. Только в сердце.

В. Во всех клетках организма. Г. Только в печени.

4. Вставьте в скобки слово из двух букв так, чтобы оно было окончанием первого и началом второго, и прочитайте два новых слова.

А. МАЙ (…) ГАН Б. ТОП (…) КЕСТР

B. МЫШЬ (…) ОРЬ Г. ПОС (…) РАНА

5. Когда на небе бывает радуга?

А. Когда идет сильный дождь.

Б. Когда светит солнце и дует ветер.

А. Тарелка Б. Шкаф

В. Когда светит солнце.

Г. Когда идет дождь и светит солнце.

6. Ученик отмечал на графике температуру воздуха в разное время суток. Когда температура воздуха была равна 19°С?

А. В 9 часов

Б. В 12 часов

В. В 13 часов

Г. В 10 часов

7. Во время эпидемий гриппа членикам не рекомендуют ходить в кино, театры и иногда даже в школу. В чем причина таких рекомендаций?

А. Когда ученик выходит из теплого помещения, он простужается.

Б. В теплых помещениях, где много человек, душно и трудно дышать.

В. В теплом воздухе быстро размножаются вирусы гриппа.

Г. Ученики должны больше отдыхать во время эпидемии.

8. В коробке находится смесь деревянных и железных опилок. Как проще всего отделить их друг от друга?

А. Вручную.

Б. Пропустить через них воду.

В. С помощью магнита.

Г. Подуть на них.

9. Ножницами режут толстый картон. Где его надо расположить, чтобы резать было легче? (Ножницы острые по всей длине)

А. 1. Б. 2. В. 3. Г. 4

10. Комок грязи срывается с велосипедного колеса в том месте, которое показано на рисунке. По какой траектории полетит этот комок вероятнее всего?

А. 1. Б. 2. В. 3. Г. 4

11. Рассмотри рисунок, на котором изображена часть комнаты. Выбери из приведенных высказываний то, которое ты считаешь самым верным.

А. Мальчик читал книги.

Б. Часть книг забыли поставить на полку.

В. Книги стоят на полке и лежат на столе.

Г. Ученик делал уроки и положил учебники на стол.

12. Человек стоит на экваторе Земли и выпускает из рук камень. По какой траектории он будет падать?

А. 1. Б. 2. В. 3. Г. 4

13. Расшифруйте анаграммы и исключите лишнее слово.

А. РАКОЧВА Б. ЛЬБГДОУ

В. ЛУПЕДЬ Г. EXPO

14. Определите закономерность расположения чисел в каждом ряду и впишите следующие два числа.

В сборнике представлена система занятий к курсу внеурочной деятельности по развитию познавательных способностей учащихся, направленная на формирование универсальных учебных действий на основе предметно-ориентированного тренинга.
Содержание занятий способствует формированию учебно-интеллектуальных, информационных, коммуникативных, исследовательских умений, развитию аналитико-синтетических способностей, таких способов и приёмов умственной деятельности, как сравнение, классификация, обобщение, поиск закономерностей, а также гибкости и критичности мышления и других интеллектуальных качеств личности.

Примеры.
Ученик получил задание изучить влияние полива на рост растений. Как ему лучше выполнить это задание?
A. Оба растения поставить на окно и одно поливать, а другое нет.
Б. Оба растения поставить в тёмном помещении и поливать.
B. Одно растение поставить на окно, а другое - в темное помещение. Оба растения поливать одинаково.
Г. Одно растение поставить на окно и поливать его, а другое растение поставить в тёмном помещении и не по-ливать.

Если на Луне будут построены горела, смогут ли современные автомобили ездить по дорогам между этими городами?
A. Смогут.
Б. Не смогут, на Луне маленькое притяжение.
B. Не смогут, на Луне нет горючего.
Г. Не смогут, на Луне нет воздуха и кислорода.

В коробке находится смесь деревянных и железных опилок. Как проще всего отделить их друг от друга?
A. Вручную.
Б. Пропустить через воду.
B. С помощью магнита.
Г. Подуть на них.

В каждой строке исключите лишнее.
A. Приставка, предлог, суффикс, окончание, предложение. Б. Прямая, ромб, прямоугольник, квадрат, треугольник.
B. Барометр, термометр, компас, азимут.
Г. Очерк, рассказ, сюжет, повесть.

По кнопкам выше и ниже «Купить бумажную книгу» и по ссылке «Купить» можно купить эту книгу с доставкой по всей России и похожие книги по самой лучшей цене в бумажном виде на сайтах официальных интернет магазинов Лабиринт, Озон, Буквоед, Читай-город, Литрес, My-shop, Book24, Books.ru.

По кнопке «Купить и скачать электронную книгу» можно купить эту книгу в электронном виде в официальном интернет магазине «ЛитРес» , и потом ее скачать на сайте Литреса.

По кнопке «Найти похожие материалы на других сайтах» можно найти похожие материалы на других сайтах.

On the buttons above and below you can buy the book in official online stores Labirint, Ozon and others. Also you can search related and similar materials on other sites.


Дата публикации: 15.11.2015 10:09 UTC

  • Задачи и вопросы по экологии для 5-8 классов, Пособие для учителей, Часть 1, Задачи, Ердаков Л.Н., Чернышова О.И., 2007
  • Задачи и вопросы по экологии для 5-8 классов, Пособие для учителей, Часть 2, Ответы, Ердаков Л.Н., Чернышова О.И., 2005

Search results:

  1. Рабочая программа на тему: Рабочая программа внеурочной ...

    Главные вкладки. Рабочая программа внеурочной деятельности развития познавательных способностей учащихся 5 -8 классов рабочая программа на

    nsportal.ru
  2. Нина Криволапова : Внеурочная деятельность . Сборник ...
  3. Внеурочная деятельность . Сборник заданий для развития ... ru.b-ok.xyz
  4. 5 -8 классы . Внеурочная деятельность . Сборник заданий для ...

    Сборник заданий для развития познавательных способностей учащихся . Криволапова Н.А. | 2013.

    В пособии представлена система занятий к курсу внеурочной деятельности по развитию познавательных способностей учащихся 5 -8 классов , ориентированная на...

    kurokam.ru
  5. Книголюб - Скачать бесплатно книгу Нина Криволапова ...
  6. Внеурочная деятельность . Сборник заданий для развития ...

    Сборник заданий для развития познавательных способностей учащихся . 5 -8 классы .

    222 с. - (Работаем по новым стандартам).В сборнике представлена система занятий к курсу внеурочной деятельности по развитию познавательных способностей учащихся ...

    b-ok.cc
  7. Внеурочная деятельность . 5 -8 классы . Сборник заданий для ...
  8. Внеурочная деятельность . Сборник заданий для развития ...

    Сборник заданий для развития познавательных способностей учащихся . 5 -8 классы .

    222 с. - (Работаем по новым стандартам).В сборнике представлена система занятий к курсу внеурочной деятельности по развитию познавательных способностей учащихся ...

    b-ok2.org
  9. Криволапова . – М.: Просвещение, 2012.

    Программа развития познавательных способностей учащихся . 5 -8 классы /Н.А. Криволапова . – М.: Просвещение, 2012 и сборник

    v Н.А. Криволапова . Внеурочная деятельность . Сборник заданий для развития познавательных способностей учащихся .

    s17edu54.edusite.ru
  10. Внеурочная деятельность . Программа развития ...

    Программа развития познавательных способностей учащихся . 5 -8 классы . Методическое пособие для учителя.

    catalog.prosv.ru
  11. Внеурочная деятельность . Сборник заданий для развития ...

    Сборник заданий для развития познавательных способностей учащихся . 5 -8 классы .

    222 с. - (Работаем по новым стандартам).В сборнике представлена система занятий к курсу внеурочной деятельности по развитию познавательных способностей учащихся ...

    ru.b-ok.cc
  12. Рабочая программа внеурочной деятельности « Развитие ...

    В «Сборнике заданий для развития познавательных способностей обучающихся. 5 -8 классы »./ Н.А. Криволапова .-М

    деятельности по развитию познавательных способностей обучающихся, ориентированная на формирование универсальных учебных...

    www.s_34.edu54.ru
  13. Криволапова Н.А. Внеурочная деятельность . Сборник заданий ...

    Сборник заданий для развития познавательных способностей учащихся . 5 -8 классы .

    В сборнике представлена система занятий к курсу внеурочной деятельности по развитию познавательных способностей учащихся , направленная на формирование универсальных...

    www.studmed.ru
  14. Рабочая программа внеурочной деятельности развития ...

    Н.А. Криволапова . Внеурочная деятельность . Сборник заданий для развития познавательных способностей учащихся .

    multiurok.ru
  15. Пояснительная записка

    Настоящая рабочая программа по внеурочной деятельности для 5 -8 классов составлена в соответствии с требованиями

    Программа развития познавательных способностей учащихся .

    Сборник заданий для познавательных способностей учащихся . 5 -8 классы . /

    nouvita.mskobr.ru
  16. Программа развития познавательных способностей учащихся .

    формирование собственного стиля мышления; формирование учебно-информационных умений и освоение на практике различных

    Криволапова . Внеурочная деятельность . Сборник заданий для развития познавательных способностей учащихся . 5 -8 классы .

    urokimatematiki.ru
  17. Криволапова , Нина Анатольевна - Внеурочная деятельность .

    Внеурочная деятельность . 5 -8 классы [Текст] : сборник заданий для развития познавательных способностей учащихся / Н. А. Криволапова . - Москва: Просвещение, 2012.

    search.rsl.ru
  18. Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Развитие ...»

    Рабочая программа внеурочной деятельности «Развитие познавательных способностей учащихся » составлена на основе авторской Программы развития

    Сборник заданий для развития познавательных способностей учащихся 5 -8 классы / Н.А. Криволапова .

    multiurok.ru
  19. Внеурочная деятельность , Сборник заданий для развития ...

    Сборник заданий для развития познавательных способностей учащихся , 5 -8 класс , Криволапова Н.А., 2013. В сборнике представлена система занятий к курсу внеурочной деятельности по развитию познавательных способностей учащихся , направленная на...

    mirsmartbook.ru
  20. Рабочая программа (5 , 6, 7 класс ) на тему: Рабочая программа...
  21. Программа внеурочной деятельности

    ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «Развитие познавательных способностей учащихся ». на 4 года Возраст обучающихся: 11–14 лет. 5 –8 классы . Учитель: Клименко Наталья Ивановна. Новый Оскол, 2013 г. Программа: «Развитие познавательных способностей ...

    sch2.edunoskol.ru
  22. Рабочая программа внеурочной деятельности развития ...

    Программа развития познавательных способностей учащихся . 5 -8 классы /Н.А. Криволапова . – М.: Просвещение, 2012 и сборник заданий

    Н.А. Криволапова . Внеурочная деятельность . Сборник заданий для развития познавательных способностей учащихся .

    multiurok.ru
  23. Внеурочная деятельность . Сборник заданий для развития ...

    Сборник заданий для развития познавательных способностей учащихся . 5 -8 классы .

    В сборнике представлена система занятий к курсу внеурочной деятельности по развитию познавательных способностей учащихся , ориентированная на формирование ...

    catalog.prosv.ru
  24. Внеурочная деятельность . Сборник заданий для развития ...

    Внеурочная деятельность . Сборник заданий для развития познавательных способностей . 5 -8 кл. ФГОС Криволапова Нина Анатольевна В сборнике представлена система занятий к курсу внеурочной деятельности по развитию познавательных способностей учащихся ...

    www.labirint.ru Купить
  25. Книга: "Внеурочная деятельность . Программа развития ..."

    www.labirint.ru Купить

  26. криволапова программа. - Программа развития ...

    К. А. Криволапова . Внеурочная . деятельность Программа развития . познавательных . способностей . учащихся 5 -8 классы .

    stomfaq.ru
  27. Рабочая программа внеурочной деятельности "Развитие ..."

Криволапова Н. А. Внеурочная деятельность. Программа развития познавательных способностей - страница №1/1


Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Волоконовская средняя общеобразовательная школа №1

Волоконовского района Белгородской области»

Рассмотрена на заседании Утверждаю:

педагогического совета Директор МБОУ

протокол № от ______2013 ______А. Горюнова

приказ №____

от____________2013

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

«РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ ИНТЕРЕСОВ»

(общекультурное направление)

в условиях ФГОС второго поколения

ЩУПКО ТАТЬЯНЫ ВЛАДИМИРОВНЫ

(возраст обучающихся 11-12 лет)

Волоконовка, 2013

Программа внеурочной деятельности: «Развитие познавательных интересов», образовательная программа внеурочной деятельности подростков, общекультурная деятельность.
Щупко Татьяна Владимировна
Программа рассмотрена и утверждена на заседании педагогического совета

от « » 2013 года, протокол №


Председатель педагогического совета: ________________ А. Горюнова

Пояснительная записка

Программа рассчитана на учащихся 5-8 классов (136 ч), имеет практико-ориентированный характер, так как 80% времени отведено на освоение приёмов и способов деятельности, и состоит из следующих блоков:


  • развитие интеллектуальных умений (5-7 классы) - 102 ч;

  • учимся работать с информацией (8 класс) - 34 ч.
В процессе освоения содержания программы её результативность предполагается проверять с помощью системы диагностик: психологических и педагогических тестов, наблюдения, анкетирования.

Для реализации программы подготовлен учебно-методический комплекс: программа курса и сборник заданий для работы с учащимися.

Криволапова Н. А. Внеурочная деятельность. Программа развития познавательных способностей учащихся. 5-8 классы / Н. А. Криволапова. - М. : Просвещение, 2012. - 47 с.

Сборник заданий для развития познавательных способностей учащихся. 5-8 классы».

В результате изучения курса учащиеся должны:

знать:


  • правила конструирования определений, формулирования выводов;

  • правила классификации и сравнения;

  • методы решения творческих задач: разрешение противоречий, метод от противного, мозговой штурм, контрольные вопросы, синектики, преобразование свойств, морфологический ящик;

  • способы чтения, структурирования, обработки и представления учебной информации;

  • правила поиска информации в библиотеке, работы с каталогами;

  • способы планирования и проведения наблюдений и исследований;

  • правила сохранения информации, приёмы запоминания;
уметь:

  • анализировать, сравнивать, классифицировать, обобщать, систематизировать, выделять главную мысль, абстрагировать, формулировать выводы, устанавливать причинно-следственные связи, выявлять закономерности, строить умозаключения;

  • слушать, владеть приёмами рационального запоминания, работать с источниками информации (чтение, конспектирование, составление тезисов, библиографический поиск, работа со справочником), представлять информацию в различных видах (вербальном, табличном, графическом, схематическом, аналитическом), преобразовывать из одного вида в другой;

  • проводить наблюдения, измерения, планировать и проводить опыт, эксперимент, исследование, анализировать и обобщать результаты наблюдений, представлять результаты наблюдений в различных видах;

  • владеть монологической и диалогической речью, пересказывать прочитанный текст, составлять план текста, передавать прочитанное в сжатом или развёрнутом виде, составлять конспекты, тезисы, анализировать текст с точки зрения основных признаков и стилей, описывать рисунки, модели, схемы, составлять рассказ по карте, схеме, модели, задавать прямые вопросы и отвечать на них;
работать с текстовой информацией на компьютере, осуществлять операции с файлами и каталогами

1.1 Развиваем логическое мышление.

Что такое интеллект. Понятие интеллекта, творчества. Дар и талант. Труд. Значение развития интеллекта. Различные виды интеллекта.

Диагностика интеллектуального развития.

Понятие. Отношения между понятиями: род - вид. Обобщение понятий. Более общее и более частное понятия. Составление логической цепочки: общее - менее общее - частное (в прямом и обратном направлении). Выбор более общего понятия к данному. Обобщение пары и группы понятий. Ограничение понятий. Развивающие игры.

Выделение существенных признаков понятий. Обобщение понятий и формулирование определений. Правила составления определений: понятие: обобщающее слово (родовое понятие) + существенный признак (видовое отличие).

Функциональные отношения между понятиями. Часть - целое, последовательности, рядоположности, причины и следствия. Установление причинно-следственных связей. Практические задания.

Сравнение понятий. Выявление сходства и различий. Отношение противоположности. Понятия одного порядка, противоположные по смыслу (антонимы). Синонимы. Омонимы. Выявление сходства и различий по существенным признакам. Главные и второстепенные признаки явлений. Узнавание предметов по указанным признакам. Аналогия. Умение проводить аналогии. Развивающие игры.

Классификация понятий. Правила классификации. Умение классифицировать понятия по двум и трём признакам. Обобщение понятий. Подбор определений к выделенным понятиям. Развивающие игры.

Рассуждение. Умозаключение. Обобщающий и оценочный, дедуктивный и индуктивный выводы. Алгоритмы деятельности при формировании умений делать выводы. Доказательства. Основные этапы деятельности при обучении доказательству. Практические задания и развивающие игры.

Закономерность. Закон. Поиск закономерностей. Представление закономерностей в различных видах (аналитическом, вербальном, графическом и др.). Формирование умения анализировать ситуацию, устанавливать причинно-следственные связи, находить закономерности, завершать схемы. Раз вивающие игры.

Объяснение значения слов. Подбор и объяснение значения слов в зависимости от контекста. Подбор понятий, близких по смыслу (синонимы). Составление предложений. Принципы составления предложений из рассыпанных предложений. Уяснение смысла предложений. Устойчивые словосочетания, определяющие смысл предложений. Знакомство с устойчивыми грамматическими сочетаниями. Дополнение текста. Уяснение содержания текста. Смысловые сочетания. Дополнение известных словосочетаний по смыслу. Роль смысловых сочетаний в тексте. Практические задания и развивающие игры.

Уяснение смысла вербального материала. Крылатые и метафорические выражения и объяснение их смысла. Составление предложений. Понимание смысла пословиц. Обоснование суждений. Практические занятия и развивающие игры.

1.2 Развиваем творческое мышлние.

Творчество. Что такое творчество? Методы решения творческих задач. Из жизни великих людей. Секреты и методы творчества. Диагностика творческих способностей. Прак тические задания и развивающие игры.

Воображение. Что такое воображение. Виды воображения. Воссоздание образов. Фантастический образ. Ассоциации. Приёмы развития воображения: головоломки на плоскости, незаконченный рассказ, описание картины, задачи со спичками и т. д. Развивающие игры.

Конструирование на плоскости и в пространстве. Тан-грам. Головоломки на плоскости. Создание фигур по заданным рисункам. Диагностика пространственного воображения. Конструирование в пространстве. Создание моделей пространственных фигур. Практические задания и развивающие игры.

Оценка явлений и событий с разных точек зрения. Формирование умений задавать вопросы, видеть положительные и отрицательные стороны явлений. Практические зада ния и развивающие игры.

Постановка и разрешение проблем. Анализ проблемной ситуации. Методы разрешения проблемных ситуаций: мозговой штурм, метод разрешения противоречий, метод морфологического ящика. Мозговой штурм: из истории возникновения, основные этапы, правила работы. Метод разрешения противоречий: сущность метода, применение к решению проблемных ситуаций. Метод морфологического ящика: из истории возникновения, сущность метода, алгоритм его применения. Практические задания и развивающие игры. Методы решения изобретательских задач. Метод контрольных вопросов: из истории возникновения, алгоритм применения метода. Метод синектики: прямая, символическая, фантастическая аналогии; алгоритм применения метода. Метод преобразования свойств: сущность метода. Использование данного метода в литературных произведениях. Применение его к решению изобретательских задач. Замена функций: условия применения метода, разрешение проблемных ситуаций на основе данного метода. Практические задания и развивающие игры.
2. Учимся работать с информацией 8 класс (34 ч)

Чтение как способ получения информации. Цели чтения. Виды чтения: библиографическое, просмотровое, ознакомительное, изучающее, аналитико-критическое, творческое. Правила быстрого чтения. Чтение укороченной строкой. Практические задания и развивающие игры.

Приёмы работы с текстами. Гипертекстовое представление информации. Чтение с закладкой, метод толстых и тонких вопросов, чтение с пометками, маркировочная таблица, «мудрые совы», чтение с пропусками, метод смысловой догадки. Практические задания и развивающие игры. Компьютерный практикум.

Недостатки традиционного чтения.

Интегральный алгоритм чтения: наименование читаемого источника, автор, выходные данные, основное содержание, фактографические данные (факты, события, имена, цифры, таблицы), новизна материала, возможности использования на практике. Практические задания и развивающие игры.

Дифференциальный алгоритм чтения. Выделение ключевых слов в абзацах текста, составление из них смысловых предложений, выделение основного смысла отрезков текста. Практические задания и развивающие игры.

Способы обработки полученной информации. План, выписки, цитаты, тезисы (простые, сложные, основные), аннотация, рецензия, отзыв, конспект, схема-конспект, структурно-логическая схема, реферат. Компоненты содержания каждого вида работ: аннотации, конспекта (виды конспектов: плановые, текстуальные, свободные, тематические и их особенности), рецензии, отзыва, тезисов. Практические задания, развивающие игры. Компьютерный практикум.

Способы представления информации в различных ви дах. Вербальный, табличный, графический, схематический, аналитический, знаково-символический. Преобразование информации из одного вида в другой. Графические методы: виды графиков, методика и правила использования. Диаграммы и их виды. Опорные сигналы и их роль. Кодирование и декодирование информации.

Работа с устными текстами. Вопросы открытые и закрытые. Дискуссия. Правила дискуссии. Практические за дания и развивающие игры.

Библиографический поиск. Каталоги. Виды каталогов: алфавитные, предметные, систематические, каталоги новых поступлений. Правила работы с каталогами. Практические задания.

Справочная литература. Словари, справочники, энциклопедии. Роль и назначение. Правила работы со справочной литературой. Практические задания. Компьютерный практикум.

Учебно-тематический план

5 класс


п/п

Тема

Содержание

Коли чество часов

Развитие интеллектуальных умений. 5 класс (34 ч)

1

Человек и его интеллект

Что такое интеллект. Понятие интеллекта, творчества. Дар и талант. Различные виды интеллекта. Практические задания, развивающие игры

1

2

Диагностическое тестирование

1

3-4



Интеллектуальная разминка. Понятие. Отношения между понятиями: род - вид. Обобщение понятий. Практические задания, развивающие игры \

2

5-6

Обобщение и ограничение понятий

Тренинг внимания. Ограничение понятий. Практические задания, развивающие игры

2

7-8

Выделение существенных признаков

Интеллектуальная разминка. Что такое признак. Выделение существенных признаков. Практические задания, развивающие игры

2

9

Обобщение понятий при построении определений

Обобщение понятий и формулирование определений. Практические задания, развивающие игры

1

10

Отношения между понятиями: ря-доположности, часть - целое

Функциональные отношения между понятиями: часть - целое, последовательности, рядоположности. Практические задания, развивающие игры

1

11-12

Сравнение понятий. Установление сходства и различий

Тренинг зрительной памяти. Сравнение понятий. Отношение между понятиями: часть - целое, последовательности, рядоположности. Практические задания, развивающие игры

2

13

Сравнение понятий. Отношения противоположности

Тренинг внимания. Сравнение понятий. Отношение противоположности. Практические задания, развивающие игры

1

14-15

Установление причинно-следственных связей

Тренинг внимания, функциональные отношения между понятиями: причины и следствия. Установление причинно-следственных связей. Практические задания, развивающие игры

2

16-17

Логические задачи

Установление связей между понятиями. Практические задания, развивающие игры

2

18-19

Классификация понятий

Классификация понятий. Правила классификации. Практические задания, развивающие игры

2

20

Классификация понятий

Классификация понятий. Умение классифицировать понятия по двум и трём признакам. Практические задания, развивающие игры

1

21-22

Сравнение понятий. Аналогия

Сравнение понятий и смысловых словосочетаний. Практические задания, развивающие игры

2

23-25

Поиск закономерностей

Закономерность. Закон. Поиск закономерностей. Представление закономерностей в различных видах. Решение логических задач. Практические задания, развивающие игры

3

26-27

Поиск закономерностей

Поиск закономерностей. Представление закономерностей в различных видах. Практические задания, развивающие игры

2

28

Выделение существенных признаков предметов

Существенные и несущественные признаки. Практические задания, развивающие игры

1

29

Поиск закономерностей

Практические задания, развивающие игры

1

30-31

Объяснение понятий в зависимости от контекста

Объяснение значений слов. Подбор и объяснение значений слов в зависимости от контекста. Составление предложений. Уяснение смысла предложений. Практические задания, развивающие игры

2

32-33

Логические задачи

Повторение: отношения между понятиями. Классификация. Практические задания, развивающие игры

2

34

Итоговое тестирование

1

КУРСА

Формирование обобщённых умений предметного характера, т. е. специальных умений, происходит в контексте разных учебных предметов. Каждый учебный предмет раскрывает свои собственные, специфические возможности для формирования УУД, определяемые в первую очередь функцией учебного предмета и его предметным содержанием. Успешность развития универсальных учебных действий в этих условиях решающим образом зависит от способа построения содержания учебных предметов.

Одним из путей формирования общеучебных умений и способов деятельности является организация специального предметно-ориентированного тренинга, построенного на материале курсов физики, химии, математики, биологии и других предметных областей. Основной целью таких занятий является формирование надпредметных умений, т. е. учебно-интеллектуальных, учебно-информационных, учебно-коммуникативных и др. Среди них важное место занимают учебно-интеллектуальные умения, т. е. освоение учащимися приёмов мыслительной деятельности: обобщения, сравнения, классификации, анализа, аналогии, установления причинно-следственных связей, поиска закономерностей и др. Но вербальный интеллект нельзя развить в отрыве от содержания обучения. Поэтому мы ведём речь о предметно-ориентированном тренинге, т. е. системе упражнений и заданий, предполагающих формирование способов умственных действий на основе работы с понятиями соответствующего предмета.

При этом следует иметь в виду, что:


  1. усвоенные учащимися приёмы и способы умственной деятельности служат основой развития специальных приёмов и способов учебной, познавательной деятельности школьников и обеспечивают успешное усвоение содержания учебных предметов;

  2. система специальных интеллектуально-тренинговых занятий, проводимых на предметном материале, формирует формально-логический компонент мышления и создаёт условия для развития творческого мышления.
Для эффективного переноса приёмов, способов мыслительной деятельности, сформированных на занятиях, в учебную деятельность школьников необходимо соблюдение ряда условий:

  1. полное включение умственных операций и приёмов в структуру учебной деятельности. Структура занятий по выполнению интеллектуальных упражнений должна включать следующие этапы: мотивацию, целеполагание, планирование, действие по реализации плана, самоконтроль, самоанализ, самооценку;

  2. осознанное применение приёмов и способов мыследеятельности, освоенных на занятиях при изучении основных учебных предметов;

  3. развитие каждым педагогом не только специальных умений учащихся по своему предмету, но и общих способностей с помощью системы развивающих упражнений. Развитие общих способностей будет способствовать развитию специальных.
Соблюдение перечисленных условий позволяет обеспечить преемственность в формировании умений надпредметного характера в учебной и внеучебной деятельности. В процессе освоения программы общего образования должно происходить постепенное расширение сферы самостоятельности и ответственности учащихся. Ученики действуют самостоятельно, решая сначала специально отобранные и сконструированные учебные задачи в начальной школе, затем, в основной школе, задачи, в том числе творческие, включающие социальный контекст. Наконец, в старшей школе они приобретают самостоятельность и эффективность в решении широкого круга жизненных задач.

Система занятий предметно-ориентированного тренинга способствует развитию мотивации умственного труда школьников и предоставляет достаточно широкие возможности для развития их познавательного интереса.

Главным условием реализации общешкольной программы формирования общеучебных умений и навыков учащихся является разработка и реализация межпредметной схемы разъяснения на всех ступенях обучения общих способов учебно-познавательной деятельности. Для этого необходимо учитывать, при изучении какой дисциплины, на каком уроке, в какой методической форме происходит формирование общеучебных приемов и принципов. Именно межпредметный подход позволяет скоординировать работу в данном направлении всех учителей-предметников, даёт возможность сделать процесс формирования общеучебных умений и навыков учащихся заранее спланированным и управляемым, целенаправленным и систематическим, преемственным и последовательным. Развитие учащихся в процессе специальных интеллектуальных занятий должно быть синхронизировано с обучением, развитием учащихся на основных школьных предметах осталось время, снова попробуй найти ответ на пропущенные вопросы.

Эту инструкцию можно дать на предыдущем перед тестированием занятии и, выбрав один из вопросов промежуточного теста, показать на примере, как надо действовать.

Для удобства работы тест нужно размножить по количеству детей в классе. По правилам тестирования на странице следует размещать не более двух-трёх вопросов, если они не содержат рисунка. Если в вопросе есть рисунок, то он должен быть на странице только один. Это создаёт условия, при которых усталость будет связана только с выполнением работы, а не с удержанием внимания на строке и боязнью «потерять строку».

При проверке теста оцениваются следующие интеллектуальные умения: осведомлённость, наблюдательность, умение обнаружить закономерности, сообразительность, аналитические умения, методологические умения, логика рассуждения, абстрактное мышление. По ключу определяется коэффициент по каждой позиции. Анализ результатов теста позволяет выяснить общие для всего класса проблемы. Их решение и должно быть приоритетным: выбор форм и методов работы на уроках должен обеспечить развитие именно этих интеллектуальных умений школьников.

Каждый из обучающихся отвечает на вопросы теста. Если задание выполнено верно, то соответственно отмечаются все умения, сформированность которых проверяет это задание. Затем суммируются все плюсы по одному из умений и определяется его доля относительно максимально возможного.

Тесты позволяют судить о динамике в интеллектуальном развитии ребёнка, оценить эффективность системы занятий, осуществить коррекцию умений в тех случаях, когда имеются низкие результаты. Считается, что данное умение не освоено учеником, если результат составляет меньше 1/3 от максимального балла, результат от 1/3 до 2/3 соответствует низкому уровню сформированности умения, а результат, равный 2/3 от максимального балла или выше, соответствует норме.

Итоговое тестирование

1. Для жизни человека необходим кислород. В каком органе человека кислород выделяется из воздуха?

A. В носу.
Б. В сердце.

B. В лёгких.


Г. В желудке.



2. Подберите недостающую фигуру.

А Б В Г


3. Ученика попросили составить группу из четырёх слов, объединив их по какому-либо признаку. Три слова он написал: стол, стул, диван. Помогите ему выбрать четвёртое слово.

A. Тарелка.


Б. Шкаф.

Г. Карандаш.

4. Продолжите перечень слов: арбуз, абрикос, ананас, ...

A. Мандарин.
Б. Банан.

B. Апельсин.


Г. Лимон.

5. По какому признаку понятия объединены в группы?

A. 1 и 2 - то, что человек использует в своей жизни.


Б. 1 - жидкости, 2 - твёрдые тела, 3 - газы.

B. 2 - встречаются очень часто, 1 - встречаются редко,


3 - встречаются очень редко.

Г. 1 и 2 - можно потрогать, 3 - нельзя потрогать.

6. Из пяти одинаковых кубиков сложили фигуры, изображённые на рисунке.

Какое из приведённых ниже утверждений ты считаешь правильным?


A. Массы фигур одинаковы, а объёмы различны.
Б. Массы фигур различны, объёмы одинаковы.

B. Массы фигур и объёмы одинаковы.


Г. Массы фигур и объёмы различны.

7. Ученик получил задание изучить влияние полива на рост растений. Как ему лучше выполнить это задание?

A. Оба растения поставить на окно и одно поливать, а другое нет.

Б. Оба растения поставить в тёмном помещении и поливать.

B. Одно растение поставить на окно, а другое - в тёмное
помещение. Оба растения поливать одинаково.

Г. Одно растение поставить на окно и поливать его, а другое растение поставить в тёмном помещении и не поливать.

8. Если на Луне будут построены города, смогут ли современные автомобили ездить по дорогам между этими городами?

A. Смогут.

Б. Не смогут, на Луне маленькое притяжение.

B. Не смогут, на Луне нет горючего.

Г. Не смогут, на Луне нет воздуха и кислорода.

9. В коробке находится смесь деревянных и железных опилок. Как проще всего отделить их друг от друга?

A. Вручную.

Б. Пропустить через воду.

B. С помощью магнита.
Г. Подуть на них.

10. В каждой строке исключите лишнее.

A. Приставка, предлог, суффикс, окончание, предложение.
Б. Прямая, ромб, прямоугольник, квадрат, треугольник.

B. Барометр, термометр, компас, азимут.


Г. Очерк, рассказ, сюжет, повесть.

11. Расшифруйте анаграмму, найдите закономерность и исключите лишнее слово.

A. АЧТПО
Б. АИДРО

B. ФАГРЕЛТЕ


Г. КТЕВИНЦ

12. Найдите закономерность и впишите недостающие два числа в числовой ряд.

15 16 14 17 13 18 ...


Б. 14, 19.
Г. 19, 13.

Вставьте слова из трёх букв так, чтобы они были окончанием первого слова и началом второго.

A. КАБ(...)ОШКО


Б. С(...)ОКНО

B. СНА(...)ОВОЙ

14. Какие две из приведённых ниже фраз имеют одинаковый смысл?


  1. Держать нос по ветру.

  2. Пустой мешок не стоит.

  3. Трое докторов не лучше одного.

  4. Не всё то золото, что блестит.

  5. У семи нянек дитя без глаза.
A. 3, 5.
Б. 1, 4.

B. 2, 4.
Г. 3, 4.

15.

Мальчик выронил из рук шарик. По какой траектории он будет падать?

Ключ к итоговому тесту для 5 класса


вопроса

Осведомлённость

Наблюдатель ность

Аналитические умения

Поиск закономерностей

Сообразитель ность

Методологические умения

Логика

Абстрактное мышление

1

+

+

2

+

+

+

+

+

3

+

+

+

+

4

+

+

+

+

+

5

+

+

+

+

6

+

+

+

+

7

+

+

+

+

8

+

+

+

+

+

+

9

+

+

+

+

10

+

+

+

+

+

11

+

+

+

+

+

12

+

+

+

+

+

13

+

+

+

+

+

+

14

+

++++

++++

++++

15

+

+

+

+

+